Памятка.
Опорная
таблица для конструирования анализа и урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
– приветствие, – проверка подготовленности – организация внимания |
-доброжелательный – кратковременность – полная готовность – быстрое включение – формулирование целевых |
собранность последовательность использование спокойная и |
1. «Добрый день, 2.«Ладошка к 3.Рапортичка 4.Приветствие |
2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з 2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и 3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы |
1.Выявление степени усвоения уч-ся заданного учебного материала. 2.Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками 3.Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий 4.Ликвидация обнаруженных недостатков. |
– Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов – обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие – оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и |
– Использование учителем системы приёмов, позволяющих определить – использования различных форм контроля в зависимости от содержания, – создание содержательных и организационных условий формирования – постановка требования перед уч-ся не только знаний, фактов и |
1.Текстовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на 2.Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям 3.Постановка доп. вопросов 4.Проверка д/з под копирку 5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который 6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего ответа 7.Разноуровненые самостоятельные работы 8.Метод обучения с опорой на ошибки 9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений) 10. «Гирлянда ассоциаций» 11. «Кубики» |
3. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ
УРОКА
Образовательные задачи этапа урока |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока 2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных |
– Сообщение учащемуся учебного занятия; – формулирование целей урока вместе с учащимися; – показ социальной и практической значимости изучаемого материала; – постановка перед уч-ся учебной проблемы; – актуализация субъектного опыта уч-ся. |
– Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности; – формулировка целей урока вместе с уч-ся; – вариантность приемов сообщения темы и целей урока; – преемственность и перспективность в постановке целей урока; – формулировка целей урока в действиях уч-ся; – понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого – сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и |
– Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, – умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся; – владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного – использование учителем много-образных приёмов актуализации и знаний – умения учителя представлять основное содержание учебного материала, – сформировать у школьников понимание, что без чётко постав-ленной – отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны коммуникативной культуры, а также культуры учения; – ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой |
1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы. 2.Сообщение цели в виде проблемного задания. 3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса. 4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?» 5. Использование технологической карты. 6.Ассоциативный ряд. 7.Использование результатов предварительного социологического 8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др. 9.Постановка целей через показ конечных результатов 10.Постановка целей посредством опоры на последовательность 11.Составление карт мыследеятельности 12.Устный счет, математический диктант 13.Метод целесообразных задач 14.«Нарисуй картину» 15.Мозговая атака 16.Постановка привлекательной цели 17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при 18.Дополнение реальной ситуации фантастикой |
4.ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся -существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.; -правил и построенных на их основе алгоритмов. 2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному 3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся |
– Организация внимания уч-ся; – сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, – обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и – обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала |
– Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании – если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, – при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной |
– полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных – включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта – учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого – подача материала логически завершенными частями – блоками; – реализация дифференцированного подхода в процессе изложения – осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых – обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся – ориентация в процессе изложения нового материала на структуру – включение в содержание проблем человека и его деятельности, – выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся; – «сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за – создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в |
1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые 2. Использование обыденных аналогий как способа включения в 3. Представление основного материала одновременно в словесной, 4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных 5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение) 6. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, проблемное 7. Построение структурно-логических схем изучаемого материала 8. Генетич. метод обучения (посредством показа логики возникновения 9. Метод целесообразных задач 10. Метод информационной накачки 11. Обучение на концептуальной основе 12 «Мудрые совы» |
5.ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1.Установить правильность и осознанность изученного материала 2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, 3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся |
– проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного – проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и – выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала; – ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала |
– правильность и осознанность основного содержания изученного – привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся; – устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или |
– постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также – постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, |
1.Ассоциативный ряд 2. «Пчелиный улей» 3.Опорный текст 4.Использование заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов 5. «Опрос эксперта» 6.Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу 7. «Мудрые совы» |
6.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, 2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного |
– организация – организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и – закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики ответа при очередной проверке знаний; – отработка логики алгоритма изученных правил |
– умение – умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные – умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных – прочность знаний уч-ся |
– использование – использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и – использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, – обеспечение дозированной помощи уч-ся |
1.Использование на уроке взаимообратных задач 2.Составление карты мыследеятельности 3. «Опрос эксперта» 4. «Разбери слово по буквам» 5.Вопросно-ответное общение 6.«Высокопоставленный дилетант» 7.Структурная модель 8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)» 9. «Придумай свои задания» 10.Интеллектуальный марафон |
7. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне 2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять |
– организация деятельности уч-ся по применению знаний в измененных и |
– правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся; – самостоятельность уч-ся в выполнении заданий; – углубление знаний и способов действий уч-ся |
– использование системы заданий, предусматривающих постепенное – использование разнообразных методов и форм организации деятельности – использование заданий на поиск нескольких способов получения одного – стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов – поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения – применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и – использование открытых задач |
1.Разноуровневые самостоятельные работы 2.Лабиринт действий 3.Проектное обучение 4.Деловая игра 5.»Три цвета – три формы» 6.Вопросно-ответное общение 7.Учебные станции 8.Рынок возможностей 9.Двойные ассоциации 10. «Цветные шары» 11.Групповая работа 12. «Дебаты «за» и «против» 13.Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных 14. «Задания по кругу» |
8.ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся 2.Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных 3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий |
-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и |
-активная и продуктивная деятельность уч-ся пол включению части в целое, -выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей; -выделение мировоззренческих идей |
-Построение структурнологических схем изученной темы; -использование вопросов, требующих классификации изученных -обобщения на различных уровнях: а) понятийном; б) межпонятийном; в) тематическом; г) итоговом; д) межпредметном; -выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, – использование обобщающих таблиц |
1.Метод кооперации 2.Составление карты мыследеятельности 3.Моделирование 4.Построение «дерева» темы 5.Построение «здания» темы 6.«Паучок» 7.Построение блокформул 8.Мозговая атака в письменной форме 9.Учебные станции 10.Задания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, 11.»Пересечение тем» 12.Рефлексивная позиционная дискуссия |
9.ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ
ДЕЙСТВИЙ
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов 2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся 3.Установить причины выявленных недостатков 4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным |
– Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся; – проверка образа мышления уч-ся – проверка сформированности общих учебных умений; – комментирование ответов уч-ся |
– Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также – активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний – рецензирование ответов уч-ся |
– Использование различных методов контроля знаний и способов действий – постановка дополнительных вопросов для проверки системности, – разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся; – при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его |
1.Разноуровненые контрольные и самостоятельные работы 2.Текстовые задания 3.Задания на выделения всех признаков понятий и их связи друг с 4.Задания на выделение существенных признаков (глубина) 5.Задания на конструирование нескольких способов решение одной и той 6.Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными |
10.ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1.Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий |
– Организация деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков |
– Динамика перехода уч-ся с более низкого на более высокий уровень |
-Организация деятельности уч-ся: а) минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих б) вариативного (творческого)уровня усвоения знаний по решению |
1.Использование специально разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений 2.Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем 3.Текстовые задания 4.Задания «с пропусками» 5.Структурно-логические схемы «с пропусками» |
11.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1.Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов |
-Информация о д/з; -мотивирование выполнения д/з; -инструктаж по выполнению д/з; -проверка пониманию уч-ся содержания и способов выполнения |
-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного -наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени -наличие возможностей выбора д/заданий |
-обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; -соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (актуальному -создание условий для выбора уч-ся д/заданий; -подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, |
1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных 2.Три уровня д/з 3.Задание массивом 4.Особое задание 5.«Необычная обычность» 6.Идеальное задание |
12. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся |
– подведение итогов учебного занятия |
– четкость и краткость этапа |
– умение учителя давать качественную характеристику работы класса |
1.Сообщение учителя 2.Подведение итогов самими учащимися |
13. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
Образовательные задачи этапа учебного занятия |
Содержание этапа учебного занятия |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1.Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего 2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества |
– мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения |
– открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке; – прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества |
– развитие способностей уч-ся к рефлексии; – стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) – реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с |
1.Ассоциативный ряд 2.Незаконченные предложения 3.«Торт решений» 4.«Разговор на бумаге» 5.«Солнышко» 6.«Координаты» 7.«Лист обратной связи» 8.«Заключит. дискуссия» 9.«Выбери дистанцию» 10.Интерпретация изображений на открытках 11.«Свет молнии» 12.«Письмо самому себе» 13.«Ну что, как прошло занятие?» 14.Барометр настроения 15.«Телеграмма» 16.«Памятки» 17.«Птичий двор- зеркало настроения» 18.«Пейзаж – зеркало настроения» |
Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.
Что такое конспект урока?
Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.
Для чего нужно составлять план урока?
В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.
Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.
Основные требования
Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:
- Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
- Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
- Необходимо четко прописать тему и ход урока.
На что еще стоит обратить внимание?
Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.
Как правильно оформить конспект?
Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.
Пример составления краткого плана-конспекта
Краткий план урока. 5 класс
Предмет: русский язык.
Тема: имя прилагательное.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.
Основные задачи:
- развивать речевые навыки и умения;
- отработать умение согласовывать слова.
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.
Ход урока:
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
- повторение изученного материала;
- подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
- домашнее задание.
Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.
Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.
Приведем пример еще одного конспекта.
План урока английского языка, 7 класс
Тема: повторение пройденного грамматического материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.
Основные задачи:
- развивать коммуникативные умения;
- развивать способность работать в команде;
- формировать умение выделять главное в изученном материале.
Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.
Ход урока:
- организационный момент;
- фонетическая разминка;
- лексическая разминка;
- повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
- проверка домашнего задания;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное – не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).
Подводя итоги
Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:
- Предмет/класс.
- Типа урока.
- Тема занятия.
- Цель.
- Основные задачи.
- Оборудование.
- Ход урока:
- оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
- проверка домашнего задания;
- введение нового материала, его отработка;
- закрепление пройденного, повторение.
8. Подведение итогов.
Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.
Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.
План-конспект урока – “альфа” и “омега” деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.
Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.
Этап 1. Тема урока
Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема “Биография А. Пушкина” в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.
Этап II. Цели урока
Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:
• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:
– дать представление о…;
– обобщить и систематизировать знания о….;
– познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)
– выработать навыки (например, анализа лирического текста).
• Воспитательные:
– воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.
• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.
Этап III. Планируемые задачи
Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.
Этап IV. Вид и форма урока
В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.
Этап V. Оборудование
Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.
Этап VI. Ход урока
1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.
Исключения составляют контрольные уроки.
3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.
Например, прослушивание композиции П. Чайковского “Времена года” активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.
4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.
5. Основная часть урока.
Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.
6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.
7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.
8. Домашнее задание.
Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.
Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.
Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать “изюминку”. Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.
Образец плана урока
Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.
Урок №: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.
Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.
Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.
К задачам урока относят следующие элементы:
1. Образовательная задача:
Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)
Умения:
специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)
общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.
Навык — это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.
2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество — вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)
3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.
Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.
Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
Классная доска входит в оборудование урока.
План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:
1. Организационная часть — 2–3 мин.
2. Сообщение новых знаний — 8–10 мин.
3. Практическая работа учащихся — 20–26 мин.
4. Сообщение задания на дом — 3–5 мин.
5. Завершение урока — 1–2 мин.
Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.
Ход урока — основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.
Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.
Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.
НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.
Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.
Подготовка к уроку — это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.
Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗЕЦ ПЛАНА УРОКА »
ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Статья по педагогике
Тема: «Планирование урока в начальной школе»
Выполнила студентка группы № 346 «А»:
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Липовская Лидия Станиславовна
Преподаватель: Козлова Светлана Александровна
г. Нижний Новгород
2020 год
Вам нравится планировать уроки? Если нет, то вы, возможно, делаете это неправильно! Это задача, которую многие учителя должны выполнять на регулярной основе, и она, безусловно, представляет собой проблемы. Но это также отличная возможность продемонстрировать свое творчество и создать увлекательные уроки.
Планирование урока является важным элементом учебно-воспитательной системы. План урока – это пошаговое руководство, которое обеспечивает структуру для необходимого обучения. Это помогает учителю выбирать материалы, адаптировать деятельность к потребностям ученика, быть готовым к возможным проблемам.
Планирование урока – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок.
Этот термин актуален в образовательной сфере, так как является одной из поставленных задач перед учителем. Можно сказать, не боясь ошибиться, что задача планирования присуще каждому педагогу.
Хотя конкретные названия и категории, включенные в различные форматы плана урока, могут незначительно отличаться, все они содержат четыре основных элемента.
1. Цель.
Цель является самым важным элементом. В этом элементе описывается, что вы хотите, чтобы учащиеся изучали в процессе учебной деятельности.
2. Введение.
С чего вы начнете урок? Как вы сразу же заинтересуете учащихся и привлечете их внимание? Перед переходом к новому материалу необходимо убедиться, что учащиеся помнят ранее изученный материала.
3. Деятельность.
В данном элементе нужно ответить на следующие вопросы: какие шаги или процедуры вы будете использовать, чтобы провести урок? Будет ли дискуссия? Небольшие групповые работы? Индивидуальная деятельность?
4. Оценка.
Как вы узнаете, усвоили ли учащиеся пройденный материал? Ваша оценка не всегда может проводиться в конце урока. Ваша оценка урока, возможно, уже состоялась на протяжении всей части занятия.
Помимо этих четырех элементов, планы уроков могут включать в себя и другие разделы.
Советы:
-
Будьте готовы отклониться от плана урока. Планируйте, как направить внимание класса обратно к вам, когда оно переключается на незначительные детали.
-
Предварительный просмотр нового материала с обучающимися.
-
Предполагайте ответы детей еще на этапе разработки плана и подготовки к проведению урока.
-
После окончания урока просмотрите свой план и то, как он работал в действительности. Что вы будете делать по-другому в следующий раз?
-
Не забудьте сопоставить то, что вы преподаете со стандартами ФГОС.
Независимо от того, какой стиль или формат вы используете, разработка увлекательных планов уроков позволяет вам увидеть и усвоить общую картину того, чему вы учите своих учеников. Четкая запись ваших планов избавляет вас от утомительной задачи запоминать каждый шаг, который вы планируете сделать, чтобы провести урок. Это позволяет вам сосредоточить большую часть ваших умственных сил на контроле вовлеченности детей в процессе изучения материала и его понимания.
Хотя это действительно требует времени и усилий – написание качественного плана урока, на который вы можете ссылаться в течение всего периода занятий, это определенно того стоит.