Как составить план рассказа 2 класс примеры

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Я как-то рассказывала о том, как научить ребёнка составлять план текста. В этой статье я покажу, как это делать, на примере произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Прежде, чем составлять план рассказа, ребенку нужно его прочитать. Да, он уже читал его в классе. Возможно, ребенок будет говорить, что помнит содержание. Составление плана – работа с текстом. Она начинается с прочтения этого текста. Ведь составление плана текста – это подготовка к его пересказу.

После того, как ребенок прочитал текст, нужно определить, на сколько частей можно разделить этот текст. И здесь дети часто испытывает сложности. Кто-то из ребят сразу может определить верное количество частей и их границы, помня содержание. А кому-то это сложно сделать. Мы говорим о том, как помочь детям, испытывающим сложности при составлении плана.

Берем карандаш и в тексте будем отмечать начало и конец каждой части. Как правило, одна часть заканчивается тогда, когда завершается какое-то событие. В следующей части происходит новое событие или появляются новые герои.

В нашем рассказе первая часть заканчивается, когда шляпа падает на пол.

Как научить ребенка составлять план текста. Практика. Рассказывает учитель

Спросите ребёнка, о чем шла речь в первой части (это нужно делать после определения границ каждой части). Теперь нужно придумать название для этой части. Это будет первый пункт плана.

Дальше определяем границы второй части. В ней идёт речь о том, как ребята раскрашивали картинки в комнате и испугались, увидев движущуюся шляпу.

Попросите ребенка придумать название для этой части. Это второй пункт плана.

Определяем границы третьей части. Она начинается с последнего абзаца на странице 55, а заканчивается после первого абзаца на странице 58.

В третьей части идет речь о том, как ребята прибежали на кухню и приняли решение кидаться в шляпу картошкой. Название этой части – следующий пункт плана.

Оставшаяся часть текста – четвёртая. Обсудите с ребёнком, о чём идет речь в этой части и попросите его придумать название.

Как научить ребенка составлять план текста. Практика. Рассказывает учитель

Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал

В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых – подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

Что это такое

План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Ребенок читает книгу

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, как правильно составить план рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:

  • Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
  • Конец – смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

Удивительная дружба животных

Выделение смысловых частей

Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

  1. Вступление – особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
  2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
  3. Животное бросили в клетку льва.
  4. Хищник пожалел беднягу.
  5. Неожиданная дружба льва и собаки.
  6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
  7. Через год собачка заболела и умерла.
  8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

Лев и собачка - иллюстрация

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы – емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Работа детей с текстом

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Чтение рассказа с мамой

Основные ошибки

Рассмотрев, как составить план рассказа о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

  • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
  • Нарушение логики, перестановка частей местами.
  • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
  • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.

Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс – это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению “Составление плана по рассказу Н.Носова “Живая шляпа””. 2 класс

Данный урок – второй по рассказу Н. Носова “Живая шляпа”. Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация…

Составление плана описательного рассказа

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….

Составление плана описательного рассказа

В работе показан алгоритм составления описательного рассказа, с опорой на иллюстрацию (схему)….

план- конспект урока по теме “ТЕАТР. ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА, РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ С ВЕДЕНИЕМ ДИАЛОГА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ. УПРАЖНЕНИЯ В ОБВЕДЕНИИ ПО КОНТУРУ И ШТРИХОВКЕ

Уроки  обучения грамоте и письму  в 1 классе по ОС “Школа 2100”.Авторы УМК: Р. Н. Бунеев,Е. В. Бунеева.О. В. Пронина…

План-конспект урока на тему:”Составление математических рассказов”.

конспект урока…

Конспект урока во 2-В классе. Н.Н. Носов «На горке» Составление плана рассказа.

Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом «На горке»; раз­вивать навык беглого и правильного чтения, умение делить текст на части, находить главную мысль, умение переска­зывать; …

Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

Цель: создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части…

Учимся составлять план текста  2 класс  21 век Составила: Кулиненко Н.И.

Учимся составлять план текста 2 класс 21 век

Составила: Кулиненко Н.И.

Минута чистописания. Заяц тетерев рысь животные Что общего у этих слов?  (существительные) Какое слово лишнее?  (животные) Эта буква в лишнем слове выделяет непарный ,согласный, твёрдый звук .

Минута чистописания.

  • Заяц тетерев рысь животные
  • Что общего у этих слов?

(существительные)

  • Какое слово лишнее?

(животные)

  • Эта буква в лишнем слове выделяет непарный ,согласный, твёрдый звук .

Составьте текст из 3 предложений  со словом  животные

Составьте текст из 3 предложений со словом животные

Что это? Что это? Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку. Они долго висят, украшая сосны.  Дождь перестал. Все стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли. Они засветились всеми лучами радуги.  1. Дождь развесил капли-сережки  2. Солнечный луч озарил капли сережки  Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Ни одной сережки.  3. На ветках ни одной сережки

Что это?

Что это?

Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку. Они долго висят, украшая сосны.

Дождь перестал. Все стихло, как будто замерло. Солнечный луч, блеснув, на миг озарил капли. Они засветились всеми лучами радуги.

1. Дождь развесил капли-сережки

2. Солнечный луч озарил капли сережки

Но вот слегка подул ветерок. Посыпались с сосновых иголок, словно слезинки, радужные сережки. Еще порыв. Другой. Сильнее закачались верхние ветки, обильно посыпались капли. Ни одной сережки.

3. На ветках ни одной сережки

Тема урока Учимся составлять  план текста

Тема урока

Учимся составлять

план текста

Цель урока: сформировать понятие  «план текста»

Цель урока:

сформировать понятие

«план текста»

Задачи: - учиться  соотносить заголовок с основной мыслью текста -формировать умение  составлять план текста корректировать неправильно составленный  план

Задачи:

– учиться

соотносить заголовок с основной мыслью текста

-формировать умение

составлять план текста

  • корректировать неправильно составленный

план

Игра  «Закончи предложения» Текст –это…  предложения, связанные между собой по смыслу  Текст состоит из…  предложений  По заголовку можно узнать …  о теме текста

Игра «Закончи предложения»

Текст –это…

предложения, связанные между собой по смыслу

Текст состоит из…

предложений

По заголовку можно узнать …

о теме текста

 План текста – это главные предложения (ключевые слова), каждого абзаца текста, расположенные по порядку.

План текста – это главные предложения (ключевые слова), каждого абзаца текста, расположенные по порядку.

 Прочитайте текст.  Подберите заголовок к тексту, составьте план.  На дереве лежит пушистая рыжая кошка.  У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь.  Берегитесь, зайцы и тетерева!   - из скольки пунктов будет состоять наш план? -прочитай каждую часть плана, выбери ключевые слова.

Прочитайте текст. Подберите заголовок к тексту, составьте план.

На дереве лежит пушистая рыжая кошка.

У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь.

Берегитесь, зайцы и тетерева!

из скольки пунктов будет состоять наш план?

-прочитай каждую часть плана, выбери ключевые слова.

1 абзац  На дереве лежит пушистая рыжая кошка. 1.Пушистая кошка.

1 абзац

На дереве лежит пушистая рыжая кошка.

1.Пушистая кошка.

2 абзац  У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь. 2.Хищная рысь.

2 абзац

У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь.

2.Хищная рысь.

3 абзац  Берегитесь, зайцы и тетерева! 3.Берегитесь, зайцы и тетерева!

3 абзац

Берегитесь, зайцы и тетерева!

3.Берегитесь, зайцы и тетерева!

План. 1.Пушистая кошка. 2.Хищная рысь. 3.Берегитесь, зайцы и тетерева! -последнее предложение по цели высказывания какое? (восклицательное, побудительное)

План.

1.Пушистая кошка.

2.Хищная рысь.

3.Берегитесь, зайцы и тетерева!

-последнее предложение по цели высказывания какое?

(восклицательное, побудительное)

Что такое план текста?   План текста – это главные предложения (ключевые слова), каждого абзаца текста, расположенные по порядку. Почему важно, чтобы пункты плана были написаны по порядку?   Потому что иначе план не будет соответствовать тексту  Что мы можем узнать из плана текста?   Последовательность частей текста, о чем говорится в частях текста.

Что такое план текста?

  План текста – это главные предложения (ключевые слова), каждого абзаца текста, расположенные по порядку.

Почему важно, чтобы пункты плана были написаны по порядку?

  Потому что иначе план не будет соответствовать тексту

Что мы можем узнать из плана текста?

  Последовательность частей текста, о чем говорится в частях текста.

Как правильно составить план текста?   Сначала выяснить, сколько всего частей в тексте, потом найти ключевые слова в каждой части и записать их по порядку.  Это и будет план текста.  Нужно ли нам уметь составлять план текста?   Нужно,потому что план текста помогает лучше понять текст, помогает понять последовательность абзацев, так проще запомнить текст.  А зачем нужно уметь составлять план текста  Умение составлять план- развивает речь.

Как правильно составить план текста?

  Сначала выяснить, сколько всего частей в тексте, потом найти ключевые слова в каждой части и записать их по порядку.

Это и будет план текста.

Нужно ли нам уметь составлять план текста?

  Нужно,потому что план текста помогает лучше понять текст, помогает понять последовательность абзацев, так проще запомнить текст.

А зачем нужно уметь составлять план текста

Умение составлять план- развивает речь.

Чем больше уровень вашего понимания материала урока, тем больше должно быть раскрашенных ячеек в первой линейке.  Оцените, насколько вы старались работать сегодня на уроке.  А насколько аккуратно вы оформляли записи в тетради?   Понял материал   Старался   Работал в тетради аккуратно    

Чем больше уровень вашего понимания материала урока, тем больше должно быть раскрашенных ячеек в первой линейке. Оцените, насколько вы старались работать сегодня на уроке. А насколько аккуратно вы оформляли записи в тетради?

  • Понял материал
  •  
  • Старался
  •  
  • Работал в тетради аккуратно

Добавить комментарий