Как составлять план параграфа
В плане параграфа кратко выражаются ключевые идеи текста и пошаговость развития мысли. Имея перед глазами план, легко вспомнить и пересказать материал учебника, подготовиться к экзаменам. Чтобы потренироваться в создании плана, выберите небольшой параграф, состоящий из 15-20 абзацев или меньше. В дальнейшем сможете перейти к текстам любого размера.
Инструкция
Напишите заголовок параграфа. Ниже будут располагаться пронумерованные пункты плана.
Прочитайте первый абзац и выразите одной фразой, о чем идет речь. Например, читаете учебник физики, и в первом абзаце рассказывается об открытиях Ньютона. В плане не надо писать подробности и нюансы. Достаточно указать, что можно найти в начале параграфа: “Первый закон Ньютона”.
По аналогии со вторым шагом проработайте оставшиеся абзацы. Пункты плана похожи на указатели населенных пунктов вдоль автомобильных трасс. Написано: город Москва. И можно ехать в указанном направлении. Так достаточно посмотреть в план, чтобы понять, о чем идет речь в параграфе.
Выберите для работы длинный и сложный параграф. Теперь не нужно описывать каждый абзац текста, предстоит действовать по другому принципу.
Читайте текст и разделяйте карандашом смысловые части, не обращая внимания на абзацы. В том же учебнике физики пять-шесть абзацев могут быть посвящены первому закону Ньютона, еще шесть-семь абзацев – второму закону Ньютона, и оставшиеся девять абзацев – третьему закону Ньютона. Потом пятнадцать абзацев посвящены практическим примерам. Соответственно, параграф можно разделить на четыре смысловые части: три части о законах Ньютона и последняя часть с задачами. А можно выделить по смыслу и каждую задачу – делайте по своему усмотрению.
Выразите одной фразой, о чем идет речь в каждой смысловой части. Получится краткий план параграфа. Если желаете, некоторые пункты плана можно разбить на подпункты. Например, сделать в плане четыре главных раздела, как в пятом шаге. Последний, четвертый раздел можно назвать “Задачи и упражнения”. И сделать подпункты, в которых расписать названия задач.
Выберите для работы еще один длинный параграф и составьте план по аналогии с пятым и шестым шагами, но не используя пометки карандашом. Теперь работа пойдет быстрее: читайте и сразу пишите план.
Источники:
- как составить план заданий
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Содержание
- План на ЕГЭ по обществознанию: решаем 28-е задание правильно
- Что из себя представляет 28 задание?
- Критерии оценки ответа на задание 28
- Как составить план для 28 задания ЕГЭ по обществознанию правильно
- Примеры планов
- Как решать 28 задание ЕГЭ по обществознанию
- Памятка Как составить план параграфа
- Памятка
- «Как работать над понятием»
- Памятка
- «Как разъяснять теорию»
- Памятка
- «Как разъяснять закон»
- Памятка
- «Как изучать явление»
- Памятка
- «Как проводить анализ»
- Памятка
- «Как проводить сравнение»
- Памятка
- «Как проводить синтез»
- Памятка
- «Как проводить обобщение»
- Памятка
- «Как проводить наблюдение»
- Алгоритм работы с заданием C8 по обществознанию
План на ЕГЭ по обществознанию: решаем 28-е задание правильно
Несмотря на популярность, ЕГЭ по обществознанию считается одним из самых сложных. Чтобы сдать его на высокий балл, необходимо владеть огромным количеством знаний в абсолютно разных областях. При этом наибольшее количество ошибок приходится на вторую часть, а конкретно 28 задание ЕГЭ: обществознание как предмет включает пять больших блоков, все знания в рамках которых необходимо показать в плане.
Что из себя представляет 28 задание?
28 задание ЕГЭ (обществознание) — это задание на составление плана, в котором нужно будет по пунктам разносторонне и глубоко раскрыть предложенную тему. В отличие от эссе, здесь не получится проиллюстрировать свои мысли и тем самым убедить эксперта.
В плане все зависит от владения теорией. Она подается поэтапно, логично и структурировано в виде пронумерованного списка. Так, ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен состоять минимум из трех конкретных пунктов плана с подпунктами (три и более, если понятие позволяет). При этом они должны быть корректно сформулированы.
Критерии оценки ответа на задание 28
Для эксперта разделены критерии, по которым проверяется 28 задание ЕГЭ: обществознание, то есть теория, проверяется отдельно, корректность формулировок — отдельно. За детализацию и раскрытие темы можно получить максимум три балла, за корректность — один, при этом он не может быть поставлен, если содержание оценено на ноль.
Чтобы получить три балла за содержание нужно:
- написать три пункта плана, из которых минимум два попадают в ключи;
- расписать минимум два пункта (приводится от трех подпунктов в каждом, если это возможно).
Если в ключи попадают два пункта, но детализирован (приведено три и более подпунктов) только один из них, то можно рассчитывать на два балла. Если в плане представлен только один из ключевых пунктов (при этом, он должен быть детализирован), то выпускник получает один балл. В любом другом случае план обнуляется.
Чтобы получить балл за корректность достаточно изъясняться точно, понятно и правильно с обществоведческой точки зрения (верно использовать терминологию, названия и пр.), соблюдать структуру плана.
Как составить план для 28 задания ЕГЭ по обществознанию правильно
При написании ответа нужно помнить несколько простых правил:
- Части плана должны выглядеть как пункты нумерованного списка, то есть не стоит записывать подпункты в одну строчку, они должны быть расположены столбиком с маркерами (например, буквами, цифрами, черточками, точками и др.).
- Подпунктов должно три и больше, если это не противоречит сущности понятия (так, например, элементов социального контроля существует всего два, поэтому в таком пункте плана больше двух подпунктов привести не получится).
- При этом, нужно помнить, что абстрактные пункты, вроде «понятие», «введение», «заключение» и т.п., засчитаны в ответе на 28 задание ЕГЭ (обществознание) не будут, а третий и последующий пункты плана не обязаны попадать в ключи, но должны раскрывать тему.
- Если в пункте может быть приведено пять и более подпунктов, то указываются первые три из них, а потом ставится «и др.». Если же предусмотрено только два-четыре подпункта, то их нужно приводить все.
Примеры планов
План лучше всего строить с помощью детализированных пунктов.
Так выглядит пункт, для которого предусмотрены только два-четыре элемента:
А так должны быть записаны пункты, в которых предполагается большее количество элементов:
- Социальная мобильность:
- Вертикальная и горизонтальная.
- Диктуемая и добровольная.
- Межпоколенная и внутрипоколенная и др.
В целом, идеальный ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен быть составлен из 5-6 таких детализированных пунктов. Образцы планов, написанных на максимальный балл, можно найти здесь.
Как решать 28 задание ЕГЭ по обществознанию
При написании плана можно руководствоваться логикой представления доклада:
- в первую очередь доклад начинают с определения понятия, это можно не прописывать, но для себя назвать стоит,
- исходя из определения задать себе два главных вопроса (чаще всего это критерии или причины и механизм работы (например, исторические типы)),
- привести еще пункты, которые помогут раскрыть тему.
Таким образом, несмотря на строгость критериев, написать 28 задание ЕГЭ (обществознание) на максимальный балл более чем возможно. Для этого необходимо иметь обширные знания теории в рамках всех пяти блоков обществознания, а также понимать критерии оценивания и логику построения ответа.
Источник
Памятка Как составить план параграфа
Как составить план параграфа.
1. Пункты плана должны отражать главные мысли.
2. Пункты должны быть связаны по смыслу.
3. Пункты плана формулируются кратко и чётко.
При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говориться?» и «Что об этом говориться?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на «смысловые единицы», а второй – выделить самое существенное, главное в этой части текста.
Как работать с текстом учебника.
1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание.
2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа.
3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.
4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план.
5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами)
6. Кратко перескажите параграф.
Последовательность действий при проведении анализа.
Анализ – это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта.
1. Внимательно изучите объект в целом.
2. Разделите объект на составные части.
3. Изучите особенности каждой части.
4. Установите соподчинение (взаимосвязь) частей.
5. Постарайтесь выделить функции частей.
Последовательность действий при проведении сравнения.
Проводя сравнение, необходимо помнить, что это не просто описание объектов или явлений, сопоставление их существенных признаков, на основе которых выясняются черты сходства и различия у сравниваемых объектов. При сравнении следует соблюдать следующую последовательность действий:
1. Выясните, какие объекты (явления) сравниваются.
2. Мысленно расчлените объект (явление) на составные части (проведите анализ)
3. Выделите существенные признаки сравниваемых объектов (явлений)
4. Сопоставьте сравниваемые объекты (явления) по одним и тем же признакам:
Памятка
«Как работать над понятием»
Понятие — это логически оформленная мысль о предмете.
1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.
2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
5. Составь небольшой рассказ, используя данное понятие.
Памятка
«Как разъяснять теорию»
Теория — это учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающий закономерности природы, общества, мышления.
1. Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.
2. Назови основные понятия, положения теории.
3. Определи круг явлений, объясняемых данной теорией.
4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.
5. Назови области практического применения данной теории.
Памятка
«Как разъяснять закон»
Закон — это связь и взаимосвязь каких-либо явлений объективной действительности.
1. Выяви, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.
2. Опиши пути открытия закона.
3. Приведи формулировку закона.
4. Попытайся записать закон в символической форме или через математическое выражение.
5. Приведи доказательства в пользу существования закона.
6. Назови области практического применения данного закона
Памятка
«Как изучать явление»
Явление — это то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.
1. Изучи внешние признаки явления.
2. Изучи условия, при которых оно обнаруживается.
3. Изучи сущность явления и механизм его протекания.
4. Найди связь с другими явлениями.
5. Опиши количественную характеристику (в случае необходимости).
6. Рассмотри использования явления в практике.
Памятка
«Как проводить анализ»
Анализ — это процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.
1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на определенные составные части, имеющие конкретное функциональное значение.
2. Постарайся обнаружить в выделенных частях характерные особенности, детали изучаемого предмета.
3. Подумай о причинах такого разделения на части (блоки).
Памятка
«Как проводить сравнение»
Сравнить — поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.
1. Ответь на вопросы: «Кто такой?», «Что такое?».
2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
3. Выдели существенные признаки каждого предмета.
4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.
6. Найди и объясни причины их сходства и различия.
Памятка
«Как проводить синтез»
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: «На основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?».
2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.
Памятка
«Как проводить обобщение»
Обобщение — это мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.
1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
3. Установи связь между ними.
4. Сформулируй общий вывод.
Памятка
«Как проводить наблюдение»
1. Осмысли цель наблюдения.
2. Уточни предмет наблюдения.
3. Разработай план наблюдения.
4. Определи форму записи наблюдаемых явлений.
5. Повтори наблюдение 2—3 раза с целью повышения его объективности.
6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
7. Помни, что цель описания явлений — наиболее точно и полно выявить их признаки.
8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что было обнаружено нового и что общего с известным ранее.
9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде рисунков, схем).
Источник
Алгоритм работы с заданием C8 по обществознанию
Выполнение этого задания предполагает:
1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
2) полноту отражения основного содержания в плане;
3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
При выполнении заданий выпускникам предстоит:
а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;
При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:
1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
3) озаглавьте каждую часть;
4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
6) в случае необходимости внесите корректировки;
7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
Есть ли модель для составления плана?
Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.
1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:
1) Что такое…
2) Понятие…
3) Определение…
2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:
1) Причины возникновения (появления, развития)…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.
2) Подходы к определению понятия. (сущности. ). Например:
— Теории происхождения…
— Взгляды мыслителей на…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.
3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.).
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).
4. Функции…
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.
5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы).
Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.
6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…
7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).
Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности.
3 балла
Формулировки плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается не последовательно.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности.
2 балла
Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт.
1 балл
Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0 баллов
1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему «Межличностные конфликты и способы их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему «Многовариантность и движущие силы развития общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Источник
Продолжаем нашу рубрику по особенностям выполнения заданий 2 части ЕГЭ по обществознанию. Сегодня мы разберем 24 задание.
24 задание – это составление плана по определенной теме из обществоведческого курса. Кто-то любит данное задание, а у кого-то оно вызывает множество вопросов. Давайте разберемся, в чем суть данного задания и как его выполнять на максимальный балл💗
Структура 24 задания
Задание 24 требует составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. План рассматривается как основа доклада по заданной теме.
Требования к плану:
- План должен состоять минимум из трёх пунктов.
- Минимум два пункта должны быть детализированы в подпунктах.
- Количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трёх.
Исключением являются случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
- Сложный план должен содержать два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу.
Данные пункты отмечены у экспертов в критериях. Чтобы точно попасть в эти пункты, советуем вам писать 6-7 пунктов в плане.
- Формулировки пунктов и подпунктов должны быть корректны с точки зрения теории.
Ниже вы можете увидеть пример оформления плана:
Правила выполнения 24 задания
- В 1 пункте не нужно давать определение понятию. Вы можете детализировать понятие отдельным пунктом, написав признаки.
- План может в себе содержать пункты, которые не детализированы на подпункты.
- Пункт, содержащий подпункты с классификациями, также засчитывается как правильный пункт без указания критериев выделения.
- В критериях нет нигде указания на то, что за «И др», «И тп» снижают баллы, и не прописано, что это обязательное требование, поэтому это можно не писать.
❓Как подготовиться к 24 заданию:
🔈Для подготовки к данному заданию надо брать параграф из учебника федерального перечня и составлять по нему план.
На экзамене в этом задании может попасться любая тема из позиций кодификатора, поэтому изучайте все детально🙏🏻
Критерии оценивания 24 задания
Критерий 24.1: Раскрытие темы по существу
3 балла ставится в случае, если:
- Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу.
- Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
2 балла ставится в случае, если:
- Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу.
- Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
ИЛИ
- Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволяет раскрыть данную тему по существу.
- Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
- Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
1 балл ставится в случае, если:
- Сложный план содержит не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах, включая только один пункт, наличие которого позволяет раскрыть данную тему по существу.
- Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
0 баллов ставится в случае, если:
- Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 3, 2 и 1 балла.
- Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов).
Критерий 24.2: Раскрытие темы по существу
1 балл ставится в случае, если:
- Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей.
0 баллов ставится в случае, если:
- Все иные ситуации.
Желаем вам легкости в выполнении данного номера. Самое главное – это тренировка и проработка своих ошибок❤️
Модель
составления сложного плана по обществознанию.
Тезикова
Ирина Геннадьевна,учитель истории и обществознания.
Данное
задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса
обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при
необходимости конкретизировать их подпунктами.
Под планом
понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного
вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную
идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СЛОЖНОГО ПЛАНА:
- мысленно
представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной
темы; - разделите
его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль; - озаглавьте
эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными; - в каждой
части выделите несколько положений, развивающих главную мысль; - проверьте,
не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана
с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы; - в случае
необходимости внесите корректировки; - помните,
что план должен охватывать основное содержание темы; - в
заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
ЕСТЬ ЛИ МОДЕЛЬ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА?
Главное –
мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание
предложенной темы.
Вот
примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:
- Сначала
необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует
несколько вариантов: 1) Что такое… 2) Понятие … 3) Определение… - Затем,
если возможно, выделить следующие моменты: 1) Причины возникновения
(появления, развития) … Этот пункт можно детализировать в отдельных
подпунктах, перечислив эти причины. 2) Подходы к определению понятия…
(сущности…), например: Теории происхождения… Взгляды мыслителей на … Этот
пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы. - Далее
выделить характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и
т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах. - Функции…
(детализировать в подпунктах). - Типы
(виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) …
(детализировать в подпунктах). - Значение
(роль, последствия, тенденции и т.п.) … - Особенности
(проблемы, традиции и т.п.) … в современном обществе (мире). - Пути
решения.
Детализировать
в подпунктах следует 2-4 пункта.
Алгоритм
составления плана по теме:
1. Понятие,
сущность …
2.
Характерные черты (признаки):
а)
б)
в)
3.
Важнейшие задачи, основные функции:
а)
б)
в)
4. Формы,
типы, виды классификации:
а)
б)
в)
5.
Особенности (проблемы, специфика) в современную эпоху
6. Проблемы
становления (особенности развития) объекта в современной России.
Своим учащимся
я в конце урока после изучения темы даю обычно задание 28 – используя учебник и
конспект, составить план развёрнутого ответа по изученной теме. Сначала
составляем вместе, затем разбираем составленные учащимися планы, в итоге
учащиеся уже сами составляют план на уроке или дома. Так выпускники учатся
работать над составлением плана.
Изменения в
КИМ ЕГЭ 2018 года по сравнению с КИМ 2017 года: переработана система оценивания
задания 28; максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Задание 28 (демоверсия КИМ ЕГЭ – 2018): Вам поручено подготовить развёрнутый
ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым
Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из
которых два или более детализированы в подпунктах.
Как
видим, формулировка задания осталась прежней. Выпускник, как и раньше должен
выполнить следующие действия:
- выявить
вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не
менее трёх); - продумать
формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме; - составить
сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана; - проверить,
«работают» ли его пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не
являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего
специфики темы; - проверить
корректность формулировок.
Система
оценивания задания 28, как и КИМ ЕГЭ 2015-2017 гг., состоит из двух частей.
Первая
часть содержит традиционные пояснения для эксперта о том, что учитывается при
анализе ответа; один из вариантов плана раскрытия данной темы и перечень
обязательных пунктов.
Содержание
верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются
иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе
ответа учитывается:
- соответствие
структуры предложенного ответа плану сложного типа; - наличие
пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу; - корректность
формулировок пунктов плана.
Формулировки
пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики
темы, не засчитываются при оценивании.
1. Понятие
политической партии.
2.
Особенности политических партий как общественных организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции
политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная) и др.
4.
Классификация политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы
партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6.
Политические партии в современной России.
Возможны
другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов
плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
(Мне кажется, оптимальный вариант ответа – составление плана в назывной форме.
Такой план отражает в своих пунктах и подпунктах всё содержание рассматриваемой
темы, и, что очень важно, его составление не потребует большого количества
времени на ЕГЭ, в отличие от плана в тезисной форме).
Наличие
любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу
формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один
пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не
быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.
Как видно, из приведённой первой части критериев изменения коснулись
формулировки позиций о наличии пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание
данной темы по существу. Предложена более простая формулировка – через «наличие
пунктов», а не через их «отсутствие», как было в предыдущей редакции.
В новой
редакции сохранилось указание на то, что упомянутые в примерном ответе пункты
плана могут быть представлены в данной или близкой по смыслу формулировке.
Вторая часть включает в себя универсальные критерии оценивания задания.
Формальные
изменения коснулись, прежде всего, структуры (отказ от сложносоставной системы
оценивания, основанной на взаимосвязи трёх аспектов в пользу оценивания задания
по трём самостоятельным критериям) (по таким критериям оценивается задание 29).
Итак,
составленный выпускником план проверяется по трём критериям (чтобы не путать с
критериями оценивания задания 29, номер критерия включает в себя указание на
номер задания и порядковый номер критерия: 28.1, 28.2; 28.3).
Критерий
28.1 – раскрытие темы – связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть
данную тему по существу. Этот критерий 2-балльный. Максимальный балл выставляется
в ситуации, если план содержит два таких пункта и один из них детализирован в
подпунктах. Если план содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть
данную тему по существу, и этот пункт детализирован в подпунктах, то выпускник
получает 1 балл. Все иные ситуации оцениваются 0 баллов.
Критерий
28.1 является определяющим. Если по критерию 28.1 (раскрытие темы) выставляется
0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.
Критерий
28.2 – количество пунктов плана – связан с требованием задания о том, что план
должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы
в подпунктах. Соответствие этому требованию оценивается 1 баллом, все иные
ситуации – 0 баллов.
Формулировки
пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики
темы, не засчитываются при оценивании.
Чтобы более точно дифференцировать выпускников, введён критерий 28.3 –
корректность формулировок пунктов и подпунктов плана, – в соответствии с
которым ответ без ошибок и неточностей в формулировках пунктов и подпунктов
плана оценивается 1 баллом. В данном случае реализован бонусный принцип, планы
с ошибками и неточностями оцениваются 0 баллов.
Тренинг:
1.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Избирательная система».
Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План
должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы
в подпунктах.
1. Понятие
избирательной системы.
2.
Компоненты избирательной системы:
а) избирательное право;
б) избирательный процесс.
3. Основные
принципы демократического избирательного права:
а) равенство;
б) всеобщность;
в) тайное голосование;
г) непосредственность;
д) состязательность;
е) свобода выборов.
4. Стадии
(этапы) избирательного процесса:
а) назначение даты выборов;
б) образование избирательных округов и участков;
в) формирование избирательных комиссий;
г) составление списков избирателей;
д) выдвижение и регистрация кандидатов;
е) предвыборная агитация;
ж) голосование и установление результатов;
з) финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на
эти цели.
5. Типы
избирательных систем:
а) мажоритарная;
б) пропорциональная;
в) смешанная (мажоритарно-пропорциональная).
6.
Особенности избирательной системы Российской Федерации.
Литература:
- ЕГЭ по
обществознанию. Демонстрационный вариант контрольных измерительных
материалов единого государственного экзамена 2018 года по обществознанию.
ФИПИ. - Лискова
Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе
анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию. М.
2017. - Кишенкова
О.В. ЕГЭ 2018. Обществознание: сдаём без проблем! М. Эксмо, 2017. - Маркин
С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. М.: Айрис-пресс, 2011.
Содержание
- Конспект-план: составление и оформление
- Что такое конспект-план
- Как составлять
- Пример плана-конспекта
- План на ЕГЭ по обществознанию: решаем 28-е задание правильно
- Что из себя представляет 28 задание?
- Критерии оценки ответа на задание 28
- Как составить план для 28 задания ЕГЭ по обществознанию правильно
- Примеры планов
- Как решать 28 задание ЕГЭ по обществознанию
- Алгоритм составления сложного плана по обществознанию. Изменения в системе критериев оценивания задания №28.
Конспект-план: составление и оформление
Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.
Что такое конспект-план
План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.
План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.
Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.
Как составлять
В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.
Основные этапы составления плана-конспекта:
- внимательно прочитать материал;
- определить основную идею, выделить ключевые моменты;
- составить сложный план;
- кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
- подытожить прочитанное.
При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.
Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.
Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.
В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.
Причины Первой мировой войны
- Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
- Формирование военно-политических блоков:
- Антанта.
- Тройственный союз.
- Экспансионистские планы Германской империи.
- Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
- Объединение Германии.
- Победа над Францией в 1871 г.
- «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
- Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
- План фон Шлиффена.
- Повод к войне.
- Убийство в Сараево.
- Ультиматум Австро-Венгрии.
Пример плана-конспекта
В качестве образца составления плана-конспекта можно использовать заготовки для работы со статьей по истории на тему «Возникновение письменности». Вначале после проработки материала получается костяк:
- Важность письменности для человечества.
- Государства, в которых впервые появилось письмо.
- Развитие в средние века.
- Значение для науки.
- Письменность в современном обществе.
- Выводы.
В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:
- Важность…
- Формирование потребности в письменной передаче сведений.
- Причины, обусловившие возникновение письменности…
- Наскальные рисунки.
- Первые попытки зафиксировать сообщения предприняли…
- Пиктограммы.
- Предметное письмо (слова-рисунки).
- Кипу.
- Государства…
- Шумер.
- Египет.
- Китай.
И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.
Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.
Источник
План на ЕГЭ по обществознанию: решаем 28-е задание правильно
Несмотря на популярность, ЕГЭ по обществознанию считается одним из самых сложных. Чтобы сдать его на высокий балл, необходимо владеть огромным количеством знаний в абсолютно разных областях. При этом наибольшее количество ошибок приходится на вторую часть, а конкретно 28 задание ЕГЭ: обществознание как предмет включает пять больших блоков, все знания в рамках которых необходимо показать в плане.
Что из себя представляет 28 задание?
28 задание ЕГЭ (обществознание) — это задание на составление плана, в котором нужно будет по пунктам разносторонне и глубоко раскрыть предложенную тему. В отличие от эссе, здесь не получится проиллюстрировать свои мысли и тем самым убедить эксперта.
В плане все зависит от владения теорией. Она подается поэтапно, логично и структурировано в виде пронумерованного списка. Так, ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен состоять минимум из трех конкретных пунктов плана с подпунктами (три и более, если понятие позволяет). При этом они должны быть корректно сформулированы.
Критерии оценки ответа на задание 28
Для эксперта разделены критерии, по которым проверяется 28 задание ЕГЭ: обществознание, то есть теория, проверяется отдельно, корректность формулировок — отдельно. За детализацию и раскрытие темы можно получить максимум три балла, за корректность — один, при этом он не может быть поставлен, если содержание оценено на ноль.
Чтобы получить три балла за содержание нужно:
- написать три пункта плана, из которых минимум два попадают в ключи;
- расписать минимум два пункта (приводится от трех подпунктов в каждом, если это возможно).
Если в ключи попадают два пункта, но детализирован (приведено три и более подпунктов) только один из них, то можно рассчитывать на два балла. Если в плане представлен только один из ключевых пунктов (при этом, он должен быть детализирован), то выпускник получает один балл. В любом другом случае план обнуляется.
Чтобы получить балл за корректность достаточно изъясняться точно, понятно и правильно с обществоведческой точки зрения (верно использовать терминологию, названия и пр.), соблюдать структуру плана.
Как составить план для 28 задания ЕГЭ по обществознанию правильно
При написании ответа нужно помнить несколько простых правил:
- Части плана должны выглядеть как пункты нумерованного списка, то есть не стоит записывать подпункты в одну строчку, они должны быть расположены столбиком с маркерами (например, буквами, цифрами, черточками, точками и др.).
- Подпунктов должно три и больше, если это не противоречит сущности понятия (так, например, элементов социального контроля существует всего два, поэтому в таком пункте плана больше двух подпунктов привести не получится).
- При этом, нужно помнить, что абстрактные пункты, вроде «понятие», «введение», «заключение» и т.п., засчитаны в ответе на 28 задание ЕГЭ (обществознание) не будут, а третий и последующий пункты плана не обязаны попадать в ключи, но должны раскрывать тему.
- Если в пункте может быть приведено пять и более подпунктов, то указываются первые три из них, а потом ставится «и др.». Если же предусмотрено только два-четыре подпункта, то их нужно приводить все.
Примеры планов
План лучше всего строить с помощью детализированных пунктов.
Так выглядит пункт, для которого предусмотрены только два-четыре элемента:
А так должны быть записаны пункты, в которых предполагается большее количество элементов:
- Социальная мобильность:
- Вертикальная и горизонтальная.
- Диктуемая и добровольная.
- Межпоколенная и внутрипоколенная и др.
В целом, идеальный ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен быть составлен из 5-6 таких детализированных пунктов. Образцы планов, написанных на максимальный балл, можно найти здесь.
Как решать 28 задание ЕГЭ по обществознанию
При написании плана можно руководствоваться логикой представления доклада:
- в первую очередь доклад начинают с определения понятия, это можно не прописывать, но для себя назвать стоит,
- исходя из определения задать себе два главных вопроса (чаще всего это критерии или причины и механизм работы (например, исторические типы)),
- привести еще пункты, которые помогут раскрыть тему.
Таким образом, несмотря на строгость критериев, написать 28 задание ЕГЭ (обществознание) на максимальный балл более чем возможно. Для этого необходимо иметь обширные знания теории в рамках всех пяти блоков обществознания, а также понимать критерии оценивания и логику построения ответа.
Источник
Алгоритм составления сложного плана по обществознанию. Изменения в системе критериев оценивания задания №28.
Гусарова Людмила Чеславовна,
учитель истории и обществознания высшей категории
МБОУ «СОШ №12»
В структуру экзаменационной работы с 2010 года включено задание – составить план ответа по заданной теме. Данное задание предполагает проверку умения выпускников структурировать материал курса обществознания, выделять ключевые позиции изучения каждой из тем, при необходимости конкретизировать их подпунктами.
Под планом понимают чёткое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
Как составить план ответа по заданной теме?
Существует несколько видов плана: назывной, вопросный и тезисный. Назывной план состоит из обществоведческих понятий и элементов их содержания. Элементы содержания обычно указываются в подпунктах. Вопросный план представляет собой перечень вопросов, отвечая на которые докладчик раскрывает содержание темы. В подпунктах указываются элементы содержания ответа на вопросы. Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п.
Существуют две разновидности задания 28.
Первая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какому-либо одному из аспектов широкой темы. В этом случае составление плана целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к тому аспекту, который необходимо рассмотреть.
Например, задание 28: Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
В данном случае в теме, по которой предстоит составить план, названы два понятия: «экологический кризис» и «глобальные проблемы», так как экологический кризис – лишь одна из глобальных проблем. Следовательно, именно с понятия «глобальные проблемы» нужно начинать раскрытие обозначенной в задании темы.
Назывная форма плана раскрытия данной темы:
1) Понятие о глобальных проблемах.
2) Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.
3) Причины экологического кризиса:
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) потребительское отношение к природе;
4) Проявления и последствия экологического кризиса.
5). Пути преодоления экологического кризиса:
а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;
б) использование достижений науки для уменьшения выбросов в окружающую среду;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Вопросная форма плана раскрытия данной темы:
1) Что такое глобальные проблемы?
2) В чём заключается сущность экологического кризиса? Какова его связь с другими глобальными проблемами?
3) Каковы причины экологического кризиса?
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) потребительское отношение к природе.
4) Каковы проявления и последствия экологического кризиса?
5) Каковы пути преодоления экологического кризиса?
а) введение жёстких санкций за загрязнение окружающей среды;
б) создание безотходных производств;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Тезисная форма плана раскрытия данной темы:
1) Глобальные проблемы – совокупность проблем, возникших перед человечеством во второй половине XX века и от решения которых зависит существование человеческой цивилизации.
2) Сущность экологического кризиса заключается в нарушении экологического равновесия на планете в результате усиления отрицательного воздействия производства на природу. Экологический кризис связан с другими глобальными проблемами:
а) потепление климата приводит к таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, что ставит под угрозу среду существования отдельных народов;
б) от загрязнения атмосферы, почв, рек и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран и континентов (голод, болезни и т.п.);
в) истребление отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдалённых последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.
3) Причины экологического кризиса:
а) человечество, вызвав к жизни мощные производительные силы, не всегда может поставить их под свой разумный контроль, т.к. уровень общественной организации, политическое мышление и экологическое сознание, духовно-нравственные ориентации ещё весьма далеки от требований эпохи;
б) в сфере материального производства возросло потребление природных ресурсов. За вторую половину XX века было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества.
4) Преодоление экологического кризиса возможно только в результате повышения экологического сознания людей, подразумевающего:
а) преодоление потребительского отношения к природе;
б) создание безотходных производств;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Предпочтительнее составление плана в назывной или вопросной форме, на составление тезисного плана потребуется значительно больше времени, а время ограничено (от 2-х до 8 минут).
Вторая разновидность задания 28 предполагает составление плана ответа по какой-либо узкой теме. Пример: «Деятельность как способ существования людей»:
1. Понятие деятельности.
2. Отличия деятельности человека от поведения животных.
3. Структура деятельности:
а) цель
б) средства
в) действия
г) результат
4. Основные виды деятельности:
а) практическая
б) духовная
5. Роль деятельности в жизни общества и человека.
Рекомендации при составлении сложного плана:
- мысленно представьте весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы;
- разделите его на части по смыслу, в каждой из них определите главную мысль;
- озаглавьте эти части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными;
- в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
- проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
- в случае необходимости внесите корректировки;
- помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
- в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.
Есть ли модель для составления плана?
Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.
Вот примерная схема, которая может помочь учащимся при составлении плана:
- Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов: 1) Что такое… 2) Понятие … 3) Определение…
- Затем, если возможно, выделить следующие моменты: 1) Причины возникновения (появления, развития) … Этот пункт можно детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти причины. 2) Подходы к определению понятия… (сущности…), например: Теории происхождения… Взгляды мыслителей на … Этот пункт тоже нужно детализировать в подпунктах, перечислив эти подходы.
- Далее выделить характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)… Тоже детализировать в подпунктах.
- Функции… (детализировать в подпунктах).
- Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы) … (детализировать в подпунктах).
- Значение (роль, последствия, тенденции и т.п.) …
- Особенности (проблемы, традиции и т.п.) … в современном обществе (мире).
- Пути решения.
Детализировать в подпунктах следует 2-4 пункта.
Алгоритм составления плана по теме:
1. Понятие, сущность …
2. Характерные черты (признаки):
3. Важнейшие задачи, основные функции:
4. Формы, типы, виды классификации:
5. Особенности (проблемы, специфика) в современную эпоху
6. Проблемы становления (особенности развития) объекта в современной России.
Своим учащимся я в конце урока после изучения темы даю обычно задание 28 – используя учебник и конспект, составить план развёрнутого ответа по изученной теме. Сначала составляем вместе, затем разбираем составленные учащимися планы, в итоге учащиеся уже сами составляют план на уроке или дома. Так выпускники учатся работать над составлением плана.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2018 года по сравнению с КИМ 2017 года: переработана система оценивания задания 28; максимальный балл увеличен с 3 до 4.
Задание 28 (демоверсия КИМ ЕГЭ – 2018): Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политические партии». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Как видим, формулировка задания осталась прежней. Выпускник, как и раньше должен выполнить следующие действия:
- выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трёх);
- продумать формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме;
- составить сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана;
- проверить, «работают» ли его пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего специфики темы;
- проверить корректность формулировок.
Система оценивания задания 28, как и КИМ ЕГЭ 2015-2017 гг., состоит из двух частей.
Первая часть содержит традиционные пояснения для эксперта о том, что учитывается при анализе ответа; один из вариантов плана раскрытия данной темы и перечень обязательных пунктов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитывается:
- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
- наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
- корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная) и др.
4. Классификация политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах (Мне кажется, оптимальный вариант ответа – составление плана в назывной форме. Такой план отражает в своих пунктах и подпунктах всё содержание рассматриваемой темы, и, что очень важно, его составление не потребует большого количества времени на ЕГЭ, в отличие от плана в тезисной форме).
Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах; другой пункт может не быть детализирован ИЛИ быть подпунктом.
Как видно, из приведённой первой части критериев изменения коснулись формулировки позиций о наличии пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу. Предложена более простая формулировка – через «наличие пунктов», а не через их «отсутствие», как было в предыдущей редакции.
В новой редакции сохранилось указание на то, что упомянутые в примерном ответе пункты плана могут быть представлены в данной или близкой по смыслу формулировке.
Вторая часть включает в себя универсальные критерии оценивания задания.
Формальные изменения коснулись, прежде всего, структуры (отказ от сложносоставной системы оценивания, основанной на взаимосвязи трёх аспектов в пользу оценивания задания по трём самостоятельным критериям) (по таким критериям оценивается задание 29).
Итак, составленный выпускником план проверяется по трём критериям (чтобы не путать с критериями оценивания задания 29, номер критерия включает в себя указание на номер задания и порядковый номер критерия: 28.1, 28.2; 28.3).
Критерий 28.1 – раскрытие темы – связан с пунктами, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Этот критерий 2-балльный. Максимальный балл выставляется в ситуации, если план содержит два таких пункта и один из них детализирован в подпунктах. Если план содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу, и этот пункт детализирован в подпунктах, то выпускник получает 1 балл. Все иные ситуации оцениваются 0 баллов.
Критерий 28.1 является определяющим. Если по критерию 28.1 (раскрытие темы) выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.
Критерий 28.2 – количество пунктов плана – связан с требованием задания о том, что план должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Соответствие этому требованию оценивается 1 баллом, все иные ситуации – 0 баллов.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Чтобы более точно дифференцировать выпускников, введён критерий 28.3 – корректность формулировок пунктов и подпунктов плана, — в соответствии с которым ответ без ошибок и неточностей в формулировках пунктов и подпунктов плана оценивается 1 баллом. В данном случае реализован бонусный принцип, планы с ошибками и неточностями оцениваются 0 баллов.
Тренинг:
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Избирательная система». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Понятие избирательной системы.
2. Компоненты избирательной системы:
а) избирательное право;
б) избирательный процесс.
3. Основные принципы демократического избирательного права:
а) равенство;
б) всеобщность;
в) тайное голосование;
г) непосредственность;
д) состязательность;
е) свобода выборов.
4. Стадии (этапы) избирательного процесса:
а) назначение даты выборов;
б) образование избирательных округов и участков;
в) формирование избирательных комиссий;
г) составление списков избирателей;
д) выдвижение и регистрация кандидатов;
е) предвыборная агитация;
ж) голосование и установление результатов;
з) финансирование выборов и предоставление отчётов о расходовании средств на эти цели.
5. Типы избирательных систем:
а) мажоритарная;
б) пропорциональная;
в) смешанная (мажоритарно-пропорциональная).
6. Особенности избирательной системы Российской Федерации.
- ЕГЭ по обществознанию. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по обществознанию. ФИПИ.
- Лискова Т.Е. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по обществознанию. М. 2017.
- Кишенкова О.В. ЕГЭ 2018. Обществознание: сдаём без проблем! М. Эксмо, 2017.
- Маркин С.А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. М.: Айрис-пресс, 2011.
Источник