Как составить поэтический орфоэпический словарь

👉 Ответы к странице 60. Русский родной язык 6 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.

Задание 63

Составьте «Поэтический орфоэпический словарь»: подберите фрагменты стихотворений, в которых ритм и рифма подсказывают правильное произношение трудных с точки зрения орфоэпии слов русского языка.


Ответ:

1. Он был немного скованный,

И капельку бало́ванный.

 

2. Подарок выбрать мне помог

Один хороший катало́г.

 

3. В музее — натюрморты:

На них — цветы и то́рты.

Задание 64

1) Прочитайте фрагмент статьи русского лингвиста Р. А. Будагова. Найдите в тексте ответ на вопрос «Как улучшить свою речь?»


Ответ:

Речь человека напрямую связано с его душевной жизнью и уровнем культуры. Чтобы улучшить свою речь нужно развивать свою культуру и интеллект.

 

2) Почему правильную речь не всегда можно назвать богатой, выразительной?


Ответ:

Правильную речь не всегда можно назвать богатой и выразительной, потому что можно легко научится правильно употреблять те или иные выражения, но, чтобы фразы не были канцелярскими, а речь — бедной, за словами должна чувствоваться подлинная и высокая общественная культура.

 

3) Какие средства выразительности использованы в тексте?


Ответ:

В тексте использованы такие средства выразительности, как противопоставление и метафора.

Задание 65

Орфографический и пунктуационный практикум.


Ответ:

Русский родной язык 6 класс учебник Александрова страница 60 задание 65

accentonline.ru

Словарь ударений русского языка
проверка ударений в словах

Стихи для запоминания ударений в словах

Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи. Часто их рассказывают в детском саду и в начальных классах. Они могут быть полезны не только детям.

Весёлые фразы и стишки были придуманы ещё во времена СССР И. Агеевой, С. Белорусцем, П. Синявским и другими поэтами. Многие стишки в списке новые и составлены командой сайта accentonline.ru.

  1. алфави́т
    Заучив весь алфавит,
    Он имел усталый вид.
  2. апостро́ф
    — 1 —
    Зря он писал так много строф,
    Не там поставил апостроф.
    — 2 —
    Ох, сколько ж это катастроф —
    Не там поставлен апостроф.
  3. афе́ра
    — 1 —
    Кто ни в чём не знает меры,
    Тот способен на аферы.
    — 2 —
    Мы услышали от Веры
    Про какие-то аферы.
  4. балова́ла
    Мама сына баловала,
    Вместо супа торт давала.
  5. бало́ванный
    — 1 —
    Он очень образованный,
    И вовсе небалованный.
    — 2 —
    Он был немного скованный,
    И капельку балованный.
  6. ба́нты
    — 1 —
    Девочки надели банты
    И играют дружно в фанты.
    — 2 —
    Если есть в тебе таланты,
    Завяжи на праздник ба́нты.
    Без талантов если ты,
    Повяжи себе банты́.
    (И. Агеева)
  7. бла́гами
    — 1 —
    А жизнь бежит зигзагами
    И одаряет благами.
    — 2 —
    Вы не машите флагами,
    Нас одарите благами.
  8. блоки́ровать
    — 1 —
    Реклама начала шокировать,
    Пора её блокировать.
    — 2 —
    Как ни старались мы варьировать,
    Пришло время блокировать.
  9. бряца́ние
    На мониторе — мерцание,
    От гитары — бряцание.
  10. букси́ровать
    — Вагон дезинфицировать?
    — Давай его буксировать!
  11. взята́
    — 1 —
    У неё была мечта,
    Из книжки сказочной взята.
    — 2 —
    Самолётом высота
    Хорошо была взята.
  12. включи́м
    — 1 —
    Время телевизору мы отдадим
    На диван приляжем и его включим.
    — 2 —
    Нам телефон необходим,
    Быстрее мы его включим.
  13. водопрово́д
    Он задел громоотвод
    И упал в водопровод.
  14. восприня́ть
    — 1 —
    Тогда я смог понять —
    Мне этого не воспринять.
    — 2 —
    Так больно было всё принять
    И эту правду воспринять.
  15. вручи́т
    Курьер доставку облегчит
    И надо дому товар вручит.
  16. газопрово́д
    — 1 —
    Возле нас шумит завод,
    А под ним газопровод.
    — 2 —
    Ох, добавил мне хлопот,
    Во саду газопровод.
  17. герба́
    Двойка — была его судьба,
    Ведь он не знал страны герба.
  18. гербы́
    — 1 —
    Щедрою волей моей судьбы
    Достались мне фамильные гербы.
    — 2 —
    Есть у каждой страны
    Символические гербы.
  19. граффи́ти
    Нет, вы только посмотрите!
    На стене опять граффити.
  20. грунтовы́е
    Утекают чаевые,
    Словно воды грунтовые.
  21. диспансе́р
    Все, кто болеют корью, например,
    Помещены в больничный диспансер.
  22. догово́р
    Чтобы вдруг не вышел спор,
    Заключите договор.
  23. докуме́нт
    Он — начальник
    И в момент
    Нам подпишет документ.
  24. доне́льзя
    Что ж некуда мне деться —
    Упрям он был донельзя.
  25. доска́
    — 1 —
    Этот сон просто тоска
    Снилась школьная доска.
    — 2 —
    Хочется тёплого песка,
    А под ногами лишь доска.
  26. досу́г
    — 1 —
    У меня хороший друг,
    Проводим вместе мы досуг.
    — 2 —
    Позову своих подруг,
    Вместе проведём досуг.
    3. Здесь на даче все вокруг
    Украшает мой досуг.
  27. дремо́та
    Как работать неохота!
    Одолела нас дремота.
  28. жалюзи́
    — 1 —
    Поскорее привези
    Для окошек жалюзи!
    — 2 —
    Ты нам шторы не вози,
    Мы повесим жалюзи.
  29. зави́дно
    Есть при всех конфеты — стыдно!
    Поделись, ведь нам завидно!
  30. занята́
    — 1 —
    Что мне вся эта суета?
    Ведь я делами занята.
    — 2 —
    Не жди меня, моя мечта,
    Ведь я сегодня занята.
  31. заперта́
    — 1 —
    Есть у неё заветная мечта,
    Но дверь к мечте той заперта.
    — 2 —
    В доме нашем царит пустота
    Дверь в наш дом давно заперта.
  32. звоня́т
    Он звонит, они звонят.
    Очень встретиться хотят.
  33. зубча́тый
    — 1 —
    Не полетит наш самолёт крылатый,
    Ведь потерялся механизм зубчатый.
    — 2 —
    Шёл по лесу медведь мохнатый
    И винтик он нашёл зубчатый.
  34. ико́та
    Икота, икота,
    Уходи на Федота.
    С Федота на Якова,
    С Якова на всякого.
  35. и́ксы
    — 1 —
    Играли весело ремиксы,
    А мы все вычисляли иксы.
    — 2 —
    По улице гуляли фиксы,
    Мы в школе вычисляли иксы.
  36. инжене́р
    Вот, у Коли, например,
    Мама — милиционер.
    А у Толи и у Веры
    Обе мамы — инженеры.
  37. инструме́нт
    Предъявите документ —
    Мы дадим вам… (инструмент).
  38. и́скра
    Отлетела от костра
    И погасла быстро —
    Коль неверно, то искра́,
    Если верно — и́скра!
    (С. Белорусец)
  39. катало́г
    — 1 —
    Ударение в слове каталог
    Падает всегда на третий слог!
    — 2 —
    Чтоб скорей в библиотеке
    Отыскать ты книгу смог,
    В ней бывает картотека,
    Специальный каталог.
    3. Подарок выбрать мне помог
    Один хороший каталог.
  40. кварта́л
    — 1 —
    Мы прошли немало —
    Целых два квартала.
    — 2 —
    В бухгалтерии аврал —
    Завершается квартал.
    3. День отчётности настал,
    Время закрывать квартал.
  41. кладова́я
    — Что стоишь, завхоз, зевая?
    — Опустела кладовая.
  42. кла́ла
    — 1 —
    Ох, горький чай, не ожидала,
    Ведь ложку сахару я клала.
    — 2 —
    Бережно я книги протирала,
    Потом в коробочку их клала.
  43. ко́гтя
    В бочке есть и ложка дёгтя:
    Кошки нет без остренького ко́гтя.
  44. коры́сть
    Всё мыши смогут перегрызть,
    Коль будет с этого корысть.
  45. краси́вее
    — 1 —
    Чем человек счастливее,
    Тем выглядит красивее.
    — 2 —
    Тот из нас счастливее,
    В ком душа красивее.
  46. креме́нь
    — 1 —
    Этот камень очень сильный
    И достаточно красивый.
    Бей его хоть целый день.
    Не расколется кремень.
    — 2 —
    Я купил себе ремень
    Крепкий, будто бы кремень.
  47. ле́ктор
    Будет новый «лектор» —
    Предупредил проректор.
  48. ло́ктя
    — 1 —
    Царапинка у локтя
    От кошачьего когтя.
    — 2 —
    А собачка не без когтя —
    Вот царапина у локтя!
  49. ломо́та
    Тяжела была работа —
    В теле всём теперь ломота.
  50. ломо́ть
    Жалко весь, но дайте хоть
    Хлеба вашего ломоть.
  51. мастерски́
    Лишь потёр слегка виски,
    Выпил виски мастерски.
  52. мозаи́чный
    Подарок мозаичный,
    Вполне себе приличный.
  53. мусоропрово́д
    На площадке — хоровод,
    Чистят — мусоропровод.
  54. нача́в
    Я понял весь устав,
    Только читать начав.
  55. нача́вший
    — 1 —
    Он был уже уставший
    И отступать начавший.
    — 2 —
    Хоть он и много повидавший,
    Но чувством проникаться был начавший.
  56. нача́вшись
    — 1 —
    Мы разошлись не попрощавшись,
    Окончился роман и не начавшись.
    — 2 —
    Ты ушёл, её и не дождавшись,
    Встреча закончилась и не начавшись.
  57. новорождённый
    Я ужасно утомлённый,
    Брат не спит новорождённый.
    Не смыкает ночью глаз,
    Криком громким будит нас.
    (И. Агеева)
  58. новосте́й
    — 1 —
    Я жду своих гостей
    И с ними новостей.
    — 2 —
    Услышать я хочу вестей,
    Хороших добрых новостей.
  59. облегчи́ть
    Непросто ударенья заучить!
    Стихи задачу могут облегчить!
  60. опто́вый
    — 1 —
    Построили в городе новый
    Красивый магазин оптовый.
    — 2 —
    Возле улицы садовой
    Магазин открыт оптовый.
  61. оркестро́вая
    Была уже совсем не новая
    В театре яма оркестровая.
  62. осве́домить
    Чтоб территорию исследовать,
    Жильцов надо осведомить.
  63. парте́р
    — 1 —
    В доме — чудесный интерьер,
    Возле него цветной партер.
    — 2 —
    Премьера фильма про модерн,
    Билеты взяли мы в партер.
  64. плодоноси́ть
    — 1 —
    Хочу я у тебя спросить:
    Будет ли яблоня плодоносить?
    — 2 —
    Дерево можно исцелить,
    Будет оно плодоносить.
  65. пломбирова́ть
    — 1 —
    Кухня в воде, чего же ждать?
    Надо трубу пломбировать!
    — 2 —
    Зубик болит. Не горевать!
    Пошли его пломбировать!
  66. позвони́шь
    — 1 —
    Ну, почему же ты молчишь,
    Ведь я спросила: позвонишь?
    — 2 —
    Ему ты этим отомстишь,
    Если ему не позвонишь.
  67. премирова́ть
    — 1 —
    Директор должен написать:
    Кого, за что премировать.
    — 2 —
    За труд не надо забывать
    Работников премировать.
  68. прину́дить
    — 1 —
    Свет солнечный её разбудит,
    Гулять на улице принудит.
    — 2 —
    Холодный ветерок остудит,
    Одеться потеплей принудит.
  69. при́няли
    Всё они предприняли,
    Решение уже приняли.
  70. развите́е
    — 1 —
    Учись-ка ты быстрее,
    И будешь развитее.
    — 2 —
    Считай, читай скорее,
    И будешь развитее.
  71. реме́нь
    Я купил себе ремень
    Крепкий, будто бы кремень.
  72. свёкла
    — 1 —
    Мы у тёти Фёклы
    Ели борщ из свёклы!
    — 2 —
    Свёкла плакать начала,
    До корней намокла:
    — Я, ребята, не свекла,
    Я, ребята, свёкла.
    (П. Синявский)
  73. сверли́т
    — 1 —
    У соседей голова болит —
    Он стену целый день сверлит.
    — 2 —
    Он на лавочке сидит,
    Взглядом все её сверлит.
  74. сли́вовый
    — 1 —
    Несу в корзине ивовой
    Пирог с начинкой сливовой.
    — 2 —
    Сок я сливовый купил,
    Дома банку я открыл.
    Оказался сок томатный,
    Ничего мне не понятно.
  75. сори́т
    Тот природу не хранит,
    Кто на улице сорит.
  76. ста́туя
    Цапля важная, носатая,
    Целый день стоит, как статуя.
  77. столя́р
    Красит здания маляр,
    Мебель делает столяр.
  78. танцо́вщица
    Не пришла к ней ещё бессонница,
    Не устала ещё танцовщица.
  79. тво́ро́г
    Бабка испекла пирог
    Да забыла про творог.
  80. то́рты
    — 1 —
    В музее — натюрморты:
    На них — цветы и торты.
    — 2 —
    Не налезли шорты —
    Часто ели торты.
    3. Сперва —
    Их на кусочки режьте.
    А следом —
    Открывайте рты —
    И с наслажденьем
    То́рты ешьте!
    Ошибкой будет
    Есть торты́!
    (С. Белорусец)
  81. трансфе́р
    — 1 —
    Запотел секундомер —
    Столь тяжёлым был трансфер.
    — 2 —
    Грустил дядя офицер,
    Не прибыл его трансфер.
  82. ту́фля
    Слово «туфля» я прочту
    С ударением на «ту».
  83. убыстри́ть
    Рисуй, умеешь ты творить!
    Известность надо убыстрить.
  84. углуби́ть
    — 1 —
    Чтобы было легче жить,
    Знания нам нужно углубить.
    — 2 —
    Корабли не смогут плыть —
    Канал здесь нужно углубить.
  85. украи́нский
    Харчо — суп грузинский,
    А борщ — украинский.
  86. уме́рший
    — 1 —
    Он был какой-то потускневший,
    Как лебедь в опере умерший.
    — 2 —
    И сад был полностью сгоревший,
    Наверное, он был уже умерший.
  87. фено́ме́н
    — 1 —
    Вынесли приговор: он невиновен.
    Столь странный это был феномен.
    — 2 —
    Зверь этот был просто огромен,
    Такой загадочный феномен.
  88. фети́ш
    — 1 —
    Нет, ему не угодишь.
    Думает, что он — фетиш.
    — 2 —
    А куда ты так спешишь?
    Ведь работа не фетиш.
  89. хво́я
    — 1 —
    Елкё не было покоя —
    Нравилась котёнку хвоя.
    — 2 —
    После солнечного зноя
    Свежестью одарит хвоя.
  90. цеме́нт
    Для строителей в момент
    Машина привезёт цемент.
  91. ша́рфы
    А у нашей Марфы —
    Все в полоску шарфы.
  92. шасси́
    Для приземления проси
    Пилота выпустить шасси.
  93. щаве́ль
    — 1 —
    Прилетел мохнатый шмель
    И уселся на щавель.
    — 2 —
    Срубили ель,
    Сорвали щавель.
  94. щавеля́
    На обед с тобой не зря
    Варим щи из щавеля.

Стишки сразу для нескольких слов:

  • Фено́мен звони́т по среда́м,
    Приня́в догово́р по года́м,
    Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
    Хода́тайство аэропо́рта.
  • В тот же день царица злая,
    Доброй вести ожидая,
    Втайне зеркальце взяла́
    И вопрос свой задала́…
    (А. Пушкин)
  • Баба Фёкла копала свёклу,
    а Коко Шанель любила щаве́ль.

Вы “ловили себя” на мысли, что не помните, как правильно поставить ударение в каком-либо слове? Наша подборка небольших смешных стихотворений поможет Вам их запомнить.

             * * *  
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

     * * *  

АлфавИт

Заучив весь алфавИт,
он имел усталый вид.

             * * *  

БАнты          

Если есть в тебе таланты, 
Завяжи на праздник бАнты. 
Без талантов если ты, 
Повяжи себе бантЫ. 
(И. Агеева)

             * * *  

ВорОта

Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход – ворОта.

           * * *   

ДокумЕнт

Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.

           * * *   

ЖалюзИ

Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.

           * * *   

ЗадалА

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА…

(А. Пушкин)

           * * * 

Искра

Отлетела от костра 
И погасла быстро — 
Коль неверно, то искрА, 
Если верно — Искра! 
(С. Белорусец)

           * * *   

КаталОг

Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.

           * * *   

КУхонный

Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, –
Зовётся
КУхонный,
А вовсе не
КухОнный!..

           * * *   

ЛомОть

  • Жалко весь, так дайте хоть
    Кекса вашего ломОть.

 * * * 

МусоропровОд

Вот ведро,
смотри, народ:
Вот ваш 
мусоропровОд!

           * * *  

НачАть

Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.

           * * *  

НоворождЁнный

Я ужасно утомлённый –
Брат не спит новорождЁнный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)

           * * * 

СвЁкла

  • Свёкла плакать начала, 
    До корней намокла: 
    — Я, ребята, не свеклА, 
    Я, ребята, свЁкла. 
    (П. Синявский)

            * * *

СтолЯр

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.

           * * *

ТворОг

  • Бабка испекла пирог
    Да забыла про творог.

             * * *  

ТОрты

  • Сперва их на кусочки режьте.
    А следом открывайте рты –
    И с нacлажденьем
    ТОрты ешьте!
    Ошибкой будет
    Есть тортЫ!
    (С. Белорусец)

             * * *  

ЦемЕнт

  • Для строителей в момент
    Машина привезет цемЕнт.
  • Этот камень очень сильный
    И достаточно красивый.
    Бей его хоть целый день.
    Не расколется кремЕнь.

             * * *  

ШАрфы

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.

             * * *  

ШассИ

  • Для приземленья попроси
    Пилота выпустить шассИ.

             * * *  

ЩавЕль
*   Баба Фёкла копала свёклу,
а Коко Шанель любила щавЕль.

       * * *  

ЗвонИт

*   У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.

Слова можно проверить в орфоэпическом словаре для ЕГЭ от ФИПИ.

Углубленные знания по русскому языку можно получить на индивидуальных консультациях.

Не скупитесь на одобрение, делитесь информацией в социальных сетях, заходите на наш сайт Онлайн-не-школы Тесла и подписывайтесь на канал.

СРОЧНО! 100 БАЛЛОВ ДАЮ

Составьте орфоэпический словарь: подбедите фрагменты стихотворений, в которых ритм и рифма подсказывают правильное произношение трудных с точки зрения орфоэпии слов русского языка

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Математика

Путилина Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы.

Орфоэпические рифмовки как способ запоминания норм ударения.

Ударение в русском языке разноместное и подвижное. Это значит, что в русских словах ударение может быть на любом слоге: оно не закреплено за какими-либо слогами: 1, 2-м, последним и т. п. или за определёнными частями слов (морфемами). При изменении слов, например, при склонении или спряжении, у многих слов место ударения может передвигаться с одного слога на другой.

Например:

ере´тик или ерети´к,  гра´жданство или гражда´нство.

Другая трудность связана со словоизменением. Например, в форме шарф не ошибёшься, но как сказать:ша´рфа, ша´рфу, ша´рфом или шарфа´, шарфу´, шарфо´м?

Норма – понятие историческое. Нормы складываются, существуют как правильные варианты, противопоставленные неправильным, расшатываются, меняются. Это длительный процесс. Он касается лишь некоторых слов или групп слов. Например, тридцать лет назад норма предписывала говорить: по среда´м, по река´м, по стена´м, среда´ми, река´ми, стена´ми. Сейчас эта норма расшаталась и правильными признаются оба варианта: по среда´м и по сре´дам, по река´м и по ре´кам и так далее. Возможно, через какое-то время один из вариантов победит и станет нормативным произношением.

Слова, допускающие варианты произношения, в КИМы ЕГЭ не включаются.

Нормы фиксируются словарями. Нормы ударения представлены в словарях ударения и в орфоэпических словарях. Поскольку язык находится в постоянном изменении, одно и то же слово может по-разному интерпретироваться в разных словарях. ФИПИ было объявлено, что материалы для ЕГЭ в 2013 г. прошли проверку по новому орфоэпическому словарю РАН: «Большой орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Л. Касаткина, М., «АСТ», 2012. В результате был осуществлён переход на новый акцентологический минимум при подготовке КИМов, который был опубликован в 2013 году в составе официального пакета документов КИМ ЕГЭ по русскому языку на официальном сайте ФИПИ. Теперь каждый год список слов почти не меняется. Нам остается только качественно готовиться к выполнению заданий по орфоэпии, начиная с 5-ого класса.

Помимо традиционных заданий по орфоэпии сейчас все часще и чаще стали использовать орфоэпические рифмованные запоминалки.

Например, необходимо запомнить следующие слова:

временщИк

диспансЕр

духовнИк

еретИк

каталОг

некролОг

приговОр

Можно составить с ними предложение:  

ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга получили некролОг с приговОром.

Однако рифмованные тексты , на наш взгляд, удобнее и продуктивнее. В интернете много предлагают подобных запоминалок.

1. Долго ели тОрты –

    Не налезли шОрты!

2. ЗвонИт звонарь,

    ЗвонЯт в звонок,

    Чтоб ты запомнить верно смог.

3. Фёкла красная, как свЁкла! или  

    В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

4. Срубили ель, сорвали щавЕль.

5. Не говори катАлог, а только каталОг.

    А твОрог?

    Можно твОрог, а можно и творОг!

6. Как у нашей Марфы

   Есть в полоску шАрфы!

7. С утра перепалки

   Из-за ключей в коммуналке.

   Забудьте склоки,

   Купите брелОки!

8. ФенОмен звонИт по средАм.

   ПринЯв договОр по годам,

   Он Отдал экспЕртам эскОрта

   ХодАтайство аэропОрта.

9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят

    Своих малышей баловАть.

    На кУхонный стол по посуде

    Пускают котят танцевать.

10. Мы с шофЁром пустились по грЯзи

     И, подолгу буксуя в грязИ,

     ПрорвалИсь к отделению связи –

     Нам типОграф прислал жалюзИ.

11. Кто с правилами дружит,

      Тот твердо убежден:

      ФарфОр нам очень нужен,

      А фАрфор не нужён.

12. Нельзя сказать алфАвит,

      А можно алфавИт –

      Кто говорит алфАвит –

      Неверно говорит.

13. Когда мы на машине

     Летим во весь опор,

     То нас везет не шОфер,

     А нас везет шофЁр.

14. И пусть теперь не будет

     Секретом для ребят,

     Что в парке не статУи,

     А стАтуи стоят.

15. А если вы в театр

     Придете, например,

     Вас не пропустят  в пАртер,

     Пожалуйте в партЕр.

16. Отлетела от костра

     И погасла быстро –

     Коль неверно, то искрА,

     Если верно – Искра!       (С.Белорусец)

17. Стол, нам купленный,

      И в кухню занесённый,

     Зовётся кУхонный,

     А вовсе не кухОнный.   (С.Белорусец)

18. Труба подзорная при нём,

     Смотрит в небо астронОм.

19. Доезжай до поворота:

     Вот дворец, вот вход – ворОта.

20. Он начальник, и в момент

     Нам подпишет докумЕнт.

21. Красит стены нам маляр,

     Полки делает столЯр.

22. Для строителей в момент

     Машина привезёт цемЕнт.

23.  Как работать неохота,

      Одолела нас дремОта!

24. Помогает нам читать,

      Учит буквы различать,

     Он известен, знаменит,

     Нужный всем нам алфавИт.

25. Хоть и жжётся, но красива

      Всем известная крапИва.

26. Этот камень очень сильный

      И достаточно красивый.

     Бей его хоть целый день –

     Не расколется кремЕнь.

27. В тот же день царица злая,

     Доброй вести ожидая,

     Втайне зеркальце взялА

     И вопрос свой задалА.

28. Вот у Коли, например,

     Мама – милиционер.

     А у Толи и у Веры

    Обе мамы – инженЕры.

29. Для приземленья попроси

     Пилота выпустить шассИ.

30. Солнце. Жарко. Привези

     Нам для окон жалюзИ.

31. Прежде чем дела кончать,

     Нужно их сперва начАть.

32. Если есть в тебе таланты,

     Завяжи на праздник бАнты.

33. Тяжела была работа,

      В теле всём теперь ломОта.

34. Жалко весь, так дайте хоть

      Кекса вашего ломОть.

35. Мой сосед-незнайка стонет:

      Телефон его не звОнит.

      Аппарат-хитрец молчит,

      Ждёт, когда кто позвонИт.

36. Я ужасно утомлённый –

      Брат не спит новорождЁнный.

      Не смыкает ночью глаз,

      Криком громким будит нас.

37. Мы целый день с тобой хохочем,

     Остановиться всё не хочем.

     Сказать вернее – не хотИм,

     Всё хохотим да хохотим!    (С.Белорусец)  

38. Вот ведро,

     И мусор вот.

     Мусор – в мусоропровОд.

Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:

кремЕнь – ремЕнь

кОнусы – бОнусы, кОнусов – бОнусов

крАны – рАны

столЯр – малЯр

цепОчка – пОчка

щавЕль залез на Ель

Мы с ребятами пробуем сами придумывать подобные рифмовки и снимать сюжетные видеоролики с этими стихами-запоминалками. Объединив их, можно получить обучающий фильм, который можно пополнять видеозаписями с каждым годом в течение всего обучения в школе. Также мы планируем демонстрировать наши сюжеты будущим выпускникам. Это поможет им при подготовки к ЕГЭ, в частности к заданию 4.

Добавить комментарий