Как составить план урока к изложению

Конспект урока написания изложения

Вид изложения: подробное изложение.

Текст:

Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

                                                                                                      Н. Сладков

Тема: Подробное изложение после зрительного восприятия текста.

Цель: совершенствовать навык написания подробного изложения.

Задачи:

– воспитывать наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к ней, учить охранять природу;

– формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце;

– развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную и слуховую память.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы будем учиться  передавать  содержание  текста  по  плану, составлять  предложения  и  правильно  их  оформлять  на  письме. Запишите сегодняшнее число в тетрадь.

Сегодня мы будем писать изложение об одном из представителей хвойных растений.

Познавательные УУД:

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение к изображенному на рисунке.

2. Работа с текстом

Откройте учебники на стр. 52, упражнение 88. Я читаю текст, вы внимательно слушаете и следите за мной по учебнику.

Давайте проанализируем содержание текста. О чем рассказывается в данном тексте? (В тесте говорится о елочке).

Когда елочка появилась на свет? (Елочка появилась на свет осенью).

Что увидела елочка, высунувшись из земли? (Высунувшись из земли, елочка увидела, что деревья роняли листву).

Что делали деревья каждую осень в честь ёлочкиного дня рождения? (Каждую осень в день ёлочкиного рождения деревья дарят ей подарки).

Что дарит осина? (Осина дарит красные китайские фонарики).

Что дарит клен? (Клен роняет оранжевые звезды).

Какие подарки у ивы? (Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками).

Как чувствует себя елочка? (Елочка счастлива).

Как она выглядит? (Елочка раскинула лапки, а на ладошках подарки).

Какое название можно придумать к тексту? (Елочка…День рождения елочки…Елочка осенью…)

Какой заголовок наиболее точно передает тему текста? (День рождения елочки).

Запишем его. Я на доске, а вы в тетради.

Познавательные УУД:

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

4. Находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

3. Составление плана

На сколько смысловых частей можно разделить текст? (На 3 части).

Запишите в тетради слово «План». Прочитайте первую часть. О чем будет в ней писать? (О том, как и когда, появилась елочка).

Да, верно. Прочитайте первый пункт плана, предложенного автором учебника. (Когда появилась елочка?)

В первой части текста вы будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план. Прочитайте вторую часть. О чем она? (О том, как елочка получала подарки от деревьев).

Прочитайте второй пункт плана, предложенного автором учебника. (Какие подарки получала елочка в день рождения?)

Во второй части будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.

Прочитайте третью часть текста. О чем в ней говорится?

О том, что елочка счастлива от полученных подарков.

Прочитайте третий пункт плана, предложенного автором учебника. (Какая стояла елочка?)

Запишите его в план. Вот наш план, по которому вы будете писать изложение.

Познавательные УУД:

1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.

2. Представлять информацию в виде плана.

Регулятивные УУД:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Физкультминутка

Давайте разомнем наши пальчики перед ответственной работой. Повторяйте за мной.

Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)

Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.)

Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.)

5. Орфографическая подготовка

На доске записаны слова: …сен…ю, п…дарки, д…рев…я, …смотрелась, счас…ливая, п…явились. Разделите их четыре группы в зависимости от пропущенных в них орфограмм. (1 группа – проверяемая безударная гласная в корне слова – осенью, деревья, появилась. 2 группа – разделительный ь – осенью, деревья. 3 группа – правописание приставок – подарки, появилась, осмотрелась. 4группа – непроизносимая согласная в корне слова – счастливая.)

При написании текста будьте внимательны, не допускайте ошибок в написании данных слов.

Познавательные УУД:

1. Представлять информацию в виде схемы.

2. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

6. Устное изложение по плану

А сейчас с помощью плана попробуем пересказать текст сначала по частям, а затем полностью.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

7. Чтение текста

Еще раз прослушайте текст, следя за моим прочтением по учебнику.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать.

8. Написание изложения

Закрываем учебники. Начинаем писать изложение сначала на черновиках.

Кто закончит работу в черновике, может приступить к переписыванию.

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из плана.

9. Самопроверка

Перед тем, как сдать готовые работы. Еще раз проверьте написанное. Можете сдавать работы.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

10. Итог урока. Рефлексия

Чему мы делали на уроке? (Писали изложение).

Что понравилось на уроке? (Отвечать на вопросы, пересказывать текст).

Что было сложным на уроке? (Письменно излагать содержание текста).

Я думаю, вы все справились с поставленными задачами. На следующем уроке узнаете свои оценки за изложение. Урок окончен.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение к уроку.

государственное
бюджетное учреждение Калининградской области

профессиональная
образовательная организация

«Педагогический
колледж»

План-конспект

урока
русского языка

в
3 классе

Подготовила
обучающаяся

ГБУ
КО ПОО

«Педагогический
колледж

 г.
Черняховск»

33-шк

Дурандина
Анна Андреевна

г.
Черняховск, 2020 г.

Тема урока:
«Изложение»

Тип урока:
урок открытия нового знания.

Цель урока: организация
деятельности обучающихся по написанию изложения по коллективно составленному
плану.

Задачи:

Образовательные: повторить типы
текстов в русском языке, учить определять тип текста, учить определять
количество частей в тексте, выделять главную мысль, способствовать формированию
умения составлять план изложения текста;

Развивающие: способствовать
развитию связной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного
внимания, вербального, наглядно-образного мышления, орфографической зоркости;

Воспитательные: содействовать
воспитанию патриотических чувств по средствам использованного текста,
воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умению находить общее
решение при составлении плана;

Здоровьесберегающие:
соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов
деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной
деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с
гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Предметные:
уметь определять тип текста, выделять главную мысль текста, определять
количество частей в нём, учиться составлять план изложения текста.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных
учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и
умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать
информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя
ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений,
умение

выдвигать гипотезы и обосновывать их,
осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные
связи, владеть общим приемом решения орфографических задач;

Формирование регулятивных универсальных
учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем
и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять
оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои
действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ,
самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности;

Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог;
следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на
замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала,
высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи
с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах;

Личностные:
умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд,
терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный
смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы, проявлять
интерес к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение;
осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность.

Формы работы на уроке: фронтальная,

Основные образовательные
ресурсы:
компьютер, колонки, текст «Три весны» В.
Бианки, Запись «Времена года. Апрель.» П.И. Чайковского, карточка-помощница,
изображение «Весна полевая», «Весна речная», «Весна лесная».

Ход урока.

1.    
Организационный момент.

 
 Сегодня на нашем уроке русского языка присутствуют гости.

 
 Мы всегда рады гостям. У нас прекрасное весеннее
настроение. Пусть оно передастся всем присутствующим.

2.
Подготовка к восприятию.

(включаю музыкальное
произведение, секунду жду и начинаю читать стихотворение Ф.И. Тютчева
«Весенние воды»).

Ещё
в полях белеет  снег,

А
воды  уж  весной  шумят-

Бегут
 и  будят  сонный  брег,

Бегут
 и  блещут и  гласят…

Они
 гласят  во  все  концы:

«Весна
 идёт,  весна  идёт!

Мы
 молодой  весны  гонцы,

Она
 нас  выслала  вперёд!»

Весна
 идёт,  весна  идёт!

И
 тихих  тёплых  майских  дней

Румяный
 светлый  хоровод

Толпится
 весело  за  ней.

У.
Это  замечательное  стихотворение  Фёдора  Ивановича
 Тютчева.

Какое
 время  года  описывается  в  стихотворении?

Д.
 Весна.

У.
 О  весне  написано  много  стихотворных,
 прозаических,  музыкальных  текстов.

Давайте
 вспомним.  Что  такое  текст?

Д.
 Текстом   называется  два  и  более
 предложений,  связанных  по  смыслу и  объединённой
 одной  темой.

3.Целевая
 установка.

У.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Работать с текстом. Писать
изложение).

У.
 Сегодня  я  предлагаю  вам  написать  изложение
 по  одному  из  текстов  о  весне.

(на
 доске  появляются  карточки :  первая-  изложение,
 в  центре.)

У.
Что нам поможет в написании изложения?

Написать
 изложение  нам  поможет  план. Мы  будем
 составлять  план.  (карточка-«составлять  план»).

У.
Какие правила нужно выполнять, чтобы написать изложение.

Наша
 речь  должна  быть  правильной,  точной,
 красивой.

Мы
 будем  развивать  речь. (карточка-  «развивать
 речь»).

Мы
 понаблюдаем,  какие  изменения  происходят  в
 природе  весной.

Будем
 внимательными .

(карточка-
 «быть  наблюдательными  и  внимательными»).

На
 доске:     составлять  план

 
                   
 развивать  речь

 
                   
 быть  наблюдательными  и  внимательными

4.Чтение
 текста  учителем.

Послушайте
 текст.
Текст  называется  «  Три  весны».

(На
 доске  появляется  заголовок    «Три  весны»).

 
                     
 Три  весны.

 
                  Первой
 приходит  весна  полевая.  На  земле  чернеют
 первые  проталины.  Прилетают  грачи,  скворцы,
 жаворонки.  Грачи  таскают  из  земли  червей.
 Скворцы  ловят  насекомых.  Жаворонки  собирают
 прошлогоднее   зерно.

 
                 В  полях
 бежит  ручьями  снег  и  спасается  от
 солнца  под  крепким  льдом  реки.  Наступает
 весна  речная.  Треснул  лёд.  Проснулись  рыбы,
 рачки.  Рады  водяные  птицы – утки,  гуси,
 лебеди,  чайки.

 
        Зима  уходить  не  хочет. Долго
прячет последний снег  в  лесу. Но идёт весна лесная. Укутывает
деревья зелёным туманом, возвращает певчих птиц.  Это  победа
 весны  и  солнца.

(78,
по В.Бианки).

5.
Беседа по содержанию.

У.
 Понравился  вам  текст  о  весне?

Д.
 Да.

У.
 Какие  три  весны  описывает  автор?

Д.
 Весна полевая,  весна  речная,  весна  лесная.

 
   (на  доске  вывешиваются  картины – три
 весны).

У.
Почему  первой  приходит  весна  в  поле?

Д.
 Солнце  быстрее  нагревает  открытые  участки
 земли.

У.
 Что  происходит  в  это  время  в  поле?

Д.
 На  земле  чернеют  проталины. Прилетают  грачи,
скворцы,  жаворонки.  

У.
 Куда  весна  направляется  потом? Почему?

Д.
 Тает  снег, появляются  ручьи.  Они  бегут  в
 реку. Вода  в  реке  поднимается  и  начинает
 ломать  крепкий  лёд. На  реке  начинается
 ледоход.

У.
 Почему  в  лес  весна  приходит последней?

Д.
 Солнышку  трудно  пробраться  сквозь  ветки  и
 стволы  деревьев и  растопить  снег.  Здесь  он
 лежит  дольше.

У.
Действительно ли  это  три  разные  весны?

Д.
 Нет.  Весна  одна. Но  приходит  она в поле,  на
реку, в  лес в  разное  время.

У.
Какая основная  мысль текста?

Д.
Оживление  природы. Победа  весны  и  солнца.

У.
 Сколько  частей  в  тексте?

Д.
Три.

6.
Составление плана.

У.
 Послушайте  ещё  раз,  как  весна  приходит
 в  поле.

(чтение
 первой  части  учителем).

 
             Первой  приходит
 весна  полевая.  На  земле  чернеют  первые
 проталины.  Прилетают  грачи,  скворцы,  жаворонки.
 Грачи  таскают  из  земли  червей.  Скворцы
 ловят  насекомых.  Жаворонки  собирают  прошлогоднее
 зерно.

У.
 О какой  весне я  прочитала?

Д.
 О  весне  полевой.

У.
 Молодцы,  вы  внимательны.

Как
 можно  озаглавить  эту  часть?

Д.
 Весна  полевая.

(на
 доске- Весна  полевая.)

У.
Первой  весна  приходит  в  поле. Что  чернеет
 на  земле?

Д.
 На  земле  чернеют  первые  проталины.

У.
Что  такое  проталины?

Д.
 Места  где  растаял  снег.

У.
 Послушайте  как  об  этом  говорится  в
 толковом  словаре

Проталина
– место,  где стаял  снег и  открылась  земля.

(Только
что на проталинах весенних показались ранние цветочки. Пушкин.)

У.
Какие  птицы  прилетают весной?

Д.
Прилетают грачи,  скворцы, жаворонки.

У.
Что таскают  из  земли  грачи?

Д.
Грачи таскают  из  земли  червей.

У.
Кого ловят  скворцы?

Д.
Скворцы ловят насекомых.

У.
Что собирают жаворонки?

Д.
Жаворонки собирают прошлогоднее зерно.

У.
Почему о зерне сказано прошлогоднее?

Д.
Оно осталось с прошлого года.

У.
Вместе с весной отправимся дальше.

Послушайте
вторую часть.

 
          В полях бежит ручьями снег и спасается
 от  солнца   под крепким льдом. Наступает весна речная. Треснул
лёд. Проснулись рыбы, рачки. Рады водяные птицы-    утки, гуси.
лебеди, чайки.

У.
О какой  весне говорится  во  второй части?

Д.
О весне речной.

У.
Как озаглавим вторую часть?

Д.
Весна речная.

(на
доске запись- Весна речная.)

У.
Какие  перемены произошли на реке с приходом весны?

Как
бежит снег в полях?

Д.
Снег в полях бежит ручьями.

У.
Что , значит снег бежит ручьями?  

Д.
Тает , образует  ручейки.  

У.
Где и от кого он спасается?

Д.
Он спасается от солнца под крепким льдом реки.

У.
Что произошло со льдом?

Д.
Лёд треснул.

У.
Кто проснулся в реке?

Д.
Проснулись рыбы, рачки.

У.
Кто ещё  рад  весне на реке?

Д.
Рады водяные птицы – утки, гуси. лебеди, чайки.

У.
Вот  и здесь  весна  сделала  свою работу.

Отправилась
 весна дальше.

Чтение
третьей части.

 
Зима уходить не хочет. Долго прячет  последний снег в  лесу.  Но
идёт  весна лесная. Укутывает деревья  зелёным  туманом,
 возвращает    певчих птиц. Это  победа  весны  и
 солнца.

У.
 О  какой  весне  говорится  в  третьей
 части?

Д.О
весне лесной.

У.
Как можно озаглавить эту  часть?

Д.
Весна  лесная.

(на
доске- Весна лесная.)

У.
 В  лесу  мы  ещё  застали  зиму. Что она не
хочет делать?

Д.
Зима уходить не хочет.

Что
на это указывает? Что она  прячет в лесу?

Д.
Долго прячет последний снег в лесу.

У.
Какой снег?

Д.
Снег последний.

У.
Но идёт весна лесная. Чем  укутывает она деревья?

Д.
Укутывает  деревья зелёным  туманом.

У.
Что значит укутывает?

Д.
Заворачивает, кутает.

У.
В толковом  словаре говорится так- укутать-закутать со всех
сторон.(укутать ребёнка в  одеяло  или одеялом.)

Туманом
 каким?

Д.
Зелёным туманом.

У.
Почему?

Д.
Ещё нет  листочков, но почки лопнули и показались  краешки
 зелёных листьев. Это и есть зелёный туман.

Вот
и  весна  укутывает  деревья  зелёным  туманом
 как своих  детей.

У.
Кого возвращает весна? Что значит возвращает?(прилетают из тёплых стран.)

Д.
Возвращает весна певчих птиц.

У.
Чья это победа?

Д.
Это победа весны и солнца.            

У.
В каком предложении выражается основная мысль текста?

Д.
Это победа весны и солнца.

У.
Запишите  план  в  тетрадь.

Чтение
текста  второй  раз.

Послушайте
ещё  раз  весь  текст.

7.Пересказ
по частям. Орфографическая работа.
 1 часть. Весна
полевая .  Попробуйте рассказать. О чём  напишете  в первой
части..

Нам
 встретилось  слово  проталины, мы  уже  знаем что оно
обозначает, прочитаем  как оно пишется  про-та-ли-ны

Жаворонки,
в этом  слове  часто  неправильно ставят  ударение,

Прочитаем
 с ударением,  по  слогам –Жа-во-рон-ки

Нам
 часто  встречается  слово  насекомые.

Прочитаем
 все вместе как оно пишется  на-се-ко-мы-е

Собирают-
 в этом  слове  нам  встретились  неизвестные
 нам  написания.  Прочитаем  и  запомним  как
пишется это слово- со- би-ра-ют. Приставка со-, корень-бир-,  суффикс-а-.

Прошлогоднее-
сложное слово,  состоит из  двух  корней. Что, значит
прошлогоднее- осталось с прошлого года.  

(Эти
слова вывешиваются  на доске, по  отношению к  какой –то части.)

2
часть. Весна речная.  О чём  напишете во второй час.

Спасается-
слышим  тца, а пишем  тся. Это слово с трудной  орфограммой,
прочитаем его по  слогам. Спа-са-ет-ся.

3
часть. Весна лесная. О чём напишете в третьей части? Укутывает. Что значит?

У-ку-ты-ва-ет.

Возвращает.
Возвращать- вернуть кого-что. Воз-вра-ща-ет.

8.
Физкультминутка.

Давайте
вдохнём весеннего воздуха, почувствуем дуновение ветерка.

Ветер
дует нам в лицо ,

Закачалось
деревцо.

Ветер
тише, тише, тише-

Деревцо-
всё выше, выше.

9.Пересказ
всего  текста.

Кто
хочет пересказать весь  текст, как он  его запомнил.

10.
Послушайте
 текст ещё раз. Будьте внимательны. Приготовьтесь писать
текст самостоятельно.

Напишите
изложение. Соблюдайте красную строку в начале каждой части. По окончании
письменной работы не забудьте  проверить своё изложение.

11.
Письменная работа учащихся.

12.
Итог урока. Положите ручки.

Я
видела, что вы старались, с удовольствием работали над изложением. Давайте
посмотрим,

 Всё
ли мы сделали на уроке?

План
составили?

Да.

За
речью следили?

Да.

Я
видела, вы старались быть внимательными. наблюдательными. Мы продолжим
наблюдения за весной и напишем  свой  текст о весне.

На
следующем уроке  прочитаем ваши изложения, сделаем работу над ошибками.

У. Рефлексия. Закончим
наш урок словами:

Я
узнал…

Мне
понравилось…

Я
хотел бы…

Я
смог…

Я
понял…

Спасибо
за работу на уроке.

Урок
окончен.

Индивидуальная
карточка- помощница.

____________________________

1
часть.

Какая
весна приходит первой?                
                     
           

Что
чернеет на земле?

Кто
прилетает?

Что
таскают грачи?

Кого
ловят скворцы?

Что
собирают жаворонки?

2
часть.

Как
бежит снег в полях?

Где
и от чего он спасается?

Какая
весна наступает?

Что
произошло со льдом?

Кто
проснулся в реке?

Какие
птицы рады ?

3
часть.

Что
не хочет делать  зима?

Что
она прячет в лесу?

Какая
весна идёт?

Чем
она укутывает деревья?

 Кого
возвращает весна?

Чья
это победа?

Конспект урока русского языка

2 класс

Тема: «Обучающее изложение».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: развивать умение передавать содержание текста, строить предложения и точно употреблять слова в речи.

Задачи урока:

Образовательные:

– Научить грамотному изложению текста с опорой на вопросы;

– Формирование орфографических навыков;

Воспитывающие:

-Воспитывать любовь к животным;

Развивающие:

– Развитие речи учащихся;

Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста;

-Способствовать развитию коммуникативных умений;

-Развивать мыслительные операции.

Планируемые результаты:

Личностные:

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия;

-Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

Метапредметные:

-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-Формирование умения осознанно строить речевое высказывание и составлять ответ на вопрос в устной и письменной форме;

Предметные:

-Развитие представления о связи между предложениями;

-Развитие умения передавать содержание текста в соответствии с поставлен-ными вопросами;

-Применение орфографических правил и правил постановки знаков препина-ния при записи собственных текстов;

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель:

Давайте улыбнемся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая  дружная работа поможет разобраться во всем и справиться с любой задачей.

2. Самоопределение к деятельности

– Сегодня мы будем учиться писать изложения.

– О ком будет наше изложение, узнаем, отгадав загадки:

Мордочка усатая

Шубка полосатая

Часто умывается

А с водой не знается?(Кот)

– Правильно, это кот.

– И другая загадка:

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.(Собака)

– Молодцы! Значит, о ком будет рассказ?

3. Работа по теме урока

а) Знакомство с текстом (чтение текста учителем, у учащихся карточки с текстом на партах):

Текст изложения:

Барсик.

У Коли жил кот Барсик. Однажды с полки упала игрушка. Это была собака. Кот испугался и спрятался под шкаф. Коля завёл игрушку. Собака слала вертеть головой.

Барсик взял игрушку и понёс её на кухню. Там в чашке было молоко. Кот решил покормить собаку.

Молоко текло по лапкам и усам собаки.

Барсик был рад.

– Интересный рассказ? Понравился он вам?

– Хорошо, а теперь давайте выясним: кто из действующих лиц живой, настоящий, а кто – игрушка?

– У кого дома есть кот?

– Он играет с игрушками?

– Был у вас такой случай?

б) Вторичное чтение – вполголоса.

Задание перед чтением:

– На сколько частей разделён текст? Почему?

в) Чтение вслух, по частям, анализ.

I часть:

– У кого жил Барсик?

– Что случилось однажды?

-Что это была за игрушка?

– Что произошло с котом?

– Что сделал Коля?

– Что стала делать игрушка?

II часть:

– Что сделал Барсик с игрушкой?

– Что было на кухне?

– Что решил сделать кот?

III часть:

– Пила ли игрушка молоко?

– Как к этому отнёсся Барсик?

– Почему он радовался?

– Кто сможет пересказать текст? (2-3 ученика разного уровня)

4. Физкультминутка

Мы по улице гуляем

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)

Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)

 Вот четыре буквы:

«Воды». (4 хлопка в ладоши.)

Вот еще четыре:

«Моды». (4 хлопка в ладоши.)

«Воды» – «моды» – «лимонад»! (Приседания.)

Мы читаем все подряд. (Хлопокруками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва.(Шагаем на месте.)

5. Орфографическая подготовка

– Давайте посмотрим на текст.

– Почему слова Коля и Барсик всегда написаны с большой буквы?

– А вот слова кот, собака, игрушка – как будем писать? Почему?

– Найдём слова, в которых есть сочетания жи–ши, ча–ща. Кто скажет правило?

– (На доске карточки со словами)

1 группа слов: кот, игрушка, шкаф, чашка, лапка, рад.

– Читаем эту группу слов. Кто догадался, на какое правило эти слова?

– Как их проверить?

2 группа слов: головой, вертеть, покормить, текло.

– Подберём проверочные слова.

– Вспомним правило.

Слова для справок: однажды, испугался, спрятался, решил, понёс.

– Какие словарные слова присутствуют в нашем тексте?

6. Запись текста с опорой на вопросы.

1. У кого жил Барсик?

2. Что случилось однажды?

3. Что произошло с котом?

4. Что сделал Коля?

5. Что стала делать игрушка?

6. Куда понёс Барсик игрушку?

7. Что он решил с ней сделать?

8. Пила ли игрушка молоко?

9. Как к этому отнёсся Барсик?

7. Самопроверка

8. Рефлексия

– Но вернёмся к нашим героям. У меня два блюдечка с молоком. Кого из них надо угостить молоком? – А собачке надо?

-Ребята, чему мы сегодня научились на уроке?

– Какие трудности возникли при изучении темы?

– Со всеми задания ли мы справились?

Итак, ребята, оцените свою работу на уроке с помощью карточек, которые лежат у вас на столе:

зеленая карточка – «я все понял и справился со всеми заданиями»;

желтая карточка – «изученный материал вызвал у меня трудности»;

красная карточка – «я не понял изученную тему».

Ребята, мы сегодня с вами активно поработали, всем спасибо за урок!

Изложение в 5-7 классах: подсказка для учителя

Приветствую, дорогие читатели!

Сегодня обращаюсь к очень ограниченному кругу моей потенциальной аудитории – к коллегам, учителям русского языка.

Думаю, у каждого из вас, коллеги, есть свои любимые виды работ на уроках. У кого-то это, возможно, изучение новой темы, кто-то любит делать разборы или закреплять изученное.

Лично я предпочитаю уроки развития речи, особенно в 5-7 классах, и тому есть несколько причин.

  • это по-настоящему полезно для жизни, ведь мы учимся выражать мысли связно и красиво;
  • это пригодится в сдаче экзаменов выпускных классов; 
  • это интересно, ведь в творческих работах приоткрывается личность ребенка;
  • это даёт возможность учителю посидеть и перевести дух (если вы сначала хорошо поработали и все доступно объяснили);
  • и, наконец, это не требует очень серьезной подготовки (по крайней мере в моей практике).

Минус один – потом это надо проверить 🤷

Сегодня я расскажу о том, как работаю над изложением в 5-7 классах, когда ещё не надо готовиться к ГИА. Итак…

Если вам неожиданно поставили замену, или вы по каким-то причинам не успели хорошо проработать тему урока, смело объявляйте изложение. Эта форма не требует предварительной подготовки, а значит, вы не обязаны были предупреждать детей заранее.

Сначала оформите тетрадь: напишите дату и форму работы. С названием повремените.

Сообщите детям, что сейчас прочитаете текст первый раз. Никогда не читайте впустую! Предварительно сообщите, что после чтения они должны ответить на несколько вопросов:

  • о чем текст (какова тема)
  • что хотел сказать им автор? (какова основная мысль?)
  • как можно озаглавить текст, что будет отражать название: тему или основную мысль?

После этого медленно, но не слишком прочитайте текст и обсудите заданные вопросы. Обычно дети справляются с этим заданием без проблем.

После этого предложите ребятам выбрать название. Запишите его на доске, а дети – в тетради. Если изначально у текста было название, предложите детям его угадать или озвучьте сами. Спросите, какое название удачнее: автора или учеников.

Если ответы на все вопросы прозвучали, можно считать, что ученики разобрались в содержании. Следующая цель – поработать с формой.

Объявите, что сейчас прочитаете текст второй раз, поставьте перед учениками новые вопросы:

  • сколько микротем услышали (сколько будет абзацев)
  • какие пункты для плана можете предложить.

Составление плана – важнейшая часть работы над изложением! Не пренебрегайте ею! Предложите составить простой или сложный план в зависимости от уровня класса.

Напомните, что при составлении сложного плана надо следить, чтобы не повторялись название всего текста и один из пунктов плана или названия более крупных и мелких разделов. Обсуждайте с ребятами каждый момент. Обычно они это очень любят. Хорошо бы вам заранее придумать свои пункты и по мере заполнения проводить сравнения их и вашего варианта и выбирать более удачный вариант. 

Когда план составлен, предложите пересказать текст. Первому помогайте, последующим не нужно. Спросите и сильного ученика, и слабого. Отстающим проще запомнить не сам текст, а его пересказ более успешным одноклассником. Двух-трех раз вполне достаточно.

На следующем этапе поработайте с грамматикой. Заранее наметьте трудные слова с точки зрения орфографии или значения. Запишите их на доске, пусть дети найдут в них орфограммы и объяснят их. Так у них появится список опорных слов, а вы проведёте профилактику ошибок. 

В этом месте обычно звенит звонок с первого урока.

После перемены напомните, что сейчас прочитаете текст третий раз, задача учеников – вспомнить детали, о которых они забыли. 

Я всегда проводила изложения с творческим заданием: сменить лицо говорящего, закончить мысль, ответить на вопрос. На этом этапе самое время объявить третью часть задания. Спросите у ребят идеи по поводу творческого задания. Возможно, это поможет сориентироваться слабым ученикам.

После третьего чтения начинается их активная работа, а ваш отдых! Дети пишут, а вы выдыхаете, периодически отвечая на возникающие вопросы.

У пятиклассников их может быть очень много, поэтому рекомендую ввести “правило первых 10-15 минут”. Оно заключается в том, что в указанный период задавать вопросы нельзя, нужно их записать и задать по очереди после окончания времени. Поверьте, это гениальное изобретение!!! Потому что через 10-15 минут вопросов останется намного меньше: или найдут ответы сами, или просто забудут.

В конце урока соберите тетради и приготовьтесь к кропотливой работе по расшифровыванию иероглифов. Поддерживайте себя мыслью, что вы сделали хорошее и полезное дело!

Подыскивать для таких уроков разный интересный материал считаю излишним, так как это только распылит внимание детей.

Вот и все! Была ли статья полезной? А просто интересной? Коллеги, делитесь вашими наработками и неожиданными находками, я с удовольствием поучусь.

Цели:

учебно-познавательные:

  • подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста;
  • повторить алгоритм написания сжатого изложения;

интеллектуально-развивающие:

  • продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации;
  • развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 
  • развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию в тексте; 

воспитательные:

  • раскрыть важную нравственную проблему роли детской дружбы в жизни человека.

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, творческая работа) .

Оборудование урока:

  • дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося);
  • тексты памяток написания изложений,
  • пустая таблица для написания микротем;
  • презентация (Приложение 1).

Ход урока

I. Оргмомент. 

Сообщение темы и цели урока .

II. Вступительное слово учителя.

Рассказать о каком-то случае, событии в вашей жизни можно подробно со всеми деталями, а можно и кратко, т. е. самое главное, без подробностей и каких-либо моментов уточнения.

Например, о том, как мы всем классом отмечали день рождения родившихся осенью, можно написать  на несколько страниц. А можно сообщить кратко: «В прошедшую пятницу вечером мы в своём кабинете отмечали день рождения тех, кто родился осенью».

Умение кратко и лаконично говорить очень важно в современной жизни. В каких ситуациях может это потребоваться? Это, например, обзор новых книг, вышедших из печати, или объявление программы передач по телевидению. На уроках литературы и русского языка вы научились выделять самое главное в текстах, именно эти умения помогут вам в написании сжатого изложения в 9 классе  на экзамене в форме ГИА.

Учитель.

Как вы понимаете, что значит пересказать текст подробно, сжато?

Примерный ответ.

Подробно – это близко к тексту. 

Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме). Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (не нужные на наш взгляд подробности) или обобщим отдельные факты, действия. 

Слайд 1

III. Работа по памяткам написания изложений (есть у каждого учащегося).

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

  1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль (то есть идею текста), отметить изобразительно-выразительные средства.
  2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
  3. Выделить в тексте все части (абзацы) отметить, сколько их.
  4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
  5. Составить план (можно цитатный)  сжатого изложения.
  6. В каждой части текста отметить главное, то есть выделить ключевые слова.
  7. Отметить в тексте то, что можно объединить, сделать короче.
  8. Подобрать обобщающие слова и предложения, если сокращать текст будете этим способом.
  9. Изложить сжато каждую часть, не пропуская ключевых слов.
  10. Подумать, как связать части между собой (какие союзы, союзные слова добавите).
  11. Объём изложения  должен быть  девяносто (90) слов.

IV. Проверка домашнего задания

Учитель.

Вы получили на дом текст, в котором должны были оставить только необходимую лексику, а слова, без которых могли обойтись, взять в скобки или подчеркнуть цветной пастой.

Два ученика читают получившиеся варианты, остальные проверяют, объясняя, почему убрали некоторые слова.

Учитель.

Каким способом вы сократили данный текст?

Учащиеся.

Все три абзаца сократили способом исключения.

Проверка данного задания после работы с учащимися по слайду.

рис.1

Учитель.

Сегодня мы продолжим данную работу. Прослушайте текст, который у вас лежит на столах.

Чтение текста учителем.

(У учителя для урока уже выделено в тексте всё необходимое и заполнена таблица микротем. У учащихся текст дан без выделения абзацев, а таблица пустая. Её необходимо будет заполнить в ходе урока)

Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни ос­тавались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости форми­руется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных. В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым. Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приоб­ретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей мо­лодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрос­лым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.   

(По Д.С. Лихачёву)

Таблица учащихся

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

2

3

Текст учителя

Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни ос­тавались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости форми­руется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных.

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым.

Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приоб­ретённых в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей мо­лодой открытости людям, непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрос­лым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.     

(По Д.С. Лихачёву)

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.

2

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.

3

До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в при­вычках, в своей открытости людям.

V. Анализ текста.   

Беседа с учащимися по следующим вопросам:

1. Какова тема и главная мысль этого текста?

(Тема – дружба; основная мысль – настоящая дружба начинается с детства) В тетрадь по развитию речи пишем. Слайд 2 (на нём тема и идея текста)

2. Слайд 3 Определите тип речи текста. (Повествование с элементом рассуждения)

3. А стиль?  (Это текст публицистического стиля (обращение к публике, к читателю)

4.  Где в этом рассказе экспозиция, где завязка? (1 и 2 предложения – экспозиция, с 3 – завязка)

6. Укажите развязку в тексте (не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иными и будете жить в другом мире)

7. На сколько смысловых частей можно разбить текст? (на 3) Слайд 4

8. Что можно сохранить, а что убрать как второстепенное в каждой части текста?
(Можно убрать из текста однородные члены, лексические повторы)

9. В какой части текста предложения  можно объединить? (Последний абзац)

 VI. Сжатие текста. 1 часть.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 1-й части.

1) Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. 2) То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. 3) Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно.4) Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных. (25 слов)

Учитель. Способ сжатия? 

Исключение. Слайд 5 – проверка

Учитель. Сформулируйте микротему. Запишем её таблицу.  

Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 2 части.

5) В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость. 6) Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой счастливой, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека ещё более щедрым. (35 слов)

Слайд 6 – проверка

Учитель. Способ сжатия? 

Исключение.     

Учитель.  Эту микротему пишем во второй строке таблицы.

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 3 части.

7) Храните молодость до глубокой старости.8)  Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях.9)  Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой открытости людям, непосредственности. 10) Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иными» и будете жить в другом мире.     ( 30 слов)

Слайд 7 – проверка

3-й пункт тезисного плана. Запишем его как микротему в листы.

До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в при­вычках, в своей открытости людям. 

Учитель.

Пользуясь записями в тетради, перескажите весь текст сжато.

Имеете ли вы право добавлять в пересказ свои слова?

Ученик. Да, особенно, если это союзы или местоимения.

Учитель. Так как мы сдаём экзамен по русскому языку, обратим внимание на орфографию, чтобы написать изложение грамотно.

Критерии оценивания изложения вы знаете, они есть и у вас в пособиях.

Орфографическая и пунктуационная подготовка .

  1. Как определить окончание глагола? (По 1 и 2 спряжению)
  2. Найдите в 1 абзаце текста глаголы 1 спряжения (формируется, выберет, будет).

Выделите зелёной пастой в тексте окончания этих глаголов.

  1. Как определить, когда у существительных на конце пишется Е, а когда И?

Ученик.

У существительных окончание –Е– пишется в Д.п. и П.п. 1-го склонения, в П.п. 2-го склонения,  у разносклоняемых и существительных на –ИЯ-ИЕ-ИЙ в Т.п.

  1. Найдите в 1 абзаце сущ. 3 склонения (молодость). Выделите окончание.

Учитель.

Посмотрите в пособие по подготовке к ГИА и скажите, в каком задании предлагается определить лексическое значение слова?

А 2

А определить средство выразительности текста?

– А 3.

Поможет ли вам в написании изложения задание В2?

-Да, потому что не всегда запомнишь точно словосочетание, а если понял смысл, можешь его записать по-другому.

Учитель.

РЕШИТЕ  ТЕСТ (СЛАЙДЫ) с № 8

А 2. Укажите, в каком значении используется в предложении  4  слово формируется?

а) развивается    б) определяется    в) организовывается

А 3. В какой части текста встречается такое средство синтаксической выразительности, как анафора?   ( в 3-й)

А 7.  В каком слове правописание суффикса  определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»? (приобретённых)

В 2. Замените словосочетание душевное богатство, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (богатство души)

В 3. Выпишите грамматическую основу первого предложения третьего абзаца

(храните – односоставное.)

В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении № 5. (Три)


Домашнее задание:
(оно высвечивается на слайде, чтобы все учащиеся могли записать его)

рис.2


VII. Итоги урока. Выставление оценок.

Добавить комментарий