Родительское собрание в старшей группе на тему: «Будем знакомы!»
Цель:
-Познакомить родителей друг с другом.
– Знакомство родителей с режимом, правилами и работой детского сада.
-Адаптация ребёнка к ДОУ.
-Создание между родителями партнёрских отношений.
-Объединение родителей для наметки перспектив работы родительского комитета.
Задачи:
-познакомить родителей с задачами детского сада на новый учебный год, с планами группы на ближайшее время;
-обновить анкетные данные семей воспитанников;
-научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться.
-взаимное общение воспитателей и родителей,
– обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду;
Предварительная работа:
-Расставить стулья полукругом, подготовить места для родителей;
-Сделать памятку для родителей «Первый раз в детский сад»;
Повестка собрания:
• Сообщение темы и цели собрания
• Знакомство с родителями
• Игра
• Вопросы и ответы
• Выборы родительского комитета.
• О разном.
• Итог собрания
Подготовка:
Изготовить наглядный и раздаточный материал:
карточки с пословицами:
«Одними ласками ребёнка не воспитаешь»
«Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается»
«Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрёшься»
«Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит »
«Воспитывай лаской, а не таской»
«Пример – хороший учитель»
«Доброе слово – половина счастья»
«Не делай того другому, чего не хочешь сам себе»
ХОД СОБРАНИЯ
Дорогие родители! Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, потому что мы понимаем: без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи воспитание и создание для них уютной и радостной обстановки в детском саду – невозможная задача. Мы должны быть партнерами.
В ближайший год детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребёнка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш ребёнок успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом – задача не только воспитателей. В первую очередь – это забота родителей.
Если вы негативно относитесь к детскому садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребёнка, и не ждите от садика ничего хорошего – ваш ребёнок будет обязательно чувствовать тоже самое. Тогда процесс привыкания и адаптации в новых условиях для него затянется и станет более болезненным.
Часто бывает так, что детям не хочется идти в детский сад, как и взрослым на работу. Но если у взрослого «надо» пересиливает «не хочу», то у малыша чувства долга не развито. Однако нежеланию идти в сад может быть масса других причин, кроме лени.
Основная проблема «домашних» детей – это неумение жить по правилам большого коллектива. Ведь надо есть и спать в определенное время, ждать своей очереди, чтобы сходить в туалет или вымыть руки, а на занятиях делать то, что требует воспитатель, а не то, что тебе хочется.
Помогите ребенку привыкнуть, обучайте его навыкам самообслуживания дома. Пусть он сам переодевается, убирает за собой игрушки, моет лицо и руки. Придерживайтесь режима дня, лучше, если он будет повторять распорядок в детском саду. Расширяйте круг общения – чаще приглашайте друзей с детьми, сами ходите в гости. Проигрывайте дома ситуации из жизни детского сада. Пусть кукла станет воспитателем, а мишка – ребенком.
Ознакомьтесь с тем, чем занимаются с детьми в детском саду. Позанимайтесь с ребенком дома. Регулярно интересуйтесь, как прошел день, что понравилось, а что нет. Для Вашего ребенка важно внимание взрослых, и он всегда с большим удовольствием расскажет вам о своих впечатлениях. Проявляйте искренний интерес! Тогда ребенок, возможно, пойдет в садик хотя бы ради того, чтобы было о чем вам рассказать.
Если ваш ребенок тихий и спокойный, постоянный шум, гам и назойливость сверстников будут его быстро утомлять. Это особенности характера и нервной системы ребенка. В такой ситуации попросите воспитателя, чтобы у ребенка была возможность заняться любимым делом, например, поиграть с конструктором вдали от детей. Предупредите воспитателя, чтобы его не заставляли, есть нелюбимые блюда и не пичкали по утрам, когда в это время у него снижен аппетит. Эти мелочи будут в какой-то степени компенсировать дискомфорт от посещения детского сада.
Если с утра пораньше ребенок закатывает вам беспричинную истерику, лишь бы не идти в садик – скорее всего, он, просто пытается манипулировать вами. Для него утренняя истерика – это возможность добиться выгоды для себя. Например, обещания, что ему купят новую игрушку, если он успокоится. Всегда сохраняйте спокойствие, невозмутимость и последовательность. Если истерики происходят по малейшему поводу, обратитесь к психологу. «Мама, а ты меня домой заберешь? » Этот вопрос задают родителям все малыши, даже те, кто постарше. Повод к беспокойству дают, сами того не осознавая, родители. «Будешь себя плохо вести – оставлю в садике», – нередко говорит мама. Или, «Я тебя первым заберу», – а сами приходят за ним в последнюю очередь, ссылаясь на дела. А ребенок свято верит в то, что ему наобещали. Детям не хватает общения с родителями, вот кроха и цепляется за любую возможность побыть с ними, а детский сад – основная преграда этому.
Вместе с ребенком выработайте процесс утреннего подъема. Например, вы подходите к ребенку, ласково будите его, целуете и разрешаете еще минут 10 полежать в постели. Затем помогаете одеться, интересуясь по ходу дела, что ему снилось. По дороге поговорите с ребенком о чем-нибудь приятном и интересном. Если уже в садике ребенок вас не отпускает, не убегайте, подкараулив момент, когда ребенок отвернется. Обнимите ребенка, поцелуйте его, скажите, что очень его любите и обязательно вернетесь вечером за ними. Вы привели своих детей в детский сад и у нас с Вами одна общая цель, сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т. д.
Сейчас, мы расскажем Вам, чему мы уже успели научиться. А научились мы многому. В нашей группе проходят различные занятия. Это: рисование, лепка, развитие речи, музыкальное, физкультурное занятия. Все занятия проходят в игровой форме. Дети стали более общительными, начинают учиться играть вместе, делиться игрушками. Все дети знают, где находится их шкафчик, полотенце, кроватка. Усвоили некоторые правила поведения в группе. Знают, что после того как помыли руки нужно отжать водичку и только потом пойти к своему полотенцу. Практически все дети едят самостоятельно. Раздеваются и одеваются, но не все. Многие научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки. Как видите, научились мы многому, но еще больше нам предстоит узнать и самое главное научить детей самообслуживанию. И в этом процессе Вы должны принять самое активное участие. Часто бывает так, что ребенок в саду самостоятельно кушает, раздевается и частично одевается, но после некоторого пребывания дома приходит в детский сад и мы снова учим его кушать, одеваться и т. д.
А при общении с Вами выясняется, что дома Вы все делали за него, потому что так быстрее, удобнее, аккуратнее и т. д
Дети разные. Есть дети- непоседы, есть дети озорные, есть дети- почемучки, хотят о многом знать.
Дети есть спокойные, тихие и скромные, любят они с мамами целый день играть.
Друзей не обижают и взрослых уважают. О таких детишках можно лишь мечтать.
Детский сад – это не только дети, но и воспитатели. Очень бы хотелось узнать, что вы вкладывайте в понятие «современный воспитатель».
(высказывания родителей)
Во время пребывания ребенка в детском саду (дети, воспитатели и родители) мы составляем треугольник.
Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я могу, умею, на что способен).
Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребенка.
Как вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна ножка? (упадет) Вспомните басню И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Отсюда следует вывод, что нам стоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В ДЕТСКОМ САДУ:
Для того чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходимы ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил:
– Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время, не опаздывайте, т. к. вы нарушаете режим детского сада. С ним вы можете познакомиться на стенде для родителей. По режиму зарядка должна заканчиваться в 8.15 ч. К тому же отметить детей нам необходимо до зарядки. Опаздывающие отвлекают нас от проведения режимных моментов, от работы с детьми. Поэтому, уважаемые родители, будьте организованнее, пожалуйста.
– К воспитателям, к помощнику воспитателя обращайтесь по имени-отчеству.
– Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период адаптации – залог успеха!
– Вовремя укладывайте ребенка спать вечером.
– Одежда ребенка: Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не сковывала его движений.
Одевать детей надо по сезону и в соответствии с погодой. Чрезмерное укутывание или недостаточно теплая одежда могут привести к заболеванию ребенка. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется.
Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить.
Большая просьба вместо перчаток иметь варежки, пришить обязательно на резинку.
Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и надеваться. Учите самостоятельно обуваться и разуваться.
Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке. Иметь запасную одежду.
– Порядок в шкафчике: Складываем вещи в определенном порядке. При одевании и раздевании ребенок должен это делать сам.
Запасные вещи должны лежать в пакете на вешалке, чтобы ребенку было, куда складывать вещи.
Для спортивной формы тоже пакет, крепкий, маленький, с ручками. (Для спортивной формы нам нужны чисто белые футболки, без рисунков, черные шорты, чешки.)
Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них материальной ответственности.
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
-Следите и дома за тем, как ребенок моет руки (не разбрызгивая воду, правильно пользуясь мылом, не мочить одежду, насухо вытираться полотенцем) ;
-Следить, как одевается и раздевается (давать это делать ему самому, в определенной последовательности, определить, где перед у одежды, вывернуть; одежду складывать, вешать на стульчик, расстегивать – застегивать пуговицы, прежде, чем обуваться, сандалики или сапожки надо поставить так, чтобы они смотрели друг на друга, а не «поссорились») ;
-Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, салфеткой; во второй половине года будем обучать кушать вилкой;
-Учить самообслуживанию в туалете.
– Не обсуждайте при ребенке дома свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими, прежде всего с воспитателями.
– Главным для успешной адаптации являются ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендаций педагогов. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Надеемся на плодотворное сотрудничество!
1. Оставляя ребёнка в детском саду, не забудьте сказать, что вы за ним обязательно вернётесь.
2. Сохраняйте дома подделки, рисунки которые ребёнок приносит из детского сада.
3. Можно поиграть дома в детский сад. Для этого можно использовать имеющиеся игрушки.
4. Покажите ребёнку, что его посещение садика – это важное дело. Вы ходите на работу, а он в детский садик.
5. Если дети очень привязаны к маме, к папе чуть меньше. В таком случае, лучше первое время отводить ребенка в детский садик папе. Тогда расставание будет проходить чуть – чуть спокойней.
6. Рассказывайте ребёнку о положительных сторонах посещения детского садика.
7. Перед началом посещения садика можно начать вводить элементы режима, который используется в детском саду.
8. Чаще гуляйте с ребёнком на детских площадках. Играйте в песочнице. Дайте возможность ребёнку взаимодействовать с другими детьми.
9. Помогайте вашему ребёнку осваивать навыки самообслуживания. Поощряйте самостоятельность ребёнка.
10. Познакомитесь с воспитателем. Расскажите воспитателю о своём ребёнке.
11. Забирайте ребёнка из детского садика в то время, в которое пообещали. Не опаздывайте.
12. Дайте ребёнку с собой в детский садик любимую игрушку. Это сгладит чувство одиночества.
13. Оставляя ребёнка в детском саду, не показывайте ему вашу тревогу.
14. В присутствии ребёнка с гордостью рассказывайте своим знакомым о том, что ваш ребёнок уже такой взрослый, что ходит в детский сад. Дети очень быстро улавливают такие разговоры.
15. Поощряйте дружбу вашего ребёнка с другими детьми.
16. Приучайте ребёнка брать с собой на улицу те игрушки, которыми он готов поделиться с другими детьми.
17. Позаботьтесь о том, чтобы ночной сон ребёнка был достаточно продолжительным. Хорошо выспавшийся ребёнок хорошо себя чувствует в детском садике.
18. В общение с ребёнком подчёркивайте, что он по – прежнему вам дорог, и вы его любите.
19. Приходить в садик лучше только здоровым. Здоровый ребёнок себя увереннее чувствует.
20. Делайте с ребёнком гимнастику. Учите ребёнка играть.
21. Вместе с ребёнком вы можете приобрести две красивые пижамы. Один комплект он будет использовать во время сна дома, а второй в детском саду. Наличие в садике такой пижамы, как и дома, поможет вашему ребёнку лучше справиться с дневным сном.
22. Не обещайте ребёнку вознаграждение за посещения детского садика. Такой подход может дать временный результат, но, в конечном счёте, плохо скажется на мотивации ребёнка.
23. Одевайте ребёнка комфортно. Не холодно и не жарко.
24. Не нужно наказывать и пугать ребёнка детским садом.
25. Ваше доверие к воспитателю, ваше положительное отношение- ваше спокойствие за состояние вашего ребенка.
Анкета №1
1. Какие формы совместной работы Вы считаете наиболее эффективными:
• родительское собрание,
• наглядно-текстовая информация,
• открытые занятия,
• педагогические конференции в ДОУ,
• совместные мероприятия (н-р, праздники, развлечения) детей и родителей,
• другие
2. Какие формы совместной работы с родителями Вы хотели бы видеть в детском саду, в Вашей группе?
3. Перечислите наиболее часто применяемые методы обучения в Вашей семье.
4. По каким признакам Вы определяете успешность:
· обучения Вашего ребенка –
· воспитания Вашего ребенка –
5. Как Вы считаете, если ребенок провинился можно ли его наказать?
6. Встречаете ли Вы трудности в воспитании и развитии ребенка?
Если да, то какие?
7. Готовы ли Вы к совместной работе по преодолению этих трудностей?
Следующий вопрос это у нас выбор родительского комитета.
На первый взгляд может показаться, что обязанности родительского комитета ограничиваются финансовыми вопросами, но это далеко не так. Положение о родительском комитете в ДОУ содержит немало пунктов, регулирующих права, обязанности и функции этого органа самоуправления. Попробуем составить основной список того, что делает родительский комитет:
1. Выясняет, в чем нуждаются дети
2. Инициирует и осуществляет закупку необходимого – канцелярских принадлежностей, материалов для ремонта, предметов интерьера, игрушек.
3. Определяет список мероприятий, для которых необходимо будет приобрести подарки детям, воспитателям, няням (день воспитателя, дни рождения детей, новый год)
4. Помогает организовывать мероприятия и содействует воспитателям в процессе работы с детьми.
5. И, естественно, родительский комитет в садике занимается расчетом и сбором необходимых средств для осуществления вышеперечисленного.
В состав родительского комитета обычно входят от 3 до 6 человек, этот вопрос решается индивидуально. Так как выбрать родительский комитет необходимо в самом начале учебного года, и решается этот вопрос голосованием, то в составе обычно оказываются самые активные мамы и папы, у которых достаточно свободного времени. Это безвозмездная деятельность, и членом родительского комитета можно стать только на добровольной основе. Также, чтобы работа родительского комитета в ДОУ была четко организована и грамотно налажена, избирается председатель.
План работы родительского комитета
После определения состава составляется план работы родительского комитета в ДОУ и распределение обязанностей. К примеру, назначается человек, который будет поддерживать связь с остальными родителями, обзванивать при необходимости и информировать, другой представитель комитета может отвечать за выбор подарков, третий за ремонтные работы и т. д. Очевидно, что заседания родительского комитета в ДОУ проходят чаще, чем общие родительские собрания. Их минимальная периодичность согласовывается с администрацией садика. Во время заседания обязательно ведется протокол родительского комитета в ДОУ, где фиксируется дата, количество присутствующих, основные вопросы обсуждения, предложения членов комитета и принятые решения.
Советы начинающим членам родительского комитета
В первую очередь стоит отметить, что представитель родительского комитета это не только ответственная, но и достаточно нервная работа, поэтому учитесь относиться спокойно к ситуации. Из практичных рекомендаций можно посоветовать следующее:
• запишите себе телефоны воспитателей и всех родителей;
• познакомьтесь с представителями родительского комитета старших групп, наверняка они смогут поделиться полезным опытом;
• попробуйте рассчитать годовой бюджет, все-таки собранная один раз сумма упростит решение многих задач в отличие от регулярных сборов по крупицам;
• и не забывайте, что родительский комитет в саду – это еще и творческая группа, смело предлагайте интересные идеи!
Ну и закончить собрание я хочу шуточным стихотворением “Отвели бутуза в сад”.
Отвели бутуза в сад –
Мама рада, папа рад:
Не мешает им никто
Делать это, делать то!
Можно спать до десяти,
На прогулку не идти,
Нож забыть на видном месте
Выпить кофе граммов двести,
Можно, не в ущерб хвосту,
С антресолей слезть коту!
Можно час болтать с подружкой,
Можно печь полдня ватрушки,
Можно поваляться в ванной,
Или с книжкой на диване,
Можно – что б мне помереть! –
Телевизор посмотреть!
На базар сходить за сыром
И убрать всю-всю квартиру!
(Это и с бутузом можно,
Только очень, очень сложно) .
Час прошел, и два, и три
Что-то тягостно внутри.
Без бутуза в доме пусто,
Без бутуза в доме грустно.
Ну-ка, папа, быстро в сад –
Возвращай дитё назад!
… И опять дрожит весь дом.
Завтра снова поведем!
6. Подведение итогов собрания.
На этом наше собрание окончено. Спасибо за Ваше внимание! До новых встреч.
На прощание каждый из Вас возьмёт красное бумажное сердечко и напишет на нём любое доброе пожелание, которое можно подарить нам. На сердечке, Вы также можете написать несколько слов о Вашем отношении к проведённому собранию или пожелания для воспитателей.
Подготовила старший воспитатель Марусина Н.В.
1. Общее собрание
Сентябрь-октябрь
«О планах работы на новый учебный
год»
1. Вступительное слово
заведующего ДОУ.
2. Итоги работы ДОУ за
уч. год.
3. Педагогический
всеобуч. «Безопасность дошкольника».
4. Анализ результатов
анкетирования родителей.
5. Правила внутреннего
распорядка воспитанников МДОУ «Детский сад № 235».
6. Наши задачи и планы
на новый учебный год.
7. Подведение итогов. Принятие решения.
Сентябрь-октябрь
1. Групповые собрания
1 младшая группа
2-я младшая группа №1
2-я младшая группа №2
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
«Давайте
познакомимся!»
Цель. Расширение контакта между педагогами и
родителями; моделирование перспектив на новый учебный год, повышение
педагогической культуры родителей
План проведения.
1.Вступительное слово.
2.Игра для знакомства.
3. Советы психолога.
4. Выступление воспитателя
«Безопасность дошкольника».
5.правила внутреннего
распорядка.
6.Экскурсия по группе.
7.Выборы родительского
комитета.
«Жизнь ребенка в детском саду»
Цель. Формирование доверительных отношений между
родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия.
План проведения.
1. Вступительная часть
(Знакомство с новыми семьями)
2. Знакомство с жизнью в
детском саду.
3. Особенности
образовательного процесса в группе (Ознакомление родителей с целями и
задачами ДОУ)
4. Педагогический всеобуч
«Возрастные особенности детей 3-4 лет»
5. «Давайте порассуждаем».
Адаптация детей. Кризис 3 лет.
6. «Безопасность детей –
наше общее дело».
7.Заключительная часть
(Подведение итогов собрания). Выборы родительского комитета.
«Путешествие в страну знаний!»
Цель. Установление
контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив
взаимодействия.
План проведения.
1. Вступительная часть.
2. Особенности
образовательного процесса в группе. Ознакомление родителей с целями и
задачами ДОУ.
3. Педагогический всеобуч
«Возрастные особенности ребенка 3-4 лет».
4. Выборы состава
родительского комитета
5. Выступление воспитателя
«Безопасность дошкольника»
6.
Заключительная часть. Подведение итогов.
«Путешествие в страну знаний!» (беседа-диалог)
Цель. Формирование
доверительных отношений между детьми и родителями, педагогами и
воспитанниками; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;
повышение пелагической культуры родителей.
План проведения.
1.Вступительная часть.
Анкетирование.
2. Особенности
образовательного процесса, режима дня в группе. Ознакомление родителей с
целями и задачами ДОУ.
3. Педагогический всеобуч
«Возрастные особенности ребенка 4-5 лет».
4. Выступление воспитателя
«Безопасность дошкольника».
5. О проекте «Математика»
(изготовление лэпбуков, дид. игр по теме проекта).
6.Готовимся к празднику
«Осень».
7. Выступление председателя
родит. комитета.
6. Заключительная
часть. Подведение итогов. Вопросы-ответы
«Путешествие в страну Знаний.
Совместная подготовка к учебному году»
Цель: совместная подготовка к учебному году.
План проведения.
1. Доклад «Возрастные особенности детей
старшего дошкольного возраста».
2 Доклад «Задачи воспитания и
обучения детей старшей группы на учебный год». «Сотрудничество детского сада с КВЦ «Радуга».
3. Выступление «Соблюдение режима и правил
детского сада».
4. Выборы родительского комитета.
Ноябрь.
«Влияние внутрисемейных
отношений на личность ребенка».
Цель: знакомство родителей с влиянием
внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка. Обеспечение
психологического комфорта детей в ДОУ и семье.
План проведения
1. Доклад «Роль семьи для ребенка».
2. Вступление «Психологический климат в
семье».
3. Анализ рисунков детей на тему «Моя
семья»
4. Обмен опытом «Поделитесь своим опытом,
родители».
«Скоро в школу»
Цель: Сформировать представление о
психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к
школе; с формой диагностирования
детей , будущих первоклассников.
План проведения
1.Вступительная часть.
2.Выбор родительского комитета.
3.Консультация «Безопасность детей на
улице и дома».
4.Выступление воспитателей на тему: «
Ознакомление родителей с целями и задачами МДОУ на новый
учебный год. Составление плана
совместных мероприятий».
5.Выступление воспитателей на тему:
«Возрастные особенности детей 6-7 лет. Кризис 7 лет».
6.Выступление педагога – психолога на
тему: « Психологическая готовность детей к школе».
7.Выступление старшего воспитателя на
тему: «Сотрудничество детского сада с КВЦ «Радуга».
8.Заключительная часть ( итоги
родительского собрания).
Январь – февраль
2. Общее собрание
1. «Об установлении
размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и
уход за ребенком…» на год.
2. «О предупреждении преступлений в отношении детей,
защита их жизни и здоровья. О создании безопасных условий воспитания,
присмотра и ухода».
О пожарной, дорожной безопасности. Просмотр
видеоролика.
3. Отчёт председателя о работе Попечительского совета
МДОУ «Детский сад № 235» за год.
4. О принятии благотворительной программы поддержки
и развития МДОУ «Детский сад № 235»
2.
Групповые собрания
«Здоровье ребенка в
наших руках»
Цель. Познакомить родителей воспитанников с
основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья
дошкольников в условиях детского сада.
План проведения.
1. Вступительное
слово.
2. Презентация.
3. Проведение игры
«Неоконченные предложения».
4. Заключительная
часть.
«Бережем здоровье с детства» –
круглый стол
Цель: Объединение усилий родителей и
педагогов по сохранению и укреплению здоровья
детей.
План проведения:
1. Вступительная часть Блиц-опрос. Легенда
о здоровье.
2. Основная часть Игра «Моем руки».
Практикум «Ежедневная
профилактика массажа»
3. Заключительная часть Решение родительского
собрания Рефлексия.
«Движение – жизнь»
Цель. Формирование
у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих
детей.
План проведения.
1. Вступительное слово.
2. Просмотр видеофильма о разнообразных
формах двигательной активности.
3. Круглый стол. Обмен
опытом.
4.Презентация подвижных игр
и упражнений в детском саду, выставка нестандартного спортивного
оборудования.
5.Заключительная часть.
«Роль семьи и ДОУ в оздоровлении детей»
Круглый стол.
Цель. Познакомить
родителей с новыми факторами, способствующими укреплению и сохранению
здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях ДОУ.
План проведения.
1.
Анкетирование родителей «О здоровье всерьёз».
2.
Выступление воспитателей на тему «Здоровый образ жизни».
3.
Раздача памяток «Соблюдаем режим дня»
4.
Показ презентации «Закаливающие мероприятия с детьми в нашей группе».
5.
О разном.
6.
Заключительная часть.
«Здоровье ребенка в наших руках»
Цель: сохранение, укрепление и охрана здоровья
детей.
Знакомство родителей с
содержанием физкультурно-оздоровительной
работы ДОУ.
План проведения.
1. Презентация
«Здоровье ребенка в наших руках» (просвещение родителей).
2. Доклад «Почему болеет мой ребенок?».
3. Знакомство родителей с содержанием
физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.
«ЗОЖ. Советы доброго доктора»
Цель: ознакомить родителей воспитанников с
основными факторами, способствующими укреплению и
сохранению здоровья дошкольников
в условиях детского сада и семьи. Создание системы взаимодействия
ДОУ и семьи по физическому
развитию и укреплению здоровья детей.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Об организации здоровьесберегающих
технологий в ДОУ. Статистика заболеваний детей в группе. -воспитатель группы.
3. «Закаливание – залог здоровья» –
выступление медсестры детского сада. Анализ родительских анкет, просмотр
видеофильма о методах закаливания детей.
4. Физкультурно-оздоровительная работа в
ДОУ – воспитатель группы.
5. Обмен мнениями, вопросы по теме
собрания.
6. Заключительная часть (итоги
родительского собрания).
Апрель – май
3. Общее собрание
«Чему мы
научились за год»
1. «Наши
таланты»
Заведующий, попечительский совет
2. Что мы сумели сделать с вами за год (отчет родит.
комитета, попечит. совета).
3. Итоги выполнения воспитательно-образовательных
задач в учебном году.
4. О наших планах на
лето.
3. Групповые собрания
Итоговое.
«Наши успехи»
Цель. Подведение итогов образовательной
деятельности.
План проведения.
1. Вступительное
слово.
2. Упражнение «А у
нас».
3. Показ
презентации «Чему мы научились за год».
4. Разное.
5. Заключительное
слово.
«Воспитание нравственных навыков.
Воспитание культуры поведения у
дошкольников»
Цель: Повышение педагогической
компетентности родителей по проблеме воспитания
нравственности и культуры
поведения в семье.
План проведения.
1. Вступительная часть
Особенности развития детей 3-4
лет. Воспитание нравственных качеств и культуры поведения.
2. «Давайте порассуждаем». Что мы
вкладываем в понятие нравственность.
3. Задачи воспитания нравственности. Методы
и способы воспитания нравственности.
4. Семья – это главный воспитатель.
«Почемучка» (Что такое хорошо и что такое плохо…)
5. «Чему мы научились» – презентация.
6. Вручение грамот и благодарностей
родителям.
7. Планы на лето.
Отчет родительского комитета. Подведение итогов
«Играют дети –
играем мы»
Цель. Повышение педагогической компетенции
родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в
условиях семьи.
План проведения.
1. Вступительная
часть.
2. Мини-лекция.
3. Просмотр
игры-драматизации «Заюшкина – избушка»
4. Практикум: прием
«Чудесный мешочек», игра «Драматизация сказки», упражнение «Придумай игру»,
подвижная игра «Море волнуется раз», игра «Угадайте, какую игрушку выбрал ребенок».
Обсуждение по кругу «Зачем нужна игра».
5. Заключительная
часть. Выработка решения родительского собрания.
«Чему мы научились
за год или наши успехи»
Цель. Подведение итогов
воспитательно-образовательной деятельности за уч. год.
План проведения
1.Вступительная
часть.
2.Фотовыставка
«Наши достижения»
3.Презентация
выставки работ по ИЗО деятельности
3. Вручение
благодарственных писем и грамот родителям и детям по итогам мероприятий за
год.
4. О планах на
летне-оздоровительный период.
5. Отчет председателя
родительского комитета о проделанной работе за год.
6. Консультации и
памятки «Безопасное лето».
7. Заключительная
часть. Вопросы-ответы
«Вот и стали мы на год взрослей.
Подведем итоги нашей работы»
Цель: подведение итогов за прошедший учебный
год.
План проведения
1. Выступление «Подведение итогов за
прошедший учебный год».
2. Выступление «Поговорим о лете».
3. Фотоотчет «Наши мероприятия в текущем
году».
4. Разное.
«Стали мы на год взрослее»
Цель: вовлечение родителей в процесс
подготовки будущих первоклассников к школе.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Приветствие, просмотр презентации «Из
жизни группы» -воспитатель.
3. Подготовка к организации выпускного
праздника для детей (выступление председателя родительского совета –
Кирсановой М.П.
4. Готовность дошкольника к школе в
контексте ФГОС – воспитатель .
5. Наши достижения, награждение семей за
успехи в воспитании (участвуют оба воспитателя).
6. Памятка для родителей «Как преодолеть
страх перед школой» – воспитатель .
7. Заключительная
часть (итоги родительского собрания).
Управление общего образования администрации
Ртищевского муниципального района Саратовской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 2 «ПЧЁЛКА» Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
( МДОУ детский сад № 2 г. Ртищево)
Утверждаю: Заведующий МДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» г. Ртищево Саратовской области» _______________/Тимофеева Л.В./ Приказ№___от«___»______2017 г. |
План родительских собраний
средняя группа №2 «Солнечные лучики»
на 2017 – 2018 учебный год.
Воспитатели: Булаева Е.Н.
Ярославцева Е.А.
№ п/п |
Название родительского собрания |
Цель родительского собрания |
Дата проведения |
|
«Начало учебного года-начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников» |
Расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год, повышение педагогической культуры родителей. |
сентябрь |
2. |
” Безопасность на дороге” |
Организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения. |
ноябрь |
|
«Формирование трудолюбия у дошкольников» |
Привлечь родителей к вопросу трудового воспитания дошкольников. |
март |
|
«Посмотрите, какими мы стали» (итоговые успехи за год) |
Подвести итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год. Определить перспективы на будущее. Отследить динамику психического и физического развития детей за прошедший год. Выявить индивидуальные проблемы в развитии детей и наметить пути их преодоления; способствовать развитию инициативы родителей, умению общаться. |
май |
Организация
родительского собрания в ДОО
Особенности родительского образования
Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности
контингента слушателей, и формы проводимых занятий. Отбор
материала для всех программ родительского образования подчинен нескольким основным принципам:
1. Родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.
2. Материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников.
3. Учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач.
4. Одним из главных принципов родительского образования должен стать принцип вариативности1.
Формы и виды проведения родительских собраний
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.
Успешное проведение родительского собрания строится
на нескольких позициях:
уважать права родителей;
искренне выражать чувства, уметь управлять ими;
внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;
предоставлять возможность родителям рассказывать о возникающих трудностях в воспитании ребёнка, при этом быть уверенным, что тебя услышат и квалифицированно помогут;
не торопиться с выводами и рекомендациями, а стремиться к пониманию и совместному решению проблем.
Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.
Родительские собрания можно разделить на несколько видов: общее, групповые, собрания с привлечением педагогов ДОО. Общие собрания проводятся обычно реже, чем групповые, раз-два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами и нормативными актами
в сфере образования, с основными направлениями, задачами
и итогами работы дошкольного образовательного учреждения. Групповые родительские собрания организуются несколько раз в год. На них обсуждаются важнейшие задачи воспитательно-образовательного процесса в данной группе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества родителей и воспитателей, подводятся итоги выполненной работы.
Главное назначение родительских собраний – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации
семейного воспитания. Но при этом не следует забывать о требованиях к проведению собраний:
• Оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
• Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
• Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
• Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
По содержанию родительские собрания могут быть:
организационные – это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет;
тематические – это собрания, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся класса;
итоговые – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.
По форме собрания могут быть самые разнообразные:
1. Конференция.
2. Деловая игра.
3. Семинар.
4. Диспут.
5. Консультация.
6. День открытых дверей.
7. Дискуссия.
8. Лекция-семинар.
9. Аукцион.
10. Читательская конференция.
11. Педагогическая лаборатория.
12. Душевный разговор.
13. Мастер-класс.
14. Ток-шоу.
15. Педагогический капустник.
16. Педагогический консилиум.
17. Педагогический ринг.
18. Психологический тренинг и др.
Конференция
При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция
по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть
и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца
в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общие собрания. Для групповых собраний могут быть интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня», «Семейные традиции».
Деловая игра
При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник детского сада и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации.
В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.
Семинар
Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы
с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например: «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Что в ДОУ важнее: образование или воспитание детей?» и т. п.
Диспут
Подготовка диспута, конечно, требует определенного мастерства от воспитателя. При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, воспитатель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания.
Консультация
Собрание в такой форме можно проводить как на базе одной группы, так и на общем. При этом собрание целесообразно
начать с небольшого выступления одного из воспитателей-методистов, который даст общую информацию по теме консультации (образовательной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным группам, в которых их ожидают
педагоги ДОУ (это могут быть учитель-логопед, педагог-психо-лог, социальный педагог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их
вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть выставки рисунков, познакомиться с творческими работами детей, с газетами для родителей.
День открытых дверей
Родители могут посетить подготовленные для них открытые занятия, концерты, театрализованные представления, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний
в том, что родители могут увидеть своего ребенка в деятельности, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым они получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в детском саду и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию по интересующей проблеме.
Дискуссия
Это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью такого обсуждения является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения.
Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:
Личность воспитателя выступает как ведущий элемент,
но при этом он является не только провозвестником знаний,
но и помощником в становлении позиции родителей.
Изменяется характер управления, воздействия на роди-телей. Позиция авторитарной власти утрачивается, и устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируются
с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.
Формируются новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новые способы социальных и межличностных взаимодействий.
Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность.
Лекция-семинар
Для проведения собрания в форме лекции-семинара необходимо определить его тему и ведущего. Ведущими собрания могут быть воспитатель, родители, приглашенные специалисты.
Аукцион
Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме.
Читательская конференция
За две недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, а уже на собрании воспитатель просит родителей прокомментировать то или иное высказывание, затем
освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Наиболее удачный совет, цитату, ответ на вопрос воспитатель помещает на стенд «Копилка родительских советов». Тему собрания можно выбрать с учетом возрастных особенностей группы, пожеланий родителей или интересующую всех.
Педагогическая лаборатория
Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях.
Душевный разговор
Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь
на тех, чьи дети имеют общие проблемы – агрессивное поведение, неумение общаться со сверстниками; если ребенок – левша; если он плохо справляется с развивающими заданиями и т. п.
Воспитатель за несколько дней до собрания предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них.
Мастер-класс
Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер-класс может быть как теоретическим, так и практическим.
Ток-шоу
Собрание в форме ток-шоу подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы
и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают воспитатель, родители, можно пригласить различных специалистов.
У родителей может быть сходное мнение по обсуждаемому вопросу, но воспитатель предлагает рассматривать проблему, учитывая разные точки зрения и аргументируя их.
Педагогический капустник
Это не собрание как таковое, а мероприятие, объединяющее воспитателей, детей, родителей. Может проходить как веселый концерт.
Педагогический консилиум
Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования для того, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия в соответствии с разным возрастом детей.
На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ДОО.
педагогический ринг
это столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю и т. д.
Психологический тренинг
Основное отличие тренинга от традиционных форм родительских собраний (лекций, семинаров) состоит в его практической направленности и активности каждого из участников. Присутствующие не только знакомятся с полезной для себя информацией, но и учатся применять полученные знания на практике.
Таким образом, отличительными особенностями психологического тренинга являются:
– практическая направленность;
– активность участников;
– лёгкость усвоения материала.
Зебзеева В. А. Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.
orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dou-2008/dou_vzaimod.html
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4»
города Воткинска УР
План-конспект родительского собрания
в старшей группе «Непоседы»
тема: «Речевое развитие ребенка»
Воспитатель: Трофимчук Е.И.
2020год
Тема: «Речевое развитие ребенка»
Цель:
– Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
– Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
– Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
– Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.
Участники: Воспитатель, родители.
Оборудование для проведения мероприятия: фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников), мяч, клубок ниток.
План проведения:
Вступительная часть.
Игротренинг «Развиваем речь ребенка».
Заключительная часть.
Разное
Подготовительная работа:
Изготовление приглашений на собрание для родителей;
Приготовить пословицы о языке
Оформить выставку литературы по развитию речи детей.
Подготовить памятки для родителей «Маленькие хитрости», « Как читать детям».
Ход мероприятия.
Вступительная часть.
Воспитатель: добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашей встрече, посвященной проблеме развития речи дошкольников.
Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.
Воспитатель проводит игру «Комплимент». Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Как вы думаете, что такое речь?
Речь – могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.
Основные цели и задачи в программе которая используется в нашем детском саду.
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Если рассматривать детей в целом, то конечно проблемы с развитие речи есть у каждого. Занятия с логопедом проходят дети, которым особенно требуется специализированная помощь. Вы все можете свободно подходить к педагогам за помощью.
Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка – это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.
Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?
Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т. д.?
Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Я хочу предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в какие словесные игры можно играть с ребенком дома.
2. Игротренинг с родителями.
Воспитатель: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.
Какие пальчиковые игры Вы знаете?
Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.
Давайте все вместе потренируемся.
Две сороконожки бежали по дорожке.
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Друг друга повстречали, крепко обнимали.
Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.
Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.
Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».
Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:
«У меня живет проглот,
Все подряд проглот жует,
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота».
Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.
В качестве таких предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др.), любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно. Например, можно играть в «Золушку» – отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую – то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.
Можно поиграть в «строителей» – построить дома из счетных палочек или спичек без серы. Можно поиграть в «швею» – смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу. Можно придумывать свои игры – здесь большой простор для фантазии.
Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.
Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком. Итак, начнём!
Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений:
Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон – … (большой, серый, толстый, добрый); мяч – … (круглый, футбольный, кожаный); торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей).
Упражнение 2. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.
Упражнение 3. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка- невидимка…».
Упражнение 4. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.).
Упражнение 5. «Другие персонажи». Расскажи сказку, изменив амплуа героев. Например, русская народная сказка «Три медведя»: девочка – злая, Михаил Иваныч; Настасья Петровна; Мишенька – добрые.
Упражнение 6. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?
Какие артикуляционные упражнения Вы знаете?
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата (речевые органы), развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
Жевательные движения.
Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек.
«Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
«Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
Представление выставки наглядного материала, серии сюжетных картинок по развитию связной речи дошкольников. Обзор педагогической литературы по теме собрания, знакомство с пособиями-«помощниками», способствующими развитию связной речи ребёнка.
4. Заключительная часть.
Воспитатель: В заключение я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вы учли для себя из сегодняшней темы, важна ли эта проблема для вас и ваших детей, какие игры вы запомнили, в какие вы хотите поиграть с ребенком.
( Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).
Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.
Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки – буклеты.
Итог собрания:
– Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.
Разное:
Вручение грамот за участие и победу в конкурсе поделок
« В гости Мышка к нам спешит»
Отчет председателя родительского комитета.
Памятка для родителей
«Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».
Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 20 (дети до 6 лет) до зо минут (дети от 6 лет)в день.
Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.
В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.
Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам,
подбадривайте его, если что-то не получается.
Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка
«Как читать детям»
Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи – все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребенка.
Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны
Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребенка.
Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.
Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.
Позевывание.
Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
Полоскание горла.
Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
Покашливание.
В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.
Упражнения для нижней челюсти.
Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
Жевательные движения.
Движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек.
Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
Перегонка воды из одной щеки в другую.
Втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для губ.
Улыбнуться, не обнажая зубы.
«Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
«Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
«Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
«Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
«Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
Вибрация губ (фырканье лошади).
«Трубач». Из положения «трубочка» – движения губ влево-вправо.
Чмоканье.
Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.
Выплевывание губами семечек, риса, гороха.
Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).
«Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
«Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
«Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
Слизывание капель сладкой воды кончиком языка с вогнутой поверхности ложек.
«Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.
Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
«Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.
«Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.
«Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
«Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
«Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
«Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
«Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».