Памятка
“Как составить план текста”
Как составить план:
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они
передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Виды плана
• Вопросный
• Назывной
• Тезисный
• План – опорная схема
• Комбинированный
Как правильно составить
каждый из них ?
Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».
Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была
большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась.
Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море –
черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей
звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море.
Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи
потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и
выплакивают. ( По Г.Цыферову).
Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой
– либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы
ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать
вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не
словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
Например:
– Кого поймали в море ?
– О чем плакала пойманная черепаха ?
– Почему черепаха плакала на самом деле ?
Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части
текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части
текста. В таком плане много глаголов.
Например :
– В море поймали черепаху.
– Пойманная черепаха все время плачет.
– Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют
глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например :
– Пойманная черепаха.
– Черепашьи слезы.
– Настоящая причина слёз черепахи.
План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний,
предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко
восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты
ставишь.
Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею
воспользоваться.
Например :
-Черепаха
– Слёзы.
– Соль из воды.
Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Например :
– Кого поймали в море ?
-Пойманная черепаха все время плачет.
– Настоящая причина слёз черепахи.
Я как-то рассказывала о том, как научить ребёнка составлять план текста. В этой статье я покажу, как это делать, на примере произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
Прежде, чем составлять план рассказа, ребенку нужно его прочитать. Да, он уже читал его в классе. Возможно, ребенок будет говорить, что помнит содержание. Составление плана – работа с текстом. Она начинается с прочтения этого текста. Ведь составление плана текста – это подготовка к его пересказу.
После того, как ребенок прочитал текст, нужно определить, на сколько частей можно разделить этот текст. И здесь дети часто испытывает сложности. Кто-то из ребят сразу может определить верное количество частей и их границы, помня содержание. А кому-то это сложно сделать. Мы говорим о том, как помочь детям, испытывающим сложности при составлении плана.
Берем карандаш и в тексте будем отмечать начало и конец каждой части. Как правило, одна часть заканчивается тогда, когда завершается какое-то событие. В следующей части происходит новое событие или появляются новые герои.
В нашем рассказе первая часть заканчивается, когда шляпа падает на пол.
Спросите ребёнка, о чем шла речь в первой части (это нужно делать после определения границ каждой части). Теперь нужно придумать название для этой части. Это будет первый пункт плана.
Дальше определяем границы второй части. В ней идёт речь о том, как ребята раскрашивали картинки в комнате и испугались, увидев движущуюся шляпу.
Попросите ребенка придумать название для этой части. Это второй пункт плана.
Определяем границы третьей части. Она начинается с последнего абзаца на странице 55, а заканчивается после первого абзаца на странице 58.
В третьей части идет речь о том, как ребята прибежали на кухню и приняли решение кидаться в шляпу картошкой. Название этой части – следующий пункт плана.
Оставшаяся часть текста – четвёртая. Обсудите с ребёнком, о чём идет речь в этой части и попросите его придумать название.
Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на мой канал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как составить план текста?
— отражает ли заголовок главное в части текста; — не повторяются ли заголовки; — не пропущено ли что-либо важное. |
Как составить план текста?
— отражает ли заголовок главное в части текста; — не повторяются ли заголовки; — не пропущено ли что-либо важное. |
Как составить план текста?
— отражает ли заголовок главное в части текста; — не повторяются ли заголовки; — не пропущено ли что-либо важное. |
Как составить план текста?
— отражает ли заголовок главное в части текста; — не повторяются ли заголовки; — не пропущено ли что-либо важное. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Детей учат работать с текстом, начиная с 1 класса. Очень важно, чтобы школьники понимали прочитанное, умели ориентироваться в структуре материала, выделять главные мысли. Для этой цели им предлагается составить план текста. Как правильно сделать это, мы выясним в данной статье.
Алгоритм действий
План – это последовательное отражение всех ключевых моментов текста в предельно краткой формулировке. Опираясь на него, можно пересказать произведение, не искажая его содержания. Но далеко не все школьники знают, как составить план текста.
Рассмотрим алгоритм, которого лучше придерживаться при выполнении задания:
- Прочтите текст, стараясь вникнуть в его смысл.
- Разбейте его на смысловые части. Это могут быть главы или абзацы. В каждой выделите основную мысль, которую нужно сформулировать одним предложением.
- Придумайте короткие заголовки.
- Проверьте, не пропустили ли вы важные моменты или мысли, не нарушены ли логические связи.
- Запишите отредактированный план в тетрадь.
Младшим школьникам трудно увидеть в тексте главное. В таком случае можно вручить им простой карандаш и предложить нарисовать схематичные комиксы, отражающие смысл прочитанного. Картинки раскладываются по порядку. Пусть ребенок решит, какие из них можно убрать, чтобы комикс остался понятным. Таким образом, будут выделены основные мысли, останется только придумать подписи к пиктограммам.
Классификация
Мы выяснили, как составить план текста. Теперь поговорим о заголовках. Все планы можно разделить на:
- Вопросные. К каждой выделенной части нужно задать вопрос (“Кто слепил Колобка?”).
- Тезисные. Главная идея смысловой части выражается в виде короткого предложения (“Бабка лепит Колобка”).
- Назывные. При формулировке тезиса используются существительные и прилагательные (“Лепка Колобка”).
- Опорные схемы. Школьник выбирает из текста слова или словосочетания, которые, по его мнению, несут на себе самую большую смысловую нагрузку (1. Старик со старухой; 2. Состряпала Колобок; 3. Взял да и покатился; 4. Заяц; 5. Волк; 6. Медведь; 7. Лиса).
- Комбинированные. При формулировке пунктов используются несколько перечисленных способов.
Деление по сложности
Размышляя над тем, как составить план текста, помните, что он может быть как простым, так и развернутым (сложным). Все зависит от того, насколько глубоко читатель хочет проникнуть в содержание произведения.
При составлении простого плана текст делится на основные части, для которых затем придумываются заголовки. Это может выглядеть так:
- Маша заблудилась.
- В плену у медведя.
- Медведь несет короб с девочкой.
- Собаки прогоняют медведя.
В сложном плане основные части подразделяются на более мелкие. Соответственно, пункты тоже разбиваются на подпункты, благодаря чему структура текста отражается более полно. Вот как выглядит сложный план той же сказки:
- В лес по грибы: а) Маша уходит с подружками. б) Девочка заблудилась.
- Избушка медведя: а) Домик в чаще. б) Маша работает у медведя.
- План побега: а) Медведь соглашается отнести гостинцы в деревню. б) Маша печет пирожки. в) Девочка прячется в короб.
- Медведь идет в деревню: а) Маша не дает медведю есть пирожки; б) Дом дедушки и бабушки; в) Медведь убегает от собак; г) Радостная встреча.
Работа по составлению плана с младшими школьниками
Ученикам начальной школы в силу возраста трудно выделить в тексте основные мысли. Много проблем вызывает у них и формулировка заголовков. Поэтому формирование необходимых навыков ведется постепенно. План текста по русскому языку (например, перед написанием изложения) сначала дается в готовом виде. Дети учатся соотносить заголовки и части произведения. Можно разрезать лист с напечатанным на нем небольшим рассказом на абзацы и попросить школьника собрать его. Так ребенок научится лучше ориентироваться в структуре произведения.
В последующем используются и другие приемы работы с планом текста. В конспект уроков по русскому языку, чтению и окружающему миру систематически включаются следующие задания:
- отгадать произведение по готовому плану;
- в правильном порядке разложить картинки к сказке, исключить лишние;
- сравнить между собой разные вида планов, составленные по одному и тому же тексту;
- найти ошибки или неточности в готовом плане;
- отредактировать заголовки, подобрать к ним синонимы.
Согласно требованиям школьной программы, дети должны научиться составлять план текста во втором классе. Этот навык пригодится им на всем протяжении школьной и студенческой жизни. Благодаря ему у ребятишек развивается логика, а также они овладевают навыками работы с информацией.
Приёмы формирования умений составлять план текста можно найти здесь или здесь.
Алгоритм работы может быть таким:
Главное, чтобы эта работа проводилась систематически, последовательно, от простого к сложному.
Начните с анализа готового плана к тексту. Попросите ребёнка соотнести каждый пункт плана с абзацами текста.
Пусть ребёнок научится задавать вопросы к каждому абзацу, а потом ответит на них. Это поможет ему научиться выделять главную мысль каждой части текста и ключевые слова.
Начать надо с простых и знакомых ребёнку текстов, небольших по объёму.
Помогает приём словесного рисования. Попросите ребёнка нарисовать картинки к каждой части текста. Составить рассказ по картинкам поможет книга Сутеева “Рассказы в картинках”.
Можете предложить ему готовые картинки, включив картинку, не соответствующую содержанию, – ребёнок должен её найти.
Главное – не жалейте времени на занятия с ребёнком!