Как составить план семинара практикума


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Семинар — это информативное или практическое занятие, нацеленное на приобретение определенных навыков или углубление знаний в конкретной теме. Ведущими на таких практикумах обычно выступают преподаватели, эксперты в данной области, руководители или другие лидеры, владеющие знаниями в определенной сфере или обладающие конкретными навыками. В зависимости от темы, семинары могут длиться от часа до двух или продолжаться по несколько недель. Докладчики могут увеличить эффективность своей презентации посредством тщательного планирования, организации и оттачивания техники изложения материала. Здесь представлена инструкция для подготовки к семинару.

  1. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 1

    1

    Определите цель семинара. Вашей задачей может быть научить аудиторию определенным навыкам, например, как создавать и сохранять документы в приложениях для обработки текстов. Или же ваша цель может состоять в том, чтобы предоставить общую информацию по конкретной теме, к примеру, живопись или писательство. Независимо от общей направленности практикума, вначале нужно определить его цель.

  2. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 2

    2

    Выясните потребности участников. Когда вы, к примеру, тренируете определенный навык, понимание желаний участников в отношении конечного уровня постижения материала и скорости обучения поможет вам правильно подобрать компоненты занятий. Чем лучше практикум будет адаптирован к вашей аудитории, тем более успешным будет процесс обучения.

  3. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 3

    3

    Разработайте структуру своей презентации.

    • Введение. Вам нужно будет сделать короткий обзор темы семинара, представить себя и других участников.
    • Напишите список навыков и/или тем, о которых будет идти речь в вашей презентации. Включите в этот перечень подтемы, если необходимо.
    • Решите, в каком порядке вы будете излагать выбранные темы. Самые важные умения и информацию лучше подавать в начале практикума. В зависимости от предмета дискуссии, значительных результатов можно достичь, задействовав принцип от “простого к сложному”, начиная с легких и очевидных вопросов, постепенно переходя к более сложной и комплексной проблематике.
    • Установите базовые правила поведения. Правила или руководящие принципы стоит огласить в самом начале семинара. Например, за раз может говорить только один человек, нужно поднять руку, чтобы высказаться, мобильные телефоны и прочие отвлекающие устройства должны быть отключены.
    • Решите, как вы подведете итог семинара. Концовка может заключаться в кратком обзоре изученного материала, вы можете огласить о следующем уровне в серии практикумов и/или попросить участников заполнить форму обратной связи.
  4. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 4

    4

    Определите временные рамки для каждого пункта в плане. Для особо сложных тем выделите достаточное количество времени, на случай, если у слушателей возникнут дополнительные вопросы или трудности с пониманием этой части практикума. Также при составлении графика важно учитывать небольшие перерывы для того, чтобы участники смогли сходить в уборную или просто размять ноги.

  5. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 5

    5

    Составив план, отрепетируйте свое выступление. Репетиции — важная часть процесса подготовки. Представьте доклад коллегам, друзьям или родственникам заранее и попросите их высказать свое мнение о четкости и эффективности представленных данных.

    Реклама

  1. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 6

    1

    Подготовьте раздаточные материалы для участников. Подайте свою презентацию в форме плана занятия и/или сделайте распечатки важной информации или графиков.

  2. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 7

    2

    Используйте визуальные средства. Наглядные инструменты, фильмы, изображения и другие элементы могут быть весьма полезны для выражения определенных концепций или умений. Выбирайте визуальные инструменты, которые дополнят вашу презентацию, и не будут отвлекать внимание от основного посыла или цели.

  3. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 8

    3

    Используйте веб-ресурсы, если они применимы в вашей ситуации. Учебные программы, которые находятся в свободном доступе, такие как Moodle и Blackboard, способствуют онлайн-дискуссиям и обсуждениям вне практикума. Также подобные веб-инструменты — отличный способ для выполнения онлайн-заданий и отправки домашней работы. Более подробную информацию о сервисах для корпоративного обучения вы найдете здесь: https://habrahabr.ru/post/157631/

    Реклама

  1. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 9

    1

    Обустройте пространство для дискуссии. Расставьте стулья полукругом или в форме “подковы”, чтобы способствовать взаимодействию; основные правила разместите на доске или стене так, чтобы все могли их видеть. Не забудьте прикрепить на доску или стену чистый лист бумаги или письменную доску, чтобы записывать идеи и замечания участников, озвученные в ходе “мозгового штурма”.

  2. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 10

    2

    Внедрите в свой практикум интерактивные занятия. Определенная активность и игры повышают вовлеченность в процесс. Различные виды деятельности можно использовать как в маленьких так и в больших группах.

  3. Изображение с названием Prepare a Workshop Step 11

    3

    Отведите время для вопросов и ответов. В зависимости от установленных правил, предоставьте участникам возможность задать вопросы в ходе семинара или в специально отведенное для этого время.

    Реклама

Советы

  • Приходите заранее, чтобы как следует подготовиться.Это особенно важно, если вы используете электронную аппаратуру или другое оборудование, требующее настройки и тестирования. На этом этапе вы также сможете удостовериться, что все полностью готово для увлекательного и продуктивного занятия.

    Изображение с названием Prepare a Workshop Step 9

  • Разработайте резервный план. Примите во внимание все обстоятельства, которые могут возникнуть. Например, низкая явка участников, неисправность техники или неточные расчеты времени, необходимого для выполнения определенных заданий. Будьте готовы к таким непредвиденным ситуациям, к примеру, захватите еще один ноутбук или подготовьте дополнительные задания для активных участников.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 34 372 раза.

Была ли эта статья полезной?

До того, как организовать семинар, определяется его цель. Для начала выявляется какая-либо проблема, которую требуется обсудить и найти решение. Постановка цели зависит от того, кто является инициатором проведения семинара.
Виды семинаров и их цели:

Семинары в учебных заведениях. Проводятся преподавателями для студентов.
Цель: закрепление и углубленное изучение пройденного материала. Каждый студент получает вопрос, на который он должен подготовить доклад и выступить с ним на занятии.

Научные семинары. Иногда проводятся в рамках научных конференций. Организаторами чаще всего выступают компании, для которых проводятся научные изыскания.
Цель: поделиться опытом и обсудить научные открытия, решить проблемы в какой-то определенной сфере.

Семинары для решения проблем бизнеса. Инициаторами являются собственники бизнеса.
Цель: повысить квалификацию работников, проинформировать о новом продукте, особенностях его применения и продвижения, обучить пользованию техническими программами. Важно, чтобы сотрудники не просто прослушали лекции на заявленную тему, но и задали вопросы, обсудили способы внедрения инноваций в зависимости от условий работы. Целью также может быть реклама нового продукта, тогда на мероприятие приглашаются представители СМИ и целевой аудитории.

Семинары по саморазвитию. Проводятся центрами личностного роста, школами эзотерики, фитнес-клубами и прочими подобными организациями.
Цель: повышение мотивации к развитию личных и физических качеств слушателей, донесение информации о новых продуктах и услугах, обсуждение со слушателями особенностей их применения в повседневной жизни.

ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Тема: «Поделимся опытом» (сценарий)    

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Длительность проведения данного Совета педагогов от 2 часов до 2 часов 20 минут.

В случае необходимости отдельные задания могут быть заменены на дополнительные. Все зависит от предварительной подготовки ведущего и членов жюри (карточки с заданиями разложить последовательно, задания должны быть четкими, сетки кроссворда рисуются заранее и т.п.).

Предварительная работа:

– знакомство с литературой по теме Совета педагогов.

Методические рекомендации:

Совет педагогов такой формы целесообразно проводить в начале учебного года c целью корректировки работы дошкольного учреждения. Помимо этого методическая и психологическая служба увидят проблемы отдельных педагогов, над которыми необходимо работать индивидуально. В некоторых случаях может быть выявлена тема обобщения передового педагогического опыта или необходимость работы над интегрированной программой.

Необходимо обратить внимание на то, что члены команды совместно должны выбирать педагога для выполнения заданий. Это важно еще и потому, что в данном случае коллеги ближе узнают не только внутренний потенциал, но и духовные качества друг друга.

По данной теме могут быть проведены два совета педагогов – основной и внеочередной. В этом случае на очередном Совете проходит теоретические знакомство с проблемами педагогического мастерства, а на внеочередном – практические выполнение заданий.

Ход проведения семинара-практикума

1. Игра “Аббревиатуры” ( 5-6 минут ).

Ведущий   предлагает всем участникам прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ: После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участникам предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию. Данная игра помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.

   1 задание (6-7 минут). Каждый педагог вытаскивает из пачки билетов с вопросами один, на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).

Вопросы следующего содержания:

• Напишите имена и отчества родителей детей, посещающих Вашу группу (сколько помните).

• Напишите структуру занятия по математике в подготовительной группе детского сада.

• Напишите имена и отчества всех педагогов, работающих в нашем детском саду.

• Напишите программное содержание физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада.

• Напишите названия и авторов книг, которыми Вы пользовались в этом учебном году при подготовке к занятиям.

• Напишите расписание занятий группы, в которой Вы работаете.

• Перечислите художественные произведения и стихотворения об осени, которые Вы изучали с детьми своей группы в этом учебном году.

• Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада.

• Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.

• Напишите все учреждения науки и образования (не только Магадана), с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.

• Напишите название эксперимента, который проходит в нашем ДОУ и его основные цели и задачи. и т.п.

После этого педагоги делятся на команды путем собирания разрезной картинки. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.

 2 задание. Психологический ринг.  ( 7-8 минут ). Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку.

• устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения – ЛИЧНОСТЬ.

• систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов – НАБЛЮДЕНИЕ.

• психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта – ПАМЯТЬ.

• у этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные – громким плачем. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы. Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к раздражителю у них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Определите тип темперамента. ДЕТИ-САНГВИНИКИ.

• у этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный протест. Определите тип темперамента . ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ.

• дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для них характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность дошкольники выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить и понять, что от них требуется. Эти дети легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение и устоявшихся стереотипов. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ФЛЕГМАТИКИ.

 3 задание. ( 5-6 минут ). От каждой команды приглашается по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:

– закончите стихотворение, которое написано в карточке (предлагаются отрывки из стихотворений, изучаемых в детском саду, например, С.Есенин “Береза” и т.п.).

За правильный ответ – фишка.

 4 задание. “Проверь себя” (4-5 минут). От каждой команды приглашаются по одному педагогу. На доске для каждого написано по одному математическому примеру.

Педагоги должны самостоятельно решить пример, в то время как ведущий читает какое-либо произведение или звучит детская песня (магнитофон) – отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель решит пример первым.

Игра-упражнение “Одновременность”  (5 минут).

Всем участникам семинара дается время, за которое они должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 секунды – это определяется в момент обсуждения и подготовки) снова хлопнуть и т.д. Игра считается хорошо выполненной, когда ее условия выполняются всеми участниками одновременно (нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях).

В дальнейшем эту игру педагоги могут использовать в работе с детьми 4-7 лет. Одновременность – высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Упражнение “Одновременность” тренирует подчинение общему ритму, т.к. научиться действовать одновременно с другими – важный навык для ребенка предшкольного возраста. Работая в данном направлении, педагог постепенно сможет добиться того, что к моменту поступления в школу в группе не будет (или останется малое количество детей) тех, кто выполняет любое учебное задание быстрее или медленнее других (единый темпоритм детского коллектива).

 5 задание. Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения (7 минут). Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ – фишка.

 6 задание. Дружеский шарж (9-10 минут ). Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды (не более 1 минуты). В случае, если педагоги узнали коллегу (на обсуждение дается не более 2 минут) – они получают фишку.

 7 задание. Решение кроссворда по изобразительному искусству ( 8-9 минут ). Схема кроссворда заранее нарисована на доске. Ведущий задает вопросы, на которые необходимо ответить и сам вписывает их в клетки кроссворда.

• Узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий – ОРНАМЕНТ.

• Произведения искусства, выполненные любыми красками – ЖИВОПИСЬ .

• Рисунки, иллюстрировавшие страницы старинных рукописных книг – МИНИАТЮРА.

• Белорусский художник, иллюстратор детских книг САВИЧ.

• Вид народного орнамента, древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, бумаги, сукна – АППЛИКАЦИЯ.

• Линия, передающая внешние очертания человека, животного, предмета – КОНТУР.

• Изображение людей по грудь в мраморе, бронзе, дереве – БЮСТ.

• Произведение монументальной живописи, украшающее внутренние и внешние стены здания – ПАННО.

• Вид краски для рисования – ГУАШЬ.

За правильные ответы команда получает фишки.

 8 задание. Деловая игра ( 8-10 минут ) .

Назвать как можно больше параметров содержания педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в разделе “Труд” программы под ред. М.А. Васильевой. Команды поочередно называют по одному пункту. [1.177]

Каждый правильный ответ поощряется фишкой.

 9 задание. Развитие выразительной речи воспитателя (4-5 минут). Командам дается задание:  произнесите слово “МОЛОДЕЦ!” :

1 команда: тихо,   громко,  нежно

         2 команда: удивленно, иронично,  восторженно

         3 команда : ласково,  требовательно,   таинственно

10 задание. В начале Совета педагогов каждой команде дается задание, результаты которого подводятся жюри в конце заседания:

• письменно составить краткий перспективный план раздела “Развитие речи детей” (подготовительная группа) программы “Детство” [1.187];

• письменно составить краткий перспективный план раздела “Первые шаги в математику” (старшая группа) программы “Детство” [1.211];

• письменно составить краткий перспективный план раздела “Первые шаги в математику” (средняя группа) программы “Детство” [1.211].

Члены команды выбирают педагога, который сможет справиться с данным заданием. В случае необходимости он может обратиться за советом к коллегам. Команда, наиболее правильно выполнившая задание, поощряется фишкой.

 11 задание. Решение обучающих психолого-педагогических ситуаций (20-22 минуты).

Каждая команда выбирает себе карточку с заданием, обсуждает и высказывает свою точку зрения. Учитывая, что в команде, как минимум 10 человек, точки зрения могут быть различные и высказаться имеют право все педагоги.

• одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые. Какой выход из создавшейся ситуации ?

• у ребенка средние способности, но семья задалась целью сделать из него вундеркинда. Каждый день у него расписан по минутам: вечером его водят в прогимназию, на курсы английского языка и т.п., даже во время дневного сна в детском саду малыша ведут на занятия спортивной секции. Дома его заставляют слушать серьезную классическую музыку. Играть дошкольнику просто некогда. На все увещевания педагогов родители отвечают, что желают ребенку только добра. Как помочь малышу обрести детство ?

• Воспитатель подготовительной группы на родительском собрании рассказал о том, как готовить детей к обучению в школе, развивая их физически. Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку и в бассейн, т.к. он часто простывает. Аргументировала она данный факт тем, что педагоги не следят, как одеваются дети, самостоятельно же в этом возрасте они этого сделать не могут. На вопрос воспитателя о том, как же Сережа будет одеваться в школе, бабушка пояснила, что она, как и в детском саду будет помогать ему в этом, для чего специально уволилась с работы. Как организовать работу с родителями Сережи ?

 Дополнительные задания :

Педагог-художник (4 – 5 минут ).

Ведущий показывает репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада, за 30 секунд команде необходимо определить автора и название картины. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Конкурс “Снимаем фильм” ( 20-22 минуты ).

Каждой команде предлагается “снять и показать” короткометражный фильм (продолжительностью не более 3-х минут) из жизни детского сада. Педагоги сами выбирают сюжет (например: подготовка к утреннику, проведение закаливания, подготовка к открытому занятию).

Данная игра помимо развития внимания, памяти, умения работать в коллективе развивает и иллюстрирующую речь, быстроту реакции, а также точность зрительных оценок. В дальнейшем может использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Художественное чтение (12-14 минут).

От каждой команды приглашается по одному участнику, которым предлагается следующее задание:

– используя выразительные средства речи, прочитать предложенный отрывок (например: Н.Носов. “Живая шляпа”).

Желательно, чтобы в данном конкурсе принимали участие те педагоги, которые не слишком эмоциональны или говорят очень тихо.

В завершении семинара жюри подсчитывает фишки и оглашает результат. Все члены команды-победителя получают какие-либо сувениры: ручки, тетради и т.д. Помимо этого совместно определяются педагоги, принимавшие наиболее активное участие в проведении семинара, для того, чтобы отразить это в экране творческой активности (находится в методическом кабинете) и на основе данных которого в конце учебного года проводится поощрение сотрудников.

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ

• Разработать карты-диагностики для взаимодействия с педагогами, испытывающими трудности в работе по программе М.А.Васильевой

• Создать временные творческие коллективы для корректировки перспективных планов по всем разделам программы .

• Оборудовать во всех возрастных группах стенды “Давайте познакомимся!” (на стенде помещаются имена и отчества родителей детей, посещающих группу, воспитателей группы и всех специалистов, работающих с детьми данной группы) .

Как написать семинар

Семинар является самостоятельной формой проведения занятий в ВУЗах и также частично используется в школах и средних специальных учебных заведениях. Темы семинаров могут касаться образовательных, воспитательных и общественных вопросов. Для того чтобы чувствовать себя компетентным и уверенным в своем профессиональном уровне педагогом, вам необходимо уметь писать планы-конспекты семинаров и проводить их.

Как написать семинар

Вам понадобится

  • компьютер, литература по теме семинара.

Инструкция

Семинар, в отличие от лекции, проводится в одной группе или в одном классе и может быть нескольких видов.

Семинары-практикумыИх проведение требует самостоятельной подготовки студентов с помощью лекционного конспекта и списка рекомендуемой литературы. Такие занятия необходимы для закрепления теоретического материала и дают возможность приобрести практические навыки в рамках указанной темы семинара. Составляя план-конспект семинара-практикума, подберите упражнения и задания в игровой форме, позволяющие одновременно задействовать как можно больше учащихся.

Семинары-дискуссииИх отличительной особенностью является обсуждение различных вопросов с целью усвоения истины или хотя бы подведения под ними итогов. При подготовке семинара-дискуссии, составьте перечень проблемных вопросов по теме и подберите противоречащие друг другу теорию и факты – это побудит студентов к познавательной активности и обсуждению.

Семинар с элементами лабораторного занятияПредполагает обучение исследовательскому подходу и реализуется с помощью апробирования тестов, методик, демонстрации химических реакций, физических опытов и так далее. Подготовьте заранее необходимый стимульный материал и потренируйтесь в выполнении всего того, что вы предложите студентам, самостоятельно. Помните о правилах техники безопасности.

Также стоит обратить внимание на возраст своей аудитории и ориентироваться на него при написании семинара.

Для средних и старших школьников семинар нужно составлять таким образом, чтобы он формировал коммуникативные навыки подростков. Поскольку ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, активно используйте на семинарах элементы тренингов.

В юношеском возрасте формируется мировоззрение и моральное самосознание, идет личностный рост, нацеленный на будущее. Поэтому со студентами на семинарах хорошо использовать весь имеющийся у вас арсенал методов, ведь им необходимо концептуальное всестороннее образование.

Видео по теме

Полезный совет

Применяйте на занятиях мультимедию и используйте при написании семинара новейшие достоверные источники информации.

Источники:

  • Семинар в ВУЗе

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ
«Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли»

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА 

семинара-практикума
для преподавателей

«МОДЕЛЬ
СОВРЕМЕННОГО УРОКА »

г.
Донецк-2019г.

Методическая разработка содержит материалы
для проведения семинара-практикума для преподавателей «Модель современного
урока» с использованием нетрадиционных форм и методов, в сочетании с элементами
мультимедийных технологий. Рекомендовано для методистов, преподавателей
образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Разработчик:
Киркова Валентина Александровна, преподаватель второй квалификационной категории.

Рассмотрены
и одобрены на заседании

комиссии
организационно-технических

 дисциплин

Протокол
№ ____ от _______________

Председатель
комиссии ____________ Н.В.Клименко

Содержание

Пояснительная записка                                                                                     4

1. Методические рекомендации к проведению семинара-практикума             7

2. Ход семинара – практикума                                                                          8

Заключение                                                                                                     
24

Приложения                                                                                                   
26

Список использованной литературы                                                              
29

Пояснительная записка

Реализация долгосрочных
планов экономического, социального развития, обеспечение благосостояния граждан
требует наличия высокопрофессиональных, грамотных специалистов. Сегодня
важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность к творчеству,
умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.
Изменения коснулись и системы образования Донецкой Народной Республики. Речь
идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей
постоянное обновление в соответствии с требованиями, запросами общества.
Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача
знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к
переобучению. И здесь велика роль педагога. Какими методиками и технологиями
необходимо владеть современному педагогу, как строить урок, чтобы развивать у
обучающихся умения, навыки, которые они смогут применить в различных жизненных
ситуациях? В своей профессиональной деятельности современные педагоги
стараются   учитывать новые тенденции в образовании, находить и применять новые
формы и методы организации учебного процесса. Общепрофессиональная  система
подготовки будущих специалистов должна сформировать целостную систему
универсальных знаний, умений и навыков, способов деятельности, т.е.
компетенций. Сегодня главной задачей  среднего профессионального образования 
является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную
ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный
способ, обосновав свой выбор.  И тогда каким же должен быть современный урок в колледже?
На этот вопрос поможет ответить семинар-практикум «Модель современного урока».

Форма проведения:
семинар-практикум с использованием групповой формы работы.

Форма взаимодействия всех
участников семинара-практикума – сотрудничество, сотворчество, совместный
поиск.

Современные
педагогические технологии, реализуемые в ходе проведения семинара-практикума:

1.    
Технология
сотрудничества:

– постановка общих целей и задач для всей группы
преподавателей;

– индивидуальная ответственность за часть задания всей
группы;

– оценка работы группы в целом.

2.    
Проблемное
обучение:

– предлагается рассмотреть различные способы
конструирования (моделирования) урока в контексте профессиональной деятельности
педагога, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся;

– преподаватели побуждаются к деятельности по анализу,
сравнению, обобщению, сопоставлению социально-педагогических понятий в
образовании, связанных с внедрением ГОС СПО, стремлению сделать вывод.

3.    
Дифференцированное
обучение:

– использование дифференциации группы преподавателей
(создание микрогрупп).

4.    
Групповые
технологии:

– использование групповой работы (на принципах
дифференциации) с получением определенных заданий и выполнением их сообща под
непосредственным руководством председателя;

– задания в группе выполняются таким способом, который
позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

5.    
Информационно-коммуникационные
технологии:

– работа с информационными источниками;

– использование электронной презентации. 

6.    
Игровые
технологии:

– использование элементов ролевой игры в ходе работы
семинара.

7.    
Технология
«мозгового штурма»:

– задания в группе предусматривают применение
элементов данной технологии при обсуждении «картинки» конкретного этапа урока.

Цели:

Узнать: модель (структуру)
современного урока, основные отличия современного урока от традиционного,
способы моделирования урока.

Развить: интерес
преподавателя к современным технологиям; умение моделировать учебное занятие в
соответствии с деятельностно- компетентным подходом.

Обобщить: знания о
современном уроке.

Конкретизировать:
практические способы разработки каждого этапа современного урока.

Задачи:

– Оказание методической помощи
преподавателям в разработке современного урока.

– Популяризация инновационных идей,
авторских находок.

– Создание условия для
профессионального диалога, направленного на выявление продуктивных подходов к
решению поставленных в ходе семинара вопросов.

– Повышение интереса к
профессиональной деятельности.

– Осознание необходимости повышения
уровня самообразования.

– Рефлексия собственного
профессионального опыта участниками семинара.

Методическая разработка
семинара-практикума рекомендована для методистов и преподавателей при подготовке
к уроку.

1. Методические
рекомендации к проведению семинара-практикума

Перед началом работы
участники семинара-практикума объединяются в группы под руководством опытных
педагогов.

Ход семинара-практикума
представляет собой модель современного урока.

Его структура:

1. Постановка проблемы (проблемные
вопросы): Каковы особенности построения современного урока? Какой урок нужен
сегодняшним обучающимся?

2. Планирование способов решения проблемы,
намеченной цели («Современный урок» в понимании аудитории – гипотезы).

3. Открытие новых знаний (восприятие и
осмысление новой информации – анализ результатов социологического опроса).

4. Первичная проверка понимания (обобщение
полученных знаний, сравнение сформулированного понятия «Современный урок» с
научной трактовкой).

5. Включение нового знания в систему
знаний и упражнение в его применении (вывод по проблеме, рассуждения о
характере взаимодействия преподавателя и обучающегося в современном
образовании).

6. Подведение итогов – рефлексия.

2. Ход семинара –
практикума.

Тема: “Модель
современного урока»

Цель: показать
эффективность современного урока и его влияние на качество обучения

Задачи:

– конкретизировать представления педагогов
о современном уроке;

– определить структуру современного урока,

– научиться отличать современный
адаптивный урок от традиционного;

– создать условия для повышения
профессиональной компетентности преподавателей.

Мотивация: «Если мы будем
учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Американский
философ Джон Дьюи). Преподавателю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у
друга. И лучшим побудителем для этого должен стать обмен профессиональным
опытом. Инновации, технологии, проблемные ситуации, методы, формы, приемы. Что
сегодня применить мы готовы? Ведь в колледж приходит новое поколение, новые
стандарты и новые решения. Только нам предстоит решать, что на уроке по новому
стандарту  применять. 

Организационный момент.

Добрый день, уважаемые
коллеги!  Надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный
разговор. Давайте начнём нашу работу. Обратите внимание на «ладошки», которые
находятся у вас на столах, они необычные, а знаете почему? Нет, не потому что
они цветные, а потому что это «ладошки ожиданий», переверните их и напишите на
каждом пальчике, что вы ожидаете от сегодняшнего семинара-практикума, затем
отложите их в сторону до конца работы. У вас на столе лежат карточки с буквами.
Сложите из них слово, и таким образом мы вместе с вами определим предмет нашего
семинара-практикума. Итак, предметом нашего семинара-практикума  сегодня станет
Его величество УРОК! А тема семинара – «Модель современного урока». Возникают
вопросы:

– Каким должен быть
современный урок в образовательном учреждении?

-Что влияет на
«современность» урока? (версии участников семинара-практикума)

Мастерство педагога?
Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения?..
Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить
проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Каковы
особенности построения современного урока? Какой урок нужен сегодняшним
обучающимся?» Поразмышляем над этими вопросами.

Современный урок – это
значит новый, не теряющий связи с жизнью, то есть актуальный, действенный,
урок, на котором педагог работает вместе со студентами, сотрудничает, направляет
их, помогает, учит добывать знания, ставить и решать проблемы. Поэтому работу
нашего семинара – практикума  предлагаю построить по принципу современного
урока. Тема определена, необходимо поставить цель. Согласно новым стандартам,
её формируют сами обучающиеся. 

Давайте сейчас каждый из
вас определит для себя цель сегодняшнего мероприятия. Обучающиеся осуществляют
учебные действия по намеченному плану. Так как у нас время совсем мало, то план
наших действий составили мы сами и предлагаем вам с ним ознакомиться.

Меняются цели и
содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но
какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад,
встречаются участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся. Между
ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой
океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно
меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин,
долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Что бы ни твердили о
компьютеризации и дистанционном образовании, преподаватель всегда будет
капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Только
со временем меняются его роль и позиция.

Уважаемые коллеги! Нам
практически уже всё известно об уроке: сколько мы их провели и сколько ещё предстоит.
Но сегодня я приглашаю вас вместе поразмышлять над вопросом. Каким должен быть
современный урок в действительности? Чтобы обучение стало интересным, на мой
взгляд, нужно применять новые технологии, проводить больше нестандартных
уроков. Считаю важным, чтобы каждый урок достигал своей цели, обеспечивал качество
подготовки обучающихся. Чтобы содержательная и методическая наполняемость
урока, его атмосфера не только вооружали обучающихся знаниями и умениями, но и
вызывали у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировали их
творческое сознание.

Виды учебных занятий:

– лекция,

– семинар,

– практическое занятие,

– лабораторное занятие,

– консультация.

Основной дидактической
единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое
изменилось, но урок остаётся сегодня основой формой обучения. Однако в условиях
преобразований, происходящих в современном образовании, понятие «урок»
нуждается в новом методологическом наполнении. И какие бы инновации не
вводились, именно на уроке встречаются главные участники образовательного процесса:
преподаватель и обучающийся. Известно, что часто внедрение нового вызывает у
человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что преподаватели,
которые многие годы работали по традиционной методике и использовали элементы
современных технологий, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные
технологии. Конечно, требуется время. Но много зависит от желания и характера
преподавателя, от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по
себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги
в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Определение целей и задач
семинара-практикума.

Итак, что же такое УРОК? Каждый
представляет его по-своему. Прост он или сложен? Оглянитесь вокруг, сколько
вещей нас окружает, и все по своей структуре непросты. Но согласитесь, любая,
даже сложнейшая вещь, состоит из простых элементов. Всего семь нот – и вот вы
слушаете прекрасную музыку, семь цветов – и мы любуемся картинами великих
мастеров: Левитана и Айвазовского, Врубеля и Ван Гога; два-три десятка букв
алфавита – читаем великую литературу: Шекспира и Гете, Гюго и Бальзака,
Толстого и Достоевского, Чехова и Булгакова, А.С.Пушкина. Из простейших
элементов мы творим всякий раз разную – прекрасную и не очень – реальность. Из
стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец
принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению
и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические,
электронные… Вот мы сегодня и рассмотрим модель современного урока в
контексте ГОС и попытаемся создать некий «конструктор для его сборки». А сейчас
давайте попробуем вместе сформулировать задачи нашего семинара. Само слово
«Урок» можно рассмотреть как аббревиатуру и расшифровать следующим образом:

У

Р

О

К

узнать…

развить…

обобщить…

конкретизировать,

корректировать…

Узнать: модель (структуру)
современного урока, основные отличия современного урока от традиционного,
способы моделирования урока.

Развить:
интерес преподавателя к современным технологиям; умение моделировать учебное
занятие в соответствии с деятельностно-компетентным подходом.

Обобщить:
знания о современном уроке.

Конкретизировать:
практические способы разработки каждого этапа современного урока.

На первый взгляд кажется,
что ничего нового мы с вами не изобретаем, тем не менее, элементы урока каждый
раз складываются по-разному. Но каждая конструкция прочна, если элементы
подходят друг другу. Так и урок.

Предлагаю вам сейчас в
режиме «мозгового штурма» определить, что же такое урок? Для этого каждая
группа в течение одной минуты должна продолжить два незаконченных предложения:
«Урок сегодня – это …» и «Я иду на урок, чтобы …». Представитель от каждой
группы записывает свое продолжение каждого из предложений.

1. Это организованная преподавателем
активная познавательная деятельность студентов. 

2. Это учебное сотрудничество. 

3. Это активные и интерактивные формы
работы. 

4. Самостоятельность и самодеятельность
студента (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения,
отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка
и оценка достигнутых результатов).

5. Это хорошо спланированная
организаторская роль преподавателя (консультант).

6. Это реализация триединой цели (ТЦУ)
урока – развитие, обучение, воспитание

Благодарю всех, кто
высказал свое мнение. Обсудив мнение каждой группы, демонстрируются определения
урока, принятые в педагогике.  Однозначно сформулировать определение урока
сложно. В педагогической науке есть ряд его определений. Одно из них такое: «Урок
— это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в
течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и
иной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из
них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия
для того, чтобы все обучающиеся овладевали основами изучаемого предмета
непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития
познавательных способностей и духовных сил обучающихся» (по А.А. Бударному). В
приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок
от других организационных форм. Это постоянная группа обучающихся; руководство
деятельностью обучающихся с учетом особенностей каждого из них; овладение
основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только
специфику, но и сущность урока.

М.И. Махмутов рассматривает
урок не как статичную форму занятия, а как вариативную и постоянно
развивающуюся форму не всего учебно-воспитательного процесса, а процесса
целенаправленного взаимодействия деятельностей и общения учителя
(преподавателя) и учащихся. Это отражает сущность процесса обучения и имеет в
себе воспитательное воздействие личности педагога на учащихся. 

В чем же состоит наша
задача как преподавателей? Как необходимо строить учебные занятия, чтобы они
были эффективными? Какие требования необходимо соблюдать?  По-моему мнению,
следует знать требования, носящие общий характер: дидактические
(образовательные), воспитательные, организационные, гигиенические (Приложение
1
).

В настоящее время знание
данных требований уже недостаточно. Существуют требования, которые
предъявляются к современному занятию, без которых оно не будет результативным:
предлагаю вам ознакомиться с таблицей, содержащей современные требования к
учебному занятию в отличие от традиционного.  

Отличия
традиционного урока от современного урока 

Требования к уроку

Традиционный

урок

Современный

урок

Объявление
темы урока

Преподаватель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся

Сообщение
целей и задач

Преподаватель формулирует и
сообщает обучающимся, чему они должны научиться

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и
незнания

Планирование

Преподаватель сообщает обучающимся,
какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов
достижения намеченной цели (преподаватель

помогает, советует)

Практическая
деятельность

обучающихся

Под руководством преподавателя
обучающиеся выполняют ряд практических задач

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному
плану (применяется групповой, индивидуальный методы),

преподаватель консультирует

Осуществление
контроля

Преподаватель осуществляет контроль за выполнением
обучающимися практической работы

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются

формы самоконтроля, взаимоконтроля), (преподаватель

консультирует)

Осуществление
коррекции

Преподаватель в ходе выполнения и
по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют
коррекцию самостоятельно (преподаватель консультирует, советует,

помогает)

Оценивание
обучающихся

Преподаватель осуществляет оценивание работы обучающихся на
уроке

Обучающиеся дают оценку
деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов

деятельности
товарищей),

(преподаватель консультирует)

Итог урока

Преподаватель выясняет у

обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее
задание

Преподаватель объявляет и
комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание
из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных

возможностей

При анализе требований к традиционному уроку и
современному уроку становится ясно, что различия касаются, прежде всего,
деятельности преподавателя и обучающегося на уроке. Обучающийся из
присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке
традиционного типа становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по
возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока
современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного
подхода. Преподаватель призван осуществлять скрытое управление процессом
обучения, быть вдохновителем обучающихся. Актуальность приобретают теперь слова
Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Как же
преподавателю подготовить урок современного типа? Думаю, всем преподавателям
знакомы основные этапы конструирования урока традиционного типа.
Технологический процесс проектирования урока по ГОС базируется на них же.

Этапы конструирования
современного урока

1. Определяем тему учебного материала.

2. Определяем дидактическую цель темы.

3. Определяем тип урока (существуют
различные типы уроков, причем разные авторы по-разному их классифицируют; я не
буду подробно на этом останавливаться, по сути же все типы являются
развернутыми этапами комбинированного урока. Ну и конечно, наряду с
традиционными уроками существуют и нетрадиционные уроки, но наиболее
перспективной считают структуру урока, разработанную М.И. Махмутовым; он выделяет
6 типов урока):

– урок изучения нового
материала;

– урок совершенствования
знаний, умений и навыков;

– урок обобщения и
систематизации знаний;

– урок контроля знаний,
умений, навыков;

– урок коррекции знаний,
умений и навыков;

– комбинированный урок

4. Продумываем структуру урока.

5. Продумываем обеспеченность урока.

6. Продумываем отбор содержания учебного
материала.

7. Определяем выбор методов обучения.

8. Выбираем формы организации
педагогической деятельности

9. Продумываем оценку знаний, умений и навыков.

10. Осуществляем рефлексию урока.

Но теперь на каждом этапе
преподаватель должен критически относится к подбору содержания, форм и методов
работы, способов организации деятельности обучающихся. Необходимо помнить, что
рождение любого урока начинается с чёткого определения его конечной цели, т.е.
чего преподаватель хочет достичь на уроке. Затем устанавливаются средства и
способ действий, которые помогут преподавателю добиться поставленной цели.

Схематично алгоритм разработки урока
можно представить следующим образом:

Надпись: Цель

Для планирования и
ведения урока важно иметь соответствующее представление о наличии его
структурных элементов. Вам представлена структура каждого типа  современного,
предложенная М.И. Пахмутовым.

СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА

1. Структура урока
изучения нового материала: 

1) Организационный этап. 

2) Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся. 

3) Актуализация знаний. 

4) Первичное усвоение новых знаний. 

5) Первичная проверка понимания. 

6) Первичное закрепление. 

7) Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению. 

8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 

2. Структура урока
совершенствования знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап. 

2) Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.

3) Сообщение темы, постановка цели и задач
урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 

4) Первичное закрепление в знакомой
ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные). 

5) Творческое применение и добывание
знаний в новой ситуации (проблемные задания). 

6) Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению. 

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока
обобщения и систематизации знаний.

1) Организационный этап. 

2) Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся. 

3) Актуализация знаний. 

4) Обобщение и систематизация знаний.
Подготовка обучающихся к обобщённой деятельности. Воспроизведение на новом
уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой
ситуации. 

6) Контроль усвоения, обсуждение
допущенных ошибок и их коррекция. 

7) Формулирование выводов по изученному
материалу.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

4. Структура урока контроля
знаний, умений, навыков 

1) Организационный этап. 

2) Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся. 

3) Выявление знаний, умений и навыков,
проверка уровня сформированности общеучебных умений. (Выполнение заданий, которые
по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть
посильными для каждого обучающегося). 

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

5. Структура урока
коррекции знаний, умений и навыков. 

1) Организационный этап. 

2) Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся. 

3) Итоги диагностики (контроля) знаний,
умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях,
путей их устранения и совершенствования знаний и умений. 

4) Выполнение обучающимися работы над
ошибками. 

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура
комбинированного урока. 

1. Организационный этап. 

2. Этап всесторонней проверки домашнего
задания.

3. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся. 

4. Актуализация знаний. 

5. Первичное усвоение новых знаний. 

6. Первичная проверка понимания. 

7. Первичное закрепление. 

8. Контроль усвоения, обсуждение
допущенных ошибок и их коррекция. 

9. Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Работа по группам

Сейчас я предлагаю вам
поиграть в кубики, но это не простые кубики: подобно кирпичикам, из которых
строится здание, эти кубики будут «строительным материалом» урока. Каждый кубик
– это этап урока, который вам нужно будет собрать, учитывая его характерные
черты. Мы сейчас постараемся выстроить урок комбинированного типа.

Каждая группа получает
набор кубиков, а также карточки с названием этапов урока и карточки с текстом,
обозначающим характерные черты каждого этапа.

Этапы урока:

1. Организационный этап. 

2. Этап всесторонней проверки домашнего
задания.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности обучающихся. 

4. Актуализация знаний. 

5. Первичное усвоение новых знаний. 

6. Первичная проверка понимания. 

7. Первичное закрепление. 

8. Контроль усвоения, обсуждение
допущенных ошибок и их коррекция. 

9. Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Характерные черты каждого
этапа урока:

1. дидактическая задача этапа урока

2. содержание этапа

3. условия достижения положительных
результатов

4. показатели выполнения дидактической
задачи этапа

5. требования к реализации дидактической
задачи этапа

              * способы активизации на
данном этапе

              – ошибки, допускаемые при
реализации этапа

Задание:
карточки необходимо наклеить на кубик так, чтобы получилась полная «картинка»
этапа урока. Каждая группа должна собрать по 3-4 этапа, которые определятся
жеребьёвкой. (Представители от групп тянут жетоны по 1 этапу).

Участники семинара во
время обсуждения могут задавать друг другу вопросы. В итоге у нас должен
получиться урок.

Смайлики с ошибками и
способами активизации (цветные и серые) к этапу нужно подобрать, но не
наклеивать на кубик.

После выступлений с
презентацией результатов своей работы группы называют ошибки, допускаемые при
реализации этапа урока. Этих «колючих» ошибок мы должны избегать при
конструировании урока, поэтому в наш макет мы их включать не будем.

У нас получился макет
правильного урока комбинированного типа, отвечающего всем требованиям ГОС. Но
современный урок должен быть ярким, запоминающимся и добрым, поэтому придать
изюминку смогут способы активизации на каждом этапе. Я попрошу теперь
представителей каждой группы внести «изюминку» в свои этапы в виде ярких
смайликов, на которых отражены способы активизации деятельности на каждом
этапе.

Вот теперь наш урок не
только методически грамотно выстроен, но и несёт атмосферу радости и
увлечённости.

Сергей Иосифович Гессен –
русский философ, педагог, правовед, публицист, создатель собственной философии
образования (преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических
знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее; цель образования в
приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её
самореализации), сказал: “Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до
него”. То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической
карты учебного занятия.

Технологическая карта
урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая
структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам.

Технологическая карта
позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать
образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко
использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать
действия преподавателя и обучающихся, организовать самостоятельную деятельность
обучающихся в учебном процессе; осуществлять интегративный контроль результатов
учебной деятельности.

Структура технологической
карты включает в себя следующие разделы
:

I Общие сведения

Урок № ___ дата __________

Преподаватель ______________________

Курс ______ группа ___________

Специальность _____________________________________________________

Дисциплина, МДК, ПМ
______________________________________________

Тема урока
________________________________________________________

II Задачи и планируемые
результаты

Задачи:

образовательные

воспитательные

развивающие

         Планируемые результаты:

предметные  

личностные

         Формируемые компетенции:

ОК

ПК

III Формы, связи и
ресурсы

междисциплинарные связи

формы деятельности

формы обучения

         Ресурсы:

основные

дополнительные

IV Тип и цель урока

тип урока

цель урока

V Этап урока

наименование этапа урока

время

дидактическая задача этапа

содержание этапа

используемые методы и приёмы

деятельность преподавателя

деятельность обучающихся

Использование
технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так
как:

– учебный процесс по освоению темы
(раздела) проектируется от цели до результата;

– используются эффективные методы работы с
информацией;

– организуется поэтапная самостоятельная
учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность обучающихся;

– обеспечиваются условия для применения
знаний и умений в практической деятельности.

При самоанализе
преподаватель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании
выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В
традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не
позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в
виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще
на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность
выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом
этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора
содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С
помощью технологической карты можно провести не только системный, но и
аспектный анализ урока.

Заключение

Так что же представляет
из себя современный урок?

         Современный урок – это:

– урок с использованием техники
(компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.);

– урок, на котором осуществляется
индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

– урок, содержащий разные виды
деятельности;

– урок, на котором обучающемуся должно
быть комфортно;

– урок, на котором деятельность должна
стимулировать развитие познавательной активности студента; 

– современный урок развивает у обучающихся
креативное мышление;

– современный урок воспитывает думающего
студента;

– урок предполагает сотрудничество,
взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Закрепление.

В качестве закрепления
изученного в ходе нашей совместной работы прошу вас составить синквейн по теме
«Урок» (3 минуты – составление, 2 минуты – выступления)

Подведение итогов.

– Что нового о современном уроке Вы
сегодня для себя узнали?

– Необходимо ли это знание Вам в
организации урока?

– Полезны ли будут навыки, полученные Вами
в ходе участия в работе семинара?

Рефлексия 

Прошу всех выразить своё
мнение о проведённом семинаре с помощью «ладошек ожиданий», оправдались ли ваши
пожелания. На обратной: стороне каждый палец – какая-то позиция, по которой
необходимо высказать своё мнение:

Для меня важно и интересно ……………….

Я получил(а) конкретные рекомендации
……………………………

Мне было трудно (не понравилось)
……………………………………

Моя оценка психологической атмосферы
…………………………….

Для меня было недостаточно
……………………………………………

Благодарю всех за участие в
семинаре-практикуме! Успехов вам!                     

Приложение
1

Общие требования к современному
уроку.

Дидактические: 

– четкое формулирование задач в целом и их
составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами; 

– определение оптимального содержания
урока в соответствии с требованием ППССЗ и целями урока, учетом уровня
подготовки и подготовленности обучающихся; 

– прогнозирование уровня усвоения
обучающимися научных знаний сформированности умений и навыков; 

– выбор наиболее рациональных методов,
приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их
воздействия на каждом этапе урока;

– реализация на уроке все дидактических
принципов

– создание условий успешного обучения
студентов   

Психологические: 

– учет  индивидуальных особенностей и
возможностей обучаемых (памяти, – внимания, темперамента, воображения, воли,
эмоциональной сферы); 

– индивидуализация и дифференциация в
организации учебной деятельности. 

Организация
познавательной деятельности студентов: 

– четкая формулировка цели, постановка
задач и доведение их до обучаемых; 

– построение обучения как системы
организации учебно-познавательной деятельности обучаемых на разных этапах
учебного занятия; 

– выбор наиболее рациональных видов деятельности
обучаемых и методов обучения в соответствии с поставленными задачами; 

– система организации самостоятельной
аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, формирование познавательной
самостоятельности; 

– сочетание индивидуальной, групповой и коллективной
форм деятельности

обучающихся; 

– разнообразие средств организации учебной
деятельности;

– учет трудностей, встречающихся при
усвоении содержания, дидактическая подготовленность к их преодолению; 

– оперативная корректировка учебной
деятельности. 

Требования к технике
проведения урока: 

– урок должен быть эмоциональным, вызывать
интерес к обучению, воспитывать потребность в знаниях; 

– темп и ритм урока должен быть
оптимальным, действия преподавателя и обучающихся –  завершенными; 

– необходим полный контакт во
взаимодействии преподавателя и обучающихся; должны соблюдаться педагогический
такт и педагогический оптимизм;

– на уроке должна доминировать атмосфера
доброжелательности и активного творческого труда; 

– по возможности следует менять виды
деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приемы
обучения;

– преподаватель должен обеспечить активное
обучение каждого студента

Гигиенические требования
к уроку:  

– соблюдение температурного режима;

– необходимость проветривания учебного
кабинета;

– соблюдение нормативов освещение рабочего
места обучающегося

– учет кризисов внимания;

– соблюдение правильной позы обучающегося.  

Приложение 2

         Рецепт
хорошего урока.

1.
Возьмите дюжину самых лучших эмоций, отберите те, которые лишены разочарований,
злопамятности и недовольства. Разделите их на 5 или 6 уроков, которые
приходится проводить каждый день.

2. Добавьте в каждый свой
урок:

– 12 порций мудрости
– 11 порций терпения
– 10 порций храбрости
– 9 порций работоспособности
– 8 порций оптимизма
– 7 порций преданности своему делу
– 6 порций творчества
– 5 порций доброты
– 4 порции заботы о здоровье
– 3 порции юмора
– 2 порции такта
– 1 порцию веры в каждого ученика

В пропорциях ингредиентов возможны варианты на усмотрение
готовящего. Добавьте ложечку хорошего настроения, по вкусу развлечения,
обязательно игры. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все это энергичными
движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте улыбками,
изюминками и веточками радости. Перед подачей студентам урок сервируйте
спокойствием и профессионализмом преподавателя.

Список использованной
литературы

1. Волков Б.С. Психология урока, его
подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического
образования,2015г.

2.Поташник М.М. Требования к современному
уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2011г .

3. Смольникова И.А. Структуризация
основных требований к ЭОР Электронная публикация
http://www.eorhelp.ru/node/8964  

4. Зайцев В.С Современный урок в условиях
реализации Федерального образовательного стандарта среднего специального
образования. Учебно-методическое пособие.-Челябинск, ЗАО «Библиотека Миллера»,
2018 г.

Интернет ресурсы

1. www.nsportal.ru/…/proektirovanie-sovremennogo-uroka-tselepolaga…

Добавить комментарий