Как составить план сочинения по капитанской дочке

Темы сочинений по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1.Становление личности Петра Гринева.

2.Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (на примере образов Гринёва и Швабрина).

3.Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка».

4. Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

ПЛАН к теме №1 «Становление личности Петра Гринёва»

I.Вступление.

Связь романа Пушкина с современностью.

II.Основная часть.

1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой.

2. Самостоятельная жизнь Петра Гринёва- утрата многих иллюзий, становление души и характера:

а) встреча с Зуриным;

б) встреча с вожатым;

в) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя, укрепление лучших задатков характера.

3.Гринёв во время грозных исторических событий.

4. История отношений с Пугачёвым.

5. Отношение Гринёва к людям –умение любить, помогать, прощать.

III. Заключение.

Во всех тяжёлых жизненных ситуациях нужно сохранять доброту и благородство.

ПЛАН к теме №2 Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина).

I.Вступление.

Мужество и благородство проявляются в жизненных испытаниях.

II.Основная часть.

1.Гринёв и Швабрин- представителя русского дворянства. Что у них общего?

2.Отношение героев к людям.

3.Поведение героев в ситуациях нравственного выбора.

4.Отношение героев к Маше Мироновой. Любил ли Швабрин Машу?

III. Заключение.

Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману.

План к теме №3 Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка».

I.Вступление.

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

II.Основная часть. Характеристика Пугачёва.

  1. Первое появление Пугачёва на страницах романа.

  2. Портретная характеристика героя.

  3. Черты характера , противоречивость натуры Пугачёва.

  4. Пугачёв и народ.

  5. Сочувствие , сострадание рассказчика Пугачёву. Смысл последней встречи на казни.

III. Заключение.

Взгляды А.С. Пушкина на восстание Пугачёва.

ПЛАН теме №4 Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

I.Вступление. Основная тема и проблема романа Пушкина « Капитанская дочка».

II.Основная часть.

1.Первое впечатление Гринёва от Маши Мироновой.

2.Черты , которые проявляются в характере Маши в её отношениях к родителям, Гринёву, Швабрину.

3.Как раскрывается личность Маши в её любви к Гринёву.

4.Отношение к Маше других персонажей произведения.

5. Как дополняет образ Маши её встреча в Петербурге с Екатериной II.

III. Заключение.

Маша Миронова- любимая героиня А.С. Пушкина.

План сочинения по повести «Капитанская дочка»:

  • Вступление. Основные проблемы, затрагиваемые в произведении А. С. Пушкиным – долг, честь и милосердие, которые нередко вступают в конфликт друг с другом.
  • Основная часть. Раскрытие образа Маши Мироновой.
    • Жизнь Маши в Белогорской крепости.
    • Знакомство с Петром Гриневым.
    • Серьезные испытания в жизни Маши.
    • Борьба Маши за доброе имя и честь возлюбленного.
    • Милость императрицы.
    • Заслуженное счастье с любимым человеком.
    1. Заключение. Победа нравственного начала над предательством и несправедливостью.

Опубликовано 31 октября, 2018

Атауллина
Нурсиля Мировна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с.Ташбулатово

Урок литературы в 8 классе после изучения
повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тема: Урок развития речи в 8 классе
Сочинение по повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Цели: – продолжить работу по закреплению умения
учащихся работать со сложным планом.

– систематизировать знания учащихся по повести
А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

– развивать устную и письменную речь учащихся;
– подготовить учащихся к написанию сочинения на
литературную тему;

– воспитывать у учащихся чувство долга, чести,
морали (нравственности).

Оборудование: плакат «Как писать сочинение»,
план на доске, тексты, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведению

Ход урока
I. Организация урока
II. Вступительное слово учителя
– Ребята, мы закончили с вами изучать одно из
интереснейших творений А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть «Капитанская
дочка» – это классический образец, о котором Гоголь писал: «…Здесь нет…никакого
наружного блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так
точны, что обозначают все». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе:
«Точность, краткость – вот

первые достоинства прозы. Она требует мыслей и
мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

III. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы должны с вами
систематизировать весь материал и подготовиться к написанию сочинения по
повести «Капитанская дочка».

IV. Актуализация знаний учащихся. Работа с
таблицей «Как писать сочинение»

Но прежде чем приступить к работе над
сочинением, к систематизации материалов, давайте еще раз вспомним, что такое
сочинение, какие требования предъявляются к сочинению.

СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов
работы над художественным произведением.

Первое условие успешности любого высказывания,
устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или
заметка в газету, – его стройность, подчиненность единой теме и мысли.

Одним из распространенных недостатков школьного
сочинения является их расплывчатость, отход от темы, общие места. Поэтому
необходимо вдуматься в формулировку тем, различать их оттенки.

Чтобы определить основную мысль сочинения, можно
воспользоваться основным приемом: переформулировать каждую тему в вопрос.
Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который
вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

Прежде чем писать сочинение, необходимо
составить план. План не самоцель, а своеобразные леса для возведения здания.
Его в ходе работы можно перестраивать, вносить в него изменения, дополнять и,
наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим, – как писал
К.Г.Паустовский, – но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не
подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному
сочинению. Хорошо составленный план поможет не сбиться с пути и
последовательно, шаг за шагом, раскрыть тему. Обратите внимание на то, что все
части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» –
переходами. Начало (вступление) сочинения должно ввести читателя в тот мир, о
котором вы собираетесь рассказывать.

Есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы
над любым письменным высказываем, в том числе над сочинением, – выбор точных, емких,
нестертых слов, их наиболее целесообразная расстановка, все то, что относится к
точности и выразительности нашей речи.

Сочинение нельзя писать равнодушно. В них должна
ясно прозвучать линия вашего отношения к автору, к идее, проблеме, затронутой
писателем, к литературным героям, к художественному слову. Писать сочинение
нужно от всего сердца, смело высказывать свои взгляды, давать свою оценку и
защищать свое мнение доказательствами, отличным знанием литературного
материала.

V. Знакомство с таблицей «Как работать над
сочинением»

Как работать над сочинением

СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов
работы над художественным произведением.

1. Прежде всего, обдумайте тему и основную мысль
сочинения. Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о
чем следует написать в сочинении.

2. Определите стиль и продумайте основную мысль
сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте, если нужно,
план. Все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками»
– переходами.

3. Прочитайте первый вариант своего сочинения,
раскрыта ли в ней тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить
в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых
тема и основная мысль раскрыты не достаточно.

4. Обратите внимание на язык сочинения (выберите
точные, емкие, нестертые слова). Удачно ли выражена мысль сочинения. Внесите
исправления.

VI. Подготовка к сочинению
1. Беседа
Гринев и Пугачев Гринев и Маша Миронова
– Я предлагаю вам следующие темы сочинений:
1. Петр Гринев на страницах повести «Капитанская
дочка».

2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».
3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.
4. Смысл названия повести «Капитанская дочка».
5. Тема дороги в повести «Капитанская дочка».
6. Образ Савельича в повести «Капитанская
дочка».

– Посмотрите внимательно и, пользуясь Памяткой,
соотнесем название темы сочинений с основной мыслью.

– Определитесь в выборе темы.
– Хорошо. В основном все ребята выбрали тему
«Становление личности Петра Гринева».

2. Работа по составлению плана
– Какое время отражено в повести? (восстание под
предводительством Е.Пугачева, 1773-1775г.г.)

– Только ли эта тема раскрывается в повести?
(тема любви, семейная тема, тема нравственности)

– Как вы думаете, рассказывая о Петре Гриневе,
важно ли отметить первую тему? (необязательно, т.к. мы должны заострить
внимание на образе Гринева, становлении его характера и взглядов, обратить
внимание на нравственную сторону Петруши).

– А что такое нравственность?
(Определение на доске!!!)
Нравственность – внутренние духовные качества,
которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения,
определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности

– Можно смело утверждать, что почти все
произведения А.С.Пушкина целиком посвящены теме нравственности. Недаром
эпиграфом к повести служит русская пословица «Береги честь смолоду», а
эпиграфом к роману «Евгений Онегин» – цитата из письма, содержащая слова «он
обладал особенной гордостью».

– Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о
том, каким должен быть человек, как он должен относиться к Родине, к окружающим
его людям, к близким.

Вступление не должно быть большим, примерно
пять-шесть предложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.
– Что хорошего дала Гриневу семья? (отец
воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Его решение в семье не
обсуждалось. Провожая сына на службу, дает ему наказ (стр. 20), а от матери
Гринев перенял мягкость, доброту, ласку, отзывчивость)

– Итак, формирование характера начинается с
семьи, с воспитания.

– Какие черты характера проявил Гринев по
отношению к Савельичу, вожатому? (по отношению к Савельичу: чувство совести,
стыда; он попросил прощения у человека, который был слугой; относился к себе
критично; по отношению к вожатому проявил доброту, бескорыстно подарил ему свой
заячий тулуп (стр.29).

– А каким Офицером был Гринев? (не стал
присягать Пугачеву, не поцеловал у него руку).

– Почему? (чувство долга, присягал на верность
императрице, не способен на предательство (стр.74-75).

– Найдите в тексте повести наказ отца. Прочитаем
эти строки. Выполнил ли Петр Гринев наказ отца?

– А как Гринев относился к Маше Мироновой?
(защитил честь девушки перед Швабриным (стр.40); способен на глубокую любовь:
чтобы спасти Машу обращается за помощью к генералу и даже к Пугачеву (стр. 85).

– Как Гринев относился к Швабрину? (ненавидит,
презирает его).

– А почему? (Швабрин предатель, трус, эгоист;
потерял честь, его даже презирает Пугачев (стр.98).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
– это все вы напишите в основной части сочинения.
А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог: Чему учит Гринев
сегодня? (Гринев учит нас правильно, хорошо относиться к девушке, женщине; не
слушать сплетни, не верить им, не оскорблять ее. Суметь защитить ее в трудную
минуту. А еще Гринев учит нас быть верным присяге. Ведь мы будущие воины и тоже
будем давать присягу на верность Родине, родителям).

VII. План сочинения.
– Посмотрите, какой план у нас получился.
I. Тема нравственности в произведениях
А.С.Пушкина.

II. Петр Гринев на страницах повести
«Капитанская дочка».

1. Кто такой Петр Гринев (детство, воспитание).
2. Что хорошего дала Петру Гриневу его семья.
3. «Я чувствовал себя виноватым перед
Савельичем…».

4. Гринев – офицер.
5. Любовь в жизни Петра Гринева.
6. Отношение к Швабрину («Мой взгляд вызывал
презрение…»).

III. Чему учит Гринев читателя сегодня.
– Запишите этот план в тетради по литературе.
VIII. Итог урока.
– Сегодня мы с вами провели большую работу по
написанию сочинения на литературную тему. Научились составлять план и отбирать
материал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию сочинения.
Ваша задача: написать сочинение к следующему уроку.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

(примерные планы сочинений)

Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина

  1. Каково первое впечатление Гринева от Маши Мироновой? О чем говорит ее внешность?

  2. Какие черты проявляются в характере Маши в ее отношении к родителям (ее собственным и родителям Гринева), Швабрину, Гриневу?

  3. Как раскрывается личность Маши в ее любви к Гриневу?

  4. Как относятся к Маше другие герои романа (Савельич, Палаша, попадья, родители Гринева)?

  5. Как дополняет образ Маши эпизод ее поездки в Петербург к Екатерине II?

  6. Основная идея романа. Почему к главам, в которых появляется Маша, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц?

Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»

  1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.

  2. Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.

  3. Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.

  4. История любви к Маше

  5. «Благие потрясения».

  6. История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяются взгляды на жизнь).

  7. Основные черты героя.

  8. Как связан эпиграф к роману с образом Петра Гринева?

Образ Пугачева

  1. Тревожная, загадочная атмосфера, возникающая при каждом появлении Пугачева (буран, война).

  2. Образ самозванца (бродяга – государь – беглый казак – убийца – спаситель – преступник – мученик). Портретная характеристика Пугачева.

  3. Сложность противоречивость облика: а) жестокий и великодушный; б) лукавый и прямой; в) страшный и ласковый; г) важный и смешной; д) простой и недоступный для понимания.

  4. Пугачев и народ.

  5. «Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». (А.С.Пушкин)

«Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин

(есть дополнительный план)

  1. Что общего у Гринева и Швабрина?

  2. Как каждый из героев относится к людям?

  3. Как поступают герои в ситуациях выбора (дуэль, осада крепости, отношения с Пугачевым, борьба за Машу, арест)?

  4. Любовь или долг? Любил ли Швабрин Машу?

  5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману?

Тема:       Урок развития речи

            Сочинение по повести А.С.Пушкина              

                        «Капитанская дочка»

Цели: – продолжить работу по закреплению умения учащихся работать со сложным планом.

– систематизировать знания учащихся по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

– развивать устную и письменную речь учащихся;

– подготовить учащихся к написанию сочинения на литературную тему;

– воспитывать у учащихся чувство долга, чести, морали (нравственности).

Оборудование: плакат «Как писать сочинение», план на доске, тексты, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведению

Ход урока

  1. Организация урока
  2. Вступительное слово учителя

– Ребята, мы закончили с вами изучать одно из интереснейших творений А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть «Капитанская дочка» – это классический образец, о котором Гоголь писал: «…Здесь нет…никакого наружного блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают все». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот

первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».

III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы должны с вами систематизировать весь материал и подготовиться к написанию сочинения по повести «Капитанская дочка».

IV. Актуализация знаний учащихся. Работа с таблицей «Как писать сочинение»

Но прежде чем приступить к работе над сочинением, к систематизации материалов, давайте еще раз вспомним, что такое сочинение, какие требования предъявляются к сочинению.

СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением.

Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, – его стройность, подчиненность единой теме и мысли.

Одним из распространенных недостатков школьного сочинения является их расплывчатость, отход от темы, общие места. Поэтому необходимо вдуматься в формулировку тем, различать их оттенки.

Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться основным приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении.

Прежде чем писать сочинение, необходимо составить план. План не самоцель, а своеобразные леса для возведения здания. Его в ходе работы можно перестраивать, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим, – как писал К.Г.Паустовский, – но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению. Хорошо составленный план поможет не сбиться с пути и последовательно, шаг за шагом, раскрыть тему. Обратите внимание на то, что все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» – переходами. Начало (вступление) сочинения должно ввести читателя в тот мир, о котором вы собираетесь рассказывать.

Есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над любым письменным высказываем, в том числе над сочинением, – выбор точных, емких, нестертых слов, их наиболее целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности нашей речи.

Сочинение нельзя писать равнодушно. В них должна ясно прозвучать линия вашего отношения к автору, к идее, проблеме, затронутой писателем, к литературным героям, к художественному слову. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои взгляды, давать свою оценку и защищать свое мнение доказательствами, отличным знанием литературного материала.

V. Знакомство с таблицей «Как работать над сочинением»

   Как работать над сочинением

СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением.

  1.  Прежде всего, обдумайте тему и основную мысль сочинения. Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует написать в сочинении.

2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте, если нужно, план. Все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» – переходами.

  1. Прочитайте первый вариант своего сочинения, раскрыта ли в ней тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты не достаточно.

4. Обратите внимание на язык сочинения (выберите точные, емкие, нестертые слова). Удачно ли выражена мысль сочинения. Внесите исправления.

VI. Подготовка к сочинению

1. Беседа 

            Гринев и Пугачев                                Гринев и Маша Миронова

– Я предлагаю вам следующие темы сочинений:

1. Петр Гринев на страницах повести «Капитанская дочка».

2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка».

3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.

4. Смысл названия повести «Капитанская дочка».

5. Тема дороги в повести «Капитанская дочка».

6. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка».

– Посмотрите внимательно и, пользуясь Памяткой, соотнесем название темы сочинений с основной мыслью.

–  Определитесь в выборе темы.

– Хорошо. В основном все ребята выбрали тему «Становление личности Петра Гринева».

2. Работа по составлению плана

– Какое время отражено в повести? (восстание под предводительством Е.Пугачева, 1773-1775г.г.)

– Только ли эта тема раскрывается в повести? (тема любви, семейная тема, тема нравственности)

– Как вы думаете, рассказывая о Петре Гриневе, важно ли отметить первую тему? (необязательно, т.к. мы должны заострить внимание на образе Гринева, становлении его характера и взглядов, обратить внимание на нравственную сторону Петруши).

– А что такое нравственность?

(Определение на доске!!!)

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности

– Можно смело утверждать, что почти все произведения А.С.Пушкина целиком посвящены теме нравственности. Недаром эпиграфом к повести служит русская пословица «Береги честь смолоду», а эпиграфом к роману «Евгений Онегин» – цитата из письма, содержащая слова «он обладал особенной гордостию».

– Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к Родине, к окружающим его людям, к близким.

Вступление не должно быть большим, примерно пять-шесть предложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.

– Что хорошего дала Гриневу семья? (отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Его решение в семье не обсуждалось. Провожая сына на службу, дает ему наказ (стр. 20), а от матери Гринев перенял мягкость, доброту, ласку, отзывчивость)

– Итак, формирование характера начинается с семьи, с воспитания.

– Какие черты характера проявил Гринев по отношению к Савельичу, вожатому? (по отношению к Савельичу: чувство совести, стыда; он попросил прощения у человека, который был слугой; относился к себе критично; по отношению к вожатому проявил доброту, бескорыстно подарил ему свой заячий тулуп (стр.29).

– А каким Офицером был Гринев? (не стал присягать Пугачеву, не поцеловал у него руку).

– Почему? (чувство долга, присягал на верность императрице, не способен на предательство (стр.74-75).

– Найдите в тексте повести наказ отца. Прочитаем эти строки. Выполнил ли Петр Гринев наказ отца?

– А как Гринев относился к Маше Мироновой? (защитил честь девушки перед Швабриным (стр.40); способен на глубокую любовь: чтобы спасти Машу обращается за помощью к генералу и даже к Пугачеву (стр. 85).

– Как Гринев относился к Швабрину? (ненавидит, презирает его).

– А почему? (Швабрин предатель, трус, эгоист; потерял честь, его даже презирает Пугачев (стр.98).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

– это все вы напишите в основной части сочинения. А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог: Чему учит Гринев сегодня? (Гринев учит нас правильно, хорошо относиться к девушке, женщине; не слушать сплетни, не верить им, не оскорблять ее. Суметь защитить ее в трудную минуту. А еще Гринев учит нас быть верным присяге. Ведь мы будущие воины и тоже будем давать присягу на верность Родине, родителям).

VII. План сочинения.

– Посмотрите, какой план у нас получился.

I. Тема нравственности в произведениях А.С.Пушкина.

II. Петр Гринев на страницах повести «Капитанская дочка».

  1. Кто такой Петр Гринев (детство, воспитание).
  2. Что хорошего дала Петру Гриневу его семья.
  3. «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем…».
  4. Гринев – офицер.
  5. Любовь в жизни Петра Гринева.
  6. Отношение к Швабрину («Мой взгляд вызывал презрение…»).

III. Чему учит Гринев читателя сегодня.

– Запишите этот план в тетради по литературе.

VIII. Итог урока.

– Сегодня мы с вами провели большую работу по написанию сочинения на литературную тему. Научились составлять план и отбирать материал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию сочинения. Ваша задача: написать сочинение к следующему уроку.

Добавить комментарий