ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
УЧАЩИХСЯ
Цель:
Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.
Задачи:
1. Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей :
Общение – это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность- человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой – принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка.
Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:
а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;
б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;
г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы работы с родителями:
– родительские собрания;
– индивидуальные консультации ;
– посещение на дому;
-тематические консультации;
– родительские чтения;
– проведение совместных праздников;
– общешкольные родительские собрания.
Примерная тематика проведения классных родительских собраний.
1 класс
1.Знакомство с родителями детей – первоклассников.
2. Проблема адаптации первоклассников в школе.
3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.
4. Эмоции положительные и отрицательные.
2 класс
1.Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
2.Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии.
3.Наказание и поощрение в семье.
4.Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»
3 класс
1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
3.Воображение и его роль в жизни ребенка.
4.Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты»
4 класс
1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим : «До новой встречи!»
Сроки проведения |
МЕРОПРИЯТИЯ |
Класс |
Сентябрь (с 1 по 10) (с 10по 20) в течение месяца |
1.Организация питания учащихся (сбор и оформление документов на питание) 2.Обеспеченность учащихся учебниками, школьной формой. 3.Родительское собрание « Особенности организации обучения в 1 классе. Режим дня. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. ТБ, ППБ и правила поведения в школе». 4. Родительское собрание «Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить» 4. Занятость учащихся во внеурочное время (работа с родителями по вовлечению учащихся в кружки, секции, ГКП, на консультации и факультативы) 5. Выбор родительских комитетов. 6. Посещение семей учащихся на дому (жилищно-бытовые условия, рабочее место учащегося, морально-психологический климат в семье) 7. Диагностика уровня толерантности в семье. 8.Организация индивидуальных занятий у логопеда. |
1-4 1-4 1 2 1-4 1-4 1-4 1-4 1 |
Октябрь (в конце 1 четверти) (по итогам четверти, постоянно в течение года) 1 раз в четверть |
1.Родительские собрания: – « Итоги 1-й четверти. Трудности адаптации первоклассников к школе» -« Итоги 1-й четверти. Первые уроки школьной отметки» -« Итоги 1-й четверти. Трудовое воспитание» -« Итоги 1-й четверти. Развитие личностных качеств ребёнка» 2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся . 4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. 5. День открытых дверей. |
1 2 3 4 1-4 1-4 1-4 1-4 |
Ноябрь постоянно |
1.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся. 3.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. 4.Встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи. 5. Переписка с родителями. 6.Диагностика «Здоровье сбережение детей» 7.Родительский лекторий «Меры профилактики энтеровирусных инфекций» ( с приглашением мед. работника) |
1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 |
Декабрь (в конце 2 четверти) Постоянно Систематически ( в течение четырёх лет) |
1. Родительские собрания: -« Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Как помочь ребёнку стать внимательным» -« Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Наказание и поощрение в семье: за и против» – «Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасно поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Мой ребёнок становится трудным…» – «Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте. Поговорим о дружбе» 2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся . 4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. 5.Традиционные разговоры с родителями учащихся по телефону ( особенно о достижениях) 6. Участие родителей в жизни класса (выступление на классных часах, подготовка сюрпризов, организации экскурсий, вечеров отдыха…) |
1 2 3 4 1-4 1-4 1-4 1-4 1-4 |
Январь В течение года. |
1.Индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания. 2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся. 3.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. 4. Оказание материальной поддержки малообеспеченным, многодетным семьям в рамках городских акций. |
1-4 1-4 1-4 1-4 |
Февраль |
1.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся . 3.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. |
1-4 1-4 1-4 |
Март (в конце 3 четверти) |
1. Родительские собрания: -« Итоги 3 четверти. Наши права и обязанности» – «Итоги 3 четверти. Детская агрессия» – «Итоги 3 четверти. Искусство любить детей!» – « Итоги 3 четверти. Развитие самостоятельности у детей, важной для дальнейшего обучения школьников» 2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся. 4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. |
1 2 3 4 1-4 |
Апрель В течение года |
1.Организация летнего отдыха учащихся (оформление документов в летние пришкольные лагеря) 2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся. 4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей. 5.Приглашение родителей в школу (по мере необходимости) |
1-4 |
Май В течение года |
1.Организация приобретения тетрадей на печатной основе на новый учебный год. 2. Родительские собрания « Итоги года. Занятость учащихся летом. Соблюдение учащимися ТБ, ПДД, ППБ на летних каникулах». -«Перелистывая страницы учебного года…» – «Праздники и будни нашей жизни» – «Творчество и воображение ребёнка» 3.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей. 4.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся . 5.Рейды в семьи учащихся. 6.Собрание родителей будущих первоклассников. |
1-4 1-4 1 2 3 1-4 1-4 1-4 |
7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
7.1.План работы с родителями на учебный год цели и
задачи.
ЦЕЛЬ: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе
классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа
родителей.
Задачи:
Ø
Довести до сознания родителей педагогические советы
и рекомендации, выработать положительное отношение к ним
Ø
Создать эмоциональный настрой на совместную работу
родителей с детьми и учителями – предметниками
Основные направления в работе:
v
Изучение семей обучающихся:
Ø
анкетирование;
Ø
посещение семей;
Ø
формирование банка данных о семье и семейном
воспитании;
v
Педагогическое просвещение родителей:
Ø
лекции по педагогике, праву, этикете, гигиене;
Ø
родительские собрания;
Ø
педагогические практикумы по рассмотрению и анализу
различных ситуаций;
Ø
день открытых дверей;
Ø
обмен опытом воспитания в семье.
v
Обеспечение участия родителей в подготовке и
проведении коллективных дел в классе и в школе:
Ø
совместное планирование воспитательной работы;
Ø
праздники, вечера, концерты, КВНы;
Ø
походы, дни Здоровья;
Ø
помощь в ремонтных бригадах;
v
Педагогическое руководство деятельностью
родительского комитета при классах и общешкольного:
Ø
выборы родительского комитета и помощь в его
планировании и организации;
Ø
установление связей с социумом, общественностью и
др.
v
Информирование родителей о ходе и результатах
обучения, воспитания и развития учащихся:
Ø
тематические и итоговые родительские собрания;
Ø
индивидуальные консультации;
Ø
проверка дневников;
Ø
составление карт развития детей и таблиц их учебной
деятельности;
Ø
благодарственные и поздравительные открытки
родителям.
Индивидуальная работа с родителями:
Ø
посещение семей;
Ø
педагогические консультации;
Ø
индивидуальные поручения;
Ø
совместное определение перспектив и средств
развития ученика
Ø
индивидуальные работы с родителями.
План работы на
2021-2022 год 6 класс
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Участие 1. 2. |
В |
Классный |
2. |
Родительские «Результативность 1. Организация 2. Профилактика и безопасность (инструктаж 3. Выборы родительского комитета 4. Разное Родительские «Ребенок и его 1.Возрастнные 2.Итоги I четверти. 3.Безопасность ребенка и профилактика 4. Разное Родительские «Авторитет родителей, его источники, прочность, 1.Общение в жизни школьника. 2.Предварительные итоги 2 четверти. 3.Отчет о внеклассной работе. 4.Работа органов ученического самоуправления. 4. Разное Родительские 1.Безопасность 2.Выступление учителей предметников. 3.Предварительные итоги 3 четверти. 4.Ответственность родителей за безопасность Родительские собрания по теме: по теме: «Вот и встали мы на год взрослей». Подведение итогов прошедшего учебного года» |
04 28 15.01 Март Май |
Классный Классный |
3. |
Участие 1. 2. – День здоровья 3. – День знаний – Конкурсная программа ко Дню матери – Новогодний праздник – Праздничный концерт для мам |
В В |
Классный Классный |
7.2 Тематика родительских собраний
№ |
Тема родительского собрания |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Родительские собрания по теме: «Результативность |
Сентябрь |
Классный руководитель |
2 |
Родительские собрания по теме: «Ребенок и его |
Ноябрь |
Классный руководитель |
3 |
Родительские «Авторитет родителей, его источники, прочность, |
Январь |
Классный руководитель, |
4 |
Родительские «Влияние благополучия семьи на личностное развитие |
Март |
Классный руководитель |
5 |
Родительские собрания по теме: по теме: «Вот и встали мы на год взрослей». |
Май |
Классный руководитель |
7.3 Состав родительского комитета
ФИО родителя |
телефон |
поручение |
Панкратова |
89190014453 |
председатель |
Голубева |
89197635282 |
член |
Козлова |
89209258131 |
член |
7.4 Учет посещаемости родительских собраний
№ |
Фамилия |
Дата проведения |
||||
1 |
Антонова Рада Дмитриевна |
+ |
+ |
|||
2 |
Голубева Елизавета Алексеевна |
+ |
+ |
|||
3 |
Жалялетдинов Тимур Рамильевич |
+ |
||||
4 |
Каракин Сергей Николаевия |
+ |
||||
5 |
Козлов Всеволод Антонович |
+ |
+ |
|||
6 |
Крючков Павел Евгеньевич |
+ |
+ |
|||
7 |
Милкин Денис Алексеевич |
+ |
||||
8 |
Панкратов Макар Сергеевич |
+ |
+ |
|||
9 |
Первойкин Матвей Денисович |
+ |
+ |
|||
10 |
Пирнапасова Анастасия Николаев |
+ |
||||
11 |
Порожняков Ярослав Сергеевич |
|||||
12 |
Федосеева Венера Ивановна |
+ |
+ |
|||
13 |
Филатова Анастасия Павловна |
+ |
+ |
|||
14 |
Щукина Дарья Владимировна |
+ |
+ |
7.5 Учет проведенной профилактической работы
Дата |
Содержание беседы |
План работы на
2020-2021 год 5 класс
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Участие 3. 4. |
В |
Классный |
2. |
Родительские 1. Организация 2. Профилактика и безопасность (инструктаж 3. Выборы родительского комитета 4. Разное Родительские «Внимание: 1.Возрастнные 2.Итоги I четверти. 3.Безопасность ребенка и профилактика 4. Разное Родительские 1.Общение в жизни школьника. 2.Предварительные итоги 2 четверти. 3.Отчет о внеклассной работе. 4.Работа органов ученического самоуправления. 4. Разное Родительские 1.Безопасность 2.Выступление учителей предметников. 3.Предварительные итоги 3 четверти. 4.Ответственность родителей за безопасность Родительские собрания по теме: по теме: «Вот и встали мы на год взрослей». Подведение итогов прошедшего учебного года» |
04 28 15.01 Март Май |
Классный Классный |
3. |
Участие 4. 5. – День здоровья 6. – День знаний – Конкурсная программа ко Дню матери – Новогодний праздник – Праздничный концерт для мам |
В В |
Классный Классный |
7.2 Тематика родительских собраний
№ |
Тема родительского собрания |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Родительские собрания по теме: «Первый раз в пятый класс » |
Сентябрь |
Классный руководитель |
2 |
Родительские собрания по теме: «Внимание: |
Ноябрь |
Классный руководитель |
3 |
Родительские |
Январь |
Классный руководитель, |
4 |
Родительские |
Март |
Классный руководитель |
5 |
Родительские собрания по теме: по теме: «Вот и встали мы на год взрослей». |
Май |
Классный руководитель |
7.3 Состав родительского комитета
ФИО родителя |
телефон |
поручение |
Панкратова |
89190014453 |
председатель |
Голубева |
89197635282 |
член |
Козлова |
89209258131 |
член |
7.4 Учет посещаемости родительских собраний
№ |
Фамилия |
Дата проведения |
||||
04.09.20 |
28.10.20 |
|||||
1 |
Антонова Мира Дмитриевна |
+ |
+ |
|||
2 |
Антонова Рада Дмитриевна |
+ |
+ |
|||
3 |
Голубева Елизавета Алексеевна |
+ |
+ |
|||
4 |
Жалялетдинов Тимур Рамильевич |
+ |
||||
5 |
Каракин Сергей Николаевия |
+ |
||||
6 |
Козлов Всеволод Антонович |
+ |
+ |
|||
7 |
Крючков Павел Евгеньевич |
+ |
+ |
|||
8 |
Милкин Денис Алексеевич |
+ |
||||
9 |
Панкратов Макар Сергеевич |
+ |
+ |
|||
10 |
Первойкин Матвей Денисович |
+ |
+ |
|||
11 |
Пирнапасова Анастасия Николаев |
+ |
||||
12 |
Федосеева Венера Ивановна |
+ |
+ |
|||
13 |
Филатова Анастасия Павловна |
+ |
+ |
|||
14 |
Щукина Дарья Владимировна |
+ |
+ |
7.5 Учет проведенной профилактической работы
Дата |
Содержание беседы |
Целью данной работы является:
Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям
Основные задачи:
Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов.
Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.
Формирование здорового образа жизни в семьях.
Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями
Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).
2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).
3) Формирование эмоционально-волевой сферы.
Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:
Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-ребёнок».
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями
Традиционные |
Нетрадиционные |
● Родительские собрания ● Общеклассные и общешкольные конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому |
● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги |
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Формы психолого-педагогического просвещения
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей – друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
8. Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Педагогам и родителям на заметку
Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
План работы с родителями.
№ |
Сроки |
Мероприятие |
1 |
Август (последняя неделя) |
Родительское собрание «Готовность детей к школе, обеспеченность учебниками. Задачи по организации учебно-воспитательного процесса в новом учебном году. Выборы родительского комитета. Инструктажи о мерах безопасности (общий инструктаж)»; Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года. |
2 |
Сентябрь (в течение месяца) |
Посещение семей учащихся с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей). Беседы об участии детей во внеурочной деятельности и посещении кружков и секций. |
3 |
Октябрь (конец месяца) |
Открытое родительское собрание совместно с учащимися, учителями и администрацией школы «Предварительные итоги 1 четверти: успеваемость, посещаемость, поведение. Первые радости и первые неудачи. Характеристика класса как коллектива. Организация питания и подвоза, дополнительного образования детей. Родительский всеобуч – ознакомление с нормативно-правовой базой школы (Устав, локальные акты, образовательные программы и т.д.)». Беседы с администрацией и учителями-предметниками. |
4 |
Ноябрь |
Беседа (телефонный разговор) «Учим ребенка жизненным приоритетам». |
5 |
Декабрь (последняя неделя) |
Родительское собрание совместно с учащимися «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». (О Новогодних мероприятиях и безопасности во время их проведения. Обеспечение детей новогодними подарками. О занятости детей во внеурочное время.) |
6 |
Январь |
Смотр – конкурс «Маленькие тайны дневника школьника». Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника. Заседание родительского комитета «Благоприятные условия развития детей. Воспитание нравственности». |
7 |
Февраль |
Родительское собрание «Развитие творческих способностей ребёнка – залог успешной адаптации к жизни в обществе». (О подготовке к фестивалю детского творчества, роль и участие семьи. Текущие результаты успеваемости, посещаемость и поведение детей). |
8 |
Март |
Беседа (дистанционная связь) «Как наказывать ребенка. Кнут или пряник?». Заседание родительского комитета «О роли родителей в повышении качества образовательного процесса». |
9 |
Апрель (в течение месяца) |
Посещение семей учащихся с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей). |
10 |
Май (последняя неделя) |
Родительское собрание «Подведение итогов за прошедший год. Педагогические рекомендации на каникулы». Инструктажи безопасности. Заседание родительского комитета «Подведение итогов работы за учебный год». |
11 |
В течение лета |
Поддержание регулярной связи с родителями (о летнем отдыхе и занятости детей в каникулярный период, прохождении детьми летней практики на пришкольном участке). |
12 |
В течение года |
Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребёнка в школе и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей). День открытых дверей для родителей. Анкетирование и соцопросы родителей. Участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях (День знаний, День учителя, День Матери, вечер встречи с выпускниками, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок). Организация коллективного посещения музеев, выставок, театров; экскурсии. Совместное участие в творческих конкурсах, проектах. |
Основные направления
совместной воспитательной работы с родителями.
План работы с родителями обучающихся 5 «а» класса
Цели:
-
помочь родителям в повышении их педагогической культуры;
-
подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами;
-
развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе;
-
способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях
Задачи:
-
знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел;
-
проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;
-
создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.
Формы работы с родителями:
-
проведение классных родительских собраний
-
лектории для родителей
-
индивидуальные и групповые консультации
-
анкетирование
-
тестирование
-
посещение семей
-
тренинги родительского взаимодействия
-
оказание помощи родителям в организации внеурочного времени учащихся;
-
привлечение родителей к проведению общешкольных и классных мероприятий (праздники, концерты, спортивные соревнования).
Содержание работы:
1. Изучение семей учащихся, положения детей в семье, условий их жизни: создание «социального паспорта семьи» учащихся постоянного контингента и учащихся из неблагополучных семей; раннее выявление семей группы риска, посещение этих семей совместно с инспектором ПДН.
2. Регулярное проведение родительского всеобуча (лекторий)
3. Правовое просвещение родителей.
4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций: беседы для предупреждения конфликтных ситуаций; своевременное направление на консультацию к специалисту.
5. Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности: помощь в проведении творческих дел; помощь в укреплении материально-технической базы; помощь в благоустройстве школы; помощь в проведении спортивных мероприятий; помощь в организации экскурсий, поездок.
6. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса.
7. Привлечение к работе общешкольного родительского комитета.
8. Участие в традиционных общешкольных мероприятиях.
Тематика общешкольных родительских собраний
Сроки |
Тема |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
Тематика классных родительских собраний
Сроки |
Тема |
__ октябрь |
Адаптация пятиклассников. |
__ февраль |
Как повысить работоспособность ребенка |
__апрель |
Детское одиночество. Опасности и риски |
___май |
Итоговое родительское собрание. |
Дата |
Мероприятие |
Ответственный |
Сентябрь |
Анкетирование «Мой ребёнок» |
Классный руководитель |
Сбор документов и справок для личного дела обучающегося, медицинских справок |
Классный руководитель |
|
Индивидуальные консультации «Итоги первых учебных дней» (по необходимости ежедневно |
Классный руководитель |
|
Выбор родительского комитета, составление плана работы родительского коллектива |
Классный руководитель |
|
Подготовка к «Празднику осеннего именинника» |
Классный руководитель |
|
Беседа с родителями слабоуспевающих обучающихся |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
|
Беседы школьного психолога с родителями детей из группы «риска» |
Классный руководитель Школьный психолог |
|
Посещение семей обучающихся |
Классный руководитель Соц. педагог |
|
Изучение интересов учащихся |
Классный руководитель |
|
Создать положительную мотивацию к обучению в школе |
Классный руководитель Школьный психолог |
|
Октябрь |
Педагогическая консультация «Трудности и радости школьной жизни» |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
Выявить трудностей в обучении с целью корректировки |
Классный руководитель Школьный психолог |
|
Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости) |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
|
Подготовка к Дню Матери. «Рисуем маму. Сочиняем стихи» |
Классный руководитель |
|
Подготовка поделок из природного материала для выставки к празднику «День урожая » |
Классный руководитель |
|
Родительское собрание «Адаптация пятиклассников» Разработка памятки для родителей |
Классный руководитель |
|
Подвести итоги первой четверти. Рассказать о динамике процесса |
Классный руководитель |
|
Ноябрь |
Педагогическая консультация «Трудности и радости школьной жизни» |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости) |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
|
Сбор документов для личных дел обучающихся |
Классный руководитель |
|
Создавать условия для сплочения классного коллектива, осознания родителями своей роли в жизни ребенка |
Классный руководитель |
|
Декабрь |
Новогодние праздники (школьный и классный) с привлечением родителей |
Классный руководитель |
Беседы с родителями об успеваемости, поведении и посещаемости обучающихся (по необходимости) |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
|
Рекомендации для некоторых обучающихся о необходимости дополнительных занятий по некоторым предметам |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
|
Изготовление игрушек на новогоднюю ёлку |
Классный руководитель |
|
Доведение до сведения родителей информации итогов тестирования обучающихся 5 класса за курс начальной школы |
Классный руководитель |
|
Январь |
Выявить трудности в обучении с целью корректировки |
Классный руководитель |
Индивидуальные консультации и беседы с учителями –предметниками, соц. педагогом, школьным психологом (по необходимости) |
Классный руководитель |
|
Контроль за внешним видом учащихся. |
Классный руководитель |
|
Февраль |
Клуб выходного дня «Блинная неделя Праздник вместе с семьей «Масленица |
Классный руководитель |
Привлечение родителей к проведению классных мероприятий |
Классный руководитель |
|
Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости) |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
|
Привлечение родителей к проведению праздника «День защитника Отечества». |
Классный руководитель |
|
Контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся. Доведение до сведения родителей итогов успеваемости |
Классный руководитель |
|
Педагогические консультации Трудности и радости школьной жизни» |
Классный руководитель |
|
Выявить трудности в обучении у некоторых обучающихся с целью корректировки |
Классный руководитель |
|
Март |
Привлечение родителей к проведению Праздника 8 Марта |
Классный руководитель |
Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости) |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
|
Родительское собрание. Итоги III четверти |
Классный руководитель |
|
Апрель |
Индивидуальные беседы и консультации |
Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
Книжкина неделя. Ремонт учебников |
Классный руководитель Библиотекарь |
|
Май |
Подведение итогов учебного года |
Классный руководитель |
Сбор данных о летнем отдыхе обучающихся |
Классный руководитель |
|
Провести анкетирование «Удовлетворенность школьной жизнью» |
Классный руководитель |
|
Привлечь родителей к организации похода |
Классный руководитель |
|
Провести итоговую рефлексию с родителями по вопросу «Как изменился мой ребенок. Что появилось нового! «+» и «-» обучения. |
Классный руководитель |
Состав родительского комитета
Поручения |
Ф.И.О. |
Телефон |
Председатель |
Ахматынова Татьяна Геннадьевна |
89600940554 |
заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, |
Артемьева Елена Алексеевна |
89053799838 |
Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности |
Елкина Ирина Николаевна |
89613349704 |
Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе |
Александрова светлана геннадьевна |
89063367792 |
Казначей |
Иванова Людмила Валерияновна |
89093664989 |
Тематика заседаний родительского комитета
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
1. |
– Утверждение плана работы на учебный год; |
сентябрь |
Классный руководитель Председатель родительского комитета |
2. |
– О занятии учащихся в вечернее время, выходные дни (суббота, воскресение) и мерах по улучшению работы учителей и родительской ответственности в данном вопросе; – О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. |
декабрь-январь |
Классный руководитель Председатель родительского комитета |
3. |
Оказание помощи кл. руководителю в проведении мероприятий различного уровня |
февраль |
Председатель родительского комитета. Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности |
4. |
Работа по укреплению материально – технической базы школы. Помощь в ремонте школы |
апрель |
Председатель родительского комитета |
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ КЛАССА ОБЯ3AH:
-
помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
-
вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
-
влиять на формирование культуры родительского общения;
-
быть посредником между семьёй, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
-
стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
-
выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
-
соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ИМЕЕТ ПРАВО:
-
активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
-
помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
-
посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
-
присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
-
высказывать своё мнение о проводимых в классе мероприятиях;
-
принимать совместно с классным руководителем определённые меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
-
проводить беседы с проблемными учащимися;
-
поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав ребёнка и семьи;
-
привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.
ВЫБОР РОДИТЕJlЬСКОГ0 КОМИТЕТА
Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год. Но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем и активно участвовать в их решении.
Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях.
Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.
Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.
Обязанности в родительском комитете распределяются следующим образом:
а) председатель родительского комитета;
6) его заместители, отвечающие за определённые участки работы;
в) казначей.
Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся класса в судебных структурах, если в этом есть острая необходимость.
Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе. Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определённые участки работы.
Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей. Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организация различных смотров-конкурсов, брейн-рингов, помощь одарённым учащимся в поиске спонсоров для участия в различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учёбе детям, поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.
Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, секций, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организует в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.
Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещения класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.
В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Если в этом есть необходимость, он определяет средства из бюджета родительского комитета класса на поощрение учащихся
Примерный план работы родительского комитета класса
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Выборы родительского комитета |
сентябрь |
2 |
Распределение обязанностей среди членов родительского комитета |
|
3 |
Утверждение плана работы |
|
4 |
Создание банка данных родительских ресурсов |
сентябрь-октябрь |
5 |
Оказание помощи классному руководителю при проведении классных и школьных мероприятий |
в течении года |
6 |
Помочь в ремонте кабинета |
в течении года |
7 |
Выработка решений по организации действий и выделении добровольных финансовых пожертвований, направленных на улучшение материально-технического оснащения классного кабинета |
в течении года |
8 |
Организация совместных дел детей и родителей |
в течении года по плану классного руководителя |
9 |
Заседания родительского комитета |
По мере необходимости |
|
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Перспективный план работы с родителями учащихся
Выполнила:
студентка Ш-31 группы
Яценко Татьяна
Преподаватель: Орел Инна Александровна
Ейск, 2020 г.
Цель работы – организация сотрудничества родителей и школы в деле обучения и воспитания на основе единой педагогической позиции.
Задачи:
1. Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, предупреждать эти изменения, принимать необходимые меры.
2. Консультативная – совместный поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, разработка.
3. Коммуникативная – наладить более близкий контакт между ребенком и родителем, обогатить семейную жизнь эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Работа с родителями
Обучение и воспитание – это два взаимосвязанных взаимопротекающих процесса. Их нельзя разрывать. Но каждый учитель скажет учить детей легче, чем воспитывать. Воспитание – это процесс постоянного творчества, когда учитель применяет свои знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям. Родители и учитель являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку.
Взаимодействие с родителями нужно строить не на поучении, а на умении договариваться о совместных действиях, размышлять вместе с ними, советоваться. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.
Работа педагогических коллективов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания
Основная задача классного руководителя — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;
в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;
г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Основные направления классного руководителя и родителей :
Общение – это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность- человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.
Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой – принятие жизни как дара природы.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.
Познавательная сфера жизни ребенка.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы работы:
• Родительские собрания (классные и общешкольные);
• Родительский лекторий;
• Встречи с администрацией, с учителями класса;
• Взаимодействие с родительским комитетом;
• Индивидуальные консультации и беседы;
• Организация совместной трудовой деятельности (оформление кабинетов, субботники ит.д.);
• Организация совместной познавательной деятельности (конкурсы, викторины);
• Совместная организация досуга.
Ожидаемые результаты:
1. Укрепление связи школа-семья.
2. Укрепление внутрисемейных отношений.
3. Создание приоритета родительского воспитания.
4. Воспитание доброго, отзывчивого, культурного человека способного адаптироваться в обществе. Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых, происходит именно в семье.
Примерное планирование работы с родителями учащихся класса
Сентябрь
-
знакомство с родителями учащихся;
-
тестирование «Ваш ребенок»;
-
анкетирование «Воспитание в семье» (с целью привлечения семьи к активному участию в делах класса);
-
посещение семей учащихся, нарушающих дисциплину;
-
собрание родительского комитета;
-
индивидуальные консультации для родителей.
Октябрь
-
информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка, его психическом состоянии;
-
родительское собрание «Роль родителей в развитии личности ребёнка»;
-
индивидуальные собеседования с родителями по итогам первой четверти.
Ноябрь
-
лекторий «Стратегия воспитания «трудных школьников»: методические рекомендации для родителей;
-
анкетирование «Какие мы родители»;
-
индивидуальные консультации для родителей;
-
посещение семей учащихся, нарушающих дисциплину;
Декабрь
-
родительское собрание «Взаимоотношения родителей и учащихся»;
-
встреча с родительским комитетом по вопросу организации новогоднего праздника;
-
индивидуальные, групповые консультации для родителей;
-
подведение итогов I полугодия.
Январь
-
родительское собрание «Моя семья-моя радость»;
-
индивидуальные консультации.
-
советы родителям;
-
памятки для родителей.
Февраль
-
индивидуальные консультации для родителей;
-
спортивный праздник.
-
Подготовка праздника – День Защитника Отечества. Поздравление.
Март
-
праздник мам, бабушек, девочек «Встреча поколений»;
-
индивидуальные консультации для родителей по итогам успеваемости и поведения по итогам III четверти.
Апрель
-
Родительское собрание на тему: «Здоровье детей в наших руках»;
-
индивидуальные консультации для родителей
Май
-
итоговое родительское собрание «На рубеже»;