Компоненты сравнительной характеристики
Сравнительная характеристика, на наш взгляд, – одно из интереснейших заданий в литературе. Она помогает не только лучше понять героев, но выяснить причины их сходства и различия. Данная работа хорошо тренирует логическое мышление школьников.
Сравнительную характеристику литературных персонажей можно оформить в виде таблицы или сочинения. мы рекомендуем раскрыть в работе следующие пункты:
- Общая характеристика литературного произведения (автор и название произведение; краткая характеристика эпохи, когда было написано произведение; тема и идея литературного произведения; особенности композиции; авторская позиция).
- Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения. Например, в основе образной системы романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социальных групп — дворян-либералов и разночинцев-демократов (материалистов). А сюжет построен на конфликте между двумя персонажами: идейным нигилистом Евгением Базаровым и аристократом Петром Петровичем Кирсановым.
- Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т.д.): Остап и Андрий – родные братья, которые всю жизнь находились рядом: вместе росли, воспитывались и учились, но одинаковые условия не повлияли на формирование подобных характеров, так как в них изначально были заложены различные черты. Общее у них было только одно – мечта о воинской славе и ратных подвигах.
- Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев. К примеру, Илья Обломов и Андрей Шольц были совершенно разными людьми, несмотря на то, что дружили. Проследив становление их образов, становится понятно, что в основе формирования их характеров лежит кардинально противоположное воспитание. Поэтому одним из главных критериев сравнительной характеристики должно быть именно воспитание, а также семейные взаимоотношения.
- Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, целей, образа жизни, внешности, качеств характера, которые они проявляют в сходных ситуациях).
- Выявление роли противопоставляемых литературных героев в реализации авторского замысла. В качестве примера давайте рассмотрим роман И.А. Гончарова «Обломов», который был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения общество делилось на два лагеря – тех, кто придерживался старых устоев и сторонников обновлений. Концепция этого противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух этих героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими личностями.
План сравнительной характеристики героев произведения
Данный план поможет вам не забыть пункты, которые нужно учесть при анализе героев. Конечно, автор может не давать информацию в произведении по всем данным пунктам, поэтому действовать нужно из контекста.
- Место и роль героев в сюжете произведения (кто есть кто).
- Возраст, социальное положение.
- Портрет героев – анализ описания внешности героев, выделение наиболее значимых деталей.
- Индивидуальные черты героев: характер, манера поведения, мировоззрение, образ жизни, отношение к жизни, любовь, семья.
- Образование.
- Жизненные ценности героев (духовные или материальные), стремления в жизни.
- Речевая характеристика – анализ речи героев (как говорят, какие слова используют, выразительна ли их речь, вежливы ли они). Сравнение особенностей речи героев.
- Поступки героев: какие черты героев раскрываются в их поступках. Сопоставление поведения героев в разных ситуациях.
- Самооценка героев.
- Степень участия и их роль в конфликте.
- В каких поступках, мыслях и действиях лучше всего раскрывается характер героя?
- Отношение автора литературного произведения к героям: в чём выражается, дает ли автор прямую оценку героям или позволяет читателю самостоятельно делать вывод.
- Отношение автора сочинения к данным персонажам: кто понравился больше, почему.
Сравнительная характеристика в виде таблицы
Сравнительная характеристика в виде таблицы делается достаточно просто. Ее можно оформить в электронном виде или записать в рабочую тетрадь. Часто сравнительные таблицы в тетради создаются без линий, обозначающих границы. В таком случае характеристики героев записываются просто в разные колонки.
Чаще всего, таблица сравнительной характеристики состоит из трех колонок: 1-я – критерии по которым происходит сравнений, 2-я – первый персонаж, участвующий в сравнении, 3-я – второй персонаж, участвующий в сравнении.
Критериев для сравнения героев литературных произведений может быть, сколько угодно. Главное, выбрать те, которые наиболее полно раскроют образ каждого из персонажей. И важно помнить о том, что каждая сравнительная характеристика должна оканчиваться выводом.
План | 1-й персонаж | 2-й персонаж |
Возраст | ||
Социальный статус, положение в обществе | ||
Внешность | ||
Черты характера | ||
Образование | ||
Образ жизни | ||
Любовь | ||
Семья | ||
Жизненные ценности | ||
Мечты | ||
Увлечения | ||
Речевые особенности | ||
Поступки | ||
Самооценка | ||
Роль в произведении | ||
Отношение автора | ||
Личное отношение | ||
Вывод |
Сравнительная характеристика в виде сочинения
Мы рекомендуем при написании сравнительной характеристики придерживаться примерно следующего плана:
1. Вступление. Выявление основания для сравнения героев.
Вступительная часть сочинения вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Как правило, она занимает не более 20% всего текста. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.
Виды вступлений к сочинению в жанре сравнительной характеристики:
- история создания произведения;
- связь произведения с исторической ситуацией эпохи;
- критическая оценка произведения, образов героев;
- суждение о теме сочинения, её актуальности;
- рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний;
- введение оценки персонажей, которая затем детализируется в тексте;
- личностное отношение пишущего к писателю или его персонажам и др.
Особенность вступления сравнительной характеристики заключается в том, что в оно должно содержать четкий и внятный тезис – почему вы сравниваете сравниваемое. Сравнение должно подчеркивать что-то, что объясняет сходство или различие сравниваемых объектов, и в тезисе это «что-то» должно быть отражено.
2. Основная часть. Сравнение (сопоставление или противопоставление) героев.
- 1 вариант: охарактеризовать героев по очереди, затем обобщить свои наблюдения.
- 2-й вариант: сравнить героев по разным параметрам (происхождение, социальное положение, образование, черты характера, взгляды и т.д.)
Рекомендуется начать сравнение с очевидных вещей. Сначала необходимо сравнить самые простые характеристики героев: возраст, внешность, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток и др. Далее обратите внимание на черты характера. Один герой – веселый, романтичный, честный. Другой – эгоистичный циник, заботящийся только о собственном благополучии.
Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один – устал от жизни (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (Соня Мармеладова), другой – думает только о себе (Раскольников).
Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.
Вы также можете сравнить, как ведут себя герои в похожих ситуациях. Татьяна Ларина осталась верна своему мужу, даже когда Евгений Онегин предложил ей свою любовь: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Этот выбор помог ей сохранить честь и достоинство. Анна Каренина же посчитала любовь важнее супружеской верности нелюбимому мужу, и это сгубило ее. Катерина не выдержала жизни с человеком, которого не любила и покончила с собой.
Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное – труд. Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.
Сопоставляя образы, следует учитывать:
- их сходство и различие;
- какая проблематика, какие конфликты объединяют героев или сталкивают друг с другом;
- можно ли увидеть за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы и т.д.
! При сравнении нужно обратить внимание на художественные средства и приемы, которые использует автор, а также использовать цитаты !
3. Заключение. Подведение итогов сравнительной характеристики.
В конце сочинения всегда подводятся итоги, к которым привела сравнительная характеристика. Необходимо объяснить, в чём был смысл сравнения, к каким выводам автор хотел привести читателя, заставив сравнить героев. Также следует выразить ваше отношение к каждому из героев: кто понравился больше, почему.
Виды заключений:
- обобщение с использованием цитатных характеристик персонажей;
- выражение пишущим своего отношения к образам сравниваемых персонажей;
- размышления о значении произведения в жизни общества;
- размышления о типичности образов персонажей произведения и др.
Каких героев можно сравнивать?
Чаще всего сочинения приходится писать на основе литературных произведений. Приходится работать с двумя героями одной или разных книг. В рамках одного романа можно сравнить Наташу Ростову и Мари Болконскую. Также можно взять Пьера Безухова и Андрея Болконского – двух закадычных друзей. Персонажи с разных произведений: Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин.
Формулировки тем для сравнительной характеристики
Формулировки тем могут быть достаточно традиционными: «Евгений Онегин и Владимир Ленский в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», а могут содержать и некий новый поворот: «Базаров и Николай Кирсанов. Значение образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». В любом случае главное слово в формулировке, определяющее композицию такого сочинения – союз «и».
Общие советы по написанию
Анализ текста, речи, штрихов к портрету и «говорящих» деталей – аргументы для сравнения. Необходимо обратить особое внимание на те художественные средства, с помощью которых автор изображает своего героя. Это могут быть сравнения, эпитеты, особенности лексики, относящейся к герою, детали, создающие настроение. В художественном произведении ничего случайного не бывает. Часто сравнительная характеристика приводит нас к новому, неожиданному видению, казалось бы, хорошо знакомого. Сравнивая различных, противоположных по качествам характера персонажей, мы порой обнаруживаем их сходство, и наоборот: во внешне сходных героях – глубокое различие.
Сравнивая, обращайте внимание на то, главный это герой (герои) или второстепенный, на место, которое занимают герои в композиции произведения. Очень важно отметить динамику образа, т. е. то, как изменяется (и изменяется ли) герой на протяжении всего художественного произведения. Завершая свое сочинение, не забудьте о главном: расскажите о том, к какому результату, выводу привело вас сравнение. Определите, как к этим героям относитесь вы.
Избегайте ошибок и речевых недочетов:
- Не употребляйте без острой необходимости какое-либо слово дважды в одном предложении.
- Ошибка: Григорий Печорин – главный герой романа «Герой нашего времени». В данном предложении дважды повторяется слово «герой».
- Как исправить: Григорий Печорин – центральная фигура романа «Герой нашего времени».
- Ошибка: Анна Каренина – главная героиня романа «Анна Каренина». В данном предложении дважды повторяется имя и фамилия главной героини.
- Как исправить: Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Л.Н. Толстого.
- Не определяйте отношение автора литературного произведения к своему герою одним словом: «хорошо» или «плохо». Необходимо доказать свои мысли конкретными примерами. К примеру, если автору нравится персонаж, он, описывая его, будет использовать слова, в которых без труда можно заметить сочувствие, сострадание к герою или восхищение им. Авторское отношение к герою может быть и двойственным. В таком случае, необходимо пояснить причины.
- В заключении следует подвести итог всему, о чём шла речь в основной части. Необходимо выразить свою позицию – отношению к герою. Не следует писать: «Этот герой мне нравится», «Он мне не симпатичен» – это слишком поверхностно. Нужно грамотно выразить свою позицию и обосновать её.
Вместо заключения
Сравнительная характеристика – один из самых популярных сегодня типов школьных сочинений. По сути, это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей из одного или разных произведений. Сравнительная характеристика часто помогает по-новому увидеть, казалось бы, известных героев. Во вступлении к такому сочинению определяется проблема, над которой будет происходить дальнейшая работа, ведь важно не сравнение само по себе. Сравнение персонажей – только способ более глубокого понимания произведения, постижения авторского замысла, путь решения какого-то остро стоящего вопроса.
Даниил Романович | Просмотров: 2.5k
План сравнительной характеристики героев произведения:
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.
2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Речь героя
4. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается
характер героя?
5. Что общего между героями.
6. Что отличает двух героев.
7. Ваше отношение к данным персонажам
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
План
сравнительной характеристики литературных героев
*Учтите, что не всегда можно раскрыть каждый из
пунктов данного плана. Если в тексте нет соответствующей информации, отражать
пункт в своём сочинении не следует.
1. Вступление. Немного рассказать о произведении,
сказать, какие темы в нем поднимаются, подвести к основной части.
2. Основная часть
– сопоставление героев.
а) положение героев в системе персонажей – главные или
второстепенные;
б) возраст,
социальное положение;
в) портрет –
анализ описания внешности героев: выделить наиболее значимые детали,
проанализировать их (возможно, они помогают лучше понять образ героя);
сопоставить внешность героев;
г) речевая
характеристика – анализ речи героев (как говорят, какие слова используют,
выразительна ли их речь, вежливы ли они и т.п.); пояснить, что может
рассказать о героях их речевая манера; сравнить особенности речи героев,
сделать выводы;
д) жизненные
ценности героев – сравнить (духовные или материальные ценности герой ставит
выше; к чему стремится, о чем мечтает, способен ли на подлость ради личной
выгоды и т.п.);
е) поступки
героев: какие черты героев раскрываются в их поступках; сопоставить поведение
героев в разных ситуациях;
ж) отношение
автора к каждому из героев: в чем выражается, даёт ли автор прямую оценку
героям (приводить конкретные примеры) или позволяет читателю самостоятельно
делать выводы;
з) сопоставить
судьбу героев – кто и чего добился.
3. Вывод.
Ваше отношение к героям, кто понравился больше, почему.
ИЗБЕГАЙТЕ ОШИБОК И РЕЧЕВЫХ НЕДОЧЁТОВ
1.
Ошибка: «Григорий Печорин – главный
герой романа “Герой нашего времени”». Здесь дважды повторяется слово герой.
Как исправить: Григорий Печорин – центральная фигура в романе «Герой
нашего времени».
Ошибка: Анна Каренина – главная героиня романа «Анна Каренина». Вновь
некрасивый повтор.
Как исправить: Анна Каренина – героиня одноименного романа Л.Н.
Толстого.
2.
Когда вы
говорите об отношении автора к герою, не стоит писать: «Плохое». «Хорошее».
«Автору герой нравится». Вы должны доказывать свои мысли конкретными примерами.
Например, если автору нравится герой, он, описывая его, будет использовать
слова, в которых без труда можно заметить сочувствие, сострадание герою/
восхищение им – попробуйте поискать такие слова. Может наблюдаться и ирония
(лёгкая насмешка). Авторское отношение к герою может быть и двойственным –
разумеется, нужно пояснить причины.
3.
Когда вы
пишете заключение, следует подвести итог всему, о чём шла речь в основной
части. Выразите свою позицию: как вы относитесь к герою. Не следует писать: «Он
мне нравится». «Мне такой герой не симпатичен» – это слишком поверхностно. Вы
должны грамотно выразить свою позицию и обосновать ее её, написать, почему вы
придерживаетесь такого мнения.
План сравнительной характеристики героев произведения:
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.
2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Речь героя
4. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
5. Что общего между героями.
6. Что отличает двух героев.
7. Ваше отношение к данным персонажам
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить и почему?
План сравнительной характеристики героев произведения:
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.
2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Речь героя
4. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
5. Что общего между героями.
6. Что отличает двух героев.
7. Ваше отношение к данным персонажам
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить и почему?
План сравнительной характеристики героев произведения:
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.
2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Речь героя
4. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
5. Что общего между героями.
6. Что отличает двух героев.
7. Ваше отношение к данным персонажам
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить и почему?
Сравнительная характеристика героев должна осуществляться по определенному плану:
- Представление каждого из героев.
- Сопоставление характеров каждого из героев, внешнего вида, их описание.
- Сравнение социального положения, образования и мировоззрения каждого из героев.
- Отношение героев произведения к каждому персонажу, их отношение друг к другу.
- Что общего между персонажами.
- Чем герои различаются.
- Их влияние на ход сюжета.
- Роль героев в произведении.
- Отношение автора к каждому из героев.
- Отношение читателя к персонажам.
Опубликовано 21 сентября, 2018