Как составить план урока музыки

ПЛАН – КОНСПЕКТ урока музыки

Тема: «Музыка и литература».

Обобщающий урок по темам: «Программная музыка». «Вторая жизнь песни».

Тип урока: углубление и обобщение темы.

Форма: урок-концерт.

Цель: углубить представление учащихся о программной музыке, познакомить с

           обработкой, интерпретацией классических произведений.

Задачи:

Обучающие:

  – закрепить и расширить ранее полученные представления о программной музыке, об

    инструментальной музыке, основанные на использовании композиторами мелодий

    народных песен, или песен других композиторов;

  – познакомить с современной интерпретацией (трактовкой) классической современной

    музыки. Закрепить знания средств музыкальной выразительности.

Развивающие:

  – продолжить развитие навыков интонационно-образного анализа музыкального

    произведения (констраст лада, темпа, тембра, жанровой основы мелодии, формы

    музыкального произведения);

  – развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать

    музыкальные произведения;

  – развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи

    музыки  с литературой, изобразительным искусством;

  – продолжить развитие вокально-хоровых навыков;

  – развитие игровых навыков, выразительности исполнения произведений на

    музыкальных инструментах;

  – развитие внимания, памяти, творческое воображения.

Воспитывающие:

  – воспитание и уважение к русской классической музыке, музыкальной культуре других

    народов мира, воспитание слушательской и исполнительской культуры;

  – воспитание инициативы и самостоятельности обучающихся.

Оборудование:

Фортепиано, синтезатор, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, проигрыватель DVD.

УМК: хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия, учебник, творческая тетрадь.

Портреты композиторов Глинки, Балакирева, Грига.

Художественный материал:

  1. Афанасьев, Шаферан «Гляжу в озера синие».
  2. Глинка, Кукольник «Жаворонок».
  3. Фрагменты симфонической программной музыки Лядов «Кикимора», Римский-Корсаков «Шехеразада».
  4. Фортепианные программные пьесы: Конконе «Горное эхо», Вольф «Летний ветерок», Гурлитт «Ночной шторм», Черни «Таинственный незнакомец».
  5. Балакирев-Глинка «Жаворонок».
  6. Григ «Песня Сольвейг».
  7. Берлин «Блюз».
  8. Струве, Исакова «Музыка».
  9. Стихи: Кукольник «Жаворонок», Тютчев «Утро в горах», Пришелец «Ветерок», Фет «Буря», «Облаком волнистым…».
  10. Репродукции картин Васильева «Ожидание», Саврасова «Рожь».
  11. Фрагмент мультфильма «Пер Гюнт».
  12. Рисунки детей.

Технологии, используемые на уроке:

       – личностно-ориентированная;

       – технология развивающего обучения;

       – технология интонационно-образного анализа музыкального произведения;

       – технология ассоциативно-образного мышления;

       – технология детского музицирования;

       – технология использования УМК;

       – технология ИКТ.

Методы:

  1. Метод наблюдения за музыкой (Асафьев Б.В.).
  2. Метод музыкального обобщения (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).
  3. Метод «забегания» вперед и возвращение к пройденному (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).
  4. Метод пластического интонирования.
  5. Метод инструментального музицирования.
  6. Метод выявления жанровой принадлежности музыкальных сочинений.
  7. Прием вокального интонирования.
  8. Способ ориентации на нотную запись.
  9. Метод использования ассоциаций.

Ход урока:

Начало урока под музыку «Гляжу в озера синие».

Приветствие.

    – Здравствуйте! На сегодняшнем уроке мы вспомним жанры вокально-инструментальной музыки, которые не могут существовать без литературы, познакомимся с обработками, интерпретациями классической музыки.

Педагог:  – Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы?

Обучающиеся: – Песня, романс.

Педагог:  – Какая музыка вас встретила? О чем эта песня?

Обучающиеся: – О Родине.

Исполняем песню «Гляжу в озера синие».

Педагог:  – На протяжении многих лет знаменитые композиторы, писатели, поэты, художники воспевали в своих произведениях образ Родины, родной природы.

Приглашаю учащегося прочитать стихи Кукольника «Жаворонок».

Педагог:  – Ребята, какой образ в стихах?

Обучающиеся: (Образ русской природы).

Педагог:  – В каком настроении прозвучали стихи?

Обучающиеся: (В лирическом, мечтательном).

Педагог:  – Какая мелодия соответствует этим стихам?

Обучающиеся:  (Плавная, напевная).

Педагог:  – Какой композитор написал такую мелодию?

Обучающиеся: (Михаил Иванович Глинка).

Педагог:  – Назовите жанр музыкального произведения.

Обучающиеся:  –  Совершенно верно ребята. (Романс).

Обратить внимание на рисунок ученицы. Слайд «Рожь» Саврасова.

Исполнение романса «Жаворонок».

Педагог:  – Какая инструментальная музыка не может существовать без литературы? Обучающиеся: – Программная.

Педагог:  – Какую музыку называем программной?

Обучающиеся: – Инструментальная музыка, имеющая программу, которая отражается

                            либо в литературном комментарии, либо в названии произведени).

Педагог:  – Сейчас мы прослушаем музыкальные видео-фрагменты, вам нужно

                    определить:

                                   –  по интонациям музыкальную тему;

                                   –  назвать музыкальное произведение;

                                   –  автора-композитора.

                                   –  вспомнить, какое литературное произведение лежит в основе.

Звучат фрагменты из симфонической сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада»,

тема Шахриара.

Из симфонической миниатюры Лядова «Кикимора», тема Кикиморы.

 Педагог:  – А сейчас давайте представим себе, что мы в концертном зале. Но концерт не

                    совсем обычный.

      К этому занятию некоторым учащимся было дано домашнее задание — выучить программную пьесу и подобрать к ней стихи. Ребята, вам необходимо внимательно послушать стихи, музыку, определить музыкальный образ и дать название пьесе.

Образ стихотворения.

Средства музыкальной выразительности в пьесе (лад, темп, голосоведение мелодии).

Музыкальный образ или дать название пьесе.

а) Приглашаю учащегося. Читает стихи Тютчева «Утро в горах».

Лишь выше гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

Звучит пьеса Конконе «Горное эхо».

б) Учащаяся читает стихи Пришельца «Летний ветерок».

Ветерок колосья осторожно тронет,

Будто вдруг погладит ласковой ладонью.

Ветерку приятно колосков касаться,

Тихо-тихо шепчет: «Хороши, красавцы!».

Исполнение пьесы Вольфа «Летний ветерок».

в) Обучающийся читает стихи Фета.

Облаком волнистым

Пыль встает в дали;

Конный или пеший –

Не видать в пыли!

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!

Исполнение пьесы Черни «Таинственный незнакомец».

г) Ученица читает стихи Фета «Буря».

Свежеет ветер, меркнет ночь,

А море злей и злей бурлит,

И пена плещет на гранит,

То прянет, то отхлынет прочь.

Исполнение пьесы Гурлитт «Ночной шторм».

    – А сейчас мы обратимся с вами к заданию в учебнике (29 стр.).

    – Вспомните пожалуйста музыкальные сочинения композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов. Привести примеры. (Чайковский, в 4 симфонии звучит мелодия песни «Во поле береза»; Чайковский, в 1 концерте для фортепиано с оркестром звучит украинская народная песня «Веснянка»; Римский-Корсаков, в опере «Снегурочка» в сцене «Проводы масленицы» используются народные мелодии).

    – А сейчас послушайте пожалуйста фрагмент музыкального произведения. Обратите внимание на знакомые интонации.

Звучит фрагмент пьесы Балакирева-Глинки «Жаворонок».

–  Интонации какой мелодии вы узнали?

   (Мелодия романса Глинки «Жаворонок»).

–  А какой композитор написал эту пьесу? (Милий Балакирев).

Слайд. Портреты Балакирева и Глинки.

– Какой прием развития музыки использовал композитор?

   (Вариационный).

– Как изменилась музыка?

  (Появились фортепианные пассажи, обилие украшений, трелей. Характер музыки стал более взволнованным, темп быстрее, но в конце замедление. Минорный лад в конце меняется на мажор).

Балакирев сделал обработку романса «Жаворонок». Что такое обработка?

 (Обработка — всякое изменение оригинального текста).

   – Что такое интерпретация? (Толкование музыкального произведения исполнителем).

  – А теперь обратим внимание на репродукцию картины художника К. Васильева (учебник стр.29).

–  Ребята, какой образ вы видим?

–  А какое чувство преобладает во взгляде?

   (Напряженность, тревога, волнение, надежда).

 –  Какой контраст мы наблюдаем в картине?

    (Теплые краски образа и холодный иней на стекле, свет свечи и темнота

      пространства вокруг образа).

 –  Какие интонации, песенные или танцевальные, звучат в этой картине? Как бы вы назвали эту картину? (Ожидание).

 –  Какое музыкальное сочинение созвучно этой картине?

     («Песня Сольвейг», музыка Э. Грига).

        Пригласить ученика исполнять музыку на кларнете. Весь класс поет мелодию. Обратить внимание на рисунок ученицы — образ норвежской природы, созвучный музыке Грига.

Слайд. Портрет Грига.

Какие интонации звучат в мелодии? (Напевные, печальные).

Какой мы видим Сольвейг в этой песне? (Нежной, доброй, сердечной).

В каком спектакле звучит «Песня Сольвейг»? (В пьесе Ибсена «Пер Гюнт»).

Вспоминаем коротко сюжет.

Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба. Но свет далекой родины притягивает Пера.

А чем закончилась история Пера Гюнта мы узнаем из фрагмента мультфильма. Обратите внимание, в каком исполнении звучит «Песня Сольвейг».

Просмотр фрагмента мультфильма.

Кто спас Пера Гюнта?

Какие чувства помогли ему? (Вера, надежда, любовь Сольвейг).

В каком исполнении звучит песня? (В исполнении струнно-смычковых инструментов).

Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины. Одна из них — «Песня Сольвейг».

Слушание в исполнении симфонического оркестра.

Сколько частей в музыке?

Как изменилась вторая часть? (Мажорный лад, темп быстрее, ритм танцевальный, размер ¾).

С чем связан контраст в этой музыке? (С надеждой Сольвейг на встречу с любимым).

Как и в картине Васильева, так и в музыке Грига имеет большое значение для раскрытия образа роль контраста.

А теперь услышим иную трактовку этого произведения.

Что изменилось в музыке? (Звучит в джазовой обработке).

Какой инструмент солировал? (Саксофон).

Использование сурдины придает музыки интонации жалобы, плача.

Слайд с изображением джаз-оркестра.

Спросить учеников, какое исполнение им больше понравилось.

Пригласить учащегося, он исполнит на саксофоне в джазовой интерпретации «Блюз» Берлина и коротко расскажет информацию о блюзе.

Блюз – народная музыка афроамериканцев США и одна из основных форм музыкальной культуры XX века. Блюз стал основой таких направлений, как джаз и рок-н-ролл.

Блюз – это сольно-песенный жанр.

Родиной блюза были южные штаты, в которых проживало большинство черного населения США.

В основном, блюзы – грустные, драматичные. Но бывают и такие, в которых есть и ирония, и юмор, и сатира.

Блюз появился как вокальный жанр, затем нашел свое продолжение в инструментальной музыке.

Итог урока:

Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений.

Что их объединяет? (Связь с литературой).

Кто дает «вторую жизнь» песням? (Композиторы — они делают обработки музыкальных произведений. Исполнители — от них зависят интерпретации музыкальных произведений).

И заканчивает наш урок песней Г. Струве, стихи которой написала школьница И. Исакова.

Где музыка берет свое начало? (Вокруг нас, в звуках природы).

Исполнение песни «Музыка».

Поблагодарить детей за выступления. Оценки.

Домашнее задание: творческая тетрадь, страница 20.

Разрешаю:___________

Допускаю:___________

Оценка за урок:__________

План-конспект

урока музыки,

проведенного в 4 классе

10.03.2017 г.

Консультация методиста:________

Консультация учителя:__________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 10.03.17г.

Время: 11:30-12:15

Место:МБОУСОШ№8 г. Приморска

Участники (класс): 4

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Русский Восток»

Цель: создать благоприятные условия для составления у обучающихся  представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;

  2. Воспитание интереса к исполнительской деятельности;

  3. Воспитание интереса и уважительного отношения к культуре своего и других народов.

Образовательные:

  1. Закрепление и расширение полученных ранее представлений об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с музыкальными образами в творчестве русских композиторов;

  2. Формированиеумения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  3. Расширение кругозора обучающихся;

  4. Формирование интонационно-образных связей музыки с литературой и изобразительным искусством.

Развивающие:

  1. Развитие умения определять характер музыки;

  2. Развитие интереса к исполнительской деятельности;

  3. Развитиемузыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий:

ЛичностныеУУД:

  1. Формирование у учащихся нравственных качеств через прослушивание произведений М. И Глинки «Персидский хор» и А. И. Хачатуряна «Танец с саблями».

2. Формирование у обучающихся устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

  2. Формирование умения анализировать музыкальное произведение;

  3. Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность;

Регулятивные УУД:

  1. Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  2. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;

  3. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

  1. Формирование умения вести диалог с учителем;

  2. Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

  3. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке:фронтальная, групповая.

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): «Школа России». Музыка, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Оборудование и оформление:

Учебник: Музыка, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина(УМК «Школа России».).

Музыкальное оформление: компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

1. М. И. Глинка «Персидский хор»;

2. А. И. Хачатурян «Танец с саблями».

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально-слушательская: прослушивание музыкального произведения М. И. Глинки «Персидский хор», А. И. Хачатуряна «Танец с саблями».

Музыкально-исполнительская деятельность: исполнение «Танца с саблями» А. И. Хачатуряна.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  1. Анализ УМК «Школа России»;

  2. Анализ программы по музыке «Школа России»;

  3. Определение цели и задач урока;

  4. Определение структуры урока;

  5. Подбор методической литературы и музыкального материала;

  6. Подготовка учебников;

  7. Подготовка презентации;

  8. Подготовка музыкальных произведений;

  9. Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока – 4 мин.

  1. Приветствие –1 мин.

  2. Проверка готовности – 1 мин.

  3. Мотивация к учебной деятельности – 1 мин.

  4. Повторение предыдущей темы: 2 мин.

  5. Актуализация знаний: 2 мин.

  1. Открытие новых знаний: 21 мин.

1. Работа с учебником. 3 мин.

2. Музыкально – слушательская деятельность – 4 мин.

3. Беседа – 3 мин.

4. Музыкально-слушательская деятельность – 4 мин.

5. Беседа – 3 мин.

5. Музыкально-исполнительская деятельность – 5 мин.

  1. Рефлексия: 2 мин.

  2. Итоги урока: 2 мин.

  3. Домашнее задание: 1 мин

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: – Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я – Светлана Романовна. Подровнялись.

2. Проверка готовности.

Слайд

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке –

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

3. Мотивация к учебной деятельности.

У.: – Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие на Восток, чтобы окунуться в мир восточной музыки. Но прежде чем мы приступим, вспомните, чем вы занимались на прошлом уроке.

4. Повторение предыдущей темы:

У.: – Итак, а теперь давайте вспомним, о чем шла речь  на предыдущем  уроке? С какой оперой вы познакомились? Назовите ее автора?

Д.: – Опера Глинки «Руслан и Людмила».

У.: – Напомните мне, пожалуйста, что такое опера?

Д.: – Опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр. Слайд.

5. Актуализация знаний:

У.: – Ребята, обратите внимание на слайд, какую фразу вы видите?

Д.: – «Сезам, откройся!»

У.: – А в каких случаях говорят «Сезам откройся»? Какое значение у этого выражения?

Д.: – Волшебное заклинание с просьбой что-либо открыть.Слайд

У.: -Вспомните, из какой сказки эта фраза?

Д.: – «Али-Баба и сорок разбойников».

У.: – Молодцы! Сегодня это заклинание откроет нам тайну Восточной музыки. Слайд

II. Открытие новых знаний

1. Вступительное слово учителя

Слайд

У.: На Восток

По горячим пескам и по знойной равнине,

Там, где небо дарит миру восход,

Где отсутствие красок на бледной картине,

Я тебя позову на восток.

И в пустыню, всё дальше, дорогою длинной,

Своё сердце познать и понять эту жизнь,

По нехоженым тайным тропам бедуинов,

К океану, встречая в пути миражи.

У.: – Ребята, прозвучало ли в этом стихотворении какое-нибудь не знакомое для вас слово? Например, вы знаете, кто такие бедуины?

Д.: – Нет.

У.: – Бедуины – это жители арабских стран, которые кочуют по пустыне. Предлагаю вам посмотреть несколько изображений на слайде. Слайд

2. Работа с учебником

У.: – Откройте учебник на стр. 102-103, внимательно прочитайте текст. Какое произведение мы сегодня послушаем?

Д.: – Оперу М. И. Глинки «Персидский хор»

У.: – Правильно, вы очень внимательны. А теперь найдите в учебнике ответ на вопрос: почему хор восточных девушек в опере Глинки называется именно «Персидский хор»?

Д.: – В основе хора восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Отсюда и название – «Персидский хор».

У.: – Правильно, молодцы!

3. Музыкально-слушательская деятельность. Слайд

У.: – Ребята, а теперь давайте просмотрим фрагмент из этой оперы, чтобы ответить на вопрос, какая эта музыка по характеру.

Просмотр музыкального фрагмента «Персидский хор»

4. Беседа

У.: – Кто исполняет этот хор? 

Д.: – Восточные девушки

У.: – Зачем? 

Д.: – Персидские девы манят путников пленительным пением.

У.: – Как им это удается? В чем особенность их пения? Слайд

Д.: – Напевное, неторопливое, мягкое, нежное, убаюкивающее, мечтательное, волшебное, завораживающее…

У.: – Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями.Какими вы их видите? Как они двигаются?

Д.: – Мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный взгляд…

У.: – Представьте, что вы оказались среди героев Восточных сказок. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие картины у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен?

Д.: – Верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом…

Серия живописных восточных картин. Слайд

У.: – Мы познакомились с музыкой Востока, где мелодия рисует изящные узоры, а как вы думаете, в какой стране музыка отображается в звоне мечей, а танец выражает яркий темперамент народа? (Армения). Слайд

У.: – Армения – это не просто страна, она стала вдохновением для музыкального композитора Арама Хачятуряна, с которым нам сейчас предстоит познакомиться.

Слайд

С детства юный Арам проявлял интерес к музыке, но не получив одобрения окружающих, начал заниматься ей только с 19 лет. Закончив Гнесинское музыкальное училище, поступает в консерваторию, которую блестяще оканчивает и поступает в аспирантуру. Уже в студенческие годы Арам Хачатурян создал ряд ярких произведений для скрипки, фортепиано, кларнета. Позднее вышли в свет и первые крупные произведения: 1-я симфония и концерт для фортепиано с оркестром. Но всемирную славу Хачатурян получил благодаря своим балетам «Спартак» и «Гаянэ».

Балет «Гаянэ» был написан во время Второй мировой войны. Это яркий рассказ о людях, о любви к Родине, битве с врагами. Балет заканчивается праздником, в котором принимают участие гости из разных республик. Исполняются танцы этих народов. Среди них самым известным является танец, который мы сейчас посмотрим. Обратите внимание на характер музыки, движений и попробуйте придумать танцу название.

6. Музыкально-слушательская деятельность.

Просмотр музыкального фрагмента «Гаянэ». Слайд

7. Беседа

У.: – Как бы вы назвали этот танец?

Ответы обучающихся

У.: – Я уверена, что вы не раз слышали эту музыку. Этот танец так и называется “Танец с саблями”. Скажите, ребята, какая музыка по характеру?

Д.: – Музыка очень весёлая, энергичная, яркая…

У.: – Вы отлично справились с заданием. Молодцы!

8. Музыкально-исполнительская деятельность

У.: – Сейчас я предлагаю вам самостоятельно исполнить «Танец с саблями» таким, каким вы увидели его на экране. А может быть, кому-то из вас этот танец представлялся иначе. Импровизируйте!

9. Закрепление

Слайд

У.: – А теперь давайте сравним, чем отличается музыка Востока от музыки Армении. Что характерно для музыки Востока, а что для музыки Армении?

Д.: – Восток: нежная, тонкая, изящная, пленительная, мягкая, задумчивая, мечтательная… Армения: темпераментная, жгучая, страстная…

III. Рефлексия

У.: – Так как вы думаете, почему же русские композиторы при создании своих музыкальных произведений использовали восточные мелодии, песни и танцы?

Д.: – Чтобы придать таинственность, сказочность, волшебство, фантастическую нотку…

IV. Итоги урока

У.: – Так что же интересного, нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Д.: – Узнали, почему на восточные темы писали свои произведения русские композиторы; узнали, как понимать выражение русский Восток…

У: – С какими произведениями мы сегодня с вами познакомились? Назовите их? Кто их автор?

Д.: – Мы познакомились с балетом Глинки «Персидский хор» и с произведением А. И. Хачатуряна «Танец с саблями».

У.: – Спасибо, ребята, за хорошую работу, за творческий подход, за старание. Вы были внимательны, общительны. Вы настоящие ценители музыки.

V. Домашнее задание
У.: – Домашнее задание будет таким: «Пополнить новыми впечатлениями свою домашнюю музыкальную копилку».

Глава 1

План и конспект урока музыки

Уроки музыки в начальной школе должны быть прежде всего интересными и полезными для учеников. При скуке нет музыки. В начальной школе особенно важно находить, за что похвалить младших школьников, говорить, что вам приятно с ними работать, что они умные, музыкальные и вообще хорошие люди. При этом пусть даже вы в чем-то чуть-чуть слукавите – важно чтобы поощрительное слово звучало в момент, когда действительно дети этого заслуживают.

Под уроком музыки в начальной школе следует понимать определенный завершенный этап музыкальной работы с детьми в целостном учебном процессе. Это своеобразное «педагогическое произведение», которое имеет черты сходства со всеми другими школьными предметами и свою внутреннюю логику. Среди общих черт, сближающих урок музыки с уроками по другим предметам начального образования, можно назвать следующие:

– общая цель – воспитание гармонически развитой личности;

– психолого-педагогические, коммуникативные и социологические закономерности педагогического процесса;

– принципы дидактики;

– формы организации урока (общность состава учащихся, единая продолжительность уроков по времени, структурные элементы организации урока – сообщение нового, повторение, проверка усвоения пройденного материала);

– целостность урока (подчинение разных видов деятельности детей конкретной цели урока);

– основные методы обучения.

При этом урок музыки имеет определенную специфику, являясь уроком искусства. Ему свойственна эмоционально-образная форма мышления, характерно познание в форме художественного образа, художественная деятельность учащегося, предмет познания – эстетическое отношение к реальности, путь освоения – переживание содержания музыкального произведения, его интерпретация. В этом смысле урок музыки в начальной школе близок другим урокам эстетического цикла – изобразительной деятельности, трудового воспитания и литературы.

Общими у этих предметов считаются цели художественного развития учащихся – воспитание эстетического отношения к жизни, художественной культуры; задачи (развитие способности восприятия искусства и потребности в общении с ними, получение опыта полноценного художественного творчества, развитие воображения, творческого отношения к жизни, художественного мышления), методы педагогики искусства – побуждение к сопереживанию (Н. А. Ветлугина), приобщение к художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства (Б. М. Неменский), внутренне эмоционального восприятия художественного произведения (Б. Т. Лихачев). Общими также являются: понимание содержания преподавания предметов эстетического цикла – как отношение к жизни и искусству через открытия в авторах художественных произведений, в себе и других людях; понимание этапа начального образования как развития эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира.

При этом урок музыки обладает своими характерными особенностями, представляя собой комплекс различных видов музыкальной деятельности детей (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально-образовательная деятельность, игра на музыкальных инструментах в детском оркестре, творчество). Перечисленные виды музыкальной деятельности детей могут быть представлены в различных комбинациях, следовательно, какого-либо определенного «трафарета» в проведении урока музыки быть не может. Однако занятия отдельными видами музыкальной деятельности на уроке должны быть выстроены как цельная и динамичная композиция. «У этой композиции, – отмечает Н. А. Терентьева, – есть своего рода завязка проблемы, ход ее решения, кульминация, самая яркая точка урока, когда на максимально высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя неожиданные эстетические открытия, и наконец, развязка, где подводятся итоги»[20].

Принципы урока музыки: целенаправленное педагогическое воздействие, компетентность формируемых знаний, навыков и умений, эмоционально-образная атмосфера проведения урока. Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании и развитии детей будет действительно эффективной, если уроки музыки будут отвечать ряду условий.

1. Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках музыки.

2. Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей музыке.

3. Использование на уроках музыки проблемных вопросов и ситуаций.

4. Широкое использование на уроках музыки наглядности и ТСО.

5. Соблюдение преемственности в музыкальной деятельности школьников разных возрастов.

6. Соблюдение межпредметных связей уроков музыки, изобразительного искусства и литературы, истории, природоведения, художественного труда и т. д.

7. Использование разнообразных приемов и методов работы с детьми на уроках музыки, включая элементы игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к музыкальному творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, чувства сопереживания музыкальным образам.

8. Соблюдение тесной связи (задач, целей, содержания, приемов) уроков музыки с другими уроками и внеклассными, а также внешкольными мероприятиями по музыке.

9. Постоянное совершенствование методики проведения уроков музыки по всем основным разделам учебной программы.

10. Использование в процессе обучения детей музыкальному искусству передового опыта учителей.

План и конспект урока музыки имеют общие составные элементы:

– тема урока (по программе);

– формулировка цели урока (чего надо добиться в пении, слушании, нотной грамотности, понимании музыкальных закономерностей и др.).

Цель как идея «педагогического произведения» делает урок музыки четким, имеющим ясную перспективу. План урока, будучи учительским документом, содержит следующие элементы:

– разработку содержания урока (перечень его этапов с примерной дозировкой времени);

– описание хода урока, заключающееся в кратком раскрытии того, как предполагается реализовать каждый из элементов урока.

План – это письменная формулировка основных этапов занятия, описание тематики опроса, музыкальных проблем для беседы, тем для закрепления и повторения музыкальных произведений, перечень задач и упражнений. В плане может быть предусмотрена и характеристика возможного домашнего задания; например, просмотреть определенную музыкальную теле передачу, прослушать музыкальный радиожурнал, выучить текст песни и т. п. Уместно зафиксировать здесь и основные положения рассказа учителя.

Конспект представляет собой более подробное раскрытие хода урока с формулировками не только вопросов, но и предполагаемых ответов, описание наглядных пособий, изложение объяснений учителя. Если сказать короче, то конспект – это сценарий урока, подобный поурочным разработкам школьной программы Д. Кабалевского.

Выбирать, что писать – план или конспект, – дело учителя. Начинающим учителям следовало бы поначалу писать конспекты – так надежнее.

Учитель музыки в плане-конспекте урока должен:

– определить цель урока;

– отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учетом целостности урока;

– структурировать последовательность различных видов деятельности детей с учетом принципа контраста;

– определить дозировку времени для каждого раздела так, чтобы не допустить переутомления учащихся;

– сформулировать комплекс задач (образовательных, воспитательных, развивающих), решение которых предполагается в каждом разделе урока;

– подобрать адекватные целям и задачам методы работы и основные дидактические принципы;

– продумать методику работы, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях, технические сложности в песенном репертуаре.

Приведем пример плана урока для 1-го класса,1-я четверть (из опыта работы М. С. Осенневой)[21].

Тема урока – «Музыка всюду живет, только прислушаться надо».

Цель урока – развитие певческой и слушательской культуры детей.

Содержание урока

Первый этап. Литературно-музыкальная композиция «Как ослик слушал музыку» на материале сказки Г. Цыферова «Бом, бом…» и фортепианной пьесы В. Гаврилина «Часы» (слушание). Время – 10 минут.

Образовательная задача – формировать навыки внимательного восприятия искусства. Воспитательная задача – способствовать становлению позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения. Развивающие задачи: пробуждать в детях интерес к серьезной музыке путем развития сенсорной сферы; способствовать обогащению сознания детей познанием действительности в художественных образах; развивать воображение детей как способность творить и мыслить создаваемыми образами путем детерминированных ситуаций.

Второй этап. Сюжетная игра – распевание «Путешествие в сказочный лес». Время – 10 минут. Образовательные задачи: закрепить умение различать звуки разной высоты и долготы (длительности); способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов – движение мелодии на одном звуке, постепенное восходящее и нисходящее мелодическое движение, нисходящее движение по звукам мажорного трезвучия; формировать навыки легкого, полетного звучания детского голоса. Воспитательные задачи: воспитывать в детях эстетическое видение мира; воспитывать певческую культуру звука. Развивающая задача: развивать диапазон детского голоса.

Третий этап. Музыкально-ритмическое упражнение «Поплаваем» (музыка В. А. Золотарева, композиция движений И. В. Лифиц). Время – 5 минут.

Задачи: 1) формировать ощущение музыкальной фразы, динамических оттенков; формировать навык согласования движения с характером музыки; 2) воспитывать инициативное отношение к предлагаемому заданию; 3) способствовать развитию памяти, внимания и снятию излишней зажатости.

Четвертый этап. «Ай-я, жу-жу» – латышская народная песня (слушание и разучивание). Время – 10 минут. Задачи:

1) формировать навыки певческой установки как комплекса обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию; навыки правильного певческого дыхания; навыки петь естественным голосом, слушая звучание хора;

2) воспитывать уважение к певческой культуре других народов;

3) способствовать развитию певческого дыхания.

Пятый этап. «Утята» – музыка Е. Попляновой на слова из французской народной поэзии (повторение). Время – 5 минут.

Задачи: 1) формировать навыки четкой дикции; навыки пения в ансамбле; 2) воспитывать артистическое начало в детях; 3) способствовать развитию звуковысотного и ритмического слуха детей.

Организационный момент – 5 минут.

Приведенный пример – не догма, а всего лишь фрагмент, вырванный из контекста общей музыкальной работы в 1-м классе. В целом же надо сказать, что ученики не должны страдать от того, что план слишком напряжен или, наоборот, легок. И потому в ходе урока в нем, конечно же, многое можно изменить. Однако планирование урока делает труд учителя-музыканта целенаправленным и потому результативным.

Приводим пример конспекта урока музыки для 2-го класса начальной школы, разработанного Ю. Б. Алиевым[22].

Третья четверть. Второй урок.

Распевание: пение песни «Колыбельная» Н. Римского-Корсакова.

Пение: повторение произведений – «Зима» Ц. Кюи и «Медведь» И. Стравинского.

Слушание музыки: повторение теоретических понятий «Средства музыкальной выразительности» (мелодия, ритм, гармония); повторение произведений Э. Грига «Шествие гномов» и «В пещере горного короля».

Импровизация: повторение попевки собственного сочинения – «Январь».

Методические пояснения к уроку

Распевание. Повторяется пение песни «Колыбельная» Н. Римского-Корсакова.

Песня поется по нотам в соль-мажоре, сразу же с абсолютными названиями звуков. Предварительно для настройки дети поют соль-мажорное трезвучие, находят тонику, отмечают ее в своем сознании, а затем также отмечают третью и пятую ступень мажорного звукоряда.

Пение песен. На данном уроке нет новых произведений. Учащиеся повторяют уже выученные песни. Это – «Зима» Ц. Кюи и «Медведь» И. Стравинского.

Слушание музыки. Учитель напоминает, что на предшествующих уроках шел анализ таких средств выразительности, как темп, динамика, регистр. На этом уроке он предлагает учащимся разобраться в выразительном значении мелодии, ритма и гармонии (диссонанс и консонанс).

В первом классе вы слушали разные пьесы, – говорит учитель, – в которых мелодии были плавные, постепенные или скачкообразные. Приведите примеры плавных и скачкообразных произведений.

Дети отвечают, что в таких пьесах, как «Камаринская», «Смелый наездник», «Марш Черномора», в песне «Про котят», мелодия скачкообразная. Все эти мелодии вполне подходят к содержанию пьес. А в «Вальсе» из балета «Спящая красавица», в песнях «Не летай, соловей», «Пес» мелодия плавная и тоже очень подходит к содержанию этих произведений.

Дети поют по одному куплету песен «Пес» и «Про котят». Учитель спрашивает, одинаков ли в них ритм? Дети отвечают – ритм разный: в песне «Пес» использованы четвертные доли, а в песне «Про котят» – восьмушки.

На примере музыки из программы первого класса учитель просит детей вспомнить, какое настроение помогают создать консонирующие и диссонирующие звучания. Дети отвечают.

Затем им предлагается послушать пьесу «Шествие гномов» Э. Грига и разобраться, какие средства музыкальной выразительности особенно успешно использовал здесь композитор? Следуют соответствующие ответы детей.

Далее они слушают вторую пьесу Э. Грига «В пещере горного короля» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». После прослушивания и высказывания мнений о характере пьесы, мере ее художественности и красоты дети анализируют, какие средства музыкальной выразительности наиболее характерны для этой пьесы, сравнивают ее содержание с содержанием пьесы «Шествие гномов». Пытаются определить, что сближает и отличает музыку этих произведений одного и того же прекрасного норвежского композитора.

Импровизация. Дети повторяют импровизацию, которую они уже проводили на предыдущем уроке. Учитель напоминает, что речь идет о сочинении мелодии на следующие стихи Н. Саковской:

Январь. Начало года,

Морозец на дворе.

Хорошая погода

Бывает в январе!

Ход работы примерно следующий. Ребята выразительно читают стихотворение. Затем учитель предлагает им прохлопать его ритмический рисунок на счет 3/4. Записывает этот рисунок на доске. После этого он сам импровизирует первую строчку, а ребята вслед за ним повторяют ее хором. И наконец, пытаются сочинить следующие музыкальные фразы. Для этого к доске вызываются три ученика. Их «звуковые ответы» проигрываются на фортепиано и затем все эти три ответа записываются на нотную бумагу. Класс исполняет их, а потом ребята дают этим мелодиям свои оценки, аргументируя их.

Приведем пример планирования интегрированного урока с использованием различных видов искусства для младших школьников.

Тема урока: «Сказка зимнего леса».

Цель урока – научить детей видеть красоту зимнего леса.

Задачи: развивать у детей творческое и воссоздающее воображение, эмоционально откликаться на прочитанное, обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе, формировать желание охранять ее красоту, развивать изобразительные способности и художественный вкус, учить слушать и понимать музыку.

Оборудование: листы календарей с изображением зимних пейзажей, репродукции картин И. Шишкина «Лес зимой», «На севере диком», И. Грабаря «Мартовский снег», «Февральская лазурь»; произведения П. Чайковского из цикла «Времена года» – «Зима», «На тройке» и «Сладкая греза» из «Детского альбома»; отрывки из книги Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко, Л. И. Соловьевой «С любовью к природе», стихи о зиме русских поэтов.

План занятия

1. Беседа о лесе.

2. Знакомство с художественными текстами о зиме.

3. Слушание музыкальных отрывков.

а) Обсуждение работ художников, фотографов и дизайнеров.

б) Сказка зимнего леса в стихах.

в) Объяснение педагогом техники самостоятельной работы.

г) Творческая работа детей.

д) Подведение итогов занятия.

Домашнее задание, которое было дано детям заранее: собрать материал на тему «Зимний лес» (репродукции картин, открытки, марки, вспомнить произведения художественной литературы, свои впечатления).

Перед началом занятия в кабинете были развешаны репродукции картин, календари, бумажные снежинки, вырезанные детьми на предыдущих занятиях. Пока дети собираются в классе, звучит музыка П. Чайковского из цикла «Времена года». Ребята самостоятельно знакомятся с вывешенными работами, настраиваются на тональность урока.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Может быть, кто-то из вас уже догадался, куда?

Дети: Мы отправимся в путешествие в зимний лес.

Педагог: Верно! Для этого нам понадобятся хорошее настроение, внимательность и осторожность, отличная память и, конечно же, теплая одежда. Итак, вы готовы?

Дети: Готовы!

Педагог: Ну что же, одеваем варежки и шапки (ребята изображают) и отправляемся в путь. Я вас попрошу закрыть глаза и внимательно присмотреться, где же мы очутились.

Далее следуют рассказы детей.

Педагог: Молодцы! Теперь можете открыть глаза. Скажите, ребята, а похоже то место, куда мы попали, на сказку?

Дети: Да. Здесь все очень красивое, сверкающее, таинственное.

Педагог: А сейчас, я думаю, пора пройтись по сказочному лесу. А нашим первым проводником будет Оля.

Оля: Ребята, скорее собирайтесь вокруг меня, пока зимушка вас не заморозила. Все здесь?

Дети: Да.

Оля: Давайте немного погреемся: потопаем ножками, похлопаем в ладошки, потрем щечки (дети с удовольствием изображают эти действия). Ну что, согрелись? А сейчас посмотрите вокруг… (Ребята снова закрывают глаза).

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Скажите, кто же заколдовал лес?

Дети: Невидимка или зимушка.

Оля: А кто убаюкивает лес, под чью сказку он дремлет?

Дети: Это сон колдует над лесом.

Оля: А какую сосну мы увидели?

Дети: Сосна вся в снегу, будто подвязалась белой косынкой.

Педагог: Ребята, вспомните, пожалуйста, кто написал эти строки?

Дети: Автор – Сергей Есенин. Это поэт, который очень часто писал о красоте родной природы.

Педагог: Верно. Сейчас я прочитаю вам отрывок из произведения «Зимний лес». А вы постарайтесь найти в нашем лесу то, о чем я буду говорить:

«Встало солнышко – и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. На поляне красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!

Вьюга посеребрила пышную прическу пышных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – пышная снежная шапка. Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне… Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Хорош лес в зимнем уборе!»

Далее идет анализ настроения детей после прослушивания этого отрывка.

Педагог: Как вы считаете, всегда ли в природе можно наблюдать такую красоту?

Дети: Нет, не всегда. Например, летом мы любуемся другими пейзажами.

Педагог: Верно. Но людям часто хочется видеть их, даже в другое время года. Поэтому многие художники, фотографы и дизайнеры запечатляют такие картины природы в своих работах. Так мы можем прийти на выставку или в музей и увидеть зимнюю сказку даже летом. Давайте познакомимся с репродукциями, которые висят у нас в классе.

Далее идет разговор о картинах Шишкина, о его творчестве. Проводится сравнение картины «На севере диком», написанной Шишкиным на стихи М. Ю. Лермонтова, с его одноименным поэтическим произведением. Соответствует ли картина стихам? Здесь ясно звучит тема одиночества и грусти.

Задание детям: Давайте поищем в изображении схожее с нашим волшебным лесом.

Следуют ответы детей.

Педагог: Давайте теперь посмотрим на другие фотографии. Что еще необычное можно встретить в зимнем лесу?

Дети: Это может быть замерзшая река в ледяном платье, можно увидеть снежные крепости из огромных сугробов. В зимнем лесу еще можно встретить разных животных, только не стоит их беспокоить.

Педагог: Вы конечно правы. Итак, люди стремятся сохранить в рисунке и фотографиях полюбившиеся пейзажи.

Далее идет осмотр картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» и знакомство с творческой жизнью художника-импрессиониста.

Педагог: А теперь мы обратимся к вашим открыткам и иллюстрациям. Расскажите, пожалуйста, о характере подобранных вами работ. А что вы скажете об их сюжетах? А теперь мы послушаем, о чем шепчет зимний лес. Давайте еще раз вернемся в наш лес и подумаем, какой музыкой мы сможем о нем рассказать?

Дети: Это будет светлая мажорная мелодия. Музыка будет среднего темпа, возможно вальс. Можно добавить звонкие переливы и подголоски, будто звенят заиндевелые веточки.

Педагог: Я согласна с вами. А сейчас мы послушаем музыку о зиме П. Чайковского.

Далее – слушание музыки и ее разбор.

В конце урока педагог просит вспомнить строки из стихов русских поэтов, где описана красота зимнего леса (дети читают стихи А. Пушкина «… И вот сама идет волшебница зима», И. З. Сурикова «Белый снег пушистый в воздухе кружится», Ф. Тютчева «Чародейкою зимою околдован лес стоит», С. Есенина «Поет зима – аукает…»).

Педагог: Вот сколько прекрасных слов можно найти в стихах о зимнем лесе. А сейчас, друзья, постарайтесь определить, какими средствами можно нарисовать зимнюю сказку с помощью художественных материалов.

Дети: Можно толстой мягкой кистью изобразить снежные сугробы. Тонированный картон можно использовать в качестве фона. Мазками мы умеем изображать еловые лапы. Нужно помнить, что передать яркий свет можно с помощью контраста.

Педагог: Верно, ребята. А я могу подсказать вам еще один интересный прием. Он называется набрызг. Он сможет нам помочь при изображении падающего снега. Далее педагог демонстрирует технику работы.

Самостоятельная работа. Мы вернулись из лесного путешествия. Давайте расскажем о нем, только не словами, а используя художественные материалы (звучит музыка «Сладкая греза» П. Чайковского).

Организационный момент. Подводятся итоги работы детей, оценивается их самостоятельная работа.

Из конспекта урока видно, что в нем нашло отражение сочетание фронтальной работы с учащимися и индивидуальной, предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование технических средств.

План-конспект может быть не только развернутым, но и кратким.

Каждый урок музыки является определенным и конкретным звеном цельной системы музыкального воспитания младших школьников. Поэтому подготовка учителя к уроку искусства должна складываться из органически связанных этапов – планирования системы уроков по теме и конкретизация этого планирования применительно к каждому уроку. Немаловажное условие при этом – ясное понимание учителем задач первоначального этапа (начальной школы) в становлении музыкально-эстетической культуры учащихся, знание их психолого-возрастных особенностей, владение методами и дидактическими принципами общей педагогики и педагогики искусства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Уроки музыки до рождения

Уроки музыки до рождения
• Кроха начинает реагировать на звуки уже с 5-го месяца внутриутробной жизни. Сначала он воспринимает их костной системой, а ближе к 22-й неделе начинает слышать ушами.• Первая и самая приятная для него мелодия – биение вашего сердца. Еще он слышит,

УРОКИ МУЗЫКИ

УРОКИ МУЗЫКИ
Проведите маленький эксперимент: попробуйте в течение дня прислушиваться к «звуковой атмосфере», в которой существует ваш ребенок. Что он слышит? Радио, телевизор, кассеты и диски, разговоры в доме и на улице, транспортные сигналы… Маленький ребенок часто

3.4. Особенности восприятия музыки детьми

3.4. Особенности восприятия музыки детьми
Музыкальное восприятие имеет, помимо прочих, возрастные закономерности. Процесс восприятия музыки начинается в раннем детском возрасте, и психические особенности ребенка на каждом возрастном этапе оказывают воздействие на ход

3.5. Восприятие серьезной и легкой музыки как социокультурная проблема

3.5. Восприятие серьезной и легкой музыки как социокультурная проблема
Кроме индивидуальных различий в восприятии, современная музыкальная психология выявляет отличия, обусловленные множественностью и разнообразием продуктов современной музыкальной культуры. При

План действий

План действий
Самые важные навыки, необходимые для успешного обучения, как вы уже знаете, ребенок приобретает в семье. Проблемы непременно возникнут, если основную часть времени ребенок предоставлен сам себе и родители не прививают ему с самого раннего детства азов

Глава 4. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ (КОНСПЕКТ)[2]

Глава 4. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ (КОНСПЕКТ)[2]
Синдромы несформированности§ 1. Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.§ 2. Функциональная несформированность левой височной доли.§ 3. Функциональная

Глава I. Теоретические аспекты формирования эмоционально-положительного отношения будущих учителей музыки к процессу обучения хоровому пению

Глава I. Теоретические аспекты формирования эмоционально-положительного отношения будущих учителей музыки к процессу обучения хоровому пению

I.1. Сущность категории «отношение» с позиций философии и психологии
Одним из основных, ключевых понятий нашего

Глава II. Основные принципы, формы и методы формирования эмоционально-положительного отношения будущих учителей музыки к процессу обучения хоровому пению

Глава II. Основные принципы, формы и методы формирования эмоционально-положительного отношения будущих учителей музыки к процессу обучения хоровому пению
На основе опыта работы с учебными хорами на музыкальном факультете МПГУ можно утверждать, что к формированию

4. Учитель музыки

4. Учитель музыки
В самом характере педагогического творчества учителя музыки есть своя особенность. Она заключается в потребности отдавать другим то, что узнал сам. Учитель музыки – это «человек отдачи», в котором живет неистребимое желание просветительства: получая –

3. Технология подготовки урока музыки

3. Технология подготовки урока музыки
Школа в немалой степени – производство, успех которого зависит от научно обоснованной и практически проверенной технологии. Кстати, у древних греков понятие «технология» означало «мастерство». В этой технологии профессионального

1. Восприятие музыки

1. Восприятие музыки
Музыкальный вид деятельности – слушание музыки дает возможность познакомить детей с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки. В процессе восприятия музыки

Запасной план

Запасной план
Составьте список «запасных» нянь на случай болезни ребенка или «основной» няни, для каких-либо других непредвиденных ситуаций. Когда малыш станет старше, знакомьте его с этими запасными планами, рассказывайте ему, что вы собираетесь делать в тех или иных

Процедуры окончания урока для средних и старших классов

Процедуры окончания урока для средних и старших классов
Заканчивать занятие должен учитель, а не школьный звонок. В зависимости от возраста отпускать с урока можно по рядам, секциям или всех вместе. Однако до окончания занятия учитель должен убедиться, что комната,

Конспект программы по введению прикорма

Конспект программы по введению прикорма
Самое раннее, когда вы можете начать вводить прикорм, – это 17 недель (четыре месяца), но многие мамы следуют рекомендациям Министерства здравоохранения Великобритании и Всемирной организации здравоохранения и кормят только

Требования к составлению плана-конспекта урока музыки

Составные элементы
конспекта

Студент в конспекте
должен указать класс, тему четверти,
тему и тип урока, цель, задачи, список
оборудования и нагляд­ного материала,
план и подробную разработку содержания
урока, фрагменты мелодий песен. В плане
отражаются струк­турные компоненты
урока:

1. Музыкальное
приветствие.

2. Распевание.

3. Основная часть:
хоровое пение; слушание музыки; выпол­нение
творческого задания.

4. Рефлексия.

С учетом специфики
урока музыки план отражает этапы работы
музыкальной и учебной деятельности,
использование музыкального материала.
В него включаются в разной после­до­вательности
разнообразные виды приобщения школьников
к музыке:

1) слушание музыки;

2) хоровое пение;

3) музыкально-ритмические
движения и пластическое инто­ни­рование;

4) игра на детских
музыкальных инструментах;

5) импровизация;

6) озвучивание
стихов;

7) речевое
интонирование;

8) рисование под
музыку;

9) игры.

Этапы подготовки
плана-конспекта урока музыки

Анализ учебной
программы по музыке для общеобразова­тельных
учреждений, учебно-методического и
учебного по­собий:

  1. Определение темы,
    цели и задач урока, примерного круга
    музыкальных произведений.

  2. Определение типа
    урока. Определение основных приемов и
    методов преподавания для каждого этапа
    урока.

  3. Подбор музыкального,
    иллюстративного материала.

  4. Художественно-педагогический
    анализ произведений и его соотнесение
    с целью и задачами урока.

  5. Отбор методов
    организации педагогического процесса,
    средств и форм реализации цели и задач
    урока.

  6. Определение форм
    контроля и оценки результатов учеб­ной
    деятельности школьников, продумывание
    домашнего зада­ния.

  7. Определение вида
    рефлексии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

План психолого-педагогической характеристики учащегося

1. Социально-демографические
данные (Ф.И.О., пол, возраст учащегося
школы, дворца творчества и т. д.). С
какого времени воспитанник поступил в
школу, класс или клуб, студию и т. д.

2. Охарактеризовать
отношение воспитанника к школе, клу­бу,
дворцу, его стремления, осознание
общественной и личной значимости своей
деятельности в школе, клубе, объединении,
кружке и т. д.

3. Определить
уровень сформированности навыков в
различ­ных видах деятельности школы,
клуба (учебной, досу­го­вой,
общественной, трудовой и пр.); умение
планировать ра­бо­ту, выделять
главное, обобщения, выводы, осуществлять
кон­троль (обеспечивая внимательность
и сосредоточенность); уро­вень
настойчивости в деятельности (в достижении
поставлен­ных целей, стремление и
способность преодолевать трудности в
учебе, в поведении, демонстрировать
сосредоточенность, ор­га­низованность).

4. Проанализировать
ведущие интересы в деятельности,
увле­чен­ность воспитанника
каким-либо учебным направлени­ем
(кружком, секцией и т. д.). Отметить,
какие интересы и склонности реализуются
в школе (в классе), в клубе, в объединении
(круж­ке). Назвать имеющиеся у
воспитанника награды за успехи в
школьной, общешкольной, внешкольной,
клубной и межклуб­ной деятельности.

5. Выявить культурный
кругозор: начитанность, ши­роту
культурных интересов, умение видеть и
понимать пре­красное в искусстве и
окружающей жизни. Указать на имею­щиеся
у воспитанника художественные способности,
как они реали­зуются в коллективе.

6. Охарактеризовать
общественную активность воспитан­ни­ка,
его инициативность, отметить наличие
стремления добро­вольно включаться
в общественные дела (если оно выражено),
заинтересованность в них, умение
трудиться. Назвать награды (грамоты,
благодарности и пр.), полученные за
общественную и трудовую деятельность.

7. Отметить состояние
здоровья, физическую закал­ку,
отно­ше­ние к занятиям физкультурой
и спортом, участие в спортив­ных
соревнованиях, вид спорта, которым
увле­кается воспитан­ник. Назвать
имеющиеся награды за спор­тивные
достижения.

8. Охарактеризовать
нравственное состояние: сформирован­ность
таких качеств, как коллективизм,
товарищество, гума­низм, сознательная
дисциплина (при необходимости отметить
уровень дисциплинированности и имеющиеся
нарушения), сте­пень развитости чувства
долга, нетерпимость (если есть) к
прояв­лениям
недисциплинированности, честность,
порядочность.

9. Охарактеризовать
взаимоотношения воспитанника и
кол­лек­тива (школы, объединения,
клуба и т. д.), отношение к нему товарищей
и его к товарищам, степень его общительности,
место в коллективе.

10. Рекомендации
воспитаннику по дальнейшей работе над
своим характером, совершенствованию
достоинств, искорене­нию недостатков.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

План-конспект урока музыки

Класс: 3    

Тема: «Инструментальная семья»

Тип урока: углубление и
расширение знаний

Цели урока: обобщение знаний
об основных группах инструментов, знакомство с инструментами разных народов и
современными инструментами.

Задачи:

Образовательные:

1.     повторить
ранее изученный материал (вокальная и инструментальная музыка, солист,
ансамбль, оркестр);

2.     в ходе
урока познакомить с основными группами инструментов, историей их возникновения,
инструментами разных народов и современными инструментами;

3.     осуществлять
контроль знаний, полученных ранее и во время изучения новой темы;

4.     расширять
музыкальный кругозор учащихся.

Развивающие:

1.     развивать
общую музыкальность детей, простейшие исполнительские навыки в области пения, 
чувство ритма;

2.     развивать
музыкальный слух и музыкальную память;

3.     развивать
умение слушать музыку и оценивать услышанное.

Воспитательные:

1.     формировать
заинтересованность в изучении основных музыкальных понятий:

2.     воспитание
эмоционального восприятия звучания фрагментов музыкальных произведений.

Методы обучения: перцептивные
(словесный, наглядный, практический), репродуктивный с элементами проблемно-поискового,
методы контроля (устный и письменный).

Оборудование: – мультимедийная
установка,  музыкальный центр, диск с музыкальными записями, карточки с
заданиями.

Материал для слушания: фрагменты
звучания  инструментов

Видеоматериал: видеофрагменты
игры на гитаре будущего и лазерной арфе.

План урока

1.     Организационный
момент.

2.     Повторение.

3.     Объяснение
нового материала.

4.    
Вокальные
упражнения.

5.    
Исполнение
песни «Звонкие голоса».

6.     Закрепление.

7.     Итог
урока.

Ход урока.

1.    
Организационный
момент.

Музыкальное
приветствие «Здравствуйте ребята! Здравствуйте учитель!»

2.    
Повторение.

– Сейчас,
ребята,  вы услышите два музыкальных фрагмента. Ваша задача: послушать
внимательно и определить чем эти фрагменты отличаются.

(звучит «В лесу
родилась елочка» в двух вариантах – с голосом и без голоса)

– Итак,
чем же отличаются эти два фрагмента? (ответы детей)

– Правильно,
в первом варианте мы слышим голос, а во втором – только музыка без голоса. Как
же можно исполнять музыку? (ответы). Правильно, музыку можно исполнять с
помощью голоса и на инструментах и поэтому вся музыка делится на вокальную и
инструментальную. Всю первую четверть мы с вами знакомились с вокальной
музыкой, а на прошлом уроке начали знакомство с инструментальной музыкой.

– Что
такое инструментальная музыка?

– Кто
может исполнять инструментальную музыку? (солист, ансамбль, оркестр) 

– А
сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по огромному миру
музыки и узнаем много нового об инструментах, без которых музыка не может жить.

3.    
Новый
материал.

Тема нашего
урока: «Инструментальная семья» (запись в тетради).  Но для начала давайте
отгадаем загадки об инструментах. Если будете правильно отвечать – на экране
будут появляться инструменты.

У: – Вы
правильно отгадали все загадки. Посмотрите как много разных и непохожих друг на
друга инструментов, но всё-таки между некоторыми из них есть что-то общее.

(инструменты
перемещаются на экране и объединяются по группам)

– Что
общего у балалайки, скрипки и гитары? (ответы)

– Правильно,
струны.

– А у
дудочки, флейты и трубы? Правильно, чтобы они зазвучали, в них нужно дуть.

– НУ и
барабан с ложками? Нужно ударить, чтобы появился звук.

Таким
образом, музыкальные инструменты можно объединить по общим признакам на группы
или семьи.

Существует
три основных группы инструментов:

1)   
Струнные

2)   
Духовые

3)   
Ударные     
(схема на экране, записать в тетрадь)

–  А
откуда пришло такое деление? (работа с учебником, стр.46)

– Первым инструментом
на земле был человеческий голос. Но потом наши предки заметили, что звук можно
передавать не только голосом, а извлекать его с помощью различных предметов.
Когда люди высекали огонь камнем о камень – поняли, что там можно и
поддерживать ритм в танце. Натянутая тетива охотничьего лука помогала не только
точно поразить цель, но и красиво звучала от прикосновения руки. А еще на охоте
стали использовать призывные звуки морской раковины, а во время отдыха, вдыхая
воздух  в обычную тростинку – появлялись красивые звуки. Так сама природа
разделила все инструменты на три семьи: струнные, духовые и ударные.  Давайте
послушаем звучание инструментов каждой группы.

Слушание: звучание основных
групп инструментов

А теперь
давайте выполним небольшие задания (выполняют задание парами, а затем на доске)

Задание №
1.

Найди лишний инструмент.

1)   
Скрипка,
балалайка, барабан, домбра

2)   
Флейта,
гитара, труба, дудка

3)   
Ложки,
барабан, бубен, арфа

Задание №
2
.
Собери название инструмента.

ЛБААЙЛАКА,
ГАИТРА, АБАНРАБ, РТУБА, ИАНИПНО

Задание №
3.

Распредели инструменты по группам.

Бубен,
труба, скрипка, ложки, домбра, барабан

Задание
№4.

Узнай семью инструмента по звучанию (определить группу и вписать).

– Молодцы,
с заданиями справились замечательно.  И прежде, чем продолжить наше путешествие
давайте сделаем небольшую зарядку.

Физминутка
«Музыканты»

Мы сегодня
музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня
оркестранты (поправить бабочку, поворачивая голову)

Сейчас
пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть
начнем. (потираем ладони)

Пианино
зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)

Барабаны
застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка –
слева (игра на скрипке на левой руке)

Скрипка –
справа (игра на скрипке на правой руке)

Зал
захлопал (хлопаем)

Крикнул
«Браво!» (поднять руки над головой)


Замечательно! Садитесь. Давайте продолжим наше путешествие по миру музыкальных
инструментов. У каждого народы сложились свои инструменты, некоторые из них вы
хорошо знаете, а некоторые –  очень и очень необычные. Об этих инструментах нам
расскажут ребята.

Домбра  казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Корпус
грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами.

Одним из исконно русских народных инструментов
считают балалайку, названную так благодаря «бренчанию» и
«балаканью». Имеет три струны.

Украинским народным инструментом принято считать бандуру,
которая появилась примерно в 17 веке. Со временем её видоизменяли, и сегодня
бандура насчитывает 60 струн, когда изначально имела всего 7-9.
 

В Индии народный инструмент – ситар.
Он появился в 18 веке, когда усилилось мусульманское влияние. Насчитывал 7
основных струн, и 9 – 13 резонирующих. Является важной частью культуры Индии.

Бразильский народный инструмент – это агого.
Состоит из двух или трёх разнотоновых колокольчиков без язычков, соединенных
изогнутой металлической ручкой, а порой из надпиленных орехов, посаженных на
деревянную ручку.

Панфлейта Пайсяо – древний китайский народный инструмент.  Представляет
собой 12 бамбуковых стволов, обеспечивая большой диапазон звучания. Участвовала
в оркестре Древнего Китая. Инструмент возродился в XX веке.

Американским
народным инструментом считается банджо, завезенный из Африки в
Америку пленными, примерно в 1784 году. Со временем его переделали, добавив
квинтовые лады. Использовали как ритмический инструмент в джаз – бэндах.
 

Волы́нка — традиционный музыкальный духовой инструмент многих
народов
 Европы и Азии. Представляет собой воздушный мешок, который, обычно,
делается из телячьей или козьей шкуры. Имеет сверху одну трубку для наполнения
меха воздухом и снизу одну, две или три игральные язычковыми трубки, служащими
для создания многоголосия.

– Молодцы,
ребята. Вы увидели, какие разные сложились у народов инструменты. Многие из них
появились очень давно, но существуют и сегодня. Но время не стоит на месте, и
люди продолжают изобретать всё новые инструменты, используя современные
технологии. Познакомимся с удивительными  инструментами, созданными сегодня.

AirPiano
(воздушное пианино) – музыкальный инструмент представляет собой длинную
сенсорную панель с прозрачной стеклянной крышкой. Для извлечения звука
музыканту достаточно сделать в воздухе, не прикасаясь к самому инструменту,
несколько движений. Специальная интерактивная платформа идентифицирует движения
музыканта и воспроизводит соответствующие ноты.

TENORI-ON
инновационный цифровой музыкальный инструмент. Представляет собой квадратный
дисплей, состоящий из 256 кнопок-сенсоров со светодиодами внутри. С помощью
нажатия кнопок создаётся «аудиокартинка» музыки.

ITar – этот
необычный музыкальный инструмент представляет собой синтез кнопочного грифа и
популярного планшета iPad. Эта необычная гитара может смело выполнять функции и
других самых разных музыкальных инструментов – ударных, баса или клавишных, для
которых запускаются специальные приложения.

Лазерная
арфа


этот необычный музыкальный инструмент – современное воплощение классической
арфы. Его не только надо слушать, но и видеть! Состоит он из лазерных лучей,
принцип работы которых аналогичен с обычными струнами, только звучат они не от
щипков, а от их перекрытия.

(просмотр
видеозаписи игры на гитаре будущего и лазерной арфе)

– Ну как,
ребята, вам понравились инструменты будущего? Очень красиво и зрелищно.  А
теперь небольшая игра на внимание. Будут звучать различные инструменты, ваша
задача – определить группу и показать руками как на этом инструменте играют.
Кто показывает неправильно, выбывает из игры.

Игра «Узнай и
покажи инструмент»

– Молодцы,
вы очень внимательны и умеете услышать и представить инструмент.

– А теперь
скажите, какой инструмент есть у каждого из нас и он всегда с собой? Правильно,
это наш голос. Давайте и про него сегодня не забудем. Сделаем упражнения и
споем песню.

.

– Наш урок
подходит к концу. Сегодня мы побывали в интересном мире музыкальных
инструментов и узнали много нового. А вот что вы запомнили, сейчас проверим. На
экране появятся изображения инструментов, а названия их будут внизу. Нужно
правильно назвать каждый инструмент. Кто узнал инструмент, поднимает руку.

Задание
«Назови инструмент»

7. Итог
урока.

 – Молодцы.
Я вижу, что вы внимательно сегодня слушали и узнали много нового. Вашим
домашним заданием будет нарисовать в тетради по одному инструменту каждой
группы и придумать один свой инструмент. На следующих уроках мы с вами
продолжим увлекательное путешествие по бескрайнему миру музыки.

Самоанализ урока
музыки

Учитель: Савицкая
Елена Михайловна

Тема: «Инструментальная семья»

Тип урока: углубление и расширение знаний

Цели урока: обобщение знаний об основных
группах инструментов, знакомство с инструментами разных народов и современными
инструментами.

Задачи:

1)    Образовательные:

·       
повторить
ранее изученный материал (вокальная и инструментальная музыка, солист,
ансамбль, оркестр);

·       
в
ходе урока познакомить с основными группами инструментов, историей их
возникновения, инструментами разных народов и современными инструментами;

·       
осуществлять
контроль знаний, полученных ранее и во время изучения новой темы;

·       
расширять
музыкальный кругозор учащихся.

2)   
Развивающие:

·       
развивать
общую музыкальность детей, простейшие исполнительские навыки в области пения, 
чувство ритма;

·       
развивать
музыкальный слух и музыкальную память;

·       
развивать
умение слушать музыку и оценивать услышанное.

3)   
Воспитательные:

·       
формировать
заинтересованность в изучении основных музыкальных понятий:

·       
воспитание
эмоционального восприятия звучания фрагментов музыкальных произведений.

Методы
обучения:

перцептивные (словесный, наглядный, практический), репродуктивный с элементами
проблемно-поискового, методы контроля (устный и письменный).

Оборудование:
мультимедийная установка,  музыкальный центр, диск с музыкальными записями,
карточки с заданиями.

Материал
для слушания
:
фрагменты звучания  инструментов

Видеоматериал:
видеофрагменты игры на гитаре будущего и лазерной арфе.

Вторая
четверть по программе в 3 классе посвящена изучению инструментальной музыки,
которая начинается со знакомства с инструментами. Целями данного урока было
обобщение знаний об основных группах инструментов, знакомство с инструментами
разных народов и современными инструментами.

На
протяжении всего урока комплексно решались поставленные цели. Для этого
была
выбрана

рациональн
ая структура и форма
проведения урока.

В
течени
е всего
урока чередовались различные виды деятельности: беседа, фронтальный и
индивидуальный опрос
, слушание музыки, просмотр
видеозаписей, пение песен.

Велась
работа с наглядно-демонстрационным материалом: использовалась
мультимедийная
установка
,
демонстрировались
изображения инструментов, использовался музыкальный
центр

при прослушивании
звучания инструментов и при пении песен,
использовалось фортепиано
для вокальных упражнений.

Смена
видов деятельности,
использование игровых моментов, а так же
доступность материала способствовала поддержке познавательного интереса в
течение всего урока. Дети были работоспособны и активны
, с заданиями дети
справлялись быстро и без затруднений, а значит, поставленные перед уроком цели
были достигнуты.

Добавить комментарий