План-конспект занятия по
составлению рассказа
Тема: Составление рассказа по картине «Ежи»
Возраст: старшая группа (5-6 лет)
Программные
задачи:
Образовательные
задачи:
1. Содействовать формированию умений внимательно рассматривать картину (с
помощью вопросов воспитателя);
2. Рассуждать над ее содержанием, составлять коллективный рассказ по
картине, придерживаясь определенного пункта плана;
Развивающие задачи:
1. Создавать условия для организации и проведения упражнения в подборе
слов, близких по значению, в отгадывании описательных загадок на заданную тему;
2. Способствовать развитию внимания, памяти.
Воспитательные задачи:
1. Умения внимательно выслушивать товарища, не перебивая его, оценивать
рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: картина «Ежи»,
аудиозапись «Звуки природы», речевая схема (план-рассказа по картине).
Для детей: элементы картины, листы желтой
бумаги.
Предварительная работа к занятию: беседы по
осеннему времени года («Изменения в мире растений», «Как готовятся лесные звери
к холодам», «Изменения в неживой природе».); составление с детьми
загадок-описаний про лесных животных.
Словарная работа:
Связная речь: отвечают на вопросы развернутой
фразой, используя предложения сложной конструкции.
Обогащение словаря: ежиха, ежата, ежиная
семья.
Активизация словаря: прилагательные (голодные,
жадные, прожорливые, трусливый, боязливый, пугливый, слабый), глаголы
(испугался, спрятался).
Методы и приемы:
Наглядный метод: рассматривание картины.
Словесный метод: составление рассказа по
картине.
Практический метод: пересказ рассказов по
картине.
– словесный прием: речевой образец, повторное проговаривание, указание,
оценка детской речи, вопрос.
– наглядный прием: показ картинок.
– игровой прием: использование загадок.
Средства обучения: общение взрослых и детей,
литературная речь воспитателя, обучение родному языку на занятиях,
художественная литература.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Ход
занятия:
I. Вводная часть
– Сегодня будем учиться
составлять рассказ по картине. Но сначала проведем разминку на тему «Осень». Я
буду задавать вопрос; кто дает ответ, проходит и садится на стульчик. (Стульчики
стоят полукругом напротив мольберта с картиной.)
Вопросы:
1. Сильный, порывистый,
холодный… (ветер).
2. Моросящий, холодный,
мокрый… (дождь).
3. Непроглядный, серый,
густой… (туман).
4. Жидкая, черная,
липкая… (грязь).
5. Серое, хмурое,
облачное… (небо).
6. Ненастная, пасмурная,
дождливая… (погода).
7. Сухие, желтые,
шуршащие… (листья).
II. Основная часть
1. Рассматривание
картины. Беседа по содержанию картины.
После выполнения
задания воспитатель предлагает отгадать загадку.
Что за елочка такая?
Это елочка живая –
В серенькой одежке,
Ходит по дорожке. (Еж.)
– Как вы догадались, что
это еж? (Ответы детей.)
Воспитатель
демонстрирует картину «Ежи» (звучит аудиозапись «Звуки природы»)
– Посмотрите на картину.
Кто изображен на картине? (Ежиха и ежата.)
– Как их можно назвать? (Ежиная
семья.)
– Где находится ежиная
семья? (В лесу.)
– Какое время года
изображено на картине? (Осень.)
– Что делает ежиха? (Внимательно
наблюдает за ежатами.)
– Что делают вот эти
ежата (указывает на ежат, изображенных на среднем плане картины) ? (Тащат
червяка в разные стороны.)
– Вспомните, что еще едят ежи? (Мышей, ягоды,
грибы, личинки жуков.)
– Как вы думаете, зачем
мама привела ежат на лесную полянку? (Учит добывать пищу, охотится.)
– Если она учит своих
ежат охотится, то как про нее можно сказать? (Умная, заботливая,
внимательная.)
– Как можно сказать о
ежатах, которые никак не поделят червяка? (Голодные, жадные, прожорливые.)
– Что делает вот это ежик
(указывает на ежа, который изображен на переднем плане картины) ? (Свернулся
в клубок.)
– Как вы думаете, почему
он это сделал? (Испугался жука, спрятался от него.)
– Как еще можно сказать,
какой ежик? (Трусливый, боязливый, пугливый, слабый.)
2. Составление
рассказа по картине.
– Мы внимательно
рассмотрели картину и теперь будем составлять по ней рассказ. Составлять
рассказ будем «по цепочке»: начинает один, продолжает другой, заканчивают
третий и четвертый ребенок. Чтобы вам было легче рассказывать, используйте
план:
1. Какое время года
изображено на картине?
2. Кто изображен? Где
происходит действие?
3. Что произошло со всеми
ежами? Почему?
4. Чем все закончилось?
– Каждый из вас будет
рассказывать только по одному пункту плана. (Воспитатель опрашивает детей,
на какой пункт плана будет отвечать каждый из них.)
– Постарайтесь при
составлении рассказа использовать те слова, которые мы использовали при
рассматривании картины, и рассказать так, чтобы нечего не было добавить.
Дети рассказывают,
воспитатель и другие дети оценивают, у какой «цепочки» рассказ был интереснее,
аргументируя свой выбор.
III. Заключительная часть
1. Творческая работа.
– Теперь я предлагаю вам
подойти к столам, разделиться поровну.
Еще раз внимательно
посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить все, что изображено на ней. (1–2
минуты.)
На столах перед вами
большие листы бумаги желтого цвета. Представьте, что это осенний лес. На каждом
столе лежат отдельные элементы картины, которую вы сейчас рассматривали и по
которой составляли рассказы. Я предлагаю вам составить картину, точно
расположив все ее элементы.
Дети выполняют
задание.
2. Рефлексия.
– Что учились составлять?
– О ком составляли
рассказ?
– Какие задания вызвали
затруднения?
– Какие задания выполнили
легко?
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: Составление рассказа описания по плану (по схеме).
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье».
«Коммуникация»
Задачи:
- Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.
- Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
- Обогащать речь детей существительными.
- Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными,
- Упражнять в образование притяжательных прилагательных.
- Закрепить умение детей составлять распространенные предложения с однородными определениями.
- Закрепить умение детей составлять рассказы описания по плану.
«Познание»
Задачи:
- Расширять и уточнять представления детей о природе.
- Закреплять умение наблюдать.
- Расширять представления детей о диких животных: где живут.
- Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы.
«Здоровье»
Задачи:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
- Восстанавливать нарушенное носовое дыхание по средствам выполнения правильной дыхательной гимнастики.
Оборудование: предметные картинки по теме недели.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет дикое животное и его жилище.
2. Дидактическая игра на образование притяжательных прилагательных.
Игра проводится с мячом.
-У медведя хвост чей? -медвежий
лапа чья? – медвежья
-Ухо чье? – медвежье
-У зайца лапы чьи? – заячьи
-У лисы хвост чей? – лисий
-У ежа иголки чьи? – ежиные
-У волка голова чья? – волчья
-Ухо чье? – волчье
-Спина чья? – волчья
-У оленя рога чьи? – оленьи
3. Игра «Назови семью»
папа — медведь, мама – мед ведица, детеныш(и) — медвежонок (медвежата); папа — волк…,
папа — заяц …,
папа — еж…,
папа – лис…,
папа – лось….
папа – барсук… ,
4.Игра «Поиграем, посчитаем» (по картинкам).
Один заяц, два зайца,…, пять зайцев.
Один волк, два волка,…, пять волков.
Один медведь, два медведя,…, пять медведей.
Один еж, два ежа,…, пять ежей.
Одна лиса, две лисы,…, пять лис.
Одна белка, две белки,…, пять белок.
5. Физкультминутка Игра «На водопой».
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой — косые зайчата, Волчица вела за собою волчат, Все мамы и дети напиться хотят. |
(Дети спокойно идут по кругу друг за другом.) (Идут, громко топая.) (Крадутся на носочках.) (Приседают, медленно двигаются вперед.) (Идут вперевалку.) (Скачут вприсядку.) (Скачут на прямых ногах.) (Идут на четвереньках.) (Лицом в круг, делают движения языком — «лакают».) |
6. Дидактическое упражнение «Красивые слова»
-Ребята, прежде чем составлять рассказы, давайте придумаем красивые слова о зверях.
– Заяц какой? (белоснежный, как комочек снега, пушистый, быстрый, озорной, длинноухий, косой, острозубый).
-А белочка какая? (грациозная, проворная, зимой – серебристо-серая. Летом рыжевато-золотистая, пушистая, хлопотливая и др).
– О лисе мы, что можем сказать? (рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный, пушистый, мордочка вытянутая, лапки стройные, рыжая красавица, хитроумная).
– Медведь какой? (громадный, бурый, неповоротливый, косолапый, неуклюжий, могучий зверь, добродушный, доверчивый, простодушный, миролюбивый, подслеповатый),
7.Дыхательная гимнастика:
Упражнение «Насос».
8. Составление описательного рассказа о зайце.
Кто из вас хочет рассказать о нем?
– Прежде чем, начать рассказывать, напоминаю вам устный план рассказа:
а) внешний вид зверя.
б) чем питается?
в) где живет?
г) кто его враги и как он от них спасается
9. Рассказы детей.
10. Итог занятия.
Введение
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей, он необходим для выражения и формирования мыслей. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, то есть его поведение, а следовательно, и его личность в целом. Вот почему в основную задачу детского сада обязательно включается развитие полноценной речи у ребенка.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Система работы по развитию речи в детском саду представляет собой сложное образование, включающее взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты. Общая задача по обучению родному языку состоит из ряда специальных, частных задач. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста рассказыванию
1. Задачи, для обучения детей связной речи (рассказыванию).
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и виденном.
Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
Конкретные задачи обучения определены «Программой воспитания в детском саду».
В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т. д.
Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи –
- обогащения словаря,
- формирования грамматических навыков,
- воспитания звуковой культуры речи.
В дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок четырех-пяти лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, т. е. смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют.
Следует отметить, что дети успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целостное высказывание.
Однако умение отражать в своих рассказах различные виды связей, выделять зависимость некоторых фактов, явлений и объяснять их у дошкольников надо формировать.
При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя.
Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию.
Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово-произношения.
Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую.
При этом выполнение дошкольником заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной его части к другой и т.п.
«Программа воспитания в детском саду» ставит перед педагогом такие задачи:
- учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое,
- рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью,
- не отвлекаясь от темы,
- приучать дошкольников рассказывать не торопясь;
- помогать им находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств;
- развивать образную речь,
- учить рассказывать живо, выразительно.
В программе нет специального раздела об обучении рассказыванию в младших группах, так как с детьми этого возраста на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу. Особое внимание на подготовительном этапе уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.
В средней, старшей и подготовительной к школе группах на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы – по рассказыванию на темы из личного опыта.
В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет.
Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию:
- об игрушках и играх,
- о предметах быта,
- о выполняемых трудовых поручениях,
- о взаимоотношениях с товарищами,
- о природе и т.д.
Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
В процессе подготовки к занятиям по развитию речи воспитатель должен отбирать такой материал для рассказов, на основе которого углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания.
На занятиях воспитатель учит ребенка выделять существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения и придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания. Чаще всего рассказы-описания составляются дошкольниками при опоре на восприятие, т. е. дети описывают то, что видят перед собой.
Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер:
- на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят пред собой),
- на других – составляют рассказы на темы из личного опыта (т.е. на материале образов памяти),
- на третьих – придумывают сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.
Выбор средств обучения при этом не может не зависеть от того, в каком виде рассказывания предстоит упражнять детей, какие психические процессы будут активизироваться учебными речевыми заданиями.
В дошкольном возрасте дети только еще начинают овладевать монологической речью. Поэтому они нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях.
Педагог должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.
Задача воспитателя – научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.
Однако необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывает у детей затруднения; ребенок еще нечетко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не умеет сосредоточить свою мысль на главном и поэтому может нарушить логику расположения смысловых звеньев.
В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т.е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников.
2. Приемы обучения рассказыванию
Приём обучения (обучающий приём) – кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Средством обучения связной речи является рассказывание детей.
В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой и других показана роль рассказывания в развитии связности детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.
Выделены и апробированы в многолетней практике следующие приемы.
Совместное рассказывание.
Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает.
Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»).
Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.
Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.
Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи.
Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.
Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Воспитатель при этом поощряет элементы самостоятельности детей, однако допускает на первых порах, особенно в младшей и средней группах, буквальное подражание образцу. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы.
Такой образец служит опорой для рассказывания о других эпизодах. В противном случае он будет сковывать детскую мысль, провоцировать детей на дублирование услышанного от воспитателя.
Некоторые методисты не рекомендуют предлагать образец рассказа в конце занятия, поскольку дети не смогут уже ему подражать. Однако, например в старших группах, в этом случае он может быть предложен для сравнения с детскими монологами и их оценки.
Как разновидность образца рассказа используется:
Частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.
Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети.
Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения.
План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета.
В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.
В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Так, в творческом рассказывании на тему «Как мальчик нашел щенка» Л.А.Пеньевская предложила следующий план: где мальчик нашел щенка? (направлен на выявление обстоятельства места и времени действия); какой был щенок? (предполагает описание внешнего вида щенка); что мальчик стал с ним делать? (помогает развитию сюжетной линии). Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.
В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.
План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.
Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.
Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.
Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок.
Этот прием используется при описании много-эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.
К каждой из них составляются план, а затем 2-3 высказывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.
Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах.
Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.
Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н.Г.Смольниковой).
Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания. Интересный опыт применения подобных схем изложен в статье Т.Ткаченко (СНОСКА: Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов//Дошкольное воспитание. – 1990. – №10).
Лист картона 45 х 30 см делится на квадраты по количеству признаков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. Для описания игрушек, например, предлагаются 6 квадратов: 1) цвет (цветовые пятна); 2) форма (несколько геометрических фигур); 3) величина (два мяча разной величины); 4) материал (наклеенные фольга, дерево); 5) части игрушки (пирамидка с разобранными кольцами); 6) действия с игрушкой (рука с разведенными пальцами).
Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания.
Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения.
Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.
Широкую известность приобрели работы Л.А.Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности.
Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий.
Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего, воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.
В процессе обучения монологической речи используются и другие приемы:
- вспомогательные вопросы,
- указания,
- исправление ошибок,
- подсказ нужных слов,
- прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон.
Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи.
Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (рассказывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно).
Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.
В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей.
Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов.
В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; «Незнайка просит научить рассказывать сказку про»).
В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).
Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны.
На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, опенка речевой деятельности и др.
При проведении того или иного занятия педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.
Методика применения различных приемов и самый выбор их претерпевает изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т.д.
3. Основные требования к методам и приемам обучения детей дошкольного возраста рассказыванию.
Остановимся вначале на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.
Такие занятия систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и др.
Обучение рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем.
Для показа часто используются наборы – комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения.
Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т. д. Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Дети упражняются в выборе точных слов-обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам. В рассказах-описаниях находит выражение эмоционально-эстетическое отношение дошкольников к вещам, к игровому материалу, речь их становится более выразительной.
К рассказам, которые дошкольники строят на материале непосредственных восприятий, относятся также рассказы – описания растений и животных.
Качество рассказов и активность детей на занятиях во многом зависят от приобретаемого ими опыта восприятия объектов при наблюдениях, на прогулках, экскурсиях.
Показ игрушек может происходить в виде инсценировки какого-либо сюжета. Игровые действия побуждают детей описывать предметы детализированное, эмоциональнее.
Важным приемом обучения являются вопросы, с помощью которых педагог помогает дошкольникам лучше познакомиться с объектами описания. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них – припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств.
Воспитатель задает вопросы, как правило, в начале занятия, когда знакомит детей с игрушками или предметами и подготавливает к предстоящему рассказыванию.
В младшей и средней группах ребята описывают предметы, опираясь на последовательно задаваемые педагогом вопросы.
Наряду с вопросами широко используется речевой образец (рассказ воспитателя).
Образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями.
Это – один из ведущих приемов, поскольку дети овладевают речью путем активного творческого подражания речи, которую они воспринимают от окружающих.
Рассказ педагога, используемый в качестве образца, должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным. Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей объектом внимания, познания и освоения.
«Ребенок, – отмечал К.Чуковский, – в меру своих умственных сил… анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые».
Ценность рассказа-образца возрастает, если ребенок может найти в нем материал, который позволил бы ему сделать доступные для него наблюдения над языковыми явлениями. Надо всегда учитывать, что «тонкое чувство языка, – по словам М. М. Кольцовой, – отличает весь ход формирования детской речи».
Итак, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий педагог создает такие учебные ситуации, в которых дошкольники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями.
Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине.
В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.
На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах.
Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.
Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит.
Е.И.Тихеева писала: «Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей… Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».
Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.
Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.
Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение и т.п. Хорошо известна высокая оценка К.Д.Ушинским роли картинки в процессе формирования языка: «…она (картина.- Э.К.) поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно трудно». Великий русский педагог обосновывал ценность картинки тем, что изображение предмета возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове».
В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов.
- В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.
- В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
- Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.
Начиная со средней группы в детском саду проводятся занятия по пересказу литературно-художественных произведений.
Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается.
Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал. Именно тогда они пересказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, проявляют творческую активность.
В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы.
Прежде всего, воспитатель должен выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После выразительного чтения проводится беседа, основное назначение которой – выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим приемом в беседе выступают вопросы педагога.
Однако беседу нельзя превращать в пересказ по вопросам. Это происходит в том случае, если вопросы ставятся почти к каждой фразе текста, и дети с формальной дословностью воспроизводят его. Чтобы ребенок мог проявлять в процессе пересказа самостоятельность, творческую активность, вопросы педагога должны сосредоточивать его мысль на центральных, узловых моментах повествования.
В процессе беседы, подготавливающей детей к пересказу, они активно оперируют языковым материалом рассказа или сказки, воспроизводят отдельные словосочетания, обороты, упражняются в нахождении и использовании выразительных интонаций.
По мере того как от занятия к занятию дошкольники все лучше пересказывают литературные произведения, беседы становятся более краткими, сжатыми. Дети хорошо запомнят и передадут текст, если прослушают его два-три раза. Поэтому после первого чтения педагога и беседы, которая закрепляет целостное восприятие литературного произведения, дети повторно слушают рассказ или сказку.
Перед повторным чтением воспитатель дает установку на внимательное прослушивание для последующего пересказа. В этом случае произведение воспринимается детьми уже с учетом предстоящей речевой деятельности. Кроме вопросов в процессе обучения пересказыванию педагог может применять и другие приемы – совместный пересказ, указания, подсказ-напоминание и т.д. При выборе методических приемов учитывается, пересказывают дети уже знакомую сказку, рассказ или ранее неизвестное им произведение.
Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Используя его, воспитатель не должен забывать, что отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрить старания ребенка. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали пересказ своего товарища. Необходимо также учить дошкольников выполнять речевые задания коллективно.
Для этого перед заслушиванием очередного пересказа воспитатель дает всей группе конкретную установку: быть готовыми помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т.д.
На занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок может изложить от начала до конца. Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают его и заканчивают. Здесь дети приобретают самый первоначальный опыт пересказа в лицах, с использованием элементов драматизации; они знакомятся с изложением текста от первого лица – от лица героя.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта, на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи детей.
В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта.
Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения. «Дети, – отмечала Е. И. Тихеева, – обыкновенно охотно отзываются на предложение рассказать что-либо из их личных переживаний. Делиться с другими своими мыслями, обмениваться впечатлениями – насущнейшая потребность человека, которая выражается у детей очень своеобразно, по-детски».
Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко; учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи; следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.
В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними.
«Программой воспитания в детском саду» обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотрено начиная со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству, – занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах.
В программе воспитания в детском саду конкретно указываются те речевые умения и навыки, которыми должны овладеть дети в процессе обучения.
Дошкольники старшей группы учатся рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы; правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью; указывать место и время описываемых событий; пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.
В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения совершенствуются формы монологической речи; продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни; четко, ясно излагать свои мысли; указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий. Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.
Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно отражать воспринятое.
В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отбирать словесный материал, он, по словам Е.И.Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа».
В подготовительной к школе группе детей обучают творческому рассказыванию.
Ребенок седьмого года жизни вполне подготовлен к этому виду речевой деятельности: усложняется его мыслительная деятельность, возрастает произвольность и целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логически аргументированному комбинированию представлений, образов.
Заключение
Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения и активизации словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.
Таким образом, творческое рассказывание соответствует возрастным возможностям старших дошкольников, отвечает их интересам. Предложение придумать рассказ, сказку дети обычно встречают радостно. Они переживают эмоциональный подъем, когда придумывают сами или слушают своих сверстников.
Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.
Список литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М.: Академия, 1998 – 400 с.
- Бородич А. М. «Методика развития речи детей», М., 1981, – 235 с.
- Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста – под ред. Ф.А.Сохина – М.: Просвещение, 1984 – 223 с.
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М., 2001, – 268 с.
- Филичева Т.Б. , Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», – 1997. – 80 с.
- Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – М., 2006.
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи. – М.: Академия, 2004. – 304с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 2003
- Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду- М.,1982
- Пеньевская Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи в детском саду. – М.,1950
Конспект НОД в старшей группе.
по теме: «Составление рассказа по сюжетной картине».
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
Обучающие задачи:
-
закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
-
совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);
-
упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) Развивающие задачи:
-
развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
-
продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
-
развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
-
закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
Воспитательные задачи:
-
воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;
-
воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
—словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, составление рассказов.
– метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.
– наглядный: рассматривание мнемотаблиц.
– игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Скажи правильно», «Подбери слова»,
Оборудование: карточки подсказки «Весна» ,электронное письмо, картина «Дети на прогулке» из серии «Весна», мультимедийное оборудование.
Предварительная работа:
• экскурсии и наблюдения в природе;
• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,
• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;
• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;
• рисование по теме «Весна»;
• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
• разучивание стихотворения стихотворений о месяцах весны.
• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Ход проведения:
– Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.
Доброе утро, – нам шепчут цветы,
Доброе утро, – журчат ручейки,
Доброе утро, – шумят тополя,
Доброе утро, – родная земля.
Доброе утро, – солнцу и птицам,
Доброе утро, – улыбчивым лицам!
– Улыбнемся, друг другу и подарим улыбки нашим гостям.
(1) -Ребята, посмотрите, на нашу электронную почту пришло письмо,
Хотите узнать, что в нём написано? – Давайте прочитаем.
(2)«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок. Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Расскажите, пожалуйста? »
Пингвинёнок. (3)
– Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)
– Молодцы, правильно!
– А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).
Проблемная ситуация.
– Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашим друзьям?
– Правильно, и в этом нам поможет весенняя картина.(4)
Итак, давайте поговорим о весне.
– Что же такое «весна»? (Это время года).
– После, какого времени года приходит весна?
– Какое время года вы ещё знаете?
-А теперь поиграем со словом весна.
1. Игра « Добавь словечко» (на стульчиках)
• Пришла….
• Мы ждали….
• Мы рады…
• Мы встречали …
• Мы будем гулять….
• Мы поём песни о ….
(у стола)
– А сейчас я предлагаю вам вспомнить все приметы весны
В этом нам помогут карточки, подойдит, пожалуйста к столу и возьмите только те карточки которые подходят к нашему времени года .
Весной солнышко стало ярче пригревать. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. Из тёплых стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы и строить гнёзда. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Появляется первая весенняя травка и первые весенние цветы. Люди сменили тёплую одежду на лёгкую.
2.Игра. «Подбери слова» (на пенечках)
– Солнце весной какое? +Яркое, высокое, теплое.
– Почки (какие?) – +Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.
-Небо весной какое? + (голубое, высокое, чистое)
-Скажите, солнце весной что делает? + Греет, припекает, светит.
-А ручьи? + Бегут, журчат, шумят.
-Что делают птицы весной? + (вьют гнезда, поют, чирикают, свистят)
-Молодцы, вы все назвали верно.
Игра «Скажи на оборот»
(5)
Посмотрите внимательно на картину, какое название вы бы придумали («Весна», «Дети на прогулке», «Весенная прогулка», «Дети пускают кораблики».
Какое время изображено на картине (весна)
Давайте внимательно рассмотрим ее. Что изображено на переднем плане, посередине? (дети пускают кораблик в ручеек). Давайте придумаем детям имена.
Как и во что одеты дети?
Какой ручеек? (широкий или узкий, быстрый или медленный, глубокий или мелкий, звонкий, журчащий)
Из чего сделаны кораблики?
Нравится ли детям их занятие?
Молодцы, все точно подметили.
Как выдумаете когда и с кем дети сделали кораблики?
Куда дети пошли на прогулку?
Что они там увидели, какая была погода, какие изменения произошли в природе?
Как вы думаете, понравилась ли детям прогулка?
Что больше всего понравилось в этой картине?
Физкультурная минутка. (6)
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Протяни ему ты руку!
(6) Ребята теперь еще раз внимательно посмотрите на картину и попробуйте составить рассказ.
План составления рассказа.
В начале, расскажите, когда и с кем дети сделали кораблики и зачем они их сделали.
Потом расскажите о том, как дети собирались на прогулку, во что они оделись.
Далее расскажите, куда они пришли, какой был день, какие изменения произошли в природе.
Расскажите. Что делали дети на прогулке, и понравилась ли им прогулка.
В конце скажите, что вам понравилось в этой картине, любите ли вы весну и почему.
Примерный рассказ.
Валя и Миша сделали в детском саду бумажные кораблики. Они принесли их домой, чтобы взять их на прогулку.
В субботу с бабушкой дети собрались на прогулку. Они надели весенние куртки и штаны, легкие вязаные шапочки, перчатки, резиновые сапоги, потому что на улице было сыро, таял снег. Валя и Миша взяли свои кораблики.
Дети пришли в березовую рощу. Там росли стройные, высокие, белоствольные березы. День был солнечным и теплым. Небо было голубым, чистым, ясным, облачным. Появились проталины. На проталинах показалась молодая, нежная трава и первые весенние цветы. Между берез бежал быстрый, чистый, журчащий ручей. Дети стали пускать свои кораблики в ручей. Они бежали за корабликами и радовались.
-А теперь вы попробуйте рассказать сами. (если у ребенка не полный ответ предлагаю другому дополнить)
-Молодцы, хороший и у вас рассказ получился, помогли узнать нашим друзьям, что такое весна.
– Спасибо, ребятки. Мы запишем ваши рассказы и отошлём пингвинятам. Я предлагаю вечером вам нарисовать рисунки о весне,
Итог занятия: Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии, что вам понравилось (если дети затрудняются задаю наводящие вопросы, например: кто вам письмо прислал?) 3-4 предложения.
А сейчас наше занятие закончено, попрощайтесь с нашими гостями, отдыхайте.
Я как-то рассказывала о том, как научить ребёнка составлять план текста. В этой статье я покажу, как это делать, на примере произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
Прежде, чем составлять план рассказа, ребенку нужно его прочитать. Да, он уже читал его в классе. Возможно, ребенок будет говорить, что помнит содержание. Составление плана – работа с текстом. Она начинается с прочтения этого текста. Ведь составление плана текста – это подготовка к его пересказу.
После того, как ребенок прочитал текст, нужно определить, на сколько частей можно разделить этот текст. И здесь дети часто испытывает сложности. Кто-то из ребят сразу может определить верное количество частей и их границы, помня содержание. А кому-то это сложно сделать. Мы говорим о том, как помочь детям, испытывающим сложности при составлении плана.
Берем карандаш и в тексте будем отмечать начало и конец каждой части. Как правило, одна часть заканчивается тогда, когда завершается какое-то событие. В следующей части происходит новое событие или появляются новые герои.
В нашем рассказе первая часть заканчивается, когда шляпа падает на пол.
Спросите ребёнка, о чем шла речь в первой части (это нужно делать после определения границ каждой части). Теперь нужно придумать название для этой части. Это будет первый пункт плана.
Дальше определяем границы второй части. В ней идёт речь о том, как ребята раскрашивали картинки в комнате и испугались, увидев движущуюся шляпу.
Попросите ребенка придумать название для этой части. Это второй пункт плана.
Определяем границы третьей части. Она начинается с последнего абзаца на странице 55, а заканчивается после первого абзаца на странице 58.
В третьей части идет речь о том, как ребята прибежали на кухню и приняли решение кидаться в шляпу картошкой. Название этой части – следующий пункт плана.
Оставшаяся часть текста – четвёртая. Обсудите с ребёнком, о чём идет речь в этой части и попросите его придумать название.
Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал