Слайд 1
Учимся составлять план текста Белоусова Е. Г. МКОУ « Еманжелинская СОШ»
Слайд 2
Цели урока вспомнить, что такое текст, чем отличается текст от группы предложений; научиться определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст и составлять его план.
Слайд 3
Два или несколько предложений. Тема (то о чём говорится в тексте) Главная мысль – идея (чему учит) Предложения расположены в определённой последовательности. Они связаны по смыслу Текст выражает законченную мысль. Заголовок
Слайд 4
Игра «Закончи предложения» Текст –это… предложения, связанные между собой по смыслу Текст состоит из… предложений По заглавию можно узнать … о теме текста
Слайд 5
Для чего нужен план текста? Какие виды плана тебе уже знакомы? 20.12.2020 5
Слайд 6
План кратко передаёт основное содержание текста. Его можно назвать самым кратким пересказом. 20.12.2020 6
Слайд 7
План Отцовский наказ. Испытание. Совет отца. Вспомни произведение, перескажи по плану!
Слайд 8
Как составлять план текста 1. Сосчитай количество абзацев в тексте. 2. Найди главное предложение (или ключевые слова) каждого абзаца. Запиши по порядку ключевые слова или предложения каждого абзаца. Это и будет план.
Слайд 9
20.12.2020 9 Запиши слово ёж , сделай фонетический разбор
Слайд 10
20.12.2020 10 Прочитай рассказ и озаглавь его. Определи самое главное в каждом абзаце рассказа и запиши план рассказа . (с. 85-86)
Слайд 11
20.12.2020 11 В каждом пункте твоего плана подчеркни грамматическую основу.
Слайд 12
20.12.2020 12 Запиши: Ёж, ёжик, ежиха, ежовый. Разбери эти слова по составу.
Слайд 13
20.12.2020 13 Учебник: Русский родной язык, 4 кл Александрова, Казакова, В ербицкая
Урок русского родного языка на тему : “Учимся составлять план”
Урок русского родного языка
в 4 классе
Настрой на урок
Если б мне сказали рассказать о настроении, то я …
Заботы животных.
Конец весны.
Скоро лето.
Холод и сырость.
Таяние снега.
Прилет птиц.
Для чего нужен ПЛАН?
Тема урока
Учимся составлять план
виды плана
цитатный,
вопросный,
план – опорная схема,
назывной
План
Кратко передает основное содержание текста. Его можно назвать самым кратким пересказом.
испуганный
ароматный запах
молоко
Смелость
План – опорная схема
еж
Белка и волк
Белка и волк
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал: – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Л. Толстой
Вопросный план.
Куда упала белка?
О чем спросил белку волк?
Почему белки веселы?
Цитатный план.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка.
Скажи мне, отчего вы, белки, так веселы.
Тебе оттого скучно, что ты зол.
Урок
русского (родного) языка 4 класс
Тема:
Учимся составлять план текста.
Цель:
создание условий для формирования
умения делить текст на части и составлять назывной плана текста.
Планируемые
результаты:
Предметные: научатся составлять план текста; получат возможность
научиться делить текст на части.
Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно
поставленной задаче, осуществлять контроль своей деятельности на уроке; познавательные
– владеть основами смыслового чтения художественных текстов; коммуникативные
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь работать в команде, слушать и
слышать других, развивать умение излагать свои мысли.
Личностные: проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам .
№ |
Этап урока. Методы и |
Время |
Содержание урока. Деятельность |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1. |
Организационный |
1 |
Приветствие |
Контролируют |
|
2. |
Актуализация |
10 |
– Рассмотрите – А что (Порядок, структурированность, – Какой из этих – А какой план |
Рассматривают Подбирают Объясняют, Дополняют |
|
3. |
Мотивация. Целеполагание. |
4мин |
– Какие из этих (Порядок, при – Значит, тема (План текста) – Где пригодится (Написание – Какую задачу (Составлять |
Отвечают |
|
4. |
Планирование |
5 |
– Как вы Сверим ваши ответы – А сейчас – Что нужно – Зачем нужно (Легче – Как будете |
Отвечают Составляют |
|
5. |
Работа (в |
20 |
– Приступайте к – Проверим, что -Прочитайте – Расскажите, – Кто может – Прочитаем – Что помогло – А как мы его (Работали по |
Работают Рассказывают, Продолжают Высказывают |
Используется План 1. 2. 3.Ветерок |
6. |
Итог Рефлексия. Домашнее |
5 |
– Вспомните – Удалось ли её – Оцените свои – Домашнее (упр.1 – |
Оценивают |
|
Родной русский язык. 4 класс.
Тема: «Составление плана текста, не разделенного на абзацы.»
Учитель : Серёгина Л.Н.
МБОУ «СШ№13»
г.Евпатория Республики Крым
Цель:
установить последовательность абзацев, озаглавливать текст и составить план.
Текст —
это высказывание, в котором
два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой.
Тема
Основная мысль
Признаки
текста
Смысловая связь между предложениями
Определённый порядок предложений
Возможность заголовка
Тема —
это то, о чём говорится в тексте.
Главная мысль текста —
это то главное, о чём хотел сказать автор.
Озаглавить текст –
это значит кратко назвать его основную мысль или тему.
Тема и основная мысль связаны между собой.
Как составить план текста?
- Прочитай текст целиком.
- Раздели текст на смысловые части.
- Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
- Таким образом поработай над другими частями.
- Запиши заголовки к каждой части (план).
- Проверь себя:
— отражает ли заголовок главное в части текста;
— не повторяются ли заголовки;
— не пропущено ли что-либо важное.
Раздели текст на части .
Аист прилетел.
Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Птицы тихо спускались. Вот над нашими головами стая разлетелась в стороны.
Самый сильный аист подлетел к дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день он стал чинить гнездо. Аист носил ветки, траву, мох.
Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.
Раздели текст на части .
Аист прилетел.
Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Птицы тихо спускались. Вот над нашими головами стая разлетелась в стороны.
Самый сильный аист подлетел к дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день он стал чинить гнездо. Аист носил ветки, траву, мох.
Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.
Составьте и запишите план рассказа.
Аист прилетел.
Щурясь от яркого солнца, мы смотрели на небо. В воздухе кружили птицы. Они почти не двигали большими крыльями. Птицы тихо спускались. Вот над нашими головами стая разлетелась в стороны.
Самый сильный аист подлетел к дереву. На верхушке чернели остатки старого гнезда. На другой день он стал чинить гнездо. Аист носил ветки, траву, мох.
Наступил вечер. Аист сел у гнезда. Он закинул голову назад. Густые перья у шеи встали. Птица громко застучала длинным клювом. Это была весенняя песня аиста.
План:
1. Птичья стая.
2. Аист строит гнездо.
3. Весенняя песня.
Рефлексия
Что такое текст?
Из чего состоит текст?
Что такое абзац?
Спасибо
за урок
Автор: Игуменова Юлия Геннадьевна
Организация: МБОУ ”Калининская ООШ»
Населенный пункт: Кемеровская область, п. Калининский
Технологическая карта урока
Предмет: родной русский язык
Класс: 4
Тема урока: учимся составлять план текста
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования у учащихся навыка составления плана текста
Задачи урока:
1. образовательная: научить младших школьников составлению плана текста.
2. воспитательная: воспитывать внимательность, воображение, навык парной работы.
3. развивающая: развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. умение составлять план текста;
2. навык определения основной мысли и темы текста;
3. способность разделять целый текст на смысловые части, находить главное в каждом из выделенных абзацев.
Личностные:
1. смыслообразование.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
1. целеполагание;
2. планирование;
3. контроль;
4. коррекция;
5. оценка;
6. саморегуляция.
Коммуникативные УУД:
1. планирование учебного сотрудничества с учителем;
2. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
3. владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД:
1. выбор наиболее эффективных способов решения задачи;
2. осознанное и произвольное построение высказываний в устной и письменной речи;
3. анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений;
4. постановка и решение проблем.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, раздаточный материал – карточки для парной работы.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||
1. Орг. момент |
– Здравствуйте, ребята! И для начала давайте обратим внимание на слайд. Кто прочитает эпиграф сегодняшнего урока вслух? – Молодец! Ребята, эти слова когда-то сказал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. А теперь скажите, пожалуйста, кто как их понял? Как вы думаете, почему всем нам так важно красиво и правильно говорить на своём языке? – Верно, ребята, вы все абсолютно правы. Всем нам важно красиво и правильно говорить на своём родном языке, потому что только так мы сможем понимать друг друга и только так мы сможем сберечь нашу культуру и нашу историю. |
Приветствуют учителя. Читают эпиграф вслух. Ответы детей. |
Л1, |
2. Актуализация знаний + определение темы урока |
– А теперь давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Сегодня у нас десятое февраля. – Проведем небольшую словарную работу. Запишем в тетрадях следующие слова: Текстоведение, текстовой, подтекст. – Не забудьте подчеркнуть в этих словах орфограммы. Выделите в них корень. – Давайте проверим. Выведение правильно написанных слов на экран. – Внимательно посмотрите на слова. Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки? У кого одна ошибка? У кого больше одной ошибки? – Молодцы, ребята! А теперь скажите, как вы думаете, что означает слово “текстоведение”? “Подтекст”? – Хорошо. Давайте посмотрим на слайд и проверим, правы ли мы были. – Я попросила вас выделить в этих словах корень. Скажите, какой корень у вас получился? – Значит, как вы думаете, с чем мы будем работать на этом уроке? – Верно. На сегодняшнем уроке мы будем работать с текстом, а именно учиться составлять его план. Скажите, а вы уже работали с планами текстов? Что это такое? – Для чего нам нужен план текста? – Правильно. А какие виды плана вы уже знаете? – Хорошо, ребята, молодцы! |
Записывают дату. Выполняют словарную работу. Проводят самопроверку. Ответы детей. – Корень “текст”. – На этом уроке мы будем работать с текстом. – План текста – это его самая краткая запись по пунктам. – План текста нужен нам, чтобы кратко передать его содержание. – Мы знаем простой и сложный вид плана текста. |
Л1, |
3. Основной этап |
– Давайте откроем учебник на странице 85 и ещё раз повторим, для чего же нам нужен план текста. Кто прочтет нам то, что дано в красной рамочке? – Спасибо. А теперь давайте мы с вами обратимся к упражнению номер 1. Послушаем аудиозапись предложенного вам текста, а после попробуем вместе его озаглавить. – Как вы думаете, как можно озаглавить данный текст? – Хорошо, а теперь давайте постараемся определить тему и основную мысль этого текста, но для начала давайте вспомним с прошлого урока: что же такое тема и основная мысль? Кто-нибудь помнит? – Проверим, правы ли вы были. Выведение правильных ответов на слайд. – Хорошо, молодцы! А теперь скажите, как вы думаете, какая тема будет у данного текста? А основная мысль? – Верно, ребята. Запомните: при составлении плана небольшого текста один пункт у нас будет обозначать один абзац, поэтому давайте мы с вами еще раз обратимся к первому абзацу, прочтём его вслух. Как мы можем его озаглавить? По аналогии подводит к анализу остальных абзацев. – Молодцы! Давайте запишем получившейся план в тетрадь. Проводит фронтальную проверку записей. – Хорошо, ребята. Я вижу, что большинство из вас справилось с этим заданием, вы назвали пункты плана верно, но записи у некоторых из вас получились разными. Как думаете, почему? – Ну конечно же, есть определенные правила, которые все мы должны знать. Может, кто-нибудь уже знает, что это за правила? – Верно. А чтобы проверить, правы ли вы были, давайте посмотрим на слайд и увидим, как примерно должен выглядеть план, который вы составили у себя в тетрадях. – Ну, а теперь, когда мы с вами точно знаем, как должен быть составлен и записан план текста, давайте обратимся к упражнению 2. Кто прочтет его вслух? – Итак, ребята, скажите, о чём напомнила музыка ребятам? Как нужно слушать музыку, чтобы что-то понять? – Верно, ребята. А теперь давайте попробуем определить тему и основную мысль этого текста. – Хорошо. Давайте попробуем разделить этот текст на абзацы и озаглавить каждый из них, а после запишем план этого текста к себе в тетради. Работа с каждым абзацем. Составление плана. Фронтальная проверка правильности выполнения. – Молодцы, ребята! |
Чтение вслух. Слушают аудиозапись текста из упражнения номер 1. Ответы детей (например, “Ёжик”). – Тема текста – это то, о чём говорится в текста. Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор читателю. – Тема текста – ёжик, а основная мысль его заключается в том, что ёжик – дикое животное, и его нельзя держать дома. Чтение вслух. Ответы детей (например, интересная находка). Записывают план в тетради. – Записи получились разными, потому что существуют правила, по которым нужно записывать план. – Если текст небольшой, то каждый пункт плана обозначает один абзац. Названия пунктов должны быть краткими, но понятными. Каждый должен начинаться с новой строки и с заглавной буквы. Проверяют правильность записи плана. Чтение вслух. Ответы на вопросы. – Тема: весна, основная мысль заключается в том, что восприятие музыки у каждого может быть разным: кто-то может представить при прослушивании мелодии одно, а кто-то – совершенно другое. Работа с каждым абзацем. Составление плана. |
П1, |
4. Релаксация |
– Ребята, мы только что прочли текст, главные герои которого слушали музыку. А сейчас я предлагаю вам закрыть глазки, отложить ручки и внимательно послушать мелодию, которую я вам включу. – Скажите, кто из вас что представил себе во время прослушивания? |
Прослушивают мелодию. Ответы детей. |
МР6 |
5. Первичное закрепление |
– Итак, ребята, давайте обратимся к упражнению номер 3. Кто прочтет его вслух? – Спасибо. А теперь поработаем в парах. Посмотрите на это упражнение еще раз и постарайтесь вместе с соседом по парте составить план данного здесь текста. Не забудьте его озаглавить! – Итак, я вижу, что большинство из вас с этим заданием уже справились. Давайте проверим. Кто зачитает свой план вслух? Проверка упражнения номер 3. |
Чтение вслух. В парах выполняют упражнение номер 3. Проверка выполнения упражнения номер 3. |
П1, |
6. Подведение итогов, рефлексия |
– Молодцы, ребята! А теперь давайте-ка мы с вами вспомним, чем мы занимались на этом уроке. – Хорошо. Скажите, все ли у вас получилось? Все ли было понятно? – Поднимите ручки те, кто в конце урока остался доволен собой. А теперь те, у кого что-то не получилось. А кто совсем ничего не понял? |
– На этом уроке мы составляли план текста, выделяли его тему и основную мысль, придумывали заголовок. Ответы детей. Проведение рефлексии. |
Л1, |
Приложения:
- file0.docx.. 24,9 КБ
- file1.docx.. 10,7 КБ