Как составить по описанию фоторобот человека

Тысячи губ, усов, глаз, подбородков — именно столько элементов лица заведено в базу специальной программы, в которой криминалисты составляют фотороботы предполагаемых преступников. Как из всех вариантов выбрать наиболее подходящий и на что обращать внимание, если вы стали жертвой преступления, рассказал сотрудник экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Свердловской области.

Как составляется фоторобот?

Через давящие со всех сторон каменные стены попадаю в кабинет эксперта-криминалиста Надежды Соловьёвой. Здесь тихо, свежо, спокойно — сотрудница ЭКЦ сделала рабочее место уютным, чтобы потерпевшим и свидетелям преступлений было легче собраться с мыслями.

«Кого будем искать, придумали?» — Надежда Евгеньевна спросила и улыбнулась. Сейчас она впервые будет составлять субъективный портрет человека по легенде, а не по реальным событиям». Я вошла в образ, придумала историю и засмеялась от собственной фантазии: «Давайте составим фоторобот известного политика Свердловской области, а наши читатели попробуют угадать, кто это».

Надежда Соловьёва открыла специализированную компьютерную программу, которая помогает криминалистам составить максимально приближенный к реальности субъективный портрет — фоторобот. В ней множество графических изображений бровей, глаз, губ и других элементов, из которых составляется изображение конкретного лица. Этот принцип, кстати, работает с далёких 1950-х годов, когда фоторобот составлялся из фрагментов фотографий.

«Рост у него какой? — Надежда начала работу и сразу завела меня в тупик.— Ниже вас? Выше?» Скажу честно, наводящие вопросы очень помогают восстановить в памяти картинку. Месяц назад я виделась с этим человеком: он стоял напротив меня и точно был выше.

«Потерпевшие и свидетели приходят в разном состоянии, — пояснила криминалист. — Кто-то — в нервозном, а кто-то до сих пор не отошёл от шока. Бывает, люди сидят и тихонечко плачут, а случается, что в истерике бьются. Важно, чтобы эксперт внимательно отнёсся к человеку: спокойно выслушал его, задал правильные вопросы, если нужно — чай предложил и поговорил на отвлечённую тему».

Сколько времени составляется фоторобот?

По словам криминалистов, фоторобот составляется в среднем от 15 минут до 1,5 часа. Время зависит не только от состояния, в котором находится человек, но и от его внимательности. «С большинством приходится просматривать все шаблоны в программе (а их тысячи!). Сложность в том, что по отдельности элементы кажутся похожими, а когда они складываются в единый образ, получается абсолютно другой человек».

Пока Надежда рассказывает о тонкостях работы эксперта-криминалиста, я пытаюсь вспомнить причёску нашего героя и вслух произношу всё, что всплывает в памяти, — это важный момент «творческого» процесса. Поэтому все свои «вот так вжух на правую сторону» сопровождаю жестами и пытаюсь объяснить, что тёмные густые волосы зачёсаны чётко в правую сторону, а слева на голове красуется ровный пробор.

Сложность в том, что по отдельности элементы кажутся похожими, а когда они складываются в единый образ, получается абсолютно другой человек

После этого — выбор глаз, бровей, губ, подбородка, ушей и самого интересного: особых примет. Их вносят в уже готовый фоторобот в другой программе. По сути, на этом этапе криминалисты становятся настоящими художниками в погонах — им приходится рисовать шрамы, родинки, родимые пятна.

Что считается особыми приметами?

Когда в картотеке нет искомого лица, на помощь в ловле преступника приходит именно фоторобот. Чем точнее он будет составлен, тем проще и быстрее следствие раскроет беззаконие и найдёт обидчика. Здесь важны все детали и подробности.

«Ожоги, шрамы, родинки, родимые пятна, отсутствие частей тела, например, руки, хромота, сине-багровый нос — всё  это отличительные особенности. Когда в отношении вас совершается противоправное действие или вы стали свидетелем преступления, эти элементы нужно запоминать в первую очередь. Также стоит обращать внимание на одежду и на степень её потёртости», — советует Надежда Соловьёва.

Особые приметы помогают в ловле преступников.

Особые приметы помогают в ловле преступников. Фото: «АиФ-Урал»

До того как я пришла к криминалисту, думала, что преступники — умные люди, которым и в голову не может прийти мысль нарушать закон в одной и той же одежде. Оказывается, была не права. «Жулики, как правило, не меняют одежду, как мы с вами. У нас был случай, когда мужчина регулярно нападал на бабушек. При составлении фоторобота все потерпевшие и свидетели указали на одну и ту же одежду. По ней преступника и задержали», — рассказывает криминалист.

Что запоминать, если вы стали свидетелем преступления?

Фото из уголовного дела Владимира Винничевского.

Память может подвести. Именно поэтому с пострадавшим сначала составляется фоторобот, и только после этого ему показывают готовые субъективные портреты и фотографии задержанных лиц. Так образ преступника не путается с новыми лицами. При этом специалисты говорят, что особой разницы, с кем составлять фотороботы, будь то мужчина или женщина, нет.

«На мой взгляд, дети и старики составляют фоторобот лучше, чем люди среднего возраста. Но это личное наблюдение. В целом пол и возраст пострадавшего не так сильно влияют на работу с криминалистом, как его эмоциональное состояние. Представляете, с человеком только что произошло что-то ужасное, а мы его наводящими вопросами снова заставляем всё вспоминать. Помню, пришла женщина, в отношении которой совершили тяжкое преступление. Она пыталась вспомнить глаза, нос, рот преступника, а у неё слёзы текли ручьём. В таком случае нужен индивидуальный подход».

Если вы стали свидетелем преступления,набирайте экстренный номер 112. 112.

Если вы стали свидетелем преступления, набирайте экстренный номер 112. Фото: пресс-служба ГУ МВД России по Свердловской области/ Валерий Горелых

Так или иначе, нужно стараться запомнить все мелочи, которые помогут узнать человека из толпы, а не просто общие черты — рост, телосложение, жесты. Говорят, что творческим людям в  этом смысле проще — у них хорошо развиты визуальная память и внимательность. В Свердловской области был случай, когда свидетелем преступления стала девушка с художественным образованием. Она составила фоторобот менее чем за 15 минут, а его точность была практически 100%.

Несмотря на то, что я сама представитель творческой профессии, составляла фоторобот известного политика около часа. С сожалением отмечу: не похож. Причёска не та, глаза другие, лицо надо бы поуже… С губами не ошиблась, и то радость. А каково людям, которые в считаные секунды становятся свидетелями правонарушения или того хуже — пострадавшими? Как бы то ни было, составление фоторобота — это реальная помощь следствию, хоть он и не предполагает стопроцентного сходства.

Благодарим за сотрудничество пресс-службу ГУ МВД России по Свердловской области.

Какого политика вам напоминает фоторобот?

Какого уральского политика вам напоминает фоторобот? Фото: «АиФ-Урал»

Присылайте свои варианты на почту a.zayceva@aif.ru. Первый угадавший получит приз от редакции «АиФ-Урал».

По методу словесного портрета

Собственные элементы

и признаки

Общефизические

Пол

Возраст

Антропологический
тип

Рост

Анатомические

Телосложение

Голова
в целом

Лицо
в целом

Волосяной
покров

Лоб

Брови

Глаза

Нос

Рот

Подбородок

Ушные
раковины

Кожа

Волосы
на лице

Шея

Плечи

Руки

Ноги

Функциональные

Осанка

Походка

Жестикуляция

Мимика

Артикуляция

Речь

Привычки

Особые приметы

Родимые
пятна, следы операций, татуировки,
особенности в движении и др.

Сопутствующие признаки

Головной
убор

Одежда

Обувь

Аксессуары

Запах

Пример описания по методу словесного портрета.

По фотоснимку описываются только те
приметы, которые наблюдаются. Если
известны

Мужчина,
около 30 лет, европейского типа, рост
приблизительно 185 см, телосложение
среднее.

Голова
средней высоты, яйцевидной формы.

Волосы
темные, прямые, средней густоты и длины,
линия роста волос М-образная, волосы
зачесаны слева направо, без пробора.

Лицо
узкое, овальной формы, со средними
чертами, средней полноты, профиль
выпуклый.

Лоб
средней высоты и ширины, прямой,
отклонен назад.

Брови
дуговые, длинные, сужающиеся к вискам,
косовнутреннего положения,
близкорасставленные, высокие, средней
густоты.

Глаза
миндалевидные, средней длины и
раскрытия, косовнутреннего положения,
серо-голубого цвета, со средне выраженным
нижним веком.

Нос
средней высоты (длины), ширины,
выступания и глубины переносья, с
извилистым контуром спинки носа,
основание горизонтальное.

Рот
средней длины, углы рта расположены
горизонтально, контур смыкания губ
прямой, высота верхней губы средняя,
выступающие в профиль.

Подбородок
овального профиля, малой высоты,
средней ширины, выступающий.

Ушные
раковины
средней величины, скошены
назад, общей оттопыренности, прямоугольной
формы, с отдельным креплением мочки к
щеке.

Волосяной
покров
на лице отсутствует.

Шея
средней высоты и толщины, прямая,
кадык средней выраженности.

Особые
приметы: шрам на правой стороне шеи,
длиной 4 см.

Одет
в рубашку серого цвета, ворот расстегнут.

При
личном наблюдении описываются
функциональные элементы внешности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Словесный портрет – это принятая в криминалистике система описания внешности человека с помощью стандартизованного набора характеристик. Иногда выражение может применяться и к словесному описанию внешности человека, выполненному не в соответствии с формальными правилами построения словесного портрета.

Первоначально разработана французским криминалистом Бертильоном, впоследствии усовершенствована и упрощена Рейссом. Представляет собой текстовое описание, составленное в определённом порядке с использованием унифицированной терминологии и содержащее сведения об основных видимых анатомических и функциональных признаках, по которым данное лицо может быть выделено из числа прочих и опознано. Применяется в криминалистической регистрации, для розыска и идентификации скрывающихся и пропавших без вести лиц, а также при идентификации трупов.

Составление словесного портрета вам может пригодиться, например, когда у вас потерялся кто-то близкий (а фото в данный момент отсутствует) или вы стали свидетелем преступления и запомнили преступника. Конечно, в случае чего вам могут составить словесный портрет, но лучше знать заранее как он описывается.

Полный словесный портрет содержит следующие сведения:

  • Анатомические (общефизические) признаки характеризуют собственно тело человека и включают пол, возраст, расовый тип, рост, комплекцию, относительные размеры основных частей тела, особенности строения частей тела, такие как, например, форма ушной раковины.
  • Функциональные признаки описывают особенности, проявляющиеся в движении, такие как походка, осанка, мимика, привычная жестикуляция, особенности произношения.
  • Особые приметы описывают те анатомические или функциональные признаки, которые резко индивидуальны или характерны для относительно небольшого числа людей, такие как явные врождённые или приобретённые уродства, шрамы, бородавки, татуировки, отсутствие частей тела, явная несоразмерность парных частей тела (например, резко различающаяся длина ног), заметная хромота.
  • Дополнительные внешние признаки, такие как одежда, украшения, носимые аксессуары (очки, зонт, трость, сумочка), манера носить одежду, соответствие размеров одежды размерам тела и прочее.

Для каждого признака разработан набор словесных характеристик, позволяющий с приемлемой точностью указать значение признака. Размерные признаки могут указываться относительно некоторого “среднего”. Например, средним для мужчины считается рост 168—175 см, соответственно, “низким” и “высоким” будет рост ниже нижней и выше верхней границы среднего. Размеры отдельных частей тела (лица) характеризуются в сравнении с другими частями тела (лица). Показатель “средний” соответствует наиболее типичным пропорциям описываемой части тела с другими частями, “маленький”, «очень маленький”, “большой” и “очень большой” указывают на непропорционально малые или большие размеры по отношению к другим частям тела.

Особые приметы имеют повышенную ценность в качестве идентифицирующих признаков, поэтому они описываются как можно подробнее.

Для удобства построения словесного портрета могут использоваться специальные бланки с перечислением требуемых параметров и возможных значений характеристик, или даже атласы, наглядно представляющие вид частей тела с указанием соответствующих терминов. Последние особенно удобны, когда необходимо составить словесный портрет со слов свидетелей.

Порядок описания и характеристики отдельных признаков внешности

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному, от организма в целом к отдельным деталям
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью.
  • максимально подробно описывается голова (голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент по возможности описывается в анфас и профиль), отдельно — лицо. Сначала описываются анатомические признаки, затем функциональные, отдельно — особые приметы, последними — дополнительные. 
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур)
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.

Не все из перечисленных ниже признаков используются во всех случаях.

Общие характеристики

  • Пол
  • Возраст. Указывается либо “на вид столько-то лет”, либо в следующих градациях: детский — до 12 лет, подростковый — от 12 до 16 лет, юношеский — от 17 до 21, молодой — от 22 до 35, средний — от 36 до 60, пожилой — от 61 до 75, старческий — 76 и более.
  • Расовая и национальная принадлежность. Расовый тип и национальность “на вид”, например, “похож на цыгана”, “.. на китайца”. Важно понимать, что в данном случае существенно не точное определение реальной национальности описываемого, а указание того национального и/или расового типа, на типичного представителя которого он похож внешне.

Тело в целом

  • Рост. Указывается либо примерный диапазон роста “на глаз”, например “около 170 см”, либо словесное определение по шкале: “низкий-средний-высокий”. Конкретные показатели для этой шкалы по разным источникам несколько различаются. Один из вариантов, принятый в МВД России: для мужчины низкий рост — ниже 165 см, средний — 165—175 см, высокий — более 175 см. Для женщин низкий рост — до 155 см, средний — 155—165 см, высокий — выше 165 см. Рост менее 1 м — “карлик”, более 2 м — “великан”.
    Иногда также используются определения “очень низкий”, “очень высокий” (когда рост отличается от среднего очень сильно, на 15-20 см и более в меньшую или большую сторону) и “немного выше/ниже среднего” (когда рост “на глаз” отличается от среднего, но крайне незначительно)
  • Телосложение. По скелету и мускулатуре может быть слабое, среднее, коренастое, атлетическое, по полноте: худощавый, средней упитанности, полный, тучный. Здесь же указывается сутулость.

Голова

  • Размер. Малая, средняя, большая.
  • Высота черепа. Низкий, средний, высокий.
  • Форма (по теменной части). Плоская, куполообразная, яйцевидная;
  • Затылок. Плоский/выпуклый, вертикальный/скошенный/выступающий.
Как составить словесный портрет
Формы головы
а – прямоугольная; б – ромбовидная; в – килевидная; г – трапецевидная

Лицо

  • Тип. Европейский, азиатский, еврейский, монгольский, кавказский и т. д.
  • Форма. Округлая, овальная, треугольная, прямоугольная, квадратная, ромбовидная.
  • Соотношение размеров. Удлинённое, среднее, широкое.
  • Полнота. Худощавое, средней полноты, полное.
  • Особенности кожи лица. Особенности цвета (например, румяное), пигментация, прожилки, рубцы, веснушки, морщины, ямочки, выступающие скулы, прыщи, обрюзгшее (обвисающая кожа).
Как составить словесный портрет
Формы лица
а – овальное; б – круглое; в – прямоугольное; г – треугольное; д – ромбовидное

Лоб

  • Высокий, средний, низкий.
  • Широкий, средний, узкий.
  • Прямой, выпуклый, вогнутый
  • Скошенный, вертикальный, выступающий
  • Особенности. Лобные бугры и ямки, резко выраженные надбровные дуги.
Как составить словесный портрет
Лоб
а – вертикальный; б – скошенный; в – наклоненный вперед; г – высокий; д – средний; е – низкий

Брови

  • Длина. Короткие, средние, длинные, очень длинные.
  • Ширина (высота). Узкие, средние, широкие, очень широкие.
  • Густота. Редкие, средние, густые.
  • Форма и расположение на лице. Горизонтальные, скошенные наружными концами вверх, вниз.
  • Расположение относительно края глазной орбиты. Высокие, средние, низкие.
  • Цвет. Тёмные, светлые, рыжие, седые.
  • Особенности. Отсутствие бровей, кустистые, сросшиеся, асимметричные и т. д.

Глаза

  • По положению глазной щели. Горизонтальные, косонаружные, косовнутренние.
  • Размер. Большие, средние, малые.
  • Треугольные, щелевидные, миндалевидные, округлые, овальные.
  • Выпуклые, впалые, нормальные.
  • Цвет. Голубые, серые, зеленоватые, карие, чёрные.
  • Форма внутренних углов глаз. Округлые, заострённые.
  • Особенности и аномалии. Косоглазие, бельмо, протез, разноцветность, радужка с пятнами иного цвета, радужка с сероватой каймой.
Как составить словесный портрет
Глаз
1 – бровь, 2 – верхнее веко, 3 – наружный угол глаза, 4, 8 – белочная оболочка, 5 – нижнее веко, 6 – зрачок, 7 – ресницы, 9 – внутренний угол глаза, 10 – слезное мясцо, 11 – ресницы, 12 – радужная оболочка

Нос

  • По длине. Длинный, средний, короткий.
  • По высоте (в профиль). Большой, средний, малый.
  • Ширина. Широкий, средний, узкий.
  • Переносица. Ширина — широкая, средняя, малая. Глубина — малая, средняя, большая.
  • Форма спинки носа. Прямая, вогнутая, выпуклая, извилистая.
  • Основание носа. Горизонтальное, опущенное, приподнятое.
  • Кончик. Округлый, заострённый.
  • Крылья носа. Приподнятые, опущенные, средние.
  • Контур ноздрей. Овальный, треугольный, щелевидный.
  • Величина ноздрей. Большие, средние, малые.
  • Особенности. Очень широкий/узкий/выступающий, искривлённый, оттенок цвета отличается от остальной кожи лица (красноватый, синеватый и пр.).

Рот

  • Большой, средний, малый.
  • Форма. Прямой, углы приподняты/опущены.
  • Особенности. Приоткрытый, запавший, асимметричный и пр.

Губы

  • Толстые, средние, тонкие.
  • Выступающие, втянутые (одна верхняя, одна нижняя), выступание отсутствует.
  • Ширина каймы губ. Большая, средняя, малая.
  • Форма контура верхней губы. Прямой, извилистый, овальный.
  • Особенности. “Заячья губа”, вывернутая верхняя губа, потрескавшиеся.
  • Цвет. Ярко-красные, бледные, синеватые и пр.
Как составить словесный портрет
Губы
а – тонкие; б – средние; в – толстые

Подбородок

  • Высокий, средний, низкий.
  • Широкий, средний, узкий.
  • Форма в профиль. Прямой, выступающий, скошенный.
  • Форма (в фас, по контуру нижнего края). Овальный, треугольный, квадратный.
  • Особенности. Ямка, раздвоенность, поперечная борозда, «двойной», отвислый и пр.

Уши

Точное и подробное описание ушей имеет большую идентификационную ценность, так как разнообразие строения ушей у разных людей очень велико, у конкретного человека оно сохраняется всю жизнь, а изменить его без хирургического вмешательства невозможно. Также существенно то, что уши, как правило, можно без труда подробно рассмотреть, находясь сбоку от описываемого (в толпе, в зале и пр.) и не обращая на себя его внимания.

  • Величина ушной раковины. Большая, средняя, малая.
  • Форма ушной раковины. Прямоугольная, треугольная, круглая, овальная.
  • Наклон. Вертикальная, скошенная назад, наклонённая вперёд.
  • Прилегание (оттопыренность). Верхнее, нижнее, общее.
  • Особенности. Асимметричность ушей по размерам и/или форме.
  • Величина мочки уха. Большая, средняя, малая.
  • Форма мочки уха. Закруглённая, треугольная, овальная, прямоугольная.
  • Особенности строения мочки уха. Слитая со щекой, наличие и направление складок, проколы.
  • Противокозелок по положению. Горизонтальный, скошенный.
  • Противокозелок по форме. Прямой, вогнутый, выпуклый.
  • Завиток и противозавиток. Указывается наличие характерных особенностей формы и взаимного положения.
Как составить словесный портрет
Ухо
1 – бугорок (дарвинов), 2 – завиток, 3 – противозавиток, 4 – полость ушной раковины, 5 – противокозелок, 6 – мочка, 7 – наружный слуховой проход, 8 – козелок

Волосы на голове

  • Длина. Короткие, средней длины, длинные (более 10 см для мужчин, более 30 см для женщин)
  • Форма. Прямые, волнистые, кудрявые, курчавые.
  • Густота. Густые, средней густоты, редкие.
  • Цвет. Чёрные, тёмно-русые, русые, светло-русые, каштановые, рыжие, светлые.
  • Контур линии роста. Прямая, дугообразная, извилистая, ломаная.
  • Причёска. Стрижка низкая, высокая, зачёс (назад, направо, налево), пробор (прямой, слева, справа) и пр.
  • Степень облысения и расположение залысин. Общее, на темени, на затылке, висках и пр.
  • Волосы на лице. Усы, бакенбарды, борода, их цвет, густота, фасон стрижки.

Зубы

  • Величина. Крупные, средние, мелкие.
  • Контур. Ровный, извилистый.
  • Цвет. Белые, жёлтые, почерневшие и пр.
  • Особенности. Отсутствие, повреждения, протезы, пломбы, коронки; редкие, кривые и пр.

Шея

  • Длина (высота). Длинная, нормальная, короткая.
  • Толщина. Тонкая, нормальная, толстая.
  • Особенности. Состояние кожи, морщины, выделяющийся кадык.

Плечи

  • Ширина. Широкие, нормальные, узкие.
  • Наклон. Прямые (горизонтальные), покатые (опущенные), приподнятые.

Грудь

  • Ширина. Широкая, нормальная, узкая.
  • Форма. Плоская, вогнутая, выпуклая.
  • Положение. Впалая, выступающая.

Спина

  • Ширина. Средняя, узкая, широкая.
  • Форма. Прямая, вогнутая, выпуклая (сутулая).

Руки

  • Общая длина и толщина. Длинные, короткие, средние; толстые, тонкие, средние.
  • Длина и ширина кисти.
  • Пальцы. Длина, толщина, особенности.

Ноги

  • Общая длина и ширина.
  • Ступня. Длина, ширина, особенности.

Особые приметы на теле

Для всех особых примет на коже максимально точно указывается положение на теле, форма, размер, цветовые особенности.

  • Рубцы, шрамы.
  • Родимые пятна.
  • Опухоли.
  • Татуировки.
  • Мозоли.
  • Неестественное окрашивание отдельных участков кожи.

Функциональные признаки

  • Походка. Медленная/быстрая, легкая/тяжелая, шатающаяся, вразвалку, подпрыгивающая, вихляющая, семенящая. Хромота. Пользование тростью.
  • Жестикуляция. Указательная/изобразительная, оживлённая/сдержанная.
  • Осанка. Прямая/сутулая/сгорбленная.
  • Мимика. Маловыразительная/развитая. Щурится, моргает, дёргается щека/глаз/голова и пр.
  • Голос:
    – тембр — бас, баритон, тенор, альт, дискант, сопрано;
    – сила — сильный, средний, слабый;
    – чистота — чистый, хриплый, глухой, сиплый.
  • Манера речи. Медленная/быстрая, спокойная/возбуждённая, отрывистая, невнятная, картавит, шепелявит, глухонемой. Наличие иностранного акцента. Характерные присловья, часто повторяемые слова и выражения, склонность к англицизмам, манерность и пр.
  • Характерные моторные привычки. Стоя на месте переваливаться с пяток на носки и обратно, переступать с ноги на ногу; держать руки в карманах/по швам/за спиной, потирать руки, вертеть в руках предметы и пр.; при разговоре наклонять голову к плечу; класть ногу на ногу; грызть ногти; сплёвывать и пр.
  • На вид похож на: спортсмена, интеллигента, чиновника, отставного военного, торговца, уголовника, алкоголика, больного, бродягу, проститутку, студентку и пр.

Особые и броские приметы

Особые и броские приметы описываются максимально подробно. Необходимо указать их расположение, направление, степень выраженности, форма, размеры, цвет и пр.

  • Особые приметы. Особенности, характерные для сравнительно небольшого числа людей. В том числе отсутствие частей тела, ампутации, шрамы, рубцы, ожоги, родинки, бородавки, родимые пятна, татуировки.
  • Броские приметы. Особенности, которые легко заметны и которые затруднительно замаскировать. Выраженное косоглазие, сильное заикание, большие родимые пятна на открытых участках тела или лице, отсутствие глаза, руки, ноги, наличие горба, резко выраженная асимметрия парных частей тела и пр.

Дополнительные (косвенные) признаки

  • Во что одет, обут.
  • Какие вещи имеет / может иметь при себе.
  • Манера ношения одежды. Соответствие размера одежды размерам тела.
  • Носимые аксессуары. Украшения, солнцезащитные очки, трость, зонт.
  • Предпочтения в еде, напитках.
  • Особенности поведения. Скромен/распущен, болтлив/молчалив, открыт/замкнут, мягок/агрессивен, гуманен/жесток, невозмутим/вспыльчив, легко входит в доверие, смел/труслив, осторожен/склонен к авантюрам, импульсивен/тщательно продумывает действия и пр.

Фоторобот составляют только по описанию тех деталей, которые запомнили жертва или свидетели

Поделиться

Для того чтобы получить примерный внешний облик подозреваемого, сотрудникам МВД нужно перебрать тысячу вариантов губ и носов, но прежде всего — найти психологический контакт с человеком, который видел преступника и должен его описать. Рассказываем, как работают эксперты.

Фоторобот мужчины, которого подозревают в насилии над девочкой

Фоторобот мужчины, которого подозревают в насилии над девочкой

Фото: СУ СК РФ по Хабаровскому краю

Поделиться

Субъективные портреты, или, как их чаще называют, фотороботы, составляют с потерпевшими, например, с людьми, у которых из рук выхватили телефон или сумку, или свидетелями.

Этим занимаются сотрудники экспертно-криминалистического отдела — такой есть в каждом региональном управлении МВД. Раньше этим где-то занимались люди с художественным образованием, где-то обходились ворохом вырезок с разными носами, губами, глазами. Сейчас криминалистам стало проще — существуют специальные программы с тысячами вариантов для каждой черты лица.

Фоторобот обычно составляют по горячим следам, чтобы воспоминания не успели стереться. Но для человека, которого, например, ограбили или избили, это вовсе не просто: как во взбудораженном и потрясенном состоянии ответить на вопрос, тоньше или толще были брови у преступника.

Фоторобот подозреваемого в убийстве 15-летней девушки

Фоторобот подозреваемого в убийстве 15-летней девушки

Фото: ГУ МВД России по Иркутской области

Поделиться

— Разговор начинают с чашки кофе и общих вопросов: «Кто вы, чем занимаетесь?», — объяснил старший эксперт экспертно-криминалистического отдела УМВД Туапсе Леонид Голивко. — Важен психологический контакт — эксперт старается расположить к себе человека, с которым ему предстоит работать. А дальше начинается кино. Точнее, потерпевшего просят мысленно воспроизвести случившееся с ним, как фильм в замедленной съемке: вот вор приближается, выхватывает из рук телефон, убегает. В какой момент видно его лицо? В этом месте нужно мысленно сделать стоп-кадр. А дальше задача криминалиста — «вытащить» этот стоп-кадр из воспоминаний человека и зафиксировать.

Дальше эксперты продвигаются от частного к общему. Выясняют, круглое лицо или квадратное, если человек не может определиться, для начала рисуют среднестатистическое овальное.

— Тут самое важное — учитывать, что у людей замыливается взгляд, если слишком долго возиться с отдельными элементами — глазами, бровями, носами, то человек начнет теряться, — уточнил Голивко. — Мы стараемся максимально быстро набросать облик в целом. Потом, когда лицо уже сформировалась, переходим к следующему этапу — корректируем, что не так. Например, человек говорит: «Не получились глаза». И мы начинаем выбирать их снова. И так у нас в итоге рождается субъективный портрет, максимально похожий на оригинал.

И тогда эксперт спрашивает, на кого подозреваемый был похож, — а потом заливает в программу фото подходящего человека (им может оказаться актер, знакомый потерпевшего, да и в целом кто угодно), а дальше уже корректирует.

Может сказать: «Посмотрите на меня. Подозреваемый похож на меня или нет? У него лицо шире или уже? Нос длиннее или короче?»

— Есть и другой вариант, — добавил эксперт. — Просто берем возрастную категорию, например, мужчина кавказской национальности лет 30, забиваем в поиск в Сети и показываем картинки. Человек листает кучу фото и выбирает 1–2 портрета, наиболее похожих на жулика.

Лучше всего запоминают треугольник: нос и глаза. Когда люди разговаривают, они смотрят в эту область лица. Но бывают исключения: например, шапка понравилась и взгляд упал на верхнюю часть головы. Тогда больше вероятность, что человек запомнит лоб и форму бровей.

Фоторобот женщины, подозревающейся в совершении кражи

Фоторобот женщины, подозревающейся в совершении кражи

Фото: ГУ МВД по Саратовской области

Поделиться

— Фоторобот, который я составлю, может быть далек от реальности просто потому, что человек путается, особенно если прошло длительное время, — рассказал Леонид Голивко. — День-два после происшествия образ более-менее достоверно отображается в голове, а через неделю-две он уже искажается. Но есть категории людей, у которых очень хорошо развита зрительная память: художники, фотографы. Они обращают внимание на детали больше, чем среднестатистический человек. С ними легче работать. Я как-то составлял фоторобот с человеком, который всю жизнь работал в фотоателье, фотографировал на паспорт. И он очень точно описывал каждый тип лица. Я ему показывал десятки бровей — он сразу видел, что именно эти. Так же глаза, нос. Но это редкий случай.

Но бывает и так, что, несмотря на все старания экспертов, составить фоторобот не получается: облик не запечатлелся в памяти. Например, криминалист показывают разные элементы, а потерпевший отвечает: «Да, и эти губы похожи, и эти». Хотя на самом деле одни пухлые, вторые тонкие — то есть абсолютно разные элементы, которые сложно перепутать. Эксперт понимает: человек просто не запомнил и говорит наугад. Так часто бывает с пожилыми людьми, даже если они видели преступника в течение долгого времени, например, целый час разговаривали с мошенниками на собственной кухне.

Вместе с фотороботом создается карточка, куда вписывается, во что подозреваемый был одет, примерный рост, татуировки и особые примеры. Например: «С оружием, хромает, есть очки».

— Тут же на ближайших встречах, разводах (перед заступлением на пост сотрудники ППС получают оперативные сводки — это и есть «разводы». — Прим. ред.) весь личный состав получает оперативные ориентировки, они же вешаются на специальные служебные стенды, — объяснил ветеран московского уголовного розыска, руководитель профсоюза полиции Алексей Лобарев.

Фоторобот женщины, которую подозревают в похищении ребенка

Фоторобот женщины, которую подозревают в похищении ребенка

Фото: Следственный комитет РФ

Поделиться

Леонид Голивко вспоминает случай, когда преступника задержали по ориентировке в те же сутки.

— На моей памяти был случай: летом составляли фоторобот по грабежу, включили в ориентировку, и в эти же сутки задержали на автовокзале похожего гражданина.

Фоторобот — инструмент поиска преступности, но не доказательство виновности. Он далеко не всегда получается похожим на подозреваемого.

— Проверяется алиби, отслеживается телефон, берутся отпечатки, ищутся свидетели, — уточнил Лобарев. — Есть и другие методы — не могу об этом говорить, это нарушит наши внутренние инструкции. Есть много способов выяснить, этот человек или нет совершил преступление.

Все ориентировки хранятся в архиве. Бывали случаи, когда новый фоторобот, составленный потерпевшим, оказывался похожим на какой-то из уже имеющихся портретов.

Фоторобот мужчины, подозреваемого в квартирной краже

Фоторобот мужчины, подозреваемого в квартирной краже

Фото: УМВД России по Оренбургской области

Поделиться

— Чаще всего бывает так: человека задерживают по подозрению в каком-то преступлении, дактилоскопируют, фотографируют, а снимки присылают нам, — рассказал Голивко. — Мы их проверяем по учетам субъективных портретов. Были случаи, когда нам удавалось обнаружить причастность к другим происшествиям.

Эксперты признают, что в Москве и других крупных городах сейчас в субъективных портретах реже возникает необходимость, потому что повсюду установлены видеокамеры.

— Две недели назад мне пришлось беседовать с карманником, который на Новослободской вытащил из кармана у гражданина телефон, вышел на станцию, пересел, проехал две остановки, потом по кольцевой на «Киевскую», сел в автобус, проехал пять остановок, потом зашел домой, переоделся, пошел в магазин за сигаретами, — уточнил Лобарев. — Взял две пачки, вышел — и тут же на него надели наручники. Говорит: «Ну вы быстрые, черти!»

Словесный портрет — это используемое в следственной и оперативно-розыскной практике упорядоченное, систематизированное описание признаков внешности человека с использованием унифицированной терминологии.

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;
  • голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков

I. Пол: мужской, женский

II. Возраст

Определяется по документам или примерно «на вид», указание возраста «на вид» при наличии документальных данных необходимо в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет.

III. Национальность ( тип лица )

Определяется при отсутствии документов, подтверждающих национальную принадлежность человека, допускается сравнительное определение типа лица (при условии, что он четко выражен). Различают европейский, кавказский, среднеазиатский, монгольский тип лица.

IV.  Анатомические признаки

1. Фигура в целом:

Рост определяется по трехчленной градации для мужчин: низкий (до 165 см.), средний (до 175 см.), высокий (175-190 см.)

Для женщин эти размеры соответственно уменьшаются на 5-10 см. При наличии антропологических средств указываются абсолютные данные в сантиметрах. Особенности: очень низкий (до 155 см.), очень высокий (свыше 190 см.)

Телосложение определяется развитием костно-мышечной системы и степенью жировых отложений. Различают людей со слабым, средним, коренастым и атлетическим телосложением. По упитанности человек характеризуется, как худощавый, нормального телосложения, полный и тучный.

2. Голова в целом:

  • а) размер — малая, средняя, большая;
  • б) положение — вертикальное, склоненное вперед, к правому или левому плечу, запрокинута.

3. Череп:  низкий, средний, высокий, круглый, грушевидный, куполообразный.

4.  Затылок:  скошенный, выступающий, вертикальный.

5.  Волосы:

  • а) по густоте — густые, средние, редкие;
  • б) по длине — короткие, средние, длинные;
  • в) форма — прямые, волнистые, кудрявые, курчавые;
  • г) цвет — светло-белокурые, белокурые русые, темно-русые, рыжие, седые, с проседью, черные;
  • д) линия роста волос — дугообразная, прямая, угловатая, М-образная, извилистая, с височными залысинами;
  • е) характер прически — стрижка низкая, высокая, зачес назад, налево, направо, на лоб, пробор, посередине, слева, справа, заплетены в косы, пучок;
  • ж) лысины: лобная, теменная, макушечная, продольная, общее облысение, височные залысины, плешины.

6. Лицо в целом:

  • а) пропорции — узкое, среднее, широкое;
  • б) по форме — овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, трехугольное, трапецевидное;
  • в) контур в профиль — прямое, выпуклое, вогнутое;
  • г) по полноте — худое, худощавое, ср. полноты, полное;
  • д) кожа лица — гладкая, пористая, дряблая, морщинистая, чистая, угреватая, прыщеватая, с оспинами, с веснушками, с прожилками, сухая, жирная белая, смуглая, красная, розовая, желтая, бледная, синеватая, кровянистая, сосудистая;
  • е) морщины — лобные, межбровные, щечные, носо-губные, ротовые, козелковые и др. (называются по месту их расположения).

Правила описания человека по методу словесного портрета

Правила описания человека по методу словесного портрета

7. Лоб:

  • а) размер по ширине — узкий, средний, широкий;
  • б) по высоте — низкий, средний, высокий;
  • в) контур лба — прямой, выпуклый, волнистый.

8. Брови:

  • а) по размеру — короткие, средние, длинные, узкие, средние, широкие;
  • б) по густоте — густые, редкие;
  • в) по форме — прямые, дугообразные, извилистые;
  • г) по положению — низкие, высокие, горизонтальные, скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые.

9. Глаза:

  • а) по размеру — малые, средние, большие;
  • б) по форме — щелевидные, овальные, круглые, трехугольные;
  • в) по цвету — темно-карие, светло-карие, зеленоватые, голубые, светло-голубые, темно-голубые, серые, желтые, черные;
  • г) по положению — горизонтальные, косовнутренние, косона-ружные;
  • д) взаиморасположение — сближенные, раздвинутые.

10. Нос:

  • а) по размеру — высокий, средний, низкий, узкий, широкий;
  • б) степень выступания — малая, средняя, большая;
  • г) размер спинки носа — узкая, средняя, широкая;
  • д) контур спинки — прямая, вогнутая, выпуклая, прямоволнистая, вогнутоволнистая, выпукловолнистая;
  • е) ширина кончика — узкий, средний, широкий;
  • ж) кончик носа по форме — острый, закругленный, тупой;
  • з) основание носа по положению — приподнятое, горизонтальное, опущенное.

11. Рот:

  • а) по размеру — малый, средний, большой;
  • б) контур линии смыкания губ — прямая, волнистая, ломанная;
  • в) положения углов рта — опущенные, горизонтальные, приподнятые.

12. Губы:

  • а) по толщине — тонкие, средние, толстые;
  • б) по выступанию — верхнее, нижнее, общее и вытянутость;
  • в) цвет (тон) — яркие, бледные.

13. Зубы:

  • а) по размеру — мелкие, средние, крупные;
  • б) по положению — редкие, частые (расстояние между зубами);
  • в) по форме наружной поверхности — плоские, выпуклые.

14. Подбородок:

  • а) по высоте — низкий, средний, высокий;
  • б) по ширине — узкий, средний, широкий;
  • в) по форме — прямоугольный, трехугольный, закругленный;
  • г) по положению — скошенный, выступающий, вертикальный.

15. Ухо:

  • а) по размеру — малое, среднее, большое;
  • б) по форме — круглое, овальное, прямоугольное, трехугольное;
  • в) по положению — вертикальное, скошенное;
  • г) оттопыренность — общая, нижняя, верхняя, общее прилегание;
  • д) размер завитка — короткий, средний, длинный, узкий, средний, широкий;
  • е) противозавиток по форме — плоский, выпуклый;
  • ж) козелок по размеру — малый, средний, большой, по контуру — прямой, выпуклый, вогнутый.

16. Шея:  короткая, средняя, длинная, толстая, тонкая.

17. Плечи:  узкие, средние, широкие, горизонтальные, приподнятые, опущенные.

18.  Спина:  узкая, средняя, широкая, вогнутая, прямая, выпуклая.

19. Грудь:  узкая, средняя, впалая, выступающая.

20. Руки:  короткие, средние, тонкие, средние, толстые.

21. Ноги:

  • а) по размеру — короткие, средние, длинные, тонкие, толстые;
  • б) по форме — прямые, О-образные, Х-образные.

 V. Функциональные признаки

  1. Осанка  т.е. привычка человека держать свое тело. А поэтому осанка бывает: прямая, сгорбленная, свободная, гордая, понурая.
  2. Походка: быстрая, медленная, легкая, тяжелая, подпрыгивающая, шаркающая, морская (вразвалочку).
  3. Жестикуляция: движение рук для усиления выразительности речи. Она бывает энергичная, вялая, одной или двумя руками.
  4. Мимика и взгляд — это характерные движения мышц лица. При разговоре у одних лиц может быть неподвижно, другие же разговаривая, морщат лоб, хмурятся, сдвигают или приподнимают брови, прищуривают глаза, подмигивают, закусывают губы, кривят рот и т.д.  Взгляд: может быть прямой, открытый, спокойный, насмешливый, унылый, угрюмый, усталый, строгий, веселый, удивленный, презрительный, внимательный, подозрительный, бегающий, искоса, исподлобья, в сторону.
  5. Голос  по тембру: высокий, средний, низкий, громкий, тихий, чистый, звонкий, глухой, хриплый.
  6. Речь: медленная, плавная, тягучая, спокойная, возбужденная, отрывистая, отчетливая, настойчивая, культурная, малограмотная. Некоторые при разговоре применяют профессиональные слова, жаргоны, привычные обороты, пословицы. Отмечается наличие местного говора, акцента, недостатки речи (шепелявость, гнусавость, картавость, заикание).
  7. Манеры и привычки у людей очень разнообразные. Ими могут быть потирание рук, похрустывание суставами пальцев, поглаживание усов, бороды, волос на голове, переступание с ноги на ногу и т.д. Характерной привычкой является держать руки по швам, в карманах или за бортом пиджака, курить определенный сорт табака и т.п.

К группе привычек необходимо отнести и различные  навыки  — умение играть ни музыкальных инструментах, петь, танцевать.

Примеры описания человека по методу словесного портрета

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Сазонова В.А., 1938 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Сазонов Владимир Александрович, 1938 г.р. Его приметы: на вид 50…55 лет, лицо европейского типа, высокого роста, крепкого телосложения, волос короткий темный, голова прямоугольная, низкие брови, большие выступающие надбровные дуги, имеются височные залысины, глубокие лобные, надбровный и носогубные морщины, глаза щелевидные, косо наружные, выступающий подбородок. Был одет в темный мужской пиджак в мелкую полоску, темную рубашку в светлую полоску.

При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.

О Р И Е Н Т И Р О В К А

на розыск Ролдугина В.Н., 1959 г.р.

По подозрению в совершении тяжкого преступления ОВД Центрального района гор. Калининграда разыскивается ранее неоднократно судимый гр-н Ролдугин Владимир Николаевич, 1959 г.р. Его приметы: на вид 20…22 года, лицо европейского типа, среднего телосложения, худощавый, волос короткий светлый, голова овальная, низкие длинные брови, носит темные усы средней длины, уши оттопыренные, подбородок скошенный, на шее острый кадык. Был одет в светлую клетчатую рубашку, свитер темного цвета с отложным воротником, по краю воротника идет узкая белая полоса, в свитер вшита застежка-молния белого цвета.

При задержании прошу сообщить инициатору по тел. 21-85-24, 21-99-79. Инициатор: Петров.

Статьи по теме:

  • Бертильонаж — искусство идентификации
  • Предъявление лица для опознания — ст.193 УПК РФ
  • Современное состояние учения о криминалистическом установлении личности по признакам внешнего облика человека, отобразившегося на видеозаписи
  • Габитоскопия. Судебно-портретная идентификация
  • Галилео. Криминалистика 8. Габитоскопия

Автор публикации

Комментарии: 3Публикации: 9716Регистрация: 24-05-2020

Добавить комментарий