👉 Ответы к странице 122. Русский язык 4 класс учебник 2 часть. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Упражнение 257
Вспомните, что такое текст. Как определить тему, главную мысль текста? Как составить план текста?
Ответ:
Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? Основная мысль – что хотел сказать автор этим произведением. Чтобы составить план текста, нужно разбить его на смысловые части и озаглавить каждую часть.
Тексты бывают разные: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Как их отличить друг от друга? В каких жизненных ситуациях мы будем пользоваться каждым из текстов?
Ответ:
Отличить тексты разных типов несложно. Текст-описание — это характеристика предмета, в нем дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек? В тексте-повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. В тексте-рассуждении исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки.
Текстами-повествованиями мы пользуемся в обычной жизни, рассказывая о каких-то событиях. Тексты-описания нужны, чтобы описать товар, человека, животное и др. А тексты-рассуждения мы используем, когда доказываем свою точку зрения по какому-то вопросу.
Упражнение 258
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Ответ:
Какова тема текста? Определите тип каждой части текста. О чём говорится в первой части текста? На какой вопрос даёт ответ вторая часть текста? Придумайте заголовок к тексту.
Ответ:
Тема: планета Марс.
Тип текста каждой части:
1. Текст-повествование.
2. Текст-рассуждение.
В первой части рассказывается о красной звездочке – Марсе. Во второй части дается ответ на вопрос, почему Марс называют красной планетой.
Заголовок: «Почему Марс красный?»
Разбор слова по составу
Вспомните, что такое текст. Как определить тему, главную мысль текста? Как составить план текста?
− Тексты бывают разные: текст−повествование, текст−описание, текст−рассуждение. Как их отличить друг от друга? В каких жизненных ситуациях мы будем пользоваться каждым из текстов?
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 4 класс Канакина. Текст. Упражнение №257
Решение
Текст − это предложения, связанные по смыслу и объединённый общей темой.
Тема − это то, о чём говорится в тексте.
Главная мысль − основная мысль, высказанная автором в тексте.
План текста − это микротемы каждой части текста.
Текст−повествование − это рассказ о каких−то событиях.
Текст−описание − это описание чего−то или кого−то.
Текст−рассуждение − это текст, который объясняет или доказывает какой−то факт или мысль.
Тема: история о потере кошелька и его возврате старушке.
Главная мысль: человек должен быть честным, порядочным, делать добро и не ждать в ответ благодарности.
Костя запомнил на всю жизнь, что порядочным необходимо быть всегда, а ждать благодарности за то, что ты поступаешь как порядочный человек, не нужно.
В заголовке отражена тема текста.
План:
1. Потеря.
2. Честный поступок.
3. Обида.
4. Порядочность.
Трудные слова: впереди, кошелёк, отдал, обижен, спасибо, честным, обязанность, жизнь.
По улице шли брат и сестра. (Повествоват., невосклиц., простое, распростр., осложнено однород. подлежащими).
Честным.
(К) сестре – сущ., к кому?, н.ф. – сестра, нариц., одуш., ж. р., 1-го скл., в Д. п., в ед. ч., вт. чл.
Сказала – глаг., что сделала?, н .ф. – сказать, I спр., в прош. вр., в ед. ч., ж. р., сказ.
Жизнь [жы́з’н’] – 1 слог.
ж – [ж] – согл., звон. парн., твёрд. непарн.;
и – [ы́] – гласн., ударн.;
з – [з’] – согл., звон. парн., мягк. парн.;
н – [н’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.;
ь звука не обозначает.
_______________
5 б., 4 зв.
Тема: случай с кошельком (отражена в заголовке).
Главная мысль: быть честным – долг каждого человека, а не заслуга.
План текста:
- Мальчик возвращает потерянный кошелёк старушке.
- Брат обижается на старушку.
- Быть честным – долг, а не заслуга.
По улице бежали брат и сестра.
(К) сестре – сущ., к кому? Н.ф. – сестра, ж. р., 1 скл., нариц., одуш., в ед. ч., в Д. п., вт. чл.
Сказала – глаг., что сделала? Н.ф. – сказать, I спр., в прош. вр., ед. ч., в ж. р., сказуемое.
Честным
- честным, честная → окончание -ым;
- основа без окончания честн;
- честь, честность → корень -чест-;
- суффикс -н-.
Жизнь [жыз’н’] – 1 слог, 5 букв, 4 звука.
ж [ж] – зв. согл., звон. парн., твёрд. непарн.;
и [ы] – звук гласный, ударный;
з [з’] – зв. согл., звон. парн., мягк. парн.;
н [н’] – зв. согл., звн. непарн., мягк. парн.
ь [-]
Хай товарищи! Есть здесь отличники или просто любители русского? Как ответить на вопрос?
Прочитайте.
Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Сыновья не слушались.
Вот отец велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько сыновья ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит: «Если в согласии жить будете, никто вас не одолеет. Если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит». Л. Толстой
• Определите тему и главную мысль текста.
• Что отражает заголовок: тему или главную мысль текста?
• Почему в тексте выделены три части? О чём говорится во вступительной, основной и заключительной частях текста?
• Составьте план текста. Для этого придумайте к каждой части текста заголовок. Запишите план.
• Устно передайте содержание каждой части.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как составить план текста?
— отражает ли заголовок главное в части текста; — не повторяются ли заголовки; — не пропущено ли что-либо важное. |
Как составить план текста?
— отражает ли заголовок главное в части текста; — не повторяются ли заголовки; — не пропущено ли что-либо важное. |
Как составить план текста?
— отражает ли заголовок главное в части текста; — не повторяются ли заголовки; — не пропущено ли что-либо важное. |
Как составить план текста?
— отражает ли заголовок главное в части текста; — не повторяются ли заголовки; — не пропущено ли что-либо важное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится