Как составить план своей работы стараясь уделить внимание теме произведения

Антон Павлович Чехов

Страница 59

Вопросы и задания 

1. На что в первую очередь обращают внимание авторы воспоминаний о Чехове? Каким человеком предстаёт Чехов? В чём особенность его творческой манеры? Запишите план ответов на вопросы.

План.

1. Искренность
Всю жизнь А.Чехов прожил на средства своей души, всегда он был самим собой, был внутренне свободен и никогда не считался с тем, чего одни ожидали от Антона Чехова, другие, более грубые, требовали.
2. Простота
Всякий человек при Антоне Павловиче невольно ощущал в себе желание быть проще, правдивие, быть более самим собой. Красиво простой, он любил всё простое, настоящее, искреннее, и у него была своеобразная манера опрощать людей.
3. Сдержанность
Был приветлив, но сдержан. Говорил довольно оживленно, но просто и кратко. Сдержанность Чехова сказывалась во многом, свидетельствуя о редкой силе его натуры.
3. Благородно-скромный
“приветлив, но сдержан”, “никто и никогда не слыхал от него сетований на судьбу”, “но поистине было изумительно то мужество, с которым болел и умирал Чехов!”
3. Трудолюбие
Забота о семье ложилась в основном на плечи писателя в студенческие годы и требовала много сил и труда. Гонорары были нищенские, и писать приходилось постоянно, много, не зная отдыха.

Особенность его творческой манеры.
1. Творец нового вида литературы
Чехов стал творцом нового вида литературы – рассказа, вбирающего в себя признаки таких жанров, как повесть или роман.
2. Скрытен в своей работе
Мы почти ничего не знаем не только о тайнах его творчества, но даже и о внешних, привычных приёмах его работы. В этом отношении А.П. был до странного скрытен и молчалив. Где он черпал свои образы? Где находил свои наблюдения и сравнения? Где он выковывал свой великолепный, единственный в русской литературе язык? Он никому не поверял и не обнаруживал своих творческих путей.

2. Внимательно рассмотрите фотографии А.П. Чехова. Что говорят они вам о личности писателя?

Антон Павлович не любил выставляться напоказ, во всём любил простоту, умеренность и скромность, поэтому не заказывал своих художественных портретов, предпочитая фотографироваться. Игнатий Потапенко вспоминал: “Его всегдашнее спокойствие, ровность, внешний холод какой-то, казавшейся непроницаемой, броней окружали его личность. Казалось, что этот человек тщательно бережет свою душу от постороннего глаза”. На первой фотографии Чехов предстает перед нами совсем молодым человеком, это фото сделано в первый год врачебной практики. Второе фото, которое мы видим сделано через 11 лет. На этих фотопортретах мы видем человека излучающего уверенность и спокойную жизнерадостность, на них нет ничего лишнего. На последней фотографии Чехов сфотографирован у своего дома в Ялте. Чехов любил животных, Антона Павловича запечатлели прогуливающегося со своими собаками. Он задумчив. Одет лаконично, скромно, никаких излишеств.

Александр Куприн, близко знавший Чехова, вспоминал: “Я увидел самое прекрасное и тонкое, самое одухотворенное человеческое лицо, какое только мне приходилось встречать в моей жизни”. Ему вторил художник Коровин: “Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами”. В воспоминаниях В.Н. Ладыженского сказано о Чехове так: “Молодой и красивый, с прекрасными задумчивыми глазами, он на меня с первого же раза произвел неотразимое, чарующее впечатление”.

Возвращаясь к теме 

1. Вспомните, когда произошла ваша первая встреча с произведениями А.П. Чехова и какое впечатление она произвела.

2. Какие рассказы писателя вам хочется перечитывать неоднократно и чем это вызвано?

Хамелеон

Страница 63-64

Вопросы и задания 

1. Какие элементы фабулы в рассказе вы можете выделить? Где заканчивается один её элемент и начинается другой?

Элементы фабулы

Экспозиция – по базарной площади идут Очумелов и Елдырин

Завязка – золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой

Кульминация – Это, кажись, генерала Жигалова! – говорит кто-то из толпы

Развязка – толпа смеётся над Хрюкиным

2. Действие какого персонажа в рассказе кажется вам нелепым? Почему?

Действие главного героя рассказа Очумелова мне кажутся нелепыми. Меняя свое мнение на ситуацию он становится смешон и низок.

3. Имеются ли в «Хамелеоне» признаки сатиры и сарказма? Или только юмор? Дайте аргументированный ответ.

В “Хамелеоне” имеются признаки сатиры и сарказма.

Например:
– “Говорящие фамилии” Очумелов (чумной, одуревший), Хрюкин (свинья, хам, невежа)
– Сюжет рассказа сатиричен: в зависимости от того, генеральская собака или нет, меняется взгляд полицейского надзирателя Очумелова на происходящее
Если щенок неизвестный, то он бешеная собака, “бродячий скот”, “подлость одна”, которую следует немедленно истребить.
Принадлежность щенка генералу превращает его в “нежную тварь”, “цуцыка этакого”, “шуструю собачонку”.

4. Обратите внимание на эпизоды, когда Очумелов просит Елдырина то снять, то надеть на него пальто. Почему они важны?

Очумелов боится “промазать” со своим решением, что от напряжения его кидает то в жар, то в холод. Автор показывает нам хамелеона. Снимая и одевая пальто, он предстаёт перед нами в комическом виде (6 раз Очумелов менял своё мнение). Чехов показывает, что смешное и грустное живут рядом. Льстицы и чиноугодники стремятся решать важные вопросы. Им не ведомы слова: “честь”, “справедливость”, “закон”.

5. В рассказах Чехова, изученных вами в 6 классе, значимую роль играла художественная деталь. В рассказе «Хамелеон» также встречается этот выразительный приём. Приведите примеры его использования. Для чего автор акцентирует внимание на деталях?

Художественная деталь несёт в рассказе “Хамелеон” огромную смысловую нагрузку:
– название рассказа “Хамелеон”
– “говорящие” фамилии героев
– новая шинель – признак власти
– узелок в руке и конфискованный крыжовник
– щенок, глаза собаки
– окровавленный палец Хрюкина – символ победы
– отрывистая грубая речь
– внешний вид героев

6. Кого из персонажей рассказа можно назвать хамелеоном? Почему?

Хамелеоном можно назвать полицейского надзирателя Очумелова, так как он в зависимости от ситуации (кому принадлежит собака) ведет себя как хамелеон. Он постоянно меняет свое мнение.
Название “Хамелеон” метафорично: Очумелов меняет свое отношение к щенку в зависимости от того, чей щенок. Но, сняв шинель-пальто, Очумелов остался в кителе, который хотя бы немного должен был отличаться от шинели по цвету. Таким образом, Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле слова, меняя свой цвет.

7. Литературовед З.С. Папeрный в статье о Чехове отмечал: «Чехов… создал юморески, которые никак не исчерпываются чистым юмором. Сквозь калейдоскопическую пестроту его ранних рассказов всё более явственно проступают основные внутренние темы: человек и чин, поэзия и проза, фасад жизни и её оборотная сторона… Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом».

Найдите и отметьте в тексте этого высказывания положения, которые, по вашему мнению, верны для рассказа «Хамелеон». Обоснуйте свои соображения.

Мне кажется, что положения, которые верны для рассказа “Хамелеон” следующие:

“проступают основные внутренние тему: человек и чин”

и

“Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом”

Они верны, так как рассказ о чинопочитании. В зависимости от того, генеральская собака или нет, меняется взгляд полицейского надзирателя Очумелова на происходящую ситуацию в рассказе.

Вопросы и задания 

1. Прочитайте рассказ писателя «Смерть чиновника».

2. Подготовьте анализ произведения.

Составьте план своей работы, старайтесь уделить внимание теме произведения, образам, художественно-выразительным средствам и их роли в каждом конкретном случае, основной мысли рассказа, то есть его художественной идее.

Анализ художественного произведения

После уроков 

1. Писатель и доктор, Чехов активно помогал людям, постоянно приглашал к себе гостей, его окружали друзья, где бы он ни находился. Подготовьте материалы для заочной литературно-краеведческой экскурсии по одному из мест, связанных с именем Чехова.

Дом-музей А. П. Чехова расположен в Ялте, где Антон Павлович провёл последние годы жизни. Переехав из Москвы в Крым по состоянию здоровья, в конце 1898 года писатель купил в Ялте участок земли. На участке был разбит сад и построен дом по проекту архитектора Л. Н. Шаповалова. Строительство длилось всего 10 месяцев. 9 сентября 1899 года Чехов переехал в Ялту вместе с сестрой Марией Павловной и матерью Евгенией Яковлевной. Именно здесь были написаны такие знаменитые произведения, как рассказ «Дама с собачкой», пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад», а также повесть «В овраге» и рассказы «Архирей», «На святках» и «Невеста»,

2. Подготовьте вопросы к литературной викторине по прочитанным произведениям А.П. Чехова и проведите её. Ниже вам предложены примерные вопросы к викторине:

1. Определите, из каких произведений взяты следующие фрагменты:

«Денис перестаёт мигать и, приподняв свои густые брови, вопросительно глядит на чиновника:

— То есть, как же в тюрьму? Ваше благородие!..»

«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился…»

2. Какой рассказ так начинается:

«Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель…»

«У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы…»

«Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гнилушки…»

3. Кто из героев Чехова:

а) просил неоднократно то надеть, то снять с него шинель?

б) никак не мог вспомнить фамилию?

в) для рыбной ловли отвинчивал гайки?

3. Вы познакомились со многими юмористическими произведениями. Самое время провести вечер юмора на тему «Над чем смеётесь?». Отберите произведения сатириков (кроме произведений А.П. Чехова, это могут быть рассказы М.М. Зощенко, А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи и др.), напишите сценарий мероприятия. Что-то на вечере просто будет прочитано, что-то инсценировано. Может быть, и в вашей среде есть начинающие сатирики? Дайте им слово. Для оформления своего вечера вы можете использовать работы русских художников: иллюстрации к произведениям, карикатуры, репродукции картин.

Степь (Фрагменты)

Страница 69

Вопросы и задания 

1. А.П. Чехов был непревзойдённым мастером детали. Этот дар в полной мере проявился в повести «Степь», имеющей подзаголовок «История одной поездки». Три прочитанных вами фрагмента посвящены описанию степи. Что объединяет эти отрывки и чем они различаются? Дайте название каждому фрагменту.

Объединяет эти три отрывка то, что в них Чехов показывает степь.

1 фрагмент – Рассвет в степи
2 фрагмент – Степные переполохи (степь днём)
3 фрагмент – Июльские вечера и ночи в степи

2. Подготовьтесь к подробному пересказу одного из фрагментов. Выпишите ключевые слова и определите центральные поэтические образы, создающие неповторимый пейзаж. Назовите художественные средства, использованные в тексте.

Ключевые слова:

– бесконечная равнина, солнце выглянуло, мельница, Егорушка, рожь, бурьян, молочай, побуревшее от зноя, старички, чибисы, куропатки, степь, унылый июльский вид, тоска, коршун

– кудрявое облако, рванул ветер, перекати-поле, стрепет, коростель, грачи

– зайдет солнце, дневная тоска забыта, молодая трескотня, силуэты, внушают подозрение, всходит луна, небо, усыпанное звёздами, необъятное и безграничное, курганы, каменные бабы, степные легенды, сказки, торжество красоты, прекрасная, суровая родина, степь одинокая, не воспетая.

Центральные поэтические образы:

Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.

Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

Образы птиц – описание птиц, которое окрашено настроением мальчика.

3*. Сопоставьте изображение степи у А.П. Чехова и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Обобщите свои наблюдения и оформите их в виде компьютерной презентации.

В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый казак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса – Остапе и Андрии. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя .

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»

«По небу, изголуба -тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.

Чехов подчеркивает разноликость степи. Июльская степь на глазах героев меняется несколько раз: вот она широкая и величественная, улыбающаяся; то вдруг обманутая степь замирает; то поднимает ропот, все кружит и затуманивает солнце. А также автор говорит о красоте степи.

«Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло…Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку… неожиданно послышалось тихое пение. Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять… Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.

Вдруг рванул ветер… Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром… Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки… По дороге текли ручейки и прыгали пузыри…»

У Чехова степь по-особому одухотворена: сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой . Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь капризной девушкой. И все потому, что она так часто меняет свой нрав. Степь становится действующим лицом, живым человеком. Чеховская «Степь» напоминает лирическую прозу.

Описывая степь, и Гоголь, и Чехов выступают великолепными мастерами словесной живописи, создают удивительно яркий зрительный образ степи, которая в обоих описаниях поражает необъятностью, безбрежностью.

Проведём анализ рассказа Антона Павловича Чехова “Смерть чиновника” исходя из предложенного плана.

I. Это произведение о неожиданном скоропостижном уходе в мир иной чиновника, меланхоличный темперамент которого, вкупе с рабским преклонением перед важной особой, оказались смертельными врагами его здоровья.

II. Главные герои данного литературного произведения:

— Червяков — недалёкий трусливый человек, с множеством предрассудков, самым страшным из которых является раболепие, т. е. обычное подхалимство,

— Бризжалов — генерал, благородный человек, с достаточно сильной, но всё же не стальной выдержкой.

III. Читатель рассказа должен понять, что нельзя быть слишком навязчивым, и постоянно сомневаться в своих поступках. Достаточно всего лишь обычной вежливости в общении со всеми окружающими, а иначе вы не жилец — срочно планируйте собственные похороны.

IV. Что же касается художественно-выразительных средств сего произведения, то стоит обратиться к отдельному таком вопросу на нашем проекте, в котором подробно всё описано.

Итак, зачем вообще нужен план при написании романа? Казалось бы, весь сюжет сидит в голове, герои давно придуманы, идея подсвечена – садись и пиши, что в этом сложного? А сложности есть, причем иногда вылезают в самый ответственный момент.

Вот что даёт план: структурированность текста, прозрачность, сохранение темпа и ритма, внятность, понимание целей и задач.

Давайте пробежимся по подводным камням, которые ждут автора на пути к финалу его произведения – и посмотрим, как эти подводные камни убрать с помощью плана.

Фото: <a href='https://ru.freepik.com/photos/people'>People фото создан(а) wayhomestudio - ru.freepik.com</a>
Фото: <a href=’https://ru.freepik.com/photos/people’>People фото создан(а) wayhomestudio – ru.freepik.com</a>

Хочу начать с распространенной практики, которую лично я отрабатываю каждый раз, когда сажусь за крупное произведение. Попробуйте рассказать о своём романе в двух-трех предложениях. Обозначьте завязку, главную идею и сюжет своими словами.

«Главная героиня замужем и счастлива, но влюбляется в другого, рожает от него ребенка и уходит от первого мужа. Муж не даёт ей развод, вся общественность против поведения героини, да и новый сожитель охладевает к ней. В отчаянии героиня прыгает под поезд»

«Люди, летящие в самолете, неожиданно приземляются в пустынный аэропорт и понимают, что оказались в ином мире – то ли в прошлом, то ли в будущем. Они пытаются выбраться из этого мира, столкнувшись с множеством различных проблем»

Это первый этап, и он обычно самый сложный, потому что у каждого автора в голове ворох смыслов, идей и сюжетов, которые он хочет вывалить на бумагу. Но, как говаривал персонаж одного советского фильма: «Торопиться не надо!»

Второй этап такой: возьмите своё краткое изложение и добавьте к нему пять-шесть абзацев, отвечая на самые очевидные вопросы.

Например: сколько людей летели в самолете? Чем они связаны или не связаны между собой? Что это будет за аэропорт (большой и современный, или маленький и заброшенный?). Что странного в мире, в котором они оказались (несколько пунктов)? Как они пытаются из него выбраться (несколько пунктов). Какой финал у этой истории?

И вот если вы справились со вторым этапом, добро пожаловать на борт. Можно приступить к подробному плану романа.

Обычно у меня уходит месяц на то, чтобы составить более-менее полный план. Но это индивидуальные сроки. Кто-то за месяц успевает написать две-три книги бесконечного фэнтези-сериала.!

В общем, выбирайте удобный вам темп. Торопиться не нужно, но и затягивать тоже.

На что в плане нужно обратить внимание?

Придерживайтесь своей первоначальной задумки. Старайтесь не уходить от неё слишком далеко, иначе рискуете превратить план одного романа в план совсем другого. Хорошо это или плохо решать, конечно, вам, но не жалко ли будет потраченного времени?

Бежим дальше.

➤ Сюжетные линии

Без рабочего плана есть большой риск, что в вашем романе появятся проблемы с сюжетными линиями. Как это часто бывает, в процессе написания в голову приходят свежие (почти наверняка гениальные!) идеи, хочется развить их, добавить в сюжет.

Тут важно понимать, что нет ничего плохого в разветвленном сюжете (особенно если вы пишите десять томов новой «Игры Престолов»). Речь идет о тех сюжетных линиях, которые «выходят из-под контроля» – забываются, обрываются, ведут в тупик.

Если по-простому, сюжетная линия, это путь вашей истории из пункта А в пункт Б. Таких историй в тексте может быть две-три-пять. Они могут двигаться параллельно и соединяться в финале, а могут пересекаться и сплетаться в общую нить повествования.

При составлении плана я обычно отдельно прописываю все сюжетные линии от завязки до финала. А в местах пересечения выделяю их отдельными цветами или маркерами, чтобы понимать, сколько всего этих пересечений, куда они ведут, как расходятся и где завершаются.

Как только вы «нарисуете» все свои сюжетные линии, вам станет намного проще понять, какие из них лишние или, наоборот, каких не хватает.

➤ Персонажи

Частая проблема с персонажами: они бывают лишними или, наоборот, забытыми.

  • Лишние персонажи появляются часто против воли автора, выскакивают «по вдохновению» и вдруг начинают играть ключевую роль в романе. Что может натворить такой персонаж? Сломать сюжет, исказить идею, вытеснить других. Одним словом, устроить кавардак.
  • С забытыми персонажами всё ещё сложнее. Представьте, если в середине книги вы просто забыли о герое, который в финале играет ключевую роль. И вот, дописывая роман, вы вдруг понимаете, что какой-нибудь рыцарь или космический десантник не дошли до финала. И теперь, чтобы всё выглядело правдоподобно, вам нужно переписывать кусок книги заново.

И та и другая ситуация, как несложно догадаться, легко решается предварительным планом.

Я всегда прописываю вообще всех персонажей в отдельном файле – как их зовут, внешность, характер, особенности, какую роль они играют в тексте (этот умрет, но героически, этот принесет артефакт, этот окажет переломную роль в финале, этот будет выполнять роль комика и громоотвода и т.д.). Если по ходу написания книги у меня вдруг появляется новый персонаж – я прежде всего обращаюсь к плану и проверяю, нужен ли этот новичок или нет.

Важно: при создании персонажей всегда отвечайте на вопрос: «Зачем он нужен в тексте?». Старайтесь не плодить второстепенных персонажей просто потому, что им тесно в вашей голове. Эти товарищи отвлекают внимание на себя, перегружают текст и, в итоге, могут лишить читателя интереса.

➤ Идеи, которые приходят в голову в процессе написания

Проблема, тесно связанная с сюжетными линиями. Сами по себе интересные идеи не несут ничего плохого. Их может быть сколько угодно в тексте. Но когда их становится слишком много, размывается фокус. Что хотел сказать автор? Почему его мысль потекла в другую сторону? Зачем книга, скажем, о погоне охотников за древним монстром в джунглях, вдруг преобразилась в книгу о тяжелой жизни одинокой женщины с ребенком на задворках промышленного городка?

Иными словами, старайтесь при составлении плана четко отметить, что именно за идеи вы стараетесь донести. Как они будут работать. Не перегружайте текст. И старайтесь, при написании, придерживаться плана.

Картинка: <a href='https://ru.freepik.com/vectors/work'>Work вектор создан(а) stories - ru.freepik.com</a>
Картинка: <a href=’https://ru.freepik.com/vectors/work’>Work вектор создан(а) stories – ru.freepik.com</a>

➤ Темпоритм

Модное нынче слово «темпоритм» означает «гладкость» вашего текста. Читатель не должен заскучать, пролистывая десятки страниц рассуждений, не имеющих отношения к основному сюжеты. Динамичные эпизоды обычно чередуются со спокойными. Главы принято завершать «клиффхэнгером» (ещё одно модное словечко, перебравшееся из кино, и означающее некий эмоциональный пик перед развязкой, внезапно обрывающийся до следующей главы). А в сюжете должно быть достаточно сюжетных поворотов, чтобы удержать внимание читателя.

Всё это как раз относится к темпоритму. Даже опытные авторы не всегда улавливают ритм собственного рассказа и обращаются к составлению плана. Согласитесь, намного проще отследить, где ваш текст провисает по динамике или, наоборот, скачет конём, если у вас есть поглавное описание сюжета. Я не говорю уже о том, что в плане вы всегда сможете правильно откорректировать сюжетные повороты.

➤ Из прошлого пункта вытекает следующий: нет понимания важных эпизодов и сцен. Нет контрольных точек в сюжете.

Тут буду краток. Любая сцена, в идеале, должна двигать сюжет. Даже если два ваших персонажа просто перекусывают в кафе, им ничего не мешает вести диалог, который приведет одного из них к важному решению или месту.

Как только в вашем плане появится описание каждой главы, вы сможете проанализировать их и проставить контрольные точки. Не сильно важные эпизоды, работающие на связку сюжета, например, могут быть короткими или подаваться интересно, чтобы читателю не было скучно (или чтобы читатель передохнул от динамики).

➤ Невозможность завершения – текст всё тянется, тянется и тянется…

Ну и финальные грабли, на которые может наступить любой автор без плана. Сюжетные линии плодятся, количество персонажей растёт, финальные идеи отодвигаются на второй, третий планы… Как завершить роман? Сам автор уже не имеет представления. Он пишет, пишет, пишет. Конца и края нет. Думаю, те, кто читали бесконечные саги, поймут о чём я. Хорошего мало.

В итоге автор рискует или полностью истощить силы, или «психануть» и завершить роман так, что мало никому не покажется. В проигрыше останутся все – и автор и его читатели.

Стоит ли говорить, что подробный план романа – тот самый путь от А до Я – сводит риск «бесконечной истории» к минимуму. А еще лучше, если в начале пути вы будете точно знать, чем хотите завершить роман.

Глупо отправляться в путешествие, не имея конечной цели (если только ваша конечная цель – это и есть отсутствие цели! О, как загнул!).

Я обычно расписываю два-три финала для романа. К какому в итоге приду – загадка. Но тем интереснее двигаться к этим самым финала.

Ну и давайте подытожим.

Я сознательно не рассказал подробно о некоторых моментах, которые присутствуют в подробном плане, потому что они интуитивно понятны. Ниже перечислю и их тоже.

Мой план состоит из таких пунктов:

  • описание всех глав, с ключевыми сценами и эпизодами
  • описание всех персонажей (желательно вот вообще всех, главных и второстепенных, включая безымянного бармена и говорящую лампочку): их имена, возраст, характеры и роль в сюжете.
  • описание локаций (места действия): города, улицы, дома, квартиры, бары, Мордор и т.д.
  • времена года, ключевые даты и события (если это важно)
  • сюжетные линии
  • сюжетные повороты (в каких главах, в каких эпизодах, с какими персонажами и что будет в итоге)
  • финал

Придерживаясь его, я не только облегчаю написание книги (согласитесь, намного проще и быстрее написать роман, в котором уже всё разложено по полочкам), но и значительно сужаю работу с черновиком. Как говорится, сто раз отмерь – один отрежь.

_________________________________________

Понравилось? Подписывайтесь, ставьте пальцы вверх, комментируйте. Всегда рад!

Еще из интересного:

С чего начинать рассказ или насколько важно первое предложение

Что такое “плохой” текст?

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 1)

    Автор  книги.

    Название  книги.

    Перечисли  главных  героев. Какой  герой  любимый,  почему?

    Напиши,  какие  приключения  показались  тебе  самыми  интересными.

    Чему  научила  тебя  эта  книга?

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 2)

    Автор  книги.

    Название  книги.

    Перечислить  главных  героев  с  кратким  пояснением,  кто  они.

    Краткий  пересказ  самых  захватывающих  моментов  книги.

    Чему  научила  тебя  эта  книга? О  чем  заставила  тебя  задуматься?

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

    Расскажи  о  понравившемся  герое.

Начни так … Мне  очень  понравился( ась)… Мне  очень  запомнился(ась)… Мне  показался  интересным… Я  восхищаюсь… Мне  очень  не  понравился(ась)

    Опиши  внешность  героя  (его  лицо, одежду, манеру  поведения ).

    Вспомни, в  каких  поступках, мыслях, действиях,  лучше  всего  раскрывается  характер  героя?

    Перечисли основные черты характера  понравившегося  (непонравившегося)  героя.

    Расскажи  о  его  взаимоотношениях  с  другими  персонажами.

    Назови  героев  других  произведений,  которые  в  чем-то  схожи  с  этим  персонажем.

    Подумай  и  скажи,  в  чем  тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить  на  этого  героя?

    Вспомни,  какая  из  пословиц,  поговорок  и  крылатых  фраз  могла  бы  лучше  всего  передать  характер  этого  героя?

    Если  бы  ты  был  художником,  то  в  какой  момент  изобразил  бы  своего  любимого  героя,  какое  бы  у  него  было  выражение  лица,  как  бы  ты  его  одел,  что  было  бы  вокруг?

Что такое анализ произведения

Анализ произведения это процесс, предполагающий проведение углубленного, тщательного исследования произведения, а также извлечение наиболее значимой и полезной информации из анализируемого текста. Литературный анализ подразумевает:

  • изучение основных поворотов сюжета;
  • оценку характера главных и второстепенных персонажей;
  • разбор переломных событий и сопутствующей им обстановки.

Это позволяет читателю лучше понять написанное, отследить не только сюжетную линию, но и внутренний смысл, ключевую идею и основной посыл, который автор намеревался передать. Анализ должен производиться исключительно после прочтения творческой работы.

анализ произведения

Содержание притчи

Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.

Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью – это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.

План анализа произведения

Проанализировать литературное произведение и дать ему обоснованную оценку помогает определенная схема или план, который составляется перед началом анализа. Как правило, он включает в себя следующие пункты:

История создания. Необходимо кратко пересказать сопутствующие написанию книги события, а также упомянуть условия, в которых автор создавал свое детище.

Смысл названия. Довольно часто в названии труда кроется определенная идея, ключевая мысль, которую автор стремится передать читателю. Исключение составляют стихотворения, которые либо вообще не имеют названия, либо называются по первой строчке.

Жанровые особенности. Чтобы правильно определить жанр произведения, необходимо обратить внимание на его форму, специфику, особенности, характер повествования и пр.

Тема, идея и проблема. Тема – это то, о чем рассказывается в произведении. Важно уяснить, что тем может быть много, но идея – всегда только одна.

Идея – это ключевая мысль, отображающая отношение автора к теме его творческой работы. Раскрытие идеи, как правило, происходит посредством освещения ключевых проблем.

Как правило, в литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.

Сюжетная схема. Чтобы грамотно проанализировать сюжет произведения, необходимо вычленить переломные, ключевые моменты сюжетной линии на следующих этапах:

  • экспозиция – обстоятельства, приведшие к возникновению конфликта;
  • завязка – проявление и обострение конфликта;
  • развитие основного действия;
  • кульминационный момент;
  • развязка;
  • эпилог.

Конфликт. Следует определить, какой конфликт, сколько их, как они показаны в произведении. Он может быть внешним и внутренним. В первом случае, предполагается столкновение главного героя с обществом или конкретным человеком, во втором – с самим собой. Зачастую, конфликт определяет сюжетную линию и, как правило, разрешается в конце произведения.

Образы действующих лиц. Следует провести тщательный анализ главных и второстепенных персонажей:

  • определить их характер;
  • изучить взаимоотношения друг между другом;
  • выявить типичность или уникальность главных действующих лиц;
  • обозначить положительные и отрицательные стороны героев.

Кроме того, следует тщательнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.

Позиция автора. Чтобы правильно интерпретировать произведение, следует распознать авторскую позицию. Требуется выявить его отношение к персонажам и переломным событиям, определить, кому он симпатизирует, а кого порицает. Также нелишним будет установить цель написания произведения, определить авторский замысел – какую мысль он хотел донести до читателей.

Средства художественной выразительности. Под ними подразумеваются метафоры, эпитеты, сравнения, аллегории, ирония, сарказм и пр. Художественные средства играют важнейшую роль во время проведения анализа поэтических произведений. С их помощью можно понять замысел автора, раскрыть образы персонажей, дать максимально точную оценку героям и событиям.

Выводы. В конце анализа следует представить собственные соображения, относительно содержания и формы произведения, его особенностях и способах выражения авторского замысла, а также дать объективную оценку прочитанному.

анализ произведения

Невзирая на вышеописанный план, каждый исследователь вправе самостоятельно решать, какой путь анализа применять, и на каких моментах следует акцентировать свое внимания, а какие проигнорировать.

Исторический аспект

В общеобразовательной школе на уроке литературы школьники достаточно часто получают задание выполнить анализ художественного произведения, например, романа, поэмы, повести и так далее.
Приступая к анализу, следует подробно познакомиться с историческим контекстом произведения. Для нас является важным в каком году было написано произведение, какие исторические события могли повлиять на его идею и проблематику. Немаловажным будет указать, как долго автор находился в процессе написания этого произведения, и в какой период своей жизни он его сотворил.

Замечание 1

Здесь стоит отметить, что существует значительная разница межу исторической обстановкой и исторически-литературной обстановкой. Под исторически-литературной обстановкой обычно понимают типичные литературные направления, которые доминировали в момент написания произведения, место произведения среди произведений других писателей, написанных в это время, критику произведения, его оценку современниками.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Анализ художественного произведения 440 руб.
  • Реферат Анализ художественного произведения 240 руб.
  • Контрольная работа Анализ художественного произведения 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Виды анализа

Рассмотрим особенности анализа наиболее популярных произведений.

Анализ прозы

В литературе существуют следующие прозаические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и пр. Все они имеют свои особенности, но объединяет их отсутствие рифмы и конкретика описания. При анализе прозы следует уделить внимание главным героям, основной сюжетной линии и ключевым проблемам, затронутым в них.

В некоторых случаях, сведения для литературного анализа прозы можно почерпнуть в кратком содержании к произведению. Зачастую там описывается основной конфликт, представлены имена центральных персонажей, а также присутствует информация о стиле автора и его предпочтениях.

Анализ поэзии

Поэтическое произведение – это сочинение писателя, написанное стихами. Оно представляет собой короткое или длинное стихотворение. Анализ произведений такого типа может не предполагать освещение сюжетного конфликта и характера главных героев. Важную роль в стихотворении или поэме играют художественные средства.

Задача исследователя – выявить, при помощи каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. Также следует определить ритм стиха, стихотворный размер, рифму.

анализ стихотворения Цветаевой пример

Анализ драмы

Драматические произведения – это творческий труд, в котором описание жизни раскрывается через действие, поступки и разговоры героев. Такие произведения называют пьесами. Они сочетают в себе эпический и лирический способы изображения.

Особое внимание в процессе анализа драматических произведений обращается на речь действующих лиц, а также выяснение подтекста их реплик. Обилие диалогов помогает раскрыть духовный мир героев, их чувства, свидетельствует о культуре персонажей, их социальном положении. Довольно часто основная идея пьесы заложена в ее названии.

Кроме того, при анализе образов пьесы не следует ограничиваться только выяснением поступков действующих лиц. Необходимо обратить внимание на то, как персонаж осуществляет свои поступки и учесть это при составлении анализа.

открытая книга

Анализ фольклора

При составлении анализа сказки, былины, исторических и лирических песен, народных драм, эпосов, саг и прочих фольклорных произведений важнейшее значение приобретают традиции, менталитет, религиозные убеждения определенного народа. Именно взаимосвязь между этими понятиями следует отобразить в анализе такого рода.

Общая цель литературного анализа – раскрыть любую символику и четко объяснить, как функционировали персонажи, почему они делали что-то, каково могло быть истинное послание или значение текста.

Понятие

Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?

М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:

  1. Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
  2. Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
  3. Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.

Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.

Текст

Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»

– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.

Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»

Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.

Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.

Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»

Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.

По русскому языку и литературе

И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:

  1. Жанр текста – легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
  2. Тема текста – в любом произведении есть своя тема
  3. Какие использованы приема построения текста – повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
  4. Использование изобразительных средств
  5. Общее впечатление от прочитанного – если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа

Добавить комментарий