Как составить план сочинения по истории

Требования к ЕГЭ меняются ежегодно. Несколько лет назад школьники составляли на экзамене исторический портрет государственного деятеля, теперь их задача — подготовить историческое сочинение о значимой в жизни страны эпохе. После того, как ознакомитесь с секретами этой работы, можете узнать, на какие специальности поступают с ЕГЭ по истории.

Подготовиться к ЕГЭ поможет и наш телеграм-канал. Там мы делимся лайфхаками, которые облегчат сдачу экзаменов, поступление и дальнейшую учебу в вузе.

Структура исторического сочинения

Во время ЕГЭ выпускнику предлагают 3 темы. Это различные периоды из истории России. Задача ученика — раскрыть особенности данного этапа в жизни страны. Следовательно, выбирайте ту эпоху, с которой знакомы лучше всего.

Главное в работе — указать два события, характерных для выбранного периода. Они станут основой сочинения, покажут хорошее знание эпохи.

Выбирайте главные события: военные конфликты, революции, проведение реформ.

Следующий шаг — раскрыть роль двух исторических личностей, связанных с этими событиями. Исходя из специфики, это могут быть главы государств, общественные деятели, военачальники, предводители восстаний и пр.

Один из критериев работы — выявление причинно-следственных связей. Для этого подберите еще несколько событий из эпохи и расскажите об их последствиях (можно выйти за рамки анализируемого периода, показать их роль для будущего страны).

В выводе раскройте роль периода в истории государства: стал ли он этапом развития или кризиса. Оценку можно подтвердить высказыванием авторитетного ученого.

План написания сочинения по истории

В плане работы последовательно отразите элементы структуры:

  • 1 абзац обосновывает выбор периода и содержит характеристику главных событий;
  • 2 абзац отражает роль исторических личностей;
  • 3 абзац раскрывает выявленные причинно-следственные связи;
  • 4 абзац содержит вывод и итоговую характеристику эпохи.

Эксперты высоко оценят сочинение, в котором нет не только фактических (даты, события, личности), но и грамматических ошибок. Корректность формы изложения — один из критериев оценивания.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

План написания сочинения по истории

Лучше узнать разные эпохи помогут исторические музеи

Правила оформления работы

Во время ЕГЭ сочинение пишется от руки в специально отведенном для этого месте экзаменационного листа. Поэтому при подготовке напишите вручную несколько вариантов работы и отдайте преподавателю или репетитору. Они оценят не только содержание, но и проверят, насколько понятен почерк и насколько легко читается текст.

Если хотите подготовить черновик в печатном виде, соблюдайте следующие параметры:

  1. Шрифт: Times New Roman Arial.
  2. Размер: 12 или 14 пунктов.
  3. Междустрочный интервал: одинарный или полуторный.
  4. Выравнивание: по ширине.
  5. Абзацный отступ: 1,25 см.
  6. Поля: 2 см со всех сторон.

Объем слов в сочинении по истории составляет 300-600.

Проверка сочинения на плагиат проводится на усмотрение экспертов, которые будут проверять эти работы. Это необязательно, но если отдельные моменты вызовут сомнения, они имеют право проверить уникальность текста. Поэтому не рекомендуем заучивать образец сочинения по истории и воспроизводить дословно.

Если, несмотря на наши советы, вы не до конца уверены в своих силах, лучше довериться профессионалам. Эксперты сервиса помощи студентам всегда готовы решить учебные проблемы. Большой опыт работы позволяет квалифицированно справляться с заданиями любой сложности.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Как писать сочинение (эссе) по истории в ЕГЭ

Содержание статьи: 

  • Требования к сочинению по истории
  • План сочинения по истории
  • Разбор сочинения по истории
  • Пример реального сочинения по истории
  • Критерии оценивания сочинения по истории
  • Что делать, чтобы написать сочинение хорошо

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему. 

В учебном году 2020/21 школьникам может попасться в бланке заданий либо сочинение по историческому процессу (относится к определённому периоду, например, “Внешняя политика Ивана Грозного”), либо по исторической личности (пример тем: “Ярослав Мудрый”, “Александр Меншиков”). Требования к этим двум видам сочинение различаются, хотя и есть много пересечений. А значит, что готовиться придётся и к сочинению по процессу, и по личности. 

Сначала разберём требования к сочинению по историческому процессу. 

Сочинение по  историческому процессу

В демо-версии 2021 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

  1. Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  2. Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  4. Используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.

Сочинение по деятельности исторической личности

  1. Указать не менее двух событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель.
  2. Назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность. Охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). Внимание! При характеристики роли, каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности в значительной степени, повлиявший на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
  3. Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и или названной Вами).
  4. Используя знание исторических фактов и (или) мнение историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

План сочинения по истории

Исходя из изложенных требований, рассмотрим возможные планы сочинения по истории.

План сочинения по историческому процессу:

1. Коротко охарактеризовать исторический процесс (что это такое, когда было).

2. Раскрыть первое значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела. 

3. Раскрыть второе значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела.  

4. Оценка значимости данного периода для истории страны.  

План сочинения по деятельности исторической личности:

1. Кратко представить своего героя (кто он, когда жил) 

2. Раскрыть первое значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период при участии героя. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать конкретные дела героя в связи с событием. 

3. Раскрыть второе значимое событие (явление, процесс), случившееся в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела. 

4. Влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России.

 Важно!

– Указывать при раскрытие первого и второго событий причинно-следственные связи. Иными словами, объяснять и называть причины и итоги реформ, войн, бунтов, революций и иных фактов. 

– Помнить, что указанных событий и личностей в сочинении может быть больше двух. В сочинение главное – это исчерпывающе раскрыть содержание и значение выбранного периода истории. 

Пример реального сочинения ЕГЭ по истории, получившего на экзамене высший балл 

1881-1894

Это годы правления Александра III, которого прозвали миротворцем за то, что при нем Российская империя не вела войн. Александр III пришел на престол в результате того, что его отец, Александр II освободитель, был убит членами революционной организации “Народная воля”. Позже главных заговорщиков (Перовская, Рысаков) казнили. 

Александр III был консерватором. Его политика была направлена на борьбу с революционными организациями и настроениями. В самом начале его правления, в 1881 г., с данной целью издается “Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Также при нем вводится жесткая цензура и расширяется сеть охранок. 

При императоре действуют такие деятели экономики, как Бунге, Вышнеградский и Витте. Деятельность Витте приходится в основном на правление Николая II, но свою должность он занял при Александре III. Бунге пошел на серьезный шаг – отмену подушной подати. Также он снизил выкупные платежи. Данные действия способствовали успокоению крестьянского недовольства. Во многом благодаря вышеуказанным деятелям, экономика России продолжала процветать. 

Во внешней политике Александр III выбрал мирный курс. Особенно выделялся дипломат Гирс, активно участвовавший в международных делах. Он, посредством дипломатии, отговорил германское правительство от нападения на Францию, чем отсрочил начало Первой мировой войны и дал возможность Российской империи нарастить свой военный потенциал, чем впоследствии император Николай II не воспользовался, что во многом послужило причиной неудач во время Первой мировой войны и что в свою очередь вылилось в Февральскую революцию и свержение монархии. Также во внешней политике окончательно образовываются два блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия). 

Несмотря на строгую цензуру, жесткую борьбу с революционным движением, время его правления нельзя назвать неблагоприятным для страны. При нем население вздохнуло спокойно, поскольку мужчины не уходили на войну. Экономика продолжала процветать. Крестьянство не бунтовало в силу того, что правительство пыталось ему помочь. Во внешней политике Россия заняла свое место на стороне Антанты, противницы захватнических планов Германии. Правление Александра III подготовило достойную почву для перехода в новый век. 

(автор сочинения – Ирина Айтуганова)    

Критерии оценивания сочинения по истории в ЕГЭ 

Максимальный балл за сочинение по истории – 11.

Сначала разберём критерии сочинения, написанного по историческому периоду. 

Критерии сочинения, написанному по предложенному историческому процессу: 

Всего критериев оценивания семь. Максимальное количество баллов, которое возможно получить за сочинение – 11. 

К1. Указание событий (явлений, процессов)

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса).

К2. Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) 

2 балла:  Правильно названы две исторические личности; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

К4. Значение (последствие) выбранного процесса для истории России

1 балл:  Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на исторические факты

К5. Наличие фактических ошибок

3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1, 2 и 3 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов

К6. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов 

Если критерии выполнены не полностью, то баллы снижаются. 

Критерии сочинения, написанному по предложенной исторической личности: 

К1. Указание событий (явлений, процессов)

2 балла: правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель.

К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) 

2 балла: Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

К3. Причинно-следственные связи (не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

2 балла: Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторической(-их) личности(-ей) (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)

К4. Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России

1 балл: Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

! В случае, если выбранный исторический деятель в последние годы жизни «отошёл от дел», не принимал активного участия в событиях (явлениях, процессах) в той сфере, к которой относятся указанные в сочинении события (явления, процессы) с его участием, то по критерию К4 может быть зачтено указанное участником ЕГЭ влияние на события (явления, процессы), произошедшие в последние годы жизни этого исторического деятеля !

К5. Наличие фактических ошибок

3 балла: в историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

! 1 и 2 или 3 балла по этому критерию может быть выставлено только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов 

К6. Форма изложения

1 балл: ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала).

! 1 балл по этому критерию может быть выставлен только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов 

Если критерии выполнены не полностью, то баллы снижаются. 

Разбор сочинения по истории по пунктам плана

Теперь рассмотрим конкретный пример сочинения, написанный по предложенному нами плану. 

Тема сочинения (исторический процесс): Политика индустриализации и коллективизации в СССР

Первый пункт нашего плана гласит: “Краткая характеристика исторического процесса”. Выполняем:

В указанные годы укладывается период единоличного правления Иосифа Сталина до начала Великой Отечественной войны. Это были годы индустриализации, коллективизации, террора и подготовки к войне. 

Второй пункт нашего плана: “Раскрытие первого значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”. 

В 1929 г. в СССР началась политика индустриализации. Индустриализация – это модернизация промышленного производство, создание тяжелой промышленности в стране, новых, отвечающих требованиям времени, отраслей производства. 

Причиной проведения индустриализации стала техническая отсталость СССР, а также необходимость обрести экономическую самостоятельность от стран Запада. Итоги индустриализации поражали воображение: за три первых пятилетки индустриализации в стране появилось огромное количество новых предприятий, дорог и отраслей, страна вышла на новый хозяйственный уровень. 

Важное участие в событиях индустриализации принимал Анастас Иванович Микоян (годы жизни – 1895-1978). В этот период Микоян занимал посты комиссара снабжения и министра внешней торговли. Он занимался торговлей, пищевой промышленностью, снабжением. В пищевой промышленности Микоян внедрил несколько революционных вещей: 1) он положил начало “холодильной технике” (не “холодильники в каждый дом”, это позже, а новый способ заготовки и хранения пищевых продуктов, 2) ввёл технологию консервного производства и 3) технологию конвейерного производства полуфабрикатов. 

Третий пункт плана: “Раскрытие второго значимого события (явления, процесса), случившегося в данный период. Здесь следует упомянуть причины и следствия этого второго события, а также указать связанную с событием личность и её конкретные дела”.  

Чтобы поддерживать высокие темпы индустриализации, правительство СССР прибегало к разного рода внеэкономическим способам принуждения. Это и организация стахановского движения, с одной стороны, и использования рабского труда заключённых ГУЛАГА, с другой.  

Причинами сталинских массовых репрессий, развернувшихся как раз в 1930-е годы, были желание Сталина избавить страну от всех людей, которые так или иначе вызывали недоверие и подозревались в неодобрении принятого страной курса. Следствием репрессий стали загубленные жизни огромного числа ни в чем не повинных людей, а также формирование в обществе атмосферы страха и несвободы внутренней и внешней. 
Годом апогея репрессий называют 1937. Руководителем НКВД, а значит, руководителем проводимой политики репрессий был Николай Иванов Ежов. 

Он занимался координацией и осуществлением репрессий против лиц, подозревавшихся в антисоветской деятельности. Начал Ежов с “чистки” самих органов госбезопасности, затем переключился на остальные категории граждан. При Ежове появились так называемые разнарядки с точным числом людей, которых требовалось репрессировать в той или иной части страны. В 1938 г. Ежова освободили от должности. В 1939 г. арестовали, обвинили в подготовке государственного переворота и приговорили к расстрелу. 

Четвертый пункт плана: “Оценка значимости данного периода для истории страны”. 

Историки оценивают этот период как время укрепления в стране тоталитарного строя и личной власти Сталина. Созданная благодаря индустриализации тяжелая промышленность помогла СССР вести Великую Отечественную войну, однако репрессии обескровили страну, а также уничтожили командный состав армии, что послужило причиной будущего провала в войне на начальном её периоде. Коллективизация заложила основу будущего глобального кризиса в сфере сельского хозяйства. Жившее в то время люди, получили серьезную психологическую травму, оказавшую серьезное влияние на формирование народного менталитета. 

Видео о личностях для сочинения по периоду 1894-1917 гг. 

Что поможет написать сочинение хорошо:

  1. Знание всех дат правления глав русского государства, запоминание имен правителей и их последовательность (учить даты правления)
  2. Знание дат всех основных реформ, войн и восстаний (учить даты реформ, войн и восстаний).
  3. Знание всех важных для истории страны личностей, их времени жизни и вклада в развитие государства, его науки и культуры (учить имена и дела исторических личностей).
  4. Прислать своё сочинение на проверку опытному педагогу, чтобы он указал на его сильные и слабые места. Например, можно прислать сочинение мне (автору этой статьи и сайта).  

Эссе по истории

Содержание:

  1. Что такое эссе по истории
  2. Как написать эссе по истории
  3. Особенности эссе по истории
  4. Основные признаки эссе по истории
  5. Структура эссе по истории
  6. Введение
  7. Основная часть
  8. Заключение
  9. План написания эссе по истории
  10. Как написать эссе по истории
  11. Алгоритм написания эссе по истории
  12. Советы по написанию эссе по истории
  13. Объем эссе по истории
  14. Оформление эссе по социологии
  15. Шаблон – клише для эссе по истории
  16. Пример написания эссе по истории
  17. Пример№1
  18. Пример№2
  19. Скачать готовые эссе по истории
  20. Образцы эссе по истории

Эссе по истории – это небольшое по объему изложение, которое представляет из себя эмоциональное рассуждение автора по конкретной проблеме по предмету “История”.

Эссе по истории обычно используются для оценки успеваемости учащихся в школе или университете. Исторические эссе проверяют ряд навыков, включая историческое понимание, интерпретацию и анализ. Чтобы написать хорошее эссе по истории, студенты должны изучить вопрос, понять его направленность и требования, получить информацию и доказательства посредством исследований, а затем составить четкий и хорошо организованный ответ.

Если вы хотите научиться сами выполнять эссе по любым предметам, то на странице “что такое эссе и как его написать” я подробно рассказала.

Что такое эссе по истории

Эссе по истории – это прозаическое этюд небольшого объема и свободной композиции, представляющий общие или предварительные соображения по теме предмета “История”

Эссе по истории имеет пояснительный и утвердительно-иллюстративный характер.

В эссе по истории господствует не сюжетная или логическая последовательность, а семантические аналогии и параллели, иллюстрированный анализ. В эссе автор высказывает мнение, положения и пытается его доказать, а не бескомпромиссно утверждать. Эссе носит нравственную окраску, автор выражает и доказывает свою позицию. Наличие конкретной темы эссе не предусматривает исчерпывающего трактовки, определения, утверждения, анализа. Необходимо охарактеризовать явление со всех сторон, не охватывая при этом его полностью.

При выборе темы для эссе помните, что надо быть уверенным в том, что вы:

  1. обладаете неплохими знаниями по данной теме;
  2. ясно понимаете смысл высказывания ;
  3. можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться с ним полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
  4. владеете терминами, которые понадобятся для грамотного обсуждения темы (термины и понятия, которые вы сможете использовать);
  5. сумеете привести в поддержку своей позиции примеры из истории.

Основные требования к написанию эссе по истории:

1) Понимание проблемы, заложенной в цитате (о чем хотел сказать автор цитаты? Какая проблема лежит в цитате?).

Возьмем для примера высказывание историка К.Д.Кавелина: «Царствование Петра было продолжением царствования Иоанна».

О чем хотел сказать автор этих слов?

  • а) о том, что Петр I был всего лишь преемником Иоанна Грозного и его напрасно возводят в ранг великих реформаторов; 1
  • б) о том, что еще Иоанн положил начало тем преобразованиям, которые в XVIII в. кардинально изменили облик России;
  • в) о том, что любой крупный политик и государственник стоит на плечах своих предшественников;
  • г)…

2) Собственное мнение автора эссе (согласен или не согласен он с автором цитаты).

«Я согласен/ не согласен…»; «Мне кажется …»

3) Доказательства автора эссе в пользу своего мнения, основанные на исторических фактах, анализе исторических источников и литературы.

  • исторические примеры: «Проведем аналогии…»; «Сравним …»; «Обратим внимание на различия…»; «Вспомним…»;
  • усиление своих аргументов: «Я выделил несколько факторов: первый… второй…»; «Помимо таких отличий существует еще одно, на мой взгляд, основное»; «Это на первый взгляд незначительное противоречие, усиливается, если посмотреть на…»; «Более того…»;
  • обобщение доказательств: «Таким образом…»; «Это ли не…» и т.п.

4) Вывод автора эссе, который ни в коем случае не должен претендовать на место единственно правильного вывода или мнения; лучше всего закончить работу вопросительным предложением.

  • «Было ли правление Петра продолжением правления Ивана Грозного? Я высказал свое мнение, однако остается еще много вопросов, на которые сложно ответить однозначно/ответить на которые мне мешает ограниченность во времени (если это олимпиада) …» и т. д.

Критерии оценивания эссе:

  1. понимание смысла высказывания, ставшего темой работы;
  2. раскрытие личной позиции автора по теме;
  3. грамотность использования исторических теорий, понятий, фактов;
  4. логичность изложения темы;
  5. аргументированность и точность выводов;
  6. знание освещения данной проблематики в научных теориях, высказываниях ученых, политиков и т.д;
  7. образность, эмоциональность.

Как написать эссе по истории

Эссе диктует необходимость использования исторических и общекультурных понятий, цитат историографии. Автор может показать свою широкую осведомленность по данному вопросу, высказать свою точку зрения.

Цель эссе по истории – выявить умение самостоятельно в письменной форме целостно выразить мнение по определенному вопросу (теме, проблеме), в котором автор должен показать не только умение логично излагать главное, но и анализировать описываемый предмет с разных позиций, аргументировать свое утверждение.

Для написания эссе необходимо хорошее знание предмета рассуждения, развитое мышление, навыки связной речи, знание специфических признаков эссе.

При написании эссе по истории нужно:

  • Знать отличительные особенности эссе как формы произведения и особенности исторического эссе;
  • Видеть проблему, сформулированную в теме работы, четко определять ее пределы;
  • Определять предмет эссе;
  • Делить эссе на смысловые части (видеть структуру работы);
  • Отмечать круг событий, явлений и понятий, необходимых для ответа на вопрос;
  • Иллюстрировать утверждения соответствующими примерами и анализировать их;
  • Выделять причинно-следственные связи;
  • Применять аппарат сравнительных характеристик;
  • Использовать статистические данные, цитаты, применять знания историографии;
  • Структурировать информацию и выкладывать ее логично;
  • Делать промежуточные (текущие) выводы, конечные и обобщения;
  • Демонстрировать владение научным стилем речи;
  • Оформлять эссе аккуратно, в соответствии с требованиями.

Особенности эссе по истории

Эссе по истории – это демонстрация ассоциативных связей между историческими понятиями, фактами, явлениями, эссе принимает форму строго формализованного изложения мыслей с достаточной базой аргументации. Оно требует особого строгости и логичности, точности изложения мысли, взвешенности, объективности, скрупулезности отбора материала и его аргументации. Вместе с тем, в эссе по истории должна быть ясно, четко и просто изложена основная мысль. Эссе не должно быть перегружено несущественными примерами и доказательствами, свободой творческой фантазии, раскидистыми соображениями, оно не должно приобретать ярко эмоциональную форму. Если существует своя оригинальная позиция по высказываемой проблеме, то она должна быть проиллюстрирована убедительными доказательствами. Желательно, чтобы в эссе наблюдалось знания историографии, использовались цитаты (наиболее ярко иллюстрируют утверждение, мнение). Вообще, эссе по истории характеризует достаточное доля консервативности, его в какой-то степени можно сравнить с научной статьей, в которой анализируется какая-то важная проблема.

Основные признаки эссе по истории

  • Наличие конкретной темы
  • Небольшой объем
  • Свободное владение темой и ее личностное осмысление (понимание)
  • Знание алгоритмом раскрытия темы
  • Глубина раскрытия проблемы на теоретическом уровне
  • Логика построения рассуждений
  • Целостность (внутреннее смысловое единство)
  • Согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • Аргументация основных выдвинутых положений, достаточное количество наиболее ярких и важных примеров и доказательств;
  • анализ (разложение проблемы на ее составляющие) информации;
  • В меньшей степени – свободная композиция и открытость (Нет претензии на полное, исчерпывающее раскрытие темы)
  • Использование различных форм и способов, с помощью которых происходит наполнение содержания работы
  • Самостоятельность;
  • Наличие собственного взгляда на предмет рассуждения.

Рассуждать на тему можно, только глубоко понимая суть предмета и, не допуская логических ошибок, следуя алгоритму составления эссе и критериям оценки.

Основным критерием оценки эссе является степень раскрытия содержания: на основе знания и понимания темы должно быть осуществлено ее разностороннее, логическое, аргументированное раскрытие.

Я составила таблицу по которой преподаватели оценивают эссе, посмотрите как они смотрят на эссе:

Критерий Оценивание эссе
Знания и понимание теоретического материала
  • Ученик определяет рассматриваются явления, события, факты и понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; все затронутые явления, события, факты и понятия прямо относятся к изучаемой теме
Анализ
  • Ученик умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи событий и явлений, применяя категории анализа, сопровождает обоснованной интерпретацией приводятся примеры
Использование информационного пространства
  • Ученик использует различные источники информации. Приводятся различные точки зрения и высказывается собственная их оценка. Данные располагаются в удобной для чтения и понимания форме
Построение суждений
  • Работа демонстрирует ясность и последовательность в рассуждениях. Выдвинутые тезисы сопровождаются аргументацией
Оформление
  • Форме изложения при оценке придается второстепенное значение, однако при небрежном оформлении, большом количестве грамматических и стилистических ошибок, затрудняющих понимание, оценка может быть снижена

Структура эссе по истории

Структура эссе, как и любого произведения, должна быть выстроена по традиционному плану:

  1. введение,
  2. основная часть,
  3. заключение.

Введение

Во введении можно продумать вступительные фразы, связанные с основными базисными явлениями, событиями, фактами, анализ которых необходим в эссе. Можно сделать ссылку на личный опыт или провести аналогию с подобными явлениями в истории России или общей истории, поставить проблемы (проблему) или вопросы, написать цитату, пословицы, крылатое выражение; оттолкнуться от важнейшего обобщения, подводит к основной мысли эссе. На этом этапе важно показать, что вы понимаете поставленную перед вами проблему, чтобы развернуто ее сформулировать своими словами, поставить вопросы, на которые в ходе работы необходимо ответить. Можно определить актуальность и важность темы эссе.

Основная часть

Содержание должно включать две составляющие (проблема, как минимум, анализируется с двух сторон) и каждый абзац, содержащий анализ одного любого положения должен быть построен по модели: утверждение-аргумент-объяснение (или усиление утверждения).

Прежде всего, необходимо продумать смысловые куски основной части (структуру), затем тезисы (утверждение положения), затем аргументы (доказательства, примеры). Нужно обратить внимание на логичность, смысловое единство, точность, краткость, доказательность, выразительность. Необходимо использовать доказательства своей позиции – исторические примеры фактов, статистику, высказывания известных личностей, другие подтверждения, раскрывающие основную мысль эссе. На данном этапе написания сначала необходимо продумать главные утверждение, собрать важные аргументы и проанализировать их. лучше,

  • Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью настоящих и связанных с ним суждений, но не тождественных ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и практики. убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленность людей, видимости доказательности (не должно быть характерным для эссе по истории).
  • Доказательство или аргументация – это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждает нас в истинности того, о чем идет речь. Любое доказательство имеет структуру, которая включает в себя: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.
  • Тезис – это суждение, которое надо доказать.
  • Аргументы – это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности (факты, статистика, цитаты, законы науки и т. д.).
  • Вывод – мнение, основанное на анализе фактов.
  • Оценочные суждения – это мнения, основанные на убеждениях или взглядах. Тезис и аргумент могут быть связаны методами индукции (от частного к общему), дедукции (от общего к частному) и аналогии (сравнения).

В зависимости от поставленной проблемы (вопроса), анализ может проводиться на основе следующих категорий:

  • причина – следствие,
  • общее – особенное,
  • форма – содержание,
  • часть – целое,
  • постоянство – изменчивость.

Структуру эссе (по абзацам) можно изобразить в виде логической цепочки:

  1. Утверждение – объяснение – пример + утверждение – объяснение – пример = обобщения – утверждение – заключение или
  2. Объяснения – пример – утверждение + объяснение – пример – утверждение = обобщения – вывод.
  3. Утверждение – пример – объяснение – вывод + утверждение – пример – объяснение – вывод = общий вывод.

Составляющие внутри смыслового блока и сами блоки могут меняться.

В процессе построения эссе по истории важно знать, что один абзац (смысловой блок) может иметь только одно утверждение и одно или несколько доказательств.

В основной части содержания, как минимум, должно быть две части, каждая из которых может завершаться текущим выводом. В одной из частей, обычно в первой, автор утверждает, что данное явление (событие, личность …) несет положительную характеристику, а в другой части работы необходимо остановиться на тех проблемах, связанных с этим явлением (событием, личностью. ..).

Заключение

Заключение должно суммировать или еще раз кратко объяснить содержание основной части, заострить внимание на главном выводе, подчеркнуть смысл и значение написанного, выразить свое отношение, вернуться к теме эссе с кратким обобщением написанного. Но самое главное, необходимо дать ответ на главный вопрос темы эссе. При этом коротко суммируются все важнейшие идеи, подводится общий итог рассуждениям и, возможно, предлагается направление дальнейших рассуждений по этой теме. При этом необходимо избегать повторения и перефразирования мыслей, уже приведенных в основной части эссе. Вывод должен быть короткий и представлен в виде основного вывода или оценочного суждения, которое может оставлять поле для дальнейшего суждения.

План написания эссе по истории

План написания эссе по истории должен выглядеть следующим образом:

  • Эпиграф.
  • Вступление (3-5 предложений).
  • Основная часть (2 составляющие):
  • Положительная оценка.
  • Текущий вывод.
  • Проблемы, связанные с предложенной темой работы.
  • Текущий вывод.
  • Вывод (5-10 предложений).

Как написать эссе по истории

Текст эссе должен быть написан четко, разборчиво и ясно.

Эссе это творческая работа и не должна быть описательной в виде реферата, а должна быть сосредоточена на аргументированном изложении автором своей точки зрения, критическом оценивании рассматриваемого материала и затрагиваемых вопросов, что должно раскрыть их аналитические способности. Хорошее эссе возможно только в том случае, если в открытии темы наблюдается неожиданный сдвиг так назваемая “Точка сюрприза“- это то, что может удивить и обогатить, даже возмутить читателя.

Черты, которые свойственны эссе:

  • личный характер восприятия проблемы и ее осмысление;
  • небольшой объем;
  • свободная композиция;
  • непринужденность повествования;
  • парадоксальность;
  • внутреннее смысловое единство.

Основная цель написания эссе по истории – раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов (тезисов), которые должны подкрепляться доказательствами и иллюстрироваться всевозможными примерами.

Задача эссе по истории состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы.

Алгоритм написания эссе по истории

  1. внимательно прочитайте все темы (высказывания), предложенные для написания эссе;
  2. выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) вам это интересно; б) вы понимаете смысл высказывания; в) вам есть что сказать по теме (вы знаете термины, вы можете привести примеры, у вас есть личный опыт и т.д.);
  3. определите основную идею утверждения (о чем оно?), используйте для этого метод перефразирования (скажите то же самое, но своими словами);
  4. приведите аргументы “за” или “против” высказывания (если у вас будут аргументы “за” и “против” афоризма, взятого за тему, ваше эссе может быть полемическим по своей природе);
  5. выбрать примеры, факты, ситуации из жизни, личный опыт и т.д. для каждого аргумента;
  6. посмотрите на выбранные иллюстрации еще раз: использовали ли вы свои знания по теме;
  7. подумайте о том, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
  8. распределите выбранные аргументы или контраргументы по порядку (это будет ваш условный план);
  9. придумайте введение (вы можете написать в нем, почему вы выбрали это утверждение, определите свою позицию, задайте свой вопрос автору цитаты и т.д.);
  10. изложить свою точку зрения в последовательности, которую вы наметили;
  11. сформулируйте общее заключение по теме эссе и при необходимости отредактируйте его.

Написание эссе по истории должно иметь следующую структуру:

1. Введение (введение) – это исходная идея (проблема), связанная с конкретной темой. В предисловии определяется тема эссе и даются определения основных встречающихся понятий.

  • формулировка темы, ее актуальности и значимости;
  • расхождение мнений относительно предложенного суждения, взгляда;
  • переход к основному суждению.

2. Содержание (основная часть) – аргументированное изложение основных тезисов.

Основная часть этого основана на аналитической работе, в том числе на анализе фактов. Наиболее важные концепции исторической науки, включенные в данное эссе, систематизированы и проиллюстрированы примерами.

Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны.

  • суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определение основных понятий, используемых при выдвижении тезисов;

Доказательство – это совокупность логических методов обоснования истинности позиции с использованием других истинных и связанных с ними суждений.

  • Доказательства и поддержка – факты или примеры, подтверждающие суждение, точку зрения;
  • Рассмотрение и опровержение контраргументов (необходимо показать, почему автор считает их слабыми и предпочитает собственное утверждение).

Структура любого доказательства включает в себя:

  • тезис – суждение, которое надо доказать;
  • аргументы – суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
  • вывод – суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.

3. Заключение – это окончательное заключение по теме, к которому автор пришел в результате своих рассуждений. В заключении обобщаются основные идеи. Вывод может быть представлен в виде суммы мнений, которые оставляют место для дальнейшего обсуждения.

  • повторение основного суждения, мнения;
  • краткий обзор аргументации в защиту главного вывода;
  • общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.

После того как эссе написано его нужно проверить. Проверить правильность написания эссе по истории можно по этим пунктам:

  • структура (проверьте, существует ли логическая связь между частями эссе);
  • искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);
  • единство стилей (важно определить, что вы не переходите от научного стиля к публицистическому, разговорному и наоборот);
  • объем (помните, что эссе должно быть коротким, значит нужно урезать все лишнее);
  • привлекательность эссе, его индивидуальность (есть ли в эссе что-то особенное, что позволяет вам выделиться из ряда других эссе)?

Советы по написанию эссе по истории

  1. Стоит отметить, что в историческом образовании, с которым мы имеем дело, нет абсолютно “правильных” или “неправильных” ответов на вопросы, как это происходит в физике или математике – есть только более или менее аргументированные точки зрения.
  2. Итоговая оценка (балл) за эссе обычно дается учащимся, их собственным суждениям и рассуждениям.
  3. При изложении собственной позиции основное внимание уделяется: а) способности критически и независимо оценивать диапазон данных и точки зрения/доказательства других; б) способности понимать, оценивать и связывать между собой ключевые моменты любых проблем и вопросов; в) способности различать то, что более или менее важно; г) способности понимать аналитические подходы и модели; д) готовность различать противоположные подходы и модели, а также их применение.
  4. Победителями являются эссе, написанные в краткой, ясной и лаконичной форме.

Объем эссе по истории

Объем эссе по истории составляет от 3 до 8 страниц.

Нет четких критериев для объёма эссе по истории. Иногда длинные эссе не оцениваются высоко, а короткие – высоко оцениваются. Важно не количество страниц эссе, а его содержание.

Оформление эссе по социологии

Эссе начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится. План в эссе не обязателен, так как структура плана предполагает введение и заключение, а также деление основного вопроса на под вопросы, что в эссе сделать, как правило, затруднительно. Объем эссе не позволяет писать подробные введение и заключение на нескольких страницах. В начале эссе можно ограничиться одной или несколькими фразами, вводящим читающего в курс рассматриваемого вопроса. Вместо заключения достаточно сформулировать вывод, к которому пришел автор в результате рассуждений. В эссе обязателен список использованной литературы и ссылка на используемые источники информации по общепринятым правилам.

Структура оформления эссе по истории:

  • Титульный лист (титульный лист является первой страницей эссе) см. приложение 1;
  • Содержание (содержание включает: введение; наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов основной части задания; заключение; список литературы);
  • Введение (во введении обосновывается актуальность, цель и задачи выбранной темы исследования, а также объект и предмет исследования);
  • Основная часть (состоит из нескольких разделов, в которых излагается суть эссе);
  • Заключение (в заключении формулируются основные выводы о проделанной работе);
  • Полный библиографический список (в том числе и адресов Интернет – сайтов).

Текст:

  • эссе оформляют на листах формата А5 (148х210), объем текста примерно 20 страниц;
  • параметры шрифта: гарнитура шрифта – Times New Roman, начертание – обычный, кегль шрифта – 10 пунктов, цвет текста – авто (черный);
  • параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, межстрочный интервал – полуторный.

Нумерация:

  • каждую структурную часть необходимо начинать с нового раздела со следующей страницы;
  • страницы нумеруют арабскими цифрами внизу страницы, справа;
  • нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе и на странице «Содержание» номер страницы не указывается, нумерация указывается с цифры 3 (с третьей страницы).

Основная часть:

  • текст основной части разбивают на разделы (при большом объеме информации еще на подразделы, пункты и подпункты);
  • разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами;
  • разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не ставят;
  • подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точку не ставят, например: «1.1»;
  • пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядкового номера раздела, подраздела, пункта, между цифрами и в конце номера точку не ставят, например: «1.1.2».

Ссылки:

Ссылки в эссе, как и в других студенческих работах, можно делать двумя способами:

  1. ссылка размещается внизу страницы
  2. в конце всего текста.

Иллюстрации:

  • иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы, схемы) выполняются чёрно-белыми. Формат иллюстраций – JPEG;
  • иллюстрация, выполненная средствами Microsoft Office, должна представлять собой единый объект (все элементы должны быть сгруппированы). Не допускается вставка сканированных изображений;
  • размещение иллюстраций в тексте – с обтеканием текстом сверху и снизу;
  • подрисуночные надписи печатаются в текстовом редакторе (не на самом рисунке);
  • иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
  • выравнивание иллюстраций – по центру;
  • иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например «Рисунок 1. «название рисунка» »;
  • на все иллюстрации в тексте должны быть даны ссылки. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2» и т.п.;
  • подписываются рисунки внизу картинки справа.

Таблицы:

  • выполняются средствами Microsoft Office. Шрифт – Times New Roman 10 пт;
  • таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;
  • таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например «Таблица 1»;
  • название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким;
  • название таблицы следует помещать над таблицей справа, без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через тире, например «Таблица 1 – Структура потребления электроэнергии».

Шаблон – клише для эссе по истории

  • Скачать шаблон – клише для эссе по истории №1
  • Скачать шаблон – клише для эссе по истории №2

Эссе по истории

Пример написания эссе по истории

Пример№1

Эссе по истории на тему “Роль Личности в Истории”

Роль Личности в Истории

У каждого человека своя судьба, у каждой личности своя роль в истории человечества. Можно заметить, что каждый человек доказывал свою правоту, свои мысли. Каждая личность оказалась в нужное время и в нужном месте.

Хотелось бы отметить, что, личность становится великой общественной силой, только тогда, когда свободная деятельность явится сознательным и свободным выражением необходимости и тогда, уже ничто не может помешать ей и ничто не помешает.

Если взять Моно со взглядами Лампрехта, то по их теории можно говорить о том, что если поставить заместо Людвика XV другого человека или изменить его характер, то исход изменился бы не только войны. Этот исход бы повлиял на все будущее, Франция скорее всего бы не потеряла такие ценности, что унесла за собой война, а значит, скорее всего, она могла быть значительно богаче не только в экономическом плане, но даже и в территориальном. Но Моно, как и многие французике историки так и не дали точного и полного ответа на вопрос о роли личностей в истории.

Опираясь на мнение Минье, стоит отметить, что многое зависит не только от личности человека, а также о тех факторах, про которые зачастую мы забываем или не видим. Физические и физиологические силы природы играют огромную роль в истории человечества. И если бы нос Клеопатры был бы короче, то история была бы другой.

Случайности существуют, не все зависит от нас самих, не все зависит от наших сил, здоровья, стремления и так далее. Во многом играет важность время и случайность. Взять, к примеру Бутурлина и заменить на Суворова, то, может быть, история Пруссии пошла бы иначе. Выходит, отсюда следует говорить, что судьба государств зависит иногда от случайностей, которые можно назвать случайностями второй степени. А сейчас задумайтесь и ответьте себе сами, все ли зависит от личности и его роли в истории?

Личность – это нечто большее, чем человек. Не каждый человек является личностью. История пишется не на одном каком-то примере о роли личности, а на примере каждого поступка, мысли, подвига, желания каждой личности, а также случайностей, физиологической и физической силы природы. Для всего человечества открыто огромное поле действий, свободы, действий. Оно открыто абсолютно для каждого человека имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий есть понятие относительное.

Пример№2

Эссе по истории

Эссе по истории

Эссе по истории

Эссе по истории

Эссе по истории

Скачать готовые эссе по истории

  1. Скачать эссе по истории на тему: Крестьянские войны в истории России
  2. Скачать эссе по истории на тему: Причины распада СССР
  3. Скачать эссе по истории на тему: Внешняя политика Александра 3
  4. Скачать эссе по истории на тему: Моя семья в XX в.
  5. Скачать эссе по истории на тему: Политика Павла I замыслы и реализация
  6. Скачать эссе по истории на тему: Период 1917-1922 года
  7. Скачать эссе по истории на тему: Историческое значение победы в Великой Отечественной войне
  8. Скачать эссе по истории на тему: Античность- Средние века – Новое время. Причины и механизмы смены эпох

Образцы эссе по истории

  1. Корейская война 1950-1953
  2. Восстановление экономики СССР в послевоенные годы
  3. И.В.Сталин как политический деятель
  4. XX съезд КПСС и борьба за власть после смерти И.В.Сталина
  5. Внутренняя политика СССР в период правления Н.С.Хрущева
  6. Внутренняя политика СССР 1953-1964 гг.
  7. Карибский кризис 1962 г. и новый виток «холодной войны»
  8. Война во Вьетнаме 1965-1973
  9. Партизанское движение в СССР в годы Великой Отечественной
  10. войны
  11. Советские полководцы Великой Отечественной войны
  12. Советское общество в 50-е гг.XX в.
  13. Советское общество в 60-70-е гг. XX в.
  14. Свержение Н.С.Хрущева и новый политический курс
  15. Л.И.Брежнев как политический деятель
  16. Экономическая реформа 1965 г. и ее результаты
  17. Внешняя политика СССР в 60-80-е гг. XX в.
  18. Война в Афганистане 1979-1989
  19. Движение диссидентов в СССР
  20. Развитие культуры в период «оттепели»
  21. Развитие науки и техники в 50-60-е гг. XX в.
  22. М.С.Горбачев как политический деятель
  23. Начало политики Перестройки
  24. Реформы политической системы и политика «гласности» в
  25. период Перестройки
  26. Национальная политика в период Перестройки
  27. Внешняя политика М.С.Горбачева
  28. Потсдамская конференция. Итоги и влияние на мировую политику.
  29. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.
  30. Юридическое оформление крепостного права в России
  31. Экспансия с Запада. Борьба с агрессией крестоносцев.
  32. Христианская культура и языческие традиции Руси.
  33. Учреждение патриаршества в России
  34. Утверждение новой модели экономического капиталистические
  35. отношения в промышленности и сельском хозяйстве.
  36. Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании.
  37. Торговый путь «из варяг в греки». Его значение для Руси и Византии
  38. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники.
  39. Свержение золотоордынского ига.
  40. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизации.
  41. Русь и Степь. История взаимоотношений Руси и Золотой Орды
  42. Роль монгольского завоевания в истории Руси.
  43. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
  44. Расцвет культуры до монгольской Руси.
  45. Развитие норм права на Руси. Категории населения.
  46. Промышленный переворот и развитие капиталистических отношений в России
  47. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
  48. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.
  49. Причины распада Древнерусского государства.
  50. Причины и характер Смуты
  51. Православная Церковь и идея единства Русской земли.
  52. «Повесть временных лет». Возникновение государства.
  53. Опричнина и ее роль в российской истории
  54. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь.
  55. Петровские преобразования, их значение
  56. Народническое движение.
  57. Либеральные реформы 60—70-х годов XIX в
  58. Либеральное движение. Распространение марксизма в России.
  59. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв.
  60. Культура России в первой половине XIX в
  61. Культура народов Российского государства во второй половине XVI-XVII в.
  62. Культура Древней Руси как один из факторов древнерусской народности.
  63. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв.
  64. Монархии и республики.
  65. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.
  66. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.
  67. Движение декабристов как начало либерального направления в России
  68. Геополитическое положение средневековой Руси
  69. Восточнославянские племенные союзы и их соседи
  70. Внешняя политика России во второй половине XIX в
  71. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции.
  72. Национальный подъем в России.
  73. Английская революция XVII века: причины, участники, итоги, значение.
  74. Реформы и революции в странах Латинской Америки во второй половине ХХ в.
  75. Эволюция социал-демократических движений в ХХ в.
  76. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в.: выбор путей развития.
  77. Освобождение народов Азии и Африки во второй половине ХХ в.
  78. Раскол и объединение Германии во второй половине ХХ в.
  79. Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны: участники, формы, итоги.
  80. «Новый курс» Ф. Рузвельта: сущность и значение для американской и всемирной истории ХХ в.
  81. Европейская культура первой трети ХХ в.
  82. Национал-социализм в Германии.
  83. Тоталитарные и авторитарные режимы в странах Европы в 1920–
  84. 1930-е гг.:приход к власти и причины падения
  85. Освободительные движения в первой трети ХХ в.: революции, ненасильственное сопротивление.
  86. Международные отношения в 1920–1930-е гг.: этапы и тенденции, проблемы
  87. Версальско-Вашингтонская система: принципы и противоречия.
  88. Революции 1918–1919 гг. в Европе: причины, итоги, значение.
  89. Международные отношения в последней трети ХIX – начале ХХ в.
  90. Художественная культура Европы в ХIX в.: основные течения, их представители.
  91. Гражданская война 1861–1865 гг. в США: участники, сущность, итоги.
  92. Национальные движения в странах Европы в ХIX в.
  93. Промышленный переворот в странах Европы в Новое время
  94. (предпосылки, сущность, последствия).
  95. Рабочее движение в Европе в ХIX в.: задачи, этапы развития, результаты.
  96. Реформация и контрреформация в странах Европы.
  97. Французская революция конца ХVIII в.: причины, участники, итоги, значение.

Как написать эссе по истории

Содержание:

  1. Особенности эссе по истории
  2. Критерии оценки эссе на ЕГЭ
  3. Из чего состоит эссе по истории
    • Исторические факты
    • Оценочные знания
    • Характеристика исторической личности
    • Причинно-следственные связи
  4. Алгоритм написания эссе по истории
  5. Как написать эссе по истории правильно
  6. Пример и план эссе по истории
  7. Подведем итоги

Исторические события либо значимые временные промежутки, как правило, описываются в эссе по истории. Перед его написанием стоит составить представление об особенностях, правилах оформления данной работы. Ниже расскажем о том, как писать эссе по истории так, чтобы получить высший балл, а также поделимся небольшими советами.

Особенности эссе по истории

Чем отличается эссе по истории от остальных заданий, каково его значение?

Когда обучающиеся пишут историческое эссе, то это развивает их личность, учит формировать собственную точку зрения, оценивать произошедшие события, выделять для себя значимые приоритеты. Данная работа подвергает проверке уровень знаний по истории учащегося, а также его умения приводить в систему исторические данные, свободно преподносить выводы, понимать значимость тех или иных явлений/событий.

Так и не нашли ответ на вопрос?

Просто напишите,с чем нужна помощь

Мне нужна помощь

Критерии оценки эссе на ЕГЭ

Как правило, во время ЕГЭ учащимся предлагается на выбор три периода истории России:

  • Древняя история Руси и средневековье.
  • Новая история (конец XVII – конец XIX).
  • Новейшая история (XX век).

Следует писать, принимая к сведению границы выбранного временного промежутка.
Имеются определенные оценочные критерии исторического сочинения на егэ, на основании которых выделяют некоторые правила для его написания.
На егэ сочинение по истории пишут ученики средних учебных заведений. В нем обязательно должно быть:

  • два и более эпизода/события прошлого;
  • две значимые личности конкретного временного промежутка;
  • каузальность исторических явлений определенного периода;
  • оценочная значимость данного этапа истории;
  • тактичное применение предметных терминов/понятий.

Из чего состоит эссе по истории

Для начала выбирают исторический временной промежуток, определяют его особенность. То есть, стоит охарактеризовать данный этап истории, его специфичность, а потом выбирать факты, соответствующие этому времени.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут

Задать вопрос

Исторические факты

События прошлого времени бывают двух видов: исторические (реально когда-то существовали, имеют объективную доказательную базу и временную/пространственную локализацию) и научно-исторические (события истории, подтверждающиеся исследованиями ученых, их выводами, основанными на исторических источниках).

Факты отбираются не для того, чтобы попросту перечислять события, которые происходили в соответствующее время, а для выделения главных более значимых эпизодов, полностью передающих особенности описываемого периода и влияние на развитие страны в дальнейшем.

Оценочные знания

Дальше необходимо показать оценочные предметные познания. Здесь нужно проявить свои знания относительно мнений представителей научного сообщества о ходе развития значимых событий в истории. Историческое сочинение оценивается в основном по глубине раскрытого вопроса и аргументированным рассуждениям.

Характеристика исторической личности

Большое значение имеет характеристика исторической персоны. Чтобы получить высшую оценку, потребуется не только подробно рассказать о деятельности личности, но и показать его роль в истории данного промежутка времени, основываясь на достоверных исторических данных. Эти сведения помогут получить высокую оценку за эссе.

Не нашли ответ?

Просто напиши,с чем тебе нужна помощь

Мне нужна помощь

Причинно-следственные связи

Еще один критерий исторического сочинения, претендующего на «отлично» – выявление связи между эпизодами истории, как одно событие оказало влияние на другое. Учащиеся обязаны научиться проводить анализ обнаруженных данных, определять источники и последствия, делать соответственное заключение с выводом. Это достаточно сложная интеллектуальная деятельность.

К тому же существенную роль играет полнота ваших знаний об описываемом временном промежутке и его хронологической последовательности. Нужно определить закономерность произошедших эпизодов в истории, которые последовательно взаимосвязаны между собой. Как правило, событие происходит вследствие нескольких факторов. В таких случаях надо знать, как выделить более значительные события.

Чтобы знать, как писать историческое сочинение без классических ошибок, рассмотрим наиболее частые из них:

  • неправильно определены первостепенные либо наименее важные причины;
  • не раскрыта причина описываемого события, а просто заменена каким-то фактом;
  • изложены исторические эпизоды, без понимания их взаимосвязи.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут

Задать вопрос

Алгоритм написания эссе по истории

Нужно составить план эссе по истории. Он поможет сформировать качественное сочинение, не потеряв из виду значимую информацию.

  1. Выбор периода.
  2. Находим подтверждение тому, что выбор верный.
  3. Называем период, учитывая его специфичность.
  4. Устанавливаем факты, которые относятся ко времени выбранного периода. Определяем особо значимые эпизоды и менее важные.
  5. Указываем исторических персон, живших в данном временном промежутке. Описываем род их деятельности и вклад в историю.
  6. Обозначаются причины возникновения событий рассматриваемого периода.
  7. Находим подходящие термины и нужные понятия.
  8. Выбираем факты, которые раскрывают значимость данного временного промежутка, используя мнение специалистов.
  9. Собранная информация систематизируется.
  10. Создается план написания эссе по истории, пример:
    • Введение (кратко описать суть временного отрезка, который выбрали).
    • Основная часть (преимущественно характеристика событий, личностей, причины и следствия развития).
    • Заключение (оценивается важность данного промежутка времени).
  11. Делаем проверку и необходимую доработку.

Так и не нашли ответ на вопрос?

Просто напишите,с чем нужна помощь

Мне нужна помощь

Как написать эссе по истории правильно

Как писать сочинение по истории? Поможем советами.

  • Стоит выбрать историческое время, о котором вы больше всего информированы;
  • Составленный предварительно план исторического сочинения не даст отойти от логичного и четкого написания;
  • Текст разбейте на смысловые абзацы;
  • Нужно конкретное, разборчивое, лаконичное написание, где много значимых эпизодов без пустого информационного материала;
  • Применяете термины, значение которых вы знаете.

Качественное эссе по истории, примеры которого можно найти в интернете, необходимо для наглядности (не меньше десяти разнообразных исторических работ). Так можно попрактиковаться в написание эссе.

Чтобы ориентироваться в том, как писать историческое эссе, в первую очередь обратите внимание на оценочные критерии. Главное, раскройте все пункты качественно. Не забывайте о жанровой специфике сочинения.

Пример и план эссе по истории

Получить рекомендации и ознакомиться с примером исторического сочинения можно в деканате либо найти в сетях интернета, так будет проще структурировать дальнейшую работу. Примерный шаблон:

  1. Даты периода и имя исторической персоны, его вклад в развитие истории.
  2. Важные эпизоды этого промежутка времени с личностями, которые участвовали в них (описание эпизодов и персон раздельно). Необходимо подвести итоги по событиям.
  3. Взаимосвязь этих событий и причин их возникновения.
  4. Оценка исторической личности учеными современности и прошлого.
  5. Подвести итог словами о значимости выбранного исторического периода.

Для четкой и правильной структуризации сочинения по истории составляют план:

  1. Общая характеристика временного промежутка истории.
  2. Два эпизода данного времени (причины, сущность, следствие; 2 основных факта, связывающих эти эпизоды; 2 исторические личности этого времени, их вклад).
  3. Оценка эпохи российской истории (влияние этого периода на дальнейшую историю страны, развитие экономики/культуры; внешняя политика).
  4. Вывод (можно использовать мнение именитых историков).

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут

Задать вопрос

Подведем итоги

Как мы видим, для этого вида исторического сочинения клише можно взять из краткого шаблона. Примеры исторического эссе всегда можно найти в интернете. Пишется грамотно, корректно и кратко. В основной части должны преобладать исторические эпизоды и очерки ученых. Это повышает оценку.
Для полного понимания стоит изучить различные примеры, уже готовых эссе по истории. На практике проверено, что это очень действенный метод. Успешной работы!

Сочинение по истории

Рассказываем, что такое сочинение по истории. Как написать сочинение по истории? Предлагаем алгоритм написания сочинения по истории.

Суть сочинения по истории

Сочинение по истории входит в состав ЕГЭ.

Как написать сочинение по истории?

1. Выбираем тему сочинения

  • Первый шаг, выбрать один из трёх периодов истории.
  • На что следует ориентироваться при выборе периода, который и будет для вас своеобразной темой сочинения?
  • Выбор исторического периода — это выбор хронологических рамок.
    • Они обозначают нижнюю границу, то есть начало какого-либо процесса или события, и верхнюю границу, то есть окончание процесса/события.
    • Необходимо определить: почему хронологические рамки установлены именно таким образом, что придаёт целостность и относительную завершённость этому периоду (важный исторический процесс, период правления одного лица и т.п.).
    • Выбирая один из трёх предлагаемых на экзамене периодов, важно ответить себе на вопрос: «Помню ли я, какой процесс, событие или историческое явление обозначают хронологические рамки этого периода?»

2. Формулируем проблему, обозначаем идею

  • После того как вы определились с выбором темы, а точнее — с выбором периода из истории России, о котором собираетесь написать сочинение, необходимо сделать второй шаг. Он состоит в том, чтобы правильно сформулировать тезис, который будет началом и основой сочинения.
  • Чтобы правильно сформулировать тезис, важно, как и при выборе темы, знать и понимать содержание и специфику явления или процесса, о которых вы предполагаете писать.
    • Например, вы выбрали период «март 1801 г. — май 1812 г.
      • Чтобы правильно сформулировать тезис, лучше не ограничиваться указанием на то, что это «первый», или «начальный» , этап правления императора Александра I, а отметить, чем был характерен этот период в истории России.
      • Важно понимать, что внутри периода, ограниченного определёнными хронологическими рамками, историческая реальность многообразна! Жизнь проявляет себя в сфере политики (внутренней и внешней), в различных отраслях экономики (сельское хозяйство, промышленность, торговля и др.), в сфере социальных отношений, в культурной сфере, включающей образование, искусство, науку и др.
      • А это значит, что в рамках одного периода в каждой сфере может, проявиться своя особенность!

3. Раскрываем тему, аргументируем собственную позицию

  • Сформулировав тезис и определив основное направление будущего повествования, вы должны сделать третий шаг в работе над историческим сочинением, пожалуй, самый трудоёмкий и ответственный: выполнить большинство требований к сочинению ЕГЭ по истории, а именно:
    • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
    • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами);
    • используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
    • указать не менее двух причинно-следетвенных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
    • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

Алгоритм написания сочинения по истории

Алгоритм написания сочинения по истории может быть таким:

  1. Выбираем период по трём основаниям:
  • знаем, что обозначают хронологические границы периода;
  • хронология событий/явлений/ процессов, о которых будем писать, точно вписывается в хронологические границы периода;
  • понимаем особенность периода.
  1. В первом абзаце формулируем тезис, который собираемся раскрывать в сочинении, в тезисе: как минимум — указываем существенные признаки периода (период правления исторической личности, этап развития государства, период военного противостояния и т.п.), как максимум — даём краткую характеристику, отмечаем особенность периода (эра либеральных реформ, эпоха просвещённого абсолютизма, этап усиления/оформления/ослабления абсолютизма ит.п.).
  2. Пишем основную часть сочинения, в которой при помощи приводимых аргументов и фактов: как минимум — выполняем все требования к сочинению ЕГЭ по истории (не менее двух значимых событий, двух личностей, двух причинно-следственных связей, деятельность исторических личностей), как максимум — пытаемся выстроить логику изложения для раскрытия особенности периода и/или «содержательной линии», указанной в тезисе первого абзаца (подбираем и описываем только те события, личности и их действия, которые конкретизируют специфику периода и/или избранного тезиса, работают на общую идею и итоговый вывод).
  3. В заключение — в последнем абзаце формулируем финальные тезисы, которые: как минимум — содержат оценку исторической значимости выбранного периода для последующей истории России (обязательно — с опорой на факты, Необязательно — на мнения историков), как максимум — включают вывод о том, как реализовалась выбранная вами особенность и/или «содержательная линия» (каковы результаты либеральных реформ, этапа централизации и т.п., как они повлияли на дальнейшее развитие государства, экономики и др.).

Конкурс сочинений

Добавить комментарий