Как составить план стихотворения в школу

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.

Как писать план анализа стихотворения по литературе

Как составить план стихотворения

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:

  1. Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
  2. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
  3. С какой интонацией построен стих.
  4. Определить композицию стиха.
  5. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
  6. Найти ритмику, ритмическое движение.
  7. Определить звуковой рисунок.

Порядок составления плана

В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.

5 класс

Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):

  1. Название, автор.
  2. Эмоциональное восприятие текста.
  3. Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
  4. Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
  5. Определение темы стихотворения, его основной мысли.
  6. Образ лирического героя.
  7. Отношение к прочитанному.

6 класс

В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор).
  4. Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Собственное отношение к прочитанному.

7 класс

Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:

  1. Название, автор.
  2. Тема стихотворения (о чем оно).
  3. Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
  4. Какие мысли и чувства возникают при чтении.
  5. Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
  6. Главные образы стихотворения.
  7. Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
  8. Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
  9. Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
  10. Собственное отношение к прочитанному.

Старшие классы

В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):

  1. Название, автор.
  2. История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
  3. Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
  4. Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
  5. Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
  6. Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
  7. Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
  8. Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
  9. Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
  10. Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
  11. Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
  12. Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
  13. Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
  14. Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).

Пример плана и анализа по нему

Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
  10. Мое восприятие стихотворения.

Анализ стихотворения:

Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий.

Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.

Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.

Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.

Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.

Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

Автор использовал такие художественные средства, как:

  • инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
  • метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
  • эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения — «Анчар, как грозный часовой».

В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.

Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)

Наверх

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Adblock
detector

Нажмите, чтобы узнать подробности

План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм: Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения. С какой интонацией построен стих. Определить композицию стиха. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах). Найти ритмику, ритмическое движение. Определить звуковой рисунок.

Составь план стихотворения. Определи, сколько частей в тексте. В каждой части выдели главные слова.
С. Михалков
Бараны
По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти —
Ты стоишь мне на пути».
Чёрный брат ответил:
«Ме−е,Ты в своём, баран, уме−е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
Задание рисунок 1

reshalka.com

ГДЗ Литературное чтение 1 класс (часть 2) Климанова. Бараны (стр.37). Номер №1

Решение

В стихотворении можно выделить три части.
План стихотворения:
1. Встреча баранов.
2. Спор.
3. Печальный результат.
Главные слова:
1. “Повстречался с белым братом”
2. “Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…”
3. “Утонули два барана.”

Министерство образования Российской Федерации

Общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №8

городского округа Октябрьск

Самарской области

КОНСПЕКТ

 урока литературного  чтения

 во   2  классе на тему:

А. Л. Барто.   В школу.

Подготовила

                                                                                                         Учитель начальных  классов

ОУ СОШ №8

                                                                                                Шальнова Елена Владимировна

 2009  год

Тема: А.Л. Барто. В школу.

Тип урока: интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.

Цели:

  1. Образовательная:  познакомить с новым стихотворением А. Барто;

                                        формирование представления о здоровом образе жизни, о роли режима дня в жизни школьников.

  1. Развивающая:        развивать навык выразительного чтения; учить сравнивать и сопоставлять.

                                         развитие бережного отношения к своему здоровью.

  1. Воспитательная:     воспитание уважения и  к творчеству А.Л. Барто;

                                         воспитание чувства ответственности у учащихся,  умения ценить время и рационально его использовать.

План урока:

1.Организационный момент  (1 мин)

2. Работа над произношением. (3 мин)

3. Проверка домашнего задания. (5-7мин)

4. Работа над новым материалом.

    а.) Работа над стихами с помощью иллюстраций. (5 мин)

    б.) Беседа о творчестве А. Л. Барто. (3 мин)

    в.) Работа в парах «Собери портфель в школу»  (3 мин)

5. Физминутка  (1 мин)

    г)   Чтение стихотворения «В школу» и его анализ. (7-8 мин)

6. Продолжение изучения нового материала.

    а.)  Беседа о режиме дня. (7-8мин)

7. Рефлексия. Итог урока. (3  мин)

Ход урока.

1

. Здравствуйте, ребята. Меня зовут…

      А теперь садитесь, начнём урок чтения. Если будете внимательно меня слушать, то вы сегодня узнаете много интересного.

2.

Для начала давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим скороговорку. Прочитайте скороговорку с экрана про себя. Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения. (3 раза)

3.

 — Ребята, с произведениями какой писательницы вы знакомились на прошлом уроке?   (А. Барто)

– Какие  стихи вы прочитали? (Верёвочка, Мы не заметили жука)

– Посмотрите на экран, как вы считаете к какому стихотворению эта иллюстрация?   (Мы не заметили жука)

– рёбята, кому посвящено это стихотворение? (девочке Наташе)

– от чьего имени написано стихотворение? (от имени девочки)

– поднимите руку, кто подготовил это стихотворение выразительно наизусть?

– хорошо, к сожалению всех на уроке мы выслушать не сможем.

(к доске  приглашаются несколько человек, читают стихотворение)

Анализ стихотворений:

–  Что вам понравилось в чтении учащихся? Отметьте хорошее. (Прочитала без запинки,  с выражением, передали чувства, эмоции.)

– какие рекомендации дадите чтецам? На что необходимо обратить внимание?  (соблюдать интонацию, например, видеть знаки препинания….)

– Могла ли история, которая описана  в стихотворении произойти на самом деле?

– Что тогда случилось бы?

–  Что можно сказать о девочке Наташе? Какая она?

4.

а)- Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Но сначала немного поговорим о её творчестве. Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. Вспомним некоторые из них.

– посмотрите на экран.  Постарайтесь  вспомнить, из каких стихов Агнии Барто эти слова. Прочитайте  стихотворение

БычокИдет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

ЗайкаЗайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший

– Что высмеивает поэтесса  в стихах «Зайка», «Мишка»? (Недостатки).
–   Для чего?
(Чтобы стали лучше)

кто написал эти стишки? (А.Барто)

б) – ребята, что вы знаете о творчестве Агнии Барто? (ответы детей)

–  Нет в нашей стране человека старше 5 лет, который не знает наизусть хотя бы одного стихотворения замечательной писательницы. Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлекалась поэзией и решила сменить профессию. В годы ВОВ  А. Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Конец войны связан с горем в семье   А.Барто – в мае 1945 года погиб её сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей.  А.Барто  стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла она в течение 9 лет и соединила  за это время 927 семей! А.Барто очень верила в «человечность» детей, и в их доброту, душевную чуткость.  В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.

в) – Ребята, если вы отгадаете загадку. То узнаете как называется стихотворение с которым мы будем знакомиться.

Стоит дом,
Кто в него войдет –
Тот ум приобретет.

– Кто ходит в школу? (ученики)

– Что ученик берёт собой? (портфель)

– Предлагаю  поработать в паре. Сейчас на экране появятся предметы, вы внимательно их просматриваете, запоминаете. Из множества предметов напишите на листочках те,  которые ученик должен положить в портфель.

– портфель собрали, молодцы! Вот теперь можно в школу!

5. Физминутка

Стали мы учениками (шаг на месте)

Соблюдать режим мы стали

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись. Потянулись (потягивание)

Для здоровья, настроенья, (повороты туловища)

Делаем мы упражненья.

Руки верх и руки вниз (вверх, вниз)

На носочки поднялись. (Поднялись на носки)

То присели, то нагнулись (Присел,  нагнулись)

А потом мы умывались

Аккуратно одевались.

Завтракали, не торопясь,

В школу,  к знаниям,  стремясь. (шаг на месте)

 г)   – Открываем учебник на стр. 45.

– Посмотрите на стихотворение. Сколько четверостиший оно содержит? (5)

– Прочитаем стихотворение «В школу». Читать будем по 4 строчки цепочкой.

(Чтение стихотворения)


– Хорошо. Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?

– Как можно назвать это чувство? (волнение, тревога)

–  о чем говорится  в 1 четверостишие? (Петя плохо спал ночью)

– о чем говорится  в 2 четверостишие? (он стал учеником)

– Какие чувства нужно передать голосом при чтении  первых 2  четверостиший? (гордость)

– о чем говорится  в  3 четверостишие? (он проснулся и испугался)

– Какие чувства выражает 3 четверостишие? (ужас)

– о чем говорится  в 4  четверостишие? (оделся быстро и побежал в школу)

– о чем говорится  в 5 четверостишие? (всех разбудил)

– Как нужно прочитать  4, 5 четверостишия? (С юмором)

– Интересно, а кто-нибудь из вас  боялся опоздать в школу 1 сентября?

– Почему?

– Кто вас  разбудил?

– Прочитаем стихотворение ещё раз, постарайтесь предать чувства, которые испытывал мальчик – гордость, ужас, юмор.

(повторное выразительное чтение детьми)

6.

– Что должен соблюдать каждый школьник? (режим дня)

Стали мы учениками,

Соблюдать режим мы стали.

– Вы соблюдаете режим дня? Сейчас проверим!

–  Зачем человек придумал часы?

  1. Для того, чтобы не опаздывать.
  2. Чтобы все свои дела делать вовремя.
  3. Чтобы следить за тем, чтобы время не пропало даром.

– Молодцы, ребята!

Назовите по порядку четыре времени суток. (Утро. День. Вечер. Ночь).

– С  чего должно начинаться утро? (подъем,  зарядка, водные процедуры)

Верно, идем умываться, принимать водные процедуры.

–   Ребята, скажите, что вы делаете после того, как умылись? (Ответы детей).

Учитель:

Заправляем кровать

Завтракаем

Аккуратно одеваемся

И идем в школу.

– Наступил день. А что же мы делаем днем?

В руках у меня воздушный шарик.

Я его передам кому то из вас.

Кто получает шарик,

Тот продолжает мой рассказ.      Итак, я начинаю:

Закончились занятия в школе.

В столовой вкусный ждет обед,

Приятный запах от котлет.

Передаю мяч дальше. (Ученик продолжает).

  1. После обеда мы идем из школы в домой – передает шарик  следующему игроку, который продолжает рассказ:
  2. После того, как пришли   – отдыхаем (спим) – передает шарик дальше, следующий ученик продолжает:
  3. После тихого часа мы идем на прогулку и играем.
  1. После прогулки – полдник – самоподготовка (выполнение домашних заданий).

– Наступил вечер. А что же вы делаете вечером? Я предлагаю вам изобразить свои занятия жестами, движениями без слов, например…. (имитирует чтение книги)

(Учитель показывает одно движение, а дети угадывают).

Один ребёнок показывает, остальные угадывают.

Учитель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Ваша задача слушать внимательно и ответить на мои вопросы.

«Я ненавижу слово «спать»!

Я ежусь каждый раз,

Когда я слышу: «Марш в кровать!»

Уже десятый час!

Как хорошо иметь права

Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!

В четыре! Или в пять!

А иногда, а иногда

(И в этом, право, нет вреда»!)

Всю ночь совсем не спать!

– Согласны ли вы с героем этого стихотворения? Почему?

– А зачем человеку нужен сон? (Ответы детей).

Чтобы проснуться с хорошим настроением и прекрасным самочувствием, надо выспаться. Недаром говорят: «Утро вечера мудренее». Во сне мозг отдыхает, возвращаются силы. Поэтому ребенок должен спать не менее 10 часов. Значит, к 21 часу (к 9 часам вечера) он должен уже спать.

– Поиграем с вами в игру «Плохо-хорошо пред сном».  Я буду вам вслух читать высказывания, а вы, если согласны, должны хлопнуть в ладоши, а если не согласны – потопать ногами».

Хорошо:                                        Плохо:

-Мыть ноги, руки,                        – Много есть и пить перед

принимать душ.                                Сном.

-Чистить зубы.                                Ложится спать в грязной одежде

– Проветривать комнату.                Смотреть страшные фильмы.

– Гулять на свежем воздухе.                Слушать громкую музыку.

 – Заниматься спортом.

– Молодцы!

Стать здоровым ты решил

Значит, выполняй … (режим)

– Так что же такое режим? (Ответы детей).

– Молодцы! Режим – это правильное распределение времени, при котором разумно чередуются труд и отдых. У человека, который соблюдает режим дня, всегда хватает времени и на дела, и на развлечения, сохраняются силы и здоровье. Ваш труд – это учение. Надо так организовать этот труд, чтобы меньше уставать и лучше учиться.

7.

  1. Рефлексия (закрепление знаний), д/з

– Какое стихотворение мы с вами читали? (В школу)

– Кто написал его?

– Что вы нового узнали из творчества и жизни А. Барто?

– Что должен соблюдать каждый школьник? (Режим дня)

– дома подготовить выразительное чтение стихотворения «В школу», по желанию выучить наизусть.

-У вас у каждого есть на есть пиктограммы.  Если вам занятие понравилось, у вас хорошее настроение, вы довольны, то покажите пиктограмму улыбающегося человечка. Если же вам что-то не по душе, покажите человечка грустного.  (Пример на экране)

– Ну вот и все, мои друзья, я очень рада была с вами познакомиться. До свидания.

Приложение

А. Барто.

                                             В ШКОЛУ

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.

Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось,

Что твердит она урок.

Презентация 

Для исследования лирического произведения очень важна вдумчивость. Ученикам 1-4 классов выполнить анализ стихотворений проблематично. Сложности возможны из-за отсутствия собственного жизненного опыта, неспособности целостного восприятия поэтического текста.

Анализ стихотворений в начальной школе
Анализ стихотворений в начальной школе

Принципы анализа стихотворений

Младшим школьникам достаточно использовать простые приемы интерпретации:

1. Автор, название. Указание главной информации – полного имени поэта, заглавия стихотворения. При наличии дополнительных сведений можно указать дату, место написания произведения.
2.     
Тема лирического текста. О чем, каком явлении/событии идет речь.
3.     
Мысли, чувства автора, идея.  Отношение поэта к теме лирического произведения.
4.     
Настроение. Эмоциональное состояние автора. При описании можно использовать слова «радость», «грусть», «восторг», «печаль», «восхищение», «беспокойство», «ненависть», «тревога» и т.д.
5.     
Композиция. Принцип построения стихотворения: разделение текста на части, формулировка темы каждого фрагмента.
6.     
Описание картины, возникшей в воображении. Образы, всплывающие в сознании после прочтения поэтического текста.
7.     
Художественные приемы. Средства выразительности с примерами из текста.
·     
  Сравнение – сопоставление одного предмета/явления с другим. Употребление сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «точно», «что»: «холодный как лёд», «нахмурился словно туча»
·       
Эпитет – образное определение предмета, то есть прилагательное в переносном, а не буквальном значении: «золотые руки» (умелые руки, а не сделанные из золота), стальные нервы (крепкие нервы, а не сделанные из стали).
·       
Олицетворение – перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы: «ветер воет», «солнце улыбается».
·       
Фразеологизм – устойчивые выражения в переносном значении: «крокодильи слезы», «медвежья услуга».
·       
Лексические повторы – намеренное повторение одного и того же слова/сочетания: «Зимы ждала, ждала природа…», «Простите, простите, простите меня…».
8.   
  Личные впечатления. Собственное отношение к стихотворению, выражение мыслей, переживаний, возникших после прочтения.

План анализа стихотворения

У учеников 1-4 классов могут возникнуть сложности с составлением единого структурированного текста. Интерпретировать поэтическое произведение нужно по пунктам, указанным в плане анализа. Младшим школьникам можно использовать шаблонные речевые конструкции.

Анализ стихотворений могу вызывать трудности у младших школьников
Анализ стихотворений могу вызывать трудности у младших школьников

1. Автор, название

Автор стихотворения «…» – поэт …

…- автор стихотворения «…»

2. Тема

Тематика – …

Стихотворение посвящено…

В стихотворении описывается/изображается…

3. Мысли, чувства, основная идея

Основная мысль -…

Стихотворение пронизано…чувствами

Автор хотел донести до читателя…

Основная идея – …

4. Настроение поэтического текста

В стихотворении царит…настроение

Настроение данного лирического текста – …

5. Композиция

Текст можно разделить на …части. В начале поэт рассказывает/ описывает…

Первая часть посвящена…

В конце автор говорит о…

6. Описание возникшего воображения

После прочтения стихотворения в моем воображении возникает…

Текст напоминает мне о….

После прочтения мне представляется…

7. Художественные приемы

Красочность, эмоциональность стихотворению придают…

Основные художественные приемы – …

В стихотворении автор использует…

8. Личные впечатления

Мне понравилось/ не понравилось произведение, потому что…

Меня взволновало/ заставило задуматься…

Литературовед М. Л. Гаспаров предлагает для анализа поэтического текста найти и сгруппировать по темам существительные, прилагательные, глаголы. Имена существительные раскрывают предметный состав произведения (тема, идея), прилагательные – мысли, чувства, настроения, глаголы – действия, происходящие в стихотворении. Из отдельных слов можно составить словарь. Подобранные сочетания помогут малому школьнику понять смысл произведения и правильно его интерпретировать.

Анализ стихотворений - творческий процесс, раскрывающий индивидуальность!
Анализ стихотворений – творческий процесс, раскрывающий индивидуальность!

Подписывайтесь на канал, читайте новые интересные статьи!

Подробный план анализа для школьников старших классов уже на канале!

Добавить комментарий