Как составить план статьи по литературе 5 класс коровина

План вступительной статьи “К читателеям” в учебнике Коровиной и главная мысль каждой части для пересказа

1 Книга – лучший учитель

Каждая книга рассказывает об опыте автора, который читатель сохраняет в своей памяти для дальнейшей передаче. Так человек получает знания.

2 Русские летописи

История сохранила летописи, значение летописей понимал великий князь Ярослав Мудрый. Он знал, без истории государство погибнет, ему не на что опираться, нечего сохранять и беречь.

3 Значение деятельности Ивана Федорова

Иван Федоров печатал книги, развивалось книгопечатание, повышалась грамотность

4 Моя книга.

Книга может дать разную информацию, в определенный момент выбираешь про путешествия, сказки, научную фантастику. Книги помогают определить свой путь в жизни

5 Чему учит книга

Читая книгу, написанную безграмотно, ты не уловишь главную мысль, не научишься понимать красивую речь.

6 Литература – наше будущее.

Книга на примере героев показывает, куда ведет бездуховность

Когда пересказываете статью, можно дополнять пересказ своими мыслями, развивать мысль автора статьи своими наблюдениями.

Рассмотрите внимательно учебник (автор, редактор, художни­ки — авторы иллюстраций и рисунков к произведениям, во­просы, задания, словарь и т. д.). Подготовьте пересказ ста­тьи, предварительно составив небольшой план. Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам пред­стоит работать в этом году (содержание, оформление)? Ка­кова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развёрнутый ответ.

Ответ

План

1) Значение книги для человека в прошлом и в настоящем.
2) Деятельность первопечатника Ивана Федорова.
3) Доверительный разговор между читателем и писателем.
4) Важность правильного выбора книги.
5) Роль создателей книги и читателя.
6) Творческое чтение художественной литературы.
7) Творческий читатель — это перечитыватель.

Пересказ

«Чтение — лучше учение» — сказал великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он был прав, ведь произведения классической литературы учат духовности и нравственности, освещают исторические события и открывают новые знания.

Когда человек начинает читать книгу, он заводит с автором «доверительный разговор». Это значит, что он узнает героев, которых придумал писатель, и они становятся для него реальными людьми. Он будто говорит о них с автором.

Чтобы правильно выбирать книги, нужна большая подготовка. Нужно знать «проверенных» авторов. Правильно читать — значит перечитывать. Только так можно понять все, что хотел сказать автор.

Ответ

Авторы-составители учебника по литературе для 5-го класса — Вера Яновна Коровина, Виктор Петрович Журавлев, Валентин Иванович Коровин. Они продумывали содержание учебника, подбирали произведения и составляли вопросы и задания. Художники Л.М. Чернышов и И.И. Пчелко иллюстрировали сказки, рассказы, стихи и басни, а художественный редактор располагал эти иллюстрации на страничках книжки. У этого учебника богатое содержание и яркое оформление. Без рабочих типографии учебник бы просто не вышел.

Опубликовано: 29.04.2018
Обновлено: 29.04.2018

Подготовьте пересказ статьи «К читателям», предварительно составив небольшой план. Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)? Какова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развёрнутый ответ.

reshalka.com

ГДЗ Литература 5 класс (часть 1) Коровина. страница 5. Номер №5

Решение

План пересказа:
1) «Чтение − вот лучшее учение».
2) Деятельность Ивана Фёдорова.
3) Доверительный разговор.
4) Чтение художественной литературы, как вид творчества.
Поэт А. С. Пушкин говорил: «Чтение − вот лучшее учение». Действительно, мы многому обязаны книгам, ведь читая их, мы получаем все необходимые знания. Русские летописи донесли до нас огромное количество важной литературы, например, «земли родной минувшую судьбу», сведения о библиотеке Ярослава Мудрого, о том, что исстари «прилежали к книгам» образованнейшие люди нашего Отечества.
Подвижническая деятельность Ивана Фёдорова открыла новую эпоху в истории русской книги. «Учительное» слово становилось отныне доступным широкому кругу читателей.
Деятельность Ивана Фёдорова открыла для нас новую эпоху в истории русской книги. Он был одним из первых книгопечатников. Благодаря его деятельности, книга стала доступным широкому кругу читателей.
Чтение художественной литературы − это тоже своего рода творчество. Оно требует навыка и затрат внутренней энергии. Только творческое чтение доставляет истинное наслаждение и способствует духовному развитию человека.
Владимир Набоков считал, что хороший читатель или большой читатель − это перечитыватель. Каждый большой писатель заслуживает такого большого читателя.
Содержание учебника включает в себя изучение русских народных сказок, русскую литературу XVIII−XIX веков. В конце учебника можно найти справочные материалы и словарь литературоведческих терминов.
Авторы учебника отвечают за его содержание, а художники − за иллюстрации. Роль каждого очень важна, ведь интересно составленное содержание и красочно подобранные иллюстрации − это залог успеха любой книги.


0

Составить план вступительной статьи учебника «К читателям», подготовить ее пересказ.

Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2—3 пословицы в тетрадь.

1 ответ:



1



0

План вступительной статьи “К читателеям” в учебнике Коровиной и главная мысль каждой части для пересказа

1 Книга – лучший учитель

Каждая книга рассказывает об опыте автора, который читатель сохраняет в своей памяти для дальнейшей передаче. Так человек получает знания.

2 Русские летописи

История сохранила летописи, значение летописей понимал великий князь Ярослав Мудрый. Он знал, без истории государство погибнет, ему не на что опираться, нечего сохранять и беречь.

3 Значение деятельности Ивана Федорова

Иван Федоров печатал книги, развивалось книгопечатание, повышалась грамотность

4 Моя книга.

Книга может дать разную информацию, в определенный момент выбираешь про путешествия, сказки, научную фантастику. Книги помогают определить свой путь в жизни

5 Чему учит книга

Читая книгу, написанную безграмотно, ты не уловишь главную мысль, не научишься понимать красивую речь.

6 Литература – наше будущее.

Книга на примере героев показывает, куда ведет бездуховность

Когда пересказываете статью, можно дополнять пересказ своими мыслями, развивать мысль автора статьи своими наблюдениями.

Читайте также

Васютка начал понимать, что он заблудился, хотя и не сознавался сам себе, уже в тот момент, когда зарубок на деревьях не нашел. И лес сразу превратился из “хорошего знакомого” в унылого, тихого и задумчивого. Это сразу же отразилось и на мальчике. Чужой, совсем незнакомой стала восприниматься мальчиком тайга.

Однако, он подбадривал себя, разговаривал вслух, пытаясь отогнать подкативший страх. Потом вспомнил, что надо искать юг и север по расположению веток на елках, вот только запятовал где какие растут, и потому бодрости хватило не надолго.

Ключевым моментом стал эпизод, когда мальчик наткнулся на сгнившую тушку птицы, которая была окутана сетью паука. Вид этой птицы, попавшей в ловушку и сгинувшей в тайге, заставил Васютку признаться себе, что он заблудился. Мальчик почувствовал себя на месте этой птахи, а тайгу – клейкой “паутиной”.

<hr />

Состояние мальчика описано очень противоречивым. Он отчаянно борется со свои страхом: покрикивает на себя, ругает, называет дубиной, пытается подшутить над собой и… совсем не паникует, а старается найти выход и вспомнить все чему его учили рыбаки и охотники. Даже момент осознания, что он заблудился, сначала воспринимается мальчиком просто. Он не верит, что это так легко происходит в жизни человека, а сделанное открытие его обескураживает и ошеломляет. Однако, оцепенение проходит достаточно быстро, ибо раздается рядом шорох, который вызывает панику с душе Васютки, и он дает стрекача.

Рассказ Зощенко “Галоша” назван именно так, потому что именно вокруг этого нехитрого предмета и развернулось основное действие рассказа – галоша была потеряна в трамвае и чтобы ее вернуть герою предстояло посетить камеру потерянных вещей и домоуправление, а также потерять вторую галошу.

Видимо такова была судьба главного героя, потерять галошу и никакие достижения цивилизации не смогли изменить этого предначертания.

Галоша в рассказе почти новая – ей всего три сезона, она лишилась каблука, она светилась оторванным носком. У нее давно стерлась подкладка и вообще это был предмет обуви, которому место на свалке. Однако герой дорожил своей галошей, что говорить о его рачительности и даже скаредности. Хотя может быть герой просто мелочен. Впрочем, мы понимаем, что герой этого рассказа представляет собой обобщение, множества подобных персонажей реальной жизни.

Прежде чем составлять свой отзыв-впечатление об удивительном явлении или ситуации, связанными с миром природой, полазала по разным сервисам, типа образовалок и мэйл-ответов, где уже были некие наброски с описанием необыкновенных природных “чудес”. Порадовало, что народ, как и моя скромная персона, понимаем тему весьма обширной и не стоит зацикливаться только на шаровым молниях, смерчах с ураганами или падающих звездах. Можно просто написать о своих впечатлениях, как это сделал Куприн в рассказе “Золотой петух”, которые вас лично “посетили” ранним утром, в лесу во время сбора грибов или на рыбалке. Быть может – это будем двойная радуга и то, как вы проходили через нее, как вариант, вы могли оказаться на границе идущего дождя, когда одна нога промокла, а другая осталась совершенно сухой, быть может вы любовались шмелем, который лениво парил над цветком, как будто спрашивая вашего позволения присесть в его серединку. Т.е. отзыв может быть абсолютно любой.

  • Примеры из интернета смотрим ниже.

Где найти отзыв-впечатление об услышанном или увиденном в мире природы?

Далее напишу свое личное впечатление, которое оставил визит в нижний парк Петергофа. Дело было так:

  • Приехав с экскурсионной группой в Петергоф, мы быстро отвалились от нее и пошли бродить своим маршрутом по широким аллеям нижнего парка. Гуляя среди высоченных берез, наше внимание привлекли белки, которые суетились прямо посредине дорожки. Оказывается, что многие прогуливающиеся туристы накидали им хлеба, и белки, не боясь, что их кто-то схватит, осмелев подбежали к этим крошкам, чтобы утащить их в свои норки. Т.к. появление животных всегда вызывает живейший интерес, то скоро собралась небольшая толпа (примерно человек 10), среди которых были туристы из Японии. Мужчина решил поучаствовать в кормежке белок и стал бросать им еще кусочки еды. Тут одна из белок буквально подбежала к его ногам, а потом и вовсе по штанине вскарабкалась на плечо. Мужчина так растерялся от смелости зверька, что чуть не подпрыгнул. Мы, следящие за происходящим, дружно захохотали, кто-то успел даже снять на видео эту сцену. А белка, поняв, что забралась слишком высоко, сбежала вниз и, схватив с земли оставшийся кусочек еды, понеслась под свою родную березу.
  • Мне кажется, что это удивительный и смешной эпизод из мира природы показывает, что когда зверь и человек не стремятся уничтожить друг друга, то они вполне могут подружиться.

В своей статье известный исследователь фольклора Аникин рассказывает о жанрах устного народного творчества и объясняет как маленький ребенок последовательно знакомится с теми или иными жанрами фольклора. Объясняет зачем потребовались эти жанры и что они дают человеку.

Составим план пересказа статьи Аникина об Устном народном творчестве.

  1. Что такое фольклор, от каких слов произошло это название.
  2. Колыбельные песни – первый жанр фольклора с которым знакомится человек
  3. Пестушки, заклички и приговорки.
  4. Что такое закличка и приговорка
  5. Считалки – еще один жанр фольклора.
  6. Детские игры
  7. Что такое загадки.
  8. Волшебный мир загадок.

Как я уже отмечал, Сергей Александрович Есенин очень любит использовать в своих стихотворениях разные и иногда весьма неожиданные и своеобразно- удачные эпитеты. Здесь он-Мастер (именно с большой буквы- поскольку большой мастер.)

Итак в стихотворении Есенина “Низкий дом с голубыми (обратите внимание – это тоже эпитет!) ставнями” мы обнаруживаем следующие эпитеты-

низкий дом, голубые ставни (уже говорил), сытные хлебы, седые журавли, свисты разбойные, кривой и безлистый ракитник, северные бедные небеса, дешевенький ситец.

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Заказ сочинений

 1. Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение – вот лучшее учение»?

       Я думаю, что каждая книга содержит в себе знания, которые помогают познанию. Знания – это все новое для читателя: люди, страны, обычаи, животные, события. А познание – это понимание человеческих взаимоотношений, себя и своего места в мире. Книга – тренировка для ума и души. Чем больше человек читает, тем больше у него возникает вопросов, тем больше он испытывает разных чувств, проживает множество жизней героев и ситуаций.

 2. Благодаря кому на Руси «учительное» книжное слово стало доступно широкому кругу читателей? Благодаря труду людей каких профессий рождается книга?

       Книжное слово стало доступно читателям благодаря первопечатнику Ивану Федорову, который первым на Руси организовал типографию и издал первую печатную книгу «Апостол».

       В современном издательском мире много профессий: дизайнеры разрабатывают внешний вид книги, компьютерные верстальщики делают макеты страниц, корректоры вычитывают тексты, чтобы не было ошибок и неточностей, полиграфисты печатают книги, а отвечают за результат редакторы, технические, художественные, выпускающие.

3. Что значит «уметь читать» и когда происходит между ав­тором и читателем «доверительный разговор»? Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением и меж­ду вами и автором возникал «доверительный разговор»?

       Я думаю, что «уметь читать», – это не простое складывать из букв слова, а уметь понимать смысл книги. Погружаясь в чтение, ты становишься рядом с писателем, перед тобой открывается мир, который он создал, и тогда начинается «доверительный разговор» читателя и автора. Писатель показывает, рассказывает, убеждает, очаровывает и разочаровывает, увлекает за собой, а ты, бывает, сопротивляешься, не понимаешь, почему именно так поступил герой, почему зло иногда остается безнаказанным. Когда книга интересна, когда читаешь ее с увлечением, понимаешь это особенно остро в момент прочтения последних страниц, потому что жаль расставаться, жаль до слез.

4. Рассмотрите внимательно учебник (автор, редактор, художни­ки — авторы иллюстраций и рисунков к произведениям, во­просы, задания, словарь и т. д.). Подготовьте пересказ ста­тьи, предварительно составив небольшой план. Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам пред­стоит работать в этом году (содержание, оформление)? Ка­кова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развёрнутый ответ.

План статьи

  1. «Чтение – вот лучшее учение»
  2. Значение деятельности Ивана Федорова
  3. Писатель и читатель.
  4. Важно правильно выбрать книгу.
  5. Хороший читатель – это перечитыватель.

       Первая часть учебника по литературе для 5 класса включает в себя произведения устного народного творчества, прозу и поэзию XVIII-XIX веков. В конце пособия есть справочные материалы и словарь литературоведческих терминов. В книге много иллюстраций и фотографий, что, конечно, поможет нам в изучении материала: мы будем знать в лицо знаменитых писателей, поэтов и видеть, как понимали их произведения авторы рисунков.

       Учебник литературы для 5 класса состоит из двух частей. У учебного пособия три автора: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и В.И. Коровин. Составители работали над содержанием учебника: подбирали тексты и вступительные статьи к разделам, разрабатывали задания. Также мы видим, что по условным обозначениям можно понять характер задания: творческое оно или связано с пониманием текста, со словами предстоит работать или с фонохрестоматией.

       Художественный редактор учебника отвечал за подбор фотоматериала. Технический редактор и верстальщик располагали материал на страницах, а корректор вычитывал тексты, чтобы не было опечаток, ошибок и неточностей.

 Обогащаем свою речь

1. Какие авторы художественных произведений вам уже знакомы, с какими встретитесь впервые? Объясните с помощью словарей слова «переплёт», «обложка», «титульный лист», «выходные данные» и т. д.; найдите все эти элементы в вашем учебнике.

       Читая содержание учебника, мы видим имена авторов, с произведениями которых знакомились в начальной школе: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, Л.Н. Толстой, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, А.А. Фет, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов. Впервые мы будем знакомиться с творчеством М.В. Ломоносова, Н.В. Гоголя, А. Погорельского, И.З Сурикова, И.С. Никитина.

         Переплёт – это конструкция, скрепляющая листы книги между собой. Переплет состоит из нескольких деталей.

         Обложка – лист плотной бумаги или мягкого картона, которым оборачивают книжный блок. Обложка служит для защиты, поэтому, чтобы сохранить учебник, нужно выбрать для него обложку.

       Титульный лист – одна из первых страниц книги, на которой печатаются основные сведения о книге. Автор, название, год и место издания. В нашем учебнике на титульном листе мы видим информацию, что книга предназначена для общеобразовательных организаций, одобрена Министерством образования и науки РФ, это 5-е издание, выпущенное в издательстве «Просвещение» в 2015 году.

       Выходные данные – это последний лист, на котором располагается подробная информация о книге: авторы, читательская аудитория, кто работал над изданием, объем книги, тираж, на какой бумаге отпечатана, сведения о типографии и телефоны.

         Форзац – элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Обычно выполняет декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную». В нашем учебнике на форзаце размещены иллюстрации.

2. Как назвал В. Набоков «хорошего читателя»? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз?

       Владимир Владимирович Набоков «хорошим читателем» назвал человека, который перечитывает книги, то есть пытается разобраться в прочитанном и все понять. Если появилась потребность перечитать книгу, значит, это произведение захватило читателя и у него, наверное, остались вопросы, ответы на которые он попытается найти при перечитывании.

       Мой читательский опыт еще небольшой, но перечитывать сказки я просил еще и маму, и бабушку, а когда научился читать, стал перечитывать их сам.

3. Найдите изображения старинных книг в Интернете. Опишите их устно.

       При поиске фотографий старинных книг мое внимание привлекли рукописные книги древней Руси, потому что они были большие, с необычными обложками, многие из которых были украшены камнями, золотом, серебром и имели красивые ремни-застежки.

       На фотографиях видно, что эти книги не бумажные, потому что листы очень плотные и большой толщины. Я узнал, что это пергамент (специально выделанная кожа). Не менее удивила меня и красочность старинных книг: каждая страница начинается с очень красивой буквы (буквицы) обычно красного цвета, в книгах много иллюстраций и орнаментов. 

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите страницы из старинных книг, воспроизведённые в вашем учебнике.

2. Что, по вашему мнению, отличает их от современных книг?

       В нашем учебнике есть фотографии разворота начального листа и страницы из первой печатной русской книги «Апостол», которую выпустил Иван Федоров. От современных книг их отличает очень крупный шрифт, в тексте практически отсутствуют большие буквы, нет предложений и абзацев. Несмотря на то, что это книга на русском языке, многие буквы нам непонятны, потому что в современном языке они уже не используются.

Совершенствуем свою речь

1. Подберите пословицы об учении, выучите их наизусть. Например:

– Корень учения горек, да плод его сладок. Учение – это работа. Она бывает трудной не потому, что чего-то не понимаешь, а потому, что тяжело себя заставить учиться прилежно. Но если это получится, то в результате можно иметь хорошие отметки, хорошо сдать ЕГЭ, поступить туда, куда хочется. А образованный специалист всегда найдет себе достойную работу.

– Повторениемать ученья. Повторение – это основа учения, потому что при повторении знания лучше запоминаются.

– Ученьесвет, а неученьетьма. Ученому человеку везде дорога, а вот у неученого – выбор работы невелик. Ученье несет знания и дает возможность правильно ориентироваться в мире. А малознающий человек, он, как пещерный человек, всего боится.

– Не учась и лаптя не сплетёшь. В любом деле необходимо учение: и как лапти сплести, и как суп сварить, и как компьютерную игру пройти.

– Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Серьезное учение занимает много времени, если образование человеку не нужно, то он и времени на это не тратит, а если у него цель – получить хорошее образование, тогда нужно очень много заниматься и читать книги.

– Красна птица перьем, а человек ученьем. Красивая птица может гордиться своим оперением, а человек – своими знаниями и умениями, которые получил в результате учения.

– Учись доброму, так худое на ум не пойдёт. Школьные уроки и книги плохому не учат, они, наоборот, помогают человеку сделать правильный выбор как поступить в той или иной ситуации. Если учиться и читать, то плохое не пойдет на ум не только потому, что некогда, но и вообще не придет на ум, потому что плохому нет места в думающей голове – она занята другими мыслями.

– Нетрудно сделать, да трудно задумать. Придумывание – процесс творческий. Например, объявили конкурс кабинетов к празднику. Украсить кабинет несложно, а вот придумать, как украсить так, чтобы это было необычно и ярко, – это не каждый может.

          Объясните каждую из приведённых пословиц. Придумайте не­большой рассказ, используя одну из них.

         Летом мы с родителями отдыхали на турбазе. Вечерами посещали общие мероприятия, которые были интересны и взрослым, и детям: мы соревновались в спортивных эстафетах, различных конкурсах, интерактивных играх. И вот однажды на одной из станций при прохождении квеста нашей команде нужно было не только разгадать кодовое слово, но и быстро объяснить его. С первой половиной задания взрослые справились легко: они получили слово «бублик» и стали объяснять, что это такое. Но я вдруг вспомнил, что квест с литературным уклоном, а значит, этот бублик может быть совсем и несъедобным. И тут мне на ум пришел Бублик из книги про Незнайку, я выпалил, что это герой из Цветочного города, который ездил на газированном автомобиле. И ура! Больше никто из команд не смог объяснить это слово. Мы выиграли! В подарок получили большой фонарь. В комнате папа вручил мне его со словами: «Ученье – свет! А неученье – тьма!» В нашем случае эта пословица получилась и в прямом и в переносном смыслах!

 2. Как вы понимаете слово «доверие», словосочетание «дове­рительный разговор»? Введите эти слова в предложение соб­ственной конструкции.

         Доверие – это уверенность в человеке, что он никогда не предаст и не подведет. Доверительный разговор может быть, когда люди уверены друг в друге, когда можно говорить без утайки, искренне, ничего не опасаясь.

         Мои родители доверяют мне, их доверие основывается на том, что я никогда не обманываю их даже в ситуациях, когда я сделал что-то неправильно. Доверительные разговоры с отцом помогают мне в решении проблем общения с одноклассниками.

3. Поработайте со словарём синонимов. Какие слова мы назы­ваем сленгом? Какие из слов синонимического ряда предпо­чтительнее для разговорной речи:

         хорошо — отлично — классно — блеск — клёво; плохо — худо — дрянь — лабуда?

         Сленг – это слова, которые употребляются людьми определенного круга общения. Сленг может быть, например, профессиональным (у компьютерщиков клавиатура – клава, материнская плата – мамка, операционная система – винда) или молодежным (злиться – агриться, вести трансляцию в интернете – стримить, молодец – красава).

         К сленгу можно отнести слова: классно, блеск, клево, лабуда. Слово «худо» – это разговорное слово, которое употребляют все люди.

Заказ сочинений

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Добавить комментарий