Как составить план выразительного чтения стихотворения

Как прочитать стихотворение выразительно

1.  Выбирая стихотворение для чтения наизусть, педагог должен определяться с целью: для чего берется этот стих. С учебной ли целью, чтобы поработать над каким-то определенным качеством чтеца, расширения репертуара, для чтения со сцены к какому-то событию. Естественно, нужно учитывать возраст и подготовку ученика на данный момент. Цель выбора повлияет на задачу, которую мы ставим перед учеником.

2. Проводим анализ стихотворения. Выявляется тема и идея произведения. С учеником надо разобрать, о чем стихотворение, какую историю мы будем рассказывать зрителям.

Что главное автор нам хотел сказать. Для чего он написал это стихотворение.

Для примера рассмотрим небольшой стих.

Я видел впервые

Такую красу:

На листьях зеленых

Цветную росу.

Она вся сияла,

Сверкала, искрилась

И огоньками цветными

Светилась.

И я удивился,

Задумался сразу:

А вдруг из росы

Происходят алмазы?

М.В. Смирнова

О чем стихотворение? О красоте живой природы. Что хочет сказать автор стиха? Посмотрите вокруг – мир волшебно прекрасен. Это мы и постараемся передать зрителям.

3. Теперь нужно подготовить текст к выразительному чтению. Это значит выделить «опорные», «ключевые» слова, отражающие мысли. Разобрать по логическим ударениям и паузам.

Я видел впервые |

Такую красу:

На листьях зеленых |

Цветную росу.

Она вся сияла, |

Сверкала^, искрилась |

И огоньками цветными |

Светилась. ||

И я удивился, |

Задумался сразу: ||

А вдруг из росы | 

Происходят алмазы? ||

Такую красу – «опорные», «ключевые» слова

^ – ударение  

|  – ритмическая, короткая пауза

|| – психологическая пауза, требует  особого выделения

Знаки препинания – логическая пауза

Не стоит текст перегружать логическими ударениями, иначе речь плохо воспринимается. Некоторые слова можно выделить интонацией, но не обязательно их выделять ударением. К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающем самое главное слово в предложении.

4. Расставляем паузы, они разделяют любой речевой поток. По длительности паузы различны. Короткие ставим в конце стихотворной строки. Это ритмическая пауза. Она отделяет стих, даже если конец строки не является концом фразы или предложения. Это создает ритм стиха. Знаки препинания выделяются логической паузой. Нужно следить, чтобы соблюдая ритмическую паузу в конце строки, чтец не ставил точку там, где ее нет. После ритмической паузы мысль продолжается до точки или другого знака препинания. Иначе мысли будут рваными,  звучание рубленным. То, что особо хочет выделить чтец через молчание, будет называться психологической паузой. Остановка привлечет внимание слушателя, и следующие слова будут восприняты с особой остротой. Концовка требует замедленного произношения. Его можно достичь за счет различных пауз. Разделение речи паузами усиливает эмоциональный смысл слов, придает им особое значение. И завершается чтение большой психологической паузой, которая позволяет слушателю пережить впечатление.

5. Важнейшим аспектом в художественном чтении является умение видеть образы, передавать их так ясно, чтобы слушатели увидели то же самое. Педагог должен уметь раскрывать образную структуру произведения и этими образами наполнить внутреннее видение чтеца. «Говорите не столько уху, сколько глазу» – советовал К.С. Станиславский.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение-детский сад комбинированного вида

№2 «Родничок»

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Обучение
дошкольников выразительному

чтению
стихотворений»

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

Шевченко
Наталья Евгеньевна

Обучение дошкольников
выразительному

чтению стихотворений.

   Умение выразительно читать
поэтические произведения не приходит само собой. Его надо развивать умело и
последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия поэтического
произведения является слушание выразительного чтения.

  Признаки выразительного
чтения:

2) умение соблюдать паузы и логические
ударения, передающие замысел автора;

3) умение соблюдать интонации вопроса,
утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

4) хорошая дикция, ясное, четкое
произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Выразительность – важное требование,
предъявляемое к чтению стихотворений. Прочитать текст поэтического произведения
выразительно, значит:

1) раскрыть характерные особенности
образов, картин, изображенных в нем

2) показать отношение автора к событиям, к
поступкам героев;

3) передать основную эмоциональную
тональность, присущую произведению.

    Большое влияние на
детей оказывает выразительное чтение педагога. Чем выразительнее прочитал он,
тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и
сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение педагога
доставляет детям эстетическую радость, вызывая глубокие эмоциональные
переживания – «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их
К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение стихотворения  педагогом, дети
стремятся и сами при чтении раскрывать свое отношение к произведению всеми
доступными им средствами.

 Главным условием, обеспечивающим
выразительность, является сознательное восприятие текста детьми.

Методы заучивания стихотворений.

1.    
Визуальный

  Этот метод часто путают с
простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна
абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление.
А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением
стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная
память.

  Итак, после предварительной
работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к
стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить
это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я – тебе помогать». Если вы
хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка
изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку
вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и
важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное
изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки
особенно не влияют. Главное – принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо
несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора
убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно
подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

2.    
Двигательный

  Опять же, после проведения
предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем
предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения
клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой
на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и
разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком
за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что
ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и
потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору – подкрепляем запоминание
двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть
в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или
нанизывать пирамидку, бусы.

3.    
Слуховой

  Это самый распространенный
метод. Его часто используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас
вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке
магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение.
Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один
повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то,
что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на
сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора
на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом
памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не
помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается
каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

4.    
Логический

   Не у многих дошколят ведущая
– логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод.
После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом
останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было
дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете
строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы
побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего
прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими
словами, об этом явлении или событии.

Способы
заучивания стихотворений

Способ №1 .

Чтобы ребёнок легко и хорошо запоминал
рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать
стоит, как можно раньше. Помните, что наиболее благоприятным возрастом для
заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок
начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не
ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их
количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже
целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как
можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения
объем памяти.

Способ №2 .

Для того чтобы стихотворение легко
училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту
ребенка.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам
спокойным – размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а
это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще – учить
стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для
кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в
семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи
наизусть нужно и для себя.
Способ №3 .

Заучивать стихотворение следует
эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно
будет лишено для ребенка смысла. Учить стихотворение лучше индивидуально. Малыш,
не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став
взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Способ №4 .

Прежде, чем начать заучивание, взрослый,
который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением.
Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно
найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все
слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно,
расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку,
кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано
это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре
заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации,
которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо
будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша
формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы
приступайте непосредственно к заучиванию.
Способ №5 .

Мы знаем, что одним из нас лучше
запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их
самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым –
напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только
взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений,
которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и
вы увидите, как ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод
о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

Возможно, вы будете пользоваться
несколькими методами или сочетать один с другим. Главное – результат: легкий и
приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Способ №6 .

 Нарисуйте с ребенком каждое
выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите
название и автора. Периодически рассматривайте вместе с ребёнком вспоминайте и
читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и
поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Заключение

Заучивание стихов наизусть развивает
память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти
внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии
заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет
на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно
агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое
отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой
слова и ритма.

«Техника выразительного чтения стихотворений»

На первый взгляд кажется, что выразительно читать стихотворения это очень просто. С детского сада дети слышат: «Читай стихотворение. Так, хорошо! А теперь прочти выразительно. Громко! Тихо! Выговаривая каждое слово! Выделяя голосом главные слова!»

Хорошо, если ребёнок интуитивно чувствует, как нужно прочитать то или иное стихотворение. А если интуиция молчит? Неужели ребёнок никогда не научится читать выразительно?

Для того чтобы читать выразительно выясним, к какому жанру принадлежит произведение. Каждый жанр требует особого прочтения.

Выберем для работы над выразительностью стихотворение. Стихотворение – небольшое произведение, отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием, и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.

Во-первых, учитель должен научить работать детей над выразительностью стихотворения в определённой последовательности.

Этому может помочь памятка.

Памятка

Как подготовиться к выразительному чтению

  1. Перечитай внимательно текст. Вспомни содержание, мысли, чувства героев, автора.

  2. Определи своё отношение к героям, событиям.

  3. Мысленно представь себе их.

  4. Подумай, что будешь говорить при чтении слушателям, что хочет сообщить автор.

  5. Реши, как ты будешь использовать интонационные средства: тон, темп чтения, логические паузы, логические ударения.

  6. Потренируйся дома, читая текст вслух для себя. Представь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

  7. Прочитай текст выразительно.

Во-вторых, детей нужно научить выделять паузы и ставить логическое ударение, т. е. выделять голосом особо значимое слово в строке.

Работа над выразительным чтением стихотворения

1. Пауза

Для работы над выразительным чтением стихотворения очень важно делать паузы в нужном месте. Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. Иногда названием стихотворения является первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. Необходимы паузы при знаках препинания:

  • там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;

  • Точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;

  • Вопросительные и восклицательные знаки требуют паузы

на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.

Это графически обозначено на таблице, которая вывешивается на доске.

Таблица 1

п/п

Знаки препинания

Счёт

Обозначение

1

,

Раз

I

2

. – :

Раз, два

II

3

? !

Раз, два, три

III

4

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

5

После прочтения

заглавия

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

  1. Логическое ударение

При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово. Познакомимся с таблицей 2.

Таблица 2

Соединение строчек, интонационный перенос

Повышение тона

Понижение тона

_______________

+

Эти таблицы должны быть перед глазами учащихся на первых этапах обучения выразительному чтению.

3. Графическая работа

На текст стихотворения накладывается калька и проставляются условные знаки (см. таблицы 1, 2).

4. Чтение стихотворения учащихся в соответствии с расставленными знаками.

5. Наблюдение над аллитерацией

Аллитерация – это повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность.

6. Настроение стихотворения

– Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющие его настроение? Такие слова мы называем ключевыми.

– Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение?

– Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо?

7. Повторное чтение стихотворения учащимися

Среди произведений всех литературных жанров,
помещенных в учебники по чтению в начальной
школе, особое место занимают лирические
стихотворения.

Работа с ними вызывает значительные трудности
у учащихся начальных классов. Это объясняется,
прежде всего, специфическими особенностями
лирики, как особого рода художественной
литературы. В центре лирического стихотворения
находится описание внутреннего состояния
лирического героя, его отношения к каким-либо
событиям, фактам, явлениям: картинам природы,
торжественным событиям и т.д.

Для полноценного восприятия стихотворения
учащиеся должны проникнуться эмоциональным
состоянием лирического героя. Это трудно для
младших школьников, потому что их эмоциональная
сфера недостаточно развита для того, чтобы в
полной мере сопереживать, сочувствовать герою.
Поэтому главное направление работы учителя при
чтении лирического стихотворения состоит в том,
чтобы разбудить эмоции и чувства ребенка.

Учеников необходимо вовлечь в активную
творческую деятельность. Такой деятельностью
может и должно стать выразительное чтение
лирического стихотворения.

Необходимо рассмотреть, как строится
процесс работы над лирическим стихотворением

Работа начинается с подготовки учащихся к
восприятию лирического стихотворения. На этом
этапе решаются конкретные задачи: настроить
детей на восприятие текста, вызвать в их сознании
и воображении образы и картины, близкие к тем,
которые находятся в центре изучаемого
стихотворения, сообщить некоторые сведения об
авторе, пояснить значение слов, без понимания
которых восприятие стихотворения будет
затруднено.

Для решения этих задач используется беседа, с
опорой на личные наблюдения, опыт детей, элементы
рассказа, музыка и живопись.

Этапы работы над лирическим
стихотворением

I этап

Первое чтение лирического стихотворения.

Учебная задача этого этапа: донести до детей
содержание этого стихотворения, вызвать
эмоциональный отклик на прочитанное. Наиболее
целесообразный методический прием –
выразительное чтение стихотворения учителем.

II этап

Следующий этап работы с текстом – проверка
впечатлений, возникших у учащихся в результате
знакомства с текстом.

Учебная задача: выявить, какие чувства испытали
дети, слушая текст этого стихотворения. Для
решения этой задачи используется беседа,
основанная на впечатлениях учеников.

III этап

Повторное чтение стихотворения.

Учебная задача: дать детям возможность
самостоятельно поработать с текстом
стихотворения, не спеша прочитать про себя и
отметить карандашом слова и выражения, значение
которых им непонятно.

IV этап

Анализ лирического стихотворения.

Учебная задача: способствовать пониманию
учащимися текста, углубить образные
представления, возникшие в воображении учеников
при знакомстве с текстом. Для этого используется
выборочное чтение отдельного абзаца, строчек.
Необходимо обратить внимание на образные
средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения и
т.д.).

Выборочное чтение сопровождается беседой –
размышлением по поводу прочитанного текста.
Используется прием стилистического
эксперимента, суть которого состоит в
искусственной замене авторского слова близким
по смыслу, и в уяснении на основе сопоставления
особой выразительности, точности, прелести
поэтического слова.

Для развития видения художественных образов,
учитель использует прием рассматривания готовых
иллюстраций.

Анализ лирического стихотворения должен
способствовать углубленному проникновению
учащихся в содержание художественного
произведения и развитию видений, то есть
образных представлений на основе прочитанного.

Требуется специальная работа над основными
компонентами интонации.

При работе над темпом речи расставляются паузы,
логические ударения. При расстановке логических
ударений в тексте стихотворений, необходимо
поставить перед детьми задачу: найти в каждой
строке слова или сочетания слов, которые будем
выделять голосом при чтении.

Памятка (Приложение 1)

При анализе стихотворения интересна и полезна
работа с его цветовым фоном. За основу берется
методика Журавлева А.П., описанная им в книге
“Звук и смысл”, основой которой является
понятие фоносемантики. Суть этого понятия
заключается в том, что звуки производят на людей
определенное воздействие, каждый звук
ассоциируется с определенным цветом.

Эта методика может быть применена и в начальной
школе. Такая работа проводится со
стихотворениями, в которых дети смогут
сопоставить цветовой фон с содержанием и
настроением стихотворения.

  1. Учитель по формуле определяет цветовой фон
    нескольких стихотворений, изображает их на
    листах бумаги, говорит ученикам о том, что даже
    звуки отражают содержание стихотворения.
  2. Дети рассматривают несколько цветовых фонов.
  3. Учитель предлагает выбрать тот, который
    соответствует содержанию стихотворения.
  4. Ученики объясняют свой выбор.

или

1. Учитель по формуле определяет цветовой фон
стихотворения, изображает его на листе бумаги,
говорит ученикам о том, что даже звуки отражают
содержание стихотворения.

2. Учитель показывает цветовой фон изучаемого
стихотворения и задает вопросы следующего
содержания:

  • Что в окружающей нас природе того или иного
    цвета?
  • Какое настроение вызывает тот или иной цвет,
    сочетание цветов? Соответствует ли оно
    настроению стихотворения?
  • Что выражает каждый цвет по отношению к
    содержанию стихотворения?
  • Почему тот или иной цвет преобладает?
  • Почему цвета находятся в таком соотношении? И
    т.д.

3. Сопоставляются: цветовой фон этого
стихотворения, репродукция картины, подходящей
по содержанию, и сам текст. Делается вывод.

Я определила цветовой фон лирических
стихотворений для уроков чтения по учебникам
двух программ: “Школа 2100”, “ХХI век”.

V этап

  • Своеобразный итог, завершение всей работы,
    конкурс на лучшее исполнение.
  • Учебная задача: увидеть результаты работы.

Чтение каждого ученика сопровождается оценкой,
анализом, в котором участвует весь класс.

Работа над лирическим стихотворением,
построенная таким образом, поможет решить
следующие задачи:

  • Вовлечение детей в активный творческий поиск
    верной интонации чтения текста.
  • Развитие творческого воображения детей.
  • Создание такой атмосферы в классе, когда все
    включены в дискуссию.
  • Появление у детей желания прочитать лучше,
    выразительнее, чем в прошлый раз.
  • Преодоление пассивности детей.

Вывод.

В результате применения этой методики – дети
всегда с удовольствием читают и рассказывают
наизусть лирические стихотворения. Когда
проходит “Конкурс чтецов”, то ребята с большим
желанием участвуют в нем, анализируют свое
чтение и чтение других участников конкурса (и при
этом справедливо), больше 80% класса читают стихи
выразительно.

Методика определения цветового фона
лирического стихотворения (норма на 1000 букв) (Приложение 2)

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:

  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

    Выделяют следующие виды интонации:

  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Добавить комментарий