Как писать план анализа стихотворения по литературе
Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.
Как составить план стихотворения
План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:
- Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
- Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
- С какой интонацией построен стих.
- Определить композицию стиха.
- Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
- Найти ритмику, ритмическое движение.
- Определить звуковой рисунок.
Порядок составления плана
В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.
5 класс
Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):
- Название, автор.
- Эмоциональное восприятие текста.
- Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
- Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
- Определение темы стихотворения, его основной мысли.
- Образ лирического героя.
- Отношение к прочитанному.
6 класс
В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор).
- Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Собственное отношение к прочитанному.
7 класс
Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
- Какие мысли и чувства возникают при чтении.
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
- Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
- Собственное отношение к прочитанному.
Старшие классы
В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):
- Название, автор.
- История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
- Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
- Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
- Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
- Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
- Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
- Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
- Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
- Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
- Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
- Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
- Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
- Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).
Пример плана и анализа по нему
Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
- Мое восприятие стихотворения.
Анализ стихотворения:
Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.
Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.
Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.
Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.
Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.
Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
Автор использовал такие художественные средства, как:
- инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
- метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
- эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
- сравнения — «Анчар, как грозный часовой».
В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.
Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)
Наверх
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Adblock
detector
План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм: Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения. С какой интонацией построен стих. Определить композицию стиха. Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах). Найти ритмику, ритмическое движение. Определить звуковой рисунок.
Составь план стихотворения. Определи, сколько частей в тексте. В каждой части выдели главные слова.
С. Михалков
Бараны
По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти —
Ты стоишь мне на пути».
Чёрный брат ответил:
«Ме−е,Ты в своём, баран, уме−е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
reshalka.com
ГДЗ Литературное чтение 1 класс (часть 2) Климанова. Бараны (стр.37). Номер №1
Решение
В стихотворении можно выделить три части.
План стихотворения:
1. Встреча баранов.
2. Спор.
3. Печальный результат.
Главные слова:
1. “Повстречался с белым братом”
2. “Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…”
3. “Утонули два барана.”
Министерство образования Российской Федерации
Общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №8
городского округа Октябрьск
Самарской области
КОНСПЕКТ
урока литературного чтения
во 2 классе на тему:
А. Л. Барто. В школу.
Подготовила
Учитель начальных классов
ОУ СОШ №8
Шальнова Елена Владимировна
2009 год
Тема: А.Л. Барто. В школу.
Тип урока: интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.
Цели:
- Образовательная: познакомить с новым стихотворением А. Барто;
формирование представления о здоровом образе жизни, о роли режима дня в жизни школьников.
- Развивающая: развивать навык выразительного чтения; учить сравнивать и сопоставлять.
развитие бережного отношения к своему здоровью.
- Воспитательная: воспитание уважения и к творчеству А.Л. Барто;
воспитание чувства ответственности у учащихся, умения ценить время и рационально его использовать.
План урока:
1.Организационный момент (1 мин)
2. Работа над произношением. (3 мин)
3. Проверка домашнего задания. (5-7мин)
4. Работа над новым материалом.
а.) Работа над стихами с помощью иллюстраций. (5 мин)
б.) Беседа о творчестве А. Л. Барто. (3 мин)
в.) Работа в парах «Собери портфель в школу» (3 мин)
5. Физминутка (1 мин)
г) Чтение стихотворения «В школу» и его анализ. (7-8 мин)
6. Продолжение изучения нового материала.
а.) Беседа о режиме дня. (7-8мин)
7. Рефлексия. Итог урока. (3 мин)
Ход урока.
1
—. Здравствуйте, ребята. Меня зовут…
— А теперь садитесь, начнём урок чтения. Если будете внимательно меня слушать, то вы сегодня узнаете много интересного.
2.
—Для начала давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим скороговорку. Прочитайте скороговорку с экрана про себя. Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения. (3 раза)
3.
— Ребята, с произведениями какой писательницы вы знакомились на прошлом уроке? (А. Барто)
– Какие стихи вы прочитали? (Верёвочка, Мы не заметили жука)
– Посмотрите на экран, как вы считаете к какому стихотворению эта иллюстрация? (Мы не заметили жука)
– рёбята, кому посвящено это стихотворение? (девочке Наташе)
– от чьего имени написано стихотворение? (от имени девочки)
– поднимите руку, кто подготовил это стихотворение выразительно наизусть?
– хорошо, к сожалению всех на уроке мы выслушать не сможем.
(к доске приглашаются несколько человек, читают стихотворение)
Анализ стихотворений:
– Что вам понравилось в чтении учащихся? Отметьте хорошее. (Прочитала без запинки, с выражением, передали чувства, эмоции.)
– какие рекомендации дадите чтецам? На что необходимо обратить внимание? (соблюдать интонацию, например, видеть знаки препинания….)
– Могла ли история, которая описана в стихотворении произойти на самом деле?
– Что тогда случилось бы?
– Что можно сказать о девочке Наташе? Какая она?
4.
а)- Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Но сначала немного поговорим о её творчестве. Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. Вспомним некоторые из них.
– посмотрите на экран. Постарайтесь вспомнить, из каких стихов Агнии Барто эти слова. Прочитайте стихотворение
БычокИдет бычок, качается, |
ЗайкаЗайку бросила хозяйка – |
Мячик |
Мишка |
– Что высмеивает поэтесса в стихах «Зайка», «Мишка»? (Недостатки).
– Для чего? (Чтобы стали лучше)
– кто написал эти стишки? (А.Барто)
б) – ребята, что вы знаете о творчестве Агнии Барто? (ответы детей)
– Нет в нашей стране человека старше 5 лет, который не знает наизусть хотя бы одного стихотворения замечательной писательницы. Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлекалась поэзией и решила сменить профессию. В годы ВОВ А. Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. Конец войны связан с горем в семье А.Барто – в мае 1945 года погиб её сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей. А.Барто стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! А.Барто очень верила в «человечность» детей, и в их доброту, душевную чуткость. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.
в) – Ребята, если вы отгадаете загадку. То узнаете как называется стихотворение с которым мы будем знакомиться.
Стоит дом,
Кто в него войдет –
Тот ум приобретет.
– Кто ходит в школу? (ученики)
– Что ученик берёт собой? (портфель)
– Предлагаю поработать в паре. Сейчас на экране появятся предметы, вы внимательно их просматриваете, запоминаете. Из множества предметов напишите на листочках те, которые ученик должен положить в портфель.
– портфель собрали, молодцы! Вот теперь можно в школу!
5. Физминутка
Стали мы учениками (шаг на месте)
Соблюдать режим мы стали
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись. Потянулись (потягивание)
Для здоровья, настроенья, (повороты туловища)
Делаем мы упражненья.
Руки верх и руки вниз (вверх, вниз)
На носочки поднялись. (Поднялись на носки)
То присели, то нагнулись (Присел, нагнулись)
А потом мы умывались
Аккуратно одевались.
Завтракали, не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь. (шаг на месте)
г) – Открываем учебник на стр. 45.
– Посмотрите на стихотворение. Сколько четверостиший оно содержит? (5)
– Прочитаем стихотворение «В школу». Читать будем по 4 строчки цепочкой.
(Чтение стихотворения)
– Хорошо. Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?
– Как можно назвать это чувство? (волнение, тревога)
– о чем говорится в 1 четверостишие? (Петя плохо спал ночью)
– о чем говорится в 2 четверостишие? (он стал учеником)
– Какие чувства нужно передать голосом при чтении первых 2 четверостиший? (гордость)
– о чем говорится в 3 четверостишие? (он проснулся и испугался)
– Какие чувства выражает 3 четверостишие? (ужас)
– о чем говорится в 4 четверостишие? (оделся быстро и побежал в школу)
– о чем говорится в 5 четверостишие? (всех разбудил)
– Как нужно прочитать 4, 5 четверостишия? (С юмором)
– Интересно, а кто-нибудь из вас боялся опоздать в школу 1 сентября?
– Почему?
– Кто вас разбудил?
– Прочитаем стихотворение ещё раз, постарайтесь предать чувства, которые испытывал мальчик – гордость, ужас, юмор.
(повторное выразительное чтение детьми)
6.
– Что должен соблюдать каждый школьник? (режим дня)
Стали мы учениками,
Соблюдать режим мы стали.
– Вы соблюдаете режим дня? Сейчас проверим!
– Зачем человек придумал часы?
- Для того, чтобы не опаздывать.
- Чтобы все свои дела делать вовремя.
- Чтобы следить за тем, чтобы время не пропало даром.
– Молодцы, ребята!
– Назовите по порядку четыре времени суток. (Утро. День. Вечер. Ночь).
– С чего должно начинаться утро? (подъем, зарядка, водные процедуры)
– Верно, идем умываться, принимать водные процедуры.
– Ребята, скажите, что вы делаете после того, как умылись? (Ответы детей).
Учитель:
Заправляем кровать
Завтракаем
Аккуратно одеваемся
И идем в школу.
– Наступил день. А что же мы делаем днем?
В руках у меня воздушный шарик.
Я его передам кому то из вас.
Кто получает шарик,
Тот продолжает мой рассказ. Итак, я начинаю:
Закончились занятия в школе.
В столовой вкусный ждет обед,
Приятный запах от котлет.
Передаю мяч дальше. (Ученик продолжает).
- После обеда мы идем из школы в домой – передает шарик следующему игроку, который продолжает рассказ:
- После того, как пришли – отдыхаем (спим) – передает шарик дальше, следующий ученик продолжает:
- После тихого часа мы идем на прогулку и играем.
- После прогулки – полдник – самоподготовка (выполнение домашних заданий).
– Наступил вечер. А что же вы делаете вечером? Я предлагаю вам изобразить свои занятия жестами, движениями без слов, например…. (имитирует чтение книги)
(Учитель показывает одно движение, а дети угадывают).
Один ребёнок показывает, остальные угадывают.
Учитель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Ваша задача слушать внимательно и ответить на мои вопросы.
«Я ненавижу слово «спать»!
Я ежусь каждый раз,
Когда я слышу: «Марш в кровать!»
Уже десятый час!
Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!
В четыре! Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда»!)
Всю ночь совсем не спать!
– Согласны ли вы с героем этого стихотворения? Почему?
– А зачем человеку нужен сон? (Ответы детей).
– Чтобы проснуться с хорошим настроением и прекрасным самочувствием, надо выспаться. Недаром говорят: «Утро вечера мудренее». Во сне мозг отдыхает, возвращаются силы. Поэтому ребенок должен спать не менее 10 часов. Значит, к 21 часу (к 9 часам вечера) он должен уже спать.
– Поиграем с вами в игру «Плохо-хорошо пред сном». Я буду вам вслух читать высказывания, а вы, если согласны, должны хлопнуть в ладоши, а если не согласны – потопать ногами».
Хорошо: Плохо:
-Мыть ноги, руки, – Много есть и пить перед
принимать душ. Сном.
-Чистить зубы. Ложится спать в грязной одежде
– Проветривать комнату. Смотреть страшные фильмы.
– Гулять на свежем воздухе. Слушать громкую музыку.
– Заниматься спортом.
– Молодцы!
Стать здоровым ты решил
Значит, выполняй … (режим)
– Так что же такое режим? (Ответы детей).
– Молодцы! Режим – это правильное распределение времени, при котором разумно чередуются труд и отдых. У человека, который соблюдает режим дня, всегда хватает времени и на дела, и на развлечения, сохраняются силы и здоровье. Ваш труд – это учение. Надо так организовать этот труд, чтобы меньше уставать и лучше учиться.
7.
- Рефлексия (закрепление знаний), д/з
– Какое стихотворение мы с вами читали? (В школу)
– Кто написал его?
– Что вы нового узнали из творчества и жизни А. Барто?
– Что должен соблюдать каждый школьник? (Режим дня)
– дома подготовить выразительное чтение стихотворения «В школу», по желанию выучить наизусть.
-У вас у каждого есть на есть пиктограммы. Если вам занятие понравилось, у вас хорошее настроение, вы довольны, то покажите пиктограмму улыбающегося человечка. Если же вам что-то не по душе, покажите человечка грустного. (Пример на экране)
– Ну вот и все, мои друзья, я очень рада была с вами познакомиться. До свидания.
Приложение
А. Барто.
В ШКОЛУ
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.
Презентация
Для исследования лирического произведения очень важна вдумчивость. Ученикам 1-4 классов выполнить анализ стихотворений проблематично. Сложности возможны из-за отсутствия собственного жизненного опыта, неспособности целостного восприятия поэтического текста.
Принципы анализа стихотворений
Младшим школьникам достаточно использовать простые приемы интерпретации:
1. Автор, название. Указание главной информации – полного имени поэта, заглавия стихотворения. При наличии дополнительных сведений можно указать дату, место написания произведения.
2. Тема лирического текста. О чем, каком явлении/событии идет речь.
3. Мысли, чувства автора, идея. Отношение поэта к теме лирического произведения.
4. Настроение. Эмоциональное состояние автора. При описании можно использовать слова «радость», «грусть», «восторг», «печаль», «восхищение», «беспокойство», «ненависть», «тревога» и т.д.
5. Композиция. Принцип построения стихотворения: разделение текста на части, формулировка темы каждого фрагмента.
6. Описание картины, возникшей в воображении. Образы, всплывающие в сознании после прочтения поэтического текста.
7. Художественные приемы. Средства выразительности с примерами из текста.
· Сравнение – сопоставление одного предмета/явления с другим. Употребление сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «точно», «что»: «холодный как лёд», «нахмурился словно туча»
· Эпитет – образное определение предмета, то есть прилагательное в переносном, а не буквальном значении: «золотые руки» (умелые руки, а не сделанные из золота), стальные нервы (крепкие нервы, а не сделанные из стали).
· Олицетворение – перенос свойств живых существ на неодушевленные предметы: «ветер воет», «солнце улыбается».
· Фразеологизм – устойчивые выражения в переносном значении: «крокодильи слезы», «медвежья услуга».
· Лексические повторы – намеренное повторение одного и того же слова/сочетания: «Зимы ждала, ждала природа…», «Простите, простите, простите меня…».
8. Личные впечатления. Собственное отношение к стихотворению, выражение мыслей, переживаний, возникших после прочтения.
План анализа стихотворения
У учеников 1-4 классов могут возникнуть сложности с составлением единого структурированного текста. Интерпретировать поэтическое произведение нужно по пунктам, указанным в плане анализа. Младшим школьникам можно использовать шаблонные речевые конструкции.
1. Автор, название
Автор стихотворения «…» – поэт …
…- автор стихотворения «…»
2. Тема
Тематика – …
Стихотворение посвящено…
В стихотворении описывается/изображается…
3. Мысли, чувства, основная идея
Основная мысль -…
Стихотворение пронизано…чувствами
Автор хотел донести до читателя…
Основная идея – …
4. Настроение поэтического текста
В стихотворении царит…настроение
Настроение данного лирического текста – …
5. Композиция
Текст можно разделить на …части. В начале поэт рассказывает/ описывает…
Первая часть посвящена…
В конце автор говорит о…
6. Описание возникшего воображения
После прочтения стихотворения в моем воображении возникает…
Текст напоминает мне о….
После прочтения мне представляется…
7. Художественные приемы
Красочность, эмоциональность стихотворению придают…
Основные художественные приемы – …
В стихотворении автор использует…
8. Личные впечатления
Мне понравилось/ не понравилось произведение, потому что…
Меня взволновало/ заставило задуматься…
Литературовед М. Л. Гаспаров предлагает для анализа поэтического текста найти и сгруппировать по темам существительные, прилагательные, глаголы. Имена существительные раскрывают предметный состав произведения (тема, идея), прилагательные – мысли, чувства, настроения, глаголы – действия, происходящие в стихотворении. Из отдельных слов можно составить словарь. Подобранные сочетания помогут малому школьнику понять смысл произведения и правильно его интерпретировать.
Подписывайтесь на канал, читайте новые интересные статьи!
Подробный план анализа для школьников старших классов уже на канале!