Как составить подпись к иллюстрации

Подписи к
иллюстрациям нужны для связи иллюстраций
с текстом, для возможности делать на
них краткие ссылки в тексте, когда
иллюстрацию по ходу чтения следует
рассмотреть. Кроме того, иллюстрация
может рассматриваться и отдельно от
текста (например, как справочный
материал), и тогда без подписи она не
понятна.

Основные
требования к подписи:
соответствие
содержанию иллюстрации и тексту,
краткость и полнота, чёткость и ясность.

В полном виде в
состав подписи входят:

1) условное
обозначение иллюстрации – слово «Рис.»
(без кавычек);

2) номер иллюстрации:
Рис. 3;

3) словесное
определение темы иллюстрации (собственно
подпись);

4) экспликация –
расшифровка условных обозначений на
иллюстрации или пояснение необозначенных
деталей, изображений или (и) легенда –
справочные сведения;

5) комментарии и
примечания, если они почему-либо
неуместны в тексте.

Набор элементов
в подписи зависит от вида иллюстрации
и обозначений на ней.

Оформление и
пунктуация.
Подпись всегда начинают
с прописной буквы. В самом конце подписи
точку не ставят. За собственно подписью
ставят двоеточие, если далее следует
экспликация или легенда. Экспликацию
начинают со строчной буквы. Элементы
экспликации отделяют друг от друга
точкой с запятой, но при однословных,
связанных с собственно подписью
элементах допускается разделение их
запятыми. Цифровое или буквенное
обозначение от поясняющего текста
отделяют знаком тире. Например:

Рис. 1. Типы завязи:

I –
верхняя, II – полунижняя,
III – нижняя:

1 – завязь; 2 –
столбик; 3 – рыльце; 4 – цветоножка

При наличии
комментария или примечания в конце
экспликации (легенды) ставится точка,
а комментарий начинается с прописной
буквы. Например:

Рис. 2. Обобщённая
схема строения прокариотической клетки:

1
– жировые капли; 2 – включения серы;…
20 – базальное тельце.

Основные
структуры бактериальной клетки
представлены в верхней части рисунка,
а включения запасных веществ – в нижней

Если иллюстрация
состоит из нескольких изображений, в
каждом из которых имеются свои цифровые
обозначения, то экспликацию можно
построить по-разному.

1. При раздельной
нумерации на каждом из изображений
сначала поясняют первое изображение,
затем дают расшифровку его условных
обозначений; далее поясняют второе
изображение и дают расшифровку его
условных обозначений и т.д. Например:

Рис. 3. Схема
строения покровного многослойного
эпителия:

I –
миноги: 1 – многослойный эпителий; 2 –
слизистые железы; 3 – колбовидные
желёзки; 4 – микроворсинки;

II
– лягушки: 1 – многослойный эпителий;
2 – слизистые железы; 5 – выводной проток
слизистой железы; 6 – пигментные клетки;

III
– человека: 1 – роговой, 2 – блестящий,
3 – зернистый, 4 – остистый, 5 – базальный
слой

2. При сквозной
нумерации деталей на всех изображениях
сначала поясняют все изображения, а
затем дают расшифровку условных
обозначений всех деталей от начала до
конца. Например:

Рис. 4. Схема
строения покровного многослойного
эпителия миноги (I) и
лягушки (II):

1 – многослойный
эпителий; 2 – слизистые железы; 3 –
колбовидные желёзки; 4 – микроворсинки;
5 – выводной проток слизистой железы;
6 – пигментные клетки

Графические
изображения в экспликации могут быть
оформлены по-разному:

а) словами,
объясняющими их условное обозначение;
например:

Рис. 5. Динамика
прорастания семян:

сплошная линия –
контроль; штриховая – опыт

б) условными
обозначениями; например:

Рис. 6. Динамика
прорастания семян:


контроль;
опыт

Если
иллюстрация из нескольких изображений
не помещается на одну страницу, то можно
поступить следующим образом:

1. Разделить
иллюстрацию и каждому постраничному
изображению дать единую цифровую и
разную буквенную нумерацию (рис. 7а,
рис. 7б, рис. 7в и т.д.). При этом в подписи
к каждой части должна быть общая часть.

2. Каждое изображение
пометить одним номером, полную подпись
дать только под первым изображением,
а в последующих к номеру рисунка
добавлять слова «Продолжение»,
«Окончание». Например:

Рис. 7. Проростки
и всходы древесных растений:

I –
яблоня домашняя; II –
рябина обыкновенная

Рис. 7. Продолжение:

III
– ель сибирская; IV –
сосна обыкновенная

Рис. 7. Окончание:

V –
клён платанолистный; VI
– клён американский

Если иллюстрации
заимствованы из работ, не принадлежащих
автору, это необходимо отметить в
подписи. Например:

Рис. 8. Схема
эволюции стелы (Тахтаджян, 1978, с. 27)

Ширина подписи к
иллюстрации, как правило, не должна
превышать ширины изображения. Исключение
составляют случаи, когда изображение
лишь немного уже ширины текста и когда
число строк подписи больше трёх. В этих
случаях допускается набор подписи
иллюстрации на формат строки основного
текста.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Подписи к таблицам и иллюстрациям дают читателю представление о том, что он видит. Именно поэтому очень важно создать правильные подписи для иллюстаций, фотографий и таблиц, которые вы поместите в свою работу.

  1. Изображение с названием Write a Caption Step 1

    1

    Подпись должна носить описательный характер. Это первое и самое важное правило. Расскажите людям, которые будут читать вашу работу, что именно изображено на иллюстрации. Что именно побудило вас поместить эту иллюстрацию? Читатель должен получить ответ на этот вопрос из вашей подписи к иллюстрации.

    • Например, если вы пишете работу по биологии и поместили в нее фотографию поля с посевами, из подписи должно быть понятно, почему это поле важно для вашего обсуждения.
  2. Изображение с названием Write a Caption Step 2

    2

    Когда вы делаете подпись к графику или таблице, не забудьте указать величины. Что именно показывается каждая стороны столбчатой диаграммы. Вы должны дать читателю возможность получить из подписи достаточно информации, чтобы он мог понять смысл графической информации без чтения всей работы.

  3. Изображение с названием Write a Caption Step 3

    3

    Оставьте юмористические подписи для других случаев. Кроме тех случаев, когда ваша работа имеет явно юмористический характер, лучше всего, если ваши подписи будут написаны в серьезном тоне. Это позволит изложить информацию лаконично.

  4. Изображение с названием Write a Caption Step 4

    4

    Краткость — сестра таланта. Это означает, что ваша подпись не должна быть длиннее одного абзаца. Чаще всего вполне можно обойтись одним предложением. Для фотографий ваша подпись может быть даже короче, например достаточно будет написать «Наташа на колесе обозрения».

  5. Изображение с названием Write a Caption Step 5

    5

    Оставьте только необходимый минимум. Например, для вышеописанного примера, можно было бы написать «Наташа машет нам рукой с гигантского зеленого колеса обозрения. Однако эта дополнительная информация совершенно не нужна читателю, чтобы понять, что именно происходит на фотографии.

    Реклама

  1. Изображение с названием Write a Caption Step 6

    1

    Если вы взяли график или таблицу из какой-то работы, не забудьте указать в подписи первоисточник. Стиль оформления зависит от установленных для вашей работы правил оформления. Ниже вы можете найти информацию об оформлении цитирования в подписях для некоторых широко распространенных форматов оформления.

  2. Изображение с названием Write a Caption Step 7

    2

    Подпись, оформленная согласно правил «Справочника ассоциации современного языка». Для примера: «Боб Дэвис, Мотоциклы на дороге, (Боулдер-Сити: Издательство «Горные Дороги», 2004) стр. 55. Печатное издание».

  3. Изображение с названием Write a Caption Step 8

    3

    Подпись, оформленная согласно правил Американской психологической ассоциации. Например: «Примечание. (подпись). Перепечатано из: Мотоциклы на дороге (стр. 55), Боб Дэвис, 2004, Боулдер-Сити: Издательство «Горные Дороги», 2004. Авторские права от 2004 принадлежат University Press. Перепечатано с разрешения правообладателя».

  4. Изображение с названием Write a Caption Step 9

    4

    Подпись, оформленная согласно правил Чикагского университета. Например: «Источник: Боб Дэвис, Мотоциклы на дороге, Боулдер-Сити: Издательство «Горные Дороги», 2004, стр. 55».

    • Обратите внимание: в этом случае источник указывают после подписи.

    Реклама

Советы

  • Старайтесь не быть многословным. Чем проще — тем лучше. Подпись не должна отвлекать читателя от иллюстрации или таблицы.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 2305 раз.

Была ли эта статья полезной?

6.5. Подписи под иллюстрациями. Связь иллюстраций с текстом

Без подписей могут быть лишь иллюстрации в изданиях худо–жественной литературы, если сюжет иллюстрации ясен без под–писи; в изданиях, где каждую иллюстрацию размещают так, чтобы она следовала непосредственно за поясняющим ее текстом; в из–даниях, где иллюстрации вынесены на фронтиспис или на шмуц–титул.

Подавляющее число иллюстраций нуждается в подрисуночной подписи. Они нужны для того чтобы можно было связать их с тек–стом, делать на них ссылки в тексте, изучать и рассматривать иллюстрации отдельно от текста.

Подпись к иллюстрациям может состоять из следующих эле–ментов:

– условного обозначения иллюстрации (рис.);

– номера иллюстрации (рис. 2);

– определения темы иллюстрации (собственно подписи);

– экспликации – пояснения деталей (частей) иллюстрации;

– текстов типа примечаний (сведений о месте хранения ориги–нала иллюстрации, дате создания ее художником и т.д.).

Набор элементов подписи зависит от вида иллюстрации и вида издания. Обязательными являются в основном три первых эле–мента.

На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Ссылки или входят в текст как его составная часть, или помещаются в скобки (так называемая скрытая ссылка). Например:

Рассмотрим сеть, имеющую цикл (рис. 19)…

Для конфигурации сети, представленной на рис. 38, матрица ко–эффициентов (рис. 39) принимает вид…

Не допускается полное дублирование подписи под иллюстраци–ей в тексте. Чтобы этого избежать, рекомендуется использовать скрытую ссылку или следующие обороты:… как видно из рис…; как показано на рис…

Например:

Подрисуночная подпись

Рис. 1. Схема простейшей электрической цепи

Текст до исправления:

На рис. 1 показана схема простейшей электрической цепи, которая состоит…

Текст после исправления:

Как показано на рис. 1, простейшая цепь состоит из… или

Простейшая цепь (рис. 1) состоит из…

Не допускается подрисуночная подпись без собственно подписи (темы изображения). Например:

Рис. 34. а – гусеничный движитель; б – колесный движитель; в – скользящий механизм

Следует писать

Рис. 34. Схемы для расчета суммарного сопротивления движению: а – гусеничный движитель; б – колесный движитель; в – скользящий механизм

Подпись к иллюстрации с несколькими изображениями, по–мещенными под один номер и имеющими буквенные обозначе–ния (литеры), может быть составлена так, что в экспликации по–сле соответствующей буквы указывают тему изображения:

Схемы работы бесклинового скользящего отклонителя типа ТЗ: а – ориентирование; б – раскрепление; в – отклонение

В собственно подписи после словесного определения темы изображения в круглых скобках ставят буквенное обозначение:

Рис. 63. Двухконусная (а) и деревянная (б) пробки

В современных изданиях иллюстрации и подписи к ним не всегда, к сожалению, соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Покажем это на примере иллюстрирования учебного издания: Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия / НПО «Медицин–ская энциклопедия». М.: Медицина, 1995. Издание предназначено для учащихся медицинских училищ. Как известно, иллюстрации являются одним из важнейших элементов методического построе–ния учебника. Они находятся в тесном взаимодействии с другими структурными компонентами издания и в комплексе с ними решают его основные научно-педагогические задачи. Поэтому любые не–доработки редактора существенно снижают качество учебника. Приведем примеры подрисуночных подписей.

Рис. 19. Разновидности электродов:

а – для электродиагностики; б – для электростимуляции

Текст, относящийся к этой иллюстрации, следующий:

Для электростимуляции используют малые (3—5 см2 ) или большие (50—300 см2 ) пластинчатые электроды, а также электроды с кнопоч–ным прерывателем (для электродиагностики).

Из текста следует, что для электростимуляции используются обе разновидности электродов – пластинчатые, а также электро–ды с кнопочным прерывателем. Из последующего текста и под–писи к иллюстрации выясняется, что вторая разновидность при–меняется все-таки для электродиагностики (следует отметить, что электростимуляция и электродиагностика —разные процедуры). Данное предложение нуждается в исправлении. Например:

Для электростимуляции используют малые… или большие… плас–тинчатые электроды, а для электродиагностики – электроды с кно–почным прерывателем.

Рассмотрим еще две иллюстрации, объект изображения на кото–рых один – аппарат УВЧ-66. На одном рисунке (рис. 29) показан общий вид аппарата, на другом (рис. 30) – панель управления аппа–ратом; детали обозначены строчными буквами русского алфавита.

Возможны два варианта исправления.

1. Две иллюстрации можно объединить в одну, пометив части иллюстрации буквами а и б, а детали – цифрами. Подпись к ил–люстрации будет выглядеть так:

Рис. 29. Общий вид (а) и панель (б) аппарата УВЧ-66: 1 – контрольная клавиша; 2 – индикатор и т.д.

2. Изображение панели управления аппарата можно вообще не помещать в издании, так как она четко представлена на иллюстра–ции, показывающей общий вид аппарата. Необходимые детали следует обозначить цифрами и расшифровать их в экспликации. Из основной подписи можно убрать определение вида иллюст–рации:

Рис. 29. Аппарат УВЧ-66:

1 – контрольная клавиша; 2 – индикатор и т.д.

Иллюстрация должна соответствовать сопровождающему ее тексту. Рассмотрим это на следующем примере.

При проведении общего обтирания (рис. 69) обнаженного боль–ного, стоящего на деревянной решетке, быстро обертывают только что отжатой влажной простыней температурой 20—28°С. Исходное положение больного – стоя, с поднятыми руками. Медицинская сестра накладывает первый виток простыни под мышками больного, затем предлагает ему опустить руки и накладывает второй виток, за–крывая оба плеча. Простыня должна плотно прилегать к телу. Затем быстро и энергично растирают руками через влажную простыню тело больного в течение 1—2 мин. После этого влажную простыню заменя–ют сухой, быстро осушают и энергично растирают через нее тело больного.

На рисунке изображено следующее: больной стоит в тазу, а не на деревянной решетке, к тому же показана только одна стадия про–цесса обтирания, что в подписи не отражено. Эту иллюстрацию вообще не следовало бы помещать в издании, она не расширяет информацию, которую читатель получит из текста.

Приведем примеры из «Домашней медицинской энциклопе–дии», выпущенной также издательством «Медицина» в 1993 г. Здесь, на наш взгляд, неудачно построены подписи к некоторым иллю–страциям, представляющим собой рентгенограммы, томограммы и т.д. Например:

Рис. 2. Рентгенограммы грудной клетки и органов грудной полости в норме (а) и при абсцедирующей пневмонии (б):

а – четко вырисовываются ключицы и ребра, тень сердца, очерта–ния диафрагмы, светлые «легочные поля»; б – справа видна тень вос–палительного инфильтрата, в котором имеется полость, содержащая газ и жидкость (полость указана стрелкой).

Буквенные обозначения частей иллюстрации расшифровыва–ются дважды —собственно в подписи и в экспликации. Редактору стоило бы перенести расшифровку всех обозначений в эксплика–цию. Вариант исправления может быть таким.

Рис. 2. Рентгенограммы грудной клетки и органов грудной полости: а – в норме: четко вырисовываются ключицы и ребра, тень сердца, очертания диафрагмы, светлые «легочные поля»; б – при абсцеди-рующей пневмонии: справа видна тень воспалительного инфильтра–та, в котором имеется полость (указана стрелкой), содержащая газ и жидкость.

Статью «Скарлатина» сопровождают 5 иллюстраций. Подписи под ними объединены и выглядят так:

Рис. 1—5. Внешние проявления скарлатины. Рис. 1. Характерное расположение сыпи на лице: на фоне выраженной гиперемии щек рез–ко выделяется бледность кожи носа, околоносовой области, вокруг губ и подбородка. Рис. 2. Ярко-красный язык с выступающими сосочка–ми («малиновый язык»). Рис. 3. Мелкоточечная сыпь на коже тулови–ща, белый дермографизм. Рис. 4—5. «Сгущение» скарлатинозной сыпи в подмышечной впадине (рис. 4) и области локтевого сгиба (рис. 5).

На всех приведенных иллюстрациях отсутствуют какие бы то ни было обозначения (буквенные или цифровые). Целесообразно, на наш взгляд, объединить пять иллюстраций в одну, состоящую из пяти частей; части обозначить строчными буквами русского алфа–вита (а—д). Предлагаемый вариант подписи.

Внешние проявления скарлатины: а – характерное расположение сыпи на лице…; б – малиновый язык…; в – мелкоточечная сыпь…; г и д – «сгущение» скарлатинозной сыпи в подмышечной впадине (г) и области локтевого сгиба (д).

В некоторых случаях нет четкой связи иллюстраций с текстом. Иллюстрация к статье «Грудной ребенок» состоит из четырех частей, обозначенных буквами (а—г); в подпись эти буквы не вынесены:

Рис. 1. Схема прорезывания молочных зубов у грудного ребенка: вначале появляются нижние центральные резцы, затем верхние цент–ральные и верхние боковые резцы; к концу года – нижние боковые резцы.

Конечно, следовало бы при редактировании это исправить. Кроме того, ссылка на иллюстрацию в тексте дублирует подпись:

К 6—8 мес. начинают прорезываться зубы, причем сначала появ–ляются нижние центральные резцы, затем верхние – вначале цент–ральные, затем боковые, к концу года – и нижние боковые резцы (рис. 1).

В данном случае повторение можно считать оправданным: чи–татели могут обратиться к иллюстрации, не читая текст. Основная задача справочного издания и всех его элементов – способство–вать быстрому наведению справки.

Связь иллюстрации с текстом предполагает не только ссылку на нее (рис. 1), но и анализ представленных данных, выводы на их основании. Однако иногда этот анализ выражается в повторе в тексте данных, которые есть на иллюстрации. В таких случаях вы–ход только один: снять или иллюстрацию, или комментирующий текст. Приведем два примера из журнала «Военно-экономический вестник» (2002. № 12) (примеры 15, 16).

Пример 15

За 9 месяцев 2002 г. (рис. 1) на объектах МОРФ зарегистрирован 21 пожар (в 2001 г. – 56) с общим материальным ущербом 130,3 млн руб. (2001 г. – 11,2 млрд руб.). В этом году погибло 7 человек (2001 г. – 5).

Рис. 1. Количество пожаров и материальный ущерб от них на объектах Вооруженных сил Российской Федерации

Как видим, сопровождающий иллюстрацию текст повторяет циф–ры с рисунка. Кроме того, автор вместо 0,13 млрд руб. (см. рис. 1) в тексте дает 130,3 млн руб. Сравнивать цифры лучше, когда они выражены в пределах одного класса. Это должен был заметить и исправить редактор.

Пример 16

Наибольшее количество пожаров за 9 месяцев 2002 г. произошло по следующим причинам (рис. 2):

– неосторожное обращение с огнем – 62% (2001 г. – 30%);

– поджоги – 18% (2001 г. – 30%);

– нарушение правил устройства и эксплуатации электроустано–вок – 10% (2001 г. – 30%);

– прочие причины, в том числе природные явления (разряды мол–нии) – 10% (2001 г. – 10%).

Рис. 2. Причины возникновения пожаров на объектах Вооруженных сил Российской Федерации

Автору надо было не повторять в тексте цифры, которые есть в иллюстрации, а сделать какой-то вывод, например о том, как удалось уменьшить число пожаров, почему их число по причине неосторожного обращения с огнем намного возросло и чем это можно объяснить. Тогда информативность рисунка значительно увеличилась бы.

Читайте также

Источники информации и иллюстраций

Источники информации и иллюстраций
Авторы оригинальных фотографий:Е. Д. Кочнев, А. А. Латрыгин, С. В. Андреев, Я. В. Горбунов, А. Гуляев, В. В. Дмитриев, К. Е. Дунаев, А. Дундин, А. Е. Мельников, А. Новиков, М. В. Соколов, И. Сухин (Россия), Л. Д. Гоголев, А. Кравец (Украина), Thierry Lachapelle, Alain

Список иллюстраций

Список иллюстраций
Рис. 1. Сферический аэростат. (стр. 7)Рис. 2. Привязной змейковый аэростат. (стр. 7)Рис. 3. Германский дирижабль Z-7, один из первых сбитый зенитной артиллерией англичан. (стр. 11)Рис. 4. Дирижабль LZ-35 — сбитый при полете на Кассель-Газебрук. (стр. 12)Рис. 5. Гибель

Связь

Связь
Чтобы управлять движением и всеми боевыми средствами корабля, чтобы полно и точно использовать тысячи человек команды, линейному кораблю необходим еще и «мозг». Среди «облепивших» фок-мачту командных мостиков, постов управления и помещений, в которых

Список иллюстраций

Список иллюстраций
Уилки, Давид 13, 24Уилкинс, Уильям 33, 80Уилкс, Джон 8Уилсон, Ричард 16Уистлер, Джеймс 121Уолпол, Роберт 8Уччелло, Паоло 54, 60, 61, 142Уэст, Бенджамен 12, 24Фарнбру, лорд 39, 118Фаррингтон, Джозеф 8Филдинг, Генри 21Филипп II 146Филипп IV 106, 109, 110, 121Филиппе, Клод 120Фишер, Джон

Связь и РЭБ

Связь и РЭБ
В течение всей Второй мировой войны страны-противники постоянно подавляли радиосвязь друг друга стараясь воспрепятствовать распространению их пропаганды средствами радио. Настраивая свои радиоприемники, многие люди замечали сильные помехи, а иногда

Список иллюстраций

Список иллюстраций
Название иллюстрации

Подписи к цветным иллюстрациям на вкладке

Подписи к цветным иллюстрациям на вкладке
Илл. 1. Тропический сад на высоте 2200 метров в Скалистых горах (Rocky Mountains). На улице лежит снег. Однако внутри два десятка банановых кустов пышно разрослись без системы отопления. Дом, служащий штаб-квартирой Института Рокки Маунтин,

Список иллюстраций

Список иллюстраций
1. Рельеф из гробницы визиря V династии Птаххотепа. Источник – Эра царствующих богов. 3000–1500 гг. до н. э. Энциклопедия Всеобщая иллюстрированная история. / пер. с англ. В. Мартова. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.2. Золотой гроб высотой 33 см для хранения

Глава 6 РЕДАКТИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Глава 6
РЕДАКТИРОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

6.1. Виды иллюстраций
ОСТ 29.130—97 «Издания. Термины и определения» так опре–деляет термин «иллюстрация» – изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах и других элементах материальной конструкции

6.1. Виды иллюстраций

6.1. Виды иллюстраций
ОСТ 29.130—97 «Издания. Термины и определения» так опре–деляет термин «иллюстрация» – изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах и других элементах материальной конструкции издания.По методу отображения

6.2. Функции иллюстраций в изданиях

6.2. Функции иллюстраций в изданиях
Помимо своей основной функции – пояснения – изобрази–тельный материал выполняет и другие функции. Изображение может не только пояснять текст, но и дополнять и расширять его; оно активно включено в коммуникативный процесс,

6.3. Оценка иллюстраций редактором

6.3. Оценка иллюстраций редактором
Редактирование иллюстрации следует начинать с принципи–альной оценки необходимости ее помещения в издании. Каждая иллюстрация должна служить убедительным подтверждением ав–торской мысли, дополнять текст, помогать читателю яснее

6.4. Редактирование сюжетов иллюстраций

6.4. Редактирование сюжетов иллюстраций
При работе над иллюстрациями важно оценить точность пере–дачи содержания сюжета (это относится прежде всего к рисункам творческого характера). Отредактировать технический рисунок – значит выявить и подчеркнуть то, что особенно

2.3. Правила выполнения таблиц, иллюстраций и приложений

2.3. Правила выполнения таблиц, иллюстраций и приложений
2.3.1. Таблицы и иллюстрации, помещаемые в документах, следует оформлять в соответствии с разд. 2 ГОСТ 2.105-79. Если иллюстрация помещена на двух или более листах, то на первом листе указывают номер иллюстрации и ее

Ил-22 — «за связь без брака»

Ил-22 — «за связь без брака»
Сергей ЦВЕТКОВ МоскваС древнейших времен эффективное управление войсками в бою является одним из важнейших компонентов, определяющим успех военных действий. Выход из строя командующего во многих случаях имел столь же плачевные последствия,

Нужны ли иллюстрации в курсовой работе

Графический и иллюстративный материал это хороший способ более глубоко раскрыть тему. К иллюстративному материалу относят: фотографии и другие изображения, чертежи, графики, диаграммы, схемы. Все рисунки в курсовой работе должны быть правильно оформлены.

Присутствие рисунков в курсовой работе должно быть оправдано логикой изложения материала темы. Функция рисунков – дополнять, раскрывать содержание текста.

Правила оформления рисунков в курсовой работе по ГОСТ

Требования к оформлению графических материалов (диаграмм, схем, рисунков, графиков и т.д.) регламентируются положениями ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Рисунки нумеруются арабскими цифрами.

Нумерация может быть сквозной (с момента появления иллюстраций в курсовой) и в пределах главы/раздела (Рисунок 1.5. и т. д).

Каждый рисунок в курсовой подписывается в тексте документа специальной ссылкой в Ворде – слово «Рисунок» с порядковым номером. Допускается использование общепринятого сокращения «Рис.1».

Пример оформления подписи к рисунку

Рисунок 1. Пример оформления подписи к рисунку

Многократное размещение одних и тех же рисунков воспрещается – иллюстрация размещается один раз после соответствующего текста, потом при необходимости указываются ссылки на нее.

Как правильно подписывать рисунки в курсовой работе

Стандартные правила оформления подписи к рисункам в курсовой работе:

  1. Подпись начинается со слова «Рисунок», написанного с заглавной буквы, и его порядкового номера.
  2. Далее следует тире и наименование рисунка (также с заглавной буквы) — описание того, что на нем изображено.
  3. Для подписи используют шрифт Times New Roman размера 12-14 пт, выравнивание — по центру.

Пример правильной подписи к рисунку: «Рисунок 7 — Пирамида потребностей по А. Маслоу».

На рисунке 2 изображен пример оформления подписи.

Оформление подписи к рисунку с указанием источника

Рисунок 2. Оформление подписи к рисунку с указанием источника

Переносить подпись на другую страницу запрещено. Если подпись к рисунку переходит на другую страницу, то можно уменьшить размер рисунка.

Ссылки на рисунки

Если в курсовой работе присутствует большое количество крупных графических объектов, то целесообразнее перенести их в приложения. В этом случае в основном тексте размещается ссылка на соответствующее приложение. Ссылка оформляется в конце предложения, содержащего упоминание о вынесенном рисунке (Рисунок А.4). Данная запись означает, что рисунок расположен в приложении А, четвертым по порядку.

Оформление ссылки на рисунок в приложении

Рисунок 3. Оформление ссылки на рисунок в приложении

Если в работе принята пораздельная нумерация графических объектом, то ссылки на рисунки составляются из двух цифр, разделенных точкой. Первая цифра – это номер главы/раздела/подпункта, вторая – порядковый номер рисунка. например, Рисунок 5.3.).

Как оформить рисунки в курсовой работе в Ворде

Непосредственно в тексте работы необходимо обращаться к используемому рисунку. Обращение-ссылка на рисунок формулируется при помощи фраз-клише: «В соответствии с рисунком №…», «Как мы видим на рисунке №…».

Пример оформления ссылки на рисунок в тексте работы

Рисунок 4. Пример оформления ссылки на рисунок в тексте работы

Расположение рисунков

В ГОСТе 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» зафиксированы требования к расположению рисунков:

  1. Рисунок должен располагаться под тем абзацем, который он иллюстрирует. Если он не помещается под ним, то рисунок можно расположить на следующей странице.
  2. При многократном использовании рисунка не нужно вставлять его в текст, достаточно разместить ссылку на номер рисунка в тексте работы.
  3. Рисунок в тексте выравнивается по центру.

Нумерация рисунков

Все графические объекты курсовой работы обязательно нумеруются, кроме единственного рисунка во всей работе, — в этом случае его порядковый номер не указывается.

Способы нумерации рисунков в курсовой работе:

  1. Единая сквозная нумерация. Все иллюстрации, приведенные в работе, нумеруются в порядке «от первого к последнему». (например, Рисунок 1, Рисунок 2 и т. д.).
  2. Нумерация внутри структурных единиц текста (по разделам, по главам и т. д.). Для каждой структурной единицы создается собственная нумерация, не выходящая за ее пределы. Рисунки новой главы нумеруются заново, начиная с цифры 1. (например, Рисунок 2.3: первая цифра – это номер раздела/главы/параграфа, вторая – порядковый номер рисунка).

Пример нумерации внутри структурных единиц текста

Рисунок 5. Пример нумерации внутри структурных единиц текста

Перенос рисунков

Если рисунок занимает несколько страниц, то допустимо указать его название на первом листе. а на последующих указывать примечание: «Рисунок n, лист n1».

Более эффективным будет перенос таких рисунков в приложение, тогда можно использовать при печати листы большего формата. Оформляются такие рисунки аналогично рисункам в приложении формата А4. Рисунки переносятся в приложение в порядке упоминания в основном тексте. В основном тексте обязательно размещается ссылка на приложение и номер рисунка.

Общие правила оформления рисунков в приложениях:

  1. Небольшие рисунки размещаются в основном тексте работы.
  2. Подпись к рисунку должна быть лаконичной, и выражать ключевой смысл иллюстрации.
  3. Рисунки должны быть хорошего качества, контрастные, пригодные для просмотра всех деталей рисунка.
  4. Чертежи, схемы, графики, др. изображения большого размера разрешается распечатывать на больших листах (например, формат А3). Размер одной иллюстрации не должен превышать формата А3 (297×420 мм).

Советы по оформлению графической части

Общие рекомендации по оформлению графической части:

  1. Если в соответствии с логикой темы необходимо разместить несколько иллюстраций по порядку на одном листе, то они должны быть размещены без поворота листа, либо с поворотом листа по часовой стрелке.
  2. Рисунки отделяются от текста сверху и снизу межстрочным интервалом (одна пустая строка). Между рисунком и его заголовком также предусматривается межстрочный интервал. Интервал между заголовком и подрисуночным текстом не предусмотрен.
  3. Обозначения, термины, позиции, размеры на иллюстрациях должны соответствовать упоминаниям их в тексте и подрисуночных подписях. Цифры на иллюстрациях проставляются по порядку номеров слева направо, сверху вниз или по часовой стрелке, начиная с левого верхнего угла.
  4. Если рисунок заимствуется из открытых источников (например, сайт в интернете), необходимо уточнять наличие авторских прав на это изображение. Указывать источник в этой ситуации обязательно.
  5. Если рисунок слишком большой, но размещать его в приложении нецелесообразно, можно изменить его размеры. Для этого используются инструменты вкладки «Формат»- «Работа с рисунками»-«Размер». Все операции проводят после выделения нужного рисунка.

Использование вкладки «Формат» для изменения размера рисунка

Рисунок 6. Использование вкладки «Формат» для изменения размера рисунка

Еще более простой способ: потянуть за угол рисунка курсором, удерживаемым зажатой левой кнопкой мышки.

Изменение размера рисунка путем перетаскивания курсором

Рисунок 7. Изменение размера рисунка путем перетаскивания курсором

Ответы на вопросы

Можно ли не использовать рисунки в курсовой работе?

Рисунки относятся к графическим элементам, позволяющим эффективно дополнять и раскрывать нюансы содержания курсовой работы. Использование рисунков является рекомендованным, а не обязательным требованием.

Какого размера должны быть рисунки для курсовой работы?

Размер рисунка не должен превышать размер формата А4. Допустимо использовать рисунки большего размера, но тогда их нужно размещать в приложении к курсовой работе и обязательно давать ссылку на соответствующее приложение в основном тексте.

Где лучше всего брать иллюстративный материал для курсовой работы?

При использовании иллюстративного материала из открытых источников можно столкнуться со следующими проблемами: низкое качество изображения, запрет автора на использование рисунка, несоответствие содержания рисунка теме курсовой работы. Оптимально: самостоятельное создание иллюстративного материала (схемы, графики, диаграммы), либо поиск нужного изображения в фотобанке.


Download Article


Download Article

When you create a piece of artwork, signing it is the way you put the world on notice that you made it. But what’s the best way to sign your art? From the traditional to the trendy and everything in between, we’ve gathered some tips on how to sign your artwork in an eye-catching way that doesn’t take away from the beauty and meaning of your piece.

  1. Image titled Sign Artwork Step 1

    Choose a signature that’s artistic and legible. Your signature should clearly identify you as the creator of the piece. Traditionally, this means using both your first and last name. If you have a particular name you use as an artist or a screen name as a digital artist, though, you might want to use that instead.[1]

    • For example, if you post your art online and are more well-known by your screen name than your first and last name, you might want to sign your artwork with your screen name (although you could also use both).
    • Try writing your signature in a lot of different ways—experiment until you find the one you like the best. Remember, this is your brand! You’re going to be using it on every piece of art you create, so it’s important that you like it.
  2. Advertisement

  1. Image titled Sign Artwork Step 2

    The same signature allows people to easily identify your work. Your signature is similar to a brand’s logo, so it should be on every piece of art you create. As you build a fanbase, they’ll find your signature immediately recognizable and know when they’ve stumbled on a piece of yours.[2]

    • If people see a piece of your art and like it, they can also use your signature to search for your name and find other pieces of art that you’ve created.
    • Typically, you also want to put your signature in the same general location on each piece, so consider the place carefully—you don’t want to be stuck with something that won’t work for every piece you create.
  1. Image titled Sign Artwork Step 3

    Stamp or digitally trace your signature so it’s exactly the same on every piece. While some might consider this “cheating,” it’s really not—it’s just the best way to ensure that your signature is always the same. With a stamp or template, you can also put your signature on things other than your artwork.[3]

    • For example, if you have a following on social media, you might decide to make mugs or T-shirts with your signature on them and sell them to your fans.
    • With digital art, it’s fairly easy to create a digital stamp that you can simply add to the piece once it’s finished.
  2. Advertisement

  1. Image titled Sign Artwork Step 4

    This tip applies if you’ve created a painting or drawing. Think of your signature as a continuation of the artwork itself. Using a different medium for your signature can be jarring and distract from the art.[4]

    • With a painting, you generally want to use the same type of paint that you used in the painting itself. So if you used acrylic paint, you would sign it in acrylic, while you’d sign a watercolor painting using watercolor paint. Choose a color that’s distinct from the colors around it so your signature doesn’t blend into the rest of the art.
    • For some types of art, this just isn’t possible. For example, if you’re a photographer, you would usually sign the photo with a pen or marker.
  1. Image titled Sign Artwork Step 5

    This is the traditional place for a signature on artwork. The lower right-hand corner is typically considered “the end” of a piece of artwork, so it’s a natural place for your signature. Some artists use the lower left-hand corner, but the lower right-hand corner is far more common.[5]

    • Since this is the most common place for a signature to be, viewers of your art will automatically look there to find out the artist. If you follow this tradition, people won’t have to work very hard to find your signature.
    • If the piece will be framed, keep the likely thickness of the frame in mind when you sign your piece so your signature won’t be covered up by the frame.
  2. Advertisement

  1. Image titled Sign Artwork Step 6

    Some collectors enjoy seeing the date a work was completed. Adding the year you finished the piece to your signature certainly isn’t required, but many artists do it. If you’re creating work in a series, dates are especially helpful because galleries or collectors can put the pieces in the series in proper order.[6]

    • Even for individual works that aren’t in a series, adding the date helps your fans trace your evolution as an artist.
    • Knowing when you finished a piece can also be valuable information that helps sell a work, particularly if the year or date has some special significance.
  1. Image titled Sign Artwork Step 7

    Try this option if your signature would take away from the piece. Use your own artistic judgment here. If you think your signature would ruin the message your artwork is trying to convey or the story it’s telling, you might want to put it on the back instead.[7]

    • If you’re selling prints, it’s also good to hand-sign the print on the back as an additional way to identify the piece and add value to it because it’s “signed by the artist.”
    • You might also include additional information about the piece with your signature on the back, such as the mediums used and date of completion.
  2. Advertisement

  1. Image titled Sign Artwork Step 8

    Work your signature into the overall design of the piece. Incorporating your signature into the art itself creates an additional means of identification. Even if you sign the artwork at the bottom or on the back, the signature might be lost.[8]

    • This is an especially valuable technique for digital artists because a signature in the middle of the work isn’t so easily cropped out. If you’re worried about people stealing your work online and not attributing you as the artist, this can be a good fix.
  1. Image titled Sign Artwork Step 9

    Put your signature on the piece as soon as you’ve finished it. If you’re working in paint or clay, sign your piece before it’s dry. This embeds the signature into the artwork itself so it’s more difficult to remove.[9]

    • If you sign your work immediately, it will be more likely to fit with the overall composition of the piece. If you let the piece sit for a little while, on the other hand, you might have trouble getting back into the “zone” you were in when you originally created the work.
  2. Advertisement

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • Always sign your artwork, even if a piece feels unimportant or inconsequential. You never know what might sell or what someone else might like, and you always want to make sure you get credit for your work.[10]

Thanks for submitting a tip for review!

Advertisement

  • Don’t treat your signature as an afterthought! It’s an important part of your branding as an artist.[11]

Advertisement

References

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 19,921 times.

Did this article help you?

Добавить комментарий