Разработка методических рекомендаций проведения показательных выступлений
- Главная
- >
- Форум
- >
- Призывникам, контрактникам и абитуриентам
- >
- Детско-юношеские военно-патриотические клубы
- >
- Разработка методических рекомендаций проведения показательных выступлений
Н-ский Пользователь Сообщений: 2772 |
Возникла потребность в методичке для проведения показательных выступлений к 09.05. “Показательные” выступления Показательные выступления Изменено: гв.р. Alexey – 15.04.2013 18:44:11 КТО НАС НЕ ЖДЕТ-ТОТ НАМ НЕ НУЖЕН! |
Очень интересно! Так как первое сообщение будет время от времени редактироваться, делаю информационное сообщение здесь. Изменено: гв.р. Alexey – 22.03.2013 16:08:29 |
|
Давай тогда с самого начала: Сценарий – план проведения какого-либо мероприятия |
|
Н-ский Пользователь Сообщений: 2772 |
Недопонял причину. Но однозначно так. КТО НАС НЕ ЖДЕТ-ТОТ НАМ НЕ НУЖЕН! |
гв.р. Alexey Пользователь Сообщений: 8743 |
#5 21.03.2013 17:52:19 Твой вариант:
Не правильно. |
||
гв.р. Alexey Пользователь Сообщений: 8743 |
#6 21.03.2013 17:59:14
Вводи в текст, грамотный сценарист вытянет тебе любое мероприятие. |
||
Н-ский Пользователь Сообщений: 2772 |
Согласен. Но не совсем. Изменено: Н-ский – 22.03.2013 16:05:30 КТО НАС НЕ ЖДЕТ-ТОТ НАМ НЕ НУЖЕН! |
Н-ский Пользователь Сообщений: 2772 |
#8 21.03.2013 18:07:30
Любая показуха-это, к сожалению экспромт и коллективное действие. КТО НАС НЕ ЖДЕТ-ТОТ НАМ НЕ НУЖЕН! |
||
гв.р. Alexey Пользователь Сообщений: 8743 |
#9 21.03.2013 18:19:02
Есть элементы которые должны быть прописаны. |
||
гв.р. Alexey Пользователь Сообщений: 8743 |
#10 21.03.2013 18:25:49
Сценарист с калькулятором в руке просчитывается все этапы мероприятия заранее. |
||
Отвлекаюсь попутно ещё на другие задачи и упустил мысль – с часами и калькулятором. |
|
Н-ский Пользователь Сообщений: 2772 |
Согласен. Обсуждаем не конкретный сценарий по ролям, а общие рекомендации. КТО НАС НЕ ЖДЕТ-ТОТ НАМ НЕ НУЖЕН! |
гв.р. Alexey Пользователь Сообщений: 8743 |
#13 21.03.2013 18:37:45
Как основа для обсуждения нормально. |
||
Н-ский Пользователь Сообщений: 2772 |
Взаимодействие с полицией прописать в подготовительных мероприятиях. КТО НАС НЕ ЖДЕТ-ТОТ НАМ НЕ НУЖЕН! |
Н-ский Пользователь Сообщений: 2772 |
Чисто разбавить текст из местной практики, размещенной в группе сайта: КТО НАС НЕ ЖДЕТ-ТОТ НАМ НЕ НУЖЕН! |
Вот например одна из ситуаций. |
|
Des Администратор Сообщений: 16105 я где-то рядом… |
Прыгали мы на показуху группой в город, площадка сложная, между высоток в небольшом сквере, частично асфальтовые дорожки с бордюрами и скамейки, везде стоял народ и небольшой пятачок диметром метров 30 куда и нужно было приземлиться. Группа 10 чел в один заход, я первый, как самый тяжёлый. Так вот, пока были в воздухе, всё было хорошо, но стоило мне приземлиться, как эта толпа ломанулась потрогать живого парашютиста. В основном это были дети с велосипедами и родители с детьми на шеях. А в небе ещё 9 человек пытаются приземлиться на ту же площадку, а не кому-то на голову и ничего не поломать ни себе ни людям. Вот где экстрим был! А наземная группа поддержки была, и вроде бы организовала всё, и ветер показали дымом и площадку огородили ленточкой… Но людям с задних рядов ведь не видно – вот и в момент все изменилось. зато от администрации района города нам всем подарили юбилейные электронные будильники – не зря страху натерпелись PS кстати, ВИПы всегда вещают вначале и всегда не укладываются в регламент из-за чего всё сдвигается или сокращается по времени. Так что это можно сразу закладывать в сценарий. С неба об землю… и в бой! |
Н-ский Пользователь Сообщений: 2772 |
Можно ввести следующюю строчку во вводном абзаце: Но хотелось бы вернуться к показухе. Ибо иное, как правило, задача местных органов, ведающих культурой, полиции и т.д. КТО НАС НЕ ЖДЕТ-ТОТ НАМ НЕ НУЖЕН! |
гв.р. Alexey Пользователь Сообщений: 8743 |
#19 22.03.2013 16:03:18
Нужно что то типа этого: |
||
У меня к тебе просьба – все наработки отсюда скидывай в текстовый файл и загружай его в своё первое сообщение в начале темы. |
|
гв.р. Alexey Пользователь Сообщений: 8743 |
#21 22.03.2013 16:45:26 Год назад, на основной работе, начинал писать статью – “Проведение массовых мероприятий в концертных залах”.
|
||
стрелокъ Пользователь Сообщений: 1352 |
#22 23.03.2013 20:01:16
Похожая ситуёвина былау нас в Архангельске на 80-летие ВДВ. Прыгали на городской пляж в круг метров 10 диаметром- учитывалась ещё и точность приземления. Организаторы из “Долга” выставили оцепление и отлавливали желающих пожать руку первому приземлившемуся. Зато когда отпрыгали все, удержать толпу смогли бы только бульдозеры ! Многие ломанулись просто прикоснуться к парашютному шёлку- ностальжи, знаете ли… Всем вам – удачи в купола! |
||
Н-ский Пользователь Сообщений: 2772 |
#23 28.03.2013 10:28:20
Как правило эти функции выполняет мужчина с микрофоном. КТО НАС НЕ ЖДЕТ-ТОТ НАМ НЕ НУЖЕН! |
||
Н-ский Пользователь Сообщений: 2772 |
#24 28.03.2013 10:30:56
Изначально так и планировал. Но хотелось бы видеть прикладную “середину”. С учетом опыта форумцов. Пока этого нет. КТО НАС НЕ ЖДЕТ-ТОТ НАМ НЕ НУЖЕН! |
||
гв.р. Alexey Пользователь Сообщений: 8743 |
#25 28.03.2013 15:06:16
Бывает что ведущего приглашают со стороны (работает за гонорар), он может быть “не в теме” мероприятия. |
||||
гв.р. Alexey Пользователь Сообщений: 8743 |
#26 28.03.2013 15:08:06
Сейчас работает ограничение редактирования своих старых сообщений. |
||
Н-ский Пользователь Сообщений: 2772 |
Тогда получится отсутствие единого текста. КТО НАС НЕ ЖДЕТ-ТОТ НАМ НЕ НУЖЕН! |
Н-ский Пользователь Сообщений: 2772 |
Целесообразно ли включение в программу упражнений с гирей ? КТО НАС НЕ ЖДЕТ-ТОТ НАМ НЕ НУЖЕН! |
Поставлю сюда несколько фотографий для наглядности со 2 августа 2012 в г. Пермь. |
|
гв.р. Alexey Пользователь Сообщений: 8743 |
#30 02.04.2013 18:13:02 Два больших дядьки под музыку показывали шоу в сопровождении группы поддержки из девчонок. |
Показательные выступления: как захватить внимание аудитории
Еженедельная программа, в которой Александр Яныхбаш рассказывает о секретах публичных выступлений. Вы узнаете все о том, как подготовить выступление, не упустив важных нюансов, рассмотрите вопросы управления вниманием публики, уверенной подачи, а также научитесь выстраивать композицию презентации с фишками, которые используют выдающиеся спикеры. В результате вы по-новому посмотрите на свои выступления и сможете привнести в них лучшее!
Секретные технологии: ответы на вопросы
Об алгоритме ответа на вопросы
Какие есть техники «ухода» от вопроса?
Как относиться к вопросам из зала?
Как строится убеждающее высказывание?
Чего часто не хватает у людей, которые что-то доказывают?
Как строится линия аргументации?
Сторителлинг в презентациях
Как через историю подвести к основной идее презентации?
Какие истории рассказывать в начале, середине и в конце?
Без чего невозможна хорошая мотивирующая история?
Управление вниманием: вербальные методы
Повторное применение приемов захвата и пять новых техник вовлечения аудитории
Почему важно давать публике отвлекаться?
Как встроить приемы вовлечения в свою презентацию?
Управление вниманием: невербальные методы
Две группы приемов для управления вниманием публики на протяжении презентации
Как с помощью голоса управлять вниманием?
Перемещения по залу и жестикуляция: за и против
Сила и польза зрительного контакта
Как захватить внимание аудитории: Новость
Прием «привязка к новости или событию»
Почему этот прием работает в выступлениях?
Пример использования данного приема
Как захватить внимание аудитории: Вопросы в зал
Как стандартно и скучно начать выступление (не повторяйте это!)
В чем заключается задача вступления?
Как использовать принцип «воронки вопросов»
Главное, о чем нужно помнить, задавая вопросы
Что такое структура выступления и зачем она нужна?
Какие вопросы интересуют аудиторию?
Из каких частей состоит любая хорошая презентация
Страх публичного выступления
Страх публичного выступления #1
Волнение или паника: в чем разница
Дыхательные разминки для снятия панического состояния
Медитативные приемы для упокоения
Страх публичного выступления #2
Какие разминки помимо дыхательных есть еще и в чем их соль?
Почему полезно приехать пораньше на место выступления
Как заполучить друзей в зале до начала презентации?
Страх публичного выступления #3
Что поискать в себе, чтобы использовать в трудную минуту?
Что берут с собой на выступление некоторые известные спикеры?
Лайфхак, когда вы уже на сцене: что сделать в первые полторы секунды.
Подготовка презентации
Подготовка презентации:
Определение целей
О важности постановки целей
О типичных ошибках, которые допускают спикеры на шаге #1
Примеры правильной постановки целей
Подготовка презентации:
Изучение аудитории
Какие параметры аудитории нужно учесть
Почему люди любят, когда говорят «на их языке»
Самое главное. что нужно знать про аудиторию
Подготовка презентации: Создание плана
Как быстро построить структуру презентации
Какие вопрсоы нужно задавать самому себе, чтобы создать план
Какие простые средства вам помогут в этой процессе
Подготовка презентации:
Сбор материалов
Что делать с планом презентации дальше
Какая информация нам может пригодиться на этапе сбора материала
Писать текст выступления целиком или нет?
Подготовка презентации: Проговаривание
Откуда берутся ошибки даже при тщательно выписанном материале выступления
Что сделать, чтобы услышать себя со стороны
Как проверить свой контент и последовательность изложения материала
Подготовка презентации: Слайды
Почему слайды правильно создавать не в самом начале
Как понять, где какой слайд лучше использовать
Подготовка презентации: Генеральная репетиция
Как нужно репетировать
Чем помочь самому себе во время репетиции
Технология
организации показательных выступлений школьной команды черлидеров разного
уровня подготовки
Е.А.
Корепов
ФГБОУ
ВПО «НГПУ им.К.Минина»
Аннотация. В данной статье
рассматривается процесс подготовки к концерту школьной команды черлидеров.
Особенностью является, что в команду собраны учащиеся с разным уровнем
подготовки, в связи с этим должна быть подобрана грамотная мотивировка детей и
создан определенный психологический климат в команде.
Ключевые слова: технология организации
школьных концертов, этапы подготовки к выступлению, школьная команда
черлидеров.
Technology
demonstrations of the organization of the school cheerleading team of different
levels of training
E.A. Korepov
State Pedagogical university of Nizhniy
Novgorod named K.Minin
Annotation. This article discusses the
process of preparing for the concert school cheerleading team. A special
feature is that the team gathered students with different levels of training in
this regard should be selected competent motivation of children and created a
psychological climate in the team.
Keywords: technology of the organization
of school concerts, stages of preparation for the performance, school
cheerleading team.
Благодаря
двигательным действиям и эмоционально-пластическим движениям нашего тела мы
открываем для себя мир, и мы открываемся миру. Посредством «языка движений» хореографы,
тренеры/спортсмены художественных видов спорта стремятся раскрыть внутренние
глубины своей «психосферы» и одновременно «воспевают» себя в своих действиях. Культура
телесности, культура движений и культура человеческого духа образуют своего
рода семантико-двигательный континуум. В современных мультимедиа-проектах и
системах спортивной практики эстетические эмоции имеют экспрессивные (от англ.
express –выражать) и импрессивные функции (от англ. impress –производить
впечатление). При этом человеком создаются пластические образы, которые
обобщают телесно-двигательные ощущения/ восприятия и транслируют их в
определенные понятийные структуры.[2].
В последние годы
при школах очень стремительно развивается дополнительное образование детей.
Создается много спортивных секций, призванных обогатить мир ребенка через
занятия хореографией, современными танцами, восточными единоборствами. В данной
статье предлагается ознакомиться с молодым для России видом спорта черлидинг на
примере подготовки школьной команды к выступлению на школьном концерте.
При использовании данной технологии
мы можем добиться следующих образовательных результатов:
1.Предметный:
–
реализация изученных двигательных движений в новых условиях концертной
деятельности,
–
контроль за своим физическим состоянием,
–
анализ своего физического и эмоционального самочувствия,
–
демонстрация динамики подготовки, показ овладения основными навыками
хореографии, правил и техники чир спорта,
–
проявление чувства партнера при синхронном выполнении танцевальных упражнений,
–
развитие спортивного артистизма, а также реализация двигательных действий в
режиме темпового ритма под музыку.
2.Метапредметный:
–
овладение техникой выразительных движений,
–
формирование чувства ритма,
–
гармонизация своих действий,
–
умение распределять роли в команде,
–
разрешать конфликтные ситуации,
–
приобщение к творческой деятельности,
–
оценка своей деятельности и окружающих членов команды на примере просмотра
видеоролика после концерта,
–
формирование новых способов самодисциплины,
–
формирование чувства командного духа,
–
понимание социальной значимости своей деятельности.
3.Личностный:
–
умение эстетично двигаться,
–
формирование красивой осанки и походки,
–
выработка чувства проявления ответственности за свои действия формирование
новых отношений между воспитанниками, коллективизма,
–
укрепление мотивации на достижение успеха,
–
формирование чувства прекрасного.
При разработке данной технологии были
выявлены следующие дидактические задачи педагога:
–
Сформировать программу показательных выступлений и создать условия для их
максимально эффективной реализации, уметь снять напряжение у детей перед
выходом на сцену;
–
Способствовать своими действиями: демонстрации воспитанниками своей
подготовленности в ходе выступления, привлечению новых членов в команду;
–
Создать условия для развития артистических способностей, выразительности
движений, мимики, концертного обаяния на основании спортивной и коллективной
деятельности по черлидингу.
Перед
обучающимися были поставлены учебные задачи:
Продемонстрировать усвоенные двигательные
действия, синхронно выполнять движения под танцевальную музыку с предметами;
умение работать в команде, проявлять артистизм, выражать свои эмоции;
произвести благоприятное впечатление на зрителей, развитие внутренней
самодисциплины, видения партнера по сцене.
Данная
технология включает в себя 3 основных этапа подготовки к показательному
выступлению:
1
этап.
Школьная команда черлидеров готовится к
показательному выступлению на школьном мероприятии, посвященном Дню учителя.
Тренировочный процесс реализуется педагогом в группе детей, разного возраста и
разного уровня подготовленности. Расстановка детей на сцене происходит
следующим образом: дети лучше подготовленные к выступлению оказались в поле
зрения детей, имеющих не столь высокий уровень подготовленности.
Подбор
музыкального сопровождения осуществляется голосованием членов команды по
предварительно представленным педагогом музыкальных отрывков.
Педагог
мотивирует детей, имеющих более высокий уровень подготовки тем, что из них
будет выбираться команда для участия в спортивных соревнованиях. А
воспитанников с не столь высоким уровнем подготовленности мотивирует тем, что
они займут освободившиеся вакансии в старшей группе.
Осуществляется
репетиционный процесс показательного номера, на котором тренер обращает особое
внимание на музыкальные акценты, на синхронное исполнение, на специфику
пространства сцены.
Генеральный
прогон происходит в сценических костюмах в последовательности концертной
программы с хронометрированием.
2
этап.
В день выступления члены команды
собираются в репетиционном зале для и предконцертной разминки и финальной
отработки наиболее сложных фрагментов выступления. Педагог мотивирует детей на
предстоящее выступление, кроме вышеуказанного еще и мотивами эстетики, красоты
и зрительского признания, а также повышением успешности в собственно
учебно-спортивной деятельности. Если в команде присутствует много новичков,
тренер старается занять в зале положение, при котором новички могут его видеть
со сцены, и при возникновении трудностей с воспроизведением танцевальной
программы, подсказывает движения.
3
этап.
После окончания концерта коллектив
воспитанников собирается в зале для обсуждения прошедшего мероприятия методом SWOT-анализа.
Выясняются положительные моменты концерта, что именно понравилось и почему, что
можно было сделать еще лучше, что для этого надо предпринять. Выявляем
негативные стороны выступления, с определением причинно-следственной связи
негативных моментов, что можно сделать для устранения их либо для уменьшения
уровня влияния негативных факторов выступления.
Были
выявлены определенные педагогические условия, которые способствуют наиболее
полному осуществлению поставленной перед педагогом задачи:
Наличие заинтересованности к данному виду
спорта у детей и их родителей, наличие зрительского интереса, положительное
отношение администрации к проведению совместных тренировок у групп разного
уровня подготовленности и согласования графика подготовки и с концертной
деятельностью черлидеров с учебным процессом соответствующих классов, наличие ресурсов
для организации в школе праздничных мероприятий, а также выездных выступлений.
При осуществлении данной технологии были
использованы следующие ресурсы: спортивный зал для подготовки, коврики для
занятий йогой, маты, музыкальный центр, флешка с музыкальным сопровождением,
костюмы для выступления, обувь, помпоны.
Если содержание образования дано в
государственных стандартах, то содержание обучения задано самими участниками
процесса. Подчеркнем, что предметно-дисциплинарное содержание образования – это
часть социального опыта, изоморфная культура, «созданная людьми» (она фиксируется
в ГОСах–проектах, программах, учебниках, медиа-изданиях). Содержание обучения/учения
– результат взаимодействия «культурного наследия» (содержания образования) и
индивидуальных культур непосредственных участников педагогического процесса.
Содержание обучения всегда личностно организовано, создается «здесь и сейчас» –
на учебном занятии педагогом и учащимися.[1]. Что и было затронуто при
разработке данной технологии.
Список литературы:
1. Дмитриев
С.В., Быстрицкая Е.В., Воронин Д.И. Трансверсальные программы для системы
образования магистрантов в сфере физической культуры. Ч.1: важен не обученный
специалист, а развивающийся профессионал/ Вестник Мининского университета.2014.
№4 (8). С.28
2. Дмитриев
С.В., Неверкович С.Д., Быстрицкая Е.В. Личностно-ориентированная технология
формирования продуктивного действия у спортсменов/ Спортивный психолог. 2013.
№1. С.10.
Каким бы хорошим специалистом вы ни были, какими бы неоспоримыми достоинствами ни обладали, публичные выступления — это камень, о который спотыкаются, кажется, даже самые уверенные в себе люди. Нервы любят подступать неожиданно — стоите вы за трибуной, перед жюри или работодателем. Но это лишь малая часть проблемы. Как подготовиться к выступлению, составить речь, правильно держаться и общаться с аудиторией, рассказываем в статье.
Путь к успешному публичному выступлению в самом общем виде состоит из четырех шагов
- определение своей целевой аудитории;
- подготовка к выступлению (которая во многом зависит от вашей целевой аудитории);
- качественное выступление;
- грамотные ответы на вопросы.
Это база, самый примитивный и в то же время самый важный фреймворк любой публичной презентации. Казалось бы, ничего сложного. Но даже при таком простом плане завалить выступление проще простого.
Базовые правила публичного выступления
Соблюдайте правила приличия
Это касается не только скабрезных шуток, о которых вы абсолютно точно должны забыть на время выступления.
- Не опаздывайте. Пунктуальность показывает серьезность ваших намерений и вообще представляет вас ответственным человеком.
- Не перебивайте членов жюри, когда они задают вопросы, или членов команды (если речь идет о кейс-чемпионате, например).
- Старайтесь не слишком навязывать свое мнение, тем более не делайте это грубо и агрессивно.
- Благодарите членов команды, жюри, интервьюеров или любого другого человека, с которым вам приходится общаться в ходе выступления.
- Уделите внимание своему внешнему виду. Ни в коем случае не приходите в грязном костюме, мятой рубашке или с немытой головой. Опрятность хоть и мало говорит о ваших интеллектуальных способностях, но поможет расположить к себе аудиторию.
Готовьтесь старательно
Нет ничего хуже для выступающего, чем неосведомленность о формате встречи, ее задачах или, например, бизнесе заказчика.
- Разберитесь в целях. Поймите, чего от вас ждут: короткого питчинга новой идеи или обстоятельного доклада. Определите критерии успеха своего выступления.
- Узнайте, где будет проходить встреча и каким оборудованием оснащено помещение. Иначе представьте: вы подготовили презентацию, а в зале нет проектора или элементарно компьютера.
- Изучите свою аудиторию. Узнайте, сколько человек будет вас слушать и прикиньте, насколько они будут к вам расположены. Это «холодная» аудитория, с которой вы общаетесь в первый раз? Или это старый клиент, который регулярно к вам возвращается? Учитывайте эту информацию при подготовке презентации.
Проверьте все свои материалы
- Вычитайте презентацию и раздаточный материал. Если не уверены, что найдете все ошибки и опечатки, отдайте текст корректору.
- Убедитесь, что собрали полный пакет документов, если они нужны на встрече. Заранее утвердите все, что нужно, поставьте печати и подписи.
- Перед выходом проверьте, что взяли документы по нужному проекту, иначе будет неловко.
Ваша аудитория
В процессе выступления перед аудиторией, особенно в формате защиты кейса, вам чаще всего придется сталкиваться с четырьмя типами людей. Их можно условно назвать математиками, идейными, визуалами и перфекционистами. Есть еще один тип, который сложно назвать пятым, так что пусть будет четвертым с половиной, — это люди-покерфейсы, их сложно «прочитать». Вы все равно никогда не поймете, чего они хотят, так что просто не обращайте на них внимания.
Математики
Их большинство. Они четко просчитывают ваше выступление по баллам. Им нравятся презентации, в которых много фактов и есть конкретные выводы. Они рациональны, организованны, но бывают слишком дотошны и могут с легкостью увлечься какими-нибудь незначительными деталями, забыв о главной теме. Такие люди избегают конфронтации, поэтому, несмотря на свою дотошность, вряд ли будут спорить с утверждениями остальных членов жюри.
Идейные
Люди этого типа на баллы обычно внимания не обращают: они хотят лишь хорошо провести время, получить отличное настроение. Им важно видеть вашу коммуникацию с командой, так что ваша презентация должна стать воплощением этой коммуникации, ее результатом. Идейные обычно открыты для обсуждений и готовы выслушать любые мнения, выступая в роли модератора. Как и математики, в конфронтацию вступать они не станут и часто могут жертвовать своим мнением в пользу остальных.
Визуалы
Для этой группы главное, чтобы все было красиво — от презентации до самого выступления. Таким людям важно показать ценность презентуемого материала. Не поленитесь и добавьте слайд с общими тенденциями вашей отрасли, используйте разделение на особые темы внутри презентации. Визуалы эмоциональнее своих коллег, и никакая конфронтация их не пугает.
Перфекционисты
Их стоит опасаться больше всего. Именно эти люди могут вас завалить, если вы допустите ошибку или продемонстрируете некомпетентность в каком-либо вопросе. По окончании презентации они хотят видеть готовый план действий и то, как вы к нему пришли. Много внимания они уделяют вопросам эффективности, особенно финансовой. Перфекционисты независимы, очень упорны и могут быть весьма конфликтны. Практика показывает, что таких людей меньшинство, но все же будьте аккуратны.
Как определить тип личности
Возникает логичный вопрос: как понять, кто есть кто? Во-первых, если есть возможность, постарайтесь заранее узнать, кто будет присутствовать на вашем выступлении. Часто тип личности можно прогнозировать по позиции, занимаемой человеком. Так, к идейным обычно относятся топ-менеджеры, математиками чаще всего бывают консультанты и постоянные члены жюри, визуалов много среди менеджеров из FMCG, к перфекционистам относятся технари и люди с большим опытом в отрасли. Если нет возможности узнать состав жюри заранее, типы личности станут более-менее очевидны, пока вы будете рассказывать первые 2–3 слайда вашей презентации.
Впрочем, эта типология, как и любая подобная, имеет ограничения. Люди всегда совмещают несколько типов личности, из которых один преобладает. В стрессовых ситуациях люди имеют тенденцию перемещаться к дальним углам спектра: так, математик может с легкостью стать придирчивым, как перфекционист. Поэтому структурируйте свою презентацию, ориентируясь на визуала, при этом оставьте в приложении несколько детализированных слайдов, посвященных собственно аналитике, которые помогут ответить на вопросы математика.
Важно помнить, что у каждого человека есть область экспертизы. Это может относиться к его непосредственной специальности, проекту, над которым он недавно работал, его интересам. Назовем это «горячими точками». Их нужно знать. Изучите интересы экспертов, их репутацию, темы, на которые они часто высказываются, и не забывайте внимательно их слушать. «Горячая точка» поможет вам привлечь эксперта на свою сторону, например, если ваши мнения совпадут. Но они же могут стать препятствием для успешного выступления, если, скажем, сместят фокус с основной задачи.
Подготовка к выступлению
Сторителлинг
Если с типами аудитории все ясно, пока не совсем понятно, как составить свое выступление. Доказано, что публичные выступления в виде рассказа или истории воспринимаются лучше и отпечатываются в сознании.
Что такое история? В деконструированном виде это лишь четкая структура. У любой истории есть завязка, кульминация и развязка. Начните с небольшого вступления, расскажите о себе, убедите публику, что вы компетентны в том вопросе, за который взялись. Покажите суть проблемы, грамотно сформулируйте ее. Решение проблемы — это отдельная история внутри истории, расскажите ее, придерживаясь обычной структуры. Кульминацией вашего рассказа должна стать идея, то есть собственно предложение по решению проблемы.
Самое важное — знать свой материал! Не пытайтесь прыгать выше своей головы, говорите только о том, в чем действительно разбираетесь. Это повысит уровень доверия аудитории и просто поможет расслабиться. Ведь чего бояться, если вы все знаете? К тому же хорошее ориентирование в теме поможет при ответах на вопросы слушателей.
Речь и поза
Как знают все хорошие ораторы, успешная презентация начинается еще до того, как вы вошли в аудиторию. Продумайте свое выступление заранее. Людям нравится грамотно поставленная речь в умеренном темпе без слов-паразитов и надоедливых звуков вроде «э-э-э» и «м-м-м». Если у вас есть с этим проблемы, попробуйте порепетировать у зеркала, следите за своими жестами, не машите много руками, но и не держите их в карманах. Встаньте так, как вам удобно, но не слишком фамильярно. Ноги и руки ни в коем случае скрещивать не стоит. В идеале лучше снять себя на видео, чтобы потом посмотреть и проанализировать недостатки. Важно, чтобы вербальная (то, что вы говорите) и невербальная (ваши жесты, позы и интонация) части вашего выступления были сбалансированы. Поэтому еще лучше дать это видео двум другим людям. Если они поймут все одинаково и стиль вашего выступления не вызовет отторжения, значит, все в порядке. Более того, репетиция – это хороший способ узнать, укладываетесь ли вы в тайминг.
Очень выгодно во время публичных выступлений смотрится импровизация. Но не стоит себя переоценивать. Как известно, лучшая импровизация — это хорошо подготовленная импровизация. Некоторые вещи должны лишь выглядеть так, будто вы о них не думали и сказали сходу. Если этот навык вам не дается, лучше основательно подготовьтесь.
Чтобы не забыть ни о чем во время выступления, можно воспользоваться рядом хитростей:
- Читать заранее подготовленный текст. Вариант плохой, но, если совладать с нервами совсем не удается, можно и так.
- Подсматривать в карточки. Вполне нормальная практика — использовать карточки с короткими тезисами по каждой части презентации. Таким образом вы не будете стоять, уставившись в текст, но всегда будете знать, что сказать дальше.
- Выучить все наизусть. Вариант для тех, у кого есть много свободного времени.
- Самый эффективный способ — использовать понятные зрительные образы на раздаточных материалах, которые помогут вспомнить, о чем говорить.
Как произвести правильное впечатление
Чтобы правильно продумать стратегию своего публичного выступления, нужно понимать, как со временем меняется внимание публики.
Как известно, наиболее внимательно люди слушают в начале выступления, поэтому все самое важное лучше сказать в первые минуты. Постарайтесь понравиться с самого начала — потом будет сложно донести до слушателей информацию эффективно.
Ближе к экватору внимание публики рассеивается. Чтобы поддерживать интерес, стоит регулярно устраивать встряску: задавайте вопросы, расскажите историю, например реальный кейс или случай из жизни, активно пользуйтесь визуальными материалами (презентацией, флипчартом или доской).
Внимание аудитории автоматически увеличится к концу выступления, а если вы заранее скажете, что заканчиваете, все активизируются еще быстрее. Кратко резюмируйте свое выступление, перескажите основные выводы и завершите презентацию на позитивной ноте.
Если вы хотите оставить о себе хорошее впечатление, обратите внимание на то, как вы общаетесь с аудиторией. Обращайтесь к судьям исключительно на вы или по имени-отчеству, допустимо также обращение «коллеги». Следите за темпом речи, тембром, интонацией и движениями тела. Чаще всего такие невербальные сигналы воспринимаются людьми намного лучше, чем слова. Не забывайте о зрительном контакте, но не сверлите взглядом одного человека — поддерживайте контакт со всеми членами жюри. Держите спину прямо, расправьте грудь и стойте по центру сцены или непосредственно перед теми, кому рассказываете презентацию. Чтобы избавиться от волнения, можно, например, приехать на место выступления заранее, постоять немного за трибуной или там, где вы будете находиться, рассказывая презентацию. Можно немного посидеть в зрительном зале или на месте жюри. Когда презентация уже началась, говорить слушателям о своем волнении не стоит, это выглядит довольно жалко.
Как выступать с командой
В контексте кейс-чемпионатов актуален вопрос выступления в командах. По сути, все предыдущие комментарии можно применить и к командному выступлению. За парой исключений.
Главная ошибка, которую допускают почти все команды, — раздельные репетиции. Запомните: если вы выступаете не один, то и прогонять выступление правильнее вместе. Заранее обговорите, кто, что, сколько и когда говорит, чтобы избежать неловких пауз и неразберихи во время выступления. Лучший вариант, когда говорят все, но у каждого есть свой участок текста и разное количество времени.
В любой команде есть люди, которые говорят лучше других, им лучше доверить самые важные моменты. Конечно, все могут говорить и равное количество времени, но при таком раскладе менее красноречивые члены команды могут потянуть за собой остальных.
В крайнем случае можно выбрать одного представителя от команды и доверить ему всю презентацию. При таком варианте есть риск создать впечатление, будто именно он тянул на себе кейс, пока остальные где-то веселились. Сами понимаете, за отсутствие командной работы на кейс-чемпионатах баллов не дают.
Как отвечать на вопросы
Завершающий этап практически каждого публичного выступления — ответы на вопросы аудитории или жюри. Как уже говорилось ранее, если вы отлично владеете темой, врасплох они вас не застанут. Другое дело, что иногда вопросы могут быть неприятными и даже каверзными. Что делать в такой ситуации оратору?
Первое правило: всегда сохраняйте спокойствие и вежливость. Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями и дать достойный ответ, попросите оппонента повторить вопрос. Так вы выиграете несколько секунд.
Не забывайте, что даже в самых неприятных ситуациях ваш ответ должен быть на 100 % по делу. Не пускайтесь в пространные рассуждения, уводящие от сути вопроса. Отвечайте коротко и по делу. Подкрепляйте свою мысль примерами и, если возможно, выдержками из выступления.
И конечно, всегда благодарите за вопросы. Для вас это шанс подробнее раскрыть тему, показать глубину своих знаний и отработать возражения аудитории. Значит, каким бы каверзным ни был вопрос, он сыграет вам на руку.