Как составить план рассказа в третьем классе

План пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

hello_html_13f6d325.jpg

План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и (или) основную мысль.

Простой план – это план, включающий название значительных частей текста.

План очень коротко передает основное содержание текста.

Чтобы составить план, нужно:

– определить тему и основную мысль текста;

– выделить в нем части;

– найти главное в каждой части;

– подобрать заголовок.

Чтобы составить план, нужно:

  1. Прочитать текст, выяснить значение непонятных слов.
  2. Определить тему и основную мысль текста.
  3. Разделить текст на смысловые части.
  4. Озаглавить их.
  5. Проверить, можно ли руководствуясь этим планом, пересказать текст.
  6. Аккуратно переписать усовершенствованный вариант плана.

Задания.

1.Вспомни и расскажи сказку по плану:

1)Жили-были старик, кот да петух.

2)Лиса обманывает петуха и уносит его.

3) Кот спасает петуха.

4) Лиса второй раз обманывает петуха.

5) Опять кот спасает петуха.

6) Лисе удается унести петуха в свою нору.

7) Кот наказывает лису и приносит петуха.

2. Вспомни сказку «Колобок». Прочитай план к этой сказке. Правильно ли он составлен?

1. Появление Колобка.

2. Колобок отправляется в путешествие.

3. Встреча с зайцем.

4. Встреча с лисой.

5. Встреча с волком.

6. Встреча с медведем.

3. Прочитай рассказ.

Синичка.

Это было в морозный зимний день. К окну прилетела синичка. Она очень замерзла.

У окна стояли дети. Они увидели синичку, им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку. Синичка тотчас влетела в комнату.

Птичка, видно была очень голодной. Она стала клевать хлебные крошки со стола. Тогда дети насыпали ей крупы и налили в блюдце воды.

Раздели рассказ на три части и подбери заголовок к каждой части.

4. Прочитай рассказ.

Чашка.

В группе было двадцать пять ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, золотыми каёмочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стёрлась, и никто не мог догадаться, что же тут было нарисовано. Никто не хотел пить из старой чашки. Но разносили чай, и все равно она кому-нибудь доставалась.

Но вот что случилось однажды. Дежурной была Лена. И всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка? Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена взяла её себе.

На этот раз чай пили тихо, без ссор и слёз. И с тех пор дежурные пили чай из старой чашки. Её так и называли: «Наша дежурная чашка».

Выбери и запиши пункты плана, которые соответствуют выделенным частям:

1). Старая чашка.

2). «Наша дежурная чашка».

3). Куда делась старая чашка.

5. Прочитай рассказ писателя Ю. Д. Дмитриева.

Чиж.

Весёлая, добрая птичка. И название у неё ласковое: чиж, чижик.

В хвойных лесах устраивают птички свои маленькие уютные гнездышки. В них выводят на свет крошечных чижат.

А осенью собираются в большие стаи и улетают на юг. Но ненадолго.

Уже в начале весны к звонкой весенней капели присоединяется весёлый голос чижа. Здравствуй, чижик! Добро пожаловать!

Выбери и запиши те пункты плана, которые относятся к данному тексту и соответствуют выделенным частям. Объясни свой выбор.

1. Весёлая птичка.

2. Как живут чижи.

3. Маленькие уютные гнездышки.

3. Осень.

4. Здравствуй, чижик!

5. Чиж – родственник воробья.

6.Расположи части текста в соответствии с планом.

Старшие друзья.

Девочки сшили платья для кукол. Мальчики сделали игрушечную мебель. Нашлись и книжки с картинками.

Рядом со школой открылся детский сад. Школьники готовили для малышей подарки.

Первого мая в садике был утренник. Малыши были рады гостям и подаркам.

План:

  1. Открылся детский сад.
  2. Школьники готовили детям подарки.
  3. Малыши были рады.

7. Прочитай рассказ. Составь план.

Как Саша провёл выходной день.

Семья Саши получила квартиру в новом доме. Дом высокий, большой, красивый, а двор совсем пустой.

В выходной день жильцы дома организовали воскресник. Они решили посадить во дворе деревья и кусты. Саша и другие ребята тоже вышли во двор с лопатами. Они вместе со взрослыми сажали липы, клёны. Саша под окном посадил сирень. Ребята помогли старшим сделать клумбы и посадить цветы. Теперь двор нового дома будет зелёным и нарядным.

В школе Саша рассказал ребятам о том, как провёл выходной день.


Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Крепость.

Как хорошо отдыхать на берегу Черного моря! Денис и Илья дружно строят крепости и форты из мокрого песка. А из камней ребята возводят могучие стены и высокие башни. Мальчики роют глубокие рвы и перекидывают через них мосты из щепочек. Сейчас Денис старательно укрепляет северную часть крепости. Илья занимается Южной частью. Охранять крепость будут маленькие игрушечные солдатики. Одни из них выстраиваются вдоль стен. Другие игрушечные бойцы занимают форт. Некоторых солдатиков мальчики помещают в окопах. Штурмовать такие укрепления будет очень сложно.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитай текст. Раздели его на абзацы. Составь план.

Старый пес.

Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Верой и правдой служил хозяину. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Даже нюх притупился. Однажды в ясный летний день Полкан не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал на него лаять. Хозяин удивился. Один знакомый хозяина посоветовал выгнать пса. Хозяин промолчал. Но через несколько дней он принес маленького щенка. Хозяин поселил его рядом с Полканом. Старый пес подружился со щенком. Полкану теперь не было скучно. Они часто вместе играли. Старый пес обучал малыша нелегкому сторожевому делу.

  1. Было ли решение хозяина правильным?
  2. Чему учит этот рассказ?

Я как-то рассказывала о том, как научить ребёнка составлять план текста. В этой статье я покажу, как это делать, на примере произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

Прежде, чем составлять план рассказа, ребенку нужно его прочитать. Да, он уже читал его в классе. Возможно, ребенок будет говорить, что помнит содержание. Составление плана – работа с текстом. Она начинается с прочтения этого текста. Ведь составление плана текста – это подготовка к его пересказу.

После того, как ребенок прочитал текст, нужно определить, на сколько частей можно разделить этот текст. И здесь дети часто испытывает сложности. Кто-то из ребят сразу может определить верное количество частей и их границы, помня содержание. А кому-то это сложно сделать. Мы говорим о том, как помочь детям, испытывающим сложности при составлении плана.

Берем карандаш и в тексте будем отмечать начало и конец каждой части. Как правило, одна часть заканчивается тогда, когда завершается какое-то событие. В следующей части происходит новое событие или появляются новые герои.

В нашем рассказе первая часть заканчивается, когда шляпа падает на пол.

Как научить ребенка составлять план текста. Практика. Рассказывает учитель

Спросите ребёнка, о чем шла речь в первой части (это нужно делать после определения границ каждой части). Теперь нужно придумать название для этой части. Это будет первый пункт плана.

Дальше определяем границы второй части. В ней идёт речь о том, как ребята раскрашивали картинки в комнате и испугались, увидев движущуюся шляпу.

Попросите ребенка придумать название для этой части. Это второй пункт плана.

Определяем границы третьей части. Она начинается с последнего абзаца на странице 55, а заканчивается после первого абзаца на странице 58.

В третьей части идет речь о том, как ребята прибежали на кухню и приняли решение кидаться в шляпу картошкой. Название этой части – следующий пункт плана.

Оставшаяся часть текста – четвёртая. Обсудите с ребёнком, о чём идет речь в этой части и попросите его придумать название.

Как научить ребенка составлять план текста. Практика. Рассказывает учитель

Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал

Собака-грибник собака.png
 На лестнице я встретил маленького щенка и принёс его домой.
 Я дал ему кличку Майка и стал его обучать. Недели через три она прыгала через обруч, стояла на лапках.
 Прошло лето, за тем и осень пришла. В лесу появились грибы. Я часто ходил в лес с Майкой. В лесу она бегала за птицами, резвилась.
 Стал я обучать Майку находить грибы. Заметив грибы, она громко лаяла.  За восемь лет Майка была моей помощницей  по сбору грибов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 по А. Рыжкову

П л а н:
1. Встреча со щенком.
2. Обучение Майка.
3. Мои прогулки по лесу с собакой.
4. Мой помощник по сбору грибов.

Памятка. Как
составить план рассказа.

1.     Прочитай рассказ.

2.     Раздели рассказ на
части (одна часть от другой отличается содержанием).

3.     Прочитай 1 часть,
выдели в ней главное.

4.     Озаглавь эту часть
(вырази главное одним словом или предложением).

5.     Ту же работу (3 и 4
пункты) проделай по другим частям.

6.     Проведи самопроверку
(прочитай план в целом и реши, отражает ли он главное и поможет ли вспомнить
содержание текста).

Особенно важен такой
прием обучения (составление плана) при подготовке к пересказу научно –
популярной статьи.

в)  Выборочный
пересказ.

Пересказать выборочно
– это значит выбрать из текста ту часть, которая соответствует узкому вопросу,
узкой теме:

        
Пересказать только описание внешности персонажа или сцену встречи двух
персонажей;

        
Пересказать отрывок, соответствующий картинке или иллюстрации (в таком
пересказе важно определить границы пересказа – начало и конец отрывка);

        
Пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной
теме. Вариантом такого пересказа может быть выборка материала к простейшей
характеристике героя.

Для обучения
выборочному пересказу целесообразно выбирать такие произведения, где достаточно
легко выделяются сюжетные линии.

Например: рассказ Л.Н.Толстого «Акула».
Задание: Последи по тексту, как вел себя старый артиллерист:

1.      Когда наблюдал, как
плыли мальчики наперегонки;

2.      Как услышал крики об
опасности;

3.      Когда услышал
пронзительный визг;

4.      После выстрела.

г) Сжатый (краткий)
пересказ.

Это вид пересказа,
предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания изучаемого
текста, передача его без деталей и подробностей. Степень сжатия текста может
быть различной вплоть до выражения основной мысли излагаемого рассказа в 1
тезисе, в 1 предложении.

СПОСОБЫ СЖАТИЯ
(СОКРАЩЕНИЯ) ТЕКСТА

Для сжатых пересказов
нельзя брать высокохудожественные тексты эмоциональные тексты. В сжатом
пересказе обычно отсутствует диалог, а содержание передается своими словами.
Обучение сжатому пересказу в соответствии с программой ведется в 4 классе, но
подготовительную работу следует проводить с 1 класса.

В школьной практике
обычно используется 2 пути сокращения текста: 1 .Сокращение текста путем его
логической перестройки (в процессе анализа частей текста в них выбирается
только существенное, основное, на основе чего и составляется сжатый текст).

2. Составление сжатого
пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объема малого
текста. Для этого каждый пункт плана составленного предварительно, поясняется
2-3 предложениями.

Эффективным приемом в
обучении сжатому пересказу является памятка- инструкция. Памятка: Как составить
сжатый пересказ небольшого текста.

1.      Прочитать текст и
определить его главную мысль.

2.      Еще раз прочитать
тест, отмечая, что является существенным, а что второстепенным для выражения
главной мысли.

3.      Составить свой текст,
опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющие каждую
мысль).

4.      Пользуясь текстом,
повторить краткий пересказ.

5.      Кратко пересказать
текст при закрытой книге.

Памятка: как составить
сжатый пересказ большого текста.

1.      Составить план текста.

2.      По первому пункту плана
и 1-ой части произведения выделить важные мысли (2-3 предложения).

3.      То же самое сделать по
другим частям текста.

4.      Пользуясь планом,
кратко пересказать текст.

5.      Проверить, достаточно
ли коротким и последовательным получился пересказ.

Обычно соблюдается такая
последовательность обучения сжатому пересказу: от подробного или выборочного
пересказа переходим к пересказу сжатому – от краткого пересказа к подробному.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СЖАТОМУ ПЕРЕСКАЗУ

1.      Прослушивание и анализ
сжатых пересказов, заранее подготовленных учителем.

2.      Постепенное усложнение
заданий по сжатому пересказу.

3.      Использование
картинного плана.

4.      Сжатый пересказ по
собственным рисункам детей.

Замечание: необходимо
отметить, что хотя сжатые пересказы важны и для использования в жизни. Чрезмерно
увлекаться ими не следует, так как это может привести к сухости, бедности
языка, к отсутствию образных выражений и художественных деталей. Именно поэтому
в методическом аппарате книг для чтения появились задания типа пересказать один
и тот же текст и сжато, и подробно.

Добавить комментарий