УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«СОШ»№ 1 г.Анадырь
__________
О.А.Бойцова
ПЛАН
РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ
на 2022 –
2023 учебный год
Цель и
задачи
школьной библиотеки.
Цель:
способствовать
формированию мотивации пользователей к саморазвитию, самообразованию через
предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого
полноценного доступа к информации.
Задачи:
1.Обеспечение
участников учебного процесса быстрым доступом к максимально возможному количеству информационных
ресурсов.
2.Формирование у
читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
3.Воспитание
культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося,
развитии его творческого потенциала.
4.Совершенствование
и освоение новых библиотечных технологий.
5.Расширение
ассортимента библиотечно-информационных услуг.
6.Сбор,
накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение её
до пользователей-педагогов и обучающихся.
7.Выявление
потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы
в области новых информационных технологий и
педагогических инноваций. Накопление базы педагогической информации школы.
8.Обработка
информационных средств: книг, учебников, журналов, газет, видеоматериалов, и
т.д.
9.Осуществление
посреднических услуг по удовлетворению запросов читателей по получению
информации о достижениях различных наук, новых информационных технологиях.
10.Оказание помощи
в проектной деятельности учащихся
и учителей.
11.Проведение на
базе библиотеки внеклассной работы.
12.Формирование
комфортной библиотечной среды
Основные
направления работы библиотеки:
– учебно –
познавательное;
– гражданско –
патриотическое;
– художественно –
эстетическое;
– нравственно –
правовое;
– экологическое;
– трудовое;
– семейное
воспитание;
Услуги,
оказываемые библиотекой:
1. Обслуживание
пользователей на абонементе.
2. Обслуживание
пользователей в читальном зале.
3. Оказание информационной
и справочно-библиографической услуги:
– выполнение справок по запросам пользователей;
– тематический подбор литературы;
– составление информационных списков поступившей литературы;
– проведение Дней информации для педагогов;
– проведение индивидуальных библиотечно-библиографических консультаций
библиографических
консультаций;
– проведение библиотечных уроков;
– проведение библиотечных обзоров литературы.
4. Проведение
массовых мероприятий по плану работы школьной библиотеки.
5. Оформление
тематических книжных выставок.
Работа с
библиотечным фондом и его сохранностью
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Приёмка и обработка |
По мере |
Библиотекарь |
2 |
Приём и выдача учебников |
Май – октябрь |
Библиотекарь |
3 |
Проведение работы по сохранности |
В |
Библиотекарь |
4 |
Работа по заказу учебников |
В |
Библиотекарь |
Информирование учителей и |
В |
Библиотекарь |
|
5 |
Диагностика обеспеченности |
Ноябрь первая |
Библиотекарь |
6 |
Расстановка и проверка фонда, работа |
В |
Библиотекарь |
7 |
Контроль за правильностью |
Раз в |
Библиотекарь |
8 |
Своевременный прием, |
По мере |
Библиотекарь |
9 |
Списание литературы и |
По мере |
Библиотекарь |
10 |
Контроль за своевременным |
Один раз |
Библиотекарь |
Справочно-библиографическая и
информационная работа
Работа по пропаганде
библиотечно-библиографических знаний
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Формирование |
Октябрь |
Библиотекарь |
2 |
Выполнение справок по запросам |
В |
Библиотекарь |
3 |
Консультации и пояснения правил |
В |
Библиотекарь |
4 |
Обзоры новых книг |
По мере |
Библиотекарь |
5 |
Организация выставок просмотра |
По мере |
Библиотекарь |
Работа с читателями разных возрастных категорий библиотеки
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
Ответственные |
1 |
Перерегистрация |
Август-октябрь |
Библиотекарь |
2 |
Организованная |
октябрь |
Библиотекарь |
3 |
Обслуживание читателей на абонементе: |
В |
Библиотекарь |
4 |
Обслуживание |
В |
Библиотекарь |
5 |
Рекомендательные |
В течение |
Библиотекарь |
6 |
Индивидуальные |
В |
Библиотекарь |
7 |
Рекомендательные |
По мере |
Библиотекарь |
8 |
Изучение и анализ читательских |
В |
Библиотекарь |
9 |
Обслуживание учащихся согласно |
В |
Библиотекарь |
10 |
Просмотр читательских формуляров |
Один раз |
Библиотекарь |
11 |
Проводить беседы с вновь |
В |
Библиотекарь |
12 |
Рекомендовать художественную |
В |
Библиотекарь |
13 |
Рейды по классам по состоянию |
Один раз |
Библиотекарь Совет старшеклассников |
Организация
библиотечно-массовой работы
№ п/п |
Название мероприятия |
Форма |
Сроки |
Ответственные |
1 |
«Знакомьтесь – это библиотека» |
Библиотечный |
Октябрь-ноябрь |
Библиотекарь |
2. |
«В литературной гостиной» |
Книжные 1. 6 ноября – 170 лет со дня рождения Д.Н. Мамина-Сибиряка, писателя 2. 15 декабря – 190 лет со дня рождения Павла Михайловича 3.22 декабря – 85 лет со дня рождения детского писателя Э. 4. 10 января -140 лет со дня рождения А.Н. Толстого, писателя 5. 4 февраля- 150 лет со дня рождения М. 6.8 февраля – 195 лет со дня рождения Ж. 7. 19 февраля – 200 лет со дня рождения русского педагога, писателя 8. 12 марта- 110 лет со дня рождения С. Михалкова, поэта, драматурга 9. 12 Книги-юбиляры 100 лет – «Алые паруса» (1922) А. Грин 100 лет – «Одиссея капитана Блада» 100 лет – «Мойдодыр» (1922); 50 лет – «Домовёнок Кузька» (1972) Т.И. 190 лет – «Евгений Онегин» А.С. Пушкин 160 лет – «толковый словарь живого 150 лет – «Снегурочка» (1873) А.Н. 100 лет – «Дерсу Узала» (1923) В.К. 100 лет – «Красные дьяволята» 100 лет – «Чапаев» (1923) Д.А. 100 лет – «Аэлита» (1923) А.Н. |
В года |
Библиотекарь |
4 |
«Рассказывает справочное бюро» |
Обзор справочной |
Октябрь |
Библиотекарь |
5 |
Литературный батл Читать это модно! |
викторина ( 8-11 |
Ноябрь |
Библиотекарь |
6 |
«Помним. Славим. Гордимся» (дни боевой славы) |
Книжная |
Декабрь |
Библиотекарь |
7 |
«В гостях у зимушки-зимы» |
Литературная 4,5 и 6 |
Декабрь |
Библиотекарь |
8 |
«Секреты |
Выставка-игра |
Январь |
Библиотекарь |
9 |
Блокада Ленинграда |
Выставка |
Январь |
Библиотекарь |
10 |
«Под |
День |
Февраль |
Библиотекарь |
11 |
Литературный герой |
Викторина |
Февраль |
Библиотекарь |
12 |
«Выпускнику на |
Информационный |
Февраль |
Библиотекарь |
13 |
«Армейский калейдоскоп» |
Книжная |
Февраль |
Библиотекарь |
14 |
«Календарь |
Выставки |
В |
Библиотекарь |
15 |
Добрый доктор,Айболит! |
Ремонт |
Март |
Библиотекарь ,учащиеся. |
16 |
«Весна. Книжный 1) «Трамвай сказок и загадок» 2) «Передай добро по кругу» 3) «В стране весёлого |
Цикл |
Март |
Библиотекарь |
17 |
«Очень |
Викторина |
Апрель |
Библиотекарь |
18 |
«Птичьи трели» (Международный день птиц) |
Выставка |
Апрель |
Библиотекарь |
19 |
««Была весна – весна |
Цикл к 9 маю |
Апрель, май |
Библиотекарь |
20 |
«Просветители земель славянских» (день |
Урок-презентация |
Май |
Библиотекарь |
Месячник
школьной библиотеки
№ пп |
Название (форма |
Сроки выполн. |
Категория учащ-ся |
Ответственные |
1. |
«А в портфеле всё в порядке?» (памятка-напоминание о |
с 10.10 |
1-11 кл |
Библиотекарь |
2. |
«Книга, а какая она?» |
с 17.10 |
2-е кл |
Библиотекарь |
3. |
«От (выставка-досье |
07.10 |
1-10 кл |
Библиотекарь |
4. |
«Хочу всё знать» (обзор |
с 19.10 по 23.10 |
5-е кл |
Библиотекарь |
5. |
«Каждому человеку, путь 1. «Мир через культуру» (кн.выставка писателей 2. «Под 3. «Давай |
с 07.10 по 28.10 |
1-10 кл 1-4 кл 2-е, 6-е |
Библиотекарь Библиотекарь Классные Библиотекарь |
6. |
«Литературная забава» |
Весь |
1-10 кл |
Библиотекарь |
Повышение квалификации
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
1 |
Изучать через Интернет и профессиональные |
В |
2 |
Участие в семинарах методического |
В |
3 |
Расширение ассортимента |
В |
Прочие
работы
№ п/п |
Содержание |
Сроки выполнения |
1 |
Составление анализа-отчёта о |
Май |
2 |
Составление плана работы библиотеки |
Июнь |
3 |
Ведение дневника работы |
Постоянно |
4 |
Ведение журнала учёта справок |
По мере |
5 |
Вывоз макулатуры (списанные |
По |
Редактор Ольга Козлова
Вопросы и консультации по адресу <olwik2004@mail.ru>
Подробности
Ирина Дейнеко
План работы
как вид творчества
Это методика построения любого плана любой
работы – от годового или пятилетнего плана
развития библиотеки до разработки отдельной
акции. Она применима для любой библиотеки, ее
структурного подразделения или отдела и,
конечно, для каждого отдельного специалиста. И
совсем не так сложна, как может показаться на
первый взгляд.
Ирина Васильевна Дейнеко |
О планировании работы в школьной
библиотеке написано и сказано немало. Но…
подходит к концу очередной учебный год, и рука
непроизвольно тянется к бумаге, выводя на ней
крупными буквами ПЛАН РАБОТЫ. А это значит, что
наступила пора творческих исканий,
профессиональных находок и открытий и, конечно,
душевных терзаний и поисков.
Так происходит и со мной. Как
руководителю и методисту, мне приходится
планировать работу информационно-методического
центра, свою личную деятельность, работу
методического объединения школьных
библиотекарей и еще учить этому (планированию)
коллег. И каждый новый учебный год – это год
новых планов, не похожих на предыдущие и по их
содержанию, и по форме представления. По крайней
мере я стараюсь не повторяться, мне всегда
интересно попробовать что-то другое, новое,
отличное от предыдущего. Эта статья –
проектирование будущего плана работы, что бы это
ни было: генеральный план развития библиотеки
или отдельное мероприятие.
Сущность и значение планирования
Планирование работы – одна из ведущих
управленческих функций руководителя библиотеки.
План – основа всей деятельности библиотеки,
направленная на определение перспективных и
текущих целей и задач и их выполнение. Основной
целью планирования является определение
оптимального соотношения времени, труда, затрат
и качества выполнения задач библиотеки,
а также максимальная мобилизация для этого
всех необходимых ресурсов. План работы любой
библиотеки определяет:
· цели, задачи и основные направления
деятельности;
· тематику, содержание, формы, методы,
техники и технологии работы библиотеки в целом
или данного направления;
· объемы работы, выражающиеся в
системе плановых (статистических) показателей;
· ресурсы библиотеки: финансовые,
материально-технические, кадровые и временные.
От того, насколько профессионально
грамотно и качественно составлен план работы, во
многом будет зависеть эффективность и
продуктивность всей дальнейшей деятельности
библиотеки. Хорошо составленный план приводит к
значительным изменениям как для его
разработчика в процессе планирования, так и для
библиотеки в процессе его реализации. Планирование
– это технология решения возникшей проблемы
через составление плана действий, направленного
на развитие.
«Планирование обеспечивает решение
трех комплексных задач:
1. Установление реальных возможностей
библиотеки при ответе на вопрос “Где мы
находимся в настоящее время?”. Здесь
определяются сильные и слабые стороны
библиотеки, ее ресурсное обеспечение, наличие
портфеля новых разработок.
2. Установление реальных целей, отвечая
на вопрос “Куда мы хотим двигаться?”.
Оцениваются внутренние и внешние факторы,
влияющие на деятельность библиотеки,
определяются цели и ограничения в их
осуществлении.
3. Установление способов достижения
цели или ответ на вопрос “Как мы собираемся
сделать это?”. В общих чертах и конкретно
определяются основные задачи, ресурсы,
оцениваются затраты; намечается, что сделать
библиотекарю для выполнения поставленных
целей»1.
Схема этапов планирования
Работа по планированию библиотечной
деятельности включает в себя несколько ступеней
или шагов. Весь процесс планирования можно
представить в следующей схеме.
Рассмотрим каждый этап планирования
подробнее.
Определение миссии библиотеки
Миссия библиотеки объясняет, по
сути, целесообразность ее существования, то, что
отличает ее от других библиотек, делает
необходимой и уникальной.
Сформулированная миссия служит:
· во-первых, средством представления
библиотеки во внешней среде и формирования ее
имиджа (поскольку определяет, к чему стремится
библиотека, в чьих интересах она действует и что
для этого готова сделать);
· во-вторых, средством для
формирования организационной культуры
библиотеки (поскольку в формулировке миссии
просматривается совокупность норм и ценностей
библиотеки).
При определении миссии библиотеки
нужно прежде всего задаться вопросом: в чьих
интересах работает библиотека, удовлетворение
чьих потребностей для нее является приоритетным.
Приоритетные интересы – первое основание
определения миссии библиотеки. Второе
основание – это та модель, на которой
предполагается строить весь процесс работы
библиотеки. Она определяет, какие интересы
потенциальных потребителей и в какой мере
библиотека может удовлетворить. Вот, например,
как звучит миссия библиотеки нашего
информационного центра: информационно-библиографическая
поддержка всех городских образовательных
проектов и программ.
Анализ ресурсов
Следующий шаг планирования – внешний
и внутренний диагноз (анализ ресурсов), его можно
провести через очень удобную и универсальную
схему, которую я использую не только в
планировании, но и для анализа любой
деятельности. Эта схема называется SWOT-анализ
(табл. 1).
S – сильные стороны |
W – слабые стороны, внутренние |
|
Внутренний диагноз |
1. 2. 3. …. |
1. 2. 3. …. |
О – внешние возможности для |
Т – внешние угрозы |
|
Внешний диагноз |
1. 2. 3. … |
1. 2. 3. … |
SWOT-анализ – это популярная
методика анализа ситуации и оценки ресурсов
организации. Ее название складывается из первых
букв английских слов Strengths (сильные стороны, что
подразумевает имеющиеся в наличии внутренние
ресурсы организации), Weaknesses (слабые стороны или
имеющиеся внутренние проблемы), Opportunities
(возможности, которые существуют вне организации
для ее развития) и Threats (угрозы благополучию
организации, имеющиеся во внешней среде).
Заполняя окна S и W, вы
анализируете сильные и слабые стороны своих
внутренних ресурсов, и соответственно окна О
и Т определяют внешние ресурсы, которые
существуют за рамками библиотеки. При
планировании работы мы должны использовать все
сильные стороны (внутренние и внешние ресурсы)
для дальнейшего развития библиотеки (окна S и О).
Эти ресурсы необходимо направить на решение
проблем (слабых внутренних и внешних сторон, окна
W и Т).
Выбор стратегии.
Для того чтобы успешно осуществлять
миссию библиотеки (или идею отдельной акции),
достигая при этом поставленных целей, необходимо
выбрать для себя стратегию всей дальнейшей
деятельности.
Сегодня выделяют четыре
альтернативные стратегии:
· ограниченный рост,
· рост,
· сокращение,
· сочетание первых трех.
Что же это такое применительно к плану
развития библиотеки?
«1. Стратегия ограниченного роста
наиболее распространена. Для нее характерно
установление целей “от достигнутого” в
ситуации стабильного положения библиотеки,
удовлетворенной состоянием собственных дел. Это
наиболее легкий, удобный, наименее рискованный
способ действия.
2. Стратегия роста осуществляется
путем значительного повышения уровня
краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем
показателей предыдущего периода. Она
применяется в случае, например, перевода
библиотеки на новую автоматизированную
технологию, за которым последует расширение
ассортимента услуг, приток новых читателей.
Именно такое скачкообразное развитие и
предусматривает стратегию роста.
3. Стратегия сокращения, которую
образно характеризуют как стратегию
“последнего средства”, предполагает уровень
намеченных целей ниже достигнутого в прошлом.
Ясно, что причина этого чаще всего кроется
в экономических трудностях. В рамках
альтернативы сокращения предусматривается
переориентация деятельности библиотеки,
ограничение только узким кругом услуг, например,
при длительной реконструкции или окончательной
ликвидации с передачей фондов, материальных
запасов, активов.
4. Стратегия сочетания различных
альтернатив может применяться крупными
библиотеками, имеющими филиалы и отделения.
Тогда ситуация может диктовать в одних случаях
расширение деятельности на определенных
направлениях и одновременно реконструкцию или
закрытие других филиалов или отделов»2.
Выработка стратегии – дело
творческое. Поэтому жесткие алгоритмы здесь вряд
ли возможны. Своим библиотекарям я предлагаю
самостоятельный выбор стратегии, учитывая то,
что кто-то из коллег способен работать только в
первой форме – форме ограниченного роста; другие
– всегда в поиске, в развитии, для них стратегия
роста – лучший выбор. К сожалению, сегодня в
школах идет сокращение численности учащихся и
классов-комплектов, отсюда и сокращение
библиотечных кадров и площадей или закрытие
школьных библиотек. Для таких случаев приемлема
стратегия сокращения. Тот, кто выбирает первые
две стратегии, должен помнить, что для их
реализации необходимо учитывать:
· возможности библиотеки,
· степень риска,
· достаточность необходимых ресурсов,
· внешние опасности и возможности,
· способы применения ресурсов.
Цели и задачи
Итак, определены миссия и стратегия
библиотеки, следующий этап планирования – постановка
цели и задач. Они должны быть конкретными,
измеримыми, ориентированными во времени,
достижимыми.
Цель и задачи определяются в отношении
всех направлений деятельности библиотеки –
формирования фондов, обслуживания
пользователей, повышения квалификации,
пополнения материально-технической базы
библиотеки.
Задачи годового плана формируются
с учетом специфики школы и основных задач,
прописанных в Положении о библиотеке данного
учебного заведения, но не дублируют их.
Например:
· обеспечение участникам
образовательного процесса доступа к информации,
знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных
ресурсов ОУ на различных носителях;
· формирование навыков независимого
библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации;
· совершенствование предоставляемых
библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды;
расширение ассортимента форм, методов и
технологий библиотечной практики;
· воспитание культурного и
гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его
творческого потенциала.
Но в Положении представлены общие
задачи библиотеки на длительный период
деятельности, ежегодно задачи уточняются и
конкретизируются в зависимости от общешкольных
изменений и общей библиотечной политики отдела
образования территории (пример см. в приложении).
Выбор приоритетных направлений
Выбор приоритетных направлений
деятельности библиотеки – следующий этап
планирования. Он должен отражать всю
деятельность библиотеки: от формирования фондов
до повышения квалификации работников
библиотеки.
Выделяются традиционные (постоянные)
направления и специфические для этого года,
чередующиеся (на 1–2 года). Среди традиционных
можно рекомендовать следующие:
1. Формирование и использование
фонда.
1.1. Изучение и анализ.
1.2. Комплектование фонда учебными,
художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации.
1.3. Пополнение фонда
информационными ресурсами сети Интернет, базами
и банками данных других учреждений и
организаций.
1.4. Использование и размещение
фонда.
1.5. Обеспечение сохранности фонда.
1.6. Списание.
2. Информационно-библиографическая
и справочная работа.
2.1. Организация и ведение СБА
библиотеки.
2.2. Справочно-библиографическое и
информационное обслуживание пользователей
(учащихся, педагогов, родителей).
2.3. Формирование информационной
культуры.
2.4. Рекламная деятельность
библиотеки (реклама библиотеки, фонда, услуг).
3. Содержание и организация работы с
пользователями (общение с читателями).
3.2. Индивидуальная работа (изучение
читательских интересов, анализ чтения, работа с
основными читательскими группами, работа с
активом).
3.3. Массовая работа (привлечение
учащихся к систематическому чтению, мероприятия
по пропаганде различных видов документов,
мероприятия в помощь учебному процессу, уроки
внеклассного чтения, работа клубов и кружков).
4. Внедрение новых информационных
технологий.
5. Инновационная работа (платные
услуги, введение новых услуг).
6. Укрепление
материально-технической базы (хозяйственная
деятельность).
7. Управление библиотекой (повышение
квалификации, планирование и отчетность,
координация работы с другими организациями и
учреждениями).
Ежегодно в плане работы можно выделить
отдельные актуальные именно на данный период
направления работы. Так, я предлагала
библиотекарям нашего города в этом учебном году
активизировать следующие направления:
· информационно-библиографическая
поддержка городского эксперимента по
предпрофильной подготовке и профильному
обучению учащихся;
· освоение АИБС «МАРК-SQL – версия для
школьных библиотек»;
· участие в городском
профессиональном конкурсе «Портфель школьного
библиотекаря».
Ассортимент услуг, формы и методы
работы
Определение ассортимента
библиотечных услуг и продуктов, оптимизация форм
и методов практической деятельности, по словам
библиотекарей, наиболее сложный и ответственный
этап планирования. Он требует от специалистов
высокого профессионализма, готовности к
изменениям, гибкости, навыков поиска и отбора.
План работы должен отражать
многообразие форм, методов и содержания работы, с
помощью которых реализуются основные функции
школьной библиотеки – информационная,
образовательная и культурная.
Сегодня на первый план выходят
активные формы и методы работы, которые
заставляют читателя мыслить, рассуждать,
отстаивать свою точку зрения. Такая работа
позволяет вовлечь учащихся и педагогов в общую
деятельность во время проводимых мероприятий.
Предлагаю вам, уважаемые коллеги, выдержки из словаря
библиотечных форм и методов (сокращенный
вариант), который можно использовать при
планировании.
В
Встречи – сентябрьские, в читальном
зале, с интересной книгой, автором, лучшим
читателем, встречи-фантазии.
Вечера – размышления, вопросов и
ответов, задушевного разговора, вечера-сюрпризы.
Д
Дискуссии.
И
Игры – литературные, ролевые,
интеллектуальные, профориентационные,
игры-путешествия, игры-доказательства.
Инициативы – информационная,
литературная, творческая.
К
Конкурсы – литературные, на самого
усидчивого читателя периодики, на лучшую
популярную книгу, на лучшую домашнюю библиотеку.
Круизы –
литературно-экологический,
историко-краеведческий.
Клубы.
П
Посиделки – девичьи, библиотечные,
краеведческие, святочные, фольклорные.
Портреты – политические, читателя,
библиотекаря.
Презентации (презентации-обсуждения)
– журналов, книг, части фонда, статьи,
стихотворения, альбома, фильма, грампластинки,
диска, сайта.
Р
Рандеву – пресс-встречи, разговоры
по душам.
Репортажи (а также интервью) –
экологические, актуальные.
Ф
Фантазии – литературные,
поэтические, музыкальные.
Ч
Часы – вопросов, библиотечных
вопросов и ответов, поэтические, рассуждения,
практических рекомендаций, спора о…,
откровенного разговора, полезного совета.
Быстрое развитие
телекоммуникационных технологий и сетевого
взаимодействия способствуют разработке и
внедрению в библиотечную практику новых форм и
методов. Сегодня они находят особое, порой
ведущее место в библиотечных планах. Приведем в
пример лишь некоторые формы работы и продукты
(услуги), которые можно включить в свою
деятельность, используя компьютерное оснащение
библиотеки.
Формы работы:
· интернет-каникулы;
· обзоры новых ресурсов Интернета;
· электронные выставки; дайджесты;
· виртуальные экскурсии по
библиотекам;
· слайд-лекция;
· компьютерные презентации;
· мастер-класс по внедрению новых ИКТ
(для пользователей);
· премьеры дисков;
· интернет-знакомства;
· мультимедиа-просмотры;
· посещения виртуальных музеев мира;
· электронная игротека;
· конкурс мультимедиа-сочинений;
· видеобеседы, уроки, рассказы о …;
· урок-навигация;
· chat-конференция.
Услуги:
· путеводители по ресурсам;
· тематические электронные файлы и
папки;
· пользовательские инструкции;
· библиотечная веб-страница;
· библиотечный сайт;
· информационные библиотечные сводки;
· электронная визитка;
· электронная библиотечная лоция;
· пресс-клиппинг (мониторинг прессы).
(См. также табл. 2)
№ |
Виды услуг (название) |
Определение |
Перечень услуг |
1 |
Документные услуги |
Услуги, обеспечивающие доступ к |
· Выдача документов на дом, |
2 |
Справочные услуги |
Услуги, предоставляющие доступ к |
· Организация chat-обслуживания в |
3 |
Новостные услуги |
Услуги, предлагающие сообщения об |
· Выпуск дайджестов, прайс-листов, |
4 |
Учебно-консультационные |
Услуги, содействующие |
· Организация консультаций, |
5 |
Исследовательские услуги |
Услуги, которые доводят до |
· Предоставление аналитических |
6 |
Организационно-вспомогательные |
Услуги, организующие передачу |
· Распространение и прокат баз |
7 |
Kомплексные услуги |
· Обслуживание |
Инновации
В современных условиях ни одна
организация не может развиваться без
постоянного совершенствования различных сторон
своей деятельности: предоставления новых услуг
или продукции, использования новой технологии,
обновления методов управления деятельностью и
персоналом.
Инновации – необходимый элемент
развития, без них библиотекам невозможно
оставаться социально значимыми организациями,
оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять
свои позиции в условиях рынка.
Часто библиотекари задаются вопросом,
а что может быть объектом библиотечных
инноваций, в чем можно планировать изменения. На
мой взгляд, объектами нововведений могут быть:
· средства производства,
· технологические процессы,
· организационное развитие,
· услуги и продукция.
Раскрою подробнее каждую позицию.
Средства производства:
· включение в работу новых технических
средств поиска, обработки, преобразования и
предоставления информации;
· комплектование новыми видами
носителей информации;
· автоматизация
библиотечно-библиографических средств учета,
обработки и систематизации информации
(документов).
Технологические процессы:
· изменения методов организации
обслуживания, обеспечения комфортности,
доступности библиотечных услуг и продукции;
· разработка, адаптация и внедрение
новых (или заимствованных из опыта других
библиотек) приемов и методов комплектования,
организации и хранения документальных коллекций
и пр.;
· обеспечение рентабельности и
эффективности основных технологических
процессов (новые средства защиты, учета,
расстановки фонда, библиографирования и т.д.).
Организационное развитие:
· создание новых отделов, секторов,
служб, зон, временных проектных коллективов
(команд);
· включение библиотеки в
программно-проектную деятельность;
· изменения в практике планирования
(переход на стратегическое планирование,
создание бизнес-планов);
· изменение в методике изучения и
оценки рынка, спроса ресурсов (возможностей);
· изменения в применении приемов,
средств и методов общественных коммуникаций
библиотеки (каналы и средства рекламы продукции,
паблисити, PR, методов фандрайзинга);
· изменения библиотечных ценностей,
идеалов, принципов функционирования, традиций.
Услуги и продукция:
· диверсификация ассортимента
(заимствование услуг, применение новых
нетрадиционных видов обслуживания, поиск новых
потенциальных рынков);
· дифференциация ассортимента
(формирование новых видов услуг в соответствии с
потребностями конкретных категорий
пользователей);
· исследование различных видов
специализации библиотеки (отраслевой, жанровой,
функциональной).
Предлагаемая ниже таблица
информационных библиотечных услуг и продуктов
поможет библиотекарям сделать свой выбор,
учитывая собственные ресурсы и возможности.
Ну что ж, наконец мы определились в
содержании плана: обозначили целеполагание,
выделили ведущие направления деятельности,
определили основной круг библиотечных услуг,
продуктов, форм, методов, технологий.
Форма подачи плана
Сейчас наступил момент все это
прописать на бумаге и упаковать в определенную
форму. План библиотеки состоит из нескольких
частей: статистических данных, текстового
материала и табличной формы.
Статистику можно представить через
паспорт библиотеки (пример, в приложении) и
таблицу контрольных показателей (например, как в
табл. 3).
Таблица 3
Контрольные показатели
Всего |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв |
|
Читатели |
|||||
Посещения |
|||||
Книговыдача |
В текстовую часть войдут
следующие данные: миссия библиотеки, цель и
задачи. А вот направления деятельности, услуги,
продукты, формы и методы можно расписать снова
в табличной форме. Варианты таких форм предлагаю
в таблицах 4–8.
Таблица 4
Форма месячного плана школьной
библиотеки
2002/03 учебный год Месяц ____________
Число |
Наименование мероприятия |
Класс |
Часы |
Ответственный |
03 |
||||
10 |
||||
10 |
Таблица 5
Форма № 1 годового плана школьной
библиотеки
№ |
Направление работы |
Форма работы |
Дата проведения |
Ответственный |
1 |
Работа с фондом |
Санитарный день |
Посл. день месяца |
Зав. б-кой, библиотекарь. |
Подписка |
Октябрь, апрель |
Зав. б-кой. |
Таблица 6
Форма № 2 годового плана школьной
библиотеки
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
Формирование |
||||
Изучение состава |
||||
Подведение итогов движения |
Прием литературы, полученной в |
Годовой план работы – основной и обязательный документ для всех библиотек. Он определяет основные задачи и содержание работы библиотеки на новый календарный год, и в нем определяются все показатели, которых должна достичь муниципальная библиотека к концу года.
На первом этапе его подготовки, за 2-3 месяца до начала нового года (октябрь – ноябрь), проверяется ход реализации плана текущего года, выясняются его достоинства и недостатки, выясняются изменения в деятельности библиотеки в истекшем году, намечаются предложения для плана наступающего года.
Задачи, которые библиотека определит в качестве приоритетных, должны быть сформулированы, исходя из проблем обеспечения свободного доступа к информации и информационным ресурсам и новых требований функционирования библиотеки как социокультурного института в условиях формирования местного самоуправления.
В годовой план работы библиотеки целесообразно включать лишь основные, то есть главные направления её деятельности, которые являются общими для всех подразделений библиотеки или требуют координации и кооперирования их деятельности.
План включает систему показателей, определяющих в совокупности объем работы, а также затраты рабочего времени. По всем показателям плана определяются его исполнители и сроки выполнения.
В годовом плане должен обязательно предусматриваться резерв времени, трудовых и иных ресурсов на случай необходимости выполнения внеплановых работ.
Составной частью годового плана работы библиотеки является смета доходов и расходов.
Примерная структура годового плана:
- Анализ работы за прошедший год
- Основные задачи и направления работы библиотеки в новом году
- Свод главных цифровых показателей по основным направлениям деятельности
- Формирование фонда документов и отражение его в справочном аппарате библиотеки
- Мероприятия для привлечения читателей в библиотеку
- Массовые мероприятия
- Участие в Федеральных целевых, республиканских программах
- Краеведческая деятельность
- Научно- методическая деятельность
- Информационно — библиографическая деятельность
- Социологические исследования.
- Внедрение новых электронных технологий
- Уроки информационной культуры. Реклама деятельности библиотеки
- Повышение квалификации сотрудников библиотеки
- Развитие материально-технической базы библиотеки
Годовой план работы библиотеки определяет основные задачи и содержание работы библиотеки на текущий год.
В этом разделе плана работы формулируются те задачи, над выполнением которых библиотека будет работать в текущем году, и не более того. Выбранная по определённому направлению деятельности задача должна быть краткой и чёткой, не надо формулировать объёмные и длинные фразы задач, заведомо невыполнимых в течение года.
Каждая, поставленная перед библиотекой задача, должна подкрепляться мероприятиями в других разделах плана работы. Например, библиотека определила задачу: способствовать повышению информационной культуры читателей. Следовательно, в информационно – библиографическом разделе должна быть предусмотрена школа информационной культуры, университет библиографических знаний, библиографический лекторий и т.д.
Другой пример. Библиотека ставит перед собой задачу обеспечения высокого качества обслуживания читателей и максимально полного удовлетворения запросов читателей. Тогда в соответствующих разделах плана работы нужно отразить внедрение информационных технологий, обеспечивающих свободный доступ к информационным ресурсам, приобретение в фонд электронных носителей информации, аудио – видеопродукции, компакт дисков CD — ROM и т. д.
Пример формулировки «Основных задач и направлений работы» библиотеки
Работа библиотеки должна быть направлена на:
- безусловное выполнение основных контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в библиотеку и к чтению;
- повышение комфортности библиотечной среды, формирование положительного имиджа библиотеки, развитие рекламы;
- распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к истории своей малой родины, формирование патриотических чувств;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, создание условий для чтения естественнонаучной литературы;
- приобщение пользователей к чтению правовой и нравственной литературы, содействие повышению уровня этической грамотности, воспитание культуры общения;
- приобщение пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной литературы, создание условий для чтения и различных литературных занятий и т.д.
Контрольные показатели работы
Объёмы плановых заданий должны соответствовать штатному обеспечению и отвечать допустимой нагрузке на основе «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках».
Распределение показателей по кварталам в % соотношении к годовому плану работы.
1 квартал I полугодие 9 месяцев 4 квартал Читатели 60% 68% 76% Ост. Книговыдача 40% 57% 73% Ост.
Формирование фонда документов и отражение его в справочном аппарате
Здесь раскрываются вопросы изучения тематического и видового состава фонда, уточнения профиля комплектования, развития и использования фонда, мероприятия по его сохранности; совершенствование единого справочно-поискового аппарата; составляется график проверки фонда муниципальных библиотек, определяется количественный состав на списание литературы по различным причинам. Отражаются мероприятия по переводу фондов на новые технологии и организация электронного каталога, создание электронной базы данных.
Мероприятия для привлечения читателей в библиотеку.
Массовые мероприятия.
Раздел отражает мероприятия по расширению видов услуг, по введению новых форм обслуживания, по улучшению качества обслуживания, инновации и меры по формированию привлекательного образа библиотеки. Раздел отражает мероприятия по расширению видов услуг, по введению новых форм обслуживания, по улучшению качества обслуживания, инновации и меры по формированию привлекательного образа библиотеки. В этом разделе плана намечаются мероприятия по основным направлениям работы. К ним относятся:
- Историческое направление (историческая тематика, ко Дню славянской письменности и культуры, политическая ситуация в стране, ко Дню Конституции, ГО и МЧС, события в мире, международные отношения и т. д.).
- Патриотическое воспитание (военная тема, ко Дню защитника Отечества, ко Дню Народного Единства, ко Дню Независимости России здесь же)
- Краеведение.
- Духовно-нравственное воспитание Включение религиозно – познавательных программ и мероприятий в план работы библиотеки возможно, если они носят информативный характер и не сопровождаются совершением религиозных обрядов.
- Экологическое направление (естественнонаучная тематика).
- Нравственное направление (педагогика, этика, культура поведения, к Международному дню защиты детей, ко Дню знаний, ко Дню учителя, ко Дню пожилого человека, к 8-му Марта, ко Дню матери, к Международному Дню инвалидов)
Отдельными позициями в этом разделе плана рекомендуется выделить:
- Работа с семьёй.
- Правовая информация (создание ЦПИ, ведущих информационно – библиографическое обслуживание на основе фонда нормативно – правовых изданий, юридических полнотекстовых баз данных (БД) « Консультант – Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Система» и др., содержащих официальные документы, научные и практические рекомендации к ним, пояснения юристов, электронные версии журналов правовой тематики).
- Здоровый образ жизни (формирование у читателей установок на здоровый образ жизни и профилактику асоциальных явлений – безнадзорности, алкоголизма, наркомании и преступности среди подростков ).
- Профориентация. Социализация личности.
- Продвижение книги и чтения (формы работы с художественной литературой, программы чтения по творчеству писателей, Неделя детской книги).
- Эстетическое направление (искусство и спорт, мероприятия к Новому году)
- Справочно – библиографическое и информационное обслуживание пользователей.
- Клубы и объединения по интересам.
Практика работы с читателями вызывает к жизни достаточное количество информативных мероприятий. Энергично реагируя на потребности, учитывая интересы читателей, в библиотеках появляются новые, нетрадиционные формы работы.
Свидетельством возросшего творческого потенциала, профессионализма библиотекарей является проведение инновационных форм мероприятий:
- Библиогид «Тысяча мудрых страниц»
Информационный обзор новинок энциклопедической и справочной литературы.
- Литературные гонки «Великий книжный путь» (для старшеклассников)
- Марафон культурных событий
Самый насыщенный месяц культурными событиями и памятными датами – май. В этот период, с 9 мая по 6 июня, можно провести целый цикл мероприятий под общим названием «Марафон культурных событий».
- Поэтический марафон ( Можно провести 6 июня, в Пушкинский день.)
На импровизированной мини – площадке у библиотеки — известные писатели, поэты, юные литераторы, взрослые и подростки, дети, сменяя друг друга, читают произведения великого поэта.
- «Праздник библиографических открытий».
Проводится с целью освоения комплекса новых форм работы. Его программа позволит читателю представить сведения об информационно – библиографических ресурсах библиотеки, познакомить с источниками информации об интересующих их изданиях.
- День открытых дверей
Способствует росту престижа библиотеки, завоеванию благожелательного отношения заинтересованных групп населения.
- Участие в Федеральных целевых, республиканских программах
В этом разделе следует отразить работу библиотеки по участию в целевых комплексных программах и проектах.
- Информационно-библиографическая деятельность
В этом разделе вы отражаете свою работу по следующим направлениям:
- Справочно-библиографические ресурсы (состояние СБА, какие картотеки, тематические папки планируете организовать в новом году)
- Деятельность по удовлетворению запросов пользователей (количественные показатели, основные потребители справочной информации, показываете какие новые формы групповой и индивидуальной информации вы планируете использовать)
- Справочно-информационное обеспечение деятельности органов МС (изучение потребностей, формы и методы предоставления информации, формирование базы данных законодательных актов муниципального образования)
- Выпуск библиографических изданий: указатели, списки, досье, КЗД, путеводители. Буклеты. Закладки )
- Социологические исследования
Социологические и маркетинговые исследования, планируемые в библиотеках, позволят выявить и предугадать изменения потребностей читателя, создать эффективную модель обслуживания, рационально организовать работу по комплектованию фондов, и, что не менее важно, увидеть результаты собственной работы.
- Развитие материально – технической и технологической базы.
Планируются мероприятия по приобретению библиотечного оборудования, библиотечной техники, технических средств, транспортных средств и т.д., по ремонту и переоборудованию зданий и помещений.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ингалинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Владимира Акимовича Колбунова»
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
____________ А.В. Цвецих
«____» сентября 2021 г.
План работы школьного библиотекаря
на 2021/2022 учебный год
Библиотекарь:
Архипова
Елена Анатольевна
Ингалы, 2021
План работы школьной библиотеки в 2021-2022 учебном году
Задачи библиотеки:
- Обеспечивать всех пользователей школьного коллектива обучающими программами, книгами и иными информационными ресурсами, тем самым побуждая их развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации, которые призваны дополнять и расширять информацию, содержащуюся в учебниках и иных учебных материалах, методических разработках, литературных произведениях и в других документах.
- Обучать пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
- Формировать и развивать информационную и коммуникативную культуру пользователя библиотеки.
- Оказывать помощь в деятельности учителей и учащихся в образовательных, творческих и интеллектуальных проектах.
- Содействовать формированию ответственной гражданской позиции школьников.
- Обеспечивать возможности наиболее полного и быстрого доступа к документам.
Формирование библиотечного фонда
№ п/п |
Содержание мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственный |
|
Анализ состояния библиотечного фонда учебников в соответствии с ежегодной потребностью общеобразовательного учреждения, с реализуемой им образовательной программой. |
ноябрь |
библиотекарь |
|
Анализ необходимого количества учебников, обеспечивающих реализацию учебного плана ОУ с учетом преемственности по вертикали (преемственность обучения с 1 по 11 класс) и по горизонтали (целостность учебно-методического комплекса: программа, учебник, методическое пособие, дидактические и раздаточные материалы) в соответствии с образовательной программой школы, количеством учащихся и потребностью в учебной литературе по предметам. |
декабрь |
библиотекарь, учителя-предметники |
|
Анализ потребности ОУ в учебниках в соответствии с федеральным перечнем, сложившимся УМК школы, для формирования сводной заявки ОУ на учебники. |
январь |
библиотекарь, зам. директора |
– подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году; |
декабрь |
библиотекарь, руководители кафедр |
|
-работа с перспективными библиографическими изданиями (прайс-листы, каталоги, перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Минобразованием РФ), нормативными документами, приказами; |
январь |
библиотекарь |
|
– контроль состояния учебников для выявления пришедших в негодность |
постоянно |
библиотекарь |
|
|
Комплектование фонда: |
||
– Оформление документов и приём литературы, полученной через выделенные средства по субвенции. А также, литературы, приобретённой в порядке спонсорской помощи (дарение, пожертвования). |
по мере поступления |
библиотекарь |
|
– подготовка отчета об обеспечении учебными и методическими пособиями, художественной, специальной и прочей литературы |
сентябрь, декабрь, апрель |
библиотекарь |
|
-изъятие и списание ветхой и морально устаревшей литературы, непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими правовыми актами; -пополнение фонда за счет поступившей в фонд литературы; – подведение итогов движения книжного фонда; |
октябрь, февраль |
библиотекарь |
|
– введение и обновление банка данных учебников в ОУ |
август |
библиотекарь |
|
– оформление подписки на периодические издания (при наличии средств) |
октябрь апрель |
библиотекарь |
|
– приём и обработка поступивших учебников и другой литературы: оформление накладных, записи в инвентарные книги учета, штемпелевание, оформление картотеки, каталога; |
постоянно |
библиотекарь |
|
– выдача учебников учащимся и педагогам, обеспечение выдачи учебников в полном объёме согласно учебным программам; |
август, сентябрь |
библиотекарь |
|
|
Расстановка новых изданий в библиотеке, на стеллажах в соответствии с нормами и правилами хранения |
в течение года |
библиотекарь |
|
Информирование педагогов о новинках в области учебной и учебно-методической литературы и др. литературы |
постоянно |
библиотекарь |
|
Обеспечение сохранности: |
||
-ремонт книг (с привлечением актива библиотеки, учащихся начальных классов); |
май, сентябрь |
библиотекарь |
|
– обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке; |
постоянно |
библиотекарь |
|
– систематический контроль над своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий; |
постоянно |
библиотекарь |
|
– информирование учащихся и их родителей об ответственности за сохранность учебной и художественной литературы, о правах и обязанностях читателей, о задолженности в библиотеке; |
постоянно |
библиотекарь |
|
– санитарный день. |
посл. пятница месяца |
библиотекарь |
|
10. |
Организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек) |
по мере необходимости |
библиотекарь |
11. |
Обеспечение работы читального зала |
постоянно |
библиотекарь |
12. |
Обеспечение пользованием Интернетом, электронными носителями |
постоянно |
библиотекарь |
Ведение справочно-библиографического абонемента (далее – СБА)
№ п/п |
Содержание мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственный |
1. |
Пополнение, редактирование каталогов |
постоянно |
библиотекарь |
3. |
Пополнение и редактирование картотеки |
постоянно |
библиотекарь |
4. |
Пополнение и редактирование газетно-журнальных статей по материалам школы на основе выписанной периодики |
постоянно |
библиотекарь |
Работа с пользователями библиотеки, педагогической, родительской общественностью
№ п/п |
Содержание мероприятий |
Возрастная аудитория |
Срок исполнения |
Ответственный |
|
Выставка учебных пособий, разработок проектов, методических пособий, рекомендаций и др. предметным неделям, научно-практическим конференциям, защите социальных и творческих проектов |
1-11 классы |
по мере необходимости |
библиотекарь, учителя-предметники, руководители кафедр |
|
Выставка-совет, посвященная месячнику безопасности дорожного движения и пешеходов |
1-5 классы |
сентябрь |
библиотекарь |
|
Устный журнал по внеклассному чтению «Книги-юбиляры» |
5-7 классы |
январь |
библиотекарь |
|
Проведение работы по сохранности учебного фонда с подведением итогов. Рейд «Как живут учебники?» |
1-11 классы |
октябрь |
Библиотекарь |
|
Неделя детской книги:
|
1 класс 3-4 классы 2 класс 1-7 классы 1-7 классы |
апрель март |
библиотекарь |
|
Выставка-досье «Куда пойти учиться?» (к месячнику профориентационной работы) |
9,11 классы |
апрель |
библиотекарь, классные руководители |
|
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников и информирования классных руководителей и родителей учащихся. |
1-11 классы |
1 раз в месяц |
библиотекарь |
Работа с педагогическим коллективом
№ п/п |
Содержание мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственный |
1. |
Информирование учителей о поступлении в библиотеку новой учебной, методической и др. литературы. |
по мере поступления |
библиотекарь |
2. |
Оказание консультационно-информационной помощи учителям-предметникам, направленной на оптимальный выбор учебников и учебных пособий и УМК в новом учебном году. |
в течение года |
библиотекарь |
3. |
Оказание помощи в поиске информации для подготовки к урокам, олимпиадам, рефератам, созданию проектов, в исследовательской и краеведческой деятельности. |
в течение года |
библиотекарь |
4. |
Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов и рекомендаций к предметным неделям, для подготовки школьных газет, классных мероприятий, внеклассных чтений и мероприятий, родительских собраний. |
в течение года |
библиотекарь |
Планирование – необходимое условие развития библиотеки. В ходе планирования осуществляется
разработка системы мероприятий, в которой конкретно определяются цели и
задачи, пути их достижения, плановые показатели работы библиотеки на
календарный период.
Назначение плана – подчинить работу библиотеки выполнению
актуальных задач, обеспечить повышение качества библиотечного обслуживания
населения. В планировании нужно разумно сочетать необходимое
с возможным, опираясь на достигнутое, учитывая все факторы.
При планировании определяются:
– цели и задачи работы библиотеки,
основные направления её деятельности;
– тематика, содержание, формы и
методы работы;
– объём работы, выражающийся в
системе плановых показателей;
– трудовые, материально-технические
и финансовые затраты на выполнение плановых заданий.
План работы библиотеки – это
система взаимосвязанных, объединённых общей целью плановых заданий,
определяющих порядок, сроки и последовательность, выполнение работ, и, кроме
того, проведение мероприятий в библиотеке.
Он строится, исходя из поставленных
перед библиотекой задач и отражает основные направления, тематику, содержание,
формы и методы деятельности. План включает систему показателей, определяющих в
совокупности объём работы и затраты рабочего времени. По всем показателям плана
определяются его исполнители и сроки выполнения.
Показатели плана работы библиотеки
– контрольные цифры, определяющие объём работы библиотеки в планируемый период,
которые выражаются как в абсолютных величинах (количество читателей, объём
библиотечного фонда, число посещений, выдач, массовых мероприятий и др.), так и
относительных (читаемость, обращаемость, книгообеспеченность и др.).
Порядок составления
годового плана включает:
– формулировку направлений работы,
основных заданий и контрольных показателей, которую осуществляет руководство
библиотеки;
– составление и обсуждение проекᴛᴏʙ
планов в структурных подразделениях (отделах, филиалах) с учётом предложений
всех сотрудников;
– составление, обсуждение в
трудовом коллективе и утверждение директором годового плана работы библиотеки.
Примерная структура
годового плана библиотеки может выглядеть следующим образом:
1.
Основные задачи (события) года.
2.
Свод главных основных показателей по основным направлениям деятельности.
3.
Формирование фонда и отражение его в справочном аппарате.
4.
Мероприятия по привлечению читателей, ᴨᴏᴛребителей, совершенствование их
обслуживания, реклама деятельности библиотеки.
5.
Организационная и методическая деятельность в помощь самой библиотеке и другим
библиотекам.
6.
Развитие материально-технической и технической базы.
7.
Доходы и расходы, мероприятия по укреплению финансовой базы, экономному и
эффективному использованию ресурсов.
8.
Социальное развитие коллектива, повышение квалификации кадров.
9.
Меры по совершенствованию управления библиотекой.
Разумеется, конкретная библиотека
(ЦБС) может вносить в эту структуру изменения и дополнения исходя из
перспективных и текущих задач своей деятельности.
В годовой план работы библиотеки
нецелесообразно включать весь перечень работ, осуществляемых в структурных
подразделениях. Правильнее будет отражать в нем лишь основные, главные
направления деятельности, которые являются общими для всех структурных
подразделений или требуют координации и кооперирования их деятельности, а не
перечислять все позиции планов структурных подразделений.
Виды планов
По срокам выполнения планы
делятся на перспективные (стратегические) и текущие (годовые, квартальные,
месячные, оперативные), а по объёму
планируемой работы – на план библиотеки, структурного подразделения,
индивидуальный̆ план сотрудника библиотеки.
·
План может быть универсальным, охватывающим работу
библиотеки в целом, и тематическим,
отражающим только одно из направлений её деятельности.
·
Наряду с планами отдельных библиотек составляются сводные планы, охватывающие деятельность не одной, а нескольких
библиотек.
·
Перспективный план библиотеки рассчитан на ряд лет (как правило, на 5 лет) и
намечает общую линию развития библиотеки. В нём отражаются главные, решающие
задания длительного значения; определяется уровень, которого надо достичь к
концу планируемого срока. Перспективные планы могут быть как универсальными по
своему содержанию, так и тематическими (к примеру , тематический план
комплекᴛᴏʙания библиотечных фондов, план научно-методической работы и др.).
·
В последние годы в практику
библиотек входят стратегическое
планирование – метод перспективного планирования, заключающийся в
установлении целей библиотеки, определении необходимых для их достижения
ресурсов и выбора наиболее рациональных путей использования этих ресурсов.
Задача стратегического планирования – целенаправленное инновационное развитие
библиотеки.
В отличии от перспективного плана,
в котором плановые задания распределяются по годам, стратегический план
составляется не по годам, а по срокам реализации намеченных целей.
·
Годовой план работы библиотеки определяет основные задачи и содержание работы
библиотеки на текущий календарный год (в библиотеках учебных заведений –
соответственно на учебный год) , и в нём определяются все показатели, которых
должна достичь библиотека к концу года. Объём работы планируется с учётом
годового фонда рабочего времени сотрудников библиотеки и норм на библиотечную
работу.
Годовой план состоит из двух частей: тексᴛᴏʙой, в которой
предусматриваются мероприятия, необходимые для осуществления поставленных
задач, определяются нормы и методы работы библиотеки, сроки выполнения плановых
заданий и ответственные исполнители (чаще всего, не конкретные лица, а
структурные подразделения), и статистической, в которой намечаются
количественные показатели, которых должна достичь библиотека.
Годовые
планы работы составляются в сроки, определяемые руководством библиотечного
учреждения, и предоставляются на утверждение вышестоящему руководителю.
·
Сводный план определяет задачи и содержание работы определённой совокупности библиотек
на заданный период и имеет целью координировать и кооперировать их
деятельность. Сводные планы могут быть как перспективными, так и текущими, они
могут охватывать работу библиотек, находящихся в одном регионе, и принадлежащих
либо одному, либо нескольким ведомствам.
·
В сводных планах могут
рассматриваться все стороны деятельности библиотек (к примеру , план работы
ЦБС, объединяющий планы ЦБ и филиалов).
·
Оперативное планирование – это разработка на базе месячных планов плановых
заданий для отдельных сотрудников на короткие отрезки времени. Оперативное
планирование применяется обычно в тех отдельных крупных библиотеках, где работа
состоит из многократно повторяющихся операций и строится по нормам.
В этих условиях сотрудникам отдела устанавливается плановое задание на каждый
рабочий день.
Оперативное планирование важно и
для работников небольших и средних библиотек, ибо оно предоставляет возможность
оперативно контролировать выполнение плановых заданий, рационально использовать
рабочее время библиотечных работников.
Все эти планы различного наполнения
и продолжительности, выполняя определённые специфические функции, призваны
обеспечить в совокупности планомерность и согласованность развития библиотеки.
Многообразные планы, составляемые
как для библиотеки в целом, так и для каждого структурного подразделения и исполнителя,
должны быть приведены в систему, обеспечивающую непрерывную работу по плану и в
тоже время исключающую их дублирование. Только при этом условии система
библиотечного планирования будет соответствовать требованию оптимальности как
важнейшему методологическому принципу планирования.
Чем крупнее библиотека, тем более
развёрнутой будет и система её планов. Принципиальная модель системы планов
библиотеки включает:
– перспективный (стратегический)
план библиотеки;
– годовой план библиотеки;
– квартальные планы структурных
подразделений (отделов, филиалов);
– индивидуальные месячные планы
сотрудников библиотеки.
По срокам выполнения планы принято делить на:
·
Долгосрочные (больше 5 лет) – эти
планы относятся, в основном, к категории планов-целей.
·
Среднесрочные (от 1 года до 5 лет)
– они выполняются в виде различного рода программ, бюджетов, сетевых графиков.
·
Краткосрочные – планируются на срок
до 1 года, разновидностью являются месячные, квартальные планы.
Если годовой и квартальный планы
оформляются в форме текстовых разделов (обслуживание читателей, справочно-библиографическая
и информационная работа, формирование и организация библиотечных фондов,
методическая работа, работа с кадрами и т. п.), то месячный план оформляется
как календарный план: по числам месяца.
Требования к
составлению плана с точки зрения теории и практики библиотечной работы:
1.План
работы должен полностью соответствовать тем позициям, которые отражены в
нормативных, правовых и иных документах, принятых на государственном, региональном
и внутрибиблиотечном уровнях.
2.План
должен быть актуальным, отражать важнейшие события в жизни государства и
общества, региона, быть направленным на решение социально-личностных задач.
3.План
работы должен ставить четкие цели, быть разнообразным и интересным по форме
проведения мероприятий, учитывать особенности и традиции библиотечного
учреждения и его социального окружения.
4.План
должен быть конкретным, с указанием конкретных мероприятий, сроков
проведения, участников и организаторов; необходимо исключить из него общие
формулировки, которые являются серьезным недостатком плана.
5.План
должен быть реально выполнимым, предусматривающим равномерное
по времени распределение мероприятий, необходимых и достаточных для решения
поставленных задач.
Если библиотека
не составляет перспективные планы, то следует в годовом плане работы
предусмотреть мероприятия, которые необходимо провести с целью
совершенствования ее деятельности. Например, реорганизация функционирования
библиотеки, или отдельных её структурных подразделений, отделов, плановая
проверка фонда, переход на автоматизированную технологию, работа по
дополнительному привлечению пользователей, ремонт помещений и т.д.
Планирование и нормы рабочего времени
При работе
над годовым планом следует учитывать итоги деятельности за отчетный период,
сравнить полученные данные с данными за предыдущие 2-3 года, определить и
обосновать основные тенденции изменения объемов работ, установить контрольные
показатели, привести в соответствие
объем запланированных работ с бюджетом рабочего времени на основе нормирования.
Нормирование
помогает составлять научно-обоснованные планы, равномерно распределять нагрузку
между сотрудниками, рассчитать объем и трудоемкость процессов, обосновать
штатную численность библиотеки, рационально использовать кадры, объективно
оценивать работу сотрудников, выявлять потери и нерациональные затраты рабочего
времени.
1.
На начальном этапе работы по
составлению плана определяются виды работ, которые планируется выполнить в
течение года в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой (отделом),
затем они сопоставляются с нормами времени. Подсчитывается общее количество
времени, необходимого на выполнение всех процессов и мероприятий в библиотеке на
год.
2.
На следующем этапе осуществляется
планирование бюджета рабочего времени. Он складывается
из фонда рабочего времени и его расхода.
Фонд рабочего времени – это
годовое количество рабочих дней библиотеки или одного сотрудника, определенное
из общего числа дней в году за вычетом выходных, праздничных дней и отпуска,
потерь рабочего времени по временной нетрудоспособности, учебных отпусков и
т.д.
Необходимо
также учитывать ненормируемые работы, которые отражают специфику библиотечного
труда, например − наличие творческих элементов, они в библиотеках в среднем
составляют до 20%.
В случае
расхождения времени, необходимого для выполнения запланированных работ, с
бюджетом рабочего времени следует провести корректировку плана.
Выполнение
мероприятий, необходимость которых возникла, но которые не были предусмотрены в
годовом плане, обеспечивается планированием резерва рабочего времени на
выполнение таких заданий.
Планирование по нормам в соответствии с фондом рабочего времени дает научно
обоснованные показатели и определяет реальные возможности работы.
Приступая к работе, вы должны знать:
• Основные
направления работы всей библиотечной системы;
• План
должен быть неразрывно связан с жизнью города, района, села, и не может носить
отвлеченный характер. Необходимо конкретизировать вашу специфику,
воплощая ее в конкретные мероприятия.
• Необходимо
заранее заручиться согласием и поддержкой социальных партнеров, (учреждения
образования, общественные объединения, учреждения и организации, отдельные
лица), чтобы знать, на кого можно опереться при организации запланированного
мероприятия, обговорить масштаб такой работы (один класс, несколько
образовательных учреждений).
Если вы уже
тесно сотрудничаете с городским учреждениями, то необходимо учесть определенные
пункты их плана, чтобы как следует организовать совместную работу.
• Следующий
этап – определение главных тем года и отражение их в основных
задачах и конкретизация в плане работы. План составляется с учетом
литературных и памятных дат года. Познакомившись с календарем,
отметьте те даты, которые будут определяющими в новом году, и подумайте о том,
какие мероприятия, формы работы помогут вам раскрыть эти темы.
• Хорошо,
если вы сумеете обговорить предстоящие дела на следующий год со своим библиотечным
активом и заручиться его поддержкой.
• Загляните
в анализ прошлогоднего плана: что осталось невыполненным, что не удалось.
Подумайте, что из этого следовало бы обязательно сделать в наступающем году.
Какие формы работы оказались интересными и востребованными? Сделайте их традиционными в
своей работе.
·
формулирование тех или
процессов должно быть четким и
исключать двусмысленность толкования;
·
сроки выполнения тех или иных видов работ должны быть реальными, четко
обозначенными и учитывать резерв времени, в случае возникновения непредвиденных
обстоятельств и внеплановых заданий;
·
ожидаемый результат должен выражаться в материальном виде;
·
объем планируемой работы
рассчитывается с учетом годового фонда рабочего времени и принятых норм на те или иные
библиотечные процессы.
Годовой план работы библиотеки
обязательно должен включать в себя количественные показатели, предусмотренные государственным
заданием и состоять из двух частей:
–
текстовой, отражающей общую характеристику
целей, поставленных задач и предстоящих мероприятий для их реализации,
необходимых для осуществления поставленных задач; определяются нормы и методы
работы библиотеки, сроки выполнения плановых заданий и ответственные
исполнители (чаще всего, не конкретные лица, а структурные подразделения);
—
статистической, в которой намечаются
количественные показатели, которых должна достичь библиотека, в том числе
показатели государственного задания.
Структура годового плана работы библиотеки (примерный)
I.
Основные
задачи, направления и приоритеты деятельности.
В этом
разделе плана работы формулируются те задачи, над выполнением которых
библиотека будет работать в текущем году, и не более того. Выбранная по
определённому направлению деятельности задача должна быть краткой и чёткой, не
надо формулировать объёмные и длинные фразы задач, заведомо невыполнимых в
течение года.
Пример формулировки «Главных задач и направлений работы» библиотеки:
• выполнение
основных контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в
библиотеку и к чтению;
• повышение
комфортности библиотечной среды, формирование положительного имиджа библиотеки,
развитие рекламы;
•
распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к
истории своей малой родины, формирование патриотических чувств;
• воспитание
бережного отношения к окружающему миру, формирование активной гуманной позиции
по отношению к природе, создание условий для чтения естественнонаучной
литературы;
• приобщение
пользователей к чтению нравственной литературы, содействие повышению уровня
этической грамотности, воспитание культуры общения;
• приобщение
пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной
литературы, создание условий для чтения и различных литературных занятий и т.д.
II. Цифровые показатели
(контрольные показатели работы).
III.
Организация
библиотечного обслуживания населения.
Раздел
отражает мероприятия по расширению видов услуг, по улучшению качества
обслуживания основных категорий читателей, в т.ч. работа на дому с социально
незащищенными категориями, обслуживание книгой летних лагерей отдыха. Инновации
и меры по формированию привлекательного образа библиотеки, по введению новых
форм обслуживания, например, преобразование библиотеки в современный
информационный центр, реорганизация пространства, работа Выездных читальных
залов, создание электронного читального зала. Партнерские связи. Библиотечный
актив. Опросы и анкетирования читателей. Акции по привлечению читателей:
экскурсии в библиотеку, Дни открытых дверей, Дни прощения задолжников, реклама
библиотеки в СМИ и т.д.
IV. Содержание и организация работы с читателями (массовые мероприятия по направлениям деятельности). У нас они такие:
·
историко-патриотическое
просвещение
·
духовно-нравственное
воспитание, формирование семейных ценностей;
·
правовое просвещение,
профориентация;
·
экологическое
просвещение, здоровый образ жизни;
·
продвижение книги и
чтения, функционирование молодежных центров чтения;
·
межнациональные
отношения и межкультурные связи;
·
социализация лиц
пожилого возраста, со специальными потребностями и физическими ограничениями;
·
эстетическое
воспитание;
·
краеведческое
просвещение
·
клубы, любительские и
общественные объединения
V. Справочно-библиографическая и информационная работа.
VI. Формирование и организация книжного фонда.
Мероприятия
по изучению, улучшению состава и пропаганде фонда, по обеспечению максимального
доступа к фонду разных категорий читателей, его сохранности, а также по
воспитанию бережного отношения читателей к фонду.
VII. Материально-техническая база библиотеки.
VIII. Работа с кадрами.
На основе
годового плана работы составляются квартальные планы для того,
чтобы пропорционально разделить годовую нагрузку и следить за выполнением
плановых показателей.
Дополнением к универсальному плану является тематический план, который отражает отдельные направления деятельности:
план подготовки и проведения массовых мероприятий, тематический план
комплектования.
Источники: