Как составить план работы по виду деятельности

Планирование по видам деятельности

I.
Анализ работы за предыдущий год.

II.
Характеристика класса.

III.
Воспитательные задачи.

IV.
Жизнедеятельность классного коллектива.

(познавательная,
ценностно-ориентированная, трудовая,
художественно-творческая,
физкультурно-оздоровительная,
коммуникативная, игровая, работа с
родителями).

Познавательная
деятельность.

№ п/п

Название
дел

Ответственные за проведение

Педагоги­ческий
анализ

1.

Обзор
научно-популярных статей – сентябрь.

(В ходе подготовки).

Олег
К., Лена М., Игорь В.

(по
мере проведе­ния)

2.

Экскурсия
на выставку «Технологии XXIвека» – ноябрь

Наташа О.,

Саша
И.

3.

Устный
журнал «Союз формул и метафор» –
январь.

Максим К.

Маша
П.

4.

Участие
в предметных олимпиадах – февраль.

Олег К., Лена М., Игорь В.,

Алеша
З., Наташа В., Вадим П.

5.

Интеллектуальный
ринг – апрель

Вадим П., Дима Л.,

Ира
Л., Света К.

Для того, чтобы
помочь составить план воспитательной
работы по видам деятельности, мы приводим
виды и формы деятельности учащихся,
которое предлагает Н.Е.Щуркова (с
некоторыми добавле­ниями).

№ п/п

Вид и цель деятельности

Активные формы
организации деятельности

1

2

3

1.

Познавательная.

Обогащает представления
учеников об окружающей действительности,
формирует потребность в образовании,
способствует интеллектуальному
развитию.

Устный журнал, обзор
научно-популярных статей в периодической
печати, экскурсии (в музей, на выставку,
на предприятие, в библиотеку и т.п.),
конкурсы, турниры, олимпиады, классный
лекторий, учебные конференции,
турнир-викторина (Ту-Ви).

2.

Трудовая.

Направлена на создание,
сохранение и приумножение материальных
ценностей, формирование уважительного
отношения к материальным ценностям
как средству существования человека.

Учебный труд на уроках,
учебно-производственный труд на
предприятии, общественно-полезный
труд по самообслуживанию; игровые
формы: «трудовой десант», «операции»,
«работа по секрету», «рейд добровольцев»,
«уют-час», «защита профессий»,
«путешествие в город Мастеров».

3.

Общественная
деятельность.

Содействует социализации
школьника, включает учащихся в
сопереживание их проблемам общества,
приобщает к активному преобразованию
действительности.

Пресс-центр, встречи
с политическими деятелями, журналистами;
круглый стол, дискуссия, фестиваль,
форум, живая газета, журнал-эстафета,
пресс-бой, пресс-конференция, ток-шоу,
политический ринг.

4.

Ценностно-ориентировочная.

Направлена на
рациональное осмысление общечеловеческих
и социальных ценностей мира, на
осознание своего «я», развитие
рефлексии, формирование заботы об
окружающих.

Практикум по самоанализу
и взаимоанализу «Как мы вели себя на
экскурсии», «Законы товарищества»,
«Каким быть и кем быть?», диспут на
нравственные темы, например, «Зачем
человеку учиться?», уроки культуры
поведения; операция «Праздничный
сюрприз нашим родным (мамам, бабушкам,
старшим сестрам); выяснение своей
родословной – «Древо жизни»; «Мир
моей семьи».

5.

Художественно-творческая.

Развивает чувственные
мироощущения, потребность в прекрасном,
способность к художественному
мышлению, реализует художественные
задатки.

Концерты художественной
самодеятельности, художественные
конкурсы, выставки «Час с искусством»,
«Встреча с артистом», «Новые диски»,
посещение театра, экскурсии в
художественные музеи; школьные балы,
фестивали, праздники, концерт-«ромашка»,
кольцовка песен, музыкальный
калейдоскоп, турнир знатоков (поэзии,
театра, музыки), кукольный театр.

6.

Физкультурно-оздоровительная.

Культивирует здоровый
образ жизни, формирует силу, выносливость,
пластичность и красоту человеческого
тела.

Спортивные игры,
товарищеские состязания, школьные
олимпиады, спортивные секции; «Веселая
спартакиада», «Снежная олимпиада»,
«Спартакиада народных игр», «Богатырь
из 5А», «Эстафета дружбы», «Папа, мама,
я – спортивная семья».

7.

Коммуникативная,

игровая.

Организация взаимно
обогащающего досуга школьников, когда
их общение освобождено от предметной
цели и когда содержанием и целью их
деятельности является общение с
«другим человеком» как ценностью.

Классные праздники,
«огоньки», «Дни именинников», прогулки,
вечера отдыха, посещение концертов,
театров; встречи друзей, поездки;
сбор-знакомство; анкета желаний,
практические занятия «Как стать
интересным собеседником», «Деловое
общение», «Если прав, доказывай»;
вечер фольклора (русского, татарского,
чувашского…) «Посиделки», классный
дисковечер, праздник «Русская
масленица», «Сабантуй», осенний
праздник «Калина красная».

Нужно
учесть, что при планировании по видам
деятельности возникает опасность
«перебора» в количестве запланированных
дел, в планах типа плана-сетки этой
опасности избежать легче, так как
излишнее количество запланированных
дел сразу видно. Кроме того, возможна
некоторая узость при планировании по
видам деятельности, например, те же
занятия по культуре поведения не
ограничиваются только ценностно-ориентировочной
деятельностью, но включают в себя и
художественную, и свободное общение, и
формирование уважительного отношения
к труду и людям труда. Но мы подробно
остановились на планировании по видам
деятельности потому, что во всех
предыдущих видах планов важно обеспечить
рациональное сочетание описанных видов
деятельности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

“Перспективное планирование

по видам детской деятельности”

на тему:________________________________________

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Игровая

Сюжетные игры

Игры с правилами

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

 Реализация проектов

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Трудовая

Совместные действия

Дежурство                    Поручение

Задание                          Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование     Коллекционирование

Моделирование     Реализация проекта

Игры с правилами

Музыкально-художественная

Слушание

Исполнение

Импровизация

Экспериментирование

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

 Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

Чтение

Обсуждение

Разучивание

“Перспективное планирование

по видам детской деятельности”

на тему: «Новый год».

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

«Удержи снежинку», «Поймай снежок», «Накорми снеговика», «Снежный ком», «По мишеням», «Снежные воротца», «Разноцветные ледышки», «Снежная крепость», «Снежные краски», «Горка», «Варежка-подружка», «Ледяная дорожка», «Елочные украшения из цветного льда», «Зимний пикник», «Снежные создания», «След в след», «Снежные цветы», «Снежные скульптуры», Зимние эстафеты. «Кто быстрее». Зимние забавы. Игровые упражнения: по тоненькому льду, с преодолением снежных препятствий, метание снежков в цель.

Игровая

«Елка», «Новый год», «Укрась комнату», «Наряди елочку», «Новый год», «Как устроить праздник», «Новогодняя мастерская», «Детский садик в Новый год», «Семья», «Путешествие в мастерскую Деда Мороза», «Подготовь группу к празднику», «Новогодний парикмахер», «Снегурочка», «Снежная скульптура».

Продуктивная

Изготовление елочных украшений, гирлянд, снежинок. Изготовление фонариков. Рисование снежных узоров, новогодней елки.  Реализация проектов.

Коммуникативная

Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Беседы на темы: «История праздника», «Что за дерево такое?», «Елочные украшения», «Зимние забавы», «Снеговик», «Дед Мороз и Снегурочка», «Праздничная суета», «Новогодние песни», «Хоровод», «Зима-красавица», «Снежинки», «Зимние краски», «Зимние скульптуры», «Новогодние стихи», «Традиции праздника».

Содействовать возникновению чувства удовлетворения от участию в коллективной предпраздничной деятельности. Ситуативные разговоры о празднике, украшениях, елке, подготовке к празднику, традициях Нового года.  

Разучивание песен и стихов о празднике.

Составление и отгадывание загадок связанных с «Новым годом».

Сюжетные игры: «Семья», «Детский сад», «Новый год», «Новогодние прически», «Ателье», «Мы встречаем праздник», «Снежинки», «Рукавички».  

Трудовая

 Выполнение поручений в уголке природы. Наблюдение за работой взрослых. Дежурство в природном уголке, дежурство в столовой.  Реализация проекта.

Познавательно-исследовательская

Понаблюдать за таением снега в тепле; за превращением воды в лед; за изменением природных явлений в зимний период года.

Экспериментирование со снегом, водой.

Изготовление коллекции снежинок.

 Реализация проекта.

Игры: «Раз, два, три, елочка гори», «Новый год», «Наряди елочку», «Снежинки», «Ледяная горка», «Варежки», «Снежки», «Снежная крепость», «Дед Мороз»,

Музыкально-художественная

Слушание композиций: «Смелый праздник», муз. Р. Шумана; «Зимний лес», муз. Е. Тиличеевой.

Исполнение песен: «Песенка про Деда Мороза», муз. О. Юдахиной; «Новый год», муз. В. Герчик, сл. П. Кудрявцевой

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением): «Медведь», муз. В. Ребикова; «Заинька», рус.нар. мелодия, обр. С. Кондратьева.

 Музыкально-дидактические игры: «Кто по лесу идет», «Кто лучше спляшет», «Узнай песню по картинке».

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений о зиме. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце», обсуждение, пересказ. Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…».

“Перспективное планирование

по видам детской деятельности”

на тему: «Зима».

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

«Времена года», «Зимушка, зима», «Снеговик», «Ледяная горка», «Снежинки», «Снежки», «Варежки-сестрички», «Снежная крепость», «Льдинки», «Снежные скульптуры», «След в след», «Следы невиданных зверей», «Прямо в цель», «Зимние краски», «Сосульки», «Снежный ком», «Санки», «Быстрые лопаты». Зимняя олимпиада. Преодоление снежных препятствий. Упражнения на меткость- метание снежков в цель. Построение снежных крепостей. Создание снеговиков. Создание снежных скульптур. Зимние эстафеты и забавы.

Игровая

«Мороз красный нос»;«Два мороза»;«Снежная карусель»;«Попади в движущуюся цель»;«Беги из круга»;«Взятие крепости»;«Попади в круг»;«Сбей колпак»; «Гонки с шайбой» (участвуют несколько команд);«Загони льдинку в ворота»;«Забей в ворота» (дети по очереди забивают в ворота шайбу);«Сбей кеглю» (на линии ворот ставят кегли расстояние 3-4 метра).

Продуктивная

Рисуем зиму: снежинки, снег, зимние сюжеты, зимних персонажей, погоду в зимний период года. Учимся делать снег, сугробы, снежинки, сосульки.

 Реализация проектов.

Коммуникативная

Продолжать знакомить детей с зимой. Беседы: «Что за время года», «Приметы зимы», «Что такое снег», «Что такое лёд», «Зимние игры», «Зимняя одежда», «Зимняя природа», «Зимние виды спорта», «Все о коньках», «Все о лыжах», «Снежные горки», «Снежная баба», «Звери, спящие зимой», «Санки, снегоходы», «Снежинки».

Ситуативные разговоры о признаках зимы, об изменениях природы зимой, о деятельности людей в городе и сельской местности, о животных, которые впадают в зимнюю спячку.

Составление и отгадывание загадок о зиме.

Сюжетные игры: «Зимовье», «Семья», «Детский сад», «Снежки», «Зимние узоры», «Зимняя сказка», «Зимнее настроение».

Трудовая

Совместная работа в уголке природы. Выполнение поручений в нем. Дежурство в уголке природы, дежурство в столовой. Реализация проекта.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение за изменениями природных явлений в зимний период года.

Экспериментирование  со снегом и водой.

Моделирование из бумаги.

Реализация проекта.

Игры: «Снежная карусель»;«Попади в движущуюся цель»;«Беги из круга»;«Взятие крепости»; «Загони льдинку в ворота»; «Снежки».

Музыкально-художественная

Слушание композиций: «Времена года», муз. Ц. Кюи; «Снежная песенка», муз. Д. Львова-Компанейца; «Почему медведь зимою спит?», муз. Л. Книппера.

Исполнение песен: «Хрустальная зимушка», муз. А. Филлепенко, сл. Г. Бойко; «Ледяная гора», муз. В. Рама, сл. Е. Трубневой; «Зима в лесу», муз. С. Бодрякова, сл. Е. Авдиенко.

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением): «Волк», муз. Е. Тиличеевой; «Котик и козлик», муз. Е. Тиличеевой, сл. В. Жуковского

 Музыкально-дидактические игры: «Высокая лестница», «Сыграй как я», «Придумай свой ритм».

Чтение художественной литературы

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза», сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово». Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок».

“Перспективное планирование

по видам детской деятельности”

на тему: «День защитника Отечества».

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

«Весёлая лыжня»; «Завтрак на поле»;«Азимут»; «Полоса препятствий»;  «Медсанбат»; «Скоростные санки»; «Воздушная тревога»; «Переправа». Соревнования: перетягивание каната, эстафеты. Спортивные упражнения на силу, меткость, ловкость.

Игровая

Сюжетные игры: «Зарничка»; «Капитаны»; «Донесение»; «Танкисты»; «Три товарища»; «Моряки».

Продуктивная

Изготовление поделок на военную тематику.

Реализация проектов

Коммуникативная

Беседы: «Кто такие защитники?», «Что такое армия?», «Знакомимся с пехотой», «Кто такие моряки?», «Десантные войска», «Танковые войска», «Военная техника пехоты», «Морская военная техника», «Воздушная военная техника», «Что такое храбрость?», «Что такое война?», «Что за праздник 23 февраля», «Кто такие ветераны войны», «Военное дело», «Никто не забыт, ничто не забыто».

Ситуативные разговоры о воинах, как храбро они сражались.

Составление и отгадывание загадок на военную тему, ко Дню защитника Отечества.

Игры с правилами, сюжетные игры: «Переправа», «Пехота», «Разведчики», «Летчики».

Трудовая

Совместная деятельность педагога и детей в группе, на участке. Дежурство в уголке природы, в столовой.                        

Реализация проекта.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение за изменениями природных явлений в зимний период года. За птицами на участке.

Экспериментирование  со снегом и водой.

Реализация проекта.

Спортивные игры: «Полоса препятствий», «Попади в цель», «Лыжня», «Разведчики», «Азимут».

Музыкально-художественная

Слушание композиций: «Вальс-шутка», муз. Д. Шостоковича; «Форель», муз. Ф. Шуберта; «Рыбка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.

Исполнение песен: «на границе», муз. В. Волкова, сл. Е. Карасева; «Ракета», муз. З. Компанейца, сл. Г. Виеру; «Шуточная», муз. М. Раухвергера, сл. О. Высоцкой и К. Шестокова.

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением): «Ищи игрушку», рус.нар. мелодия; «Карусель», муз. Д. Кабалевского; «Помогите», муз. Е. Тиличевай, сл. С. Маршака.

 Музыкально-дидактические игры: «Узнай песню по вступлению или заключению», «Прослушай и подбери картинку».

Чтение художественной литературы

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка», пересказ сказки А.Н. Толстова «Ёж», чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».

“Перспективное планирование

по видам детской деятельности”

на тему: «Международный женский день».

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Подвижные дидактические игры: “Помощник Карлсона”,“Перенеси покупки!”,“Модница”,“Собери цветок для мамы!”,“Проверка на вежливость”,“Конкурс комплиментов”,“Бабушкин клубок”,“Подарок маме”.     Игровые упражнения: подбери подарок маме, бабушке; мамины помошники.                                                                                  

Игровая

Сюжетные игры: «Семья», «В магазин за подарком», «Парикмахер», «Ателье», «Модница», «Коса, русская краса».

Игры с правилами: «Кто быстрее», «Садовники», «Солнечные зайчики».

Продуктивная

Изготовление поздравительных открыток к 8 марта.

Подготовка праздничнего концерта.

 Реализация проектов.

Коммуникативная

Беседы: «Международный женский день», «Наши мамы», «Наши бабушки», «Почему мамам надо помогать», «Что такое – семья», «Уроки вежливости», «Добрые дела», «Что такое уважение?», «Девочек не обижать!»

Ситуативные разговоры о празднике, о том какой подарок можно сделать своими руками, о том что мамам и бабушкам надо помогать, о том нужно быть вежливым и уважительно ко всем относиться.

Составление и отгадывание загадок по теме.

Сюжетные игры: «Подарок маме», «В магазин за подарком», «Детский сад».

Трудовая

Совместные действия педагога и детей в уголке природы. Изготовление кормушки для птиц.

Дежурство в столовой.

Реализация проектов.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение за изменениями природных явлений в весенней период года. За облаками, за погодой, за продолжительностью дня, за ветром, капелью, за изменениями происходящими в живой и не живой природе.

Экспериментирование: «Наши помощники глаза», «как устроена дыхательная система».

Реализация проектов.

Игры с правилами: «К названному дереву беги», «Игра в загадки», «Садовники», «Хлопки», «Капель», «Капитошка», «Ловишки», «Солнечные зайчики».

Музыкально-художественная

Слушание: «Мама», муз. П. Чайковского, «праздник веселый», муз. Д. Кабалевского, «Детская полька», муз. М. Глинки.

Пение: «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова; «Восьмое марта», муз. В. Кикты, сл. В. Татаринова; «Песня бабушке», муз. М. Парцкаладзе, сл. М. Лаписовой.

Муз.-дидактич.игры: «Громко, тихо запоем», «Узнай на чем играю».

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине», М. Садовского «Это мамин день.

Заучивание стихотворения В.Шуграева «Маме».

“Перспективное планирование

по видам детской деятельности”

на тему: «Весна».

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Подвижные, дидактические игры: «Садовники», «Огород», «Твоё дерево», «Капитан дальнего плавания», «Огород на окне», «Радуга», «Облака», «Весенняя веточка», «Лягушата».

Игровые упражнения: «Собери корзину цветов», «Пройди по мостику», «Преодолей препятствие».                                                                                  

Игровая

Сюжетные игры: «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Ателье», «Автобус», «Магазин».

Игры с правилами: «Мячик к верху», «Кто скорее до флажка», «Путешествие», «Птички и кошка», «Хитрая лиса».

Продуктивная

Изготовление поделок на весеннюю тематику, рисованик подснежника, изготовление корзины с цветами.

 Реализация проектов.

Коммуникативная

Беседы: «Весна! Весна!», «Весна как время года», «Приметы весны», «Загадки о весне», «Весенняя капель», «Встреча птиц», «Весенняя погода», «Поговорки о весне», «Какие признаки весны?», «Кто просыпается весной?», «Стихи о весне», «Песни о весне», «Зазеленел уж первый лист», «Первые весенние цветы», «Весенние забавы».

Ситуативные разговоры об изменениях в живой и не живой природе.

Составление и отгадывание загадок по теме.

Сюжетные игры: «Перелет птиц», «Пчелки и ласточки», «Птички и кошка», «Детский сад», «Семья», «Магазин», «Больница».

Трудовая

Совместные действия педагога и детей в уголке природы.

Дежурство в столовой.

Реализация проекта.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение за изменениями природных явлений в весенней период года. За облаками, за погодой, за продолжительностью дня, за ветром, капелью, за изменениями происходящими в живой и не живой природе, за птицами. Работа с календарем природы.

Экспериментирование: «Как устроена дыхательная система», «Зачем человеку глаза».

Реализация проектов.

Игры с правилами: «Помой посуду», «Помоги соседу», «Донеси корзину с продуктами».

Музыкально-художественная

Слушание: «Пляска птиц», муз. Н. Римского – Корсакова; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Кто придумал песенку», муз. Д. Львова – Компанейца, «Праздник веселый», муз. Д. Кобалевского, сл. В.Викторова.

Пение: «Птичий дом», муз. Д. Кабалевского, сл. О. Высоцкой, «Песня о весне», муз. Г. Фрида, «Идет весна», муз. В. Герчик, сл. А. Пришельца.

Муз.-дидактич.игры: «Определи звуки по высоте»; «Громко – тихо», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова.

Чтение художественной литературы

Чтение рассказа В. Драгуновского «Друг детства», сказки «Сивка – бурка», стихотворения А. Барто «Перед сном». Чтение сказок народов мира.

Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весна».

“Перспективное планирование

по видам детской деятельности”

на тему: «12 апреля».

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Подвижные, дидактические игры: «Космонавты», «Ракета», «Космический корабль», «Звездочки», «Моя вселенная», «Млечный путь», «Галактика», «Солнечные зайчики», «Бывает – не бывает», «Узнай по описанию». «Планеты».

Игровые упражнения: «Создай млечный путь», «Расставь планеты в ряд», «Нарисуй солнышко», «День – ночь», «Метеоритный дождь».

Игровая

Сюжетные игры: «Мы космонавты», «Вселенная», «Космическая станция», «Космодром», «Звездный городок», «Созвездия», «Солнечная система». «Астронавты», «Космонавты».

Игры с правилами: «Путешествие на луну», «Прямо к солнцу», «Белка и Стрелка», «Звездочеты», «Астрономы».

Продуктивная

Изготовление поделок на тему: «Космос», рисование планет, солнечной системы, звезд. Выставка детских рисунков.

 Реализация проектов.

Коммуникативная

Беседы: «Кто такие космонавты?  Ю. Гагарин», «Что такое Вселенная», «Парад планет», «Солнечная система», «Астрология и астрономия», «Нош дом – Земля», «Единственный спутник Земли», «Почему звезды видны только ночью?», «Астероиды и метеориты», «Кометы».

Ситуативные разговоры о космических кораблях, планетах, известных космонавтах.

Составление и отгадывание загадок по теме.

Сюжетные игры: «Ракета», «Космонавты», «Путешествие в космос», «Парад планет», «Космодром», «Летающий корабль».

Трудовая

Совместные действия педагога и детей в уголке природы.

Дежурство в столовой.

Наблюдение за календарем природы.

Реализация проекта.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение за изменениями природных явлений в весенней период года. За облаками, за погодой, за продолжительностью дня, за ветром, капелью, за изменениями происходящими в живой и не живой природе, за птицами. Работа с календарем природы.

Экспериментирование: «Что я увижу одним глазом», «Веселые кораблики»,  «Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха», «Уличные тени».

Реализация проектов.

Игры с правилами: «Игра в загадки», «Назови три предмета из космоса», «Где звук», «Космонавты», «Белка и Стрелка», «Звеждочеты».

Музыкально-художественная

Слушание: «Трава у дома», муз. Мигуля В., сл. Поперечный А., «Знаете каким он парнем был (песня о Гагарине)», сл. Н. Добронравов, муз. А. Пахмутовой, «Четырнадцать минут до старта», муз. О.Фельцмана, сл. В. Войновича, «Капитаны космических путей», музыка и слова А. Москова, «Наш звездолет», музыка и слова О. Емельяновой.

Муз.-дидактич.игры: «Определи звуки по высоте»; «Громко – тихо», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова, «Космонавты».

Чтение художественной литературы

Чтение рассказа Волкова М.А. «Земля и небо», Велтисова Е.С., Барановой М.П. «Тяпа, Борька и ракета», Голованова Я. К. «Дорога на космодром», Клушанцева П.В. «Станция «Луна», Синицына В.В. «Первый космонавт».

Чтение стихов : Ю. Синицына «Созвездия», «Большая медведица», Р. Алдониной «Млечный Путь», В. Орлова «Возвращение».

Заучивание стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин».

Под планом работ подразумевается краткое описание целей и тех действий, которые помогут быстрее достичь поставленных целей. Главная цель плана работ – сделать так, чтобы деятельность в компании была организованной. 

План – это утвержденный документ, который содержит такие данные:

  • описание целей, выраженных в цифровых показателях;
  • определение перечня необходимых действий;
  • ответственные лица за контроль выполнения действий;
  • сроки реализации плана, сроки выполнения каждого этапа и действия.

Виды планов

Планы работ принято классифицировать по нескольким признакам. Наиболее популярное разделение – по времени исполнения. Тогда план может быть краткосрочным (от одного дня до полугода), среднесрочным (от полугода до года) или долгосрочным (свыше одного года). В зависимости от целей планы бывают тактические или стратегические. Иногда в качестве основы плана используется направление работы компании. Например, план может затрагивать только социальную сферу, издержки, кадровую политику или производство товаров.

План работ может быть составлен для любого уровня:

  • общий план для всей компании, в котором будут указаны только ключевые цели;
  • план работ для каждого отдела;
  • личный план работ для руководителя бизнеса, руководителя отдела, для наемного сотрудника. 

Так как компания и отделы преследуют глобальные цели, они составляют долгосрочные и среднесрочные планы работ. Для отдельного специалиста можно писать универсальный план на день (если его работа – рутинная, то есть повторяется изо дня в день), на неделю или месяц. 

Принципы формирования плана работ

Чтобы составленный план работ оказался действительно эффективным, необходимо составлять его на основе принципов:

  • наличие действительной необходимости в плане работ. Необходимость должна быть продиктована экономическими условиями рынка;
  • наличие четко сформулированной цели. В идеале цель сформирована по технике SMART, то есть выражена в конкретных числовых значениях и имеет четкие сроки достижения;
  • цифры должны быть обоснованы. Цель должна быть основана на ресурсах, которыми обладает компания;
  • план работ должен быть достаточно гибким, чтобы осталась возможность приспособиться к внезапным изменениям во внешнем мире;
  • план обязателен к исполнению;
  • план составляется в разветвленном виде. На каждом этапе кроме основного порядка действий есть несколько альтернатив.

Если план работ составляется для целой организации, то нужно учитывать дополнительные требования. Во-первых, в плане должны быть задействованы все структурные подразделения. Во-вторых, планы по каждому отделу не должны противоречить друг другу.

Общая процедура формирования плана работ

Не важно, какой именно план нужно составить. В любом случае можно использовать этот алгоритм. 

Чтобы подготовиться к созданию плана работ, необходимо понять, с какими рисками и проблемами может столкнуться организация в ближайшее время. Для этого используется SWOT-анализ. Он определяет сильные и слабые стороны фирмы, а также возможные угрозы. 

На основании перспективы и опасностей формируются цели работы. Для того чтобы сформулировать цель, оптимально использовать SMART-технику. Согласно этой методике, любая цель должна быть:

  • измеримой, выраженной в конкретных числовых показателях;
  • ограниченной во времени;
  • реальной и достижимой;
  • основанной на имеющихся ресурсах;
  • достаточно амбициозной, то есть вести к росту компании.

Когда сформулирована основная цель, можно ее раздробить на более мелкие задачи. В результате должно получиться дерево целей. На этом этапе рекомендуется оценить материально-техническое и финансовое обеспечение компании. Если у компании нет ресурсов для достижения цели, но их можно купить, то следует также оценить стоимость покупки. Рекомендуется создать перечень ресурсов. Например, если цель компании – увеличить продажи на 50 %, то в списке ресурсов будут значиться те, что относятся к:

  • производству – персонал, количество оборудования, запасы сырья, патенты, инновационных технологии;
  • сбыту продукции – ресурсы отдела продаж. В эту категорию входят менеджеры по продажам, специалисты кол-центра, технические ресурсы, которые помогают продавать, например, страницы в социальных сетях, сайты;
  • доставке товара клиенту – число пеших курьеров, автомобилей, службы-партнеры.

Допустимо формировать даже финансовый бюджет, если план должен быть детальным.

Необходимо обозначить ограничения – препятствия, которые могут помешать достижению цели. Желательно оценить риски по двум критериям – по степени вероятности и по влиянию на работу компании. Например, при составлении плана по увеличению продаж компания может учитывать такие опасности:

  • рост цен на сырье, который приведет к росту себестоимости товаров и отсеет часть потребителей;
  • усиление конкуренции, которое потребует увеличения вложений в рекламу;
  • снижение покупательской способности;
  • появление на рынке сильного игрока, который предлагает выгодный товар-замену.

Когда главная цель детализирована и разделена на мелкие задачи, необходимо для каждой задачи прописать мероприятия. Важно уточнить сроки проведения мероприятий и ответственных за них. 

Составление документа

Когда подготовительная работа будет выполнена, можно сформировать документ. В нем есть такие составляющие:

  • вступление и пояснение;
  • план проведения мероприятий, сроки и ответственные за мероприятия;
  • детальная информация по каждому мероприятию.

В плане работ компании обязательно должны быть вступление и основа. Благодаря этим блокам будет легче внедрить план в подразделения или объяснить необходимость плана работникам. Во вступлении необходимо кратко описать причины составления плана и специфику проекта, которому посвящен план. 

Основная часть – перечень мероприятий, сроки их реализации и ответственные за исполнение – могут быть составлены в графической форме. Например, использовать GanttPro. С помощью подобных сервисов можно составить таблицы-диаграммы, в которые будут занесены основные данные. Руководитель бизнеса будет видеть в одном месте все задачи, продолжительность каждой из них, даже если задачи выполняются «внахлест», а не последовательно. Использовать подобные программы удобно для всех:

  • руководитель может следить за прогрессом отдельных задач и исполнением всего плана, вносить изменения в таблицу;
  • подчиненные – руководители отделов – будут осознавать важность командной работы.

Чтобы составить основную часть, необходимо определиться со сроками проведения мероприятий. Рекомендуется учитывать три временных периода для каждого мероприятия:

  • ранний старт – наиболее удобное время, когда можно начинать проведение мероприятия;
  • поздний финиш – дата, когда мероприятие должно быть закончено;
  • резервное время – промежутки между начальной и конечной датами.

Рассчитывать сроки проведения мероприятий необходимо на основании количества наемных сотрудников, их квалификации и обязательствами перед контрагентами и другими подразделениями.

Третий блок – пояснения, детализация мероприятий. Например, по плану отдел продаж должен увеличить число новых покупателей на 30 %. На это руководитель фирмы выделяет отделу срок с 01.05 до 01.09. В общем плане работ этого достаточно. Но для большей эффективности можно детально прописать, какие именно действия должен совершить отдел продаж в заданный период.

План работы подразделений

Иногда для расшифровки плана приходится составлять дополнительные руководства для отдельных подразделений. Тогда имеет смысл составить дополнительные планы работ. В отличие от стратегического плана, эти руководства будут основаны только на действиях, ресурсах и рисках конкретного отдела.

Например, чтобы увеличить число новых клиентов на 30 %, отдел продаж может следовать собственному плану работ. Он составляется по аналогичному принципу: учитывается конкретная цель, план имеет ту же структуру.

Главные принципы составления плана работ для отдела:

  • план подразделения не должен противоречить стратегическому плану компании по срокам, ожидаемым результатам;
  • план должен затрагивать всех работников отдела, чтобы сформировать коллективную ответственность за результат;
  • исполнение плана нужно контролировать – это задача руководителя отдела. 

Особенность плана работ подразделения заключается в том, что составлять его может как генеральный директор или директор по развитию, так и руководитель отдела.

Личный план работ

Еще больше детализировать план работ компании можно, если составить для сотрудника отдела типовой план работ на день, неделю. Чтобы составить план работ для отдельного сотрудника, нужно ориентироваться на общий план отдела и на должностную инструкцию. Так как частный план редко нуждается в утверждении у вышестоящего руководства, начальник отдела может составлять план в dashboard. Тогда в таблице руководитель указывает личные планы по производству, сроки их достижения. Чтобы работник успел сделать все необходимые дела за день, можно подробно расписать действия работника в карте рабочего дня. 

Контроль за выполнением плана работ

Залог эффективного планирования – регулярный контроль за ходом выполнения плана. Контролировать можно с помощью отчетности и мотивации работников. Так как на этапе целеполагания компания определила ключевые показатели, именно по этим показателям необходимо собирать отчетность с ответственных лиц. 

Ответственные лица должны быть заинтересованы в исполнении плана работ. В идеале успешное проведение мероприятия должно сказываться на их гонорарах. Например, при завершении очередного этапа выполнения плана сотрудник может получить разовую премию.

Планирование деятельности является частью управления предприятием, что предполагает нахождение приоритетных целей и возможностей их достижения. Это обширная область, включающая план предполагаемых затрат, улучшение состояния структуры, обеспечение согласованности деятельности подразделений. В завершении работы контролируется достижение поставленных результатов.

Что входит в планирование деятельности?

Планирование – это менеджерская задача. Работа происходит по трем базовым направлениям:

  1. Определение текущего состояния предприятия. Задача подразделяется на оценку экономического состояния компании, определение сфер, в которых предприятие функционирует эффективнее всего. Должны быть также найдены сферы, в которых требуется срочное улучшение. На основании текущего состояния можно установить, каких целей можно достигать при имеющихся ресурсах.
  2. Определение стратегических задач. Рассчитываются они исходя из конкурентной среды, технологий, пожеланий руководства, ситуации на рынке.
  3. Определение имеющихся и необходимых ресурсов. Понятие ресурсов включает в себя и технологии, и оборудование, и кадровый состав.

Исходя из данных задач, можно вывести структуру работы по планированию:

  • Нахождение реалистичных целей.
  • Определение показателей, на основе которых можно оценивать деятельность предприятия с точки зрения стратегии.
  • Нахождение перечня приоритетных задач, которые можно решить в данной ситуации и при имеющихся ресурсах.
  • Установление гибкой методики планирования, которая позволит достичь целей, определенных ранее.

Планирование – это комплексная задача, без которой не может обойтись ни одно развивающееся предприятие.

Как проводится анализ планирования?

Анализ предполагает оценку эффективности планирования. Для ее нахождения нужно ввести определенные критерии. Самый простой критерий – прибыльность. Рассмотрим иные показатели:

  • Продуктивность применения трудовых ресурсов.
  • Эффективность работы производственных подразделений.
  • Выгода от инвестиционной деятельности, активов.
  • Расширение предприятия.

На ранних этапах планирования менеджер определяет цели на заданный период. В завершении этого периода фактические показатели сравниваются с целями. Процент от совпадения и будет показателем эффективности плана.

Цели и виды

Рассмотрим основные цели планирования:

  • Установление объективных перспектив структуры.
  • Рациональное применение имеющихся ресурсов.
  • Определение того, какие ресурсы нужно приобрести для достижения поставленных задач.
  • Снижение риска банкротства до минимума.
  • Полноценное осуществление научно-технической политики.
  • Оптимизация контрольных мер.

Планирование позволяет создать объективную картину деятельности предприятия, увидеть его слабые места.

Разновидности

Планирование можно подразделяться на разновидности в зависимости от определяющих признаков. К примеру, признаком является масштаб охвата. Планирование, в свете данной категории, делится на следующие типы:

  • Общее (предполагает определение совокупных целей работы во всех областях предприятия).
  • Частное (относится только к определенной области).

Если рассматривать содержательную часть, выделяются следующие типы планирования:

  • стратегическое (определение дальних целей и ресурсов для их достижения);
  • оперативное (предполагает анализ текущей деятельности и установление тактических целей);
  • текущее (заключается в постановке задач на текущий год).

ВНИМАНИЕ! Стратегическое и текущее планирование дополняют друг друга. Второй вид основывается на поставленных целях в долгосрочной перспективе.

Тип планирования зависит от области, в которой ставятся задачи:

  • производственная часть;
  • финансовая сфера;
  • кадровые вопросы.

Планирование предполагает определение временного отрезка, на который устанавливаются цели и задачи. Исходя из этого, работа может быть:

  • краткосрочной (от месяца до года);
  • среднесрочной (1-5 лет);
  • долгосрочной (более пяти лет).

Планирование может быть:

  • жестким (то есть, его нельзя скорректировать);
  • гибким (план построен с учетом вероятных изменений).

ВНИМАНИЕ! Жесткий метод на предприятиях применяется крайне редко. Ему сложно следовать. Большую эффективность показывает именно гибкая система.

Методы

Метод предполагает инструмент, посредством которого происходит планирование деятельности. Могут применяться сразу несколько методов. Рассмотрим их разновидности:

  • Балансовый. Менеджер определяет баланс между имеющимися потребностями и ресурсами, которые есть на предприятии. Определяется перечень ресурсов, которых нет. Находятся источники их получения;
  • Расчетно-аналитический. Необходим для нахождения показателей, нужных для анализа достижения поставленных целей. Изучается их динамика. Показатели могут быть следующими: прибыльность, производительность, рентабельность, уменьшение себестоимости;
  • Графо-аналитический. Ключевой инструмент данного метода – графики. Они помогают определить связь показателей и прочих факторов. К примеру, прибыльность соотносится с текущей ситуацией на рынке;
  • Программно-целевой. Актуален при работе над программами. Необходим для стратегического планирования. Основная особенность метода – определение эффективности исходя из конкретных результатов. Менеджер ставит цель. Она разбивается на задачи и подзадачи. Обычно цель решает проблему в одной сфере. К примеру, предприятие желает расшириться. Глобальная цель – освоение новых рынков. Задачами может являться заключение договоров в других регионах, аренда помещения, решение транспортных проблем;
  • Экономико-математические методы. Основным инструментом является расчет. Выполняется он при помощи вычислительной техники. Помогает определить количественные показатели. Обеспечивает возможность разработать несколько альтернатив, из которых выбирается наилучшая на данный момент.

Элементы планирования есть в любой организационной структуре. Ярким примером является бизнес-план, составляемый на ранних этапах функционирования компании. По сути, это определение дальнейшей деятельности организации, основанное на объективных предпосылках (к примеру, конкуренция). Бизнес-план решает сразу несколько задач. Он позволяет привлекать инвестиционные средства, обеспечивает видение деятельности компании.

Обычно планированием занимается менеджер. Но, если предприятие очень крупное, данная задача может быть делегирована более узкому специалисту. При осуществлении данной деятельности важно видеть реальную ситуацию, строить план на основании имеющихся внешних и внутренних факторов. Всё это позволит не просто вывести компанию на новый уровень, но и сделать это с максимальной экономией, уменьшением затрат на достижение целей.

Результат – главная цель в бизнесе и быту. Путь к цели может быть длинным и сложным, поэтому нужно воспользоваться некоторыми инструментами, которые помогут достичь результата. Одним из таких инструментов является планирование. На первый взгляд нет ничего проще, но на практике очень большой процент людей как минимум срывает сроки из-за отсутствия навыков грамотного составления планов на день, неделю, месяц, год.

Что такое планирование

Планирование — это процесс создания детального плана действий, необходимых для достижения конкретной цели. Это означает, что мы должны понять, чего хотим достигнуть, и как будем этого достигать. Планирование может быть применено в различных сферах, включая жизнь, работу и бизнес. Более того, экономика каждой страны построена на базовых принципах планирования.

Что такое планирование

Планирование

При планировании мы определяем, какие задачи требуется выполнить, какие ресурсы нужны для их реализации и в какой последовательности они должны быть реализованы. План может быть очень детализированным или общим, в зависимости от контекста и задач.

Хорошо спланированный процесс помогает нам предугадать потенциальные проблемы и научиться решать их заранее. Он также упрощает сложные процессы, давая возможность нам фокусироваться на выполнении задачи, и улучшает качество работы.

Планирование бывает короткосрочным (например, подготовка презентации на следующей неделе) и долгосрочным (например, создание бизнес-плана на 5 лет). Однако, вне зависимости от продолжительности, планирование улучшает организацию работы, эффективность и помогает достигать поставленных целей.

Обычно планирование содержит описание миссии, определение ресурсов, текущее положение ситуации и выбор наилучших путей решения задач. Результатом планирования может быть расписание, бюджет, список задач, и т.д.


Содержание плана

Содержание

Стандартный план должен содержать информацию:

  • Введение: тему, пояснение целей и основных задач, которые должны быть исполнены.
  • Основная часть: план действий, которые необходимо выполнить, с указанием последовательности, времени и средств для достижения задачи.
  • Описание ресурсов: список ресурсов, необходимых для выполнения задач, как правило, ресурсы могут включать людей, финансы, материалы, оборудование.
  • Предполагаемые риски: перечисление возможных проблем, которые могут возникнуть в процессе реализации плана, и способы их предотвращения.
  • Расписание: распределение задач по времени, когда они будут исполнены, продолжительность каждой задачи и сроки их завершения.
  • Ожидаемые результаты: что планируется достичь в итоге и какими показателями будет оцениваться успех плана.
  • Ответственные лица: перечень людей и команд, ответственных за выполнение каждой части плана.

Планирование является важной составляющей обеспечения эффективности и успеха в любой сфере деятельности. За счет этого можно оптимизировать использование времени, сил и ресурсов, и уменьшить вероятность ошибок и неудач.

Цели планирования

Планирование является важным инструментом для эффективной организации и достижения планов в любой сфере жизни и деятельности. Оно помогает:

Цели планирования

Цели
  1. Обозначить цели и задачи – планирование определяет четкие, конкретные и понятные задачи, которые нужно достигнуть.
  2. Оптимизировать использование времени, ресурсов, знаний, навыков – планирование позволяет использовать имеющиеся ресурсы оптимальным образом, не тратя их на ненужные задачи.
  3. Решить проблемы – планирование помогает сразу предусмотреть возможные негативные последствия, определить, как действовать в такой ситуации, и найти пути их решения заранее.
  4. Увеличить эффективность, т. е. минимизировать ущерб, который может быть причинен непредсказуемыми обстоятельствами. Одновременно с этим прорабатываются пути достижения задач с минимальными затратами и максимальной выгодой.
  5. Определить приоритеты – появляется возможность сосредоточиться на наиболее важных и приоритетных задачах, чтобы выполнить работу быстрее и эффективнее.
  6. Уменьшить стресс – если есть ясное понимание того, что мы должны делать и как это делать, мы можем снизить уровень стресса и давления.
  7. Координировать отделы. Если планирование касается крупных компаний и организаций, оно помогает координировать деятельность структурных подразделений на разных уровнях, а также всех сотрудников внутри отдельных подразделений.
  8. Контролировать процессы. Четкое понимание плана деятельности, путей реализации и сроков исполнения используется руководством для контроля ситуации в реальном времени, делая менеджмент и решение экономических вопросов более эффективным. Это позволяет оперативно реагировать на неблагоприятные факторы, связанные с ведением деятельности.
  9. Принимать правильные управленческие решения. Понимание концепции проекта и всех этапов его реализации позволяет на ранних стадиях принимать более эффективные решения, минимизировать риски, переработать ряд рабочих моментов.

В целом планирование делает лучше качество работы, минимизирует негативные моменты и помогает достигать результатов и задач более успешно. Оно является важной составляющей любой деятельности и разрешает преодолевать трудности и достигать успеха в любых условиях.

Виды планирования

Планирование может быть различных видов в зависимости от того, какие обязательные требования установлены для его выполнения. Рассмотрим некоторые виды планирования и их особенности.

Виды планирования

Разновидности

По обязательности:

  • Директивное: план имеет строгий набор директив и ограничений. Этот тип планирования обычно используется в организациях или государственных учреждениях, где законы и правила являются обязательными для всех.
  • Индикативное: второе понятие имеет противоположный смысл, т. е. первоначальные условия являются рекомендательными и не обязательными для исполнения.

По срокам достижения:

  • Краткосрочное – устанавливает рабочий план сроком до 1 года. Такое планирование обычно содержит задачи и действия, которые могут быть выполнены за короткий промежуток времени. Как пример, планирование ежедневных задач или организации мероприятий на ближайший месяц.
  • Среднесрочное планирование – срок от 1 до 5 лет. Такое планирование предполагает проекты и задачи, которые требуют большего времени и ресурсов для их решения. Например, планирование бизнес-стратегии на 3 года или строительство дома.
  • Долгосрочное – предусматривает срок более 5 лет. Это может быть связано с развитием долгосрочных перспектив, созданием комплексных проектов или в большой организации. Например, государственная стратегия развития экономики страны на 10 лет или планирование масштабных инфраструктурных проектов.

По содержанию плановых решений:

  • Стратегическое планирование – используется для долгосрочных операций и выбора методов, которые позволят достичь желаемого результата. Это обычно выполняется руководством компании или организации и позволяет определить общее направление деятельности на период более 3-5 лет.
  • Тактическое планирование – процесс подробного определения задач и действий, необходимых для достижения заданных целей в рамках стратегического плана. Такое планирование обычно выполняется на период от года до нескольких лет. Тактические планы обычно разрабатываются на основе отчетов и результатов деятельности.
  • Оперативно-календарное планирование – ежедневное планирование и управление текущими задачами и программами на основе заданных сроков и ресурсов. Оно выполняется на короткий срок, обычно на неделю или месяц. Позволяет контролировать текущую деятельность и принимать оперативные решения в случае необходимости.
  • Бизнес-планирование – механизм разработки плана действий для создания или развития бизнеса. Внутрифирменное планирование включает определение заданий, анализ торговой среды, анализ конкурентов, стратегию продвижения, планирование финансовых ресурсов и другие детали, необходимые для успешного развития бизнеса. Создание бизнес-плана является важным этапом для предпринимателей и компаний на начальном этапе работы, поскольку позволяет видеть как реальные, так и расчетные показатели.

Классифицировать виды планирования можно по второстепенным аспектам.

По степени охвата:

  • Общее – охватывает все сферы деятельности организации. В таком планировании определяются общие цели и задачи, которые должны быть достигнуты, и устанавливаются стратегии и тактики, которые будут использоваться для их достижения. Общее планирование также включает планирование финансовых, кадровых, производственных и маркетинговых аспектов.
  • Частичное – охватывает только определенную часть деятельности организации. Различные отделы или группы могут проводить отдельное планирование тех аспектов бизнеса, которые касаются их непосредственной работы.

По объектам планирования:

  • Целевое планирование – решает проблемы, связанные с достижением ряда задач, таких как повышение прибыли, рост объемов производства и др. Оно может быть как долгосрочным, так и краткосрочным, и направлено на достижение результирующих показателей.
  • Планирование средств – процедура планирования расходов, которая направлена на достижение результатов, определенных в целевом планировании. Сюда может входить планирование бюджета, расписания закупок, финансовых планов и инвестиций.
  • Программное – это планирование в рамках программы или проекта, которые объединены с одной общей миссией. Оно предполагает определение миссии, задач, ресурсов и рисков на более высоком уровне, а также планирование реализации отдельных этапов проекта.
  • Планирование действий – определение конкретных действий, которые нужны для достижения поставленных результатов. Например, управление проектами, продажи, производство, маркетинг и т. д.

По глубине:

  • Агрегированное – учитываются общие параметры для постановки целей и задач.
  • Детальное – уделяется особое внимание к деталям и тонкостям проекта.

По координации планов во времени:

  • Последовательное – непрерывный продолжительный процесс формирования планов, состоит из ряда мелких этапов.
  • Одновременное – единовременный достаточно короткий этап для решения смежных задач.

По учету изменения данных:

  • Жесткое – обязательное соблюдение требований и параметров.
  • Гибкое – есть возможность изменения вводных.

По очередности:

  • Упорядоченное – выполнение операций в указанном порядке.
  • Скользящее – предусматривает продление имеющегося плана на последующий период.
  • Внеочередное – реализация плана происходит по мере возникновения такой необходимости.

Существует множество подходов к классификации плановых решений, которые должны выбираться на основании индивидуальных особенностей поставленных задач. Менеджеры и руководство компании самостоятельно выбирают наиболее подходящий вариант.

Этапы планирования

Планирование является важным этапом в управлении любым проектом, бизнесом или организацией. Каждый этап планирования важен для успешной реализации задумки и достижения желаемых показателей.

Этапы планирования могут различаться в зависимости от цели и объема планирования, но общие стадии включают:

Этапы планирования

Этапы
  1. Определение целей и задач. Определяется результат, которого нужно достигнуть, а также задачи, которые нужно выполнить.
  2. Сбор и анализ информации. Собирается информация, необходимая для определения возможностей и угроз, анализа конкурентов, потребностей клиентов, рыночных тенденций и других факторов, влияющих на решения, которые будут приняты.
  3. Определение альтернативных вариантов действий. Исследуется ряд возможных альтернативных вариантов, которые могут быть использованы для достижения поставленных результатов.
  4. Оценка и выбор оптимального варианта. Производится оценка каждого из альтернативных вариантов и выбирается наиболее подходящий.
  5. Разработка детального проекта. Разрабатывается детальный план работ, которые необходимы для достижения поставленных показателей.
  6. Реализация. На этом этапе выполняются действия, обозначенные в плане.
  7. Мониторинг и контроль. Производится отслеживание и контроль реализации обозначенных работ, а также корректирование плана в случае необходимости.
  8. Оценка результатов. Руководством оцениваются результаты выполненной работы и принимается решение о том, какие изменения нужно внести в следующую итерацию планирования или в реализацию стратегии.

Грамотное составление плана позволяет определить цели, выбрать оптимальный путь и реализовать действия, которые приведут к их достижению. Различные подходы и методы планирования позволяют выбрать оптимальную стратегию для максимального успеха в реализации проектов и бизнеса.

Как организовать процесс планирования

Организация процесса планирования зависит от типа проекта или деятельности, которую вы планируете, а также от других факторов, таких как его объем, сроки и степень сложности.


Как организовать процесс планирования

Организация процесса

Несмотря на это, существуют некоторые общие рекомендации, которые помогут организовать процесс более эффективно. Рассмотрим их подробнее:

  • Назначьте конечные цели вашего сценария или деятельности, а также задачи, которые важно выполнить, чтобы их достичь. Так легче понять, на каком этапе вы находитесь, и какие ресурсы вам нужны.
  • Определите риски и возможности, связанные с вашим проектом или деятельностью, и разработайте план действий, чтобы избежать негативных последствий и использовать возможности.
  • Разбейте ваш проект на этапы и определите сроки каждого этапа. Так проще следить за прогрессом и правильно планировать ресурсы.
  • Составьте детализированный план действий, который содержит список необходимых задач, ключевые даты, ответственные лица и период выполнения.
  • Регулярно отслеживайте свой прогресс, чтобы убедиться, что вы на правильном пути, и внести корректировки, если это необходимо.
  • Используйте различные инструменты для планирования, такие как календари, листы Excel, диаграммы Ганта или программы управления проектами.

Важно понимать, что составление плана – динамичный процесс, и его нужно регулярно обновлять и изменять, основываясь на изменениях в проекте или среде. Также не забывайте о коммуникации и обратной связи во время планирования, это поможет сформировать более точную картину и выполнить проект более эффективно.

Принципы планирования

Планирование является важным элементом достижения успеха в любой области деятельности. Чтобы успешно реализовать проект, наладить бизнес-процессы, достичь поставленных показателей, необходимо правильно спланировать все этапы работы. Для этого требуется соблюдать ряд принципов, которые позволяют достичь результата за минимальное время и с максимальной эффективностью.

Принципы планирования

Принципы

Основные принципы планирования:

  • Целенаправленность. Каждое действие должно иметь прямое отношение к определенной задаче.
  • Участие. Включение различных заинтересованных сторон в планирование, анализ и принятие решений, чтобы повысить качество результата и легче добиться его успешной реализации.
  • Рациональность. Оптимизация использования материальных и человеческих ресурсов. Сокращение затрат.
  • Гибкость. Адаптация к переменам внешней среды, оперативность корректировок.
  • Комплексность. Выдерживание связи и баланса между всеми элементами проекта или деятельности.
  • Системность. Строгая структура плана, включающая определенное место, последовательность и взаимосвязь процессов и мероприятий.
  • Иерархия. Выделение основных задач и их последующее деление на подзадачи.
  • Своевременность. Принятие мер в определенные сроки.
  • Непротиворечивость. Выбор вариантов действий, не противоречащих с другими элементами плана.
  • Точность. Установление точных показателей и критериев успеха, чтобы проводить анализ результатов.
  • Контроль. Системный мониторинг реализации всех мероприятий и их оценка.
  • Фиксация. Составление документации и отчетности по основным параметрам плана, например, задачам, ресурсам, срокам исполнения, ответственным лицам.

Перед началом планирования необходимо знать и учитывать отдельные особенности, такие как политика компании, особенности рынка, тип проекта, область деятельности и другие факторы. Важно постоянно вести анализ результатов, создавать отчетные документы и корректировать план с учетом характера внешней среды.

Методы планирования

Существует множество методов, позволяющих провести эффективное планирование, какие из них применять зависит от конкретной задачи или области деятельности. Рассмотрим ряд основных методов планирования.

Методы планирования

Методы

Правило Парето

Правило Парето, также известное как закон 80/20, представляет собой эмпирическое утверждение, что приблизительно 20% действий являются ответственными за 80% результатов. Это правило разработано итальянским экономистом Вильфредо Парето в конце XIX века, когда он исследовал распределение богатства в Италии.

теория Парето

80/20

Принцип Парето применяется во множестве областей: от бизнеса до науки и технологий. Примеры:

  • в бизнесе: часто 20% клиентов компании приносят 80% прибыли, а 20% продуктов или услуг компании генерируют 80% общей прибыли;
  • в производстве: 20% дефектных деталей могут привести к 80% отказов на конечном товаре;
  • в личной жизни: 20% времени, потраченного на выполнение задач, может привести к 80% продуктивности.

Разумеется, в большинстве случаев соотношение не будет стопроцентным и может колебаться, например, 70/30 или 90/10.

Применение правила Парето в бизнесе может помочь руководителям сконцентрироваться на 20% наиболее важных клиентах, продуктах или услугах компании. Это правило может стать помощником и в личной жизни, чтобы грамотно распределить дела в течение дня или другого периода времени. Тайм-менеджмент и совокупность принципов планирования положительно отразится на качестве жизни и сделает влияние стресса менее выраженным.

ABC планирование

ABC-анализ является методом планирования и тайм-менеджмента, который применяется для определения наиболее важных и наименее важных задач, процессов или элементов проекта. Он основан на примере, указанном выше – принципе Парето, который утверждает, что 80% результатов достигаются 20% усилий.


ABC планирование

ABC

ABC-анализ подразумевает разделение всех задач, процессов, элементов на три категории:

  • A (наиболее важные) – составляют не более 15% от общего числа задач или элементов, но имеют наибольший вклад в достижение желаемого результата. Первоочередные задачи, без которых невозможно достичь нужного результата.
  • B (средней важности) – составляют приблизительно 20% от общего числа задач или элементов и имеют среднее значение для достижения целей проекта.
  • C (наименее важные) – составляют около 65% от общего числа задач или элементов, но вносят наименьший вклад в достижение целей проекта.

После разделения задач на категории ABC-анализ дает возможность сконцентрироваться на группе A – наиболее важных задачах, чтобы достичь цели наиболее эффективно и оптимизировать использование ресурсов на предприятии. Категории B и C могут быть выполнены в процессе работы с более важными задачами.

Матрица Эйзенхауэра

Принцип Эйзенхауэра – это метод планирования своих задач в повседневной жизни, который был разработан доктором Дуайтом Эйзенхауэром, бывшим американским президентом и генералом армии США. Он помогал управлять своим расписанием во время службы в армии и избегать прокрастинации.


Матрица Эйзенхауэра

Эйзенхауэр

Суть метода Эйзенхауэра заключается в предположении, что каждая задача может быть измерена по двум критериям: важности и срочности. За счет этого можно структурировать задачи и запланировать свой день, определив наиболее важные задачи, которые необходимо выполнить в отведенный срок.

Основная идея принципа заключается в разделении задач на четыре категории:

  • Самые важные и срочные задачи (внезапные проблемы, неотложные задачи проекта).
  • Важные, но несрочные задачи (планирование проектов, обучение).
  • Неважные, но срочные задачи (срочные телефонные звонки, ответы на электронные письма).
  • Неважные и несрочные задачи (чтение новостей, просмотр видео, социальные медиа).

Эйзенхауэр советовал начинать с важных и срочных задач, а оставшиеся задачи размещать в соответствующих категориях. Так можно использовать наиболее продуктивное время на выполнение важных задач, а также управлять своим расписанием более эффективно, сэкономить время и сократить стресс.

Выбирать метод планирования необходимо в зависимости от типа проекта и его сложности. Не забывайте учитывать доступные ресурсы и опыт команды при реализации плана.

Хронометраж

Хронометраж – это процесс измерения времени, необходимый для исполнения конкретной задачи или операции. Хронометраж применим во многих областях: от производства и до спорта.


Хронометраж

Хронометраж

В производственной сфере хронометраж используется для определения стоимости производства и уменьшения времени обработки товаров, а также для улучшения качества продукции и сокращения затрат на трудовые ресурсы.

Сегодня для хронометража используются различные методы, например, наблюдения за временем выполнения операции, разделения работы на элементы и составления расписания, штрафных штампов и т. д.

В целом, хронометраж является важным инструментом, который успешно работает и позволяет контролировать время и улучшать производительность в различных сферах деятельности.

Диаграмма Ганта

Диаграмма Ганта – это инструмент для визуального представления хода реализации программы или задачи в конкретный период времени. Представляет собой графическую диаграмму, на которой по горизонтальной оси отображается временной интервал, а по вертикальной оси – перечень задач, необходимых для выполнения задачи.

Основные возможности сервисов

Диаграмма Ганта

Каждая задача представлена горизонтальной полосой, длина которой соответствует продолжительности времени, необходимого для ее выполнения. Цвет полосы может указывать на статус задачи (зеленый – выполнена, желтый – в процессе, красный – не выполнена в срок).

Диаграмма наглядно показывает все задачи и их очередность выполнения, а также позволяет оценить продолжительность каждой задачи и общее время, необходимое для выполнения проекта. Кроме того, высокая детализация системы позволяет отображать зависимость между задачами, ресурсами, отображает точки их соприкосновения.

Техника SMART

Техника SMART – это методология, которая используется для установления эффективных и достижимых итоговых показателей.

SMART-цели

SMART-цели

Акроним SMART состоит из пяти критериев, которыми должны обладать поставленные цели:

  • Specific – должна быть ясно определена и понятна. Она должна описывать конкретный результат, который нужно получить.
  • Measurable – должна быть измерима и иметь количественную метрику или критерий, по которому можно оценить ее выполнение.
  • Achievable – должна быть достижимой и реалистичной. Это означает, что ее выполнение возможно и не требует нереальных усилий или средств.
  • Relevant – должна быть актуальна, соответствовать текущей ситуации и миссии предприятия или персональным целям человека. Она должна иметь значение для достижения более широких целей.
  • Time-bound – должна иметь четкий срок выполнения. Устанавливается конкретный график работ и контролируется процесс достижения цели.

В целом с помощью техники SMART можно определить конкретные, достижимые и измеримые цели, что способствует более эффективному использованию времени и ресурсов, повышает мотивацию и вероятность достижения поставленных результатов.

Метод OKR

Метод OKR (Objectives and Key Results) – это система управления, используемая для установления целей и их измерения. Метод ОКR был разработан компанией Intel в 1970-х годах и широко распространился в других технологических компаниях, таких как Google и Amazon.


OKR

OKR

Система ОКR состоит из двух основных элементов:

  • Цели (Objectives) – конкретные результаты, которые вы хотите достичь. Они должны быть ясно определены и конкретны. Могут быть долгосрочными или краткосрочными и относиться к любой области деятельности.
  • Ключевые показатели результативности (Key Results) – оценочные инструменты, которые используются для измерения прогресса в достижении целей. Ключевые показатели результата могут быть количественными или качественными и должны быть связаны с конкретными целями.

Процесс установления целей включает несколько этапов:

  1. Поиск главных целей бизнеса, миссии и стратегии компании.
  2. Разработка конкретных целей и ключевых показателей результативности, связанных с миссией и стратегией компании.
  3. Постановка задач и ключевых показателей результативности на краткосрочный и долгосрочный период.
  4. Ежеквартальное оценивание прогресса в достижении целей и корректировка их при необходимости

Успешной системе управления ОКR требуется коммуникация и прозрачность между руководством компании и ее сотрудниками. Цели и ключевые показатели результативности должны быть доступны и понятны для всех сотрудников компании. На совещаниях необходимо говорить об актуальных проблемах, оценивать комментарии исполнителей, коллективно принимать решения. Используя эту систему, можно делегировать полномочия, чтобы добиваться еще более высоких показателей.

Список целей и задач

Это наиболее простой метод, который заключается в формировании списков дел, которые необходимо выполнить в определенный период времени. В самом простом исполнении это может быть записная книжка, в которой записаны задачи, по мере выполнения их просто вычеркивают. Можно использовать специализированные приложения, которые имеют дополнительные функции и удобный интерфейс.

Все рассмотренные методики могут использовать по отдельности или в паре. Выбор зависит от особенностей проекта и ваших личных предпочтений.

Советы по продуктивному планированию

Если вы сталкиваетесь с трудностями в процессе составления планов, неудовлетворены результатом или работа отнимает слишком много времени, скорее всего, вам помогут полезные советы.

Советы по планированию

Советы
  • Начать стоит с выбора наиболее удобной для вас методики планирования.
  • Возьмите составление планов в привычку, занимайтесь планированием каждый вечер.
  • Концентрируйтесь на главном, помните, что именно нужно сделать в первую очередь.
  • Делите объемные задачи на более маленькие, это позволит достаточно легко их решать.
  • Не нужно выполнять несколько работ одновременно.
  • Не пытайтесь вместить огромное количество задач в один план.
  • Реально расценивайте объем и сложность работ.
  • Не торопите сроки, спешка приводит к фиаско.
  • Формируйте цели максимально точно и доступно.
  • Отслеживайте процесс и своевременно вносите изменения.
  • Визуализируйте план удобным для вас способом.
  • Держите список задач перед глазами и чаще в него заглядывайте.

Для совершенствования навыков планирования можно опираться на опыт бизнес-тренеров, а со временем и на свой личный. Действуя в соответствии с рекомендациями удастся составить даже сложный план для ответственного процесса всего за несколько часов.

Часто задаваемые вопросы

Планирование включает в себя определение целей, оценку текущих показателей ситуации, выбор наиболее эффективных стратегий и методов достижения поставленных целей, а также определение бюджета и других средств. В общем, это процесс определения маршрута действий для достижения желаемых результатов в будущем.

Помимо вышеупомянутых пунктов, в бизнесе при планировании также следует учитывать рыночные условия, конкуренцию, ресурсы, негативные последствия, навыки и другие факторы.

Да, конечно, изменение планов – это вполне нормально в бизнесе и жизни в целом. Иногда возникают непредвиденные обстоятельства, которые требуют изменения стратегий и планов действий. Важно помнить, что гибкость и адаптивность – это одни из ключевых качеств успешной реализации поставленных целей.

Расстановка приоритетов является индивидуальным процессом, который зависит исключительно от ваших целей. В первую очередь нужно разделить все процессы на наиболее важные и срочные. Для этого можно воспользоваться одним из рассмотренных методов в этой статье.

Дополнительно стоит обратить внимание на сроки реализации целей, возможные проблемы, коммуникацию между участниками проекта, критерии успеха, управление ресурсами.

Заключение

Планирование является важным инструментом управления любого процесса, будь то личный проект, рабочая команда или бизнес-процесс в компании. Главная цель — предсказать то, что может произойти в будущем и подготовиться к этому заранее, уменьшить вероятность проблем и повысить вероятность успеха. Важно четко определить цели, задачи, сроки и бюджет, принимая во внимание коммуникации, критерии успеха и другие факторы. Расстановка приоритетов позволяет добиваться наилучших результатов в кратчайшие сроки. Необходимо регулярно пересматривать план, оптимизировать его и принимать неотложные меры, если что-то идет не так. Планирование является процессом, который дает возможность оптимизировать работу в команде, повышает эффективность и открывает новые возможности для развития.

Алексей Ефремов

Финансовый консультант

Все статьи автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите
ctrl
+
enter

Добавить комментарий