План-конспект внеурочного мероприятия
Тема внеурочного мероприятия: «Знай своих героев!»: знакомство со знаменитыми соотечественниками (на примере жизни и судьбы П. П. Аносова)
Преподаватель: Напалкова И.Е.
Методы обучения: словесный – беседа, практический
Междисциплинарные связи: История, география, литература
Средства обучения:, АРМ преподавателя книжные издания, иллюстрации.
Предварительная работа: выбрать выступающих, предоставить им тексты выступлений, подготовить мультимидийную презентацию.
Цель и задачи урока:
Образовательная:
Сформировать знания о знаменитых соотечественниках на примере жизни и судьбы П.П. Аносова
Объяснить какую роль сыграл П.П. Аносов в истории родного края в XVIII – XIX вв.
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы.
Развивающая:
«Способствовать развитию навыков студентов обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы
Воспитательная:
Способствовать воспитанию чувств патриотизма и любви к Малой Родине.
Обеспечить условия к формированию положительному интереса к истории Урала
Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения студентов.
План внеурочного мероприятия:
Набор модулей урока (с указанием продолжительности) |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Средства обучения |
Организационный момент ( 3 мин) |
Сообщение об особенностях урока, проверка готовности к уроку. Приветствует обучающихся отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку, настраивает студентов на успешную работу. |
Настраиваются на серьезную и ответственную работу |
Слайд 1 |
Актуализация опорных знаний (5 мин) |
– тема урока; – Напоминает о теме предыдущего занятия, подчеркивает значимость и важность знаний о своих знаменитых соотечественниках. Выступает студентка и зачитывает стих Е. Трушиной «Славных лиц в России много» (все это транслируется на мультимидийную доску) |
Отвечают на вопросы, психологически настраиваются на углубление и получение новых знаний Выступает студенты и зачитывают стих. Славных лиц в России много: Тех, кто край родной любя, Укреплял Державу строго, Не жалел в трудах себя. Тот эскадру вёл отважно, Тот солдат, тот славный князь. Дел узор вплетали важный В историческую вязь. В сердце каждого потомка Оставляли яркий след Честной службой, битвой громкой, Славой доблестных побед. И открытием научным, И правлением с умом, И стихом красивым, звучным, Светлой жизнью со Христом. Нить истории прекрасна Златом добрых славных дел. Жизнь того лишь не напрасна, За Отчизну кто радел. |
Слайд 2 – 3 |
Мотивация (5 мин) |
Говорит о том, что Урал является нашей общей «малой Родиной» и что знать ее историю очень важно. Подчеркивает значимость отдельной личности в истории Родного края. Как важно быть честным, профессиональным и как важно любить свою Родину. Именно поэтому не случаен и выбор темы занятия, так как Павел Петрович Аносов сделал очень много для того, чтобы наш край прослыл «опорным краем Державы». |
Слушают, высказывают свое мнение. |
|
Формирование нового понятия ( 40 мин) |
Предоставляет слово выступающим студентам После выступлений студентов учитель демонстрирует видеофрагмент о П.П. Аносове и городе Златоуст, снятый ОТВ. |
Выступает студент и рассказывает о жизни, работе и вкладе в науку П.П. Аносова (весь рассказ сопровождается мультимедийными слайдами – см. Приложение 1) Затем выступает еще один студент и рассказывает о дальнейшей судьбе потомков Аносова. Остальные студенты слушают, конспектируют, задают уточняющие вопросы. |
Слайды 5 – 25 |
Первичное закрепление 20 мин |
Предлагает устно ответить на следующие вопросы: – Когда родился П.П. Аносов? _ Чем прославился Аносов? – В чем значимость открытого им булата? -Памятник П.П.Аносову торжественно открыт (когда? где?) – В городе Златоусте именем Аносова названы? – Назовите наиболее известные труды Аносова. |
Отвечают на вопросы |
|
Подведение итогов урока (9 мин) |
Выступает студентка с декламирует стихотворение А.Павлова |
Студента рассказывает стих. Памятник Аносову в Златоусте Мой Златоуст, литым колоссом На площади твоей стоит Аносов. На площади твоей стоит Аносов, Клинок согнув усилием руки… Ты помнишь, город, как великороссов Прославили подобные клинки? Кузнец уральский их ковал ночами, И перед тем, как вытравить печать, Закаливал их жаркими печами, Испытывал ударами сплеча. Однажды мастер на огонь булата Взглянул при свете тающего дня И, завершая замысел крылатый, Насёк на нём крылатого коня… …Стоит Аносов в дымке городской И гнёт булат чугунною рукой. И гнёт булат чугунною рукой. И думает о мастерстве великом – Оно течёт всесильною рекой, Неповторимой и тысячеликой. Он много думал, русский металлург… Пусть то, что знали деды – знают внуки! Он это знанье твердо и не вдруг Преобразил в живую плоть науки. Ряды неровных и поспешных строк Связались сами в строгие таблицы… И полетел бушуевский конек, Ему сегодня так легко летится!… Аносов жив в сердцах людей Урала. Его земля уральская питала. Его земля уральская питала И все связала с именем его: И голубую дымчатость металла, И раскалённой стали торжество… Мы вышли в мир, и тысячи вопросов На нас неслись, как частый снегопад… Как смог в глуши времен найти Аносов Таинственно исчезнувший булат? Как он сумел от злобы генералов, От сплетен бар, забывших нашу речь, О будущем величии Урала Свою мечту святую уберечь? Но он сумел – и нет мечты сильней, И он навеки связан только с ней. |
Слайды 26 – 29 |
Подведение итогов мероприятия ( 5 мин) |
Комментирует и оценивает работу и активность студентов на мероприятии |
||
Рефлексия (3 мин) |
Делает свои комментарии |
Отвечают на вопросы (продолжить предложение):
Было трудно… |
Приложение 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Приложение 2
Фотографии с мероприятия
Схема анализа внеклассного мероприятия
-
Актуальность выбора темы мероприятия.
«Урал! Опорный край державы, его добытчик и кузнец. Ровесник древней нашей славы и славы нынешней творец».
Действительно, наш край удивителен и достоин восхищения. Он овеян легендами и преданиями далёкого прошлого и героическими событиями наших дней. Нельзя изучать историю России без истории родного края. Уральская земля богата талантами и знакомство студентов с удивительными биографиями уральцев способствует формированию у них чувств гордости, любви и ответственности.
Региональный компонент исторического образования входит в инвариантное содержание курсов истории, кроме того у первого курса учащихся техникума изучается и отдельная учебная дисциплина «История Родного Края» (44 часа по учебному плану). Данное мероприятие позволяет учителю расширить знания учащихся по истории Южного Урала.
2. Соответствие темы интересам учащихся, их возрастным особенностям,
уровню владения речью. Соответствует
3. Связь с учебной программой. – Тема может быть рассмотрена в рамках учебной дисциплины «История Родного Края»
4. Массовость и активность студентов в подготовке и проведении
мероприятия. Принимала участие группа 103 (25 человек)
5. Адекватность приемов, способов и форм проведения мероприятия
поставленным целям. Способы и формы проведения соответствуют поставленным целям.
6. Успешность реализации поставленных целей. Заявленные цели были выполнены
7. Оценка мероприятия участниками, коллективом педагогов учебного
учреждения и методистами. Студентам понравилось изучение данной темы
Мастер – класс
«Алгоритм Составления СЦЕНАРИЕВ, И организация внеклассного
мероприятия»
УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО искусства
моу «СОШ № 6» г. саранск
Кулькова в.а.
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Алгоритм
составления сценариев, и организация внеклассного мероприятия»
Педагог: учитель ИЗО и МХК Кулькова Вероника
Александровна
Продолжительность мастер – класса: 25 – 30 минут
Цель мастер-класса: Вывести
алгоритм составления сценария мероприятия и продемонстрировать готовый продукт
творчества.
Задачи:
– познакомить с алгоритмом написания сценариев внеклассных
мероприятий по предмету;
– способствовать
определению и различию большой макро темы свою
конкретную микро тему.
– содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств,
настроения.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Раздаточный материал: карточки с
заданиями.
Наглядные пособия: презентация «Алгоритм
составления сценариев и организация внеклассного мероприятия», видео.
Основная
цель образования – воспитание гармоничного члена общества.
Достижение этой
цели невозможно без сочетания учебного процесса с внеклассными мероприятиями.
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм,
широко используемых в воспитательной работе учреждения.
Наше
занятие будет посвящено тому, как сделать мероприятие более грамотным,
интересным, запоминающимся. А главное научиться делать его самостоятельно.
Нам
предстоит вывести алгоритм
мероприятия.
Небольшая
разминка. Предлагаю, дать определение слову «алгоритм».
Алгоритм – система
операций, применяемых по строго определённым правилам для решения какой – либо
задачи (составления и разработки сценария праздника)
Для
начала, вспомним: из каких этапов состоит любое мероприятие.
Перед
вами набор карточек, на которых написаны этапы организации мероприятия.
Ваша задача разложить их в правильной последовательности.
Этапы
проведения мероприятия:
·
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЦЕЛЕЙ
·
ПЛАНИРОВАНИЕ
И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАБОТЫ
·
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБЯЗАННОСТЕЙ
·
ОПЕРАТИВНОЕ
РУКОВОДСТВО
·
ПРОВЕДЕНИЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
·
ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ И АНАЛИЗ
Сравниваем.
Исправляем.
Чтобы
составить грамотный план программы внеклассного мероприятия, необходимо
действовать по четко продуманной структуре.
Структура
внеклассного мероприятия по ФГОС состоит из 4 частей:
I.
Подготовительная часть:
– какие цели и задачи преследует организуемое мероприятие
– какие методы и приемы применимы к
выбранному контингенту воспитанников
– насколько активно ученики должны
быть вовлечены в подготовку и организацию мероприятия
– какие материально-технические
средства потребуются
– как распределить имеющуюся рабочую
силу и время
– возможно ли, привлечь к
организации и подготовке внеклассного занятия родителей и других педагогов
II. Организационная часть:
– подборка содержательного и актуального методического
материала
– постановка логической цепочки
действий в ходе мероприятия
– адаптация продолжительности
внеурочного занятия на основе возрастной категории воспитанников
III. Основная часть:
– какие инновационные педагогические приемы будут применяться
– какими индивидуальными чертами
обладает аудитория детей
– какие воспитательные подходы будут
применены
– какие творческие компоненты будут
включены в мероприятие
– балансировка количества
информации, которая поступит к воспитанникам в ходе внеклассного мероприятия
IV. Заключительная часть:
– как будет проводиться анализ проведенного
внеклассного мероприятия
– как будет получена обратная связь
от учеников, их родителей и других педагогов
Итак: I.
Подготовительная часть.
Когда Сергею Образцову журналисты
задали вопрос: «Как вы готовите спектакль для детей?» — он ответил: «Сначала
отвечаю на вопрос, для кого готовлю спектакль (определение
возраста), потом отвечаю на вопрос, зачем я ставлю этот спектакль (определение
цели), и только потом я отвечаю
на вопрос, как надо делать спектакль (определение
методики)».
В основе
написания сценария любого мероприятия лежит определённый алгоритм, ключевые
слова которого: для кого, зачем, как.
1.
Определение интересной темы и идеи.
Для мероприятия очень важно выбрать в рамках большой макро темы свою конкретную микро тему. Это позволит максимально полно
раскрыть тему, глубже погрузиться в проблему, обсудить и проработать ее со всех
сторон.
Так, например,
вечер, имевший одну общую тему «Портреты русских художников» «Женские образы в
портретах В.Боровиковского» «Крестьянские портреты Крамского»
Если тема сценария
понимается как проблема, то идея – это пути ее решения.
Идея – основная
мысль, главный вывод содержания замысла, оценка отображаемых событий, явлений.
Определив тему и возраст участников,
затем ставятся цель и задачи, ориентирующие на конечный результат. Очень
важно учесть форму мероприятия.
2. Определение
целей и задач проведения мероприятия.
Цель (должна быть
одна);
Задачи
-учить..
-воспитывать..
-развивать..
-повышать
уровень..
-расширять
кругозор
3. Форма и
методы.
Форма мероприятия – это его
структура, образуемая на основе организации материала и аудитории.
Формы:
•
Конкурсные
программы
•
Беседы
•
Линейка
•
Поход
•
Выставка
•
Дискотеки
•
Праздник
•
Концерт
•
Шоу
•
Спектакль
•
Смешанные
формы.
Выбор формы, а
затем жанра в первую очередь соотносится с замыслом и целью мероприятия.
тематический
вечер
вечер
– портрет, вечер – рассказ,
вечер
– ритуал, вечер – репортаж
Содержание
мероприятия
а.
эпизоды б. сюжетная линия
Самое сложное в подготовке
мероприятие – это придумать идею, сюжет. Идея должна быть оригинальна,
интересна, реальна реализуема.
Есть несколько
способов накидывание идей.
·
Генерирование
идей.
Применяем мозговой
штурм
Записываете все
идеи, что приходят в голову. Ни одна идея не отрицается. Чем больше, тем
лучше. Всё, о чём хотите написать; всё, что волнует. Не обращайте внимания на
качество идей. Главное – количество.
Существует легенда о том, как появилась
эта форма.
Давным – давно плыл корабль из одной
страны в другую. И когда путешествие подходило к концу, и на горизонте
показался берег, корабль натолкнулся на подводный риф. Корабль получил пробоину
и начал тонуть. И тогда капитан сказал, чтобы все предлагали варианты выхода из
ситуации, пусть они будут даже нелепые. Было много вариантов. И среди них
нашелся такой: на корабле был очень толстый- толстый кок и его пятой точкой
было предложено заткнуть пробоину. Так поступили и доплыли до берега. Не знаю
было это на самом деле.
·
Фильтрация.
Стадия
критического подхода к идеям. Отбрасываете слабые идеи, оставляете сильные,
стоящие того, чтобы применить.
·
Селекция.
Рассматриваете
выбранные идеи. В результате – отбираете одну идею, которая послужит
основой для будущего мероприятия.
·
Логлайн, разработка концепции.
Логлайн передает историю сценария в
максимально возможной форме, т.е. содержание сценария, выраженное одним
предложением до 25 слов.
Мероприятие имеет название «Путешествие
в детство».
Например: «В детском
возрасте торопим время, стремимся стать взрослее, а значит, несем с собой во
взрослую жизнь багаж: воспоминаний, удач, неудач, потрясений, открытий, которые
произошли с нами в детстве».
Не случайно идея очень часто
становится названием мероприятия.
Но
есть еще одна форма поиска идей. Сейчас мы ее посмотрим в действии.
Перед
вами лист, на котором три колонки. Заполняем.
ГДЕ? |
В КАКОЙ |
ДЛЯ |
Например,
ГДЕ? |
В КАКОЙ ФОРМЕ? |
ДЛЯ |
На крыше |
Концерт |
Для пионеров |
В школе |
Экскурсия |
Для пенсионеров |
В подвале |
Конкурс |
Для толстяков |
На площади… |
слет |
Для малышей |
В |
спектакль |
Для |
В театре |
праздник |
Для нач. |
4.
Материально-технические средства.
II. Организационная часть.
1.Подборка
содержательного и актуального методического материала.
Подбирая
литературу для мероприятия, необходимо учитывать её художественную и
познавательную ценность. Отобранная литература просматривается, изучается,
систематизируется с учётом темы мероприятия.
Сценарий – это
подробная литературная разработка содержания мероприятия, в которой в строгой
последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема,
показаны переходы от одной части действия к другой.
Типы
сценарных ходов.
•
Хроникально-исторический
(за основу хроника событий, история)
•
Персонифицированный
(за основу берется образ)
Сценарий
мероприятия
Фабула
(композиция) – в художественном произведении цепь событий, о
которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной
последовательности.
В составе
композиции различают экспозицию, завязку, развитие действия, сценарный ход,
кульминацию, развязку.
Экспозиция –
вступительная часть сценария, она даётся представление о теме, проблеме,
которой посвящено данное мероприятие.
Завязка – эта часть
сценария знакомит зрителей с основными действующими лицами. Они погружают
зрителя в ту атмосферу, в которой разворачиваются основные события.
Сценарный
ход,
цементирующий
действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия
каждого эпизода. Идеальным является использование в сценарии одного хода,
связывающего все эпизоды действия.
Развитие
действия
Кульминация
–
это центральная часть сценария, апогей, когда напряжение доходит до своего
максимума, достигается наибольший накал страстей.
Развязка и
эпилог –
После апогея неизбежно идёт развязка – очень важный элемент сценария. Требуется
логическое завершение события. Очень важен в сценарии эпилог.
2.
Распределение рабочей силы и время.
А)
Создание творческих групп. Распределение обязанностей.
Б)
Создание условий для работы.
В)
Подготовить место проведения мероприятия:
– Оформить,
согласно тематике, мероприятия.
–
Подготовить атрибуты, декорации, костюмы.
–
Подготовить места расположения участников, зрителей, ведущего.
Г) Подготовить
музыкальное оформление. (Фоновая музыка, видеоролики, звуки и т. п.).
Д) Дать
информацию о проводимом мероприятии:
– Довести
положения до участников мероприятия,
– Разработать,
размножить и распространить объявления, афиши, рекламу, билеты-приглашения и т.
д.;
III.
Основная часть.
Постановка
логической цепочки действий в ходе мероприятия.
1.Мероприятие не
самоцель, а средство воспитания.
2. Следует
стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников.
3. Мероприятие не
должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончится чуть
раньше, чем она надоест».
4.Излишняя
простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса.
5. Мероприятие
должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности
участников. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его
влияние.
6. Активное
применение игровых и занимательных форм работы должно отличать их от
школьного урока.
7. При подготовке
мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности
пользователей.
IV.
Заключительная часть.
Анализ
проведенного внеклассного мероприятия (Анкетирование)
Анкета
1. С какой целью в
коллективе проводилось данное мероприятие?
2. По чьей
инициативе проводится мероприятие?
3. Что интересного
и полезного получили от этого мероприятия? Какое твое участие в подготовке и
проведении данного мероприятия?
4.Твои ожидания (будет
ли интересно) и пожелания?
5.
Назови недостатки проводимого мероприятия.
План зачетного внеурочного мероприятия
Группа: МПО-56
Вид мероприятия: марафон
Тема: Интеллектуально-личностный марафон
КМО:
ТСО: компьютер, проектор
Раздаточные материалы: карточки с номерами (для распределения по командам), конверты с заданиями
Методы: объяснение, рассказ, беседа
Цели мероприятия:
-
выявить студентов, кто проявляет себя как функционально грамотная творческая личность, умеющая решать жизненные нестандартные или учебные задачи;
-
развивать творческие способности, логическое мышление студентов;
-
формировать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
-
воспитывать умение сотрудничать в коллективном деле.
Ход мероприятия
Организационный момент. Здравствуйте студенты, сегодня мы будем проводить у вас внеклассное мероприятие на тему «Интеллектуально-личностный марафон».
Основная часть мероаприятия. Каждый выберите по одной карточке, и садитесь: у кого 1 номер в левую сторону, у кого 2 номер в правую сторону. Распределение обучающихся на 2 команды (выбор карточек с номерами 1 и 2). Придумайте название команды и выберите капитана команды. Марафон состоит из 6 этапов:
1 этап – РЕБУСЫ
2 этап – ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА
3 этап – МИР ВОКРУГ НАС
4 этап – ХВОСТАТАЯ ВИКТОРИНА
5 этап – БЕГУЩИЕ МИНУТКИ
6 этап – ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ
И так, начинаем наш марафон.
1 этап – РЕБУСЫ. Каждой команде предлагается посмотреть на ребусы в течении 2 минуты, а потом дать ответ. Студенты разгадывают ребусы (показ в презентации).
2 этап – ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА. Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей, которые из них «убежали». Студенты разгадывают слова (показ в презентации).
-
Ги____ (правила сохранения здоровья)
-
_____иум (растение семейства лютиковых)
-
_____ость (покорность, смиренность)
-
Па____дник (огороженный садик перед домом)
-
Двуст____а (охотничье ружьё)
-
П____ок (небольшой населённый пункт)
-
_____ка (вкусное прозвище автомобильного руля)
-
Г_____ (часть ноги от колена до стопы)
-
Бра____ер (охотник вне закона)
-
За____ка (печная дверь)
-
_____мание (познавание, постижение)
-
____ча (наблюдательная пожарная вышка)
-
Глю_____ (виноградный сахар в плодах, мёде)
-
По____ (окраска поверхностей мелом или известью)
-
Д_____ (рука, ладонь в старину)
(Убежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)
3 этап – МИР ВОКРУГ НАС. А, сейчас капитанам предлагается выбрать конверты с заданиями для своих команд, в течении 5 минут обсудить ситуации и дать ответ.
4 этап – ХВОСТАТАЯ ВИКТОРИНА. В этом этапе вы должны отгадать животное по описанию его хвоста. Каждой команде даются разные задания, записывают на листочках.
1 команда:
-
Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру)
-
На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев)
-
Его хвостик летом серый, а зимой белый. (Заяц)
-
Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых. (Корова)
-
Нос пятачком, хвостик крючком. (Свинья)
-
Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белка)
-
Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик. (Овца)
-
Он ловил хвостом рыбу в проруби. (Волк)
-
У этого великана нос намного длиннее, чем хвост. (Слон)
-
Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу. (Лиса)
-
Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму. (Бобр)
-
Чёрные треугольнички на белой пушистой королевской мантии – это кончики их хвостов. (Горностаи)
2 команда:
-
Это животное все легко узнают по чёрным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот)
-
Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника. (Скунс)
-
Длинный голый хвост этого животного, напоминающего крысу, заменяет ему пятую лапу. Живя на деревьях, он постоянно пускает его в ход, обвивая цепкими кольцами то одну, то другую ветвь. (Опоссум)
-
Этот прыгучий звёрек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги – птицы, а хвост – льва. (Тушканчик)
-
Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко. (Мышь)
-
Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а потом обсасывается. (Мыши и крысы.)
-
Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны. (Дикобраз)
-
Он в известной сказке потерял свой хвост. (Ослик, а звали его Иа.)
-
Сапоги со шпорами, хвост с узорами. (Петух)
-
Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый. (Павлин)
-
Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу. (Сорока)
-
Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове. (Орёл)
5 этап – БЕГУЩАЯ МИНУТКА. Следующий этап посвящен проверке знаний по литературному чтению и называется “Бегущие минутки”. Выберите одного участника из своей команды. За 1 минуту он должен ответить на большее количество вопросов. Время на обдумывание не дается.
Если участник не знает ответ, нужно сказать “дальше”. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1 команда:
1. Кто автор повестей о Незнайке и его друзьях? (Носов Н.)
2. Назовите кличку собаки Мальвины. (Артемон)
3. Что было написано на домике Пятачка? (Посторонним В)
4. Каким животным было Серебряное копытце из сказа Бажова? (Козленком)
5. Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)
6. За кем побежала Алиса в страну чудес? (За кроликом)
7. Какая волшебная вещь позволяла Бильбо из сказки “Хоббит” стать невидимым? (Кольцо)
8. В каком городе жила семья Свантесонов в повести о Малыше и Карлсоне? (Стокгольм)
9. Этот поэт создал стихотворения “Парус”, “Бородино”, “Узник” и множество других. Был убит на дуэли. (Лермонтов)
10. Назовите сказку А.С.Пушкина, в которой автор не дал имя главным героям. (“О рыбаке и рыбке”)
2 команда:
1. Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (33 года)
2. Кого заметил Буратино в темном чулане? (Летучую мышь)
3. Из чего был сделан Золушкин башмачок? (из хрусталя)
4. Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье)
5. В каком городе жил Незнайка? (Цветочный город)
6. Сколько заплатил за обед в харчевне “Трех пескарей” Буратино? (Нисколько)
7. У кого в дверях застрял Вини Пух? (У кролика)
8. Как звали итальянского братца Буратино? (Пиноккио)
9. От кого Буратино получил золотой ключик? (от черепахи Тортилы)
10. По какому поводу Муха- Цокотуха собрала гостей? (именины)
6 этап – ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ. Это заключительный этап марафона – мы подготовили вам 3 подвижных игр.
Первая игра называется “Наполни стакан”.
По центру зала ставят два стула. На одном стуле пустой стакан, на другом полный. Задача каждой команды перенести ложкой из одного стакана воду в другой. У кого в конце стакан окажется более наполненным, тот и выиграл. Главное не скорость, а осторожность.
Вторая игра называется “Перестраивалка “Студенты”
Заранее готовятся два комплекта больших карточек с буквами: «С», «Т», «У», «Д», «Е», «Н», «Т», «Ы», в каждой команде участник получает по одной карточке и держит перед собой. После того как ведущий загадает загадку, команде нужно быстрот сориентироваться и составить из букв ответ (участники с нужными буквами встают вперед и пишут разгадку слева направо), При следующей загадке – перестраиваются. От этапа к этапу ведется подсчет баллов, которые присуждаются команде давшей ответ первой.
1. Греют на лекциях, и на переменах учебного заведения родные… (Стены)
2. Для наглядности свой эксперимент, дополнит фото и выставит на… (Стенд)
3. Нужно ставить галочку или крест, если проводит преподаватель… (Тест)
4. Если взять на природу брезент, то укроет от дождя натянутый…(Тент)
5. Помнят только лучшие моменты, никогда не унывают настоящие… (Студенты)
И последняя игра называется “Портрет идеального педагога”
Для организации командной игры приготовить доску для закрепления листов, два маркера и листочки (в 2-х экземплярах), на которых написаны различные части тела и лица: «нос», «глаза», «брови» и т.п. – это и будет задание для каждого игрока. Игра идет по правилам эстафеты: первый игрок берет маркер, бежит к доске, рисует свою деталь будущего шедевра и бегом бежит обратно, за ним второй и т.д. Победа может присуждаться команде, как за скорость исполнения, так и за художественные достижения.
Заключительная часть мероприятия. Всем спасибо за участие на нашем марафоне. Награждение команд. Вручение призов.
Понравился ли вам марафон? Какие этапы понравились?
Какие трудности испытывали?
Еще раз всем спасибо за участие, до свидания!
Рассмотрен на заседании педагогического совета Протокол № ___ от «___»______________ 2021 г. |
«Утверждаю»: Директор школы: ______________ Титова Д. В. Приказ № ___ от «___» ______________ 2021 г. |
План внеурочной деятельности
обучающихся 1-11 классов
на 2021-2022 учебный год
I. Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в ОО используется план внеурочной деятельности – нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
В своей деятельности ОО ориентируется, прежде всего, на стратегические цели развития образования в Российской Федерации, на реализацию приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы общего образования страны (Послание Федеральному Собранию Президента РФ Медведева Д.А. 05.11.2010 года).
Организация внеурочной деятельности ОО опирается на следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ“Об образовании в Российской Федерации”
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения общеобразовательном учреждении»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 ««Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
4. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
5. Перечень поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 22.11.2008 № ПР- 22505 в части реализации национальной инициативы «Наша новая школа».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
7. Примерная основная образовательная программа начального общего иосновного общего образования одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросу организации введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ______________________________________ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2021-2022 учебный год»
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
II. Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной деятельности
План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.
План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Модель организации внеурочной деятельности ОО оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники учреждения (классные руководители 1-11-х классов, учителя-предметники). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Механизм конструирования оптимизационной модели:
1. Администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансово-экономического обеспечения (возможности использования внебюджетных средств, возможность осуществления платных дополнительных образовательных услуг) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности.
2. Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью:
– получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных);
– знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной деятельности обучающихся);
– получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей.
3. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.
3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии.
5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе.
6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условияхобщеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
1) расширение общекультурного кругозора;
2) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
3) включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
4) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
5) участие в общественно значимых делах;
6) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
7) создание пространства для межличностного общения.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся ОУ используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
ОУ организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности:
1. спортивно-оздоровительное;
2. социальное;
3. общеинтеллектуальное;
4. общекультурное
5. духовно-нравственное.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основные задачи:
1. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
2. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
3. Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основными задачами являются:
1. Формирование навыков научно-интеллектуального труда;
2. Развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
3. Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
4. Овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования.
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран – цель общекультурного направления.
Основными задачами являются:
1. Формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
2. Становление активной жизненной позиции;
3. Воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования.
Основными задачами являются:
1. Формирование навыков научно-интеллектуального труда;
2. Формирование навыков проектирования;
3. Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
4. Овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2021-2022 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению обучающихся в выборе дальнейшего профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
III. Режим организации внеурочной деятельности
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболееблагоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).
Расписание занятий включает в себя следующие нормативы:
недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся;
недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности;
количество групп по направлениям.
Продолжительность учебного года составляет: 1 класс – 33 недели, 2-3 классы – 34 недели, 5,6,7,8, 9, 10, 11 классы – 35 недель.
Продолжительность учебной недели: 1-4 классы – 5 дней, 5,6,7,8, 9, 10 и 11класс – 6 дней.
Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой. Из представленного перечня программ внеурочной деятельности родителям учащихся 1,2,3,4,5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов предлагается выбрать заинтересовавшие направления.
В 2021-2022 учебном году это стали следующие виды внеурочной деятельности:
План внеурочной деятельности
(ФГОС на 2021-2022 учебный год)
№ |
Направление внеурочной деятельности |
Название |
Количество часов 1-4 классы |
Всего |
|||
1 кл |
2 кл |
3 кл |
4 кл |
||||
|
Духовно-нравственное |
«Мой край – Воронежская область» |
1 |
1 |
|||
|
Общекультурное |
«Пластилиновая фантазия» |
1 |
1 |
|||
|
Общеинтеллектуальное |
«В царстве математики» |
1 |
1 |
|||
|
«Калейдоскоп наук». |
1 |
1 |
||||
ИТОГО |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
||
Объём внеурочной деятельности в год |
33 |
34 |
34 |
34 |
169 |
Направление внеурочной деятельности |
Формы реализации |
Количество часов |
Всего |
||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
Спортивно-оздоровительное |
«Спортивный клуб» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
«Футбол» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
«Настольный теннис» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|
Шахматы |
1 |
1 |
1 |
1 |
– |
4 |
|
Социальное |
«Мир моих интересов» |
– |
1 |
– |
– |
– |
1 |
Юные инспектора движения |
1 |
1 |
1 |
1 |
– |
4 |
|
Общеинтеллектуальное |
«Домоводство» |
– |
1 |
– |
– |
– |
1 |
Общекультурное |
«Уроки искусства» |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
«Звонкие голоса» |
1 |
– |
– |
– |
– |
1 |
|
Духовно- нравственное |
«По законам добра» |
1 |
– |
– |
– |
1 |
2 |
ИТОГО |
8 |
8 |
6 |
6 |
5 |
||
Объём внеурочной деятельности в год |
280 |
280 |
210 |
210 |
175 |
1155 |
Направление внеурочной деятельности |
Формы реализации |
Количество часов |
Всего |
|
10 |
11 |
|||
Спортивно-оздоровительное |
«Спортивный клуб» |
1 |
1 |
2 |
«Настольный теннис» |
1 |
1 |
2 |
|
Социальное |
«Я в мире, мир во мне» |
1 |
– |
1 |
Духовно- нравственное |
«Я – гражданин России» |
– |
1 |
1 |
ИТОГО |
3 |
3 |
||
Объём внеурочной деятельности в год |
105 |
105 |
210 |
Для реализации плана внеурочной деятельности в МКОУ Козловская СОШ созданы необходимые кадровые, методические, материально-технические, финансовые условия.
IV. Программно-методическое обеспечение плана внеурочной деятельности
ОУ
Программы внеурочной деятельности направлены:
на расширение содержания программ общего образования;
на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;
на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.
Программы, реализуемые во внеурочной деятельности школьников, могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся, его дифференциации и индивидуализации.
Программы по внеурочной деятельности соответствуют нормативно-правовым требованиям, в том числе утвержденным СанПиН. Выбор форм внеурочной деятельности опирается на достижение результата определенного уровня. При разработке программы выстраивается логика перехода от результатов одного уровня к результатам другого.
Типы образовательных программ, реализуемых во внеурочной деятельности:
1. Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход отвоспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (обобщественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
2. Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательныхрезультатов в определенном проблемном поле и используют при этом возможностиразличных видов внеурочной деятельности;
3. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (игровая,познавательная, спортивно-оздоровительная и др.);
Программы внеурочной деятельности согласовываются на школьных методическихобъединениях ОУ и осуществляется их внутреннее рецензирование Программа утверждается директором ОУ, проходит внешнее рецензирование, если она авторская.
В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного результата,мотивирующий и развивающий потенциал программы. Внутреннее рецензирование проводят учителя образовательного учреждения высшей квалификационной категории, администрация ОУ.
Программа, реализуемая во внеурочной деятельности, включает в себя следующие обязательные разделы:
Титульный лист
Пояснительная записка
Содержание курса
Учебно-тематический план
Ожидаемые результаты
Материально- техническое обеспечение реализации Программы
Список литературы.
Пояснительная записка раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению, педагогическую идею, информацию о продолжительности занятия, для детей какого возраста предназначена, место проведения занятия, виды деятельности, ожидаемые результаты, формы подведения итогов работы.
Содержание программы отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентностного самоопределения.
Титульный лист программы должен содержать наименование образовательного учреждения, название программы, Ф.И.О., должность, гриф утверждения программы (дата, должность и Ф.И.О. руководителя, утвердившего программу),название города, в котором подготовлена программа, год составления программы. Тематический план должен содержать характеристику видов деятельности обучающихся.
V. Финансово-экономические условия организации внеурочной деятельности обучающихся
Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного ибесплатного начального общего образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (пп.6.1 п.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании»).Согласно пункта 16 ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований за счет субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ, объем которых определяется исходя из установленных нормативов на одного обучающегося.
VI. Информационное обеспечение организации внеурочной деятельности
обучающихся на ступени основного общего образования ОУ включено:
• проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;
• информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия
образовательного учреждения с родительской общественностью, другимиобразовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования (через официальный сайт образовательного учреждения);
• создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);
• информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.
Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности играет сайт образовательного учреждения.
Это какие? Внеклассные мероприятия в школе проводятся с целью разнообразить досуг учеников. Помимо уроков, организуются конкурсы, концерты, выставки и экскурсии, которые вносят разнообразие в будни.
Чем важны? Внеклассные мероприятия оказывают большую роль в деле воспитания подрастающего поколения. С их помощью дети могут раскрыть свой творческий потенциал, сплотиться, стать добрее, активнее, развить чувство патриотизма и ответственность за себя и коллектив.
Оглавление:
- Внеклассные мероприятия как часть образовательного процесса
- Значимость, цели и задачи внеклассных мероприятий
- Форматы проведения внеклассных мероприятий в школе
- Этапы проведения внеклассного мероприятия
- Правила написания сценария внеклассного мероприятия
- Примерный план анализа проведенного внеклассного мероприятия
Внеклассные мероприятия как часть образовательного процесса
Помимо основного учебного процесса, в образовательных учреждениях предусматривается проведение дополнительных мероприятий. Такие занятия направлены на развитие творческих и познавательных способностей школьников и называются внеклассными или внеурочными мероприятиями.
Они проводятся во время, свободное от обязательных школьных уроков. Принимать в них участие могут учащиеся любых классов и параллелей. Внеклассные мероприятия в школе можно разделить на несколько видов в соответствии с целью их проведения. Каждый вид разделяется на несколько форм, которые будут разобраны ниже.
Одна из наиболее важных задач в условиях реформирования системы российского образования – это развитие социальных навыков и творческих способностей детей. Проведение внеклассных мероприятий помогает решить эту задачу. Они сочетают в себе образовательные и воспитательные функции, которые способствуют личностному развитию учащихся.
Внеклассная работа, при правильной ее организации, помогает школьникам реализовать себя, показать свою индивидуальность, повысить интерес к отдельным учебным предметам и процессу обучения в целом, проявить самостоятельность и социализироваться.
Отличие факультативных занятий от уроков состоит в использовании иных способов получения знаний и навыков. Они не требуют соблюдения строгой дисциплины и заучивания материала. Наоборот, для их проведения используется творческий подход с активным вовлечением учащихся в образовательный процесс.
Значимость, цели и задачи внеклассных мероприятий
Внеклассные мероприятия – это целая система разнообразных форм и методик проведения занятий, отличающихся по своему содержанию и назначению. Их основная цель в начальной школе – создание максимально комфортной обстановки для решения образовательных, воспитательных, развивающих и практических задач, связанных с прохождением основной учебной программы.
При помощи внеурочных занятий педагоги имеют возможность:
- способствовать развитию сразу всех личностных качеств учеников младших классов, путем применения игровой и творческой деятельности;
- улучшать творческие способности и инициативность учащихся;
- формировать у детей организаторские навыки, развивать умение работать в команде;
- обеспечивать психологический комфорт и социальную защищенность каждого ученика;
- знакомить детей с народным творчеством, прививать им любовь к родному краю;
- помогать родителям повышать педагого-психологическую культуру с помощью совместной деятельности;
- продвигать идею здорового образа жизни.
Для проведения внеклассной работы современные учителя используют одновременно три направления:
- учебно-воспитательную деятельность – кружки, творческие мастерские, экскурсии и т.п.
- досуговую деятельность – различные мероприятия в игровой форме: литературные, спортивные, развлекательные программы, викторины, утренники и т.п.;
- спортивно-оздоровительную деятельность – прогулки на свежем воздухе, спортивные мероприятия, эстафеты, игры, соревнования и т.п.
Форматы проведения внеклассных мероприятий в школе
Какие формы внеклассных мероприятий бывают в школе? В зависимости от вида занятия выбирается его формат и место проведения. Деятельность осуществляется на территории школы или за ее пределами. Формы внеурочного досуга различаются между собой, но могут иметь некоторые общие элементы.
Например, подготовка к мероприятиям включает три составляющих:
- теоретическая часть;
- критико-аналитический подход;
- творческая и практическая часть;
Учебно-воспитательные внеурочные мероприятия:
- беседа;
- экскурсионная деятельность;
- викторина;
- посещение театра;
- встреча с интересными людьми;
- дискуссия;
- обучение;
- соревнования.
Беседа, как одна из форм внеклассной работы, подразумевает живое общение учителя с учениками. Диалог помогает развивать умственную активность, грамотно строить речь, поддерживать интерес к занятию, лучше фокусироваться. Старшеклассники самостоятельно справляются с ведением и поддержанием разговора в установленных рамках, а вот в начальной школе учитель выбирает линию беседы и в соответствии с ней задает вопросы ребятам.
Беседы могут быть:
- предварительными;
- эвристическими (учитель помогает детям рассуждать и искать решение вопроса);
- воспроизводящие (рассчитаны на закрепление пройденного материала);
- коммуникативные;
- обобщающие (проводятся по итогам внеурочных занятий);
- повторяющиеся.
Познавательные виды мероприятий:
- конкурсы;
- олимпиады;
- детские творческие выставки.
Эти формы предназначаются для стимулирования познавательной и учебной деятельности школьников. Процесс помогает повышать интерес к конкурсам по различным предметам: русскому и иностранным языкам, литературе и точным наукам (математика, физика, химия).
Экскурсионная деятельность (экскурсия) – является одной из форм внеурочных мероприятий, которая наверняка заинтересует как начальные классы, так и подростков. Деятельность помогает:
- развивать наблюдательность детей;
- знакомиться с разнообразными объектами;
- изучать окружающую среду.
Экскурсии с гидом организовываются практически по всем школьным предметам для учащихся любых возрастов. В младших классах изучается естествознание, идет знакомство с окружающим миром. В старших классах и колледжах проводятся экскурсии, связанные с географией и историей. Подобный формат позволяет расширять свой кругозор вне зависимости от возраста.
Цель досуговых занятий состоит в получении новых знаний и навыков. Их можно развивать на мастер-классах (шитье, рисование, кулинария, лепка, фотография), в театральных кружках, принимая участие в конкурсах и интеллектуальных играх.
Все они являются частью творческой формы внеурочной деятельности, так же как:
- факультативы (дополнительные занятия);
- творческие объединения;
- кружки по интересам;
- мастерские.
Больше всего в этом виде занятий ценится креативность детей, которую помогают развивать и воспитывать педагоги.
Развлекательные и спортивные мероприятия:
- спортивные конкурсы и игры;
- соревнования;
- походы.
Спортивно-оздоровительные виды деятельности помогают прививать любовь к спорту, добавлять активные занятия и физическую культуру в повседневную жизнь учащихся.
При составлении плана внеклассных мероприятий для ребят, учащихся в школе, требуется учитывать их разницу в возрасте. Так, для начальной школы больше подойдут подвижные виды деятельности, конкурсы, игры и экскурсии. Старшеклассники же хорошо усваивают длительную, монотонную информацию. Они могут принимать участие в театральных постановках, турпоходах, КВН и брейн-рингах.
Этапы проведения внеклассного мероприятия
Мероприятие – это процесс, состоящий из четырех этапов: подготовки, организации, проведения и анализа.
- Подготовка
На этом этапе выбирается тематика мероприятия. Педагог подбирает определенную воспитательную направленность для каждого класса и ученика. Для получения успешного результата можно провести анкетирование учеников и их родителей.
Когда тема определена, учитель вместе с классом и их семьями (при желании) ставит цели и задачи мероприятия, для выбора формы, составления дальнейшего плана, списка оборудования и материалов. Участие класса в планировании и организации мероприятия является частью воспитательной деятельности.
- Организация
Далее распределяются роли и обязанности участников. Лучше всего, когда у каждого из учеников есть своя задача: от роли ведущего до помощи в выполнении поделок. По списку, составленному заранее, производится поиск, отбор и подготовка всех необходимых материалов, в том числе декораций и костюмов, настраивается оборудование. Итогом становится корректировка мероприятия (при необходимости), установка порядка действий и сроков.
- Проведение
Перед самым началом необходимо проверить уровень готовности и состояние участников, оборудования и помещения. Важно проследить, чтобы никаких отклонений от плана не происходило. Это позволит своевременно корректировать недочеты, возникающие во время проведения мероприятия.
- Анализ
Как только занятие окончено, учащиеся под присмотром педагога подводят итоги. Полученный опыт позволяет провести анализ и выявить положительные и неудачные моменты внеклассных мероприятий в школе. Стоит проверить, соответствовала ли форма и проведение поставленным целям и задачам, достигнут ли необходимый результат. Если что-то не совпало – выявить причину произошедшего.
Подводя итоги обсуждения, можно провести анкетирование. Ученики смогут выразить свое мнение более подробно, описать моменты, которые им понравились, или, наоборот, не пришлись по душе; предложить варианты, которые помогли бы улучшить следующие занятия.
Правила написания сценария внеклассного мероприятия
Педагоги тратят немало времени на подготовку мероприятий, выбирая наиболее интересный материал по заданной теме, который вовлечет большое количество учащихся и не оставит их равнодушными.
Все части внеурочной деятельности должны быть грамотно распланированы. Стоит определиться с методами и приемами подачи информации, формой проведения мероприятия, оборудованием и необходимыми для занятия материалами.
Какие сценарии может использовать учитель для внеклассного мероприятия? Сценарий – это подробный, правильно оформленный разбор содержания, раскрывающий компоненты досуговой деятельности, собранные в четком логическом порядке.
Сценарий доложен раскрывать тему и цель, показывать все логические переходы от одного этапа мероприятия к другому. Главная задача сценария – конкретизация общей тематики, поиск и выявление проблемного аспекта поднятого вопроса, который наиболее важен для коллектива. Так каждая деятельность связана с каким-либо праздником, значимой датой или личностью, актуальной темой.
Внеклассные мероприятия в школе должны проводиться по сценариям, соответствующим возрастным особенностям учащихся. Например, они могут посвящаться творчеству известных людей: А. Пушкина, Ф. Шаляпина или А. Ахматовой. Также на занятиях разбираются проблемные темы, значимые для детей определенного возраста: человек в обществе, вред наркотиков, финансовая грамотность, безопасное общение с животными и т.п.
Сценарий подразумевает развитие конкретного сюжета, содержащего в себе какой-нибудь конфликт. Эта часть является наиболее существенной при разборе тем, потому что именно она полностью раскрывает идеи занятия. После завершения мероприятия (вне зависимости от формы) проводится анализ его результатов.
Примерный план анализа проведенного внеклассного мероприятия
Педагог должен уметь осуществлять самоанализ деятельности. Самоанализ – это показатель профессионализма, уровня понимания учителем образовательных задач, относящихся не только к конкретному уроку или мероприятию. Он является наиболее значимым элементом педагогической и внеурочной деятельности, регламентированной ФГОС. Самоанализ позволяет преподавателям выявлять свои ошибки и преодолевать их.
Предлагаем вам ориентировочный план анализа внеклассных мероприятий, проводящихся в начальной, средней и старшей школе. Чем качественнее он будет выполнен, тем продуктивнее будет последующая работа педагога.
- Общие сведения
- Актуальность проведенной деятельности.
- Временные рамки мероприятия.
- Организатор (учитель или творческая группа педагогов).
- Тематика и форма занятия, его место в системе воспитательной деятельности образовательного учреждения.
- Цель мероприятия.
- Подготовительный период
- Распределение задач занятия между организаторами.
- Пошаговая работа с детьми по готовому четкому плану.
- Содержание воспитательного мероприятия.
- Соответствие поставленным целям и тематике.
- Учет возрастных особенностей участников.
- Новизна и полезность.
- Наличие связей между предметами.
- Применение ИКТ.
- Ход мероприятия
- Активная вовлеченность участников и зрителей.
- Влияние занятия на эмоциональное состояние обучающихся.
- Применение воспитательных методов и приемов при проведении мероприятия.
- Общая длительность занятия, оценка рациональности распределения времени.
- Вовлеченность родителей в подготовку и проведение мероприятия.
- Достижение поставленных целей.
- Подведение итогов
- Обсуждение этапов подготовки и проведения воспитательного мероприятия (в комфортной обстановке с помощью различных методов стимулируется участие учеников в общем разговоре).
- Анализ эмоционального восприятия обучающимися проведенного занятия и их собственной позиции в нем.
Проведение внеурочных занятий – важная часть работы учителя. Это одни из наиболее интересных и запоминающихся составляющих школьной жизни. Внеклассные мероприятия, проводящиеся в школе, требуют длительной подготовки. Занятие должно быть эффективным, увлекательным для учащихся, чтобы проблема не осталась без должного внимания и дальнейшего осмысления.