Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 38»
____________________________________________________________________________
План,
конспект и технологическая карта урока
в
соответствии с требования ФГОС
(методическое
пособие)
Златоуст,
2019
Члены
рабочей группы:
Бородина Е.С. – учитель начальных классов
Головченко Т.А.– учитель русского языка и
литературы
Дрёмина Н.Г.– учитель начальных классов
Дьячкова А.А.– учитель начальных классов
Крохалева Л.А. – методист
Некрасов К.А. – учитель физики
Подельщикова С.В. – методист
Рамазанова Е.Д.– учитель начальных классов
Салихова Г.Р.– учитель биологии
План, конспект и
технологическая карта урока в соответствии с требования ФГОС:
методическое
пособие / МАОУ СОШ № 38. – Златоуст, 2019. – 50 с.
Данное методическое пособие поможет
учителю разобраться в особенностях плана, конспекта, технологической карты
урока в соответствии с требования ФГОС, познакомиться с образцами
технологических карт открытых уроков учителей МАОУ СОШ № 38, данных в рамках
методического практикума «Педагогические идеи в практику работы школы».
Введение
При
реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические
подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и
задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло
смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы.
Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно,
конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями
урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная
деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого
заключается в развитии личности учащегося на основе универсальных способов
деятельности. Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного
материала. Именно собственно действие может стать основой формирования в
будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в
организации условий, провоцирующих детское действие.
ФГОС вводят
новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая
единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают
предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные
действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают своё
описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед
учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые
структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные
задачи в учебную ситуацию.
Для создания
учебной ситуации могут использоваться следующие приёмы:
-предъявить
противоречивые факты, теории;
-обнажить житейское
представление и предъявить научный факт;
-использовать
приёмы «яркого пятна», «актуальность».
Учебной
ситуацией может стать задание: составить таблицу, график или диаграмму по
содержанию прочитанного текста, алгоритм по определённому правилу; или
выполнение задания (объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего
класса); или практическая работа и т.д.
Структура
современного урока должна быть динамичной, с использованием набора
разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень
важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и
обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные
задания – главное средство достижения результата образования. Если ученик ещё
в начальной школе будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он,
перейдя в среднее звено, сам сможет стать архитектором и строителем»
образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и
вносить в неё коррективы. Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые
ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию
учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость
перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя,
обеспечивающего её.
При
самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает ход урока, что не
позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в
виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё
на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность
выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом
этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора
содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Различия
плана, конспекта и технологической карты урока
1. План (от
лат. planum
– плоскость) – заранее намеченный порядок, последовательность осуществления
какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятия. (Большой
энциклопедический словарь)
План урока
пишется в краткой форме по основным этапам урока; можно план представить в виде
таблицы следующего содержания:
№ |
Этап |
Приёмы и |
Время |
2.Конспект (от
лат. сonspectus
–обзор) – краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада.
В конспекте,
кроме плана урока, будет прописан ход урока. Здесь в развёрнутом виде
излагается последовательность действий по проведению урока. Как правило, этот
раздел в конспекте также представляется в виде таблицы:
№ |
Деятельность |
Деятельность |
И план, и
конспект должны начинаться со следующих рубрик:
Тема:…
Урок № …
Тип урока:
Цель урока:
достижимая, реальная и проверяемая.
Задачи урока: логически
связанные с целью.
Оборудование к
уроку:
3. Как
правило, педагоги используют план-конспект урока.
План-конспект
– план (краткое описание этапов урока) + конспект (подробное описание
деятельности учителя и ученика на каждом из этапов). План-конспект – это
отражение творческой мысли учителя, способ активизировать деятельность учащихся
на творческое усвоение основ знаний, он отражает объём и содержание изучаемого
материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся,
оснащение, объём домашнего задания.
Его структура
зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся.
Качественно
разработанный и составленный план-конспект урока удобен для пользования, поскольку
по каждой части урока преподаватель сразу получает информацию о деятельности
своей и учащихся.
4.Технологическая
карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс
обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы,
производственное
оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия
время, квалификация работников и т.п. (Большой энциклопедический словарь)
Технология –
это чёткий ответ на вопрос: что надо делать, как и в какой момент времени.
Технологическая карта урока – это обобщённо-графическое выражение сценария
урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов
работы.
Технологическая карта урока (как один из вариантов) составляется в виде
таблицы, в которой прописываются по вертикали этапы урока, а по
горизонтали:
-задачи каждого
этапа;
-методы;
-формы;
-виды деятельности
учащихся.
ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К СОСТАВЛЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ НЕ СУЩЕСТВУЕТ; ПЕДАГОГ ВЫБИРАЕТ ТУ ФОРМУ,
КОТОРАЯ ДЛЯ НЕГО НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМА.
Вариант № 1
Технология |
Обучающие |
Диагностирующие |
1 этап Цель – |
||
Вариант № 2
Этапы |
Формируемые |
Деятельность |
Деятельность |
Коммуникативные Регулятивные |
Создаёт |
Высказывают |
|
Вариант № 3
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||
Осуществляемые |
Осуществляемые |
Осуществляемые |
||
Вариант № 4
Этап |
Время, |
Цель |
Содержание |
Методы и |
ФОУД |
Деятельность |
Деятельность |
Вариант № 5
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
Формулировки
деятельности учителя и обучающихся на уроке
Очень
часто педагоги испытывают трудности при формулировании действий учителя и
учеников. В этом случае можно воспользоваться следующей таблицей:
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Проверяет Озвучивает Уточняет Выдвигает Создаёт Формулирует Напоминает Предлагает Проводит Обеспечивает Контролирует Осуществляет: Побуждает Отмечает Диктует. Даёт: Организует: Подводит Наводящими Обеспечивает Акцентирует |
Записывают Делят Выполняют По Обосновывают Приводят Пишут Проговаривают Выделяют На слух Составляют Проводят Отвечают Выполняют Называют Читают и Озвучивают Выявляют Анализируют… Определяют Формулируют Объясняют Высказывают Сравнивают… Читают Читают Подчёркивают Находят Слушают Слушают Высказывают Осуществляют: Формулируют Называют |
Учитель, его
отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание
раскрыть способности каждого ребёнка – это есть главный ресурс, без которого
новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не
могут существовать.
Многое
зависит от характера учителя, от уровня его профессиональной подготовки. Если
человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые
уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Технологическая карта урока
Учебный предмет |
«Изобразительное искусство» |
Класс |
4 |
Тема урока |
«Европейские города средневековья» |
Образовательное учреждение |
МАОУ СОШ №38 |
Учитель |
Бородина Е.С. |
Цели Задачи |
Сформировать представления о средневековом городе, создать Знакомство со своеобразием городов Средневековья; с одеждой |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Планируемые результаты |
Предметные: расширить представления о культуре средневековой Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на Личностные: имеют навыки сотрудничества в различных ситуациях, |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальная, |
Основные термины и понятия |
Готика, витраж, « окно-роза», портал, эмблема, ремесленники |
Образовательные ресурсы |
Интернет-ресурсы: www.alted.ru, http://ru.wikipedia.org, |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация « Средневековый город». Работы учащихся 4 класса. |
Оборудование |
Доска, проектор, компьютер; материалы: краски, кисти, баночка с |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1.Мотивация учащихся на достижение цели |
Проверяет готовность учащихся к уроку. |
Проверяют рабочее место, наличие всех необходимых |
Личностные: ответственно относятся к учебе. |
2.Актуализация знаний. |
Поиграем в игру «Вопрос-ответ» |
Устно отвечают на вопросы в карточках. |
|
3.Открытие нового знания |
Учитель зачитывает стихотворение А.Волхонского « Рай»: Над небом голубым А в городе том сад, Одно, как рыжий огнегривый лев, – Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? -Правильно, о городе, но не о современном городе, а о -Так какая же тема сегодняшнего урока? «Европейские города Сформулируйте задачи урока. Знакомство со своеобразием |
Слушают учителя. Высказывают своё мнение. Формулирую задачи урока. |
Личностные: ответственно относятся к учебе. |
Сегодня на уроке вам предстоит выполнить творческую работу, а ( «Площадь средневекового города» в смешанной технике). |
Слушают учителя. |
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к |
|
-В каком веке мы с вами живем? -работа с лентой времени -Сегодня мы с вами, ребята, перенесемся на несколько веков -показ слайдов В первые столетия Средневековья в Европе было мало городов, но с Города возникали на перекрестках дорог, у судоходных рек, там, Каждый город в те времена нуждался в защите и превращался в Тесно прижатые друг к другу дома с высокими двухскатными крышами Центральным местом в городе была рыночная площадь, где мастера продавали Неподалеку от нее находился собор, способный вместить сразу всех –работа с учебником Готика – стиль средневековой западноевропейской архитектуры, Витраж – это цветные стекла, заполнившие пространство окна. Особое значение имеет витраж, который называют розой готического В нижней части фасада собора, обращенного на площадь, – Чем отличается готический стиль архитектуры от -А как выглядели люди в Средневековье? -Что они носили? Рассматривать городскую толпу очень интересно. Знатные люди, -Чем отличается одежда богатых людей от одежды бедных людей? Но и много общего было в одежде у людей. -В готическом костюме, как и в архитектуре, преобладали Мужчины одевались в обтягивающие трико, а женщины в длинные со Средневековый костюм представлял собой образное единство с |
Слушают учителя, работают с лентой времени на доске. Слушают учителя, смотрят видеоряд и отвечают на вопросы. Читают определения в учебнике. Слушают учителя. Сравнивают, анализируют архитектуру, отвечают на вопросы Учащиеся высказывают своё мнение. Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. |
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают Познавательные: умеют строить речевое высказывание. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать одноклассников и учителя; |
|
ФИЗМИНУТКА Задание перед предстоящей работой. Изобразите жестами, мимикой – |
Слушают учителя, выполняют упражнения вслед за учителем. |
Регулятивные: Осуществляют пошаговый контроль своих действий, |
|
4.Применение полученных знаний на практике |
Делит учащихся на -Техника безопасности Посмотрите внимательно на доску. Мы видим картину художника. – 1-я группа изготовляет здания средневекового города и собор. -2-я группа изображает жителей города красками на бумаге, Постарайтесь, чтобы получились группы людей. Придумайте и |
Слушают учителя, выполняют творческую работу. |
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в Коммуникативные: работают в группах, обмениваются мнениями. |
5. Итог урока |
– О каком архитектурном направлении вы узнали сегодня на уроке? -Что являлось украшением соборов? -Как строился средневековый город? -Кто являлся его жителями? -Кто торговал, изготавливал товары? -Какую особенность имели дома? -Назовите особенности одежды средневековья. -Назовите вид работы, которым мы занимались сегодня? – Как вы считаете, вы справились с работой? – В чем была сложность при выполнении задания? -Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились и у нас |
Отвечают на вопросы, анализируют свою работу, находят недочеты, |
Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные :оценивают свою работу. |
Технологическая
карта урока
Предмет: русский
язык
Класс: 3
Учитель: Дрёмина
Н.Г.
Тема: «Изменение
имен прилагательных по числам»
Цель:
учить определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число.
Задачи:
1.Научить изменять имена прилагательные по числам.
2. Научить находить в именах
прилагательных окончание.
3. Определять роль имен прилагательных в
тексте.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I.Мотивация |
Итак, русский язык, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Сегодня на уроке мы |
Проверяют |
II.Актуализация |
А сейчас давайте повторим Имя прилагательное отвечает на вопрос • Имя прилагательное Что же такое имя Что же такое имя Минутка чистописания Отгадайте Пришла, Позванивать Река Наряд -Что же это? (весна) – Назовите первый звук – Дайте ему -Какой буквой – Эта буква и будет Для чего мы с вами Пропишем заглавную Обратите внимание Итог!!! Словарная работа Давайте вспомним, какие • Как говорят • Как говорят • Движение • Маленькая • Птица с Взаимопроверка -Итак, поменяйтесь -Итак, встаньте дети, которые |
2 Дети + + – + – Дети, Отгадывают Называют Он согласный, Обозначается Обучающиеся У доски (вдруг) (весело) (ветер) (воробей) (ворона) |
III.Применение |
Весна – замечательное и прекрасное время года. В это Тонкий лед. Легкая одежда… (воспитательный момент) Найдите у себя в листах упр. № 2. Посмотрите на Что в них общего? Подберите к данным именам прилагательным подходящие по Последний ……., тёплое …….., зелёная ……, веселые……. Слова для справок: снег, солнышко, трава, ручей, капель У прилагательных выделите окончание, укажите род. Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Найди среди имен прилагательных лишнее слово. Сформулируйте тему урока. «Изменение имён прилагательных по числам». Верно. Задачи урока: Сегодня на уроке мы научимся Работа Посмотрите Что вы Обозначает, А на Составим Воздушный – Какие – В – В ИТОГ!!! – Какой вывод А, Поставьте каждое слово в словосочетании во Берёза Облако Река Пруд Бабочка Самопроверка -Итак, давайте проверим, сейчас нам пара Алены и Какой можно сделать вывод? Мы поработали, а теперь отдохнем. Физкультминутка
Отдохнули, а теперь работаем дальше. Сейчас я вам предлагаю посмотреть на репродукцию картины Константина Федоровича –Что вы видите на картине? – На ваших индивидуальных листах есть деформированный На картине изображена _____________весна. Радуются _________солнцу и теплу люди и животные. Слова для справок: ранняя, долгожданная, теплое, голубому, пушистые, ласковому. Вам нужно из слов для справок выбрать подходящие по Проверка -Кто зачитает получившийся текст? А есть те, у кого – Скажите, нужны ли в нашей речи имена прилагательные? – Какую роль выполняют имена прилагательные? Найдите в тексте имена прилагательные, стоящие в |
Ответы детей. (Это имена прилагательные) Выполняют упражнение № 2. На доске появляется весенняя картина. (Веселые, так как это имя прилагательное обозначает Высказывания шар, (один) несколько Составляют и записывают словосочетания. Имена существительные и имена прилагательные. В единственном числе. Во множественном числе. (Имена Работают в парах. Берёзы кудрявые. Облака пушистые. Реки быстрые. Пруды мелкие. Бабочки красивые. Выполняют самопроверку. Имена прилагательные изменяются по числам. При Высказывания обучающихся. 1 ученик читает текст. Выполняют задание. 2 человека зачитывают получившиеся тексты. Имена прилагательные делают нашу речь более точной, Называют прилагательные. |
IV.Итог |
Итак, на какой вопрос отвечают имена прилагательные во -Для чего необходимы имена прилагательные? Самооценка А сейчас посчитайте плюсы на своих листах и карандашом 10 + «5» 9-8 + «4» 7-5 + «3» ИТОГ!!! Домашнее задание: Упр. 139 Рефлексия А сейчас я предлагаю вам украсить наше солнышко Будем выходить по рядам. Посмотрите, какая картина у нас получилась. А мы с вами знаем песню про весну, давайте Поют песню «Солнечная капель» (идут слайды). |
Какие? -Ие, -ые. Имена прилагательные делают нашу речь более точной, Подсчитывают «+» и ставят оценку. Прикрепляют лучики к солнышку. Исполнение |
Технологическая карта урока
Предмет:
физика
Класс:
7
Учитель:
Некрасов
К.А.
Тема: «Плавание тел. Плавание судов»
Цели: учить распознавать механические явления и объяснять их на основе
имеющихся знаний и условий плавания тел; анализировать свойства тел и явления,
использую Закон всемирного тяготения и Закон Архимеда, при этом различать
словесную формулировку и их математическое выражение.
Задачи:
• выяснить что такое
плавание тела;
• выяснить условия
плавание тел.
Тип урока: урок открытия нового знания
Структура и ход урока
№ п/п |
Этап урока |
Содержание |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Мотивация (5 |
Кратковременная загадка в стиле игры
1)что такое плавание тела 2)условия плавания тел |
Визуально восполняют пропуски и оглашают тему урока, |
Предлагает тему |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Открытие (2 Цель: научиться строить |
Работа с Логическая Запись в |
Принимают |
Направляет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Актуализация (2 Цель: приобщить имеющиеся |
Запись в
Фронтальное |
Учащиеся |
Обращает |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытые (10 Цель: научиться получать |
Выяснение условий 5 одинаковых кубиков из Запись в
Фронтальное проговаривание термина плавание тела и условий |
Наблюдают |
Корректирует |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Применение (5 Цель: научиться применять знание на |
Запись в тетрадь: Фронтальное приведение примеров |
Групповая |
Оказывает помощь учащимся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запись домашнего задания, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение Цель: закрепить теоретический материал Повторение и систематизация нового знания |
Проговаривают |
Оказывает помощь учащимся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытые (10 Цель: научиться получать |
Сообщение Цель: расширить знания по данной теме. Короткое сообщение учащимся об открытиях Архимеда |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видеоролик (4 Цель: уяснить смысл закона Архимеда Просмотр видеоролика «Демонстрация силы Архимеда» Запись Фронтальные ответы учащихся по закону |
Наблюдают |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитательный момент(4 мин) Цель: показать Связь закона Архимеда
|
Воспринимают |
Объяснение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Итог |
Повторение |
Оценивание |
Технологическая
карта урока
Предмет: биология
Класс: 6
Учитель: Салихова
Г.Р.
Тема
урока: «Как
живут организмы в природном сообществе»
Цель: Сформировать у учащихся
знания о многообразии отношений в природных сообществах, приводить
доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи.
Задачи:
Образовательные: Расширить
знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм. Раскрыть значение
различных типов взаимоотношений между организмами в природе.
Развивающие: Развитие
познавательных способностей и интересов, формирование умения самостоятельной
работы с учебником.
Воспитательные: Формирование
взгляда на природу как единое целое, прививать бережное и ответственное
отношение к природе, интереса к естественным наукам.
Тип урока: урок «открытия»
нового знания
Планируемые
результаты:
Личностные
·
Формирование
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
·
Формирование
самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные
Регулятивные
·
Формирование
умений самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
·
Совершенствование
умений выдвигать версии решения проблемы, работать по
предложенному плану.
Коммуникативные
·
Формирование
умений вести дискуссию и слышать мнение одноклассников;
·
Создание
индивидуальной информационной среды;
·
Формирование
умений работать в паре.
Предметные
·
Формирование
у учащихся знаний о взаимоотношениях организмов в природе. Применять
полученные знания в повседневной жизни.
Формы работы:
·
Фронтальная
·
Индивидуальная
·
В
паре
Методы обучения:
·
по
источнику знаний: словесные, наглядные;
·
по
характеру деятельности обучающихся: проблемный, частично-поисковый, игровой.
Приемы
обучения:
постановка проблемных вопросов, работа с эталоном, учебником.
Средства
обучения: компьютер,
проектор, презентация PowerPoint,
Оборудование: карточки
для игры «Составь пару», листы с тестами.
Литература:
1.Учебник Природа. Введение в
биологию и экологию Т. С. Сухова. В. И. Строганов. Москва. Издательский центр
«Вентана – Граф» 2008.
2.Акимушкин И. «Невидимые нити
природы» М. «Мысль» 1995
3.Зверев М.
«Кладовая чудес» Москва «Детская литература» 1984
Ход урока
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
1.Мотивация обучающихся |
Орг.момент Приветствие Чтение стихотворения: Ребята послушайте сейчас Я хочу Полный Если Тайны Лес, не В нем Насекомые, Все хотят с Ученые тоже Лес они -Кто |
Слушают учителя. Высказывают (Природное |
2.Актуализация знаний |
Цель: Ребята, сейчас вы выполните тест Открыли тетради, записываем Смотрим на слайды и слушаем инструктаж: Инструкция: 1 задание. «Вставь пропущенное слово» (слайд№2) – – – это единство живой и 2 задание. Приведи примеры природных сообществ 3 задание. Ряд организмов, в котором 4 задание. пшеница 5 – На работу отводится 5 минут! –Сейчас – Теперь оцените работу соседа и (Взаимопроверка (слайд №3). Итог: А сейчас попрошу встать |
Записывают в тетради число. Смотрят и слушают инструктаж учителя, Выполняют взаимопроверку и оценивают |
3.Открытие нового знания |
Целеполагание: -Сейчас ученица нашего класса Глубины вод, простор – Как вы считаете, что мы на – Мы сегодня на уроке узнаем, как – Ребята, Задача урока: Узнаем -А сейчас закрываем глаза и Цветы своим ароматом, яркой – Ребята, давайте попробуем – А (По ходу – А Окраской Повадкой Крикунья Известная Кто – Я сейчас предлагаю вам Учитель: «Погода была жаркая, – Назовите какие взаимоотношения -Так же поступают сойки, Итог: Мы с -Что это за отношения? – Какова (Ответ: *Иногда в отношениях в природном – Чтобы привести примеры таких – Что там изображено? Итог: Растения-паразиты – Итак, о каких отношениях в Какова их особенность? (вред *Рассмотрим третий вид Учитель: на стр.148( на слайд вывести Вопрос: О ком прочитали? -Какой тип отношений сложилось – Рыбы прилипалы сопровождают не -Как думаете как называются такие Итог: Т.О. мы – Какие? Назовите их Физкульминутка Цель: А теперь мы с вами отдохнем. Раз присядка, два прыжок Это заячья зарядка. А лисята как проснуться Любят долго потянуться. Ну и хвостиком вильнуть. А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну, а мишка косолапый, Широко расставив лапы, То одну, то обе вместе Долго топчется на месте. Мы отдохнули, а теперь продолжаем |
Слушают чтение стихотворения. Высказывают свои предположения (Предполагаемые . Слушают и представляют. Высказывают своё мнение. Отгадывают загадку. Слушают учителя. Высказывают соё мнение. ( Ответы Ответы учащихся. Слушают учителя. Работа с учебником. Отвечают на вопрос учителя. Работа с учебником. Высказывают своё мнение. Учащиеся дают ответы: рыбы Высказывают своё мнение (используют Выполняют движения. |
4.Применение 5. |
Для дальнейшей работы мне нужны 6 -Каждый из вас сейчас превратится Результат: +: Пчела -: блоха 0: – Если вы согласны с ребятами у доски, то |
Отгадывают ребусы и загадки. К доске выходят 6 человек, составляю Объясняют, почему составили такую пару и Остальные учащиеся класса работают с |
– Итак, кто напомнит, какую задачу -Мы справились поставленной задачей? -Давайте назовем какие отношения в природном сообществе могут Домашнее – Записали, -Внимание Рефлексия -А |
Отвечают на вопросы учителя. Смотрят видеоклип. Заканчивают предложение. |
Технологическая
карта урока
Предмет: литература
Класс: 6
Учитель: Головченко
Т.А.
Тема: «Мечта и
реальность в повести-феерии Александра Грина «Алые паруса»
Цель урока:
·
расширить
и углубить знания об А.Грине;
·
научиться
анализировать прочитанное произведение;
·
находить
ответы на поставленные вопросы;
·
учиться
обобщать, делать выводы на основе сказанного;
·
формировать
умение давать характеристику героям.
Задачи:
- Дать определение понятию «мечта».
- Дать характеристику главным героям.
- Ответить на вопрос: «Как мечта стала
реальностью?»
Тип урока: урок
обобщающего повторения
Методы:
словесный, наглядный, вопросно-ответный
Формы:
индивидуальная, парная, фронтальная
Ход урока
Этап |
Деятельность |
Деятельность |
|||||||
1.Мотивация |
Приветствует Сегодня 3ж.-«5» 2 ж.-«4» 1ж.-«3» |
Настраиваются |
|||||||
2.Актуализация |
Сейчас я (Звучит Он Создавший С Высокие С С С С — Кто же он этот (Обратите С Давайте — К. Паустовский — Что помогло – А в –Скажите, – Ее -Правильно, Тема -Какую |
Слушают Александр Называют (ПОЛУЧАЮТ Несмотря «Алые Ассоль Нет, 1. Дать определение 2. 3. Ответить |
|||||||
3.Применение |
-Давайте -А -Ребята, (пока Давайте Итак, Предмет ( – -Теперь Каждому Посмотрите 2. 3 Мечта |
Феерия – Потому, что финал повести яркий, |
|||||||
-Заветное Ученик Ученик Высказывают
|
|||||||||
Работа Давайте (портрет В фильме Очень 1.Давайте 2.Кто и Теперь ( 3.Как 4.Какими 5.О чем Давайте ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Звучит Закройте У вас А теперь |
Слушают Ребята Эгль – Смотрят Ассоль Она Работают Скромная, Ассоль |
||||||||
Работа (Зачитаем (Артура 1.Вкакой 2.Как 3.Расскажите 4.О чем 5.Как он 6.Смог Записываем Ребята, мы |
Читают в книге Выходец из знатного рода, единственный Отвечают на вопросы учителя. Работают с таблицей: Романтичный, умный, любил мечтать об океане, о Высказывают своё мнение. |
||||||||
4.Подведение |
Итак, мы Глядя на А теперь Давайте ( на – Сейчас Ты Живи И – Мы (на Счастливый Ребята, Поднимите Оценка Два-«4» Один-«3» Нет -Урок |
У всех у Мечта Грей Смотрят Слушают Высказывают Нужно Рассматривают Подсчитывают |
|||||||
Технологическая
карта урока
Предмет: русский
язык
Класс: 3
Учитель: Дьячкова
А.А.
Тема:
«Род имён прилагательных»
Цель:
развитие навыка определять грамматические признаки имени прилагательного – род,
число.
Задачи:
-развивать умение
распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён
прилагательных с именами существительными, определять род и число;
-формировать навык
правописания окончаний имён прилагательных;
-расширять
словарный запас;
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||
1.Мотивация |
Прозвенел Начинается -Ребята, |
Приветствие. Пишут в |
|||
2. |
– Короткий, -Что -Какими -Дайте – Короткий, -Давайте -Кто – -Что нам Работа с -Где мы
-Ребята, -К этой |
Читают. Высказывают Это Имя Работают Короткий По имени существительному, по вопросу, по родовому окончанию. Высказывают «Изменение Закрепить Ранее Делают Работа с |
|||
3. |
-Ребята, -Давайте –Освежив -Как ФИЗМИНУТКА -Ребята, Я буду – если – если это -если Красивый, -Молодцы, Работа -Проверка -Какими Работа в – У Слова – – У -Как -Ребята, -А Хитрость – способность, которой обладает Ложь идет от слабости, недальновидности человеческого Ложь — сознательное высказывание, заведомо не соответствующее истине. –Мы все должны быть с вами немного хитрыми, |
Мы Высказывания 1.Найти 2. Определить 3. Определить 4.Вспомнить -читают, По имени Слушают Выполняют Самопроверка. Определяли Выполняют У Высказывают Слово Определяли Высказывания Хитрая. Высказывают |
|||
4. Итог |
-Над -Какие -Вы их Рефлексия: – А 1. 2. 3. -Где мы -Кто -Кто Домашнее |
«Родовые -Закрепить Работа с -ой, -ое, -ее -ая, -яя Работа с
Высказывают |
Технологическая
карта урока
Предмет: окружающий
мир
Класс: 1
Учитель: Рамазанова
Е.Д.
Тема
урока: «Почему звенит звонок»
Цель: использовать готовые модели для объяснения
явления возникновения и распространения звука; понимать необходимость здорового
образа жизни, использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Задачи:
·
Познакомиться с тем, как
возникает и распространяется звук.
·
Познакомиться с правилами, как
беречь слух;
Ход занятия
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
I. |
Приветствие, посадка, проверка готовности. |
|||||
Открытие нового |
– – – Он – А вы Как – Но как – Но – |
– Высказывания – Высказывания – – |
||||
– Звуки Задание: Включается ИТОГ: – Так же ИТОГ: – ИТОГ: ОБЩИЙ |
Работают Слушают Слушают Работа Слушают Слушают |
|||||
II. – Что бы Правила: Узнаю о 1 2 |
Слушают Передают Изображают |
|||||
VI. Итог урока |
– Про Слайд. Слуховой Звук – – Я Я кричу Ну, – Что же А кому Давайте – Уточним, что когда звук отталкивается от препятствия, он
– Вы хорошо справились с этим заданием, ОЛЕНЬ – ЛЕНЬ. МАШИНА – ШИНА Самопроверка, у кого правильно – встать. Правило: ЖИ ШИ с буквой И. – Мы с вами ответили на 1 вопрос, который поставили в начале Сейчас вы в командах составите правила, которые помогут 1. НЕЛЬЗЯ КОВЫРЯТЬ В УШАХ ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ! 2. ЧИСТИТЬ УШИ ТОЛЬКО ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ! 3. ЕЖЕДНЕВНО МЫТЬ УШИ! 4. УШИ БОЯТСЯ РЕЗКИХ И ГРОМКИХ ЗВУКОВ! Ответили мы с вами на второй вопрос, который поставили в начале Продолжите фразу: Сегодня на уроке я |
Высказывания детей. Слушают учителя и смотрят слайды. Отгадывают загадку. Работа с учебником. Эхо – это отражение звука от любого Играют. Слушают Выполняют Самопроверка. Работа в Команды Высказывания |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет____________________________
Урок №____________________________
Тема урока:____________________________________________________________________________________________________
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
(4-5 минут)
(7-8 минут)
(4-5 минут)
(4-5 минут)
знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет____________________________
Урок №____________________________
Тема урока:____________________________________________________________________________________________________
Тип урока: Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет____________________________
Урок №____________________________
Тема урока:____________________________________________________________________________________________________
Тип урока: Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет____________________________
Урок №____________________________
Тема урока:____________________________________________________________________________________________________
Тип урока: Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
|
Образец плана урока
Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.
Урок №: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.
Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.
Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.
К задачам урока относят следующие элементы:
1. Образовательная задача:
Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)
Умения:
специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)
общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.
Навык — это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.
2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество — вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)
3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.
Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.
Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).
Классная доска входит в оборудование урока.
План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:
1. Организационная часть — 2–3 мин.
2. Сообщение новых знаний — 8–10 мин.
3. Практическая работа учащихся — 20–26 мин.
4. Сообщение задания на дом — 3–5 мин.
5. Завершение урока — 1–2 мин.
Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.
Ход урока — основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.
Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.
Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.
НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.
Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.
Подготовка к уроку — это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.
Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗЕЦ ПЛАНА УРОКА »
Обновлено: 19.05.2023
Составление конспекта и плана урока должно соответствовать требованиям ФГОС и закладывать основу качества и эффективности обучения предмету.
Конспект и план урока: определения, различия и инструменты составления
Для начала необходимо понять, что же такое конспект, а что такое план урока, чем они отличаются и для каких целей служат. В современных источниках встречаются оба эти определения и зачастую то, что в одних называется конспектом урока, в других именуется планом. Изучив суть и структуру данных методических разработок, определяется их различие.
Итак, план урока – это составляющая часть конспекта, его содержательная часть, по сути, являющаяся пошаговой инструкцией проведения конкретного урока.
Конспект же – это общее описание урока, включающее в себя план. Условно конспект урока можно разделить на две части: описательная часть и практическая часть (план урока).
Составление конспекта урока зачастую видится сложной задачей, требующей сбора и систематизации большого количества информации. На самом деле, эта задача достаточно проста и не столь трудозатратна, как кажется на первый взгляд. Для составления качественного конспекта урока (в том числе и плана урока), отвечающего всем требованиям ФГОС, достаточно иметь:
- Шаблон конспекта урока;
- Шаблон плана урока;
- Учебную программу предмета;
- Педагогический опыт.
В помощь учителям и воспитателям, мы разработали Памятку по составлению конспекта урока (в том числе плана урока), которая содержит шаблон конспекта урока, шаблон плана урока и инструкции по составлению конспекта и плана урока. Шаблоны конспекта и плана урока помогут понять структуру и содержание данных методических разработок.
Необходимо помнить, что составляемый конспект урока должен соответствовать Учебной программе предмета. То есть все данные, указанные в конспекте/плане урока не должны противоречить информации, изложенной в Учебной программе. По сути, информация в конспекте/плане урока, дублирует информацию Учебной программы.
Подсказка. Большая часть информации необходимой для составления конспекта/плана урока, изложена в Учебной программе предмета. Именно из Учебной программы необходимо брать данные для составления конспекта/плана урока.
Таким образом, вооружившись шаблонами конспекта и плана урока, Учебной программой предмета, применив свой педагогический опыт и творческий подход, можно достаточно легко и быстро составить качественный конспект/план урока, отвечающий всем современным требованиям ФГОС.
Методы составления конспекта и плана урока
Процесс написания конспекта урока, как и любую другую интеллектуальную деятельность, можно осуществлять с помощью двух методов: индукция или дедукция.
Полезно знать. Шерлок Холмс в своей работе чаще использовал метод дедукции, собирая и анализируя разрозненные аспекты (частное), приходил к всеобъемлющему (общему) выводу. То есть интеллектуальная работа шла от частного к общему.
Бил Гейтс, реализуя стратегию компании, применил метод индукции – от общего к частному (разработав одну программную оболочку для решения огромного количества частных проблем).
Как показывает практика, при решении интеллектуальной задачи (к которым, несомненно, относится разработка конспекта/плана урока), лучше всего использовать оба эти метода, эффективно чередуя принципы подхода к работе и Шерлока и Гейтса.
То есть составление конспекта урока можно начать с разработки плана, а затем, отталкиваясь от заданного процесса поведения урока, сформулировать его описательную часть. Или наоборот, сначала проработать общую концепцию урока, а после, конкретизировать ее при составлении плана.
Конспект урока
Основные составляющие конспекта урока тесно связаны между собой, их содержание определяется Учебным планом предмета. Например, возможные темы урока, его типы, формы проведения, а также планируемые результаты и используемое оборудование – общим списком указаны в Учебном плане предмета. Из данного списка, необходимо выбрать варианты, подходящие для заданной темы урока.
Особое внимание необходимо обратить на то, что определенному типу урока, соответствует несколько конкретных форм его проведения. Но не каждая из них определяет его цель. Учтя тип, форму и цель урока конкретизируются его задачи. Определившись со всеми базовыми характеристиками урока, можно сформулировать планируемые результаты.
План урока
Составляющие плана урока находятся в тесной взаимосвязи с описательной частью конспекта. В плане урока необходимо указать:
- Этапы урока, которые зависят от типа урока, указанного в описательной части конспекта;
- Деятельность учителя на каждом этапе урока, которая должна способствовать развитию определенных УУД (универсальных учебных действий) учеников;
- Деятельность учащихся на каждом этапе урока: конкретные действия и развиваемые УУД;
- Организация деятельности на каждом этапе урока, ее формы и соответствующие приемы.
О том, какие планы урока, а именно этапы урока должны быть в том или ином типе урока, какая деятельность учителя и учащихся соответствует каждому этапу урока, а также какие приемы организации деятельности можно применять в зависимости от всего этого, рассмотрим в будущих статьях.
Надеемся, предложенная памятка станет надежным ежедневным помощником! Скачивайте справа от статьи и делитесь с коллегами – мы будем только рады!
План урока состоит из нескольких частей:
- Формулировки темы урока,
- Целей урока,
- Указания средств обучения,
- Хода урока,
- Описания домашнего задания (или иной формы контроля и способа закрепления соответствующих навыков и умений).
Остановимся на каждой из них подробнее.
Тема урока
Из этой фразы следует, что урок будет посвящен знакомству учеников с грамматическими особенностями имени прилагательного в степенях сравнения и тому, как эти слова используются в речи. Тема урока должна соответствовать рабочей программе, она указывается не только для отчета перед руководством школы, но и публично оглашается ученикам в начале занятия, а часто и пишется на классной доске перед уроком. Следовательно, здесь необходимо умение четко и предельно сжато сформулировать всю суть урока.
Цель урока
Классическая методическая наука выделяет три основных цели урока:
Конечно, урок как методическое целое сам в себе заключает в себе единую общую цель, но она может разделяться в зависимости от того, о каком уроке идет речь, какой предмет преподается, какова ученическая аудитория и других аспектов.
Ход урока
Ход урока – это последовательность действий, совершаемых учителем в процессе урока. Их количество не ограничено и зависит от характера занятия. Однако при построении хода урока не следует забывать о том, что он ограничен во времени, и учитель должен ограничиться сорока пятью минутами. Так, например, распространен следующий ход урока (на примере урока русского языка):
- Приветствие (1 минута).
- Речевая разминка (5 минут).
- Проверка правильности выполнения домашнего задания (6 минут).
- Фронтальный опрос (4 минуты).
- Объяснение нового материала (десять минут).
- Фронтальный опрос по новому материалу (пять минут).
- Выполнение упражнения у доски (десять минут).
- Подведение итогов урока (3 минуты).
- Объявление домашнего задания и пояснения к нему (1 минута).
Однако приведенный пример не ограничивается лишь наименованием действий педагога: он должен кратко письменно пояснить, что включает в себя каждая часть урока (например, какие вопросы заданы ученикам, какое именно упражнение выполнялось, об объяснении какого материала шла речь, что включала в себя речевая разминка (предположим, образование повелительного наклонения предложенных глаголов).
Домашнее задание
Домашнее задание – это одна из основных форм педагогического контроля уровня сформированности соответствующих навыков и умений и их более глубокого закрепления. Поэтому домашнее задание не может существовать в отрыве от основной сути урока. Например, если изучалась пунктуация при преобразовании прямой речи в косвенную, то домашнее задание должно представлять из себя упражнение, посвященное изучению этой темы, или иное задание, разработанное и предложенное самим учителем (можно предложить ученикам преобразовать прямую речь героев изучаемого на уроках литературы произведения в косвенную и записать это в тетрадях, тем самым будет задействована не только основная суть занятия, но и межпредметная связь с изучением литературы). Однако домашнее задание по своему размеру не должно превышать 1/3 объема изученного на уроке материала.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
____________________________________________________________________________
План, конспект и технологическая карта урока
в соответствии с требования ФГОС
(методическое пособие)
Златоуст, 2019
Члены рабочей группы:
Бородина Е.С. – учитель начальных классов
Головченко Т.А.– учитель русского языка и литературы
Дрёмина Н.Г.– учитель начальных классов
Дьячкова А.А.– учитель начальных классов
Крохалева Л.А. – методист
Некрасов К.А. – учитель физики
Подельщикова С.В. – методист
Рамазанова Е.Д.– учитель начальных классов
Салихова Г.Р.– учитель биологии
План, конспект и технологическая карта урока в соответствии с требования ФГОС:
методическое пособие / МАОУ СОШ № 38. – Златоуст, 2019. – 50 с.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе универсальных способов деятельности. Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственно действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают своё описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Для создания учебной ситуации могут использоваться следующие приёмы:
-предъявить противоречивые факты, теории;
-обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
Учебной ситуацией может стать задание: составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определённому правилу; или выполнение задания (объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса); или практическая работа и т.д.
Структура современного урока должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает ход урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Различия плана, конспекта и технологической карты урока
1. План (от лат. planum – плоскость) – заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятия. (Большой энциклопедический словарь)
План урока пишется в краткой форме по основным этапам урока; можно план представить в виде таблицы следующего содержания:
Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.
Что такое конспект урока?
Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.
Для чего нужно составлять план урока?
В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.
Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.
Основные требования
Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:
- Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
- Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
- Необходимо четко прописать тему и ход урока.
На что еще стоит обратить внимание?
Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.
Как правильно оформить конспект?
Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.
Пример составления краткого плана-конспекта
Краткий план урока. 5 класс
Предмет: русский язык.
Тема: имя прилагательное.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.
- развивать речевые навыки и умения;
- отработать умение согласовывать слова.
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
- повторение изученного материала;
- подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
- домашнее задание.
Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.
Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.
Приведем пример еще одного конспекта.
План урока английского языка, 7 класс
Тема: повторение пройденного грамматического материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.
- развивать коммуникативные умения;
- развивать способность работать в команде;
- формировать умение выделять главное в изученном материале.
Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.
- организационный момент;
- фонетическая разминка;
- лексическая разминка;
- повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
- проверка домашнего задания;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное – не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).
Подводя итоги
Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:
- Предмет/класс.
- Типа урока.
- Тема занятия.
- Цель.
- Основные задачи.
- Оборудование.
- Ход урока:
- оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
- проверка домашнего задания;
- введение нового материала, его отработка;
- закрепление пройденного, повторение.
8. Подведение итогов.
Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.
Читайте также:
- Проверяют ли справки в детском саду в дежурную группу
- Музыкальное размышление на тему что такое музыка кратко
- Интересные проекты в школах россии
- Школа 116 екатеринбург педагогический состав
- В чем причины ухудшения сырьевой базы россии в 1990 е годы кратко
Шаблон конспекта урока в соответствии с ФГОС
10.06.2021 10:39
Шаблон создан в виде таблицы, которую учитель заполняет самостоятельно приподготовке к своему уроку. Этот конспект рассчитан на новую тему.
Просмотр содержимого документа
«Шаблон конспекта урока в соответствии с ФГОС»
Четверть: ____ Дата: ____. ____. ________.
ТЕМА |
|
ЦЕЛЬ |
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |
|
ТИП |
|
ХОД УРОКА |
|
ОРГ. МОМЕНТ |
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ |
|
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ |
|
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА |
|
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА |
|
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ |
|
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
|
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ |