Как составить подробный план лекции

Как составить план лекции

Чтобы лекция прошла на высоком уровне, необходимо иметь план. Поскольку, прежде чем начать что–то говорить слушателям, надо четко представлять себе, что говорить, в какой последовательности и т.д. В решении этого вопроса может помочь план–конспект или план-тезисы. В нем должна быть отражена мысль лектора, его желание донести до аудитории новые знания, активизировать деятельность слушателей, помочь усвоить материал.

Как составить план лекции

Инструкция

Первое, что вам надлежит сделать, – это четко сформулировать тему. Она должна быть ясной и конкретной. Отталкиваясь от темы, продумайте структуру построения плана лекции. Каждый лектор определяет структуру по-разному. Это зависит от его личности, заинтересованности, его желания работать и от подготовленности слушателей. Разной аудитории одну и ту же тему не всегда следует преподносить одинаково. Вы можете составить план-конспект или план-тезисы. Каждый лектор сам должен определиться, что ему подходит больше. Далеко не каждый может грамотно провести лекцию, основываясь лишь на тезисах. С другой стороны, иному лектору вовсе не нужен подробный план-конспект.

Следующее, на что стоит обратить внимание, – это цель, которая должна быть достигнута благодаря вашей лекции. Цели делятся на: образовательные, воспитательные, развивающие и т.д.

Следующий пункт плана лекции – это ход самой лекции. Здесь должны быть расписаны все действия преподавателя, методы, применяемые им, предположения, как в том или ином случае должен себя повести себя слушатель.

Собственно лекция должна состоять из трех частей: вступительной, изложения и заключения.
Вступление должно заинтересовать слушателя, поэтому следует обратить внимание на “цепляющие” фразы, а также некую недосказанность, заставляющую аудиторию находиться на протяжении всей лекции в состоянии внимания и внутреннего напряжения, ожидая разгадки, раскрытия, квинтэссенции темы и ответов на все вопросы. В то же время вступление должно быть кратким.
Основная часть лекции – это ее изложение, в ней должна быть раскрыта тема и достигнута цель.
Заключение – подведение итогов, краткое повторение темы, закрепление ее основных пунктов.

Обратите внимание

Составив план лекции, вы не упустите самые мельчайшие вопросы темы и предполагаемого хода вашего выступления перед аудиторией.

Полезный совет

При составлении плана необходимо помнить, что во время лекции должно быть раскрыто не более четырех вопросов.

В плане вы можете даже набросать вопросы, которые, по вашему мнению, могут задать вам слушатели, и подготовиться к ним. Тогда на лекции вы не попадете впросак.

В плане лекции обязательно должно быть упомянуто оборудование, наглядные пособия, которые помогут слушателям лучше и эффективнее воспринять тему.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Структура лекционного занятия

Обновлено

2021-03-18



5 мин. для прочтения



сиянс

Типы и структура лекционных занятий.

Содержание

1 Назначение лекций

  • Устное изложение информации, выстроенное по строго определённой логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику.
  • Основное предназначение лекции:
    • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
    • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
    • распространение сведений о новых достижениях современной науки.
  • Функции лекционной подачи материала:
    • информационная (сообщает нужные сведения);
    • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
    • воспитательная;
    • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
    • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
    • поясняющая (формирует базу научных понятий);
    • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).
  • Может являться единственно возможным способом обучения (например, если отсутствуют учебники по предмету).

2 Функции лекции

2.1 Информационная функция

Выполняет следующие задачи:

  • информирует студентов о различных достижениях науки;
  • раскрывает особенности и главные цели конкретной темы;
  • знакомит с основными положениями каждой учебной дисциплины;
  • сообщает об отдельных проблемах, относящихся к определенной тематике.

2.2 Стимулирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • привлечение внимания аудитории;
  • вызывание интереса и желания непременно изучить поподробнее конкретную тему.

2.3 Развивающая функция

Выполняет следующие задачи:

  • анализ различных явлений;
  • активацию умственной деятельности студентов.

2.4 Ориентирующая функция

Выполняет следующие задачи:

  • помощь учащемуся сориентироваться и разобраться в огромном количестве различных учебных и научно-исследовательских источников;
  • помощь в составлении собственного представления о конкретной проблематике;
  • предоставление рекомендованного списка литературы.

2.5 Разъясняющая функция

Выполняет следующие задачи:

  • оказание помощи студентам в формировании базы понятий конкретной дисциплины, обсуждаемой темы, предложенной гипотезы или теории.

2.6 Убеждающая функция

  • Выполняет следующие задачи:
    • подтверждение, доказательство информации, озвученной лектором во время лекции.
  • Правдивость сказанных преподавателем слов обеспечивается следующими способами:
    • знакомство с реальными фактами;
    • предъявление практических доказательств озвученного лектором утверждения.

3 Классификация лекционных занятий

  • Вводная лекция.
  • Информационная лекция.
  • Заключительная лекция.
  • Обзорная лекция.
  • Проблемная лекция
  • Лекция-визуализация.
  • Лекция-конференция.
  • Лекция вдвоём (бинарная лекция).
  • Лекция с заранее запланированными ошибками.
  • Лекция-консультация.

3.1 Вводная лекция

Может содержать:

  • определение учебной дисциплины;
  • краткую историческую справку о дисциплине;
  • цели и задачи дисциплины, её роль в общей системе обучения и связь со смежными дисциплинами;
  • основные проблемы (понятия и определения) данной науки;
  • основную и дополнительную учебную литературу;
  • особенности самостоятельной работы студентов над учебной дисциплиной и формы участия в научно-исследовательской работе;
  • отчётность по курсу.

3.2 Информационная лекция

  • ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию;
  • самый распространённый вид лекционных занятий в вузах;
  • применяется, когда необходимо ввести учащихся в курс по конкретному вопросу или предмету;
  • лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить;
  • предполагается конспектирование (запись основных моментов доклада).

3.3 Заключительная лекция

Предназначена для обобщения полученных знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки.

3.4 Обзорная лекция

  • систематизация научных знаний на высоком уровне
  • большое число ассоциативных связей
  • исключает детализацию и конкретизацию
  • научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов

3.5 Проблемная лекция

  • новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации;
  • процесс познания студентов приближается к исследовательской деятельности;
  • содержание проблемы раскрывается путём организации поиска её решения.

3.6 Лекция-визуализация

  • представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала (с использованием аудиовидеотехники);
  • чтение лекции сводится к развёрнутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
  • необходимо:
    • обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
    • обеспечить усвоение новой информации;
    • продемонстрировать создание и разрешение проблемных ситуаций;
    • продемонстрировать разные способы визуализации.

3.7 Лекция-конференция

  • научно-практическое занятие;
  • заранее поставленная проблема;
  • система докладов, длительностью 5-10 минут;
  • каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной программы;
  • совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему;
  • в конце лекции преподаватель:
    • подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов;
    • дополняет и уточняет предложенную информацию;
    • формулирует основные выводы.

3.8 Лекция вдвоём (бинарная лекция)

  • проводится в форме диалога двух преподавателей;
  • необходимы:
    • демонстрация культуры дискуссии;
    • вовлечение в обсуждение проблемы студентов;
  • преимущества:
    • актуализация имеющихся у студентов знаний;
    • создаётся проблемная ситуация:
    • наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;
    • выявляется профессионализм педагога.

3.9 Лекция с заранее запланированными ошибками

  • рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, орфографической);
  • в конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

3.10 Лекция-консультация

  • вариант «вопросы-ответы»: лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу;
  • вариант «вопросы-ответы-дискуссия»:
    • изложение новой учебной информации лектором,
    • постановка вопросов,
    • организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

4 Структура лекции

4.1 Вводная часть

  • Озвучивается следующая информация:
    • название темы (оно должно выражать основную суть и подчеркивать актуальность конкретной тематики);
    • цель и задачи (желательно указать связь между новым материалом и предыдущим);
    • список использованной литературы;
    • значимость темы с теоретической и практической стороны.
  • В среднем на вводную часть выделяется от 5 до 8 минут.

4.2 Основная часть

  • В течение основной части преподаватель:
    • раскрывает содержание темы;
    • излагает и акцентирует внимание на ключевых вопросах темы;
    • анализирует связи и явления главной идеи;
    • даёт определение первостепенным понятиям;
    • предлагает разностороннюю оценку основных моментов темы.
  • В процессе общения преподавателя со своей аудиторией немаловажную роль играет его облик, поза, жесты, манера говорить, а также грамотно построенная и доступная речь.

4.3 Заключительная часть

  • Главные составляющие следующие:
    • подведение итогов;
    • краткое обобщение основных положений;
    • формулирование выводов;
    • советы по определению направления для самостоятельной работы;
    • озвучивание следующей темы занятия.
  • В заключение докладчик выслушивает вопросы студентов и кратко отвечает на них.
  • В среднем на заключительную часть отводится 10-15 минут.

5 Шаблон плана лекции

  • Учебная дисциплина, контингент обучающихся (направление подготовки, курс, группа).
  • Тема лекционного занятия, её место в общей структуре учебной дисциплины.
  • Цели занятия
  • Основные задачи
    • Обучающая
    • Развивающая
    • Воспитывающая
  • По результатам занятия студент должен:
    • Иметь понятие о
    • Уметь делать
    • Владеть знаниями о
  • Норма времени: два академических часа.
  • Тип занятия: лекция.
  • Структура занятия
    • Вступительная часть
      • Приветствие. Постановка темы, цели, основных задач.
      • 5-8 минут
    • Основная часть лекции
      • Формулирование проблемы; основные понятия и суть изучаемого вопроса.
      • Форма изложения:
        • метод проблемного изложения;
        • объяснение;
        • беседа/эвристическая беседа;
        • проблемный метод (предъявление проблемы и создание проблемной ситуации);
        • наглядный метод: метод иллюстраций – использование картин, рисунков, карт, схем, слайдов, макетов;
        • наглядный метод: метод демонстраций – демонстрация опыта, механизма, прибора, модели, анимации, видео.
      • 60-65 минут
    • Закрепление полученной информации
      • Вопрос-ответ, экспресс-опрос; отвечает как преподаватель, так и учащиеся. Проводится разбор ошибок.
      • 8-10 минут
    • Подведение итогов
      • Сопоставление результатов лекции с установленной целью и намеченными задачами. Оценивание работы студентов.
      • 5-8 минут
    • Анонс следующего занятия, задание на дом
      • Задания для самостоятельной работы, определение способа их выполнения
  • Оборудование
  • Используемая литература

6 Backlinks

  • Лекционные занятия

Дмитрий Сергеевич Кулябов

Дмитрий Сергеевич Кулябов
Профессор кафедры прикладной информатики и теории вероятностей

Мои научные интересы включают физику, администрирование Unix и сетей.

Похожие

  • Применение VR и AR в образовании
  • Высшее образование. Зачем
  • Курс МОЗИиИБ. Управление ключами
  • Курс МОЗИиИБ. Установление подлинности объекта
  • Курс МОЗИиИБ. Целостность сообщения и установление подлинности сообщения

Лекция
всегда идет по плану, который строит
руководитель (ректор), утверждает во
Министерстве до начала учебного года,
а впоследствии научный руководитель
вносит коррективы. Они должны быть
основаны на возрасте студентов и их
уровне подготовки.

  • Название
    темы, дисциплины. Сценарий един.

  • Цель
    и задачи занятия.

  • Чему
    научит лекция,
    какие знания будут открыты для студентов.

На
всё выделяется два академических часа.

Академические
лекции в
о
системе высшего медицинского образования

Виды
учебных лекций определяются соответствующим
подходом к организации учебного процесса
во
медицинском вузе.
На этой
основе выделяют:
информативную лекцию
или лекцию
– информацию во
традиционном
обучении, инновационную
лекцию или
лекцию – инновации
во
инновационном
обучении; эвристику
лекции или
лекции – эвристику
во
эвристическом обучении.
Каждый вид
академических лекций
имеет несколько
вариантов, что
определяет их
вариативность.

ВО
традиционном
подходе к организации образовательного
процесса во
медицинском
вузе ведущей
дидактической формой
является лекция
– информация или
информационная лекция.
Она предполагает
обеспечение обучаемых
современной информацией
во
доступной для
понимания и усвоения форме
с целью
формирования у них основ
профессиональных знаний.

Текущие
информационные
лекции по
своей структуре
могут отличаться
одна от
другой. Всё
зависит от
содержания и характера излагаемого
материала, но
существует общий
структурный каркас,
применимый к любой лекции.

Приоритет
гуманистических
ценностей развития
личности, внимание
к психолого
– педагогическим условиям,
которые необходимы
для саморазвития,
самоактуализации личности,
подталкивают преподавателей
медицинских вузов
к поиску
новых лекционных
вариантов. К ним относят
проблемную лекцию,
лекцию дискуссию,
лекцию вдвоём,
лекцию – визуализацию,
лекцию с заранее запланированными
ошибками, лекцию
– конференцию, лекцию
– пресс – конференцию
и лекцию
– консилиум.

Предлагаемые
варианты лекций
– инноваций могут
успешно дополнять
традиционную лекцию
– информацию. Может
быть также
разработан авторский
лекционный курс
во
любом из
упомянутых вариантов.

Так
же
представляется возможным
кратко охарактеризовать
новые варианты
подачи лекционного
материала, направленные
как на
интенсификацию учебного
процесса, так
и на
развитие личностных
качеств обучаемых.

8.1
Лекция – проб
лема
или проблемная
лекция во
отличие
от информационной
лекции, на
которой преподносится
и объясняется
готовая информация,
подлежащая запоминанию,
на проблемной
лекции новое
знание вводится
как неизвестное,
которое необходимо
«открыть». Задача
преподавателя – создав
проблемную ситуацию,
побудить студентов
к поискам
решения проблемы,
шаг за
шагом подводя
их к искомой цели.
Для этого
новый теоретический
материал представляется
во
форме проблемной
задачи. ВО
её
условии имеются
противоречия, которые
необходимо обнаружить
и разрешить.

По
мере
привлечённости студентов
к решению
той или
иной задачи
повышается уровень
проблемности лекции:
студенты могут
увидеть и объяснить, во
чём
же состоит
противоречие, принять
активное участие
во
поиске способа
решения. А это уже
есть устойчивая
обратная связь,
отсутствие которой
является основным
недостатком информационной
лекции. Поэтому
можно говорить
о проблемной
лекции как
о соответствующей
требованиям диалогового
(интерактивного) обучения.

ВО
ходе разрешения
противоречий во
итоге
студенты приобретают
во
сотрудничестве с преподавателем новое
нужное знание.

Но
нельзя
думать, что
такая лекция
возникает как
некая импровизация.
Преподавателю для
реализации принципа
проблемности и диалогичности необходимо
выделить проблемную
ситуацию, подобрать
аргументы и контраргументы, выделить
ориентиры поиска,
спроектировать «приманки»,
«ловушки» (возможные
врачебные ошибки)
и уметь
использовать диалоговое
общение. ВО
этом,
как ни
странно, таится
самая большая
трудность для
эрудированных преподавателей
– как доверить
студенту самостоятельный
поиск пути
«открытия».

Таким
образом, процесс познания студентов
при данной форме изложения информации
приближается к поисковой, исследовательской
деятельности.

Главное
условие – реализовать принцип проблемности
при отборе и обработке лекционного
материала, содержания и при его
развёртывании непосредственно на лекции
во
форме диалога. С помощью проблемной
лекции обеспечиваются развитие
теоретического мышления, познавательного
интереса к содержанию предмета,
профессиональная мотивация, корпоративность.

8.2
Лекция – дискуссия

или дискуссионная лекция представляет
собой организованное обсуждение круга
вопросов по изучаемой теме во
аудитории студентов под руководством
преподавателя. Особенность данного
варианта лекции состоит во
возможности выявить мнения, идеи,
переживания одновременно нескольких
студентов, сопоставить их во
непосредственном общении, понять целый
комплекс личностных и профессиональных
качеств участников дискуссии.

Как
утверждал Курт Левин, познать индивидов
во
коллективе гораздо легче, чем познать
каждого из них во
отдельности. Перед началом лекции –
дискуссии целесообразно всем участникам
дискуссии представить перечень правил
ведения дискуссии на лекции.

Предварительно
преподаватель тщательно разрабатывает
методические аспекты лекции – дискуссии,
включая подготовку, организацию и
осуществление лекции – дискуссии.
Порядок проведения дискуссии на
инновационной лекции предполагает
этапы начала обсуждения и оценку
результатов обсуждения.

8.3
Лекция вдвоём

или бинарная лекция – это разновидность
лекции является продолжением и развитием
проблемного изложения материала во
диалоге двух преподавателей. Здесь
моделируются реальнﮦые
ситуации обсуждения теоретических и
практических вопросов двумя специалистами.
Например, представителями двух различных
научных школ, теоретиком и практиком,
сторонником и противником того или
иного решения и т.д. Необходимо, чтобы:

  • диалог
    преподавателей демонстрировал культуру
    дискуссии, совместного решения проблемы;

  • втягивая
    во
    обсуждение студентов, побуждал их
    задавать вопросы, высказывать свою
    точку зрения, демонстрировать отклик
    на происходящее.

Преимущества
такой лекции:

  • актуализация
    имеющихся у студентов знаний, необходимых,
    для понимания диалога и участия во
    нём;

  • создаётся
    проблемнﮦая
    ситуация, развёртываются системы
    доказательств;

  • наличие
    двух источников заставляет сравнивать
    разные точки зрения, делать выбор,
    присоединяться к той или из них,
    вырабатывать свою;

  • вырабатывается
    наглядное представление о культуре
    дискуссии, способах ведения диалога,
    совместного поиска и принятия решений;

  • выявляется
    профессионализм педагога, раскрывая
    ярче и глубже его личность.

Лекция
вдвоём также соответствует инновационным
подходам, так как создаёт условия для
актуализации имеющихся у студенﮦтов
знаний, необходимых для диалога, что
позволяет более глубоко и всесторонне
понять изучаемые проблемы, их связь с
практикой. Лекция вдвоём создаёт преграды
догматизму и конформизму, опасность
которых есть при преобладании
информационных лекции. Лекция вдвоём
представляет пространство развития
для самих преподавателей, которые имеют
возможность продемонстрировать высокий
профессионализм и получить удовлетворение,
уйдя от рутинных методов.

8.4
Лекция – визуализация

или визуализированная лекция возникла
как результат поиска новых возможностей,
реализации принципа наглядности.
Психолого – педагогические исследования
показывают, что наглядность не только
способствует более успешному восприятию
и запоминанию учебного материала, но и
позволяет проникнуть глубже во
существо познаваемых явлений.

Визуализированная
лекция представляет собой устную
информацию, преобразованную во
визуальную форму. Видеоряд, будучи
воспринятым и осознанным, сможет служить
опорой адекватных мыслей и практических
действий. Преподаватель должен выполнить
такие демонстрационные материалы, такие
формы нﮦаглядности,
которые не только дополняют словесную
информацию, но сами выступают носителями
содержательной информации.

Подготовка
такой лекции состоит во
реконструировании, перекодировании
содержания лекции, или ее части во
визуальную форму для предъявления
студентам через слайды, пленки, чертежи,
рисунки, схемы и т.д.. Чтение такой лекции
сводится к свободному, развернутому
комментированию подготовительных
визуальных материалов, которые должны:

  • обеспечить
    систематизацию имеющихся знаний;

  • обеспечить
    усвоение новой информации;

  • обеспечить
    создание и разрешение проблемных
    ситуаций;

  • демонстрировать
    разные способы визуализации;

ВО
зависимости от учебного материала
используются различные формы наглядности:

  • натуральные
    (реактивы, лекарственные средства и
    д.р.);

  • изобразительные
    (слайды, рисунки, фото);

  • символические
    (схемы, таблицы).

ВО
визуальной лекции важны: определенная
визуальная логика и ритм подачи материала,
его дозировка, мастерство и стиль общения
преподавателя с аудиторией.

Лекция-визуализация
возможна при соблюденﮦии
ряда эргономических требований: схема
расположения объектов во
соответствии с закономерностями
зрительного ряда (слева направо и сверху
вниз), плотность расположения информации
во
квадратах и т.д.

Основные
трудности подготовки такой лекции –
во
разработке визуальных средств, режиссуре
процесса чтения лекции. Необходимо
учитывать:

  • уровень
    подготовленности и образованности
    аудитории;

  • профессиональную
    направленность;

  • особенности
    конкретной темы.

Не
всякий материал подходит для такой
формы лекции, равно как и не всякая
дисциплина. Однако элементы, такой
лекции возможны для любого предмета.

8.5
Лекция с заранее запланирован
ными
ошибками

призвана:

  • активизировать
    внимание студентов;

  • развивать
    их мыслительную деятельность;

  • формировать
    умения выступать во
    роли экспертов, рецензентов и т.д.

Лекция
с заранее запланированными ошибками
одновременно выполняет мотивационную,
диагностическую и контрольную функции
во
обучении. ВО
медицинском вузе для подобной лекции
материалом могут служить врачебные
ошибки (диагностические, поведенческие,
этические т.д.).

Подготовка
к лекции с заранее запланированными
ошибками состоит во
том, чтобы заложить во неё определённое
количество ошибок содержательного,
методического, поведенческого характера.
Их список преподаватель приносит на
лекцию и предъявляет студентам во
конце. Подбираются наиболее типичные
ошибки, которые обычно не выпячиваются,
а как бы затушевываются. Задача студентов
состоит во
том, чтобы по ходу лекции отмечать
ошибки, фиксировать их на полях и называть
во
конце. На разбор ошибок отводится 10 –
15 минут. При этом правильные ответы
называют и студенты, и преподаватель.
Такая лекция одновременно выполняет
стимулирующую, контрольную и диагностическую
функцию, помогая диагностировать
трудности усвоения предыдущего материала.

Такая
форма лекции мотивирует студентов к
внимательному слушанию и позволяет
преподавателю оценить степень понимания
материала студентами.

8.6
Лекция – конференция
,
лекция – пресс – конференция – назвав
тему лекции, преподаватель просит
студентов задавать ему письменно вопросы
по данной теме. ВО
течение двух-трёх минут студенты
формулируют наиболее интересующие их
вопросы по их содержанию и начинает
лекцию. Лекция излагается не как ответы
на вопросы, а как связанный текст, во
процессе изложенного которого
формулируются ответы. ВО
конце лекции преподаватель проводит
анализ ответов как отраженﮦие
интересов и знаний учащихся. Такую
лекцию можно проводить:

  • во
    начале темы с целью выявить потребности,
    круг интересов группы или потока, его
    (ее) модель: установки, возможности;

  • во
    середине, когда она направлена на
    привлечение студентов к узловым моментам
    курса и систематизацию знаний; для
    мотивации, создания атмосферы соучастия,
    вниманﮦия
    к экзистенциальнﮦым
    проблемам обучающихся.

  • во
    конце для определения перспектив
    развития усвоенного содержания,
    подведения итогов и определения
    дальнейших путей работы.

Преподаватель
может допускать различные импровизации
по методике организации, проведения  и
оценки результатов данного варианта
лекции.

8.7
Лекция – консилиум

– сущность этого варианта лекции состоит
во
моделировании преподавателем ситуации
врачебного консилиума по изучаемой
тематике. При этом преподаватель
выступает во
качестве ведущего, представляет подробно
клиническую ситуацию и определяет во
ней «болевые точки». Студенты аудитории
выполняют роли участников консилиума,
представляя собственные умозаключения
по вопросам, обозначенным преподавателем.
Ход лекции принимает характер дискуссии,
во
которой каждый участник имеет возможность
выразить собственную точку зрения,
обосновать, аргументировать и доказать
ее. Индивидуальное участие может
переходить во
коллективную мыследеятельность.
Преподаватель управляет ходом дискуссии,
подводит участников к нужному решению
проблем. ВО
заключении он анализирует позиции
участников, вскрывает допущенные ошибки
и их причины, подчеркивает пути и способы
оптимального решения проблемы, подводит
итоги и оценивает результаты участия
студентов во
учебно-познавательной их деятельности.
Продолжительность лекции-консилиума
во
зависимости от сложности решаемой
проблемы составляет 1 – 2 академических
часа.

Лекции
во
эвристическом обучении – эвристическая
лекция или лекция – эвристика – форма
обучения, во
которой педагог, излагая материал,
помогает учащимся создавать новые
знания или понимания, формулировать
проблемы, делать собственные открытия.
К эвристическим лекциям относятся те,
которые обеспечивают условия для
создания обучаемыми или педагогом новых
образовательных продуктов. Данная
задача решается с помощью выбора смысла,
целей и стрﮦуктуры
лекции. Для этого лекция должна иметь
каркас, определяющий структуру её
содержания. ВО
зависимости от места лекции во
системе обучения и специфики решаемых
задач возможны рﮦазличные
виды лекций.

Инструктивные
лекции знакомят обучаемых с технологией
их предстоящей деятельности, с
особенностями выполнения отдельных
действий и способов работы. На инструктивных
лекциях рассматриваются алгоритмы
решения задач, правила выполнения
экспериментов, планы изучения понятий,
способы конструирования правил, законов,
теорий; поясняются методы учебного
познания, раскрывается организационный
механизм занятия обучаемых.

8.8
Лекция – диалог

проводится
на основе сократовского метода с помощью
прямого диалога педагога с учащимися.
Лекция – диалог, во
которой присутствует слово учащегося,
позволяет избежать пассивного восприятия
информации, побуждает учащихся к
активному действию.

Лекция
с научной структурой
использует
структуры, свойственные изучаемой науке
или проблемной области.

Лекция
теоретического конструирования обучает
учащихся систематизировать и обобщать
свои образовательные результаты на
теоретической основе. ВО
качестве теоретической основы на лекции
выбирается определённая концепция,
принципы, правила, законы, теории, картина
мира. На лекции учащиеся знакомятся со
структурой и иерархией установленного
теоретического элемента, с методами
его конструирования.

Методологическая
лекция,
раскрывает
характер, структуру и методы научного
познания. Например: факты – гипотеза –
модель – эксперимент – практическое
применение.

Общепредметные
(межпредметные) лекции строятся на
раскрытии связей фундаментальных
образовательных объектов с различными
специальными дисциплинами.

Обобщающие
лекции,
демонстрируют
учащимся результаты систематизации
собственных знаний, достижений, проблем.

Образовательный
эффект лекции достигается благодаря
сформулированным на них заданиям или
проблемам, которые организуют деятельность
обучаемых во время лекции.

Чтобы лекция прошла удачно, необходимо хорошо к ней подготовиться. Для этого лектор должен тщательно продумать, что он хочет донести до аудитории, и внимательно прочитать все рекомендации. Будьте готовы, что на поиск нужной информации придется потратить определенное время, чтобы покопаться в нескольких источниках. Итак, как подготовиться к лекции и произвести впечатление на слушателей? Давайте разбираться.

как подготовиться к лекции

Этапы подготовки

Для хорошего выступления необходима тщательная подготовка, проводить ее нужно в четыре этапа.

  • Первый этап заключается в том, чтобы решить, с каким материалом выступать перед слушателями, определить ключевые моменты, продумать порядок, в котором будет подаваться теоретический и практический материал.
  • Второй этап – это поиск средств, благодаря которым вы сможете донести информацию. Здесь можно использовать методические приемы, вовлекающие слушателей в дискуссию или диалог, развивающие тем самым их мышление. Это могут быть компрометирующие вопросы, неверные утверждения, шоковая информация и т. д.
  • Третий этап — это запись тезисов и текста. Для двухчасовой лекции характерно 16–17 страниц материала, а также дополнительные таблицы, приложения, диаграммы и т. п.
  • Четвертый этап – это проверка подготовленного материала. Необходимо проговорить вслух записанный текст, если надо, то несколько раз его отрепетировать. Ведь будет довольно нелепо, если вы ошибетесь во время лекции и перепутаете информацию.

рекомендации по подготовке и проведению лекций

Как выбрать тему

Если вы не знаете, как подготовиться к лекции, начните с выбора темы. Именно она определяет формат встречи, включает в себя определенные узловые элементы, которые последовательно раскрывают читаемый материал.

Тематика лекции может быть разнообразной, можно брать научный или популярный материал, который очень интересен обычным людям. Также, чтобы правильно выбрать тему лекции, необходимо обратить внимание на следующие факторы:

  • цель встречи;
  • где будет проходить собрание;
  • условия для проведения лекции;
  • выделяемое время;
  • что еще будет в программе;
  • когда лектор начнет говорить.

как составить план лекции

Как собрать материал

Тема выбрана, все условия учтены, и возникает вопрос, как подготовиться к лекции дальше? Самое время переходить к содержанию. Очень важно собрать интересный материал, для этого необходимо изучить несколько журналов или книг по необходимой тематике, отобрать ключевые мысли, раскрывающие тему наиболее ярко, поискать необходимую информацию в Интернете, посидеть довольно долгое время в библиотеке.

Если тема научная, очень важна точность информации. Необходимо выбрать текст, в котором рассказано о различных достижениях, проведении опытов. Можно провести сравнительный анализ, чтобы не было сухого и монотонного урока. Основные рекомендации по подготовке и проведению лекций вы уже знаете. Пришла пора переходить к делу!

Как составить план лекции?

Когда уже определена тема встречи и собран материал, важно продумать примерный план лекции, который максимально раскроет информацию и будет соответствовать конечной цели, а она может быть:

  • воспитательной;
  • образовательной;
  • развивающей.

Не жалейте времени на составление плана, ведь именно он поможет проводить встречу, не перепрыгивая с темы на тему. Любая лекция состоит из трех частей:

  • вступление;
  • изложение материала;
  • заключение.

Вступительная часть должна заинтересовать слушателя. Добиться этого можно с помощью некоторой незаконченности мысли, вопросов. Важно, чтобы слушатель захотел узнать, что будет дальше. В основной части необходимо изложить весь основной материал, создать дискуссию или диалог, а в заключение сделать выводы, подвести итог раскрываемой тематики, ответить на возникшие вопросы.

Теперь вы знаете, как подготовиться к лекции, учесть все нюансы и быть на высоте перед любой аудиторией. Остается только пожелать удачи в ваших начинаниях!

Планирование и разработка лекций для педагогов

Лекционное занятие – это не просто теоретическое занятие, где преподаватель выступает с «тематическим монологом», призывая аудиторию к беседе, дискуссии и пониманию. Данный вид обучения практикуется повсеместно, начиная со школьной скамьи и заканчивая обучением в вузе и даже в трудовой деятельности (при постижении новшеств на рабочем месте).

Лекция в образовательном процессе играет немаловажную роль. Но для ее качественного проведения важна тотальная подготовка, об особенностях которой мы расскажем в этом статье.

Принципы подготовки и проведения лекционного занятия

Проведение лекции предполагает не просто разговор на определённую тему. Данный вид занятий строго регламентирован различными образовательными стандартами и актами: ФГОСы, образовательная программа (специальность) и ступень образования, рабочая программа по предмету и пр. Но даже самому опытному педагогу с многолетним трудовым стажем приходится готовиться к его проведению.

В числе основополагающих принципов в рамках подготовительного этапа к проведению лекционных занятий можно отметить:

  • Соответствие освещаемой темы с программой обучения в рамках общего направления (специализации) и с учетом ее роли в рамках дисциплины. Чем серьезнее и важнее тема для слушателя, тем больше материалов по ней будет собрано и заявлено. Второстепенные моменты на лекциях могут не освещаться и оставаться на самоизучение студенту и пр. Притом важно что бы тема развивала индивида не только в рамках общего становления, но и по профессии. То есть озвучиваемая лекция должна играть определенную роль в профессиональной нише;
  • Полнота, предполагающая полноценное освещение ключевых моментов, понятий, правил, тезисов и формул, достаточных для новоиспеченного специалиста и его дальнейшего развития;
  • Ясность. Лекционный материал подлежит понятной для слушателей подаче: на простом и доступном языке, с использованием научных терминов и категорий;
  • Тезисность, предполагающая выделение основополагающих моментов по теме и их выделение. Чаще всего именно тезисы студенты фиксируют в рамках конспекта;
  • Логичность и поэтапность, предполагающая определенную последовательность освещения по канону «от простого к сложному», притом все освещаемые моменты должны быть взаимосвязаны;
  • Научность, предполагающая освещение в рамках занятия проверенных и надежных сведений, раскрытие темы с научной позиции, но с обязательной возможностью практического применения полученного багажа знаний;
  • Ограниченность. Данный принцип проявляется как во временном интервале (каждая лекция ограничена парами или общим количеством часов, отведенных на предмет и пр.), а также объемом захватываемой информации. Главное – выделить на ней самое полезное, важное и достоверное, пригодное в профессиональной и повседневной жизни.

Таким образом, реализация лекционных занятий требует тщательной подготовки с акцентом на специфику осваиваемой программы и места дисциплины, темы в ней.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Специфика подготовки лекционного занятия

Проведение лекции – это не просто монолог или беседа. Лекция – это целенаправленное освещение отдельных моментов в рамках осваиваемой дисциплины с учетом ее необходимости и роли в составе образовательной программы. Уже исходя из данного определения, можно сделать вывод: рассматриваемый формат занятий должен учитывать следующие особенности.

Особенности подготовки материалов для проведения лекции

Особенности подготовки материалов для проведения лекции

Первая – тематическая обособленность в рамках изучаемой дисциплины и ее место в общем контексте специальности. То есть каждая тема должна относиться к определенному этапу или разделу изучаемой науки и умело вписываться в общий набор обретаемых знаний и навыков по профессии. Каждая тема будет учить студента определенным умениям, расширяя их кругозор, понимание выбранной ниши, ее особенностей.

Вторая особенность – лекция может иметь различные вариации и виды, поэтому освещение одной и той же темы у разных педагогов может проходить по-разному. В одном случае это будет монолог, во втором – деловая игра, в третьем – интерактивное занятие, в следующем – видеозанятие и пр. Более того, глубина изучения темы может зависеть от вида лекции: вводная – ознакомить с предметом в целом и определит его особенности и место в образовательной программе, академическая – выделит научные каноны и особенности, общая – отметит наиболее важные моменты для студента (с учетом ступени, курса, предмета и пр.), ситуационная – ориентирована на разбор конкретной ситуации, факта, проблемы и ее научное или классическое решение и пр.

Третья специфика лекционного занятия – планомерность, предполагающая освещение каждого момента по определенному плану, с конкретной глубиной погружения, опорой на наиболее важные и актуальные правила, моменты и пр. Притом все эти нюансы будут отражены в специальном документе – план-конспект занятия.

Четвертая особенность – определение темпа чтения лекции, который может зависеть от ряда факторов: умение педагога преобразовывать информацию в простой и понятный для целевой аудитории вид, скорость усвоения материала студентами, продолжительность занятия, количество часов, выделенных на тему, сортировка материала на первичное и вторичное и пр.

Этапы подготовки лекционного материала и занятия

Разработка лекции базируется на «трех слонах».

Первый этап – проектирование занятия. Он основывается на внимательном изучении образовательной программы и определения места дисциплины в становлении будущего специалиста, требованиями ФГОС и стандартами, учетом материально-технической базы учебного заведения, уровнем подготовки преподавательского состава и пр.

Проектирование занятия предполагает создание общей последовательности и логики его проведения.

В рамках этой стадии предусмотрены следующие основополагающие действия, нацеленные на проработку лекционного материала и определения логики занятия:

  • Выделение темы, которую престо стоит осветить студентам;
  • Определение ключевых слов и моментов, необходимых и обязательных к изучению;
  • Выделение первичных и вторичных данных, на которых будет построен диалог.

Далее важно определиться с видом лекции, который может зависеть от темы, материально-технических факторов и фантазии педагога. В зависимости от разновидности занятия может зависеть подбираемый инструментарий и методология обучения: ситуационная, обзорная, интерактивная, игровая, дискуссия и пр. также от вида лекции будет зависеть активность каждой из сторон.

Схема проектирования и планирования лекции

Схема проектирования и планирования лекции

Второй этап разработки лекционного занятия предполагает утверждение плана занятия и сбор информационной базы для его проведения. В данном случае преподавателю предстоит выделить ключевые вопросы, подвергаемые освещению, обсуждению и выделению в рамках предмета и специальности, а затем подобрать наиболее подходящие материалы по ним. Важно использовать преимущественно научную литературу, достоверные и актуальные первоисточники для раскрытия сути и ключевых параметров.

Подбор информационной базы для проведения лекции предполагает не просто сбор всевозможных ресурсов (начиная от учебных и заканчивая научными фактами, последними достижениями и исследованиями), но и их обработку. Притом сортировка и переработка первоисточников будет учитывать: количество лекционных занятий по одной и той же теме, план лекции, объем информации (достаточной для обретения полноценных знаний и навыков, а также укладываемых в действующие ограничения).

В ходе обработки материалов важно не просто подготовить текст, но и визуальные способы подачи информации, упрощающие восприятие новшеств. А также ускоряющие процесс погружения в тему/дисциплину: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки, презентации и пр.

Третий этап по подготовке лекции — бюрократический, который предполагает оформление специального документа – план-конспекта, который призван структурировать ход обучения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Классическая структура лекционного занятия

Каждое занятие (в том числе лекция) проводится согласно заранее намеченной траектории и обладает определенной структурой.

Вводная часть занятия предполагает общее очертание и описание его предназначения. В ее рамках педагог приветствует студентов, выделяет тему, подлежащую к изучению, констатирует цель и задачи пары, а также намечает план — то есть выделяет основные вопросы, подлежащие освещению и по возможности конспектированию.

Структура план-конспекта лекции

Формальные разделы

Основные разделы

Дополнительные разделы

Титульный лист – основная информация по предмету, тему, разработчику, целевой аудитории и месту реализации Введение или пояснительная записка: определение общей траектории занятия с акцентом на тему цель и задачи Раздаточный материал: памятки, схемы, графические материалы
Оглавление – план лекции, констатирующий логику занятия и ключевые моменты Основная часть: подробное описание и изложение вопросов по теме с выделением в тексте ключевых слов и тезисов, основы занятия (обязательная для освещения и усвоения моментов) Интерактивное сопровождение лекции: презентация, электронная лекция, видео и пр.
Список литературы – информационная база, положенная в основу план-конспекта Заключение – подведение общих выводов по теме с акцентом на наиболее яркие и значимые моменты, рекомендации по закреплению материала и самоизучения отдельных вопросов Подготовка материалов с учетом формата и вида лекции: викторина, деловая игра ситуационный кейс, вопросы для дискуссии и пр.

Основная часть лекции, где преподаватель рассказывает, частично фиксирует на доске или представляет к обозрению визуальные материалы строго по теме. Здесь студентам предстоит узнать ответы на поставленные вопросы, изучить ключевые термины, категории правила научные каноны и иные особенности, разобрать примеры (для упрощения восприятия и использования полученных знаний, оттачивания конкретных профессиональных качеств). В конце каждого вопроса важно подвести промежуточный вывод с акцентом на ключевые слова, правила.

Важно отметить, что на лекции должны присутствовать не только текстовые и схематические разъяснения, но и первичное осознание применимости полученных знаний: разбор примеров и упражнений для более ясного отражения схемы или алгоритма, осознания действия конкретной формулы или закона, определения сферы применения определенных канонов и пр.

Заключительная часть лекции предполагает, что в конце лекции необходимо сделать общий вывод по всему озвученному материалу, выделив основные идеи, суть (что изучено, достигнута ли цель и пр.).

Порядок подготовки и оформления план-конспекта лекции

Обязательным и основным документом для проведения лекции выступает план-конспект, который будет учитывать классическую структуру занятия и подробно описывать каждый из ее разделов.

В составе план-конспекта лекции принято выделять следующие составные элементы:

  • Титульный лист. Его миссия – отметить ключевые аспекты в рамках предмета. На нем отражаются сведения об образовательном заведении, предмете, целевой аудитории (курс, группа и пр.), год разработки/реализации.
  • План лекции (оглавление), где будут перечислены вопросы, подлежащие освещению;
  • Введение или пояснительная записка, в рамках которой будет утверждена тема, цель, задачи занятия, выделение тезисы, ключевые теории и фамилии их авторов, прогнозируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные характеристики и пр.);
  • Основная часть, предполагающая подробное описание каждого вопроса, согласно плану лекции. Притом важно предоставлять ответ на каждый из них в научном стиле, опираясь на заранее подобранные первоисточники, отмечая их с помощью ссылок/сносок. Текст лекции должен быть обоснованным, научным, полным;
  • Заключение, в рамках которой автор должен выделит ключевые аспекты занятия: термины, правила и характером обретаемых знаний/навыков. Важно, чтобы изначально намеченная цель была достигнута, все задачи реализованы;
  • Список литературы. Здесь целесообразно отметить все первоисточники, положенные в основу основной части занятия. Притом не стоит забывать, что все материалы должны быть отмечены в основной части конспекта лекций с помощью цитирования, ссылок, сносок и пр. Оформление библиографического списка производится согласно действующим ГОСТ.

Конспект лекций должен быть оформлен согласно классическим канонам:

  • Электронный и бумажный вид;
  • Шрифт Times New Roman 12-14;
  • Стиль – научный;
  • Выделение по тексту допустимы жирным и курсивным шрифтом;
  • Нумерация страниц сквозная арабскими цифрами: все листы, кроме титульника;
  • Подача информации – текст и графические материалы, презентация или иные мультимедийные вариации;
  • Четкая структура документа, объем — не ограничен.

Обратите внимание, что план-конспект занятий тесным образом пересекается с общей структурой лекционного занятия. Более того, его формирование также должно учитывать место дисциплины в образовательной программе и мест темы в рамках предмета и специальности одновременно.

Также следует отметить, что разработка лекционного материала и его оформление в виде конспектов не имеет границ и требований. Главное – полноценно, кратко и емко раскрыть темы согласно календарному и тематическому планированию, рабочей программе обучения, определить роль предмета в профессиональной учебной среде и следовать общей траектории развития квалифицированного специалиста.

План-конспект лекции будет учтен в составе календарно-тематического планирования обучения студентов, ориентирован на учебный план и рабочую программу.

Обратите внимание, что конспект лекции педагога и его речь на лекции могут и будут отличаться. Конспект лекций – формальный и обязательный документ, организующий учебный процесс и позволяющий преподавателю сориентировать: что и где говорить, как разъяснить, в каком объеме и пр. Притом наличие план-конспекта будет обязательно, а подготовка доклада или тезисного плана для проведения лекции – второстепенно и выполняется лектором по желанию.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Услуги Disshelp по подготовке и разработке лекций для педагогов

Согласитесь, что у преподавателей и без планирования занятий велика нагрузка, ведь учебный процесс никто не отменял и приостановить не может, а в рамках непрерывного образования – так и подавно. Проектировать и разрабатывать лекции в свободное от работы время – малоприятное занятие. Но даже из столь непростой ситуации всегда найдется выход. Притом его готова предложить команда Дисхелп, которая готова взять на себя миссию по подготовке и разработке лекций для педагогов.

Услуги Дисхелп по подготовке лекционных материалов для педагогов

Услуги Дисхелп по подготовке лекционных материалов для педагогов

Услуги образовательного центра Disshelp в сфере проектирования и планирования лекционных занятий включают в себя:

  • Консультирование заказчиков по вопросам подготовки: какие факторы следует учитывать, на какие регламенты и нормативные акты ориентироваться, какие моменты раскрывать на занятии с учетом специфики и роли предмета в составе специальности, глубина погружения в каждую отдельную тему, особенности оформления план-конспектов и пр.;
  • Проектирование лекций посредством выделения ключевых аспектов для освещения: термины, правила, примеры и пр. В данном случае специалисты Дисхелп помогают очертить общую логику занятия, базовые моменты с учетом уровня сложности, места предмета в составе специальности, ступени образования и пр.;
  • Планирование лекции, которое базируется на выделение вводной основной и заключительной частей и их подробном описании в соответствующем план-конспекте. Планирование от Дисхелп предполагает емкое освещение всех моментов по теме, их грамотное и корректное (соразмерное) отражение в документе, определение вида подачи информации (текст+графики и пр.) и формата занятия с учетом материально-технических и иных факторов;
  • Подбор информационной основы для лекции: сбор научной и иной литературы по предмету и конкретной теме с учетом требования ФГОС, образовательной программы, календарно-тематического плана и пр. Помимо подбора, специалисты Дисхелп готовы обработать ее и привести в краткий, емкий обоснованные и полноценный вид;
  • Оформление план-конспекта лекции в рамках официального документа согласно действующим регламентам и внутренним правилам образовательного заведения, где планируется реализация занятия.

Помимо вышеописанных основных услуг по подготовке и разработке лекции от Disshelp, наша команда готова помочь в совершенствовании текущих планов:

  • Обновление материалов с учетом новшеств ФГОС;
  • Обновление информационной базы занятия на фоне произошедших научно-технических перемен, пожеланий заказчика;
  • Вычитка, корректура и редактура предоставленных рукописей или готовых (ранее реализованных или намеченных заказчиком) план-конспектов, материалов;
  • Подготовка сопутствующих документов для лекционного занятия: чертежи, раздаточный материал, презентация, интерактивные и мультимедийные материалы, видео и мультимедиа по теме занятия, разработка кейсов и задач, ситуаций для проведения деловых игр и пр.

Специалисты Дисхелп при подготовке и разработке лекций для педагогов ориентируются на массу факторов, которые мы представим в таблице ниже.

Индивидуальные правила и требования клиента по разработке лекций

Общие или дополнительные правила подготовки лекций

Примерный план занятия с акцентом на его продолжительность, количество академических часов по теме, старые план-конспекты Действующие регламенты и стандарты, ФГОС
Особенности целевой аудитории: возраст и курс обучения, общая или коррекционная программа, пожелания клиента по освещению отдельных моментов Правила оформления план-конспекта от образовательного заведения
Рабочая программа п дисциплине и календарно-тематический план Материально-техническая база учреждения, уровень подготовки педагога
Формат и вид лекции, оснащенность аудитории и пожелания к разработке дополнительных материалов, сопутствующих документов Ступень образования и образовательная программа, в рамках которой реализуется рабочая программа и тема

Проектирование и планирование лекций для педагогов от Дисхелп будут соответствовать общепринятым нормам и регламентам, а также требованиям и ожиданиям клиента. Более того, мы предлагаем только оригинальные план-конспекты!

Эксперты Disshelp разработают программу лекции согласно действующей траектории обучения: с учетом общего состава и места предмета в образовательной программе, календарно-тематического плана и рабочей программы по дисциплине. Наш разработчик учтет важность и роль темы в каждом из пунктов (предмет, специальность), оценку материально-технической базы учреждения и прочих факторов, гарантируя высокое качество материалов и услуг.

Добавить комментарий