Как составить план саморазвития воспитателя

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 401»

План саморазвития воспитателя

МБДОУ Детского сада № 401

Сазоновой Натальи Николаевны

2015г. – 2017г.

1. ФИО педагога – Сазонова Наталья Николаевна

2.Образование/ категория: – Высшее не педагогическое/СЗД

3.Тема самообразования: «Развитие самостоятельности и инициативы у детей в игре». 

4.Начало работы: Сентябрь 2015 г.

5.Предполагаемая дата окончания: Май 2017 г.

6.Цель: 

  • создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе сюжетно – ролевых игр.
  • создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе сюжетно – ролевых игр.

7.Задачи: 

  • Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
  • Освоить современные технологии и методы организации игры.
  • Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.

8.Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

9. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  • изучение литературы по теме
  • посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;
  • посещение педсоветов, семинаров, конференций;
  • самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
  • разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;
  • апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;
  • проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
  • обобщение результатов на заседании методического объединения.

10. Практический выход: разработка и оформление памяток, буклетов для родителей, создание мультимедийных презентаций для детей по теме: «Профессии», разработка картотек по сюжетно-ролевым играм, по социально-коммуникативному развитию, картотек по игре с агрессивными детьми и т.д.

11.Форма отчета по проделанной работе: отчет на педсовете, участие в РМО.

Актуальность.

По данным ученых дошкольный возраст является самым продуктивным периодом для развития инициативы и самостоятельности детей. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.

Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. А. П. Усова, Т.Е. Конникова. Д.В. Менджерицкая. Р.М. Римбург. Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова. Н.Я. Михайленко. Р.А. Иванова  называли дошкольный возраст возрастом игры.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками.

Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Преобразования, происходящие в настоящее время в жизни нашего общества, в полной мере распространяются на систему дошкольного образования. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, что обуславливает определенные требования к деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.

Перспективный план работы по теме самообразования

на 2015/17 учебный год

Этапы проведения

Формы работы

Сроки

Практический выход

I этап

2015г.

Изучение нормативно-правовых документов

Январь

Теоретические знания педагога Знание содержания документов

Изучение организационно методической литературы по теме самообразования

Январь-Февраль

Теоретические знания педагога

Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»; «Дошкольное воспитание»; «Обруч»

Январь-Февраль

Теоретические знания педагога

Подбор материала для разработки картотек  

Март-Апрель

Картотеки:

  • коммуникативных игр,
  • сюжетно-ролевых игр,
  • игр на релаксацию,
  • пальчиковых игр

Разработка конспектов игровых ситуаций, игровых занятий по образовательной деятельности

Март-Апрель

Конспекты игровых ситуаций, игровых занятий по образовательной деятельности

Подбор видеоматериалов, мультимедийных презентаций для работы с детьми

Март-Апрель

Презентации

1. Знакомство с театром.

2. В мастерской художника

3. Морские профессии

4. Профессия шофер

Видеоматериалы:

1. Я водитель

2. Экскурсия на стройку

3. Обитатели моря

Разработка консультаций, рекомендаций для родителей

Март-Апрель

  • Консультация для родителей: «Рекомендации по развитию детской инициативы»
  • Рекомендации для родителей: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности»
  • Буклет «Как поддержать детскую инициативность и самостоятельность»

Разработка анкет для родителей

Март-Апрель

Анкетирование

«Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома»

Подбор, разработка и оформление диагностических карт

Март-Апрель

Аналитические листы: «Определение уровня развития самостоятельности у детей»

 Обогащение РППС

Март-Апрель

Атрибуты к играм

II этап

2015-2017

Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми

«Доктор Айболит»,

«Магазин»,

«Салон красоты», «Кухня» и т.д..

Сентябрь

Центры сюжетно-ролевых игр.

Мониторинг детей

(начало года)

Сентябрь 2015, Сентябрь2016

Аналитические листы: «Определение уровня развития самостоятельности у детей»

Проведение занятий по НОД

В течение года

«Путешествие по островам»

«Путешествие на корабле»

«Сказочное приключение», «Наш любимый детский сад»

Выступление на педагогическом совете:

Апрель

2016г.

«Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в различных видах деятельности»

Подбор материалов для родительского собрания Круглый стол для родителей

Октябрь- Ноябрь 2016

«Воспитание самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста»

Районное методическое объединение воспитателей групп дошкольного возраста

Ноябрь

2016

«Развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО», 2016г.

Оформление стендов группы по теме

В течение года

Тематика см.выше

Оформление фотовыставки для родителей

Апрель 2016, 2017

Фотовыставка «Развиваемся играя»

Контрольный мониторинг детей

Май 2016,

Май 2017

Аналитические справки по мониторингу

Разработка дизайна проекта игровой площадки

Апрель-май 2017

Проект игровой площадки: «Необитаемый остров»

III этап – обобщение опыта

2017

Участие в конкурсах : МБДОУ «Сказка на летнем участке»; в районном конкурсе по благоустройству территории ДОУ «Территория детства»;  в областном конкурсе «Лучшая идея площадки»

Июнь-Август 2017

Сентябрь

2017

Дипломы

Помощь в обновлении сайта новой информацией

(размещение информации по теме)

Систематически

http://dou401nn.edusite.ru/

в целях открытости и доступности информации

Согласно ФГОС воспитатели должны непрерывно развиваться в сфере педагогики и психологии, чтобы улучшать рабочие навыки и использовать только современные приемы и методы. Но из-за занятости или отсутствия понимания, что нужно делать, многие из нас относятся к самообразованию как к формальной и скучной части работы. В статье обсудим, как все организовать, чтобы воспитатели учились с удовольствием, и как составить интересный план саморазвития, который будет ежедневной волшебной палочкой мотивации.

Выберите подходящую тему

От выбора темы зависит 90% эффективности плана саморазвития воспитателя. Обычно тему назначает старший воспитатель или методист. Но предложенная тема может быть воспитателю не интересна, а значит, по возможности, он всегда должен подключаться к выбору темы или предложить ее заранее. 

Секрет идеальной темы в трех критериях:

  1. Это направление работы вызывает у воспитателя сложности
  2. В этой теме у воспитателя есть опыт и накопленные результаты предыдущего обучения. Например, чтобы полноценно изучить речевое развитие для детей 3-4 лет, нужно знать о развитии речи малышей 2-3 лет.
  3. Это одна из задач детского сада на текущий год. В начале каждого года ФГОС рекомендует список тем для изучения. Например, в этом году рекомендуют сделать акцент на применении компьютерных технологий в образовательном процессе и на формировании культуры здоровья детей.

Чтобы определиться с возможной темой, вы можете проанализировать изменения в годовом плане детского сада.
Темы саморазвития будут отличаться для воспитателей разных возрастных групп и для старших воспитателей. Несколько примеров тем из перечня ФГОС:

  • Для младшей группы: инновационные методики раннего развития, нестандартные техники рисования, природа – способ воспитания детей.
  • Для средней группы: театральная деятельность, воспитание любознательности, обучение выразительному чтению.
  • Для старшей группы: обучение элементарному анализу литературных произведений, развитие навыков безопасной жизнедеятельности, развитие связной речи.
  • Для старшего воспитателя: способы создания психологического комфорта в группе, важность индивидуального подхода в воспитании и обучении, педагогическая диагностика в детском саде.

Обозначьте актуальность темы, цели, задачи и результаты

Первым делом нужно показать, какие важные навыки получат воспитатели, дети и родители при изучении выбранной темы. 

Сделайте акцент, что цель самообразования – это не заполнение отчетов и формальные доклады, а получение профессиональных навыков и улучшение образовательного процесса. Пропишите четкие цели и задачи, которые им соответствуют. А на основе задач пропишите предполагаемые результаты.

Например, целью может быть повышение качества образования через внедрение информационных технологий. Тогда основные задачи для выполнения этой цели –  изучить новые информационные системы и внедрить их в работу. А в качестве результатов будет готовая учебная программа для дистанционного обучения.

Пропишите этапы работ на каждый месяц

Воспитатель изучает выбранную тему весь учебный год, поэтому нужно составить таблицу с задачами на каждый месяц. Задачи самообразования делятся на 4 типа:

  • Изучение теоретического материала. Воспитатель самостоятельно ищет литературу по теме, участвует в вебинарах, курсах и мастер-классах, читает специальные журналы.
  • Работа с детьми. На этом этапе специалист получает опыт, применяя новые знания. Воспитатель проводит диагностику детей, организовывает кружки и занятия, делает развлекательные тематические ярмарки.
  • Сотрудничество с семьей. Теперь специалист делится полученным опытом. Воспитатель проводит открытые занятия, тренинги или консультации для родителей.
  • Передача опыта коллегам. Воспитатель рассказывает о новых знаниях в докладах на педсоветах, показывает свои навыки на открытых уроках или делает публикации в журналах.

В соответствии с этими задачами удобно разделить таблицу плана самообразования на 4 части, и прописать задачи для каждого месяца.

Пример таблицы:

Календарный план саморазвития

План саморазвития нужно учесть при составлении циклограммы.

Определите форму представления результатов

В результате самообразования должны получиться конкретные продукты: пособия, конспекты семинаров и тренингов, сценарии открытых занятий и мастер-классов, дидактические материалы и др. Пропишите, какие результаты вы ожидаете на выходе.

Обязательный результат самостоятельного обучения – отчет или папка самообразования. Этот документ должен соответствовать государственным нормам, для этого воспитатель заполняет отчет по определенной структуре:

  1. Тема, ее актуальность, цели и задачи;
  2. Список проанализированной литературы;
  3. Список и результаты выполненных задач за каждый месяц – принципы работы, сценарии игровых мероприятий, фотоотчеты, конспекты;
  4. Ссылки на результаты самообразования – методические пособия, публикации, которые разработал воспитатель;
  5. Выводы обучения и самоанализ;
  6. Планы на следующий год.

В конце учебного года воспитатель презентует данный отчет на педсовете.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная программа

профессионального и личностного

саморазвития воспитателя

Хабировой Сании Ганиевны

Основные сведения

Образование: среднее специальное,

Арское  педагогическое училище , 1984 год.  

Специальность: Средне специальное .Диплом ЗТ  № 429707  по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» АПУ  8.06.1984г

Квалификация: «Воспитатель дошкольных учреждений». 

Место работы: МБДОУ  № 7 «Березка».

Занимаемая должность: воспитатель.

Стаж педагогической работы (по специальности)   с 1984 года,

в данной должности  с 1984 года,

в данном учреждении – 12 лет.

Категория: Соответствие занимаемой должности «воспитатель»  от 06.08.2004г

Курсы повышения квалификации (КПК): Удостоверение о повышении квалификации 162401304980  Институт экономики, управления и права (г. Казань) с 3 марта 2014г по 17 марта 2014г.  «Билингвальное образование дошкольников в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в объеме 72часов. № 984/2014.Дата выдачи 17 марта 2014г.

Цель саморазвития: самосовершенствование профессиональной деятельности воспитателя.

Задачи программы:

повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;

создание методических наработок и внедрение  эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками; распространение собственного педагогического опыта.

Основные направления моей деятельности:

1. В информационной области:

  • использование интернет и мультимедиа – ресурсов, образовательных программ и учебных материалов;
  • создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий.

2. В диагностико-прогматической области:

  • совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
  • овладение современными методиками диагностики всестороннего развития дошкольников;
  • планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.

3. В области содержания образования:

  • применение ФГОС ДО в практической деятельности;
  • дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС ДО;
  • изучение и распространение передовых педагогических технологий;
  • формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов;
  • формирование общей культуры личности каждого ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.

4. В инновационной и экспериментальной области:

  • работа в творческих мастерских;
  • участие в семинарах и мастер-классах;
  • внедрение в практику инновационных педагогических технологий,
  • методические семинары, практикумы;
  • реализации собственных творческих способностей.

5. В области повышения квалификации:

  • очное и дистанционное повышение квалификации, курсовая подготовка, курсы-онлайн;
  • участие в тренингах и деловых играх, профессиональных конкурсах и фестивалях и выставках.

Анализ своей педагогической деятельности.

                                               (самопознание)

       Я могу (Мои плюсы)

  • Использую методы и приемы работы, способствующие развитию самостоятельности, способности к сотрудничеству.
  • Применяю  в образовательной, воспитательной и развивающей деятельности разнообразные виды игр.
  • Правильно моделирую игровое пространство.
  • Выбираю подходящий стиль общения с воспитанниками и их родителями, основанный на взаимном уважении.
  • Анализирую собственную педагогическую деятельность.

Мои недоработки (Мои минусы)

  • Владение ИКТ на минимальном уровне;
  • Недостаточно умений для поиска и размещения методической информации в сети интернет.

Выбор темы по самообразованию

(самоопределение)

Учитывая результаты самоанализа своей деятельности, определила тему для повышения самообразования.

Тема. Игры в экологическом воспитание детей.

Цель :формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания , научит детей быть милосердными, любить и беречь природу(землю, воду, воздух, флору, фауну), по –хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами.

Задачи:

  1.  

2. Применение новых методов и приемов, направленных на развитие самостоятельности младших дошкольников.

          3. Повышение педагогической компетентности родителей.  

  1. Презентация результатов работы по теме самообразования на итоговом педсовете.

Планируемые результаты.

  1. Результатом реализации программы саморазвития являются  следующие  показатели:
  2. Умение анализировать научно-методическую литературу.
  3.  Развитие сопереживание к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
  4. Распространение собственного педагогического опыта.

Раздел плана

Срок

Содержание работы

Практические выходы

2015-2016 учебный год

Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.

Сентябрь

2015г

Планирование работы по самообразованию.

 • определение содержания работы по самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

Составление плана

Октябрь

2015г.

Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

Рыжова .Н.А. Наш дом природа..

Папка-передвижка «Ребенок и природа»

Ноябрь

2015г.

Создание экологического уголка родного края.

Подготовка и организация выставки: «Ягоды  дары природы» (использование природного и бросового материала)

Выставка: «Ягоды – дары природы»

Декабрь

2015 г.

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Январь

2016 г.

Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить  время на улице.

Стенгазета со стихами  и фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!»

Февраль

2016 г.

Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду».

Март

2016г.

Работа с родителями.

Апрель

2016 г.

Изготовление дидактических игр, пособий  по экологии.

Картотека дидактических игр для детей средней  группы

Май

2016г.

Советы и  рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!»

2016-2017учебный год

1Подготовить материал для фундаментальных курсов.

 2. Разработать конспект НОД по экологии

 3. Пополнить картотеку дидактических игр по экологии

 4. Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ.

Сентябрь

2016г

Разработать план работы дополнительного образования «Росточек» для детей 6 -7 лет

Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год.

Фоторепортаж  «Воспоминания о лете!»

Выставка, оформление «Развиваемся, играя в сентябре»

Октябрь

2016г.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Акция «Наши меньшие  друзья!»

Ноябрь

2016 г.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.(Изготовление поделок из природного материала.)

Открытый просмотр ООД «Ягоды – дары природы»

Декабрь

2016 г.

Знакомство с животным и растительным миром родного края Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование ИКТ  Показ презентаций Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Январь

2017 г.

Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме  «Труд в природе»

Картотека «Труд в природе»

Февраль

2017г.

Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы  луговые»,  «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т.д.

Папка-передвижка «Природа- общий дом»

Март

2017 г.

    Работа с педагогами

Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду»

Апрель

2017 г.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними.

Совместное создание в группе огорода на подоконнике

Повышение квалификации на курсах.  «Экологическое образование в ДОУ»

Май

2017г.

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями.

2017-2018 учебный год

Изучение методической литературы

Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах.

Использование ИКТ

Сентябрь

2017г

Методическое пособие «Экологические проекты в  детском саду»

О.М. Масленникова ,  А.А. Филиппенко    в соответствии с ФГОС ДО.

«Современные  технологии  обучения дошкольников» Е.В. Михеева

Составление  плана

Октябрь

2017г.

Изучение положения «Аттестация педагогических работников»

Изготовление дидактических игр, пособий  по экологии, для детей старшего возраста.

Ноябрь

2017 г.

Экологический КВН «Знатоки природы» цель: повышение экологической   компетенции  педагогов  ДОУ «Золотой ключик» подготовка атрибутов

Декабрь

2017 г.

Экологическая игра «Наша планета»

Январь

2018 г.

Участие в  общероссийском  конкурсе «Экологические акции в ДОУ.  Приведи в порядок свою планету»

Февраль

2018г.

Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе»  для детей старшего возраста

Составила  картотеку из 15 карточек

Март

2018 г.

Изучение  научно – методической  литературы: О.А.Соломенникова  «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»

Апрель

2018 г.

Организовать выставку детских поделок из природного и бросового материала

Выставка организована

Май

2018г

Привлечь  родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок. Совместная работа по озеленению участка

Совместная работа по озеленению участка

Просмотр содержимого документа

«Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя Хабировой Сании Ганиевны»

Самообразование воспитателя детского сада — важный аспект профессии. Разбираемся, как выбрать тему и составить план в соответствии с ФГОС.

Какие формы самообразования бывают

Самообразование педагога ДОУ преследует две главные цели

  1. совершенствование собственных методик воспитания и обучения;
  2. создание условий для гармоничного и всестороннего развития детей в группе. 

Воспитатель, который стремится развиваться, не просто заботится о детях. Он анализирует возрастные особенности группы, выявляет проблемы, внедряет на практике новейшие педагогические разработки, организуя учебно-воспитательный процесс с учетом развития технологий и требований общества.

Есть множество форм самообразования педагога ДОУ:

  • анализ своей работы и ее результатов;
  • изучение специализированной литературы — нормативных документов, научных публикаций, методических указаний, профессиональных журналов;
  • освоение новаторских методик, новых педагогических программ в области ДОУ;
  • изучение и систематизация опыта специалистов ДОУ, в т.ч. опыта своих коллег;
  • личное самосовершенствование;
  • участие в тренингах, вебинарах, мастер-классах, семинарах с последующим анализом;
  • повышение квалификации на курсах;
  • разработка собственных программ, методических и дидактических материалов;
  • сотрудничество с родителями — организация совместных кружков, круглых столов и т.д.
  • Не останавливайтесь на какой-то одной форме самообразования — комбинируйте их, чтобы добиться по-настоящему вдохновляющих результатов.

Как выбрать тему для самообразования

Педагог ДОУ сам выбирает тему, в которой будет совершенствоваться. Главное — получить конкретный результат, который повысит качество воспитательно-образовательного процесса. 

Важный критерий выбора темы — проблемы в группе, с которой вы работаете. Кроме того, если вас беспокоит недостаток опыта или знаний в определенной области, вы можете заполнить пробелы благодаря самообразованию.

Есть и другие критерии, которые влияют на выбор темы:

  • особенности вашего опыта работы;
  • личная тяга к определенным идеям, желание творческого развития в конкретном направлении;
  • повестка дня — что интересует родителей, детей, коллег, руководство в вашем дошкольном учреждении;
  • актуальность темы, ее соответствие требованиям современного общества;
  • доступность — и у вас, и у детского сада, в котором вы работаете, есть ресурсы на реализацию программы;
  • измеряемость и конкретность — по теме можно поставить определенные задачи и решить их в поставленные сроки.

Как педагогу ДОУ выстроить работу по самообразованию

Процесс самообучения воспитателя детского сада можно разбить на три этапа

  1. подготовка и планирование, 
  2. освоение теории и практика, 
  3. отчет и анализ.

Август — сентябрь: подготовка

На этом этапе воспитатель составляет годовой план по самообразованию, список научно-методической литературы, знакомится с работами других педагогов — иными словами, погружается в учебную деятельность.

  • Рекомендуем завести методическую папку для полезных статей, конспектов, отчетов с мероприятий и других материалов по теме вашего исследования, чтобы они всегда были под рукой. 

Как составить план по самообразованию

Воспитатель выбирает тему. В пояснительной записке аргументирует ее актуальность, конкретизирует проблематику, формулирует цели и задачи исследования. Подбирает источники, определяет формы работы.

Обычно план составляется на год, но вы можете выбрать целый комплекс тем и рассматривать их из года в год в зависимости от актуальности, обеспечивая тем самым принцип непрерывности и раскрывая темы широко и подробно. 

На титульном листе укажите:

  • название документа,
  • ФИО,
  • должность,
  • номер группы,
  • название дошкольного учреждения,
  • тему.

Сам план работы целесообразно представить в виде таблицы, где расписать: 

  • сроки реализации,
  • форму мероприятий,
  • темы занятий,
  • содержание,
  • оборудование,
  • форму отчета,
  • ожидаемые результаты и т.д.

Сентябрь — апрель: освоение теории и практика

Воспитатель изучает научные, методические, дидактические материалы, конспектирует статьи, составляет обзоры и картотеки методов и приемов.

Строите карьеру и мечтаете о повышении?

Курсы для педагогов ДОУ

Учиться

На основе полученных знаний проектирует собственную программу и методики и внедряет свои педагогические разработки в практическую деятельность. 

  • Всю проделанную работу также фиксируйте в методической папке. Не забудьте добавить в нее сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации и участии в вебинарах.

Конец учебного года: отчет и анализ

Финальный этап — отчет и анализ. Воспитатель оценивает результаты реализации плана, систематизирует полученные опыт и знания, делает выводы.

Формы отчета по самообразованию

Отчет по теме можно представить в следующих формах:

  • фото- и видеоотчеты для ознакомления родителей, коллег или руководства;
  • открытое занятие — дважды в год: в начале и в конце учебного года;
  • мастер-класс — эта форма позволяет наглядно продемонстрировать не только результаты, но и методы и приемы работы, а также передать профессиональный опыт;
  • выступления на совещаниях, конференциях, педагогических советах предполагают анализ проделанной работы и ее результатов;
  • публикации в СМИ, интернете, печатных изданиях;
  • участие в конкурсах и т.д.
  • Эти формы отчетности можно использовать и на других этапах, если есть необходимость и/или желание самого педагога.

Как выбрать тему самообразования по ФГОС

Самообразование педагога ДОУ затрагивает не только его интересы, но и интересы группы. Тема должна быть направлена на развитие дошкольников и учитывать их культуру, образовательные потребности, возраст и т.д. 

  • Проще всего ориентироваться на ФГОС ДО — так тема вашего исследования будет коррелировать с государственными нормами, кроме того, не придется беспокоиться о ее актуальности.

Согласно ФГОС дошкольник должен развиваться в следующих направлениях:

  1. Социально-коммуникативное развитие — адаптация ребенка в обществе, становление коммуникативных процессов и взаимодействия со сверстниками и родителями и т.д. 

Примерные темы для самообразования воспитателя:

  • Игра как средство общения дошкольников.
  • Развитие коммуникативных способностей у детей старшей группы.
  • Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольника.
  • Социализация дошкольников младшей группы через сюжетно-ролевую игру. 
  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  1. Познавательное развитие — развитие у ребенка когнитивных способностей, любознательности и интереса к окружающему миру, формирование первичных представлений о себе, природе, семье, других людях и т.д.

Темы этого направления

  • Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей. 
  • Практика геймификации учебного процесса. 
  • Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.
  • Духовно-нравственное воспитание детей.
  • Технология проектной деятельности в ДОУ.
  • Формирование культурных ценностей через русские народные сказки.

Вебинар по геймификации

Как сделать занятия с детьми незабываемыми

Бесплатно

  1. Речевое развитие — становление речи ребенка, воспитание культуры речи, знакомство с литературой.

Примерные темы:

  • Развитие речи у детей через пальчиковые игры.
  • Развитие речи через уроки риторики и речевой этикет.
  • Сказкотерапия как инструмент становления речи дошкольника.
  • Всестороннее развитие детей через знакомство с художественной литературой.
  1. Художественно-эстетическое развитие — развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства, формирование интереса к творчеству.

Список примерных тем:

  • Художественно-эстетическое воспитание посредством дидактических игр.
  • Использование разнообразных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
  • Театр как инструмент развития ценностно-смыслового восприятия.
  • Развитие творческих способностей дошкольников через создание аппликаций.
  1. Физическое развитие — получение опыта двигательной деятельности, улучшение физических качеств. 

Примерные темы:

  • Оздоровительная гимнастика после дневного сна.
  • Методика формирования правильной осанки у дошкольников.
  • Подвижные игры как инструмент развития физических способностей у дошкольников.
  • Физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Здоровьесберегающие технологии.

Корректируйте темы в зависимости от вашего опыта или возраста группы, с которой вы работаете. 

МДОУ «Детский сад № 10 «Россияночка»

Программа саморазвития

воспитателя

Боровковой Светланы Геннадьевны

на 2016-2019 годы
 

Цель: Совершенствование профессионального мастерства, развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии.

Задачи:

1. Изучить и систематизировать достижения педагогической науки по теме.

2. Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы,  новинок программно–методического обеспечения, интернет – ресурсов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

3. Знакомиться с докладами передового педагогического опыта.

4. Разработать научно – практические методы внедрения.

5. Внедрить эффективных формы и методы работы с детьми по вопросу нравственно – патриотического воспитания.

6. Поиск и внедрение инновационных форм работы с родителями с целью формирования их компетентности по воспитанию патриотизма у детей.

7. Создание предметно – развивающей среды, способствующей 

нравственно- патриотическому воспитанию.

8. Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике.

Основные направления реализации программы.

1. Расширение образованности.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности.

3.Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).

4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

5. Участие в конкурсах, районных методических объединениях.

6. Транслирование опыта практических результатов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста в педагогическом сообществе.

7. Самостоятельный поиск педагогической информации по банкам, в системе Интернет.

8. Посещение музеев, выставок, театров, клубов с целью саморазвития и расширения кругозора, роста педагогической компетентности.

Ожидаемые результаты.

1. Оформление собственных методических наработок.

2. Повышение собственной творческой самооценки.

3. Реализация системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию.

4.Повышение квалификации.

5. Систематизация и представление в педагогическом сообществе опыта работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

План индивидуальной самообразовательной работы.

Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины»

Актуальность

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного

возраста рассматривалась в трудах А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Т. А. Марковой, С. А. Козловой, Н. В. Виноградовой, Р. С. Буре и других. Весомый вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста внесли Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, Е.И.Радина, А.П.Усова и др.. Авторы подчёркивают, что начала патриотизма формируются у детей уже дошкольного возраста.

Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и Гражданина России.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

В России 17 октября 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по Федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.

Одной из задач является объединение обучения и воспитания в

целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,общества.

Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к

своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и е будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».

Старшим дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной

природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного  воспитания.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к

доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Цель: Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины.

Задачи:

1. Расширить представления о родном крае. Познакомиться с историей родного города, его месторасположением, достопримечательностями, культурой, традициями.

2. Развивать интерес к народным традициям и промыслам. Развивать творческие способности детей.

3. Создать условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников: пополнить РППС группы дидактическим и иллюстративным материалом, художественной литературой по теме.

4. Привлечь родителей к совместным мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в нравственно-патриотическом воспитании детей.

Этапы реализации Программы:

Мероприятия

Сроки

Организационно – ознакомительный 2016 – 2017 гг:

1.

Изучение методической литературы по проблеме патриотического воспитания детей

В течение года

2.

Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала.

Ноябрь

Декабрь

3.

Подбор дидактического и игрового материала для игровой и познавательной деятельности.

В течение учебного года

4.

Поиск форм и методов работы с детьми по формированию у детей знаний о родном городе.

В течение учебного года

5.

Составление перспективного плана работы

Октябрь

6.

Разработка программы социального партнерства с семьей по проблеме патриотического воспитания детей

Октябрь

Апрель

7.

Составление программы взаимодействия с социумом: посещение театров, музеев, библиотек.

Сентябрь

Основной этап 2017 – 2018 гг

1.

Диагностика детей по выбранной теме.

Сентябрь

2.

Анкетирование родителей по вопросам воспитания патриотических чувств у детей

сентябрь

3.

Реализация проекта «Наш родной город Семенов», подбор новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами по формированию у детей знаний о малой Родине

В течение года

4.

Проведение родительских собраний, круглых столов

Октябрь

Февраль

Май

5.

Работа с социумом: посещение музеев, библиотек, кинотеатра,

В течение года

6.

Пополнение развивающей предметно – пространственной среды продуктами совместного творчества детей и их родителей

В течение года

7.

Участие в районных, областных, Всероссийских конкурсах

В течение года

8.

Обобщение опыта работы «Использование широкого спектра форм и методов в работе со старшими дошкольниками в процессе их ознакомления с архитектурным обликом родного города» на уровне МДОУ

В течение года

3. Заключительный этап 2018-2019 гг.

1.

Обобщение и систематизация материалов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников 

Сентябрь – ноябрь

2.

Распространение педагогического опыта по нравственно – патриотическому воспитанию детей в сетевом педагогическом сообществе и на сайте ДОУ в сети Интернет.

Сентябрь – ноябрь

3.

Распространение педагогического опыта по нравственно – патриотическому воспитанию детей на педагогических советах и методических объединениях

Сентябрь – ноябрь

4.

Повышение квалификационной категории

Декабрь

Литература:

Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.

Антонов Ю.Е, Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину» М., 2003

Гризик Т. Проект. Расскажем детям о войне. // Дошкольное воспитание 2014, №10, С. 10

Гриценко З. Тема войны в литературе. Для детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание 2015 №1. С. 4

Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Управление ДОУ, 2006

Жирякова И.В. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»: Управление ДОУ, 2008
Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»: М., 2004

Зацепина Н. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников, М.: Мозаика-Синтез, 2011г.

Зверева О.Л. «Социальное развитие ребенка» – М.: А.П.О. 1994

Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Старшая группа М.: Мозаика-Синтез, 2013г.

Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников: учеб. -метод. пособие / О. Л. Князева, О. Ю. Князева, М. Д. Маханева. – М.: Детство-пресс, 2009

Кобзева Т.Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кобзева Т.Г. – Волгоград, 2008 // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].

Коротовский Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ»: Управление ДОУ, 2006

Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»: Управление ДОУ, 2005

Пашкова Г., Страхова Н. Герои в нашей семье – Итоговое занятие для детей старших и подготовительных групп. // Дошкольное воспитание 2014 №4. С. 4

Шорыгина Т. А. Наша родина-Россия М.: Мозаика-Синтез, 2011г.

Шорыгина Т. А. Наша родина-Россия М.: Сфера, 2011г.

Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»: Управление ДОУ, 2006

Добавить комментарий