Как составить план урока для начальных классов

Памятка.

Опорная
таблица для конструирования  анализа и урока.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учеб­ного занятия

Показатели выполне­ния образовательных задач этапа

Условия выполнения образо­вательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

– приветствие,
фиксация отсутст­вующих;

– проверка подго­товленности
классного поме­щения;  

– организация вни­мания
шк-ов;       – раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

 -доброжелательный
настрой учителя и уч-ся;

– кратковременность
этапа;

– полная готовность
класса к уроку;

– быстрое включение
уч-ся в деловой ритм;

– формулирование це­левых
установок урока и плана работы.

 собранность
учителя;

 последовательность
в предъяв­лении требований;

 использование
небольшой пси­хологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к
теме урока;

 спокойная и
уверенная манера держаться при появлении в классе; отсутствие многословия.

1. «Добрый день,
друзья! Я рад вас ви­деть, и очень хочу начать работу  с вами! (хорошего вам
настроения!)»

2.«Ладошка к
ладошке».

3.Рапортичка
(определение отсутствую­щих).

4.Приветствие
учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.

2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Установить правильность, полноту и осоз­нанность выпол­нения д/з
всеми учащимися.

2. Выявить про­белы в знаниях и способах дея­тельности уч-ся и
определить причины их воз­никновения

3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы        

1.Выявление степени усвоения уч-ся задан­ного учебного мате­риала.
(Выявление знаний о фактах, по­нятиях, законах, свойствах, правилах, теориях,
следствиях из теорий, способов действий умений).

2.Выяснение причин невыполнения д/з от­дельными учениками

3.Определение ти­пичных недостатков в знаниях и способах действий
уч-ся и при­чин их появления

4.Ликвидация обна­руженных недостат­ков.

– Проверка учите­лем за короткий промежуток вре­мени знаний и спо­собов
действий уч-ся, установление пробелов в их ус­воении (5-7 минут)

– обнаружение при­чин невыполнения д/з отдельными  уч-ся и принятие
мер для их ликвидации;

– оптимальность со­четания контроля учителя, взаимокон­троля и
самокон­троля учащихся.

– Использование учителем системы приёмов, позволяющих определить
уровень выполнения д/з большинст­вом учащихся;

– использования различных форм кон­троля в зависимости от содержания,
вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения учащихся конкретного
класса к выполнению д/работы;

– создание содержательных и органи­зационных условий формирования 
осознанности у школьников связи вы­полнения их д/работы с результатами 
своего обучения вообще;

– постановка требования перед уч-ся не только знаний, фактов и
отдельных понятий, но и знаний способов дейст­вий, связей между отдельными
ком­понентами структуры предметного знания (факты – понятия – законы – теория
– следствия – приложения) 

1.Текстовые задания (задания за­крытой и открытой форм, задания на
соответствие и установление правильной последовательности)

2.Выполнение уч-ся заданий, по­добных д/упражнениям

3.Постановка доп. вопросов

4.Проверка д/з под копирку

5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, кото­рый
отвечает у доски

6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего от­вета
и опрос по отдельным  пунк­там плана

7.Разноуровненые самостоятель­ные работы

8.Метод обучения с опорой на ошибки

9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений)

10. «Гирлянда ассоциаций»

11. «Кубики»

3. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ
УРОКА

Образовательные задачи этапа урока

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения об­разовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить мотивацию уче­ния школьников, принятие ими целей урока

2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опор­ных
знаний и способов дейст­вий, ценностных отношений)

– Сообщение уча­щемуся учебного занятия;

– формулирование целей урока вме­сте с учащимися;

– показ социаль­ной и практиче­ской значимости изучаемого мате­риала;

– постановка пе­ред уч-ся учебной проблемы;

– актуализация субъектного опыта уч-ся. 

– Готовность уч-ся к актив­ной учебно-познавательной деятельности;

– формулировка целей урока вместе с уч-ся;

– вариантность приемов со­общения темы и целей урока;

– преемственность и пер­спективность в постановке целей урока;

– формулировка целей урока в действиях уч-ся;

– понимание уч-ся социаль­ной и практической ценно­сти изучаемого
материала;

– сообщение ученикам не только темы урока (его со­держания), но и
целей, форм организации их деятельно­сти.

– Предварительное  обдумывание учителем формулировки цели, задач,
соц. и практической значи­мости для уч-ся изучаемого мате­риала и фиксация
этого в поуроч­ном плане;

– умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся;

– владение учителем многообра­зием приёмов актуализации лич­ностного
смысла учащихся, их социально-ценностных отноше­ний к объектам окружающей дей­ствительности;

– использование учителем много-образных приёмов актуализации и знаний
и способов действий, обеспечивающих выделение ключе­вых идей ведущих
принципов по­строения учебного предмета;

– умения учителя представлять основное содержание учебного материала,
необходимого для главного этапа урока, в виде раз­нообразных
структурно-логиче­ских схем;

– сформировать у школьников по­нимание, что без чётко постав-ленной
цели трудно оценить ре­зультат их учебной деятельности на уроке;

– отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны
усвоить уч-ся, а, прежде всего, развитие личностно-смы­словой сферы уч-ся, их
интеллек­туальное исследование,

коммуникативной культуры, а также культуры учения;

– ознакомление сначала с явле­ниями природы, а затем с методи­кой
исследования этих явлений и установления закономерностей. 

1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы.

2.Сообщение цели в виде про­блемного задания.

3.Сообщение цели в виде эври­стического вопроса.

4.Указание целей на специаль­ном стенде «Что сегодня на уроке?»

5. Использование

технологической карты.

6.Ассоциативный ряд.

7.Использование результатов предварительного социологиче­ского
опроса.

8.Постановка целей по СЛС изу­чения явлений, процессов и др.

9.Постановка целей через показ конечных результатов

10.Постановка целей посредст­вом опоры на последователь­ность
изучения материала

11.Составление карт мыследея­тельности

12.Устный счет, математический диктант

13.Метод целесообразных задач

14.«Нарисуй картину»

15.Мозговая атака

16.Постановка привлекательной цели

17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при
работе над новым материа­лом

18.Дополнение реальной ситуа­ции фантастикой 

4.ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения об­разовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление уч-ся
изучаемого мате­риала:

-существенных признаков поня­тий, знаков, тео­рий и др.;

-правил и постро­енных на их ос­нове алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к опреде­ленному
выводу (обобщению)

3.Создать содер­жательные и орга­низационные ус­ловия усвоения уч-ся
методики воспроизведения изучаемого мате­риала.  

– Организация внимания уч-ся;

– сообщение ос­новной идеи изу­чаемого мате­риала (принципа, правила,
закона и др.);

– обеспечение ме­тода исследования изучаемых зна­ний, способов и
средств, которые привели к сделан­ным выводам;

– обеспечение ус­воения методики воспроизведения изучаемого мате­риала        
(с  чего и как начинать, к чему переходить и как аргументиро­вать выводы) 

– Максимальное использо­вание самостоятельности уч-ся в добывании
знаний и овладении способами дейст­вий;

– если учитель использовал метод рассказа, лекции, объ­яснения,
самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показа­телем
выполнения дидакти­ческой задачи может слу­жить качество (правиль­ность,
полнота, осознан­ность, действенность, сис­тематичность) ответов уч-ся на
последующих этапах урока;

– при использовании метода эвристической беседы, са­мостоятельной
работы уч-ся в сочетании с методом бе­седы, ИКТ-технологий,  программированных
учеб­ников, модулей,  показате­лем эффективности усвое­ния школьниками знаний
и способов действий является правильность и осознан­ность ответов в процессе
беседы и выполнения зада­ний в модулях, а также ак­тивное участие класса в
подведении итогов беседы или самостоятельной работы  

– полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных
объектов;

– включение в содержание изу­чаемого материала субъектив­ного опыта
уч-ся;

– учет индивидуальных спосо­бов проработки уч-ся изучае­мого
материала;

– подача материала логически завершенными частями – бло­ками;

– реализация дифференциро­ванного подхода в процессе из­ложения
нового материала;

– осуществление этапа посред­ством создания ситуаций, в ко­торых
ученик является субъек­том деятельности;

– обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся
(экстрактивный и интерактив­ный режимы)

– ориентация в процессе изло­жения нового материала на структуру
предметного знания, а не на объем информации;

– включение в содержание про­блем человека и его деятельно­сти,
механизмов познания;

– выделение и поддержка тон­кости жизненных наблюдений уч-ся;

– «сталкивание» ученика с про­блемами, решения которых ле­жат за
пределами изучаемого курса;

– создание условий для освое­ния уч-ся знаний преимущест­венно в
форме деятельности.

1. Работа с определением вводи­мых понятий (родовое слово + видовые
признаки)

2. Использование обыденных аналогий как способа включения в
содержание субъектного опыта уч-ся

3. Представление основного ма­териала одновременно в словес­ной,
знаково-символичной  фор­мах

4. Представление изучаемого ма­териала в сравнительных или классификационных
таблицах

5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение)

6. Интерактивный режим (мо­дульное обучение, проблемно-модульное, проблемное
обучение, адаптивное обучение, коллектив­ные способы обучения, проектное
обучение, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной
работы уч-ся).

7. Построение структурно-логи­ческих схем изучаемого мате­риала

8. Генетич. метод обучения (по­средством показа логики возник­новения
понятия в науке или практической деятельности)

9. Метод целесообразных задач

10. Метод информационной на­качки

11. Обучение на концептуальной основе

12 «Мудрые совы»

5.ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учеб­ного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образо­вательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Установить пра­вильность и осоз­нанность изучен­ного материала

2.Выявить про­белы первичного осмысления изу­ченного мате­риала,
неверные представления уч-ся

3.Провести кор­рекцию выявлен­ных пробелов в осмыслении уч-ся
изученного мате­риала

– проверка учителем по­нимания уч-ся того, что является сущностью ос­новного
содержания;

– проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и
способов действий;

– выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного мате­риала;

– ликвидация неясностей осмысления уч-ся изу­ченного материала

– правильность и осознан­ность основного содержа­ния изученного
материала большинством уч-ся ре­продуктивного (минималь­ного) и
конструктивного (общего) уровней;

– привлечение класса к до­полнению и корректировке ответов уч-ся;

– устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или
нацеливание на их устранение на после­дующих этапах урока

– постановка учителем во­просов репродуктивного ха­рактера, а также
многофунк­циональных вопросов, тре­бующих мыслительной ак­тивности уч-ся;

– постоянное обращение учи­теля к классу с просьбой до­полнить,
уточнить или ис­править ответ ученика

1.Ассоциативный ряд

2. «Пчелиный улей»

3.Опорный текст

4.Использование

заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов

5. «Опрос эксперта»

6.Подготовка уч-ся своих при­меров по новому материалу

7. «Мудрые совы»

6.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учеб­ного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить за­крепление в памяти уч-ся знаний и спо­собов действий,
ко­торые им необхо­димы для самостоя­тельной работы по новому материалу

2.Обеспечить в ходе закрепления повы­шение уровня ос­мысления изучен­ного
материала, глубины его пони­мания

организация
деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных
познавательных объектов;

– организация деятельности уч-ся по отработке изучен­ных знаний и
способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и
измененных си­туациях;

– закрепление методики изучения нового мате­риала;

закрепление методики от­вета при очередной про­верке знаний;

– отработка логики алго­ритма изученных правил

умение
уч-ся соотно­сить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура зна­ния)

– умения уч-ся распо­знавать и воспроизво­дить изученные позна­вательные
объекты;

– умения воспроизво­дить алгоритмы и поль­зоваться ими в стан­дартных
и измененных ситуациях;

– прочность знаний уч-ся

использование
системы зада­ний, в основе которой лежит четко спланированная последо­вательность
действий (на узна­вание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуа­ции);

– использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и
способов действий уч-ся;

– использование вопросов, тре­бующих интеллектуальной ак­тивности,
самостоятельной мыс­лительной деятельности;

– обеспечение дозированной по­мощи уч-ся

1.Использование на уроке взаимообратных задач

2.Составление карты мыс­ледеятельности

3. «Опрос эксперта»

4. «Разбери слово по бук­вам»

5.Вопросно-ответное об­щение

6.«Высокопоставленный дилетант»

7.Структурная модель

8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)»

9. «Придумай свои зада­ния»

10.Интеллектуальный ма­рафон

7. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполне­ния образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить ус­воение уч-ся зна­ний и способов действий на уровне
применения их в разнообразных си­туациях

2.Обеспечить фор­мирование у уча­щихся умений са­мостоятельно при­менять
знания в разнообразных си­туациях

– организация деятельности уч-ся по приме­нению знаний в измененных и
новых ситуа­циях

– правильность, пол­нота, осознанность, действенность знаний уч-ся;

– самостоятельность уч-ся в выполнении заданий;

– углубление знаний и способов действий уч-ся

– использование системы заданий, предусмат­ривающих постепенное
нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении;

– использование разнообразных методов и форм организации деятельности
уч-ся по при­менению знаний в разнообразных ситуациях;

– использование заданий на поиск нескольких способов получения одного
результата;

– стимулирование уч-ся к использованию раз­нообразных способов
выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить непра­вильный
ответ;

– поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения
задачи);

– применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и
форму материала (словесную, графическую, условно-символи­ческую);

– использование открытых задач

1.Разноуровневые само­стоятельные работы

2.Лабиринт действий

3.Проектное обучение

4.Деловая игра

5.»Три цвета – три формы»

6.Вопросно-ответное об­щение

7.Учебные станции

8.Рынок возможностей

9.Двойные ассоциации

10. «Цветные шары»

11.Групповая работа

12. «Дебаты «за» и «про­тив»

13.Задания на самостоя­тельное построение алго­ритма решения опреде­ленных
типов задач

14. «Задания по кругу»

8.ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образо­вательных задач этапа

Возможные методы и приемы обуче­ния

1.Обеспечить фор­мирование целост­ной системы веду­щих знаний уч-ся

2.Обеспечить уста­новление уч-ся внут­рипредметных и межпредметных
зна­ний

3.Обеспечить фор­мирование у школь­ников обобщенных понятий

-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных зна­ний и
способов действий в цело­стные системы знаний и умений

-активная и продуктивная деятельность уч-ся пол включению части в це­лое,
классификации и систематизации знаний;

-выявление уч-ся внут­рипредметных и меж­предметных связей;

-выделение мировоззрен­ческих идей

-Построение структурноло­гических схем изученной темы;

-использование вопросов, требующих классификации изученных
познавательных объектов;

-обобщения на различных уровнях:

а) понятийном;

б) межпонятийном;

в) тематическом;

г) итоговом;

д) межпредметном;

-выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии,
относительно­сти, направленности природ­ных процессов, соответствия,
дополнительности   и т.д.;

– использование обобщаю­щих таблиц

1.Метод кооперации

2.Составление карты мыследеятель­ности

3.Моделирование

4.Построение «дерева» темы

5.Построение «здания» темы

6.«Паучок»

7.Построение блокформул

8.Мозговая атака в письменной форме

9.Учебные станции

10.Задания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий,
правил, законов

11.»Пересечение тем»

12.Рефлексивная позиционная дис­куссия

9.ЭТАП КОНТРОЛЯ  И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ
ДЕЙСТВИЙ

Образовательные за­дачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполне­ния образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Выявление каче­ства и уровня усвое­ния уч-ся знаний и способов
действий

2.Выявить недос­татки в знаниях и способах действий уч-ся

3.Установить при­чины выявленных недостатков

4.Обеспечить разви­тие у школьников способности к оце­ночным
действиям

– Глубокая и всесто­ронняя проверка знаний и способов действий уч-ся;

– проверка образа мышления уч-ся

– проверка сформи­рованности общих учебных умений;

– комментирование ответов   уч-ся

– Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также
их глубины осознанности, гибко­сти и действенности;

– активная деятель­ность всего класса в ходе проверки знаний
отдельных уч-ся;

– рецензирование отве­тов   уч-ся    

– Использование различных методов контроля знаний и способов действий
уч-ся;

– постановка дополнительных вопросов для проверки систем­ности,
осознанности, дейст­венности и прочности знаний;

– разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;

– при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его
самостоятельность, ори­гинальность, стремление уче­ника искать и находить
разно­образные способы выполнения заданий

1.Разноуровненые контрольные и самостоятельные работы

2.Текстовые задания

3.Задания на выделения всех при­знаков понятий и их связи друг с
другом (проверяется полнота зна­ний)

4.Задания на выделение сущест­венных признаков (глубина)

5.Задания на конструирование не­скольких способов решение одной и той
же задачи (гибкость)

6.Задания с избыточными дан­ными, с противоречивыми дан­ными
(способность к оценочным действиям)   

10.ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учеб­ного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обуче­ния

1.Откорректировать выявленные про­белы в знаниях и способах действий
уч-ся в рамках изу­ченной темы  

– Организация деятельности уч-ся по кор­рекции своих выявленных не­достатков

– Динамика перехода уч-ся с более низкого на бо­лее высокий уровень
ус­воения знаний

-Организация деятельности уч-ся:

а) минимального и общего уровня усвоения знаний по вы­явлению своих
ошибок на ос­нове поставленной учителем оценки и их коррекции;

б) вариативного (творче­ского)уровня усвоения знаний по решению
нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и кор­рекции
своих ошибок

1.Использование специально разделён­ных на мелкие этапы и звенья упражне­ний

2.Применение развёрнутых инструк­ций с регулярным контролем

3.Текстовые задания

4.Задания «с пропусками»

5.Структурно-логические схемы «с пропусками»

11.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Образовательные за­дачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить понима­ние учащихся цели, со­держания и способов
выполнения домашнего задания

-Информация о д/з;

-мотивирование выполнения д/з;

-инструктаж по вы­полнению д/з;

-проверка понима­нию уч-ся содержа­ния и способов вы­полнения
д/работы

-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного
выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии актуальным уровнем их развития;

-наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени
сложности);

-наличие возможностей выбора д/заданий

-обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;

-соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (акту­альному
уровню развития), (репро­дуктивному, конструктивному или вариативному);

-создание условий для выбора уч-ся д/заданий;

-подробные рекомендации по ра­циональной организации учебной работы,
обеспечивающей выполне­ние д/з.

1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познаватель­ных
заданиях.

2.Три уровня д/з

3.Задание массивом

4.Особое задание

5.«Необычная обыч­ность»

6.Идеальное задание

12. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Образовательные за­дачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образова­тельных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

– подведение итогов учебного занятия

– четкость и краткость этапа

– умение учителя давать качест­венную характеристику работы класса

1.Сообщение учителя

2.Подведение итогов са­мими учащимися

13. ЭТАП  РЕФЛЕКСИИ

Образовательные за­дачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполне­ния образовательных задач этапа

Условия выполнения образователь­ных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Инициировать и ин­тенсифицировать реф­лексию уч-ся по поводу своего
психолога – эмоционального со­стояния, мотивации своей деятельности и
взаимодействия с учи­телем и одноклассни­ками

2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов само­регуляции и сотрудни­чества

– мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения

– открытость уч-ся в осмыслении своих действий и само­оценке;

– прогнозирование способов саморегуля­ции и сотрудничества

– развитие способностей уч-ся к рефлексии;

– стимулирование уч-ся к осмысле­нию того, как другие (уч-ся, учи­теля)
знают и понимают его лично­стные особенности, эмоциональные реакции и
когнитивные представ­ления;

– реализация рефлексивного алго­ритма: «Я» (как чувствовал себя, с
каким настроением работал, дово­лен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было
работать в малой группе, какие затруднения были в обще­нии), «ДЕЛО» (достиг
ли цели уче­ния, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные про­блемы)

1.Ассоциативный ряд

2.Незаконченные предложения

3.«Торт решений»

4.«Разговор на бумаге»

 5.«Солнышко»

6.«Координаты»

7.«Лист обратной связи»

8.«Заключит. дискуссия»

9.«Выбери дистанцию»

10.Интерпретация изображений на открытках

11.«Свет молнии»

12.«Письмо самому себе»

13.«Ну что, как прошло заня­тие?»

14.Барометр настроения

15.«Телеграмма»

16.«Памятки»

17.«Птичий двор- зеркало на­строения»

18.«Пейзаж – зеркало настрое­ния»

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

    план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное – не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

План-конспект урока – “альфа” и “омега” деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема “Биография А. Пушкина” в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

– дать представление о…;

– обобщить и систематизировать знания о….;

– познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

– выработать навыки (например, анализа лирического текста).

• Воспитательные:

– воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.

Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского “Времена года” активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать “изюминку”. Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Образец плана урока

Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Урок №: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная задача:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)

Умения:
специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Навык — это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество — вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)

3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть — 2–3 мин.
2. Сообщение новых знаний — 8–10 мин.
3. Практическая работа учащихся — 20–26 мин.
4. Сообщение задания на дом — 3–5 мин.
5. Завершение урока — 1–2 мин.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

                            Ход урока — основная часть Вашего план-конспекта.                                  Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку — это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

Просмотр содержимого документа

«ОБРАЗЕЦ ПЛАНА УРОКА »

ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»

Статья по педагогике

Тема: «Планирование урока в начальной школе»

Выполнила студентка группы № 346 «А»:

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Липовская Лидия Станиславовна

Преподаватель: Козлова Светлана Александровна

г. Нижний Новгород

2020 год

Вам нравится планировать уроки? Если нет, то вы, возможно, делаете это неправильно! Это задача, которую многие учителя должны выполнять на регулярной основе, и она, безусловно, представляет собой проблемы. Но это также отличная возможность продемонстрировать свое творчество и создать увлекательные уроки.

Планирование урока является важным элементом учебно-воспитательной системы. План урока – это пошаговое руководство, которое обеспечивает структуру для необходимого обучения. Это помогает учителю выбирать материалы, адаптировать деятельность к потребностям ученика, быть готовым к возможным проблемам.

Планирование урока – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок.

Этот термин актуален в образовательной сфере, так как является одной из поставленных задач перед учителем. Можно сказать, не боясь ошибиться, что задача планирования присуще каждому педагогу.

Хотя конкретные названия и категории, включенные в различные форматы плана урока, могут незначительно отличаться, все они содержат четыре основных элемента.

1. Цель.

Цель является самым важным элементом. В этом элементе описывается, что вы хотите, чтобы учащиеся изучали в процессе учебной деятельности.

2. Введение.

С чего вы начнете урок? Как вы сразу же заинтересуете учащихся и привлечете их внимание? Перед переходом к новому материалу необходимо убедиться, что учащиеся помнят ранее изученный материала.

3. Деятельность.

В данном элементе нужно ответить на следующие вопросы: какие шаги или процедуры вы будете использовать, чтобы провести урок? Будет ли дискуссия? Небольшие групповые работы? Индивидуальная деятельность? 

4. Оценка.

Как вы узнаете, усвоили ли учащиеся пройденный материал? Ваша оценка не всегда может проводиться в конце урока. Ваша оценка урока, возможно, уже состоялась на протяжении всей части занятия.

Помимо этих четырех элементов, планы уроков могут включать в себя и другие разделы. 

Советы:

  • Будьте готовы отклониться от плана урока. Планируйте, как направить внимание класса обратно к вам, когда оно переключается на незначительные детали.

  • Предварительный просмотр нового материала с обучающимися.

  • Предполагайте ответы детей еще на этапе разработки плана и подготовки к проведению урока.

  • После окончания урока просмотрите свой план и то, как он работал в действительности. Что вы будете делать по-другому в следующий раз?

  • Не забудьте сопоставить то, что вы преподаете со стандартами ФГОС.

Независимо от того, какой стиль или формат вы используете, разработка увлекательных планов уроков позволяет вам увидеть и усвоить общую картину того, чему вы учите своих учеников. Четкая запись ваших планов избавляет вас от утомительной задачи запоминать каждый шаг, который вы планируете сделать, чтобы провести урок. Это позволяет вам сосредоточить большую часть ваших умственных сил на контроле вовлеченности детей в процессе изучения материала и его понимания.

Хотя это действительно требует времени и усилий – написание качественного плана урока, на который вы можете ссылаться в течение всего периода занятий, это определенно того стоит.

Добавить комментарий