Учебный план в вузе — это документ, где указаны перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин и других видов учебной деятельности. При его составлении учитывают стандарты и рекомендации Минобрнауки. Приведем основные правила создания такого документа.
Учебный план — обязательная часть образовательной программы вузов. В процессе его формирования задействуют известную модель создания продукта ADDIE (сокращение от английских слов Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation — анализ, проектирование, разработка, реализация, оценка). Для учебного плана ключевым является этап разработки. При его создании важно опираться на предыдущие этапы — анализ навыков, которые нужны будущему выпускнику, исследования рынка труда и вакансий.
Учебный план составляют по шаблонам, которые разрабатывают на базе факультета. Документ готовят преподаватели выпускающей кафедры и утверждают заведующий кафедрой, декан и ректор.
В нем указывают перечень дисциплин, практик, испытаний государственной итоговой аттестации. Отмечают объем в зачетных единицах, распределение по периодам обучения, объем контактной работы студентов с преподавателем и их самостоятельной работы в академических часах. К контактной работе относят занятия в аудитории: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, коллоквиумы.
План готовят отдельно для каждой формы обучения. Он помогает организовать последовательность и взаимосвязь изучения дисциплин, их рациональное распределение по годам обучения студентов, эффективно использовать кадровый потенциал вуза.
Учебный план разрабатывают в соответствии с федеральным законом «Об образовании» и федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, ФГОС.
Документ может корректироваться с учетом изменений на кафедре или в требованиях к выпускникам со стороны работодателей.
Новый базовый учебный план составляют, если:
- готовится к лицензированию новое направление подготовки или специальности;
- открывают новый профиль по направлению подготовки, указанному в лицензии;
- изменились требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или законодательства в образовательной сфере.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дьяченко Н. В. План проведения занятий – один из основных планирующих документов преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № V1. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2018/186005. htm.
ART 186005 УДК 378.126
Дьяченко Наталья Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВО «Академия Государственной противопожарной службы МЧС РФ», г. Москва DachenkoNV@inbox. ru
План проведения занятий – один из основных планирующих документов преподавателя вуза
Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки плана проведения занятий в вузе. Подробное и поэтапное рассмотрение создания плана проведения занятия призвано дать основные знания молодым преподавателям вуза. Ключевые слова: план проведения занятия, планирующие документы, структура занятия, обучение, вуз, педагогическая деятельность. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Образовательный процесс на любом этапе, будь то дошкольное образование, школьное, вузовское или дополнительное, чётко регламентирован и распланирован. Планирование всегда выступало ключевым элементом педагогической деятельности. Если рассматривать методическую разработанность проблемы, то она имеет свои особенности. У педагогов нет единого мнения о плане проведения занятия и его наличии на самом занятии, чаще упоминание, более подробное рассмотрение, приведение примеров и методико-педагогических разработок относится к изданиям регламентирующих документов уровня как министерства, так и образовательных организаций.
При всем этом план проведения занятия, методику его подготовки и использования, особенно молодыми педагогами, надо изучать и совершенствовать.
Планирование образовательного процесса базируется на основных педагогических принципах:
– принцип природосообразности (планирование в соответствии с возрастными особенностями обучающихся);
– принцип целостности и системности (соблюдение при планировании логики образовательного процесса, преемственности тем в рабочей программе, учет межпредметных и внутрипредметных связей);
– принцип гуманизации (использование в плане проведения занятия и в процессе обучения приёмов и методов обучения, которые соответствуют данному принципу);
– принцип культуросообразности (при подготовке плана проведения занятия особое внимание уделяем целям – образовательным, развивающим и воспитательным, с помощью которых и реализуем принцип культуросообразности);
– принцип наглядности (в каждом плане проведения занятия обязательно указывается, как, с помощью чего и на каком этапе занятия применяется наглядность);
– принцип прочности, осознанности результатов обучения (при подготовке к любой форме занятия преподаватель всегда старается планировать этапы повторения, закрепления, активизации памяти обучающихся);
– связь теории и практики (стремительное развитие науки, в особенности технических наук, как никогда актуализирует связь теории с практикой, этот принцип в плане указывается в поэтапном расписывании занятия).
Все принципы обучения объединяют слова А. Маслоу: «В конечном счёте лучший, способ обучения, будь то математика, история или философия, – это сделать так, чтобы учащиеся почувствовали красоту предмета» [1].
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дьяченко Н. В. План проведения занятий – один из основных планирующих документов преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № V1. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2018/186005. htm.
Несмотря на острую необходимость и методическую обоснованность подготовки плана проведения занятия к каждому занятию, зачастую педагоги или не готовят план, или относятся к его подготовке без особого усердия.
Нами проведён опрос работающих преподавателей по вопросу об отношении к плану проведения занятия (опрос прошли 67 преподавателей разных вузов).
1. План является неотъемлемым атрибутом учебной деятельности – 25%.
2. План проведения занятия улучшает качество проведения занятия – 8%.
3. Можно обойтись и без плана на каждое занятие, но это противоречит локальным актам – 11 %.
4. Подготовка плана проведения занятия – это выбор самого преподавателя – 18%.
5. План проведения занятия помогает администрации понять готовность педагога к процессу обучения – 3%.
6. Необходимо структуру плана сделать проще – 32%.
7. Подготовка плана для каждого отдельно взятого занятия необязательна – 9%.
8. План к каждому занятию обязателен – 27%.
Конечно, администрация учебного заведения выполняет контролирующую функцию, которая и призвана выявлять такого рода нарушения (как отсутствие плана проведения занятия) и вводить санкции.
Правовые основы для таких санкций существуют, но чётких указаний нет.
В высшей школе и в целом в образовательной системе существуют внутренние приказы по учебному заведению или локальные акты, которые оговаривают подготовку планов на каждое занятие и их обязательную проверку по требованию администрации.
Но при этом педагоги должны понимать и осознавать необходимость присутствия плана на занятии. При подготовке плана на занятие даже педагог со стажем не только вспоминает и повторяет материал, но и по-своему «прокручивает» ход будущего занятия.
Чтобы приступить к подготовке плана проведения занятия, необходимо знать его структуру и иерархичность системы планов в высшей школе. Все планы образовательной деятельности можно схематично подразделить на оперативные (это и есть план проведения занятия), планы, которые опираются на планы тактические (рабочая программа, тематическое планирование), и стратегические планы (к ним можно отнести учебный план, на основании которого создаётся рабочая программа).
Основанием для плана проведения занятия является рабочая программа, которая создается на кафедре на базе учебного плана и утверждается руководителем учебного заведения.
Рабочая программа создаётся преподавателем или группой преподавателей по каждому предмету отдельно, утверждается на заседании кафедры и учёном совете.
Для подготовки плана проведения занятия педагог более подробно изучает компетенции, заявленные в рабочей программе и реализуемые в конкретной дисциплине. Далее изучается тематический план и содержание каждой темы, при этом уделяется особое внимание структуре, логичности и последовательности прохождения дисциплины.
Необходимо также внимательно посмотреть используемую литературу, как основную, так и дополнительную, прописанную в рабочей программе. Несомненно, педагог имеет право использовать и другие источники, за исключением учебника или учебного пособия в списке основной литературы, которые есть в наличии в библиотеке учебного заведения.
Приступая к непосредственной подготовке плана проведения занятия, изучаем нормативную базу как фундамент предстоящей работы. Кроме вышеуказанных приказов, писем в каждом учебном заведении существуют методические указания по
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дьяченко Н. В. План проведения занятий – один из основных планирующих документов преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». – 2018. – № V1. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2018/186005. htm.
структурному оформлению плана (иногда их называют методические планы проведения занятия, в школе это поурочные планы), в каждом отдельно взятом образовательном учреждении они отличаются.
Оформляя план, надо помнить, что тема должна совпадать с темой в тематическом плане, а также её содержание должно совпадать с рабочей программой. Указывается количество часов к теме по так называемым тактическим планам (рабочей программе и тематическому плану). Обязательным к указанию в плане является форма проведения занятия (лекция, семинар, экскурсия, конференция, практическое занятие, лабораторная работа и т. д.).
Следующим этапом в оформлении плана проведения занятия является формулирование целей занятия. В настоящее время это один из главных компонентов целостного образовательного процесса в любом образовательном учреждении. Именно цели занятия определяют содержательное, педагогическое и методическое наполнение будущей деятельности преподавателя и при этом служат ведущим ориентиром в процессе педагогико-методической работы.
На сегодняшний день методическая литература выделяет основные цели занятия: образовательные (обучающие), развивающие и воспитательные. Более подробно о каждой из них будет сказано ниже.
Сегодня в педагогико-методической литературе существует очень много рекомендаций по целям занятия в целом. Выделим некоторые из них. Цели занятия (и образовательные, и развивающие, и воспитательные) должны соответствовать таким критериям:
– быть конкретизированными;
– личностно ориентированными;
– личностно значимыми;
– технологически (с методико-педагогической точки зрения) продуманными;
– основанными на государственно-правовом фундаменте;
– реально реализуемыми, а не только декларируемыми;
– соответствие декларируемых целей на занятии формам, средствам и видам занятия;
– соответствие целей возрастным и гендерным особенностям обучающихся.
Учитывая общие требования и критерии для постановки целей к занятию, надо
принимать во внимание ещё и то, что цели всегда подразделяются на образовательные (обучающие), воспитательные и развивающие. Ни одна из групп не должна на занятии и в процессе обучения обладать первостепенной ролью, ведь образование -это двуединый процесс, включающий в себя как воспитание, так и обучение.
Рассмотрим более подробно работу с группами целей для плана проведения занятия.
Обучающие или образовательные цели всегда пишутся первыми, в них педагог должен указать, о чём конкретно будет идти разговор на занятии, какие знания преподаватель будет транслировать обучающимся или для усвоения каких знаний он будет создавать условия на данном занятии. Так, общепринято при формулировании обучающих целей использовать такие основы или клише: дать обучающимся представление о…., обобщить знания о…, привести в систему знания или систематизировать знания о., познакомить обучающихся с теорией, постулатами, тематикой.
Обучающие цели конкретны, а потому на каждом занятии они разнятся. Так, при изучении темы «Власть» по политологии в обучающих целях на первом месте будет стоять цель «дать обучающимся представление о власти как о социальном явлении» (изучение нового на основании повторения старого материала, где учитывается логичность и система тематики дисциплины); «обобщить знания об истории становления
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дьяченко Н. В. План проведения занятий – один из основных планирующих документов преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». – 2018. – № V1. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2018/186005. htm.
политики». Формулировка этих целей не может быть использована в следующей теме «Политические системы», где в обучающих целях указано: «дать представление о системе как атрибуте осуществления политической власти».
Следующими за обучающими (образовательными) целями идут развивающие. Эти цели призваны создавать условия для развития на конкретном занятии основных психических качеств у обучающихся. Например, развитие (технического, математического и т. д.) мышления можно сформулировать в таких клише, как «научить выделять главные признаки власти», «уметь проводить классификацию форм государств, классификацию идеологий», «научиться выделять главные и существенные признаки политики, государства, геополитики в регионе».
Развитие познавательных умений можно формулировать через следующие клише: «умение составлять план, выбирать и выделять тезисы, умение вести конспекты».
Развитие политехнических умений реализуется через «умения нестандартно и творчески подходить к решению и реализации профессиональных задач», «умение планировать свою деятельность».
Развивающие цели в плане проведения на каждое отдельно взятое занятие возможно применять без изменений на модуль занятий, на главу, на несколько занятий.
Воспитательные цели, как правило, в плане проведения занятия оформляются после обучающих и развивающих целей. Воспитательные цели создают условия для формирования у обучающихся определённых качеств, свойств и некоторых черт характера.
Воспитательные цели могут повторяться на занятиях и могут изменяться с учетом содержания темы, особенностей обучающихся и изменений в воспитательных целях государственной политики. В целом воспитательные цели могут классифицироваться так: воспитание патриотизма; воспитание интернационализма; воспитание гуманности; воспитание добросовестного отношения к труду; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; воспитание дисциплинированности; воспитание эстетических взглядов. Клише для формулирования воспитательных целей могут выглядеть так: «формирование чувства ответственности у обучающихся, воспитание самостоятельности при выполнении профессиональных задач, создание условий для привития навыков нравственного воспитания, развитие нравственно здоровой личности, воспитание у обучающихся этических норм культурного общества, использование в своей педагогической деятельности положительных жизненных примеров, создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии, обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, создать условия для увеличения творческого подхода при выполнении как заданий по предмету так и выполнения своих профессиональных задач».
Один из великих российских педагогов советского периода В. А. Сухомлинский считал воспитание одной из основ становления будущего гражданина и личности: «Гармонии личности, представляющейся нам идеалом всестороннего развития, нельзя достичь без гармонической воспитательной работы» [2].
Как вывод по целям в плане проведения занятия необходимо отметить, что образовательные цели составляются с использованием планирующей документации (ФГОС, рабочей программы, календарно-тематического плана). Воспитательные и развивающие цели чаще всего повторяются в цикле занятий. При этом прописанные цели можно и надо разнообразить, используя как наработанные клише, так и свой личный преподавательский опыт.
Очень интересен опыт проверки результативности воспитательных целей В. Н. Липкого, В. С. Шныпко, А. А. Федосеева в форме тестирования [3].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дьяченко Н. В. План проведения занятий – один из основных планирующих документов преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». – 2018. – № V1. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2018/186005. htm.
Следующим этапом в подготовке плана проведения занятия будет определение вида занятия. Вид занятия, как правило, обусловлен формой взаимодействия преподавателя и обучающихся, которые превалируют на данном занятии. Так, к общепринятым видам занятий относятся: лекция, беседа, кино-занятие, лабораторные работы, практические занятия, занятие-экскурсия, семинар, деловая игра, контрольная работа, зачет.
После того как определили вид занятия, необходимо перейти к работе над выбором методов и приёмов обучения. Метод – это способ взаимодействия педагога и обучающихся в образовательном процессе. Чаще методы классифицируются на теоретические, практические и наглядные. При этом такая классификация не является конечной, потому что в каждом методе существует так называемая «официальная, объективная часть» и «творческая, преподавательская, субъективная часть метода», руководствуясь которой педагог может не только изменять основную классификацию методов, но и добавлять, создавать свои методы обучения.
Приёмы – это часть метода, которая может быть составляющей сразу же многих методов. Например, практический метод, работа с литературой (учебником, пособием) включает в себя такие приемы, как чтение, перевод, конспектирование, поиск тезисов. Данные приемы могут быть использованы, например, и в теоретическом методе.
Очередным этапом в работе над планом будет подробное указание места, приёмов и методов использования наглядности в процессе обучения. Можно указать наличие интерактивной доски, мультимедиапроектора, компьютера, телевизора и непосредственных учебно-методических наглядных пособий в виде дисков, программ, фильмов, презентаций.
Одним из важнейших этапов подготовки плана является правильный и методически грамотный подбор литературы, не только используемой преподавателем при подготовке к занятию, но и рекомендованной обучающимся. Также существует ряд правил, которые надо соблюдать при работе с литературой. В список литературы обязательно первой строчкой должны войти учебники и учебные пособия, указанные в УМКД по дисциплине и в рабочей программе, год издания не более пяти лет. Кроме этого целесообразно добавить в список литературы научную периодику с указанием страниц и автора научной статьи. Возможно список литературы подразделить на основную и дополнительную. Педагог может классифицировать источники на две группы: литература, используемая преподавателем при подготовке к данному занятию, и литература, предназначенная для подготовки обучающихся к семинару и зачёту (экзамену).
Следующим основным этапом подготовки плана проведения занятия будет структурная последовательность с подробным описанием содержания занятия с указанием примерных временных затрат. Это может быть таблица, где расписаны этапы, используемые методы и приемы. Здесь педагог может подробно прописать ход занятия (особенно актуально для молодых преподавателей), а может кратко – это выбор преподавателя. На этом этапе можно прописать как промежуточные выводы, так и главный вывод занятия. Здесь же педагог обдумывает и прописывает на каждом этапе действия обучающихся (слушают, конспектируют, готовятся, решают, сравнивают, рисуют, чертят, заполняют и так далее). Можно перечислить раздаточный материал, используемый на занятии (карточки, листы с тестами, тестовые программы).
Последовательность этапов подготовки плана проведения занятия можно изменять, основываясь как на удобстве для самого преподавателя, так и на регламентирующих документах образовательного учреждения. С опытом работы, с годами, постепенно педагог сам уже корректирует план, меняет его структуру, подстраивает материал под свою педагогическую работу.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Дьяченко Н. В. План проведения занятий – один из основных планирующих документов преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». – 2018. – № V1. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept. ru/2018/186005. htm.
Любое своё действие человек всегда старается планировать, старается прогнозировать его результаты, а такую возможность педагогу предоставляет не только разработанная рабочая программа, тематический план, но и план проведения занятия.
Подводя итог сказанному, закончить статью хотелось бы словами Леонардо да Винчи: «Наука – полководец, практика – солдат» [4].
Ссылки на источники
1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999. – С. 186.
2. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. – Киев: Радяньска школа, 1979. – С. 685.
3. Липский В. Н., Шныпко В. С., Федосеев А. А. Образование – воспитание – искусство и формирование личности специалиста пожарной охраны // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение и ликвидации. – 2017. – № 1. – С. 71-75.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
4. Слово о науке. Афоризмы, изречения, литературные цитаты / сост. Е. А. Лихтенштейн. – М.: Знания, 1978. – С. 91.
Natalia Dyachenko,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Philosophy Chair, Academy of Russian Federation EMERCOM Fire Service, Moscow DachenkoNV@inbox.ru
The plan for conducting classes is one of the main planning documents of the university teacher Abstract. The article is devoted to the problem of preparing a plan for conducting classes at a university. Detailed and step-by-step consideration of mapping out a plan for conducting classes is intended to provide the basic elements for young university teachers.
Key words: plan for conducting classes, planning documents, structure of the lesson, training, higher education institution, pedagogical activity. References
1. Maslou, A. (1999). Novye rubezhi chelovecheskoj prirody, Smysl, Moscow, p. 186 (in Russian).
2. Suhomlinskij, V. A. (1979). Problemy vospitanija vsestoronne razvitoj lichnosti, Radjan’ska shkola, Kiev, p. 685 (in Russian).
3. Lipskij, V. N., Shnypko, V. S. & Fedoseev, A. A. (2017). “Obrazovanie – vospitanie – iskusstvo i formiro-vanie lichnosti specialista pozharnoj ohrany”, Pozhary i chrezvychajnye situacii: predotvrashhenie i lik-vidacii, № 1, pp. 71-75 (in Russian).
4. Lihtenshtejn, E. A. (ed.) (1978). Slovo o nauke. Aforizmy, izrechenija, literaturnye citaty, Znanija, Moscow, p. 91 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 14.12.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.12.17
Принята к публикации Accepted for publication 25.12.17 Опубликована Published 30.01.18
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Дьяченко Н. В., 2018
977230412018001
Выбирая вуз и специальность для поступления, абитуриенты хотят знать, какие предметы они будут изучать. Содержание образовательной программы можно узнать из специального документа — учебного плана. Сегодня мы расскажем о нём подробнее.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Хотите всегда быть в курсе новостей из мира образования? Присоединяйтесь к нашему информационному телеграм-каналу, где мы оперативно сообщаем обо всём важном. А в специальной группе вы найдёте скидки и выгодные предложения.
Что такое учебный план университета
Учебный план в вузе — это документ, где указано, какие дисциплины, в каком порядке и каком объёме будет изучать студент конкретной специальности.
Также из плана можно узнать, сколько практик будет у учащихся, по каким предметам и в какие семестры их ждёт защита курсовых.
Учебный план — это схема обучения студента, поэтому так полезно изучить его перед поступлением.
Структура учебного плана вуза
В любом учебном плане есть 3 связанные между собой составляющие:
- Содержание образовательной программы.
- График обучения.
- Количество часов.
Содержание программы включает в себя перечень дисциплин и видов деятельности студента:
- аудиторных занятий;
- самостоятельной работы;
- подготовки курсовых работ;
- прохождения практики.
График обучения определяет, когда студент будет заниматься этой деятельностью: в каком семестре изучать те или иные предметы, по каким из них готовить курсовую, когда проходить практику и т. п.
Количество часов указывается для того, чтобы можно было понять, сколько времени отведено на разные типы деятельности. Этот раздел наглядно показывает, какие предметы основные для специальности: их изучение займёт больше всего времени.
Этот раздел будет отличаться у студентов одной специальности, но разной формы обучения: на дневном отделении больше часов отведено на аудиторную работу, на заочном — на самостоятельную.
Кто составляет учебный план в вузе
Рабочий учебный план составляют преподаватели выпускающей кафедры, а утверждают те, кто несёт ответственность за подготовку специалистов этого направления: заведующий, декан и ректор вуза. При составлении плана педагоги учитывают стандарты и рекомендации Минобразования.
Если вас интересует, как в учебные планы попадают общие предметы, то причина — именно в постановлениях МОН.
Если студент не может учиться по этому плану, для него оформляют индивидуальный график (для этого нужны уважительные причины, например, болезнь или трудоустройство по профилю).
Как часто меняют учебный план
Корректировка плана — нормальный процесс, т. к. требования работодателей к выпускникам меняются и некоторые дисциплины приходится заменять другими. Обычно планы меняют каждые 2-3 года, но всё зависит от специальности.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Где найти учебный план вуза и зачем он нужен
Большинство государственных и частных учебных заведений выкладывают свои планы в открытый доступ: их можно найти на сайтах университетов или профильных кафедр. Чаще всего их размещают в разделах «Студенту», «Абитуриенту» или «Документы».
Бумажный экземпляр плана хранится на кафедре, в деканате и учебной части.
Если у сайта неудобная навигация и поиск не дал результатов, советуем написать в приёмную комиссию: они вышлют учебный план на почту абитуриенту. Не стесняйтесь обратиться с такой просьбой: анализ учебного плана вуза поможет выбрать, в каком университете специальность представлена лучше всего.
Пригодится учебный план и студенту: зная его, можно понять, какие дисциплины, курсовые и практики ждут его на следующем курсе и заранее подготовиться.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
А если с изучением какого-то предмета возникли проблемы, на помощь всегда придёт студенческий сервис. Его экспертам можно доверить любую работу: от лабораторной до диплома.
А знаете ли Вы, что деятельность любого предприятия планомерна и контролируема, координируема? Данные принципы не обошли стороной и образовательную систему. Не задумывались ли Вы, каким образом и почему по каждой специальности предусмотрены определенные дисциплины? Почему Вы сегодня изучаете основы экономики, а на старших курсах – нюансы экономического анализа и пр.? Все дело в учебном плане.
Что это такое?
Итак, представляем и/или вспоминаем «поступательно-образовательный процесс». Вот Вы поступили в вуз или колледж. Перед вами расписание занятий и «набор дисциплин», которые вы будете изучать в ближайшей перспективе. Далее часть предметов сменится новыми, и так будет вплоть до окончания образовательного заведения и получения диплома о профессиональном образовании. А почему мы изучаем предметы в определенном «наборе» и порядке? Все дело в так называемом учебном плане.
Учебный план – это официальный документ, который устанавливает продолжительность и глубину изучения каждой дисциплины в рамках конкретной образовательной программы (специальности). Фактически, учебный план – это детализация образовательной программы с указанием количества лекций, изучаемых дисциплин и тем, заданий, практикумов, с уточнением письменных проектов: лабораторные, курсовые, самостоятельные работы, зачеты и экзамены и пр.
Учебный план также будет демонстрировать:
- Последовательность погружения в профиль: какие дисциплины студент будет изучать и на каком курсе, в начале или конце семестра, сколько практик и каких видов он будет проходить;
- Виды проводимых исследований и их частота;
- Характер осваиваемой профессии. В частности, экономист может заниматься анализом ситуации или учетом ценностей и благ, контролем над операциями и координацией действий и пр.;
- Потенциальные сложности в процессе изучения. Данный постулат будет зависеть от базовых знаний абитуриента и его предрасположенностей, качеств и пр.
К сожалению, далеко не все абитуриенты знают о существовании столь уникального и индивидуального документа при вузе или ссузе. А, напрасно! Если ознакомиться с ним еще на этапе выбора профессии или образовательного центра, можно избежать массу ошибок и подобрать самый подходящий вариант!
Структура учебного плана
Учебный план – это официальный документ, формируемый на основе действующей образовательной программы, а также учитывающий ряд требования: ФГОС, ГОСТ, регламенты сертификации и пр. Он имеет четкую структуру:
- Содержание образовательной программы. Это своего рода краткое описание осваиваемой профессии: основные навыки, профессиональные качества, сфера «применения» специалиста. В соответствии с данным описанием вуз подбирает соответствующие дисциплины, которые помогут студенту развить те самые параметры. Притом важно отметить, что содержание образовательной программы в разных вузах будет или может быть разным. Именно здесь проявляется «творческая индивидуальность», когда учреждение самостоятельно определяет методы и материалы обучения.
- График обучения. Данный критерий характеризует учебный процесс в целом: сколько времени отводится на аудиторные занятия, практику, обучение в целом, аттестацию и каникулы. В среднем, соотношение учебного периода с отдыхом достигает 10/21 соответственно (10 месяцев обучение, 2- отдых), в некоторых случаях 11/1. График обучения во многом зависит от количества осваиваемых дисциплин и глубины погружения в них.
- Количество часов. Эта та самая детализация – сколько времени и как часто студент будет изучать каждый предмет. Притом на основные дисциплины всегда отводится больше времени, чем на второстепенные. Уже на данном этапе можно определить акцент образовательной программы на конкретной научной области и потенциальные качества выпускника. Учебный план всегда отражает академические часы, которые эквиваленты 45 минутам.
Содержание образовательной программы не просто описывает основные моменты, но и подчёркивает особенности обучения: количество аудиторных занятий и их виды (лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы и исследования, консилиумы и игры и пр.). Помимо этого, здесь отмечается периодичность и частота, последовательность выполнения письменных проектов по каждой дисциплине. Как правило, все предметы затрагивают такие виды исследований, как контрольные и самостоятельные работы, рефераты и доклады. Частота их подготовки может быть разной, вплоть до десятков. Раз в семестр студенты выполняют курсовые работы и НИР по профильным дисциплинам, чаще всего начиная со второго курса обучения.
Помимо этого, важно проанализировать частоту и продолжительность практики вне вуза или в его отдельных подразделениях, партнерах-предприятиях. Средняя продолжительность этого этапа подготовки составляет около 2-3 недель, но практики отмечают: чем больше практики, тем лучше!
Обратите внимание, если аккредитацию и проверки качества обучения вузы проходят раз в несколько лет, то учебные планы могут меняться ежегодно и чаще. Все зависит от стремления образовательного центра к новшествам и инновациям, обновлению учебного процесса и выпуска квалифицированных специалистов, готовых к суровым трудовым будням, владеющих современными приемами и методами.
Правила формирования учебного плана: что, где, когда?
Учебный план формируется по каждой специальности и форме обучения отдельно. Это значит, что у очников будет один набор дисциплин в определённом объеме, а у заочников – иной. Такая разница вполне объяснима, ведь очное обучение считается более полным и глубоководным, а заочное – сокращённый вариант с акцентом на самообучение и самодисциплину.
Формирование учебного плана – работа комплексная, задействующая фактически все звенья образовательной сети вуза. Для начала преподаватели кафедры проанализировав былой опыт и опыт других вузов, ссузов, формируют список основных дисциплин, необходимых для изучения и обретения профессиональных навыков и знаний.
Затем они же определяют глубину погружения в каждый из них, распределяя по курсам (годам) обучения, семестрам, выделяя соответствующее количество часов.
Далее все материалы оформляют в виде сводной таблицы с подробным описанием-приложением: дисциплина – перечень тем – количество занятий (лекций и семинаров) – промежуточная аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос и пр.) – форма аттестации (зачет, дифференцированный зачет или экзамен) и пр.
В ходе формирования учебного плана преподаватели кафедры должны учитывать ряд требований: правила ФГОС по отношению к специальности (обязательные дисциплины, часовые нормы, темы, учебная нагрузка и пр.), регламенты Минобразования (расписание занятий и учебная нагрузка график аттестации и пр.).
Далее тщательно спланированный и подготовленный грамотно оформленный документ поступает на рассмотрение и одобрение вышестоящему руководству – заведующему кафедрой, в деканат и выше – ректорат. Одобрение свыше (Минобразования или комиссия по аккредитации и пр.) не требуется.
Введение нового учебного плана производится с нового учебного года, реже – со следующего семестра.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В случае, если по каким-либо (преимущественно объективным) причинам студент не в силах осваивать предписанный план в рамках стандартного учебного процесса, он имеет право перейти на индивидуальное обучение. В этом случае учебный план будет вновь пересмотрен с учетом возможностей учащегося.
Разновидности учебного плана
На практике выделяют два вида учебных планов, каждый из которых выполняет конкретную миссию.
Первый вид – типовой. Данный проект предусматривает стандартный набор дисциплин, который может входить в состав образовательной программы и гарантирует, что ее освоение позволит студентам обрести достаточный минимум знаний и навыков для трудовой деятельности. Здесь будут прописаны минимально допустимые нормы академических часов, описание ключевые предметных блоков (список дисциплин), варианты присваиваемой квалификации и пр.
Типовой учебный план – это общий алгоритм обучения. Второй вид – рабочий учебный план. Это уже детализированный и конкретизированный вузом вариант обучения по конкретной специальности с учетом возможностей: готовность и подготовка преподавательского состава, материально-технической базы. Здесь прописывается точно: какой предмет, в каком объеме, когда (в каком семестре/на каком курсе) будут изучать студенты, какие виды аттестации предусмотрены и пр.
Рабочий учебный план формируется на основе типового, а также описания образовательной программы и пр.
В последнее время вузы стали чаще корректировать учебные планы. Незначительные изменения могут проходить 2-3 раза в семестр, а кардинальные – раз в год. Все зависит от специальности, возможности нововведений и их своевременности, а также причины корректировок (уход преподавателя на больничный или его увольнение, новшества в системе образования, важность НТП-достижений и пр.). Изменения учебного плана чаще всего учитывают требования работодателей, новшества, вводимые Минобразования и пр.
Как и где искать учебный план?
Учебный план – это официальный, но далеко не секретный документ. Он всегда находится в открытом доступе на официальном сайте вуза. Конечно, чтобы его найти, придется постараться и тщательно исследовать все уголки интернет-пространства, зайти в соответствующий раздел.
Абитуриенты и студенты могут найти его в таких сегментах сайта вуза, как «Образовательный процесс/программа», «Абитуриенту», «Документы», «Студенту» и пр. Если интерфейс сайта или его навигация не сулит удачи, то можно воспользоваться поисковым запросом сайта или браузера в целом. Достаточно вбить «Учебный план по программе «…»» с конкретизацией выбранного вуза, и перед вами предстанет вся открытая информация.
Основной формой
выражения системы учебного процесса в
ВУЗе является учебный план. Это
государственный документ, определяющий
содержание, формы, режим учебной работы,
время изучения учебных дисциплин, а
также способы оценки и контроля знаний
студента.
Учебный план
распределяет в пределах установленного
срока обучения теоретические и
практические занятия, дипломные работы,
экзаменационные сессии и каникулы.
В настоящее время
при разработке учебных планов исходят
из Государственного образовательного
стандарта.
Государственный
образовательный стандарт:
1. Определяет
содержание четырех основных блоков
учебного плана:
1) гуманитарных,
социальных и экономических дисциплин;
2) естественнонаучных
дисциплин;
3) общепрофессиональных
дисциплин (ОПД);
4) отдельно вводятся
дисциплины специализации (Их число
определяется в ГОС).
2. Устанавливает
требования к знаниям и умениям по каждой
дисциплине и в целом к специалисту.
3. Указывает
примерное содержание дисциплины.
4. Указывает
требования к практическим занятиям и
практикам.
5. Описывает
требования к итоговой аттестации
(содержание, форма).
6. Определяет
область профессиональной деятельности.
Составление
учебного плана на основании ГОС сопряжено
с рядом ограничений:
1. Недельная нагрузка
– 27 часов.
2. Соотношение
между фундаментальными (ОПД) и специальными
дисциплинами.
Содержание
специальных дисциплин меняется быстрее,
чем ОПД, отражающих основополагающие
области знаний. К тому же фундаментальные
знания обеспечивают широту приложения
прикладных наук, спецкурсов, создают
научную основу для изучения специальных
дисциплин. Поэтому изучению фундаментальных
дисциплин уделяется значительное и
преимущественное внимание.
Соблюдаются две
ступени изучения учебных дисциплин: на
первых курсах изучаются в основном
дисциплины общенаучного и общетехнического
цикла, на старших курсах осуществляется
в большей мере специализированная
научная и профессиональная подготовка.
3. Установление
последовательности изучения учебных
дисциплин, например, строение вещества
должно изучаться после изучения физики
и квантовой химии.
4. Определение
сроков обучения 4-5 или 6 лет.
5. Количество
возможных для изучения учебных дисциплин:
25-30 при 4‑5‑летнем обучении. Исходя
из числа предметов, изучаемых в течение
семестра (их обычно 5-6), определяется
количество экзаменов, зачетов, курсовых
работ – не более 5 экзаменов в
1 семестр.
6. Определение
дневной нагрузки, вытекающее из недельной
нагрузки.
Студент может
плодотворно заниматься, если он работает
не более 9‑10 часов ежедневно,
включая посещение обязательных аудиторных
занятий, самостоятельную учебную и
научную работу. На первых двух курсах
соотношение между аудиторной и
самостоятельной работой составляет 6:4,
на старших – 5:5, а затем 4:6 (в самостоятельную
работу входит и выполнение экспериментальных
работ по индивидуальным заданиям).
Совет факультета
имеет право:
– переносить
последовательность изучения учебных
дисциплин, не превышая число экзаменов
и предметов в семестре и не увеличивая
недельную нагрузку;
– устанавливать
до 15% специальных дисциплин по выбору;
– переводить
студентов на индивидуальный учебный
план;
– вводить
региональный компонент в учебный план.
На основании
учебного плана составляется график
учебной работы, который распределяет
все виды учебной деятельности во времени
(занятия, сессии, практики, каникулы и
т.д.).
Формой выражения
содержания учебных предметов являются
программы учебных дисциплин. В них
приводится детальный перечень основных
разделов и тем предмета, последовательность
их изучения, примерный перечень
лабораторных работ и семинарских
занятий, рекомендуемая литература. В
отличие от школьных программ, не
указывается время на изучение отдельных
тем. Делает это преподаватель.
На основе типовых
программ преподаватели разрабатывают
рабочие программы, в которых планируется
учебное время по разделам, темам и видам
работ: лекционные часы, лабораторные и
семинарские занятия.
В последнее время
предъявляются требования к определению
в рабочих программах объема самостоятельной
работы студентов, необходимой для
изучения материалов лекций, для подготовки
к семинарским, лабораторным и практическим
занятиям.
Рабочие программы
утверждаются на заседании кафедры и
контролируются учебным отделом ВУЗа.
На основании
рабочей программы преподаватель
составляет календарно-тематические
планы чтения лекций, проведения
лабораторных работ и семинарских занятий
с указанием числа, часов и дат
соответствующих занятий. Общее число
часов по данной дисциплине должно
совпадать с общим числом часов, отведенных
на нее учебным планом.
Успешное усвоение
предметов зависит от правильной
организации и распределения изучаемых
дисциплин в течение года, семестра и
недели.
Очень важным
является распределение в течение каждого
дня видов учебной работы. Наиболее
рациональным считается проведение
занятий с переключением с одного предмета
на другой, что создает необходимую
разрядку при занятиях.
Учебный процесс
требует создания определенного режима
и равномерности распределения учебной
деятельности студентов, чередование
повышенного и пониженного умственного
напряжения.
В планировании
режима учебного дня студентов рекомендуется
учитывать, что наиболее продуктивным
временем являются первые 3-4 часа
учебных занятий. Это время целесообразно
отводить для дисциплин, требующих
наибольшей мыслительной нагрузки.
Ритм учебного
процесса и равномерность распределения
учебной работы студентов во многом
зависят от того, насколько хорошо
составлено расписание занятий, являющееся
одним из важнейших инструментов
оптимального распределения нагрузки
студентов.
Как известно,
Российская Федерация подписала Болонские
соглашения о переходе на двухуровневую
систему высшего профессионального
образования (ВПО). Данное решение
потребовало тщательного анализа
Государственного образовательного
стандарта для всех специальностей.
Государственный
стандарт специальности “Химия”
выдвигает следующие основные требования
к подготовке химиков университетского
профиля.
1. Освоение
теоретических основ и приобретение
экспериментальных навыков при изучении
дисциплин, представленных в цикле ОПД
и закладывающих общие основы фундаментальной
химической эрудиции, а также дисциплин
цикла ЕН (математика, физика, информатика).
Базовая подготовка
химиков требует больших затрат. Так,
федеральный компонент ОПД в настоящее
время включает 12 дисциплин.
Дисциплина |
Общая |
Аудиторная |
В |
Неорганическая |
500 |
362 |
250 |
Аналитическая |
500 |
360 |
250 |
Органическая |
500 |
362 |
250 |
Физическая химия |
500 |
360 |
200 |
Химическая |
200 |
119 |
68 |
ВМС |
160 |
121 |
70 |
Коллоидная химия |
120 |
88 |
50 |
Квантовая химия |
150 |
115 |
|
Строение вещества |
120 |
88 |
|
Кристаллохимия |
100 |
73 |
|
Физметоды |
120 |
88 |
|
Техногенные |
76 |
58 |
Широкая фундаментальная
подготовка дает возможность выпускникам
при необходимости быстро осваиваться
в других направлениях химических
исследований.
2. Приобретение
прочных навыков исследовательской
(экспериментальной, расчетной или
теоретической) деятельности в ходе
выполнения лабораторных, курсовых
работ, преддипломной практики, дипломной
(квалификационной) работы.
Из выше изложенного
Совет по химии УМО университетов России
делает два принципиальных вывода:
– качественную
подготовку химика невозможно уложить
в 4 года. Поэтому УМО настаивает на
сохранении подготовки специалистов-химиков
с 5‑летним сроком обучения;
– в
настоящее время имеется три возможных
пути реализации высшего профессионального
образования (ВПО) при подготовке химиков.
I.Совместное
существование двух систем:
а) подготовка
специалистов с 5‑летним образованием;
б) подготовка
бакалавров (4 года), продолжающих
затем обучение в магистратуре в течение
двух лет.
II.Только
двухуровневое образование:
– Бакалавриат –
4 года.
– Магистратура –
6 лет.
Недостаток этой
системы заключается в том, что прием в
магистратуру ограничен и будет разрешен
не во всех вузах. Бакалавры же не совсем
подготовлены к самостоятельной
деятельности. Поэтому реализация только
двухуровневой системы может привести
к снижению качества выпускаемых
специалистов во многих регионах.
III. Третий
вариант многоуровневой подготовки, к
которому склоняется Совет по химии УМО
университетов, заключается в следующем:
на первый курс прием осуществляется
только вбакалавриат. Первые 2 года
обучение ведется по одному плану, а
затем студент подает заявление о
дальнейшем обучении по вариантам:
– Бакалавр (4 года).
– Бакалавр + 2 года
– магистр.
– Бакалавр + 1 год
– специалист.
Для “узнаваемости”
диплома специалистов предложено называть
“Магистрами по профессии”.
Этот вариант
полностью реализует двухуровневое
образование. Сохраняет нашу традиционную
и оправдавшую себя 5‑летнюю подготовку
специалистов, дает молодежи широкую
возможность выбора сроков ВПО и
квалификации.
Именно по этому
варианту разрабатывается новый стандарт
по направлению “Химия”.
Уровень |
Наименование |
Срок |
Степень |
Объем |
Первый |
ООП |
4 года |
Бакалавр химии |
240 |
Второй |
ООП |
1 год |
Специалист |
60 |
Третий |
ООП |
2 года |
Магистр химии |
120 |
При начислении
кредитов в трудоемкость зачитывается
аудиторная нагрузка по всем видам
занятий, самостоятельная работа
студентов, экзамены, практикумы,
выполнение квалификационной работы,
то есть все виды учебной работы.
В соответствии с
предложением Министерства образования
и науки РФ:
а) 1 кредит =
36 часам трудоемкости;
б) число кредитов
в каждом учебном году составляет
60 единиц. При этом кратность каждой
дисциплины в ГОС и учебных планах
составляет 0,5 кредита;
в) качество
выполнения курсовых работ, прохождения
практик и результатов экзаменов
оцениваются в бальной системе и
указываются в приложении к диплому.
Основная
образовательная программа по направлению
подготовки по новому стандарту
предусматривает изучение следующих
блоков:
I. Блок
основных (базовых) фундаментальных
дисциплин (федеральные компоненты и
курсы по выбору студентов гуманитарных,
математических, естественнонаучных и
общеобразовательных дисциплин),
составляющих основу базового
фундаментального образования.
II. Блок
поддерживающих фундаментальных дисциплин
(гуманитарные, математические, естественно
научные, ОПД ).
III. Блок
профессионально ориентированных
дисциплин (специальные дисциплины).
IV. Блок
дополнительных дисциплин (факультативы).
V. Исследовательский
блок (научно‑исследовательская
работа (у магистров обязательно),
предквалификационная практика, выполнение
квалификационной работы).
VI. Аттестационный
блок (государственный экзамен, защита
выпускной квалификационной работы).
Каждый из блоков
должен формировать определенные
компетенции (знания, навыки, умения).
Блок основных
фундаментальных дисциплин и блок
поддерживающих фундаментальных дисциплин
формируют общие компетентности, связанные
со знанием фундаментальных дисциплин,
включенных в эти блоки, пониманием их
основ, умением пользоваться научной и
справочной литературой на иностранном
языке, умение работать с компьютером
на уровне пользователя. Готовность к
кооперации с коллегами, работе в
коллективе и многое другое.
Специальные
компетенции формирует блок
профессионально-ориентированных
дисциплин.
К ним относятся:
наличие глубоких знаний в одном из
направлений химии, навыки работы на
современной научной аппаратуре и т.д.
Бакалавры должны
иметь “способность в составе научного
коллектива решать конкретные задачи
профессиональной деятельности”. Для
специалистов обязательным является
приобретение навыков организации
научных исследований и управления
научным коллективом. Для магистров –
умение самостоятельного выбора или
квалифицированного восприятия темы
исследования, умение представлять итоги
выполненной работы в виде отчетов,
докладов на симпозиумах и научных
публикаций с использованием современных
возможностей информатики.
При разработке
учебного плана за учебными заведениями
сохранены прежние права.
К кадровому
обеспечению предъявлено следующее
требование: не менее 60%
профессорско-преподавательского состава
должны иметь ученую степень. Методическое
обеспечение ООП: учебники и учебные
пособия – не менее 1 единиц на
2 студентов. Лабораторные практикумы
должны быть оснащены современным
оборудованием.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #