Как составить рассказ по картинке
1) Описание рисунка, где изображен один персонаж. Вопросы к ребенку:
■ Кто изображен на рисунке?
■ Что он делает?
■ В какой позе он нарисован?
■ Какое у него лицо (морда)?
■ Его возраст.
Во что он одет, какого цвета его одежда?
■ Какое время года изображено на рисунке?
■ Твое отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть, подружиться).
2) Описание рисунка, где изображено несколько персонажей. Вопросы к ребенку:
■ Кто изображен на рисунке?
■ Что они делают?
■ Что делает первый персонаж?
■ Какое у него лицо (морда)?
■ Его возраст.
■ Во что он одет, какого цвета его одежда?
Что делает второй персонаж?
■ Какое у него лицо (морда)?
■ Его возраст.
■ Во что он одет, какого цвета его одежда?
■ Твое отношение к этому персонажу (нравится ли, хотел бы ты с ним встретиться, поиграть, подружиться).
■ Какое время года изображено на рисунке?
■ Что находится в центре картинки?
■ Твое отношение к этой картинке (нравится, приятно на нее смотреть).
Классическое наследие западной и русской
педагогики подчеркивает большое значение
картины, как для общего развития детей, так и для
развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А.
Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).
Картины не только расширяют впечатление и
углубляют представления об общие и природные
явленья, но и воздействуют на эмоции детей,
вызывают интерес к рассказыванию, побуждают
говорить даже молчаливых и застенчивых.
В статье рассмотено, как педагог на занятиях
может применить такие два типа высказываний как
описание и повествование и раскроем своеобразие
использования приемов обучения разным видам
монологической речи.
Восприятию картины ребенка надо учить
постепенно, подводя его к пониманию того, что на
ней изображено. Выделяют несколько этапов
обучения.
Этапы обучения.
1 этап – (младший возраст) – ставит целью
обогатить словарь, речь детей, научить
рассматривать картины и отвечать на вопросы по
их содержанию.
2 этап – (средний возраст) – учит рассказывать и
описывать картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по образцу.
3 этап – (старший возраст) – дети
самостоятельно или с небольшой помощью
воспитателя, описывают картины, составляют
сюжетные рассказы, придумывают начало и конец
сюжета картины.
4 этап – (подготовительная группа) –
рассказывание серии сюжетных картин, но не более
трех. Сначала описывается каждая картина, затем
высказывание детей объединяется в один сюжет.
Выделяют также следующие приемы обучения:
– совместные рассказывания (взрослые
начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например,
жила, была девочка…. Однажды она… А навстречу ей…);
– образец рассказа (он должен быть грамотно
выстроен логически, точен по речи, небольшой по
объему, доступным и интересным по содержанию);
– план рассказа (как называется предмет, его
свойства и действия. Это два-три вопроса,
определяющие его содержание и
последовательность. Может быть, коллективное
составление рассказа (используется на первых
этапах обучению рассказывания). Можно составить
рассказ по подгруппам – командами);
– рассказывание по схемам (старшая
подготовительная группа). Хорошо известны схемы
Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге
“Схемы для составления дошкольниками
описательных и сравнительных рассказов”;
– модели для составления рассказа
(пиктограммы – условное обозначение);
– вспомогательные вопросы (задаются после
рассказывания для уточнения или дополнения);
– указания (например, “говори
выразительно”)
В процессе обучения монологической речи,
используются и другие приемы: подсказ нужных
слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение
последовательности повествования, творческие
задания.
Один из приемов, подготавливающих к
рассказыванию по картине, является
рассматривание. Оно подготавливает детей к
составлению описания картины. От уровня
содержательности рассматривания картин, зависит
эффективность последующего обучения детей,
связанным высказыванием.
Необходимо ребенка научить рассматривать
картины, устанавливать взаимосвязь между
персонажами, узнавать отдельные предметы (люди,
животные), выделять детали (выражение лиц людей).
В процессе рассматривания используется также
такой прием, как беседа по содержанию картины. В
беседе активизируем и уточняем словарь, учим
отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы,
самому задавать вопросы.
Вопросом педагог сразу выделяет центральный
образ, затем рассматривает другие объекты,
предметы, их количество. Вопросы должны быть
направлены на установление связей между частями
картины, на постепенное усложнение. Характер
ответов зависит от характера вопросов. По одной и
той же картине на вопрос “Что нарисовано?” – дети
перечисляют предметы; на вопрос “Что делают на
этой картине?” – называют совершаемые действия,
следовательно, если педагог злоупотребит
вопросом “Что это?” – требующий перечисление
предметов, то он невольно задержит ребенка на
самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит
детскую активность, если сами дети будут
задавать вопросы. Можно спросить у детей, что
нового они узнали из беседы. Беседа завершается
обобщающим рассказыванием. В такой беседе
преобладают хоровые ответы.
В обучении рассказывания особое место имеет
мотивация речевой деятельности.
Мотивация речевой деятельности (иначе
мотивационные установки) делают процесс
обучения интересным, привлекательным,
привлекают активность детей и качество их
рассказов. В младшей и средне группах это главным
образом игровые мотивы: – “Расскажи про зайчика,
который хочет поиграть с ребятами”, “Незнайка
просит научить рассказывать сказку про…”. В
старших группах это социальные мотивы
(“Придумайте сказки для малышей”, запишем самые
интересные сказки и составим книгу).
В результате обучения рассказыванию по
картине, ребенок должен уметь составлять два
различных рассказа: повествовательный и
описательный. Рассмотрим два занятия по развитию
речи с использованием одной демонстративной
картины.
На первом занятии составляется описательный
рассказ. Его программным содержанием (то есть
целью) будет следующие:
- учить ребенка описывать изображение на картине;
- активизировать словарь, используя разные
предложения с однородными членами; - закреплять грамматический строй речи (название
детенышей животных); - учить ребенка описывать внешний вид животного.
В результате занятия у ребенка должен
получиться примерно такой рассказ.
“На картине мы видим лису с лисятами. В теплый
летний день лисица лежит на лесной поляне.
Четверо маленьких лисят весело играют около нее.
У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки,
а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты,
острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса
большая, а лисята поменьше.
Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок
пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым
мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье
крыло.
Четвертый лисенок не играет, он сидит возле
мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора,
там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой
папоротника. Семейству лисы здесь очень
нравится”.
На втором занятии составляем
повествовательный рассказ.
Программное содержание:
– учить детей придумывать сюжетный рассказ,
соблюдая последовательность событий;
– закрепить словарь;
– формировать умения слушать, размышлять,
высказывать свое мнение.
В результате занятия по этой же картине
получается совсем другой рассказ. Например:
“В летний солнечный день вышла погулять лиса
со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая
мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые,
грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили
играть друг с другом. Каждое утро они выходили из
своей норы и находили интересные занятия для
себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы,
лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его
друг у друга. Они представили, что это настоящая
большая птица, а они охотники. Вдруг из травы
выскочила мышка, ее заметил самый внимательный
лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за
своими лисятами и очень гордилась ими”.
По этой же картине можно провести еще три вида
занятий по связной речи. Например, сделать
пересказ по уже составленному воспитателем
рассказу; добавить к нему впечатления из
личного опыта; придумать свой рассказ на эту
тему (творческое рассказывание).
Таким образом, приемы обучения дошкольников
рассказыванию многообразны, методика их
использования изменяется на разных этапах
обучения и зависит от вида рассматривания, от
стоящих задач, от уровня умения детей, от их
активности, самостоятельности.
Обновлено: 20.05.2023
Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.
В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения – учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.
В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это – подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.
В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.
В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.
Рассказывание из личного опыта
Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.
Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы.
Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.
В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности.
Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.
Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)
Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.
Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений.
Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.
Приемы рассказывания
Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.
Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.
Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.
Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.
В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.
План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.
Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.
Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок.
Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.
Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой).
Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.
Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.
Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
Составлено основываясь на материале:
1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада.- М.:Мозаика – Синтез, 1999г.
2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.- М.: Просвещение, 1983г.
3.Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года .СПб.: Детство – Пресс, 2001г.
4.Ткаченко С.Н. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда.- М.: Владос, 2006г.
5.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТВ. Центр, 2001г.
6.Любина Т. Как учить стихи… играючи / Дошкольное воспитание. № 1 – 2001г.
7.Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.Кн.1. Младшая и средняя группы.- М. : Школьная Пресса,2004г.
Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические процессы, как мышление и воображение. Психологами доказано, что при назывании вслух воспринимаемых предметов, они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Ребенок, называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т. е. упражняет свои ощущения и восприятие.
Для обучения дошкольников рассказыванию по картинке используются как предметные, так и сюжетные дидактические картины.
Виды занятий:
1. Составление описательного рассказа по предметной картине;
2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине;
3. Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
4. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
5. Составление повествовательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
На всех возрастных этапах залогом успеха является осмысление детьми содержания картины (о чем она, как ее можно назвать).Кроме того, ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если картина сюжетная – устанавливать связи между объектами, персонажами.
Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснение воспитателя во время предварительного рассматривания. Часто занятие по сюжетной картине бывает комплексным: рассматривание сочетается с рассказыванием об отдельных частях картины, описание с повествованием об изображённом событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки изображенного.
При выполнении заданий, требующих от детей связной монологической речи, воспитатель должен объяснить характер предстоящего высказывания, дать его образец, предложить план, а на первых порах – прибегнуть к составлению коллективного рассказа.
Младшая группа
Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составлять связные описания, поэтому воспитатель учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяются предложенными ему вопросами.
Примерный план
1. Предварительная беседа, в которой используется личный опыт ребят, воспоминания о событиях, сходных с изображением на картине;
2. Рассматривание самой картины;
3. Вопросы воспитателя, последовательность которых обеспечивает целостность восприятия картины и помогают детям сделать правильный вывод;
4. Повторное рассматривание картины. Закрепление в памяти новых слов и словосочетаний;
5. Обобщающий рассказ воспитателя.
Средняя группа
План
1. Воспитатель дает возможность рассмотреть картину. Начинает описание, дети продолжают;
2. Речевой образец (короткое, но вполне законченное высказывание);
3. Самостоятельное описание детьми из 2-х-3-х предложений (если нужно, воспитатель помогает);
4. Обобщающий рассказ педагога.
Старшая группа
В этом возрасте активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинкам.
Задачи: воспитывать интерес у детей к составлению рассказов по картинкам; учить правильно понимать их содержание; формулировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь.
Примерный план
1. Рассматривание картины (за 2-3 дня до занятия);
2. Повторный просмотр картины. Краткая беседа педагога, в которой он касается основных моментов сюжета;
3. Вопросы к детям, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное;
4. В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание;
5. Рассказы детей (если нужно, педагог помогает);
6. Обобщающий рассказ воспитателя;
7. Оценка выполнения задания.
Подготовительная группа
При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи. В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.
План
1. Рассматривание картины в целом (сюжет);
2. Беседа по сюжету;
3. Рассматривание определенных элементов, частей картины. В ходе рассматривания и беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания;
4. Составление рассказов (коллективно: один начинает, а другие продолжают и заканчивают);
5. Заключительный целый рассказ одного ребенка;
6. Рассказы детей;
7. Оценка выполнения задания.
Описательные рассказы занимают особое место среди разных видов связной речи. Основная задача педагогов в образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста — сформировать у детей связную речь, то есть, умение логично, четко и последовательно рассказывать о явлениях и событиях, объединять с легкостью предложения в одно структурное и смысловое целое.
Конспект составление описательного рассказа
Цель
Научить детей составлять небольшие описательные рассказы, состоящие из трех-четырех предложений. При этом, дети должны опираться на вопросы педагога.
Задачи
- Обучающего типа: научить отвечать детей на вопросы воспитателя.
- Развивающего типа: развивать мышление и память.
- Воспитательного типа: вызвать желание у детей рассказывать о животных.
Материал для демонстрации
- котенок-игрушка;
- мнемотаблица — план-схема рассказа;
- медали с изображением кошки для каждого ребенка.
Ход занятий в первой части
Воспитатель: Здравствуйте дети! К нам сегодня в гости кто-то пришел. А кто, вы должны отгадать. Я загадаю вам загадку, отгадав ее вы узнаете кто это.
Дети отвечают — котенок.
Воспитатель — правильно! Он пришел к нам в гости и я сейчас его вам покажу. Ой, а он куда-то подевался. Ребята, только что он был здесь. Вы его не видели? Нужно его поискать.
В дверь раздается стук.
Да это же котенок, который от нас убежал. Как хорошо, что он нашелся. Спасибо! Озорник, идем скорей.
Ход занятий во второй части
Воспитатель — кто хочет познакомиться с котенком?
Дети — мы.
Воспитатель — давайте придумаем ему имя.
Дети предлагают имена.
Воспитатель — давайте назовем его Кузей.
Дети повторяют — Кузя.
Воспитатель — осмотрите на его шерстку, какая она?
Дети описывают.
Воспитатель — мягкая, пушистая, красивая.
Дети повторяют.
Воспитатель — какого цвета шерстка?
Дети называют.
Воспитатель — серого.
Дети повторяют.
Воспитатель — какие у кота части тела?
Дети перечисляют.
Воспитатель — хвост, лапы, туловище, голова.
Дети повторяют.
Воспитатель — что любит кот есть?
Дети отвечают.
Воспитатель — кот любит есть рыбу.
Дети повторяют.
Воспитатель — кот любит мышей ловить и играть.
Физкультминутка
Воспитатель — Кузя на ухо что-то говорит. Ребята, коту Кузе нравится, когда про него рассказывают дети. Если ваш рассказ ему понравится, он пойдет с вами гулять и поиграет с вами в Кошки — мышки. Давайте про него расскажем.
Воспитатель — Гость наш дорогой, я хочу поиграть с тобой и сейчас про тебя расскажу, а ребята послушают. Итак, ребята, слушайте и запоминайте, вы тоже про Кузю будете рассказывать. Нам помогут в этом картинки.
Это кот Кузя. У него пушистая, мягкая, красивая шерстка. Она серого цвета. у Кузи есть лапы, хвост, голова и туловище. Кузя любит играть с ребятами и ловить мышей. Вот какой замечательный кот Кузя.
Ну что, Кузя, понравился тебе рассказ? А теперь будут рассказывать про тебя ребята.
При помощи мнемотаблицы дети повторяют рассказ. Если кто-то не может воспроизвести рассказ, воспитатель должен задать наводящие вопросы.
Воспитатель — Ребята, коту Кузе очень понравился ваш рассказ и теперь он хочет поиграть с вами в игру Кот и мыши.
Ход занятий в заключительной части.
Рассказывает воспитатель. Завелись в одной избе мыши. Хозяйка что только не пыталась сделать, чтобы уберечь от мышей припасы — ставила мышеловку, по ночам не спала сторожила, но ничего не помогало. И вот, наконец, хозяйка завела кошку. Быстрая и ловкая кошка переловила воришек и сохранила хозяйские припасы. А теперь давайте поиграем.
Игра Мыши и кот
Воспитатель выбирает, кто будет котом или кошкой, это будет водящий, который притворяется спящим. Остальные дети изображают мышей, которые сидят на стульчиках (в норках). Мышки по сигналу из норки выбегают, подходят к кошке и говорят:
Кошка просыпается после этих слов, начинает громко мяукать и ловить мышей. Мыши убегают в норки.
Воспитатель — Дети, Кузе очень понравились ваши рассказы, посмотрите, как он улыбается. Кот Кузя награждает каждого ребенка медалью и прощается.
Воспитатель в конце занятия подводит итог:
- Кто был у нас в гостях сегодня?
- Что делал?
- Про кого сочинили рассказ?
- Что в составлении рассказы было трудно?
- С кем вы играли?
Схема описательного рассказа
Схемы являются фактором, которые облегчают составление описательных рассказов.
Как использовать схему описательного рассказа
Используя схему для описательного рассказа, вы помогаете ребенку описать предмет. Например, воспитатель показывает детям яблоко и просит рассказать о нем. Если не происходит никаких действий, ребенок не будет знать о чем точно ему рассказывать.
- какие признаки яблока выделить?
- в какой последовательности эти признаки перечислять?
- как зафиксировать в памяти последовательность изложений?
- чтобы рассказ получился четким, какие предложения необходимо использовать?
Символические изображения помогают детям анализировать, воспринимать действительность обобщенно, сравнивать. Так же, они способствуют переходу мышления ребенка на уровень более высокий, повысить умственный возраст,
Составление описательного рассказа средняя группа
Описательный рассказ в старшей группе
Главной задачей описательного рассказа в подготовительной группе является закрепление навыков словоизменений в согласовании прилагательных и существительных, существительных и числительных. Составление описательного рассказа помогает развитию логического мышления (анализ, синтез), внимания, памяти, творческому воображению, обогащает словарь детей в эмоционально-оценочном плане. Так же, описательный рассказ воспитывает умение слушать внимательно взрослых и сверстников.
- изображения персонажей из сказок — Буратино, Мальвина, Пьеро, Карабас — Барабас;
- схема — описание портрета;
- пиктограммы с изображением эмоциональных состояний;
- ножницы, цветной карандаш;
- носы, вылепленные из теста, разные по форме;
- из бумаги вырезанные уши — три пары (маленькие, средние, большие);
- кисточка.
Подводя итоги, спросите у детей, что им понравилось на занятии, что полезного они узнали, что помогает в описании портретов. Дома дети должны описать выбранный сказочный персонаж самостоятельно, опираясь на схему. На следующем занятии детей нужно обучать составлению сравнительного рассказа — описания.
Описательный рассказ осень
Наступила осень. Солнышко редко появляется на небе и все слабее греет землю. Деревья стали сбрасывать листву. Листья поменяли свою окраску, они становятся красными, желтыми, оранжевыми. Сильный ветер срывает листья и они разлетаются. Каждый день становится все холоднее. Дождь идет все чаще, погода пасмурная. В теплые края улетают перелетные птицы. Они собираются в стаи. Зимующие птицы остаются, потому что они не боятся зимы. Звери меняют образ жизни, шубку меняют на более теплую. Некоторые лесные звери впадают в спячку и спят до весны. Люди собирают урожай фруктов и овощей, делают на зиму заготовки. Осень мне нравится.
Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.
В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения – учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.
В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это – подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения — в старшей и подготовительной группах.
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.
В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.
В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.
Рассказывание из личного опыта
Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.
Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы.
Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.
В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности.
Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.
Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)
Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.
Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений.
Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.
Приемы рассказывания
Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.
Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.
Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.
Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.
В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.
План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.
Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.
Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок.
Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.
Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой).
Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.
Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.
Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
Составлено основываясь на материале:
1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада.- М.:Мозаика – Синтез, 1999г.
2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.- М.: Просвещение, 1983г.
3.Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года .СПб.: Детство – Пресс, 2001г.
4.Ткаченко С.Н. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда.- М.: Владос, 2006г.
5.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТВ. Центр, 2001г.
6.Любина Т. Как учить стихи… играючи / Дошкольное воспитание. № 1 – 2001г.
7.Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.Кн.1. Младшая и средняя группы.- М. : Школьная Пресса,2004г.
Читайте также:
- Георг кершенштейнер педагогические идеи кратко
- Какая бывает школьная форма
- Существовали ли связь между мифологией и врачеванием кратко
- Анализ стихотворения лотова жена ахматова кратко
- Как сделать воздух проводником кратко
Конспект НОД в старшей группе.
по теме: «Составление рассказа по сюжетной картине».
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
Обучающие задачи:
-
закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
-
совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);
-
упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) Развивающие задачи:
-
развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
-
продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
-
развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
-
закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
Воспитательные задачи:
-
воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;
-
воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
—словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, составление рассказов.
– метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
– наглядный: рассматривание мнемотаблиц.
– игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Скажи правильно», «Подбери слова»,
Оборудование: карточки подсказки «Весна» ,электронное письмо, картина «Дети на прогулке» из серии «Весна», мультимедийное оборудование.
Предварительная работа:
• экскурсии и наблюдения в природе;
• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,
• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;
• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;
• рисование по теме «Весна»;
• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
• разучивание стихотворения стихотворений о месяцах весны.
• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Ход проведения:
– Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
Доброе утро, – нам шепчут цветы,
Доброе утро, – журчат ручейки,
Доброе утро, – шумят тополя,
Доброе утро, – родная земля.
Доброе утро, – солнцу и птицам,
Доброе утро, – улыбчивым лицам!
– Улыбнемся, друг другу и подарим улыбки нашим гостям.
(1) -Ребята, посмотрите, на нашу электронную почту пришло письмо,
Хотите узнать, что в нём написано? – Давайте прочитаем.
(2)«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Расскажите, пожалуйста? »
Пингвинёнок. (3)
– Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)
– Молодцы, правильно!
– А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).
Проблемная ситуация.
– Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям?
– Правильно, и в этом нам поможет весенняя картина.(4)
Итак, давайте поговорим о весне.
– Что же такое «весна»? (Это время года).
– После, какого времени года приходит весна?
– Какое время года вы ещё знаете?
-А теперь поиграем со словом весна.
1. Игра « Добавь словечко» (на стульчиках)
• Пришла….
• Мы ждали….
• Мы рады…
• Мы встречали …
• Мы будем гулять….
• Мы поём песни о ….
(у стола)
– А сейчас я предлагаю вам вспомнить все приметы весны
В этом нам помогут карточки, подойдит, пожалуйста к столу и возьмите только те карточки которые подходят к нашему времени года .
Весной солнышко стало ярче пригревать. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. Из тёплых стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы и строить гнёзда. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Появляется первая весенняя травка и первые весенние цветы. Люди сменили тёплую одежду на лёгкую.
2.Игра. «Подбери слова» (на пенечках)
– Солнце весной какое? +Яркое, высокое, теплое.
– Почки (какие?) – +Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.
-Небо весной какое? + (голубое, высокое, чистое)
-Скажите, солнце весной что делает? + Греет, припекает, светит.
-А ручьи? + Бегут, журчат, шумят.
-Что делают птицы весной? + (вьют гнезда, поют, чирикают, свистят)
-Молодцы, вы все назвали верно.
Игра «Скажи на оборот»
(5)
Посмотрите внимательно на картину, какое название вы бы придумали («Весна», «Дети на прогулке», «Весенная прогулка», «Дети пускают кораблики».
Какое время изображено на картине (весна)
Давайте внимательно рассмотрим ее. Что изображено на переднем плане, посередине? (дети пускают кораблик в ручеек). Давайте придумаем детям имена.
Как и во что одеты дети?
Какой ручеек? (широкий или узкий, быстрый или медленный, глубокий или мелкий, звонкий, журчащий)
Из чего сделаны кораблики?
Нравится ли детям их занятие?
Молодцы, все точно подметили.
Как выдумаете когда и с кем дети сделали кораблики?
Куда дети пошли на прогулку?
Что они там увидели, какая была погода, какие изменения произошли в природе?
Как вы думаете, понравилась ли детям прогулка?
Что больше всего понравилось в этой картине?
Физкультурная минутка. (6)
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Протяни ему ты руку!
(6) Ребята теперь еще раз внимательно посмотрите на картину и попробуйте составить рассказ.
План составления рассказа.
В начале, расскажите, когда и с кем дети сделали кораблики и зачем они их сделали.
Потом расскажите о том, как дети собирались на прогулку, во что они оделись.
Далее расскажите, куда они пришли, какой был день, какие изменения произошли в природе.
Расскажите. Что делали дети на прогулке, и понравилась ли им прогулка.
В конце скажите, что вам понравилось в этой картине, любите ли вы весну и почему.
Примерный рассказ.
Валя и Миша сделали в детском саду бумажные кораблики. Они принесли их домой, чтобы взять их на прогулку.
В субботу с бабушкой дети собрались на прогулку. Они надели весенние куртки и штаны, легкие вязаные шапочки, перчатки, резиновые сапоги, потому что на улице было сыро, таял снег. Валя и Миша взяли свои кораблики.
Дети пришли в березовую рощу. Там росли стройные, высокие, белоствольные березы. День был солнечным и теплым. Небо было голубым, чистым, ясным, облачным. Появились проталины. На проталинах показалась молодая, нежная трава и первые весенние цветы. Между берез бежал быстрый, чистый, журчащий ручей. Дети стали пускать свои кораблики в ручей. Они бежали за корабликами и радовались.
-А теперь вы попробуйте рассказать сами. (если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить)
-Молодцы, хороший и у вас рассказ получился, помогли узнать нашим друзьям, что такое весна.
– Спасибо, ребятки. Мы запишем ваши рассказы и отошлём пингвинятам. Я предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне,
Итог занятия: Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось (если дети затрудняются задаю наводящие вопросы, например: кто вам письмо прислал?) 3-4 предложения.
А сейчас наше занятие закончено, попрощайтесь с нашими гостями, отдыхайте.
Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах.
Этапы работы.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).
Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типов связной речи).
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН
- Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
- картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
- картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного
Общие требования к организации работы с картиной:
1.Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине. Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу»..
6. Рассказывание по сюжетной картине с элементами творчества
Составление
рассказов по картине
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи.
Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. Восприятию картин ребёнка надо учить постепенно, исходя из возрастных возможностей подводя его к пониманию того, что на ней изображено.
Обучение рассказыванию по картине предполагает 3 этапа:
I этап.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога.
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной.
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.
II этап. В средне группе дети учатся и рассматривать и составлять описательные рассказы по картинам. На 1-ом занятии по картине – дети рассматривают картину; на 2-ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».
– Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно).
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.
. III этап. В старшей и подготовительной группах на одном занятии и рассматривают и составляют рассказ по картине. При этом поощряется творчество детей, разнообразие рассказов. В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в диалоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. —.
«Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа .В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.
В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?».
Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.
Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
- выделение значимых объектов картины;
- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
- объединение мини-рассказов в единый сюжет.
- В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине
Требования к рассказу.
1. 1,2 младшие группы – 4-6 предложений.
Средняя группа – 7-8 предложений, к концу года 10-13 предложений
Старшая группа – 8-13 предложений и более.
2. Рассказ должен иметь завязку. Которая имеет эмоциональный характер.
(Пример: «Решили дети катать шары….», «Подарили детям поезд. Ну и поезд! ….», «Хорошо ребятам играть вместе. ….»).
3. Рассказ заканчивается фразой ярко передающей настроение картины или отношение к ней. Это легче сделать через использование прямой речи. (Пример: «… Пей лошадка, пей!», «Хорошо ежам на полянке. Очень хорошо!»).
4. Образец рассказа педагог составляет заранее и опираясь на него составляется беседа.
5. В рассказе отмечать действующих лиц, их взаимоотношения и действия.
Структура занятий с учетом возрастных особенностей
В младшей группе
1.Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя;
2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.
В средней группе
1 Рассматривание картины.
2 Беседа, уточняющая основное содержание картины и её детали.
3 Рассказ воспитателя ( можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).
4 Помощь воспитателя ( пояснения, касающиеся последовательности описания, словаря, связи предложений).
В старшей и подготовительной группе
1. Рассматривание картин осуществляется по частям.
2. Используются творческие задания, детям предлагается самим задавать вопросы.
3. Воспитатель может начать рассказ об одном эпизоде, дети продолжают, можно использовать указания, кому начать, о чем рассказывать сначала, в какой последовательности развивать сюжет.
4. После пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании. Образец предлагается лишь в том случае, если дети плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.
.
Методика проведения занятий по картинам в разных возрастных группах
1 младшая
I. Вступительная часть
II. Основная часть:
1 этап Первичное созерцание картины.
2этап Предваряющий рассказ педагога.
3 этап Рассматривание картины (беседа по содержанию картины). Главный методический прием – вопросы.
4 этап Завершающий рассказ педагога. Можно второй раз использовать прием совместного рассказывания.
III. Заключительная часть.
2 младшая
I. Вступительная часть.
II. Основная часть.
1 этап. Первичное созерцание картины.
2 этап. Беседа по картине.
Главный методический приём – вопросы.
3 этап. Обобщающий рассказ педагога по картине.
Можно повторить рассказ ещё раз, используя приём совместного рассказывания.
III. Заключительная часть (в игровой форме).
Средняя группа
Первое занятие по картине.
Рассматривание картины проходит по той же структуре, что и во 2-ой младшей группе.
Второе занятие по картине.
I. Вступительная часть.
Очень короткая, где педагог через игровой приём вносит картину и настраивает детей на составление рассказа.
II. Основная часть.
1 этап. Образец рассказа по картине.
2 этап. Рассказы детей (4-6 рассказов).
III. Заключительная часть.
Старшая подготовительная группы.
Вступительная часть.
II. Основная часть.
1 этап. Сообщение цели занятия. Показ картины детям. Первичное созерцание картины.
2 этап. Беседа.
а) Работа начинается с сообщения названия картины
б) Работа над содержанием картины
3 этап. Рассказы детей (3 – 4 рассказа).
В начале года можно помочь детям:
– дать образец;
– дать план;
– уточнить последовательность рассказа вместе с детьми.
4 этап. Рассказ воспитателя по картине (по мере необходимости).
III. Заключительная часть.
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.
Итак, картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).
В трудах Е.И.Флериной, Л.А.Пеньевской, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.
Приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности.
Спасибо за внимание