👉 Ответы к странице 60. Русский родной язык 6 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.
Задание 63
Составьте «Поэтический орфоэпический словарь»: подберите фрагменты стихотворений, в которых ритм и рифма подсказывают правильное произношение трудных с точки зрения орфоэпии слов русского языка.
Ответ:
1. Он был немного скованный,
И капельку бало́ванный.
2. Подарок выбрать мне помог
Один хороший катало́г.
3. В музее — натюрморты:
На них — цветы и то́рты.
Задание 64
1) Прочитайте фрагмент статьи русского лингвиста Р. А. Будагова. Найдите в тексте ответ на вопрос «Как улучшить свою речь?»
Ответ:
Речь человека напрямую связано с его душевной жизнью и уровнем культуры. Чтобы улучшить свою речь нужно развивать свою культуру и интеллект.
2) Почему правильную речь не всегда можно назвать богатой, выразительной?
Ответ:
Правильную речь не всегда можно назвать богатой и выразительной, потому что можно легко научится правильно употреблять те или иные выражения, но, чтобы фразы не были канцелярскими, а речь — бедной, за словами должна чувствоваться подлинная и высокая общественная культура.
3) Какие средства выразительности использованы в тексте?
Ответ:
В тексте использованы такие средства выразительности, как противопоставление и метафора.
Задание 65
Орфографический и пунктуационный практикум.
Ответ:
Словарь ударений русского языка
проверка ударений в словах
Стихи для запоминания ударений в словах
Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи. Часто их рассказывают в детском саду и в начальных классах. Они могут быть полезны не только детям.
Весёлые фразы и стишки были придуманы ещё во времена СССР И. Агеевой, С. Белорусцем, П. Синявским и другими поэтами. Многие стишки в списке новые и составлены командой сайта accentonline.ru.
- алфави́т
Заучив весь алфавит,
Он имел усталый вид. - апостро́ф
— 1 —
Зря он писал так много строф,
Не там поставил апостроф.
— 2 —
Ох, сколько ж это катастроф —
Не там поставлен апостроф. - афе́ра
— 1 —
Кто ни в чём не знает меры,
Тот способен на аферы.
— 2 —
Мы услышали от Веры
Про какие-то аферы. - балова́ла
Мама сына баловала,
Вместо супа торт давала. - бало́ванный
— 1 —
Он очень образованный,
И вовсе небалованный.
— 2 —
Он был немного скованный,
И капельку балованный. - ба́нты
— 1 —
Девочки надели банты
И играют дружно в фанты.
— 2 —
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник ба́нты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе банты́.
(И. Агеева) - бла́гами
— 1 —
А жизнь бежит зигзагами
И одаряет благами.
— 2 —
Вы не машите флагами,
Нас одарите благами. - блоки́ровать
— 1 —
Реклама начала шокировать,
Пора её блокировать.
— 2 —
Как ни старались мы варьировать,
Пришло время блокировать. - бряца́ние
На мониторе — мерцание,
От гитары — бряцание. - букси́ровать
— Вагон дезинфицировать?
— Давай его буксировать! - взята́
— 1 —
У неё была мечта,
Из книжки сказочной взята.
— 2 —
Самолётом высота
Хорошо была взята. - включи́м
— 1 —
Время телевизору мы отдадим
На диван приляжем и его включим.
— 2 —
Нам телефон необходим,
Быстрее мы его включим. - водопрово́д
Он задел громоотвод
И упал в водопровод. - восприня́ть
— 1 —
Тогда я смог понять —
Мне этого не воспринять.
— 2 —
Так больно было всё принять
И эту правду воспринять. - вручи́т
Курьер доставку облегчит
И надо дому товар вручит. - газопрово́д
— 1 —
Возле нас шумит завод,
А под ним газопровод.
— 2 —
Ох, добавил мне хлопот,
Во саду газопровод. - герба́
Двойка — была его судьба,
Ведь он не знал страны герба. - гербы́
— 1 —
Щедрою волей моей судьбы
Достались мне фамильные гербы.
— 2 —
Есть у каждой страны
Символические гербы. - граффи́ти
Нет, вы только посмотрите!
На стене опять граффити. - грунтовы́е
Утекают чаевые,
Словно воды грунтовые. - диспансе́р
Все, кто болеют корью, например,
Помещены в больничный диспансер. - догово́р
Чтобы вдруг не вышел спор,
Заключите договор. - докуме́нт
Он — начальник
И в момент
Нам подпишет документ. - доне́льзя
Что ж некуда мне деться —
Упрям он был донельзя. - доска́
— 1 —
Этот сон просто тоска —
Снилась школьная доска.
— 2 —
Хочется тёплого песка,
А под ногами лишь доска. - досу́г
— 1 —
У меня хороший друг,
Проводим вместе мы досуг.
— 2 —
Позову своих подруг,
Вместе проведём досуг.
3. Здесь на даче все вокруг
Украшает мой досуг. - дремо́та
Как работать неохота!
Одолела нас дремота. - жалюзи́
— 1 —
Поскорее привези
Для окошек жалюзи!
— 2 —
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзи. - зави́дно
Есть при всех конфеты — стыдно!
Поделись, ведь нам завидно! - занята́
— 1 —
Что мне вся эта суета?
Ведь я делами занята.
— 2 —
Не жди меня, моя мечта,
Ведь я сегодня занята. - заперта́
— 1 —
Есть у неё заветная мечта,
Но дверь к мечте той заперта.
— 2 —
В доме нашем царит пустота —
Дверь в наш дом давно заперта. - звоня́т
Он звонит, они звонят.
Очень встретиться хотят. - зубча́тый
— 1 —
Не полетит наш самолёт крылатый,
Ведь потерялся механизм зубчатый.
— 2 —
Шёл по лесу медведь мохнатый
И винтик он нашёл зубчатый. - ико́та
Икота, икота,
Уходи на Федота.
С Федота на Якова,
С Якова на всякого. - и́ксы
— 1 —
Играли весело ремиксы,
А мы все вычисляли иксы.
— 2 —
По улице гуляли фиксы,
Мы в школе вычисляли иксы. - инжене́р
Вот, у Коли, например,
Мама — милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы — инженеры. - инструме́нт
Предъявите документ —
Мы дадим вам… (инструмент). - и́скра
Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искра́,
Если верно — и́скра!
(С. Белорусец) - катало́г
— 1 —
Ударение в слове каталог
Падает всегда на третий слог!
— 2 —
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталог.
3. Подарок выбрать мне помог
Один хороший каталог. - кварта́л
— 1 —
Мы прошли немало —
Целых два квартала.
— 2 —
В бухгалтерии аврал —
Завершается квартал.
3. День отчётности настал,
Время закрывать квартал. - кладова́я
— Что стоишь, завхоз, зевая?
— Опустела кладовая. - кла́ла
— 1 —
Ох, горький чай, не ожидала,
Ведь ложку сахару я клала.
— 2 —
Бережно я книги протирала,
Потом в коробочку их клала. - ко́гтя
В бочке есть и ложка дёгтя:
Кошки нет без остренького ко́гтя. - коры́сть
Всё мыши смогут перегрызть,
Коль будет с этого корысть. - краси́вее
— 1 —
Чем человек счастливее,
Тем выглядит красивее.
— 2 —
Тот из нас счастливее,
В ком душа красивее. - креме́нь
— 1 —
Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремень.
— 2 —
Я купил себе ремень
Крепкий, будто бы кремень. - ле́ктор
Будет новый «лектор» —
Предупредил проректор. - ло́ктя
— 1 —
Царапинка у локтя
От кошачьего когтя.
— 2 —
А собачка не без когтя —
Вот царапина у локтя! - ломо́та
Тяжела была работа —
В теле всём теперь ломота. - ломо́ть
Жалко весь, но дайте хоть
Хлеба вашего ломоть. - мастерски́
Лишь потёр слегка виски,
Выпил виски мастерски. - мозаи́чный
Подарок мозаичный,
Вполне себе приличный. - мусоропрово́д
На площадке — хоровод,
Чистят — мусоропровод. - нача́в
Я понял весь устав,
Только читать начав. - нача́вший
— 1 —
Он был уже уставший
И отступать начавший.
— 2 —
Хоть он и много повидавший,
Но чувством проникаться был начавший. - нача́вшись
— 1 —
Мы разошлись не попрощавшись,
Окончился роман и не начавшись.
— 2 —
Ты ушёл, её и не дождавшись,
Встреча закончилась и не начавшись. - новорождённый
Я ужасно утомлённый,
Брат не спит новорождённый.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева) - новосте́й
— 1 —
Я жду своих гостей
И с ними новостей.
— 2 —
Услышать я хочу вестей,
Хороших добрых новостей. - облегчи́ть
Непросто ударенья заучить!
Стихи задачу могут облегчить! - опто́вый
— 1 —
Построили в городе новый
Красивый магазин оптовый.
— 2 —
Возле улицы садовой
Магазин открыт оптовый. - оркестро́вая
Была уже совсем не новая
В театре яма оркестровая. - осве́домить
Чтоб территорию исследовать,
Жильцов надо осведомить. - парте́р
— 1 —
В доме — чудесный интерьер,
Возле него цветной партер.
— 2 —
Премьера фильма про модерн,
Билеты взяли мы в партер. - плодоноси́ть
— 1 —
Хочу я у тебя спросить:
Будет ли яблоня плодоносить?
— 2 —
Дерево можно исцелить,
Будет оно плодоносить. - пломбирова́ть
— 1 —
Кухня в воде, чего же ждать?
Надо трубу пломбировать!
— 2 —
Зубик болит. Не горевать!
Пошли его пломбировать! - позвони́шь
— 1 —
Ну, почему же ты молчишь,
Ведь я спросила: позвонишь?
— 2 —
Ему ты этим отомстишь,
Если ему не позвонишь. - премирова́ть
— 1 —
Директор должен написать:
Кого, за что премировать.
— 2 —
За труд не надо забывать
Работников премировать. - прину́дить
— 1 —
Свет солнечный её разбудит,
Гулять на улице принудит.
— 2 —
Холодный ветерок остудит,
Одеться потеплей принудит. - при́няли
Всё они предприняли,
Решение уже приняли. - развите́е
— 1 —
Учись-ка ты быстрее,
И будешь развитее.
— 2 —
Считай, читай скорее,
И будешь развитее. - реме́нь
Я купил себе ремень
Крепкий, будто бы кремень. - свёкла
— 1 —
Мы у тёти Фёклы
Ели борщ из свёклы!
— 2 —
Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
— Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свёкла.
(П. Синявский) - сверли́т
— 1 —
У соседей голова болит —
Он стену целый день сверлит.
— 2 —
Он на лавочке сидит,
Взглядом все её сверлит. - сли́вовый
— 1 —
Несу в корзине ивовой
Пирог с начинкой сливовой.
— 2 —
Сок я сливовый купил,
Дома банку я открыл.
Оказался сок томатный,
Ничего мне не понятно. - сори́т
Тот природу не хранит,
Кто на улице сорит. - ста́туя
Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя. - столя́р
Красит здания маляр,
Мебель делает столяр. - танцо́вщица
Не пришла к ней ещё бессонница,
Не устала ещё танцовщица. - тво́ро́г
Бабка испекла пирог
Да забыла про творог. - то́рты
— 1 —
В музее — натюрморты:
На них — цветы и торты.
— 2 —
Не налезли шорты —
Часто ели торты.
3. Сперва —
Их на кусочки режьте.
А следом —
Открывайте рты —
И с наслажденьем
То́рты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты́!
(С. Белорусец) - трансфе́р
— 1 —
Запотел секундомер —
Столь тяжёлым был трансфер.
— 2 —
Грустил дядя офицер,
Не прибыл его трансфер. - ту́фля
Слово «туфля» я прочту
С ударением на «ту». - убыстри́ть
Рисуй, умеешь ты творить!
Известность надо убыстрить. - углуби́ть
— 1 —
Чтобы было легче жить,
Знания нам нужно углубить.
— 2 —
Корабли не смогут плыть —
Канал здесь нужно углубить. - украи́нский
Харчо — суп грузинский,
А борщ — украинский. - уме́рший
— 1 —
Он был какой-то потускневший,
Как лебедь в опере умерший.
— 2 —
И сад был полностью сгоревший,
Наверное, он был уже умерший. - фено́ме́н
— 1 —
Вынесли приговор: он невиновен.
Столь странный это был феномен.
— 2 —
Зверь этот был просто огромен,
Такой загадочный феномен. - фети́ш
— 1 —
Нет, ему не угодишь.
Думает, что он — фетиш.
— 2 —
А куда ты так спешишь?
Ведь работа не фетиш. - хво́я
— 1 —
Елкё не было покоя —
Нравилась котёнку хвоя.
— 2 —
После солнечного зноя
Свежестью одарит хвоя. - цеме́нт
Для строителей в момент
Машина привезёт цемент. - ша́рфы
А у нашей Марфы —
Все в полоску шарфы. - шасси́
Для приземления проси
Пилота выпустить шасси. - щаве́ль
— 1 —
Прилетел мохнатый шмель
И уселся на щавель.
— 2 —
Срубили ель,
Сорвали щавель. - щавеля́
На обед с тобой не зря
Варим щи из щавеля.
Стишки сразу для нескольких слов:
- Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта. - В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла́
И вопрос свой задала́…
(А. Пушкин) - Баба Фёкла копала свёклу,
а Коко Шанель любила щаве́ль.
Вы “ловили себя” на мысли, что не помните, как правильно поставить ударение в каком-либо слове? Наша подборка небольших смешных стихотворений поможет Вам их запомнить.
* * *
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
* * *
АлфавИт
Заучив весь алфавИт,
он имел усталый вид.
* * *
БАнты
Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
(И. Агеева)
* * *
ВорОта
Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход – ворОта.
* * *
ДокумЕнт
Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.
* * *
ЖалюзИ
Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
* * *
ЗадалА
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА…
(А. Пушкин)
* * *
Искра
Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искрА,
Если верно — Искра!
(С. Белорусец)
* * *
КаталОг
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.
* * *
КУхонный
Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, –
Зовётся
КУхонный,
А вовсе не
КухОнный!..
* * *
ЛомОть
- Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
* * *
МусоропровОд
Вот ведро,
смотри, народ:
Вот ваш
мусоропровОд!
* * *
НачАть
Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
* * *
НоворождЁнный
Я ужасно утомлённый –
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)
* * *
СвЁкла
- Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
— Я, ребята, не свеклА,
Я, ребята, свЁкла.
(П. Синявский)
* * *
СтолЯр
Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.
* * *
ТворОг
- Бабка испекла пирог
Да забыла про творог.
* * *
ТОрты
- Сперва их на кусочки режьте.
А следом открывайте рты –
И с нacлажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!
(С. Белорусец)
* * *
ЦемЕнт
- Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт. - Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.
* * *
ШАрфы
Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.
* * *
ШассИ
- Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
* * *
ЩавЕль
* Баба Фёкла копала свёклу,
а Коко Шанель любила щавЕль.
* * *
ЗвонИт
* У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.
Слова можно проверить в орфоэпическом словаре для ЕГЭ от ФИПИ.
Углубленные знания по русскому языку можно получить на индивидуальных консультациях.
Не скупитесь на одобрение, делитесь информацией в социальных сетях, заходите на наш сайт Онлайн-не-школы Тесла и подписывайтесь на канал.
СРОЧНО! 100 БАЛЛОВ ДАЮ
Составьте орфоэпический словарь: подбедите фрагменты стихотворений, в которых ритм и рифма подсказывают правильное произношение трудных с точки зрения орфоэпии слов русского языка
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Математика
Путилина Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы.
Орфоэпические рифмовки как способ запоминания норм ударения.
Ударение в русском языке разноместное и подвижное. Это значит, что в русских словах ударение может быть на любом слоге: оно не закреплено за какими-либо слогами: 1, 2-м, последним и т. п. или за определёнными частями слов (морфемами). При изменении слов, например, при склонении или спряжении, у многих слов место ударения может передвигаться с одного слога на другой.
Например:
ере´тик или ерети´к, гра´жданство или гражда´нство.
Другая трудность связана со словоизменением. Например, в форме шарф не ошибёшься, но как сказать:ша´рфа, ша´рфу, ша´рфом или шарфа´, шарфу´, шарфо´м?
Норма – понятие историческое. Нормы складываются, существуют как правильные варианты, противопоставленные неправильным, расшатываются, меняются. Это длительный процесс. Он касается лишь некоторых слов или групп слов. Например, тридцать лет назад норма предписывала говорить: по среда´м, по река´м, по стена´м, среда´ми, река´ми, стена´ми. Сейчас эта норма расшаталась и правильными признаются оба варианта: по среда´м и по сре´дам, по река´м и по ре´кам и так далее. Возможно, через какое-то время один из вариантов победит и станет нормативным произношением.
Слова, допускающие варианты произношения, в КИМы ЕГЭ не включаются.
Нормы фиксируются словарями. Нормы ударения представлены в словарях ударения и в орфоэпических словарях. Поскольку язык находится в постоянном изменении, одно и то же слово может по-разному интерпретироваться в разных словарях. ФИПИ было объявлено, что материалы для ЕГЭ в 2013 г. прошли проверку по новому орфоэпическому словарю РАН: «Большой орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Л. Касаткина, М., «АСТ», 2012. В результате был осуществлён переход на новый акцентологический минимум при подготовке КИМов, который был опубликован в 2013 году в составе официального пакета документов КИМ ЕГЭ по русскому языку на официальном сайте ФИПИ. Теперь каждый год список слов почти не меняется. Нам остается только качественно готовиться к выполнению заданий по орфоэпии, начиная с 5-ого класса.
Помимо традиционных заданий по орфоэпии сейчас все часще и чаще стали использовать орфоэпические рифмованные запоминалки.
Например, необходимо запомнить следующие слова:
временщИк
диспансЕр
духовнИк
еретИк
каталОг
некролОг
приговОр
Можно составить с ними предложение:
ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга получили некролОг с приговОром.
Однако рифмованные тексты , на наш взгляд, удобнее и продуктивнее. В интернете много предлагают подобных запоминалок.
1. Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
2. ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
3. Фёкла красная, как свЁкла! или
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
4. Срубили ель, сорвали щавЕль.
5. Не говори катАлог, а только каталОг.
А твОрог?
Можно твОрог, а можно и творОг!
6. Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
7. С утра перепалки
Из-за ключей в коммуналке.
Забудьте склоки,
Купите брелОки!
8. ФенОмен звонИт по средАм.
ПринЯв договОр по годам,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.
10. Мы с шофЁром пустились по грЯзи
И, подолгу буксуя в грязИ,
ПрорвалИсь к отделению связи –
Нам типОграф прислал жалюзИ.
11. Кто с правилами дружит,
Тот твердо убежден:
ФарфОр нам очень нужен,
А фАрфор не нужён.
12. Нельзя сказать алфАвит,
А можно алфавИт –
Кто говорит алфАвит –
Неверно говорит.
13. Когда мы на машине
Летим во весь опор,
То нас везет не шОфер,
А нас везет шофЁр.
14. И пусть теперь не будет
Секретом для ребят,
Что в парке не статУи,
А стАтуи стоят.
15. А если вы в театр
Придете, например,
Вас не пропустят в пАртер,
Пожалуйте в партЕр.
16. Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно, то искрА,
Если верно – Искра! (С.Белорусец)
17. Стол, нам купленный,
И в кухню занесённый,
Зовётся кУхонный,
А вовсе не кухОнный. (С.Белорусец)
18. Труба подзорная при нём,
Смотрит в небо астронОм.
19. Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход – ворОта.
20. Он начальник, и в момент
Нам подпишет докумЕнт.
21. Красит стены нам маляр,
Полки делает столЯр.
22. Для строителей в момент
Машина привезёт цемЕнт.
23. Как работать неохота,
Одолела нас дремОта!
24. Помогает нам читать,
Учит буквы различать,
Он известен, знаменит,
Нужный всем нам алфавИт.
25. Хоть и жжётся, но красива
Всем известная крапИва.
26. Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день –
Не расколется кремЕнь.
27. В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взялА
И вопрос свой задалА.
28. Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженЕры.
29. Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
30. Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
31. Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
32. Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
33. Тяжела была работа,
В теле всём теперь ломОта.
34. Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
35. Мой сосед-незнайка стонет:
Телефон его не звОнит.
Аппарат-хитрец молчит,
Ждёт, когда кто позвонИт.
36. Я ужасно утомлённый –
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
37. Мы целый день с тобой хохочем,
Остановиться всё не хочем.
Сказать вернее – не хотИм,
Всё хохотим да хохотим! (С.Белорусец)
38. Вот ведро,
И мусор вот.
Мусор – в мусоропровОд.
Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:
кремЕнь – ремЕнь
кОнусы – бОнусы, кОнусов – бОнусов
крАны – рАны
столЯр – малЯр
цепОчка – пОчка
щавЕль залез на Ель
Мы с ребятами пробуем сами придумывать подобные рифмовки и снимать сюжетные видеоролики с этими стихами-запоминалками. Объединив их, можно получить обучающий фильм, который можно пополнять видеозаписями с каждым годом в течение всего обучения в школе. Также мы планируем демонстрировать наши сюжеты будущим выпускникам. Это поможет им при подготовки к ЕГЭ, в частности к заданию 4.