В начальных классах дети получают основное представление о текстах и учатся самостоятельно их пересказывать. Одним из инструментов обучения выступает изложение, которое почему-то так пугает и школьников, и их родителей.
На самом деле писать изложение не сложно, главное разобраться, что это и как правильно работать с текстом. Об этом и поговорим сегодня.
Что такое изложение?
Изложение – это письменный пересказ текста, передающий его содержание кратко или развернуто. Изложение помогает ребенку научиться связно пересказывать любой текст, выстраивать логику повествования, формулировать мысли грамотно.
Это творческое задание с которым дети знакомятся во втором классе и продолжают выполнять вплоть до выпускных экзаменов. С каждым годом упражнение становится сложнее и объемнее.
Чему изложение учит школьников
Задачи, которые выполняют ученики, направлены на всестороннее развитие. Школьники практикуют следующие навыки:
- понимать, о чем хотел сообщить автор;
- определять тип текста (описание, рассуждение, повествование);
- выделять тему и главные мысли;
- выстраивать логику повествования (завязка, кульминация, развязка);
- создавать цельный текст со вступлением и заключением;
- формулировать собственные мысли и рассуждать на разные темы.
Таким образом, знакомясь с текстами других авторов и повторяя их, дети учатся сами быть искусными рассказчиками. Они понимают, как писатель передает идею и суть, с помощью каких приемов делает текст интересным. Это положительно влияет не только на письменную речь, но и на устную – в будущем школьнику будет легче работать с докладами, выступать перед одноклассниками.
Виды изложений
Чтобы тренировать разные навыки у детей, учителя применяют несколько видов изложения. Каждый из них привносит в творческую работу уникальные черты.
Повествовательное изложение. Для этого типа изложения важно передать точную последовательность событий, опираться на факты, сюжетную линию.
Описательное изложение. Оно отлично тренирует память, так как детям важно уделить внимание деталям. Чаще всего в качестве исходного текста используют художественное описание человека и всего, что его окружает – природы, жилища, разных объектов.
Изложение-рассуждение. Это более сложная форма упражнения, которая появляется в старших классах. От ребенка требуется не только близкий к оригиналу пересказ, но и дополнение своими мыслями, аргументами, согласие или несогласие с позицией автора.
Комбинированное изложение. Оно сочетает в себе несколько разных заданий к тексту: изложить факты, уделить внимание описанию деталей, дополнить своими мыслями.
Кроме того все изложения могут отличаться по объему.
Сжатое изложение напоминает скорее план, чем текст. Это своего рода подготовка школьников к конспектированию. Подробности не нужны, главное изложить суть в нескольких предложениях.
Подробное изложение пишется своими словами максимально близко к исходному тексту. Работа с большим объемом тренирует у учеников начальных классов внимательность, память.
Как учитель проводит урок
Если по плану занятия стоит изложение, то это ответственное мероприятие не только для детей, но и для учителя. В начальной школе изложение требует от педагога тщательной подготовки и занимает порой не один, а два урока.
В 1-4 классах занятие строится следующим образом: учитель зачитывает текст 2-3 раза, после чего дети должны воспроизвести услышанное как можно точнее. Первый раз педагог читает медленно, делая паузы и расставляя акценты. Задача школьников – внимательно слушать и не отвлекаться. На второй раз текст читают быстрее, ученики делают пометки в черновик – записывают хронологию событий, важные факты, глаголы и прилагательные.
Для самых маленьких школьников учителя стараются облегчить задачу, например, читают текст третий раз. Второклашкам сложно запоминать только на слух, поэтому бывает так, что у детей перед глазами тоже есть текст. Они могут читать его первый раз одновременно с учителем, после закрывают и убирают учебник.
Далее дети пишут текст в соответствие с поставленным заданием, стараясь воспроизвести услышанное. По итогам проверки будет выставлено две оценки – первая за содержательность, вторая за грамотность и отсутствие ошибок.
Задача педагога в первую очередь научить, поэтому грамотный наставник ориентируется на свой класс, следит за скоростью, помогает, отвечает на возникающие вопросы.
Этапы написания изложения для школьника
Чтобы облегчить себе задачу и хорошо написать изложение, нужно уделить внимание каждому этапу.
Подготовка
Пока учитель читает текст, нужно активно использовать черновик. В первое прочтение записать что-то бывает сложно – ребята не всегда успевают одновременно слушать и фиксировать. Здесь главное понять, на каких моментах останавливается учитель, почему эта пауза так важна, что из этого следует запомнить.
Во второе прочтение стоит записать основные данные. Если это описание, отметьте в черновике, о чем идет речь, какие эпитеты использует автор, как выражает свое отношение к событиям и объектам в тексте. Если нужно повествование, пусть ребенок фиксирует героев и их основные действия (глаголы) по порядку. Так будет проще восстановить хронологию.
Если текст зачитают третий раз, имеет смысл заполнить пропуски и внести недостающие факты.
Написание текста
На этом этапе главная сложность для детей – уложиться в отведенное время. Лучше написать краткую версию текста, по своим заметкам, чем провести урок мучительно вспоминая детали. Если времени достаточно и ребенок уверен в своих силах, можно сначала изложить текст в черновике, так удастся избежать ошибок при финальном переписывании.
Проверка
Ребенок должен перечитать свой текст и внимательно определить, насколько связно он составил рассказ, не упустил ли важные детали. Также стоит проверить работу на наличие грамматических и пунктуационных ошибок.
Особенности написания сжатого изложения
Этот вид изложения стоит рассмотреть отдельно, так как он имеет отличия. В сжатом пересказе важно правильно разделить текст на части и каждой из них дать короткое и емкое описание.
Согласитесь, сделать краткий пересказ из пространного описания осеннего леса вряд ли получится. Чаще всего для краткого изложения берут приключенческий рассказ, наполненный событиями. Чтобы воспроизвести текст, мы советуем придерживаться такого плана:
- Пусть ребенок определит действующих героев – главного и второстепенных.
- Нужно записать по порядку, в каких ситуациях оказывается герой, кого встречает, что делает, как заканчивается каждая часть его приключения.
- Остается, соблюдая хронологию, записать все события и добавить недостающие детали. В развязке нужно написать, чем закончился рассказ.
Так, перечислив все события, ребенок сможет составить краткое изложение.
Как написать изложение на «отлично»
Получить пятерку за такое важное задание будет рад каждый ученик. Мы подготовили несколько советов, которые помогут сдать правильно написанную работу и получить хорошую отметку.
- Важно задавать вопросы. Если ребенок что-то пропустил или не понял, пусть не стесняется переспросить или попросит повторить материал. Учитель точно не откажет, а это может повлиять на результат.
- Нужно обязательно конспектировать. Лучше записать в черновик лишнее, чем потом упустить из виду важную деталь. Пусть школьник фиксирует в конспект все, что посчитает нужным.
- Советуем использовать короткие предложения. Так проще донести мысль и не допустить ошибку.
- Семь раз отмерь, один – отрежь. Оставшееся время лучше посвятить тщательной проверке, желательно не один раз. Особое внимание стоит уделить словарным словам и повторам. Чтобы избежать тавтологии, нужно заменять одинаковые слова на синонимы.
И главное, не нужно волноваться! Настройте ребенка накануне изложения, что это лишь обучение, а любая оценка будет наградой за результат. В конце концов, пятерки не самое главное в жизни, а позитивная мотивация и уверенность способны помочь вашему чаду в решающий момент.
Как подготовиться к изложению в домашних условиях?
Чтобы такой формат работы с текстом не оказался вашему ребенку в новинку, вы можете заниматься с ним дома. Для этого попросите его кратко пересказать (устно) последнюю прочитанную книгу. Так школьник тренирует память и учится воспроизводить события логично и складно.
Следите, чтобы была соблюдена верная последовательность и перечислены основные моменты. Начните с простых книг, постепенно усложняя задачу и работая с более сложными произведениями. Задавайте ребенку дополнительные вопросы, чтобы он вспоминал факты и учился дополнять повествование деталями. Такая тренировка займет не больше 5-10 минут, но станет хорошим подспорьем для детского интеллекта.
Изложение – неотъемлемая часть школьной программы по русскому языку. Избежать их не удастся, поэтому лучше правильно подготовиться. И тогда написание творческой работы не будет вызывать у ребенка стресс, а положительные оценки станут украшением его дневника.
Русский язык для учеников 1-4 классов
Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате
узнать подробнее
1
класс
План
работы над изложением.
1.Чтение текста
учителем ( Текст может быть написан на экране и написан на карточке у каждого
ученика).
Учитель
читает текст, написанный на экране, дети внимательно слушают.
2.Анализ текста.
Узнать о чем
говорится в тексте (его тема).
Учитель задаёт
вопросы по тексту.
( При пересказе
следим за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования).
3.Работа над
планом.
Выяснить сколько
частей в тексте. (Одна.)
Спросить, как вы
догадались? («Красная» строка.)
Вспомнить
составные части текста.
(На доске записаны
вопросы, расположенные не по порядку).
Выбрать опорные
слова отдельно к каждой части.
(На доске
карточки со словами).
4.Словарно-орфографическая
работа.
Найти в изложении непростые
для написания слова.
Прочитать первое
слово. Произнести по слогам. Найдите трудное (опасное) место.
Такая же работа
проводится с остальными словами.
5.Пересказ текста
с опорными словами.
Текст
пересказывает один ученик, остальные – каждое предложение показывают движением.
6.Написание
изложения.
Обратить внимание
на трудные слова – на доске и на карточках.
(Дети работают
самостоятельно.)
7.Самоконтроль.
После написания
работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли
правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.
Чтение 1 – 2
написанных детьми изложений.
2
класс
План
работы над изложением.
1.Чтение текста учителем (Текст написан
на карточке у каждого ученика).
Учитель
читает текст, дети слушают. Задаёт вопросы по тексту.
2.Анализ текста.
Узнать о чем говорится в тексте (его
тема).
Задаём вопросы по содержанию текста.
( При пересказе следим за тем, чтобы
не нарушать последовательности повествования).
3. Работа над планом.
Выяснить сколько частей в тексте. (Три.)
Спросить, как вы догадались. («Красная»
строка.)
Вспомнить
составные части текста.
(На
доске записать вопросы, расположенные не по порядку).
Например:
-Какие вопросы
можно отнести к первой части?
-Какие ко второй?
– Какие к третьей?
Выбрать
опорные слова отдельно к каждой части (на доске карточки со словами). (Учащиеся
работают в парах).
Ответить
на вопросы первой части (второй, третьей.)
(Пересказ
текста по частям.)
Подвести
к выводу, что те предложения, которые мы составили, являются – планом. (План.)
(На
доску вывешивается слово «план»).
Уточнить,
на что натолкнули пункты плана? (Написание каждой части с красной строки.)
4.Словарно-орфографическая
работа.
Найти
орфограммы в тексте.
Рассмотреть
карточки с орфографическим заданием.
(Определить
встречающиеся знакомые и не знакомые орфограммы).
Индивидуальная
работа на карточках.
Найти
трудности
в изложении. (Встречаются непростые для написания слова).
Правильно
написать эти слова. (Запись на доске.)
Прочитать
первое слово. Произнести по слогам. Найти трудное (опасное) место.
(Такая
же работа проводится с остальными словами).
5.
Пересказ текста с опорными словами (по частям).
Текст
пересказывает один, два ученика. (Лучше зачитать учителю).
6.Написание
изложения.
Говорим,
что на написание текста 15 мин.
Обращаем
внимание, что трудные слова записаны на доске и на карточках.
7.Самоконтроль.
После
написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты,
проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.
(Чтение
1 – 2 написанных детьми изложений).
3
класс
План
работы над изложением.
1. Знакомство с текстом.
Первичное чтение текста.
Задаём вопросы по тесту.
Например:
– Понравился ли вам текст?
– Что показалось особенно интересным?
2.Анализ текста.
Узнать о чём говорится в этом тексте. Определить
тему текста.
Назвать главную мысль текста.
Придумать заголовок к тексту.
Попросить учащихся прочитать памятку «Как подготовиться к изложению».
3. Составление плана текста.
Читают памятку и самостоятельно составляют план к
тексту.
(По необходимости учитель корректирует
план к тексту).
3. Обсуждение структуры текста,
лексическая работа и орфографическая подготовка.
Уточнить, сколько частей в тексте.
а) Найти вводную часть. (О чём в ней говорится).
Выяснить главную мысль этой части.
Озаглавить и назвать орфограммы.
б) Найти и прочитать основную часть текста. (О чём
в ней говорится).
Выписать все глагол, и определить в каком времени они
использованы в этой части.
Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой
части.
в) Прочитать заключение. (О чём в нем говорится).
Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой части.
4. Повторное прочтение текста детьми.
Прочитать первую часть текста. (Уточнить, сколько
в ней предложений, и о чём речь в первой части).
Прочитать вторую часть. (О чем говорится в этой
части текста).
Прочитать третью часть. (Что узнали в третьей
части).
5. Самостоятельное написание изложения.
Самостоятельное написание изложение учащимися.
(При необходимости оказать индивидуальную помощь).
6. Самопроверка и совершенствование текста
учащимися.
После
написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты,
проверить, все ли правильно и точно изложено. (Внести необходимые
исправления).
(Чтение
1 – 2 написанных детьми изложений).
4
класс
План работы
над изложением.
1. Знакомство с текстом.
Чтение текста.
Доказать, что это текст.
Определить тип текста. (Повествовательный.)
2.Анализ текста.
Узнать о чём говорится в этом тексте. Определить
тему текста.
Назвать главную мысль текста.
Придумать заголовок к тексту.
Попросить учащихся прочитать памятку «Как подготовиться к изложению».
3. Составление плана текста.
Читают памятку и самостоятельно составляют план к
тексту.
(По необходимости учитель корректирует
план к тексту).
4. Обсуждение структуры текста,
лексическая работа и орфографическая подготовка.
Уточнить, сколько частей в тексте.
а) Найти вводную часть. (О чём в ней говорится).
Выяснить главную мысль этой части.
Озаглавить и назвать орфограммы.
б) Найти и прочитать основную часть текста. (О чём
в ней говорится).
Выписать все глагол, и определить в каком времени они
использованы в этой части.
Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой
части.
в) Найти и прочитать третью часть. (О чём в ней
говорится).
Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой
части.
г)
Прочитать заключение. (О чём в нем говорится).
Озаглавить эту часть и назвать орфограммы в этой части.
4.
Повторное прочтение текста детьми.
Прочитать первую часть текста. (Уточнить, сколько
в ней предложений, и о чём речь в первой части).
Прочитать вторую часть. (О чем говорится в этой
части текста).
Прочитать третью часть. (Что узнали в третьей
части).
Прочитать четвёртую часть текста. (Что узнали в
этой части текста).
1. Пересказ текста.
2. Работа над изложением.
5. Самостоятельное написание изложения.
Самостоятельное написание изложение учащимися.
(При необходимости оказать индивидуальную
помощь).
6. Самопроверка и совершенствование текста
учащимися.
После
написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты,
проверить, все ли правильно и точно изложено. (Самостоятельно редактировать
текст).
(Чтение
1 – 2 написанных детьми изложений).
Памятка
«Как подготовиться к изложению»
1. Прочитайте внимательно текст.
2. Определите его тему (о чём говорится в тексте).
3. Определите его основную мысль (что главное хотел
сказать автор).
4. Составьте план.
1. Разделите текст на части.
2. Выделите главное в каждой части.
3. Озаглавьте каждую часть.
5. Найдите в тексте опорные слова и словосочетания.
6. Выпишите трудные слова. Найдите слова на знакомые
правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно перечитайте текст. Обратите
внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напишите изложение.
9. Проверьте работу.
Методика проведения изложения
1.Знакомство с
текстом.
Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за
сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяет паузами. Излагаемый
текст может быть прочитан учащимися. Определение темы текста.
2.Беседа по содержанию текста по вопросам учителя.
Ставится 3 – 4 вопроса по содержанию текста с целью определения,
всё ли правильно поняли учащиеся, осознали прочитанное, установили
причинно-следственные связи. Определение типа текста, его структуры.
3.Повторное прочтение текста.
Текст прочитывается не более 2 раз, чтобы учащиеся не заучивали
его наизусть.
4.Составление
плана текста.
Логическое и композиционное разделение текста на части, их
озаглавливание. План изложение записывается на доске.
5.Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.
Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием
в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных
синтаксических конструкций. Запись на доске слов и
словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.
6.Предварительный
пересказ фрагментов текста. Выделение опорных слов.
Учитель предлагает пересказать отдельные фрагменты На доске записываются опорные
слова для каждого пункта плана.
7.Устный
пересказ текста.
Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным
словам.
8.Анализ
устного пересказа и его совершенствование.
Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных
моментов. При необходимости текст, прочитывается ещё раз.
9.Самостоятельное написание изложения.
При необходимости оказывается индивидуальная помощь.
10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.
11. Проверка изложения учителем.
Цель урока:
1. Образовательные:
- учить членить текст и озаглавливать части;
- совершенствовать умение выделять и формулировать главную мысль в
прочитанном тексте; - вырабатывать орфографическую зоркость
2. Развивающие:
- развивать память;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развитие информационной компетенции;
3. Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к чувствам других,
- прививать интерес к художественному слову
4. Оборудование:
- толковый словарь; раздаточный материал
- тетради для творческих работ;
- листочки для черновиков.
Учащиеся разделены на группы.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
– Ребята, слышали ли вы случаи, когда животные спасают жизнь человеку? Об
одном таком случае мы сегодня будем писать изложение.
– Что такое изложение? Как вы понимаете смысл слова изложение?
– Какие учебные задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Запомнить
текст, определить его тему и основную мысль; составить план текста; по нему
грамотно записать текст.)
– Работать мы сегодня будем группами. – Вспомним правила работы в группах…
(Ребята перечисляют):
- Право поднятой руки (отвечает только тот, кто поднимает руку).
- Быть внимательным и активным.
- Быть терпимым к мнению друга.
- Не перебивать говорящего, уметь слушать товарища.
II. Работа над изложением.
а) Определение этапов работы над изложением.
– Чтобы наша деятельность была продуктивной, давайте составим план работы.
- Прочитать (прослушать) текст. Определить его тему и основную
мысль. Озаглавить. - Найти в тексте опорные слова.
- Составить план. Разделить текст на части и каждую из них озаглавить.
- Найти слова, которые нужно проверять, объяснить их написание.
- Еще раз внимательно прочитать текст. Обратить внимание на употребление
слов и словосочетаний. - Написать изложение, проверить свою работу.
– Итак, начнем с первого шага.
б) Чтение текста (учителем). Определение его темы и основной мысли.
Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!
Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним
вечером геолог сидел за столом, карты геологические рассматривал. Рядом в
коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака. Вдруг собака рванулась с
места, схватила девочку за рубашку, выхватила ее из коляски и кинулась в дверь.
Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьем в руках он
выбежал из дома. И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.
Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочку.
(По Б. Зубкову)
– Какой это текст по типу? (Текст – повествование.)
– Определите его тему. (В тексте идет речь о самой обыкновенной собаке.)
– А основная мысль? (Чудо-спасение людей от землетрясения.)
– Подумайте, с какой целью автор рассказал этот случай? (Чтобы люди были
внимательнее к животным.)
– Давайте в словарях найдем значение слова геолог. (Специалист по
геологии). Геология – комплекс наук о строении, составе и истории земной
коры и земли, о методах изыскания полезных ископаемых.
– Каждая группа сейчас получит текст, внимательно его перечитает и составит
вопросы по содержанию.
– Задайте вопросы своим товарищам.
в) Выделение опорных слов текста.
– Переходим к следующему этапу работы. Найдите в тексте опорные слова,
которые вам помогут при изложении текста. (Много подсказать, поведение,
рассматривал геологические карты, дремала, вдруг рванулась, схватила, выхватила,
кинулась, собака взбесилась, землетрясение.) (Слова записывают на доске.)
– Что заметили? (В основном это глаголы, которые помогут вспомнить
последовательность действий.)
г) Деление текста на части, составление плана.
Дети в группах самостоятельно текст делят на смысловые части и озаглавливают
их.
Зачитывание своих планов и их коллективное обсуждение (если дети согласны,
то поднимают зеленый сигнальный круг, если нет, красный).
– Какую часть рассказа вы считаете главной? Как вы ее озаглавили? (Перед
землетрясением.)
– Какое название вы предлагаете первой части? (Поздним вечером.)
– Как можно озаглавить третью часть? (Спасение.)
Запишите свои планы к себе в тетрадь.
д) Лексико-орфографическая подготовка.
(У детей забирается предыдущий текст и раздается новый, с пропущенными
орфограммами, где дети заполняют коллективно пропуски.)
Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных
Была(у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака. ..днажды поз..ним
веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом карты г..ол..гические Ра..матривал. Рядом
(в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру..
с..бака рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее
(из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что
с..бака взб..силась.(С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась
з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его
х..зяина и его мал..нькую доч..ку.
(По Б. Зубкову)
– На какие орфограммы были пропуски? (Безударные гласные проверяемые и
непроверяемые; сочетания чк, чн; жи, ши; парные согласные на конце слова;
непроизносимые согласные; написание предлогов и приставок; запятые в
предложениях с однородными членами.)
е) Пересказ и запись текста в тетрадях.
– Ребята, сейчас вы между собой должны распределиться, кто какую часть
текста будет пересказывать, участники группы внимательно слушают своего товарища
и исправляют его недочеты (если они будут). Затем вы запишете каждый свою
часть изложения на черновиках. А потом все части соедините и проверите сообща
грамотность написания изложения. Только после этого вы аккуратно перепишите
текст в тетрадь.
III. Итог урока.
Группы зачитывают свои тексты. Дети оценивают результат.
– Какой этап урока у вас вызвал трудности?
– Что понравилось?
– Чему научились?
На чтение 6 мин Просмотров 89.8к. Опубликовано 05.12.2017
Содержание
- Что такое изложение?
- Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?
- Какие существуют виды изложения?
- Как правильно писать изложение?
- Порядок написания изложения:
- 4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:
Главная задача школ, интернатов и других образовательных учреждений – развитие речи ребенка и умения воспринимать, а затем последовательно, логично излагать информацию. Одно из эффективнейших упражнений – изложение, им дети занимаются на уроках русского языка и литературы. Как правило, дети начинают писать изложения в младшей школе, во 2, иногда в 3-4 классе. Изложение также входит в основной государственный экзамен (ОГЭ), который должны сдавать все ученики по окончанию 9 класса.
Очень важно, чтобы ребенок осознавал важность написания изложения, а также понимал и умел справляться с заданием быстро и правильно. Данная статья содержит всю необходимую информацию, и поможет вам ответить на вопрос: что такое изложение и как его писать?
Что такое изложение?
Чтобы правильно писать изложения, для начала, нужно разобраться, что это вообще такое.
Изложение – это творческое задание, по сути, пересказ. Если во время сочинения ученик излагает собственные мысли, то занимаясь написанием изложения, он излагает только что услышанную информацию. Происходит изложение так: учитель 2 раза зачитывает текст (в начальной школе 3 раза), ученик внимательно слушает, делает пометки, старается запомнить. Первый раз учитель читает медленно, ставит паузы в важных местах. Во второй раз читает уже быстрее. Когда учитель заканчивает читать, ученик должен максимально похоже, сохраняя логический порядок и стилистику, написать то, что он только что услышал.
Чем старше ученик, тем сложнее и объемнее становятся тексты, с каждым годом к работе предъявляется все большее количество требований. Как правило, в качестве текстов выбираются отрывки из художественных произведений. В старшей школе, текстом для изложения может служить научно-публицистический труд.
Некоторые учителя практикуют более творческий подход: показывают слайд-шоу, диафильмы, фильмы, сценки из спектаклей. Текст для изложения можно заменить также различными звукозаписями, например, отрывками аудиокниг, подкастами.
Какие задачи стоят перед учеником, когда он пишет изложение?
- понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль;
- как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику;
- точно передать детали и факты, если они есть в тексте;
- точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности;
- излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой.
Важно! Объясните ребенку различие между сочинением и изложением. Излагаем мы информацию, которую услышали, увидели, запомнили. Она не является продуктом производства нашего личного сознания. Важно ничего не сочинять и не додумывать, писать только то, что значится в тексте. Единственное исключение, когда возможно изложение собственных мыслей – такую задачу поставил учитель.
Какие существуют виды изложения?
- Подробное. Направлено на тренировку памяти, так как нужно запомнить большой объем информации, а затем изложить его как можно более точно. В старшей школе задача усложняется, уровень точности передачи становится высоким. Нужно делать пересказ, сохраняя языковые особенности автора.
- Сжатое. Тренирует умение анализировать текст, выделять ключевые моменты, учит создавать конспекты.
- Повествовательное. Наиболее простой тип, когда от ученика требуется запомнить правильную последовательность текста, а потом ее воссоздать.
- Описательное. Текст содержит описание человека, животного или явления. Задача ученика – как можно точнее запомнить это описание, а затем пересказать его. Нередко требует от ученика применение фантазии, знание эпитетов.
- Рассуждение. Более сложный вид сочинения, появляется ближе к старшей школе. Содержит элементы сочинения, и требует не только пересказа, но также собственной логичной аргументации.
Как правильно писать изложение?
Теперь, когда мы разобрались, что же такое изложение, пора понять, как правильно его писать. Несмотря на то, что у многих детей возникают сложности с их написанием, задача это не слишком сложная, самое главное – практика и правильный порядок действий. Объясните ребенку, что ему не нужно волноваться или бояться, что он не справится с задачей. Если он будет спокойно, внимательно слушать, и следовать рекомендациям, которые мы укажем ниже, он обязательно получится желанную «5» и похвалу от учителя.
Порядок написания изложения:
- Обязательно взять черновик, и делать в нем пометки, пока учитель первый раз читает текст.
- Пауза между чтениями дается на то, чтобы осмыслить услышанное. Нужно дописать все, что удалось запомнить. Все услышанное запомнить скорее всего не удалось, но это не беда. Нужно оставить пропуски, и заполнить их во второе прочтение.
- Во время второго прочтения нужно сосредоточиться на специфических терминах, необычных словах, именах, датах и интересных фразах. Их фиксация на бумаге далее поможет вспомнить детали текста, а еще их нужно в точном виде употребить непосредственно в изложении.
- Во время паузы между вторым и третьим прочтением (если оно будет) нужно составить план будущего текста, он поможет воссоздать правильную последовательность изложения, и понять, что было упущено при прослушиваниях. Лучше начать составление прямо сейчас, пока информация свежа в голове.
- Учитель закончил читать, пора приступать к изложению. Во время написания обязательно нужно придерживаться составленного плана. Если время позволяет, лучше начать записывать текст на черновике, чтобы потом легко его исправить.
- Текст готов, теперь нужно его вычитать. Самое главное – проследить, чтобы все предложения были взаимосвязанными и законченными. Обратите внимание на часто повторяющиеся слова, их лучше заменять на подходящие по смыслу синонимы.
- Перечитать текст в последний раз, и если ошибок, недочетов нет – пора переписывать на чистовик.
4 совета, которые помогут получить за изложение «5»:
- Ученики младших классов еще не могут писать так быстро, как это делают старшеклассники, поэтому техника написания изложения у них немного разная. Малыши еще не умеют одновременно и слушать, и писать. Поэтому во время первого прочтения, лучше отложить ручку в сторону, и сосредоточиться на запоминании. Старшеклассники начинают делать пометки в черновике уже во время первого прочтения.
- Работа человеческого мозга нестабильна, в один день память может работать лучше, чем в другой. На способность запоминать информацию влияет общий уровень усталости и настроения. По этой причине, не существует единого, точного алгоритма по написанию изложения, всегда нужно действовать по ситуации. Например, если после второго прочтения на черновике уже составлен целый подробный, последовательный план, в третье прочтение лучше просто слушать и запоминать, ничего не записывая. Если план получился не слишком подробным и в нем есть пробелы, во время третьего прочтения лучше их заполнить.
- Чем длиннее предложение, тем проще допустить в нем ошибку. Лучше не нагромождать изложение длинными, сложносочиненными предложениями. Пусть они будут короткими, точными и грамотными. А вот на красивые описания и эпитеты скупиться не стоит, они сделают текст более живым и интересным.
- Чем лучше развита память, тем проще воспринимать и запоминать информацию. Память – не генетически заложенный параметр, ее можно тренировать и улучшать. При этом, вовсе не обязательно заниматься тренировкой памяти днями и ночами, достаточно упражняться 10-15 минут в день. Подробнее о развитии памяти вы можете узнать в соответствующем курсе на сайте BrainApps. У нас вы также найдете игры, которые превратят тренировку памяти в интересное и полезное развлечение.
Мы надеемся, что теперь вы знаете, что же такое изложение, и понимаете: это не так уж сложно, главное проявить немного терпения и настойчивости. Желаем успехов в учебе, получайте с BrainApps только пятерки!
Урок по русскому языку
4 класс
Урок №83
Тема: Изложение повествовательного текста по цитатному плану
Я вспомню, как пишется изложение и составляется план к нему.
Узнаю, какие виды плана изложения бывают, об особенностях цитатного плана.
Научусь оформлять цитатный план.
Глоссарий:
Изложение – пересказ текста (устный или письменный).
Цитата – дословно приведенное в произведении одного автора высказывание другого автора.
Цитатный план – это особый вид плана. Строится он с помощью цитат из текста. Целиком берутся фразы, которые содержат основное содержание.
Литература:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. С. 140.
Дополнительная литература
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2000. С. 120-126.
Ход урока
- Прочитайте текст упражнения 310 на странице 140.
О чем этот текст?
______________________
Какова его главная мысль?
___________________________
Озаглавьте текст.
- Определите, сколько смысловых частей в тексте. Выберите ответ.
1) 1 часть
2) 3 части
3) 4 части
- Прочитайте текст упражнения 310 на странице 140. Установите соответствие между номером абзаца текста и его содержанием.
1 абзац
2 абзац
3 абзац
А) От страха Мурзик забрался на березу и оттуда наблюдал за лодкой.
Б) Кот Мурзик разгрыз пробку от резиновой лодки.
В) Лодка сдувалась, а Мурзик испугался.
- Прочтите текст. Найдите в нем орфограммы, выделите их его желтым.
Мурзик лежал в лодке и долго грыз резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, который выпускал из резиновой лодки воздух. Жевать пробку ему понравилось. Через час Мурзик её разгрыз, и тогда случилось невероятное и страшное.
5. Прочтите текст упражнения 310 на странице 140. Для каждой части текста выберите цитату, которая станет пунктом плана изложения.
Напишите план изложения, правильно оформляя цитаты.
______________________________
- Разберите слова «(из) резиновой лодки» как части речи
Резиновой
Начальная форма: ____________
Часть речи: __________
Число: ___________
Род: ___________
Одушевленность/неодушевленность _____________
Падеж: ___________
Лодки
Начальная форма: ____________
Часть речи: __________
Число: ___________
Род: ___________
Одушевленность/неодушевленность _____________
Падеж: ___________
- Заполните кроссворд
2 |
|||||||||||||||||
4 |
5 |
||||||||||||||||
1 |
6 |
||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||
По горизонтали: |
По вертикали: |
1. план изложения, состоящих их вопросительных предложений, подсказывающих пересказ 2. тип текста, в котором рассказывается или сообщается о чем-либо 3. картинки-помощники в изложении, или план |
2. письменное или устное изложение какого-нибудь текста 4. дословно приведенное в произведении одного автора высказывание другого автора 5. пересказ текста (устный или письменный) 6. тип плана изложения, основанный на односоставных назывных предложениях |
- Прочитайте текст. Найдите картинку-аналог понятию «тяжёлым галопом»
Куры раскудахтались по всем деревенским дворам. Чёрный кот промчался тяжёлым галопом через сад и прыгнул на берёзу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплёскивая толчками последний воздух.
1 картинка
2 картинка
- Прочтите выражение «тяжёлым галопом», найдите орфограммы, выделите их цветом. Объясните.
- Прочтите текст. Укажите, к какому виду текста относится произведение. Выберите правильный ответ.
Позавчера я был в зоопарке и видел жирафов. Они грациозно ходили по вольеру, нагибая свои длинные прекрасные шеи. Дети просовывали в вольер морковку, капустные листья, кукурузу. Жирафы предпочитали кушать морковь.
1) Повествование
2) Описание
3) Рассуждение
4) Это не текст
10 Рассмотрите картинки. Подберите к ним правильные номер последовательности. Составьте рассказ по картинкам и озаглавьте рассказ. Прочтите получившийся текст.
___________________________________
11. Прочитайте текст. Оформите его второе предложение как цитату.
В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.
________________________________________________
12. Прочтите текст. Найдите в филворде слова, которые встречаются в тексте
В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.
з |
г |
и |
и |
е |
н |
и |
к |
н |
е |
а |
н |
о |
ч |
т |
й |
к |
р |
и |
ш |
к |
а |
о |
т |
ы |
13. Придумайте ситуации, когда вам пригодится умение писать изложение.
____________________________________________
14. Прочтите пословицу, перепишите. Как вы ее понимаете? Запишите ответ.
Не дорог подарок, дорога любовь.
_________________________________________________