Как составить план современного урока

Августовское заседание

 районного методического объединения учителей информатики.

(28 августа 2017 года)

ДОКЛАД

«Как правильно составить план современного урока в свете
требований ФГОС к организации учебной деятельности»

Учитель информатики МБОУ СОШ №4

Швец Владимир Иванович

г. Новопавловск

Большие надежды на
кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты
второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование
для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». 
   

Принципиальным отличием
современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения
основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные
знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

В чем же новизна
современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
 Отличительной
особенностью уроков в свете требований ФГОС является его деятельностный
характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система
образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в
виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды
деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу каждого уровня
обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных,
метапредметных и предметных результатов.

Какие требования
предъявляются к современному уроку:

·                    
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

·                    
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность
учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

·                    
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается
на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с
учителем и одноклассниками;

·                    
 учитель организует проблемные и поисковые
ситуации, активизирует деятельность учащихся;

·                    
вывод делают сами учащиеся;

·                    
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

·                    
времясбережение и здоровьесбережение;

·                    
в центре внимания урока – дети;

·                    
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие
аспекты, как стремление учащихся, настроение детей;

·                    
 умение демонстрировать методическое
искусство учителя;

·                    
планирование обратной связи;

·                    
 урок должен быть добрым.

На уроке необходимо
обратить внимание на принципы педагогической техники:

·                    
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику
предоставляется право выбора);

·                    
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы,
сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого
курса);

·                    
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков
преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои
знания);

·                    
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности,
знания, интересы самих учащихся);

·                    
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с
помощью развитой системы приемов обратной связи).

В чем же новизна
современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

В соответствии с новыми
стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию
окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не
получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к
жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в
реальной жизни.

       Если
говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они
могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на
заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение
системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах,
и многое другое.

Особенности
планирования урока в рамках ФГОС

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых
создавалась ныне действующая система образования. И в настоящее время учитель
решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет
ответ на вопрос «Как же обучать детей в новых условиях?»

Но
как бы не менялись цели и содержание образования урок остается вечной и главной
формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная
школа. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и
тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и
ученик.
Перед учителем –вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от
которых не всегда знаешь, чего ожидать. Для таких учеников урок будет интересен
только тогда, когда он будет современным в самом широком понимании этого слова.

Что
такое современный урок?

n    Это
совершенно новый урок, в центре внимания которого УЧЕНИК, а НЕ УЧИТЕЛЬ
(учитель – это организатор, а не информатор на таком уроке);

n    это
проблемный и развивающий урок: учитель организует проблемные ситуации,
активизирует деятельность учащихся; но вывод делают сами учащиеся;

n     урок,
на котором учитывается уровень и возможности учащихся, осуществляется индивидуальный
подход к каждому ученику, учитывается профиль класса, стремление учащихся;

n    урок,
содержащий разные виды деятельности, которые стимулируют развитие
познавательной активности ученика;

n    урок,
на котором высокая степень речевой активности учащихся;

современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

n    урок
предполагает сотрудничество, взаимопонимание.

n    урок,
на котором обязательна рефлексия учащихся.

В
соответствии с требованиями ФГОС второго поколения основными
методическими принципами современного урока являются:

1) 
субъективизация (ученик становится равноправным участником образовательного
процесса);

2)
метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

3)
деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой
и исследовательской деятельности);

4)
рефлексивность (учащиеся погружаются в ситуацию, когда необходимо
проанализировать свою деятельность на уроке);

5)
импровизация (учитель должен быть готов к изменениям
и коррекции
«хода урока» в процессе его
проведения).

Как же
спланировать урок
, чтобы
реализовать эти принципы?
Что надо изменить при подготовке и
проведении урока современного типа?
Какие
методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности
учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли отказываться от принятых в
традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не
все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.

   Станет легче ответить на некоторые из этих вопросов рассмотрев
урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с
традиционным уроком.

Традиционный
взгляд: дать глубокие прочные ЗНАНИЯ

Согласно
стандарту второго поколения, все усилия должны быть направлены на РАЗВИТИЕ
личности учащегося.

 Как
говорил основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич
Ушинский: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а
учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Проведение урока согласно
нормам ФГОС
– дело хлопотное, требуют от
учителя значительных временных затрат и эмоциональной нагрузки.
Учителям ещё предстоит овладеть
технологией проведения таких уроков. Но начинать стоит уже сегодня. Лично я с
удовольствием внедряю новые технологии проведения урока и получаю от этого
удовольствие. Потому что каждый урок превращается из обыкновенного в
интересный. В классах, где я работаю, я уже давно не пишу тему на доске. Что я
делаю? На крайней доске у нас есть так называемая «Понятийная корзина». Туда мы
записываем ключевые слова, которые помогут нам сформулировать тему урока. Это
нравится детям. В какой восторг они приходят, когда кому-то из учащихся удается
четко сформулировать тему урока.

Какие особенности планирования урока в
рамках ФГОС?

ü 
Конкретно
сформулировать тему, цели, тип урока.

ü 
Отобрать
учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее
изученным материалом).

ü 
Подобрать
дополнительные задания и продумать объем и форму домашнего задания.

ü 
Выбрать
наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные
виды деятельности учащихся и учителя.

ü 
Определить
формы контроля за учебной деятельностью школьников.

ü 
Продумать
оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

ü 
Предугадать
затруднения обучающихся и изменить по ходу урока задание – от простого к более
сложному.

ü 
Подбирать
комплексные задания, в которых предложенный материал рассматривается с
нескольких сторон.

ü 
Не комментировать
ответы учащихся и не исправлять их, предоставить эту возможность учащимся.

ü 
Провести
рефлексию.

Примерный план действий учителя при разработке сценария урока.

Урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно
– диалогический
 урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно
продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих
импровизации.   Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять
из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко
определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть
правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету
исследования и т.п.

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная
ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения
поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема
должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело
к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо
продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали
проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя
способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что
учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В
ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний
и формулированию проблемы урока в виде темы или цели.  Второй способ
предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.  В
процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения,
противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к
формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда
проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация.
На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.  При
подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития
действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над
сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например,
выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем
мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу,
составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога
для определения последовательности действий, их направленности, возможных
источников информации.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя
решение проблемы, необходимо:

во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме
(форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при
помощи учителя ученики смогут прийти сами;

во-вторых, выбрать такие источники получения
учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет
содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть
наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках
русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами
сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть
работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно
вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы
для своей оценки и т. п.

в-третьих, необходимо спроектировать диалог по
поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог.
Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого,
правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой
диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда
вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа.
Побуждающий диалог направлен на развитие творчества.

Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор
тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия
учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного
сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата.  Сценарий
урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения
проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили
проблему?»

6 – й шаг.  Планирование заданий для
применения нового знания.
  Следует помнить, что
задания должны носить проблемный характер, нацеливать
ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать
индивидуальную или групповую работу. 

Технологическая
карта урока
.

Технологическая
карта урока
 –
это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и
качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения
планируемых результатов освоения основных образовательных программ в
соответствии с ФГОС.

Обучение с
использованием технологической карты позволяет организовать эффективный
учебный процесс
, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и
личностных умений (универсальных учебных действий (далее – УУД)) в соответствии
с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к
уроку. 

Сущность проектной
педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в
использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий
для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных
результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность,
структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность
информации. 

Структура технологической карты включает:

·                    
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

·                    
цель освоения учебного содержания;

·                    
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные,
информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

·                    
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и
ресурсы);

·                    
основные понятия темы;

·                    
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы
определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на
отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и
усвоения);

·                    
контрольное задание на проверку достижения планируемых
результатов.

Технологическая карта
позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать
образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко
использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке,
согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную
деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный
контроль результатов учебной деятельности. 

Технологическая карта
позволит
 учителю:

·                    
реализовать планируемые результаты ФГОС;

·                    
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной
темы, всего учебного курса;

·                    
системно формировать у учащихся УУД;

·                    
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению
темы от цели до конечного результата;

·                    
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести
его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

·                    
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год
посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

·                    
освободить время для творчества (использование готовых разработок
по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);

·                    
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить
связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

·                    
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить
согласованные действия всех участников педагогического процесса;

·                    
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися
на каждом этапе освоения темы;

·                    
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков,
выполнение учебного плана и т. д.);

·                    
соотнести результат с целью обучения после создания продукта
-набора технологических карт;

·                    
обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта
позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение
планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую
помощь. 
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества
обучения, т. к.:

·                    
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели
до результата;

·                    
используются эффективные методы работы с информацией;

·                    
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная
и рефлексивная деятельность школьников;

·                    
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в
практической деятельности.

Немного о рефлексии.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение
назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих
эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.

Учителя, которые только начинают свой
профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока,
как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это
самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока просто ограничивается
вопросом: “Вам понравился урок?” Все ученики дружно кричат:
“Да!” — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, все верно:
рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап
назван красивым словом “рефлексия”? Да! И никаких претензий.

Но на самом деле это очень важный этап
урока. О рефлексии можно говорить много и долго.

Рефлексию можно проводить на любом этапе
урока, но предпочтительно ее проводить в конце урока. Для старших классов
достаточно задать вопросы учащихся следующего характера:

n
Что для
тебя было легко (трудно)?

n
Доволен ли
ты своей работой?

n
Что у тебя
получилось, а что нет?

n
За что ты
хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

n
Что было
самым важным на уроке?

n
Что дал
тебе урок для жизни?

И вы получите очень интересные и
неожиданные ответы от учеников.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

                                                                                       1. Структура урока усвоения новых знаний: 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§    с целью подготовки к контрольному уроку

§    с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§    в знакомой ситуации (типовые)

§    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока. 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Самоанализ урока по ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока.  Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения. 

          Самоанализ урока дает возможность: 

          правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; 

          развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; 

          формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; 

          формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока. 

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя 

План самоанализа урока

1.     Характеристика класса:

         межличностные отношения;

         недостатки биологического и психического развития;

         недостатки подготовленности класса.

2.     Место урока в изучаемой теме:

         характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3.     Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4.     Характеристика плана урока:

         содержание учебного материала;

         методы обучения;

         приёмы обучения;

         формы организации познавательной деятельности.

5.     Как был построен урок в соответствии с планом:

         разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6.     Структурный аспект самоанализа урока:

         анализ каждого элемента урока;

         его вклад в достижение результата;

         доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

7.     Функциональный аспект:

         насколько структура урока соответствовала общей цели;

         соответствие возможностям класса;

         анализ стиля отношений учителя и учащихся;

         влияние на конечный результат урока.

8.     Аспект оценки конечного результата урока:

         формирование универсальных учебных действий на уроке;

         определение разрыва между общей целью урока и  результатами урока;

         причины разрыва;

         выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА 

         I. Краткая общая характеристика класса 

1.     Общая подготовленность класса:

         умение детей работать в парах;

         умение детей работать в малых группах;

         умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

         умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2.     Общая характеристика общения.

3.     Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4.     Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5.     Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II. Анализ эффективности проекта урока 

1.     Реальность цели урока.

2.     Каким образом организовать  работу на уроке?

3.     Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4.     Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5.     Что знают ученики об изучаемом понятии?

6.     Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7.     Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8.     Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9.     Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10.           Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11.           Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12.           Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла? 

1.     Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2.     Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3.     Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4.     При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла  на дальнейший ход ее решения?

5.     Была ли принята учебная задача учащимися?

6.     Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7.     Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8.     Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9.     Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10.           Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV. Оценка целостности урока 

1.      Насколько содержание  урока соответствовало требованиям ФГОС?

2.       На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3.      Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4.      Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Типы современного урока.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.  

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи. 

ТИПЫ УРОКА 

Тип урока 

Целевое назначение 

Результативность обучения 

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых  предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий  в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных   учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

Нетрадиционные уроки  (учебная экскурсия,  учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее,

компьютерном классе, предметном кабинете)

Практическая направленность изучения теоретических положений

Применение УУД при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов; умение использовать лабораторное оборудование; умение пользоваться дополнительными информационными источниками

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

Технологическая карта.

Тема урока 

Тип урока 

Дата урока 

Образовательные ресурсы 

План урока 

Цели урока 

Формы и методы обучения 

Основные термины и понятия 

Планируемые образовательные результаты: 

Научатся: 

Получат возможность научиться: 

Организационная структура урока 

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формы организации совзаимодействия на уроке 

УУД 

Организационный момент 

Актуализация знаний 

Изучение нового материала 

Первичное осмысление и закрепление 

Итоги урока. 

Рефлексия 

Домашнее задание 

На уроках ученики получают не только прикладные знания. Также они должны достигать личностных результатов — стоит учитывать это при планировании урока.

В новых ФГОС список личностных результатов стал более конкретным — и теперь включает не только патриотическое воспитание, но и формирование активной социальной позиции, уважения к другим, заинтересованности к познанию мира, умения вести конструктивный диалог.

Это очень важно, потому что именно эти качества и должны формироваться на каждом уроке. Задача учителя — воспитать всесторонне развитую личность, которая понимает и осознаёт, в каком разнообразном мире она живёт, какие проблемы существуют и как их можно решить.

Для этого не нужно использовать специальную практику. Но важно, чтобы учитель создавал равные условия для всех учеников — не выделял любимчиков, оставлял пространство для диалога или дискуссии, предлагал ребятам вместе решить конфликт, если он случился.

Подробнее о том, как создать дружную атмосферу между учениками и решить конфликт, читайте в статье «Конфликты в классе: что нужно знать учителю и как помочь детям».

Главной задачей преподавателя, лектора или руководителя традиционного, дистанционного или смешанного обучения является правильное и своевременное составление плана урока, а также разработка конспекта урока. План урока имеет значение не только с точки зрения отчетности, но и для правильной организации учебного процесса. Подготовив план урока или его конспект, лектору будет проще ориентироваться в потоке информации, которую необходимо донести до аудитории, а также четко и полноценно проработать во время урока все поставленные задачи. 

В зависимости от возрастной категории аудитории, а также целей обучения, вида его организации, а также сущности предмета, требования к конспекту могут разниться и разрабатываются они в соответствии с требованиями конкретной учебной программы. План-конспект любого урока должен иметь тему, соответствовать поставленным задачам и иметь точную структуру. Согласно поставленным целям урока, план урока может классифицировать на следующие подпункты: 

  • Ознакомление с новой темой, 
  • Закрепление пройденного материала, 
  • Повторение, 
  • Структурирование навыков и знаний.

На сегодняшний день ввиду распространенности дистанционного и смешанного вида обучения, план урока или его конспект может быть откорректирован с учетом видео и аудио возможностей, предоставляемых платформами для обучения, а также функциями использования презентаций, вебинаров. 

В следующей статье рассматриваются:

Как составить план урока

Как составить план конспекта

Общая характеристика планирования урок

Виды планов-конспектов урока

Как составить план урока

Независимо от предмета, цели урока, а также вида его проведения и длительности основная структура плана-конспекта урока остается неизменным. В полноценном плане-конспекте урока всегда есть:

  1. шапка урока
  2. описание целей и задач урока
  3. мотивационная часть урока
  4. заключение и результат пройденного
  5. также домашнее задание, которое может присутствовать или отсутствовать в зависимости от вышеперечисленных параметров.

Как составить план урока

Шапка конспекта включает в себя наиболее важные пункты, это каркас по которому строится вся система урока, в шапке урока должно быть прописана тема урока, которая подразумевает обучение, любой урок начинается с описания темы и предмета, обобщения понятий и структурирования знаний, далее необходимо полученную информацию закрепить, отработать навыки. Необходимо иметь четкое представление о минимальном количестве знаний, которое аудитория должно получить и освоить на уроке. После обобщения и подведения итогов, следует дать установку на следующий урок, закрепить тему и начертить дальнейшие действия. 

Как составить план конспекта

В план конспекта также могут входить дополнительные элементы урока, такие как:

  • организационные составляющие (приветствие, перекличка, сверка времени и даты, прощание)
  • беседа с аудиторией (актуализация темы, шутки, привлечение коротких игр, загадки, ребусы, индивидуальный подход)

Урок должен заинтересовать, тема должна привлечь внимание, поэтому желательно задействовать в уроке

  • какие-либо презентации, видеофайлы (закрепление пройденного материала или представление информации визуальным способом, рассказ об интересных фактах)
  • дополнительную литературу для более обширного знакомства с темой
  • вспомогательное оборудование (показ фильмов, клипов на актуальную тему, музыкальное сопровождение, изображения и диаграммы, графики и схемы)

Как составить план конспекта

Закрепить поданный материал помогут различные тесты или опросы. Необходимость сдачи теста в конце урока или лекции может стать дополнительной мотивацией для аудитории, так как мысль о сдаче теста сделает слушателей более внимательными к представляемой информации и мелочам. Контроль знаний в конце урока можно также организовать в виде вопросов-ответов.

Общая характеристика планирования урока 

Системность. Планирование урока должно подразумевать системный характер, единство взаимно вытекающих элементов, преследующих одни и те же поставленные цели.

Вовлеченность. Участие каждого присутствующего в процессе является необходимым условиям эффективного планирования, правильной организации урока.

Непрерывность. В ходе подготовки конспекта урока необходимо учесть такой фактор, как непрерывность. Урок должен состоять из различного рода занятий, взаимно и плавно вытекающих друг из друга, связанных друг с другом одной логической цепочкой. Необходимо исключить монотонность, однообразность процесса.

Общая характеристика планирования урока

Импровизация. Разработанный план не должен становиться истиной в последней инстанции. При грамотном подходе к образовательному процессу стоит учитывать возможное возникновение непредвиденных обстоятельств, не игнорировать их, а вовлекать в процесс. При соблюдении выше отмеченных пунктов необходимо помнить, что упорядоченный порядок не должен превращаться в роботизацию. Правильный настрой, наличие мотивации у двух сторон диалога, а также наличие необходимых резервов позволяют на любом уровне организовать эффективный процесс познания.

Виды планов-конспектов урока 

В зависимости от аудитории, а также предмета и поставленных лектором целей, план урока может отличаться, однако в целом конспекты урока подразделяются на несколько типов.

Первый тип – это плановый конспект. Наиболее простой план, который составляется на основе готового материала, подразделяется на разделы и части. Каждый раздел имеет заголовок и подзаголовки, обобщающие описанную в нем тему. Первый тип плана-конспекта наиболее удобен при подготовке к лекции или семинару. 

Второй тип конспектирования – это схематический план. Все темы, подлежащие представлению аудитории, должны быть приведены в виде вопросительных предложений, что позволяет четко подчеркнуть наиболее актуальные части темы. Каждая тема представлена достаточно кратко – всего около двух-трех предложений.

Третий тип – это текстуальный конспект. Текстуальный конспект наиболее удобен для составления плана такого урока, где текстовая составляющая является превалирующей, в частности это могут быть гуманитарные предметы, уроки литературной направленности, где значимую роль играют цитаты и афоризмы авторов. 

1. Предмет плана урока

Предмет и тема урока должны быть расписаны в общей программе обучения. 

Виды планов-конспектов урока

2. Задачи плана урока

Задачи урока могут быть обучающими, воспитательными, развивающими. Обучающими задачами являются общее описание предмета, систематизация знаний, проработка навыков. Воспитательными задачами являются развитие интереса к знаниям, предмету, самоорганизованность, высокое чувство ответственности, моральные качества, правильную дисциплину. Развивающими задачами являются развитие аналитических навыков, способность работать в коллективе, участие в коллегиальных семинарах.

3. Поставленные цели

В плане-конспекте урока должны быть поставлены цели, а именно результат, который должен быть достигнут к ходе проведения урока, то есть минимальное количество знаний, которые в среднем получат все присутствующие.

4. Вид плана урока

В плане-конспекте необходимо учитывать вид проведения урока, будет ли это стандартный урок с личным общением, или дистанционный формат обучения.    

    5. Техническое обеспечение

В этот пункт должны быть включены все техническое обеспечение, которое может быть задействовано как дополнительное средство, к примеру: подготовленные по теме презентации, аудиоматериалы и видеоматериалы и т.д.

6. Последовательность 

Урок должен быть разбит на несколько этапов действий, это поможет привлечь внимание, держать темп, определить уровень подготовки слушателей. Повтор пройденного материала в виде диалога вопросов-ответов. Определение темы и предварительно поставленные задачи. Обобщение урока может быть в виде подведения итогов или задачи вопросов. Домашнее задание, выдается для закрепления пройденного материала.   

    Современная методика обучение советует акцентировать внимание на самостоятельной работе учеников,  помимо стандартного урока, необходимо предлагать различные новые, более высокие уровни раскрытия пройденной темы. Такой подход позволяет раскрыть творческий потенциал, развить способность к самостоятельной работе, а также аналитические, когнитивные и дискуссионные навыки. Наиболее эффективным способом может быть визуализация пройденного материала в виде создания коллажа или презентации, записи короткого ролика с рассказом личного опыта. 

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

    план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное – не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Добавить комментарий