Как составить план текста общество огэ


План текста


Рассмотрим задание №26 или С1 в ОГЭ по обществознанию. В данном задании от нас требуют составления плана текста, выделяя основные относительно завершенные смысловые фрагменты. Кроме этого необходимо озаглавить каждый из вышеуказанных фрагментов.

Общий алгоритм нашей работы над текстом:

  • сначала уясняем смысл текста как целого
  • выявляем наиболее значимые в содержательном плане идеи
  • представляем структуру текста
  • извлекаем информацию по отдельным частям
  • анализируем конкретные идеи текста

Все задания в С части по обществознанию так или иначе связаны между собой, поэтому хорошее понимание первого задания в этом боке поможет успешно справиться с остальными заданиями.

Перейдем к рассмотрению теории по данному заданию.


Теория к заданию №26 (С1) ОГЭ по обществознанию


Итак, что такое план текста?

План – это четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.

Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста.

Хочу напомнить, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным – главное, чтобы при построении у вас соблюдалась логика.

Личный совет от меня – автор текста сам разбивает текст на смысловые части – это абзацы. Нам необходимо просто озаглавить каждый абзац для успешного выполнения задания!

План может быть:

  1. простым, то есть включающим названия значимых частей текста
  2. сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов

Разбор типового варианта задания №26 ОГЭ по Обществозананию


Приведу типичный пример текста для анализа:

Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

  1. социальная сущность человека
  2. внутреннее органическое единство людей
  3. уровни восприятия общества

Можно составить и вопросный план.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту каждому соответствует один вопрос.

  1. Что определяет социальную сущность человека?
  2. Как проявляется внутреннее органическое единство людей?
  3. Какие уровни восприятия общества выделены в тексте?

Составим для тренировки тезисный план.

Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада.

  1. социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни
  2. внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой
    личности
  3. за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим

Скачать материал

без ожидания

Открытое занятие в 9 классеИз опыта работы учителя истории и обществознания М...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 261 человек из 65 регионов

  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Открытое занятие в 9 классеИз опыта работы учителя истории и обществознания М...

    1 слайд

    Открытое занятие в 9 классе
    Из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ №28»Михалевой Татьяны Михайловны
    5klass.net

  • Тема занятия: «Работа с текстом                                  (соста...

    2 слайд

    Тема занятия:
    «Работа с текстом (составление плана) при подготовке к ОГЭ по обществознанию»

  • Цель:Формирование умения составлять план, подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ...

    3 слайд

    Цель:
    Формирование умения составлять план, подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по обществознанию

  • Задание №19 ОГЭ обществознание19.Составьте план текста. Для этого в...

    4 слайд

    Задание №19 ОГЭ обществознание
    19.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Задачи:-  выделять в тексте главные 
   смысловые фрагменты;
-  озаглавливать...

    5 слайд

    Задачи:
    – выделять в тексте главные
    смысловые фрагменты;
    – озаглавливать каждый фрагмент текста;
    – составлять план текста.

  • План занятия:1.Что такое план?
2.Виды плана
3.Алгоритм составления плана.
4.Р...

    6 слайд

    План занятия:
    1.Что такое план?
    2.Виды плана
    3.Алгоритм составления плана.
    4.Работа с текстом . Разбор задания №19
    5. Критерии оценивания задания №19
    6.Работа с текстом. Практическая работа .
    7.Рефлексия. Подведение итогов.

  • Что такое план?План – это четкое последовательное представление частей содер...

    7 слайд

    Что такое план?

    План – это четкое последовательное представление частей содержания текста в кратких формулировках, отражающих тему или основную идею соответствующего фрагмента.

  • Виды плана.



1. План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов)....

    8 слайд

    Виды плана.

    1. План может быть составлен в назывной форме (нет глаголов).
    2. План может быть составлен в вопросной форме
    Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту. Каждому абзацу текста соответствует один вопрос.
    3. План может быть составлен в тезиснойформе
    Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя.
    Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца текста.
    4.План может быть простой и сложный.

  • Алгоритм составления плана1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь мате...

    9 слайд

    Алгоритм составления плана
    1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
    2. Разделите текст на части .Как правило, в тексте количество смысловых частей или равно количеству абзацев или меньше.
    3. Прочитайте по очереди каждую из смысловых частей, подчеркните предложение, в котором в данной части содержится её (части) главная мысль.
    4. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными. Названия частей должны быть ёмкими и короткими, в них должно быть кратко сформулировано главное.

  • 5. Напишите  план в черновик. 
6. Прочитайте текст во второй раз и проверьте,...

    10 слайд

    5. Напишите  план в черновик.
    6. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. При необходимости подкорректируйте план.
    7.Запишите план текста в бланк ответа. План должен полностью охватывать всё содержание текста. В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

  • Работа с текстом. Разбор задания №19.Здание 19.Составьте план текста. Для э...

    11 слайд

    Работа с текстом. Разбор задания №19.

    Здание 19.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    Первый смысловой фрагмент
    По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделённым от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.
    Первый пункт плана
    Превращение подростков в реальную социальную категорию.

  • ...

    12 слайд

    Второй смысловой фрагмент
    В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе. Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.
    Второй пункт плана.
    Содержание подросткового периода.

  • Третий смысловой фрагмент 
В этот период перехода от детства к взрослости юны...

    13 слайд

    Третий смысловой фрагмент
    В этот период перехода от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно чётки. Несформировавшаяся личность влечёт подростков к поиску более надёжной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.
    Третий пункт плана.
    Проблемы несформировавшейся личности.

  • Четвёртый смысловой фрагмент 
Хотя средства массовой информации активно обсу...

    14 слайд

    Четвёртый смысловой фрагмент
    Хотя средства массовой информации активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями, проблема разрыва между поколениями представляется упрощённо. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.
    Четвёртый пункт плана.
    Влияние сверстников и членов семьи на подростка.

  • В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фр...

    15 слайд

    В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
    Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
    1) превращение подростков в реальную социальную категорию;
    2) содержание подросткового периода;
    3) проблемы несформировавшейся личности;
    4) влияние сверстников и членов семьи на подростка.

  • Критерии оценивания заданияВыделены основные смысловые фрагменты текста, их...

    16 слайд

    Критерии оценивания задания
    Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным 2 балла

    Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста 1 балл

    Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.
    ИЛИ Ответ неправильный 0 баллов

    Максимальный балл 2

  • 
Работа с текстом.
Самостоятльное составление плана.

    17 слайд

    Работа с текстом.
    Самостоятльное составление плана.

  • Работа с текстом.
Самостоятльное составление плана.
Могут быть выделены след...

    18 слайд

    Работа с текстом.
    Самостоятльное составление плана.

    Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
    1) Культура как «вторая природа», всё рукотворное.
    2) Культура как единство с природой и преодоление природы.
    3) Многообразие культур и их творцов.
    4) Культура как деятельность и творчество.

  • Критерии оценивания заданияВыделены основные с...

    19 слайд

    Критерии оценивания задания
    Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным 2 балла

    Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста 1балл

    Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.
    ИЛИ Ответ неправильный 0 баллов

    Максимальный балл 2

  • Рефлексия. Подведение итогов.План дальнейших действий :
1.
2.
3.
4.

    20 слайд

    Рефлексия. Подведение итогов.

    План дальнейших действий :
    1.
    2.
    3.
    4.

  • Пособия для подготовки

    22 слайд

    Пособия для подготовки

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 255 237 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.

Другие материалы

Общественная и личная значимость образования

  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 13. Наука и образование
  • 22.09.2021
  • 366
  • 3

«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Экономика и ее роль

  • Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.
  • Тема: § 8. Экономика и её основные участники
  • 22.09.2021
  • 185
  • 10

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.

  • 22.09.2021
  • 333
  • 4

Лекция “Сущность менеджмента” 3 курс

  • Учебник: «Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.
  • Тема: 1.3. Деятельность человека
  • 22.09.2021
  • 227
  • 0

«Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей», Важенин А.Г.

  • 22.09.2021
  • 185
  • 1

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.

«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

Образец задания № 21.

21.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

ТЕКСТ.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(По Д. С. Лихачёву)

Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Суть задания № 21.

Дан текст по любой теме курса.

Необходимо составить его план, верно выделив его основные фрагменты, определив в каждом основную мысль.

Темы задания № 21 по кодификатору:

Различное содержание в разных вариантах.

1.1-6.12.

Задание 21 – П. 2 балла.

Подробно темы даны ЗДЕСЬ.

Как выполнить задание № 21? РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Выделите основные смысловые фрагменты текста. Помните, эти фрагменты не обязательно должны соответствовать количеству абзацев: они могут быть равны им по количеству или их может быть меньше.
  • Озаглавьте каждый смысловой фрагмент.
  • В критериях оценивания нет указания на количество пунктов плана. Это количество завит от того, сколько смысловых фрагментов в тексте.
  • Не озаглавливайте пункты планами цитатами из текста. Подумайте, о чём этот фрагмент и в краткой фразе отразите его основную мысль.
  • Не нужно озаглавливать пункты плана и в и форме вопросов, они должны быть представлены в виде коротких повествовательных предложений. Например, не нужно записывать такой заголовок: «Какова   роль образования в XXI в.»? Озаглавьте просто: «Роль образования в XXI в.».
  • Запишите пункты плана.
Критерии оценивания задания № 21 ЗДЕСЬ.

Разберём конкретный пример из демоверсии.

ТЕКСТ.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

Пояснение.

В тексте речь идёт об образовании.

Несмотря на то, что абзацев в тексте 6, можно выделить всего 4 основных смысловых фрагмента.

Пункты плана могут быть примерно такими (возможны и другие формулировки каждого пункта):

1)  роль образования в XXI в.;

2)  нравственная ответственность человека науки;

3)  молодые годы — время учёбы;

4)  уметь найти радость в учёбе.

Вернутьсяк списку тестов ОГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Как составлять простой план

1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите план.

План должен полностью охватывать все содержание текста

В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.

Как составлять сложный план

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавьте (подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Как анализировать текст

1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.

2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.

3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).

4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею.

5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.

7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Обратим внимание на особенности выполнения заданий экзамена различных типов.

Как выполнять задания на сравнение

Среди заданий единого экзамена немало таких, которые построены на логической операции сравнения, предполагающей выявление сходства и различий предметов, процессов, явлений.

Вот пример одного из таких заданий.

Задание. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного

1) действие механизмов наследственности

2) работа органов чувств

3) обменные процессы

4) творческая активность
Ответ: 4.

Комментарий. В этом задании сопоставляются человек и животное. В других случаях сравниваются труд и общение, игра и труд, познавательная деятельность и трудовая, абсолютная и относительная истина, рациональное и чувственное познание, государство и партия, тоталитарный режим и демократический, элитарная культура и массовая, правовые и моральные нормы, проступок и преступление и др.

С точки зрения характера предъявляемого требования, задания данного типа можно разделить на две группы. В первой (таких заданий большинство) требуется выделить отличительный (присущий только одному из сравниваемых объектов) признак, во второй – указать общую черту.

При выполнении заданий на сравнение важно, прежде всего, установить, к какому общему целому относятся сопоставляемые предметы или явления. В приведенном примере эту общность можно определить как «живые существа»: к ним относится и человек, и представители животного мира. В тех заданиях, где требуется выявить общий признак сравниваемых объектов, установление исходного общего понятия вплотную приближает нас к искомому ответу.

Как выполнять задания с выбором ответа на анализ двух суждений?

Задания на анализ двух суждений требуют умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук и определять, является ли каждое из них верным. В каждом таком задании предъявляется пара суждений относительно одного социального объекта. Эти задания относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Обратимся к примерам заданий данной модели.

Верны ли следующие суждения о роли потребителя в рыночной экономике?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании цены товара.

Б. Потребитель в рыночной экономике участвует в определении затрат производителей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Комментарий

Смысловой анализ суждений и их соотнесения с определенной областью обществоведческих знаний приводит к выводу, что оба суждения сформулированы относительно роли потребителя в рыночной экономике.

Необходимо при выполнении задания сфокусировать внимание на определенных видах экономической деятельности. В первом случае (суждение А) на обмене, поскольку речь идет о формировании цены товара, во втором случае (суждение Б) – на производстве, так как суждение касается определения затрат производителей. Сопоставляя свои знания с содержанием каждого суждения, делаем вывод, что верным является суждение А, так как потребитель в рыночной экономике участвует в формировании спроса, а спрос, в свою очередь, влияет на цену товара. На определение затрат производителей потребитель влияния не оказывает.

Памятка по решению обществоведческих задач

  • Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания)
  • Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:

– определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;

– подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения).

  • Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам, нормативно-правовым актам следует обратиться.
  • Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
  • Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
  • Убедитесь в правильности вашего ответа:

– соответствует ли ваш ответ существу вопроса;

– если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

– нет ли противоречий между вашими аргументами;

– нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;

– можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;

– не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами.

Методическая разработка

«Алгоритм работы с текстом при подготовке учащихся 9 класса к сдаче ОГЭ по

обществознанию»

Учителя истории и обществознания МБОУ «ВСОШ №12» при ФКУ «ИК1 УФСИН по

Брянской области» Городиского М.Н.

1.)учащиеся получают распечатанные тексты с заданиями:

Голосование способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при

котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов членов группы. В

демократической системе голосование проводится при выборах должностных лиц и при принятии

решений, касающихся сообщества.

Голосование может быть открытым или тайным. При открытом голосовании не скрывается,

как проголосовал тот или иной участник. При закрытом голосовании, наоборот, принимаются

меры, чтобы эта информация была недоступна. Это необходимо для защиты проголосовавших

«неправильно» от преследования. Если способы открытого голосования разнообразны от

собрания участников в помещении или на открытом воздухе до голосования с использованием

Интернета, то для закрытого голосования необходимы специальные помещения и приспособления

(например, избирательный участок, оборудованный кабинками и урнами для голосования). При

оценке результатов голосования подсчитываются голоса. Во многих видах голосования каждый

участник имеет один голос; однако возможны и другие варианты.

В большинстве стран принятие участия в голосовании личное дело каждого. Существуют,

однако, страны (Австралия, Бельгия, Бразилия), в которых голосование на выборах в органы

государственной власти обязательно.

То, что в стране проводится голосование, не означает, что такая страна автоматически

является демократической. В некоторых странах кандидаты назначаются заранее, и конкурентов

на выборах нет.

Голосование проводится различными способами, В гладиаторских боях зрители

использовали жестикуляцию, чтобы проголосовать, оставить ли жить побежденного гладиатора.

Большой палец вверх означал жизнь, палец вниз означал смерть. Позже голосование проводилось

посредством криков и стука оружием. До наших дней сохранилось голосование поднятием руки.

8М8голосование используется в различных интерактивных программах, играх, опросах.

Стоимость зависит от оператора мобильной связи и от условий самого голосования. Интернет

голосование применяется в различных официальных и неофициальных опросах. Бюллетени

используются в большинстве стран мира на официальных выборах и референдумах.

(По материалам открытой Интернетэнциклопедии

«Википедия» )

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и

озаглавьте каждый из них. Какие виды голосования названы в тексте? Чем они различаются?

В каких ситуациях организуется голосование? Укажите любые четыре ситуации. Какие способы

голосования приведены в тексте? Приведите любые пять способов.

2. Всегда ли организация голосования свидетельствует о демократичности организации

государства в целом? Почему? В чем состоит сущность открытого голосования.?

3.Выскажите свое отношение к принятой в некоторых демократических странах практике

принуждения граждан к участию в выборах в органы государственной власти. С опорой на текст и

обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Добавить комментарий