Как составить план работы с родителями в школе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

УЧАЩИХСЯ

Цель:

Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания  стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала.        

Задачи:

1. Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения                          им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и    родителей.

Работа с родителями

Основная задача классного руководителя  — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные направления классного руководителя и родителей :

Общение – это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность- человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой – принятие жизни как дара природы.

Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Познавательная сфера жизни ребенка.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях;

г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы работы с родителями:

– родительские собрания;

– индивидуальные консультации ;

– посещение на дому;

-тематические консультации;

– родительские чтения;

– проведение совместных праздников;

– общешкольные родительские собрания.

Примерная тематика проведения классных родительских собраний.

1 класс

1.Знакомство с родителями детей – первоклассников.

2. Проблема адаптации первоклассников в школе.

3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.

4. Эмоции положительные и отрицательные.

2 класс

1.Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

2.Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии.

3.Наказание и поощрение в семье.

4.Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»

3 класс

1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

  2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.

 3.Воображение и его роль в жизни ребенка.

 4.Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты»

4 класс

 1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

 2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

 3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.

 4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим : «До новой встречи!»

Сроки

проведения

МЕРОПРИЯТИЯ

Класс

Сентябрь

(с 1 по 10)

(с 10по 20)

в течение месяца

1.Организация питания учащихся (сбор и оформление документов на питание)

2.Обеспеченность учащихся учебниками, школьной формой.

3.Родительское собрание « Особенности организации обучения в 1 классе. Режим дня. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. ТБ, ППБ и правила поведения в школе».

4. Родительское собрание «Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить»

4. Занятость учащихся во внеурочное время  (работа с родителями по вовлечению учащихся в кружки, секции, ГКП, на консультации и факультативы)

5. Выбор родительских комитетов.

6. Посещение семей учащихся на дому (жилищно-бытовые условия, рабочее место учащегося, морально-психологический климат в семье)

7. Диагностика уровня толерантности в семье.

8.Организация индивидуальных занятий у логопеда.

1-4

1-4

1

2

1-4

1-4

1-4

1-4

1

Октябрь

(в конце 1

четверти)

(по итогам

четверти, постоянно в течение года)

1 раз в четверть

1.Родительские  собрания:

– « Итоги 1-й четверти. Трудности адаптации первоклассников к школе»

-« Итоги 1-й четверти. Первые уроки школьной отметки»

-« Итоги 1-й четверти. Трудовое воспитание»

-« Итоги 1-й четверти. Развитие личностных качеств ребёнка»

2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся .

4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

5. День открытых дверей.

1

2

3

4

1-4

1-4

1-4

1-4

Ноябрь

постоянно

1.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

3.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

4.Встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи.

5. Переписка с родителями.

6.Диагностика «Здоровье сбережение детей»

7.Родительский лекторий «Меры профилактики энтеровирусных инфекций» ( с приглашением мед. работника)

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

Декабрь

(в конце 2 четверти)

Постоянно

Систематически ( в течение четырёх лет)

1. Родительские собрания:

-« Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному  поведению  на улицах, дорогах и в транспорте.

Как помочь ребёнку стать внимательным»

-« Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному  поведению  на улицах, дорогах и в транспорте.

 Наказание и поощрение в семье: за и против»

– «Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасно поведению  на улицах, дорогах и в транспорте.

Мой ребёнок становится трудным…»

– «Итоги 2 четверти. Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному  поведению  на улицах, дорогах и в транспорте.

Поговорим о дружбе»

2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся .

4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

5.Традиционные разговоры с родителями учащихся по телефону ( особенно о достижениях)

6. Участие родителей в жизни класса

(выступление на классных часах, подготовка сюрпризов, организации экскурсий, вечеров отдыха…)

1

2

3

4

1-4

1-4

1-4

1-4

1-4

Январь

В течение года.

1.Индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания.

2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

3.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

4. Оказание материальной поддержки малообеспеченным, многодетным семьям в рамках городских акций.

1-4

1-4

1-4

1-4

Февраль

1.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

2.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся .

3.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

1-4

1-4

1-4

Март

(в конце 3 четверти)

1. Родительские собрания:

-« Итоги 3 четверти. Наши права и обязанности»

– «Итоги 3 четверти. Детская агрессия»

– «Итоги 3 четверти. Искусство любить детей!»

– « Итоги 3 четверти. Развитие самостоятельности у детей, важной для дальнейшего обучения школьников»

2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

1

2

3

4

1-4

Апрель

В течение года

1.Организация летнего отдыха учащихся (оформление документов в летние пришкольные лагеря)

2.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

3.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

4.Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

5.Приглашение родителей в школу (по мере необходимости)

1-4

Май

В течение года

1.Организация приобретения тетрадей на печатной основе на новый учебный год.

2. Родительские собрания

« Итоги года. Занятость учащихся летом. Соблюдение учащимися ТБ, ПДД, ППБ на летних каникулах».

-«Перелистывая страницы учебного года…»

– «Праздники и будни нашей жизни»

– «Творчество и воображение ребёнка»

3.Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

4.Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся .

5.Рейды в семьи учащихся.

6.Собрание родителей будущих первоклассников.

1-4

1-4

1

2

3

1-4

1-4

1-4

7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

7.1.План работы с родителями на   учебный год цели и
задачи.

ЦЕЛЬ: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе
классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа
родителей.

Задачи:

Ø 
Довести до сознания родителей педагогические советы
и рекомендации, выработать положительное отношение к ним

Ø 
Создать эмоциональный настрой на совместную работу
родителей с детьми и учителями – предметниками

Основные направления в работе:

v 
Изучение семей обучающихся:

Ø 
анкетирование;

Ø 
посещение семей;

Ø 
формирование банка данных о семье и семейном
воспитании;

v 
Педагогическое просвещение родителей:

Ø 
лекции по педагогике, праву, этикете, гигиене;

Ø 
родительские собрания;

Ø 
педагогические практикумы по рассмотрению и анализу
различных ситуаций;

Ø 
день открытых дверей;

Ø 
обмен опытом воспитания в семье.

v 
Обеспечение участия родителей в подготовке  и
проведении коллективных дел в классе и в школе
:

Ø 
совместное планирование воспитательной работы;

Ø 
праздники, вечера, концерты, КВНы;

Ø 
походы, дни Здоровья;

Ø 
помощь в ремонтных бригадах;

v 
Педагогическое руководство деятельностью
родительского комитета при классах и общешкольного
:

Ø 
выборы родительского комитета и помощь в его
планировании и организации;

Ø 
установление связей с социумом, общественностью и
др.

v 
Информирование родителей о ходе и результатах
обучения, воспитания и развития учащихся
:

Ø 
тематические и итоговые родительские собрания;

Ø 
индивидуальные консультации;

Ø 
проверка дневников;

Ø 
составление карт развития детей и таблиц их учебной
деятельности;

Ø 
благодарственные и поздравительные открытки
родителям.

      Индивидуальная работа с родителями:

Ø 
посещение семей;

Ø 
педагогические консультации;

Ø 
индивидуальные поручения;

Ø 
совместное определение перспектив и средств
развития ученика

Ø 
индивидуальные работы с родителями.

 План работы на
2021-2022 год 6 класс

п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Участие
родителей в управлении

1.      
Участие в
работе общешкольного родительского комитета

2.      
Работа
классного родительского комитета

В
течение года

Классный
руководитель, председатель РК

2.

 Родительские
собрания
по теме:  

«Результативность
школьника от чего она зависит»

  1. Организация
учебно-воспитательного процесса в  2021-2022 учебном году.

2. Профилактика и безопасность (инструктаж
по профилактике телефонного терроризма, пожарная безопасность, профилактика
ДТП, антитеррористическая безопасность, информация о телефонах экстренной
помощи).

 3. Выборы родительского комитета

4.  Разное

Родительские
собрания по теме:

  «Ребенок и его
друзья» (как помочь ребенку дружить и состоятся в дружбе).

1.Возрастнные
особенности пятиклассников. Результаты анкетирования    «Удовлетворенность
учащихся школьной жизнью”.  

2.Итоги I четверти.

3.Безопасность ребенка и профилактика
правонарушений несовершеннолетних.

 4. Разное

Родительские
собрания по теме:
 

«Авторитет родителей, его источники, прочность,
умение пользоваться родительской властью»

1.Общение в жизни школьника.

2.Предварительные итоги 2 четверти.

3.Отчет о внеклассной работе.

4.Работа органов ученического самоуправления.

4.  Разное

Родительские
собрания по теме:
по теме
:   «Влияние
благополучия семьи на личностное развитие подростка»

1.Безопасность
в сети – Интернет.

2.Выступление учителей предметников.

3.Предварительные итоги 3 четверти.

4.Ответственность родителей за безопасность
детей весенний период.

Родительские собрания по теме: по теме:  «Вот и встали мы на год взрослей».

Подведение итогов прошедшего учебного года»

04
Сентября

28 
Ноября

  15.01

Март

 Май

Классный
руководитель

Классный
руководитель,

3.

Участие
родителей во внеклассной работе

1.      
Турпоходы
(выезды на природу)

2.      
Спортивные
игры, соревнования, праздники:

– День здоровья

3.      
Внеклассные
мероприятия с участием родителей:

– День знаний

– Конкурсная программа ко Дню матери

– Новогодний праздник

– Праздничный концерт для мам

В
течение года

В
течение года

Классный
руководитель, спортивный сектор, родительский комитет класса

Классный
руководитель, спортивный сектор, родительский комитет класса

                     7.2 Тематика родительских собраний

Тема родительского собрания

Сроки

Ответственные

1

 Родительские собрания по теме:

«Результативность
школьника от чего она зависит»

Сентябрь

Классный руководитель

2

 Родительские собрания по теме:

«Ребенок и его
друзья» (как помочь ребенку дружить и состоятся в дружбе).

Ноябрь

Классный руководитель

3

Родительские
собрания по теме:
 

«Авторитет родителей, его источники, прочность,
умение пользоваться родительской властью»

Январь

Классный руководитель,

4

Родительские
собрания по теме:
по теме
:   

«Влияние благополучия семьи на личностное развитие
подростка»

Март

Классный руководитель

5

Родительские собрания по теме: по теме:  «Вот и встали мы на год взрослей».

Май

Классный руководитель

7.3 Состав родительского комитета

ФИО родителя

телефон

поручение

Панкратова 
Диана Владимировна

89190014453

председатель

 Голубева 
Татьяна Владимировна

89197635282

 член

 Козлова
Елена Айдыновна

89209258131

член

7.4 Учет посещаемости родительских собраний

Фамилия

Дата проведения

1

Антонова  Рада Дмитриевна

+

+

2

Голубева Елизавета Алексеевна

+

+

3

Жалялетдинов Тимур Рамильевич

+

4

Каракин Сергей Николаевия

+

5

Козлов Всеволод Антонович

+

+

6

Крючков Павел Евгеньевич

+

+

7

Милкин Денис Алексеевич

+

8

Панкратов Макар Сергеевич

+

+

9

Первойкин  Матвей Денисович

+

+

10

Пирнапасова Анастасия Николаев

+

11

Порожняков Ярослав Сергеевич

12

Федосеева  Венера Ивановна

+

+

13

Филатова Анастасия Павловна

+

+

14

Щукина Дарья Владимировна

+

+

7.5 Учет проведенной профилактической работы

Дата

Содержание беседы

План работы на
2020-2021 год 5 класс

п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Участие
родителей в управлении

3.      
Участие в
работе общешкольного родительского комитета

4.      
Работа
классного родительского комитета

В
течение года

Классный
руководитель, председатель РК

2.

 Родительские
собрания
по теме: «Первый раз в пятый
класс »

  1. Организация
учебно-воспитательного процесса в 2020-2021 учебном году.

2. Профилактика и безопасность (инструктаж
по профилактике телефонного терроризма, пожарная безопасность, профилактика
ДТП, антитеррористическая безопасность, информация о телефонах экстренной
помощи).

 3. Выборы родительского комитета

4.  Разное

Родительские
собрания по теме:

 «Внимание:
пятиклассник! Трудности адаптационного периода и пути их преодоления»

1.Возрастнные
особенности пятиклассников. Результаты анкетирования    «Удовлетворенность
учащихся школьной жизнью”. Письмо родителям.

2.Итоги I четверти.

3.Безопасность ребенка и профилактика
правонарушений несовершеннолетних.

 4. Разное

Родительские
собрания по теме:
«Роль
общения в жизни школьника»

1.Общение в жизни школьника.

2.Предварительные итоги 2 четверти.

3.Отчет о внеклассной работе.

4.Работа органов ученического самоуправления.

4.  Разное

Родительские
собрания по теме:
по теме
:  «Безопасность
детей в интернете
»

1.Безопасность
в сети – Интернет.

2.Выступление учителей предметников.

3.Предварительные итоги 3 четверти.

4.Ответственность родителей за безопасность
детей весенний период.

Родительские собрания по теме: по теме:  «Вот и встали мы на год взрослей».

Подведение итогов прошедшего учебного года»

04
Сентября

28 
Ноября

  15.01

Март

 Май

Классный
руководитель

Классный
руководитель,

3.

Участие
родителей во внеклассной работе

4.      
Турпоходы
(выезды на природу)

5.      
Спортивные
игры, соревнования, праздники:

– День здоровья

6.      
Внеклассные
мероприятия с участием родителей:

– День знаний

– Конкурсная программа ко Дню матери

– Новогодний праздник

– Праздничный концерт для мам

В
течение года

В
течение года

Классный
руководитель, спортивный сектор, родительский комитет класса

Классный
руководитель, спортивный сектор, родительский комитет класса

                     7.2 Тематика родительских собраний

Тема родительского собрания

Сроки

Ответственные

1

 Родительские собрания по теме: «Первый раз в пятый класс »

Сентябрь

Классный руководитель

2

 Родительские собрания по теме:

 «Внимание:
пятиклассник! Трудности адаптационного периода и пути их преодоления»

Ноябрь

Классный руководитель

3

Родительские
собрания по теме:
«Роль общения
в жизни школьника»

Январь

Классный руководитель,

4

Родительские
собрания по теме:
по теме
:  «Безопасность
детей в интернете
»

Март

Классный руководитель

5

Родительские собрания по теме: по теме:  «Вот и встали мы на год взрослей».

Май

Классный руководитель

7.3 Состав родительского комитета

ФИО родителя

телефон

поручение

Панкратова 
Диана Владимировна

89190014453

председатель

 Голубева 
Татьяна Владимировна

89197635282

 член

 Козлова
Елена Айдыновна

89209258131

член

7.4 Учет посещаемости родительских собраний

Фамилия

Дата проведения

04.09.20

28.10.20

1

Антонова Мира Дмитриевна

+

+

2

Антонова  Рада Дмитриевна

+

+

3

Голубева Елизавета Алексеевна

+

+

4

Жалялетдинов Тимур Рамильевич

+

5

Каракин Сергей Николаевия

+

6

Козлов Всеволод Антонович

+

+

7

Крючков Павел Евгеньевич

+

+

8

Милкин Денис Алексеевич

+

9

Панкратов Макар Сергеевич

+

+

10

Первойкин  Матвей Денисович

+

+

11

Пирнапасова Анастасия Николаев

+

12

Федосеева  Венера Ивановна

+

+

13

Филатова Анастасия Павловна

+

+

14

Щукина Дарья Владимировна

+

+

7.5 Учет проведенной профилактической работы

Дата

Содержание беседы

Целью данной работы является:

Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям

Основные задачи:

Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов.

Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.

Формирование здорового образа жизни в семьях.

Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.

Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.);

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями

Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

1)Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

2) Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).

3) Формирование эмоционально-волевой сферы.

Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод:

Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

 Работу с родителями условно можно разделить на две части:

со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-ребёнок».

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

● Родительские собрания

● Общеклассные и общешкольные конференции

● Индивидуальные консультации педагога

● Посещения на дому

● Родительские тренинги

● Дискуссии

● Психологические разминки

● Круглые столы

● Устные журналы

● Практикумы

● Родительские вечера

● Родительские чтения

● Родительские ринги

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического просвещения

Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции  является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивации учения;

моральные ценности семьи.

Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Педагогам и родителям на заметку

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

План работы с родителями.

Сроки

Мероприятие

1

Август (последняя неделя)

Родительское собрание «Готовность детей к школе, обеспеченность учебниками. Задачи по организации учебно-воспитательного процесса в новом учебном году. Выборы родительского комитета. Инструктажи о мерах безопасности (общий инструктаж)»;

Заседание родительского комитета, посвященное началу учебного года.

2

Сентябрь

(в течение месяца)

Посещение семей учащихся с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей). Беседы об участии детей во внеурочной деятельности и посещении кружков и секций.

3

Октябрь

(конец месяца)

Открытое родительское собрание совместно с учащимися, учителями и администрацией школы «Предварительные итоги 1 четверти: успеваемость, посещаемость, поведение. Первые радости и первые неудачи. Характеристика класса как коллектива. Организация питания и подвоза, дополнительного образования детей. Родительский всеобуч – ознакомление с нормативно-правовой базой школы (Устав, локальные акты, образовательные программы и т.д.)». Беседы с администрацией и учителями-предметниками.

4

Ноябрь

Беседа (телефонный разговор) «Учим ребенка жизненным приоритетам».

5

Декабрь

(последняя неделя)

Родительское собрание совместно с учащимися «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». (О Новогодних мероприятиях и безопасности во время их проведения. Обеспечение детей новогодними подарками. О занятости детей во внеурочное время.)

6

Январь

Смотр – конкурс «Маленькие тайны дневника школьника». Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника.

Заседание родительского комитета «Благоприятные условия развития детей. Воспитание нравственности».

7

Февраль

Родительское собрание «Развитие творческих способностей ребёнка – залог успешной адаптации к жизни в обществе». (О подготовке к фестивалю детского творчества, роль и участие семьи. Текущие результаты успеваемости, посещаемость и поведение детей).

8

Март

Беседа (дистанционная связь) «Как наказывать ребенка. Кнут или пряник?». Заседание родительского комитета «О роли родителей в повышении качества образовательного процесса».

9

Апрель

(в течение месяца)

Посещение семей учащихся с целью проверки соблюдения детьми режима дня, выявление «неблагополучных» семей (составление актов обследования семей).

10

Май

(последняя неделя)

Родительское собрание «Подведение итогов за прошедший год. Педагогические рекомендации на каникулы». Инструктажи безопасности.

Заседание родительского комитета «Подведение итогов работы за учебный год».

11

В течение лета

Поддержание регулярной связи с родителями (о летнем отдыхе и занятости детей в каникулярный период, прохождении детьми летней практики на пришкольном участке).

12

В течение года

Регулярная связь с родителями с целью постоянного контроля за жизнедеятельностью ребёнка в школе и дома (совместное индивидуальное сопровождение детей).

День открытых дверей для родителей.

Анкетирование и соцопросы родителей.

Участие родителей в общешкольных и классных мероприятиях (День знаний, День учителя, День Матери, вечер встречи с выпускниками, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок).

Организация коллективного  посещения музеев, выставок, театров; экскурсии.

Совместное участие в творческих конкурсах, проектах.

Основные направления

совместной воспитательной работы с родителями.

План работы с родителями обучающихся 5 «а» класса

Цели:

  • помочь родителям в повышении их педагогической культуры;

  • подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами;

  • развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе;

  • способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях

Задачи:

  • знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел;

  • проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;

  • создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.

Формы работы с родителями:

  • проведение классных родительских собраний

  • лектории для родителей

  • индивидуальные и групповые консультации

  • анкетирование

  • тестирование

  • посещение семей

  • тренинги родительского взаимодействия

  • оказание помощи родителям в организации внеурочного времени учащихся;

  • привлечение родителей к проведению общешкольных и классных мероприятий (праздники, концерты, спортивные соревнования).

Содержание работы:

1. Изучение семей учащихся, положения детей в семье, условий их жизни: создание «социального паспорта семьи» учащихся постоянного контингента и учащихся из неблагополучных семей; раннее выявление семей группы риска, посещение этих семей совместно с инспектором ПДН.

2. Регулярное проведение родительского всеобуча (лекторий)

3. Правовое просвещение родителей.

4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций: беседы для предупреждения конфликтных ситуаций; своевременное направление на консультацию к специалисту.

5. Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности: помощь в проведении творческих дел; помощь в укреплении материально-технической базы; помощь в благоустройстве школы; помощь в проведении спортивных мероприятий; помощь в организации экскурсий, поездок.

6. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса.

7. Привлечение к работе общешкольного родительского комитета.

8. Участие в традиционных общешкольных мероприятиях.

Тематика общешкольных родительских собраний

Сроки

Тема

1

2

3

4

Тематика классных родительских собраний

Сроки

Тема

__ октябрь

Адаптация пятиклассников.

__ февраль

Как повысить работоспособность ребенка

__апрель

Детское одиночество. Опасности и риски

___май

Итоговое родительское собрание.

Дата

Мероприятие

Ответственный

Сентябрь

Анкетирование «Мой ребёнок»

Классный руководитель

Сбор документов и справок для личного дела обучающегося, медицинских справок

Классный руководитель

Индивидуальные консультации «Итоги первых учебных дней» (по необходимости ежедневно

Классный руководитель

Выбор родительского комитета, составление плана работы родительского коллектива

Классный руководитель

Подготовка к «Празднику осеннего именинника»

Классный руководитель

Беседа с родителями слабоуспевающих обучающихся

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Беседы школьного психолога с родителями детей из группы «риска»

Классный руководитель

Школьный психолог

Посещение семей обучающихся

Классный руководитель

Соц. педагог

Изучение интересов учащихся

Классный руководитель

Создать положительную мотивацию к

обучению в школе

Классный руководитель

Школьный психолог

Октябрь

Педагогическая консультация

«Трудности и радости школьной

жизни»

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Выявить трудностей в обучении с целью

корректировки

Классный руководитель

Школьный психолог

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Подготовка к Дню Матери. «Рисуем маму. Сочиняем стихи»

Классный руководитель

Подготовка поделок из природного материала для выставки к празднику «День урожая »

Классный руководитель

Родительское собрание

«Адаптация пятиклассников»

Разработка памятки для родителей

Классный руководитель

Подвести итоги первой четверти.

Рассказать о динамике процесса

Классный руководитель

Ноябрь

Педагогическая консультация

«Трудности и радости школьной

жизни»

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Сбор документов для личных дел обучающихся

Классный руководитель

Создавать условия для сплочения классного коллектива, осознания родителями своей роли в жизни ребенка

Классный руководитель

Декабрь

Новогодние праздники (школьный и классный) с привлечением родителей

Классный руководитель

Беседы с родителями об успеваемости, поведении и посещаемости обучающихся (по необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Рекомендации для некоторых обучающихся о необходимости дополнительных занятий по некоторым предметам

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Изготовление игрушек на новогоднюю ёлку

Классный руководитель

Доведение до сведения родителей информации итогов тестирования обучающихся 5 класса за курс начальной школы

Классный руководитель

Январь

Выявить трудности в обучении с целью

корректировки

Классный руководитель

Индивидуальные консультации и беседы с учителями –предметниками, соц. педагогом, школьным психологом (по необходимости)

Классный руководитель

Контроль за внешним видом учащихся.

Классный руководитель

Февраль

Клуб выходного дня «Блинная неделя

Праздник вместе с семьей «Масленица

Классный руководитель

Привлечение родителей к проведению классных мероприятий

Классный руководитель

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Привлечение родителей к проведению праздника «День защитника Отечества».

Классный руководитель

Контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся. Доведение до сведения родителей итогов успеваемости

Классный руководитель

Педагогические консультации

Трудности и радости школьной жизни»

Классный руководитель

Выявить трудности в обучении у некоторых обучающихся с целью корректировки

Классный руководитель

Март

Привлечение родителей к проведению Праздника 8 Марта

Классный руководитель

Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости)

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Родительское собрание. Итоги III четверти

Классный руководитель

Апрель

Индивидуальные беседы и консультации

Классный руководитель

Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог

Книжкина неделя. Ремонт учебников

Классный руководитель

Библиотекарь

Май

Подведение итогов учебного года

Классный руководитель

Сбор данных о летнем отдыхе обучающихся

Классный руководитель

Провести анкетирование

«Удовлетворенность школьной жизнью»

Классный руководитель

Привлечь родителей к организации похода

Классный руководитель

Провести итоговую рефлексию с

родителями по вопросу «Как изменился мой ребенок. Что появилось нового! «+» и «-» обучения.

Классный руководитель

Состав родительского комитета

Поручения

Ф.И.О.

Телефон

Председатель

Ахматынова Татьяна Геннадьевна

89600940554

заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса,

Артемьева Елена Алексеевна

89053799838

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности

Елкина

Ирина Николаевна

89613349704

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе

Александрова светлана геннадьевна

89063367792

Казначей

Иванова Людмила Валерияновна

89093664989

Тематика заседаний родительского комитета

п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

–         Утверждение плана работы на учебный год;

сентябрь

Классный руководитель

Председатель родительского комитета

2.

– О занятии учащихся в вечернее время, выходные дни (суббота, воскресение) и мерах по улучшению работы учителей и родительской ответственности в данном вопросе;

 – О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

декабрь-январь

Классный руководитель

Председатель родительского комитета

3.

Оказание помощи кл. руководителю в проведении мероприятий различного уровня

февраль

Председатель родительского комитета.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности

4.

Работа по укреплению материально – технической базы школы. Помощь в ремонте школы

апрель

Председатель родительского комитета

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ КЛАССА ОБЯ3AH:

  • помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

  • вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

  • влиять на формирование культуры родительского общения;

  • быть посредником между семьёй, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;

  • стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

  • выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

  • соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ИМЕЕТ ПРАВО:

  • активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;

  • помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;

  • посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

  • присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

  • высказывать своё мнение о проводимых в классе мероприятиях;

  • принимать совместно с классным руководителем определённые меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;

  • проводить беседы с проблемными учащимися;

  • поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав ребёнка и семьи;

  • привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.
     

ВЫБОР РОДИТЕJlЬСКОГ0 КОМИТЕТА

Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год. Но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем и активно участвовать в их решении.

Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях.
Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Обязанности в родительском комитете распределяются следующим образом: 
а) председатель родительского комитета;
6) его заместители, отвечающие за определённые участки работы; 
в) казначей.

Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся класса в судебных структурах, если в этом есть острая необходимость.

Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе. Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определённые участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей. Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организация различных смотров-конкурсов, брейн-рингов, помощь одарённым учащимся в поиске спонсоров для участия в различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учёбе детям, поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности, выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, секций, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организует в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе, организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещения класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Если в этом есть необходимость, он определяет средства из бюджета родительского комитета класса на поощрение учащихся

Примерный план работы родительского комитета класса

Мероприятия

Сроки

1

Выборы родительского комитета

сентябрь

2

Распределение обязанностей среди членов родительского комитета

3

Утверждение плана работы

4

Создание банка данных родительских ресурсов

сентябрь-октябрь

5

Оказание помощи классному руководителю при проведении классных и школьных мероприятий

в течении года

6

Помочь в ремонте кабинета

в течении года

7

Выработка решений по организации действий и выделении добровольных финансовых пожертвований, направленных на улучшение материально-технического оснащения классного кабинета

в течении года

8

Организация совместных дел детей и родителей

в течении года по плану классного руководителя

9

Заседания родительского комитета

По мере необходимости

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Перспективный план работы с родителями учащихся

Выполнила:

студентка Ш-31 группы

Яценко Татьяна

Преподаватель: Орел Инна Александровна

Ейск, 2020 г.

Цель работы – организация сотрудничества родителей и школы в деле обучения и воспитания на основе единой педагогической позиции.

Задачи:

1. Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, предупреждать эти изменения, принимать необходимые меры.

2. Консультативная – совместный поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, разработка.

3. Коммуникативная – наладить более близкий контакт между ребенком и родителем, обогатить семейную жизнь эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Работа с родителями

Обучение и воспитание – это два взаимосвязанных взаимопротекающих процесса. Их нельзя разрывать. Но каждый учитель скажет учить детей легче, чем воспитывать. Воспитание – это процесс постоянного творчества, когда учитель применяет свои знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям. Родители и учитель являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку.

Взаимодействие с родителями нужно строить не на поучении, а на умении договариваться о совместных действиях, размышлять вместе с ними, советоваться. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.

Работа педагогических коллективов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания

Основная задача классного руководителя  — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Основные направления классного руководителя и родителей :

Общение – это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность- человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой – принятие жизни как дара природы.

Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения).

Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Познавательная сфера жизни ребенка.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Формы работы:

• Родительские собрания (классные и общешкольные);

• Родительский лекторий;

• Встречи с администрацией, с учителями класса;

• Взаимодействие с родительским комитетом;

• Индивидуальные консультации и беседы;

• Организация совместной трудовой деятельности (оформление кабинетов, субботники ит.д.);

• Организация совместной познавательной деятельности (конкурсы, викторины);

• Совместная организация досуга.

Ожидаемые результаты:

1. Укрепление связи школа-семья.

2. Укрепление внутрисемейных отношений.

3. Создание приоритета родительского воспитания.

4. Воспитание доброго, отзывчивого, культурного человека способного адаптироваться в обществе. Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых, происходит именно в семье.

Примерное планирование работы с родителями учащихся класса

Сентябрь

  • знакомство с родителями учащихся;

  • тестирование «Ваш ребенок»;

  • анкетирование «Воспитание в семье» (с целью привлечения семьи к активному участию в делах класса);

  • посещение семей учащихся, нарушающих дисциплину;

  • собрание родительского комитета;

  • индивидуальные консультации для родителей.

Октябрь

  • информирование родителей о результатах учебной деятельности ребенка, его психическом состоянии;

  • родительское собрание «Роль родителей в развитии личности ребёнка»;

  • индивидуальные собеседования с родителями по итогам первой четверти.

Ноябрь

  • лекторий «Стратегия воспитания «трудных школьников»: методические рекомендации для родителей;

  • анкетирование «Какие мы родители»;

  • индивидуальные консультации для родителей;

  • посещение семей учащихся, нарушающих дисциплину;

Декабрь

  • родительское собрание «Взаимоотношения родителей и учащихся»;

  • встреча с родительским комитетом по вопросу организации новогоднего праздника;

  • индивидуальные, групповые консультации для родителей;

  • подведение итогов I полугодия.

Январь

  • родительское собрание «Моя семья-моя радость»;

  • индивидуальные консультации.

  • советы родителям;

  • памятки для родителей.

Февраль

  • индивидуальные консультации для родителей;

  • спортивный праздник.

  • Подготовка праздника – День Защитника Отечества. Поздравление.

Март

  • праздник мам, бабушек, девочек «Встреча поколений»;

  • индивидуальные консультации для родителей по итогам успеваемости и поведения по итогам III четверти.

Апрель

  • Родительское собрание на тему: «Здоровье детей в наших руках»;

  • индивидуальные консультации для родителей

Май

  • итоговое родительское собрание «На рубеже»;

Добавить комментарий