Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 401»
План саморазвития воспитателя
МБДОУ Детского сада № 401
Сазоновой Натальи Николаевны
2015г. – 2017г.
1. ФИО педагога – Сазонова Наталья Николаевна
2.Образование/ категория: – Высшее не педагогическое/СЗД
3.Тема самообразования: «Развитие самостоятельности и инициативы у детей в игре».
4.Начало работы: Сентябрь 2015 г.
5.Предполагаемая дата окончания: Май 2017 г.
6.Цель:
- создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе сюжетно – ролевых игр.
- создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе сюжетно – ролевых игр.
7.Задачи:
- Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
- Освоить современные технологии и методы организации игры.
- Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.
8.Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
9. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме
- посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
- разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;
- апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;
- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- обобщение результатов на заседании методического объединения.
10. Практический выход: разработка и оформление памяток, буклетов для родителей, создание мультимедийных презентаций для детей по теме: «Профессии», разработка картотек по сюжетно-ролевым играм, по социально-коммуникативному развитию, картотек по игре с агрессивными детьми и т.д.
11.Форма отчета по проделанной работе: отчет на педсовете, участие в РМО.
Актуальность.
По данным ученых дошкольный возраст является самым продуктивным периодом для развития инициативы и самостоятельности детей. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.
Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. А. П. Усова, Т.Е. Конникова. Д.В. Менджерицкая. Р.М. Римбург. Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова. Н.Я. Михайленко. Р.А. Иванова называли дошкольный возраст возрастом игры.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками.
Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Преобразования, происходящие в настоящее время в жизни нашего общества, в полной мере распространяются на систему дошкольного образования. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, что обуславливает определенные требования к деятельности дошкольных образовательных учреждений.
В «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.
Перспективный план работы по теме самообразования
на 2015/17 учебный год
Этапы проведения |
Формы работы |
Сроки |
Практический выход |
I этап 2015г. |
Изучение нормативно-правовых документов |
Январь |
Теоретические знания педагога Знание содержания документов |
Изучение организационно методической литературы по теме самообразования |
Январь-Февраль |
Теоретические знания педагога |
|
Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ»; «Дошкольное воспитание»; «Обруч» |
Январь-Февраль |
Теоретические знания педагога |
|
Подбор материала для разработки картотек |
Март-Апрель |
Картотеки:
|
|
Разработка конспектов игровых ситуаций, игровых занятий по образовательной деятельности |
Март-Апрель |
Конспекты игровых ситуаций, игровых занятий по образовательной деятельности |
|
Подбор видеоматериалов, мультимедийных презентаций для работы с детьми |
Март-Апрель |
Презентации 1. Знакомство с театром. 2. В мастерской художника 3. Морские профессии 4. Профессия шофер Видеоматериалы: 1. Я водитель 2. Экскурсия на стройку 3. Обитатели моря |
|
Разработка консультаций, рекомендаций для родителей |
Март-Апрель |
|
|
Разработка анкет для родителей |
Март-Апрель |
Анкетирование «Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома» |
|
Подбор, разработка и оформление диагностических карт |
Март-Апрель |
Аналитические листы: «Определение уровня развития самостоятельности у детей» |
|
Обогащение РППС |
Март-Апрель |
Атрибуты к играм |
|
II этап 2015-2017 |
Оформление предметно-развивающей среды сюжетно-ролевыми играми «Доктор Айболит», «Магазин», «Салон красоты», «Кухня» и т.д.. |
Сентябрь |
Центры сюжетно-ролевых игр. |
Мониторинг детей (начало года) |
Сентябрь 2015, Сентябрь2016 |
Аналитические листы: «Определение уровня развития самостоятельности у детей» |
|
Проведение занятий по НОД |
В течение года |
«Путешествие по островам» «Путешествие на корабле» «Сказочное приключение», «Наш любимый детский сад» |
|
Выступление на педагогическом совете: |
Апрель 2016г. |
«Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников в различных видах деятельности» |
|
Подбор материалов для родительского собрания Круглый стол для родителей |
Октябрь- Ноябрь 2016 |
«Воспитание самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста» |
|
Районное методическое объединение воспитателей групп дошкольного возраста |
Ноябрь 2016 |
«Развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО», 2016г. |
|
Оформление стендов группы по теме |
В течение года |
Тематика см.выше |
|
Оформление фотовыставки для родителей |
Апрель 2016, 2017 |
Фотовыставка «Развиваемся играя» |
|
Контрольный мониторинг детей |
Май 2016, Май 2017 |
Аналитические справки по мониторингу |
|
Разработка дизайна проекта игровой площадки |
Апрель-май 2017 |
Проект игровой площадки: «Необитаемый остров» |
|
III этап – обобщение опыта 2017 |
Участие в конкурсах : МБДОУ «Сказка на летнем участке»; в районном конкурсе по благоустройству территории ДОУ «Территория детства»; в областном конкурсе «Лучшая идея площадки» |
Июнь-Август 2017 Сентябрь 2017 |
Дипломы |
Помощь в обновлении сайта новой информацией (размещение информации по теме) |
Систематически |
http://dou401nn.edusite.ru/ в целях открытости и доступности информации |
Согласно ФГОС воспитатели должны непрерывно развиваться в сфере педагогики и психологии, чтобы улучшать рабочие навыки и использовать только современные приемы и методы. Но из-за занятости или отсутствия понимания, что нужно делать, многие из нас относятся к самообразованию как к формальной и скучной части работы. В статье обсудим, как все организовать, чтобы воспитатели учились с удовольствием, и как составить интересный план саморазвития, который будет ежедневной волшебной палочкой мотивации.
Выберите подходящую тему
От выбора темы зависит 90% эффективности плана саморазвития воспитателя. Обычно тему назначает старший воспитатель или методист. Но предложенная тема может быть воспитателю не интересна, а значит, по возможности, он всегда должен подключаться к выбору темы или предложить ее заранее.
Секрет идеальной темы в трех критериях:
- Это направление работы вызывает у воспитателя сложности
- В этой теме у воспитателя есть опыт и накопленные результаты предыдущего обучения. Например, чтобы полноценно изучить речевое развитие для детей 3-4 лет, нужно знать о развитии речи малышей 2-3 лет.
- Это одна из задач детского сада на текущий год. В начале каждого года ФГОС рекомендует список тем для изучения. Например, в этом году рекомендуют сделать акцент на применении компьютерных технологий в образовательном процессе и на формировании культуры здоровья детей.
Чтобы определиться с возможной темой, вы можете проанализировать изменения в годовом плане детского сада.
Темы саморазвития будут отличаться для воспитателей разных возрастных групп и для старших воспитателей. Несколько примеров тем из перечня ФГОС:
- Для младшей группы: инновационные методики раннего развития, нестандартные техники рисования, природа – способ воспитания детей.
- Для средней группы: театральная деятельность, воспитание любознательности, обучение выразительному чтению.
- Для старшей группы: обучение элементарному анализу литературных произведений, развитие навыков безопасной жизнедеятельности, развитие связной речи.
- Для старшего воспитателя: способы создания психологического комфорта в группе, важность индивидуального подхода в воспитании и обучении, педагогическая диагностика в детском саде.
Обозначьте актуальность темы, цели, задачи и результаты
Первым делом нужно показать, какие важные навыки получат воспитатели, дети и родители при изучении выбранной темы.
Сделайте акцент, что цель самообразования – это не заполнение отчетов и формальные доклады, а получение профессиональных навыков и улучшение образовательного процесса. Пропишите четкие цели и задачи, которые им соответствуют. А на основе задач пропишите предполагаемые результаты.
Например, целью может быть повышение качества образования через внедрение информационных технологий. Тогда основные задачи для выполнения этой цели – изучить новые информационные системы и внедрить их в работу. А в качестве результатов будет готовая учебная программа для дистанционного обучения.
Пропишите этапы работ на каждый месяц
Воспитатель изучает выбранную тему весь учебный год, поэтому нужно составить таблицу с задачами на каждый месяц. Задачи самообразования делятся на 4 типа:
- Изучение теоретического материала. Воспитатель самостоятельно ищет литературу по теме, участвует в вебинарах, курсах и мастер-классах, читает специальные журналы.
- Работа с детьми. На этом этапе специалист получает опыт, применяя новые знания. Воспитатель проводит диагностику детей, организовывает кружки и занятия, делает развлекательные тематические ярмарки.
- Сотрудничество с семьей. Теперь специалист делится полученным опытом. Воспитатель проводит открытые занятия, тренинги или консультации для родителей.
- Передача опыта коллегам. Воспитатель рассказывает о новых знаниях в докладах на педсоветах, показывает свои навыки на открытых уроках или делает публикации в журналах.
В соответствии с этими задачами удобно разделить таблицу плана самообразования на 4 части, и прописать задачи для каждого месяца.
Пример таблицы:
План саморазвития нужно учесть при составлении циклограммы.
Определите форму представления результатов
В результате самообразования должны получиться конкретные продукты: пособия, конспекты семинаров и тренингов, сценарии открытых занятий и мастер-классов, дидактические материалы и др. Пропишите, какие результаты вы ожидаете на выходе.
Обязательный результат самостоятельного обучения – отчет или папка самообразования. Этот документ должен соответствовать государственным нормам, для этого воспитатель заполняет отчет по определенной структуре:
- Тема, ее актуальность, цели и задачи;
- Список проанализированной литературы;
- Список и результаты выполненных задач за каждый месяц – принципы работы, сценарии игровых мероприятий, фотоотчеты, конспекты;
- Ссылки на результаты самообразования – методические пособия, публикации, которые разработал воспитатель;
- Выводы обучения и самоанализ;
- Планы на следующий год.
В конце учебного года воспитатель презентует данный отчет на педсовете.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Индивидуальная программа
профессионального и личностного
саморазвития воспитателя
Хабировой Сании Ганиевны
Основные сведения
Образование: среднее специальное,
Арское педагогическое училище , 1984 год.
Специальность: Средне специальное .Диплом ЗТ № 429707 по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» АПУ 8.06.1984г
Квалификация: «Воспитатель дошкольных учреждений».
Место работы: МБДОУ № 7 «Березка».
Занимаемая должность: воспитатель.
Стаж педагогической работы (по специальности) с 1984 года,
в данной должности с 1984 года,
в данном учреждении – 12 лет.
Категория: Соответствие занимаемой должности «воспитатель» от 06.08.2004г
Курсы повышения квалификации (КПК): Удостоверение о повышении квалификации 162401304980 Институт экономики, управления и права (г. Казань) с 3 марта 2014г по 17 марта 2014г. «Билингвальное образование дошкольников в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в объеме 72часов. № 984/2014.Дата выдачи 17 марта 2014г.
Цель саморазвития: самосовершенствование профессиональной деятельности воспитателя.
Задачи программы:
повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;
создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками; распространение собственного педагогического опыта.
Основные направления моей деятельности:
1. В информационной области:
- использование интернет и мультимедиа – ресурсов, образовательных программ и учебных материалов;
- создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий.
2. В диагностико-прогматической области:
- совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
- овладение современными методиками диагностики всестороннего развития дошкольников;
- планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики.
3. В области содержания образования:
- применение ФГОС ДО в практической деятельности;
- дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС ДО;
- изучение и распространение передовых педагогических технологий;
- формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанников, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов;
- формирование общей культуры личности каждого ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
4. В инновационной и экспериментальной области:
- работа в творческих мастерских;
- участие в семинарах и мастер-классах;
- внедрение в практику инновационных педагогических технологий,
- методические семинары, практикумы;
- реализации собственных творческих способностей.
5. В области повышения квалификации:
- очное и дистанционное повышение квалификации, курсовая подготовка, курсы-онлайн;
- участие в тренингах и деловых играх, профессиональных конкурсах и фестивалях и выставках.
Анализ своей педагогической деятельности.
(самопознание)
Я могу (Мои плюсы)
- Использую методы и приемы работы, способствующие развитию самостоятельности, способности к сотрудничеству.
- Применяю в образовательной, воспитательной и развивающей деятельности разнообразные виды игр.
- Правильно моделирую игровое пространство.
- Выбираю подходящий стиль общения с воспитанниками и их родителями, основанный на взаимном уважении.
- Анализирую собственную педагогическую деятельность.
Мои недоработки (Мои минусы)
- Владение ИКТ на минимальном уровне;
- Недостаточно умений для поиска и размещения методической информации в сети интернет.
Выбор темы по самообразованию
(самоопределение)
Учитывая результаты самоанализа своей деятельности, определила тему для повышения самообразования.
Тема. Игры в экологическом воспитание детей.
Цель :формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания , научит детей быть милосердными, любить и беречь природу(землю, воду, воздух, флору, фауну), по –хозяйски, а значит бережно распоряжаться ее богатствами.
Задачи:
2. Применение новых методов и приемов, направленных на развитие самостоятельности младших дошкольников.
3. Повышение педагогической компетентности родителей.
- Презентация результатов работы по теме самообразования на итоговом педсовете.
Планируемые результаты.
- Результатом реализации программы саморазвития являются следующие показатели:
- Умение анализировать научно-методическую литературу.
- Развитие сопереживание к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
- Распространение собственного педагогического опыта.
Раздел плана |
Срок |
Содержание работы |
Практические выходы |
2015-2016 учебный год |
|||
Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме. |
Сентябрь 2015г |
Планирование работы по самообразованию. • определение содержания работы по самообразованию; |
Составление плана |
Октябрь 2015г. |
Изучение научно-методической литературы: Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Рыжова .Н.А. Наш дом природа.. |
Папка-передвижка «Ребенок и природа» |
|
Ноябрь 2015г. |
Создание экологического уголка родного края. Подготовка и организация выставки: «Ягоды дары природы» (использование природного и бросового материала) |
Выставка: «Ягоды – дары природы» |
|
Декабрь 2015 г. |
Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. |
Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» |
|
Январь 2016 г. |
Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице. |
Стенгазета со стихами и фотографиями детей «Зимняя прогулка в детском саду!» |
|
Февраль 2016 г. |
Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?» Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». |
Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду». |
|
Март 2016г. |
Работа с родителями. |
||
Апрель 2016 г. |
Изготовление дидактических игр, пособий по экологии. |
Картотека дидактических игр для детей средней группы |
|
Май 2016г. |
Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. |
Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» |
|
2016-2017учебный год |
|||
1Подготовить материал для фундаментальных курсов. 2. Разработать конспект НОД по экологии 3. Пополнить картотеку дидактических игр по экологии 4. Внедрение и реализация новых современных, образовательных технологий, вариативных воспитательно – образовательных программ. |
Сентябрь 2016г |
Разработать план работы дополнительного образования «Росточек» для детей 6 -7 лет Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год. |
Фоторепортаж «Воспоминания о лете!» Выставка, оформление «Развиваемся, играя в сентябре» |
Октябрь 2016г. |
Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива |
Акция «Наши меньшие друзья!» |
|
Ноябрь 2016 г. |
Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.(Изготовление поделок из природного материала.) |
Открытый просмотр ООД «Ягоды – дары природы» |
|
Декабрь 2016 г. |
Знакомство с животным и растительным миром родного края Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам |
Использование ИКТ Показ презентаций Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их |
|
Январь 2017 г. |
Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе» |
Картотека «Труд в природе» |
|
Февраль 2017г. |
Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные» и т.д. |
Папка-передвижка «Природа- общий дом» |
|
Март 2017 г. |
Работа с педагогами |
Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду» |
|
Апрель 2017 г. |
Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике, знакомство детей с растениями, уход за ними. |
Совместное создание в группе огорода на подоконнике |
|
Повышение квалификации на курсах. «Экологическое образование в ДОУ» |
|||
Май 2017г. |
Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка. |
Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями. |
|
2017-2018 учебный год |
|||
Изучение методической литературы Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах. Использование ИКТ |
Сентябрь 2017г |
Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова , А.А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО. «Современные технологии обучения дошкольников» Е.В. Михеева |
Составление плана |
Октябрь 2017г. |
Изучение положения «Аттестация педагогических работников» Изготовление дидактических игр, пособий по экологии, для детей старшего возраста. |
||
Ноябрь 2017 г. |
Экологический КВН «Знатоки природы» цель: повышение экологической компетенции педагогов ДОУ «Золотой ключик» подготовка атрибутов |
||
Декабрь 2017 г. |
Экологическая игра «Наша планета» |
||
Январь 2018 г. |
Участие в общероссийском конкурсе «Экологические акции в ДОУ. Приведи в порядок свою планету» |
||
Февраль 2018г. |
Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в природе» для детей старшего возраста |
Составила картотеку из 15 карточек |
|
Март 2018 г. |
Изучение научно – методической литературы: О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В, Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников» |
||
Апрель 2018 г. |
Организовать выставку детских поделок из природного и бросового материала |
Выставка организована |
|
Май 2018г |
Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия» изготовление поделок из пластиковых бутылок. Совместная работа по озеленению участка |
Совместная работа по озеленению участка |
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя Хабировой Сании Ганиевны»
Самообразование воспитателя детского сада — важный аспект профессии. Разбираемся, как выбрать тему и составить план в соответствии с ФГОС.
Какие формы самообразования бывают
Самообразование педагога ДОУ преследует две главные цели:
- совершенствование собственных методик воспитания и обучения;
- создание условий для гармоничного и всестороннего развития детей в группе.
Воспитатель, который стремится развиваться, не просто заботится о детях. Он анализирует возрастные особенности группы, выявляет проблемы, внедряет на практике новейшие педагогические разработки, организуя учебно-воспитательный процесс с учетом развития технологий и требований общества.
Есть множество форм самообразования педагога ДОУ:
- анализ своей работы и ее результатов;
- изучение специализированной литературы — нормативных документов, научных публикаций, методических указаний, профессиональных журналов;
- освоение новаторских методик, новых педагогических программ в области ДОУ;
- изучение и систематизация опыта специалистов ДОУ, в т.ч. опыта своих коллег;
- личное самосовершенствование;
- участие в тренингах, вебинарах, мастер-классах, семинарах с последующим анализом;
- повышение квалификации на курсах;
- разработка собственных программ, методических и дидактических материалов;
- сотрудничество с родителями — организация совместных кружков, круглых столов и т.д.
- Не останавливайтесь на какой-то одной форме самообразования — комбинируйте их, чтобы добиться по-настоящему вдохновляющих результатов.
Как выбрать тему для самообразования
Педагог ДОУ сам выбирает тему, в которой будет совершенствоваться. Главное — получить конкретный результат, который повысит качество воспитательно-образовательного процесса.
Важный критерий выбора темы — проблемы в группе, с которой вы работаете. Кроме того, если вас беспокоит недостаток опыта или знаний в определенной области, вы можете заполнить пробелы благодаря самообразованию.
Есть и другие критерии, которые влияют на выбор темы:
- особенности вашего опыта работы;
- личная тяга к определенным идеям, желание творческого развития в конкретном направлении;
- повестка дня — что интересует родителей, детей, коллег, руководство в вашем дошкольном учреждении;
- актуальность темы, ее соответствие требованиям современного общества;
- доступность — и у вас, и у детского сада, в котором вы работаете, есть ресурсы на реализацию программы;
- измеряемость и конкретность — по теме можно поставить определенные задачи и решить их в поставленные сроки.
Как педагогу ДОУ выстроить работу по самообразованию
Процесс самообучения воспитателя детского сада можно разбить на три этапа:
- подготовка и планирование,
- освоение теории и практика,
- отчет и анализ.
Август — сентябрь: подготовка
На этом этапе воспитатель составляет годовой план по самообразованию, список научно-методической литературы, знакомится с работами других педагогов — иными словами, погружается в учебную деятельность.
- Рекомендуем завести методическую папку для полезных статей, конспектов, отчетов с мероприятий и других материалов по теме вашего исследования, чтобы они всегда были под рукой.
Как составить план по самообразованию
Воспитатель выбирает тему. В пояснительной записке аргументирует ее актуальность, конкретизирует проблематику, формулирует цели и задачи исследования. Подбирает источники, определяет формы работы.
Обычно план составляется на год, но вы можете выбрать целый комплекс тем и рассматривать их из года в год в зависимости от актуальности, обеспечивая тем самым принцип непрерывности и раскрывая темы широко и подробно.
На титульном листе укажите:
- название документа,
- ФИО,
- должность,
- номер группы,
- название дошкольного учреждения,
- тему.
Сам план работы целесообразно представить в виде таблицы, где расписать:
- сроки реализации,
- форму мероприятий,
- темы занятий,
- содержание,
- оборудование,
- форму отчета,
- ожидаемые результаты и т.д.
Сентябрь — апрель: освоение теории и практика
Воспитатель изучает научные, методические, дидактические материалы, конспектирует статьи, составляет обзоры и картотеки методов и приемов.
Строите карьеру и мечтаете о повышении?
Курсы для педагогов ДОУ
Учиться
На основе полученных знаний проектирует собственную программу и методики и внедряет свои педагогические разработки в практическую деятельность.
- Всю проделанную работу также фиксируйте в методической папке. Не забудьте добавить в нее сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации и участии в вебинарах.
Конец учебного года: отчет и анализ
Финальный этап — отчет и анализ. Воспитатель оценивает результаты реализации плана, систематизирует полученные опыт и знания, делает выводы.
Формы отчета по самообразованию
Отчет по теме можно представить в следующих формах:
- фото- и видеоотчеты для ознакомления родителей, коллег или руководства;
- открытое занятие — дважды в год: в начале и в конце учебного года;
- мастер-класс — эта форма позволяет наглядно продемонстрировать не только результаты, но и методы и приемы работы, а также передать профессиональный опыт;
- выступления на совещаниях, конференциях, педагогических советах предполагают анализ проделанной работы и ее результатов;
- публикации в СМИ, интернете, печатных изданиях;
- участие в конкурсах и т.д.
- Эти формы отчетности можно использовать и на других этапах, если есть необходимость и/или желание самого педагога.
Как выбрать тему самообразования по ФГОС
Самообразование педагога ДОУ затрагивает не только его интересы, но и интересы группы. Тема должна быть направлена на развитие дошкольников и учитывать их культуру, образовательные потребности, возраст и т.д.
- Проще всего ориентироваться на ФГОС ДО — так тема вашего исследования будет коррелировать с государственными нормами, кроме того, не придется беспокоиться о ее актуальности.
Согласно ФГОС дошкольник должен развиваться в следующих направлениях:
- Социально-коммуникативное развитие — адаптация ребенка в обществе, становление коммуникативных процессов и взаимодействия со сверстниками и родителями и т.д.
Примерные темы для самообразования воспитателя:
- Игра как средство общения дошкольников.
- Развитие коммуникативных способностей у детей старшей группы.
- Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольника.
- Социализация дошкольников младшей группы через сюжетно-ролевую игру.
- Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
- Познавательное развитие — развитие у ребенка когнитивных способностей, любознательности и интереса к окружающему миру, формирование первичных представлений о себе, природе, семье, других людях и т.д.
Темы этого направления:
- Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей.
- Практика геймификации учебного процесса.
- Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.
- Духовно-нравственное воспитание детей.
- Технология проектной деятельности в ДОУ.
- Формирование культурных ценностей через русские народные сказки.
Вебинар по геймификации
Как сделать занятия с детьми незабываемыми
Бесплатно
- Речевое развитие — становление речи ребенка, воспитание культуры речи, знакомство с литературой.
Примерные темы:
- Развитие речи у детей через пальчиковые игры.
- Развитие речи через уроки риторики и речевой этикет.
- Сказкотерапия как инструмент становления речи дошкольника.
- Всестороннее развитие детей через знакомство с художественной литературой.
- Художественно-эстетическое развитие — развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства, формирование интереса к творчеству.
Список примерных тем:
- Художественно-эстетическое воспитание посредством дидактических игр.
- Использование разнообразных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
- Театр как инструмент развития ценностно-смыслового восприятия.
- Развитие творческих способностей дошкольников через создание аппликаций.
- Физическое развитие — получение опыта двигательной деятельности, улучшение физических качеств.
Примерные темы:
- Оздоровительная гимнастика после дневного сна.
- Методика формирования правильной осанки у дошкольников.
- Подвижные игры как инструмент развития физических способностей у дошкольников.
- Физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Здоровьесберегающие технологии.
Корректируйте темы в зависимости от вашего опыта или возраста группы, с которой вы работаете.
МДОУ «Детский сад № 10 «Россияночка»
Программа саморазвития
воспитателя
Боровковой Светланы Геннадьевны
на 2016-2019 годы
Цель: Совершенствование профессионального мастерства, развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии.
Задачи:
1. Изучить и систематизировать достижения педагогической науки по теме.
2. Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы, новинок программно–методического обеспечения, интернет – ресурсов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Знакомиться с докладами передового педагогического опыта.
4. Разработать научно – практические методы внедрения.
5. Внедрить эффективных формы и методы работы с детьми по вопросу нравственно – патриотического воспитания.
6. Поиск и внедрение инновационных форм работы с родителями с целью формирования их компетентности по воспитанию патриотизма у детей.
7. Создание предметно – развивающей среды, способствующей
нравственно- патриотическому воспитанию.
8. Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике.
Основные направления реализации программы.
1. Расширение образованности.
2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
3.Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
5. Участие в конкурсах, районных методических объединениях.
6. Транслирование опыта практических результатов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста в педагогическом сообществе.
7. Самостоятельный поиск педагогической информации по банкам, в системе Интернет.
8. Посещение музеев, выставок, театров, клубов с целью саморазвития и расширения кругозора, роста педагогической компетентности.
Ожидаемые результаты.
1. Оформление собственных методических наработок.
2. Повышение собственной творческой самооценки.
3. Реализация системы работы по нравственно – патриотическому воспитанию.
4.Повышение квалификации.
5. Систематизация и представление в педагогическом сообществе опыта работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
План индивидуальной самообразовательной работы.
Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины»
Актуальность
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного
возраста рассматривалась в трудах А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Т. А. Марковой, С. А. Козловой, Н. В. Виноградовой, Р. С. Буре и других. Весомый вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста внесли Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, Е.И.Радина, А.П.Усова и др.. Авторы подчёркивают, что начала патриотизма формируются у детей уже дошкольного возраста.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и Гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
В России 17 октября 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по Федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач является объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,общества.
Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к
своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и е будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом».
Старшим дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной
природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к
доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Цель: Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины.
Задачи:
1. Расширить представления о родном крае. Познакомиться с историей родного города, его месторасположением, достопримечательностями, культурой, традициями.
2. Развивать интерес к народным традициям и промыслам. Развивать творческие способности детей.
3. Создать условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников: пополнить РППС группы дидактическим и иллюстративным материалом, художественной литературой по теме.
4. Привлечь родителей к совместным мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в нравственно-патриотическом воспитании детей.
Этапы реализации Программы:
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Организационно – ознакомительный 2016 – 2017 гг: |
||
1. |
Изучение методической литературы по проблеме патриотического воспитания детей |
В течение года |
2. |
Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала. |
Ноябрь Декабрь |
3. |
Подбор дидактического и игрового материала для игровой и познавательной деятельности. |
В течение учебного года |
4. |
Поиск форм и методов работы с детьми по формированию у детей знаний о родном городе. |
В течение учебного года |
5. |
Составление перспективного плана работы |
Октябрь |
6. |
Разработка программы социального партнерства с семьей по проблеме патриотического воспитания детей |
Октябрь Апрель |
7. |
Составление программы взаимодействия с социумом: посещение театров, музеев, библиотек. |
Сентябрь |
Основной этап 2017 – 2018 гг |
||
1. |
Диагностика детей по выбранной теме. |
Сентябрь |
2. |
Анкетирование родителей по вопросам воспитания патриотических чувств у детей |
сентябрь |
3. |
Реализация проекта «Наш родной город Семенов», подбор новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами по формированию у детей знаний о малой Родине |
В течение года |
4. |
Проведение родительских собраний, круглых столов |
Октябрь Февраль Май |
5. |
Работа с социумом: посещение музеев, библиотек, кинотеатра, |
В течение года |
6. |
Пополнение развивающей предметно – пространственной среды продуктами совместного творчества детей и их родителей |
В течение года |
7. |
Участие в районных, областных, Всероссийских конкурсах |
В течение года |
8. |
Обобщение опыта работы «Использование широкого спектра форм и методов в работе со старшими дошкольниками в процессе их ознакомления с архитектурным обликом родного города» на уровне МДОУ |
В течение года |
3. Заключительный этап 2018-2019 гг. |
||
1. |
Обобщение и систематизация материалов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников |
Сентябрь – ноябрь |
2. |
Распространение педагогического опыта по нравственно – патриотическому воспитанию детей в сетевом педагогическом сообществе и на сайте ДОУ в сети Интернет. |
Сентябрь – ноябрь |
3. |
Распространение педагогического опыта по нравственно – патриотическому воспитанию детей на педагогических советах и методических объединениях |
Сентябрь – ноябрь |
4. |
Повышение квалификационной категории |
Декабрь |
Литература:
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
Антонов Ю.Е, Левина Л.В. «Как научить детей любить Родину» М., 2003
Гризик Т. Проект. Расскажем детям о войне. // Дошкольное воспитание 2014, №10, С. 10
Гриценко З. Тема войны в литературе. Для детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание 2015 №1. С. 4
Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Управление ДОУ, 2006
Жирякова И.В. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»: Управление ДОУ, 2008
Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»: М., 2004
Зацепина Н. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников, М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
Зверева О.Л. «Социальное развитие ребенка» – М.: А.П.О. 1994
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Старшая группа М.: Мозаика-Синтез, 2013г.
Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников: учеб. -метод. пособие / О. Л. Князева, О. Ю. Князева, М. Д. Маханева. – М.: Детство-пресс, 2009
Кобзева Т.Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кобзева Т.Г. – Волгоград, 2008 // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].
Коротовский Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ»: Управление ДОУ, 2006
Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»: Управление ДОУ, 2005
Пашкова Г., Страхова Н. Герои в нашей семье – Итоговое занятие для детей старших и подготовительных групп. // Дошкольное воспитание 2014 №4. С. 4
Шорыгина Т. А. Наша родина-Россия М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
Шорыгина Т. А. Наша родина-Россия М.: Сфера, 2011г.
Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»: Управление ДОУ, 2006