текст для составления плана
Однажды перед ученьем хозяин погладил Тётку и сказал:
— Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу тебя учить, хочу из тебя артистку сделать… Ты хочешь учиться этому, стать артисткой?
И он стал учить её разным выходкам. В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над её головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц могла с успехом заменять Фёдора Тимофеича в египетской пирамиде. Училась она очень охотно, ей это очень нравилось, и она была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на старом Фёдоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение. Тётке очень нравилось учиться, ведь она делала всё с огромным удовольствием, и ещё это нравилось её учителю. Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем, а учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки.
— Талант! Талант! — говорил он. — Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!
И Тётка так привыкла к слову «талант», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было её кличкой.
(По А. П. Чехову)
Простой план
(1). Желание хозяина сделать из собаки артистку.
(2). Обучение собаки.
(3). Восприятие собакой слова «талант».
Инфоурок
›
География
›Презентации›Презентация по русскому языку в 5 классе “План текста”
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 76 человек из 38 регионов
- Сейчас обучается 41 человек из 27 регионов
- Сейчас обучается 51 человек из 34 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Что такое план текста? Вопросный план текста
Цель урока: научиться составлять вопросный план текста; развивать умение
пересказывать текст.
Тема урока: -
2 слайд
Что такое план?
Чертёж, изображающий на плоскости какую- нибудь местность, сооружение.
Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь.
Взаимное расположение частей.
(словарь С.И. Ожегова) -
3 слайд
Где в жизни человек сталкивается с планом?
-
4 слайд
Что такое план текста?
План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.Тема – это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается.
Основная мысль – это то, что утверждается или спрашивается о теме. -
-
-
7 слайд
Простой план
Простой план – это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом:
•
1.
2.
3. и т.д. -
8 слайд
Сложный план
Сложный план – это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом:
1.
1.1.
1.2.
2. и т.д. -
9 слайд
Как составить план текста
Прочитай текст целиком.
Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отмечается новым содержанием).
Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок.
Таким образом, поработай над другими частями.
Запиши заголовки к каждой части (план).
Проверь себя:
– отражает ли заголовок главное в части текста:
-не повторяются ли заголовки;
-не пропущено ли что-либо важное;
-помогут ли твои заголовки. -
10 слайд
Как составить план к тексту?
Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов:
вопросный,
назывной,
тезисный (цитатный),
план – опорная схема. -
11 слайд
Как составить план к тексту?
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.). -
12 слайд
Работаем с материалом учебника Прочитайте в учебнике текст упр.540 и перескажите его.
Устно ответьте на вопросы к тексту на с.137 -
13 слайд
Задание:
Выпишите из 2-го абзаца предложения с однородными членами.
Объясните постановку знаков препинания. -
14 слайд
Домашнее задание:
Составьте вопросный план текста (упр.540)
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 250 326 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 04.06.2020
- 337
- 10
Урок родного башкирского языка “Өндәү һөйләм”
- Учебник: «Башкирский язык (Башкорт теле): учебник для общеобразовательных организаций с родным (башкирским) языком обучения (в 2 частях)», Сынбулатова Ф.Ш., Исламгулова Э.А.
- 04.06.2020
- 651
- 26
- 04.06.2020
- 272
- 2
- 04.06.2020
- 226
- 0
- 04.06.2020
- 366
- 2
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Скачать материал (медленно)
Настоящий материал опубликован пользователем Субботина Светлана Михайловна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 3 года и 1 месяц
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 6274
-
Всего материалов:
1
Слайд 1
В.Осеева «Сыновья» Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: – Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. – А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая. А третья молчит. – Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки. – Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: – Ну что? Каковы наши сыновья? – А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!
Слайд 2
В. Осеева «Сыновья» О чём этот рассказ? О каком неписаном правиле говорит нам его автор?
Слайд 3
Согласны ли вы с матерью третьего мальчика, которая говорила, что в её сыне ничего особенного нет? Кого из героев этой истории вы хотели бы видеть своим другом и почему?
Слайд 4
Определимся с темой урока Ни строительство дома, ни путь капитана Не получатся, если их делать без … . Будь, как строитель, как капитан: Готовишься к делу – обдумывай …. . плана план
Слайд 5
Что такое план текста? Тема урока:
Слайд 6
Что такое план? Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение. Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь. Взаимное расположение частей. (словарь С.И. Ожегова)
Слайд 7
Где в жизни человек сталкивается с планом?
Слайд 8
Что такое план текста? План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль. Тема – это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается. Основная мысль – это то, что утверждается или спрашивается о теме.
Слайд 9
Зачем человеку нужен план? Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по маслу… Ф.М. Достоевский
Слайд 10
Для чего нужно уметь составлять план текста? «…Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы» М.А. Рыбникова
Слайд 11
План учит: Отделять главное от второстепенного. Располагать материал в определённой последовательности. Устанавливать взаимосвязь между героями, событиями. Выражать мысли кратко и точно. Развивать устную и письменную речь.
Слайд 13
Простой план Простой план – это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом: 1. 2. 3. и т.д.
Слайд 14
Сложный план Сложный план – это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом: 1. 1.1. 1.2. 2. и т.д.
Слайд 15
Сложный план представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.
Слайд 16
Как составить план текста? Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей . Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки , формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен “поворот” содержания, уточните формулировки. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора . Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте , используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.
Слайд 17
Работа над планом предполагает следующие этапы: Осмысление темы. Наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования. Составление простого плана (перечень тем). Составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты). Редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок). Окончательное оформление плана.
Слайд 18
Как составить план текста 1. Прочитай текст целиком. 2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отличается новым содержанием). 3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок. 4. Таким образом поработай над другими частями. 5. Запиши заголовки к каждой части (план). 6. Проверь себя: – отражает ли заголовок главное в части текста: – не повторяются ли заголовки; – не пропущено ли что-либо важное; – помогут ли твои заголовки пересказать текст.
Слайд 19
Планы бывают разные Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный (цитатный), план – опорная схема .
Слайд 20
Вопросный план Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему… и т. д., но не Есть ли…, Пришел ли… и т. п.).
Слайд 21
Тезисный план Это план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ). Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
Слайд 22
Назывной план Это план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).
Слайд 23
План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Слайд 24
Цитата – дословная выдержка из текста произведения или высказывания кого-либо.
Слайд 25
Правила составления цитатного плана Цитата должна быть заключена в кавычки. Если в качестве названия пункта плана используется часть цитаты, место пропуска слов обозначается многоточием. Для названия пункта плана следует использовать краткую, но точно отображающую смысл части цитату из текста.
Слайд 26
Храбрый опёнок (отрывок) Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы – один другого краше! Под тёмными ёлками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах – шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье! Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши! Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, – голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!
Слайд 27
Составляем цитатный план текста «Храбрый опёнок» «Много по осени грибов уродилось». «…деды боровики стоят… Загляденье!» «…отцы подосиновики стоят… Тоже красота!». «…братцы маслята растут… Тоже хороши!» «…сестрицы сыроежки хороводы водят… Тоже неплохи!»
Слайд 28
Задание: Составьте план текста В. Осеевой «Сыновья»
Слайд 29
В.Осеева «Сыновья» Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: – Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. – А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая. А третья молчит. – Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки. – Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: – Ну что? Каковы наши сыновья? – А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!
Слайд 30
Цитатный план текста «Сыновья» «…женщины брали воду из колодца». «Мой сынок ловок да силён». «А мой поёт , как соловей». «Ничего в нём особенного нет». «Идут женщины, останавливаются». «Один… кувыркается». «Другой… соловьём заливается». «А третий…». «Я только одного сына вижу».
Слайд 31
Домашнее задание: Составить цитатный план рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Примечание. За работу вы получите две оценки: Грамотность составления плана, подбор цитат из текста – по родному языку; Определение ключевых (главных) эпизодов рассказа – по литературе. Желаю удачи!
РУССКИЙ ЯЗЫК Урок ______ 5 класс Дата _____________
ТЕМА. ПЛАН ТЕКСТА (ПРОСТОЙ).
Цели урока:
продолжить изучение темы «Текст», выявить особенности простого плана;
развивать умения связного устного высказывания; учиться анализу, синтезу, обобщению;
способствовать воспитанию духовно богатой, нравственно ориентированной личности.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные:
воспринимает информацию устного и письменного сообщения, умеет воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости.
Соблюдение в практике речевого общения нормы литературного языка.
Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневном общении.
Предметные:
умение составлять простой и сложный план текста. Восстановление текста из разрозненных элементов. Умение определять микротемы текста.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: раздаточный материал, учебник.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Учитель приветствует обучающихся, решает организационные вопросы.
II. Орфографическая минутка.
Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, собака. (Взаимопроверка).
III. Актуализация опорных знаний.
-
Проверка домашнего задания.
-
Фронтальный опрос:
– Вспомните, что такое текст?
– Что такое тема, основная мысль текста?
– Назовите типы текста.
– Как строится текст?
– Что такое абзац? Микротема?
3-6 обучающихся в это время работают по карточкам – собирают текст из предложений.
КАРТОЧКА 1.
1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.
2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.
3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.
4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню. Ответ. 2, 4, 3, 1.
КАРТОЧКА 2
1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.
2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».
3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.
4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем. Ответ. 3, 1, 2, 4.
IV. Определение темы и цели урока.
– А что может нам помочь при пересказе текста?
– Правильно, план. Что мы будем сегодня учиться делать? (дети определят тему,ставят цели урока)
– Запишите тему урока.
V. Изучение нового материала.
5.1 Пояснение учителем материала.
План текста – краткая программа, которую важно наметить при подготовке к сочинению, пересказу, изложению, докладу. Составить план – значить выделить части текста (микротемы), как они располагаются по отношению друг к другу, в каком порядке.
План может быть мысленным (внутренним), устным или письменным; простым или сложным. Если мы озаглавим каждую микротему, то получится план текста. Заголовок каждой микротемы – это пункты плана.
План может быть в форме вопросов – вопросный план, в форме повествовательных предложений, в форме назывных предложений, в форме цитат, картинный.
– Подробнее рассмотрим вопросный план. Он записывается в форме вопросов к тексту. Вопросы составляются к ключевым предложениям текста, в которых используются вопросительные слова: когда, сколько, как, почему.
При составлении плана из повествовательных предложений нужно содержание каждого абзаца (каждой микротемы) текста сформулировать кратко.
Чтобы составить план к тексту, необходимо:
-
Внимательно изучить текст, понять его.
-
Выделить тему и его основную мысль.
-
Разбить его на смысловые части, микротемы.
-
Озаглавить каждую смысловую часть.
5.2 Работа с текстом.
– Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?
Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.
Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.
У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.
Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл дверь и увидел на площадке не менее десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги и звоните мне сюда».
Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.
– Тема: о том, как Гайдар наполнял повседневную жизнь радостью, о его авторитете мальчишеской среде, умении организовать мальчишек на доброе дело
– Какая основная мысль текста (ради чего этот текст написан)? (Спешите делать добро, берите пример с Гайдара, в бескорыстной помощи состоит человеческое счастье).
– Сколько смысловых частей в тексте? (5) Они соответствуют абзацам.
– Определите микротемы текста.
– Выпишите из 3 предложения грамматическую основу.
– Из 1-2 предложения выпишите имена существительные.
Физкультминутка для глаз
1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6—8 раз.
2. Быстро моргать в течение 10—12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10—12 секунд. Повторять 3 раза.
VI. Закрепление изученного материала.
– Давайте составим и запишем вопросный план текста.
1. Чем был необычен Аркадий Гайдар?
2. Как относились к Гайдару дети?
3. Какая беда случалась в семье московского писателя?
4. Какую команду Гайдар дал мальчишкам?
5. Как выполнили команду мальчишки?
-Давайте составим план в форме повествовательных предложений.
1. Аркадий Гайдар – легендарный человек.
2. Гайдар – лучший друг и предводитель мальчишек.
3. Гайдар делает всё, чтобы помочь в беде.
4. Гайдар дает мальчишкам команду к действию.
5. Мальчики выполнили просьбу Гайдара.
– Мы с вами составили два примера простого плана, на следующем уроке мы будем составлять сложный план.
VII. Этап рефлексии учебной деятельности.
Педагог просит дать самооценку своей работе. Определить, в чем возникали трудности? Чему научились?
VIII. Домашнее задание: составить план к тексту упражнения 144 (1), составить план для сообщения «Гордость – это хорошо или плохо», используя упражнение 144(2).
КАРТОЧКА 1.
1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.
2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.
3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.
4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню.
Ответ:_________________
КАРТОЧКА 2
1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.
2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».
3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.
4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем.
Ответ:_________________
КАРТОЧКА 1.
1. В любом хоре выделялись наиболее одаренные песенники которые являлись главными хранителями исполнителями, а иногда и создателями песен.
2. Песни одна из древних форм фольклора, прошедшая вместе с народом долгий путь эволюции.
3. С давних времен сложилась у них традиция петь хором.
4. Народные песни, обрядовые и внеобрядовые, звучали практически всегда и везде — русские много пели любили и ценили песню.
Ответ:_________________
КАРТОЧКА 2
1. Сценка эта разыгрывалась на ярмарках на городских площадях во время народных праздников и гуляний.
2. Медведь на выступлении показывал, «как красные девицы белятся-румянятся, в зеркальце смотрятся», «как малые ребята горох воруют, через тын перелезают», «как поп Мартын к заутрени не спеша идет, на костыль упирается».
3. Потеха медвежья старинное русское увеселение: выступление обученного медведя под прибаутки медвежатника.
4. А помощник медвежатника, обычно мальчик-подросток, нарядившись «козой», представлял публике потешный танец с медведем.
Ответ:_________________
Работа с текстом.
– Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?
Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.
Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.
У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.
Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл дверь и увидел на площадке не менее десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги и звоните мне сюда».
Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.
Работа с текстом.
– Прочитайте текст. Определите тему текста. О чем этот текст?
Еще при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нем рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его не вмещалась целиком на старицах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя её радостью.
Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.
У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое – то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашел Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.
Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл дверь и увидел на площадке не менее десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги и звоните мне сюда».
Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный звонок. Какой – то мальчишка кричал, что нашёл лекарство. Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый.
Учимся составлять план текста
4332
Взрослому человеку бывает непросто понять, почему у ребенка возникают сложности с составлением плана текста, а так же что с этим делать. Казалось бы, если школьник понимает прочитанное, то и с планом проблем не должно возникать. На деле все оказывается сложнее, и это — нормально. В школе отводят целый учебный год на то, чтобы научить ребенка составлять план к прочитанному произведению. В дальнейшей учебной жизни это мастерство оттачивается: дети учатся писать сочинения, следуя плану (вступление, завязка, развязка), писать доклады и рефераты. Не у всех детей сразу получается составлять план и работать с текстом, поэтому у нас есть советы, которые помогут составить план любого текста.
Как составить план текста?
План — это краткие тезисы текста, основываясь на которых ребенок может пересказать произведение. Составление плана — это подготовка к пересказу текста. В 1 классе ребенок должен пересказывать 50% сути рассказа, а к 5 классу — 100%. Самая распространенная причина проблемы в том, что ребенок не может отделить главное от второстепенного.
Следующие шаги помогут вам научить ребенка составлять план, а так же находить главную мысль и правильно ее формулировать.
1. Чтение текста. На этом этапе важно убедиться, что ребенок понял его суть, т.е. понял, кто главный герой (герои) и что с ним (с ними) происходит, в какой последовательности разворачиваются события.
2. Разделение текста на части, будущие опорные точки плана. На этом этапе у детей бывают проблемы с определением начала и конца части. Расскажите ребенку, что одна часть равна одной мысли (действию). В большинстве случаев в начальной школе одна часть ограничивается одним абзацем.
3. Выделение главного действия каждой части. Нужно кратко сформулировать основное действие или событие для каждой части — ищем ответ на вопросы «Что произошло? Что случилось? Что изменилось?».
4. Запись названия каждой части. Название должно быть кратким, но передавать основную мысль части.
5. Проверка составленного плана. Для того чтобы понять, что план полный и рабочий — пусть ребенок попробует пересказать текст, опираясь на план.
Вот так выглядит план, на примере сказки “3 медведя”.
1. Девочка пошла в лес и потерялась.
2. Девочка наткнулась на дом 3 медведей.
3. Девочка поела из всех тарелок по чуть-чуть, и всю кашу из самой маленькой.
4. Девочка посидела на всех стульях и сломала маленький.
5. Девочка полежала на всех кроватях и уснула на самой маленькой.
6. Медведи вернулись домой и поняли что кто-то ел кашу.
7. Медведи увидели сломанный стул.
8. Медведи увидели что кто лежал на их кроватях и нашли девочку.
9. Девочка убежала.
Это подробный план, и его можно сократить, например, до такого варианта:
1. Девочка потерялась в лесу и попала в дом к 3 медведям.
2. Что делала девочка в доме у медведей?
3. Что увидели медведи, когда вернулись?
4. Девочка убежала.
Полезные советы при составлении плана текста
У младших школьников часто возникают проблемы с названиями пунктов плана, т.е. с выделением и сокращением главной мысли. Тут на помощь приходят 2 приема:
1. Наглядный. Для того чтобы ребенок понял, как именно выделяют суть — составьте самостоятельно план произведения с коротким пересказом каждого пункта, разрежьте лист на кусочки. Задача ребенка собрать весь текст в правильной последовательности.
2. Рассудительный. Читая часть произведения, пусть ребенок ответит на вопрос: Что сделал герой? Что произошло? Если ответ длинный — запишите его и предложите сократить: вычеркивайте лишние слова прямо на бумаге и перечитывайте оставшуюся мысль. Ее можно сократить еще? Сокращайте!
Некоторым детям составить план текста легко, другим труднее. Это не значит, что ребенку с этим будет сложно всегда. Благодаря практике работа с текстом будет даваться все легче и легче. Но если каждый вечер сажать ребенка за чтение — составление плана — пересказ, то в итоге можно получить быстрое выгорание, потерю интереса и апатию.
Предлагаем советы родителям, как разнообразить досуг, но все так же тренироваться в составлении плана текста:
1. Пользуйтесь опорными картинками. Так пересказывать текст учат в детских садах, но даже для младших школьников это хороший метод тренировки. После того как ребенок разложит картинки в правильном порядке, приступайте к пересказу сюжета произведения. В конце занятия, вместе с ребенком, придумайте подпись к каждой иллюстрации.
2. Отберите несколько любимых сказок или рассказов ребенка. Составьте к ним план. Покажите план ребенку — его задача отгадать, о каком произведении идет речь.
3. Выберите сказку вместе с ребенком. Составьте к ней план (без участия школьника), но допустите в нем несколько лишних пунктов, идущих вразрез с сюжетом — вымышленные моменты. Задача ребенка найти лишнее.
Умение составлять план текста развивает многие полезные для учебы навыки: выделять главное, опираться на тезисы и пересказывать текст (подготовка к выступлениям с докладами, рефератами и т.д.), развивает память и мышление. Главное — не останавливаться в практике и замечать каждый, даже маленький, успех, и у ребенка обязательно все получится!
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Выберите возраст, затем нужный блок и тему занятий — и вперед, к новым знаниям и успехам!