Как составить план проведения опыта

Основные этапы
экспериментальной деятельности

I
Теоретический
этап исследования.

На данном этапе
решаются следующие задачи:

  1. Формулирование
    проблемы и темы исследования.

  2. Определение
    объекта и предмета исследования.

  3. Определение
    экспериментальных задач и гипотез
    исследования.
    П. Методический
    этап исследования.

На
этом этапе разрабатывается методика
эксперимента и экспериментальный план.
Разработка экспериментального плана
предполагает два момента:

1) составление
программы экспериментирования как
рабочего плана и последовательности
процедур опыта;

2) математическое
планирование обработки экспериментальных
данных, т.е. математическую
модель обработки результатов эксперимента.

III
Экспериментальный
этап

Создание
экспериментальной ситуации, наблюдение,
управление ходом эксперимента
и измерение соответствующих данных.
Экспериментальная ситуация характеризуется:

  • условиями опыта
    (окружающая и социальная среда);

  • текст-объектами
    (вербальными и предметными раздражителями);

  • инструкцией
    (установкой на деятельность);

  • экспериментаторами;

  • личностью
    испытуемых;

  • ответами
    – реакциями испытуемых.
    IV.
    Аналитический
    этап

Осуществляется
количественный анализ результатов
(математическая обработка),
научная интерпретация полученных
данных, формулирование новых научных
гипотез и практических рекомендаций.

Схема
социально-педагогического эксперимента
по А.Ф. Лазурскому.

  1. Измерение
    психологических качеств личности
    испытуемого по трем уровням (низший,
    средний, высший).

  2. Социально-педагогическое
    воздействие на испытуемого в целях
    повышения уровня
    развития отстающих качеств.

  3. Вторичное
    измерение качеств личности после
    осуществления социально-психологического
    и педагогического воздействия.

  4. Сравнение
    результатов первого и второго измерения.

  5. Выводы об
    эффективности осуществленных воздействий.

2.5. Общий
цикл эксперимента

1.
Планирование
действий эксперимента –
первое
необходимое условие его проведения,
возможность самостоятельного управления
независимой переменной. На
практике заранее составленный план
предъявления условий или уровней,
независимой
переменной, т.е. экспериментальная
схема

Планирование
действий:

  • от гипотезы к
    методике,

  • от методики к
    операциям, опытам, измерениям и т.д.

2.
Протоколирование

необходимое условие проведения
эксперимента. Протоколирование плана
и хода его проведения обеспечивает
полный учет данных для составления
экспериментального отчета

Протоколирование

  • экспериментальная
    гипотеза;

  • определение
    независимой переменной;

  • способ оценки;

  • учет других
    (побочных) обстоятельств;

  • используемые
    приемы анализа полученных данных;

  • описание действий
    испытуемых;

  • анализ
    результатов исследования и вывод о
    гипотезе.
    3.
    Оформление экспериментального
    отчета.
    Достоинства
    метода

  1. Эксперимент
    как деятельность является видом
    человеческой практики, т.о. экспериментальный
    факт приобретает свойства критерия
    истины.

  2. Эксперимент
    направлен на выявление причинно-следственных
    отношений между
    свойствами изучаемых объектов.

  3. Исследователь
    активен, он сам создает условия и имеет
    возможность их полно
    учитывать и выявлять влияние на
    испытуемых

  4. Возможность
    многократного повторения эксперимента
    для подтверждения объективности.

Недостатки и
ограничения

  1. Нарушаются
    естественные условия протекания
    явления.

  2. Сложность создания
    требуемых экспериментальных условий.

  3. Малая
    степень генерализации получаемых в
    опытах данных на
    реальную жизнь.

  4. Требования к
    высокому профессионализму исследователя.

Валидность

Глобальной
целью любого экспериментального
исследования является обобщение
полученных
результатов и вывода об экспериментальной
гипотезе. Однако полное достижение
этой цели возможно лишь в мысленном,
безупречном эксперименте, невыполнимом
на практике. Вместе с тем, реальный
эксперимент в той или иной мере
репрезентирует (представляет) безупречный.
Чем лучше репрезентативность, тем выше
валидность
эксперимента. Соотношение основных
характеристик эксперимента наглядно
представлено на рисунке 1.

Идеальный
эксперимент (ИЗ)

(термин ввел Г. Кэмпбелл) — это эксперимент
наиболее
приближенный к теории (гипотезе).
Осуществить идеальный эксперимент
практически невозможно.
Он предполагает: -*- манипулирование
независимой переменной (НЗП) при полном
контроле зависимой переменной (ЗП);
постоянство условий; эквивалентность
выборок;
неизменность характеристик испытуемых;
“отсутствие” временных характеристик;
возможность бесконечного повторения
эксперимента в различных ситуациях и
на любых выборках; возможность
одновременного проведения всех
экспериментальных воздействий.

Мерой приближения
ИЭ к гипотезе является операциональная
валидность.

Реальный
эксперимент (РЭ)

характеризуется внутренней валидностью
(ВнВ), то есть
мерой влияния на ЗП тех условий (НЗП и
внешних переменных (ВшП), которыми
варьирует исследователь. ВнВ — это мера
достоверность результатов эксперимента.
РЭ осуществляется
в реальных условиях, при которых
переменные контролируются не полностью.
ВшП являются причиной артефактов
(смещений эффекта). Планирование
эксперимента
имеет целью повышение ВнВ. ВнВ тем выше,
чем выше вероятность, что
эффект вызван изменением НЭП.

Эксперимент
полного соответствия (ЭПС)

экспериментальное воспроизведение
реальной
ситуации. Мерой соответствия ЭПС реальной
ситуации является внешняя валидность
(ВшВ), то есть возможность переноса
экспериментальных результатов на
реальную
ситуацию, обобщение для других объектов
реальности.

Мерой
адекватности интерпретации экспериментальных
данных требованиям психологической
теории является конструктная валидность
(KB).

Валидность

степень соответствия измеряемой
переменной измеряемому свойству
реального объекта. Валидность состоит
из двух основных видов: внутренней и
внешней.

Внутренняя
валидность

выяснение того насколько «хорошо
эксперимент репрезентирует
безупречный эксперимент полного
соответствия», то есть измеряемые

переменные
репрезентируют реальную ситуацию (Р.
Готтсданкер) или «действительно
ли именно это экспериментальное
воздействие привело к изменениям в
данном эксперименте?»
(Д. Кэмпбелл)

Валидность
концептуальная

соответствие структуры измеряемых
переменных авторской
концепции.

Валидность
содержательная

«означает систематическую проверку
содержания
теста с тем, чтобы установить, соответствует
ли оно репрезентативной выборке
измеряемой
области поведения» (А. Анастази), то есть
отражает возможности эксперимента
(теста) по измерению какой-либо психической
переменной.

Валидность
операциональная

конкретные экспериментальные операции
(создание
условий и получение зависимой переменной)
репрезентируют независимую и за­висимую
переменные в недостижимом эксперименте
полного соответствия (Р. Готтсданкер).

Валидность
конструктная

показывает насколько результаты
эксперимента (теста)
могут рассматриваться в качестве
теоретического конструкта фактора,
свойства
и т.п..

Валидность
эмпирическая

уточняет возможность эксперимента по
измерению определенных
психических функций, доведя его до
фиксации наличия статистической связи
между психическими функциями и данными
теста.

Внешняя
валидность

возможность обобщения вывода: на какие
популяции, ситуации,
другие независимые переменные, параметры
воздействия могут быть распространены
результаты эксперимента.

Достоверность
экспериментальных результатов постоянно
подвергается влиянию
определенных условий или помех, которые
снижают их валидность. В практике
психологической
работы постоянно имеет место ряд
факторов, которые случайным образом
или систематически угрожают как
внутренней, так и внешней валидности
эксперимента.

Факторы, влияющие
на внутреннюю валидность эксперимента

К факторам, влияющим
на внутреннюю валидность эксперимента
относятся:

  1. фон
    – конкретные события, происходящие в
    период эксперимента, наряду с
    экспериментальным
    воздействием;

  2. естественное
    развитие – изменение испытуемых,
    являющееся следствием течения времени
    (несвязанные с конкретными событиями
    и воздействиями);

  3. эффект
    тестирования – влияние выполнения
    заданий, применяемых для измерения,
    на результаты повторного испытания;

  4. инструментальная
    погрешность, нестабильность измерительного
    инструмента – влияние нестандартности
    применения тестов на результаты
    измерения;

  5. статистическая
    регрессия – отбор групп на основе крайних
    показателей;

  6. отбор
    испытуемых – неэквивалентность групп
    по составу, вызывающая появление
    систематической ошибки в результатах;

  7. взаимодействие
    фактора отбора с естественным развитием,
    которое принимается
    за результат экспериментального
    воздействия;

8) отсев
– неравномерность выбывания испытуемых
из сравниваемых групп;

9) реактивный
эффект или эффект взаимодействия
тестирования – восприимчивость
испытуемых к экспериментальному
воздействию под влиянием предварительного
тестирования

Факторы, влияющие
на внешнюю валидность эксперимента

К факторам, влияющим
на внешнюю валидность эксперимента
относятся:

  1. эффекты взаимодействия
    фактора отбора и экспериментального
    воздействия;

  2. условия
    организации эксперимента, вызывающие
    реакцию испытуемых на эксперимент
    — невозможность распространения
    экспериментальных данных на естественные,
    неэкспериментальные условия;

3) взаимная
интерференция экспериментальных
воздействий — неоднократное
экспериментальное
воздействие на одних и тех же испытуемых
(остаточные «следы» более ранних
экспериментальных воздействий —
«научение»)

Особенности
планирования и построение моделей
эксперимента

Выбор схемы
эксперимента

Преимущества
эксперимента как метода исследования
психических явлений могут
быть реализованы только при тщательной
подготовке и реализации экспериментального
плана. Планирование действий (planned
manipulation
— «запланированная
манипуляция») эксперимента — первое
необходимое условие его проведения,
возможность самостоятельного управления
независимой переменной. На практике
это заранее
составленный план предъявления условий
или уровней, независимой переменной,
т.е.
экспериментальная схема,, (

Экспериментальная
схема (Э С)

определенный план предъявления испытуемым
разных условий независимой переменной
для адекватной проверки экспериментальной
гипотезы. Она классифицируются по трем
основным параметрам: 1)
основание сравнения условий (или
уровней); 2) тип изменения и 3) число
независимых
переменных.

Интраиндивидуальная
ЭС

предъявление одному (или нескольким —
группе) испытуемому
всех исследуемых условий независимой
переменной. Используется главным образом
в практических индивидуальных
экспериментах (и поэтому иногда называется
просто схема индивидуального эксперимента).
Различаются по используемым
последовательностям предъявления
условий: 1) схема случайной последовательности;
2) схема регулярного чередования; 3) схема
позиционно уравненной последовательности.

Межгрупповая
Э.С

предъявление каждого из исследуемых
условий независимой переменной разным
группам испытуемых. Сочетание двух
типов набора испытуемых (распределение
по группам и отбор из популяции) с тремя
стратегиями построения
групп дает пять возможных схем межгрупповых
сравнений: 1) случайное распределение
групп; 2) попарное распределение групп;
3) случайное распределение групп
с выделением слоев; 4) случайный отбор
групп; 5) случайный отбор групп с
вы­делением
слоев.

Кросс-индивидуальная
Э.С.

предъявление каждому из испытуемых
(или их групп)
всех исследуемых уровней независимой
переменной в определенной последовательности,
прячем позиции каждого уровня в наборе
этих последовательностей — численно
уравнены. Применяется как наиболее
оптимальная в лабораторных многоуровневых
экспериментах. В соответствии с различными
вариантами позиционного уравнивания
выделяют: 1) реверсивное (обратное)
уравнивание, 2) полное уравнивание, 3)
латинский
и 4) сбалансированный квадрат.

Экспериментальные
схемы, связанные с разными типами
независимой переменной легко
различить по используемой терминологии:
условия — для качественного и уров­ни
— для количественного типа.

Факторная
Э.С.

схема эксперимента с двумя или несколькими
независимыми переменными.
Применяется для проверки гипотез с
одним отношением, обеспечивая контроль
сопутствующего смешения базисной
переменной и обобщения результатов, и
для
проверки комбинированных гипотез.

Гомогенная
Э.С.
— схема
факторного эксперимента с одинаковыми
основаниями сравнения
и типами изменения всех привлекаемых
независимых переменных.

Гетерогенная
Э.С.
— то же
при разнородности оснований сравнения
и типов изменения
независимых переменных.

Экспериментальными
схемами иногда называют также особые
способы контро­ля
(например, контроль обоих видов
сопутствующего смешения).

Последовательность
(order)
— порядок предъявления испытуемым
условий (или
уровней) независимой переменной в
экспериментах, проводимых по индивидуальным
схемам. С последовательным характером
предъявления проб связаны эффекты
последовательности (в частности, эффекты
переноса). Выделяют три типа
последовательности,
которым соответствуют основные схемы
интраиндивидуального эксперимента:

  • схема
    случайной последовательности

    предъявление испытуемому условий
    (или уровней) независимой переменной
    в случайном порядке. Эффективный способ
    интраиндивидуального контроля факторов
    времени. Для использования схемы
    (и повышения надежности) требуется
    большое количество проб. Систематическое
    смешение практически устраняется (за
    счет усреднения эффектов переноса),
    кроме
    случаев асимметричного взаимовлияния
    предъявляемых условий. Случайная
    последовательность
    применяется также для распределения
    экспериментальных задач
    по разным условиям независимой
    переменной;

  • схема
    регулярного чередования 9—
    поочередное
    предъявление испытуемому двух условий
    независимой переменной; способ
    интраиндивидуального контроля факторов
    времени.
    При достаточно большом количестве проб
    повышается надежность эксперимента,
    усредняются эффекты однородного,
    симметричного и неоднородного переноса.
    Регулярный
    характер предъявления условий не
    позволяет устранить ряд источников
    систематического
    смешения: предубеждения экспериментатора,
    асимметричные взаимовлияния условий
    независимой переменной, а также
    последствия периодических событии,
    происходящих (по объективным причинам)
    во время предъявления одного из этих
    условий;

схема
позиционно уравненной
(counterbalanced)
последовательности — последовательность
предъявления условий (или уровней)
независимой переменной, в которой
позиции (номера) каждого из них составляют
в среднем равные числа. Такая схема
применяется
при относительно небольшом количестве
проб (или блоков проб). Она эффективна
как способ контроля факторов времени,
если его изменения линейны, а также
однородных и симметричных влияний
последовательности. В случаях неоднородного
и асимметричного переноса схема не
обеспечивает контроля систематического
смешения. Возможность усреднения
последних видов эффектов последовательности
проб возникает при использовании
позиционного уравнивания для сразу
нескольких последовательностей уровней
в кросс-индивидуальных экспериментах.

Формирование
экспериментальной гипотезы

Основной
целью моделирования в широком смысле
является формирование экспериментальной
гипотезы.

Экспериментальная
гипотеза —
конкретизация
некоторой догадки или идеи, с целью ее
проверки в эксперименте. Она включает
в себя независимую и зависимую переменные,
отношение между ними и уровни дополнительных
переменных. Это предположение
об отношении между независимой и
зависимой переменными при оп­ределенном
уровне дополнительной переменной. В
той мере, в какой это отношение не будет
зависеть от побочных и дополнительных
переменных, экспериментальная гипотеза
может становиться все более обобщенной:

  • контргипотеза
    альтернативная
    основному предположению; возникает
    автоматически;

  • третья
    конкурирующая

    об отсутствии влияния независимой
    переменной на зависимую
    переменную; проверяется только в
    лабораторном эксперименте (нуль
    гипотеза);

  • точная

    предположение об отношении между
    единичной независимой переменной и
    зависимой переменной в лабораторном
    эксперименте; проверка требует выделения
    независимой переменной и очищения ее
    условий;

  • о
    максимальной (или минимальной) величине

    предположение о том, при каком уровне
    независимой переменной зависимая
    переменная принимает максимальное
    (или
    минимальное) значение. Основанный на
    представлении о двух базисных процессах,
    оказывающих
    противоположное действие на зависимую
    переменную: при достижении определенного
    (высокого) уровня независимой переменной
    «негативный» процесс становится
    сильнее «позитивного»; проверяется
    только в многоуровневом эксперименте;

  • об
    абсолютных и пропорциональных отношениях

    точное предположение о характере
    постепенного (количественного) изменения
    зависимой переменной с постепенным
    (количественным) изменением независимой
    переменной; проверяется в много уровневом
    эксперименте;

  • с
    одним отношением

    предположение об отношении между одной
    независимой
    и одной зависимой переменными. Для
    проверки экспериментальной гипотезы
    с одним
    отношением может быть использован и
    факторный эксперимент, но вторая
    независимая
    переменная является при этом контрольной;

комбинированная
— предположение
об отношении между определенным
сочетанием (комбинацией) двух (или
нескольких) независимых переменных, с
одной стороны, и зависимой переменной—
с другой; проверяется только в факторном
эксперименте.

Проверка
выдвигаемых гипотез может быть проведена
в ходе специально поставленного
эксперимента.

Структура
экспериментальной задачи

Планирование
эксперимента начинается после отработки
гипотезы, которая формируется
в процессе знакомства исследователя с
фактическим материалом по данной
научной проблеме (проблема
– противоречивая
ситуация, которая требует разрешения).

На основе гипотезы
формируется экспериментальная задача
(цель исследования в определенных
экспериментальных условиях).

Структура задачи:

выделение
объекта исследования (рандомизация,
репрезентативность выборки, выбор
эквивалентных групп);

определение
предмета исследования (определение
зависимых и независимых переменных);

выбор, конструирование
инструмента регистрации (валидность
методики);

определение
средств, методов и форм воздействия
(разработка методик психолого-педагогического,
физического или иного воздействия);

организация
процедуры эксперимента (выбор схемы,
модели, «плана эксперимента»
— алгоритма действий и последовательности
процедур, анализ факторов, угрожающих
внутренней и внешней валидности);

подбор
методов обработки, накопления и хранения
данных, «ключи», методы стандартизации
данных, база данных и т.п.);

определение
методов анализа и интерпретации данных
(теоретические и эмпирические
методы).

Задачей моделирования
экспериментальных воздействий является
оптимальное приближение эксперимента,
с одной стороны, к реальности и к гипотезе
— с другой (теория — реальность). Если
рассматривать результаты эксперимента,
то возникает проблема их интерпретации
(эксперимент — интерпретация).

Хороший эксперимент
(по Д. Кэмпбеллу) должен:

а) выявлять
временную последовательность
предполагаемой причины (НЭП) и следствия
(ЗП);

б) выявлять
связь НЗП и ЗП;

в) исключать
влияние на ЗП ВшП;

г) исключать
альтернативные гипотезы о теоретических
конструктах, объясняющих
связь НЗП и ЗП.

Внешняя
валидность (ВшВ) эксперимента в абсолюте
недостижима. Поэтому проблема внешней
валидности неразрешима. ВшВ есть, с
одной стороны, характеристика возможности
обобщения экспериментальных данных на
популяцию, а, с другой, репрезентативность
эксперимента.

Репрезентативность
эксперимента

это.’ соответствие экспериментальной
ситуации
жизненной ситуации; типичность данной
жизненной ситуации.

Репрезентативность
выборки испытуемых

степень адекватности отражения свойств
и характеристик изучаемой популяции в
выборке испытуемых, привлеченных для
эксперимента. Высокая репрезентативность
выборки означает высокую пред-ставленность
популяции, то и другое достигается с
помощью правильного отбора испытуемых.
Термин репрезентативность используется
также по отношению к конкретному
испытуемому, а иногда — к условиям
проведения эксперимента.

Экспериментальная
группа комплектуется по следующим
схемам:

а) формируются
экспериментальная и контрольная группы,
которые распределяются
по различным режимам эксперимента;

б) исследуется
одна группа в экспериментальном и
контрольном режимах;

в) «парный
дизайн», когда по итогам предварительного
тестирования подбираются
эквивалентные пары испытуемых с
последующим распределением по режимам
эксперимента;

г) «смешанная»
схема, когда все группы распределяются
по различным режимам эксперимента
(проверка влияния НЗП на ЗП в различных
условиях).

Требования к
формированию экспериментальной выборки
(критерии)

  1. Содержательный
    критерий
    (критерий
    операциональной валидности). Выборка
    должна соответствовать содержанию
    гипотезы (обучаемость — на учениках;
    дисциплина — на воинах и т.п.).

  2. Критерий
    эквивалентности испытуемых
    (критерий
    внутренней валидности). Результаты
    выборки должны распространяться на
    каждого члена выборки, то есть необходимо
    учитывать все значимые характеристики
    объекта исследования, различия в
    выраженности
    которых могут значительно повлиять на
    ЗП. Например, при исследовании
    «тревожности» в ходе обучения необходимо
    подбирать группу с примерно равным
    IQ.

3
Критерий
репрезентативности
(критерий
внешней валидности). Выборка должна
представлять генеральную совокупность
качественно (возраст, пол, образование,
социально-демографические
характеристики (город, село, национальность
и т.д.) и количественно. Формирование
репрезентативной выборки по количественному
признаку осуществляется
при помощи теоремы П. Чебышева о
вероятности ошибки репрезен­тативности,
которая гласит: «С вероятностью сколь
угодно близкой к единице, можно утверждать,
что при достаточно большом числе
независимых наблюдений выборочная
средняя
будет сколь угодно мало отличаться от
генеральной средней».

Размер минимальной
репрезентативной выборки рассчитывается
по формуле:

где:
п — численность выборки, t
— коэффициент кратности ошибки, связанный
с вероятностью (Pt),
с которой требуется гарантировать
результаты выборочного наблюдения
(t-критерий);
d
— размер допустимой ошибки выборки
(0,05); W
— доля (частность) данного признака
(0.8); 1 — W
— доля противоположного признака (0.2);
N — численность генеральной совокупности.

В
зависимости от целей и возможностей
численность экспериментальной выборки
может варьировать от одного испытуемого
до нескольких тысяч человек. Рекомендуется,
чтобы численность сравниваемых групп
была не менее 30-35 человек из статистических
соображений, поскольку коэффициенты
корреляции выше 0,35 при таком количестве
испытуемых значимы при а = 0,05.

Если
же для обработки данных используется
факторный анализ, то существует надежные
факторные решения можно получить лишь
в том случае, если количество испытуемых
не менее чем в 3 раза превышает число
регистрируемых параметров. Кроме того,
целесообразно увеличивать количество
испытуемых на 5-10%, так как часть
из них будет “отбракована” в ходе
эксперимента или при анализе
эксперимен­тальных протоколов (не
поняли инструкцию, не приняли задачу,
дали “девиантные” результаты
и т.д.).

Стратегии
формирования выборки

В ходе формирования
выборки используются следующие стратегии:

  1. Рандомизация
    — распределение
    испытуемых по группам случайным образом.
    Впервые
    предложил Р. Фишер.

  2. Попарный
    отбор

    составление эквивалентных пар и
    распределение их по разным
    группам исследователем.

  3. Попарный
    отбор с последующей рандомизацией

    составление эквивалентных
    пар и распределение их случайным образом
    по группам и режимам эксперимента (по
    Кэмпбеллу — это наиболее предпочтительный
    способ).

  4. Стратометрический
    отбор
    — при
    помощи рандомизации из различных
    социальных
    страт формируются группы.

  5. Приближенное
    моделирование

    приблизительная представленность в
    выборке характеристик
    популяции.

  6. Репрезентативное
    моделирование

    структура выборки соответствует
    структуре
    популяции.

  7. Привлечение
    реальных групп

    использование в качестве экспериментальной
    и контрольной
    групп реальных групп.

  8. Привлечение
    добровольцев и принудительное участие
    — имеет
    место смещение
    выборки.

Доэкспериментальные
планы

Доэкспериментальные
планы — это исследования, которые
проводятся по определенным
схемам, без учета требований, предъявляемых
к плану классического экспериментального
исследования. Причина — невозможность
их учета при проведении реального
исследования
в конкретных условиях. Исследования по
схеме доэкспериментальных планов
проводились еще до возникновения теории
планирования эксперимента. К
доэкспериментальным
планам относятся: а) исследование
единичного случая; б) план с предварительным
и итоговым тестированием одной группы
и в) сравнение статистических групп.
Источники
невалидности для экспериментальных
планов приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Исследование
единичного случая

Обозначение
символов: X
— экспериментальная переменная или
событие, влияние которого подлежит
измерению (НЭП); О — процедура измерения
и ее результаты, измерения ЗП; X
и О, стоящие в одной строке, относятся
к одним и тем же конкретным лицам;
направление слева направо обозначает
временной порядок.

Исследование
единичного случая относится к области
прошлого. Однократно тестируется
одна группа, подвергнутая воздействию
по плану: X
О. Контроль внешних переменных
и независимой переменной полностью
отсутствует. В таком “исследовании”
нет никакого материала для сравнения.
А ведь с него обычно начинается любая
научная работа.
Такого рода исследования, как правило,
проводятся на первых этапах научной
деятельности
для сопоставления их результатов с
обыденными представлениями о реальности,
но научной информации они не несут.

План
с предварительным и итоговым тестированием
на одной группе
План
с предварительным и итоговым тестированием
одной группы часто применяется

в
социологических, социально-психологических
и педагогических исследованиях: 01, X
О2.
В этом плане отсутствует контрольная
выборка, поэтому нельзя утверждать, что
изменения
(разница Oi
и Ог) зависимой переменной, регистрируемые
в ходе тестирования, вызваны
именно изменением независимой переменной.
Между начальным и конечным тестированием
происходят и другие “фоновые”
события, воздействующие на испытуемых
наравне
с независимой переменной. Кроме того,
этот план не позволяет контролировать
эффект
“естественного развития”: в течение
короткого времени — изменение состояния
испытуемого (утомление, монстония, скука
и др.), а в течение длительного времени
— изменения личностных черт. Наконец,
эффект тестирования — воздействия
предыдущего обследования на последующее
— может быть еще одним неконтролируемым
фактором, влияющим
на изменение зависимой переменной.
Можно перечислить и другие источни­ки
артефактов — внешние переменные, которые
не контролируются этим планом.

Сравнение
статистических групп

План для двух
неэквивалентных групп с тестированием
после воздействия.

ХО

О

Этот
план позволяет учитывать эффект
тестирования благодаря введению
контрольной
группы, а также отчасти контролировать
влияние “истории” — фоновых
воздействий на
испытуемых и ряд других внешних переменных
(инструментальную погрешность, регрессию
и др.). Но с помощью этого плана невозможно
учесть эффект естественного развития,
так как нет материала для сравнения
состояния испытуемых на данный момент
с начальным
(нет предварительного тестирования).

Этот
доэкспериментальный план распространен
в психологической исследовательской
практике. Для сравнения результатов
контрольной и экспериментальной групп
используется
t-критерий
Стьюдента, Всегда надо иметь в виду, что
различия результатов тестирования
могут быть обусловлены не экспериментальным
воздействием, а различием состава
групп. Этот план, если отбросить
экспериментальное воздействие, вполне
применим
в корреляционном исследовании, но его
не следует использовать для проверки
гипотез
о причинной связи двух переменных.

Экспериментальные
планы

План
«истинного» экспериментального
исследования отличается от других
следующими
важнейшими признаками:

  1. применением
    одной из стратегий создания эквивалентных
    групп, чаще всего —
    рандомизации;

  2. наличием
    экспериментальной и как минимум одной
    контрольной группы;

  3. завершением
    эксперимента тестированием и сравнением
    поведения группы, получившей
    экспериментальное воздействие (Х), с
    группой, не получившей воздействия

(Хо)

Источники
невалидности для экспериментальных
планов приведены в таблице 2.

Таблица 2

Автор статьи

Дмитрий Александрович Каштанов

Эксперт по предмету «Управление качеством»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Эксперимент – это метод научного исследования, которое проводится в заданных и управляемых условиях в целях поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы либо теории.

Понятие эксперимента и основы его организации

Для того чтобы получить достоверную информацию о качестве продукции, организуют проведение различных исследований. Одной из разновидностей таких исследований является эксперимент. Отличительной особенностью эксперимента является воспроизводство заданных условий и контролируемое изменение изучаемых явлений реально-предметной действительности.

Эксперимент представляет собой эмпирический научный метод, является разновидностью опыта, отличается познавательным и методическим характером, выполняет функцию критерия истинности научного знания. Он осуществляется на основе теории, которая определяет постановку задач исследования и интерпретацию его результатов.

С целью получения определенных знаний исследователь в эксперименте активно вмешивается в протекание изучаемого явления, которое наблюдается в специально создаваемых и контролируемых условиях. Условия эксперимента обычно контролируюдтся и изменяются в результате использования приборных устройств.

Конечной целью проведения экспериментов является получение информации, которая оказалась бы достаточной для принятия управленческого решения. Эксперимент может быть оптимизирующим – исследователь стремится найти некоторое оптимальное значение. В то же время эксперимент может быть отсеивающим – исследователь пытается идентифицировать важные факторы, которые оказывают влияние на исследуемое явление.

Организация эксперимента предусматривает определение основных логико-практических элементов экспериментальной процедуры. В большинстве случаев речь идет про следующие элементы:

  • постановка вопроса и формулирование гипотезы (т. е. предположительного ответа на вопрос);
  • создание экспериментальной установки, которая обеспечит исследователю необходимые условия взаимодействия изучаемого явления;
  • контролируемое осуществление видоизменения необходимых условий взаимодействия;
  • определение возникающих следствий и причин;
  • описание нового явления и идентификация его свойств.

«Планирование и организация эксперимента» 👇

Существенными организационными аспектами любого эксперимента являются сроки его проведения, формы представления экспериментальных данных, порядок применения методов измерения, число взятых для оценивания образцов. Результаты эксперимента будут грамотно охарактеризованы только, если будут заранее определены и учтены погрешности исчисляемых значений.

Основы планирования эксперимента

Начальным этапом проведения эксперимента является его планирование. Оно представляет собой выбор плана эксперимента, которое удовлетворяет поставленным требованиям. Планом же эксперимента следует называть совокупность данных, которые определяют число, условия и порядок реализации опытов.

Во время планирования эксперимента нужно учитывать ограничения, которые в большинстве случаев предъявляются к данному виду работ:

  • необходимо минимизировать общее число проводимых опытов;
  • нужно обеспечить одновременное в соответствии с определенными правилами-алгоритмами изменение всех переменных, которые оказывают влияние на изучаемое явление;
  • для описания проводимого исследования требуется применение математического аппарата, который формализует действие экспериментатора;
  • должна быть разработана и реализовываться четкая стратегия проведения и планирования эксперимента, которая дает возможность для приятия обоснованных решений после завершения каждой серии экспериментов.

Важной составной частью работы по планированию эксперимента является определение (прогнозирование, нормирование) будущих результатов его проведения. Эти результаты приобретают вид параметров оптимизации или откликов системы на воздействие.

В настоящее время применяется следующая классификация возможных результатов проведения эксперимента:

  • экономические параметры оптимизации – прибыль, себестоимость, рентабельность, затраты на эксперимент;
  • технико-экономические параметры оптимизации – производительность, коэффициент полезного действия, стабильность, надежность, долговечность;
  • технико-технологические параметры оптимизации – физические, механические, физико-химические и медико-биологические характеристики продукта;
  • прочие параметры оптимизации – психологические, эстетические, статистические параметры оптимизации.

Параметр оптимизации, в первую очередь, должен быть количественным, задаваться числом (причем – одним). Благодаря этому у исследователя будет возможность для измерения параметра оптимизации при любом установленном наборе уровней факторов.

Параметр оптимизации должен удовлетворять требованию универсальности и полноты, что означает его способность всесторонне охарактеризовать объект исследования. Более того, в целях дальнейшей интерпретации результатов эксперимента он должен иметь физическим смысл, быть простым и легко вычисляемым.

Во время планирования еще нужно определиться с величинами, которые могут оказать влияние на процесс. Эти величины называются факторами, которые бывают количественными и качественными.

Таким образом, для того чтобы проверить качество некоторых объектов или явлений может инициироваться проведение эксперимента. Этот метод научного исследования характеризуется активным участием исследователя в изучении рассматриваемого предмета путем изменения условий его функционирования. В связи с этим ради получения объективных результатов необходимо тщательно подходить к выполнению работ по планированию и организации эксперимента любого вида.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  1. Уточните и, насколько это возможно, конкретизируйте конечную цель проведения эксперимента. Для этого еще раз осмыслите искомое условие и требование задачи.
  2. Вычлените промежуточные цели проведения эксперимента. Для этого мысленно разберите задачу на частные подзадачи.
  3. Мысленно представьте все возможные варианты проведения эксперимента.
  4. Выберите из всех возможных вариантов наиболее рациональный:
    • с точки зрения возможности получить наиболее точный результат при использовании минимума приборов и материалов;
    • с точки зрения минимальной затраты времени.
  5. Запишите план эксперимента, по возможности кратко, отражая лишь его основные этапы.
  6. Продумайте, какие таблицы, рисунки, схемы вам надо будет выполнить в процессе ученического эксперимента.
  7. Продумайте, когда и что вам придется измерить в процессе эксперимента, а что можно вычислить после его выполнения.
  8. Продумайте и предусмотрите в плане приемы и средства самоконтроля, которые могут быть вами использованы.
  9. При составлении плана, если это возможно и необходимо по условию задачи (задания), предусмотрите и используйте взаимопомощь и взаимоконтроль.
  10. После составления плана проанализируйте его еще раз. Для этого представьте работу:
    • от начала до конца;
    • от конца к началу.
  11. Помните, что хорошо составленный план должен обладать некоторой гибкостью, т.е. возможностью определенной перестройки ваших действий в случае затруднения при его реализации.

 Как оформлять результаты ученического эксперимента

  1. Оформление результатов эксперимента начинается с записи даты проведения эксперимента и его назначения.
  2. Далее следует, насколько это возможно и необходимо, конкретизировать цель эксперимента.
  3. Отчет по возможности должен быть кратким, в безличной форме и в прошедшем времени.
  4. Перед началом опыта надо подготовить таблицу для записи результатов измерений и вычислений. Таблицу лучше выполнить с помощью карандаша и линейки на той странице, где будет начерчен график.
  5. Если необходимы схемы установок, рисунки и т. д., их лучше выполнить на миллиметровой бумаге или кальке.
  6. Нумерация этапов выполнения должна вестись так, чтобы было понятно, с какой целью это было сделано, как сделано и что из этого получилось.
  7. Стремитесь оформление результатов вести быстро и аккуратно.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Автор обращает внимание на взаимосвязь программы эксперимента и его плана, выделяет особенности планирования эксперимента для индивидуального, коллективного и общешкольного эксперимента.

Сиденко Алла Степановна

Профессор АПК и ППРО г.Москва

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Как составить план экспериментальной работы на учебный год?

Ключевые слова: программа и план эксперимента, форма программы эксперимента, памятка, форма плана, содержание плана эксперимента учителя, лента Гантта.

Начнем с того, для чего экспериментатору, будь то – физическое лицо (педагог-экспериментатор, управленец-экспериментатор или методист-экспериментатор), группа педагогов или педагогический коллектив ОУ нужен план эксперимента?

Как хорошо известно, планирование является надежным средством от плохой, нечеткой организации работ. Какие же сбои и нечеткости могут быть при организации экспериментальной работы? Примеров довольно много: прекрасно зарекомендовавшая себя в начальной школе система развивающего обучения и огромный разрыв в технологическом обеспечении учебного процесса в средней и старшей школе, приводящие к личностным проблемам и трагедиям – это неизбежность, если не спланированы преемственность учебной деятельности в средней и старшей школе. Следующим риском может быть разноплановость и нескоординированность управляющих воздействий на испытуемых в разных предметных областях. Как следствие здесь могут быть перегрузки испытуемых тестовыми и контрольными работами, развивающими заданиями, домашними заданиями, требующими много времени и творческих усилий и пр., чего можно избежать при планировании.

Задачи, для решения которых может использоваться планирование эксперимента, чрезвычайно разнообразны. Поиск оптимальных условий проведения эксперимента, выбор наиболее приемлемых из некоторого множества гипотез о механизме явлений, дополнение и уточнение гипотез, интерпретация результатов полученных диаграмм, выбор существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, оценка и характеристика констант теоретических моделей, построенных в ходе эксперимента; разработка способов и механизмов воспроизводимости результатов эксперимента и др. задачи, при решении которых применяется его планирование.

Как известно, основной целью эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов, про-

верка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы.

Постановка и организация эксперимента определяют его назначение. Педагогические эксперименты, имеют различные объекты и предметы исследования. 1 Кроме того, они различаются:

по способу формирования условий: естественные; искусственные;

по целям исследования: констатирующие; поисковые; преобразующие, формирующие, сравнительные, контролирующие;

по организации проведения: лабораторные, натурные; полевые; производственные;

по структуре изучаемых объектов и явлений: простые, сложные;

по характеру внешних воздействий на объект исследования: вещественные, энергетические, информационные;

по характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования: обычный, модельный;

по типу моделей, исследуемых в эксперименте: материальный, мысленный;

по контролируемым величинам: пассивный, активный;

по числу варьируемых факторов: однофактор-

ный, многофакторный;

по характеру изучаемых объектов или явлений: педагогические, управленческие, технологические, социологические, психологические и т.п.

Конечно, для классификации могут быть использованы и другие признаки, но для нас важно то, что при планировании эксперимента это отражается в его содержании.

Для проведения эксперимента любого типа необходимо: разработать гипотезу, подлежащую проверке; 1

1 Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебное пособие. – 2-изд. доп..- М.: АПКиППРО, 2009.- 130 с.

58

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

создать программу проведения экспериментальных работ; разработать экспериментальные материалы; определить способы и приемы вмешательства в объект исследования; обеспечить условия для проверки гипотезы; определить способы и приемы вмешательства экспериментаторов; разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента (контрольно-измерительные инструменты, приборы, установки, модели и т.п.); обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом и пр.

Правильно проведенное планирование, включающее тщательное продумывание хода и обеспечения педагогического исследования обеспечивает продуктивную работу экспериментаторов, получение ожидаемых результатов, связанных с проверкой гипотезы. Как показывает опыт, не всегда учителя экспериментаторы правильно представляют план проведения эксперимента. В отдельных случаях экспериментаторы не понимают сути планирования или не умеют составлять план экспериментальной работы учреждения как самостоятельный документ.

В чем отличие программы эксперимента и его плана?

0 программе эксперимента мы писали в ряде статей1. План отличается конкретизацией и детализацией по составу подзадач, срокам, критериям и параметрам оценки, диагностическому инструментарию, исполнителям, срокам и пр.

Сроки планирования

Наиболее целесообразно планирование провести на период, связанный с учебным циклом, то есть на учебный год. Экспериментальная апробация разрабатываемых продуктов, равно как и другая деятельность на экспериментальной площадке, должна проходить в рамках учебного цикла, а программа эксперимента может быть составлена на 3-5 лет.

Индивидуальное и коллективное планирование

Планировать работу отдельного педагога или группы педагогов, работающих над одной темой, необходимо в рамках плана экспериментальной работы всего учреждения.

Например, тема «Формирование универсальных способов действий, направленных на развитие познавательных компетенций учащихся может быть разработана учителями разных предметов, работающими на одной параллели. Для устранения дублирования и повышения эффективности работы отдельное планирование каждого педагога должно быть сведено в единый план (по одной параллели, например, 4 классов).

В то же время, для педагогов, работающих на разных параллелях, для обеспечения преемственности желательно установить согласование планов действий экспериментаторов и последовательности развития определенных качеств личности ученика.

1 Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – №1.

Сиденко А.С., Болмазова Е.В., Сиденко Е.А. Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения» // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – №1.

Другой способ планирования может включать объединения педагогов не по параллелям, а по проблемам, направленным на получение определенных личностных изменений в обучаемых. Такой план будет строиться по вертикали: начальная, средняя, старшая школа. В таком случае группа педагогов может объединиться в проектную группу, работающую над развитием конкретных личностных качеств учащегося, например, регулятивных, включающих: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность или любое другое универсальное учебное действие, например, познавательные, включающие в себя: работу с информацией; работу с учебными моделями; использование знакосимволических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие и пр.

С нашей точки зрения планирование осуществления экспериментальной работы в ее процессе может меняться: сверху-вниз, снизу-вверх или по горизонтали – все это зависит от частных задач конкретного этапа эксперимента. Поэтому-то так важен план. Он позволяет фиксировать согласованность действий и планировать перспективу.

Перед каждым экспериментом составляется его программа и план, который чаще всего включает: цель и задачи эксперимента; выбор варьирующих факторов; обоснование объема эксперимента, числа опытов; порядок реализации опытов, определение последовательности изменения факторов; выбор шага изменения факторов, задание интервалов между будущими экспериментальными точками; обоснование способов обработки и анализа результатов эксперимента.

Применение математической теории эксперимента позволяет уже при планировании определенным образом оптимизировать объем экспериментальных исследований и повысить их точность.

Учитывая цель эксперимента, в плане мы должны показать последовательное и/или параллельное решение задач, приводящее к достижению цели исследования, к получению реального продукта эксперимента, предполагающего последующую его трансляцию (внедрение) в другие учреждения образования. На разных этапах эксперимента задачи на учебный год будут разными. В их последовательности есть определенная логика соответствующая логической последовательности его этапов. План школы может строиться, кроме названного по типу «матрешки», от интегрального – общешкольного до индивидуального, учительского и наоборот. Программа и план должны быть связаны между собой.

Приведем памятку по оформлению фрагмента программы эксперимента 2 уровня1 2, которую можно использовать для дальнейшей разработки плана эксперимента начинающего учителя – эксперимен-

2 Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебное пособие. – 2-изд. доп..- М.: АПКиППРО, 2009. – 130 с.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

59

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

татора или школы, вступающей в режим эксперимента.

ПАМЯТКА

для учителей-экспериментаторов по II уровню педагогического эксперимента

Для успешного проведения педагогического эксперимента важно:

– выработать в себе внутреннюю установку на постепенное освоение ступенек профессионального мастерства педагога-экспериментатора, на “своеобразный рост” в области эксперимента (“сегодня я могу одно, завтра буду осваивать и делать в области эксперимента другое…”);

– стремиться к осознанности (рефлексии) собственных действий, (отвечая на вопросы типа: “что я делаю как экспериментатор, как я это осуществляю, для чего и какой результат получаю?..”);

– последовательно осваивать методологию эксперимента, читая и обсуждая теоретические положения, на которых строится педагогический эксперимент;

– делать попытки ежедневного фрагментарного описания результатов эксперимента в рабочий дневник экспериментатора (что-то удивило сегодня на уроке, что-то обрадовало, появилась какая-то неожиданная проблема, вопрос, появилось сомнение в…)

Азы теории эксперимента

1. Понятие педагогического эксперимента (Что называть экспериментом?)

Существует довольно много различных трактовок понятия “эксперимент”. Приведем два из них. 1) Педагогический эксперимент (по рабочей версии определения) – проверка с помощью диагностического инструментария логически обоснованной гипотезы относительно эффективности педагогических воздействий. 2). Педагогический эксперимент (в широком смысле) – исследовательская деятельность, предназначенная для проверки научной гипотезы, осуществляемая в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях. Результатом этой деятельности является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на положительные изменения в учениках.

2. Признаки педагогического эксперимента (Как отличить эксперимент?)

Эксперимент должен опираться на теорию, сопровождаться созданием программы эксперимента и экспериментальной разработки, которая и будет апробироваться в ходе эксперимента. Наиболее существенными признаками эксперимента для 2 уровня эксперимента являются наличие: цели и задач эксперимента; логически обоснованной гипотезы эксперимента; критериев и параметров проверки эффективности экспериментальной деятельности; диагностического инструментария.

3. Структура программы эксперимента (Что включить в программу эксперимента 2 уровня?)

ПУНКТ программы СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОС для ответа

1. Исполнитель эксперимента Фамилия, имя, отчество, должность

2. Педагогическая цель Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях в учащихся, появившихся благодаря экспериментальной разработке Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие способности хотите развить? Какие изменения в обученности ученика предполагаете?

3. Цель эксперимента Ожидаемый результат деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового знания о педагогической действительности и оформленный в виде экспериментальных материалов. Что хотите разработать и апробировать? Что (какие экспериментальные разработки) будете внедрять в учебный процесс и проверять? Что будет апробироваться: программа, учебный план, концепция, методика и пр.

4.Гипотеза Логически обоснованное предположение, совокупность педагогических воздействий Что предполагаете? В чем состоит совокупность педагогических воздействий, направленных на достижение цели? Что будете проверять?

5. Диагностический нструмен-тарий Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков … С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? Что будет выступать в качестве средств оценивания результатов эксперимента?

6. Критерии оценки ожидаемых результатов; параметры Признаки, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки С помощью каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как Вы предполагаете фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в учащихся?

60

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Приведем фрагмент содержания плана эксперимента по организации учебного процесса на уроках литературы в 6 классе по развитию исследовательских умений учащихся.1

Содержание учебной программы по предмету Исследовательская задача Формирование умения выполнять исследовательское действие -планирование решения задачи Иссл едовательское умение

Введение. Тема “О главном в литературе (о герое)”. Урок “Наше творчество”. Урок посвящается чтению и обсуждению творческих работ учащихся, написанных в конце прошлого учебного года. Тема сочинений – “С точки зрения кактуса”. В процессе обсуждения сочинений учащимся предлагается ответить на вопрос: “Почему твой кактус такой”. Задача на установление связи между АВТОРОМ и ГЕРОЕМ в литературном произведении. (Какова связь между автором и героем?) Фаза 1 Вопрос учителя: “Может ли автор герою своего произведения придумать любой поступок?” (Обсуждение этого вопроса с учащимися). Выход на вопрос: “Какова связь между автором и героем?” и обсуждение того, каким требованиям должен удовлетворять ответ на этот вопрос. В итоге фиксируются требования к результату решения данной исследовательской задачи: ответ должен: • содержать вывод о характере связи между указанными объектами(связь закономерная или вероятностная) и если связь закономерная, о том как выражена эта закономерность; • быть теоретически или эмпирически обоснован и проверяем. Постановка учебной задачи, предложение учащимся ответить на вопрос: «Какие действия нужно совершить, чтобы ответить на вопрос о характере связи между автором и героем?» , «Каков будет план работы». Умение планировать решение задач данного типа

Фаза 2 (работа в группах) Прежде чем будет составляться план работы, нужно определить, какой план мы будем считать «хорошим». Учащиеся в группах вырабатывают требования к «хорошему» плану. В результате работы мы должны прийти к выводу, что «хороший» план тот, в котором: • определен полный состав действий, необходимых для достижения желаемых результатов; • четко определены требования к результатам действий, так. что можно проверить достигнуты они или нет; • определена продолжительность каждого действия, и сроки его начала и окончания; • определены связи между действиями; • обоснована общая продолжительность реализации плана. При обсуждении критериев к «хорошему» плану постоянно ставятся вопросы: «Почему выдвигается тот или иной критерий плана? » и «Как мы сможем оценить, соответствует ли план выработанным критериям?»

Фаза 3 (фронтальная работа) Вопрос учителя: «Какой первый шаг мы должны будем сделать для того, чтобы составит «хороший» план?». Процедура выдвижения предложений и их обсуждение. В результате определяется следующая последовательность выполнения планирования: • Определить полный состав действий для ответа на вопрос: «Какова связь между автором и героем?» • Четко определить требования к результатам каждого действия.

1 БалашоваА.И., ЕрмоловаН.А., ПотылицынаА.Ф. К вопросу о развитии универсальных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – № 5.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

61

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Содержание учебной программы по предмету Иссл едовательская задача Формирование умения выполнять исследовательское действие -планирование решения задачи Иссл едовательское умение

• Определить продолжительность каждого действия. • Определить последовательность выполнения каждого действия. • Обосновать продолжительность реализации плана. Вопрос учителя: «Будет ли наш план хорош, если какой-либо из шагов будет выполнен плохо?»

Фаза 4(работа в группах) Составление плана действий для решения задачи по выявлению связи между автором и ге-

роем.

Фаза 5 Обсуждение работы групп. Возможный план действий тера связи между автором по выявлению харак-и героем:

Действие Результат

1. Собрать исходную информацию для выдвижения предположения (гипотезы) Достоверная и полная информация для высказывания предположения.

2. Выдвинуть предположение о характере связи между автором и героем произведения. Гипотеза, обладающая свойством проверяемости.

3. Собрать информацию для доказательства предположения посредством анализа текста по разработанному плану. План анализа текста и информация для доказательства либо опровержения гипотезы. Примерный план анализа текста: • выбрать текст(ы), на котором(ых) будет определяться связь (текст должен быть знакомый и понятный всем участникам группы) • определить объекты связи (должны быть указаны конкретный автор и конкретный герой) • изучить свойства каждого объекта (должны быть указаны цели автора и характеристика героя) – На этом этапе нужно добиться понимания того, что важна не характеристика самого автора, его цели (идея конкретного текста).

62

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Содержание учебной программы по предмету Исследовательская задача Формирование умения выполнять исследовательское действие -планирование решения задачи Иссл едовательское умение

4. Обработать данные анализа и доказать или опровергнуть высказанное предположение. Вывод о характере связи

Продолжительность каждого действия и общая продолжительность определяется учениками и зависит от условий организации учебного процесса.

Фаза 6 (если будут выявлены недостатки способа действия) Повторное решение задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По такому плану, разработанному учителем, можно не только увидеть содержание экспериментальной работы, но и определить развиваемые в процессе учебной деятельности и планируемые как результаты образования – компетенции учащихся.

Формы планов отработаны достаточно полно. Они могут разрабатываться для одного учителя, для проектной команды, для школы в целом, для муниципальной системы образования и пр. Для примера можно взять форму плана, предлагаемую Н.В.Немовой1 для муниципального уровня, адаптировав ее для режима эксперимента в условиях введения ФГОС.

Таблица

Форма плана разработки ресурсного обеспечения обучения кадров в режиме эксперимента

Содержание деятельности Мероприятия Сроки Ответ- ственные Ожидаемые результаты Диагностический инструментарий критерии показатели

На- чало Оконч.

1. Разработка программ обучения резерва руководящих и педагогических кадров к введению ФГОС Заседание рабочей группы Май Июнь Методист по управлению Программа и УТП подготовки руководящих и педагогических кадров к введению ФГОС

1. Обновление программно-методического материала, обеспечивающего деятельность учителя в условиях введения ФГОС Заседание рабочей группы Май Июнь Методист Программа внутришкольного и муниципального повышения квалификации и, рекомендации по проведению стажировок

2. Заключение договора с ИПК, метод кабинетом на подготовку учителей для работы по новым стандартам Совещание в ИПК Май Зав РМК Договор, выделение 35 мест на подготовку кадров

3. Разработка и утверждение плана финансирования повышения кадров в школе, в районе по введению ФГОС Коллегия УО Май Зав РМК План финансирования курсовой системы

4. Проведение обучения модераторов, работающих с учителями, работающими над введением ФГОС. Семинары Июнь Август Методист Наличие специалистов для проведения занятий с учителями по модернизированным программам

5. Подготовка модераторов для обучения учителей введению ФГОС Семинары Май Август Методист Наличие специалистов для проведения занятий с учителями, вводящими ФГОС

1 Здесь и далее приводится фрагмент разработки Н.В Немовой.

Немова Н.В. Определяющие факторы развития управления учреждениями образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент – 2010. – №5.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

63

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Продолжительность работы

Резерв времени

Рис. Ленточная диаграмма Гантта

После того, как таблица заполнена, т.е. определено содержание всех действий, нужных для подготовки и проведения обучения, запланированные действия распределяются во времени с помощью графика Гантта. (см. рис.).

По вертикальной оси откладываются номера всех предусматриваемых планом действий, по горизонтальной – временные интервалы. Длина отрезка обозначает продолжительность выполнения действия. Планирование может осуществляться как с конца, так и с начала. Процедура планирования с конца требует хорошего владения техникой планирования. Процедура планирования с начала относительно проще. Составление графика Гантта начинается в этом варианте с определения тех действий, которые могут быть начаты сразу, т.е. не требуют, чтобы до их начала были выполнены какие-то другие.

Предположим, что это действия №1 и №3. На график наносятся отрезки, соответствующие их длительности. Действие №2 может быть начато только по окончании первого действия. Поэтому момент его начала совпадает с моментом окончания действия №1. От этой точки откладывается отрезок, соответствующей продолжительности второго действия. Действие №4 начинается после завершения действий №2 и №3. Как видно из рисунка, действие №3 может быть выполнено раньше, чем действие №2, поэтому реально его результат потребуется позже. Это означает, что по третьему действию имеется резерв и момент его начала может быть сдвинут на величину резерва. Процедура составления графика в дальнейшем аналогична описанной выше. Из рисунка видно, что действие №7 начинается после завершения действия №4, а действие №6 после действия №5, действие №8 – после окончания седьмого и шестого действий,

причем по действию №6 имеется резерв. Таким образом, определяется общая продолжительность сроков подготовки ресурсного обеспечения мер обучения кадров района.

График Гантта наглядно показывает, что сбои в сроках реализации одного действия отражаются на всей «цепочке» и неминуемо ведут к другим сбоям. Таким образом, четкое представление о связях между действиями позволяет заранее предвидеть проблемы, которые могут возникнуть вследствие возникающих отклонений от плана, и принять необходимые меры, то есть сделать управление прогностичным.

С помощью графика Гантта все сроки подготовки ресурсов для проведения обучения кадров должны быть согласованы со сроками самого обучения, а то, в свою очередь, – со сроками проведения изменений в системе образования и с другими мероприятиями программы развития образования в районе (городе). Большинство направлений обучения. должны по срокам предварять начало проведения нововведений в системе образования.

После того, как все действия будут окончательно согласованы между собой по срокам, необходимо окончательно откорректировать графики Гантта. Так, если по каким-то причинам продолжительность сроков подготовки ресурсного обеспечения не устраивает разработчиков, то она должна быть пересмотрена за счет сокращения сроков проведения каких-то видов работ, или за счет увеличения количества работ, которые будут проводиться параллельно. Для проведения параллельных работ нужно задействовать много специалистов. Чем большее количество специалистов сможет привлечь методическая служба к разработке ресурсного обеспечения обучения кадров, тем большее число независимых друг от друга мер можно бу-

64

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

дет проводить одновременно. Затем разработанный план переписывается начисто.

Таким образом, используя форму плана и ленту Гантта, можно построить целостную картину деятельности как одного учителя, так и педагогического коллектива в режиме эксперимента. Приводя в систему планирование нескольких учебных заведений, можно выстроить план работы в режиме эксперимента на муниципальном уровне.

Подводя итоги, можно определить, что планирование эксперимента – выбор плана эксперимента, удовлетворяющего заданным требованиям, совокупность действий, направленных на разработку стратегии экспериментирования (от получения априорной информации до получения работоспособной математической модели или определения оптимальных условий). Это целенаправленное управление экспериментом, реализуемое в условиях неполного знания механизма изучаемого явления.

В процессе измерений, последующей обработки данных, а также формализации результатов в виде математической модели, возникают погрешности и теряется часть информации, содержащейся в исходных данных. Применение методов планирования эксперимента позволяет определить погрешность математической модели и судить о ее адекватности. Если точность модели оказывается недостаточной, то применение методов планирования эксперимента позволяет модернизировать математическую модель с проведением дополнительных опытов без потери предыдущей информации и с минимальными затратами.

Таким образом цель планирования эксперимента – нахождение таких условий и правил проведения опытов, при которых удается получить надежную и достоверную информацию об объекте с наименьшей затратой труда, а также представить эту информацию в компактной и удобной форме с количественной оценкой точности.

В статье подробно рассматриваются автором те формы контроля, которые необходимы для повышения активности учащихся в познавательной деятельности.

Егорова Любовь Николаевна

сискатель кафедры педагогики и психологии АКПиППРО,

директор ГОУ СОШ № 2046 Москва

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Каковы формы контроля знаний и умений учащихся?

Ключевые слова: формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная), аккумуляция, констатация, доказательное рассуждение, анализ, синтез, обобщение, установление существенных закономерных связей, творческая деятельность учеников.

Контроль усвоения учебного материала содействует развитию памяти, мышления, речи учащихся, помогает привести в систему знания, оценивать эффективность применяемых методов обучения, своевременно устранять «пробелы» в знаниях. Более того, рациональные приемы в зна-

чительной мере повышают познавательную активность учащихся на уроках.

Рассмотрим подробнее те формы контроля, которые необходимы для повышения активности учащихся в познавательной деятельности в соответствии с предложенной моделью контроля

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2011

65

Добавить комментарий