Как составить план проведения круглого стола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по проведению круглых столов

Круглые столы – это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» – это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого столапредоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

  • относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

  • отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;

  • камерность мероприятия.

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

  • участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

  • не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

  • Этапы подготовки круглых столов:

    1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

    2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

    3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

    4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

    5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

    6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, – только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Варианты проведения «круглых столов»:

  • Первый вариант – участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие – распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

  • Второй вариант – ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

  • Третий вариант – «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

  • Четвертый вариант – «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

  • краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

  • общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

  • полное изложение всех выступлений участников.

КГБПОУ СПО «Красноярский монтажный колледж»

МЕТОДИКА
ОРГАНИЗАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА

Методические
рекомендации

Красноярск,
2020

Данная
методическая разработка представляет собой практические  рекомендации по
организации и проведению Круглого стола как формы семинарского занятия.

Методическая
разработка может представлять интерес для преподавателей колледжа различных
дисциплин и специальностей и служить практическим руководством к действию.

Автор:

Пуртова
Татьяна Дмитриевна, преподаватель социально-экономических дисциплин первой категории
КГБПОУ СПО «Красноярский монтажный колледж»

МЕТОДИКА
ОРГАНИЗАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА

Круглый стол (КС)
— семинарское занятие, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек
зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для
всех участников позициям и решениям.

Цель
КС
— раскрыть широкий спектр мнений по
выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и
спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Составляющие
КС:

·       неразрешенный
вопрос

·       равноправное
участие всех заинтересованных сторон

·       выработка
приемлемых решений

Задача КС –  мобилизация
и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому
круглый стол имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники
во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может
возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной
информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и
реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).

2.
Полифоничность круглого стола
(в процессе круглого
стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере
эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это
и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого
многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность
высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он
является особенностью круглого стола).

Формы проведения КС:

Пассивная — когда несколько
преподавателей или специалистов обсуждают тему, а группа слушает. Применяется
из-за отсутствия предварительной подготовки или при желании продемонстрировать
обучающимся профессиональный уровень обсуждения темы.

«Мужской разговор» – когда каждый из взявших
слово говорит о своем, общий разговор и обсуждение не завязываются, а ведущий
только предоставляет слово и слушает вместе со всеми.

Когда
тему обсуждает как бы сам с собой ведущий, но подключает к обсуждению учащихся,
задавая им конкретные вопросы.

Активная — когда идет
именно обсуждение, а ведущий сумев завязать разговор с «обратной связью»,
направляет его.

При проведении
круглого стола для достижения положительного результата и создания деловой
атмосферы необходимо:

1.     Предусмотреть
оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не
один ведущий, а два).

2.     Обеспечить
работу технических средств для аудио- и видеозаписи.

3.     Установить
регламент выступлений.

4.     Обеспечить
соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был
действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что
способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

МЕТОДИКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

«КРУГЛОГО
СТОЛА»

К общим правилам коммуникации относятся
рекомендации:

ü избегай
общих фраз;

ü ориентируйся
на цель (задачу);

ü умей
слушать;

ü будь
активен в беседе;

ü будь
краток;

ü осуществляй
конструктивную критику;

ü не
допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

Обычно
выделяют три этапа в организации и проведении круглого стола:
подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I  Подготовительный
этап включает:

1.     Выбор
проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути
решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный
характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки
зрения развития профессиональных компетенций;

2.     Подбор
модератора (модератор руководит круглым столом, поэтому должен на высоком
уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания
дискуссии, а также методом наращивания информации);

3.     Подбор
дискутантов. Состав участников круглого стола может быть расширен путём
привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных
сообществ и других организационных структур;

4.     Подготовка
сценария (проведение круглого стола по заранее спланированному сценарию
позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе круглого стола).

Сценарий предполагает:

1.     Определение
понятийного аппарата (тезауруса);

2.     Краткую
содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и
спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;

3.     Перечень
вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

4.     Разработку
«домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых неординарных с
использованием репрезентативной выборки информации;

5.     Заключительную
речь модератора.

6.     Оснащение
помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также
мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;

7.     Консультирование
участников (позволяет выработать у большинства участников определенные
убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);

8.     Подготовка
необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть
статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведённого анализа
имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей круглого
стола.

II
Дискуссионный этап
состоит из:

1.     Выступления
модератора, в котором даётся определение проблем и понятийного аппарата
(тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в
форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации. Ведущий
должен действовать директивно, жёстко ограничивая во времени участников
круглого стола.

2.     Проведения
«информационной атаки»: участники высказываются в определённом порядке,
оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

3.     Выступления
дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы,
акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты
дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы;

4.     Ответов
на дискуссионные вопросы;

5.     Подведения
модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных
выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их
преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III
Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

1.     Подведение
заключительных итогов ведущим;

2.     Выработку
рекомендаций или решений;

3.     Установление
общих результатов проводимого мероприятия.

ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ
КС

1.     Напоминание
целей и задач круглого стола

2.     Показ
итоговой расстановки участников встречи по точкам зрения на проблему

3.     Формирование
общей позиции к которой пришли или близки все участники встречи

4.     Ориентирование
учащихся на изучение вопросов, которые не нашли должного освещения на занятии

5.     Слова
благодарности всем участникам.

РЕФЛЕКСИЯ

Завершается работа участников круглого
стола выявлением отношений к произошедшему на данном дискуссионном мероприятии.
Модератор возвращается к теме круглого стола. Важно дать возможность всем
участникам высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе
обсуждения.

Форма организации рефлексии может быть
самая разнообразная.

ВОЗМОЖНЫЕ
НЕДОСТАТКИ

ТРАДИЦИОННОЙ
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

ü Авторитарный
стиль ведущего

ü Поверхностное
обсуждение поставленных проблем

ü Слабая
связь теории с практикой, абстрактность докладов

ü Низкая
результативность

ЖЕЛАЕМ
УДАЧИ!

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы
обучения. – Тула 2016

2.  Беспалько В.П. Педагогика и
прогрессивные технологии обучения. – М.,         2017.

3.  Гузеев В.В. Образовательная технология
– М., 2018

4. http://www.proshkolu.ru/club/prosvescheniexxivek/file2/3207476

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 97 «Күчтәнәч»

Методические рекомендации по проведению круглых столов

Составила: Конакова Т.А.

Воспитатель группы №12

г. Нижнекамск, 2020г.

Круглые столы – это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» – это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.  

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:  относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий; отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола;  существенные ограничения в плане количества посетителей; камерность мероприятия. 

Модерация (ведение). 

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.

Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.  

Ведущий Круглого стола не должен быть:

  • Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.
  • Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии. •
  • Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. • Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.
  • Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.
  • Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.
  • Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования. Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях, нравоучениях и иных формах «работы на публику». 

Правила для участников круглого стола:

  • участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;
  • не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать. 

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры и преподавателей. Кафедры предлагают темы «Круглых столов» с обоснованием необходимости ее обсуждения и разработки. В этом случае следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола. Если масштабы мероприятия выходят за рамки вуза, целесообразно на предварительном этапе подготовки Круглого стола разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии. Следует помнить, что формирование группы участников предусматривает дифференцированный подход: это должны быть не только компетентные, творчески мыслящие люди, но и должностные лица, представители исполнительной власти, от которых зависит принятие решений.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола). При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных. 

Методика проведения Круглого стола.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, – только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

     Варианты проведения «круглых столов»:

  • Первый вариант – участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие – распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.
  • Второй вариант – ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.
  • Третий вариант «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.
  • Четвертый вариант – «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.  

Изложение материалов Круглого стола.  

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

  • краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.
  • общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.
  • полное изложение всех выступлений участников. 

План круглого стола:

1.
Вступительное слово руководителя

2.
Заслушивание докладов на темы:

  • Бюджетный
    федерализм и его реализация в межбюджетных
    трансфертах

  • Фонды,
    формируемые для осуществления
    межбюджетных трансфертов

  • Концепция
    повышения эффективности межбюджетных
    отношений

  • Проблемы
    построения и регулирования межбюджетных
    отношений в России

3.
Обсуждение докладов

4.
Избрание счётной комиссии и голосование
(выбор лучшего доклада)

5.
Подведение итогов круглого стола

6.
Подготовка резюме по результатам
проведения круглого стола.

7.
Учебная дискуссия на тему: «Основы
разграничения доходов и расходов между
бюджетами»

Этот
метод обучения заключается в проведении
учебных групповых дискуссий по конкретной
проблеме в относительно небольших
группах, обучающихся (до 20-25 человек).

Традиционно
под понятием «дискуссия» понимается
обмен мнениями во всех его формах. Опыт
истории показывает, что без обмена
мнениями и сопутствующих ему прений, и
споров никакое развитие общества
невозможно. Особенно это касается
развития в сфере духовной жизни и
профессионального развития человека.

Дискуссия
как коллективное обсуждение может
носить различный характер в зависимости
от изучаемого процесса, уровня его
проблемности и, как следствие этого,
высказанных суждений.

Учебная
дискуссия отличается от других видов
дискуссий тем, что новизна ее проблематики
относится лишь к группе лиц, участвующих
в дискуссии, т. е. то решение проблемы,
которое уже найдено в науке, предстоит
найти в учебном процессе в данной
аудитории.

1
этап. Вступление
.
Преподаватель объявляет тему дискуссии
«Проблемы развития бюджетного федерализма
в России» и цель занятия – выявить
проблемы развития бюджетного федерализма
и обозначить основные направления их
решения.

На
этот этап отводится 5-1 минут. Для
преподавателя, организующего учебную
дискуссию, результат, как правило, уже
заранее известен. Целью здесь является
процесс поиска, который должен привести
к объективно известному, но субъективно,
с точки зрения обучающихся, новому
знанию. Причем этот поиск должен
закономерно вести к запланированному
педагогом заданию. Это может быть, на
наш взгляд, только в том случае, если
поиск решения проблемы (групповая
дискуссия) полностью управляем со
стороны педагога.

2
этап. Основная часть.

Преподаватель разбивает аудиторию на
группы (как правило, на 2) в зависимости
от взглядов на изучаемую проблему.

Каждой
команде дается 10 минут на высказывание
собственной точки зрения. Далее команды
задают вопросы противоположной команде
– 15 минут.

После
этого начинается обмен мнениями – 15
минут. Управление здесь носит двоякий
характер. Во-первых, для проведения
дискуссии педагог создает и поддерживает
определенный уровень взаимоотношений,
обучающихся — отношения доброжелательности
и откровенности, т. е. управление
дискуссией со стороны педагога носит
коммуникативный характер.

Во-вторых,
педагог управляет процессом поиска
истины. Общепринято, что учебная дискуссия
допустима «при условии, если преподаватель
сумеет обеспечить правильность выводов».

3этап.
Выводы и заключения
.
На этот этап отводится 10-15 минут. Обобщая
сказанное выше, можно выделить следующие
специфические черты оптимально
организованной и проведенной учебной
дискуссии:

1)
высокая степень компетентности в
рассматриваемой проблеме педагога-организатора
и, как правило, имеющийся достаточный
практический опыт решения подобных
проблем у слушателей;

2)
высокий уровень прогнозирования решения
типичных проблемных ситуаций благодаря
серьезной методической подготовке
педагога- организатора, т. е. относительно
низкий уровень импровизации со стороны
педагога. Одновременно достаточно
высокий уровень импровизации со стороны
обучающихся.

Отсюда
необходимость управляемости педагогом
процессом проведения дискуссии;

3)
целью и результатом учебной дискуссии
являются высокий уровень усвоения
обучающимися истинного знания, преодоление
заблуждений, развитие у них диалектического
мышления;

4)
источник истинного знания вариативен.
В зависимости от конкретной проблемной
ситуации это либо педагог-организатор,
либо обучающиеся, либо последние выводят
истинное знание при помощи педагога.

Этот
метод позволяет максимально полно
использовать опыт слушателей, способствуя
лучшему усвоению изучаемого ими
материала. Это обусловлено тем, что в
групповой дискуссии не преподаватель
говорит слушателям о том, что является
правильным, а сами обучающиеся вырабатывают
доказательства, обоснования принципов
и подходов, предложенных преподавателем,
максимально используя свой личный опыт.

8.
Дискуссия по теме «Сбалансированность
бюджетов: профицит и дефицит» заключается

в проведении учебных групповых дискуссий
по конкретной проблеме.

Постановка
проблемы:

  1. Проблема
    преодоления дефицита бюджета

  2. Направления
    использования профицита бюджета

  3. Пенсионная
    реформа: итоги реализации

  4. Проблемы
    оказания качественных медицинских
    услуг населению

  5. Реформирование
    системы социального страхования в РФ

В
процессе дискуссии происходит обмен
мнениями во всех его формах. Главная
задача дискуссии – выявление существующего
многообразия точек зрения участников
на вопрос и проблему и при необходимости
всесторонний анализ каждой из них.

Учебная
дискуссия отличается от других видов
дискуссий тем, что новизна ее проблематики
относится лишь к группе лиц, участвующих
в дискуссии, т. е. то решение проблемы,
которое уже найдено в науке, предстоит
найти в учебном процессе в данной
аудитории.

Дискуссия
позволяет максимально полно использовать
опыт студентов, способствуя лучшему
усвоению изучаемого ими материала. Это
обусловлено тем, что в групповой дискуссии
не преподаватель говорит студентам о
том, что является правильным, а сами
обучающиеся вырабатывают доказательства,
обоснования принципов и подходов,
предложенных преподавателем, максимально
используя свой личный опыт. Этот активный
метод обучения обеспечивает хорошие
возможности для обратной связи,
подкрепления, практики, мотивации.

9.

Решение задач

Задача 1.
Рассчитайте
сумму регулирующих доходов бюджета
об­ласти, при условии, что расходная
часть бюджета состав­ляет 340 млн руб.,
закрепленные доходы равны 110 млн руб.,
а дефицит бюджета 40 млн руб.

Задача
2.
Рассчитайте
сумму регулирующих доходов бюджета
области.

Данные
для расчета: сумма расходной части
бюджета области 450 млрд руб. Дефицит
бюджета 60 млрд руб. Сумма закрепленных
доходов 180 млрд руб.

Задача
3.
Рассчитайте
сумму дефицита бюджета области и сумму
субвенции.

Данные:
сумма регулирующих доходов бюджета
220 млрд руб. Сумма закрепленных
доходов 270 млрд руб. Сумма расходной
части бюджета 560 млрд руб. Сумма
субвенции составляет 40% суммы дефицита.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

 Круглый стол «Морально-этические ценности современного человека»,      Методика проведения.  «Круглый стол»  как форма организации  ораторского выступления.   Самукова И.  2019 г.

Круглый стол «Морально-этические ценности современного человека»,

Методика проведения. «Круглый стол» как форма организации ораторского выступления.

Самукова И.

2019 г.

Определение  Круглый стол современная форма публичного обсуждения или освещения каких- либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке;  форма работы с аудиторией, как правило, имеющей опыт практической деятельности в области обсуждаемого вопроса .

Определение

Круглый стол

  • современная форма публичного обсуждения или освещения каких- либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке;
  • форма работы с аудиторией, как правило, имеющей опыт практической деятельности в области обсуждаемого вопроса .

Характеристика Проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем ; обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников; в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос; участники имеют равные права и высказывания в определенном порядке.

Характеристика

  • Проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем ;
  • обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников;
  • в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;
  • участники имеют равные права и высказывания в определенном порядке.

 Цель круглого стола Выявить спектр мнений по поставленной проблеме; обсудить с позиции разных точек зрения неясные или спорные моменты, связанные с обозначенной проблематикой.

Цель круглого стола

  • Выявить спектр мнений по поставленной проблеме;
  • обсудить с позиции разных точек зрения неясные или спорные моменты, связанные с обозначенной проблематикой.

Регламентация деятельности   Время проведения «круглого стола» не должно превышать 2 часов; количество участников не должно быть очень большим; следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал; время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее; ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент; вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.

Регламентация деятельности

  • Время проведения «круглого стола» не должно превышать 2 часов;
  • количество участников не должно быть очень большим;
  • следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;
  • время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;
  • ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент;
  • вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.

 Роль ведущего (модератора)  Специалист, владеющий теорией и практикой рассматриваемого вопроса;  организующий и направляющий обсуждение;   дающий комментарии и пояснения.

Роль ведущего (модератора)

  • Специалист, владеющий

теорией

и практикой

рассматриваемого вопроса;

  • организующий и направляющий обсуждение;
  • дающий комментарии и пояснения.

  План действий ведущего (модератора) Совместно с рабочей группой по подготовке «круглого стола» Выработать, описать, обосновать выбор темы для обсуждения; подобрать теоретический и справочный материал как пособие при подготовке (каждый участник КС должен получить ориентировочный план обсуждения или заявленные заранее темы + обозначение ролей: оппонент, пропонент, аналитик, «третейский судья» и т.д.)

План действий ведущего (модератора)

Совместно с рабочей группой

по подготовке «круглого стола»

  • Выработать, описать, обосновать выбор темы для обсуждения;
  • подобрать теоретический и справочный материал как пособие при подготовке (каждый участник КС должен получить ориентировочный план обсуждения или заявленные заранее темы + обозначение ролей: оппонент, пропонент, аналитик, «третейский судья» и т.д.)

Виды «круглых столов» Учебные круглые столы;  проблемные;  системные .

Виды «круглых столов»

  • Учебные круглые столы;
  • проблемные;
  • системные .

Формы круглого стола:  активная; пассивная .

Формы круглого стола:

  • активная;
  • пассивная .

 Формы проведения КС Коллективная беседа; регламентированная дискуссия;  диспут;  учебная конференция;  учебная встреча.

Формы проведения КС

  • Коллективная беседа;
  • регламентированная дискуссия;
  • диспут;
  • учебная конференция;
  • учебная встреча.

Структура КС Постановка цели; слово для приветствия; определение существующих трудностей; поиск возможностей; анализ аргументов; подведение итогов; выработка рекомендаций.    

Структура КС

  • Постановка цели;
  • слово для приветствия;
  • определение существующих трудностей;
  • поиск возможностей;
  • анализ аргументов;
  • подведение итогов;
  • выработка рекомендаций.

Средства ведения дискуссии: постановка вопроса; повторение; обобщение.

Средства ведения дискуссии:

  • постановка вопроса;
  • повторение;
  • обобщение.

Нюансы организации

Нюансы организации “круглого стола” на уроке

  • В какой последовательности давать слово участникам?
  • Важно, чтобы принял участие каждый ученик. Слово дают поочередно всем желающим, указав, что повторов не должно быть.
  • Другой вариант: в микрогруппах….!!!!!!
  • Как оценивать учащихся?
  • Ведущему (учителю/модератору) сложно будет запомнить степень участия каждого ученика. Поэтому можно выбрать один из вариантов:
  • Средняя оценка, которая складывается из трех /нескольких: самооценки, оценки товарищей, сидящих слева и справа (по необходимости)
  • Оценки микрогруппы/группы экспертов (жюри), которые в ходе урока будут фиксировать выступления каждого участника.
  • Как вариант!!! В созданных микрогруппах выбрать одного «человека», который также будет фиксировать степень участия каждого ученика и оценивать по заранее обговоренным критериям .

Преимущества КС  Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств: помогает обобщить изученный материал; помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта; формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства; помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи; формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Преимущества КС

Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств:

  • помогает обобщить изученный материал;
  • помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта;
  • формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства;
  • помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи;
  • формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Недостатки КС Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников. Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю». Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно. Авторитарный стиль.

Недостатки КС

  • Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников.
  • Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю».
  • Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно.
  • Авторитарный стиль.

Добавить комментарий