Как составить план воспитательно образовательной работы на год

Консультация для педагогов на тему: ” Планирование воспитательно — образовательной  работы с детьми по ФГОС”

Планирование образовательной работы в детском саду — это педагогическое моделирование деятельности педагога.

План работы педагога позволяет:

— четко сформулировать цель, стратегические и тактические задачи воспитания и образования;

— целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы образовательной работы;

— спрогнозировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и каждой личности в целом.

План работы воспитателя может быть перспективным (составляется на длительный период – год, квартал, месяц), календарным (на неделю, каждый день), а также комплексно-тематическим (распределение тематики по неделям).

Педагог может самостоятельно выбрать форму плана. Тем не менее, целесообразно, чтобы в ДОУ была принята единая форма написания плана.

Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Технология разработки календарных планов

  • Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер.
  • Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
  • Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
  • Учитывать степень усложнения материала.
  • Соответствие программно-методическому обеспечению.
  • Включать все виды деятельности.
  • Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Существуют следующие принципы планирования образовательной работы с детьми:

  • Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка.
  • Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
  • Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
  • Учтены время года и погодные условия.

Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.

Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие.

Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов.

В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

Должна быть прослежена работа с родителями.

Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения

  1. Титульный лист
  2. Список детей группы
  3. План работы с родителями
  4. Расписание сетки занятий на неделю
  5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)
  6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
  7. Планирование самостоятельной деятельности детей
  8. Планирование гимнастик

План работы с родителями

Содержание работы с родителями планируется на месяц. Следует указать,  какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

  • родительские собрания,
  • консультации (индивидуальные, групповые),
  • семинары-практикумы,
  • тематические выставки,
  • эпизодические беседы с родителями,
  • клубы по интересам,
  • совместные праздники,
  • развлечения и досуги,
  • анкетирование,
  • родительские посиделки,
  • экскурсии,
  • туристические походы,
  • участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений. Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Перечислим основные «необходимости» каждого дня:

  • индивидуальный диалог с каждым ребенком;
  • совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
  • чтение или рассказывание;
  • дидактические упражнения, развивающие игры;
  • творческие игры;
  • наблюдения (в группе, на воздухе);
  • психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
  • труд (различные виды);
  • художественно-продуктивная деятельность;
  • музыка;
  • познавательная пятиминутка.

Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. Отличительной особенностью  является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает, какая работа.

По содержанию утренний отрезок времени включает:

  • игровую деятельность,
  • беседы с детьми,
  • рассматривание предметов и иллюстраций,
  • короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций.

Количество видов деятельности в утренние часы:

  • в младшей и средней — 3-4 вида,
  • в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.

Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности опираясь на примерные каноны.

Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней. Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд. Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения. Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Наблюдения. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные.

Виды наблюдений:

  1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).
  2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
  3. Наблюдения за транспортом.
  4. Наблюдения за живым объектом.
  5. Наблюдения за трудом взрослых.

В течение месяца можно провести четыре наблюдения. При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры:

  • спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
  • затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
  • трудовая деятельность детей.

Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни.

Подвижные игры. Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

При подборе подвижных игр необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.

Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:

  • Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.
  • Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.
  • Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
  • Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей. Игры, являясь специфическим видом деятельности ребенка, широко используются в лечебной физкультуре для решения поставленных лечебных задач.

Индивидуальная работа по физвоспитанию. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.

Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.  Эти упражнения должны проводиться в соответствии со временем года, погодными условиями. Упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально. Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, входят:

  • Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
  • Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
  • Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).
  • Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
  • Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.
  • Скрепление деталей разнообразными способами.
  • Мозаики из различных материалов, пазлы.
  • Игры с водой, с песком.
  • Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
  • Игры с веревочкой.

Элементарная трудовая деятельность. Она может быть двух видов:

  1. Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.
  2. Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.

Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.

Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

Планирование второй половины дня

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

  • уборку групповой комнаты;
  • ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
  • стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
  • изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:

  • кукольный, настольный, теневой театры;
  • концерты;
  • спортивные, музыкальные и литературные досуги;
  • слушание аудиокассет и многое другое.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность. Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.

Существуют такие формы работы, которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй.

Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим):

  • Ознакомление с художественной литературой.
  • Рифмованные правила поведения безопасности.
  • Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.
  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Продуктивные виды детской деятельности — изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.
  • Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах).

В результате проведенной деятельности дети учатся обращаться за помощью в случае необходимости, вызывать по телефону необходимую службу помощи, запоминают домашний адрес.

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, и эта форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения.

В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы). Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед с учетом интересов детей группы. Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на неделю — месяц.

При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.

Организация работы по театрализованной деятельности:

Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время. Она может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности, а может быть запланирована как специальное занятие.

Виды театрализованной деятельности:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.
  • Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.
  • Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
  • Отдельные упражнения по этике.
  • Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Планирование гимнастик

Утренняя гимнастика проводится ежедневно. Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:

  • 1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,
  • 2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п.,
  • 3 часть – заключительная.

     Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечнососудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.

Рекомендации специалистов

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана, — это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди ребят нет скучающих и грустных — вот педагогическое кредо настоящего воспитателя.

Для успешного планирования целесообразен традиционный порядок работы воспитателей в группе: один день с утра, другой — со второй половины дня. Тогда между воспитателями равномерно распределяется нагрузка. Кроме того, каждый имеет возможность систематически наблюдать детей во всех видах деятельности.

Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде  перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.

С целью оптимизации планирования рекомендуем продолжать использовать картотеку. Оформление должно быть современным и иметь эстетический вид.

Преимущества картотеки:

  • Идет накопление содержания педагогического процесса, вариантов форм, методов работы с детьми, в том числе и со взрослыми. В нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего позволит ему решить воспитательно-образовательные задачи.
  • Картотека позволяет многократно использовать накопленный материал, по необходимости корректируя его. Это дает возможность педагогу экономить силы и время для общения с ребятами.
  • Хранение информации в форме картотеки позволяет понять систему, логику, зависимость между различным материалом.
  • Педагог учится моделировать педагогический процесс с детьми, ведь вариантов объединения готовых карточек бессчетное множество.

При наличии блочного календарного планирования на неделю в сочетании с карточным на день у педагога имеется целостное представление о педагогическом процессе, возможность динамично и с наименьшими затратами реагировать на изменяющуюся обстановку в группе.

Вывод:

Календарное планирование пишется на день или неделю. В планировании обязательно указывается дата, совместная деятельность согласно режимным отрезкам, учтены гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей. В плане должно быть отражено разнообразие и содержательность всех видов детской деятельности.

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО                                          УТВЕРЖДЕНО

педагогическим
советом                                                      Директор МБОУ
Васильевская МНОШ                            МБОУ Васильевская МНОШ
муниципального                  муниципального образования          
образования  «Темкинский район» Смоленской                «Темкинский район»
Смоленской области                                                       
области                                                                                      ____________________
Зуева М.Ю.

Протокол
от 30.08.2022г № 1                                                                      Приказ
от 30.08.2022г.  № 72         

СОГЛАСВАНО                                                                                         УЧТЕНО

Советом
родителей                                                                       мотивированное
мнение

МБОУ
Васильевская МНОШ                                                   ППО МБОУ
Васильевская МНОШ

муниципального
образования                                                  Председатель ППО
Семёнова М.Н.

«Темкинский
район» Смоленской области                            Протокол от 30.08.2022г. №
1

Протокол
от 30.08.2022г. № 1

Годовой план

воспитательно-образовательной

работы дошкольной
группы

муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения

Васильевская
муниципальная начальная общеобразовательная

школа
муниципального  образования «Темкинский район»

Смоленской области

 на 2022-2023
учебный год

составила
воспитатель:

Семёнова
М.Н.

                                                                    2022-2023
год

Годовой  план МБОУ Васильевская МНОШ
дошкольная группа составлен в соответствии:

Ø  с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» (от 29.12.2012 года   № 273-ФЗ),

Ø   Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ
от 17 октября 2013 г. №1155),  с

Ø  санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (
СанПин 2.3/2.4.3590-20).

Ø  Примерной
общеобразовательной  программой  «От рождения до школы» под
редакцией   Н.Е. Вераксы,  Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой.

Воспитательно-образовательный процесс
строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных
особенностей.

Непосредственно-образовательная
деятельность проводится с воспитанниками с сентября по май. В летний период НОД
не проводится (проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные мероприятия и
праздники, экскурсии, а также увеличивается время прогулок).

Продолжительность организованной
образовательной деятельности:

Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей
детей:

Ø  В
младшей группе – 11 занятий в неделю, по 2 занятия в первой половине дня;

Ø  В
средней группе – 13 занятий в неделю, по 3 занятия в неделю в первой половине
дня, и кружок во второй половине дня, + 1 физкультурное на воздухе;

Ø  В
старшей и подготовительной – 15  занятий в неделю, по 3 занятия в первой
половине дня, + 1 физкультурное на воздухе, кружок во второй половине дня.

Продолжительность НОД:

ü 
Для
детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность НОД не должна превышать 10
мин.,

ü 
Для
детей от 2 до 4 дет – не более 15 минут,

ü 
Для
детей от 4 до 5 лет  – не более 20 минут,

ü 
Для
детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,

ü 
Для
детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

В середине времени, отведенного на НОД,
проводятся физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут. Занятия по физкультурному
развитию ООП для детей в возрасте от 3 до 7 лет  организуются не менее трех раз
в неделю (1 занятие на свежем воздухе)

Основные цели и задачи ДОУ на 2022 – 2023
учебный год:

На
основании выводов и результатов анализа деятельности учреждения за прошлый год

определены
цель и задачи учреждения на 2022 – 2023 учебный год:

Цели: по итогам анализа
деятельности детского сада за прошедший год с учетом направлений программы
развития и основной образовательной программой дошкольного образования, и
изменений законодательства необходимо: создать образовательное пространство,
направленное на повышение качества дошкольного образования, для формирования
общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности и
самостоятельности в соответствии с требованиями современной образовательной
политики, социальными запросами, потребностями личности ребенка и с учетом
социального заказа родителей.

Цель: создать
образовательное пространство, направленного на непрерывное накопление

ребенком
культурного опыта деятельности и общения в процессе активного

взаимодействия
с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при

решении
задач физического и познавательного развития.

Задачи
на 2022-2023 учебный год

1.      Охрана
жизни и укрепления физического и психического здоровья детей

2.      Обеспечение
познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и
физического развития воспитанников.

3.      Создание
условий для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников раннего
возраста.

4.      Воспитание
у воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви
и уважения к окружающей природе, Родине, семье.

5.      Взаимодействие
с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

6.      Оказание
консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по
вопросам воспитания, обучения и развития детей.

7.      Организовать
образовательное пространство, направленное на непрерывное накопление ребенком
культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с
окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач
социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического и физического развития в соответствии с возрастными
и индивидуальными возможностями;

8.      Совершенствовать
систему взаимодействия педагогов и родителей по приобщению дошкольников к
здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья детей, обеспечению
физической и психической безопасности, формированию основ безопасной
жизнедеятельности.

9.      Знакомить
воспитанников с государственными символами страны.

10.  Дошкольная
разновозрастная группа на 01.09.2022 год состоит их 4 человек: 1
мальчика и 3 девочек, в возрасте от 2 до 6 лет.

План работы  по предупреждению

 детского дорожно-транспортного
травматизма

на 2022-2023 учебный год

Цель: Создание необходимых условий для предупреждения
детского травматизма на дорогах, обеспечение безопасной жизнедеятельности
воспитанников.

 Задачи:

 1. Создать условия для обучения воспитанников
правилам безопасного поведения на дорогах.

2. Научить воспитанников жить в динамичном, быстро
меняющемся мире глобальной автомобилизации, сформировать у них сознательное и
ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих,
готовность к эффективным, обоснованным действиям в любой дорожной ситуации.

 3. Использовать современные формы, методы обучения и
воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с воспитанниками
на улице, во дворе, в транспорте.

4. Формировать у родителей воспитанников устойчивый интерес
к безопасности детей, как участников дорожного движения, привлекая их к
совместной деятельности с детьми.

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Просмотр обучающих
мультфильмов по ПДД

в течение года

воспитатель

Рассматривание
иллюстраций и фотографий по ПДД

в течение года

воспитатель

Организованная
образовательная деятельность с детьми по профилактике ПДД

ежемесячно

воспитатель

Беседа

«Знакомство с улицей» – Познакомить детей с улицей её особенностями,
закрепить правила поведения на улице; идти только по тротуару; по правой
стороне; переходить улицу только по подземному переходу или «зебре».

Сюжетно-ролевая
игра «Пассажиры»

Чтение
Ю. Яковлев «Светофор»

сентябрь

воспитатель

Беседа «Пора не пора – не ходи со двора» – Разъяснить
детям, что у дорог играть нельзя

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки
Совы. Азбука безопасности на дороге»

4 серия «Дорожные знаки»

5,6 серии «Пешеходный переход»      

Сюжетно-ролевая игра «Мы юные пешеходы»

Дидактическая игра «Наша улица»

Чтение И. Серяков «Улица, где все спешат»

октябрь

воспитатель

Прогулки и наблюдения по ПДД

В течение года

Воспитатель

Беседа:

«Посмотри налево, посмотри направо».» – Закрепить знания детей о том, как правильно
переходить дорогу

Памятка
для родителей по ПДД «Обучение детей наблюдательности на улице»

Сюжетно-ролевая
игра «Путешествие по городу»

Чтение

Пословицы и поговорки

ноябрь

воспитатель

Беседа «Безопасность на дорогах»

Напомнить детям о правилах поведения на дорогах

Консультация для родителей

«Безопасность детей-в наших руках»

Дидактическая
игра «Угадай какой знак»

Чтение

С. Волков «Про правила дорожного
движения»

декабрь

воспитатель

 Беседа «Правила поведения в
транспорте»

Закрепить знания детей о правилах
поведения в транспорте.

Сюжетно-ролевая игра «Дорожное движение» «Водители»

Дидактическая игра «Поставь дорожный знак»

«Приключения Бабы Яги» К. Малеванная

январь

воспитатель

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы.
Азбука безопасности на дороге»

11 серия «В автомобиле»

Дидактическая
игра «Угадай транспорт»

Чтение
Н. Сорокин «Про умных зверюшек

февраль

воспитатель

Беседа «Опасности на улице и во дворе»

Учить детей быстро реагировать в
чрезвычайных ситуациях.

Формировать общественное сознание
гражданской позиции об опасностях на дороге, в детском парке и около дома.

Воспитывать у детей внимание,
чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другому.

Отгадывание
загадок о дорожных знаках.

Сюжетно-ролевая
игра «Водители пешеходы»

март

воспитатель

Беседа
«Если сломался светофор» – знакомство детей с трудом регулировщика уличного
дорожного движения.

Сюжетно-ролевая
игра «Взаимопомощь на дорогах»

апрель

воспитатель

Беседа «Обобщение» – закрепление
полученных детьми знаний

ПДД.

Сюжетно-ролевая
игра «Уличное движение»

Ю. Яковлев «Знакомство Мишки – шалунишки с пешеходной дорожкой»

май

воспитатель

План работы по пожарной
безопасности на 2022-2023 уч. год

Противопожарная безопасность – одна из
обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она
включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность
взрослого – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки
необходимые для действия в экстремальных ситуациях. Забота о сохранности
детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.

Цель работы Детского сада по профилактике
пожарной безопасности: 
формирование у дошкольников
устойчивых навыков пожарной безопасности.

Мероприятие

Сроки
     

Ответственный

1.Развлечение
на тему: «Азбука безопасности».

2.
Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности».

3.Тематическая
неделя по пожарной безопасности.

4. Чтение произведений и рассматривание
иллюстраций о правилах пожарной безопасности.

Сентябрь

воспитатель

1.Просмотр мультфильмов о пожарной безопасности.

2. Выставка рисунков «Огонь – друг, огонь – враг».

3. Беседы с детьми о правилах пожарной безопасности.

4. Конкурс «Школа юных пожарников».

Октябрь

воспитатель 

1.Мероприятие по пожарной безопасности
«С огнем шутить нельзя!»

2.Дидактические и сюжетно-ролевые игры
по пожарной безопасности.

3.Заучивание и чтение стихов по пожарной
тематике.

4. Рассматривание иллюстраций «Пожарная
часть».

Ноябрь

воспитатель

1.Игра-эстафета «Веселые пожарные»

2. Чтение
пословиц и поговорок об осторожности обращения с огнём.

3. Викторина
«Береги свой дом от пожара»

Декабрь

воспитатель

1.Развлечение по пожарной безопасности.

2.Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда».

3. Конкурс рисунков «Огонь –друг, огонь –враг» .

Январь

воспитатель

1.       Подвижная игра «Окажи помощь пострадавшему».

2.       Чтение произведений и рассматривание иллюстраций о правилах
пожарной безопасности.

3.       Дидактические и сюжетно-ролевые игры по пожарной безопасности.

Февраль

воспитатель

1.Игра – занятие «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых».

2. Проект «Его величество
электричество» (акция «Час земли»)

3. Инсценировка отрывка «Тили-бом, тили-бом!»

Март

воспитатель

1.Викторина «День Знаний правил общения с огнём».

2. Опытно-исследовательская деятельность «Чем можно потушить
пожар».

3.Просмотр мультфильмов по тематике «Пожар».

Апрель

воспитатель

1.Чтение пословиц и поговорок об осторожности обращения с огнём.

2. Чтение произведений и рассматривание иллюстраций о правилах
пожарной безопасности.

Май

воспитатель

1.Конкурс «Юные пожарные».

2.Отгадывание загадок.

3. Просмотр мультфильмов по тематике «Пожар».

Июнь

воспитатель

1. Чтение загадок, стихов, рассматривание картинок.

2.
Игра – драматизация «Кошкин дом»

Июль

воспитатель

Плановые
и внеплановые инструктажи и тренировки

В течение года

директор, воспитатель, младший воспитатель

Организационно
– педагогическая работа на 2022-2023 учебный год

Цель: организация
предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной
деятельности воспитанников

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

 Творческий семейный конкурс. Фотовыставка
«Незабываемые дни лета»

сентябрь

воспитатель

2

Конкурс
поделок из природного материала совместного творчества детей и родителей «Осеннее
разнообразие»

октябрь

воспитатель

3

Конкурс поделок «Наш друг-Светофор»

Тематический
день народного единства»

ноябрь

воспитатель

4

Творческий семейный  конкурс «Лучшее
Новогоднее украшение для группы»

декабрь

воспитатель

Калейдоскоп добрых дел: «Наши меньшие друзья!»,
изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. 

Проект «В гостях у времени»

январь

воспитатель

Творческая выставка «Мой папа лучше всех»

Совместное создание в группе огорода «Что посадим в
огороде»

февраль

воспитатель

Творческая выставка детских работ «Моя мама
 самая красивая»

март

воспитатель

Творчески семейный  конкурс «Волшебный
космос»

апрель

воспитатель

Фотовыставка « Из жизни нашей группы».

май

воспитатель

Мероприятия,
праздники, спортивные и музыкальные развлечения

Цель:
Подарить детям радость,
эстетическое удовлетворение от исполнения плясок, игр и стихов. Учить детей
овладевать концертными навыками выступления. Побуждать малышей принимать
активное участие в действии.

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Игровая программа «По морю Знаний»

 развлечение «Детский сад-наш дружный дом»

сентябрь

воспитатель

2

Инсценирование песни «Я с листочками кружусь»,
праздник «Сказка осенью пришла»

октябрь

воспитатель

3

Музыкально-литературная композиция « Мы
вместе», посв. Дню народного единства,

развлечение «Мамин праздник»

ноябрь

воспитатель

4

Новогодний праздник «Чудеса на Новый год»

декабрь

воспитатель

5

Развлечение «Зимние забавы», праздник «Мы любим
снег»

январь

воспитатель

6

Праздник «Как на масляной неделе…»,

Праздник «Мы-солдаты»

февраль

воспитатель

7

Развлечение «Такие смешные кошки!»,

Праздник « Мамина песенка»

март

воспитатель

8

Праздник непослушания» (к 1 апреля)

Праздник «День Земли», музыкально-спортивное
развлечение «День космонавтики», дискотека «

апрель

воспитатель

9

Театрализованное представление  Кот и
Лиса», развлечение «Скоро лето»

досуг «Лето без ДТП

май

воспитатель

План
работы с родителями воспитанников

Цель: Оказание
родителям практической  помощи в повышении эффективности воспитания,
 развития дошкольников.

Задача:
пропагандировать и знакомить родителей с  работой детского сада.

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Общешкольное родительское
собрание № 1:

«Семья и
школа: взгляд в одном направлении»

август

Директор
школы

2

Памятки для родителей «По созданию
благоприятной семейной  атмосферы», «Как отвечать на детские вопросы»

сентябрь

воспитатель

3

Конкурс детских рисунков по ПДД «Безопасные
дороги детям»

Сентябрь

Воспитатель

4

Общешкольное
родительское собрание № 2:

«Семья
и школа: территория безопасности».

октябрь

Кл.
руководитель, воспитатель

5

Памятка «Играем дома всей семьей»

октябрь

воспитатель

6

Общешкольное
родительское собрание № 3:

«Особенности
и проблемы речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста»

декабрь

Директор,
воспитатель

7

Памятка
для родителей «Типичные случаи детского травматизма и меры его
предупреждения»

Декабрь

воспитатель

8

Оформление
и обновление информационных стендов и уголков для родителей

в
течение года

воспитатель

9

Общешкольное
родительское собрание № 4:

«Особенности
задач семьи и школы в воспитании и социализации ребёнка»

март

Директор,
кл. руководитель, воспитатель

10

Памятка «Рекомендации по безопасности детей в
летний период».

май

 воспитатель

11

Общешкольное
родительское собрание № 5

«Семья и школа. Итоги сотрудничества. Безопасность
обучающихся и воспитанников»

май

Директор,
кл. руководитель, воспитатель

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Смотрите

Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ. План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития воспитанников.

План — это, прежде всего, целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.

План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе.

Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный план — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

В плане отражаются конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени.

Основная цель планирования — обеспечение выполнения Программы детского сада. 

К планированию календарного плана предъявляются определённые педагогические требования:

  1. Календарный план работы составляется воспитателями по очереди. Один воспитатель пишет план своей смены на 5 рабочих дней.
  2. При работе над планом нужно учитывать реальность его выполнения, систематичность, последовательность, необходимо продумывать его насыщенность разнообразными делами.
  3. Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный элемент.
  4. Последовательность и систематичность плана работы педагога помогает ему реализовать выдвинутые воспитательные задачи и соблюдать непрерывность самого воспитательного процесса.
  5. Одним из важнейших условий составления календарного плана является его согласованность с годовым планом работы ДОУ.

Помимо педагогических существуют требования к оформлению плана:

  • План должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком или напечатан.
  • На первой странице размещается: полное название учреждения, заглавие, номер и возраст группы, имена и отчества обоих воспитателей, а также даты начала и окончания плана. 
  • С обратной стороны первой страницы: прилагается таблица, в которой зам по УВР делает отметки об их проверке, а также оставляет свои рекомендации.
  • На второй странице указываются годовые задачи ДОУ.
  • Учебный план ДОУ на учебный год
  • План работы ДОУ по профилактике ДДТТ на учебный год
  • Циклограмма комплексно-тематического планирования на учебный год (где указывается: месяц, неделя, тема месяца, тема недели, итоговое событие).
  • Список детей группы в алфавитном порядке с датами рождения
  • Список детей по подгруппам
  • Режим дня на учебный год
  • Расписание НОД на учебный год
  • Образовательная нагрузка воспитанников группы.
  • Режим двигательной активности.
  • Титульный лист на каждый месяц.
  • Сетка «Система образовательной работы с детьми» (на месяц, где указывается дата, образовательная область по которой проходит НОД, тема НОД, используемая метод.лит-ра (автор, стр., № занятия; для того, чобы не указывать каждый раз автора, можно распечатать УМК(учебно-методический комплекс) и вложить после циклограммы, но стр. и № занятия указывать обязательно!!!)
  • например, Обучение грамоте. — «Усвоение звука и буквы М» — Ушакова О. А. стр. 56;
  • Комплекс утренней гимнастики (выдает руководитель по физре)
     

При написании плана на неделю указывается:

  1. ВО ВСЕХ ПУНКТАХ ОБЯЗАТЕЛЬНО — ЦЕЛИ!!!
  2. Работа с родителями.
  3. Обогащение развивающей среды в группе.
  4. Утренняя гимнастика, виды ходьбы, подвижная игра.
  5. Сюжетно-ролевая игра с перечислением цели игры, атрибутов и игровых ролей.
  6. Все утренние мероприятия проводятся с целью создания у детей положительного эмоционального настроя на весь день и побуждения их к активному участию в жизни группы.
  7. Планирование утреннего отрезка времени.
  8. При планировании индивидуальной работы необходимо уточнять вид деятельности, его цель и с кем конкретно из детей педагог планирует данную работу.
  9. Беседа — тема, цель, вопросы, оборудование (если необходимо), кому адресована.
  10. Игры — какие (название), цель, атрибуты (материалы) проводятся с подгруппой детей и рассчитаны на индивидуальную работу с ребёнком.
  11. Планирование режимных моментов. При написании режимных моментов обязательно планировать художественное слово (ясельная, младшая, средняя группы).

Планирование учебных занятий:

  • Тема занятия
  • Программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи)
  • Материалы и оборудование
  • Виды детской деятельности
  • Целевые ориентиры
  • Словарная работа (обогащение словаря)
  • Вопросы
  • Художественное слово (название произведения и автор)
  • Физминутка
  • Рефлексия

По изодеятельности:

  • Вид занятия (рисование, аппликация, лепка, ручной труд)
  • Тема занятия
  • Оборудование
  • Основные технические приёмы
  • Пальчиковая гимнастика

Планирование прогулки:

Прогулка обязательно должна проводиться в любую погоду. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» 

Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса:

П.11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий.

При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.

Содержание прогулки должно соответствовать физиологическим, педагогическим требованиям во всех возрастных группах. При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каждой группы, их планировка и благоустроенность.

Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Есть общепринятая структура прогулки.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Существует различные виды прогулки:

Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

Комбинированная, состоящая из двух частей:

  1. первая часть — целевая прогулка;
  2. вторая часть — свободная деятельность детей.

Пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки — трудовые акции. 

Рассмотрим прогулки каждого вида. 

Прогулки — походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.

Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду. 

Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников. 

Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни. 

В прогулках — трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе — это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы — это результат совместного труда всех. 

Наблюдение (тема, цель, художественное слово, вопросы).

Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10–15 минут.

Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень.

Наблюдения могут планироваться как кратковременные, так и длительные. В процессе наблюдений, проводимых как по инициативе взрослых, так и по желанию детей, развиваются: эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности.

Таким образом в процессе наблюдений ребенок развивается всесторонне.

При организации любых видов наблюдений должно быть обязательно использовано художественное слово:

  • Стихи
  • Пословицы
  • Поговорки
  • Загадки
  • Потешки
  • Приметы
     

С приметами начинают знакомить со средней группы.

Виды наблюдений:

  1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
  2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
  3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом (с разрешения администрации ДОУ). Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
  4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
  5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за тем трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии (с разрешения администрации ДОУ).
     

ОВД (основные виды движений)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения).

В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие).

Индивидуальная работа по физвоспитанию

У которых есть проблемы в освоении основных движений

Подвижная игра.

Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. С этой целью воспитатель вызывает у детей интерес к игре, делает ее увлекательной. Только непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.

Количество подвижных игр — от одной до четырех. При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время — с бегом, метанием, прыжками.

Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).

Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.

Игры помогают решать важные задачи воспитания, обучения детей, умения слушать, быть внимательным, правильно управлять своими движениями, привыкать к дисциплине и сознательному отношению к занятиям.

Индивидуальная работа (вид деятельности, цель, с кем проводится).

Самостоятельная деятельность детей (выносной материал)

Трудовая деятельность (вид труда: ручной труд, поручения, — кому, цель; коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в цветнике — тема, цель)

Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе, должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.

Экспериментальная деятельность. Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

Индивидуальная работа должна планироваться по разделам программы.

Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.

II половина дня.

Во вторую половину дня деятельность детей разнообразна. Нужно дать детям возможность реализовать то, чо им понравилось за день. В это время отводится для различного рода игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных, настольно-печатных). При планировании игр указывается: вид, тема игры, оборудование (театрализованные и сюжетно-ролевые — роли).

Для желающих детей может быть организовано прослушивание музыкальных произведений, сказок, пение песен при планировании этого вида деятельности необходимо указать название произведения, автора или композитора.

Один раз в неделю, в среду, планируется развлечение. Никакая другая работа в этот день не планируется. При планировании развлечения указать:

Тему, цели, материалы и оборудование (см. папку взаимодействия с физруком и музруком)

Вечером детей нужно ненавязчиво привлекать к какой-либо спокойной деятельности. Это может быть рисование, вырезание, игра с мелким строителем, мозаикой и т.д.

Автор: Светлана Роменская



Алгоритм составления перспективного плана воспитательной работы классного руководителя

Приступая к составлению плана, педагог, классный руководитель должен знать и учесть следующее:

  • • государственные, региональные и местные документы об образовании, воспитании;

  • • педагогические и методические рекомендации по вопросам воспитания и планирования; изучить педагогическую литературу, освещающую вопросы планирования различных разделов воспитательной работы

  • • план учебно-воспитательной работы школы;

  • • данные диагностики учащихся;

  • • рекомендации учителей класса, пожелания родителей, актива и учеников класса;

  • изучить опыт лучших классных руководителей;

  • текущие и ожидаемые события в мире, стране, городе и селе.

  • дать анализ воспитательной работы за прошедший год, включающий оценку уровня воспитанности школьников и уровня развития коллектива;

  • определить цель и основные задачи воспитания;

  • определить содержание и основные виды деятельности, формы работы с учащимися;

  • соотнести запланированное классным руководителем с деятельностью учителей-предметников, вожатой, с детским самоуправлением, социальным педагогом, родителями, работниками учреждений дополнительного образования;

  • оформить план воспитательной работы.

Примерная структура перспективного плана воспитательной работы классного руководителя

  1. Анализ воспитательной работы класса за прошедший учебный год.

  2. Тема, над которой работает классный руководитель.

  3. Цель и задачи воспитательной работы класса на новый учебный год.

  4. Паспорт класса.

    1. Всего учащихся:

  • мальчиков;

  • девочек.

    1. Ф. И. О. учащихся:

  • из полных семей;

  • из неполных семей;

  • из неблагополучных семей;

  • из малообеспеченных семей;

  • опекаемых;

  • с ослабленным здоровьем:

Нарушение

осанки

Нарушение

зрения

Хронические

заболевания

Частые ОРЗ

Инвалиды

    1. Личностные особенности учащихся:

• увлечения детей (указать Ф. И. О.)

Спорт

Музыка

Художественный

труд

Танцы

Театральное

искусство

Прочее

  • дети особой заботы (указать Ф. И. О. ученика, отметить, в чем нужна помощь);

  • склонности детей (указать Ф. И. О. ученика):

  • предлагаю поставить на учет:

  • ПДН (Ф. И. О. ученика, почему); внутришкольный учет (Ф. И. О. ученика, почему).

    1. Ученическое самоуправление (Ф. И. О. ученика):

  • староста;

  • заместитель;

  • ответственные по направлениям деятельности класса и другие обязанности;

    1. Родительский актив класса:

  • Председатель родительского комитета (Ф. И. О., телефон, домашний адрес, место работы).

  • Член совета школы (Ф. И. О., телефон, домашний адрес, место работы).

  1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся и класса в целом:

  • психологическая атмосфера в коллективе;

  • рождение и развитие традиций в коллективе;

  • организаторы работы, актив, их роль в коллективе, инициатива, самостоятельность, требовательность, авторитет, организаторские способности активистов;

  • развитие взаимоотношений с учащимися, наличие группировок, мотивы их образования, отношение к коллективу класса, степень заинтересованности в общих делах, проявление взаимной требовательности, заботы, взаимопомощи; критика, само­критика;

  • наличие лидеров в различных видах деятельности, лидеров- организаторов, неофициальных лидеров, их влияние на коллектив;

  • наличие пассивных, «отверженных», изолированных учащихся;

  • развитие отношений между учащимися и педагогами, работающими в классе;

  • развитие отношений с другими классами.

  1. Направления деятельности классного коллектива и содержание работы в них.

Традиционный вариант плана воспитательной работы классного руководителя:

  1. Характеристика класса.

  2. Воспитательные задачи на определенный период, соответствующие возрасту и характеристике данного класса.

  3. Работа с ученическим коллективом (календарь основных воспитательных мероприятий, зафиксированных в матрице).

  4. Работа с учителями-предметниками, работающими в классе, со школьным психологом, возможно с социальным педагогом.

  5. Работа с родителями учащихся.

Вариант плана воспитательной работы классного руководителя

по В. А. Караковскому

  1. Введение (отмечаются особенности и своеобразие данного учебного года, отражаются главные педагогические идеи общешкольной программы и плана).

  2. Психолого-педагогическая характеристика класса.

  3. Основные задачи, вытекающие из введения и характеристики класса.

  4. Календарный план-сетка на девять учебных месяцев, который заполняется постепенно с опережением на один месяц (школьные ключевые дела разносятся по всему первому периоду).

  5. Приложения к плану: сведения об учащихся, родителях, учителях класса; учет участия каждого ученика в жизни класса; педагогический дневник.

Вариант плана воспитательной работы классного руководителя

по Е. Н. Степанову

  1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.

  2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

  3. Основные направления и дела классного сообщества.

  4. Индивидуальная работа с учащимися.

  5. Работа с родителями.

  6. Изучение состояния и эффективности воспитательного про­цесса в классе.

Вариант плана воспитательной работы классного руководителя

по Т. А. Стефановской

  1. Краткий анализ воспитательной работы за прошедший год и характеристика класса.

  2. Конкретные воспитательные задачи.

  3. План-программа педагогического мониторинга в классе.

  4. Организаторская деятельность классного руководителя:

  • с коллективом учащихся:

  • план-программа воспитательных мероприятий; помощь (при необходимости) в организации коллективных творческих дел;

  • учеба актива (организация самоуправления школьников);

  • календарь внеучебной работы по предметам;

  • традиции коллектива;

  • индивидуальная работа с учащимися:

  • помощь в организации самообразования и самовоспитания (индивидуальный маршрут развития и др.);

  • включение школьников в социально-педагогическую дея­тельность и др.;

  • работа с родителями учащихся:

  • план-программа родительского всеобуча (просвещение ро­дителей);

  • привлечение к социально-педагогической деятельности;

  • консультпункт для родителей;

  • координация воспитательной деятельности учителей-пред- метников, работников дополнительного образования, детских и юношеских организаций и объединений и др.

  1. Гностическая деятельность классного руководителя (ведение индивидуальных мониторинговых карт, составление графиков изменения воспитанности школьников, «кривых эффективности воспитательного мероприятия» и др.

Образцы планов воспитательной работы классного руководителя

Вариант 1

Направление

работы

Гражданско-патриотическое воспитание

Физкультурно-оздоровительная работа

Решаемые

задачи

Воспитание гражданской ответственности, уважения к людям труда и любви к Родине

Создание условий для физического развития. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам

Формы и методы работы

Краеведческий калейдоскоп, встречи с ветеранами войны и труда, поисковая работа и т. д.

Организация спортивных секций, соревнований и походов; беседы врачей и т. д.

Календарный план

I четверть Сентябрь.

Октябрь.

Осенние каникулы

Вносятся основные мероприятия

II четверть Ноябрь.

Декабрь.

Зимние каникулы

III четверть Январь.

Февраль.

Март.

Весенние каникулы

IV четверть Апрель.

Май.

Летние каникулы

Отметка о выполнении

Делаются пометки по мере выполнения плана

Таким же образом разрабатываются художественно-эстетическое воспитание, трудовое воспитание, учебно-развивающая работа, эколого-краеведческое воспитание и т.д.

Вариант 2 План воспитательной работы на I полугодие

Направления работы

1 четверть

2 четверть

Задачи

Содержание

Результат

Задачи

Содержание

Результат

1.Диагностика личности, коллективных отношений

2.Организация деятельности органов самоуправления

3.Организация деятельности детского коллектива

4.Индивидуальная работа с учащимися

5. Взаимодействие с родителями

Вариант 3.

Направления

работы

Решаемые задачи

Содержание, формы и методы работы

Время проведения

Ответственные за проведение

Примечание

Учебно- познавательная деятельность

Художественно-эстетическое воспитание

И т. д.

Вариант 4.

Месяц.

Задачи

Время проведения

Коллективные творческие

дела

Тематические классные часы

Работа с семьёй

Работа с учителями предметниками

Диагностика

Примечания

Сентябрь

1-я неделя

Домашнее задание:

Составьте макет плана воспитательной работы класса, в котором надо определить:

  1. Класс, примерный состав

  2. Тему, над которой работает классный руководитель.

  3. Цель и задачи воспитательной работы класса на новый учебный год

  4. План воспитательной работы классного руководителя (по типу 1 или 3 образца)

Основные темы для работы с классом на этот период:

  1. Формирование активной жизненной позиции обучающихся

  2. Формирование сознательного отношения к труду

  3. Развитие познавательной активности учащихся

  4. Формирование у учащихся бережного отношения к природе,

  5. Развитие любви к родному краю

  6. Формирование у учащихся гражданско-патриотических ценностей

  7. Формировать у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни,

  8. Повышение уровня физического развития и физической подготовленности

  9. Формирование коммуникативных навыков в социальном общении

  10. Систематизировать работу по формированию сплочённого коллектива педагогов, детей и родителей

  11. Формирование у детей способностей к рефлексивной  и проектной деятельности

  12. Развитие личностных и индивидуальных особенностей детей

  13. Формирование нравственных отношений в коллективе

  14. Реализация потребности в самосовершенствовании и саморазвитии у детей

  15. Формирование духовно-нравственных качеств личности;

  16. Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях;

  17. Формирование патриотического сознания, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России;

  18. Формирование художественного и эстетического вкуса и культуры поведения;

  19. Развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств;

  20. Воспитание социально значимых трудовых отношений, развитие навыков самообслуживания, воспитание ответственности за порученное дело.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/09/17/plan-vospitatelnoy-raboty-na-2013-2014-uch-god-2

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/09/14/plan-vospitatelnoy-raboty-na-2013-2014-uchebnyy

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/03/plan-vospitatelnoy-raboty-na-2013-2014-uchebnyy

Добавить комментарий