Как составить план внеурочной деятельности по фгос

Готовый план
внеурочной деятельности по новым требованиям ФГОС

Когда будете
планировать внеурочную деятельность на 2018/19 учебный год, учитывайте
новые редакции ФГОС. Главное требование – связать план внеурочной
деятельности с программой воспитания в школе. Данная статья содержит таблицу
с новыми требованиями, а также пример плана с учетом новых ФГОС.

Что вам
потребуется изменить в плане внеурочной деятельности

Главные изменения
касаются четырех разделов плана. Их вы можете посмотреть
в презентации «Как подготовить план внеурочной деятельности с учетом
новых ФГОС», которая расположена ниже. На слайдах 4–7 есть таблицы
с новыми требованиями. Во-первых, поменяйте пояснительную записку, потому
что новые редакции ФГОС расширили перечень личностных результатов.

Во-вторых,
в плане перепишите заново список планируемых результатов, которых
достигнут учащиеся на внеурочных занятиях. Причина – дополненные
перечни личностных и метапредметных результатов в новых редакциях
ФГОС. Подробнее о новых личностных результатах вы прочитаете на слайдах
12–18 в презентации.

В-третьих, вам
необходимо запланировать мероприятия в перспективном и годовом планах
внеурочной деятельности с учетом измененного содержания внеурочной
деятельности. Мероприятия помогут школьнику сформировать опыт волонтера,
исследователя, освоить разные виды труда, развивать гражданскую идентичность.

Электронная
презентация: что изменить
в плане внеурочной деятельности
– Приложение 11.

Чтобы вам удобнее
было информировать учителей о новых требованиях к внеурочной
деятельности, воспользуйтесь комментариями к слайдам – Приложение 1.

Как составить
пояснительную записку с учетом новой редакции ФГОС

Пояснительная
записка к плану внеурочной деятельности по новым требованиям должна
соответствовать программе воспитания, программе формирования или развития
универсальных учебных действий (УУД). В пояснительной записке к плану
внеурочной деятельности укажите новое название – программа воспитания
вместо программы воспитания и социализации.

Напишите, что
расширили и скорректировали требования к личностным образовательным
результатам по новым спискам результатов во ФГОС. Поможет таблица
с личностными результатами на слайдах 12–18 в презентации.

Сформулируйте
ключевые задачи воспитательной работы так, чтобы была понятна
их значимость не только для учеников, но и для имиджа
школы. Расскажите, как задачи воспитательной работы соответствуют запросам
родителей и обучающихся. Затем перечислите наименования курсов, рабочие
программы которых помогут школьникам достичь образовательных результатов
и удовлетворить свои потребности. Подробнее читайте в примере на слайде
10 в презентации.

На слайде 10
в презентации «Как подготовить внеурочную деятельность с учетом новых
ФГОС» вы видели пример. В примере вы прочитали, что школа внедряет
еженедельный курс «Учимся проектировать и проводить исследование». Вы
можете посмотреть дополнительные материалы о том, как организовать – Приложение
2
и оценить проектную и исследовательскую деятельность учеников –
Приложение 3. Также вы можете посмотреть образец программы
внеурочной деятельности, чтобы научить школьников выполнять проекты – Приложение
4.

Что изменить
в составе планируемых результатов учащихся

Прежде чем
разрабатывать план внеурочной деятельности по новым требованиям ФГОС,
измените состав личностных образовательных результатов в целевом разделе
основной образовательной программы (ООП). Перечень личностных результатов
должен совпадать в плане внеурочной деятельности, в программе
воспитания и в целевом разделе ООП. Иначе будет ошибка в образовательной
программе, а педагоги не поймут, какие результаты формировать
у школьников.

Минимальный
состав планируемых результатов по новым требованиям вы увидите
в таблицах на слайдах 12–18 в презентации. Выявить, как ученики
достигли планируемых результатов, поможет лист оценки внеурочного занятия по
новым ФГОС – Приложение 5. 

Как составить
перспективный план

СПРАВКА. Перспективный план
составляют для начальной школы
на 4 года, для основной школы – на 5 лет, для средней –
на 2 года.

Перспективные
планы внеурочной деятельности составляйте для начальной, основной, средней
школы. Перспективный план поможет распределить отведенные ФГОС часы
на внеурочную деятельность по годам обучения на уровень
образования и проконтролировать, чтобы в рамках уровня ваши ученики
освоили все направления внеурочной деятельности.

Реализуйте все
направления внеурочной деятельности в плане

При разработке
перспективного плана внеурочной деятельности охватите все направления
в каждой ООП. Направлений пять: духовно-нравственное,
физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное (п. 19.10 ФГОС начального общего
образования, п. 18.3.1.2 ФГОС основного общего образования, п. 13.3 новой
редакции ФГОС начального общего образования и п. 19.3.1.2 новой редакции
ФГОС основного общего образования).

Выполните
требования СанПиН

Суммарный объем
часов по уровням образования должен соответствовать требованиям ФГОС.
Требования СанПиН не менялись, поэтому отведите на внеурочную
деятельность максимум 10 часов в неделю (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821–10,
утв. постановлением Главного государственного санитарного врача
от 24.11.2015 № 81). СанПиН регламентируют максимальное количество
часов в неделю, а минимальное определяете вы. Оно зависит
от финансирования ООП, от количества учителей в вашей школе
и их квалификации.

Сколько часов
отвести на внеурочную деятельность:

10 часов максимум
в неделю для любого класса

1350 часов
максимум в год для начальной школы

1750 часов
максимум для основной школы

700 часов максимум
для средней школы

Объем часов
по каждому учебному году может не совпадать. Если вы решите
изменить годовой объем часов, издайте приказ о внесении изменений
в ООП в части плана внеурочной деятельности.

Заполненный
образец перспективного плана
Приложение 6.

Шаблон перспективного плана внеурочной
деятельности

Шаблон
перспективного плана поможет вам подготовить перспективный план внеурочной
деятельности. Все мероприятия перспективного плана внеурочной деятельности
сначала включите в содержательный раздел ООП: в программу воспитания
или в программу формирования или развития УУД.

Количество
часов.
Укажите
количество часов для класса. Помните, что с 5-го по 9-й класс
максимум 1750 часов.

Регулярные
курсы.
Напишите
названия курсов по каждому направлению внеурочной деятельности.

Мероприятия. Впишите названия классных
часов, веб-проектов, экскурсий и др.

Итоговые часы. Укажите количество часов для
всех классов и количество часов по направлению .

Выбирайте,
в какую программу включать мероприятия, в зависимости
от образовательных результатов. Если мероприятие развивает личностные
результаты, то больше подходит для программы воспитания, если
метапредметные – для программ формирования или развития УУД. После этого
мероприятия внеурочной деятельности переносите в план внеурочной
деятельности. Подробнее читайте в Примере 1.

Как выделить
часть, формируемую участниками образовательных отношений

ДОКУМЕНТ

Часы
внеурочной деятельности можно реализовать не только на учебной
неделе, но и на каникулах, в выходные и нерабочие
праздничные дни (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Новые редакции
ФГОС сохранили требования к объему части ООП, которую формируют ученики
и их родители: в начальной школе эта часть составляет 20
процентов; в основной – 30; в средней – 40.

При разработке
перспективного плана внеурочной деятельности покажите, какие курсы или
мероприятия вы включаете по запросу обучающихся, их родителей
или инициативе партнеров. – Пример 2.

Чтобы избежать
замечаний в ходе проверок по контролю и надзору, подтвердите анкетами
и справкой результаты опроса родителей о том, какие курсы
и мероприятия включить в часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Документы, которые подтверждают, что
вы опрашивали родителей, оформите как приложение к ООП (письмо Рособрнадзора
от 16.07.2012 № 05–2680).

Родители могут
не понимать направления в развитии образования. Расскажите
о перспективных направлениях, чтобы получить актуальный для школы запрос
на внеурочную деятельность. – Пример 3.

Три примера,
чтобы организовать внеурочную деятельность:

Пример 1. Школа ежегодно проводит
Фестиваль открытий. В нем участвуют 4-11-е классы. В содержательном
разделе ООП начального образования Фестиваль открытий замдиректора включает
в программу формирования и развития УУД, потому что он помогает
школьникам достичь метапредметных результатов:

·        
сформировать
опыт переносить УУД из учебной ситуации в реальную жизненную
ситуацию;

·        
сформировать
навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской
и проектной деятельности;

·        
овладеть
приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия
со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми.

В организационном
разделе ООП замдиректора включает Фестиваль открытий в план внеурочной
деятельности по общеинтеллектуальному направлению.

Пример 2. Школа отвела
на регулярные курсы внеурочной деятельности 1020 часов в ООП
основного общего образования. Курсы и мероприятия по запросу
родителей замдиректора включает в программу воспитания:

·        
один курс
объемом 34 часа в 7-м классе;

·        
один курс
объемом 34 часа в 9-м классе.

При 34 неделях
учебного года это составит 68 часов, то есть 7 процентов от 1020
часов учебной нагрузки.

Внеурочных
мероприятий замдиректора планирует по три в месяц. За пять
лет – 135 мероприятий. Если школа проведет по запросу участников
образовательных отношений семь мероприятий, это составит 5 процентов.

Cуммарно
регулярные курсы внеурочной деятельности и внеурочные мероприятия, которые
запланировали по запросу участников образовательных отношений, составят
12 процентов от общего объема часов внеурочной деятельности,
предусмотренного программой. Прибавьте к этому 18 процентов, которые
выделили в учебном плане, и получите 30 процентов, установленных ФГОС
основного общего образования.

Пример 3. Замдиректора
на общешкольном собрании рассказывает родителям о новой Стратегии
повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023
годы, утвержденной распоряжением Правительства от 25.09.2017 № 2039-р,
и предлагает внеурочный курс, который повысит финансовую грамотность
учеников.

Как составить
годовой план

Годовой план
внеурочной деятельности – это часть перспективного плана. Годовой план
составьте на параллель. Чек-лист поможет вам подготовить план на год
Приложение 8
 (Страница 3). Отметьте в квадратиках пункты,
когда их выполните. Пример годового плана – Приложение 7 (Страница
1–2).

Когда составляете
годовой план, не отождествляйте внеурочную деятельность с занятиями
по дополнительным общеразвивающим программам. Самое главное отличие
внеурочной деятельности от дополнительного образования в том, какие
образовательные результаты вы должны проконтролировать. Результаты
учеников, которых они достигают на внеурочных занятиях, соответствуют ФГОС
по уровням общего образования. Результаты обучающихся
по дополнительным программам закон не устанавливает.  

Электронная
презентация: чем внеурочная деятельность отличается от дополнительного
образования –
Приложение 10.

Чтобы вам удобнее
было информировать учителей о новых требованиях к внеурочной
деятельности, воспользуйтесь комментариями к слайдам – Приложение 9.

О чем речь? Внеурочная деятельность по новым ФГОС в 2023 году имеет свои особенности, точно так же, как и стандарты начального и основного общего образования, которых коснулись последние изменения.

Когда вступают в силу? Модернизированные ФГОС начали действовать уже с 1 сентября 2022 года. И чтобы эффективно работать по новым правилам, нужно хорошо изучить их и правильно применять.

Оглавление:

  1. Необходимость разработки ФГОС
  2. 3 поколения стандартов образования для школ
  3. Основные изменения в стандартах
  4. Внеурочная деятельность по новым ФГОС в 2023 году

Необходимость разработки ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они объединяют требования к программам образования.

разработки ФГОС

ФГОС берут за основу при составлении учебных и методических пособий, при отведении часов на изучение того или иного предмета, выборе способов проведения аттестации и заданий для ЕГЭ. ФГОС является базой всего образовательного процесса.

ФГОС были созданы с целью организации единого образовательного пространства по всей России, которое упростит учащимся переход из одной в школы в другую или перевод на семейное обучение.

Кроме того, ФГОС обеспечивает преемственность образовательных программ. На каждой ступени обучения учащиеся приобретают тот объем знаний, которого им достаточно для комфортного продолжения обучения на следующем этапе. Соответственно, если не пройти программу 4 класса, перейти в 5 не получится.

Что такое профессиональная квалификация учителя, и как ее повысить

ФГОС позволяет организовать всю образовательную систему, устранить хаос, который мог бы возникнуть при существовании отдельных стандартов. Каждый из них нужно было бы закреплять в разных законодательных актах, в том числе в каждом регионе в отдельности.

Все образовательные учреждения РФ – от детских садов до курсов повышения квалификации – обязаны соблюдать ФГОС. Это касается не только государственных учебных заведений, но и частных, так как все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».

ФГОС общего образования:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
  • ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
  • ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В новом учебном году первые два стандарта претерпели некоторые изменения, и дети, которые пойдут в первый и пятый класс в 2023 году, будут учиться по новым стандартам.

3 поколения стандартов образования для школ

Рассмотрим эволюцию ФГОС отечественного образования.

ФГОС первого поколения

Были разработаны и приняты в 2004 году, имели название «Государственные образовательные стандарты». В основе создания Стандарта образца 2004 года был не личностный, а предметный результат. Упор делался на набор информации, которую обязаны были получить и усвоить учащиеся. В документе были подробно описаны темы и дидактические единицы каждого этапа обучения. Стандарту не хватало детализированности, что привело к его обновлению.

ФГОС второго поколения

Стандарты второго поколения вводили поэтапно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Они были ориентированы не только на результат, но и на развитие универсальных учебных действий (умений). Перед педагогами ставилась задача не просто научить ребенка чему-то, но сделать это так, чтобы он смог применить полученные знания.

Во втором ФГОС большое внимание уделялось проектной и внеурочной деятельности, а также патриотическому воспитанию, развитию личности учащегося, в котором взращивалось уважение к закону, толерантность и стремление к здоровому образу жизни.

ФГОС второго поколения

ФГОС третьего поколения

В третьей редакции ФГОС нет принципиальных изменений, но есть обновления. Что-то стало необязательным для исполнения, описание некоторых моментов стало более развернутым и конкретным. Отдельные элементы стандарта обсуждались в профессиональном и родительском сообществе, а потом проходили тестирование в некоторых школах. Существенных нововведений в ФГОС третьего поколения нет. Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу с 1 сентября 2022 года.

Основные изменения в стандартах

  • Расширение возможностей образовательных учреждений

Школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.

  • Детализация

Результаты, которые должны быть получены по итогам образовательной деятельности школы, в документе обозначены точнее. Становится яснее, какие знания должны быть усвоены учеником. Например, изучая Информатику, школьник должен понять назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.

Патриотическое воспитание, о котором шла речь и в предыдущем варианте ФГОС, стало описываться конкретнее.

  • Возникновение понятия «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. В новом ФГОС функциональная грамотность определяется как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Проще говоря, полученные знания должны не просто ложиться в сознании мертвым грузом, а помогать учащимся в жизни, в том числе в поиске профессии и места в социуме. В идеале вопросы учеников в духе «А зачем мне это знать, ведь в жизни это не пригодиться?» должны исчезнуть.

Функциональная грамотность

Введение отдельных уроков не предполагается, однако в образовательный процесс должны органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

  • Объединение обучения и воспитания

В обновленном стандарте образования ключевым моментом становится важность единства учебной и воспитательной деятельности.

Вопросы воспитания описываются более развернуто, делается акцент на гражданско-патриотическом, духовно-нравственном, эстетическом, физическом, экологическом воспитании, во главу угла ставятся ценности научного познания. Каждый элемент описывается подробно.

Например, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование толерантного отношения к окружающим и неприятия любых форм экстремизма, дискриминации. Ученик должен быть готов к участию в гуманитарной деятельности и иметь представление о роли различных социальных институтов в жизни человека.

  • Исключение второго иностранного языка из числа обязательных предметов

Второй иностранный язык отныне не является обязательным. Он включается в программу по решению школы с учетом ее возможностей и мнения родителей.

Ранее многие учебные заведения вынуждены были преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу (как правило, два урока в неделю), так как не имели возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно новому стандарту, достигать определенных результатов в образовательной деятельности можно не только на уроках. Внеурочная деятельность по новым ФГОС 2023 также является важным рабочим инструментом.

Содержание внеурочной деятельности

Она должна включать мероприятия, направленные на социальное, интеллектуальное, творческое, гражданско-патриотическое, общекультурное, физическое развитие учеников. Школе необходимо создать условия, в которых они смогут проявить себя, а также оказать детям помощь в случае возникновения у них трудностей в обучении и социализации.  

Внеурочная деятельность по новым ФГОС

Программы внеурочной деятельности по новым ФГОС обязательно должны иметь воспитательную направленность. Крайне важно, чтобы они были связаны с рабочей программой воспитания образовательной организации.

Чтобы создать единое образовательное пространство на всех уровнях образования внеурочную деятельность лучше всего осуществлять с использованием одной из моделей, в каждой из которых преобладает определенный вид деятельности:

  • учебно-познавательная деятельность, в рамках которой упор делается на работу по учебным предметам и формирование функциональной грамотности;
  • деятельность, в которой во главу угла ставится помощь и поддержка учащегося со стороны педагога, а также организация комфорта и благополучия учеников в пространстве школы;
  • деятельность ученических сообществ и организация воспитательных мероприятий.

Планирование внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности по новым ФГОС должен составляться таким образом, чтобы обеспечить преемственность содержания школьных образовательных программ и образования на всех его уровнях. Следует включить в план занятия, общие для всех обучающихся. Рассмотрим подробнее.

  • 1 час в неделю – «Разговоры о важном». Это информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности (понедельник, первый урок).
  • 1 час в неделю – занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности).
  • 1 час в неделю – профориентационные занятия, включающие среди прочего освещение основ предпринимательской деятельности.

Планирование внеурочной деятельности

Помимо этого, вариативная часть плана внеурочной деятельности может включать:

  • 3 часа в неделю – занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе углубленное изучение отдельных учебных предметов, проектно-исследовательская деятельность, историческое просвещение).
  • 2 часа в неделю – занятия, связанные с социальными интересами и потребностями учащихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия — страна возможностей»).
  • 2 часа в неделю – спортивные и творческие занятия (школьные театральные студии, музеи, спортивные клубы, деятельность в рамках реализации программы развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»).

Особенности организации внеурочной деятельности

В основе реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в том числе в рамках внеурочной деятельности, лежит комплекс организационно-управленческих мероприятий.

Особенности организации внеурочной деятельности

Под такими мероприятиями подразумевается внесение изменений в локальные акты общеобразовательной организации, планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий для организации внеурочной деятельности (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и т.п.), а также организация работы методических служб на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации.

Формы обучения в педагогике: от урока до конференции

Внеурочная деятельность учебного учреждения может быть организована при участии заместителя директора, учителей, педагогов дополнительного образования, советников директора по воспитанию, воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, педагогов-библиотекарей и т.д.

Занятия в рамках цикла «Разговоры о важном» должны проводиться классными руководителями, учителями истории, обществознания, руководителями школьных музеев и т.д. Именно они смогут грамотно организовать информационно-просветительскую работу патриотической, нравственной и экологической направленности.

Прежде чем внедрять новый ФГОС, имеет смысл провести самодиагностику готовности образовательной организации к реализации внеурочной деятельности.

Методическая поддержка организации внеурочной деятельности

В прошлом году уже имеющиеся методические ресурсы пополнились материалами для организации цикла еженедельных занятий «Разговоры о важном». Это сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный визуальный контент для обучающихся. Материалы можно найти на сайте «Единое содержание общего образования» в разделе «Внеурочная деятельность», кроме того, они направлены во все субъекты Российской Федерации.

Следует отметить, что внеурочная деятельность призвана реализовать интересы учащегося, а не стать дополнительной частью работы, обязательной для выполнения. Это прежде всего творчество, что очень нравится детям, стремящимся к самовыражению.

Большое значение имеет и тот факт, что внеурочная деятельность способствует поднятию самооценки ребятам, которые не имеют больших достижений в учебе. Они могут проявить свои таланты и реализоваться в творчестве или спорте.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №11

       ________________О.Е.Певцова

«        »______________20_____г.

ПЛАН

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №11

городского округа Орехово-Зуево Московской области

Пояснительная записка

к плану внеурочной деятельности

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №11 на 2020-2021 учебный год

Внеурочная деятельность в школе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и важнейшей формой организации свободного времени учащихся.

Цели внеурочной деятельности:

  • создание условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив;
  • создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.

Задачи внеурочной деятельности:

  • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура):
  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения с педагогами,  сверстниками, родителями в решении общих проблем;
  • создание  комфортных условий для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания.

План внеурочной деятельности МОУ СОШ №11 разработан на основе следующих нормативных документов:

– Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012;

– Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 № 363 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный № 17785);

– Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644);

– приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», (зарегистрирован Минюстом России 06.02.2015, регистрационный № 35915);

– Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

– письма Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”;

– письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

– постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации     от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

– Устава школы;

– Положения об организации внеурочной деятельности обучающихсяМОУ СОШ №11;

Модель организации внеурочной деятельности МОУ СОШ №11оптимизационная. В ее реализации принимают участие все педагогические работники учреждения (классный руководитель, учителя-предметники, педагоги-организаторы, библиотекарь, социальный педагоги и педагог-психолог). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Внеурочная деятельность, также как и учебная, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.

Основной целью организации внеурочной деятельности является формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды и формы деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и развития. 

Для успешной реализации внеурочной деятельности в школе созданы необходимые условия. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, для каждого ребенка – 10 часов в неделю в 1-4 классах и 5 часов в неделю в 5-11 классах. Для недопущения перегрузки обучающихся предусмотрен перенос не более чем 1/2 количества часов, реализуемых через внеурочную деятельность, на неучебные дни и каникулярный период.

Методическое обеспечение внеурочной деятельности:

  • рабочие программы,
  • методические пособия и цифровые ресурсы,
  • интернет-ресурсы.

Рабочие программы по внеурочной деятельности разработаны в соответствии с локальным актом школы, рассмотрены на заседаниях школьных методических объединений и рекомендованы к утверждению на заседании педагогического совета школы.

Уровни воспитательных результатов.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие обучающихся в защищенной, дружественной им социальной среде.

Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет его взаимодействие с социальными субъектами за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей обучающихся с учётом запросов родителей (законных представителей).

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе:

  • включение обучающихся в систему коллективных творческих дел, которые являютсячастью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
  • реализация   программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы;
  • использование ресурсов учреждений дополнительного образования и других образовательных учреждений.

Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется в соответствии с требованиями ФГОС через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу классных руководителей.

Направления внеурочной деятельности выбраны с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей), рассмотрены на заседании Управляющего совета – протокол №8 от 28.08.2019 г.), согласованы на заседаниях школьных методических объединений и реализуются посредством различных форм организации (кружков, секций, клубов, творческих объединений).

План внеурочной деятельности на 2019-2020учебный год создаёт условия для повышениякачества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.

Внеурочная деятельность на уровне начального общего образования отвечает целям и задачам основной общеобразовательной программы начального образования МОУ СОШ № 11, отвечает запросам всех участников образовательных отношений, осуществляется в формах, отличных от урочной деятельности.

Внеурочная деятельность на уровне основного общего образования отвечает целям и задачам основной общеобразовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 11, отвечает запросам всех участников образовательного процесса, осуществляется в формах, отличных от урочной деятельности.В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Так, например, в 5 классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе, либо в 8 классе – в связи с организацией предпрофильной подготовки и т. д. Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в связи необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе.

Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на этапе средней школы составляет не более 700 часов. Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в туристических походах, экспедициях, поездках и т.д.) Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями). На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа. В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10-м классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации выделено больше часов, чем в 11-м классе.

Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:

– компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;

– социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;

– компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.

Организация жизни ученических сообществ происходит:

– в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;

– через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;

– через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.

Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как: экскурсии, кружки секции, круглые столы, конференции, диспуты, научное общество, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ, скаутских и туристических походов. Для развития потенциала одаренных и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей в школе могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).

Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей обучающегося в таких сферах, как:

– отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному образованию в рамках осуществления жизненных планов);

– отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к патриотическому служению);

– отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению со сверстниками, старшими и младшими);

– отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к семейной жизни);

– отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни);

– отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);

– трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к трудовой деятельности).

План воспитательных мероприятий разрабатывается педагогическим коллективом школы при участии родительской общественности. Источником этого раздела плана внеурочной деятельности становятся нормативные документы органов управления образованием (федеральных, региональных и муниципальных). Управляющий совет школы обеспечивает недопущение перегрузки обучающихся и педагогических работников. При подготовке и проведении воспитательных мероприятий (в масштабе ученического класса, классов одной параллели или сообщества классов) предусматривается вовлечение в активную деятельность максимально большего числа обучающихся.

В каникулярное время (осенние, весенние каникулы) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив обучающихся, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по территории России, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).

Рабочие программы внеурочной деятельности в соответствии с планом реализуются в полном объеме.  Таким образом, план  внеурочной деятельности  на 2019–2020 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ СОШ №11

на 2020 -2021учебный год

начальное общее образование  

городской округ Орехово-Зуево Московской области

Внеурочная деятельность

(по выбору учащихся)

Количество часов в неделю

1 а

2 а

2 б

3 а

3 б

4 а

Спортивно-оздоровительное направление

Игралочка

1

1

1

1

1

1

1

1

Шахматы

1

1

1

1

1

1

1

1

Общекультурное направление

Азбука безопасности

1

1

Грамотный читатель

1

1

1

1

1

1

1

1

Общеинтеллектуальное направление

Информатика в играх и задачах

1

1

1

1

1

1

1

1

Проектная деятельность

1

1

1

1

1

1

Лего-конструирование

1

1

1

1

1

1

.

1

1

Развитие математических способностей

1

1

1

1

1

1

1

1

Социальное

направление

Киноклуб

2

2

2

2

2

2

1

1

Финансовая грамотность

1

1

Духовно-нравственное направление

Родное Подмосковье

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого

10

10

10

10

10

10

10

10

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ СОШ № 11

на 2020 -2021 учебный год

основное общее образование (5-е классы, ФГОС)

городской округ Орехово-Зуево Московской области

Внеурочная деятельность, формируемая участниками образовательныхотношений

Количество часов в неделю

Название курса

5 а

ОДНКР

1

1

Робототехника

1

1

Юный дизайнер

1

Занимательная информатика

1

Основы инфографики

1

Олимпийская зачетка

1

Читательская грамотность

1

Биология вокруг нас

1

Итого

5

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ СОШ № 11

на 2020 -2021 учебный год

основное общее образование (6-е классы, ФГОС)

городской округ Орехово-Зуево Московской области

Внеурочная деятельность, формируемая участниками образовательных отношений

Количество часов в неделю

Название курса

6 а

6 б

Робототехника

1

1

Студия дизайна

1

1

Олимпийская зачетка

1

1

Франция, которую я люблю.

1

Занимательная математика

1

Наука измерять

1

Итого

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ СОШ № 11

на 2020 -2021учебный год

основное общее образование (7-е классы, ФГОС)

городской округ Орехово-Зуево Московской области

Внеурочная деятельность, формируемая участниками образовательныхотношений

Количество часов в неделю

Название курса

7 а

7 б

Роботехника

1

1

История Великобритании

1

Путешествие по англо-язычным странам

1

Студия дизайна

1

Технический английский

1

Техническое творчество

1

Земля и космические системы

1

Развитие креативного мышления

1

Математика на каждый день

1

Итого

5

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ СОШ № 11

на 2020 -2021учебный год

основное общее образование (8-е классы, ФГОС)

городской округ Орехово-Зуево Московской области

Внеурочная деятельность, формируемая участниками образовательныхотношений

Количество часов в неделю

Название курса

8 а

8 б

Робототехника

1

Развитие креативного мышления

1

1

Математика на каждый день

1

1

Технический английский

1

Проектная мастерская

1

Естественнонаучная грамотность

1

Франция, которую я люблю

1

Олимпийская зачетка

1

Итого

5

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ СОШ № 11

на 2019 -2020учебный год

основное общее образование (9-е классы, ФГОС)

городской округ Орехово-Зуево Московской области

Внеурочная деятельность, формируемая участниками образовательныхотношений

Количество часов в неделю

Название курса

9 а

9 б

Математическая грамотность

2

2

Трудные вопросы обществознания

1

1

Читательская грамотность

1

1

География родного края

1

Создание сайтов и веб дизайн

1

Итого

5

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ СОШ № 11

на 2020 -2021учебный год

основное общее образование (10-е классы, ФГОС)

городской округ Орехово-Зуево Московской области

Внеурочная деятельность, формируемая участниками образовательныхотношений

Количество часов в неделю

Название курса

10 а

Фининсовая грамотность

1

Страницы истории

1

Спортивные игры

1

Создание сайтов и веб дизайн

1

Наследственность и изменчивость

1

Итого

5

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ СОШ № 11

на 2020 -2021 учебный год

основное общее образование (11-е классы, ФГОС)

городской округ Орехово-Зуево Московской области

Внеурочная деятельность, формируемая участниками образовательныхотношений

Количество часов в неделю

Название курса

11 а

Математическая грамотность

1

Математическое моделирование

1

Азы журналистики

1

Спортивные игры

1

Гражданин. Общество. Право.

1

Итого

5

«Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе (по ФГОС НОО)»

Содержание.

  1. Введение.

Назначение внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.

  1. Основная часть.

-Модель организации внеурочной деятельности

-Опыт работы учреждения в режиме 1и 2 смены

-Занятия внеурочной деятельности в системе воспитательной работы школы.

-Разработка учебного плана и плана внеурочной деятельности и создание условий для их реализации.

-Соответствие содержания внеурочной деятельности направлениям, зафиксированным в ФГОС НОО.

-Критерии готовности образовательного учреждения к введению внеурочной деятельности в первых классах по требованиям ФГОС

Риски, трудности и проблемы в реализации программы

-ожидаемые результаты;

Тип организационной модели внеурочной деятельности:

(внутришкольная модель)

-Средства выявления потребностей родительской общественности и учащихся.

Готовность педагогов к реализации программ внеурочной деятельности.

– Единое расписание урочной и внеурочной деятельности.

– Рабочие программы.

-Обеспеченность добровольности выбора участниками образовательного процесса направлений внеурочной образовательной деятельности.

-Соответствие форм организации внеурочной деятельности возрастным возможностям младших школьников и преодоление перегрузки.

-Формы представления результатов внеурочной деятельности: портфолио, выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг.

-Информационная поддержка занятости учащихся во внеурочной

деятельности.

3.Заключение.

Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.

Пояснительная записка

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению внеурочной деятельности в первых классах по требованиям ФГОС:

Критерии

Формальные показатели

1

Разработка нормативной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.).

наличие (проекта) пакета локальных актов

2

Обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ВУД в ОУ соответствии с требованиями ФГОС

фактическая обеспеченность/потребность = коэффициент обеспеченности

3

Требования к кадровому обеспечению:

– профессиональный уровень учителей начальных классов;

– результативность педагогической деятельности учителя;

– укомплектованность педагогическими кадрами;

– готовность учителя работать в системе ФГОС;

– достижения в воспитательном плане (наличие воспитательной программы, ее результативность);

– психологическая составляющая (отсутствие конфликтов с родителями и учениками, умение их эффективно разрешать, отсутствие жалоб на учителя);

– эффективность работы с родителями учащихся.

высшее образование, категория, курсы повышения квалификации;

соответствие новым квалификационным требованиям наличие сертификатов по курсам (в том числе, курсам ИКТ-компетенции);

наличие положительной динамики в образовательных достижениях учащихся, сохранение образовательных достижений класса в основной школе и т.д.;

результативность участия школьников в олимпиадах, конкурса;

коэффициент обеспеченности педагогическими кадрами в начальной школе;

наличие психологической службы/ педагогов-психологов.

4

Требования к материально-техническому обеспечению:

– достаточность материально-технического обеспечения;

– наличие медицинского кабинета;

– организация питания;

– наличие спортивной и игровой площадки;

– наличие здоровьесберегающих условий.

соответствие современным требованиям

малое количество предоставляемых

площадей

5

Требования к информационному обеспечению:

– наличие библиотеки и медиацентра как информационного блока работы;

– содержательность сайта школы по вопросам введения ФГОС.

укомплектованность ОУ ПК, интерактивными досками, проекторами и т.д.;

наличие места свободного доступа педагогов в интернет (скорость не менее 256 Кбит/с);

укомплектованность библиотеки

6

Требования к ресурсному обеспечению воспитательной работы:

– наличие условий для проведения внеурочной деятельности.

расчет помещений, оснащенность,

разработанность программ

7

Требования к организационно-управленческому обеспечению:

– наличие профессиональной административно-управленческой команды;

– знание основных нормативных документов по введению ФГОС;

наличие плана работы с родителями и общественностью по вопросам введения ФГОС.

– оптимальность структуры управления, наличие комплекта инструктивно-методических материалов по ФГОС, наличие положительного опыта работы с родителями.

Риски, трудности и проблемы в реализации программы.

Среди основных факторов, способных повлиять на организацию введения Проекта ФГОС можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

отсутствие достаточного финансирования

привлечение средств бюджетных средств

низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов и ресурсов стимулирующего ФОТ

отсутствие свободных помещений для спортивных кружков.

размещение кружков в 2 смены

составление расписания с учётом наполняемости групп , уплотнение (по линейному расписанию) используя кружки максимальной подвижной активности на динамических паузах, нулевыми во 2 смену

дефицит учебно-методических пособий

Использование ресурсов Интернет-пространства

недостаточная методическая подготовка педагогов

проведение методических занятий, участие в форуме апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации, прохождение курсовой подготовки

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

  2. Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

  3. Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. 

Основными факторами, которые определяют модель организации внеурочной деятельности, являются:
территориальное расположение образовательного учреждения; 
-уровень развития дополнительного образования в школе;
-программное обеспечение воспитательной деятельности учителей и классных руководителей;
-кадровое обеспечение воспитательного процесса (наличие в школе психолога, социального педагога, педагога-организатора, вожатого и др.),
-материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности.

Тип организационной модели внеурочной деятельности:

Внутришкольная модель

Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширение рамок общения с социумом.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;

  • опора на ценности воспитательной системы школы;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Описание модели

«Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (учителя начальных классов,   учитель физической культуры, учитель информатики).

Коллектив школы  стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в  нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования  и т. д.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности  дети будут посещать детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Солнышко» при школе, реализуя направление кружка» Уроки здоровья», расширять краеведческие знания за счёт экскурсий и теоретических занятий кружка «Экологическими дорожками»

        Содержательное и методическое  обеспечение занятий  внеурочной деятельностью детей  оформляется следующим образом  (утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал посещаемости).

Для реализации внеурочной деятельности педагоги  нашего образовательного учреждения могут использовать  Примерные программы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников. Серия «Стандарты второго поколения» Кроме этого,  мы вправе использовать программы, разработанные педагогами начальной школы лицея №23 , рассмотренных на заседании школьного методического объединения учителей-предметников, педагогического совета школы.

Работа по привлечению школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, дополнительного образования, воспитательные мероприятия.

Внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы школы. Финансирование внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО дает возможность внедрить новые программы и привлечь к проведению внеурочных занятий не только учителей начальных классов, но и учителей-предметников.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в 2 смены , кабинеты классов, имеется столовая, в которой будет организовано  питание, медицинский кабинет, актовый зал.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой, актовым залом

         Лицей №23 располагает  кабинетами, оборудованными компьютерной техникой ( 8 кабинетов начальной школы оборудованы в соответствии с ФГОС), и подключеыо к локальной сети Интернет. В каждом имеется электронная доска и мультимедийный проектор, зоны отдыха.

Занятия внеурочной деятельности в системе воспитательной работы

Система воспитательной работы школы (с 1-го по 4 класс) выстроена в соответствии со следующими направлениями:

1). Спортивно-оздоровительное:

  • Работа спортивных секций по тхэвондо, лёгкой атлетике.

  • Организация экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

  • Проведение бесед по охране здоровья.

  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.

  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.

  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

2). Художественно-эстетическое:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

  • Проведение тематических классных часов по эстетике и культуре поведения и речи;

  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, края.

3). Научно-познавательное:

  • Предметные недели;

  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

4).Социально-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества.

  • Выставки рисунков.

  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян, серпуховичей.

  • Тематические классные часы.

  • Проведение субботников.

  • Работа на пришкольном участке.

  • Разведение комнатных цветов.

6). Общеинтеллектуальные.

  • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

  • Разработка проектов к урокам.

Организация внеурочной деятельности

Форма проведения –группы для занятий формируются из класса(1 классы) и интегрированных групп (на базе 2 классов) в пеараллели Составляется расписание занятий. Недельная нагрузка – 10 часов (1 класс),10 часов(2,3,4 классы) В год на класс составляет 330 часа (1класс),340 часов(2,3,4 классы). Занятия имеют аудиторную занятость и внеаудиторную занятость (экскурсии, походы и т.д.)

Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями  работы:

–  спортивно-оздоровительное;

–  социально-нравственное;

–  общеинтеллектуальное;

–  общекультурное.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятель­ности.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос­ти соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структур­но близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относи­тельно простыми формами, второй уровень — более сложны­ми, третий уровень — самыми сложными формами внеуроч­ной деятельности.

Например, в такой форме проблемно-ценностного обще­ния, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненно­го сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе ос­новной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьни­ков к рассматриваемой проблеме (именно в общении со свер­стником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и про­веряет свои ценности).

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже дру­гие формы — дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрица­тельные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с от­ношением других участников. Однако дебаты, будучи во мно­гом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьни­ка в самостоятельное общественное действие, хотя это и мо­жет случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).

Такая необходимость диктуется другой формой — проб­лемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспер­тов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Практически невозможно достигнуть результата вто­рого и тем более третьего уровня формами, соответствующи­ми первому уровню результатов. В то же время в формах, на­целенных на результат высшего уровня, достижим ы и результаты предшествующего уровня. Однако важно пони­мать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Пе­дагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

10

Добавить комментарий