Как составить план сочинения по образу героя

Характеристика литературного героя: делаем анализ по плану и пишем сочинение (план внутри!)

Сочинения по мотивам литературных произведений писать сложно, но интересно. Сперва нужно прочитать текст, затем проанализировать персонажа, не упустив самые важные моменты, составить план сочинения и, наконец, написать его. Ух! Работа предстоит долгая, поэтому тебе наверняка пригодится наша небольшая шпаргалка.

УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ!Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно!Зарегистрируйся

Что значит «характеристика литературного героя»?

Фактически всё, что можно сказать о литературном герое, будет его характеристикой. Образ литературного героя — не только его мысли, высказывания или описание автора. О многом говорит поведение, отношение к окружающим, образ жизни, манеры и т. д. Для полноценной характеристики литературного героя нужно рассмотреть его фигуру в различных обстоятельствах, вывернув наизнанку внутренний мир.

Во время чтения произведения очень удобно иметь при себе карандаш и выделять ключевые места в тексте, которые понадобятся при анализе литературного героя. Если читаешь произведение в электронном варианте, достаточно помечать в блокнот номера страниц

Анализ героя литературного произведения: план характеристики

Самая ответственная часть — непосредственно анализ литературного героя. Чтобы было проще, мы сделали документ с планом характеристики. Скачивай и дополняй его, это будет лучшая шпаргалка для подготовки к сочинению о литературном герое. Основные пункты мы рассмотрим чуть подробнее.

Место героя среди других персонажей произведения. Герой главный или второстепенный?

Имя и фамилия героя. Есть ли какая-то их трактовка? Нередко автор вкладывает в имя или фамилию героя какой-то аспект характера. Вспомним ряд произведений русской классики: «Недоросль» Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), «Горе от ума» Грибоедова (Молчалин, Хлестов) и «Ревизора» Гоголя (Держиморда).

Внешность героя и то, как он одет. На что автор обращает особое внимание? Как сопоставляется внешность героя с его характером? Ряд характеристик герою могут давать другие персонажи, что тоже любопытно.

Характеристика речи персонажа. Какая манера речи у героя? Есть ли у нее какие-то особенности? Возможно, есть фразы, которые персонаж любит использовать? Слова-паразиты? О чём это может говорить?

Описание жилища героя, его быта. Как выглядит место, где живёт литературный герой? Есть ли какие-то интересные детали, которые могут раскрыть его характер, привычки, переживания, факты из прошлого? Как в реальной жизни жилище говорит о человеке, так и в литературе, стоит только присмотреться.

Взять хотя бы «говорящую» комнату Родиона Раскольникова

Происхождение героя. В какой семье родился литературный герой, как прошло его детство? Как особенности эпохи отразились на воспитании героя? Какое у него образование, род занятий? Как он относится к своему делу — любит, ненавидит и т. д.

Социальное и материальное положение героя. На какой ступени социума находится литературный герой? По большей части ему приходится подчиняться или распоряжаться? Есть ли у него финансовые проблемы, если да, то как он воспринимает их?

Черты личности героя и его мотивация. Что можно сказать о мировоззрении героя? Какие у него интересы, занятия, профессия. Есть ли у него в жизни цель, к чему он стремится? О чём он мечтает?

Мир чувств героя. Что можно сказать про отношения героя с окружающими его людьми? Какие у него внутренние переживания, чувства? Что вызывает у персонажа наиболее сильные эмоции?

Поведение и поступки героя. Какие ключевые поступки героя можно выделить в произведении? Как он ведёт себя с другими персонажами и как те относятся к нему (и почему)?

Как развивается образ персонажа на протяжении всего произведения. Есть ли изменения в герое? Какие? Проследить динамику образа литературного героя — важная задача, пусть тебя не сбивает, что этот пункт стоит ближе к концу списка.

Сравнение персонажа с другими участниками действия. В чём разница, в чём отличие?

Оценка героя автором. Как относится к герою сам писатель? Как можно несколькими словами охарактеризовать это отношение: любование, нелюбовь, негодование, безразличие и т. д.

Определение типического и индивидуального в личности и поведении героя. Это может касаться его происхождения, статуса, возраста или поведения в определённых ситуациях.

Можем вспомнить Плюшкина из «Мёртвых душ» Гоголя, который хоть и был помещиком, а больше походил на старуху-ключницу или и вовсе нищего, который с болезненной маниакальностью собирает у себя дома всякий хлам.

Роль героя в произведении. Какие повороты сюжета — заслуга описываемого персонажа? Как он влияет на завязку сюжета, его развитие и развязку? Какое отношение имеет к главному конфликту в произведении?

Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решить в произведении? Здесь будут самые интересные выводы.

Анализ готов, приступаем к технической части.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя

Подробно останавливаться на правилах, которые касаются любого типа сочинений, мы не будем. Но вспомним главные нюансы, на которые стоит обратить внимание.

Прочти произведение

Первый пункт, без которого не получится идти дальше. Да, возможно, есть вариант где-то списать сочинение-характеристику литературного героя из нужного произведения, но это не то. Самостоятельно написать качественное сочинение, не читав при этом оригинал, невозможно.

Проанализируй и выбери самое важное

Не пиши бесполезные факты в сочинении просто для галочки. Из любого факта должна вытекать какая-то мысль. Не просто «персонаж выглядел так, вот вам цитата», а «его внешность говорила о таких качествах, как…» И так далее. Всю собранную информацию о персонаже нужно проанализировать.

Цитаты

Не стесняйся использовать отрывки произведения, но только не увлекайся с объёмом и не наделай ошибок в оформлении. Самые ёмкие, меткие и яркие цитаты достойны быть в твоём сочинении.

Не бойся своих мыслей

Появилась интересная или даже необычная мысль? Запиши её на черновик и используй в сочинении. Не можем говорить за всех учителей, но обычно такое очень ценится. Сочинение — это не просто писанина, а проверка твоего умения думать. И это ценный опыт в первую очередь для тебя, а не для учителя.

Поэтому обязательно постарайся! Пусть сочинение-характеристика получится шикарным!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Курсы подготовки к ЦТ 2022 в образовательном центре Адукар

Курсы подготовки к ЕГЭ 2022 в образовательном центре Адукар

Каталог учебных заведений Адукар

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook и уведомления на adukar.by.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Записывайся на итоговые занятия!

Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦЭ и ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Содержание

  1.  Характеристика образа персонажа (план сочинения)
  2.     Групповая характеристика героев
  3.     Индивидуальная характеристика героя
  4.     Сопоставительная характеристика героев.
  5. Как написать сочинение-характеристику литературного героя (Анализ стихотворения, стиха)
  6. Характеристика образа персонажа, описание персонажей, цитатные образы для сочинений
  7. Характеристика героев «Собачьего сердца»
  8. Золушка — характеристика литературного героя (персонажа)
  9. Дубровский — характеристика литературного героя
  10. Калашников Степан Парамонович поэма (1838)
  11. Лиза — характеристика литературного героя (персонажа)
  12. Петр Первый — характеристика литературного героя
  13. Плюшкин — характеристика литературного героя

 Характеристика образа персонажа (план сочинения)

    Групповая характеристика героев

  1. Вступление (место героев в произведении).
  2. Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.
  3. Социальное и материальное положение героев;
  4. Мировоззрение, круг умственных интересов героев: 
    • профессия, занятия;
    • цель в жизни;
    • уровень развития.
  5. Мир чувств героев: 
    • отношения с окружающими людьми;
    • внутренние переживания, чувства, эмоции героев.
  6. Какие черты личности выявляются в произведении: 
    • с помощью портрета;
    • в речевой характеристике героев;
    • через поступки героев;
    • с помощью предыстории и биографии героев;
    • через окружающую обстановку;
    • через характеристику других действующих лиц;
    • в авторской характеристике.
  7. Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.

Смотрите, как пишется характеристика Гринева в повести «Капитанская дочка»

    Индивидуальная характеристика героя

  1. Вступление (место героя в произведении).
  2. Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.
  • Внешний облик.
  • Социальное и материальное положение героя;
  • Мировоззрение, круг умственных интересов героя:
  • профессия, занятия героя;
  • цель в жизни;
  • уровень развития героя.
  1. Мир чувств героя:
  • отношения с окружающими людьми;
  • внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
  1. Какие черты личности выявляются в произведении:
  • с помощью портрета;
  • в речевой характеристике героя;
  • через поступки героя / героев;
  • с помощью предыстории и биографии героя;
  • через окружающую обстановку;
  • через характеристику других действующих лиц;
  • в авторской характеристике.
  1. Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.

    Сопоставительная характеристика героев.

  1. Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.
  2. Что общего между героями:
  • в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
  • в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
  • в социальном (материальном, профессиональном) плане;
  • в отношении с окружающими людьми.
  1. Что отличает двух героев.
  2. Для чего автор сопоставляет этих героев.
  3. Отношение автора к героям.
  4. Ваше отношение к данным персонажам.

Как написать сочинение-характеристику литературного героя (Анализ стихотворения, стиха)

Характер – это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д. Дать характеристику героя в сочинении – это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.

Примерный план характеристики героя

  1. Вступление. Место героя в произведении.
  2. Главная часть. Характеристика героя.
  • Возраст героя, его социальное и материальное положение.
  • Внешний облик.
  • Занятия героя, его интересы, склонности, привычки.
  • Поведение и поступки героя.
  • Как герой относится к окружающим.
  • Как относятся окружающие к герою.
  • В чем особенности его внутренних переживаний.
  • Речевая характеристика героя.
  • Авторское отношение к персонажу.
  • Какие черты личности героя выявляются в произведении.
  1. Заключение. Ваше отношение к герою.

Характеристика образа персонажа, описание персонажей, цитатные образы для сочинений

Характеристика героев «Собачьего сердца»

Тематика произведения

В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет — фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60‑е годы среди диссидентов, а в 90‑е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.

Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.

Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.

Характеристика главных героев

Шариков

Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.

Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное — Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.

Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.

Профессор Преображенский

Экспериментатор, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он известный мировой ученый, уважаемый всеми хирург, «говорящая» фамилия которого дает ему право экспериментировать с природой.

Привык жить на широкую ногу — прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные — бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

Преображенский солидный, успешный и уверенный в себе человек. Профессор — противник любого террора и Советской власти, называет их «пустобрехами и бездельниками». Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре — тогда исчезнет разруха.

Операция по омоложению дала неожиданный результат — пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа — это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

Доктор Борменталь

Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента — зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.

Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.

Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.

Положительная характеристика героев «Собачьего сердца» подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство. Булгаков во многих чертах обоих докторов описал себя и врачей-родственников и во многом поступил бы так же, как они.

Швондер

Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.

Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества — он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.

Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.

Другие герои

Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству — Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.

Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей крах Советской власти сразу после ее появления — автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они способны.

Золушка — характеристика литературного героя (персонажа)

ЗОЛУШКА (фр. Cin­derel­la) — героиня сказки Ш.Перро «Золушка» (1697). «Добрая, приветливая, милая» — так характеризует автор свою героиню. Это действительно один из самых тонких и обаятельных образов среди сказочных героинь. Золушка скромна, трудолюбива, покладиста, доброжелательна. Дочь почтенного и знатного человека, Золушка, притесняемая злой мачехой, живет в собственном доме на правах служанки, выполняя, причем совершенно безропотно, всю черную домашнюю работу. Она чистит котлы и кастрюли, моет лестницы; ухаживает за сводными сестрами, которые платят ей черной неблагодарностью, спит на чердаке под самой крышей, на колючей соломенной подстилке, и молча сносит все обиды, не решаясь даже пожаловаться отцу. Золушкой ее прозвали за вечно перепачканное золой платье.

Сказка есть сказка, и Золушка попадает на бал. Ей помогает ее крестная — фея. Золушка настолько прекрасна, что принц именно ее выделяет из всех присутствующих дам, да и гости тоже очарованы незнакомкой. И вот тут бы Золушка отомстить своим сестрам и мачехе, сделать им что-нибудь неприятное, но она, наоборот, «разыскала их, сказала каждой несколько приятных слов, угостила апельсинами и лимонами, которые поднес ей сам принц». Выйдя же за принца замуж, Золушка сразу же простила сестрам все обиды, потому что, как пишет Перро, «она была не только хороша собой, но и добра».

Образ Золушки покорил многих художников. Свою версию истории Золушки создали немецкие сказочники братья Гримм (1814). Итальянский композитор Д. Россини написал на этот сюжет лирико-комическую оперу (1817), а С.С. Прокофьев — одноименный балет (1944). Отечественный фильм «Золушка» (1947) с Я. Жеймо в главной роли (по пьесе и сценарию Е.Л. Шварца) признан классикой детского кинематографа.

Дубровский — характеристика литературного героя

Дубровский— герой романа А.С. Пушкина «Дубровский» (1832–1833). (В черновиках: Андрей Зубровский, Островский.) Владимир Андреевич Д. — офицер, сын родовитого, но обедневшего помещика. После потери родового имения Д. из мщения и ненависти поджигает усадьбу, уходит со своими крестьянами в лес и становится разбойником. Полюбив дочь виновника всех несчастий Троекурова — Марию Кириловну, Д. под видом французского учителя Дефоржа проникает в дом своего врага. Д. демонстрирует незаурядную храбрость и решительность: оказавшись в клетке с голодным медведем (одна из шуток Троекурова), хладнокровно приставив к уху зверя пистолет, убивает его, чем покоряет сердце Марии Кириловны. Но бежать с Д. Маша соглашается, только когда ей грозит брак со старым князем Верейским. В результате случайности (которая в произведениях Пушкина всегда полна значения) герой опаздывает освободить невесту до венца. Д. со своей шайкой нападает на карету, в которой возвращаются из церкви обвенчанные Маша и князь. Маша отказывается от помощи Д.

В последней главе Д. распускает шайку и уезжает за границу. Традиция, заложенная В.Г. Белинским, представлять Д. как социального героя, атамана разбойников или борца с несправедливостью обнаруживает противоречие с логикой развития самого образа и действий Д. в сюжете. Кажущаяся незавершенность внешнего сюжета исчерпывается завершенностью судьбы Д. На это указывают ряд современных исследователей, ссылаясь по аналогии на «незавершенность» «Евгения Онегина». Шайка крестьян, грабящих усадьбы и богатых путников, не является для Д. органической средой. Среди них он остается офицером и барином, умеющим командовать. На «ряженость» Д. обращает внимание читателя Пушкин. В черновике он зачеркивает слово «преобразился» и заменяет его словом «переоделся». «Д. до конца остается контурным изображением, не обретая плотности и осязаемости конкретной фигуры» (Н. Петрунина). Кн. Верейский насмешливо называет Д. именем мелодраматического героя — Ринальдино.

В пушкинском повествовании романтический образ разбойника последовательно снижен. Д. не грабит учителя-француза, а, войдя в его положение и уговорив продать свои документы, прощается с ним с пожеланиями, чтобы в Париже француз застал свою матушку в добром здравии. На станцию, где случай свел француза и Д., последний приезжает и уезжает в коляске. Его поведение и облик столь обыденны и не устрашающи, что, когда смотритель, узнавший Д., по его отъезде сообщает жене, кто был их гость, та восклицает: «Бога ты не боишься, Сидорыч. Зачем ты не сказал мне того прежде, я бы хоть взглянула на Д., а теперь жди, чтобы он опять завернул. Бессовестный ты, право, бессовестный!» Образ Д. имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других. Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника. И.Л. Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах — решение суда об отнятии у отца Д. имения в пользу Троекурова. Честолюбие, пылкий нрав, унаследованные от предшествующего поколения, импульсивность, граничащая с самодурством, толкают Д. на безрассудные поступки, которые оборачиваются преступлением. Удел молодого Д. — каторга или вынужденная эмиграция. Пушкина интересовал не мелодраматический герой-разбойник, а судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.

Пушкинский герой и сюжет были воплощены в некогда популярной, а ныне забытой опере Э.Ф. Направника (1895), в которой главную партию исполняли многие знаменитые тенора: от Л.В. Собинова до С.Я. Лемешева. В экранизации романа (1936) роль Д. играл Б.Н. Ливанов.

Калашников Степан Парамонович поэма (1838)

Калашников Степан Парамонович — купец, хранитель родовых устоев и чести семьи. Имя «Калашников» заимствовано из песни о Мастрюке Темрюковиче (в вариантах, записанных П. В. Киреевским, упоминаются дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы). Фабула, возможно, навеяна рассказом о чиновнике Мясоеде-Вислом, жена которого была обесчещена опричниками («История государства Российского» Н. М. Карамзина).

Частная жизнь К. отчетлива и размеренна; в ней все заранее определено. Постоянство жизненного уклада отражает устойчивость психологии. Всякое изменение внешнего быта означает катастрофу, воспринимается как несчастье и горе, предвещает беду. Недаром, придя «в свой высокий дом», К. «дивится»: «Не встречает его молода жена, / Не накрыт дубовый стол белой скатертью, / А свеча перед образом еле теплится».

И хотя социальные различия уже проникли в сознание (К. бросает упрек жене: «Уж гуляла ты, пировала ты, / Чай, с сынками всё боярскими!..», а Иван Грозный спрашивает К.: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою/ На Москве-реке сын купеческий?»); общий порядок и родовые отношения еще господствуют. К., как глава семьи, в ответе и за же жену, и за малых детушек, и за братьев. Он обязан вступиться за честь жены, за личную честь и честь семьи. Ему послушны и братья. Соблазняя жену  Кирибеевич наносит оскорбление не просто частному яйцу, купцу К., а всему христианскому люду, потому что К. — носитель-семейных, родовых устоев, существующего общественного устройства. Именно защита народных, патриархально-родовых принципов жизни делает эпическим героем, придает его обиде общенациональный масштаб, а решимость К. отомстить обидчику предстает как общенародный протест, освященный санкцией народного мнения.

Поэтому и бой происходит на виду всей Москвы, всего честного народа. Эмоциональным выражением смертельного поединка, его бескомпромиссности, заранее предопределенного исхода и вместе с тем высоты нравственной идеи, защищаемой К., служит торжественное описание столицы перед боем («Над Москвой великой, златоглавою…»). Самому поединку также придано символическое значение. Ритуал традиционного кулачного боя — от приготовления к нему до окончания — чрезвычайно важен в контексте художественного смысла «Песни…». Потешный кулачный бой, где мерились силой удалые храбрецы, превращен в идейное противостояние старого уклада с разрушающим его своеволием. Форма поединка, узаконенная народным обычаем, где сила честно сражается с силой, основана на справедливом законе: «Кто побьет кого, того царь наградит, / А кто будет побит, тому Бог простит!» Перед боем К. обращается ко всему православному миру: «Поклонился прежде царю грозному, / После белому Кремлю да святым церквам, / А потом всему народу русскому».

Однако общенародное дело, за которое К, готов биться, принимает форму личного протеста. К. не идет к царю, блюстителю порядка и традиций, чтобы добиться справедливости, а берет на себя личную ответственность. Человек уже не доверяет царской власти, а в известной мере противопоставляет себя ей, не видя в царе гаранта народных обычаев и христианского закона. Больше того: защищая прежние устои, К. одновременно совершает преступление, ибо превращает потешный бой в мщение. Мотивы, движущие К., — высоки, но поступок его ставит К. вне чтимого им родового закона. Чтобы защитить вековые обычаи, личность должна нарушить их.

В К. воплощен образ героя-мстителя, борющегося за справедливость, причем — и это характерно для Лермонтова — именно личность берет на себя право отстаивать народную правду. Углубление народного, демократического начала связано с преодолением канона байронической поэмы: героем-мстителем избран «простой» человек. Современная проблематика погружена в историю, а история воссоздается с позиций настоящего. Чувствуя актуальность «Песни…», ее сюжет сопоставляли с реальными событиями тех лет: с семейной трагедией Пушкина и историей увоза гусаром жены московского купца.

Лиза — характеристика литературного героя (персонажа)

Лиза — героиня повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792). Сюжет повести прост. Бедная крестьянская девушка Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от света, он влюбляется в непосредственную, невинную девушку любовью брата. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Между тем Эраст уходит на войну. «Нет, он и в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». Чтобы поправить дела, Эраст женится на богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.

Карамзин использует весьма распространенный сюжет европейской мещанской драмы, пересадив его на русскую почву. При этом писатель идет на определенный риск — читающее общество могло не принять его героев с их «заблудшими сердцами». Слишком сложными для неподготовленного читателя оказываются характеры Л. и Эраста при всей их условности. Ни одного из героев нельзя с уверенностью назвать положительным или отрицательным персонажем. Особая роль принадлежит повествователю, чей образ также был в новинку для литературы конца XVIII века. Красота прямого общения удивительно воздействовала на читателя, создавая между ним и автором неразрывную эмоциональную связь, перерастающую в подмену вымысла былью.

С «Бедной Лизой» русская читающая публика получила один важный подарок — первое в России место литературного паломничества. Незадолго до написания повести Карамзин возвращается из путешествия по Европе, где посещает многие памятные литературные места. Испытав на себе, какой эмоциональный заряд таит в себе эффект соприсутствия, молодой литератор точно указывает место действия своей повести — окрестности Симонова монастыря. Даже сам Карамзин не предполагал, какое воздействие окажут на читателя его нововведения. Практически сразу «Бедная Лиза» стала восприниматься читателями как рассказ о подлинных событиях. Многочисленные паломники устремились к скромному водоему у монастырских стен.

Реальное название пруда было забыто — отныне он стал Лизиным прудом. На стволах деревьев любопытные посетители писали слова сострадания к бедной девушке и признательности к сочинителю повести. Например, на одном из деревьев было вырезано: «В струях сих бедная скончала Лиза дни, // Коль ты чувствителен, прохожий, вздохни!» Встречались и иронические надписи: «Погибла здесь, в пруду, Эрастова невеста. // Топитесь, девушки, в воде довольно места…» Собственно, с «Бедной Лизы» началась новая в русской литературе эпоха, отныне главной мерой всего становится человек чувствительный. Это и обусловило невероятный читательский интерес. «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество…» — отмечал В.Г. Белинский. Подобная заинтересованность значительно расширила круг читающей публики и возвысила самосознание российского читателя до европейского уровня. Со временем популярность произведения значительно снизилась: русский читатель «перерос» этап чувственных рыданий. Однако образ Л. прочно закрепился в русской литературной традиции. В дальнейшем мотивы этого образа будут встречаться у Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского.

Бедная Лиза — страдалица, святая, жертва социального неравенства, грешница. Образ героини постепенно перестал принадлежать писателю, сделавшись частью литературной традиции, превратившись в национальный культурный миф.

Петр Первый — характеристика литературного героя

1) герой романа Д.С. Мережковского «Петр и Алексей» (1904–1905), заключительной части исторической трилогии «Христос и Антихрист», где на примере трех отдаленных во времени исторических эпох изображается борьба христианства и язычества. Трилогия создавалась в течение почти целого десятилетия, и внутренняя ее концепция менялась. В первом романе — «Отверженный» (позднее печатался под заглавием «Смерть богов (Юлиан Отступник)») — Мережковский обращается к эпохе императора Юлиана (IV век), пытавшегося возродить язычество и уничтожить победившее его христианство.

В период создания романа Мережковский увлекался антихристианскими идеями Ф.Ницше, под влиянием которого возрождение язычества предстает как торжество «веселия жизни», земных радостей над бесплодным христианским аскетизмом. Вторая часть трилогии — роман «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» — была обращена к эпохе Возрождения, когда происходит новое открытие античности, и статуи языческих богов снова воскресают уже как произведения искусства. В этом романе противостоящие друг другу языческие и христианские идеалы рассматриваются как две равноправные, но непримиримые правды. Отсюда двойственность, которую приобретают все начинания Леонардо в изображении Мережковского. В третьей части трилогии, романе «Петр и Алексей», тема противостояния христианства и язычества не является главной, она возникает в начале романа, в описании открытия статуи Венеры, которую по инициативе Петра устанавливают в Летнем саду.

Главная антитеза романа стала заглавием всей трилогии: Христос и Антихрист. О направлении, в котором эволюционировал первоначальный замысел, Мережковский писал: «Когда я начинал трилогию «Христос и Антихрист», мне казалось, что существуют две правды: христианство — правда о небе и язычество — правда о земле, и в будущем соединение этих двух правд — полнота религиозной истины. Но, кончая, я уже знал, что соединение Христа с Антихристом — кощунственная ложь; я знал, что обе правды — о небе и о земле — уже соединены во Христе Иисусе…» П. в изображении Мережковского предстает как носитель антинациональных государственных устремлений, направляющих Россию по внутренне чуждому ей пути. Бюрократическое государство, которое создает он самыми варварскими методами, с его «противоестественной» столицей, строится на костях людей. Это дьявольское наваждение, о котором пророчествует царевна Марфа Алексеевна: «Петербургу быть пусту». П. не только распутник, пьяница и сквернослов, но и гонитель русской церкви, убийца стрельцов, участвовавший в пытках собственного сына.

Изображая П., Мережковский, вслед за раскольниками, наделяет его чертами апокалиптического антихриста. Истинными носителями христианских идей выступают в романе раскольники-старообрядцы, ощущающие деятельность П. как глубоко враждебную, мечтающие посадить на русский трон царевича Алексея и возродить с его помощью исконные русские обычаи, вернув столицу в Москву. П. противостоит царевич Алексей, к которому как к последней надежде тянутся все защитники самобытности, не принимающие петровских реформ, и которому явно симпатизирует простой люд. В конфликте П. и Алексея симпатии Мережковского на стороне пусть слабого и безвольного, но все-таки гораздо более человечного Алексея. В сцене убийства сына П. слышны отзвуки евангельского мифа о сыне, приносимом Богом-отцом в жертву миру. Поступки П. приобретают тем самым некоторое оправдание. В более поздней публицистике Мережковский высоко оценивал значение петровских реформ. В статье «Теперь или никогда» (1905) он называл «религиозным подвигом» П. то, что он «согласился принять на себя страшную тень Зверя, тень Антихриста». Роман насыщен множеством достоверных исторических и бытовых подробностей. Но, несмотря на это, П. в изображении Мережковского скорее схема, наделенная некоторыми авторскими мыслями, чем живой исторический характер русского царя. В 1920 году на материале романа Мережковский написал пьесу «Царевич Алексей», которая в режиссуре и оформлении А.Н.Бенуа шла на сцене Большого Драматического Театра в Петрограде. Роль царевича Алексея играл Н.Ф.Монахов.

2) Герой нескольких произведений А.Н. Толстого: рассказа «День Петра» (1918), пьесы «На дыбе» (1929, 2‑я ред. под назв. «Петр I» — 1934, 3‑я ред.— 1938), исторического романа «Петр Первый» (1‑я кн.— 1929–1930, 2‑я — 1933–1934, 3‑я, неоконч.,— 1944–1945), а также киносценария (1937–1939, в соавторстве с режиссером В.М. Петровым). Образ П. в про «ведениях Толстого получил разные истолкования, обусловленные как временем их написания, так и жанровыми особенностями, различными для героев эпического сюжета и драматической фабулы. Тем не менее общая тенденция в трактовке личности Петра оставалась неизменной. Она складывалась у писателя под влиянием исторических сочинений С.М. Соловьева («Публичные чтения о Петре Великом», 1872, и другие работы) с их образом «народного царя», призванного осуществить великое дело преобразования России, олицетворяющего собой идею сильной самодержавной власти, понимаемой как явление внесословное и надклассовое.

Толстому безусловно близок пушкинский образ Петра, героя Полтавы, воздвигшего «в гражданстве северной державы < …> огромный памятник себе». В изображении Толстого П. не имеет ничего общего с «царем-антихристом», каким его показал Мережковский. А вот враги дела Петрова — явные слуги антихриста, творящие «черные мессы», страшащиеся рассвета Руси. В пьесе «На дыбе» П. показан как личность исключительная и трагическая. Это, по выражению Б.В. Алперса, Гулливер, попавший в страну лилипутов. Он — единственный носитель преобразующей воли, обреченный на одиночество, окруженный предательством и изменой.

Пока П. силен, все ему подвластно. Буквально по мановению руки воздвигается город и создается флот. Но только силы оставляют П., и все восстает против него. В финале умирающий император видит, как буря разбивает в щепы построенный им флот, а хлынувшее море затопляет воздвигнутый им град. В романе Толстого, хронология которого охватывает период с 1682 по 1704 г., от смерти царя Федора Алексеевича и венчания на царство Ивана и Петра до взятия Нарвы, образ П. приобрел большую историческую объективность, хотя и лишился трагической составляющей героя пьесы. П. сталкивается с оппозицией, подавляет мятежи, сражается с ордами неприятелей, но его исторический выигрыш предопределен.

Первым театральным воплощением пьесы «На дыбе» стал спектакль МХАТа Второго (1930), в котором роль П. исполнял В.В. Готовцев. В постановке третьей редакции пьесы на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина П. играл Н.К. Черкасов (1938). Самое значительное актерское воплощение этого образа принадлежит Н.К. Симонову, сыгравшему роль П. в фильме В.М. Петрова (1937–1939).

Плюшкин — характеристика литературного героя

Плюшкин — персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842–1845).

Литературные источники образа П.— образы скупцов у Плавта, Ж.-Б.Мольера, Шейлок У.Шекспира, Гобсек О.Бальзака, Барон А.С.Пушкина, также, очевидно, князь Рамирский из романа Д.Н.Бегичева «Семейство Холмских», Мель-мот-старший из романа Ч.Р.Метьюрина «Мельмот-скиталец», барон Балдуин Фюрен-гоф из романа И.И.Лажечникова «Последний новик». Жизненным прототипом образа П., вероятно, явился историк М.М.Погодин. Гоголь начал писать главу о П. в подмосковном доме Погодина, славившегося своей скупостью; дом Погодина был окружен садом, послужившим прообразом сада П. (Ср. воспоминания А.Фета: «в кабинете Погодина < …> невообразимый хаос.

Тут всевозможные старинные книги лежали грудами на полу < …>, не говоря о сотнях рукописей с начатыми работами, места которых, равно как и ассигнаций, запрятанных по разным книгам, знал только Погодин».) Предшественник П. у Гоголя — образ Петромихали («Портрет»). Фамилия П.— парадоксальная метафора, в которой заложено самоотрицание: плюшка — символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка — противопоставлена угрюмому, дряхлому, бесчувственному, безрадостному существованию П. Образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича, привезенного дочерью П., тождествен метафорическому смыслу его фамилии. Портрет П. создается с помощью гиперболических деталей: П. предстает бесполым существом, скорее бабой («Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак…»), Чичиков принимает П. за ключницу, так как на поясе у П. ключи, и он бранит мужика «довольно поносными словами»; «маленькие глазки еще не потухли и бегали < …> как мыши»; «один подбородок только выступал очень далеко вперед, так, что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать». На засаленном и замасленном халате «вместо двух болталось четыре полы» (характерное для Гоголя комическое удвоение); спина, запачканная мукой, «с большой прорехою пониже».

Образ-фикция (прореха, дырка) становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца: П.— «прореха на человечестве». Предметный мир вокруг П. свидетельствует о гнилости, тлении, умирании, упадке. Хозяйственность Коробочки и практическая расчетливость Собакевича у П. превращается в противоположность — «в гниль и прореху» («клади и стоги обращались в чистый навоз, мука < …> в камень; сукна и холсты — в пыль). В хозяйстве П. по-прежнему сохраняется грандиозный размах: громадные кладовые, амбары, сушили с холстами, сукнами, овчинами, сушеной рыбой, овощами.

Однако хлеб гниет в кладовых, зеленая плесень покрывает ограды и ворота, бревенчатая мостовая ходит, «как фортепьянные клавиши», кругом ветхие крестьянские избы, где «многие крыши сквозят, как решето», две сельские церкви опустели. Дом П.— аналог средневекового замка скупца из готического романа («Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…»); в нем сплошь щели, все окна, кроме двух «подслеповатых», за которыми обитает П., забиты. Символ «богатырской» скупости П., стяжательства, доведенного до крайнего предела,— замбк-исполин в железной петле на главных воротах дома П. Образ сада П., по которому прошелся резец природы, сделав его прекрасным садом, контрастирует с образом «дряхлого замка» (адом) и является прообразом обращения П.— мысли Гоголя воскресить П. из мертвых в 3‑м томе поэмы, намекая на «райский сад».

С другой стороны, в описании сада П. имеются метафоры с элементами реального портрета П. («густая щетина» «седого чапыж-ника»), а «запущенный участок сада выступает как своеобразная эмблема человека, оставившего без ухода свое «душевное хозяйство», по выражению Гоголя» (Е.Смирнова). Углубление сада, «зиявшее, как темная пасть», также напоминает об аде для тех, у кого душа заживо умирает, что происходит с П. Из рачительного, образцового хозяина, у которого размеренным ходом «двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни», П. трансформируется в паука.

Сначала П.— «трудолюбивый паук», хлопотливо бегающий «по всем концам своей хозяйственной паутины», он славится хлебосольством и мудростью, миловидными дочками и сыном, разбитным мальчишкой, целующимся со всеми подряд. (Ср. с Ноздревым; символически Ноздрев — сын П., пускающий его богатства по ветру.) После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-ротмистром — П. посылает ей проклятие; сыну, ставшему военным и нарушившему волю отца, П. отказывает в средствах и тоже проклинает; покупщики, не в силах торговаться с П., перестают покупать у него товар. «Паучья» сущность П. эволюционирует. Вещи П. ветшают, время останавливается, в комнатах П. застывает вечный хаос: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.

На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Опред- меченная метонимия образа П., отделившаяся от него, как душа от мертвого тела,— поношенный колпак на столе. Предметы сжимаются, усыхают, желтеют: лимон «ростом не более лесного ореха», два пера, «высохшие, как в чахотке», «зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов».

Пыльная куча в углу, куда П. тащит всякую дрянь: найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь, глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро — символизирует полную деградацию всего человеческого» Шв. В противоположность пушкинскому Барону П. изображен не в окружении груды червонцев, а на фоне тления, уничтожившего его богатства. «Скупость П.— это как бы обратная сторона его отпадения от людей…» (Е.Смирнова). Умственные способности П. тоже приходят в упадок, сводятся к подозрительности, ничтожной мелочности: дворовых он считает ворами и мошенниками; составляя список «мертвых душ» на четвертке листка, сокрушается, что нельзя отделить еще осьмушку, «лепя скупо строка на строку». В восторге от глупости Чичикова, П. вспоминает о гостеприимстве и предлагает Чичикову графинчик ликерчика «в пыли, как в фуфайке» и сухарь из кулича, с которого прежде приказывает соскоблить плесень и снести крохи в курятник. Бюро П., куда он погребает деньги Чичикова, символизирует гроб, где в глубине косной материи похоронена его душа, духовное сокровище, умершее от стяжательства (ср. евангельскую притчу о таланте, зарытом в землю).

Как раскрыть темы, посвященные образам героев

1. Имя героя произведения (персонажа)

Вопрос, который может показаться неожиданным: как зовут героя?

Не удивляйтесь, а лучше ответьте: знаете ли вы, как звали Печорина? А Чичикова? А Базарова? А Хлестакова? Если вам не удалось ответить на некоторые из этих вопросов, заметьте: речь идет о главных героях! Поэтому этот пункт не такой уж бессмысленный, как кажется на первый взгляд. Тем более, что в некоторых случаях имя носит не случайный характер, с ним могут быть связаны значимые контексты, которые следует помнить. Например, рассказ о детстве «Павлуши Чичикова» в поэме «Мертвые души». Или вспомните, насколько значимым для Пушкина было имя «Евгений»: во вступлении к поэме «Медный всадник» он пишет, что сознательно вновь обратился к выбранному им однажды имени. Возможно, это имя не случайно было выбрано и Тургеневым для главного героя романа «Отцы и дети» — в некотором роде «героя времени» (здесь сразу возникают ассоциации с образом Евгения Онегина как героя своего времени, с типом «лишнего человека»). Иногда такие смысловые контексты связаны с более-менее эпизодическими персонажами! Например, кто такой Зарецкий (не путать с Загорецким! Чем объясняется сходство их имен?)? (Вспомните, в каких произведениях есть специальные рассуждения и комментарии (от лица автора или самих героев), касающиеся имен и прозвищ.)

Кроме того, с именами связана еще одна проблема: некоторые абитуриенты умудряются писать их с ошибками. Уверены ли вы, что правильно помните написание таких имен, как Чацкий, Печорин, княжна Мери, Бэла, Сквозник-Дмухановский (кстати, чья это фамилия?), Симеонов-Пищик (а это кто?)?

 

Социальный статус, положение героя

Чтобы раскрыть социальный статус героя (в контексте эпохи, изображаемой писателем)можно ответить на вопросы: какое он получил образование, чем занимается в жизни, служит ли и т. д.

Характер героя произведения. Индивидуальные и типические черты героев.

1) Можно ли отнести героя к какому-либо известному в литературе разряду героев?

Например,

  • «герой-резонер» в классицистическом произведении
  • «лишний человек»
  • «новые люди» (в 1860-х гг. — разночинцы-демократы) и др.

2) Можно ли связать с каким-то социальным явлением более общего значения, с социально-психологическим типом?

Например,

  • Хлестаков и «хлестаковщина»
  • Обломов и «обломовщина»)? и др.

Если да, то объяснить, в чем суть этого явления или типа.

Место героя в системе персонажей

Какое место данный герой занимает в системе персонажей произведения?

  • главный
  • один из  главных героев
  • второстепенный
  • эпизодический
  • «двойник» главного героя и т. д. 

2) Какое участие принимает этот герой в конфликте произведения:

сюжетные ходы, в которых он участвует;

какая проблематика связана с ним (нравственная, философская и т. д.);

с кем он сталкивается, кто с ним спорит, чем заканчивается столкновение.

Особенности изображения героя (приемы и средства)

Какие приемы и средства использует писатель при изображении этого героя:

Портрет героя или отсутствие портрета

1) Портрет (например, Лермонтов в романе «Герой нашего времени» создает психологический портрет Печорина).

2) Может быть значимое отсутствие портрета. Например, чиновники в поэме «Мертвые души» максимально обезличены. У Татьяны Лариной, в отличие от Ольги, в романе «Евгений Онегин» нет портрета. Это объясняется тем, что Пушкин переносит внимание на внутренний мир героини (то же можно сказать об Онегине, по сравнению с Ленским; последний вполне укладывается в рамки определенного типа, который легко узнать по портрету; характер Онегина заслуживает более глубокого анализа).

Композиционные средства:

— например, главный герой во враждебном окружении — типичная композиция романтического произведения;

— сопоставление с другими героями (у кого из персонажей есть «герои-двойники»?);

— противопоставление другим героям, т. е. антитеза: Печорин и Грушницкий, Базаров и Ситников, Онегин и Ленский, Чацкий и Молчалин. Заметьте, что антитеза может проявляться в отдельных аспектах образа, например в портрете: сравните приведенное выше наблюдение о героях романа «Евгений Онегин»: здесь вполне можно говорить об антитезе в портрете (Онегин — Ленский; Татьяна — Ольга).

Речевая характеристика героя (внутренние монологи, письма, споры героев, индивидуализация речи, авторская характеристика героя)

Речевая характеристика — одно из важнейших средств характеристики героя: что он сам о себе «сообщает»? В некоторых случаях герой сообщает нечто о себе в прямом смысле: например, самохарактеристика героя в классицистической драме (элементы этого приема используются у Грибоедова). В некоторых случаях размышления героя о себе становятся для читателя основным источником информации о его внутреннем мире: например, самоанализ, рефлексия Печорина, Раскольникова. Но и в других случаях, независимо от степени «разговорчивости» героя в произведении, всегда обращайте внимание, в каких формах представлена его речь:

  • монологи;
  • внутренние монологи, размышления (исключительную роль эти приемы играют у Толстого, Достоевского при создании образов рефлектирующих героев);
  • письменная речь (письмо, дневник). Характерна для произведений, где автор ставит задачу психологического анализа («Герой нашего времени»). Здесь тоже открывается обширное пространство для разного рода рассуждений и сопоставлений: например, композиционно симметричные письма Онегина и Татьяны: чем они похожи, чем отличаются, что можно сказать о душевном состоянии их авторов и т. д. С другой стороны, еще одна полезная для сочинений идея, которую можно извлечь из этих писем, — Пушкин приводит их в переводе, говорит, что письмо Татьяны лежит перед ним, — это придает тексту больше документальности, достоверности (какие еще приемы использует поэт с той же целью?). Заметьте, что у Толстого тот же прием доведен до предела: в его тексте письма передаются не только прозой (то есть по определению более реалистично, чем в «романе в стихах»), но и в оригинале, по-французски, вследствие чего (в сочетании с другими приемами, направленными на создание эффекта «жизненности») появляется иллюзия правдивости, документальности романа. Раскольников пишет статью, которая не приводится в тексте, но пересказывается, имеет определенный резонанс, о ней говорят другие герои. Эта статья несомненно характеризует Раскольникова, его умонастроение;
  •  диалоги. Герой в диалоге с другими персонажами, в спорах с ними. (Это, например, одно из важнейших средств раскрытия характеров в романе «Отцы и дети»);
  • индивидуализация речи: само по себе наличие этого факта свидетельствует о том, что данному писателю доступен реалистический метод. Более ранние литературные направления еще не требовали реалистически изображать индивидуализированную речь, речь разных социальных групп и т. д. Вспомните, например, «Бедную Лизу», где все герои, представители разных сословий, говорят языком самого Карамзина. Сравните это произведение с комедией «Горе от ума» и станет ясно, почему говорят о переходе Грибоедова к реализму в то время, когда на сцене еще господствовал классицизм. При анализе индивидуализированного языкового образа героя обращайте внимание, какую лексику он выбирает (просторечные слова, архаизмы, «ученая» лексика, различные иностранные слова в речи героя и т. д.), какие у него интонации: разговорные, высокопарные, ораторские; сложное или примитивное построение фразы, правильная литературная речь или он неграмотен, косноязычен. Так же, как и в случае с портретом, значимым может быть отсутствие речи. Вспомните, какой комический эффект производят реплики князя Тугоуховского: «А-хм?», «Э-хм?», «И-хм?», «У-хм?» — на фоне всеобщего многословия. Вспомните также персонажа комедии «Ревизор» доктора Гибнера, который не произносит на сцене ни слова по причине полного незнания русского языка.
  • Авторская характеристика героя.

Может быть представлена в большей или меньшей степени в зависимости от литературного рода и жанра. 

Например, в лирике может вообще не быть других персонажей, кроме самого лирического героя, и тогда нет смысла учитывать этот пункт. 

В эпических жанрах этот прием используется в наибольшей степени, однако здесь необходимо учитывать индивидуальную изобразительную манеру данного автора. Например, И. С. Тургенев говорит, что писатель должен быть «психологом, но тайным». Поэтому в его романах не найдется таких обширных комментариев и объяснений, как, например, у Л. Н. Толстого, который в высшей степени дидактичен. У Тургенева информацию о героях читатель получает больше из сюжетных коллизий, монологов и диалогов, портретов и др. На основе этой информации он сам должен сделать вывод о том, что происходит с героем. Автор почти не участвует в этом процессе, лишь изредка давая собственные характеристики героям («Да он и был мертвец» — о Павле Петровиче).

В драматическом произведении автор достаточно скован в выражении своих характеристик, в передаче настроения. Однако он все же имеет возможность вводить красноречивые ремарки, в которых восполняет то, что невозможно передать в речи героя. Например, у Чехова в пьесе «Вишневый сад»:

 Ф и р с {сердито). Леонид Андреич!

 Ф и р с (укоризненно). Леонид Андреич…

 Аня (спокойное настроение вернулось к ней, она счастлива). Какой ты хороший, дядя…

  • Характеристика со стороны других персонажей. Иногда этот прием приобретает особое значение. Например, в комедии «Горе от ума», где мотив сплетни и злословия — один из главных элементов интриги, и герои на протяжении всего действия обмениваются злобными перекрестными характеристиками. Подумайте, какую роль этот прием играет в поэме «Мертвые души».

Поступки и действия героя как его характеристика.

Поступки и действия героя, характеризующие его. Разумеется, этот прием имеет смысл в основном в произведениях эпических и драматических. Особые случаи: отсутствие или невозможность совершения поступка (например, в пьесах А. П. Чехова принципиально ничего не происходит, герои страдают от пустоты и бессмысленности жизни, от собственной пассивности, — в этом, по мысли автора, есть некое знамение времени). В романе «Герой нашего времени» проблема поступка, действия возникает в разных контекстах: это в первую очередь несоответствие внешне неблаговидных, предосудительных в глазах общества поступков и их сложных мотивов, известных только самому герою. Кроме того, в романе можно наблюдать неожиданные последствия поступков, анализировать разные причины, ведущие к тому или иному действию героя (вплоть до влияния судьбы, предопределения), и т. д. Заметим, что в этом романе средства изображения героев, связанные с поступками, вообще приобретают большое значение в силу его остросюжетности.

Вывод

Анализируя эти (и другие, которые, возможно, остались неназванными) приемы и средства, попробуйте обобщить свои наблюдения: смысл любой научной работы, даже самой мелкой (каковой является сочинение) как раз и состоит в том, чтобы, собрав разные факты, обобщить их, выйти на более абстрактный уровень. Обобщение может касаться, например, литературного метода, которому следует писатель: какими будут по преимуществу приемы — реалистическими или классицистическими, или же герой скорее изображен как персонаж романтического произведения и т. д. Здесь могут быть сложные варианты: например, Печорин в значительной степени показан как человек романтического мироощущения, но в романе явно присутствуют элементы реалистического метода и полемики с романтизмом. Другой вариант обобщения, выводящий за пределы данного произведения, а иногда и за пределы творчества данного писателя, в общелитературный контекст: есть ли предшествующая литературная традиция изображения подобных характеров; может быть, другие писатели пользовались подобными приемами. Играли ли у них эти приемы ту же роль, или вы можете указать различия? Если такие параллели существуют, это будет хорошим материалом для заключительного обобщения. В конце можно также указать на традицию, которая, наоборот, начинается с этого героя и будет продолжена другими писателями.

Как написать сочинение с характеристикой литературного героя: план и советы по написанию

Содержание

  1. Что понимают под характеристикой героя
  2. План написания характеристики
  3. 5 советов по написанию сочинения с характеристикой героя

Нужно написать сочинение с характеристикой литературного героя, а вы не представляете, как это сделать? Не получается самостоятельно составить грамотный план? Тяжело даются описания и поиск необходимой информации?

В этой статье вы найдете ответы на волнующие вопросы.

Характеристика героя — сведения о герое, которые можно получить из конкретного литературного произведения. Вопреки расхожему мнению, характеристика не состоит только из мыслей, описания и высказываний персонажа.

Охарактеризовать героя помогает анализ его поведения, отношения с окружающими людьми и миром, образа жизни, черт характера и др. Чем больше оптик вы используете для характеристики, тем полнее и более цельно выглядит ваш герой.

Я выбрал самые важные пункты, которые обязательно нужно отобразить в сочинении. Это:

  • значимость героя. Нужно определить, является выбранный для анализа герой главным или второстепенным;

  • как зовут героя. Здесь важны два момента. Во-первых, имена и фамилии бывают говорящими: Раскольников в «Преступлении и наказании» Достоевского, Коробочка в «Мертвых душах» Гоголя и т. д. Во-вторых, через обращение к герою, передается его положение, статус и объясняется связь с тем, кто называет;

  • внешность и внешний вид. Автор текста нередко зашифровывает для читателей послания в виде описаний носа героя, цвета его лица или способа ношения рубашки. Когда читаете произведение, сразу помечайте описания героя, которые встречаются;

  • речь. Автор может наделить персонажа примечательной речью. А даже если ничего примечательного в ней не найдется, то она будет, как минимум, индивидуальной. Найдите эти индивидуальные особенности и подумайте, что речь героя может о нем сказать;

  • место жительства. Возьмем ту же Коробочку Гоголя. Ее дом не просто говорит о ней, он о ней кричит. И это сделано автором намеренно. Бывают и не такие очевидные авторские подсказки, но проанализировать жилище персонажа несложно;

  • прошлое. Тут важно выделить происхождение и родовые корни, посмотреть, как это повлияло на героя в настоящем. Описывайте, чем он занимается, увлекается, что любит и ненавидит;

  • положение в социуме и деньги. С позиции социального положения героя очень удобно характеризовать. Это показывает его отношение к окружающим и финансам, его внутреннюю и внешнюю свободу;

  • характер и мотивация. Важно понять, есть ли у героя собственная точка зрения по каким-либо вопросам, свое мнение. Подумайте, о чем он мечтает и к чему стремится, находил ли это отражение в тексте;

  • чувства. Расскажите о чувствах и переживаниях героя: как он их выражает, откуда они возникают;

  • поведение. Проследите и обозначьте поступки, совершенные персонажем. Посмотрите, как он к ним относится и как другие;

  • развитие персонажа. Дайте оценку развитию образа (если он развивается). Напишите, почему персонаж не изменился;

  • сравнение. Сравните героя с другими, найдите сходства и различия;

  • авторская оценка. Изучите, как сам автор относится к своему персонажу;

  • типическое и индивидуальное. Тут можно рассматривать какие угодно моменты: от отношения к родителям, до денег;

  • роль в тексте. Подумайте, насколько важным является ваш герой;

  • заключение. Обобщите собранную информацию.

Можете скачать специальную таблицу, где уже прописаны все критерии.

Есть несколько советов, которые помогут вам написать грамотное сочинение. Все они простые и понятные:

  1. Прочитать произведение. Без этого, конечно, написать что-то толковое и вменяемое будет непросто. Неважно, если не успеваете прочитать произведение целиком: даже половины будет достаточно для анализа. Вторую половину можно осилить по краткому содержанию. Все читать по краткому содержанию не рекомендую: так вы упустите важные детали и охарактеризуете героя поверхностно.

  2. Выбрать самое важное. Из многообразия информации нужно выделить самое важное. Подумайте, что о герое говорит больше остального. Помните, что за написанным должна стоять какая-то мысль: нельзя писать текст ради текста.

  3. Выписать цитаты. Выбирайте подходящие по смыслу и раскрывающие героя с неожиданной стороны.

  4. Экспериментировать. Постарайтесь найти то, о чем еще никто не писал. Даже если вам кажется, что мысль «бредовая» и не достойна внимания, все равно запишите ее: хотя бы в черновик. Потом перечитаете и решите, стоит ли ее записывать.

  5. Придерживаться плана. Перед написанием составьте простой план, который поможет вам ничего не упустить и сделать работу к дедлайну.

Надеюсь, эта статья будет вам полезна.

Наши рубрики

Топ 5 тем по курсовым работы: полезным статьям с примерами

Дипломные, контрольные, курсовые работы

От лучших специалистов

Похожие статьи

План написания
сочинения – характеристики литературного героя

*Учтите, что не всегда можно
раскрыть каждый из пунктов данного плана. Если в тексте нет соответствующей
информации, отражать пункт в своём сочинении не следует.

1. Введение. Здесь можно
сказать, например, о роли рассматриваемого произведения в творчестве писателя/
о жанровой, содержательной специфике произведения / об эпохе, к которой
обращается писатель и т.п. Так или иначе, введение должно подвести к основной
части вашего сочинения, подвести к анализу образа героя.

2. Основная часть. Здесь вы
раскрываете тему своего сочинения. В данном случае – даёте полною, всестороннюю
характеристику литературного героя, делая акцент на тех его чертах, которые
подчёркиваются темой.

1)     Место, которое занимает герой в произведении
(это главный персонаж или второстепенный).
                                                 Избегайте ошибок…

Ошибка: «Григорий Печорин –
главный герой романа “Герой нашего времени”». Здесь дважды повторяется слово
герой.
Как исправить: Григорий Печорин – центральная фигура в романе «Герой
нашего времени».
Ошибка:  Анна Каренина – главная героиня романа «Анна Каренина». Вновь
некрасивый повтор.
Как исправить: Анна Каренина – героиня одноименного романа Л.Н.
Толстого.

2)      Особенности имени героя.

Возможно (но не обязательно), что имя (фамилия) героя,
которого вы характеризуете, обладает каким-то символическим смыслом. Например,
герой произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди» носит фамилию Девушкин: она
прекрасно подчёркивает наивность, мягкость, скромность этого человека, то есть
дана автором не случайно.

3)      Социальное положение героя, его возраст, внешность.

Каково социальное положение героя? Насколько это важно для
понимания образа? Каков возраст героя? Какова внешность героя? Как по этой
внешности можем судить о герое? Соответствует ли она его характеру, социальному
положению и т.п.? Какие позы, жесты присущи герою? (если можно найти это в
тексте)? Что они говорят о нём?

4)      Речь героя.

 Какие особенности присущи речи героя, его манере выражаться?
Как это связано с характером, социальным положением? (использует просторечия,
бранные слова, злоупотребляет старославянизмами, канцеляритом и т.д.)

5)      Поступки героя, позволяющие понять особенности его характера.

Здесь нужно написать, какие поступки раскрывают специфику
характера героя. Приводите какой-либо поступок и делаете вывод: как проявляет
себя герой, совершая такое действие? О каких чертах рассматриваемого героя мы
можем судить, опираясь на такой факт?

!!!Учтите, именно поступки героя играют решающую роль в понимании нами его
характера (ведь о человеке судят, главным образом, по его делам)!!!

6) Образ жизни героя. Его идеалы, его мечты, устремления. Как
все это его характеризует?

7) Отношение героя к окружающим людям, к миру.

8) Отношение окружающих героя людей к нему.

9) Отношение автора к герою.

Не нужно писать: «Плохое». «Хорошее». «Автору герой нравится».
Вы должны доказывать свои мысли конкретными примерами. Например, если автору
нравится герой, он, описывая его, будет использовать слова, в которых без труда
можно заметить сочувствие, сострадание герою/ восхищение им – попробуйте
поискать такие лексемы. Может наблюдаться и ирония (лёгкая насмешка). Авторское
отношение к герою может быть и двойственным – разумеется, нужно пояснить
причины.

3.Заключение.

Здесь следует подвести итог всему, о чём шла речь в основной
части. Выразите свою позицию: как вы относитесь к герою. Не следует писать: «Он
мне нравится». «Мне такой герой не симпатичен» – это слишком поверхностно,
косно. Вы должны грамотно выразить свою позицию и обосновать ее её, написать,
почему вы придерживаетесь такого мнения.

На заметку! Опирайтесь на данный план, но строго придерживаться
такого порядка изложения мыслей не стоит. Каждую свою мысль обязательно (!) подтверждайте
примерами, можете использовать цитаты из рассматриваемого текста – это украшает
работу и, соответственно, приветствуется (но избегайте чрезмерного
цитирования). Можете вспомнить какой-то афоризм, который, на ваш взгляд,
перекликается с темой сочинения. Но имейте в виду, что цитата (или афоризм)
должна быть пояснена, привязана к тексту вашего сочинения, должна растворяться
в нём, а не стоять, как одинокий маяк. Излагайте свои мысли последовательно, не
нарушая логики. Следите за речью: не допускайте речевых ошибок (например,
частого повтора одних и тех же слов), будьте внимательнее с орфографическим и
пунктуационным оформлением. Написав сочинение, прочитайте его несколько раз. В
первый раз – следите только за смыслом текста, следите, чтобы не искажались
факты, чтобы введение плавно перетекало в основную часть, основная часть – в
заключение, чтобы заключение представляло собой качественный итог всех ваших
рассуждений, не казалось смазанным, оборванным. Затем прочитайте работу во
второй раз: проверьте, нет ли в ней речевых, грамматических ошибок, нет ли
нарушений орфографических и пунктуационных правил (ведь за сочинение вы
получите две оценки: первую за содержание, а вторую – за грамотность). Если у
вас никак не получается начать сочинение… попробуйте писать сразу с основной
части, а затем, выполнив самую ответственную работу, придумайте вступление. Не
знаете, что писать в заключительной части, – ещё раз перечитайте основную часть
и подумайте, какие ваши тезисы, какие утверждения, представленные в ней, имеют
особую важность для понимания образа героя.

Добавить комментарий