Так как все результаты полевых и лабораторных исследований нельзя отразить на почвенной карте без того, чтобы не сделать ее трудночитаемой, громоздкой и мало понятной, в дополнение к почвенной карте составляют еще картограммы. В большинстве случаев к почвенной карте прилагается 2—3 картограммы.
Составление картограмм целесообразно в отношении тех мероприятий, которые являются особенно Существенными для данного хозяйства.
Для разных зон и областей составляют картограммы различного содержания. Конкретный набор картограмм устанавливается в каждой области применительно к определенным природным и хозяйственным условиям.
Применительно к дерново-подзолистой и лесостепной зонам составляют картограмму кислотности почв и нуждаемости их в известковании, картограмму обеспеченности почв усвояемым фосфором и картограмму обеспеченности почв усвояемым калием.
Каждую из названных картограмм составляют на основании соответствующих агрохимических показателей, при этом на картограмме сохраняется вся ситуация топографической основы или земельного плана данного хозяйства.
Картограммы составляют обычно на ограниченный срок, как правило, не более чем на одну ротацию севооборота, принятого в данном конкретном хозяйстве.
Картограмма кислотности почв и. нуждаемости их в известковании представляет собой земельную карту колхоза или совхоза, на которой нанесены контуры почв с одинаковой степенью кислотности и нуждаемости в известковании.
По степени кислотности почвы подразделяются на 5 групп:
I — сильнокислые почвы (сильно нуждаются в известковании);
II — среднекислые (средне нуждаются в известковании); III — слабокислые (мало нуждаются в известковании); IV — близкие к нейтральной (очень мало нуждаются в известковании); V — нейтральные, или слабощелочные почвы (не нуждаются в известковании).
Для составления такого рода картограмм необходимо на топографическую основу в местах разрезов нанести номера групп почв по кислотности и дозы извести.
Площади, относящиеся к одинаковым группам, оконтуривают и закрашивают цветными карандашами: I группу — розовым, II — оранжевым, III — желтым, IV — зеленым, V — голубым. Наиболее точно группы почв определяют по комплексным показателям (рН в КС1, V, механический состав, вид почв), разработанным М. Ф. Корниловым и несколько видоизмененным и дополненным А. Г. Медведевым (табл. 81).
Дозы извести вычисляют по величине гидролитической кислотности с учетом механического состава почв, выращиваемых культур, и их чередования в севообороте, а также состава и качества известковых удобрений.
Картограмма обеспеченности почв усвояемым фосфором имеет существенное значение для агрономической оценки почв. На основе найденного в почве количества подвижной Р2О5 (фосфорная кислота) делается заключение о нуждаемости почв в фосфорных удобрениях.
При составлении картограммы обеспеченности почв легкодоступной Р2О5 и условной нуждаемости растений в фосфорных удобрениях с учетом механического состава почв можно пользоваться данными табл. 82.
Таким образом, по нуждаемости растений в фосфорных удобрениях на картограмме выделяются 5 категорий почвенных контуров. Для составления картограммы в пунктах почвенных разрезов на топографической основе наносят номера групп по обеспеченности почв подвижным фосфором и затем оконтуривают площади, относящиеся к одинаковым группам.
Само собой разумеется, что указанные выше градации в зависимости от конкретных почвенных условий и особенностей возделываемых культур могут несколько изменяться.
Картограмма обеспеченности почв усвояемым калием составляется так же, как и предыдущая картограмма. В основу выделения почвенных контуров с различным содержанием усвояемого калия обычно берут следующие градации (табл. 83).
Поскольку различные культурные растения не одинаково относятся к потреблению калия, само собой разумеется, что вышеприведенные показатели, как общие и ориентировочные, должны в каждом конкретном случае соответствующим образом изменяться.
Картограммы подвижного фосфора и калия могут быть объединены в одну картограмму. При этом одинаковые группы почв по фосфору оконтуривают и раскрашивают: I группу — желтым, II —салатным, III — зеленым, IV — голубым и V — синим. Содержание калия на этой картограмме показывают разными штрихами.
Применительно к лесостепной и черноземной зонам составляют картограмму обеспеченности почв усвояемым калием. При этом, пользуясь данными табл. 84, на картограмме выделяют три контура, отражающих обеспеченность почв подвижным калием.
Связь между содержанием подвижной Р2О5 в различных почвах орошаемой земли и эффективностью фосфорных удобрений еще недостаточно точно и полно установлена и ее следует уточнить. Однако на основе уже накопленных данных картограмму содержания подвижной фосфорной кислоты в орошаемых карбонатных почвах целесообразно составлять, пользуясь табл. 85, которая в дальнейшем должна уточняться применительно к разным почвам.
Картограмма солонцов и солонцеватых почв составляется в хозяйствах с большим распространением этих почв в том случае, если они неоднородны и характеристика их производственно важных свойств не может быть достаточно полно отображена на почвенной карте. На почвенной карте указывают процент солонцов в солонцовых комплексах и подтипы солонцов. Более подробно показатели их свойств даются в картограмме, которая составляется только на площади распространения солонцов и солонцеватых почв.
При группировке солонцов по участию их в почвенном комплексе на картограмме указывают основную почвенную разновидность комплекса и процент солонцов в нем. При этом на картограмме выделяются площади с распространением солонцов: 1) не более 10%, 2) 10—25%, 3) 25—50%, 4) больше 50%.
Все контуры солонцовых почв и комплексов на картограмме закрашивают разной краской. Контуры почв, на которых солонцы занимают более половины территории, закрашивают в темно-фиолетовый цвет, 25—50% —в фиолетовый, а 10—25% — в светло-фиолетовый. Если в комплексе меньше 10% солонцов, то контуры закрашивают в цвет, принятый для преобладающей почвенной разновидности, и наносят знак соответствующего подтипа солонцов.
Картограмму засоленности почв составляют для участков засоленных почв, отводимых под орошение, а также для старопахотных участков орошаемых почв, подвергавшихся засолению. Группы почв, различающихся по глубине залегания солевых горизонтов, на картограмме раскрашивают следующим образом: поверхностно засоленные — в разовый цвет, глубоко профильно-засоленные — в темно-красный, переходные от поверхностного к глубинному засолению — в красный, глубинно засоленные — в светло-красный, незаселенные — в цвет, принятый для выделения почвенного вида на почвенной карте.
Качественный состав засоления устанавливают по соотношению как различных анионов, так и катионов по данным лабораторных анализов.
Для каждого выделяемого контура в экспликации указывают фактическую глубину залегания грунтовых вод и их минерализацию.
Картограмму эродированных земель составляют в хозяйствах с расчлененным рельефом или с большим количеством эродированных почв. На ней выделяют группы почв, в различной степени подвергавшихся смыву и требующих для борьбы с эрозией проведения различных мероприятий.
На картограмме эродированных земель обозначают направление склона (стрелкой) и его крутизну в градусах (цифрой рядом со стрелкой). Указывают также степень смытости почвы: слабо смытые почвы отмечают стрелкой с одинарным оперением, средне смытые — стрелкой с двойным оперением и сильно смытые почвы — стрелкой с тройным оперением. Особо отмечают участки с сильным размывом и промоинами, требующими проведения срочных мероприятий.
В тех случаях, когда картограмму эродированных земель не составляют, площади эродированных почв и их показатели дают на почвенной карте.
—Источник—
Гаркуша, И.Ф. Почвоведение/ И.Ф. Гаркуша.- Л.: Издательство сельскохозяйственной литературы, журналов и плакатов, 1962.- 448 с.
Предыдущая глава ::: К содержанию ::: Следующая глава
Для
агрохимической характеристики
сельскохозяйственных угодий почвенные
образцы отбирают, как правило, с пахотного
слоя определенной площади поля.
Объединённую пробу составляют из многих
точечных проб (индивидуальных образцов),
отобранных равномерно со всей площади
элементарного участка поля. Так
как данные агрохимических
анализов распространяются на всю площадь
участка поля, с которого берут один
смешанный образец, то размер
этого элементарного
участка будет определяться уровнем
обеспеченности хозяйства
минеральными и органическими удобрениями,
равномерностью
их внесения, почвенными и климатическими
условиями, целевым
назначением сельскохозяйственных
угодий.
В
полевых севооборотах Нечерноземной
зоны один смешанный образец чаще всего
берут с 4-8 га, в степных районах, где
почвенный
покров отличается меньшей пестротой,—
с 10—15 га. В
овощных севооборотах, а также при
детальном агрохимическом картировании
участков многолетних плодовых и ягодных
насаждений
смешанный образец отбирают с площади
1—2 га.
Отбор
почвенных образцов проводят тростьевым
буром или лопатой
со всей глубины пахотного слоя и только
в специальных исследованиях
образцы берут из двух или нескольких
слоев почвы. Поскольку масса почвы,
забираемая при одном уколе тростьевого
бура, невелика, то среднюю пробу составляют
из нескольких
разовых проб.
Для
получения представительного среднего
образца желательно отобрать возможно
больше индивидуальных
(разовых) проб одинаковой массы в разных
местах участка.
Выбор
маршрута при агрохимическом
картировании в значительной степени
определяется конфигурацией
поля. Точечные пробы не следует отбирать
непосредственно после внесения
минеральных и органических удобрений,
извести,
на краю полей, а также на бывших местах
расположения штабелей навоза, торфа,
скирд соломы или сена. Следует также
учитывать изменение содержания подвижных
элементов питания в
течение
вегетационного
периода. Каждый смешанный образец массой
300—400 г упаковывают в матерчатые или
полимерные мешки и маркируют. На этикетке
указывают адрес хозяйства, номер
севооборота, поля и образца, возделываемую
культуру, время
взятия
образца,
а
также фамилию техника, отбиравшего
образцы.
Доставленные в лабораторию образцы
необходимо быстро и квалифицированно
подготовить к анализу. Почвенные образцы
при подготовке к анализу доводят до
воздушно-сухого состояния в сушильном
шкафу или сушильной камере при
температуре 40—45°С и размалывают на
почвенной лабораторной мельнице.
Составление
и оформление а/х картограмм
Для
составления агрохимических картограмм
основными документами
являются
-
Журнал
агрохимического обследования почв
сельскохозяйственных
угодий -
рабочий
полевой план землеустройства хозяйства
с нанесенными почвенными контурами,
границами всех отдельно
обрабатываемых участков и сеткой
элементарных участков.
На
первую из 6—7 копий с уточненного рабочего
полевого экземпляра
плана внутрихозяйственного землеустройства
переносят все
элементарные участки, в середине которых
ставят их номера, а
под ними — соответствующие агрохимические
показатели из Журнала
для составления авторского оригинала
сводной агрохимической картограммы.
Сводная агрохимическая картограмма
необходима для сохранения агрохимических
показателей почв с отдельных элементарных
участков, для сравнения результатов
анализов при повторном обследовании
и для восстановления агрохимических
картограмм в случае их утери.
На
другие экземпляры копий плана
землеустройства переносят результаты
анализов по содержанию отдельных
питательных элементов,
кислотности и другим показателям.
Элементарные
участки при составлении картограмм
отдельных агрохимических
показателей объединяют в контуры
определенной окраски
с учетом существующей группировки по
этим показателям изменение принятых
градаций не допускается.
Площади
на картограмме выделяют в самостоятельный
контур при наличии не менее трех
элементарных участков, агрохимические
показатели которых укладываются в
пределы двух групп действующих
указаний. Контуры на картограммах могут
совпадать
с границами почвенных контуров, если
различия в плодородии
обусловлены генетическими особенностями
почв. На интенсивно
удобряемых полях контуры могут совпадать
с естественными границами
полей, поэтому допускается выпрямление
границ агрохимических
контуров.
Допускается
составление совмещенных картограмм,
т. е. один показатель (например, кислотность
почвы) показывают сплошной раскраской,
а другие соответственно треугольником,
кружочком, ромбом,
причем цвет в выбранной фигуре должен
соответствовать шкале раскраски
показателя. На картограммах кислотности
штриховкой показывают контуры песчаных
и супесчаных почв. На авторских оригиналах
картограмм осуществляют подсчет площади
агрохимических контуров планиметром
или палеткой; результаты его объединяют
по группам градаций и видам угодий и
заносят в экспликацию
авторского и других экземпляров
картограмм. Принятое
при агрохимическом обследовании
разделение почв на 6
групп (классов),
от
очень бедных (1-й
класс)
до очень высоких
(6-й класс),
позволяет
все с/х
к-ы,, различающиеся по потребности в
питательных элементах,
сгруппировать по обеспеченности их
подвижными формами питательных
элементов почвы, т. е. обеспеченность
почв пит-ми
элементами может быть выражена по
отношению к определенной с/х к-е или
группе культур. Многочисленные полевые
опыты, проведенные в различных
почвенно-климатических условиях,
подтвердили тесную корреляцию между
содержанием
в почве подвижных форм п
-ми: чем
выше
в почве содержание питательных
элементов, тем меньше эффективнитательных
элементов и эффективностью
соответствующих видов удобрений под
всеми с/х
куость
соответствующих удобрений,
и, наоборот, чем ниже в почве содержание
элемента, тем
выше эффективность внесения этого
элемента с удобрениями.
На
основании полевых опытов все с/х
культуры
по потребности в питательных элементах
и выносу их с урожаями
подразделяют на 3 основные группы: 1) к-ы
невысокого
выноса питательных элементов (зерновые
колосовые, зернобобовые
и травы);
2)
культуры повышенного выноса (кормовая
и
сахарная свекла, картофель, кукуруза);
3) культуры высокого выноса
(овощные и некоторые технические — чай,
цитрусовые,
виноград).
Агрохимическое
обследование почв в хозяйстве
позволяет с учетом
возделываемых культур определить
нуждаемость в отдельных
видах
удобрений, определить нуждаемость почв
в
химической мелиорации
и рассчитать нормы извести и гипса.
Наличие
агрохимических картограмм или паспортов
полей позволяет
более обоснованно подходить к
дифференцированному применению
удобрений по отдельным полям и отдельно
обрабатываемым
участкам с учетом плодородия почвы на
них и тем самым значительно
повысить агрономическую и экономическую
эффективность
удобрений.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание
- Методика крупномасштабного картографирования почвенного покрова
- Организация крупномасштабных почвенных обследований
- Тема: Почвенные карты и картограммы
Методика крупномасштабного картографирования почвенного покрова
Картографирование почвенного покрова местности – это составление почвенных карт или картосхем отдельных свойств почв по результатам полевых исследований. Специальные географические карты, на которых изображено размещение почвенных разностей на поверхности Земли называются почвенными картами. В зависимости от масштаба и назначения карты по-разному отображают почвенный покров изучаемых территорий.
Детальные почвенные карты (масштаб от 1:5000 до 1:2000 и крупнее) составляют для решения специальных задач на ограниченные территории: опытные поля, сортоучастки, опытные станции, плодопитомники, лесопитомники, отдельные фермерские хозяйства или участки с весьма неоднородным почвенным покровом. Они содержат низшие таксономические единицы почвенной классификации: разновидности и разряды почв внутри элементарных почвенных ареалов (ЭПА). В качестве основы для детальных почвенных карт рекомендуются аэрофотоснимки, карты с изображением микрорельефа, топографические карты с сечением рельефа 10-20 см.
Крупномасштабные почвенные карты (масштаб от 1:10000 до 1:50000) используются для хозяйственной организации территории, планирования сельского и лесного хозяйства, агротехнических и мелиоративных мероприятий, строительства, а также для сравнительной оценки деятельности землепользователей при внутрихозяйственном и межхозяйственном землеустройстве. Эти карты дают обобщенное изображение на уровне видов и разновидностей почв, структур почвенного покрова, а также служат основой для последующих обобщений при создании карт более мелкого масштаба (района, области, региона).
Среднемасштабные почвенные карты (масштаб от 1:100000 до 1:300000) разнородны по назначению, содержанию и методам составления. Они используются при учете земельных фондов, сельскохозяйственном планировании и осуществлении мероприятий по улучшению и охране почв. Их составляют на основе крупномасштабных почвенных карт.
Мелкомасштабные почвенные карты (масштаб от 1:300000 до 1:1000000) используются для координации почвенных исследований в отношении классификации и номенклатуры почв, планирования и учета земельных ресурсов в пределах области, республики, страны. Их создают путем обобщения крупномасштабных и среднемасштабных почвенных карт. Основным материалом для учета почвенных ресурсов страны является Государственная Почвенная карта масштаба 1:1000000, листы которой составлены для территории всех районов России.
Обзорные почвенные карты (масштаб мельче 1:1000000) дают общее представление о географии почв крупных регионов мира, материков.
Для внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства первостепенное значение имеют крупномасштабные почвенные карты.
Организация крупномасштабных почвенных обследований
Материалы крупномасштабных почвенных обследований предназначаются для государственного землеустройства, государственного учета и оценки земель, составления сводных почвенных карт районов, областей, краев. Они должны содержать рекомендации по трансформации угодий, охране почв от эрозии, орошению, осушению, химической мелиорации, размещению севооборотов, составу культур, агротехнике в зависимости от почвенных условий, улучшению сенокосов и пастбищ.
Материалы почвенных обследований включают в себя:
Почвенную карту землепользования;
Почвенный очерк, содержащий характеристику почв всего землепользования и рекомендации по их использованию и улучшению;
Необходимые картографические приложения.
Планируют почвенные обследования областные управления по землеустройству. Руководство осуществляет Почвенный институт им. В.В. Докучаева совместно с Почвенным институтом земельных ресурсов министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Исполняют плановые почвенные обследования проектные институты по землеустройству, их филиалы и отделения. Обязанности специалистов, исполняющих почвенные обследования, определяют ведомства и учреждения в соответствии с их общей организационной структурой, родом деятельности и характером заданий.
Почвенные обследования слагаются из 3-х рабочих периодов: подготовительного, полевого и камерального (завершающего).
Подготовительный период в почвенных обследованиях включает:
Установление объектов почвенных обследований,
Сбор картографических, литературных и справочных материалов по геологии, гидрогеологии, геоморфологии, климату, растительности на обследуемую территорию,
Выбор масштабов почвенных съемок и категории сложности почвенного покрова обследуемой территории,
Расчет объема полевых и камеральных работ,
Подготовка рабочей картографической основы для составления авторского оригинала почвенной карты,
Составление календарных планов полевых работ и предварительной программы лабораторных анализов.
Объект почвенного обследования устанавливается в соответствии с государственным планом.
Сбор материалов по установленному объекту осуществляется по литературным и статистическим данным.
Выбор масштаба почвенной съемки зависит от специализации хозяйства, интенсивности использования земель и сложности почвенного покрова. В Нечерноземье принято почвенные обследования проводить в масштабе 1:10000, в лесостепи – 1:10000 – 1: 25000, в степи – 1:25000. При большой пестроте почвенного покрова, например, в районах эродированных пастбищных земель, — 1:50000. Наиболее интенсивно используемые участки (под садами, виноградниками, овощными и ценными техническими культурами) даже в пределах одного хозяйства обследуются в более крупном масштабе, чем остальная площадь. Площади несельскохозяйственного использования (леса, болота, пески…) обследуются в более мелком масштабе.
Категории сложности почвенного покрова следующие:
— Районы степей и полупустынь с равнинным, слаборасчлененным рельефом и однообразными материнскими породами и почвенным покровом. Контуры почвенных комплексов занимают 60%.
В зависимости от масштаба почвенной съемки и категории сложности почвенного покрова местности устанавливается примерное количество почвенных разрезов, требуемое на площадь обследования, т.е. объем полевых работ.
Площадь, приходящаяся на один почвенный разрез
Источник
Тема: Почвенные карты и картограммы
Цель занятия: ознакомиться с техникой составления почвенных карт и материалами почвенных обследований.
Почвенные карты и другие материалы почвенных обследований являются первичными документами для учета почвенных ресурсов землепользователей, внутрихозяйственного землеустройства территории, разработки дифференцированной агротехники, а также для Государственного учета и оценки земель и составления сводных почвенных карт районов, областей и т.п.
Материалы почвенных обследований включают крупномасштабные почвенные карты и сопровождающие их картограммы.
Почвенная карта представляет собой изображение почвенного покрова территории. Она дает наглядное представление о качестве и расположении почв. Уменьшение, в котором показаны на карте площади распространения различных почв, называется масштабом.
Для территории сельскохозяйственных коллективов, арендных и фермерских хозяйств составляют крупномасштабные карты (масштаб 1:50 000 – 1:10 000). Для административных районов составляют среднемасштабные (масштаб 1:300 000 – 1:100 000), а для областей, республик и всей страны – мелкомасштабные (масштаб мельче 1:300 000).
Для территории фермерских хозяйств, опытных станций составляют детальные карты (масштаб 1:5 000 – 1:2 000).
Картограмма – схематическая сельскохозяйственная карта. Агрономические картограммы в зависимости от содержания могут рассматриваться как расшифровывающие или как рекомендующие.
Расшифровывающие картограммы отображают отдельные важнейшие свойства почвенного покрова. К их числу относят картограммы мощности гумусового горизонта, гумусированности почв, гранулометрического состава, солонцеватости, эродированности земель и др.
Рекомендующие картограммы содержат прямые рекомендации по использованию почв. К их числу относят: картограммы агропроизводственной группировки типов земель, картограмма кислотности почв и нуждаемости их в известковании и др. Картограммы существенно дополняют и детализируют почвенные карты, делая материалы почвенных исследований более наглядными для практического использования.
Почвенные карты и агрономические картограммы дополняют пояснительными почвенными очерками, содержащими подробную агрономическую характеристику почв и рекомендации по их наиболее рациональному использованию.
Крупномасштабные почвенные обследования для составления почвенных карт делят на три рабочих периода: подготовительный, полевой и камеральный.
В этот период устанавливают общие задачи и объекты исследования, объемы и планы работ, масштаб съемки.
В начале необходимо подобрать картографическую основу, на которой будет составляться почвенная карта. Такой основой могут служить материалы аэрофотосъемки, листы топографической карты, а также откорректированный контурный план землепользования. Наиболее совершенным видом картографической основы являются материалы аэрофотосъемки с наложением на них материалов топографических обследований и землеустроительных планов хозяйства. Таким образом аэрофотоснимки становятся более «читаемы», т.к. прошли дешифрирование, имеют рельефное изображение местности с нанесением ситуации полей, дорог, населенных пунктов, угодий и т.п.
Морфология рельефа, включающая формы, элементы, абсолютные и относительные высоты, протяжение, крутизну и форму склонов облегчает проведение почвенной съемки.
Составление почвенной карты на контурном плане землеустройства допускается в исключительных случаях.
После изучения ранее проводимых обследований и картографической основы необходимо составить план рабочих маршрутов для почвенной съемки. При крупномас штабной почвенной съемке применяют комбинированное расположение почвенных маршрутов, когда часть территории исследуют по способу параллельных пересечений, а другую – по способу петель.
В полевой период проводят полевое изучение почв и факторов почвообразования, отбирают образцы для анализа, картографируют почвенный покров и определяют физические свойства почв. Для изучения почв в природных условиях в наиболее типичных местах закладывают почвенные разрезы. Среди них различают: основные разрезы, поверочные (полуямы) и прикопки (см. разд. 1).
Принято, что при средней сложности рельефа местности при масштабе съемки 1:10 000 закладывают один почвенный разрез на 10 га. Соотношение между основными разрезами, полуразрезами и прикопками принято как 1:4:5.
После определения места закладки разреза делают его привязку по местности, используя два противоположных направления и постоянные ориентиры (перекрестки полевых дорог, строения, многолетние насаждения и др.). Выкапывают разрезы по специальным правилам и технике.
Дальнейшая цель исследования – установление названия почвы, отражающего генетические и агропроизводственные особенности. Описание почвенного профиля и характеристику факторов почвообразования ведут в полевом журнале или на специальных бланках. После описания профиля почвы дают по возможности полное название почвы (тип, подтип, род, вид, разновидность).
Из выделенных генетических горизонтов берут образцы для выполнения лабораторных анализов. Их отбирают из всех основных и некоторых поверочных разрезов.
В полевой период устанавливают в натуре границы распространения почв, а затем переносят почвенные контуры на карту. При составлении полевой почвенной карты по топографической основе границы контуров почв устанавливают непосредственно в поле. При этом нужно руководствоваться также изображением рельефа, растительности, гидрографической сети и других элементов ситуации.
Наиболее удобно наносить границы почв на топографическую основу, пользуясь горизонталями местности.
Камеральная обработка материалов обследования начинается в полевых условиях, когда предварительно оформляют почвенную карту, составляют ведомости морфологического описания почв, заполняют дневник полевых исследований и высушивают почвенные образцы.
В камеральный период выполняют лабораторные анализы, оформительские работы и пишут почвенный очерк (пояснительное описание почв).
Лабораторные анализы необходимы для уточнения классификационных характеристик почв и их производственной характеристики.
Оформительские работы включают составление окончательного оригинала почвенной карты.
Окончательная почвенная карта должна содержать ситуацию картографической основы, почвенные контуры со значками и индексами внутри них, которые отражают разнообразие почвенного покрова, гранулометрический состав почв, почвообразующие породы, а также зарамочное оформление.
Индексирование почв и раскрашивание почвенной карты проводят согласно существующей классификации и цветовой шкалы.
В камеральный период составляют и другие сопровождающие карты, принятые в данной зоне.
К а р т а а г р о п р о и з в о д с т в е н н о й г р у п п и р о в к и п о ч в и рекомендации по их использованию. Ее составляют на картографической основе, представляющей копию окончательной почвенной карты без зарамочного оформления. В условных обозначениях содержится перечень объединенных в группы почв и мероприятий по улучшению их плодородия. В хозяйствах всего выделяют 10-15 агропроизводственных групп.
К а р т а э р о д и р о в а н н о с т и п о ч в . Она отражает распределение почв на территории с учетом степени эродированности. На основе метеорологических условий, рельефа, качества почв, растительного покрова и сельскохозяйственного использования земель устанавливают три степени эрозионной опасности: слабая, средняя и сильная.
— Слабоэродированные (слабосмытые) почвы расположены на склонах 1-3о, гумусовые горизонты составляют 30% несмытых аналогов. Обозначаются на карте по направлению склона значком —
— Среднеэродированные (среднесмытые) почвы расположены на склонах 4-7о, гумусовые горизонты составляют менее половины несмытых почв. Обозначаются на карте двумя значками по направлению склона.
— Сильноэродированные (сильносмытые) почвы располагаются на склонах 8-10о, гумусовые горизонты у них отсутствуют. Обозначаются на карте тремя значками по направлению склона.
К почвенной карте и другим картографическим материалам прилагается «Почвен ный очерк». Он состоит из введения и четырех разделов: характеристика хозяйства, природные условия, почвы хозяйства и рекомендации по их использованию.
Во введении даются сведения о площади и масштабе исследований, картографической основе, количестве заложенных разрезов и выполненных анализов.
Раздел «Характеристика хозяйства» включает данные о местоположении хозяйства, экспликации земель, структуры посевных площадей, урожайности культур за ряд лет, применении удобрений, мелиорантов и др.
В разделе «Природные условия» описываются факторы почвообразования – климат, рельеф, почвообразующие и подстилающие породы, гидрология, гидрография и растительность.
Раздел «Почвы хозяйства» содержит подробный перечень всех типов почв, выделенных на почвенной карте с указанием площадей. Дается характеристика каждой разновидности почв с указанием условий залегания по рельефу, характеристики материнских пород, растительности, степени развития эрозии, морфология и физико-химические свойства почв.
В разделе «Рекомендации по использованию почв» приводят агропроизводственную группировку почв хозяйства, описывают каждую группу почв (площадь, основные агропроизводственные показатели) и рекомендуют приемы, способствующие сохранению и повышению плодородия почв.
Материалы почвенных исследований готовит областной проектный институт по земельным ресурсам и землеустройству (Гипрозем). Корректировка материалов проводится один раз в 20 лет.
Материалы крупномасштабных почвенных обследований используют в следующих целях:
— учета площадей сельскохозяйственных угодий;
— внутрихозяйственном землеустройстве территории;
— составлении районной и областной почвенной карт;
— разработки дифференцированной технологии возделывания культур;
— разработки приемов сохранения и повышения плодородия почв;
— выявления почв, нуждающихся в мелиоративных мероприятиях;
— проведения качественной оценки почв.
Вопросы для контроля:
1. Что относится к материалам почвенных обследований?
2. Назвать картографическую основу для составления почвенных карт.
3. Рассказать очередность работ при проведении почвенных обследований.
4. В чем заключается содержание легенды к почвенной карте?
5. Дать характеристику картограмме агропроизводственных групп почв.
6. Охарактеризовать картограмму эродированных земель.
7. Проанализировать содержание почвенного очерка.
8. Для каких целей используют материалы почвенных обследований?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГБОУ СПО «СЕВЕРО – КАВКАЗСКИЙ ЛЕСНОЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено на заседании цикловой комиссией общепрофессиональных и специальных дисциплин Протокол № 6 от « 20» февраля 2020 год Председатель ________________ Зозуля Г.М. |
«Утверждаю» Зав. учебной частью 1 марта 2020года ______________ ____ Селимов Ш.А |
ОТКРЫТЫЙ УРОК
Специальность: 35.02.01 « Лесное и лесопарковое хозяйство»
Учебная дисциплина ОПД.03 Почвоведение
Тема: 3.10 Методика исследования почв, составление почвенных карт и картограмм.
Коды формируемых компетенций: ОК 1-9; ПК 1.2-1.4; ПК 3.2-3.3; ПК 4.1; ПК 4.3.
- курс
Преподаватель Черчесова Е. А
г. Алагир 2020 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
ПЛАН УРОКА 5
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 8
ПРИЛОЖЕНИЯ: 12
Приложение 1. 12
Приложение 2. 15
Приложение 3. 17
Приложение 4. 18
Приложение 5 19
Приложение 6 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дистанционное обучение – это возможность получить необходимые знания в условиях вынужденного домашнего обучения. При этом нужно быть готовым к отсутствию живого диалога с преподавателями и соревновательного духа, который часто проявляется при очном обучении, когда студенты стараются выделиться знаниями на фоне других. Большое значение имеет самодисциплина, т.к. преподаватель не сможет дистанционно следить за дисциплиной обучающихся.
Урок разработан в процессе дистанционного обучения, что позволяет последовательно и логично подавать материал обучающимся с использованием информационных технологий, по учебной дисциплине «Почвоведение».
- Тема урока «Методика исследования почв, составление почвенных карт и картограмм»
- Номер Урока 43
- Форма урока – дистанционный урок.
Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока:
- Компьютер или телефон с выходом в Интернет;
- сайт https://ru.wikipedia.org/wiki/ Портал: Почвоведение; http://soils.narod.ru/ Классификация Почв России
- учебник: Почвоведение с основами земледелия Щепащенко Л.Г. и др. М. 1993 г стр. 248-251;
- рабочая тетрадь;
- цветные карандаши.
Во время данного урока обучащиеся, обобщают и закрепляют знания по теме «Методика исследования почв, составление почвенных карт и картограмм».
Поставленные на уроке задачи, решаются не только с помощью учебников, но современных информационных технологий дистанционного обучения и использованием различных сервисов, которые дают возможность обобщить и закрепить уже имеющиеся знания.
Объектами оценки являются результаты деятельности обучающегося, презентация продукта, а также наблюдение за способами деятельности, владение которыми демонстрирует обучающийся при работе во время проведения урока. Урок в таком формате не всегда позволяет оценить реальный уровень знаний студента, т.к. в процессе удалённого контроля знаний он может прибегать к подсказкам и учебным материалам. Поэтому
вопросы для оценки уровня знаний студента должны быть сформулированы так чтобы ответы на них невозможно было получить из интернет ресурсов.
ПЛАН УРОКА
Тема урока: «Методика исследования почв, составление почвенных карт и картограмм».
Цели:
Обучающие : обобщение и закрепление знаний по составлению агрохимических картограмм и рекомендаций по внесению удобрений
Развивающие:
- формирование логического мышления и навыков исследовательской деятельности обучающихся через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать, умения работать в группах.
- использование информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
- решение проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
- Осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Воспитательные: формирование умения организовывать собственную деятельность, воспитание дисциплинированности, усидчивости и собранности, положительного отношения к знаниям, чувства значимости, важности своей специальности.
Тип урока: практический.
Вид урока: урок-исследование.
Форма организации: групповая, работа в малых группах
Методы обучения:
- проблемный (постановка проблемы);
- поисковый (работа с нормативный документацией, анализ, синтез);
- элементы исследовательского метода (исследовательская работа).
Оснащение:
- Компьютер или телефон с выходом в Интернет;
- Сайт:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Портал: Почвоведение;
- http://soils.narod.ru/ Классификация Почв России;
- http://astragrohim.ru/sostavlenie-agrohimicheskih-kartogramm/ Ссылка составление картограмм;
- учебник: Почвоведение с основами земледелия Щепащенко Л.Г. и др.М. 1993 г стр. 248-251;
- рабочая тетрадь;
- цветные карандаши.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащегося (команды) |
Время |
|
Содержание деятельности |
Управленческие действия |
|||
1.Организационный момент |
1.1 Преподаватель определяет готовность обучающихся к занятию. Создает благоприятную психологическую обстановку, проводит рефлексию, объявляет тему урока, форму проведения урока. |
Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, учет присутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания. Преподаватель начинает урок: Сегодня у нас состоится урок-исследование, посвященный обобщению и закреплению знаний по составлению агрохимических картограмм и рекомендаций по внесению удобрений. Знания и умения, полученные сегодня на занятии, помогут вам и при изучении таких дисциплин, как «Лесоразведение и воспроизводство лесов». |
Все обучающиеся до звонка находятся на своих рабочих местах и полностью готовы к уроку. Психологически настраиваются на решение поставленной преподавателем проблемы |
2 мин. |
1.2.Создание проблемной ситуации |
Вызвать познавательный интерес к проблеме; мотивировать обучающихся на продуктивную учебную деятельность. Преподаватель предлагает вспомнить ранее изученные сведения о:
Преподаватель просит высказать предположения о действиях работников лесного хозяйства. Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями, определить тему и цель работы |
Воспроизводят в устной и графической форме известные сведения. Обдумывают информацию |
5 мин. |
|
1.3 Определение темы и цели исследования |
Преподаватель предлагает проблемную ситуацию. Организовывает самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели, определение темы. Гипотеза проекта: предположим, что почвы во вновь созданном Хаталдонском питомнике требуют улучшения. Цель проекта: определение кислотности почв, содержание гумуса, наличия в почве фосфора и калия для планирования и проведения мероприятий, направленных на повышение плодородия почв питомника. Задачи проекта: определить степень кислотности почв, количество гумуса и подвижных форм фосфора и калия |
Высказывают предположения о возможных действиях лесоводов, направленных на решение проблемы. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшую проблему. Записывают тему и цель работы |
3 мин |
|
1.4 Выбор методик исследования |
Организация самостоятельного планирования и выбор методов исследования Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы. Метод исследования теоретический (анализ, синтез, аналогия, систематизация); Работа с учебным материалом, нормативной документацией. |
Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий |
2 мин |
|
2. Проведение исследования |
Поиск решения проблемы (исследовательский этап) |
Создать условия для проведения исследования и организовать поиск решения проблемы( практический этап) Выдает тексты для чтения, координирует действия обучащихся. Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном. Организует самостоятельное чтение текста с целью поиска ответа. Обеспечить применение полученных знаний для решения творческой задачи, доказательства своей точки зрения Выдает обучающимся листы-задания. Организует работу. Предлагает назначить и обосновать методы определения питательных веществ в почве и составление картограмм. Организует диалог и обсуждение решений между обучающимися. |
Читают нормативную документацию. Отвечают на вопросы преподавателя, слушают ответы товарищей. Читают текст, выделяют в нем необходимую информацию с записью в тетрадь. Делают выводы, формулируют ответ, слушают. |
25 мин |
3. Домашнее задание |
|
Записывают домашнее задание |
1мин |
|
. Заключительный этап |
. Рефлексия учебно-исследовательской деятельности.(осмысление процесса и результата деятельности) |
Предлагает оценить факт достижения цели урока. Предлагает ответить индивидуально на вопросы рефлексивного листа или анкеты. |
1.Оценивают степень достижения цели. 2.Отвечают на вопросы листа. |
2 мин |
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1.
Задание
Практическое занятие №7 Тема: «Методика исследования почв и составление почвенных карт»
Наименование занятия: «Чтение и составление агрохимических картограмм. Составление рекомендаций по внесению удобрений»
Осваиваемые умения: уметь составлять и читать агрохимические картограммы, использовать их для разработки рекомендаций по внесению удобрений.
Норма времени: 40мин.
Материалы и оборудование: агрохимические картограммы, план питомника в масштабе 1:1000 или 1:2000, данные агрохимического анализа, цветные карандаши, таблицы группировки почв по степени обеспеченности подвижными формами фосфора, калия, содержанию гумуса и кислотности, шкала раскраски картограмм.
Форма организации занятия: индивидуальная
- Изучить агрохимические картограммы.
- Ознакомиться с условными обозначениями, таблицей группировки почв по степени обеспеченности питательными веществами, шкалой окрашивания картограмм и данными агрохимического анализа почв питомника.
- Вычертить план питомника с элементарными участками (полями) в масштабе 1:1000 или 1:2000.
- Нанести на план питомника с нумерацией элементарных участков результаты агрохимических анализов, отобранных с этих участков.
- Поля (элементарные) участки с одинаковыми показателями кислотности, содержания подвижных форм фосфора и калия окрасить определенным цветом, в зависимости от степени кислотности и обеспеченности питательными веществами.
- По каждому агрохимическому показателю составить отдельную картограмму.
- На основании картограмм, разработать рекомендации производству по применению минеральных удобрений в посевном и школьном отделениях питомника.
8.Для решения поставленной проблемы, используйте:
- учебник Почвоведение с основами земледелия Щепащенко Л.Г. и др М. 1993 г стр. 248-251
- Пример составления агрохимических картограмм.
- Агрохимический очерк Хаталдонского питомника
Порядок выполнения работы
Вычертить основу для картограмм на ватмане формат А4. За основу взять план питомники из приложения данных методических указаний. Каждый студент вычерчивает по 1 -2 картограммы.
Исходные данные для составления картограмм:
Таблица 1
№ поля |
Содержание в почве |
РН солевой вытяжки |
||
К2О |
Р2О5 |
Гумуса в % |
||
в мг на 100 г почвы |
||||
1 поле |
8,1 |
3,1 |
3,5 |
4,1 |
2 поле |
9,1 |
5,1 |
2,5 |
4,5 |
3 поле |
8,6 |
2,8 |
4,1 |
4,1 |
4 поле |
11,1 |
12,1 |
3,2 |
4,3 |
5 поле |
5,1 |
14,5 |
2,4 |
4,5 |
6 поле |
4,7 |
9,1 |
3,8 |
4,6 |
7 поле |
7,5 |
26,1 |
3,7 |
4,9 |
8 поле |
7,2 |
25,5 |
4,1 |
5,1 |
9 поле |
6,8 |
2,5 |
3,5 |
5,5 |
10 поле |
5,2 |
2,1 |
3,3 |
5,4 |
Определить степень обеспеченности почв питомника основными питательными элементами (К2О, Р2О5, гумусом) для каждого элементарного участка и произвести группировку почв по степени кислотности.
Установить окраску полей в зависимости от степени обеспеченности почв питомника основными питательными элементами (К2О, Р2О5), гумусом и степенью кислотности.
Окрасить поля питомника в соответствующий цвет в зависимости от степени обеспеченности почв питательными элементами, содержанию гумуса или степени кислотности.
Определить необходимость внесения удобрений. Подобрать удобрения и установить дозу их внесения.
Приложение 2.
Результаты агрохимического обследования почв земель питомника, заносятся в таблицы.
Группировка почв по содержанию гумуса
Таблица 2
Степень гумусированности |
Содержание гумуса, % |
Площадь, га |
% от площади обследования |
Очень низкая |
<2 |
||
Низкая |
2,1-4,0 |
||
Средняя |
4,1-6,0 |
||
Повышенная |
6,1-8,0 |
||
Высокая |
8,1-10,0 |
Реакция почвенной среды.
Группировка почв по степени кислотности
Таблица 3
Реакция почвенной среды |
Значение рН |
Площадь, га |
% от площади обследования |
Сильнокислая |
< 4,6 |
||
Среднекислая |
4,6-5,0 |
||
Слабокислая |
5,1-5,5 |
||
Близкая к нейтр. |
5,6-6,0 |
||
Нейтральная |
6,1-7,0 |
||
Слабощелочная |
7,1-8,0 |
||
Щелочная |
> 8,0 |
Содержание фосфора.
Группировка почв по содержанию фосфора
Таблица 4
№ группы |
Обеспеченность фосфором |
Содержание фосфора, мг/кг почвы |
Площадь, га |
% от площади обследования |
1 |
очень низкая |
|||
2 |
низкая |
|||
3 |
средняя |
|||
4 |
повышенная |
|||
5 |
высокая |
|||
6 |
очень высокая |
Содержание калия
Группировка почв по содержанию калия
Таблица 5
Степень обеспеченности |
Содержание К2О,. мг/кг |
Площадь га |
% от площади обследования |
Очень низкая |
<20 |
||
Низкая |
20-40 |
||
Средняя |
40-80 |
||
Повышенная |
80-120 |
||
Высокая |
120-180 |
||
Очень высокая |
>180 |
Приложение 3.
Контрольные вопросы для защиты практического занятия
- Что такое картограмма?
- Какие картограммы составляют для лесной зоны?
- Какие картограммы составляют для лесостепной зоны?
- В какой цвет на картограмме окрашивают низкую степень
- обеспеченности питательными веществами?
- Для чего служат агрохимические картограммы?
- В какой цвет окрашивают на картограмме нейтральные почвы?
- Где на картограмме размещают экспликацию?
- Что такое экспликация?
- Какие агрохимические показатели почв используют при определении доз внесения извести в почву?
- Какие агрохимические показатели почв используют при определении доз внесения минеральных удобрений?
При защите работы каждому студенту предлагается 5 вопросов.
Приложение 4.
Критерии оценки
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если выполнены все требования к изложению, оформлению и представлению работы и на все контрольные вопросы даны верные ответы;
- оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы и допущено 1 ошибка при ответе на контрольные вопросы;
- оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы, но допущено 2 ошибки при ответе на контрольные вопросы;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если допущены значительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы и допущено 3 и более ошибок при ответе на контрольные.
Приложение 5
Тестовое задание по теме: «Чтение и составление агрохимических картограмм. Составление рекомендаций по внесению удобрений»
Выберите один правильный ответ
1.Агрохимическая картограмма это:
- картосхема полей, с нанесёнными на неё всеми полученными результатами лабораторных анализов
- почвенная карта
- таблица с результатами лабораторных анализов
2.Для оценки состояния плодородия полей питомника, используются:
- агрохимические картограммы
- легенды обследуемой территории
- почвенные карты
3.Мониторинг плодородия почв проводится с целью:
- их агрохимической и эколого-токсикологической оценки, учета состояния плодородия почв, повышения продуктивности земель и эффективного применения органических и минеральных удобрений.
- внесения органических и минеральных удобрений.
- 3.повышения плодородия
4.Для отбора почвенных объединенных проб используется:
- план внутрихозяйственного землеустройства.
- агрохимические картограммы
- легенды обследуемой территории
5.В большинстве случаев к почвенной карте прилагаются картограммы:
- 2-3
- 4-5
- 5-6
6. Для разных зон и областей составляют картограммы:
- различного содержания
- одинаковые
- все равно какие
7. Картограммы составляют обычно:
- на неограниченный срок
- не более чем на одну ротацию севооборота
- один раз
8. По степени кислотности почвы подразделяются на группы в количестве:
- 5
- 4
- 3
9.Площади, относящиеся к сильнокислым, оконтуривают и закрашивают цветными карандашами:
- I -розовым,
- II – оранжевым,
- III -желтым,
- IV -зеленым,
- V -голубым
10.Дозы извести вычисляют по величине:
- гидролитической кислотности
- по механическому составу
- содержанию азота в почве
11.При низкой обеспеченности фосфором, площади, относящиеся к одинаковым группам, оконтуривают и закрашиваются в цвет:
- светло-голубым
- фосфором – голубым
- ярко-голубым
- синим
- темно-синим
12.При средней обеспеченности калием, площади, относящиеся к одинаковым группам, оконтуривают и закрашиваются в цвет:
- светло-желтым
- светло-коричневым
- коричневым
13. Экспликацию на картограмме размещают в углу:
- нижнем левом
- верхнем левом
- нижнем правом
14. При определении доз внесения извести в почву определяют следующие
агрохимические показатели:
- азот, фосфор, калий
- кислотность
- щелочность
15. При определении доз внесения минеральных удобрений определяют следующие агрохимические показатели:
- азот, фосфор, калий
- кислотность
- щелочность
Приложение 6
Вопрос не засыпку
Этот рисунок показывает нам реалии сегодняшнего дня, в связи с Ковид 19, но я бы хотела , чтобы вы этот рисунок охарактеризовали с точки зрения почвоведения.
Приложение 6
Рефлексия учебно-исследовательской деятельности.(осмысление процесса и результата деятельности).
Анкета
Фамилия, имя |
|
На уроке я работал |
активно / пассивно |
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
Урок показался для меня |
коротким / длинным |
За урок я |
не устал / устал |
Мое настроение стало |
лучше / хуже |
Материал урока |
понятен / не понятен полезен / бесполезен |