Как составить подробный план параграфа по географии

Как составлять план параграфа

В плане параграфа кратко выражаются ключевые идеи текста и пошаговость развития мысли. Имея перед глазами план, легко вспомнить и пересказать материал учебника, подготовиться к экзаменам. Чтобы потренироваться в создании плана, выберите небольшой параграф, состоящий из 15-20 абзацев или меньше. В дальнейшем сможете перейти к текстам любого размера.

Как составлять план параграфа

Инструкция

Напишите заголовок параграфа. Ниже будут располагаться пронумерованные пункты плана.

Прочитайте первый абзац и выразите одной фразой, о чем идет речь. Например, читаете учебник физики, и в первом абзаце рассказывается об открытиях Ньютона. В плане не надо писать подробности и нюансы. Достаточно указать, что можно найти в начале параграфа: “Первый закон Ньютона”.

По аналогии со вторым шагом проработайте оставшиеся абзацы. Пункты плана похожи на указатели населенных пунктов вдоль автомобильных трасс. Написано: город Москва. И можно ехать в указанном направлении. Так достаточно посмотреть в план, чтобы понять, о чем идет речь в параграфе.

Выберите для работы длинный и сложный параграф. Теперь не нужно описывать каждый абзац текста, предстоит действовать по другому принципу.

Читайте текст и разделяйте карандашом смысловые части, не обращая внимания на абзацы. В том же учебнике физики пять-шесть абзацев могут быть посвящены первому закону Ньютона, еще шесть-семь абзацев – второму закону Ньютона, и оставшиеся девять абзацев – третьему закону Ньютона. Потом пятнадцать абзацев посвящены практическим примерам. Соответственно, параграф можно разделить на четыре смысловые части: три части о законах Ньютона и последняя часть с задачами. А можно выделить по смыслу и каждую задачу – делайте по своему усмотрению.

Выразите одной фразой, о чем идет речь в каждой смысловой части. Получится краткий план параграфа. Если желаете, некоторые пункты плана можно разбить на подпункты. Например, сделать в плане четыре главных раздела, как в пятом шаге. Последний, четвертый раздел можно назвать “Задачи и упражнения”. И сделать подпункты, в которых расписать названия задач.

Выберите для работы еще один длинный параграф и составьте план по аналогии с пятым и шестым шагами, но не используя пометки карандашом. Теперь работа пойдет быстрее: читайте и сразу пишите план.

Источники:

  • как составить план заданий

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Содержание

  1. Планы описаний географических объектов
  2. Оставьте свой комментарий
  3. Подарочные сертификаты
  4. Планы описания географических объектов
  5. Просмотр содержимого документа «Планы описания географических объектов»
  6. Типовые планы по географии

Планы описаний географических объектов

Подборка планов описания географических объектов

План описания географического положения материка

1.Расположение материка относительно:

экватор, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов

2.Крайние точки материка

3.Океаны и моря, омывающие материк

4.Расположение материка относительно других материков

6 Первооткрыватели материка

План описания рельефа территории,

1. Общий характер поверхности

3. Наибольшие и преобладающие высоты

План описания форм рельефа

1.В какой части материка

4.Максимальные и преобладающие высоты

5.Происхождение форм рельефа

План изучения материка

1 Географическое положение

3.Рельефи полезные ископаемые

7.Природные зоны Растительный и животный мир

8Население и страны

План характеристики океана

1.Географическое положение (между какими материками расположен, с какими океанами связан, расположение относительно экватора, нулевого меридиана, полярных кругов)

2. История исследования океана

3.Происхождение океана и островов

4. Берега океана (лиманный, лагунный, шхерный, фьордовый, обрывистый коренной, выровненный коренной)

5. Рельеф дна (шельф, материковый склон, котловина, сох, желоба)

6. Климатические условия (климатический пояс, средние температуры, господствующие ветры, количество осадков)

7. Гидрологические условия (температура.соленость, течения, ветровые волнения, приливы, льды).

8. Растительный и животный мир

9. Основные виды хозяйственной деятельности.

План описания озера

2.На каком материке и в какой его части находится

3.Географические координаты (между какими параллелями и меридианами находится)

5. Сточное или бессточное

6.Солёное или пресное

План определения географического положения реки

Назвать и показать реку

-между какими параллелями и меридианами (географические координаты),

-положение относительно форм рельефа,

-в каком направлении течёт, куда впадает,

-к бассейну какой реки (моря, океана) относится

План сравнения морей

1.Бассейн какого океана

2. Окраинное или внутреннее

3.Береговая линия (изрезана или нет, заливы.Полуострова)

4. Глубины, рельеф дна

6. Температура воды (льды)

8. Экологические проблемы

План описания климата территории

В каком климатическом поясе и в какой области расположена территория

Средние температуры июля и января

Господствующие ветры (по сезонам)

Годовое количество осадков и их режим

План характеристики географического положения страны

Положение на материке, части света.

Положение относительно экватору

Положение по отношению к 0 меридиану

Крайние точки страны

Океаны, моря, омывающие страну.

Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности

План характеристики экономического района

Население и трудовые ресурсы (миграции, национальный состав, рынок труда, занятость населения)

Хозяйство (отрасли специализации и территориальная структура хозяйства, промышленные узлы, ТПК.

План характеристики страны

В какой части материка находится

Рельеф и полезные ископаемые

Народы и их занятия.

План характеристики МОК (межотраслевого комплекса)

1.Значение МОК в хозяйстве

4.География размещения (базы, районы)

5.Перспективы и проблемы развития

План экономической характеристики страны

Основные черты ЭГП

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов

Основные черты воспроизводства, структуры и размещения населения

Общая характеристика хозяйства

Основные черты размещения промышленности

Основные черты размещения сельского хозяйства

Основные черты размещения транспорта

Главные экономические районы

Роль и география внешнеэкономических связей

Общий вывод: перспективы развития страны

План характеристики ЭГП страны (региона)

Положение по отношению к соседним странам

Положение по отношению к главным морским и сухопутным транспортным путям.

Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

Положение по отношению к главным районам сбыта продукции

Изменение ЭГП во времени.

Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

План характеристики ТПК

(территориально природного комплекса)

2. Рельеф и геологическое строение

5.Природные комплексы района

6. Природные ресурсы и проблема их использования

placeholder

placeholder

placeholder

a loader

Подборка планов описаний географических объектов. Работая учителем географии более 10 лет я собрала большую методическую копилку в помощь работе. Одним из разделов является папка с планами описаний географических объектов, стран, экономических районов и т.д. Все они помогают детям давать правильные характеристики, анализировать объекты. Я надеюсь, что кому-то эта подборка поможет, особенно молодым специалистам в области географии.

Номер материала: ДБ-767848

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

136b 000779f2 3654752a

Люди с инвалидностью смогут получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

0363 00077d72 66599a8c

Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования

Время чтения: 3 минуты

035b 00077d6a 02beba1f

Депутат Госдумы предложил отменить ЕГЭ по гуманитарным предметам

Время чтения: 1 минута

029a 00076921 c074d8b1

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

031a 00077d29 86f095f9

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

0380 00077d8f 10bb7edb

В Госдуме предложили ввести стипендии для школьников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Планы описания географических объектов

Просмотр содержимого документа
«Планы описания географических объектов»

Планы описания географических объектов

(физическая карта полушарий, физическая карта России )

2.На каком материке, в какой его части, между какими параллелями и меридианами расположены горы

4.Преобладающие высоты, классификация по высоте

5.Высочайшая вершина и её координаты

6.Расположение гор относительно соседних равнин, морей, рек, озёр

План описания равнин

(физическая карта полушарий, физическая карта России)

2.На каком материке, в какой его части, между какими параллелями и меридианами расположена равнина

3.В каком направлении протянулась равнина, куда общий наклон 4.Преобладающие высоты, классификация по высоте

6.Расположение равнин относительно соседних гор, морей, рек, озёр

(физическая карта полушарий, физическая карта России)

2.Название океана, к бассейну которого относится море

3.В какой части океана, между какими меридианами и параллелями расположено море, в каких полушариях расположено

4.Особенности береговой линии, название материков и стран, которые омывает море

5.Какими проливами соединяется с океанами

6.Средняя соленость и температура замерзания моря

7. Преобладающая и максимальная глубина моря

8.Промысловое и хозяйственное значение моря

(физическая карта полушарий, физическая карта России)

2. На каком материке, и в какой его части находится река. Длина реки.

3. Где находятся исток и устье реки

4. В каком направлении течёт река.

5. Объясните зависимость характера течения от рельефа.

6. Определите источники питания реки.

7.Хозяйственное использование рек

(физическая карта полушарий, физическая карта России)

1. Географическое положение

2. Как образовалось.

3. Наибольшая глубина.

5. Сточное или бессточное.

6. Характер берегов.

1. Название месяца, сезон года.

2. Высота Солнца над горизонтом (для каждого сезона).

3. Продолжительность дня.

4. Средняя температура.

5. Господствующие ветра.

6. Количество и виды осадков.

7. Характерные типы погоды.

План описания страны

(физическая карта полушарий, политическая карта полушарий)

1.Название страны, столица

3.Положение страны на материке

5.Положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, тропикам и полярным кругам

6.Между какими параллелями и меридианами расположена страна

7. В каких полушариях расположена страна

8.Какие океаны омывают страну

9. Пограничные государства

Планы описания географических объектов

План описания карты

1.Вид карты по охвату территории.

2.Вид карты по масштабу.

3.Вид карты по содержанию.

4.Что изображено на карте, и каким способом?

5.Какие знания можно получить при работе с этой картой?

Прием работы с картой.

1. Прочитайте название карты.

2. Определите ее масштаб.

3. Изучите легенду и определите, что и как показано на карте.

4. Найдите на карте заданную территорию и, используя легенду и номенклатуру, расскажите, что есть на этой территории.

5. Если для ответа данных одной карты недостаточно, используйте другие нужные вам карты.

План описания рельефа территории

(физическая карта мира)

1. Общий характер поверхности. Общие закономерности

2. Расположение форм рельефа по изучаемой поверхности.

3. Наибольшие, наименьшие и преобладающие высоты.

4.Возраст наиболее крупных форм рельефа

План описания океана

(физическая карта мира, карты океанов)

2.Площадь океана, максимальная глубина

3.Границы океана с другими океанами

4.Положение океана относительно экватора, нулевого (или 180) меридиана

5.В каких полушариях расположен океан

6.Какие материки омывает океан

7.Крупные моря, входящие в состав океана, острова и архипелаги

8.В каких климатических поясах расположен океан

9.Особенности рельефа дна океана

10.Крупные океанические течения

План описания ГП материка

(физическая карта мира, карты материков)

1.Название и площадь материка

2.Положение материка на градусной сетке

Положение по широте

— По отношению к экватору, тропикам, в каких полушариях

— Между какими параллелями расположен материк

— Географические широты, климатические и тепловые пояса

— Протяженность материка с севера на юг

— Определение координат крайних северной и южной точек материка

Положение по долготе

— По отношению к нулевому меридиану, полушария

— Между какими меридианами расположен материк

— Протяженность материка с запада на восток

— Определение координат крайних западной и восточной точек материка

3. Положение относительно морей и океанов

— Какие океаны омывают материк, какие крупные моря и заливы они образуют

— Характер береговой линии, какие крупные острова расположены близ этого материка, длина береговой линии

4.Положение относительно других материков

— Назовите материки, с которыми граничит, где и как соединяются

-Как расположен материк, относительно других материков

План описания рельефа материка

1.Преобладающая форма рельефа по высоте (горы или равнины)

2.Преобладающие виды равнин по высоте

-назвать и показать наиболее крупные из них

-указать в какой части материка они находятся

-выяснить в каком направлении протянулись

3.Какие виды равнин занимают меньшую площадь, дать их описание

4.Преобладающие виды гор по высоте

-назвать и показать крупные горные системы

-какие горы по высоте преобладают

-в какой части материка они располагаются

-в каком направлении протянулись

— назвать и показать высокие вершины

План описания климата материка

(климатическая карта мира, карта климатических поясов)

1. В каком климатическом, поясе, и в какой области, расположена территория.
2.Каковы средние температуры июля и января. Направление и причины их изменения.

3.Господствующие ветры по сезонам.

4.Годовое количество осадков и их режим. Причины различия их количества.

План описания населения материка

(политическая карта мира, народы и плотность населения)

1.Какие народы населяют изучаемую территорию?
2. Какие части материка или другой территории населены особенно плотно?

3.Чему равна средняя плотность населения? В каких местах население редкое? Чему равна наименьшая плотность?

4.Какую религию исповедуют?

Планы описания географических объектов

План описания ГП страны

(физическая карта Росси, административно-политическая карта России)

1.Название страны, столица?

3.Положение страны на материке?

5.Положение по отношению к экватору, нулевому меридиану, тропикам и полярным кругам?

6.Между какими параллелями и меридианами расположена страна?

7.В каких полушариях расположена страна?

8.Крайние точки страны, протяженность страны с севера на юг, и с запада на восток?

9.Какие океаны омывают страну, характер береговой линии (моря, острова, полуострова, проливы и заливы)?

10. Государственная граница страны, пограничные государства

План описания климата

1. В каком климатическом поясе, и в какой области расположена территория?
2. Средние температуры июля и января. В каком направлении они изменяются и почему?

3. Климатообразующие факторы.

4. Господствующие ветры (по сезонам).
5. Годовое количество осадков и их режим. Чем объяснить различие в количестве осадков?

Работа с климатическими диаграммами

1.Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме. Что по ней можно узнать?

2.Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры июля и января? Какова годовая амплитуда температур?

3. Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?

4. Сделайте вывод о типе климата?

2. На каком материке, и в какой его части находится река. Длина реки.

3. Где находятся исток и устье реки

4. В каком направлении течёт река.

5. Объясните зависимость характера течения от рельефа.

6. Определите источники питания реки.

7. Каков режим реки и как он зависит от климата?

8. Крупнейшие правые и левые притоки.

9. Хозяйственное использование рек

10. Экологические проблемы

План описания природной зоны

Описывая природную зону, раскрывайте взаимосвязи между компонентами её природы.

1.Географическое положение зоны.

2.Геология, тектоника, рельеф.

8.Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы

Планы описания географических объектов

по экономической географии

План описание политической карты мира

(материка) (данные из учебника, политической карты мира или материка, материалы периодической печати, электронных СМИ)

1. История формирования политической карты

2. Крупные страны и столицы

3.Взаимоотношения между странами. Участие стран международных организациях

4. География конфликтов.

План описания страны

1. Географическое положение, грани­цы, пограничные государства, столица.

2. Особенности рельефа (общий харак­тер поверхности, полезные ископаемые).

3. Климатические условия (климатиче­ские пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков).

4. Внутренние воды (крупные реки, озе­ра, водохранилища и др.).

5. Природные зоны и их особенности (почвы, растительность, животный мир).

6. Население (основные расы, народы) и их хозяйственная деятельность.

План описания ЭГП страны (региона)

1.Положение по отношению к соседним странам.

2.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

3.Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

4.Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

5.Изменение ЭГП во времени.

6.Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

План характеристики природных ресурсов

1. Общие запасы и концентрация на единицу площади).

3. Условия залегания (глубина, мощность пластов).

4. Сочетание с другими видами полезных ископаемых, возможность их совместного использования.

5. Освоенность территории.

6. Транспортные возможности.

7. Вывод о рациональном использовании с учетом влияния на окружающую среду.

План описания населения

(карты «Народы и плотность населения мира», «Политическая карта мира»)

Естественный и механический прирост.

Урбанизация и миграция

Структура населения (этнический, половозрастной состав)

Воспроизводство населения и демографические проблемы

Плотность, особенности размещения населения.

План описания населённого пункта.

1. Название населённого пункта.

2. Где находится (географическое положение).

4. Что обозначает название города?

5.Крупнейшие предприятия. Продукция данных предприятий.

6.Учреждения культуры, здравоохранения. Где люди в городе отмечают праздники?

7.Откуда в дома поступает вода, электричество?

8. Какой транспорт преобладает?

Экономика и хозяйство

План описания отрасли промышленности страны

1.Значение отрасли и размеры ее продукции, в стране?

2.Природные предпосылки для развития отрасли?

4.Главные факторы, влияющие на размещение отрасли, и основные черты ее географии: отраслевые и промышленные районы?

5.Зависимость отрасли от экспорта и импорта?

6.Общий вывод. Перспективы развития отрасли.

План описания сельского хозяйства страны
1.Значение отрасли и размеры продукции.

2. Природные условия для развития отрасли.

3. Особенности аграрных отношении.

4.Структура отрасли, соотношение растениеводства и животноводства.

5.География растениеводства и животноводства, сельскохозяйственные районы

6.Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.

План описания отрасли мирового хозяйства

1.Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.

2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.

3. Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам.

4. Главные страны-производители.

5. Главные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах.

6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.

7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.

8. Перспективы развития и размещения отрасли.

План описания транспортной магистрали

1. Направление и протяженность.

2. Оценка природных условий для развития магистрали:

а) морской (наличие портов, естественных бухт, замерзаем ость морей);

б) речной (наличие выхода в море, замерзаемость, разветвленность потоков, возможность устройства соединительных каналов);

в) сухопутный (пересеченность рельефа, заболоченность, наличие мерзлоты, особенности климатических условий районов, по которым проходит магистраль).

3. Транспортные узлы.

4. Состав, направление грузопотоков.

5. Проблемы и перспективы развития.

План изучения территории экономического района
1.ЭГП района

2.Природные условия, ресурсы района и их хозяйственная оценка

3.Трудовые ресурсы и возможности их использования.
4. Исторические предпосылки развития народного хозяйства экономического района.
5.Специализация хозяйства (промышленность и сельское хозяйство).
6. Взаимосвязи отраслей и территорий внутри района, формы размещения производства (ТПК, узлы, центры).
7.Города.
8.Общий вывод. Перспективы развития.

Как правильно сравнивать?

1. Сначала определите цели сравнения. Что важнее узнать – черты сходства или различия? Может быть и то, и другое?

2. Отберите признаки для сравнения.

3. Установите черты сходства и различия.

4. Сделайте вывод и объясните причины сходства и различия.

План описания путешествия

1.Расскажите, какова цель вашего путешествия.

2.Проложите маршрут путешествия. Покажите населенные пункты, через которые проходило ваше путешествие. 3.Укажите его продолжительность.

4.Какой вид транспорта вы использовали для путешествия

5.Рассчитайте с помощью масштаба приблизительную протяженность и направление вашего путешествия.

6.Выясните, через какие формы рельефа проходил ваш путь.

7.Укажите, через какие объекты гидросферы проходил ваш путь (реки, озера, моря, океаны).

8.Опишите погоду в момент вашего путешествия.

9.Опишите животный и растительный мир территории по которой проходило путешествие.

Источник

teenlinkТиповые планы по географии

Типовые планы по географии и их применение

Учителя географии ипользуют типовые планы для организации самостоятельных и практических работ.

От учителя требуется мастерство и опыт, чтобы успешно организовать работу на основе самостоятельной деятельности учеников. Грустно наблюдать, когда учителя дают описание реки или природной зоны по плану в 8 классе, в виде таблицы, как и в 7 классе. От класса к классу уровень самостоятельной деятельности учеников должен расти, а форма представления работы меняться в сторону усложнения, например:

В 5-6 классе учитель может предложить выполнить работы в форме:

2) заполнить таблицу «План-конспект»;

3) написать конспект (короткие ответы под каждый пункт плана);

В 7-8 классе, план может быть уже сложный, а формы представления работы, например:

1) подготовить рассказ по плану (устный, письменный);

2) создать презентацию (на каждый пункт плана по одному слайду).

План-конспект можно использовать и в 7 классе, но например, только при изучении Африки, а при изучении других материков постепенно задания нужно усложнять.

В 5-6 классе огромное значение еще имеет опора на краеведческий материал. О значение краеведения в преподавании географии говорили многие известные люди и педагоги. Давайте вспомним слова Д.Д. Семенова: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик».

Например, при изучение темы реки, можно спросить учеников (ученики выходят к доске и записывают каждый факт с новой строчки):

Назовите крупнейшую реку нашего родного края? Что вы можете рассказать о ней?

Какие сведения о реке мы можем получить по карте?

Что нужно знать и уметь, для того, чтобы рассказать о любой реке?

Как можно определить характер течения реки по карте? Чем питаются реки? Что такое режим реки? Какой режим имеют реки России?

План описания реки:

Использование типовых планов позволяет давать задания индивидуально с учетом учебных возможностей учеников. Для учеников с низкими учебними навыками можно разрешать использовать план-конспект, а ученикам с высокими учебными навыками разрешать выполнять работу в виде рассказа или презентации.

Образец работы на основе типового плана:

Описание реки Иртыш, задание для 6 класса, ( открыть ). Практическая работа. Автор Безногова О.Н. (см. рисунки 1,2,3)

Рис. 1. Интерактивная картосхема

Рис. 2. Интерактивная таблица

Рис. 3. Интерактивная таблица

Дополнительные задания:

Речная сеть Омской области, (открыть). Интерактивное задание по контурной карте. Автор Безногова О.Н.

Проблемы Иртыша, задание для 8 класса, (открыть). Задание на анализ текста. Автор Безногова О.Н.

В своей статье я представила некоторые приемы работы с типовыми планами из личного опыта, которые будут полезны начинающим учителям географии.

Источник

Adblock
detector

Ответ.

  • Инфраструктурный комплекс.
  • План параграфа
  • 1 Определение понятия инфраструктурного комплекса, его состав.
  • 2 Классификация услуг.
  • 3 Транспортная система и её состав.
  • 4 Значение транспортной системы.

Объяснение.

Задание тестового характера.

1 Чем инфраструктурный комплекс отличается от остальных межотраслевых комплексов:

а) сырьевой базой

б) услугами (+)

в) географическим положением

2 В каком районе самая большая инфраструктура:

а) Центральный (+)

б) Дальневосточный

в) Северо-Западный

3 Пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и происходит обмен грузов:

а) вокзал

б) порт

в) транспортный узел (+)

4 Какой вид промышленности больше всего зависит от транспортного фактора:

а) лёгкая промышленность

б) чёрная и цветная металлургия (+)

в) точное машиностроение

Светило науки – 12239 ответов – 139185 раз оказано помощи

  Развернутый план параграфа 2 география 7 класс.

1 Первые зачатки географических знаний.

2 Экспедиции древних египтян и финикийцев.

3 Вклад в развитие географии великих мыслителей Древней Греции и Востока.

4 Вклад различных учёных в географию:

а) норманны в 9 веке открыли Исландию, Гренландию, Северную Америку.

б) новгородцы ходили до берегов Северного Ледовитого океана и до устья реки Обь.

в) в 13 веке Марко Поло описал своё путешествие по азиатским землям (Индия, Китай, Памир).

г) в 15 веке Афанасий Нитин подробно описал своё путешествие через Персию, Аравийское море к берегам Индии.

д) в 15 веке Колумб открыл Новый Свет.

е) 16 веке состоялось уже первое кругосветное плавание Фернана Магеллана.

5 Образование первых научных экспедиций  в 17-18 веках.

6 Вклад русских путешественников в освоении северных и восточных земель Евразии.

7 Открытие полярных областей в 18-19 веках.

8 Новейшие открытия 20 века:

а) экспедиции в Арктику и Антарктику

б) изучение Мирового океана

в) запуск первого в мире искусственного спутника Земли.



Вопросы и задания


1. Составьте развернутый план параграфа.

План параграфа:

1. Центральная Россия как самая густонаселённая часть страны. На 5 процентах территории проживает 32 процента населения.

2. Центральная Россия – наиболее урбанизированный район России. Здесь около 1200 городских поселений, в т.ч. более 370 городов.

3. Центральная Россия как регион – ядро формирования русского народа. Из всего населения доля русских – 90 процентов.

4. Восток – марийцы, чуваши, мордва, сев-запад – карелы. Многонациональный регион, разные религии (христианство, ислам, иудаизм, буддизм, язычество).

5. Многоэпапность заселения региона Центральной России. 10 век – заселение славянами. Возникновение первых городов как центров государственности – Москва, Муром, Ярославль.

6. IX-XII век – города формировали центры торговли и ремесел.

7. XV-XVI век – освоение Дикого Поля, территории к югу от Оки до южных морей находившейся в запустении после нашествия Орды.

8. Середина XIX века – начало промышленного переворота, повлиявшего на рост Москвы. Дальнейшая специализация производства, ремесел, сельского хозяйства, с выделением городов центров.

2. Изучив содержание параграфа, сделайте вывод о населении и хозяйственном освоении Центральной России.

Впервые территория Центральной России начала осваиваться славянскими племенами еще в VIII веке, долгое время территория между Окой и Волгой была восточной частью Киевской Руси.

Однако, после нашествия монголо — татарского завоевателей, в XIII веке на этой территории образовался новое государственное образованием, центром которого стала Москва. Это стало первым шагом на пути к зарождению собственной государственности нашей Родины.

Со временем, население Центральной России начинает постепенное осваивание новых северо-восточных земель. Заселялись равнины Северной Двины, побережье Камы и Белого моря. В середине XVI века к русскому государству присоединились Астраханское и Казанское ханство, таким образом, к территории были присоединен бассейн Волги.

Именно в этот момент государство приобретает свою многонациональность: здесь проживают не только потомки славян, но и татары и башкиры. Главным препятствием для освоения новых земель для русского народа оказалась горная система Урала.

Но уже в 1581 году, русские отряды во главе с Ермаком, смогли пересечь Уральский хребет, таким образом, открыв путь народу к бескрайним широким просторам Сибири и Дальнего Востока.

Однако суровые климатические условия этих регионов не способствовали переселению людей с более благоприятной для жизнедеятельности центральной части государства.

Более активно переселенцы обосновывались в степных землях, которые располагались южнее Оки, отвоевывая территории у татарских кочевников. Активное освоение Сибири совпадает с началом развития производства и сельского хозяйства в XVIII веке.

Именно с этого периода началась массовое освоение цельных земель восточной Сибири, которое длилось на протяжении двух столетий и окончательно завершилось только в 1950 году.

Центральная Россия – древняя русская земля. В ее границах проживает 54 миллиона человек, большинство из которых русские. Компактные и значительные группы образуют мордва, марийцы и чуваши, расселившиеся в пределах своих республик. В районах, граничащих с Татарстаном, значительную группу составляют татары. На юге Центрально-Черноземного района частично расселены украинцы.

3. Рассчитайте численность населения Центральной России, зная ее долю в общем населении страны.

Численность населения Центральной России составляет около 45 млн. чел. Это 31% от общей численности населения страны.

4. Составьте тестовое задание на тему «Народы и религии Центральной России».

В центре, какой равнины расселены народы, проживающие в Центральной России?

а) Восточно-Европейская.

б) Западно-Сибирская.

в) Среднесибирское плоскогорье.

Ответ: а

Назовите вторую по численности национальность, местом расселения которой является Центральная Россия?

а) татары

б) чуваши

в) мордва

г) марийцы

Ответ: б

На территории Центральной России находятся города-миллионеры:

а) Москва, Воронеж, Нижний Новгород

б) Воронеж, Смоленск, Москва

в) Нижний Новгород, Москва, Ярославль

г) Москва, Нижний Новгород, Самара

Ответ: г

Буддизм получил распространение среди:

а) Бурятов, калмыков, тувинцев;

б) Чувашей, хакасов, якутов;

в) Ненцев, ханты, эвенков;

Ответ: а

В Центральной России преобладает население: а) городское; б) сельское.

Ответ: а

5. Выявите этапы в появлении городов Центральной России.

1. IX–XII век – формирование древних городов как центров торговли и ремесел. Сейчас это города «Золотого кольца» (Москва, Муром, Ярославль, Суздаль, Владимир, Ростов).

2. XV–XVI век – формирование городов к югу от Оки до южных морей как оборонительных и хозяйственных центров.

3. XIII–XX век – возникновение городов на базе фабричных сел и промышленных предприятий во время промышленного переворота и в советское время (Иваново, Электросталь, Железногорск). Формирование научных центров – Обнинск, Дубна, Троицк.

6. Почему до начала 16 века территория Русского государства увеличивалась в северо- восточном направлении?

Эта необходимость была вызвана задачами объединения вокруг Москвы осколков распавшейся Золотой Орды.

7. Назовите древнейшие города Центральной России.

Переславль-Залесский, Суздаль, Кострома, Ярославль, Ростов Великий.

Добавить комментарий