Как составить план текста образец общество

Образец задания № 21.

21.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

ТЕКСТ.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(По Д. С. Лихачёву)

Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Суть задания № 21.

Дан текст по любой теме курса.

Необходимо составить его план, верно выделив его основные фрагменты, определив в каждом основную мысль.

Темы задания № 21 по кодификатору:

Различное содержание в разных вариантах.

1.1-6.12.

Задание 21 – П. 2 балла.

Подробно темы даны ЗДЕСЬ.

Как выполнить задание № 21? РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Выделите основные смысловые фрагменты текста. Помните, эти фрагменты не обязательно должны соответствовать количеству абзацев: они могут быть равны им по количеству или их может быть меньше.
  • Озаглавьте каждый смысловой фрагмент.
  • В критериях оценивания нет указания на количество пунктов плана. Это количество завит от того, сколько смысловых фрагментов в тексте.
  • Не озаглавливайте пункты планами цитатами из текста. Подумайте, о чём этот фрагмент и в краткой фразе отразите его основную мысль.
  • Не нужно озаглавливать пункты плана и в и форме вопросов, они должны быть представлены в виде коротких повествовательных предложений. Например, не нужно записывать такой заголовок: «Какова   роль образования в XXI в.»? Озаглавьте просто: «Роль образования в XXI в.».
  • Запишите пункты плана.
Критерии оценивания задания № 21 ЗДЕСЬ.

Разберём конкретный пример из демоверсии.

ТЕКСТ.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

Пояснение.

В тексте речь идёт об образовании.

Несмотря на то, что абзацев в тексте 6, можно выделить всего 4 основных смысловых фрагмента.

Пункты плана могут быть примерно такими (возможны и другие формулировки каждого пункта):

1)  роль образования в XXI в.;

2)  нравственная ответственность человека науки;

3)  молодые годы — время учёбы;

4)  уметь найти радость в учёбе.

Вернутьсяк списку тестов ОГЭ по обществознанию


План текста


Рассмотрим задание №26 или С1 в ОГЭ по обществознанию. В данном задании от нас требуют составления плана текста, выделяя основные относительно завершенные смысловые фрагменты. Кроме этого необходимо озаглавить каждый из вышеуказанных фрагментов.

Общий алгоритм нашей работы над текстом:

  • сначала уясняем смысл текста как целого
  • выявляем наиболее значимые в содержательном плане идеи
  • представляем структуру текста
  • извлекаем информацию по отдельным частям
  • анализируем конкретные идеи текста

Все задания в С части по обществознанию так или иначе связаны между собой, поэтому хорошее понимание первого задания в этом боке поможет успешно справиться с остальными заданиями.

Перейдем к рассмотрению теории по данному заданию.


Теория к заданию №26 (С1) ОГЭ по обществознанию


Итак, что такое план текста?

План – это четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.

Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста.

Хочу напомнить, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным – главное, чтобы при построении у вас соблюдалась логика.

Личный совет от меня – автор текста сам разбивает текст на смысловые части – это абзацы. Нам необходимо просто озаглавить каждый абзац для успешного выполнения задания!

План может быть:

  1. простым, то есть включающим названия значимых частей текста
  2. сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов

Разбор типового варианта задания №26 ОГЭ по Обществозананию


Приведу типичный пример текста для анализа:

Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

  1. социальная сущность человека
  2. внутреннее органическое единство людей
  3. уровни восприятия общества

Можно составить и вопросный план.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту каждому соответствует один вопрос.

  1. Что определяет социальную сущность человека?
  2. Как проявляется внутреннее органическое единство людей?
  3. Какие уровни восприятия общества выделены в тексте?

Составим для тренировки тезисный план.

Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада.

  1. социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни
  2. внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой
    личности
  3. за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»  города Соликамск Пермского края  ОГЭ – обществознание  Отработка навыков составления плана текста  Сазонова Людмила Михайловна , учитель обществознания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» города Соликамск Пермского края ОГЭ – обществознание Отработка навыков составления плана текста Сазонова Людмила Михайловна , учитель обществознания

Цель смыслового чтения : максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию; внимательно «вчитаться»   и проникнуть в смысл текста с помощью анализа отдельных частей текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

Цель смыслового чтения :

максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию; внимательно «вчитаться»   и проникнуть в смысл текста с помощью анализа отдельных частей текста.

Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

 План  ПЛАН – перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними План: отражает последовательность изменения мысли и обобщает; раскрывает содержание текста; восстанавливает в памяти содержание источника; ускоряет проработку источника информации; организует самоконтроль; сосредотачивает внимание и стимулирует занятие; используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.  

План

ПЛАН – перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними

План:

  • отражает последовательность изменения мысли и обобщает;
  • раскрывает содержание текста;
  • восстанавливает в памяти содержание источника;
  • ускоряет проработку источника информации;
  • организует самоконтроль;
  • сосредотачивает внимание и стимулирует занятие;
  • используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.

Виды планов Простой Сложный  Состоит из основных пунктов  Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание

Виды планов

Простой

Сложный

Состоит из основных пунктов

Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание

По речевому оформлению Вопросный Назывной  Тезисный Цитатный вопросный назывной тезисный цитатный

По речевому оформлению

  • Вопросный
  • Назывной
  • Тезисный
  • Цитатный

вопросный

назывной

тезисный

цитатный

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Как составлять план текста? Прочитать текст. Найти новые слова и понятия – выяснить их значение. Определить тему и основную мысль текста. Разделить текст на смысловые части. Озаглавить части текста.

Как составлять план текста?

Прочитать текст.

Найти новые слова и понятия – выяснить их значение.

Определить тему и основную мысль текста.

Разделить текст на смысловые части.

Озаглавить части текста.

Алгоритм работы над простым планом планом  1)Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).  2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.  3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными, запишите их.  4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.  5) Подкорректируйте план.

Алгоритм работы над простым планом планом

1)Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными, запишите их. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Подкорректируйте план.

Алгоритм работы над сложным планом 1) Учитель сам составляет на занятии сложный план и разъясняет основные принципы его построения. 2) Затем можно дать простой план темы и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов. 3) Далее, одному, двум ученикам поручить написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всей группы. 4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одной – двум темам. 5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме.

Алгоритм работы над сложным планом

1) Учитель сам составляет на занятии сложный план и разъясняет основные принципы его построения.

2) Затем можно дать простой план темы и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов.

3) Далее, одному, двум ученикам поручить написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всей группы.

4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одной – двум темам.

5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме.

Требования к плану Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто

Требования к плану

Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто “Гадкий утёнок” вам ни о чём не скажет).

Длина высказывания. Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.

Пропорциональность . Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми. Структура. В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.

Последовательность . Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего. Формулировки. Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.

Логика. Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками (“Из-за… случилось…, что привело к…)

Формулировки обучающихся: 1)Развитие этноса; Этнос и его неповторимый стереотип поведения. 2)Нормы отношений этносов, структура этнического поведения . 3)Разные народы и разные эпохи

Формулировки обучающихся:

1)Развитие этноса;

Этнос и его неповторимый стереотип поведения.

2)Нормы отношений этносов, структура этнического поведения .

3)Разные народы и разные эпохи

Задание 26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план) Модельный ответ. 1) Развитие и стабильность этноса; 2)нормы отношений внутри этноса; 3) факторы , влияющие на развитие этноса.

Задание 26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план)

Модельный ответ.

1) Развитие и стабильность этноса;

2)нормы отношений внутри этноса;

3) факторы , влияющие на развитие этноса.

Литература:  Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100   http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm

Литература:

Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100

  http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm

Скачать материал

Открытое занятие в 9 классеИз опыта работы учителя истории и обществознания М...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов

  • Сейчас обучается 247 человек из 62 регионов

  • Сейчас обучается 102 человека из 49 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Открытое занятие в 9 классеИз опыта работы учителя истории и обществознания М...

    1 слайд

    Открытое занятие в 9 классе
    Из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ №28»Михалевой Татьяны Михайловны
    5klass.net

  • Тема занятия: «Работа с текстом                                  (соста...

    2 слайд

    Тема занятия:
    «Работа с текстом (составление плана) при подготовке к ОГЭ по обществознанию»

  • Цель:Формирование умения составлять план, подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ...

    3 слайд

    Цель:
    Формирование умения составлять план, подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по обществознанию

  • Задание №19 ОГЭ обществознание19.Составьте план текста. Для этого в...

    4 слайд

    Задание №19 ОГЭ обществознание
    19.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Задачи:-  выделять в тексте главные 
   смысловые фрагменты;
-  озаглавливать...

    5 слайд

    Задачи:
    – выделять в тексте главные
    смысловые фрагменты;
    – озаглавливать каждый фрагмент текста;
    – составлять план текста.

  • План занятия:1.Что такое план?
2.Виды плана
3.Алгоритм составления плана.
4.Р...

    6 слайд

    План занятия:
    1.Что такое план?
    2.Виды плана
    3.Алгоритм составления плана.
    4.Работа с текстом . Разбор задания №19
    5. Критерии оценивания задания №19
    6.Работа с текстом. Практическая работа .
    7.Рефлексия. Подведение итогов.

  • Что такое план?План – это четкое последовательное представление частей содер...

    7 слайд

    Что такое план?

    План – это четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему или основную идею соответствующего фрагмента.

  • Виды плана.



1. План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов)....

    8 слайд

    Виды плана.

    1. План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов).
    2. План может быть составлен в вопросной форме
    Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту. Каждому абзацу текста соответствует один вопрос.
    3. План может быть составлен в тезиснойформе
    Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя.
    Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста.
    4.План может быть простой и сложный.

  • Алгоритм составления плана1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь мате...

    9 слайд

    Алгоритм составления плана
    1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
    2. Разделите текст на части .Как правило, в тексте количество смысловых частей или равно количеству абзацев или меньше.
    3. Прочитайте по очереди каждую из смысловых частей, подчеркните предложение, в котором в данной части содержится её (части) главная мысль.
    4. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. Названия частей должны быть ёмкими и короткими, в них должно быть кратко сформулировано главное.

  • 5. Напишите  план в черновик. 
6. Прочитайте текст во второй раз и проверьте,...

    10 слайд

    5. Напишите  план в черновик.
    6. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. При необходимости подкорректируйте план.
    7.Запишите план текста в бланк ответа. План должен полностью охватывать всё содержание текста. В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

  • Работа с текстом. Разбор задания №19.Здание 19.Составьте план текста. Для э...

    11 слайд

    Работа с текстом. Разбор задания №19.

    Здание 19.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    Первый смысловой фрагмент
    По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделённым от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.
    Первый пункт плана
    Превращение подростков в реальную социальную категорию.

  • ...

    12 слайд

    Второй смысловой фрагмент
    В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе. Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.
    Второй пункт плана.
    Содержание подросткового периода.

  • Третий смысловой фрагмент 
В этот период перехода от детства к взрослости юны...

    13 слайд

    Третий смысловой фрагмент
    В этот период перехода от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно чётки. Несформировавшаяся личность влечёт подростков к поиску более надёжной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.
    Третий пункт плана.
    Проблемы несформировавшейся личности.

  • Четвёртый смысловой фрагмент 
Хотя средства массовой информации активно обсу...

    14 слайд

    Четвёртый смысловой фрагмент
    Хотя средства массовой информации активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями, проблема разрыва между поколениями представляется упрощённо. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.
    Четвёртый пункт плана.
    Влияние сверстников и членов семьи на подростка.

  • В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фр...

    15 слайд

    В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
    Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
    1) превращение подростков в реальную социальную категорию;
    2) содержание подросткового периода;
    3) проблемы несформировавшейся личности;
    4) влияние сверстников и членов семьи на подростка.

  • Критерии оценивания заданияВыделены основные смысловые фрагменты текста, их...

    16 слайд

    Критерии оценивания задания
    Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным 2 балла

    Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста 1 балл

    Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.
    ИЛИ Ответ неправильный 0 баллов

    Максимальный балл 2

  • 
Работа с текстом.
Самостоятльное составление плана.

    17 слайд

    Работа с текстом.
    Самостоятльное составление плана.

  • Работа с текстом.
Самостоятльное составление плана.
Могут быть выделены след...

    18 слайд

    Работа с текстом.
    Самостоятльное составление плана.

    Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
    1) Культура как «вторая природа», всё рукотворное.
    2) Культура как единство с природой и преодоление природы.
    3) Многообразие культур и их творцов.
    4) Культура как деятельность и творчество.

  • Критерии оценивания заданияВыделены основные с...

    19 слайд

    Критерии оценивания задания
    Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным 2 балла

    Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста 1балл

    Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.
    ИЛИ Ответ неправильный 0 баллов

    Максимальный балл 2

  • Рефлексия. Подведение итогов.План дальнейших действий :
1.
2.
3.
4.

    20 слайд

    Рефлексия. Подведение итогов.

    План дальнейших действий :
    1.
    2.
    3.
    4.

  • Пособия для подготовки

    22 слайд

    Пособия для подготовки

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 263 271 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.

Другие материалы

Общественная и личная значимость образования

  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 13. Наука и образование
  • 22.09.2021
  • 372
  • 3

«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Экономика и ее роль

  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.
  • Тема: § 8. Экономика и её основные участники
  • 22.09.2021
  • 188
  • 10

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.

  • 22.09.2021
  • 337
  • 4

Лекция “Сущность менеджмента” 3 курс

  • Учебник: «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.
  • Тема: 1.3. Деятельность человека
  • 22.09.2021
  • 229
  • 0

«Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.

  • 22.09.2021
  • 185
  • 1

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.

«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Несмотря на популярность, ЕГЭ по обществознанию считается одним из самых сложных. Чтобы сдать его на высокий балл, необходимо владеть огромным количеством знаний в абсолютно разных областях. При этом наибольшее количество ошибок приходится на вторую часть, а конкретно 28 задание ЕГЭ: обществознание как предмет включает пять больших блоков, все знания в рамках которых необходимо показать в плане.

28 задание: как решать ЕГЭ по обществознанию

Что из себя представляет 28 задание?

28 задание ЕГЭ (обществознание) — это задание на составление плана, в котором нужно будет по пунктам разносторонне и глубоко раскрыть предложенную тему. В отличие от эссе, здесь не получится проиллюстрировать свои мысли и тем самым убедить эксперта.

В плане все зависит от владения теорией. Она подается поэтапно, логично и структурировано в виде пронумерованного списка. Так, ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен состоять минимум из трех конкретных пунктов плана с подпунктами (три и более, если понятие позволяет). При этом они должны быть корректно сформулированы.

Критерии оценки ответа на задание 28

Для эксперта разделены критерии, по которым проверяется 28 задание ЕГЭ: обществознание, то есть теория, проверяется отдельно, корректность формулировок — отдельно. За детализацию и раскрытие темы можно получить максимум три балла, за корректность — один, при этом он не может быть поставлен, если содержание оценено на ноль.

Чтобы получить три балла за содержание нужно:

  • написать три пункта плана, из которых минимум два попадают в ключи;
  • расписать минимум два пункта (приводится от трех подпунктов в каждом, если это возможно).

Если в ключи попадают два пункта, но детализирован (приведено три и более подпунктов) только один из них, то можно рассчитывать на два балла. Если в плане представлен только один из ключевых пунктов (при этом, он должен быть детализирован), то выпускник получает один балл. В любом другом случае план обнуляется.

Чтобы получить балл за корректность достаточно изъясняться точно, понятно и правильно с обществоведческой точки зрения (верно использовать терминологию, названия и пр.), соблюдать структуру плана.

Как составить план для 28 задания ЕГЭ по обществознанию правильно

При написании ответа нужно помнить несколько простых правил:

  1. Части плана должны выглядеть как пункты нумерованного списка, то есть не стоит записывать подпункты в одну строчку, они должны быть расположены столбиком с маркерами (например, буквами, цифрами, черточками, точками и др.).
  2. Подпунктов должно три и больше, если это не противоречит сущности понятия (так, например, элементов социального контроля существует всего два, поэтому в таком пункте плана больше двух подпунктов привести не получится).
  3. При этом, нужно помнить, что абстрактные пункты, вроде «понятие», «введение», «заключение» и т.п., засчитаны в ответе на 28 задание ЕГЭ (обществознание) не будут, а третий и последующий пункты плана не обязаны попадать в ключи, но должны раскрывать тему.
  4. Если в пункте может быть приведено пять и более подпунктов, то указываются первые три из них, а потом ставится «и др.». Если же предусмотрено только два-четыре подпункта, то их нужно приводить все.

Примеры планов

План лучше всего строить с помощью детализированных пунктов.

Так выглядит пункт, для которого предусмотрены только два-четыре элемента:

  1. Критерии стратификации:
    1. Престиж.
    2. Доход.
    3. Образование.
    4. Власть.

А так должны быть записаны пункты, в которых предполагается большее количество элементов:

  1. Социальная мобильность:
    1. Вертикальная и горизонтальная.
    2. Диктуемая и добровольная.
    3. Межпоколенная и внутрипоколенная и др.

В целом, идеальный ответ на 28 задание ЕГЭ (обществознание) должен быть составлен из 5-6 таких детализированных пунктов. Образцы планов, написанных на максимальный балл, можно найти здесь.

28 задание: все секреты ЕГЭ по обществознанию

Как решать 28 задание ЕГЭ по обществознанию

При написании плана можно руководствоваться логикой представления доклада:

  • в первую очередь доклад начинают с определения понятия, это можно не прописывать, но для себя назвать стоит,
  • исходя из определения задать себе два главных вопроса (чаще всего это критерии или причины и механизм работы (например, исторические типы)),
  • привести еще пункты, которые помогут раскрыть тему.

Таким образом, несмотря на строгость критериев, написать 28 задание ЕГЭ (обществознание) на максимальный балл более чем возможно. Для этого необходимо иметь обширные знания теории в рамках всех пяти блоков обществознания, а также понимать критерии оценивания и логику построения ответа.

Добавить комментарий