Как составить план текста по обществознанию огэ 2022

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»  города Соликамск Пермского края  ОГЭ – обществознание  Отработка навыков составления плана текста  Сазонова Людмила Михайловна , учитель обществознания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» города Соликамск Пермского края ОГЭ – обществознание Отработка навыков составления плана текста Сазонова Людмила Михайловна , учитель обществознания

Цель смыслового чтения : максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию; внимательно «вчитаться»   и проникнуть в смысл текста с помощью анализа отдельных частей текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

Цель смыслового чтения :

максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию; внимательно «вчитаться»   и проникнуть в смысл текста с помощью анализа отдельных частей текста.

Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

 План  ПЛАН – перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними План: отражает последовательность изменения мысли и обобщает; раскрывает содержание текста; восстанавливает в памяти содержание источника; ускоряет проработку источника информации; организует самоконтроль; сосредотачивает внимание и стимулирует занятие; используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.  

План

ПЛАН – перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними

План:

  • отражает последовательность изменения мысли и обобщает;
  • раскрывает содержание текста;
  • восстанавливает в памяти содержание источника;
  • ускоряет проработку источника информации;
  • организует самоконтроль;
  • сосредотачивает внимание и стимулирует занятие;
  • используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.

Виды планов Простой Сложный  Состоит из основных пунктов  Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание

Виды планов

Простой

Сложный

Состоит из основных пунктов

Включает в себя подпункты, которые конкретизируют содержание

По речевому оформлению Вопросный Назывной  Тезисный Цитатный вопросный назывной тезисный цитатный

По речевому оформлению

  • Вопросный
  • Назывной
  • Тезисный
  • Цитатный

вопросный

назывной

тезисный

цитатный

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Как составлять план текста? Прочитать текст. Найти новые слова и понятия – выяснить их значение. Определить тему и основную мысль текста. Разделить текст на смысловые части. Озаглавить части текста.

Как составлять план текста?

Прочитать текст.

Найти новые слова и понятия – выяснить их значение.

Определить тему и основную мысль текста.

Разделить текст на смысловые части.

Озаглавить части текста.

Алгоритм работы над простым планом планом  1)Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).  2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.  3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными, запишите их.  4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.  5) Подкорректируйте план.

Алгоритм работы над простым планом планом

1)Прочтите текст (представьте мысленно весь материал). 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными, запишите их. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Подкорректируйте план.

Алгоритм работы над сложным планом 1) Учитель сам составляет на занятии сложный план и разъясняет основные принципы его построения. 2) Затем можно дать простой план темы и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов. 3) Далее, одному, двум ученикам поручить написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всей группы. 4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одной – двум темам. 5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме.

Алгоритм работы над сложным планом

1) Учитель сам составляет на занятии сложный план и разъясняет основные принципы его построения.

2) Затем можно дать простой план темы и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов.

3) Далее, одному, двум ученикам поручить написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всей группы.

4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одной – двум темам.

5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме.

Требования к плану Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто

Требования к плану

Информативность. Пункты не должны быть слишком обобщёнными (например, просто “Гадкий утёнок” вам ни о чём не скажет).

Длина высказывания. Описания не должны быть слишком детальными — в плане нужно упомянуть только те детали, которые нужны для понимания тематики, идеи и логики текста.

Пропорциональность . Желательно, чтобы пункты были одинаковы. Слишком короткие стоит убрать или объединить с более развёрнутыми. Структура. В плане обязательно присутствовать вступление и заключение.

Последовательность . Каждый пункт должен логически проистекать из предыдущего. Формулировки. Они не должны повторяться или наслаиваться по содержанию на соседние тезисы.

Логика. Важно, чтобы вы план давал предсталение о причинно-следственных и других связях между блоками (“Из-за… случилось…, что привело к…)

Формулировки обучающихся: 1)Развитие этноса; Этнос и его неповторимый стереотип поведения. 2)Нормы отношений этносов, структура этнического поведения . 3)Разные народы и разные эпохи

Формулировки обучающихся:

1)Развитие этноса;

Этнос и его неповторимый стереотип поведения.

2)Нормы отношений этносов, структура этнического поведения .

3)Разные народы и разные эпохи

Задание 26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план) Модельный ответ. 1) Развитие и стабильность этноса; 2)нормы отношений внутри этноса; 3) факторы , влияющие на развитие этноса.

Задание 26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план)

Модельный ответ.

1) Развитие и стабильность этноса;

2)нормы отношений внутри этноса;

3) факторы , влияющие на развитие этноса.

Литература:  Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100   http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm

Литература:

Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100

  http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm


План текста


Рассмотрим задание №26 или С1 в ОГЭ по обществознанию. В данном задании от нас требуют составления плана текста, выделяя основные относительно завершенные смысловые фрагменты. Кроме этого необходимо озаглавить каждый из вышеуказанных фрагментов.

Общий алгоритм нашей работы над текстом:

  • сначала уясняем смысл текста как целого
  • выявляем наиболее значимые в содержательном плане идеи
  • представляем структуру текста
  • извлекаем информацию по отдельным частям
  • анализируем конкретные идеи текста

Все задания в С части по обществознанию так или иначе связаны между собой, поэтому хорошее понимание первого задания в этом боке поможет успешно справиться с остальными заданиями.

Перейдем к рассмотрению теории по данному заданию.


Теория к заданию №26 (С1) ОГЭ по обществознанию


Итак, что такое план текста?

План – это четкое последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента.

Для выполнения задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, понять тему, выявить основные идеи текста.

Хочу напомнить, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста.
Количество выделенных фрагментов может быть различным – главное, чтобы при построении у вас соблюдалась логика.

Личный совет от меня – автор текста сам разбивает текст на смысловые части – это абзацы. Нам необходимо просто озаглавить каждый абзац для успешного выполнения задания!

План может быть:

  1. простым, то есть включающим названия значимых частей текста
  2. сложным, включающим наряду с названиями значимых частей текста и названия их смысловых компонентов

Разбор типового варианта задания №26 ОГЭ по Обществозананию


Приведу типичный пример текста для анализа:

Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность – это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

  1. социальная сущность человека
  2. внутреннее органическое единство людей
  3. уровни восприятия общества

Можно составить и вопросный план.

Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту каждому соответствует один вопрос.

  1. Что определяет социальную сущность человека?
  2. Как проявляется внутреннее органическое единство людей?
  3. Какие уровни восприятия общества выделены в тексте?

Составим для тренировки тезисный план.

Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца текста, лекции, доклада.

  1. социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни
  2. внутреннее органическое единство образует жизненное содержание самой
    личности
  3. за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим

Обрати внимание!

Перед тем как составлять план, внимательно прочти весь текст и убедись, что тебе понятно его содержание. Помни, что на его основе составлены целых (4) задания!

План — это список коротко озаглавленных основных мыслей текста.

Составляем план

1. Снова внимательно читаем текст и думаем, какие в нём есть смысловые части.

2. Выделяем первую часть. Выписываем те слова или словосочетания, которые передают её смысл.

3. Формулируем из этих слов предложение.

4. Ещё раз читаем первую часть и убеждаемся, что составленное предложение раскрывает её смысл.

5. Повторяем действия (2)–(4) для других частей.

Не поленись перечитать весь текст и убедиться, что твой план отражает все смысловые части.

Кстати:

  • не торопись, ты вполне можешь потратить на это задание (10)–(15) минут;
  • названия пунктов плана нужно формулировать своими словами, а не брать цитаты из текста;
  • обычно экзаменационный текст содержит (3)–(4) смысловые части.

Методическая разработка

«Алгоритм работы с текстом при подготовке учащихся 9 класса к сдаче ОГЭ по

обществознанию»

Учителя истории и обществознания МБОУ «ВСОШ №12» при ФКУ «ИК1 УФСИН по

Брянской области» Городиского М.Н.

1.)учащиеся получают распечатанные тексты с заданиями:

Голосование способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при

котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов членов группы. В

демократической системе голосование проводится при выборах должностных лиц и при принятии

решений, касающихся сообщества.

Голосование может быть открытым или тайным. При открытом голосовании не скрывается,

как проголосовал тот или иной участник. При закрытом голосовании, наоборот, принимаются

меры, чтобы эта информация была недоступна. Это необходимо для защиты проголосовавших

«неправильно» от преследования. Если способы открытого голосования разнообразны от

собрания участников в помещении или на открытом воздухе до голосования с использованием

Интернета, то для закрытого голосования необходимы специальные помещения и приспособления

(например, избирательный участок, оборудованный кабинками и урнами для голосования). При

оценке результатов голосования подсчитываются голоса. Во многих видах голосования каждый

участник имеет один голос; однако возможны и другие варианты.

В большинстве стран принятие участия в голосовании личное дело каждого. Существуют,

однако, страны (Австралия, Бельгия, Бразилия), в которых голосование на выборах в органы

государственной власти обязательно.

То, что в стране проводится голосование, не означает, что такая страна автоматически

является демократической. В некоторых странах кандидаты назначаются заранее, и конкурентов

на выборах нет.

Голосование проводится различными способами, В гладиаторских боях зрители

использовали жестикуляцию, чтобы проголосовать, оставить ли жить побежденного гладиатора.

Большой палец вверх означал жизнь, палец вниз означал смерть. Позже голосование проводилось

посредством криков и стука оружием. До наших дней сохранилось голосование поднятием руки.

8М8голосование используется в различных интерактивных программах, играх, опросах.

Стоимость зависит от оператора мобильной связи и от условий самого голосования. Интернет

голосование применяется в различных официальных и неофициальных опросах. Бюллетени

используются в большинстве стран мира на официальных выборах и референдумах.

(По материалам открытой Интернетэнциклопедии

«Википедия» )

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и

озаглавьте каждый из них. Какие виды голосования названы в тексте? Чем они различаются?

В каких ситуациях организуется голосование? Укажите любые четыре ситуации. Какие способы

голосования приведены в тексте? Приведите любые пять способов.

2. Всегда ли организация голосования свидетельствует о демократичности организации

государства в целом? Почему? В чем состоит сущность открытого голосования.?

3.Выскажите свое отношение к принятой в некоторых демократических странах практике

принуждения граждан к участию в выборах в органы государственной власти. С опорой на текст и

обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Образец задания № 21.

21.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

ТЕКСТ.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(По Д. С. Лихачёву)

Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Суть задания № 21.

Дан текст по любой теме курса.

Необходимо составить его план, верно выделив его основные фрагменты, определив в каждом основную мысль.

Темы задания № 21 по кодификатору:

Различное содержание в разных вариантах.

1.1-6.12.

Задание 21 – П. 2 балла.

Подробно темы даны ЗДЕСЬ.

Как выполнить задание № 21? РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Выделите основные смысловые фрагменты текста. Помните, эти фрагменты не обязательно должны соответствовать количеству абзацев: они могут быть равны им по количеству или их может быть меньше.
  • Озаглавьте каждый смысловой фрагмент.
  • В критериях оценивания нет указания на количество пунктов плана. Это количество завит от того, сколько смысловых фрагментов в тексте.
  • Не озаглавливайте пункты планами цитатами из текста. Подумайте, о чём этот фрагмент и в краткой фразе отразите его основную мысль.
  • Не нужно озаглавливать пункты плана и в и форме вопросов, они должны быть представлены в виде коротких повествовательных предложений. Например, не нужно записывать такой заголовок: «Какова   роль образования в XXI в.»? Озаглавьте просто: «Роль образования в XXI в.».
  • Запишите пункты плана.
Критерии оценивания задания № 21 ЗДЕСЬ.

Разберём конкретный пример из демоверсии.

ТЕКСТ.

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

Пояснение.

В тексте речь идёт об образовании.

Несмотря на то, что абзацев в тексте 6, можно выделить всего 4 основных смысловых фрагмента.

Пункты плана могут быть примерно такими (возможны и другие формулировки каждого пункта):

1)  роль образования в XXI в.;

2)  нравственная ответственность человека науки;

3)  молодые годы — время учёбы;

4)  уметь найти радость в учёбе.

Вернутьсяк списку тестов ОГЭ по обществознанию

Добавить комментарий