Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад №15” г. Саратова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» на тему:
«Составление рассказа по сюжетной картине» для детей подготовительной к школе группы.
Подготовила и провела:
Шкодина Наталья Федоровна
воспитатель I квалификационный категории
Саратов
2017
Направление: «Речевое»
Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине»
Цель: развивать умение детей составлять рассказ по сюжетной картине, умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.
Задачи:
Образовательные: формировать умение детей рассматривать картину, умение правильно отвечать на вопросы.
Формировать грамматически правильную речь, активизировать словарный запас.
Развивающие: развивать способность придумывать события предшествующие и последующие.
Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать интерес детей к живописи.
Предварительная работа:
Чтение стихов о семье
Словарная работа:
Художник, пейзаж, портрет, натюрморт, план
Методы и приемы:
- Беседы
- Показ
- Пояснение
- Художественное слово
- Дидактические игры
- Поисковые вопросы
- Самостоятельная работа
- Индивидуальная помощь
- Анализ
Материалы и оборудование:
Сюжетная картина «Семья»
Предметные картинки «Третий лишний», «Что было вначале и стало»
Ход НОД:
I. Ребята, а назовите главное отличие человека от всех живых существ. (Умение говорить, речь)
А в этом помогает? (Язык)
Давайте вместе сделаем разминку для язычка. Для этого пробежимся по лесенке: Д, Т, Н
Д/и «Что было вначале и стало»
Вначале было яйцо, а стал (цыпленок)
Вначале были семена, а стали (цветы)
Вначале была икринка, а появилась рыба
II. Закроем глаза. Открывайте. Что-то изменилось? (Появилась картина)
Ребята, а кто рисует картину? (Художник)
А какие виды живописи Вы знаете? (Портрет, Натюрморт, Пейзаж)
Картина помогает нам…(Увидеть, что происходит; сюжет)
Рассмотрим картину.
Скажите, кого нарисовал художник на картине? (детей, взрослых, собаку-семью)
-Где они находятся? – Как вы догадались? (Находятся на улице. Песочница, дорога, скамейка.)
– Что делают дети (Играют).– Во что они играют?
Расскажите о детях
– Что делают взрослые? (Дедушка гуляет с собакой, бабушка вяжет, папа читает газету, мама следит за детьми)
Глядя на эту картину, можно ли определить время года? Какие объекты нам говорят об этом? (одежда, деревья за окном, календарь природы).
Как можно назвать картину? (На прогулке, прогулка, на свежем воздухе, семья)
Д/игра на развитие внимания и логического мышления. Педагог предлагает послушать ряд слов и выбрать лишнее и объяснить свой выбор. Фикус, лимон, тюльпаны. Окунь, судак, хлеб. Стол, стул, окно. Вася, Надя, Ивановна.
– Сейчас вы должны придумать рассказ по этой картине. Подумайте, где были дети, взрослые? Куда они пришли? Что делали? Как они работают? Чем потом занимались дети, взрослые? – О чем нужно рассказывать? Повторите еще раз. Рассказы детей. Оценка рассказов детьми.
III. Итог занятия. Что понравилось на занятии? Чему научились?
Классическое наследие западной и русской
педагогики подчеркивает большое значение
картины, как для общего развития детей, так и для
развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А.
Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).
Картины не только расширяют впечатление и
углубляют представления об общие и природные
явленья, но и воздействуют на эмоции детей,
вызывают интерес к рассказыванию, побуждают
говорить даже молчаливых и застенчивых.
В статье рассмотено, как педагог на занятиях
может применить такие два типа высказываний как
описание и повествование и раскроем своеобразие
использования приемов обучения разным видам
монологической речи.
Восприятию картины ребенка надо учить
постепенно, подводя его к пониманию того, что на
ней изображено. Выделяют несколько этапов
обучения.
Этапы обучения.
1 этап – (младший возраст) – ставит целью
обогатить словарь, речь детей, научить
рассматривать картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.
2 этап – (средний возраст) – учит рассказывать и
описывать картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по образцу.
3 этап – (старший возраст) – дети
самостоятельно или с небольшой помощью
воспитателя, описывают картины, составляют
сюжетные рассказы, придумывают начало и конец
сюжета картины.
4 этап – (подготовительная группа) –
рассказывание серии сюжетных картин, но не более
трех. Сначала описывается каждая картина, затем
высказывание детей объединяется в один сюжет.
Выделяют также следующие приемы обучения:
– совместные рассказывания (взрослые
начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например,
жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);
– образец рассказа (он должен быть грамотно
выстроен логически, точен по речи, небольшой по
объему, доступным и интересным по содержанию);
– план рассказа (как называется предмет, его
свойства и действия. Это два-три вопроса,
определяющие его содержание и
последовательность. Может быть, коллективное
составление рассказа (используется на первых
этапах обучению рассказывания). Можно составить
рассказ по подгруппам – командами);
– рассказывание по схемам (старшая
подготовительная группа). Хорошо известны схемы
Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге
“Схемы для составления дошкольниками
описательных и сравнительных рассказов”;
– модели для составления рассказа
(пиктограммы – условное обозначение);
– вспомогательные вопросы (задаются после
рассказывания для уточнения или дополнения);
– указания (например, “говори
выразительно”)
В процессе обучения монологической речи,
используются и другие приемы: подсказ нужных
слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение
последовательности повествования, творческие
задания.
Один из приемов, подготавливающих к
рассказыванию по картине, является
рассматривание. Оно подготавливает детей к
составлению описания картины. От уровня
содержательности рассматривания картин, зависит
эффективность последующего обучения детей,
связанным высказыванием.
Необходимо ребенка научить рассматривать
картины, устанавливать взаимосвязь между
персонажами, узнавать отдельные предметы (люди,
животные), выделять детали (выражение лиц людей).
В процессе рассматривания используется также
такой прием, как беседа по содержанию картины. В
беседе активизируем и уточняем словарь, учим
отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы,
самому задавать вопросы.
Вопросом педагог сразу выделяет центральный
образ, затем рассматривает другие объекты,
предметы, их количество. Вопросы должны быть
направлены на установление связей между частями
картины, на постепенное усложнение. Характер
ответов зависит от характера вопросов. По одной и
той же картине на вопрос “Что нарисовано?” – дети
перечисляют предметы; на вопрос “Что делают на
этой картине?” – называют совершаемые действия,
следовательно, если педагог злоупотребит
вопросом “Что это?” – требующий перечисление
предметов, то он невольно задержит ребенка на
самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит
детскую активность, если сами дети будут
задавать вопросы. Можно спросить у детей, что
нового они узнали из беседы. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой беседе
преобладают хоровые ответы.
В обучении рассказывания особое место имеет
мотивация речевой деятельности.
Мотивация речевой деятельности (иначе
мотивационные установки) делают процесс
обучения интересным, привлекательным,
привлекают активность детей и качество их
рассказов. В младшей и средне группах это главным
образом игровые мотивы: – “Расскажи про зайчика,
который хочет поиграть с ребятами”, “Незнайка
просит научить рассказывать сказку про…”. В
старших группах это социальные мотивы
(“Придумайте сказки для малышей”, запишем самые
интересные сказки и составим книгу).
В результате обучения рассказыванию по
картине, ребенок должен уметь составлять два
различных рассказа: повествовательный и
описательный. Рассмотрим два занятия по развитию
речи с использованием одной демонстративной
картины.
На первом занятии составляется описательный
рассказ. Его программным содержанием (то есть
целью) будет следующие:
- учить ребенка описывать изображение на картине;
- активизировать словарь, используя разные
предложения с однородными членами; - закреплять грамматический строй речи (название
детенышей животных); - учить ребенка описывать внешний вид животного.
В результате занятия у ребенка должен
получиться примерно такой рассказ.
“На картине мы видим лису с лисятами. В теплый
летний день лисица лежит на лесной поляне.
Четверо маленьких лисят весело играют около нее.
У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки,
а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты,
острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса
большая, а лисята поменьше.
Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок
пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым
мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье
крыло.
Четвертый лисенок не играет, он сидит возле
мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора,
там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой
папоротника. Семейству лисы здесь очень
нравится”.
На втором занятии составляем
повествовательный рассказ.
Программное содержание:
– учить детей придумывать сюжетный рассказ,
соблюдая последовательность событий;
– закрепить словарь;
– формировать умения слушать, размышлять,
высказывать свое мнение.
В результате занятия по этой же картине
получается совсем другой рассказ. Например:
“В летний солнечный день вышла погулять лиса
со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая
мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые,
грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили
играть друг с другом. Каждое утро они выходили из
своей норы и находили интересные занятия для
себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы,
лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его
друг у друга. Они представили, что это настоящая
большая птица, а они охотники. Вдруг из травы
выскочила мышка, ее заметил самый внимательный
лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за
своими лисятами и очень гордилась ими”.
По этой же картине можно провести еще три вида
занятий по связной речи. Например, сделать
пересказ по уже составленному воспитателем
рассказу; добавить к нему впечатления из
личного опыта; придумать свой рассказ на эту
тему (творческое рассказывание).
Таким образом, приемы обучения дошкольников
рассказыванию многообразны, методика их
использования изменяется на разных этапах
обучения и зависит от вида рассматривания, от
стоящих задач, от уровня умения детей, от их
активности, самостоятельности.
Презентация К НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Работа по сюжетной картине»
Подготовила:
воспитатель
МБДОУ «Теремок»
Бабаева В.Н.
мкр. Вынгапуровский
Тема: “Работа по сюжетной картине” Цель: Совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей.
- Ребята, посмотрите на картину.
- О чем картина? Как лучше ее назвать?
Выберите наиболее удачный заголовок:
«Зимние забавы»
«На горке»
«Наступила зима»
«Зимний денёк»
Подготовительная работа
– Какое время года изображено?
- Дайте имена детям.
- Что делает каждый из них?
- Какое настроение у ребят?
- Почему ты так думаешь?
Замените данные слова близкими по смыслу.
Забава –
Ребята –
Веселиться –
развлечение, потеха
дети, детвора
развлекаться
Какими бывают:
Снеговик –
Игры –
Зима –
Составим предложения:
– Кого слепил мальчик из снега?
- Мальчик слепил снеговика из снега / Мальчик из снега слепил снеговика.
- Что делает лыжник на картине?
- Лыжник прокладывает лыжню на лыжах.
– Ребята, мы уже знаем как составлять план рассказа по картине. А зачем нужен план? – Верно, чтобы избежать повторов, чтобы рассказ был логичным.
План рассказа:
1. Вступление.
Чудесный зимний денёк.
2. Основная часть.
Зимние развлечения детей.
3. Заключение.
Весело ребятам!
– Мы составили хороший план рассказа по картине. Теперь очень важно удачно начать рассказ. Какие будут предложения?
Опорные слова и словосочетания .
Чудесный зимний денёк, снежная крепость,
мчаться на санках, прокладывать лыжню, снеговик, весело.
Зимние забавы.
Стоит чудесный зимний денёк. За ночь намело много снега. Все ребята оделись и выбежали на улицу.
Ваня и Алёша построили снежную крепость и начали играть в снежки. Максим на санках радостно мчится с горки. За ним осторожно, боясь упасть, съезжает Лена.
Коля уверенно прокладывает лыжню. А маленький Егор сам слепил огромного снеговика! Снеговик получился смешной: вместо носа морковка, в руке метла. Зайчик любуется ребятами и, наверное, немного завидует им.
Весело ребятам зимой!
Технология составления детьми
творческих рассказов по сюжетной картине
Введение
Для успешной подготовки ребенка к
школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников,
рекомендованными Министерством образования России, определено умение
самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам (Программа «Детство»,
«Радуга», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.
М.А. Васильевой).
Методические рекомендации к
выполнению этой задачи в общем плане сводятся к следующему:
1.
Картина вносится на
рассмотрение детям вначале занятия. Она не показывается детям заранее.
2.
Воспитателем готовятся
вопросы к детям по содержанию картины. Обычно дошкольники сами не задают
вопросов.
3.
Рекомендуется использовать
образец рассказа воспитателя по картине.
4.
На занятии всей группой детей
выслушиваются рассказы, составленные только 3-5 ребятами.
5.
Качество рассказов
оценивается воспитателем, как правило, на уровне «хорошо-плохо».
По отзывам педагогов, можно
сделать вывод, что более неинтересного занятия в детском саду, чем составление
рассказа по картине, нет. А такой вид работы должен проводиться, и давать положительные результаты!
На этом основании позволим себе
усомниться в том, что:
1) действительно ли надо
заставлять детей слушать однообразные рассказы;
2) нужны ли примеры рассказов
воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине;
3) верно ли выбрана форма
обучения детей составлению рассказов.
Наш многолетний опыт работы с
дошкольниками показывает, что традиционная методика не ведет к развитию
самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно
решить задачи накопления словаря, формирования грамматического строя речи, а
тем более составления собственного речевого продукта за короткое время,
отведенное на занятии (15-30 минут). Рассказы детей фактически являются
вариантами образца воспитателя. У детей теряется интерес к рассказу своих
сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности
рассказать свой рассказ и находятся в пассивной роли слушателя.
Совсем не решается задача формирования
у ребенка обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, так как
ребенок не понимает, по каким правилам он строится.
И в то же время, трудно
поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь составлять рассказы по
картине.
Возникшее противоречие мы
попытались решить с помощью методов обучения рассказыванию по картине И.Н.
Мурашковской, Н.П.Валюмс (11). и методов составления загадок А.А.Нестеренко (13). Данные методики предназначены для работы с детьми
младшего школьного возраста и требовали адаптации к дошкольному возрасту.
Нами установлено, что адаптированные
методы общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.Н. Хоменко) и элементов теории
решения изобретательских задач (ТРИЗ – автор Г.С.Альтшуллер), позволяют
получить гарантированный результат: усвоение детьми обобщенного способа
составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне устойчивого
интереса ребенка-дошкольника к данной речевой деятельности (21).
Основной нашей дидактической
задачей было не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной
картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при
создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. При решении
этой задачи, ребенок успешен в составлении связного текста по картине, а
значит, мотивирован и активен в своей познавательной позиции.
Исследования, проводимые более
10 лет в экспериментальных дошкольных учреждениях городов Ульяновск, Самара,
Тольятти, Череповец, Челябинск, Югорск, Нягань, Саров и др., показывают, что у
ребенка к концу дошкольного возраста формируются обобщенные правила организации
умственной деятельности, и ребенок не только составляет свой собственный
рассказ по сюжетной картине, но и может рассказать как он это делал.
Пособие выстроено следующим
образом:
В объяснительной записке раскрываются
общие положения методики. Далее дается описание этапов игровых упражнений, при
проведении которых у ребенка выстраивается общая схема составления рассказа.
Методическое пособие снабжено
приложениями. В приложении № представлена фотография картины «Спасаем мяч», по
которой идет объяснение игровых упражнений. В приложении № «Схемы этапов
работы с картиной» с лицевой стороны даны возможные схематическое изображение
этапов игр (эмблемы), а с обратной – надписи названий этапов.
Объяснительная записка
Методика составления творческого
рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5 – 7 лет усвоению
способов создания связного текста по сюжетной картине.
Работа с предметной картинкой,
серией связанных картинок, пейзажем, натюрмортом, портретом требует иных подходов.
По ним созданы отдельные методики.
Подбор сюжетных картин
осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом
детей.
В сетке занятий творческое
рассказывание по сюжетной картине рекомендуется проводить один раз в 1,5 месяца.
Освоение обобщенных способов
составления творческих рассказов по картине происходит во время
подготовительной работы до планируемого занятия. Картина находится в группе на
уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительная работа
проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой
или с подгруппами детей в течение двух недель. По окончанию каждого
этапа рядом с картиной вывешивается эмблема или значок, совершенного
мыслительного действия.
Содержание этапов.
Этап 1. Перечисление объектов
на картине.
Этап 2. Нахождение на картине взаимосвязей между объектами.
Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор.
Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов
чувств.
Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Этап 6. Определение местонахождения объекта на картине.
Этап 7. Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения.
Этап 8. Описание объекта, изменяемого во времени.
Этап 9. Нахождение смысловых характеристик картины.
На каждом этапе в течение всего дня
проводится работа с подгруппами детей. В пятницу, к концу второй недели,
рекомендуется проведение итогового занятия со всей группой детей.
Итоговое занятие по составлению
творческого рассказа по картине организуется как праздничное действие – создание
речевых подарков картине. Приглашаются взрослые для фиксирования на бумаге
рассказов детей. Количество взрослых должно соответствовать количеству детей.
Каждый ребенок рассказывает свой рассказ взрослому. Созданные детьми тексты
используется педагогами в последующие дни для анализа, дальнейшего улучшения и
корректировки.
Педагог имеет возможность
проанализировать рассказ каждого ребенка и построить индивидуальную работу по
обогащению связной речи дошкольника.
Преимущества данной работы
неоднократно проверялись в экспериментальных дошкольных учреждениях. Дети пяти-
семи лет постепенно запоминают, с какими значками и как надо играть, учат кукол
составлять рассказы по картине, могут самостоятельно провести игры с младшими
детьми по картинам. У дошкольников появляется устойчивый интерес к составлению
рассказов по сюжетной картине.
Нами проверено, при обучении
детей творческому рассказыванию по картине по традиционной методике, уже через 1-2
дня дети забывают даже название картины и не помнят ее смыслового значения. При
планомерной работе по нашей методике составления творческого рассказа по
картине, даже через неделю дети способны составлять рассказ по данной картине
на память. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный
характер.
Образец рассказа, используемый
воспитателем в конце занятия, в отличие от стандартной методики, стимулирует
детей для составления рассказов по следующей картине.
Ценным показателем является
умение детей производить оценку собственного рассказа и рассказов сверстников,
используя эмблемы – схемы этапов.
Этап 1. Определите объекты на картине
Цель:
–
Учить детей определять
состав картины, выявлять
объекты и их схематизировать.
–
Учить детей узнавать
эмблему этапа и проговаривать правило: «Смотрю на картину и называю объекты».
–
Активизация словаря
дошкольников по сюжету картины (название объектов и их частей).
Оборудование:
сюжетная картина «Спасаем мяч» (приложение № 16),
лист бумаги, фломастер, эмблема этапа 1 (приложение № 17).
Алгоритм
определения состава картины
1.
Перечисли объекты на
картине.
2.
Схематически изобрази их
на листе бумаги.
3.
Сгруппируй по какому-либо
признаку.
4.
Скажи правило этого этапа «Смотрю
на картину и называю объекты». Покажи его эмблему.
Пример:
Педагог: Пришла в
гости картина, посмотрите на нее. Давайте возьмем подзорную трубу (имитация
руками) и перечислим объекты, которые находятся на ней. Посмотрим, кто самый
внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных объектов.
(Педагог, по мере называния
объектов, обозначает их схемами).
Дети: Девочка, еще девочка…
П.: Давайте их назовем.
Д.: Девочка Света, которая держит
куклу и девочка Таня, которая плачет. Мальчика зовут Сережа.
П.: Кто еще, что видит?
Д.: Лужу, прутик, мяч, куклу,
елочку, еще елочку.
П.: Хорошо, много елочек: одна в
левой, другая в правой части картины.
Д.: Цветы, много цветов разных,
больше всего ромашек. Небо, земля, трава… Кофта, юбка…
П.: Что мы сейчас делали?
Д: Играли в игру «Кто больше
назовет объектов»
П.: Вот эмблема этой игры (показ
эмблемы Приложение № 17) и ее правило: «Посмотри на картину и назови объекты».
Информация для педагогов.
Данный этап работы важен для
обозначения объектов на картине и проговаривания их названий.
Степень подробности выделения
объектов зависит от возраста детей и может быть разной:
–
максимально подробной (с
выделением всех объектов и их частей),
–
подробной (выделение
основных и второстепенных объектов без частей),
–
упрощенной (выделение
только крупных объектов).
При наличии однородных объектов
на картине их группируют по какому-либо признаку: по принадлежности к
природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д. Например:
«Назови объекты одного цвета» или «Назови предметы круглые по форме» и т.д. Группы
или классы выявленных объектов, обозначаются словом, но не схематизируется.
Моделирование объектов
производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д. Модели
объектов, выделенных на картине, располагаются на листе бумаги так, чтобы общая
композиция картины сохранялась.
В старшем дошкольном возрасте
схематизация объектов производится детьми.
Для мотивации детей к выделению
и называнию объектов на картине помимо приема «подзорная труба» возможно
использование приема «бинокль» или приглашение «Волшебника Деления». Последовательность
называния объектов на картине может быть любая.
Выявление частей одного объекта возможно с помощью приемов: «Аукцион», «Охота за
подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Все эти упражнения проводятся
как соревнование с целью более полного выделение частей объектов.
Педагог сам должен проявлять
живой интерес и демонстрировать эмоциональные реакции на ответы детей, работать
в быстром темпе.
Обязательным условием этого
этапа является обозначение «земли-неба», «пола-потолка» на листе бумаги.
Подведение итога первого этапа
сводится к перечислению названных объектов, узнаванию эмблемы и озвучиванию
правила: «Смотрю на картину и называю объекты».
Этап 2. Найдите на картине взаимосвязи между
объектами
Цель:
–
Учить детей находить
взаимосвязи объектов на картине.
–
Учить объяснять связи между
объектами и обозначать их стрелками.
–
Учить детей узнавать эмблему
этапа и проговаривать правило: «Один объект связан с другим».
–
Активизации словаря
дошкольников по сюжету картины (называние действий и взаимодействий объектов).
Оборудование:
сюжетная картина «Спасаем мяч», лист бумаги с
обозначенными на первом этапе объектами, фломастер контрастного цвета, эмблема
этапа 2.
Алгоритм
мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине:
1.
Выдели два объекта на
картине.
2.
Объясни, почему они между
собой связаны.
3.
Объедини названные объекты
стрелками.
4.
Скажи правило этого этапа:
«Все объекты между собой связаны, и я могу объяснить почему» или «Один объект
связан с другим, потому что….». Узнай эмблему этапа.
Пример:
П.: Давайте поиграем в сыщиков и
узнаем тайну картины: Все объекты между собой связаны. Найдем эти связи.
Д.: «Мячик и вода в луже связаны
между собой: мяч попал в лужу, лежит в ней, стал мокрым». Ребенок на листе
бумаги с выделенными объектами рисует контрастным фломастером стрелку от мяча к
воде.
«Мячик и прутик связаны, потому
что прутик касается мяча и подталкивает его к краю лужи», проводится стрелка от
прутика к мячу.
«Прутик и мальчик связаны между
собой. Во-первых, рука мальчика держит прутик, во-вторых, прутик нужен, чтобы
достать мяч, поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику».
«Девочка Таня и девочка Света
связаны между собой, так как они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню».
Проводится стрелка от Светы к Тане
П.: Что мы сейчас делали?
Д: Играли в игру «Сыщики»
П.: Вот эмблема игры (показ
эмблемы этапа 2) и ее правило: «Один объект связан с другим, потому что….».
Информация для педагогов.
Для составления осмысленного
рассказа по картине нужно научиться устанавливать
взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается
соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два объекта, и объясняется,
почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть
установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне
эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне
родственных связей (брат – сестра, мама – дети…).
Для обучения детей установлению
взаимосвязей между объектами на картине предлагаются следующие творческие
задания:
–
пришел волшебник
«Объединяй» и объединил два объекта (педагог указывает на два объекта).
Волшебник просит объяснить, почему он это сделал.
–
«Ищу друзей» – найти
объекты, которые между собой связаны по взаимному эмоциональному расположению.
Работа по активизации речи
сводится к обучению детей составлению не только простых предложений, но и предложений
сложноподчиненных, с краткими рассказами-рассуждениями.
Модель таких рассказов:
–
сначала говорится
утверждение, что с чем связано,
–
затем идет доказательное
перечисление с помощью слов «во-первых…, потому что», «во-вторых…, потому
что», « в-третьих, …».
–
в конце делается вывод –
подтверждение.
Последовательность объединения объектов
может быть любая и зависит от выбора детей.
При затруднениях объяснения
ребенком взаимосвязей между объектами предлагается коллективное обсуждение – «Бюро
следователей». Особое значение при обсуждении имеет толерантность педагога (терпимость
к самым неожиданным объяснениям связей детьми).
Этап 3.Составьте сравнение, загадку или
метафору по картине
Цель:
–
Учить детей составлять
сравнения, загадки или метафоры по моделям.
–
Учить детей узнавать
эмблему этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и могу сравнить его
признаки с признаками других объектов».
–
Активизация словаря
дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).
Оборудование:
сюжетная картина «Спасаем мяч», модели составления
сравнений, загадок, метафор, фломастер, эмблема этапа 3.
3.1. Алгоритм составления сравнений.
Алгоритм |
Пример |
1. Выбери объект на картине |
Мяч |
2. Выбери признак объекта и назови проявление этого признака в данном |
Форма. По форме – мяч круглый. |
3. Найди проявление данного признака в другом объекте. |
Круглое по форме бывает колесо, солнце, Колобок |
5. Объект – признак – другой объект |
Мяч по форме круглый, такой же, как Колобок. |
5. Скажи правило этого этапа |
«Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки |
6. Узнай эмблему этапа 3. |
3.2. Алгоритм составления загадок.
Загадки составляются из трех сравнений, сделанных по
одному объекту
1.
Выбери объект на картине и
перечисли его признаки (есть цвет, форма, части…).
2.
Выбери одну из трех моделей
загадки:
Модель 1 «Какой? Что такое же?»
Модель 2 «Что делает? Кто или что делает так же?»
Модель 3 «На что похоже? – Чем отличается?»
3. Перечислить объекты, имеющие такие же признаки
4. Найди проявление разных признаков в других объектах.
5. Составь единый текст загадки с помощью речевых
оборотов: «как», «но не».
6. Скажи правило этого этапа: «Я смотрю на объект и
могу составить загадку». Узнай эмблему этапа.
Загадки, самостоятельно составленные детьми:
по модели «Какой? Что такое же?»
Длинный,
но не указка,
Тонкий,
но не провод,
Упругий
как смычок. Прутик
по модели «Что делает? Кто или что делает так же?»
Отражает,
как зеркало,
Лежит,
как коврик,
Вредит,
но не старуха Шапокляк. Лужа
по
модели «На что похоже? – Чем отличается?»
Как
бабочка, но не порхает,
Как
речка, но не течет,
Как
облачко, но не на небе. Бантик
Информация для педагогов.
Для составления загадки по
картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет,
форма, размер, части и т.д.). Следует знать основные модели составления загадок
(13):
1. Модель «Какой? Что такое
же у другого объекта?»
У объекта выделяется признак,
отвечающий на вопрос «Какой?» и делается подборка объектов, у которых данный
признак ярко выражен. Например: «Репейник, какой? Колючий, как еж, кактус,
елочка. Лохматый, как собака, шуба, медведь. Липкий, как жевательная резинка,
непослушный ребенок, смола».
Из предложенных объектов,
выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Загадка может быть составлена на
«завышение» или на «занижение» признаков объекта.
Содержание загадки строится
следующим образом:
не называя загаданный объект,
перечисляются признаки, которые через связки «как» или «но не» сравниваются с
другими объектами.
Итог: «Колючий, как еж,
лохматый, как собака,
липкий, но не смола». Ответ: репейник.
2. Модель «Что делает? Что
делает так же?»
У объекта выделяются действия и
перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.
Например: «Лягушка что делает?
Прыгает, как заяц или мяч. Ныряет, как водолаз или утка. Плавает, как лодочка
или рыба».
Из предложенных вариантов
сравнений выбираются наиболее удачные.
Строится содержание загадки: не
называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки «как»
или « но не» сравниваются с другими объектами.
Итог: «Прыгает, но не мяч,
ныряет, но не утка,
плавает, как лодочка». Ответ: лягушка
3. Модель «На что похоже? Чем отличается?»
К выбранному объекту ищутся похожие по внешнему
облику объекты, фиксируется их отличительные признаки. Например: «Сандалии
похожи на кораблики (по внешнему очертанию), но не плавают; как собачки, но не
лают; как два братца, и не живые».
Из предложенных вариантов
сравнений выбираются наиболее удачные.
Обучение детей составлению загадок идет от
полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку), к
активному этапу (ребенок сам выбирает объект и модель загадки).
При этом ребенок может пользоваться смешенной моделью:
первая строчка загадки по модели «Какой? Что такое
же?»,
вторая строчка по модели «Что делает? Что делает так
же?»,
третья – по модели «На что похоже? Чем отличается?»
Пример загадки:
«Зеленая, но не лягушка;
растет, как грибок;
похожа на пирамидку, но с ней не играют». Ответ: елка.
Для
обучения детей составлению загадок необходимо осваивать модели в следующей
последовательности.
1.
С
детьми выбирается объект, изображенный на картине. Представляется таблица 1. Обозначаются
его признаки. Производится подбор объектов с такими же признаками. По мере
ответов детей, выбираются лучшие варианты сравнений, заполняются пустые графы
(графически или текстом):
Таблица 1
2.
С
детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице 2. Подбираются
объекты, которые совершают те же действия. По мере ответов детей выбираются
лучшие варианты сравнений, заполняются пустые графы (обозначение идет графически
или текстом):
Таблица 2
Что делает? |
Кто или что делает так же? |
3. С детьми выбирается объект. Называются другие
объекты, похожие на него. Затем между ними находятся отличия. Работа идет по
таблице 3. По мере ответов детей и выбору лучших вариантов сравнений
заполняются пустые графы (графически или текстом)
Таблица 3
На что похоже? |
Чем отличается? |
Педагог стимулирует детскую
речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения.
Созданную загадку дети выразительно повторяют несколько раз.
3.3. Алгоритм мыслительных действий при
составлении метафор.
Метафора – это более сложная форма образной речи,
поэтому модели метафоры предлагаются детям старшего дошкольного возраста в виде
загадочных фраз.
Алгоритм |
Пример |
1. |
Слезы. |
2. |
Признак – действие. По признаку действия – слезы капают. |
3. |
Дождик по действию тоже капает. |
4. |
Слезы на глазах у Тани. |
5. Объект 1 не называется. Составляется метафора. |
Слезы на глазах + Дождик = Дождик глаз «Дождик глаз» – метафора |
6. |
«От расстройства у Тани на лице появился |
7. |
«Я могу сравнить объект и составить загадочную |
8. |
Пример метафор,
составленных педагогом вместе с детьми.
Выбран объект – «лужа».
1. Обозначается место: «лужа на траве».
Лужа по форме сравнивается с
кляксой.
Не называя выделенный объект,
соединяется сравнение по форме с местонахождением: «клякса на траве».
Усиливается сравнение тем, что
клякса не чернильная, а дождевая.
Вставляется в текст: «Утренний
дождь оставил огромную прозрачную кляксу на траве».
2. Лужа сравнивается
с зеркалом. Место – лужайка. Вставляется в текст: «Елочки заглядывали в
маленькие зеркала лужайки».
Информация для педагогов.
Метафоры вначале составляются педагогом,
детям предлагается их отгадать: «Про кого или про что я здесь говорю?». После
отгадывания детьми объекта, взрослый повторяет метафору и просит детей
объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной
характеристике объекта.
Сочинять сравнения, загадки и
метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную
характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
Этап 4. Представьте возможные ощущения
с помощью разных органов чувств
Цель:
–
Учить детей на основе
восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств
(слух, обоняние, осязание).
–
Учить детей узнавать
эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и представляю, чем
он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
–
Активизировать в речи
слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.
Оборудование:
сюжетная картина «Спасаем мяч», три эмблемы четвертого
этапа (изображение носа, уха, руки).
Алгоритм
мыслительных действий:
1.
Посмотри на картину, «войди
в нее».
2.
Выбери орган чувств,
который поможет «путешествовать» по картине.
3.
Сделай речевую зарисовку
возможных ощущений.
4.
Скажи правило этого этапа
«Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и
какой он на ощупь». Узнай эмблемы четвертого этапа.
Примеры
4.1 Описание возможных
ощущений, полученных с помощью слуха. Волшебник «Я слышу»:
«Я слышу, как мяч шлепнулся в
лужу: плюх!»
«Я слышу, как прутик постукивает
о мячик».
«Я слышу, как Таня плачет, а
мальчик ее успокаивает и говорит: «Тише, Танечка, не плач: не утонет в луже
мяч».
«Я слышу, как шумит ветерок, и
щебечут птички».
«Я слышу, как мама зовет Таню
домой».
4.2. Описание возможных
ощущений, полученных с помощью тактильного анализатора. Волшебник «Я ощущаю
лицом и руками»:
«Я чувствую на ощупь, какой мячик мокрый,
скользкий и теплый. Ведь лето, жарко и вода в луже совсем не холодная».
«Я чувствую, что на ощупь, прутик твердый,
немного шершавый и упругий».
«Я чувствую, какая травка мягкая, шелковистая,
немного сырая. Особенно около лужи».
«Я чувствую, как солнце припекает и жарко
греет, но ветерок ласкает и обдувает».
«Я чувствую, какая на ощупь елочка колючая и
веточки у нее, как маленькие ежики».
4.3. Описание
возможных ощущений полученных через органы обоняния. Волшебник «Я нюхаю»:
«Пахнет свежестью и травой,
потому что прошел дождик».
«Елочка пахнет очень приятно,
чувствую запах цветов и меда».
«Я чувствую, как мяч пахнет резиной.
Его ведь купили в магазине, он новый».
Информация для педагогов.
Для создания речевых зарисовок
на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств, необходимо
с детьми уточнить, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными анализаторами.
У человека пять органов чувств: нос, ухо, язык, рука, глаз. В работе с картиной
мы используем прием приглашения волшебников – помощников: «Я чувствую запах»,
«Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками
Самое полное представление об
объектах на картине дает глаз. Он определяет местонахождение объекта, размер,
цвет, части и т. д. При работе с картиной нецелесообразно специально приглашать
волшебника «Я вижу», т.к. картина воспринимается только зрительным анализатором.
Язык ощущает вкус. С помощью
вкусового анализатора можно определить на картине съедобное – несъедобное,
вкусное – невкусное, т.е. оценочное отношение героев картины к этому признаку. В
данной картине приглашение Волшебника «Я пробую на вкус» также нецелесообразно.
Нос воспринимает запах, ухо –
звук. То и другое может быть приятным или неприятным, опасным – неопасным,
резким – слабым, смешанным – однородным.
Рука дает тактильные ощущения:
информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве,
частях и др.
При составлении
рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо
представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на
картине, так и предполагаемых за ее пределами. Представить и описать возможные
диалоги между объектами и их внутренние мысли помогут волшебники «Я слышу», «Я
чувствую запах»».
Для эффективной работы с детьми
используется прием «вхождения в картину». Педагог побуждает детей к описанию
возможных ощущений и предлагает внимательно прислушаться,
вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д.
Даются творческие задания:
–
Пришел волшебник «Я нюхаю»
(так же и другие волшебники – помощники).
–
«Назови объекты, которые
могут издавать звук».
–
«Я ощущаю лицом и руками…».
Рекомендуется начинать речевую
зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Здесь пахнет…», «Когда я трогаю руками …».
Описание ощущений может идти с точки зрения, как постороннего наблюдателя, так
и одного из персонажей картины.
Этап 5. Составьте рифмованные тексты
по мотивам содержания картины
Цель:
–
Учить детей подбирать
рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.
–
Активизировать речь за
счет рифмующихся слов.
–
Учить детей узнавать
эмблему этапа и проговаривать правило: «Я называю объект и составляю про него
рифмовку».
Оборудование:
сюжетная картина «Спасаем мяч», лист бумаги для
фиксации рифмованных текстов, фломастер, эмблема пятого этапа.
Алгоритм
составления рифмованных текстов создан на основе сочинения лимериков.
Алгоритм |
Пример |
1. |
Мячик |
2. |
Жила И На голове сидел бантик И был похож на фантик. |
3. |
Жила И На И |
4. Добавь пятую строчку – |
Жила И На И Она веселилась и не знала пока о своей неприятности. |
5. |
|
6. Скажи правило этого этапа и узнай эмблему |
«Я |
Рифмовки,
составленные детьми совместно с педагогом.
Жил-был прутик от березы,
И был он крепкий, без занозы.
Всегда и всем он помогал
И даже мячик он спасал.
Вот какой на картине прутик
надежный.
Жила лужа на лужайке
И была там полной хозяйкой.
Она всех приглашала и в воде
своей купала.
Вот какая на картине лужа
хозяйственная.
Играли дети в мячик,
И не знали, что он зайчик.
Его бросали и катали,
Даже в лужу попадали.
Выскочи мячик сам из лужи!
Информация для педагогов.
Работа по созданию рифмовок строиться
в определенной последовательности.
Сначала с детьми проводятся
игры: «Складушки-ладушки», в которых подбираются существительные, прилагательные,
глаголы, рифмующиеся между собой.
Далее детям предлагается из пары слов составить двустрочник так,
чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом.
После проведенной предварительной работы переходят к этапу создания
рифмовки. Пятая строчка рифмовки содержит вывод и не рифмуется.
Для составления рифмованных
текстов по содержанию картины необходимо повторить признаки выбранного объекта,
его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать
не только центральный или второстепенный объекты, но и обобщенное понятие,
например: дети…, игрушки…, семья…, деревья….
Возможны разные варианты
создания рифмованного текста.
Двустрочник может начинаться со
слов:
–
«Если эти кто-то…, то они
чего-то…»,
–
«Кто-то был такой-то и свершал
он то-то…»,
–
«Кто-то был такой-то и
свершал он то-то, потому что был такой-то…».
–
«Жил-был кто-то и был
похож на что-то».
В
качестве усложнения между словами «Жил-был» и объектом ставятся другие слова
(жил-был веселый кто-то, и был похож на умное что-то).
Действия объекта могут быть как реальные, так и
предполагаемые.
Для создания рифмованного текста можно пользоваться моделью:
Жили-были
как-то кто-то,
Ой,
какие были кто-то,
Что-то
делали они,
На
картину посмотри.
И
закончив, говори:
«Вот
какие эти кто-то
На
картине той-то….
Оценка степени удачности
созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем
интерпретации содержания.
Педагог приветствует
юмористические стихотворения и объяснения детей по поводу рифмующихся слов,
например: бантик, похож на фантик, потому что он разноцветный и блестящий.
Этап 6. Определите местонахождение объекта на
картине
Цель:
–
Учить детей пространственной
ориентировке на картине.
–
Активизировать в речи
слова, обозначающие пространственные ориентировки (наречия).
–
Учить детей узнавать
эмблему этапа и проговаривать правило: «У каждого объекта есть свое место на
картине».
Оборудование:
сюжетная картина «Спасаем мяч», эмблема этапа 6.
Алгоритм
мыслительных действий:
1.
Выбери объект, определи
его местонахождение на плоскости картины.
2.
Опиши объект с точки
зрения расположения других объектов по отношению к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта.
3.
Скажи правило этого этапа:
«У каждого объекта есть свое место на картине». Узнай эмблему этапа.
Примеры рассказов
детей, описывающие местонахождения объекта на картине
Лужа.
а). На картине лужа. Она
изображена чуть ниже центральной части, ближе к правой ее стороне.
б). Я лужа на опушке леса. Вокруг
меня – трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше девочки. Елочки от меня стоят
так далеко, что я их почти не вижу.
Белый бантик.
а). Белый бантик находится в
левой центральной части картины.
б). Я белый бантик. Хорошо
устроился на голове у светловолосой девочки. Мы вместе с ней присели и
оказались поближе к лужице, в которой я красиво отражаюсь.
Информация для педагогов.
Каждый объект на картине имеет свое
местонахождение и может быть описан через ориентировки двухмерного и трехмерного
пространства.
Для этого необходимо активизировать
соответствующий словарный запас детей, определяющий двухмерное пространство: центральная
часть, левая – правая, нижняя – верхняя части картины; правый – левый, верхний
– нижний углы картины.
Из понятий трехмерного пространства вводятся
слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после, в
глубине…
Для обучения детей пространственной ориентировке
на картине используются игры: плоскостная «Да – Нет», «Ожившая картина».
Игра «Да – нет» на плоскости.
Игра «Да – Нет» организуется следующим образом:
педагог загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов, сужающих поле
поиска в пространстве, устанавливают его местонахождение.
Вопросы задаются таким образом, чтобы ведущий мог
ответить только «Да» или «Нет». Идет постепенное сужение поля поиска через
отсечение лишнего пространства на плоскости.
Для облегчения процесса сужения поля поиска
рекомендуется использовать какие-либо дополнительные ориентиры: веревочки, палочки,
мел и т.д.
Например: Ведущим загадана кукла в руках у
девочки Светы.
Вопросы детей, на которые ведущий отвечает «Да»:
–
Этот объект находится в
левой части картины?
–
Этот объект находится в
левой нижней части картины?
–
Он в руках девочки?
–
Это Светина кукла?
Игра «Ожившая картина».
Игра может быть продолжением
плоскостной игры «Да – Нет». Найденный объект «оживает» и находит себе место на
сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка описать объект по месту на
картине, а затем указать его на сцене.
Постепенно выстраивается
композиционная модель картины на сцене.
Сценой для моделирования
композиции картины может служить ковер. После того как ребенок нашел себе место
на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно
других объектов.
Смоделированная композиция
картины наблюдается зрителями 5 – 7 секунд и поощряется аплодисментами.
Данные игры с детьми рекомендуется
использовать, начиная с четырех лет.
Этап 7. Составьте речевые зарисовки,
используя разные точки зрения
Цель:
–
Упражнять детей в умении
перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.
–
Учить составлять речевую
зарисовку от имени какого-либо объекта на картине.
–
Учить узнавать эмблемы
этапа и проговаривать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня
какой-то характер».
–
Активизировать в речи
слова, обозначающие свойства характера объекта.
Оборудование:
сюжетная картина «Спасаем мяч», эмблема этапа 7.
Алгоритм
мыслительных действий:
1.
Выбери объект (героя) на
картине.
2.
Определи его эмоциональное
состояние, настроение или свойства характера.
3.
Войди в образ героя.
4.
Опиши восприятие
изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной
характеристикой.
5.
Скажи правило этого этапа:
«Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер». Узнай эмблему
этапа.
Пример
Речевые зарисовки,
составленные детьми совместно с педагогом от имени объекта
Грустный мяч.
Я грустный мяч. У меня всегда
плохое настроение. Солнце светит или дождь идет, лежу ли я в сторонке или играю
с детьми – все это не радостно. Я только вздыхаю и думаю: «Ох, какие дети все
шумные. Почему они все время бегают? Ох-ох-ох!». Вот опять меня взяли. Сейчас
будут бросать. Обязательно не удержат в руках, и тогда я точно попаду в лужу.
Так и есть! Только бы не заплакать! О-хо-хо…
Лужа – воображала.
Я – красавица лужа. Я такая
прозрачная, голубоватая, что небо всегда на меня смотрит и завидует. И вода у
меня тепленькая и ласковая, поэтому все меня любят. Вон как травка обступила.
Все хотят поближе ко мне быть. Вот и дети. Ха! Даже этот выскочка мяч не
утерпел, хотел еще раз мною полюбоваться и искупаться. Ну ладно, смотри,
смотри, не жалко. Эй, елочки, а вы меня видите? Как я вам? Солнышко, солнышко,
ты многое видало, скажи, что я самая красивая. Краше меня никого на свете нет.
Ах, как приятно солнышко припекает. Это оно для меня старается. Ой!… (и лужа
высохла).
Информация для педагогов.
Для составления творческих рассказов от первого лица
необходимо уточнить:
·
возможные эмоциональные
состояния и настроения:
Грустный – веселый.
Спокойный – возбужденный.
Сытый – голодный.
Здоровый – больной…
·
разнообразные свойства
характера:
добрый – злой,
трудолюбивый – ленивый,
вежливый – грубый,
умный – глупый…
·
признаки проявления эмоциональных
состояний:
веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…)
грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется,
плаксивый…)
больной (раздражается, ворчит, требует повышенного к
себе внимания, жалуется на свое здоровье…)
добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет…)
·
разнообразные средства
интонационной выразительности речи и правила их применения:
темп речи,
сила голоса,
тембр.
Ребенок сам выбирает объект перевоплощения. От
имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на
картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой,
жестом и другими средствами интонационной выразительности речи.
Перед тем, как обучить ребенка составлению речевых
зарисовок от первого лица необходимо провести следующие творческие задания:
–
«Я назову тебе черту
характера, а ты скажи наоборот».
–
«Покажи действием и
мимикой изменение твоего эмоционального состояния».
–
«Превратись в кого-нибудь
или во что-нибудь в проблемной ситуации. Опиши твое эмоциональное и физическое
состояние с использованием междометий и разных средств выразительности речи».
Для обучения речевым зарисовкам от первого лица
одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется
прием «эмпатии». Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и
«входит» в его эмоциональное состояние или принимает черту характера. Идет
описание состояния объекта, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Рекомендуется
побуждать детей использовать приемы решения проблем и объяснение стабилизации
его эмоционального состояния.
При выборе объекта и эмоциональной характеристики
необходимо учитывать возраст ребенка. В старшем дошкольном возрасте следует
побуждать ребенка брать на себя роль не только объектов, но и частей объекта
(глаза куклы) или места происходящего (я – полянка, на которой происходят события).
От простых и обобщенных эмоциональных
характеристик (добрый – злой) осуществляется переход к нюансам настроений
(встревоженный, равнодушный…).
Формы организации работы с детьми могут быть разными:
–
коллективные (вся группа
детей сочиняет рассказ с точки зрения одного героя);
–
подгрупповые (педагог дает
задания подгруппам детей по составлению рассказа с противоположными характеристиками
одного героя);
–
индивидуальные (задания по
составлению рассказа даются индивидуально каждому ребенку, или
самостоятельно выбираются ими).
Этап 8. Опишите объект, изменяя его во времени
Цель:
–
Учить составлять речевые
зарисовки об изменении объекта во времени.
–
Учить детей узнавать
эмблему этапа и проговаривать правило: «Я выбираю объект и представляю, что
было с ним раньше и что будет с ним потом».
–
Активизация словаря с
использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было – будет,
утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того – после того…).
Оборудование:
сюжетная картина «Спасаем мяч», эмблема этапа 8.
Алгоритм
мыслительных действий:
1.
Выбери объект, определи
его состояние в настоящее время.
2.
Представь прошлое
(будущее) объекта с учетом изменения его признаков.
3.
Составь речевую зарисовку
о прошлом (будущем) объекта.
4.
Скажи правило этого этапа:
«Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
Узнай эмблему этапа.
Пример
Речевые зарисовки, составленные детьми с
помощью Волшебника Прошлого Времени.
«Игры с мячом».
Ребята играли с мячом в разные
игры: перебрасывали друг другу, подбрасывали вверх, играли в вышибалы.… А когда
стали играть в игру «А ну-ка отними!» – мячик выскользнул из рук мальчика и
упал прямо в лужу, сейчас он там лежит.
«Магазин игрушек».
Прошлым летом мяч лежал в
витрине магазина. Там было много разных мячей: маленькие и большие, одноцветные
и разноцветные, и даже с симпатичными рисунками. Ребята заглядывались на
красивые мячи, а родители их покупали. Очередь дошла и до нашего мячика. Его
купили для Тани в подарок ко дню рождения.
«Лужайка спит».
Когда была зима, лужайка спала,
отдыхала под снегом. Матушка зима накрыла ее мягким белоснежным одеялом. В этом
наряде лужайка искрилась, играла блестками на солнце. Тепло ей было под этим
покровом. А сейчас на ней цветут цветы.
Речевые зарисовки,
составленные детьми с помощью Волшебника Будущего времени.
«Мяч будет спасен».
Сережа быстро достанет мяч из
лужи и положит на травку, чтобы солнце его обсушило. Мальчик скажет: «Таня, не
плачь – вот твой мячик, целый и невредимый». Через некоторое время дети опять
станут им играть. Только отойдут подальше от лужи, чтобы мяч туда не попал.
«Мяч на отдыхе».
Зимой и осенью мяч будет лежать
на полке и ждать весны. Мама положит его куда-нибудь подальше, пусть ждет свое
время. Ребята будут играть другими игрушками.
«Все сначала».
К вечеру лужайка совсем
высохнет. Лужа исчезнет, потому что капельки воды превратятся в пар и полетят к
небу. Образуется новая тучка, которая обязательно где-то прольется летним
дождем. А на лужайке травинки после дождя выпрямятся, подрастут немного, да и
отдохнут от детей и их мяча.
Информация для педагогов.
Картина рассматривается
детьми, как остановившийся миг. По сути же, возможно развитие сюжета во
времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования
объектов во времени необходимо определить время года и части суток,
изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках
прошлого и будущего с учетом изменений его признаков. Объекты растительного
мира описываются по линии времен года. Представители животного мира – в рамках
суток. Рукотворные объекты – с момента появления и вторичного использования.
Особое значение придается длине
временного отрезка (далекое – близкое). Могут составляться речевые зарисовки
фантастического плана: объект и его изменение в далеком прошлом или будущем.
В рассказе следует использовать словесные
обороты, характеризующие временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна –
осень, раньше – позже, до того – после того…).
Этап 9. Найдите смысловые характеристики картины
Цель:
–
Учить детей находить и
объяснять смысловое содержание картины.
–
Учить детей составлять
речевые зарисовки по типу рассуждений.
–
Активизировать в речи
слова, обозначающие смысл сюжета картины.
–
Учить детей узнавать
эмблему этапа и проговаривать правило: «У каждой картины есть мудрость,
правило жизни или главный смысл».
Оборудование:
сюжетная картина «Спасаем мяч», ромашка мудрости, эмблема
этапа 9.
Алгоритм
мыслительных действий:
1.
Возьми несколько лепестков
«Ромашки мудрости» и прочти текст пословиц и поговорок на них (текст читает
педагог).
2.
Рассмотри сюжет картины
через призму каждой пословицы или поговорки.
3.
Объясни, почему та или иная
пословица подходит или не подходит в качестве названия картины.
4.
Скажи правило этого этапа
«У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Узнай эмблему
этапа.
Лепестки «Ромашки
мудрости». Перечень пословиц и поговорок.
«Добро век не забудется».
«Жизнь дана на добрые дела».
«Мир не без добрых людей».
«Трудно найти, легко потерять».
«Умел ошибаться, умей
исправляться».
«Семь раз примерь, один раз
отрежь».
«Поспешишь, людей насмешишь».
«Слезами горю не поможешь».
«Не было бы счастья, да несчастье
помогло».
«Без беды друга не узнаешь».
«Ум хорошо, а два лучше».
«Под лежачий камень и вода не
течет».
«Мал золотник, да дорог».
«Не копай другому яму, сам в нее
ввалишься».
«Всякая вина виновата».
«Сам кашу заварил, сам и
расхлебывай».
«Охота, пуще неволи».
Рассуждение на тему: «Мир не без добрых
людей».
Пословица подходит к
картине, потому что Таня сама одна не достала бы мяч. Она заплакала, а Сережа
ей стал помогать. Он хороший, отзывчивый мальчик. А если бы не было Сережи, то
могли бы помочь другие дети или кто-нибудь из взрослых у кого доброе сердце.
Поэтому и говорят, что «Мир не без добрых людей».
Составила Лена К. (6 лет 3 мес.)
Жила-была девочка
Таня. Однажды ей на день рождения подарили мяч. Таня вышла на прогулку после
дождя. Таня стала играть одна в мяч. Но вдруг мяч полетел в лужу. Девочка
заплакала: она испугалась, что мячик утонет. Дети прибежали на помощь. «Тише
Таня, не плач, не утонет в луже мяч!» – сказал ей Сережа: «Я помогу тебе». Он
взял веточку и быстро достал мяч. «Спасибо тебе, Сережа!»
Составила Юля
А. (6 лет 10 мес.)
Информация для педагогов.
Для осмысления содержания
картины необходимо использовать пословицы и поговорки. Они могут иметь прямой и
иносказательный смысл, более значимый по сравнению с тем, который в них прямо
выражен. Но смысл пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность человеку
по-разному толковать его. Данная многозначность позволяет «привязать» житейскую
мудрость к картине любого содержания. Важно при этом обосновать эту связь, подобрать
к одной и той же картине разные пословицы и поговорки. В конечном итоге идет
отбор логически обоснованных пословиц. На основе этого строятся речевые
зарисовки, типа рассуждений, которые зависят от жизненного опыта ребенка его
позиции по отношению к ситуации на картине.
Подготовительный этап включает в
себя углубленную работу по рассуждению и запоминанию пословиц и поговорок.
Осмысление содержания картины
детьми строится как игра «Объясни, почему так названа картина?». Организация упражнении
основана на приеме «Ромашка мудрости». Воспитателем готовятся листочки бумаги в
форме лепестков, на которых написаны разные пословицы и поговорки, как
знакомые, так и не знакомые детям. Вводится правило: выдерни «лепесток», объясни,
по каким причинам так назвали картину? (текст пословицы читает воспитатель,
рассуждения происходят вместе с детьми)
Следующая игра – «Найди самое
удачное название картины». Конкретному ребенку предлагается вспомнить несколько
пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к данной картине и
объяснить, почему так можно назвать картину. В результате этого получается речевая
зарисовка, типа рассуждения. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам
текста.
На начальном этапе используются
не более пяти пословиц разной тематики, идет коллективное обсуждение каждой.
Стратегия работы педагога с детьми такова, что происходит принятие одних
пословиц и отвержение других.
На следующем этапе берется
большее количество пословиц и поговорок, идет коллективное обсуждение с учетом
правила: надо объяснить каждое название картины.
Третий этап включает в себя
способность ребенка самостоятельно объяснить выбранное название картины, представленное
в виде пословицы или поговорки.
Такая стратегия работы предполагает пассивное
отношение ребенка к формулировке мудрости. Мы учим объяснять имеющуюся
человеческую мудрость, а не самостоятельно формулировать жизненное правило.
Объясняется это маленьким жизненным опытом ребенка.
Итоговое занятие по составлению детьми
творческих рассказов по картине
Цель:
–
Закрепить знание этапов составления
рассказа по картине.
–
Мотивировать детей на
составление собственного творческого рассказа по картине.
Оборудование:
сюжетная картина «Спасаем мяч», эмблемы (схемы)
этапов, листы бумаги с инициалами детей, ручки по количеству детей.
Информация для
педагогов.
Воспитатель заранее составляет и
записывает собственный рассказ по данной картине на пределе своих речевых
возможностей. Это может быть стихотворная поэма или рассказ-рассуждение, размышление.
По объему рассказ должен быть не более чем на 2-3 мин.
Накануне занятия воспитатель
сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» две недели в группе,
будет прощаться с ними. В группу придут гости. На занятие приглашаются взрослые
по количеству детей в группе. Это может быть обслуживающий персонал, родители,
педагоги.
В начале занятия предлагается
детям рассказать гостям, в какие игры с картиной они играли, и объяснить «секреты»
эмблем.
Воспитатель в качестве подарка картине
предлагает детям составить свои рассказы и рассказать их взрослым.
Работа идет в паре: взрослый –
ребенок. Ребенок индивидуально создает свой собственный рассказ, и тихо
рассказывает его взрослому, который записывает текст на бумаге.
При необходимости рекомендуется
повторить вводные слова, которые могут использоваться в начале текста: «Я
смотрю на картину и …», в заключение рассказа « Я бы назвал эту картину так…».
После детских рассказов
воспитатель предлагает присутствующим свой собственный рассказ по картине.
Педагог читает его выразительно и не анализирует текст рассказа.
По окончанию занятия картина
«уходит» в другую группу. Детские рассказы собираются в отдельную папку.
Педагог имеет возможность
проанализировать рассказ каждого ребенка и построить индивидуальную работу по
обогащению связной речи дошкольника в последующем.
Полезным считаем проводить игры «Профессора
Вопроскина». Суть игровых упражнений в том, чтобы дети задавали друг другу как
можно больше вопросов по картине, используя эмблемы, без непосредственного
рассматривания картины. Тем самым закрепляются этапы работы с картиной. На
пример: один ребенок другого спрашивает:»Скажи, во что одета была Таня»; другой
– «Что было в прошлом с бантиком?» и т.д.
Рекомендуется зачитывать составленные
детьми рассказы, вспоминать содержание картины, дополнять рассказы. При этом не
обязательно сообщать, кто из детей составил тот или иной рассказ.
Нами установлено, чем младше дети,
тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
Педагогам необходимо планировать
не более 6-7 сюжетных картин в год для составления рассказов по ним, потому как
основная цель, не рассказ по данной картине, а усвоение обобщенных способов
действий по составлению рассказов по любым сюжетным картинам.
Вместо заключения.
Используя данную методику,
педагоги качественно решают задачу обучения составлению детьми связного текста
по сюжетной картине.
Ребенок думает, что он составляет
рассказ по конкретной картине. Мы, взрослые, знаем, что важнее понимать
главное: при составлении рассказа по картине, ребенок должен мысленно сначала
назвать объекты, увидеть связи между ними, представить возможные ощущения,
найти местоположение объекта на картине, подумать о том, что было и что будет с
конкретными объектами, сделать сравнения по выбранному признаку. Чтобы рассказ
получился интересным, то найти рифмовку или составить рассказ от имени
какого-либо объекта на картине, найти житейскую мудрость, подходящую к ситуации.
Такой подход ведет к
формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого
продукта.
Дорогие родители!
Игры с сюжетной картинкой не
обязательно растягивать на две недели. Вы может проводить их в любой последовательности.
Только первые два этапа идут всегда первыми.
Заранее готовить эмблемы этапов не
обязательно, лучше вместе с ребенком обсудить и засхематизировать проведенные
игры.
Попробуйте сами сочинить рассказ
по картине, но озвучивайте его только после того, как ребенок рассказал свой.
Обязательно записывайте детские
рассказы!
Проанализировав созданный ребенком
текст, Вы можете наметить пути дальнейшего развития речи своего ребенка.
Предложив ребенку сделать
рисунок к рассказу, Вы научите его иллюстрировать собственные тексты. Собрав
творческие продукты Вашего ребенка воедино, можете создать его первую книгу речевого
и изобразительного творчества!
Конструкт проведения непрерывной образовательной деятельности
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Худорожкова Дарья Сергеевна
(Специальности 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)
ДОО: № 98
Группа: подготовительная группа (6-7 лет)
Методист: Сульженко Н.В.
Руководитель практики: Темерева Л.П.
Тема: Составление рассказа по картине «Ежи»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Вид НОД: Развитие речи
Формы НОД: Занятие – игра
Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная
Формы организации: индивидуальная, подгрупповая
Планируемый результат:
-
Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх;
-
Дети проявляют любознательность, проявляют желание выполнять работу совместно друг с другом;
-
Дети проявляют коммуникативные навыки, самостоятельность;
-
Дети проявляют инициативу, эмоциональную отзывчивость;
-
У детей продолжает развиваться диалогическая речь;
-
Дети умеют составлять рассказ по картинке, используют имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей);
-
Дети правильно произносят звуки [ч] и [щ];
-
Дети различают звуки, отчетливо и внятно произносят [ч] и [щ], выделять их в словах.
Цель: формировать у детей 6-7 лет активный и пассивный словарь в процессе совместной образовательной деятельности.
ЗАДАЧИ образовательной программы |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей |
Воспитательная:
Развивающая:
Обучающая:
|
Никита – развивать у ребенка связную речь посредством ответов на вопросы воспитателя в совместной деятельности. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
-
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания: воспитание через творчество, воспитание через взаимодействие, создание положительного эмоционального подъёма
Принципы обучения: принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип прочности знаний, принцип деятельности, принцип наглядности
Методы воспитания: создание ситуации успеха, эмоциональное стимулирование
Методы обучения: Наглядные (показ, демонстрация), словесные (беседа, рассказ, художественное слово), практические (практическая работа)
Оборудование: картина с изображением ежей.
Предварительная работа: Беседа на тему: «Дикие и домашние животные»
Задача: Закрепить знания детей о домашних и диких животных.
Ход: Ребята, скажите, а вы любите животных? Замечательно, я тоже. Ребята, давайте вспомним, а какие животные бывают? Верно, дикие и домашние. А давайте вспомним, какие дикие и домашние животные есть и что они делают, какую пользу человеку приносят, а каких животных нужно остерегаться. Дети с воспитателем беседуют на тему: «»Дикие и домашние животные».
Индивидуальная работа: Беседа по картинкам «Какими бывают»
Задача: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению. Учить отвечать полным предложением.
Ход: Никита, предлагаю тебе посмотреть на картинку. Твоя задача описать, что ты видишь. Какой предмет есть, каким он цветом. Большой или маленький предмет. Ты согласен? Никита соглашается составить описание картинки. Никита описывает картинку и высказывает своё мнение. Воспитатель при необходимости помогает ребёнку: обращает внимание ребёнка на меленькие предметы, на предметы тёмных цветов.
Ход образовательной деятельности
Этапы |
Методы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
|
1.Мотивация на совместную деятельность Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность |
Эмоциональное стимулирование Беседа Игровая ситуация Чтение художественного слова |
Воспитатель приветствует детей, мотивирует на совместную деятельность. Дети стоят полукругом на ковре перед воспитателем. – Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки и сегодня я для вас подготовила интересную загадку, вы хотите ее отгадать? Ответы детей – Замечательно, тогда слушайте внимательно! Воспитатель загадывает загадку о еже (автор Н. Артюхова) Сердитый недотрога Живот в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки ни одной. – Кто же это ребята? Ответы детей – Верно, это ежик. – Посмотрите, ребята, у меня есть вот такая картина, хотите еще рассмотреть? Ответы детей – Замечательно, присаживайтесь на стульчики. |
Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. |
Дети смотивированны, готовы к предстоящей деятельности |
|
2. Основная часть 2.1. «Беседа, составление рассказа по картине» Задача: -Воспитывать любознательность, желание выполнять работу совместно друг с другом. -Развивать инициативность, эмоциональную отзывчивость. -Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). -Развивать диалогическую речь. |
Беседа Демонстрация |
Воспитатель демонстрирует картину «Ежи», дети сидят перед воспитателем на стульчиках. – Ребята, посмотрите внимательно на картину, что вы видите? Ответы детей – Да, верно, здесь изображены ежи. – Ребята, а что они делают? Сколько их? Ответы детей – Да, вы совершенно верно. – Расскажите, ребята, что делает ежиха? Ежата? Ответы детей – Да, молодцы! – Ребята, посмотрите, какие иголки у ежей. А зачем они им? Ответы детей – Какие вы молодцы, правильно! – Ребята, какими словами можно сказать о еже? Какой он? Ответы детей – Молодцы, ребята! – Ребята, а как вы думаете, с чем можно сравнить ежа? Дети высказывают свое мнение. – Спасибо вам за ответы, ребята, молодцы! – Ребята, предлагаю вам попробовать составить рассказ по этой картине. Вы хотите, ребята? Ответы детей – Замечательно, давайте попробуем. Будем говорить по одному предложению по порядку. Я начну: «На летней поляне, гуляла семья ежей, мама – ежиха, папа – еж, и три маленький ежонка». Воспитатель предоставляет слово ребенку, так каждый ребенок по цепочке составляет предложение, в итоге получается рассказ. – Ребята, а кто попробует рассказать весь рассказ? Воспитатель совместно с детьми выслушивает желающего ребенка. – Молодцы, ребята! Я вижу, что вам очень понравился наш рассказ. |
Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. |
Дети проявляют любознательность, желание выполнять работу совместно друг с другом, дети проявляют инициативу, отзывчивость. Дети умеют составлять рассказ по картине, используют имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). |
|
Физминутка Задача: снять мышечное напряжение детей. |
Объяснение Показ Упражнение |
– Ребята, предлагаю вам, немного расслабится и выполнить интересное упражнение, вы согласны? Ответы детей – Замечательно, тогда встаньте так, чтобы никому не мешать, смотрите на меня и повторяйте за мной. «Ежик – чудачек» Хитрый ежик – чудачек (ходят по кругу) |
Дети повторяют за воспитателем |
Дети расслаблены, отдохнули. |
|
2.2. Речевая игра «Звуки ч, щ» Задача: -Закрепить правильные произношения звуков [ч] и [щ]; -Учить различать звуки, отчетливо и внятно произносить [ч] и [щ], выделять их в словах. -Развивать слуховое внимание, диалогическую речь, мыслительные операции. |
Игра Объяснение Упражнение |
– Ребята, у меня для вас есть интересная игра, хотите в нее поиграть? Ответы детей – Замечательно! – Сейчас я вам буду называть слова, а вы попробуйте понять, что в них общего, договорились? Ответы детей – Хорошо, молодцы! Воспитатель произносит слова со звуком (ч) выделяя его голосом. – Час, чайка, частый, частица. – Ребята, что общего между этими словами? Ответы детей – Верно, в этих словах есть звук (ч), давайте вместе проговорим эти слова и голосом выделим звук (ч). Дети совместно с воспитателем проговаривают данные слова, голосом выделяют звук (ч). – Никита, повтори. Ребенок повторяет. Воспитатель спрашивает отдельно еще нескольких детей. – Молодцы, ребята! Послушайте еще слова и попробуйте определить, что в них общего, хорошо? Воспитатель произносит слова со звуком (щ) выделяя его голосом. – Щавель, щадить, лещ, мойщик. – Ребята, что общего? Ответы детей – Молодцы! В этих словах есть звук (щ), давайте вместе проговорим эти слова и голосом выделим звук (щ). Молодцы! Воспитатель отдельно спрашивает нескольких детей. – Ребята, попробуйте сами придумать слова со звуком (ч) и со звуком (щ), скажите всем ребятам, а вы повторим. Дети выполняют задание воспитателя. – Молодцы, ребята! |
Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. |
Дети правильно произносят звуки (ч) и (щ), различают звуки, отчетливо и внятно произносят их, выделяют их в словах. У детей продолжает развиваться слуховое внимание, диалогическую речь, мыслительные операции. |
|
3. Подведение итогов ОД Задача: Формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать выводы. |
Беседа |
Воспитатель эмоционально мотивирует детей. Дети стоят на ковре вокруг воспитателя. – Ребята, я вижу, что вам понравилось наше занятие. Скажите, что вы запомнили? Ответы детей – Что вам больше всего понравилось? Ответы детей – А были ли у нас трудности? Ответы детей – Замечательно, молодцы! |
Дети взаимодействуют с педагогом, отвечают на вопросы. Подводят итоги деятельности. |
Дети анализируют процесс и результаты совместной образовательной деятельности, формулируют выводы. |
|
4. Открытость. Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
Эмоциональное стимулирование Беседа |
– Ребята, посмотрите, что это? Ответы детей – Верно, это картинки. Вы знаете, ребята, по этим картинкам можно составлять разные рассказы, теперь они будут у нас в группе, я положу их вот на эту полочку и вы когда захотите, можете взять их и попробовать составить разные рассказы! |
Дети слушают педагога, готовы к дальнейшей деятельности. |
Дети сориентированы на предстоящую деятельность в режимных моментах |