Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.
Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).
Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.
В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.
План составления схемы предложения
- Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
- Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
- После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
- В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
- Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
- Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
- Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
- В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
- И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
- Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
- Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.
Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.
СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
Схемы простых предложений
Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:
При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.
Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:
Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.
Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:
На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:
Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:
В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:
Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):
- обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
- обособленными дополнениями;
- обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).
Предложения с прямой речью
Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:
Схемы сложных предложений
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.
Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.
Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:
Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:
Параллельное подчинение:
Однородное подчинение:
Составьте по данным схемам предложения
Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.
- Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
- Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
- Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
- Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
- Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].
Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!
Заключение
Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.
А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.
Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!
Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил. Но если вдруг что-то еще непонятно – попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
ГДЗ и решебники
вип уровня
Условие
Составьте по данным схемам предложения.
Решение 1
Решение 2
Решение 3
Популярные решебники
0
Как составить предложения на тему “Космос” по схемам, данным ниже?
Схемы предложений:
1.[ ], и [ ].
2.[ ],(если…).
3.[ ], но [ ].
4.[ ], (потому что…).
5.[ ], а [ ]
1 ответ:
0
0
- Метеорит взорвался в плотных слоях земной атмосферы, и его осколки затерялись в безлюдных просторах тайги.
- Люди ждали невероятных бедствий, если очередная комета приближалась к Солнцу.
- Мы хотели увидеть лунное затмение, но в самый неподходящий момент небо заволокли тучи.
- На планете Марс не бывает облаков, потому что большое количество водяного пара улетает в космос.
- Атмосфера Венеры состоит из углекислого газа, а он создаёт убийственный парниковый эффект.
Читайте также
Данный текст “Мал, да удал” можно разделить на три части, по числу абзацев. Ведь каждый абзац выражает свою мысль.
Первый абзац рассказывает о месте рыбалки рыболова. Его можно озаглавить “Лунка во льду”.
Второй абзац описывает появление горностая. Его можно назвать “Нежданный гость”.
И последний абзац говорит о том, как рыбка делился с горностаем рыбой, а тот уносил ее в свое убежище. Ее назовем “Запасливый зверь”.
Весь же текст можно назвать “Горностай и рыболов”
Ответим на заданные вопросы:
- Рыбак ловил рыбу в проруби на реке
- На лед выскочил красивый горностай.
- Рыболов бросил горностаю маленькю рыбу – ерша.
- Горностай унес рыбу куда-то в убежище.
Для того, чтобы выполнить это задание, нудно вспомнить, а что же такое эта самая “ПОПС-формула”. Итак:
П — позиция
О — обоснование
П — пример
С — следствие.
Тогда само сочинение на тему “Считаю ли я себя фантазёром” можно написать так, используя формулу ПОПС:
“Я считаю себя фантазёром. Да и как не считать?
Я мечтаю и фантазирую всегда, когда для этого есть повод и когда его нет. И в фантазиях своих ухожу далеко от реальности.
Например, копаю на даче картошку и фантазирую, что вот бы изобрести робота, который будет Картошечником: выращивать картошку, полоть, копать, чистить, готовить… Или же ложусь спать и фантазирую о чудо-кровати, которая бы возила меня в Волшебные страны, а также была бы машиной времени. И по пути в школу я фантазирую, и на уроках, и даже стоя у доски…
В общем, как уж тут не считать себя фантазёром. Когда я первый фантазер и есть.”
В тексте этой статьи автор использует много имен прилагательных, причем чаще всего использует их в качестве эпитетов, для придания выразительности описываемому образу Царевны-лебедь. Именно прилагательные делают образ девушки таким узнаваемым и красивым.
Подберем из текста синонимы к прилагательным:
Зеленый – Изумрудный
Багряный – Багровый, Алый.
Большой – Огромные
Сказочный – Волшебный.
Теперь посмотрим, какие еще прилагательные синонимы можно отыскать в тексте:
Бирюзовые – Голубые
Перламутровый – Жемчужный
Остается выписать пять словосочетаний существительное+прил<wbr />агательное:
Собольи брови, Сомкнутые губы, Печальное лицо, Волшебными огнями, Чудесного острова.
Перед “что” ставим запятую, так как отделяем придаточное предложение. Сочетания с предлогом “несмотря на…” обособляются.
В этом тексте встречаются множество падежных форм существительного добро:
осознание чего? добра, не желание добра, отрицание добра (р.п.);
делать что? добро (в.п.);
противостояние (чему?) добру (д.п.).
Это все формы слова, то есть другая его одежда, но это одно и то же слово. Представьте себе, что с утра вы надели майку, затем переоделись в рубашку, а затем и свитер натянули. И все равно вы один и тот же человек.
Формы слов не вносим в список слов, образованных от существительного “добро”.
Слово “добро” само является производным от прилагательного “добрый”:
добрый – добро;
добрый – доброта.
Тот, кто желает добра – доброжелательный.
Прилагательное доброжелательный образовано от слова “добро”. И все.
Можно просто указать однокоренные слова:
добрый, добро, доброта, доброжелательный.
Составьте по данным схемам предложения,раставляя необходимые знаки препинания.
Ученик
(60),
закрыт
7 лет назад
вероника лазарева
Знаток
(344)
11 лет назад
1. Маленькая девочка с мамой играла, смотря телевизор.
2. несмотря по сторонам, внимательный пес подбежал к хозяину.
3. Зима, наступившая в этом году быстро и без предупреждения, накрыла город.
Денис Козинов
Ученик
(132)
6 лет назад
1) Рыжий котёнок нежно мурлыкал, виляя хвостом.
2) Не смотря на дорогу, маленькая девочка шла по переходу.
3) Шарф, связанный моей бабушкой, согревал меня зимой.
Составьте по данным схемам предложения, расставляя необходимые знаки препинания.
1. ~~~~~~ _________ _.
_. _.
_. _.
_ сказуемое, |_.
_. _.
_. _.
_|
2.
|_. _.
_. _.
_|, ~~~~~~ ________ сказуемое _.
_. _.
_. _
3.
________, |~~~~~~|, сказуемое _.
_. _.
_. _
помогите.
На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Составьте по данным схемам предложения, расставляя необходимые знаки препинания?,
относящийся к категории Русский язык. Сложность вопроса соответствует базовым
знаниям учеников 5 – 9 классов. Для получения дополнительной информации
найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой
системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и
задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям.
Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы
помогут найти нужную информацию.