Ученик
(92),
закрыт
10 лет назад
Птиса Фыва
Просветленный
(37002)
10 лет назад
Мой жизненный план на месяц.
1.Начать делать по утрам зарядку.
2. Каждый выходной кататься на лыжах с родителями.
3.Не пропустить ни одного занятия в школе.
4. Делать уроки сразу после школы.
5.Дополнительно вечером решать две задачи по математике.
6.Написать дома с мамой 15 диктантов.
7.Завести дневник погоды и отмечать в нем температуру воздуха за окном.
8.Когда мне захочется сказать подруге что-то резкое – достать карандаш и сделать отметину на нем ручкой.
9.Научиться играть в шахматы.
10. Не получать троек.
11 Прочитать одну книгу по списку дополнительного чтения
Мой жизненный план на год.
1.Окончить год без троек.
2.Прочесть за год 12 книг художественной литературы.
3. Посетить с родителями 6 концертов.
4.Научиться мыть посуду.
5. Вышить крестиком одну картину.
6 Участвовать 2 раза в шахматном турнире.
7.Поступить в кружок бальных танцев.
8.Ежедневно записывать интересные события в школе.
9.Сделать фотоотчет о летних каникулах.
marina
Ученик
(120)
10 лет назад
на 1 месяц – учится, познавать чтото новое
на 1 год- доучится этот год, поехать отдыхать, достичь чего то
на 3 года- может закончить 9 класс поступить в коледж
может как то так))))
Killer Queen
Профи
(751)
10 лет назад
тебе это задание дали, чтобы ты сама определилась со своими целями. Здесь тебе этого не подскажут, ты сама должна подумать и честно написать.
Оформить можно так:
В течение следующего месяца я бы хотела …
В течение следующего года я бы хотела …
Через три года я бы хотела сделать/завершить/съездить …
Нана Имедашвили
Ученик
(155)
5 лет назад
Мой жизненный план на месяц.
1.Начать делать по утрам зарядку.
2. Каждый выходной кататься на лыжах с родителями.
3.Не пропустить ни одного занятия в школе.
4. Делать уроки сразу после школы.
5.Дополнительно вечером решать две задачи по математике.
6.Написать дома с мамой 15 диктантов.
7.Завести дневник погоды и отмечать в нем температуру воздуха за окном.
8.Когда мне захочется сказать подруге что-то резкое – достать карандаш и сделать отметину на нем ручкой.
9.Научиться играть в шахматы.
10. Не получать троек.
11 Прочитать одну книгу по списку дополнительного чтения
Мой жизненный план на год.
1.Окончить год без троек.
2.Прочесть за год 12 книг художественной литературы.
3. Посетить с родителями 6 концертов.
4.Научиться мыть посуду.
5. Вышить крестиком одну картину.
6 Участвовать 2 раза в шахматном турнире.
7.Поступить в кружок бальных танцев.
8.Ежедневно записывать интересные события в школе.
9.Сделать фотоотчет о летних каникулах.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методика планирования воспитательной работы с классом
(папка классного руководителя)
Планирование воспитательной работы с классом является одной из важнейших задач классного руководителя. Разработанный план должен оформляться педагогом в документальной форме, может согласовываться с социальным педагогом, психологом школы, учителями-предметниками, утверждаться администрацией школы. Именно план в рамках нашего мониторинга является одним из основных источников информации о качестве деятельности классного руководителя.
Однако мониторинг качества учебных планов приводит к мысли об оптимизации процесса их разработки и оформления.
Итак, перейдем непосредственно к описанию разработки. Такой вариант плана работы может быть выполнен классным руководителем в электронном виде, распечатан и вложен в папку. Либо все таблицы, необходимые положения могут заполняться вручную. Комментарии по построению папки будут представлены другим шрифтом.
Документ имеет титульный лист, где дано название «Папка классного руководителя». Затем указывается номер класса и ОУ ФИО педагога.
ПАПКА
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
______класса МОБУ СОШ № ____
_______________________________
Ф.И.О. классного руководителя
На следующем листе предлагается содержание папки.
СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ:
1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя.
2. Данные об обучающихся
2. 1. Список обучающихся класса с адресами и телефонами
2.2. Сведения о здоровье обучающихся. Сведения о питании.
2.3. Учёт занятий обучающихся в детских объединениях, секциях, факультативах.
2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.
3. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с классом
3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса
3.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год
3.3. Социальный паспорт класса на учебный год
3.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.
4. Годовой план работы по направлениям
4.1. Пояснительная записка
4.2. Циклограмма мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся
4.3. Циклограмма мероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями
4.4. Циклограмма мероприятий по освоению обучающимися образовательных программ
4.5. Циклограмма мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности обучающихся
4.6. Циклограмма мероприятий в рамках авторской программы воспитательной работы
4.7. Циклограмма профилактических мероприятий
5. Оперативное планирование.
5.1.План-сетка воспитательной работы классного руководителя (по месяцам)
5.2. Расписание уроков класса и классного руководителя.
6. Организация деятельности.
6.1. Сведения об участии обучающихся в дежурстве по классу, генеральных уборках.
6.2. Учет успеваемости.
6.3. Анализ проводимых мероприятий. Сведения об участии обучающихся в классных и школьных мероприятиях.
7. Отчетные и аналитические материалы
8. Приложения
8.1. Протоколы родительских собраний
8.2. Листок учета посещений родительских собраний
Нормативные основы и обязанности классных руководителей выстроены в соответствии с концепцией, отраженной в программе мониторинга.
1. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ.
ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.
Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:
1) обеспечение жизни и здоровья обучающихся (контроль за посещаемостью ОУ обучающимися класса; контроль причин пропусков; информированность о состоянии здоровья обучающихся класса; ведение документации о заболеваемости обучающихся; работа с листком здоровья в классном журнале; комплекс мер по охране и укреплению здоровья, разрабатываемый и реализуемый совместно с врачом и родителями; вовлечение обучающихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; охват обучающихся горячим питанием; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),
2) обеспечение позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между обучающимися класса и учителями, ведущими занятия; проведение диагностики межличностных отношений; оперативное регулирование возникающих противоречий; определение задач оптимизации психологического климата в классе; выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений; привлечение специалистов психолого-педагогической службы для решения имеющихся проблем),
3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; координация деятельности учителей – предметников и родителей; прогнозирование и мониторинг успеваемости; содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования; планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими обучающимися),
4) воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности обучающихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию обучающихся; содействие в формировании опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления; поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов; планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе; осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и обучающихся).
Вариативный компонент деятельности классного руководителя:
5) программирование воспитательной работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом; ведение отчетной документации; осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия обучающихся в конкурсах и соревнованиях городского, районного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной – системообразующей деятельностью класса),
6) профилактическая работа (определение обучающихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины; разработка и реализация комплекса профилактических мер, согласованного с социальным педагогом, психологом, администрацией ОУ, родительским комитетом; привлечение к профилактическим мероприятиям широкого круга участников, возможностей различных организаций).
В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание обучающихся могут рассматриваться:
– деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,
– программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,
– сотрудничество с родителями учащихся, семьями обучающихся,
– СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,
– социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.
Второй раздел содержит данные об учащихся. Они могут быть представлены в следующих таблицах.
2. ДАННЫЕ ОБ ОБУЧАЩЮЩИХСЯ
2. 1. Список обучающихся класса с адресами и телефонами
№ |
ФИО |
Адрес |
телефоны |
ФИО родителей |
1 |
2.2. Сведения о здоровье обучающихся. Сведения о питании.
№ |
ФИО |
Группа здоровья |
Занятия физической культурой и спортом |
Сведения о питании |
1 |
2.3. Учёт занятий обучающихся в ДО, секциях, факультативах.
№ |
ФИО |
Факультативы, предметные кружки, курсы по выбору в ОУ |
Внешкольные формы дополнительного образования |
1 |
2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.
№ |
ФИО |
Общественное поручение в 1 и 2 полугодии |
Активность в мероприятиях класса |
Активность в общешкольных мероприятиях |
1 |
Следующий раздел дает основания для целеполагания и носит аналитический характер. Выполнение данного раздела предполагает сбор данных, возможно, проведение диагностических методик. Начинается он психолого-педагогической характеристикой класса, где педагогу необходимо увидеть ситуацию в классе с точки зрения здоровья, характера отношений, успеваемости, занятости детей, их отношений с родителями и т.д.
3. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛАССОМ.
3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса.
1. История возникновения класса как группы.
2. состав класса, характеристика семей обучающихся класса.
3. состояние межличностных отношений в группе обучающихся.
3.1. деление класса на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения).
3.2 лидеры группы (количество, направленность).
3.3. обучающиеся с высоким статусом в группе.
3.4. обучающиеся не принимаемые в группе (причины).
4. Характер образовательной программы.
5. Успешность освоения обучающимися образовательной программы (количество обучающихся по уровню успеваемости).
6. Материальная обеспеченность учебного процесса.
7. Состояние динамика здоровья ребенка.
8. Участие обучающихся в занятиях физической культурой и спортом.
9. Включение обучающихся в дополнительные образовательные программы.
10. Отношения с родителями.
Анализ воспитательной работы за предыдущий год может быть выполнен и оформлен удобным педагогу образом. Главное, чтобы анализ был сделан технологично, содержал характеристику имеющихся проблем и прогноз развития ситуации, так как именно на основе анализа осуществляется целеполагание.
2.2. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗА ПРЕДЫДУЩИЙ ГОД
Затем педагогу необходимо подготовить социальный паспорт класса. В этом деле он может получить помощь у социального педагога школы. Социальный паспорт позволит сложить представление об обстоятельствах жизни детей класса. В данном случае мы представляем один из вариантов социального паспорта, он может включать и другие графы.
2.3. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ _____ КЛАССА
НА 201__ – 201__ УЧЕБНЫЙ ГОД
классный руководитель ______________________, кабинет № __________,
количество обучающихся _____ человек.
ФИО |
Дата рождения |
Домашний адрес |
Категория семьи |
Родители: |
Жилищные условия |
||||||||||
Полная |
Неполная |
Неблагоприят. обст-ка |
Малообеспеченная |
мать |
отец |
Родители -инвалиды |
Родители – безработные |
Воспитывают бабушка, дедушка |
Благоустроенная квартира |
Общежитие |
Частичные удобства |
||||
Затем педагогу необходимо сформулировать цель и задачи воспитательной работы с классом. Поскольку в нормативных основах обозначено 6 сфер ответственности классного руководителя, здесь также формулируются 6 целей в соответствии со сферами и задачи к каждой из целей.
2.4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
1. В сфере обеспечения жизни и здоровья обучающихся
_____________________________________________________________
2. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями
____________________________________________________________
3. В сфере содействия освоению обучающимися образовательных программ ___________________________________________________________
4. В сфере воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности обучающихся ____________________________________________________
5. Цель авторской программы классного руководителя
_____________________________________________________________
6. Задачи в сфере профилактической работы
_____________________________________________________________
После того, как классный руководитель определил цель и задачи своей работы по каждому направлению, ему предстоит составить непосредственно годовой план работы. Он начинается пояснительной запиской, которая представляет логику мероприятий в течение года, форму, соотношение воспитательной работы в классе с планами ОУ и прочее.
- ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
4.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План воспитательной работы включает все шесть компонентов, построен исходя из следующей логики расположения классных часов и мероприятий: __________________________________________________________
В качестве организационных форм классных часов предусматривается использовать следующие: ____________________________________________
Мотивацию школьников к участию в классных и общешкольных мероприятиях предусматривается поддерживать следующим образом: __________
При подготовке к общешкольным мероприятиям учитываются такие особенности: _______________________________________________________
Дополнительно при планировании воспитательной работы мы учитывали следующие обстоятельства: ______________________________________
Затем конкретизируется перечень мероприятий и задач, которые они решают, в рамках каждого направления. На примере мероприятий в сфере обеспечения здоровья и жизни обучающихся мы хотим показать как может быть организована циклограмма по каждому направлению работы.
4.2. ЦИКЛОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Месяц |
Классный час, мероприятие в классе, общешкольное мероприятие |
Задачи |
Сентябрь |
||
Октябрь |
||
Ноябрь |
||
Декабрь |
||
Январь |
||
Февраль |
||
Март |
||
Апрель |
||
Май |
||
Июнь |
||
Циклограммы составляются в начале учебного года. Однако в ходе работы происходят изменения. Поэтому предлагается следующая схема для оперативного планирования работы на месяц. Именно в нее вносятся все изменения, уточняются запланированные мероприятия.
5. ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
План-сетка воспитательной работы классного руководителя
на ________ месяц 201_ – 201_ уч. год
Недели |
||||
Направления и формы работы |
||||
Тематика классного часа |
||||
Подготовка к классным мероприятиям |
||||
Классные мероприятия |
||||
Подготовка к общешкольным мероприятиям |
||||
Общешкольные мероприятия |
||||
Индивидуальная работа |
||||
Работа с родителями |
||||
Также в раздел оперативного планирования кроме плана-сетки по месяцам вносится расписание уроков класса и классного руководителя.
Шестой раздел – «Организация деятельности» включает сведения об участии обучающихся в дежурстве по классу, генеральных уборках (6.1.). Они могут быть представлены графиками, составленными педагогом вместе с учащимися. Раздел 6.2. содержит учет успеваемости на основе анализа классного журнала. А раздел 6.3. – анализ проводимых мероприятий и сведения об участии школьников в классных и школьных мероприятиях. В этой части могут быть представлены результаты экспресс – диагностики, отзывов обучающихся и родителей, результаты педагогического наблюдения. Таким образом, формы заполнения этого раздела разрабатывает сам педагог удобным для него способом.
Седьмой раздел содержит отчетные и аналитические материалы. Они тоже становятся предметом мониторинга со стороны заместителя директора по воспитательной работе, а главное – являются основой для целеполагания и планирования на следующем этапе, внесения корректив в течение года. Здесь предложена схема отчета о воспитательной работе за четверть (разумеется, каждая графа может быть представлена не 2 раза, а столько раз, сколько соответствующих мероприятий произошло). На основании отчетов подготавливаются аналитические материалы, где педагог оценивает степень достижения воспитательных целей и задач, основные достижения и дает прогноз развития ситуации в классе, способов разрешения имеющихся проблем в дальнейшем. Анализ может быть изложен в форме сплошного текста или содержать таблицы, разработанные самим классным руководителем и раскрывающие его выводы.
7. ОТЧЕТНЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ОТЧЕТ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В КЛАССЕ ЗА ЧЕТВЕРТЬ
№ |
Тема |
Задачи |
Сроки |
|
1 |
Классный час |
|||
2 |
Классный час |
|||
1 |
Классные мероприятия |
|||
2 |
Классные мероприятия |
|||
1 |
Родительские собрания |
|||
2 |
Родительские собрания |
|||
1 |
Участие в общешкольных мероприятиях |
|||
2 |
Участие в общешкольных мероприятиях |
|||
Кроме того, папка классного руководителя может содержать приложения. Например, планы и протоколы родительских собраний, учет посещения. Они могут выглядеть следующим образом.
Краткий план родительского собрания № ____
№ |
Этапы, их содержание |
Примечания |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
Протокол родительского собрания № _____
от «___» _____________ 2_____г.
Присутствовали: _____ человек |
|
Приглашены: |
|
Отсутствовали: |
|
По теме собрания выступили: |
|
Решение собрание |
|
Классный |
Председатель |
руководитель |
родительского комитета |
Листок учета посещений родительских собраний
№ |
ФИО родителей |
Даты проведения родительских собраний |
||||||
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
и т.д. |
Важно отметить, что данная папка может дополняться самим педагогом. Он определяет, какие еще приложения необходимы – разработки мероприятий, планы коллективной организации дел вместе со школьниками, циклограммы работы органов самоуправления в классе, программы мониторинга эффективности воспитательной работы в классе и т.д.
Структура плана воспитательной работы классного руководителя и содержание рабочей папки классного руководителя:
- Анализ воспитательной деятельности за прошедший учебный год (если с классом работали ранее)
- Должностная инструкция классного руководителя
- Циклограмма деятельности классного руководителя
- Воспитательные цели , задачи и направления деятельности на предстоящий период работы, основанные на анализе воспитательной деятельности и диагностики классного коллектива на начало учебного года
- Календарно – тематический план воспитательной работы на учебный год
- Список класса с полными данными об учащихся ( ФИО, дата рождения, адрес проживания, ФИО родителей, контактный телефон)
- Сведения о занятости детей дополнительным образованием ( где занимается, график занятий)
- Организация самоуправления в классе (актив класса, график дежурства и т.д)
- Расписание уроков класса, список учителей-предметников
- Характеристика классного коллектива
- Социальный паспорт класса
- Работа с родителями обучающихся ( карты семей, график и тематика проведения родительских собраний, протоколы родительских собраний, журнал посещений семьи и т.д.)
- Совместная деятельность с общественностью
- Индивидуальная работа с обучающимися (индивидуальная карта обучающегося, портфолио)
- Работа с обучающимися , требующими повышенного педагогического внимания (детьми из “группы риска”по поведению и по успеваемости ,опекаемыми детьми, детьми из неполных, многодетных, неблагополучных семей, детьми-инвалидами)
- Взаимодействие с учителями – предметниками
- Методические разработки проведенных мероприятий
- Диагностика учащихся (анкетирование, опрос, тестирование).
Как оформить папку классного руководителя
Любое педагогическое действие должно быть целенаправленным. При планировании работы педагог ставит перед собой целый ряд задач. Классный руководитель планирует не только собственные уроки, но и всевозможные воспитательные мероприятия, будь то классный час, подготовка к конкурсу самодеятельности или экскурсия. Ему приходится не только составлять план работы, но и заполнять другие документы на учащихся и родителей. Удобнее, когда все данные собраны в «Папку классного руководителя».
Вам понадобится
- – нормативные документы;
– данные об учащихся и родителях;
– психолого-педагогическая характеристика класса;
– данные об успеваемости;
– перспективный и календарный планы воспитательной работы.
Инструкция
1
Соберите данные об учениках и родителях. Даже если вы только что взяли новый класс, кое-какие материалы у вас есть. В каждом образовательном учреждении обязательно составляется список учеников с адресами и телефонами. Опросите учащихся и сверьте данные. Составьте список занятости ваших воспитанников в учреждениях дополнительного образования, а также укажите, кто выполняет какие общественные поручения. Эти списки удобнее всего составлять в форме таблиц. В одном столбце напишите фамилии и имена учащихся, в другой — названия кружков и студий.
2
В медицинском кабинете возьмите данные о здоровье ваших воспитанников. Внесите их в отдельный список. Отметьте, есть ли у кого-либо из детей ограничения и какие именно. Это особенно важно знать при планировании дальних походов или спортивных соревнований. Вполне возможно, что у кого-то есть и ограничения по питанию.
3
Определите цели своей педагогической работы. Для того чтобы их сформулировать, вам необходимо знать особенности класса. Составьте психолого-педагогическую характеристику коллектива. Это можно попросить сделать и школьного психолога. Составьте социальный паспорт класса и проанализируйте прошлогоднюю педагогическую работу, если она велась с данным коллективом.
4
Составьте годовой план работы по направлениям. К такому плану обязательно должна быть пояснительная записка. Запланируйте мероприятия по охране жизнедеятельности, формированию позитивных межличностных отношений в коллективе, усвоению общеобразовательных дисциплин, воспитанию патриотизма и т. д. Обратите внимание на моменты, направленные на профилактику правонарушений, разных видов зависимости.
5
Составьте календарный план на месяц. Он может представлять собой сетку мероприятий. Но возможны и другие виды оформления. В нем должны быть отражены названия мероприятий, цели и задачи, сроки проведения. Составьте также расписание уроков класса и ваш личный распорядок.
6
Составьте график дежурств учащихся по классу и всего коллектива — по школе. Сюда же поместите данные об участии ребят в генеральных уборках и субботниках. Составьте тетрадь учета успеваемости. Проанализируйте проведенные мероприятия и поместите данные в папку.
7
Сформируйте документы по блокам. В начале поместите титульный лист, на котором напишите название документа, ваши фамилию, имя и отчество, класс и школу. В начало «Папки классного руководителя» поместите «Обязанности классного руководителя». Приложите к «Папке классного руководителя» протоколы родительских собраний и данные об их посещаемости. Отдельными разделами оформите все данные об учащихся, основания для педагогической работы (психолого-педагогическая характеристика и т. д.). Четвертый и пятый блоки определите под перспективное и календарное планирование, в шестой — данные об участии в дежурствах. Приложите к «Папке классного руководителя» протоколы родительских собраний и данные об их посещаемости.
Как написать отчёт о воспитательной работе
Отчет о проделанной воспитательной работе составляет заместитель директора по воспитательной части, подводя итог внеурочной деятельности всего учебного заведения в течение года. Также подводит итог работы с воспитанниками классный руководитель, составляя своеобразный обзор проведенных мероприятий, экскурсий, классных часов и т.д.
Инструкция
1. В начале отчета укажите поставленные вами цели в начале учебного года и сообщите, удалось ли их достичь.
2
Далее перечислите те методы и приемы, которые были использованы вами для достижения поставленных целей. Например, поставив перед собой задачу “добиться ответственного отношения обучающихся к процессу обучения”, вами были запланированы и проведены классные часы или индивидуальные беседы с детьми о пользе знаний или о будущем выборе профессии (в старших классах).
3
Сообщите в отчете, каким образом вы развивали в классе самоуправление. Например, вы могли бы организовать работу различных групп, секций или советов (клубы “Юный театрал”, “Пресс-центр” и т.д.). Отметьте также, насколько оправдана была, на ваш взгляд, подобная форма развития самостоятельности и активности у детей.
4
Перечислите те направления, на которые вы особенно обращали внимание, работая с классом в текущем учебном году. Например, вы могли выбрать приоритетным духовно-нравственное или патриотическое направление в своей деятельности.
5
Укажите в отчете, какие мероприятия в соответствии с выбранным направлением были проведены в классе. Обязательно сообщите тему и дату проведения классных часов, конкурсов, викторин, тематических праздников и т.д. Напишите также о том, какое количество ваших воспитанников было в них задействовано. Отразите в отчете и достигнутые результаты (наличие победителей в конкурсах, КВН, викторинах, благодарственные отзывы от приглашенных на встречу ветеранов и т.д.).
6
Сообщите о форме работы с родителями (индивидуальные консультации, посещение на дому, родительские собрания с приглашением узких специалистов, семейные праздники, спортивные соревнования, совместные выезды на природу, в поход и т.д.). Обязательно отметьте в отчете, каких результатов вы сумели добиться: сплотить коллектив, вызвать интерес у родителей к жизни класса, разрешить назревающий конфликт родителей и детей и т.д.
7
Отразите в отчете также информацию, насколько заняты ваши воспитанники в различных кружках и секциях. Если имеется рост показателей во внеурочной занятости детей, укажите это в документе.
8
Сообщите также о том, изменилось ли поведение ребят, их отношение друг к другу, к учителям, к учебе, к труду за последний учебный год, и как вам удалось этого добиться.
9
Если ваш класс принимал участие в общешкольных мероприятиях и достаточно успешно, напишите об этом, указав их название и дату проведения.
10
В заключении отчета напишите, в каком направлении работы с детьми вам не удалось добиться запланированных результатов, и как вы планируете это исправить в следующем учебном году.
Как написать план воспитательной работы
Любой воспитательный процесс в школьном или дошкольном учреждении должен осуществляться по определенному плану. План воспитательной работы позволяет обеспечивать равноценную нагрузку на всех детей, реализовать в определенный срок поставленные задачи, контролировать педагогический процесс.
Инструкция
1
План воспитательной работы должен включать в себя все воспитательные мероприятия, которые планируется проводить с детьми. Поставьте временные рамки плана. Это может быть учебный год, один сезон, месяц, четверть, неделя. Годовой план называется перспективным, недельный или план на день – календарным. Перспективный план можно оформить как сетку, внося туда темы занятий по определенной программе. В соответствии с временными рамками плана ставятся цели, задачи.
2
Определите цель работы. Целью должен быть конкретный результат, которого необходимо добиться по окончании действия воспитательного плана и который может быть измерен. Она должна быть сформулирована четко, емко, понятно, таким образом, чтобы ее можно было проверить, цель также должна быть достижимой. В общем виде цель любой воспитательной деятельности можно охарактеризовать как повышение уровня воспитанности, но такой результат невозможно измерить. Формулируйте цель более конкретно, определяя ее в соответствии с воспитательным компонентом учебного процесса, если вы составляете план воспитательной работы.
3
Для достижения поставленной цели необходимо ставить перед собой задачи. Задачи должны быть связаны с тем, какие шаги, меры, средства вы будете предпринимать, чтобы достигнуть цели.
4
Определите, с какой систематичностью будет проводиться воспитательная работа, то есть сколько часов в неделю, день, месяц отводится на эту работу с детьми. Определите количество часов воспитательной работы на срок планирования.
5
В соответствии с целью и задачами определите, какие виды работы и деятельности должны использоваться для их достижения. Это могут быть игры, художественная деятельность, труд, просветительская или профилактическая деятельность. Виды деятельности зависят также от специфики работы с детьми.
6
Выберите тип составления плана. Это может быть текстовый план, план-схема, циклограмма, картотека. Тип плана зависит от традиции учреждения или удобства для воспитателя. Заполните план в соответствии с целью, задачами, видами деятельности. Укажите все эти параметры, а также даты мероприятий, их направление и планируемый результат для каждого события. Направления воспитательной деятельности включают в себя: работу с семьей, подготовку к выбору профессии, работу с общественностью, экологическое воспитание, нравственное воспитание.
Полезные советы
При составлении планов необходимо учитывать педагогический опыт по составлению и реализации прошлых планов воспитательной работы, особенности учреждения, традиции и праздники, возможности детей и родителей.
Как избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя
Воспитание детей – задача очень сложная и ответственная. Классный руководитель имеет дело, прежде всего, с душой ребенка. И ошибки в воспитательной деятельности обходятся довольно дорого. Поэтому работа со школьниками имеет специфические задачи и особенности, которые необходимо учитывать классному руководителю.
Инструкция
1
Познакомьтесь с функциями классного руководителя: учитель организует познавательную, трудовую, эстетическую деятельность школьников, их общение между собой. Работает над сплочением коллектива учащихся, развивает ученическое самоуправление. Реализация этих функций в работе классного руководителя невозможна без диагностической деятельности. Для этого важно определить исходный уровень и постоянно отслеживать измененияв воспитании учащихся. Только планомерная, основанная на анализе воспитательная работа принесет ощутимые плоды.
2
Выстраивайте воспитательную систему с классным ученическим коллективом на основе программы воспитания вашего образовательного учреждения. При этом обязательно анализируйте свою предыдущую работу с данным классом (за прошедший учебный год), отражая при этом и положительные и отрицательные моменты своей работы с детьми.
3
На основе анализа работы определяйте актуальную цель и формулируйте конкретные задачи. Учитывайте и уровень развития учащихся в классе, и социальные и материальные условия жизни, и специфику семейных отношений ваших воспитанников.
4
Изучайте личностные и индивидуальные особенности ваших воспитанников. Для этого привлекайте к работе с классом школьного психолога, социального педагога. Изучайте детей и коллектив класса с помощью специальных психологических методик и индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями-предметниками.
5
Учитывайте индивидуальные личностные особенности учеников, определяйте стиль общения и стиль воспитания по отношению, как к каждому ученику, так и к ученическому коллективу в целом.
6
Установите дружеские, доверительные отношения с учащимися, но никогда не переходите грань ученик – классный руководитель, не допускайте панибратских отношений, не стремитесь к «дешевой популярности» среди учеников.
7
Уважайте своих воспитанников. Выслушивайте их, учитывайте потребности, интересы, запросы. Успешная деятельность педагога-классного руководителя возможна только при условии взаимоуважительных отношений с подопечным детским коллективом.
Как провести первое родительское собрание
Родительские собрания позволяют классному руководителю поддерживать связь с родителями школьников. На них учитель имеет возможность не только сообщить родителям об успеваемости их детей, но и рассказать об основных положениях в уставе школы. К первому родительскому собранию необходимо готовиться наиболее тщательно, так как в это время складывается первое впечатление о педагоге.
Инструкция
1
Составьте подробный план проведения родительского собрания.
2
Представьтесь родителям. Расскажите о том, какое образование вы получили, а также о том, какой учебный предмет (помимо классного руководства) вы будете преподавать в данном классе. Обязательно сообщите информацию о вашем педагогическом стаже и предыдущих местах работы. Если вы являетесь призером каких-либо конкурсов профессионального мастерства или лауреатом различных фестивалей, расскажите об этом родителям. Вы можете (по своему желанию) рассказать и о своей семье, о хобби и т.д. Это позволит вам наладить доверительные, искренние отношения внутри коллектива.
3
Сообщите родителям о ваших требованиях к ученикам: внешнем виде, ведении дневников, посещаемости уроков, активном участии в жизни классного коллектива и т.д. Зачитайте также основные положения из устава учебного заведения.
4
Расскажите об основных направлениях в работе с детьми, которые вы считаете приоритетными и те, на которые будете опираться в своей работе с воспитанниками. Например, вы можете проводить патриотическое воспитание и организовать работу тимуровских групп или готовить экскурсоводов в музей Боевой Славы при учебном заведении. Предложите родителям помочь детям, например, в составлении портфолио ветеранов.
5
Проведите анкетирование, чтобы собрать необходимую информацию для составления социального паспорта семей класса. Вам нужно выяснить, есть ли в классе социально незащищенные семьи или многодетные, имеются ли дети-инвалиды или те, которые имеют хронические заболевания. Уточните, нет ли опекаемых ребят, а также воспитывающихся в неполных семьях. Для оформления социального паспорта вам также нужно будет знать о наличии родителей, проходивших службу в “горячих точках”, о пенсионерах, безработных и т.д.
6
Выясните, сколько детей занимаются в кружках или в спортивных секциях в свободное от уроков время. Расскажите родителям о том, какие кружки имеются в вашей школе и о графике их работы.
7
Выберите членов родительского комитета и председателя.
8
Сообщите родителям о ваших планах в работе с детьми: экскурсиях, конкурсах, разнообразных викторинах, праздниках, КВН и т.д. Выслушайте также их предложения. Они могут, например, предложить экскурсию на производство, где работают.
9
Выслушайте возникшие во время вашего выступления вопросы и максимально полно ответьте на них. Поинтересуйтесь также у родителей, вопросы к каким специалистам (психологу, социальному педагогу, логопеду и т.д.) у них имеются, чтобы пригласить их на следующее собрание.
10
Будьте доброжелательны и открыты во время общения с родителями ваших воспитанников.
Что такое классный час
Классный час – это школьное мероприятие, направленное на организацию воспитательной работы с детьми. Как правило, он проводится регулярно в одно и то же время, но при этом не входит в стандартное расписание учебных занятий.
Классный час можно проводить по-разному: читать лекции, устраивать диспуты или беседы, организовывать игры, конкурсы, викторины, тестирования и пр. Формы проведения мероприятия напрямую зависят от целей, которых учитель хочет добиться. При этом одной из задач педагога становится попытка сделать классный час интересным и полезным для школьников.
Нередко учителя создают особое расписание классных часов, указывая темы, которые будут обсуждаться или затрагиваться. Мероприятия могут быть посвящены особым событиям (например, встреча с ветеранами, приуроченная к 9 Мая), вопросам образования, развития личности, отношений в коллективе и пр. Помимо плановых могут проводиться и внеплановые классные часы. Они обычно используются для решения проблем, возникших в коллективе: обсуждения успеваемости, конфликтов между одноклассниками и пр.
Именно классные часы – это наиболее удачное время для проведения психологических и профессиональных тестирований, которые могут помочь школьникам выбрать специальность и даже учебное заведение, в котором они получат высшее или среднее специальное образование.
Подготовкой классного часа должен заниматься не только учитель, но и ученики. Следует заранее сообщать тему мероприятия и при необходимости просить к нему подготовиться. Подготовка должна носить не обучающий, а скорее развлекательный характер: например, можно попросить школьников поговорить со своими родителями и узнать, как они выбирали профессию, чтобы поделиться результатами беседы с однокурсниками и сделать соответствующие выводы.
Как подготовка к классному часу, так и его проведение должны по возможности иметь внеучебный, неформальный характер. Дети могут садиться с кем захотят, не придерживаясь стандартных правил. Во время классного часа никому не ставят оценок и не задают домашних заданий. Неформальная обстановка способствует более открытому общению.
Как украсить классный уголок
Современная печатная индустрия предлагает много уже готовых классных уголков. Они удобны, красивы, аккуратно выполнены. Они не требуют особых усилий и затрат. Но они лишены индивидуальности. К тому же они не дают детям проявлять свои творческие способности. А им (особенно детям средних классов) хочется самим создать уголок и украсить его.
Инструкция
1
Прежде всего подберите название уголка. Оно должно соответствовать возрасту детей, их характеру.
Если это учащиеся начальной школы, то следует учитывать их тягу к мультипликационным фильмам, любимым сказкам. Поэтому подойдут названия «Смешарики», «Гномики», «Веселые человечки», «Непоседы».
Если это учащиеся основной школы, то при названии уголка необходимо учитывать увлечение миром фэнтези, первыми романами о любви и Интернетом. В качестве примеров можно предложить следующие варианты: «Одноклассники.ру», «Черная молния», «Электроник», «ШколярЪ», «Есть контакт!».
Старшеклассникам можно предложить названия «Ровесники», «Романтики», «Юность», «Возрождение», «Пламя», «Экстрим», «Адреналин», «Семь футов под килем!». Эти названия будут отражать внутреннее стремление к свободе, самостоятельности, желание заявить о себе как о личности.
2
Теперь в зависимости от названия придумайте оформление. Оно должно быть красочным, ярким. Пусть это будут сказочные герои и герои игр, соответствующая атрибутика, фоновая картина. Главное, чтобы ребята сами нарисовали и покрасили в яркие цвета основу газеты.Подскажите им, как это лучше сделать.
3
Придумайте девиз или лозунг, соответствующие и классу, и названию уголка. Напишите его под названием крупными буквами.
4
Разместите фотографии класса. Они очень украсят стенгазету. Можно сделать общую фотографию, можно групповые, а можно и индивидуальные. Все зависит от размеров стенгазеты и вашей фантазии. Так, например, «смешарики» могут нарисовать себя в форме этих мультипликационных героев и вклеить свои фотографии.
5
Теперь продумайте названия колонок. Они тоже должны отражать суть названия. Вместо традиционного «Актив класса» можно написать «На капитанском мостике». Вместо названия «План работы на вторую четверть» – «Дела Цветочного королевства».
Даже самое обычное объявление о школьном субботнике оформите в виде листовки и сделайте оригинальную надпись:«Работа трудна, работа томит, //За нее никаких копеек.// Но мы будем работать будто мы //Делаем величайшую эпопею».
6
Материал для основы классного уголка. Хорошо будет смотреться полированная доска, фанерный щит. Используйте для этой цели современный строительный материал. Его преимущество в том, что он легок, пластичен, прекрасно вписывается в интерьер.
7
Для стенгазеты можно использовать декоративные украшения. Разные бумажные фигурки (осенние листья, снежинки, цветы) на липучках будут свидетельствовать о смене времен года. А к праздникам подберите мишуру, аппликацию, шарики.
Как оформить уголок здоровья в школе
Уголки здоровья в школе являются частью санитарно-просветительской работы, пропагандирующей здоровый образ жизни, профилактику различных заболеваний, повышение умственной активности и работоспособности учащихся.
Вам понадобится
– различные информационные материалы соответствующей тематики;
– спортинвентарь.
Инструкция
1
При создании уголка здоровья ориентируйтесь на возраст учащихся. В начальных классах сделайте красочный стенд с примерным режимом дня для детей данного возраста, памятку о необходимости соблюдать правила личной гигиены, добавьте информационные бюллетени, описывающие причины возникновения распространенных болезней и способы защиты от них (грипп, ангина, гепатит и т.д.) Кроме того, составьте и напишите содержание физкультминуток, проводимых на уроках с детьми (можно сделать их коллекцию в красочном конверте и потом ими поочередно пользоваться).
2
В игровой зоне кабинета или комнаты для отдыха младших школьников должен находиться спортивный инвентарь для подвижных игр (мячи, прыгалки, обручи, кегли, эстафетные палочки и т.п.) Даже если пространство класса не позволяет проводить подобных игр, в теплое время года можно организовывать их на школьной спортплощадке.
3
В среднем звене школы (5-9 классы) в спортивный уголок должны включаться информационные материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни, подбирающиеся с учетом данной возрастной категории. Здесь также можно поместить примерный режим дня ученика средней школы, кроме того, необходимо добавить материалы о вредных привычках и их последствиях, о вреде долгого сидения за компьютером, о пользе витаминов для здоровья человека и т.п. Для детей в возрасте 13-14 лет добавьте информацию о способах контрацепции и всех опасных последствиях незащищенного секса.
4
Для старшеклассников (10-11 классы) в уголке здоровья тоже может располагаться режим дня для учащихся этого возраста, а также различные познавательные, более глубоко освещенные материалы об инфекционных болезнях и способах защиты от них, о вреде никотина и алкоголя, о всех последствиях случайных незащищенных половых актов, о том, как уберечься от стрессов во время подготовки к экзаменам и т.п. Кроме того, сюда можно помещать информацию о новых разработках в области медицины и здоровьесберегающих технологий в рубрику «Это интересно».
Как оформить уголок дежурств
Целью создания уголка дежурства является формирование навыков выполнять конкретные обязанности, а также воспитывать положительное отношению к труду. Оформление такого уголка очень важно. Труд (в данном случае – дежурство) воспитывает в детях аккуратность, организованность, самостоятельность. И как результат – повышение уровня уверенности в своих силах.
Вам понадобится
Ватман, фото учеников, клей, цветная бумага, наклейки, прозрачные файлы, ножницы, карандаши, стандартные листы формата А4.
Инструкция
1
Возьмите ватман и с помощью ножниц придайте листу необходимую вам форму. По периметру прикрепите бумажные «листья», сделанные из листов А4-го формата.
2
На этих листьях нарисуйте картинки или раскрасьте карандашами (это придаст вашему творению красочности).
3
На ватмане нарисуйте различных животных, которые заняты какой-либо работой, или трудолюбивых пчел (такой стенд больше подойдет для школьников младшей школы). Для более старших больше подойдут рисунки с представителями различных профессий, девочки, мальчика в фартуках.
4
Если вы не умеете рисовать, купите специальные наклейки с изображениями все тех же животных или людей (их можно приобрести в любом магазине канцтоваров, заказать по интернету).
5
В каждый файл вложите фотографии учеников. Чтобы вызвать больший интерес учащихся к уголку и к процессу дежурства в целом, кроме фото можете вложить и небольшие листочки бумаги (можно разрисованной или в форме облачка) с подходящим для этого школьника девизом (предварительно можно провести среди учеников конкурс на лучший девиз).
6
После окончания дежурства подведите его итог, вывесив в центре ватмана ярко оформленный лист. Можете написать там как положительные стороны дежурства, так и мелкие погрешности и недочеты (которые были, конечно же). Обсудите с учениками эти результаты, чтобы они усвоили все огрехи, а следующее дежурство прошло намного лучше
Памятка для классного руководителя «Проведения родительского собрания»
- Оставьте за дверью свое плохое настроение.
- Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч., четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.
- Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.
- Не осуждайте присутствующих родителей за неявку
отсутствующих.
- Не избирайте для общения назидательный тон.
- Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени-отчеству.
- В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.
- Помните “золотое правило” педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
9. Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и
потенциальные возможности их детей.
- Предупредите родителей о том, что не вся информация должна
быть известна детям.
11. Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их
детям.
- Объявите родителям, что «плохой ученик» не означает «плохой
человек».
- Не давайте негативной оценки всему классу.
- Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.
- Не переоценивайте значение отдельных предметов.
- Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.
Мои
цели на ближайший год
Иногда
наша жизнь проходит незаметно, бесполезно и в конце года начинаешь задумываться
«А сколько всего полезного я могла за этот год для себя сделать!»
Существуют
карты желаний, а можно составить карту своих целей на весь год. И по мере их
выполнения, зачеркивать. И в конце года можно сделать вывод своих дел.
Отправляю образец составления целей на ближайший год
1. Научиться
вставать и ложиться в одно время. Просыпаться и идти спать пораньше.
2. Найти
новых друзей и единомышленников.
3. Изучить
основы тайм-менеджмента, чтобы контролировать свое время и то, как его тратишь.
4. Перейти
на более полезное и правильное питание, чтобы чувствовать и выглядеть лучше.
5. Начать
читать книги, которые полезны для развития. Не менее 1 книги в месяц, но лучше
больше.
6. Составить
распорядок дня и следовать ему, держа дисциплину в ежовых рукавицах.
7. Выучить
иностранный язык.
8. Начать
ухаживать за собой ежедневно. Кремы, скрабы, душ и т.д.
9. Начать
выделять время на полноценный сон 7-9 часов в сутки. Без этого продуктивности
не видать.
10. Заниматься
регулярно спортом, чтобы наконец получить тело своей мечты.
11. Научиться
планировать дела на целый день, целую неделю и целый год.
12. Заниматься
своими хобби и увлечениями.
13. Выучить
английский.
14. Пробовать
что-то новое и необычное, что даже не планировал.
15. Больше
общаться с близкими, родственниками и родителями.
16. Научиться
кататься на сноуборде.
17. Реже
сидеть в социальных сетях, бесцельно торчать в интернете.
18. Защищать
себя в конфликте, а также научиться отстаивать свои интересы.
19. Преодолеть
свой самый большой страх.
20. Устраивать
чаще прогулки на свежем воздухе, путь даже короткие.
21. Навести
порядок дома и на рабочем столе, научившись регулярно поддерживать
22. Делать
добрые дела, не требуя ничего взамен.
23. Начать
делать немного больше, чем другие. Больше, лучше, дальше.
24. Посещать
новые места, где ты еще не была.
25. Заняться
укреплением своей силы воли.
26. Научиться
играть на гитаре.
27. Собрать
портфолио, чтобы поступить в художественный колледж.
28. Посещать
онлайн-уроки по рисованию.
29. Накопить
деньги на графический планшет.
30. Тщательнее
готовиться к сдаче ОГЭ.
31. Помогать
маме.
32. Дописать
рассказ собственного сочинения.
33. Научиться
печь торты.
34. Найти
слабое место в характере и пытаться исправить его.
35. Улучшить
качество своего обучения в школе.
36. Меньше
есть мучное и сладкое.
37. Создать
карту желаний.
38. Задавать
вопросы, если что-то не ясно или не понятно.
39. Научиться
зарабатывать деньги на своем увлечении.
40. Изменить
прическу.
41. Развивать
свой словарный запас.
42. Избавиться
от ненужных вещей.
43. Сделать
перестановку в комнате.
44. Чаще
звонить бабушке, дедушке.
45. Научиться
поддерживать чистоту в квартире без напоминания родителей.
46. Покататься
на лошади.
47. Участвовать
в школьных и внешкольных мероприятиях.
48. Помогать
бездомным животным.
49. Купить
холсты и масляные краски.
50. Открыть
канал в Ютюбе.
51. Перестать
критику, замечания принимать близко к сердцу.
52. Преодолеть
лень.
53. Улучшить
свою каллиграфию.
54. Слепить
снеговика.
55. Больше
времени уделять учебе.
56. Провести
хороший День рождения.
57. Купить
подарки.
58. Приготовить
плов.
59. Съездить
в город погулять.
60. Написать
новую главу моей истории.
61. Научиться
делать красивые фотографии.
62. Сдать
ВПР без проблем.
63. Посмотреть
новое аниме.
64. Почитать
мангу.
65. Заняться
дрессировкой своих собак.
66. Провести
ритуал.
67. Выспаться.
68. Посетить
экскурсии по профориентации.
69. Вести
подвижный образ жизни.
70. Научиться
красиво излагать свои мысли.
71. Научиться
этикету.
72. Полюбить
себя.
73. Посадить
у себя в комнате цветы.
74. Планировать
дела на день.
75. Нарисовать
новую картину.
76. Завести
кота.
77. Починить
ноутбук.
78. Помогать
бабушке по хозяйству.
79. Построить
будку для собак.
80. Оказывать
помощь другим.
81. Посетить
культурные мероприятия (театр, музей,…).
82. Научиться
готовить неизвестные для меня блюда.
83. Изучить
древо семьи.
84. Успешно
закончить учебный год.
85. Стать
общительнее.
86. Искупаться
в море.
87. Научиться
стильно одеваться.
88. Набрать
подписчиков.
89. Расписать
футболки.
90. Каждый
день радовать маму.
91. Участвовать
в волонтерских акциях.
92. Ходить
на лыжах.
93. Сдать
все контрольные в школе «Лидер».
94. Довязать
шарф
95. Подняться
на сопку Муловского.
96. Научиться
сдерживать свой гнев.
97. Научиться
принимать правильные решения.
98. Выразительно
читать.
99. Спеть
песни.
100.
Постараться выпонить все поставленные цели
на год.
Читать полностью:
https://mensby.com/career/psychology/celi-na-god-120-celej-na-god
Читать полностью:
https://mensby.com/career/psychology/celi-na-god-120-celej-na-god
Читать полностью:
https://mensby.com/career/psychology/celi-na-god-120-celej-na-god
Читать полностью:
https://mensby.com/career/psychology/celi-na-god-120-celej-na-god
Читать полностью:
https://mensby.com/career/psychology/celi-na-god-120-celej-na-god
Читать полностью:
https://mensby.com/career/psychology/celi-na-god-120-celej-na-god
Читать полностью:
https://mensby.com/career/psychology/celi-na-god-120-celej-na-god
Читать полностью:
https://mensby.com/career/psychology/celi-na-god-120-celej-na-god
Читать полностью:
https://mensby.com/career/psychology/celi-na-god-120-celej-na-god
Ноябрь близится к завершению, скоро зима, а там и новый год с его мечтами, идеями, надеждами. А чем вы планируете заниматься в следующем году? Или, быть может, вы совсем ничего не планируете и предпочитаете плыть по течению? Если вы из числа тех, кто предпочитает отвечать за свое будущее сам, а не ссылаться на судьбу, то без составления списка целей на год никак не обойтись.
Итак, зачем же планировать свои дела на год и как лучше составить список целей — давайте разбираться.
Зачем планировать год
«Лучший способ предсказать будущее — это создать его» Авраам Линкольн
Вы планируете свое путешествие или какую-то крупную покупку, или всегда покупаете все без раздумий, а в поездки ездите спонтанно? Скорее всего, вы выбираете первый вариант. Никому не хочется тратить деньги впустую, приобретая некачественный товар, да и портить настроение из-за плохо организованной поездки тоже никто не захочет, особенно, если поездка такая долгожданная.
Тогда почему многие с таким усердием планируют одну-две неделю поездки, а все оставшееся время года предпочитают «плыть по течению»? Неужели неделя путешествия важнее, чем весь год?
Планирование целей помогает разобраться в своих желаниях и приоритетах, а также напоминает нам о том, для чего мы каждый день делаем конкретные шаги.
Если вы хотите в следующем году реализовывать свои цели, а не чьи-то другие, то пора определиться, чего же вы хотите, к чему стремитесь и составить список того, что планируете достичь, а не просто мечтать.
Как составить список целей на год
Существует два варианта составления списка целей на год.
Первый — взять все по максимуму, т.е. по принципу «мечтай достать до луны — перепрыгнешь как минимум через забор». В этом случае предлагается ставить самые амбициозные цели. Например, если вы получаете в месяц 20000 рублей, то ставьте цель увеличить свой доход, как минимум, до 200000 рублей в месяц. Предполагается, что ставя такие большие цели, вы будете более активно искать разные способы их достижения.
Второй вариант планирования — сосредоточиться только на нескольких самых важных целях, которые вы уж точно сможете достичь, если приложите хоть какие-то усилия. Например, поехать в путешествие куда-либо. Если вы постараетесь хоть немного и будете целенаправленно откладывать часть дохода, то совершить поездку вы точно сможете. Этот способ подходит тем, кто «опускает руки» при малейшей неудачи и успех при достижении пусть даже очень маленьких целей, поможет таким людям воодушевиться на более амбициозные цели в будущем.
Однако мне ближе нечто среднее. Я предпочитаю составлять список дел на год, написав всё, что мне действительно хотелось бы сделать в этом году. Составляя широкий список я понимаю, чего действительно хочу сейчас, а что второстепенно и может подождать до следующего года, либо, в принципе, к тому времени оно мне будет уже не интересно.
Естественно список в течение года периодически корректируется, т.к. меняются обстоятельства, интересы, стремления. План на год не должен быть чем-то непререкаемым. Он должен быть гибким, чтобы вы им управляли, а не он вами.
Обычно я выделяю 10 категорий целей, а затем записываю свои планы в соответствии с этими категориями. Мне кажется это наиболее удобным, чем просто перечислении всех целей на год, т.к. позволяет более четко понять что и в какой области жизни я хочу изменить, достичь.
Вот эти 10 категорий:
1. Здоровье.
2. Духовность.
3. Семья, отношения.
4. Окружение.
5. Саморазвитие, личностный рост.
6. Профессиональный рост.
7. Финансы.
8. Дом.
9. Творчество, хобби.
10. Досуг.
У каждого человека, конечно же, будет свой список целей на год. Кто-то сделает акцент на финансовом секторе, кто-то на здоровье и т.д. Но лучше всего, если вы постараетесь сделать список наиболее сбалансированным. Т.е., если вы понимаете, что, например, у вас больше проблем со здоровьем, то основное внимание необходимо будет уделить именно этой категории. Поэтому и целей здесь может быть чуть больше, чем в других категориях.
Вы можете написать цели не во всех категориях, а только в некоторых, может написать по 2-3 цели, а можете — хоть 20-30 целей в каждой категории. Это ваш план. Главное помнить, что вы пишите список не ради списка, а для того, чтобы конкретизировать более четко то, чем собираетесь заниматься в следующем году и предпринимать усилия для достижения поставленных целей. А список будет вашим ориентиром и напоминалкой.
Список целей на год (пример)
Приведу список целей на год, и может быть какие-то из них вам понравятся и вы возьмете их в свой план на год, или, быть может, они натолкнут вас на идею каких-то других целей.
Итак, мой пример 120 целей на год:
Здоровье
1. Пройти комплексную медкомиссию
2. Посещать стоматолога 2 раза в год
3. Сделать лазерную эпиляцию
4. Сбросить лишний вес
5. Начать регулярно заниматься любимым видом спорта (минимум 2 раза в неделю)
6. Попробовать новый вид фитнеса
7. Сесть на шпагат
8. Научиться отжиматься
9. Научиться подтягиваться
10. Научиться делать «колесо»
11. Каждый день делать упражнения на растяжку
12. Каждый день делать гимнастику для глаз
13. Научиться делать гимнастику для лица
14. Дыхательная гимнастика
15. Спать не менее 7 часов
16. Раньше ложиться и раньше вставать
17. Выпивать утром стакан воды натощак (можно с лимоном)
18. Сменить прическу
19. Сделать профессиональный маникюр и педикюр
20. Пройти курс оздоровительного массажа
21. Каждый вечер перед сном гулять минимум 30 минут
22. Отказаться от гаджетов за 1 час до сна
23. Уменьшить/отказаться от потребления мяса, птицы
24. Сократить количество сладостей в рационе
25. Отказаться от фаст-фуда
26. Закаливание, обливание холодной водой, контрастный душ
27. Восстановить волосы
28. Восстановить зрение
Духовность
29. Ходить на службу в церковь минимум 1 раз в месяц
30. Выучить три новых молитвы
31. Отдать в благотворительную организацию ненужные вещи
32. Подписаться на ежемесячные пожертвования в благотворительный фонд
33. Соблюдать посты
34. Прочитать Библию
35. Каждое утро 5 минут тишины и уединения
36. Наслаждаться каждым моментом жизни, жить здесь и сейчас
Семья, отношения
37. Каждую неделю играть с детьми в новую игру
38. Чаще заниматься с детьми творчеством, упражнениями на логику и мышление
39. Составить список вопросов для детей об их вкусах, предпочтениях, мечтах, желаниях, мыслях, чтобы они ответили на них в начале года (записать ответы на видео)
40. Организовать каждому ребенку незабываемый праздник на день рождения
41. Сделать прививки детям
42. Организовать маме поездку в санаторий в Краснодарский край
43. Сделать адвент-календарь
44. Устроить романтический ужин на природе
45. Сделать запрос о моих предках, погибших во время Великой отечественной войны
46. Принять участие в шествии «Бессмертного полка»
47. Составить свое генеалогическое древо
48. Не подгонять детей
49. Каждый день уделять личное время и внимание каждому ребенку в отдельности
Окружение
50. Чаще встречаться с друзьями
51. Написать список людей, которым благодарна и за что
52. Слушать собеседника со 100%-ной вовлеченностью
53. Научиться говорить «нет» делам, которые не ведут меня к достижению целей
Саморазвитие, личностный рост
54. Прочитать 26 книг по саморазвитию и профессиональному росту
55. Научиться слушать других, не перебивая
56. Каждый вечер планировать дела на следующий день
57. Повысить уровень владения иностранным языком
58. Каждый день учить минимум 10 новых иностранных слов
59. Освоить мнемотехники для улучшения памяти
60. Изучить способы НЛП
61. Стремиться к slow life
62. Получить водительские права
63. Каждый вечер записывать в дневник о своих успехах, за что я благодарна этому дню и самых замечательных моментах
64. Не суетиться
65. Никогда не кричать
66. Ни с кем не спорить. Никогда!
67. Ни на кого не обижаться
68. Никого не осуждать
Профессиональный рост
69. Создать свой сайт/блог
70. Опубликовать на сайте 100 статей
71. Освоить Photoshop
72. Освоить монтаж видео
73. Пройти обучающий курс, который повысит уровень моего профессионализма
Финансы
74. Открыть ИИС (индивидуальный инвестиционный счет)
75. Начать инвестировать
76. Инвестировать минимум 10% дохода ежемесячно
77. Найти минимум 2 дополнительных источника дохода
78. Создать 2 пассивных источника дохода
79. Увеличить свой доход на 50 %
80. Застраховать жизнь и здоровье всех членов семьи
81. Застраховать недвижимость
82. Создать «подушку безопасности» в количестве шести сумм ежемесячных расходов
83. Делать крупные покупки после анализа рынка предложений
84. Отказаться от эмоциональных покупок
Дом
85. Научиться готовить 12 новых блюд
86. Составить меню на месяц
87. Переписать видео из ноутбука на диски
88. Отсканировать все документы, инструкции
89. Выбросить хлам
90. Применять на практике принципы минимализма
91. Купить дом/квартиру
92. Практиковать осознанное потребление
93. Стремиться к zero waste
Творчество, хобби
94. Нарисовать картину
95. Посетить мастер-класс лепки из глины
96. Освоить скрапбукинг
97. Научиться фотографировать
Досуг
98. Прыгнуть с парашютом
99. Полетать на воздушном шаре
100. Полетать на параплане
101. Поплавать с дельфинами
102. Посетить оперу
103. Посетить незнакомый район города
104. Съездить на однодневную экскурсию в соседнюю область/страну
105. Совершить велопутешествие в соседний город
106. Организовать пикник в снежном лесу
107. Покататься на лыжах в лесу
108. Путешествие по городам «Золотого кольца»
109. Путешествие в Санкт-Петербург всей семьей
110. Путешествие в Москву всей семьей
111. Посетить цирк на Цветном бульваре в Москве
112. Побывать на экскурсии на Останкинской телебашне
113. Покататься на речном трамвайчике по Москве-реке и реке Неве
114. Побывать с детьми на экскурсии в Останкинском телецентре
115. Совершить сплав по горной реке
116. Путешествие всей семьей в Великий Устюг в гости к Деду Морозу
117. Речной круиз по реке Волге всей семьей
118. Путешествие всей семьей на Алтай
119. Заказать семейную фотосессию
120. Поужинать в ресторане, имеющем звезды Мишлен
Шаблон списка целей на год
Если вам понравился мой вариант составления дел на год, то здесь вы можете скачать шаблон списка целей на год.
Заключение
Помните — это ваши цели. Только ваши! Нет правильного или неправильного списка, просто напишите именно то, чего хотите достичь в следующем году и действуйте! Это самое главное! Ведь, какие бы цели вы не поставили перед собой, без хоть каких-то действий для их достижения они останутся всего лишь мечтой. Удачи вам!
Поделитесь в комментариях как вы предпочитаете составлять список целей на год, делаете это или нет, и помогает ли вам планирование дел в достижении поставленных целей?
#Руководства
- 4 фев 2022
-
0
Как составить индивидуальный учебный план: основные принципы, советы и примеры
Рассказываем про опыт Лицея НИУ ВШЭ, который помогает ученикам выстраивать собственную образовательную траекторию.
Фото: Ratiger / Getty Images
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Из этой статьи вы узнаете:
- допускают ли действующие ФГОСы персонализацию обучения;
- как Лицей НИУ ВШЭ подходит к формированию вариативных учебных планов;
- как составить учебный план с одним или несколькими блоками предметов на выбор, с разными уровнями изучения предмета и форматами;
- почему понятие класса в этих условиях исчезает и что приходит ему на замену;
- каким образом ученики могут корректировать выбранную образовательную траекторию.
Один из главных трендов в образовании — переход от общих, стандартных программ и форматов к индивидуальным траекториям, отвечающим на запросы конкретного ученика. Это явление ещё не стало массовым, и не факт, что станет, однако отдельные школы уже реализуют подобный подход.
Как конструировать индивидуальный учебный план (ИУП) для учеников 9–11 классов с учётом требований ФГОС основного и среднего общего образования, рассказала заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ Наталия Копытова. Вебинар, организованный Центром по взаимодействию с регионами НИУ ВШЭ, на котором эксперт поделилась своим опытом, доступен на YouTube.
Заместитель директора Лицея НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, магистр прикладной математики и информатики.
Фото: НИУ ВШЭ
Персонализацию образовательной траектории ученика во многом определяет разнообразие учебных возможностей, которые перед ним открывает школа. И при создании этих возможностей необходимо определить ценностные ориентиры, которые разделяют и школа, и дети, и родители. В Лицее ВШЭ приняты следующие важные установки:
- Развитие самостоятельности и ответственности. То есть стремление и умение ученика осознанно влиять на собственную жизнь, в частности — на учебную траекторию.
- Принятие разнообразия как нормы. В такой атмосфере учащиеся воспитывают в себе культуру осознанного выбора.
- Обучение на протяжении всей жизни. Это понимание учащимся изменчивости технологий и моделей социальных отношений, а также умение адаптироваться к этим изменениям.
Разумеется, сразу возникает вопрос, в какой степени федеральные государственные образовательные стандарты позволяют индивидуализировать школьное обучение.
На самом деле нормативные документы буквально подталкивают к индивидуализации учебного плана. Так, ФГОСы задают не чёткое количество аудиторных часов по конкретным предметам, а интервалы: от 5058 до 5549 академических часов для средней школы и от 2170 до 2590 часов для старшей. То есть школа сама решает, как распределять учебные часы на те или иные предметы.
Объём обязательной части программы составляет 70% в основном общем образовании (ООО) и 60% в среднем общем образовании (СОО), оставшаяся часть формируется участниками образовательных отношений — то есть предполагается вариативность.
Новый ФГОС ООО, утверждённый 31 мая 2021 года, позволяет в некоторой степени дифференцировать и содержание образования. Он задаёт понятия учебного предмета, учебного курса и учебного модуля, что также можно использовать для включения вариативности. И уже на уровне основной школы у ученика может появиться выбор уровня обучения — базовый или углублённый — по пяти предметам: математике, информатике, физике, химии и биологии.
Итак, нормативная база даёт пространство для построения персональных образовательных траекторий. На примере индивидуальных учебных планов лицеистов ВШЭ рассмотрим, как это можно реализовать на практике.
Учебный план каждого профиля в лицее утверждается на определённый период (как правило, на набор учащихся), и к нему предъявляется ряд требований:
- учебный план должен допускать вариативность;
- содержательные блоки каждого профиля должны соответствовать определённым требованиям;
- учебный план должен обеспечивать преемственность между уровнями образования.
Так как мы рассматриваем персонализацию образовательных траекторий, то сфокусируемся именно на первом аспекте.
В лицее для каждого набора учащихся разрабатывается 12 учебных планов: десять профилей для старшей школы и две специализации для девятого класса. Учебные планы делятся на две категории — монопрофильные, которые нацелены на небольшое количество детей (от 25 до 50) и готовят к поступлению на конкретные образовательные программы вузов, и полипрофильные, которые обладают высокой степенью вариативности, работают на широкий спектр вузовских программ и включают большое количество учеников (от 50 до 350).
Лицей предлагает учащимся выбор:
- учебных предметов и курсов;
- уровня изучения предмета — базовый или углублённый;
- продолжительности обучения предмету. Например, одна группа изучает предмет 68 академических часов в год, а другая — 136 часов. Или одна группа проходит предмет в течение двух полугодий, а другая — в течение четырёх;
- формата обучения;
- языка обучения;
- содержания обучения.
Подробнее остановимся на трёх базовых аспектах, которые уже хорошо отработаны в лицее, — это выбор предметов, базового или углублённого уровня, а также формата обучения.
Самый простой вариант — предложить учащимся перечень предметов, из которого они смогут выбрать один для изучения. Чуть сложнее, если дать возможность выбрать два или один либо два предмета. Количество уникальных индивидуальных учебных планов (ИУП) напрямую зависит от количества учебных курсов и числа выбираемых курсов. Например, если в блоке выбора шесть курсов и выбрать предлагается один, то мы получим шесть уникальных учебных планов. Если ученики выбирают два курса из шести, то появляется 15 уникальных ИУП. И в ситуации, когда учащиеся могут выбрать один или два предмета из предложенных, количество уникальных ИУП увеличивается до 21.
Такой учебный план с выбором предметов в одном блоке в Лицее НИУ ВШЭ реализуется для девятиклассников. Ученикам предлагается блок из 24 элективных курсов, из которых они выбирают один или два. В девятом классе учится около 400 человек, и если подсчитать число возможных вариантов учебных планов, оно превысит количество учащихся.
Следующий шаг к усложнению — увеличение числа выборных блоков. Например, если у нас два блока, в одном два курса на выбор, а в другом — три, и ученик выбирает по одному курсу из каждого блока, то получается шесть вариантов ИУП. Если же предлагаем выбрать из первого блока один предмет, а из второго — один или два, то появляется 12 индивидуальных учебных планов.
Например, в старших классах лицея есть направление «Востоковедение». Учащиеся на этом профиле выбирают предметы в трёх блоках: один курс из естественных наук (физику, биологию или химию), один из общественных (географию или обществознание), а также один из дополнительных (историю и культуру Востока, общественно-политическое развитие Востока или литературу Востока). На этом направлении обучаются 50 человек, а учебный план профиля предполагает более 80 вариантов ИУП.
Это ещё один подход к созданию вариативного учебного плана, который выглядит достаточно просто, однако может представлять трудности на этапе комплектации групп, включения соответствующих содержательных блоков и составления расписания.
Здесь в Лицее применяют к блокам учебных курсов новый параметр — уровень изучения. Кстати, по такому же принципу к конкретным предметам на выбор можно предлагать количество часов или формат обучения.
Например, добавляется один обязательный предмет с возможностью его изучения на базовом или углублённом уровне и даётся два блока элективных курсов, в одном из которых два предмета, а в другом — три. Если предложить ученикам выбрать по одному курсу из каждого блока, то с учётом выбора уровня изучения обязательного предмета получится 12 ИУП. Если же учащиеся выбирают один предмет из первого блока и один-два из второго, то количество ИУП возрастает до 24.
Такой учебный план реализуется в Лицее на профиле «Экономика и социальные науки». Здесь учатся 125 человек, а ИУП может быть более 200. Математика преподаётся на базовом или углублённом уровне на выбор ученика. А историю все ребята изучают на углублённом уровне, однако для неё можно выбрать количество часов — четыре или шесть в неделю. Также есть три блока с выбором предметов и выбор количества часов в 11-м классе на курсе «История экономики и экономической мысли».
Ещё один важный аспект для персонализации образовательной траектории — многообразие форматов. В Лицее НИУ ВШЭ применяются следующие подходы к реализации обучения:
- Дистанционный формат. Представлен в виде онлайн-курсов на LMS-платформе НИУ ВШЭ. В этом формате преподаётся, например, астрономия одиннадцатиклассникам.
- Смешанный формат, где лекции даются опять же в виде онлайн-курсов, а на уроках учитель применяет практико-ориентированный подход.
- Свободный формат, когда ученик может выбирать расписание и учителя. В таком формате преподаются учебные курсы с работой над проектами и персонализацией содержания.
- Практический формат, в котором уроки проходят в виде тренингов. Например, так выглядит курс ОБЖ в 11-м классе.
Пример вариативного учебного плана, включающего разные форматы обучения — учебный план направления «Гуманитарные науки». Так, история здесь преподаётся только на углублённом уровне, но ученик может выбрать четыре или шесть часов занятий в неделю, как и на профиле «Экономика и социальные науки». Кроме того, в 11‑м классе добавляется смешанный формат обучения, то есть уроки становятся более практико-ориентированными.
Видеолекции, которые учащиеся смотрят онлайн, не учитываются в аудиторной нагрузке, однако их необходимо отразить в рабочей программе. А в пояснительной записке к учебному плану указать, каким образом реализовано обучение в дистанционном или смешанном формате: в каком объёме, каким именно курсом.
После того как настроена вариативность учебного плана, остаётся вопрос, как реализовать этот подход в реальном учебном процессе. В идеале у каждого ученика, который обучается по уникальному УИП, должна быть возможность полностью или частично формировать индивидуальное расписание, включая в него как уроки, так и внеурочную деятельность. Однако это сложно, и Лицей НИУ ВШЭ только частично, когда лицеист сам выбирает расписание, обеспечивает такую возможность.
Если комплектовать учебные группы в условиях вариативного учебного плана, понятие класса практически исчезает и появляются группы по учебным предметам. При этом класс как сообщество детей, объединённых по некоему принципу, всё же остаётся, и за такой группой закрепляется наставник-куратор. Сопровождение учащегося по индивидуальному учебному плану — это тоже очень важная роль, так как большинству учеников нужен взрослый, который сможет помочь и подсказать.
В лицее формируют и разновозрастные учебные группы, и это тоже позволяет вносить вариативность в учебные планы. Например, в ИУП десятиклассников по ряду профилей не помещается блок естественных наук по объёму аудиторных часов в неделю. Тогда ученикам предлагается пройти эти предметы в 11-м классе, а при комплектовании групп по биологии, физике и химии в них включаются и 10-е, и 11-е классы. Это возможно сделать, так как они проходят одну программу по естественным наукам, только на разных профилях.
Иногда группы формируют по уровню результатов лицеистов, однако в Лицее НИУ ВШЭ стараются этим не злоупотреблять, так как считают, что для наибольшей эффективности обучения состав группы должен быть разнородным. По уровням ученики объединяются в языковых группах или для достижения конкретных результатов, скажем, при подготовке детей к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников. В целом же соблюдается соотношение в ⅔ «сильных» и ⅓ «слабых» учеников. Например, так в лицее комплектуются девятые классы, которые учатся в основном по классно-урочной системе и смешиваются только в рамках элективных курсов.
Что касается численности групп, лицей руководствуется требованиями СанПиН. При этом старается делать так, чтобы на всех курсах углублённого уровня число учеников в группах не превышало 20 человек.
Конечно, влияние ученика на свою образовательную траекторию не заканчивается на формировании индивидуального учебного плана. У ребёнка должна быть возможность его корректировать или даже полностью менять. В Лицее предусмотрен такой механизм.
Девятиклассникам даётся один такой шанс — в конце октября они могут поменять набор элективных курсов. В старшей школе возможности для изменений ИУП шире — четыре раза в течение двух лет. Эти точки изменений в лицее называют «юрьевыми днями», и они позволяют ученику внести любые коррективы в учебный план: от самых простых (выбрать другой элективный курс, изменить уровень изучения или количество часов) до масштабных (поменять профиль).
У лицеистов «юрьевы дни» очень востребованы. Например, в 2020 году обучение окончили 725 выпускников, и 61% из них в течение двух лет менял свой ИУП. Другое направление выбрали 13%. Ещё 48% изменили перечень учебных предметов, уровень изучения или количество часов по предмету внутри профиля. Ребёнок может шаг за шагом выстраивать свою образовательную траекторию и время от времени корректировать цель, к которой идёт. Поэтому возможность внести изменения или выбрать совершенно другое направление необходимо учитывать, когда вы начинаете применять индивидуальные учебные планы.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше