Как составить план текста 4 класс родной язык

Слайд 1

Учимся составлять план текста Белоусова Е. Г. МКОУ « Еманжелинская СОШ»

Слайд 2

Цели урока вспомнить, что такое текст, чем отличается текст от группы предложений; научиться определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст и составлять его план.

Слайд 3

Два или несколько предложений. Тема (то о чём говорится в тексте) Главная мысль – идея (чему учит) Предложения расположены в определённой последовательности. Они связаны по смыслу Текст выражает законченную мысль. Заголовок

Слайд 4

Игра «Закончи предложения» Текст –это… предложения, связанные между собой по смыслу Текст состоит из… предложений По заглавию можно узнать … о теме текста

Слайд 5

Для чего нужен план текста? Какие виды плана тебе уже знакомы? 20.12.2020 5

Слайд 6

План кратко передаёт основное содержание текста. Его можно назвать самым кратким пересказом. 20.12.2020 6

Слайд 7

План Отцовский наказ. Испытание. Совет отца. Вспомни произведение, перескажи по плану!

Слайд 8

Как составлять план текста 1. Сосчитай количество абзацев в тексте. 2. Найди главное предложение (или ключевые слова) каждого абзаца. Запиши по порядку ключевые слова или предложения каждого абзаца. Это и будет план.

Слайд 9

20.12.2020 9 Запиши слово ёж , сделай фонетический разбор

Слайд 10

20.12.2020 10 Прочитай рассказ и озаглавь его. Определи самое главное в каждом абзаце рассказа и запиши план рассказа . (с. 85-86)

Слайд 11

20.12.2020 11 В каждом пункте твоего плана подчеркни грамматическую основу.

Слайд 12

20.12.2020 12 Запиши: Ёж, ёжик, ежиха, ежовый. Разбери эти слова по составу.

Слайд 13

20.12.2020 13 Учебник: Русский родной язык, 4 кл Александрова, Казакова, В ербицкая

Урок русского родного языка на тему : “Учимся составлять план”

Урок русского родного языка
в 4 классе

Настрой на урок
Если б мне сказали рассказать о настроении, то я …

Заботы животных.
Конец весны.
Скоро лето.
Холод и сырость.
Таяние снега.
Прилет птиц.

Для чего нужен ПЛАН?

Тема урока
Учимся составлять план

виды плана

цитатный,
вопросный,
план – опорная схема,
назывной

План
Кратко передает основное содержание текста. Его можно назвать самым кратким пересказом.

испуганный
ароматный запах
молоко
Смелость
План – опорная схема
еж

Белка и волк
Белка и волк
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал: – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Л. Толстой

Вопросный план.

Куда упала белка?
О чем спросил белку волк?
Почему белки веселы?

Цитатный план.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка.
Скажи мне, отчего вы, белки, так веселы.
Тебе оттого скучно, что ты зол.

Урок
русского (родного) языка 4 класс

Тема:
Учимся составлять план текста.

Цель:
создание условий для формирования
умения делить текст на части и составлять назывной  плана текста.

Планируемые
результаты:

           
Предметные: научатся составлять план текста; получат возможность
научиться
делить текст на части.

            
Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу;  планировать действия согласно
поставленной задаче, осуществлять контроль своей деятельности на уроке;
познавательные
владеть основами смыслового чтения художественных текстов; коммуникативные
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь работать в команде, слушать и
слышать других, развивать умение излагать свои мысли.

              
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам .

Этап урока. Методы и
приемы.

Время

Содержание урока. Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Организационный
момент.

1
мин

Приветствие
учащихся

Контролируют
подготовку к уроку

2.

Актуализация
знаний. Формирование потребности.

10
мин

– Рассмотрите
картинки на доске, подумайте и скажите, какое слово их объединяет… Почему?

– А что
указывает на то, что это план?       

 (Порядок, структурированность,
 временные промежутки)                          

– Какой из этих
планов вы используете в жизни?

– А какой план
вы бы хотели дополнить или изменить?

Рассматривают
картинки и отвечают на вопрос, аргументируя свою точку зрения

Подбирают
характеристики, указывающие на принадлежность данной записи к плану.

Объясняют,
где они встречались с тем или иным планом в жизни.

Дополняют
инструкцию по посадке яблони, т.к. она неполная.

3.

Мотивация.

Целеполагание.
(Формулирование темы и цели урока).

4мин

– Какие из этих
особенностей построения плана мы можем применить в русском языке?

(Порядок, при
составлении плана текста)

– Значит, тема
нашего урока…

(План текста)

– Где пригодится
умение составлять план текста?

(Написание
изложения, пересказ, подготовка к устному предмету, подготовка к выступлению
по теме…)

– Какую задачу
будем решать  на уроке?

(Составлять
план конкретного текста)

Отвечают
на вопросы, доказывая свою точку зрения и приводя примеры из жизни.

4.

Планирование
работы.

5
мин

– Как вы
понимаете словосочетание «план текста»?

Сверим ваши ответы
с записью учебника…

– А сейчас
найдите упр.2, с.86 и прочитайте задание.

– Что нужно
сделать?

– Зачем нужно
делить текст на части?

(Легче
воспринимать информацию)

– Как будете
действовать, чтобы выполнить задание?

Отвечают
на вопросы, аргументируя точку зрения.

Составляют
план работы, опираясь на задания упражнения.

5.

Работа
с текстом


группах)

20
мин

– Приступайте к
работе. Когда справитесь с п.2, покажите свою готовность работать дальше.

– Проверим, что
у вас получилось.

-Прочитайте
предложение, которым заканчивается 1 часть, 2 часть.

– Расскажите,
как вы работали, как читали? Что помогло в работе.

– Кто может
продолжить работу дальше? Работайте.

– Прочитаем
текст ещё раз все вместе и обсудим ваши работы.

– Что помогло
построить план текста?

– А как мы его
составляли?

(Работали по
плану)

Работают
в группах, читают текст и делят его на части.

Рассказывают,
как работали, что мешало, что помогло.

Продолжают
работу по составлению плана.

Высказывают
свою точку зрения и аргументируют её.

Используется
документ камера для обсуждения работ.

План
текста.

1.
Красивая музыка (Мы слушали музыку).

2.
Мнения ребят о музыке (На что похожа музыка).

3.Ветерок
от музыки.

6.

Итог
урока.

Рефлексия.

Домашнее
задание.

5
мин

– Вспомните
задачу, которую поставили себе на уроке.

– Удалось ли её
достичь?

– Оцените свои
личные успехи с помощью оценочного листа.

– Домашнее
задание выберите в соответствии с самооценкой

(упр.1 –
составить план текста, упр.2 – разделить текст на части и составить его
план).

Оценивают
свои личные достижения, высказывают своё мнение о работе на уроке, выбирают
домашнее задание.

 

Родной русский язык.  4 класс. Тема: «Составление плана текста, не разделенного на абзацы.» Учитель : Серёгина Л.Н. МБОУ «СШ№13» г.Евпатория Республики Крым

Родной русский язык. 4 класс.

Тема: «Составление плана текста, не разделенного на абзацы.»

Учитель : Серёгина Л.Н.

МБОУ «СШ№13»

г.Евпатория Республики Крым

Цель: установить последовательность абзацев, озаглавливать текст и составить план.

Цель:

установить последовательность абзацев, озаглавливать текст и составить план.

Текст — это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой.

Текст

это высказывание, в котором

два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой.

Тема Основная мысль Признаки  текста Смысловая связь между предложениями Определённый порядок предложений Возможность заголовка

Тема

Основная мысль

Признаки

текста

Смысловая связь между предложениями

Определённый порядок предложений

Возможность заголовка

Тема — это то, о чём говорится в тексте. Главная мысль текста — это то главное, о чём хотел сказать автор. Озаглавить текст - это значит кратко назвать его основную мысль или тему. Тема и основная мысль связаны между собой.

Тема

это то, о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста

это то главное, о чём хотел сказать автор.

Озаглавить текст –

это значит кратко назвать его основную мысль или тему.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Как составить план текста? Прочитай текст целиком. Раздели текст на смысловые части. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок. Таким образом поработай над другими частями. Запиши заголовки к каждой части (план). Проверь себя: — отражает ли заголовок главное в части текста; — не повторяются ли заголовки; — не пропущено ли что-либо важное.

Как составить план текста?

  • Прочитай текст целиком.
  • Раздели текст на смысловые части.
  • Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
  • Таким образом поработай над другими частями.
  • Запиши заголовки к каждой части (план).
  • Проверь себя:

отражает ли заголовок главное в части текста;

не повторяются ли заголовки;

не пропущено ли что-либо важное.

Раздели текст на части . Аист прилетел. Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Птицы тихо спускались. Вот над нашими головами стая разлетелась в стороны. Самый сильный аист подлетел к дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день он стал чинить гнездо. Аист носил ветки, траву, мох.  Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.

Раздели текст на части .

Аист прилетел.

Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Птицы тихо спускались. Вот над нашими головами стая разлетелась в стороны.

Самый сильный аист подлетел к дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день он стал чинить гнездо. Аист носил ветки, траву, мох.

Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.

Раздели текст на части . Аист прилетел.  Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Птицы тихо спускались. Вот над нашими головами стая разлетелась в стороны.  Самый сильный аист подлетел к дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день он стал чинить гнездо. Аист носил ветки, траву, мох.  Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.

Раздели текст на части .

Аист прилетел.

Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Птицы тихо спускались. Вот над нашими головами стая разлетелась в стороны.

Самый сильный аист подлетел к дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день он стал чинить гнездо. Аист носил ветки, траву, мох.

Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.

Составьте и запишите план рассказа. Аист прилетел.  Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Птицы тихо спускались. Вот над нашими головами стая разлетелась в стороны.  Самый сильный аист подлетел к дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день он стал чинить гнездо. Аист носил ветки, траву, мох.  Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.

Составьте и запишите план рассказа.

Аист прилетел.

Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Птицы тихо спускались. Вот над нашими головами стая разлетелась в стороны.

Самый сильный аист подлетел к дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день он стал чинить гнездо. Аист носил ветки, траву, мох.

Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.

План: 1. Птичья стая. 2. Аист строит гнездо. 3. Весенняя песня.

План:

1. Птичья стая.

2. Аист строит гнездо.

3. Весенняя песня.

Рефлексия Что такое текст? Из чего состоит текст? Что такое абзац?

Рефлексия

Что такое текст?

Из чего состоит текст?

Что такое абзац?

Спасибо за урок

Спасибо

за урок

Автор: Игуменова Юлия Геннадьевна

Организация: МБОУ ”Калининская ООШ»

Населенный пункт: Кемеровская область, п. Калининский

Технологическая карта урока

Предмет: родной русский язык

Класс: 4

Тема урока: учимся составлять план текста

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: создание благоприятных условий для формирования у учащихся навыка составления плана текста

Задачи урока:

1. образовательная: научить младших школьников составлению плана текста.

2. воспитательная: воспитывать внимательность, воображение, навык парной работы.

3. развивающая: развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. умение составлять план текста;

2. навык определения основной мысли и темы текста;

3. способность разделять целый текст на смысловые части, находить главное в каждом из выделенных абзацев.

Личностные:

1. смыслообразование.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

1. целеполагание;

2. планирование;

3. контроль;

4. коррекция;

5. оценка;

6. саморегуляция.

Коммуникативные УУД:

1. планирование учебного сотрудничества с учителем;

2. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3. владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД:

1. выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

2. осознанное и произвольное построение высказываний в устной и письменной речи;

3. анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений;

4. постановка и решение проблем.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, раздаточный материал – карточки для парной работы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг. момент

– Здравствуйте, ребята! И для начала давайте обратим внимание на слайд. Кто прочитает эпиграф сегодняшнего урока вслух?

– Молодец! Ребята, эти слова когда-то сказал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. А теперь скажите, пожалуйста, кто как их понял? Как вы думаете, почему всем нам так важно красиво и правильно говорить на своём языке?

– Верно, ребята, вы все абсолютно правы. Всем нам важно красиво и правильно говорить на своём родном языке, потому что только так мы сможем понимать друг друга и только так мы сможем сберечь нашу культуру и нашу историю.

Приветствуют учителя.

Читают эпиграф вслух.

Ответы детей.

Л1,
МК1

2. Актуализация знаний + определение темы урока

– А теперь давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Сегодня у нас десятое февраля.

– Проведем небольшую словарную работу. Запишем в тетрадях следующие слова:

Текстоведение, текстовой, подтекст.

– Не забудьте подчеркнуть в этих словах орфограммы. Выделите в них корень.

– Давайте проверим.

Выведение правильно написанных слов на экран.

– Внимательно посмотрите на слова. Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки? У кого одна ошибка? У кого больше одной ошибки?

– Молодцы, ребята! А теперь скажите, как вы думаете, что означает слово “текстоведение”? “Подтекст”?

– Хорошо. Давайте посмотрим на слайд и проверим, правы ли мы были.

– Я попросила вас выделить в этих словах корень. Скажите, какой корень у вас получился?

– Значит, как вы думаете, с чем мы будем работать на этом уроке?

– Верно. На сегодняшнем уроке мы будем работать с текстом, а именно учиться составлять его план. Скажите, а вы уже работали с планами текстов? Что это такое?

– Для чего нам нужен план текста?

– Правильно. А какие виды плана вы уже знаете?

– Хорошо, ребята, молодцы!

Записывают дату.

Выполняют словарную работу.

Проводят самопроверку.

Ответы детей.

– Корень “текст”.

– На этом уроке мы будем работать с текстом.

– План текста – это его самая краткая запись по пунктам.

– План текста нужен нам, чтобы кратко передать его содержание.

– Мы знаем простой и сложный вид плана текста.

Л1,
МР1,
МР2,
МР3,
МК1,
МК2,
МК3,
МП2,
МП3,
МП4

3. Основной этап

– Давайте откроем учебник на странице 85 и ещё раз повторим, для чего же нам нужен план текста. Кто прочтет нам то, что дано в красной рамочке?

– Спасибо. А теперь давайте мы с вами обратимся к упражнению номер 1. Послушаем аудиозапись предложенного вам текста, а после попробуем вместе его озаглавить.

– Как вы думаете, как можно озаглавить данный текст?

– Хорошо, а теперь давайте постараемся определить тему и основную мысль этого текста, но для начала давайте вспомним с прошлого урока: что же такое тема и основная мысль? Кто-нибудь помнит?

– Проверим, правы ли вы были.

Выведение правильных ответов на слайд.

– Хорошо, молодцы! А теперь скажите, как вы думаете, какая тема будет у данного текста? А основная мысль?

– Верно, ребята. Запомните: при составлении плана небольшого текста один пункт у нас будет обозначать один абзац, поэтому давайте мы с вами еще раз обратимся к первому абзацу, прочтём его вслух. Как мы можем его озаглавить?

По аналогии подводит к анализу остальных абзацев.

– Молодцы! Давайте запишем получившейся план в тетрадь.

Проводит фронтальную проверку записей.

– Хорошо, ребята. Я вижу, что большинство из вас справилось с этим заданием, вы назвали пункты плана верно, но записи у некоторых из вас получились разными. Как думаете, почему?

– Ну конечно же, есть определенные правила, которые все мы должны знать. Может, кто-нибудь уже знает, что это за правила?

– Верно. А чтобы проверить, правы ли вы были, давайте посмотрим на слайд и увидим, как примерно должен выглядеть план, который вы составили у себя в тетрадях.

– Ну, а теперь, когда мы с вами точно знаем, как должен быть составлен и записан план текста, давайте обратимся к упражнению 2. Кто прочтет его вслух?

– Итак, ребята, скажите, о чём напомнила музыка ребятам? Как нужно слушать музыку, чтобы что-то понять?

– Верно, ребята. А теперь давайте попробуем определить тему и основную мысль этого текста.

– Хорошо. Давайте попробуем разделить этот текст на абзацы и озаглавить каждый из них, а после запишем план этого текста к себе в тетради.

Работа с каждым абзацем. Составление плана.

Фронтальная проверка правильности выполнения.

– Молодцы, ребята!

Чтение вслух.

Слушают аудиозапись текста из упражнения номер 1.

Ответы детей (например, “Ёжик”).

– Тема текста – это то, о чём говорится в текста. Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор читателю.

– Тема текста – ёжик, а основная мысль его заключается в том, что ёжик – дикое животное, и его нельзя держать дома.

Чтение вслух. Ответы детей (например, интересная находка).

Записывают план в тетради.

– Записи получились разными, потому что существуют правила, по которым нужно записывать план.

– Если текст небольшой, то каждый пункт плана обозначает один абзац. Названия пунктов должны быть краткими, но понятными. Каждый должен начинаться с новой строки и с заглавной буквы.

Проверяют правильность записи плана.

Чтение вслух.

Ответы на вопросы.

– Тема: весна, основная мысль заключается в том, что восприятие музыки у каждого может быть разным: кто-то может представить при прослушивании мелодии одно, а кто-то – совершенно другое.

Работа с каждым абзацем. Составление плана.

П1,
П2,
П3,
МР3,
МР4,
МР5,
МК1,
МК2,
МК3,
МП1,
МП2,
МП3,
МП4

4. Релаксация

– Ребята, мы только что прочли текст, главные герои которого слушали музыку. А сейчас я предлагаю вам закрыть глазки, отложить ручки и внимательно послушать мелодию, которую я вам включу.

– Скажите, кто из вас что представил себе во время прослушивания?

Прослушивают мелодию.

Ответы детей.

МР6

5. Первичное закрепление

– Итак, ребята, давайте обратимся к упражнению номер 3. Кто прочтет его вслух?

– Спасибо. А теперь поработаем в парах. Посмотрите на это упражнение еще раз и постарайтесь вместе с соседом по парте составить план данного здесь текста. Не забудьте его озаглавить!

– Итак, я вижу, что большинство из вас с этим заданием уже справились. Давайте проверим. Кто зачитает свой план вслух?

Проверка упражнения номер 3.

Чтение вслух.

В парах выполняют упражнение номер 3.

Проверка выполнения упражнения номер 3.

П1,
П2,
П3,
МР3,
МР4,
МР5,
МК1,
МК2,
МК3,
МП1,
МП2,
МП3,
МП4

6. Подведение итогов, рефлексия

– Молодцы, ребята! А теперь давайте-ка мы с вами вспомним, чем мы занимались на этом уроке.

– Хорошо. Скажите, все ли у вас получилось? Все ли было понятно?

– Поднимите ручки те, кто в конце урока остался доволен собой. А теперь те, у кого что-то не получилось. А кто совсем ничего не понял?

– На этом уроке мы составляли план текста, выделяли его тему и основную мысль, придумывали заголовок.

Ответы детей.

Проведение рефлексии.

Л1,
МР3,
МР5,
МР6,
МК1,
МК2,
МК3,
МП2

Приложения:

  1. file0.docx.. 24,9 КБ

  2. file1.docx.. 10,7 КБ

Опубликовано: 22.03.2021

Добавить комментарий