Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2010 г. N 489
ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
И ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЕЖЕГОДНЫХ ПЛАНОВ
ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
И ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЕЖЕГОДНЫХ ПЛАНОВ
ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248,
от 27.12.2012 N 1404, от 26.11.2015 N 1268, от 24.12.2015 N 1421,
от 19.07.2016 N 691, от 17.08.2016 N 806, от 09.09.2016 N 892,
от 17.07.2018 N 835, от 28.01.2019 N 48, от 03.04.2020 N 438,
от 13.06.2020 N 862, от 30.11.2020 N 1969, от 08.09.2021 N 1520)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ежегодные планы), их согласования и представления в органы прокуратуры, исключения проверок из ежегодного плана, а также типовую форму ежегодного плана согласно приложению.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Ежегодные планы разрабатывают следующие органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля:
а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации;
(пп. “б” в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.
3. При разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается:
а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8 – 9 статьи 9, статьями 26.1 и 26.2 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Федеральный закон), федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора), а также положениями о видах государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с частью 9.3 статьи 9 Федерального закона;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248, от 26.11.2015 N 1268, от 17.08.2016 N 806, от 28.01.2019 N 48)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам;
д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок;
е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение руководителем соответствующего органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
3(1). При разработке ежегодных планов на 2017 и 2018 годы органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее – уполномоченный орган), с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрос о предоставлении в отношении включаемого в ежегодный план юридического лица или индивидуального предпринимателя сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства об отнесении этого юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства.
Уполномоченный орган направляет ответ на поступивший запрос в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его поступления.
Межведомственные запросы и ответы на них в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
(п. 3(1) введен Постановлением Правительства РФ от 19.07.2016 N 691)
3(2). При разработке ежегодных планов Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” предусматривается:
а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены пунктами 1 и 2 части 8 статьи 9 Федерального закона;
б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом деятельностью;
в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;
г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства Российской Федерации в отношении информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено;
д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации;
е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”.
(п. 3(2) введен Постановлением Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)
4. Утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248, от 27.12.2012 N 1404)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ежегодные планы, утвержденные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляются указанными органами до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)
5. Ежегодный план, разрабатываемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, включает сведения утвержденных ежегодных планов территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти о проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территориях субъектов Российской Федерации и федеральных округов.
Указанный ежегодный план разрабатывается федеральным органом исполнительной власти до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)
6. Ежегодные планы размещаются на официальных сайтах органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, в сети Интернет, за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Внесение изменений в ежегодный план допускается в следующих случаях:
а) исключение проверки из ежегодного плана:
в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
в связи с прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и иных производственных объектов, подлежащих проверке;
в связи с изменением класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта или класса гидротехнического сооружения;
в связи с изменением категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также уровня государственного экологического надзора;
в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности;
в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона;
в связи с прекращением или аннулированием действия лицензии – для проверок, запланированных в отношении лицензиатов;
в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1 статьи 26.2 Федерального закона;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2019 N 48)
в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438)
в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручения Правительства Российской Федерации, поручения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), поручения высшего должностного лица муниципального образования решения об отмене назначенной плановой проверки;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438)
в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля решения об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора);
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438; в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.06.2020 N 862, от 08.09.2021 N 1520)
(см. текст в предыдущей редакции)
в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) в 2020 – 2021 годах решения об исключении плановой проверки из ежегодного плана на основании мотивированного представления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 13.06.2020 N 862; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969)
(см. текст в предыдущей редакции)
в связи с признанием утратившими силу положений федерального закона, устанавливающих вид государственного контроля (надзора), муниципального контроля, если плановая проверка не подлежит проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с положением об указанном виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969)
б) изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе:
в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
в связи с реорганизацией юридического лица;
в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя;
в) в связи с необходимостью указания в ежегодном плане информации, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 26.2 Федерального закона;
(пп. “в” введен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2019 N 48)
г) в связи с необходимостью изменения вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в рамках которого проводится плановая проверка, если это предусмотрено положением о виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
(пп. “г” введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969)
(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.
(п. 8 введен Постановлением Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)
С 1 июля 2021 года в России действует новый подход к планированию деятельности и проверкам органов контроля (надзора). В этой статье рассказываем про план проведения плановых проверок и контрольно-надзорных мероприятий по ст. 61 Закона № 248-ФЗ с 2021 года, как его формируют и утверждают.
Общие правила и особенности
Организацию проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий регламентирует ст. 61 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводят на основании плана на очередной календарный год. Этот документ контрольный (надзорный) орган формирует ежегодно и обязательно согласовывает с прокуратурой.
Хотя положением или федеральным законом о соответствующем виде контроля может быть установлено, что его осуществляют вообще без проведения плановых мероприятий.
У муниципального контроля есть особенность: указанным положением может быть установлено, что систему оценки и управления рисками инспекторы не применяют (ч. 7 ст. 22 Закона № 248-ФЗ). Тогда и плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводят.
Что касается юрлиц или ИП, имеющих лицензию (лицензиатов), проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий может быть отменено либо заменено на периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям в форме государственной услуги (ч. 3 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).
Виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска (кроме низкого) определяет положение о виде контроля.
Наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план, – это основания для их проведения (ч. 1 ст. 57 Закона № 248-ФЗ).
Составление и утверждение плана проверок
Правительство РФ устанавливает порядок:
- формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий;
- его согласования с органами прокуратуры;
- включения в него и исключения из него мероприятий в течение года.
Эти вопросы регулирует постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 (далее – Постановление № 2428). По этим новым правилам впервые план проведения контрольных (надзорных) мероприятий должен быть составлен на 2022 год (на 2021 год действуют особенности формирования ежегодных планов, утв. постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969).
Формирование плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий возможно со дня утверждения положения о виде контроля.
План может предусматривать проведение совместных плановых контрольных (надзорных) мероприятий с другими органами контроля, надзора.
Основания включения в план проверок
Это контрольные (надзорные) мероприятия по объектам контроля, для которых в году выполнения ежегодного плана истекает установленный ФЗ/положением о виде контроля период с даты окончания проведения последнего планового мероприятия. А если такие мероприятия ранее не проводились, то с даты:
- госрегистрации организации или ИП (кроме случаев ниже);
- начала отдельного вида предпринимательской деятельности, если это требует подачи уведомления;
- иного события, установленного ФЗ/положением о виде контроля, которое ведет к возникновению объекта контроля.
Содержание плана проверок
Это в том числе следующие сведения о плановых контрольных (надзорных) мероприятиях:
- наименование контрольного (надзорного) органа;
- вид государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля;
- виды контрольных (надзорных) мероприятий, их предмет, сроки проведения;
- совместные мероприятия (при наличии);
- основания включения контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план;
- объекты контроля, вкл. адреса мест деятельности или нахождения иных объектов контроля;
- сведения о контролируемых лицах, вкл. ИНН, Ф.И.О. (при наличии) гражданина, или наименование организации, адрес (филиалов, представительств, обособленных подразделений).
Согласование плана проверок
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов контрольных (надзорных) мероприятий на предмет законности включения или не включения в них плановых мероприятий и вносят предложения об устранении выявленных замечаний.
Порядок рассмотрения проектов ежегодных планов проверок и определения органа прокуратуры для согласования устанавливает приказ Генерального прокурора России от 02.06.2021 № 294. Он также регулирует порядок:
- направления прокурорами требований о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового мероприятия + типовые формы документов для этого.
Приказ Генпрокуратуры от 02.06.2021 № 294 вступило в силу с 1 июля 2021 года и распространяется на правоотношения, урегулированные Законом № 248-ФЗ.
Где найти план проверок
Контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте (ч. 3 ст. 46 Закона № 248-ФЗ):
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- план проведения плановых мероприятий.
Для взаимодействия контрольных (надзорных) органов и прокуратуры при планировании и согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий служит Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Он полноценно заработает с 2022 года на сайте Генпрокуратуры.
Ежегодный план проверок должен быть утверждён до 15 декабря года, предшествующего году его выполнения и в течение 5 рабочих дней опубликовал в Интернете (см. выше).
Учет в плане периодичности проверок
В силу ст. 25 Закона № 248-ФЗ периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля зависит от их отнесения к определенной категории риска.
ПРИСВОЕННАЯ КАТЕГОРИЯ РИСКА |
ЧАСТОТА ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК |
Чрезвычайно высокий | Максимальная частота – не менее 1, но не более 2-х контрольных (надзорных) мероприятий в год |
Высокий или значительный | Средняя частота – не менее одного в 4 года и не более одного в 2 года |
Средний или умеренный | Минимальная частота – не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в 6 лет и не более одного в 3 года |
При низком риске плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводят.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия или проведение планового мероприятия, не включенного в соответствующий план, – это грубые нарушения, влекущие недействительность результатов контроля (ч. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
Положением о виде контроля может быть установлено, что частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий не годичная, а определяется по иным периодам времени либо устанавливается в связи с наступлением определенных событий.
Также см. «6 категорий риска по Закону о государственном/муниципальном контроле (надзоре) с 2021 года».
После 01.07.2021, но не позднее чем за 20 рабочих дней до начала плановой проверки, орган контроля может принять решение о проведении в 2021 году инспекционного визита вместо выездной проверки (постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969).
Изменения в план проверок
Уполномоченные должностные лица могут в течение 2-х рабочих дней с принятия решения корректировать ежегодный план в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий в следующих случаях (п. 14 Постановления № 2428):
СИТУАЦИЯ |
ПОЯСНЕНИЕ |
Исключение контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана | Причины:
|
Изменение содержащихся в ежегодном плане сведений о контрольном (надзорном) мероприятии (см. выше содержание плана) | Причины:
|
Включение контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план в связи с отнесением объекта контроля к категории чрезвычайно высокого риска | Это обязательно согласовывают с прокуратурой.
Срок включения – не позднее чем за 30 рабочих дней до планируемой даты проведения. |
План ревизий и
проверок составляет начальник
контрольно-ревизионного управления
или уполномоченное лицо. Составляется
в ноябре-декабре текущего года на
последующий календарный год. План
сохраняется как секретный документ.
Планы ревизий и проверок бывают следующих
видов:
-
Перспективные
– составляются, как правило, на пять
лет и включают мероприятия по внедрению
более совершенных форм и методов
хозяйственного контроля, усовершенствованию
и разработке нормативно-справочных
материалов и методических рекомендаций
по вопросам проведения контрольно-ревизионных
работ, подготовки и проведения (повышения)
квалификации кадров контрольно-ревизионного
аппарата. -
Текущие
составляются на следующий календарный
год, они должны включать данные о
названии и местонахождении организации,
объекта ревизии, за какой период была
проведена предыдущая ревизия, вид, срок
проведения ревизии, продолжительность
ревизии в днях, исполнители. -
Рабочий
план – составляется на год, его
подписывает руководитель
контрольно-ревизионной службы, утверждает
руководитель министерства, управления.
Этот документ является секретным,
поэтому в нем не отражаются лица, которые
будут проводить ревизию, и сохраняется
под ключом, как документ, который не
подлежит разглашению, у лица, которое
осуществляет контрольно-ревизионную
работу. Такой порядок составления и
сбережения этого документа продиктован
тем, что каждая из запланированных
ревизий должна быть внезапной. -
Квартальный
план составляется за 10-12 дней до начала
нового квартала. Его подписывает
начальник отдела контрольно-ревизионной
службы, утверждает руководитель
ведомства. В отличие от годовых, в
квартальных планах охватывается шире
круг показателей – определяется период,
за который проводится ревизия, объем
и продолжительность ревизий.
Квартальный
план-график содержит все данные, которые
есть в годовом плане, кроме того, дата
начала ревизии и состав лиц, которым
поручается их провести.
Планы имеют
следующие формы:
1. Годовой план.
Утверждаю:
подпись руководителя,
дата и месяц.
План проведения
ревизии на 2003 г.
Название ревизионного
органа
№ п/п |
Название |
Данные о предыдущей |
В каком квартале |
||
За какой период |
Кем проведена |
||||
С |
По |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
_____________200__г.
2. Квартальный
план.
Квартальный план
ревизии
№ п/п |
Название |
Данные о предыдущей |
Ответственный |
||
За какой период |
Вид ревизии |
Затраты труда |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3. Индивидуальные
– составляется на основе квартального
для каждого контролера. Котроллеры
индивидуальные планы хранят под ключом
как секретный документ.
Индивидуальный
план ревизии
№ п/п |
Наименование |
Данные о предыдущей |
Период, за который |
Даты начала и |
Затраты времени, |
Вид ревизии |
Лица, которые |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Составляются также
планы проведения тематических проверок,
которые могут включать вопросы сохранности
ТМЦ, своевременности и правильности
проведения инвентаризации и отражения
ее результатов в учете и т.д.
План тематической
проверки
№ п/п |
Наименование |
Тема проверки |
Дата |
Отметка о |
Начало |
Окончание |
Для учета выполнения
планов контрольно-ревизионной работы
и результатов ревизии и проверок ведется
журнал регистрации проведенных ревизий,
а также принятых по ним решений.
К результатам
ревизии могут быть отнесены факты:
незаконные выплаты денежных средств,
премий, выплаченные в нарушение
действующих нормативных документов,
на командировки (незаконно выплаченных),
недостачи, хищение денежных средств и
материальных ценностей, приписки,
искажения и др. Наряду с этими данными
в журнале должна быть такая информация:
количество дел, переданных следственным
органам, и сумма причиненного ущерба;
количество лиц, привлеченных к
дисциплинарной ответственности, в том
числе освобожденных от занимаемых
должностей; количество лиц, привлеченных
к материальной ответственности.
Содержание плана
ревизионной работы необходимо
ориентировать на контроль максимально
возможного числа предприятий, высокого
качества ревизий и проверок с наименьшими
затратами. В план следует включать всю
будущую работу, учитывая, что в ревизии
принимают участие разные специалисты.
План ревизии должен быть обоснованным,
то есть учитывать условия работы объекта,
который ревизируется, тенденции его
развития, цели ревизии и затраты времени
на ее проведение.
В соответствии с
Инструкцией о порядке проведения ревизий
и проверок ГКРС в Украине, ревизии и
проверки проводятся на основе полугодовых
планов:
– Главного
контрольно-ревизионного управления,
утвержденного его коллегией;
– контрольно-ревизионных
управлений в Автономной Республике
Крым, городах Киеве и Севастополе,
утвержденных Главным контрольно-ревизионным
управлением Украины.
– контрольно-ревизионных
отделов в районах, городах и районов в
городах, утвержденных контрольно-ревизионными
управлениями в АРК, областях, городах
Киеве и Севастополе.
Планы ревизии в
системе министерств и ведомств
составляются контрольно-ревизионными
управлениями и утверждаются руководителями
вышестоящих организаций, и хранятся у
руководителя КРС и не подлежат огласке,
с целью обеспечения внезапности каждой
ревизии.
Планирование |
|
подготовка к |
составление |
организация |
1. Ознакомление 2. |
Процедуры |
Систематизация |
Согласование и |
Утверждение |
Контроль за |
Рис.2.2. Схема
планирования и проведения ревизионного
процесса.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 года № 2428
1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее – ежегодный план), его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года.
2. Ежегодные планы формируются следующими контрольными (надзорными) органами, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля в соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»:
а) федеральные органы исполнительной власти (включая территориальные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», публично-правовые компании, государственные учреждения, осуществляющие вид федерального государственного контроля (надзора);
б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные учреждения, осуществляющие вид регионального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению вида федерального государственного контроля (надзора), если указанные полномочия переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, вид муниципального контроля в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, осуществляющие вид муниципального контроля, полномочия по осуществлению вида федерального государственного контроля (надзора), вида регионального государственного контроля (надзора), если указанные полномочия переданы органам местного самоуправления.
3. При формировании ежегодного плана может предусматриваться проведение совместных плановых контрольных (надзорных) мероприятий с другими контрольными (надзорными) органами. Совместные плановые контрольные (надзорные) мероприятия включаются в ежегодный план в соответствии с настоящими Правилами как отдельные контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые контрольными (надзорными) органами в отношении одного объекта государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее – объект контроля) в единый период времени.
4. В ежегодные планы не включаются контрольные (надзорные) мероприятия по видам государственного контроля (надзора), видам муниципального контроля, по которым федеральным законом о виде контроля, положением о виде федерального государственного контроля (надзора), положением о виде регионального государственного контроля (надзора), положением о виде муниципального контроля, а в случае, если отдельное положение о виде лицензионного контроля отсутствует, – положением о лицензировании вида деятельности (далее – положение о виде контроля) установлено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля не проводятся.
5. Проект ежегодного плана формируется в машиночитаемом виде с использованием единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, а также информационной системы контрольного (надзорного) органа и (или) иных информационных систем, созданных в целях обеспечения организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
6. Проект ежегодного плана формируется на основе перечней объектов контроля по видам государственного контроля (надзора), видам муниципального контроля, содержащимся в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), видов регионального государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, в соответствии с периодичностью проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, установленной федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля для категорий риска, к которым отнесены объекты контроля.
7. В ежегодный план подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия по объектам контроля, для которых в году реализации ежегодного плана истекает установленный федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия, а если такие контрольные (надзорные) мероприятия ранее не проводились, – то с даты:
а) государственной регистрации организации или гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (далее – индивидуальный предприниматель), за исключением случаев, предусмотренных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
б) начала осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем отдельного вида предпринимательской деятельности, если такое начало требует подачи уведомления;
в) иного события, установленного федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля, которое ведет к возникновению объекта контроля.
8. В проект ежегодного плана включаются сведения о плановых контрольных (надзорных) мероприятиях, в том числе:
а) наименование контрольного (надзорного) органа;
б) вид государственного контроля (надзора), вид муниципального контроля;
в) виды контрольных (надзорных) мероприятий, предмет контрольных (надзорных) мероприятий, сроки их проведения;
г) контрольные (надзорные) мероприятия, с которыми контрольные (надзорные) мероприятия проводятся совместно (при наличии);
д) основания включения контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план, предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил;
е) объекты контроля, включая адреса мест осуществления организациями, индивидуальными предпринимателями деятельности или адреса нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, категории риска, к которым отнесены объекты контроля;
ж) сведения о контролируемых лицах, включая индивидуальный номер налогоплательщика, фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, или наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
9. Проект ежегодного плана до 1 октября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, представляется на согласование в органы прокуратуры, определенные в соответствии с Приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Органы прокуратуры осуществляют рассмотрение проекта ежегодного плана в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 61 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
10. Представление проекта ежегодного плана на согласование в органы прокуратуры осуществляется посредством его размещения должностными лицами, уполномоченными контрольным (надзорным) органом (далее – уполномоченные должностные лица), в машиночитаемом формате в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
11. Уполномоченные должностные лица до 20 ноября года, предшествующего году реализации ежегодного плана, рассматривают и учитывают предложения органов прокуратуры по включению или невключению контрольных (надзорных) мероприятий в ежегодный план, представленные посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий. Предложения органов прокуратуры могут быть обжалованы вышестоящему прокурору, что не приостанавливает их учет в ежегодном плане посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
12. После рассмотрения предложений органов прокуратуры уполномоченные должностные лица посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий утверждают в машиночитаемом формате ежегодный план до 15 декабря года, предшествующего году реализации ежегодного плана.
13. Ежегодные планы размещаются в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением сведений, содержащихся в ежегодных планах, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется в машиночитаемом формате в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий уполномоченными должностными лицами в следующих случаях:
а) исключение контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана:
в связи с ликвидацией организации, прекращением гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, влекущими невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
в связи с прекращением организацией или индивидуальным предпринимателем вида деятельности, в отношении которого было запланировано контрольное (надзорное) мероприятие;
в связи с изменением категории риска, к которой отнесен объект контроля, если такое изменение влечет уменьшение частоты или отказ от проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
в связи с прекращением действия лицензии или ее аннулированием – для контрольных (надзорных) мероприятий, запланированных в отношении лицензиатов;
в связи с исключением объекта контроля из перечня объектов контроля;
в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;
в связи с принятием контрольным (надзорным) органом решения об исключении планового контрольного (надзорного) мероприятия из ежегодного плана на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих запрет (ограничение) на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в связи с принятием контрольным (надзорным) органом решения об исключении плановой проверки из ежегодного плана на основании мотивированного представления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
б) изменение содержащихся в ежегодном плане сведений о контрольном (надзорном) мероприятии, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил:
в связи с изменением адреса места осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности или адреса нахождения объектов контроля;
в связи с реорганизацией организации;
в связи с изменением наименования организации, а также с изменением фамилии, имени и (или) отчества (при наличии) гражданина;
в связи со сменой контролируемого лица, во владении и (или) пользовании которого находится производственный объект, подлежащий государственному контролю (надзору), муниципальному контролю;
в) включение контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план в связи с отнесением к категории чрезвычайно высокого риска объекта контроля при соблюдении установленной федеральным законом о виде контроля, положением о виде контроля периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
15. Включение в ежегодный план контрольного (надзорного) мероприятия в случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 14 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
а) предложение о включении контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план представляется в машиночитаемом формате на согласование в органы прокуратуры, указанные в пункте 9 настоящих Правил;
б) не позднее чем за 30 рабочих дней до планируемой даты проведения и с учетом предложений органов прокуратуры уполномоченное должностное лицо включает или не включает контрольное (надзорное) мероприятие в ежегодный план посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
16. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется уполномоченными должностными лицами посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий в течение 2 рабочих дней со дня принятия контрольным (надзорным) органом решения о внесении изменений в ежегодный план.
17. Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях в течение 2 рабочих дней со дня их внесения размещаются на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». О внесении изменений в ежегодный план соответствующий орган прокуратуры уведомляется посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
Внутренний и внешний контроль проводят для выявления ошибок в бухучете и финансово-хозяйственной деятельности организации. Для бюджетников периодические ревизии обязательны. Прежде чем провести проверку, администратор бюджетных средств составляет приказ и план графика аудита, согласовывая документы с контрольно-ревизионным управлением.
Что такое план аудиторской проверки
Внутренние и внешние проверки позволяют определить эффективность деятельности организации. Бюджетников проверяют не только налоговики, ПФР и другие ведомства, но и надзорные органы: контрольно-ревизионное управление (КРУ), контрольно-счетная палата (КСП). Периодичность и сроки проверки устанавливает администратор бюджета, он же разрабатывает план внутреннего финансового аудита на 2023 год (равно как и на другие отчетные периоды).
Внутренний финансовый аудит для бюджетников проводят главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), администраторы бюджета (ст. 157, 160.2-1, 165 БК РФ). Для федеральных бюджетных и казенных учреждений, бюджетных организаций, которые финансируются из федерального бюджета, финансовый аудит обязателен. Порядок проведения внутреннего финаудита утверждает Минфин (Приказ № 143н от 21.09.2015).
Федеральный стандарт внутреннего финаудита для госсектора утвержден Приказом Минфина № 237н от 18.12.2019. А в Приказе Министерства финансов № 246 от 01.06.2021 приводятся методические рекомендации по формированию документов финаудита. В процессе проверки специалисты администраторов средств бюджета формируют такие документы:
- план проведения аудита;
- предложения по формированию плана проверки, внесению изменений в план и проведению внеплановых аудиторских мероприятий;
- программу аудита;
- предложения по изменению программы;
- объяснения, полученные в ходе ревизии;
- обращения к экспертам;
- предложения по приостановлению или продлению сроков аудиторского мероприятия;
- промежуточные и предварительные результаты проверки, аналитические записки;
- проект заключения и сами заключения;
- возражения и предложения субъектов контроля;
- план мероприятий по совершенствованию бюджетных процессов;
- годовую отчетность о результатах деятельности организации — субъекта внутреннего финаудита;
- реестр бюджетных рисков.
Под планом аудиторской проверки понимают перечень контрольных мероприятий в очередном году. Для каждого события указывают тему и дату окончания. Планирование финаудита проводят в соответствии с федеральным стандартом (п. 3–9 стандарта из приказа № 237н).
Ревизию проводят для подтверждения:
- достоверности бюджетной отчетности;
- соответствия порядка ведения бухучета по единой методологии;
- ведения финансово-хозяйственной деятельности в рамках законодательных норм (п. 5 ст. 264.1 БК РФ).
После утверждения плановых мероприятий разрабатывается программа финаудита. А процедуры контроля проводят уже в очередном финансовом году — по результатам отчетного года.
Как составляют план внутреннего финаудита
Минфин приводит бланк плана в приложении № 1 к Методическим рекомендациям из приказа № 246. Это рекомендованная, но необязательная форма. То есть Минфин предлагает составлять плановые и другие документы проверки по формам из Методических рекомендаций, поскольку они разработаны с учетом федерального стандарта. Но планирование проверок в свободном письменном виде тоже допускается.
В плановых мероприятиях финаудита отражают тему и перечень контрольных вопросов, сроки проведения и окончания проверки. Обязательно указывают ответственных лиц. Администраторы бюджета вправе составить общий плановый документ для всех подведомственных учреждений или подготовить перечень отдельно для каждой организации.
Приведем пример составления внутреннего аудита бюджетной организации. Администратор подготовил плановый документ для одного подведомственного учреждения. Контролеры проверят годовую отчетность организации по итогам отчетного периода:
А вот как составить план по итогам финансовой проверки — описать мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса:
- Описать выявленные недостатки, нарушения и риски для бюджета.
- Предложить мероприятия по совершенствованию организации и выполнению процедур бюджета и минимизации рисков. Один из вариантов — организовать внутренний финансовый контроль.
- Назначить ответственное должностное лицо.
- Установить сроки выполнения мероприятия.
- Указать реквизиты решения руководителя администратора средств бюджета.
Планирование мероприятий по совершенствованию процессов бюджета проводят по рекомендованной форме Минфина из приложения № 5 к Методическим рекомендациям (приказ № 246).
Порядок аудиторской проверки планируют на очередной год — в конце отчетного периода. А планирование мероприятий по совершенствованию процессов проводят по итогам внутреннего аудита. Плановые документы подписывают и утверждают должностные лица главного администратора или администраторов бюджетных средств.