Как составить план урока по мхк

Разработка урока по предмету “Мировая художественная культура”

Учитель : Сысоева Людмила Вячеславовна учитель МХК, ИЗО и Технологии

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

1. Знакомство с понятием нового направления в духовной культуре “романтизм”.

2. Формирование потребности и способности через искусство приобщаться к нравственно – эстетическому опыту человечества.

3. Развитие в формирующемся самосознании молодых людей культуры художественного восприятия.

Задачи

1. Определить историческую обусловленность идейно- художественных поисков романтического искусства.

2. Выявить причины изменения взгляда творцов искусства на человека и его взаимоотношения с миром.

3. Сформулировать основные отличительные черты романтического героя.

Оборудование урока:

Технические средства: Компьютер, проектор, магнитола с МР3 проигрывателем.

Зрительный ряд:

1. Презентация урока (приложение 1)

2. Репродукции работ художников просветителей (на усмотрение учителя) и романтиков:

а) О.А. Кипренский “Автопортрет”

б) Эжен Делакруа “Свобода на баррикадах”

3. Выставка произведения Виктора Гюго, сборник стихов Байрона и др. Литературный ряд:

1. Емохонова Л.Г. Учебник “Мировая художественная культура” – М.: Издательский центр “Академия”, 2005, стр. 375 – 385

2. Данилова Г.И.

Мировая художественная культура: от XVII века до современности.Профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учереждений. – М.: Дрофа, 2006.

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.

3. Предтеченская Л.М., Пешикова Л.В.

Методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры. Пособие для учителя. – М.: ООО “Фирма МХК”, 2004.

4. Рапацкая Л.А.

Мировая художественная культура: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреж. – М.: Владос, 2006

5. Воронихина Л.Н., Михайлова Т.М.

Русская живопись XVIII – XIX века. Книга для чтения. М.: Русский язык, 1990.

Музыкальный ряд:

1. И.С. Бах “Органная прелюдия” (приложение 2)

2. Людвиг ван Бетховен “Лунная соата” (приложение 2)

3. Симфония № 5 “Героическая” (приложение 2)

План драматургии урока:

1. Экспозиция: литературные эпиграфы, музыкальное вступление, зрительный ряд.

2. Завязка: первое знакомство с образом романтических героев.

Зрительный ряд. Создание проблемной ситуации.

3. Формулировка проблемы: причины появления нового героя в искусстве.

4. Разработка: поиск ответа на вопрос в истории послереволюционной Европе.

5. Разработка: выступление художников против феодальных и буржуазных порядков.

6. Кульминация: историческая обусловленность появления романтизма, его общие черты.

7. Развязка и формулировка новой проблемы: что рассказало романтическое искусство о человеке?

8. Последействие…

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, подготовка к восприятию нового материала.

2. Музыкальное вступление: звучит отрывок из “Органной прелюдии” И. С. Баха.

Одновременно на экран демонстрируются портреты работы художников эпохи Просвещения.

Музыка смолкает, затем, после короткой паузы, на экране появляются две работы разных художников: О.А. Кипренского “Автопортрет” и Э.Делакруа “Свобода, ведущая народ”… короткая пауза … постепенно нарастая начинает звучать отрывок из “Героической симфонии” Людвига ван Бетховена, музыка обрывается на завершенной музыкальной фразе, желательно кульминационной …

Учитель: Не называя художников обратиться к учащимся:

Вглядитесь внимательно в эти портреты. Что поражает вас в них? Чем отличаются они от портретов, созданных художниками ХVIII века? Что вы можете рассказать о социальной принадлежности изображённых на них людей, об их занятиях, симпатиях, устремлениях?

Подготовленные учащиеся отмечают особенности образов на этих картинах:

1) В портрете молодого человека есть что-то неопределённое, едва уловимое – причёска как бы в порыве ветра, взволнованное лицо, глубокое сочетание мысли и мечты во взгляде. Красивые волосы обрамляют высокий лоб …

(русский художник О.А. Кипренский “Автопортрет”)

2) То же состояние вызывает и картина, на которой мы видим женщину на баррикаде, во главе восставших с флагом в руке. В картине ощущается накал ситуации, порыв, взволнованность, даже драматичность момента, наверное это какие – то революционные события …

(французский художник Эжен Делакруа “Свобода на баррикадах”, Свобода, ведущая народ)

Учитель: Работы эти принадлежат кисти художников разных стран, но написаны они в одну эпоху. На первой – автопортрете – художник Орест Адамович Кипренский запечатлел себя, на второй мы видим “Свободу на баррикадах” работы французского художника Эжена Делакруа.

Это новые герои в искусстве Европы и России, рождённые послереволюционной эпохой. Что вызвало их к жизни? Какие исторические предпосылки определили иной взгляд творцов искусства на человека и его отношения с окружающим миром. На эти вопросы мы попытаемся с вами ответить сегодня на уроке.

Тема урока сегодня

Романтизм. Общая характеристика периода

(Рубеж XVIII – XIX – столетий характеризуется новым направлением в духовной культуре РОМАНТИЗМОМ, возникшем на почве разлада идеала и действительности. Решающую роль в его зарождении сыграли эпоха Просвещения и Французская революция. Идеи “свободы, равенства, братства “ оказались утопической мечтой, а эпоха революции и 10-летняя наполеоновская эпопея закончились мрачной реакцией. Всё это породило настроение разочарования жизнью, пессимизма, новую модную болезнь – “мировую скорбь” и нового героя, бунтующего, не находящего себе места, обуреваемого глухой тоской, которая гонит его из края в край, из страны в страну, часто в поисках смерти.)

Эпиграфы:

Романтизм – принадлежность не только одного
искусства, не только одной поэзии: его истоки
в том, в чём источник и искусства и поэзии – 
в жизни.
В.Г. Белинский
(русский литер. критик, публицист, 1811 – 1848)

В глубинах самых горьких мук
Себе награду обретать,
Торжествовать и презирать
И смерть в Победу обращать. 
Байрон. “Прометей”
(Джордж Гордон Байрон, англ. поэт 1788 – 1824)

Беседа с классом с целью ответить на вопросы:

1) Каковы были главные итоги французской буржуазной революции XVIII века? Оправдались ли надежды просветителей на утверждение господства Разума, торжества Свободы, равенства и братства всех людей?

2) Чем были вызваны и что принесли народам наполеоновские войны?

3) Удалось ли подавить освободительные движения народов?

4) Какие вам известны восстания и народные выступления в первой трети XIX века? Против кого они были направлены?

Сообщения учащихся из истории данного периода …

Учитель: Каковы же были идейные позиции передовых творцов искусства в этих изменившихся условиях общественной жизни послереволюционной Европы? Продолжали ли они бороться за утверждение идей Просвещения?

Учащиеся: Передовые люди выступали против реставрации феодальных порядков, но и против буржуазного господства.

Учитель: Верно, наступило глубокое разочарование среди деятелей культуры. Новые государственные учреждения не оказались разумными, главным рычагом власти стали деньги, стремление к наживе. Деятели культуры попытались понять, почему это произошло? Для этого художники обратились к истории, к средневековью.

Обращая свои взоры в прошлое, они находили там проявления народного героизма, мятежного духа, способного противостоять злу и насилию.

В искусстве появляется новый герой – яркая, творческая личность, одержимая страстью, бунтующая против законов несправедливого общества. Он сражается со злом, зовёт к борьбе, испытывает минуты отчаяния и тоски, но всегда оказывается победителем, даже смертью своей утверждая победу… пришёл новый творческий метод – РОМАНТИЗМ.

Романтизм начал складываться в искусстве Европы и Америки в конце XVIII века, после французской буржуазной революции. Его расцвет приходится на 30-е годы XIX века, а время существования приходится на первую половину века.

Подготовленный ученик:

Сложное происхождение слова: (исп.) “ROMANSE” – песня или стих лирического или героического содержания; “роман” – в позднем средневековье так называли большие эпические поэмы о рыцарях.

Учитель:

Искусство создаваемое романтиками в каждой стране имело свои особенности, но для их творчества характерны и общие черты: неприятие окружающей действительности, несправедливости в отношении к людям, трагические ноты, мотивы разлада с окружающей средой, враждебность этой среды художнику и герою.

Перед романтиками жизнь предстала полной противоречий. Они увидели сложность жизни, увидели, что в ней уживаются прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, тьма и свет. Романтики стремились понять исторические судьбы народов, их самобытность, стали изучать народное творчество, фольклор. В эпоху романтизма возникает исторический роман.

Знакомя своих соотечественников с искусством разных народов, романтики впервые выдвинули понятие “мировая культура”.

  • Краткие тезисы учащиеся записывают в тетрадь.

ИТОГ УРОКА:

О том, как развивалось творчество романтиков, как оно было связано с творческими открытиями просветителей, что удалось им нового рассказать о человеке и об окружающем мире, к чему призывают нас творцы романтического искусства нам расскажут сами художники – созданные ими произведения и их герои.

  • В заключение урока звучит “Лунная соната” Людвига Ван Бетховена.

1.
Организационный

 момент.

2. Повторение.

Предпосылки урока .

Какие связи можно
проследить между Византией и Русью?

Назовите
оригинальные способы выполнения мозаики, придуманные византийскими мастерами.

3. Определение
первосмысла.

Формулировка
проблемы.

Тема сегодняшнего
урока «Древнерусская иконопись.

Ребята скажите,
пожалуйста, кого икона изображает?

Так, что получается
икона – это портрет? По определению жанра портрета мы можем сказать,
что икона – портрет? Ведь изображена личность. Как вы считаете.

Действительно,
икона, это не портрет, и определить значение этого памятника культуры – наша
задача сегодня на урок.

Вот несколько
историй из жизни икон.

По
древнему преданию, святой евангелист Лука
написал первообразы
трех икон Божией Матери – Владимир­ской.
Смоленской и Тихвинской. По­смотрев на них, богородица сказала: «Благодать, родившегося от Меня и Моя
да будет со святыми иконами».

Посмотрите на одну из них – Владимирскую богоматерь,
которая является характерным примером типа Елеус (Умиление).  

Владимирская
икона Божией Матери была послана из Константинополя в дар великому

Князю Юрию
Владимировичу Долгорукому и некоторое
время находилась в Вышгородском

 женском
монастыре. Несколько раз сна
сходила со своего места и пребывала на воздухе. Князь Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукого)
понял, Что надо переменить местопребывание иконы.

Андрей Боголюбский решил пересе­литься в
суздальскую землю и взял с со­
бой чудотворную икону. Во Владимире жители
встретили князя с радостью. Про­
ехав десять верст от Владимира, лошади встали на
берегу реки Клязьмы и не за­
хотели идти дальше. Запрягли свежих ло­шадей, но и они не смогли
сдвинуть икону с места. Князь в страхе
стал мо­литься Божией Матери. Пресвятая Бого­
родица явилась князю и велела оставить ее икону во Владимире, а на
этом месте
построить храм в честь
Рождества.

В 1395 г. Тамерлан с полчищами та­тар вступил на русскую землю и при­ближался к Москве. У русского народа осталась
надежда только на помощь Божию. Великий
князь Василий Дмитри­
евич велел
принести из Владимира ико­
ну.
Десять дней продолжался путь ико­
ны до Москвы. Народ по сторонам до­роги стоял на коленях и, протягивая к иконе
руки, взывал: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!»

В
час встречи иконы в Москве Та­
мерлан
спал в своем шатре. Вдруг во сне он увидел, как с высокой горы к нему спускаются святители с золотыми жезлами. Над ними в сиянии стоит Лу­чезарная
Жена, окруженная ангелами,
которые
держат в руках огненные мечи.
Подняв
их, ангелы устремились на Та­
мерлана.
Он в ужасе проснулся. Созван­
ные
им мудрецы и гадальщики сказали, что виденная им жена – есть заступница
русских. Тамерлан приказал своим полчищам повернуть назад. В летописи
сказано: «И бежал Тамерлан, гонимый силою пресвятой девы!» На месте встречи
святой иконы русские люди построили сретенский монастырь.

Посмотрите
на другие иконы, выполненные Андреем Рублевым.

Как
вы думаете, чем являлась икона для христиан?

4. Личностное решение проблемы учениками.
(10 минут).

Вы познакомились с частью информации. Попробуйте
теперь, работая в группах, в течении10 минут определить суть  следующих
вопросов. (Слайд №8)

Алгоритм мозгового штурма

1.    
Прочтите внимательно
условие задачи (проблемы) и предложите всевозможные, а также фантастические
гипотезы в качестве решения. При выдвижении гипотез запрещается их критика.

2.    
Сделайте анализ
предложенных гипотез и выберите те из них, которые наиболее вероятны.

5.Демонстрация «продукта», выход урока. Представители групп высказываются.

Работа в группах продолжается. Прослушайте насколько близко вам
удалось подойти к пониманию смысла иконописи и проанализируйте и свои ответы.

6.Сопоставление
с культурно-историческими аналогами.

В
словаре мы можем прочитать следующее определение иконы.

  В переводе с греческого «айкон» – это
«образ». Византийские мастера так определили роль иконы в религии – через
видимый образ мы должны мысленно устремиться невидимому величию божества, т.
е., глядя на прекрасный лик, изображенный на иконе, человек должен отречься
от зла и постигать божественную мудрость, любовь и доброту, которую несет
христианская религия.

Иконопись
– это не просто искусст­во, это искусство церковное, а икона – это книга о вере, раскрывающая языком линий
и красок учение церкви. В иконе нельзя
искать только внешней красиво­
сти, так как икона – это молитва.

Слово «икона» греческого происхож­дения и означает
«образ». Сначала этим
словом называлось любое изображение
Спасителя, Богоматери, святых, ангелов
и событий святой истории независимо от того, где и как оно было сделано (на­пример:
скульптура, фреска). Теперь словом
«икона» называется преимущественно изображение, написанное красками или
резное, мозаичное
. Верующие
почитают святые иконы, но не считают их богами. Это только образ Бога и свя­
тых.
Поклоняясь иконам и молясь пе­ред ними,
люди молятся не краске, де­реву или металлу, а тому, кто на них
изображен.

Это не мы смотрим,  а образ смотрит на нас,
и от него исходят лучи и свет. Главным источником света и цвета является фон
иконы. Через свет и цвет Бог является молящемуся.

Родоначальниками
русской иконо­писи были киевские монахи
из Печер-
ского монастыря, жившие в
XI в. В Древ­ней Руси не
было особых школ для ико­
нописцев. Учились этому мастерству, с молодых
лет поступая в дружину икон­
ников. Поступившим давалась сначала самая
простая работа, не требовавшая
особых навыков. Ученик постигал мас­терство
иконописи постепенно – от при­
готовления доски и растирания красок до овладения высотами
композиции и колористики. Смертным
грехом счита­
лось, если
учитель утаит от ученика что-
либо
из своих знаний или скроет талант
ученика.
Бывали дружины,
связанные узами родства. Так, великий иконопи­сец
XV в. Дионисий работал с двумя сыновьями.

Считается,
что икона может быть сделана только «чистыми руками».

1.Начинающему иконописцу надо
проникнуться благоговением к этому делу и признать его святым.

2.Иметь
уважение к лицам, которые
на протяжении прошлых веков созда­вали язык иконы. Среди них много свя­тых мужей.

3.Икона
предназначена для молит­вы, и поэтому трудящемуся над ней не­
обходимо во
время работы не забывать
о молитве.

В
43-й главе «Стоглава» – сборника решений Поместного стоглавого собора
Русской
православной церкви
(1551 г.) – было сказано, что иконописцу надле­жит
быть «смиренну, кротку, благого-вейну, не
празднословцу, не смехотвор
цу, не сварливу, не завистнику, не пьянице.
не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со
всяким опасением, и подобает живописцам часто приходить к отцам духовным и во
всем с ними совещаться и исповедываться, и по их наставлению и учению житии в
посте, молитве и воздержании со смирением.

Проклят человек,
творяй дело господне с пренебрежением.

6Рефлексия.

Мне бы хотелось услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке:

Как вы можете проанализировать работу в группе?

Что вы узнали нового?

Что мешало на уроке?

Понравился ли урок?

7. Домашнее
задание. 15.2

Выход к следующему уроку.

 Найти сообщения на тему древнерусских иконописцев (Феофан Грек,
Андрей Рублев, Дионисий)

Христианство на
Руси возникло по византийскому образцу.

Храм святой Софии в
Киеве построен по примеру Софии Константинопольской.

Используя античную технологию изготовления византийские мастера нашли
свои оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты
с тончайшей золотой прокладкой, с тонкой стеклянной пленкой. А иногда
каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующем растворе
под разным наклоном.

Иисуса Христа.
Богоматерь, святых!

Да! Нет! Икона
связана с определенным культом, молитвами.

Защитницей

Работа в
группах.

1-группа. Что же такое икона

2-группа. Попробуйте сформулировать причины,
согласно которым современному человеку важно знать и созерцать древнерусские
иконы.

3-я группа.

Попытаться сформулировать требования, предъявляемые к иконописцам на
Древней Руси, по окончанию времени представитель группы озвучивает найденные
требования.

Ответы
учащихся по группам.

Высказывания
учащихся.

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд

№9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы
по МХК для учителя и ученика.
В данном разделе вы в удобном виде можете получить

уроки по
МХК
.

06.12.2016 Курбатова Галина Николаевна 2253 53

01.11.2016 Андриянова Людмила Викторовна 2056 40

Романтизм. Общая характеристика эпохи

Он представляет собой путешествие по Европе 19 века. Представленный в нем презентационный материал позволяет увидеть произведения искусств данного направления в культуре. Предполагается использован…

27.10.2016 Курочкин Олег Вячеславович 5247 207

28.10.2016 Дводненко Евгения Сергеевна 7572 219

Искусство маньеризма

Разработка урока по мировой художественной культуре “Искусство маньеризма” 11 класс Цель: познакомить учащихся с художественным направлением XVI в…

15.10.2016 Азманова Лариса Викторовна 3762 152

25.09.2016 Очирова Зоя Михайловна 4918 195

10.06.2016 Сидорова Марина Юрьевна 1603 22

25.05.2016 Смирнова Анна Валерьевна 2330 57

02.06.2016 Минаева Марина Николаевна 1436 17

10.06.2016 Першина Виктория Викторовна 12695 736

10.06.2016 Першина Виктория Викторовна 11830 570

25.03.2016 Дейнека Надежда Владимировна 1108 17

10.05.2016 Санкина Галина Ивановна 3290 89

04.04.2016 Романова Ольга Петровна 1530 25

02.04.2016 Путинцева Найле Османовна 2017 22

12.04.2016 Киреева Нина Владимировна 5837 211

02.04.2016 Путинцева Найле Османовна 1127 20

Искусство Руси

Тема урока:  Древняя Русь.

Содержание учебного материала: Деревянное зодчество Древней Руси. Технология возведения памятников д…

31.03.2016 Кирносова Ольга Васильевна 3777 81

Символизм .Художественные принципы символизма.

Цель данной разработки урока раскрыть особенностиссимволизма как направления и течения в отечественной художественной культуре в переломный исторический период рубежаXIX-XXвеков. Познакомить с…

20.03.2016 Гаврилова Раиса Васильевна 9302 223

09.12.2015 Иваненко Людмила Викторовна 3025 26

19.01.2015 Проваленова Ольга Анатольевна 2381 29

29.02.2016 Лалетина Елена Владимировна 1729 15

21.10.2015 Новикова Карина Муратовна 8985 316

Слышишь море говорит стихами…

Интегрированный урок живописи, литературы, музыки в 5-м классе. Тема: “Слышишь, море говорит.”

Цель: Стимулировать раскрытие творческого потенциала…

09.12.2015 Иваненко Людмила Викторовна, Шевченко Ирина Иосифовна, Одинецкая Светлана Анатольевна 2808 37

“Ах, карнавал! Удивительный мир!”

Прехентация “Ах, карнавал! Удивительный мир!”  используется на уроке МХК в 9 классе. В ней предусмотрена работа с понятием, история зарождения карнавала, особенности карнавалов в Ита…

19.01.2015 Шульгина Светлана Васильевна 3836 219

“искусство первобытного человека”

план – конспект первого урока по МХК (Искусству) в 10 классе по учебнику “Искусство, автор Данилова. содержание: Первые художники Земли, открытие пещеры Альтамира, периоды первобытной эпо…

14.09.2015 Замотаева Наталья Владимировна 10491 283

03.07.2014 Манец Наталия Андреевна 1050 7

“Человек нового времени»

Презентация подготовлена для урока МХК в 9 классе к учебнику Г.И. Данилова “Мировая художественная культура” к теме “Человек нового времени”. Учителем поднимается главный вопрос…

19.01.2015 Шульгина Светлана Васильевна 5834 247

23.12.2014 Кудрявцева Светлана Вячеславовна 1874 23

12.06.2014 Полунина Елена Николаевна 8605 479

11.05.2015 Трушакина Татьяна Григорьевна 4284 140

11.02.2015 Рябцева Наталья Владимировна 3292 98

14.10.2015 Истомина Наталья Александровна 3250 80

Музыкально – поэтическая символика огня

Выйти на новый уровень обобщения полученных знаний  о символике в искусстве.Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые ф…

25.01.2016 Чарина Ольга Владимировна 3621 95

18.01.2016 Хабаху Эмма Шумафовна 1473 26

26.06.2014 Эгамбердиева С.Я. Латыпова О.Ш. 4176 94

29.10.2015 Воловикова Ольга Васильевна 2527 257

23.10.2014 Рыжкина Наталья Михайловна 2213 26

23.02.2015 Тихоненко Светлана Николаевна 4908 367

08.02.2016 Оборина Светлана Александровна 1608 29

12.06.2014 Бочарова Анна Сергеевна 6015 269

16.02.2016 Панченко Наталья Дмитриевна 6166 50

25.08.2015 Краснокутская Людмила Алексеевна. 3460 76

17.12.2014 Агжитова Ольга Игоревна 5885 135

24.12.2014 Лавриненко Елена Александровна 4269 235

15.02.2015 Шарапова Ирина Владимировна 1240 12

03.12.2015 Полугрудова Светлана Александровна 4801 166

09.10.2014 Забавина Вера Фёдоровна 4606 174

Музыка и здоровье

Открытый урок искусства в 9 классе “Музыка и здоровье” рассказывает о значении музыки в жизни человека, о значимости музыкального искусства на здоровье человека. Данный урок помогает реши…

17.12.2014 Гребеньщикова Надежда Валерьевна 1236 26

«Древние соборы России»

Мировая художественная культура

Класс: 8

Учебная программа составлена на основе  учебно-методического  комплекта Л.А. Рапацко…

26.03.2015 Матвеева Ольга Карповна 2673 25

Планирование является опорным документом,
на основе которого ведется преподавание
учебной дисциплины. Именно в планировании
конкретизируется содержание предмета,
определенное государственным стандартом
образования и рекомендованными
министерством программами. Существует
несколько видов планирования.

Тематическое планированиепомогает выстроить логику преподавания
предмета в объеме всего периода изучения.
Этот вид планирования предполагает
раскрытие всех тем курса без подробной
детализации их изучения. В тематическое
планирование входит формулировка темы
и количество уроков, отводимых на ее
изучение. Обязательным компонентом
является перечисление понятий теории
культуры, которые необходимо рассмотреть
в теме, а также факты истории культуры.
Наглядности уделяется достаточное
внимание, но нет необходимости в детальном
перечислении всех иллюстраций к теме.
Большую роль играют разделы планирования,
которые позволяют установить связь
между отдельными темами: перспектива
изучения и связь с изученными темами.
Перспектива изучения предполагает учет
тех понятий, терминов, культурных
артефактов и т.д., которые потребуются
при изучении следующих тем. Это значит,
что на их введении в текущей теме нужно
остановиться подробнее. Раздел «связь
с изученными темами» позволяет отработать
повторение ранее изученного материала,
логически связанного с новой темой.
Использование двух этих частей
планирования дает возможность реализовать
принцип системности в преподавании
МХК, так как содержащийся здесь материал
может показать взаимодействие культурных
практик разных эпох и культурных систем.
В последнем разделе тематического
планирования логично назвать формы
внеклассной работы, связанные с изучаемой
темой, которые возможно и желательно
провести в связи с изучением данной
темы.

Второй вид планирования – поурочное.
Поурочное планирование создается на
каждый отдельный год изучения МХК и
содержит общие сведения о предстоящих
уроках. Оно включает в себя следующие
разделы:

– тему урока и эпиграф, если он есть;

– содержание или план (основные положения)
урока;

– термины и новые понятия, которые будут
изучены на уроке;

– иллюстративный ряд урока;

– два вида повторения: повторение давно
изученного и повторение пройденного
на прошлом уроке;

– домашнее задание также двух видов:
повторительное – для закрепления
материала, пройденного на уроке,
перспективное – для подготовки к
изучению темы. Здесь нужно отметить,
что повторительное задание на дом может
носить творческий, проблемный или
аналитический характер, а перспективное,
как правило, технический (найти и принести
иллюстрации, подготовить сетку таблицы
и т.д.).

Поскольку планирование является рабочим
материалом учителя, оно оформляется в
виде таблицы.

В ходе работы поурочное планирование
может быть дополнено указанием даты
проведения каждого урока. Если дни
проведения урока в параллели не совпадают,
выделяется особая графа, в которой
указываются классы и даты проведения
урока.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Планы практических занятий

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ГБОУ  Школа №657  ЮАО  учитель ИЗО  и  МХК  Гуженко Т.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мировая  художественная  культура 5-11 классы

Планирование составлено на основе  программы:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. Программы курса. 5-9 классы, 10-11 классы.

Дата выпуска: 2010 г.

Издательство: Владос

Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки РФ. Программа разработана с учетом Государственного стандарта.

Планирование составлено с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Оно создано с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

    В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

          Цель курса – сформировать у учащихся  целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира, на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте,  значении русской художественной культуры в контексте  мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные  на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.

          В планировании представлены разделы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков», «Художественная культура Ренессанса», «Художественная культура Нового времени»  позволяющие учащимся на конкретных примерах, понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического, с другой.

Задачи:

  • повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
  • воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
  • раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
  • развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
  • развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

На уроках МХК запланировано использование учебно-методического комплекта Л.А. Рапацкой: программы, учебника.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).  

Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные  формы организации учебного процесса.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся   соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

     Современные тенденции развития художественного образования направлены на динамику развития полихудожественного образования, обеспечивающего формирование общей культуры личности.

     В результате изучения курса «Мировая художественная культура» учащиеся должны знать:

– основные эпохи в художественном развитии человечества;

-основные стили и направления в мировой художественной культуре;

-роль и место классического художественного наследия в художественной культуре современности;

– выдающиеся памятники и произведения искусства различных эпох;

– основные художественные музеи России и мира.

– шедевры мировой художественной культуры;

Уметь:

-отличать произведения искусства различных стилей;

– показывать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

– сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

– пользоваться искусствоведческими терминами;

– осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

– аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

– выполнять учебные и творческие задания ( доклады, рефераты, сочинения, рецензии).

  –  использовать приобретённые знания и умения в жизни.

Результатом  преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура»   должен явиться  эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений  через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе  мирового, отечественного, регионального культурного наследия.

Формы и средства контроля

         Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом Л. А. Рапацкой. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.

     Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии и др.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
  2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
  3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
  4. Зезена Н.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М. 1993.
  5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
  6. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
  7. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.
  8. История русского и советского искусства. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М.,  1979.
  9. История современной отечественной музыки. Под ред. М.Е. Тараканова. М.,    1995.
  10. История русского искусства. В 3т. Под ред. М.М. Раковой и  И.В. Рязанцева.    М., 1991.
  11. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века.
  12. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
  13. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
  14. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя. М., Просвещение, 1992.
  15. Каратавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. ТЦ. – Учитель, Воронеж, 2003.
  16. Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
  17. РапацкаяЛ.А.Мировая художественная культура; 10 класс: в 2 ч.: Ч.1: Учебник – Л.А.Рапацкая.-М.:»Владос»,2008.

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

5 класс (34 часа, 1 час в неделю)

Планирование составлено на основе:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. Программа курса: 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Учебник:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. 10 класс.

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007

п/п

Название раздела. Название темы. Нумерация урока.

Раздел 1. Художественная культура в жизни человека (10часов)

1.

1.1

В музее изобразительных искусств

2.

1.2

Виды и жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт)

3.

1.3

В театре

4.

1.4

Профессия театрального режиссера

5.

1.5

В концертном зале

6.

1.6

Инструменты симфонического оркестра

7.

1.7

Смотрим кинофильм

8.

1.8

Великие режиссеры и актеры России

9.

1.9

Духовная художественная культура: войдем в храм!

10.

1.10

Храмы России

Раздел 2. На каких языках говорит искусство(8часов)

11.

2.1

У каждого искусства свой язык

12.

2.2

Декоративное искусство, его прикладное и самостоятельное значение

13.

2.3

Искусство балета

14.

2.4

Виды искусства – единая семья

15.

2.5

Опера. Балет.

16.

2.6

Звуки как краски

17.

2.7

Писатель, художник, зодчий, музыкант: общее и различное

18.

2.8

Одаренность как основа творчества великих мастеров искусства

Раздел 3. Неповторимость художественного образа – бесценный

 дар творчества (6часов)

19.

3.1

Художественный образ: правда и вымысел

20.

3.2

Трагические художественные образы в искусстве

21.

3.3

Бог, природа, человек – вечные темы художественных произведений

22.

3.4

Богородица – символ божественной материнской любви

23.

3.5

Национальное и общечеловеческое в произведении искусства

24.

3.6

Общие темы в искусстве разных народов

Раздел 4. Русская художественная культура – наше великое национальное достояние(10часов)

25.

4.1

Когда на Руси появились зодчие писатели, музыканты, художники

26.

4.2

Творцы русского классического искусства Х1Хв.

27.

4.3

Народные праздники и искусство

28.

4.4

Богородичные храмы России

29.

4.5

О чем говорят старинные русские сказки

30.

4.6

Сказка в балете

31.

4.7

Герои русского искусства

32.

4.8

Герои – защитники родной земли

33.

4.9

«Единение земли и души» в русском искусстве

34.

4.10

Образ Родины в русском искусстве

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

6 класс (34 часа, 1 час в неделю)

п/п

Название раздела. Название темы. Нумерация урока.

Раздел 1. Мифологическое миропонимание в художественных культурах Древнего Востока (10часов)

1.

1.1

Художественная культура Египта: прорыв к тайнам жизни и смерти

2.

1.2

Канонические традиции многовекового египетского искусства

3.

1.3

Художественная культура Двуречья и Древнего Ирана

4.

1.4

Религиозное предназначение музыки

5.

1.5

Искусство древнего Вавилона

6.

1.6

Могучий духовный дар народа Древней Индии

7.

1.7

Зарождение буддизма – древнейшей мировой религии

8.

1.8

Мудрость созерцания (художественная культура Древнего Китая)

9.

1.9

Великие мыслители

10.

1.10

Художественный образ Великой китайской стены

Раздел 2. У истоков европейской художественной культуры(17часов)

11.

2.1

Очеловеченные боги (мифы Древней Греции)

12.

2.2

Воплощение в мифах ростков самосознания человека – творца

13.

2.3

Музы – покровительницы искусств

14.

2.4

Античное зодчество: логика прекрасного

15.

2.5

Древние храмы

16.

2.6

Синтез искусств в античном храме

17.

2.7

Культ земной красоты ( античная скульптура)

18.

2.8

Значение скульптуры в художественной культуре Древней Греции

19.

2.9

Архаичные скульптуры

20.

2.10

В древнегреческом театре

21.

2.11

Эволюция театра

22.

2.12

Музыка в театре

23.

2.13

Теория воспитательного воздействия муз. ладов на человека

24.

2.14

Форумы Рима: прославление могущества великой империи

25.

2.15

Становление художественной культуры Римской империи

26.

2.16

Римский форум

27.

2.17

Римский портрет – путь к реализму в искусстве

Раздел 3. В поисках духовной истины: рождение христианской

художественной образности (3часа)

28.

3.1

Творчество – реализация духовного начала в человеке

29.

3.2

Библия: откровения Ветхого Завета

30.

3.3

Евангелие – путь к спасению человечества от греха и смерти

Раздел 4. Языческая Русь: первые шаги к художественному

познанию мира (4часа)

31.

4.1

«Детство» Древнерусской художественной культуры

32.

4.2

Былинные богатыри

33.

4.3

Скоморохи и скоморошины

34.

4.4

Плач – выдающийся жанр древнерусской народной культуры

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

7 класс (34 часа, 1 час в неделю)

п/п

Название раздела. Название темы. Нумерация урока.

1.

1.1

Художественное наследие «страны волшебного лотоса»

2.

1.2

Культ прекрасного в культуре средневековой Индии

3.

1.3

Индия в представлениях русских путешественников и художников

4.

1.4

Художественная культура средневекового Китая

5.

1.5

Сохранение религиозных традиций древности Китая

6.

1.6

Развитие поэзии древности Китая

7.

1.7

Китайские музыкальные инструменты, средневековый театр

8.

1.8

Художественная культура Страны восходящего солнца

9.

1.9

Самобытность художественной картины мира

10.

1.10

Театр кабуки

11.

1.11

Арабский Восток: волшебная сказка орнамента

12.

1.12

Роль ислама в развитии средневековой художественной культуры

13.

1.13

Высокое развитие средневековой литературы

14.

2.1

Средние века – путь общности европейских худ. традиций

15.

2.2

Монастыри и храмы – центры развития искусства

16.

2.3

Музыка в христианском храме-

17.

2.4

Высокий расцвет архитектуры в эпоху средневековья

18.

2.5

Застывшие образы «пламенеющей готики»

19.

2.6

Италия – родина идеалов Возрождения

20.

2.7

Расцвет изобразительного искусства во 2-й половине ХVв.

21.

2.8

Бессмертие творений мастеров Высокого возрождения

22.

2.9

Рождение оперы – итог развития муз. искусства эпохи Возрождения

23.

2.10

Шедевры искусства Северного Возрождения

24.

2.11

Художественное наследие мастеров Германии и Нидерландов

25.

2.12

Возрождение в Англии

26.

3.1

Гармония боговдохновенных образов

27.

3.2

Православные песнопения

28.

3.3

Киевская Русь – начало всех начал (выбор веры)

29.

3.4

Крещение Руси как событие

30.

3.5

Образы киевской старины в произведениях русских мастеров

31.

4.1

«Господин Великий Новгород» самобытная красота храмовой культ.

32.

4.2

Художественная культура древнерусских княжеств

33.

4.3

Московская Русь – центр расцвета русских национальных идеалов

34.

4.4

Великие мастера позднего средневековья.

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

8 класс  (34 часа, 1 час в неделю)

 Раздел 1. Европейские центры национальных художественных культур

в переходную эпоху (XVIIв.) (8часов)

1.

1.1

Итальянская художественная культура

2.

1.2

Многоохватное воплощение духовной и реальной действительности

3.

1.3

Художественная культура Испании и Фландрии

4.

1.4

Взлет национального своеобразия

5.

1.5

Художественная культура Нидерландов (Голландии)

6.

1.6

Расцвет реализма

7.

1.7

Художественная культура Франции в эпоху абсолютизма

8.

1.8

Торжество народной красоты

Раздел 2.  Европейская художественная культура в эпоху просвещения (8часов)

9.

2.1

Простонародное-аристократическое

10.

2.2

Два полюса образов французского искусства в эпоху Просвещения

11.

2.3

Итальянское искусство

12.

2.4

Возращение к античным истокам

13.

2.5

Вершины просветительской литературы

14.

2.6

Писатели Англии и Германии

15.

2.7

Музыка:

16.

2.8

Страницы творчества гениев мирового искусства

Раздел 3.  Русская художественная культура на переломе традиций (XVIIв.) (6часов)

17.

3.1

«Противостояние времен» – в русской художественной культуре ХVIIв.

18.

3.2

Живопись.

19.

3.3

Живопись.

20.

3.4

Размышление о том, можно ли образ писать «как в зеркале»

21.

3.5

Пышность и красочность русского зодчества

22.

3.6

Пышность и красочность русской музыки

Раздел 4.  Русская художественная культура в век  «разума и просвещения» (12часов)

23.

4.1

Русская европейскость.

24.

4.2

Образы художественной культуры Петровской эпохи

25.

4.3

Развитие просветительских идеалов:

26.

4.4

Литература, театр, музыка

27.

4.5

Санкт-Петербург. Величие новой России

28.

4.6

Крупные отечественные зодчие ХУШв.

29.

4.7

Московские зодчие. Самобытная трактовка

30.

4.8

Вершины архитектурного мастерства

31.

4.9

Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности.

32.

4.10

Портрет и творчество скульпторов

33.

4.11

Шедевры храмовой музыки: М.С. Березовский

34.

4.12

Шедевры храмовой музыки: Д.С. Бортнянский

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

9 класс  (34 часа, 1 час в неделю)

п/п

Название раздела. Название темы. Нумерация урока.

Раздел 1. Европейская художественная культура XIX- начало ХХв. (8 часов)

1.

1.1

Между реальностью и мечтой:

Искусство Франции, Англии, Германии

2.

1.2

3.

1.3

Национальные музыкальные школы Х1Хв.

Многогранность романтической образности

4.

1.4

5.

1.5

Новые идеи в Европейской художественной культуре

конца XIX- начала ХХ вв.

6.

1.6

7.

1.7

Французский импрессионизм- начало

кардинальных перемен в образном содержании искусства

8.

1.8

Раздел 2. Русская художественная культура XIXв. (10 часов)

9.

2.1

Основоположники русской классики

10.

2.2

Становление идеи национального самовыражения в искусстве

11.

2.3

Крупнейшие зодчие начала XIX века

12.

2.4

Утверждение правды жизни – главный критерий

 искусства 40-50х г.г. ХIХв.

( Н.В. Гоголь, П.А.Федотов, А.С. Даргомыжский)

13.

2.5

14.

2.6

15.

2.7

Высоты реализма в литературе пореформенного режима

16.

2.8

17.

2.9

Преломление духовно-нравственных открытий эпохи

18.

2.10

Музыкальное искусство: «Могучая кучка» и П.И.Чайковский

Раздел 3. Художественная культура России конца Х1Х-начала ХХвв. (8 часов)

19.

3.1

«Мой милый край» –

Образы России в искусстве

20.

3.2

21.

3.3

Символизм и авангард:

новаторство в искусстве на пороге ХХв.

22.

3.4

23.

3.5

Тяготение к красоте старины  –  неоклассицизм

24.

3.6

25.

3.7

«Мир искусства»- возвращение «русской европейскости»

26.

3.8

Раздел 4. XX век и мировая художественная культура (8 часов)

27.

4.1

Художники ХХ в:  трагизм мировосприятия

28.

4.2

29.

4.3

Художественная культура стран Американского континента

30.

4.4

Феномен полиэтнического искусства

31.

4.5

Искусство социалистического реализма в СССР

32.

4.6

(литература, музыка, живопись, кинемогиография)

33.

4.7

Массовая художественная культура- интеркультурное явление ХХв.

34.

4.8

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

«Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России»

для 10 класса

(34 часа, 1 час в неделю)

составила: учитель Гуженко Т.В.

Планирование составлено на основе:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. Программа курса: 5-9, 10-11 класс. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Учебник:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. 10 класс.

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007

№ п/п

№ урока

Название тем

1.

1.

Введение

Тема 1:Восточные художественные культуры – верность заветам предков(8 ч)

2.

1.1.

Древний Египет: культура, олицетворяющая вечность.

3.

1.2.

Художественная культура Древней и средневековой Индии. Зарождение буддизма.

4.

1.3.

Образы индийской культуры в русском искусстве.

5.

1.4.

Художественная культура Древнего и средневекового Китая. Философские учения Китая.

6.

1.5.

Художественные традиции Японии.

7.

1.6.

Художественные традиции мусульманского Востока.

8.

1.7.

Ислам.

Тема 2: История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции.(3 ч)

9

2.1

Античность-колыбель европейской художественной культуры.

10

2.2

Основные этапы развития античной художественной культуры.

11

2.3

Отношение к античному искусству в России.

Тема 3: От мудрости Востока к библейским заветам ( 9 ч).

12

3.1

Христианская художественная культура, ее истоки

13

3.2

Библия как священная религиозная книга, памятник культуры.

14

3.3

Тексты Ветхого Завета, их разновидности

15

3.4

Сюжеты Ветхого Завета

16

3.5

Сюжеты Ветхого Завета

17

3.6

Новый Завет, Евангелия.

18

3.7

Образ Христа-Сына Божия, Спасителя мира.

19

3.8

Притчи Иисуса. Нагорная проповедь.

20

3.9

Евангельские образы в западноевропейском искусстве.

Тема 4: Средневековье и  Возрождения: трудный путь гуманизма(3 ч)

21

4.1

Рождение новой картины мира. Два типа христианской культуры.

22

4.2

Гуманизм и идеалы Возрождения.

23

4.3

Мастера Высокого Возрождения.

Тема 5: Художественная культура Европы XVII века: многоголосие школ и стилей.(2 ч)

24

5.1

«Переходный век». Стиль барокко.

25

5.2

Классицизм как общеевропейский стиль.

Тема 6: Духовно-нравственные основы русской художественной культуры.(9 ч)

26

6.1

Культура языческой Руси.

27

6.2

«Народное православие»

28

6.3

Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси.

29

6.4

Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства.

30

6.5

Иконопись.

31

6.6

Усиление личностного начала в искусстве XVI века.

32

6.7

Искусство «бунташного века»

33

6.8

Церковное и светское искусство.

34

6.9

Общность нравственных ориентиров русского искусства.

ТЕМЫ для рефератов и проектов , 10 класс

  1. Древний Египет: культура, олицетворяющая вечность.
  2. Устойчивость древних традиций в художественной культуре Китая.
  3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая. (напр. по выбору)
  4. Философские учения Китая.
  5. Образы арабской культуры в русской музыке и поэзии
  6. Нетрадиционные виды искусства Японии (единоборства, икебана, чаепитие)
  7. Художественные традиции мусульманского Востока.
  8. Ислам.
  9. Художественная культура Древней и средневековой Индии. Зарождение буддизма.
  10. Отношение к античному искусству в России.
  11. Тексты Ветхого Завета, их разновидности
  12. Новый Завет, Евангелия.
  13. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь.
  14. Евангельские образы в западноевропейском искусстве.
  15. Средневековье: Рождение новой картины мира. Два типа христианской культуры.
  16. Мастера Высокого Возрождения. ( по выбору)
  17. «Переходный век». Стиль барокко. (напр. по выбору)
  18. Классицизм как общеевропейский стиль. (напр. по выбору)
  19. Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси.
  20. Иконопись. (напр. по выбору)
  21. Православный храм и синтез храмовых искусств
  22. Памятники архитектуры: София Киевская.
  23. Летописание. Нестор-летописец и его «Повесть временных лет»
  24. Искусство колокольного звона.
  25. Наследие Андрея Рублева.
  26. Облик московского Кремля; сочетание русских и итальянских традиций.
  27. Шатровое зодчество. Храм Вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного.
  28. Церковная реформа и ее культурные последствия.
  29. Икона и парсуна: на пути к светской живописи.
  30. Особенности интонирования богослужебного пения. Мелодизм храмового пения.

Тематическое планирование

по мировой художественной культуре

«Художественные культуры мира XIX – XX века:

 взгляд из России»

для 11 класса

(34 часа, 1 час в неделю)

составила: учитель Гуженко Т.В.

Планирование составлено на основе:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. Программа курса: 10-11 класс. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Учебник:

Рапацкая Л.А.  Мировая художественная культура. 10 класс.

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007

№ п/п

урока

Название тем и уроков

Тема 1: Основные течения в европейской художественной культуре XIX – нач.XX века.

1

Романтизм: открытие «внутреннего человека»

2

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.

3

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма

4

Символизм  как философская «сверхидея»

5

Развитие скульптуры. О.Роден.

6

Эстетические и инженерные новации в архитектуре.

7

Постимпрессионизм. П.Сезан; В. Ван Гог; А.Тулуз-Латрек; П.Гоген

8

Фовизм. Творчество А.Матиса.

9

Кубизм как принципиально новое направление в живописи.

10

Абстракционизм.

Тема 2: Художественная культура России XIX – нач.XX века.

11

Фундамент национальной классики (первая пол. XIX впека.)

12

Расцвет русского классического романса.

13

Сочетание классицистских и романтических образов в изобразительном искусстве.

14

Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.

15

Русское музыкальное искусство

16

Псевдорусский стиль зодчества.

17

Художественная культура «серебряного века»

18

Символизм в живописи

19

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.

20

Неоклассицизм и поздний русский романтизм.

21

«Русские сезоны» в Париже.

Тема 3: Европа и Америка: художественная культура XX века.

22

Полюсы добра и зла: литературная классика XX века.

23

Музыкальное искусство в нотах и без нот.

24

Театр и киноискусство XX века: культурная дополняемость.

25

Художественная культура Америки: обаяние молодости.

26

Своеобразие культуры стран Латинской Америки.

Тема 4: Художественная культура России XX века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.

27

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры.

28

Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX века.

29

«Русская тема» в советском искусстве.

30

Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий XX века.

31

Диссиденские движения в период «отката оттепели»

32

Массовые музыкальные жанры.

33

Интеграция русской художественной культуры в мировую традицию: достижения и издержки на этом пути.

34

Возвращение к истокам традиционных духовно-нравственных ценностей.

Темы для рефератов и проектов.

  1. Расцвет русского классического романса.
  2. «Русские сезоны» в Париже.
  3. Псевдорусский стиль зодчества.
  4. Художественная культура «серебряного века» (по выбору)
  5. Своеобразие культуры стран Латинской Америки. (по выбору)
  6. Символ новой России – Храм Христа Спасителя.
  7. Оперное наследие М.И.Глинки.
  8. Русский ампир.
  9. Гуманистические идеалы П.И.Чайковского
  10. Просветительский характер живописи передвижников. (по выбору)
  11. Символизм в живописи. М.А.Врубель.
  12. Творческое объединение «Бубновый валет»
  13. Творчество А.Ахматовой, Н.Гумилева, О.Мандельштама (по выбору)
  14. Образный мир Н.К.Рериха
  15. Авторская песня поэтов-шестидесятников (Б.Окуджава, В.Высоцкий)  (по выбору)
  16. Музыкальная классика XX века: Творчество С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, С.В.Свиридова (по выбору)
  17. Нравственные идеи А.Д.Сахарова
  18. Новая волна эмиграции (А.И.Солженицын, И.А.Бродский, М.Л.Ростропович) (по выбору)
  19. Киноискусство: творчество А.А.Тарковского, Т.Е.Абдулаева, Э.А.Рязанова, М.А.Захарова
  20. Рок-ансамбли.
  21. Музыка «черной Америки»: блюз, спиричуэл, рег-тайм, буги-вуги, диксиленд (по выбору)
  22. Джаз
  23. Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны, фестивали (самба в Бразилии, танго в Аргентине, фламенко в Чили) как явление художественной культуры (по выбору)
  24. Модернизм. (модерн, авангардизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, конструктивизм, сюрреализм, дадаизм, поп-арт и др.)  (по выбору)
  25. Мир кино. (Голливуд, комедии, приключенческое кино, мелодрамы, мюзикл, фантастическое кино, вестерн, исторические фильмы, криминальные фильмы, детективы, боевики, триллеры, мультипликация.) (по выбору)

Добавить комментарий